Психологические тесты. Опросник социально психологической адаптивности (СПА) А.К.Осницкого

Мы продолжаем цикл статей про семейный этикет. Принятие эмоций сравнимо с принятием человека таким, какой он есть. Всегда ли правильно принимать эмоции близких и как достигнуть эмоционального комфорта — об этом мы поговорим в данной статье, а также затронем тему того, как не допустить эмоциональной перегрузки. И помните, что этикет — это когда оба собеседника находятся в позиции: Я-ОК, ТЫ-ОК (т.е. со мной все хорошо и с тобой), а не когда одна из сторон проигрывает.

Когда следует, а когда не следует принимать эмоции

Всем нам приятно, когда нас поддерживают и принимают наши эмоции. Принятие эмоций рождает доверие к человеку. И зачастую это доверие перерастет в то, что мы вновь и вновь делимся с ним своими положительными и отрицательными эмоциями. Как же приятно, когда в семье делятся позитивными моментами, ты становишься как будто свидетелем всех этих историй и сам начинаешь радоваться успехам своего близкого человека. Этикет в том и состоит, чтобы не быть равнодушным к родному человеку.

В общем, с положительными эмоциями все предельно ясно. Нам приятно и другому человеку приятно, когда радуются его хорошим новостям. А как быть с негативными эмоциями, когда их следует, а когда не следует принимать? Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Муж приходит домой и находится в плохом настроении. Что нам делать: начать его допытывать или вести себя, как ни в чем не бывало? Я думаю, здесь стоит найти «золотую середину», приспособиться к ситуации. Вы как никто другой лучше и знаете, как и на что он реагирует положительно. В подобной ситуации сначала стоит дать ему успокоиться, расслабиться, покушать, отдохнуть, и вот когда он сам будет готов поговорить с вами – тогда и стоит выслушать и помочь в сложной ситуации советом или поддержкой в роли мягкой и любящей жены.

Однако всегда ли стоит принимать эмоции мужа? И кто должен принимать эмоции женщины? Мужчина по своей природе способен сам справиться со своими негативными эмоциями, и зачастую ему просто необходимо уединение, где он справится со своими мыслями и восстановит баланс. Женщина не способна сама переваривать эмоции, ей необходимо их проговаривать и делиться с окружающими, чтобы ее отпустило. Жена в первую очередь должна рассказывать о своих эмоциях мужчине, и он ее обязан принять и успокоить. Хотя и женщина также должна быть поддержкой для своего мужа, ведь он не робот и не всегда сам может все переварить. Женская мягкость сможет залечить раны своего мужчины, главное иметь правильный подход к нему.

Пример 2. Если мужчина всегда вываливает на свою жену все проблемы касательно работы, машины, друзей, то женщине от этого становится тяжело и больно, под большой угрозой . И в данной ситуации женщине необходимо проговаривать, что ей тяжело это выслушивать и принимать, а мужчина должен понять это и найти способ справляться с негативными эмоциями иным способом. Ведь женщине выслушав мужа, который постоянно жалуется ей, будет необходимо слить этот негатив на кого-то другого, а этими кто-то часто становятся дети, что опять же будет неправильно.

Итак, в чем заключается в принятии эмоций? Необходимо правильно проговаривать свои эмоции, как мужчине, так и женщине, чтобы оба в итоге остались довольны, чтобы между ними не разразилась ссора. Когда обе стороны находятся в адекватном состоянии и понимают природу друг друга, то они вместе смогут найти правильное решение.

Мужчинам надо запомнить, что не всегда женщина, делясь своими эмоциями, требует решения той ситуации, о которой она рассказывает. Порой ей просто надо высказаться и ситуация налаживается сама собой. Порой ей необходимо услышать, что она права и пусть хоть весь мир говорит, что она плохая, но он как муж должен сказать, что она находится под его защитой и он всегда рядом. Обычно после этого любая отрицательная эмоция перерастает в добродушные объятия и принятие.

Чтобы сохранялся эмоциональный комфорт существует закон принятия эмоций, который говорит о том, что старший должен принимать эмоции младшего , но не наоборот. Как это понимать? Смысл заключается в следующем: мы родители должны принимать эмоции своих детей, а наши родители должны принимать наши эмоции. В этом заключается экология общения. И речь тут как раз о негативных эмоциях.

Родители зачастую привыкают свои страхи и переживания сливать на детей, но детям от этого становится далеко не весело. Да и еще к тому же, в большинстве своем случаев ссоры родителей начинают сильно отражаться на детях, где мама начинает жаловаться на своего мужа ребенку, который изначально любит своих родителей одинаково, ведь они его РОДИТЕЛИ. И ребенку, конечно же, больно принимать то, что мама страдает, и то, что папа такой неадекватный. Часто, в особенности у девочек, развиваются в дальнейшем комплексы и недоверие к мужчинам, она боится строить отношения.

Принимать эмоции своих детей — это обязанность родителей. Ведь кто как не вы, сможет поддержать и успокоить его. Ведь ребенок привык вам доверять и верить, что вы его всегда любите и защитите. Дети в глубине своей души всегда любят родителей бескорыстно, какими бы плохими они не были. И справиться с жизненными обстоятельствами и дать ему счастливую путевку в жизнь. Ведь принимая эмоции и оказывая любовь, вы растите ребенка внутренне защищенным и ему не надо будет доказывать во взрослой жизни, что он чего-то стоит. Он будет полноценной личностью, которая знает, чего хочет, и сможет много достичь благодаря вере своих родителей в него. Он не будет слабохарактерным и бессердечным, он станет самодостаточным и благородным, тем, в кого вы верите. И это касается не только самых маленьких, но и взрослых «детей», которым уже за 20, 30 лет, которым родители продолжают сливать свои эмоции.

От веры многое зависит, но речь сейчас несколько не об этом, а о том, когда эмоции следует, а когда не следует принимать. Вот вам заметки на размышления. Ниже я опишу результаты принятия/непринятия эмоций, и вы сами сделаете для себя выводы.

Результаты принятия/непринятия эмоций

1. Ситуации, когда то, что нужно — ты принимаешь/не принимаешь

— Жена делится эмоциями + муж принимает: между мужчиной и женщиной сохраняются , у женщины не накапливаются отрицательные эмоции, а муж учится принимать женские эмоции.

— Жена делится эмоциями + муж не принимает: у женщины появляется закрытость, начинают копиться эмоции, женщина начинает чаще стрессовать, в результате муж думает, что все проблемы в женщине, а по факту он своим нежеланием слушать женщину создал негативную атмосферу в семье.

— Дочь ведет себя эмоционально + мама принимает: ребенок учится принимать себя и свою природу, начинает лучше осознавать свои эмоции, чувствует защищенность и наполняется любовью к себе и окружающим.

— Дочь ведет себя эмоционально + мама не принимает: ребенок не чувствует защищенности, начинает думать, что с ним что-то не так, что он не должен это чувствовать и проявлять эти эмоции, в результате зажимается, начиная хранить все это в себе (когда начинается «переходный возраст» ребенок бежит от родителей куда подальше).

2. Ситуации, когда то, что не нужно — ты принимаешь/не принимаешь

— Муж часто сливает негативные эмоции + жена принимает: нарастает напряжение между супругами, когда мужчина сливает, женщина обычно в такой семье не сливает эмоции и наблюдается похожая ситуация с тем, когда мужчина не выслушивает женщину, но в еще более жесткой степени, т.к. ей добавился еще один источник негативных эмоций.

— Муж часто сливает негативные эмоции + жена не принимает: правильная позиция женщины в данном случае, она не грузится лишними проблемами, которые ей по природе сложно переварить, а мужчину это стимулирует на то, чтобы разобраться со своими эмоциями другим путем.

— Мама жалуется дочери + дочь принимает: дочь начинает брать проблемы семьи родителей в свою семью, в результате нарушается эмоциональный комфорт и обе семьи разрушаются.

— Мама жалуется дочери + дочь не принимает: мать начинает искать другие способы избавления от собственных эмоций, а дочь не перегружает собственную семью проблемами родителей.

Как не допустить эмоциональной перегрузки

Конечно же, сначала надо и попытаться найти причину их проявления. Если реакция на определенные ситуации часто повторяется, то зачастую причина не в конкретной ситуации, а лежит намного глубже. Возможно, это касается личных отношений, к примеру, женщина, поссорившись с ним, начинает срываться на детях. Или жена, накопив обиды на мужа, «пилит» его от случая к случаю по поводу и без.

Также, зачастую мы принимаем все близко к сердцу. Любое действие окружающих на нас оказывает оценивающее воздействие. И нам порой кажется, что про нас плохо подумали или еще чего-либо. Мы закрываемся, обижаемся, расстраиваемся, испытываем чувство вины. И в первую очередь нам необходимо полюбить себя . Начать ценить себя, давать себе право испытывать те или иные чувства и уметь контролировать негативные эмоции по отношению к окружающим, не допускать эмоциональной перегрузки. Также нам стоит учитывать, что принимая негативные эмоции окружающих – мы вбираем их в себя, если не умеем ставить границы и защищаться от них.

Мужчина перерабатывает эмоции. Негатив, который он получает из социума или от эмоций жены, он может переварить, уединившись за своими делами, приняв душ или собравшись с друзьями, от занятий спортом или за другим иным занятием по душе. Он может сам справиться с полученным негативом, что не скажешь про женщину.

Женщине это по природе не свойственно. Она будет только закрываться, и хранить все в себе. Ей обязательно нужно проговаривать эмоции полученные извне, для того чтобы от них избавиться. Ей необходимо пережить эту эмоцию, тогда она снова сможет стать любящей и внимательной, наполняющейся счастьем изнутри.

Чтобы не допустить эмоциональной перегрузки — очень важны личные границы. Вы вправе сами ставить для себя границы с теми, чьи эмоции вам сложно переварить и на расстоянии вам будет намного легче общаться с этим человеком. Возможно, спустя время, вы опять сможете сократить ваши границы, но пока вы не готовы принимать и взаимодействовать с человеком – вам стоит от него отдалиться. Тем временем вы не должны ждать, пока тот другой изменится, а сами должны работать над своей реакцией и учиться прощать, не копить обиды и ненависть. Простить — не значит сблизиться, простить – значит не копить обиду.

Оказавшись в эмоциональной обстановке, где все накаляется – вам стоит оттуда уйти, в такой атмосфере вы вряд ли сохраните спокойствие и самообладание. Когда все утихнет – стоит вернуться и попытаться разобраться, если это от вас требуется.

Когда вас переполняет чувство злости и ненависти, вам необходимо отвлечься. Находясь наедине, можете применить технику с дыхательными упражнениями для расслабления, либо медитативные техники, либо послушать спокойную музыку, в общем, то, что могло бы максимально быстро помочь восстановить положительный эмоциональный настрой. Также помогает прогулка на свежем воздухе, или занятие йогой.

Попробуйте прорабатывать свои повторяющиеся из раза в раз негативные эмоции. Найти новый способ реакции на определенные ситуации, которые вас сильно задевают. К примеру, попробовать перевести назревающий скандал в шутку, или найти себе срочное занятие, на которое вам необходимо отвлечься. В общем, импровизируйте, пробуйте избавляться от негативных эмоций, возникающих в стрессовой ситуации, перенастраивая себя на позитивный лад.

Что такое "эмоциональный комфорт"? В словаре Ожегова слово "комфорт" определяется бытовыми удобствами, словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук определяет "комфорт" (англ. comfort), как комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические. Т. е. эмоциональный комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма.

Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии, составляющие эмоциональный комфорт ребенка в ДОУ.

1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.
Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в доу. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога - изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учитывание индивидуальных особенностей каждой семьи.

2. Распорядок дня.
Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых - необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течении дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что - то не успевают и куда - то спешат. Главными компонентами режима по ФГТ являются еда, сон и прогулка не менее 2 часов, остальные моменты могут варьироваться с учетом возраста и программных задач.
Для маленького ребенка еда - важное занятие. Никогда, ни в какой ситуации взрослые не имеют права насильно кормить детей, заставлять их съесть что - либо.
Дети имеют право на собственные вкусы и предпочтения в еде, выявление которых, предполагает работа с семьей по определению индивидуальных особенностей каждого ребенка. У ребенка должно оставаться право не есть то, что они не любят или не хотят в данный момент. Единственное условие - это договоренность с родителями о возможности исключения каких-то блюд. Многие взрослые хорошо помнят, как омрачала их детство необходимость съедать ненавистные пенки или курицу с кожей. Ведь став взрослыми, люди сохраняют и позволяют себе многие предпочтения в еде, и никто их за это не порицает.

При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании и заботе. Пробуждение должно происходить в спокойной обстановке, без спешки. Обязательным является нахождение воспитателя или помощника воспитателя в группе во время сна.

Прогулка - главное условие здоровья детей. Проведение занятий в помещении за счет сокращения времени прогулки категорически не допустимо. Прогулка должна проводиться в соответствии с требованиями и сохранением всех частей и активности педагога.
Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и туалету.

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, и проч.;

4. Стиль поведения воспитателя.
Пребывание в группе 20 - 25 сверстников в течение целого дня - это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную обстановку?
Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…

Старайтесь говорить не громко и не слишком быстро. Жестикулировать - мягко и не слишком импульсивно. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает. Не торопитесь давать оценку чему бы то ни было: поступкам, работам, высказываниям детей - «держите паузу».
Можно выделить несколько простых общих правил, которые помогут установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и признательность (приложение 1).
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это - важнейшее условие доверия ребенка ко взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.

5.Добрые традиции
Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.
В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому - то делают больше замечаний, кого - то чаще хвалят и т.п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.

Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Необходимо подготовить единый сценарий, который будет одинаково воспроизводиться при чествовании каждого именинника (традиционную хороводную игру - например, "Каравай"; разучить с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки).
Можно ввести еще один обычай - "Круг хороших воспоминаний". Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить "о хорошем". Затем необходимо коротко рассказать, что - нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть какие - то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Петя сразу заснул и т.д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие - то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка. Эту традицию можно вводить уже со второй младшей и средней (3 г. - 4 г. 6 мес.) группы.

В старшем возрасте у детей большая познавательная активность, зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей. Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на "вопросительном месте".

Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый будет лепить, рисовать, строить что - то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.

Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка. Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня и т.п.

Атмосфера эмоционально комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды , которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т.к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество. Созданию психологического комфорта способствуют:

  • - работа с природными материалами - глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;
  • - музыкальная терапия - регулярные муз.паузы, игра на детских муз.инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина - «золотое сечение»);
  • - предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте самостоятельности и свободы.
  • Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка (памятка 2)

Юлия Кулачкина
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ средствами создания психологического и эмоционального комфорта дошкольников

Сегодня проблема психологического здоровья ребёнка , его эмоционального благополучия , комфорта , встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимания друг к другу. Для успешной адаптации ребёнка в современных условиях, развития его способностей, творчества, эмоционального благополучия , необходима комфортная и гармоничная развивающая среда в ДОУ .

Одним из направлений работы нашего педагогического коллектива является создание для детей комфортного психологического климата .

При оформлении помещений в детском саду создаётся цветовой комфорт : "охлаждение" солнечных, жарких помещений цветами холодных оттенков, использование палитры пастельных тонов в группах раннего возраста.

Используем в работе принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми или приступа агрессии. Обратите внимание! Не выгонять ребенка из группы, а предложить побыть одному (здесь на помощь приходит кабинет психолога ) в этом году на группах (в спальнях будут создаваться уголки уединения – это место где можно побыть одному, полежать, успокоится, поиграть в спокойную игру, помечтать.) Так же в группах в уголках социально-эмоционального развития имеются пособия помогающие детям и воспитателю регулировать свои взаимоотношения : коврики «Дружбы» , ленточка «Мирись, мирись больше не дерись» , мешочек плохого настроения, тапочки «Мира» .

В каждой группе воспитателем выстраивается система правил созданы каталоги в карточках - схемах «Этого нельзя» . В рамках правил ребенок учиться отличать себя от других, правила развивают у детей чувство уверенности и собственной полноценности, таким образом укрепляется Я ребенка.

Чтобы снять приступ агрессии у ребенка, в группах создаются «Уголка ярости» , с подбором материала помогающего детям выплескивать накопившиеся негативные эмоции , чувство гнева (мягкие кубики, мячики; детская боксерская груша; листы бумаги, стаканчик для криков; мешочек плохого настроения; коврик «Злюка» ). Воспитателями в течении дня проводятся игр, упражнения для профилактики агрессивного поведения.

В режим дня введены минуты тишины и минуты релаксации. В группах введен ритуал утреннего приветствия «Давай поздороваемся » , воспитателями используются психологические речевые настройки .

Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в наш сад, счастливым. В каждой группе созданы руками воспитателей экраны настроения все они разные по стилю, оформлению и содержанию. Они помогают заметить отклонения в эмоциональном состоянии и обеспечить эмоциональный комфорт в группе детей .

Проблема дневного сна так же очень актуальна в наше время. Родители нарушат режим ребенка вне детского сада. В результате дети испытывают трудности при отходе ко сну или совсем не спят. А пролежать два часа в кроватке, (особенно для гиперактивных детей) не только не успокаивает, но и еще больше перевозбуждает ребенка. А ведь дневной сон дошкольника важная составляющая часть его психического и физического здоровья . В нашем детском саду мы с воспитателями нашли пути решения этой проблемы : при входе в спальную комнату дети проходя через сухой дождь, детский сон охраняют игрушки – ангелочки. Воспитатель говорит слова : «Пусть сладко вам всем спится, хорошее приснится, пусть ваши ангелочки охраняют вас!». Во время укладывания детей на дневной сон воспитатели проводят тактильную релаксацию перед сном, особенно с детьми гиперактивными, агрессивными которые имеют проблему засыпания. Во время ее проведения используется спокойная, релаксирующая музыка. Все это создает обстановку защищенности, спокойствия, способствует быстрому засыпанию.

В новом проекте федеральных государственных стандартов основным из направлении развития дошкольника является развитие коммуникативных черт личности (умения общаться) . В связи с этим нами была продуманна новая форма организации совместной деятельности воспитателя и детей - разговор в круге, проведение ежедневных и еженедельных ритуалов, целью которых является предоставление детям возможности высказать свои мысли, установить доверительные с ними отношения, дать модель поведения и отношения к проблемам другого, повысить их самооценку.

Воспитатель предлагает детям собраться в круг и поговорить. Никого не принуждают. Во время разговора воспитатель и дети сидят на полу, кому как удобно. Ежедневный ритуал включает в себя разговор с детьми в утренний приём или в вечерний отрезок времени. Обсуждают, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришёл, чем будут заниматься, выслушивают пожелания детей на случай отмены прогулки (дождь, мороз) и вносят свои предложения.

Еженедельный ритуал заключается в проведении "Пятничного круга". Воспитатель обсуждаем с детьми, чем была интересна неделя, чему радовались, научились. В течение недели воспитатель вместе с детьми заполняет экран добрых дел и в конце недели каждому вручаем медальку, выделяя его хорошие дела и поступки. Считаю эту форму совместной деятельности очень важной , поскольку "Вера в себя, в свои силы, уверенность в том, что ты любим и нужен, умение общаться, строить диалог важнее для успеха в жизни, чем интеллектуальная успеваемость и другие результаты деятельности ". Именно общение в круге стало необходимым элементом жизни групп и способствует возникновению семейной атмосферы.

Особое внимание уделяется психологическому комфорту педагогов . Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых . Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями , поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ , который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение . С воспитателями проводятся комплексы упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

Сотрудники нашего детского сада стараются, каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых у нас строятся на основе сотрудничества и уважения. Воспитатели стараются увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние , откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости .

Методическая разработка:
«Обеспечение эмоционального комфорта в группе детского сада посредством группового традиционного досуга «У самовара я и мои друзья».

Введение.

Для полноценного и своевременного психического развития детей необходимо обеспечить каждому ребёнку радостное и содержательное проживание в детском саду.
Специальными исследованиями установлено, что эмоциональное неблагополучие ребёнка не только серьёзная психолого-педагогическая, но и медицинская проблема.
По данным исследования И. А. Шишковой отклонения в состоянии нервно-психического здоровья отмечаются у 9% обследованных детей, а функциональные нарушения - у 62%. В дошкольном возрасте в результате частичного преодоления функциональных нарушений и частичного их перехода в устойчивые отклонения соответствующие показатели составили 21% и 38%. Таким образом, к концу дошкольного возраста стойкие нервные расстройства обнаруживаются у каждого третьего, здоровыми можно считать менее половины детей.
Рост числа детей с повреждённой или ослабленной нервной системой ставит перед педагогами сложную задачу создания в детском коллективе благоприятного психологического климата. Для этого необходимо изменить содержание и формы общения между воспитателем и детьми, удовлетворить потребность детей в эмоциональном насыщении и разнообразии переживаний.
Детский сад должен стать для ребёнка местом, где ему уютно, хорошо и весело. Для обеспечения ребёнку спокойных и дружелюбных отношений со сверстниками, создания в группе миролюбивых, доброжелательных взаимоотношений между всеми детьми и уверенности ребёнка в искреннем, личном расположении к нему необходимо создание определённого стиля жизни в группе.
Создание групповой традиции будет способствовать поддержанию и развитию благоприятной эмоциональной атмосферы, а также сможет порождать самостоятельные проявления внимания и доброжелательности со стороны самих детей. В качестве такой интересной формы работы мы выбрали традицию праздничного чаепития «У самовара я и мои друзья». Познавательной основой для такой работы послужила тема традиций народных праздников. Они являются средством выражения национального
характера, являются яркой формой отдыха взрослых и детей. Народный праздник является по своей сути большой яркой и глубоко содержательной игрой. Проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу, оставляя в детской памяти глубокий след.
Цель данной работы: обеспечить эмоциональный комфорт в группе через создание, развитие групповых традиций проведения досуга.
Задачи:
- формировать положительные детские взаимоотношения в группе;
- формировать навыки общения взрослых и детей, детей со сверстниками;
- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- развивать у детей навыки совместной деятельности, чувства общности;
- развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности.
- познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников.

Основная часть.

Создание групповой традиции основано на принципах личностно-ориентированного подхода в общении взрослого с детьми.
Работа по созданию групповой традиции проходила по этапам:
- анализ методической литературы о народных праздниках;
- создание картотеки народных игр;
- разработка перспективного плана проведения группового досуга;
- обсуждение данного плана с родителями воспитанников;
- реализация плана;
- оформление альбома «А у нас традиция такая!», его презентация.
Досуг «У самовара я и мои друзья» мы проводили один раз в месяц, в соответствии с перспективным планом.
Тематический перспективный план досуга групповая традиция «У самовара я и мои друзья».
Сентябрь
Беседа «Традиция - что это такое? У нас будет своя традиция».
Беседа «Наш урожай»,рассматривание иллюстрации «Едет с поля урожай»
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».
Выставка семейных поделок из даров осени, сочинение «Фруктово- овощной сказки».
Досуг «Народный праздник «Ярмарка».
Октябрь
Оформление информации для родителей «Пироги капустные очень, очень вкусные».
Игра-хоровод «Капустка».
Семейный театр «Сорока Белобока»
Досуг «Красна изба пирогами».
Ноябрь
Беседа «Моя мама».
Фоторепортаж «Мама, мамочка моя».
Изготовление плаката-открытки для мам.
Досуг «День матери».
Декабрь
Беседа «Новый год спешит к нам в дом».
Работа с семьями воспитанников «Сундучок семейных традиций».
Изготовление игрушек для групповой ёлки, создание «Елки пожеланий».
Досуг «Что такое Новый год?»
Январь
Досуг «Рождество Христово».
Знакомства с народными играми «Бабка Ёжка», «Башмачок».
Фоторепортаж «Праздники в моей семье».
Февраль
Рассматривание репродукции картины Кустодиева «Масленица».
Беседа «Будем зиму провожать».
Знакомство с русскими народными играми «Горелки», «Гори, гори ясно».
Досуг «Здравствуй, Масленица годовая».
Март
Оформление информации для родителей о празднике Сороки.
Разучивание закличек «Жаворонки, господа…»
Лепка жаворонков из солёного теста.
Досуг «Праздник Сороки».
Апрель
Рассматривание репродукции картины Н.Арефьевой «Весна.Пасха.»
Выставка семейных поделок «Пасхальная весна».
Знакомство с пасхальными играми «Вербочка- вербочка».
Досуг «Пасха светлая…».
Май
Беседа «Моя семья».
Фоторепортаж «Вся семья вместе и душа на месте».
Оформление альбома «А у нас традиция такая».
Досуг «Большая дружная семья»,презентация альбома.
В течение месяца проводилась предварительная работа, в процессе которой у детей накапливались знания о предстоящем празднике. Предварительная работа включала в себя следующие методы:
рассказ воспитателя о предстоящем празднике;
познавательный рассказ из истории традиций русской культуры;
фоторепортажи, фотовыставки, выставки семейных творческих работ;
рассматривание иллюстраций, репродукций картин на тему народных праздников;
«Сундучок семейных традиций»- рассказы родителей о праздничных семейных традициях;
знакомство с народными праздничными играми;
изготовление подарков, поделок к празднику для родственников и друзей.
Групповой досуг «У самовара я и мои друзья» имел следующую структуру:
I. Совместная сервировка стола.
II. Беседа о празднике (актуализируются знания детей о народных традициях праздника, о его проведении в семьях воспитанников, используются рассказы родителей из «Сундучка семейных традиций»). Проводится с целью вовлечения детей в праздничную атмосферу.
III. Развивающая игра «Поздравь соседа» (вручение подарков). Её цель: развивать у детей внимание, доброжелательное отношение, умение высказывать эмоциональное отношение к сверстникам.
IV. Праздничная народная игра, хоровод.
V. Праздничная песня.
VI. Чаепитие, свободное общение детей.
VII. Фотосессия.
При проведении данной работы особое внимание уделялось укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогало объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием (изготовление поделок к праздничным выставкам, приготовление угощения, оформление стенгазет.) Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуальной и коллективной творческой деятельности детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей.
Родители стали активными участниками воспитательного процесса: они были желанными гостями на групповых досугах, рассказывали о семейных традициях, принимали участие в оформлении альбома «А у нас традиция такая», в семейных выставках поделок к народным праздникам, в семейном спектакле «Сорока Белобока».
Результативность данной работы определялась с помощью теста Люшера, игровой социометрической методики Т.А. Репиной «Секрет» .Эти методики дают возможность получить данные о социометрической структуре группы, эмоциональном микроклимате и сделать вывод об успешности деятельности. Сравнивались данные на начало учебного года и его конец. Данные контрольной диагностики показали:
- увеличилось количество детей, у которых эмоциональное состояние в норме;
- снизился коэффициент изолированности в группе;
- повысился уровень удовлетворённости детей своими отношениями со сверстниками.
Анализируя эти данные, можно сказать, что в группе создан благоприятный эмоциональный климат.

Заключение.

Создание групповой традиции «У самовара я и мои друзья» дало возможность удовлетворить потребность детей в эмоциональном насыщении и разнообразии переживаний, познакомить детей с народными праздниками и показать пример сохранения народных традиций, создания своих традиций. Уютный созданный своими усилиями праздник вносит разнообразие в жизнь группы, новые яркие чувства, переживания, которые очень необходимы для полноценного развития личности.

Литература.

1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.-М.: Педагогика, 1990.
2. Калинин Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника.-СПб.:Речь,2002.
3. Князева О. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.-СПб.: Детство-Пресс, 2000.
4. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детских садах/ Под ред. А. В. Орловой, 1995.

Фотоматериалы:

"Здравствуй, Масленица годовая!"


"Праздник Сороки.Весну встречаем."



"Пасха светлая"

Колышкина Гульназ Василовна

Дошкольный возраст - время активного вхождения ребенка в социум, время установления разнообразных его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, время пробуждения гуманных чувств. Вот почему в этом возрасте так важно уделять этому особое внимание. Но для этого необходимо создать благоприятные условия, ведущее из которых - эмоциональный комфорт ребенка. Важно понимать, что его эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку и эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, формирует самоконтроль, ориентирует на успех в достижении целей. Именно по этому эмоциональное благополучие можно считать наиболееемким понятием для определения успешности развития ребенка.

Как известно, большую часть своего времени дети дошкольного возраста заняты игрой. Игра, таким образом, выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд. однако ребенок лучше усваивает тот материал, который соответствует его настроению, т. е. положительных эмоций ребенка и его настроения зависит успешность обучения, следовательно, наличие комфортного эмоционального фона во время игры просто необходимо.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний. (Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2003. С. 104).

Создание психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развития его личности - одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы решить её, необходимо опираться на более полное, адекватное представление об эмоциональной сфере ребенка, его истинных потребностях, на исследования ученых в этой области, а не только на представления взрослых о том, что, как им кажется, хочет ребенок, что ему полезно, а что вредно. Кроме того, очень многое зависит и от складывающихся профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых - руководителя дошкольного учреждения, воспитателей, специалистов, родителей, - от их отношения к происходящему в данном учреждении, к самим себе, друг другу, к ребенку. Причины сниженного эмоционального настроения детей могут крыться как в семейных условиях воспитания, так и в условиях эмоционального климата ДОУ.

Очень часто педагоги недооценивают значение эмоциональных переживаний для общего психического и даже интеллектуального развития детей, делая основной упор на образовательные и учебные моменты во взаимодействии с ребенком. Иначе говоря, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер. поэтому так важно уделять особое внимание развитию адекватных способов общения с эмоциональным миром ребенка, обучению коммуникативным приемам, направленным на создание доверительной атмосферы во время общения как с взрослыми, так и с детьми, атмосферы, способствующей раскрытию творческих способностей ребенка и всей его индивидуальности.

Итак, создание психологически комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ невозможно без профессионального и личностного роста взрослых, без понимания ими роли эмоций для развития природного потенциала ребенка, без обучения специальным навыкам доверительного, эмоционально - комфортного взаимодействия, как между самими взрослыми, так и между взрослыми и детьми. Результатом положительно - направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость и готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Это обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

Но как детям получить такой положительно - направленный эмоциональный опыт? Необходимо создать для них определенные игровые ситуации, помогающие пробудить их конкретные эмоциональные переживания и поступки, а затем помочь детям сделать нужные выводы.

Такие игровые ситуации лучше планировать 1 - 2 раза в неделю.

Примеры игровыхситуаций:

  1. Наши добрыедела (Ситуации, направленые на проявления заботы, внимания и сочувствия к людям). Напишем письмо больному другу. Мы готовимся встретить друга после болезни. Сделаем выставку рисунков для наших родителей. Порадуем нашу няню, поздравим её с днем рождения.
  2. Мы самые старшие в детском саду (Учим проявлять заботу о младших, проявлять чувство самоуважения, основанное на ощущении растущей самостоятельности) Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье. Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками. Подготовим для малышей кукольный театр. Научим малышей водить хороводы. Смастерим для малышей сказочный домик.
  3. Наша забота нужна всем Мы украшаем детский сад, группу к празднику. Мы ремонтируем книги. Мы выращиваем зеленый лук и петрушку. Мы готовимся к ярмарке.
  4. Хорошо заниматься любимым делом в группе детей (в вечернее время) (Ситуации, помогающие объединить детей общими интересами, помочь приобрести опыт дружеского взаимодействия со сверстниками, создать уголки в развивающей среде групп). Мастерская умелых рук. Избушка рукодельниц. Домик затейников. Пещера фантазий. Совет эрудитов. Все это - длительный период сотрудничества, дружеского общения.
  5. Ситуации гуманистического выбора (Неподготовленные беседы нравственно - этического содержания. Они рассматривают ситуации, требующие ответа на вопросы: как быть, что делать? Такие беседы проводить в утренние часы). Затруднительные игровые ситуации создает сам воспитатель, чтобы пробудить у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность, эмоциональную отзывчивость, готовность активно искать решение. Подобные эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого оределенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний (Эмоциональное развитие дошкольника / под. ред. А.С. Кошелевой. М., 2007.). Пример: 1. На шкафчиках отклеились картинки. 2. Не все краски выставлены к рисованию. 3. Не хватает пластилина для лепки. 4. На полу разлитая вода.

Воспитатель описывает определенную ситуацию и ставит перед детьми проблему "как быть?". Дети ищут решение. Таким образом, дети оказываются перед реальным выбором линии поведения: откликнуться на просьбу и помочь или остаться равнодушным, отдать поделку малышу или оставить себе. Создавая такие игровые ситуации, воспитатель должен содержанием предстоящего дела увлечь детей эмоционально, должен показать им, что результат приносит не только реальную пользу, но и радость окружающим. Именно в условиях игры дети лучше запоминают, как им следует вести себя в тех или иных ситуациях, приобретают необходимый эмоциональный и поведенческий опыт.

Итак, в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения развитие эмоциональной сферы наиболее эффективно происходит в условиях организации интересной для детей игровой деятельности. Разнообразные события, переживаемые детьми в реальных игровых и условных ситуациях, обогащают эмоциональный мир дошкольников, делают понятным язык эмоций и чувств, открывают новые возможности для самовыражения и социального взаимодействия с окружающими людьми. Развитие же эмоциональной сферы - залог эмоционального благополучия и комфорта, оказывающих влияние на все сферы психического развития ребенка.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!