Мастерские с детьми в доу. Творческая мастерская, как форма работы с родителями

Организация творческих мастерских в ДОО.

Родители, бабушки, дедушки – это те главные люди, которые находятся с малышом в начале его жизненного пути. Ребенок растет и развивается благодаря их поддержке, любви и заботе. Эта связь с семьей не должна ослабевать и с приходом ребенка в детский сад. Кроме того, для его полноценного развития крайне важно участие родителей в образовательном процессе ДОО, что так же продиктовано современными требованиями.

Согласно ФГОС ДО, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155, для реализации образовательной программы в ДОО должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, открытость дошкольного образования, создаст условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Одним из основных принципов ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников ДОО) и детей.

Принципами дошкольного образования являются:

    Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    Сотрудничество ДОО с семьей;

    Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ФГОС ДО решает ряд важных задач:

    Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Учитывая это, актуальным для педагогических коллективов ДОО является поиск эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс. Одной из таких форм стала организация творческих мастерских с участием педагогов и их родителей.

Основная цель работы творческих мастерских- укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.

Творческие мастерские направлены на решение следующих задач:

    Знакомство детей и родителей с различными художественными техниками и их возможностями для оформления и украшения помещений как в ДОО, так и дома;

    Развитие творческих и дизайнерских способностей;

    Формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.

Творческая мастерская организуется в изостудии детского сада один раз в квартал. Тема каждой предстоящей встречи, особенности работы сообщается родителям посредством афиш-приглашений, которые раздаются в группах и вывешиваются в холле ДОО. В среднем встреча длится от 40-60 минут

Как правило, встречи в творческих мастерских требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, выполнение воспитанниками совместно с родителями домашних заданий (подготовка выступления, заготовка природного материала и т.п.)

При подготовке к творческим мастерским также необходимо организовать рабочее пространство так, чтобы дети и родители имели свободный доступ ко всем основным и вспомогательным материалам, необходимым для создания выразительного образа будущей поделки. За время организации таких встреч в ДОО был сформирован примерный перечень необходимых материалов.

Непременным условием организации творческих мастерских является создание положительной эмоциональной атмосферы, когда дети и родители чувствуют себя свободно, раскрепощенно, комфортно и могут творить. Присутствие мамы или папы рядом с ребенком помогает ему чувствовать себя уверенно и спокойно, что особенно важно в период дошкольного детства.

Традиционно первые мастерские проходят в начале учебного года и направлены на раскрытие красот осени, возможностей использования природного материала в дизайне.

Последующие встречи посвящаются Новому году и Рождеству. В рамках этих встреч участники изготавливают елочные игрушки, праздничные сувениры для своих друзей или близких.

Последняя творческая мастерская в учебном году связана с праздником Светлой Пасхи. Хочется отметить, что ее посещают дети и взрослые не только из православных семей, но и мусульманских семей. В ходе творческой деятельности участники встречи изготавливают сувениры на пасхальную тематику.

Работа творческих мастерских организуется так, чтобы не просто научить детей и их родителей определенным навыкам, но и дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполнения работы.

Каждая встреча решает не только практические, но и воспитательные, и образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Перед началом практической деятельности педагог знакомит участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать. Это может быть декупаж, квилинг, обращение с полимерной глиной и т.п. Затем он показывает и рассказывает об этапах работы.

Традиционно творческие мастерские сопровождаются красочной презентацией, которая иллюстрирует слова педагога. После этого обсуждаются предстоящая работа, возможные сложности, трудности и пути их преодоления.

Следующий этап –непосредственно совместная детско-родительская деятельность. В процессе взаимодействия педагог оказывает индивидуальную помощь: помогает с определением основной идеи поделки, напоминает технологию ее изготовления.

На заключительном этапе подводятся итоги и проводится рефлексия. Положительные эмоции от творческих мастерских подкрепляются дополнительными подарками- это может быть, например, буклет, в котором рассказывается о технике, изучаемой на данной встрече, а также представлены новые идеи или выполненная поделка.

Такая форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОО способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

Организовывать подобные встречи с участием воспитанников и их родителей можно на любую тему. Помощь в этом окажет алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских В ДОО.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 « Сказка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Выступление на тему

«Организация творческих мастерских в ДОУ, как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников» на педагогическом совещании № 3

по проблеме «Воспитательная система дошкольной

образовательной организации

в условиях ФГОС ДО».

Воспитатель:

Алешина О.Н.

Бугульма

2016 г.

Ольга (Норышева) Осоченко
Мастерская как форма работы с детьми

В своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми , как мастерская .

Используя данное высказывание, мне хотелось бы подчеркнуть важность развития творческой деятельности у детей, как фактора общего личностного развития и роста.

Сущность современного личностно – ориентированного процесса дошкольного образования состоит в процессе накопления ребенком такого конкретного субъектного опыта, который содержит средства и способы взаимодействия с миром и благодаря этому расширяет возможности ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и, к тому же, побуждает его к приобретению собственного опыта.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта.

Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.

Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество.

От чего зависит новизна творческих решений?

Новизне творческих решений способствует широкая ориентировка в материале до предъявления каких – либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов деятельности побуждает детей “встраивать” присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению как новых способов, так и новых образов и новых смыслов, основанных на познавательно – эмоциональном переживании.

Чему же способствует творческая деятельность детей?

Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами.

«Творческие мастерские » - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской » ? Здесь есть все для того, чтобы творить. «Творческая мастерская » - это одна из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

Творческие мастерские могут использоваться в различных направлениях деятельности детей : например, театральные мастерские , в которых дети могут сами создавать костюмы и атрибуты для представлений, могут применяться для развития коммуникативных, эстетических, художественных способностей детей. Мастерские по развитию коммуникативных способностей с использованием проблемных ситуаций и чтением художественной литературы могут применяться в деятельности по развитию речи. Художественные мастерские дают детям возможность самостоятельно выбрать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка. Мастерские добрых дел помогут организовать работу по ремонту книг , игрушек, трудовому воспитанию, например, помощи младшему воспитателю. Краеведческая мастерская поможет ознакомить детей с достопримечательностями родного города, научить ценить свою малую родину и быть патриотом. Познавательные мастерские обладают возможностью создавать макеты и схемы, которые помогут усвоению детьми естественных знаний , таких, как основы математики, химии, узнать об окружающем мире, его строении и закономерностях. Таким образом, использование мастерской , как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской , в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.

Работа строится поэтапно , где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично : “Работа с бумагой” , “Работа с природным материалом”, “Работа с нитками и тканью” . Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы.

При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т. е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется.

Например : если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей.

Занятия в «мастерской » помогают сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой : умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» .

Творчеству принадлежит особая роль, что важно на всех этапах деятельности мастерской . Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации в мастерской используются для актуализации личного опыта участников, развивают работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской : это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при большом количестве участников.

Особенность «мастерской » в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами , красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Материалы для совместной деятельности в форме мастерской могут быть самыми разнообразными : краску, бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры , разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый» материал : фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания

Творческий процесс - это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить : "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

При составлении презентации были использованы разработки таких известных ученых, как Лисина Майя Ивановна, Асмолов Александр Григорьевич, Белкин Август Соломонович, а также материалы разработок современных педагогов, опубликованные ими на указанных сайтах.

Творческая мастерская. Тема: «Помоги маленькому Чебурашке»

Материал подготовил педагог с 10- летним стажем работы. Данная разработка будет полезна для детей старшего дошкольного возраста. В учебно-воспитательном процессе наш материал послужит как образец творческой, продуктивной деятельности с детьми.
Цель: Развитие творческих способностей детей.
Задачи : совершенствовать умение детей замысливать свою работу, подбирать необходимые материалы и использовать известные способы их крепления; развивать творческую инициативу, активность; совершенствовать умение использовать в работе различные нетрадиционные материалы (ткань, песок и др.); воспитывать трудолюбие, бережное отношение к плодам своего труда итруда других; формировать умение давать оценку своей работы.
Оборудование: схемы для рисования, схемы конструирования, ящик, одноразовые тарелочки под раздаточный материал, тарелочки под клей, тряпочки, ватные палочки, опил (в т.ч. окрашенный), сухоцветы, перья, песок, ракушки, семена; выставочный стол, мольберт, дыракол, пяльце…

Ход мастерской:

1. Организационный момент.
Сегодня мы вновь собрались с вами в нашей творческой мастерской. К нам пришли сегодня гости. Поприветствуйте их каждый по-своему.
При затруднениях воспитатель может начать первым. Например, поприветствуем друг друга, как эскимосы: потеревшись кончиками носа с участниками нашей творческой мастерской и т.д. В этом ритуале могут участвовать не все дети. Можно попросить поприветствовать гостей творческой мастерской только одного участника по желанию.
2. Мотивационный момент
В нашей мастерской сегодня появился необычный предмет (показ ящика). Как вы думаете, волшебный ящик? Как узнать, что там лежит?
(Варианты ответов детей.) Действительно, нужно приоткрыть крышку и тогда все станет ясно.
Воспитатель приоткрывает ящик…
Воспитатель: - К нам пришел гость! Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел к нам:

Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда - то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.

Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Ну конечно - ..... (дети - ЧЕБУРАШКУ)

Воспитатель (показывает чебурашку, он плачет): Ребята, почему он плачет? Кто видел мультфильм или читал книгу про чебурашку, скажите нам почему может плакать чебурашка? (дети – потому, что у него нет друзей)
Воспитатель: - А помочь нашему гостю могут настоящие мастера. Вои и мы с вами сейчас превратимся в настоящих мастеров. Я буду говорить волшебные слова, а вы три раза повернитесь вокруг себя: “1, 2, 3, повернись, в мастеров превратись”.
3. Обсуждение увиденного
Воспитатель: - Мы с вами настоящие мастера своего дела. В нашей мастерской много материала. Давайте поможем нашему гостю и сделаем ему друзей. Из каких материалов можно сделать друзей для Чебурашки? (ответы детей) (дети - и пластилин, и бумага, и краски, и карандаши, и ножницы, и ткань…)
Воспитатель: (Совместное с детьми планирование работы)
- Сначала нужно подумать, какого друга мы хотим для чебурашки сделать. Затем выбрать необходимые материалы и приступать к работе. Ребята, вспомним правила пользования этими материалами.(вспоминают правила)
– Давайте перейдем за столы, только по пути каждый из вас возьмет то, из чего он будет делать друга для чебурашки. Не забывайте пользоваться схемами рисования, конструирования…
4. Самостоятельная деятельность детей.
(Совместная деятельность воспитателя и детей)
Звучит аудиозапись инструментальной музыки. Дети работают индивидуально за столом, а воспитатель в случае затруднения помогает детям определиться с замыслом или материалом.
Дети, закончившие работу быстрее, выставляют ее на специально поставленный стол возле Чебурашки.
(В случае неравномерного окончания работы детям, которые закончат быстрее, предлагается работа с разными конструкторами, приготовленными на отдельном столе.)
5. Подведение итогов работы в творческой мастерской.
(Анализ результатов деятельности)
– Ребята, подойдите все к дружной компании, которая получилась благодаря вам!. Посмотрите, какие разные друзья получились у нас.
– Какими материалами вы пользовались? Какие затруднения вы испытывали?
– С какими друзьями вам захотелось дружить самим?
6. Итог.
– Сегодня вы были настоящими мастерами своего дела. Чебурашка говорит нам: « спасибо.»
Нам пришла пора возвращаться в группу.
Давайте превратимся обратно в ребят.
Воспитатель: говорит слова, а дети кружатся на месте: “1, 2, 3 повернись, в ребяток снова превратись”.
7. Рефлексия.
– Ребята, подойдите к мольберту. Сейчас здесь мы составим цветок.
– Если вам в творческой мастерской было работать легко, интересно – выберите светлы лепестки, а если вы испытывали затруднения, у вас что – то не получалось – темные лепестки. Составьте из лепестков цветки.
Из работ оформляется выставка друзей в группе.

«Творческие мастерские» - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей.
Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать.
Уважаемые коллеги, используйте в своей работе различный нетрадиционные формы работы с детьми!
Творческая мастерская для детей – задел на будущее
В творческих мастерских дети могут заниматься уже с 3-х лет. Причем допускается и даже приветствуется участие в работе мастерских родителей. Во время занятий в мастерской царит атмосфера дружелюбия, творчество поднимает настроение – это неоспоримый факт, поэтому творческая мастерская для детей приносит максимум эмоционального удовлетворения.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П.Арнаутова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт).

Краеведение - это и отношение россиянина к малой родине, то, что передается от отца к сыну с опорой на мораль, этику взаимоотношений, которые традиционны для России. Краеведческое знание может обуздать стихийность формирования стереотипов поведения, направить их в естественное русло, обусловленное чувством нормы, правила, естественного хода адаптации через «преемство» поколений.

Краеведческое образование способствует формированию системы знаний о культурных ценностях, потенциале среды жизнедеятельности, умений применять их на практике, что в конечном итоге помогает подрастающему поколению учиться полно жить в настоящем, ценить его, выявлять в окружающей действительности светлые и добрые начала .

В содержание краеведческого образования включены вопросы об особенностях менталитета людей, проживающих на территории родного края, о жизненных проблемах человека, о проблемах социокультурного развития региона. Эти знания необходимы дошкольнику для выстраивания собственного мира ценностей, для овладения творческими способами решения проблем, для открытия рефлексивного мира собственного «Я». Важной составляющей содержания являются источники субъектного опыта дошкольника, которые представлены собственной биографией (влияние семьи, национальной, социокультурной принадлежности), результатами повседневной жизни, реальным взаимоотношением с миром вещей и людей .

Таким образом, задачами краеведческого образования является формирование знаний об уникальности, культурных и природных особенностях родного края посредством реализации коммуникативной функции родного языка; формирование эмоционально-ценностного отношения к родному дому, семье, школе как части культурного наследия родного края; формирование умений и навыков социальных отношений на основе анализа культурного и природного наследия своего родного края. Краеведческое образование дошкольников направлено на формирование эмоционально-ценностного отношения к родному городу и его жителям, на творческое освоение знаний.

Сегодня впервые в истории отечественной педагогики краеведению уделяется значительное внимание, создаются новые программы, рассчитанные не только на взрослых, но и на детей, в том числе и дошкольников. Уже мало кто сомневается, что краеведение – необходимый элемент и средство патриотического воспитания и эффективной социализации подрастающего поколения.

Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий: игровой; музейной педагогики; метода проектов; домашнего кинотеатра; компьютерных игр. Учитывая психологические особенности дошкольников, педагогу необходимо стремиться затронуть их эмоционально-чувственную сферу, а не давать как можно больше информации, даже на его взгляд, нужной и занимательной.

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста основой построения работы по краеведению является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Краеведение способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, ориентируя на приобретение дошкольниками собственного опыта творческой деятельности. Осуществить деятельностный подход помогают творческие мастерские. В зависимости от индивидуальных склонностей и интересов дети объединяются в своеобразные «творческие мастерские», например, художественную, словесную, театрализованную, музыкальную и так далее. При этом организация деятельности в них направлена на получение детьми реально ощутимого результата (коллективного творческого продукта).

Творческая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса по развитию творческих способностей дошкольников хорошо вписывается в технологию мастерских, разработанную представителями «Французской группы нового воспитания». При создании этой технологии широко использовались идеи свободного воспитания (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др.) и психологии гуманизма (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.).

По определению И.А. Мухиной мастерская «это такая форма обучения детей и взрослых, которая дает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого участника и осознание закономерностей этой деятельности".

Г.В. Степанова отмечает нестандартность формы организации учебно-воспитательного процесса, создающей творческую атмосферу, психологический комфорт мастерской. Н. И. Белова пишет о мастерской как о технологичной рефлексивной форме личностно-деятельной организации учебного процесса.

Участие в творческих мастерских дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

«Мастерская - это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия и приоритета процесса над результатом; эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания» - на такой позиции, раскрывая смысл мастерской, стоят М.Т. Ермолаева и Ж.О. Андреева.

Творческая мастерская может выступать как средство ознакомления детей с Санкт-Петербургом при следующих условиях:

  1. взаимодействие педагога и детей выстроено поэтапно от мотивации к разрешению проблемы мастерской и рефлексии участников;
  2. обеспечено сотрудничество педагога и детей в решении разнообразных задач краеведческой направленности;
  3. осуществлено повышение компетентности педагогов в области решения задач организации творческой мастерской краеведческой направленности.

Для обогащения профессиональной компетентности педагогов предлагаем семинар –практикум на тему: «Творческая мастерская как форма организации краеведческого образования в условиях ГБДОУ».

Подготовка к семинару включает: изучение и анализ методической литературы, составление аннотаций к ней, оформление наглядной информации к семинару: выставка литературы с краткой аннотацией, мультимедиа презентации, сделанные педагогами.

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов по краеведению.

Активизировать мыслительно- поисковую деятельность педагогов;

Формировать профессиональную компетентность;

Повысить эффективность работы по краеведению;

Установить профессиональное общение и обмен опытом.

Ход семинара-практикума:

1. Насколько универсальны и действенны были правила игры?

2. Смогли ли Вы воплотить свои игровые планы, и если нет, то что этому помешало?

3. Какие игровые моменты Вам больше всего понравились?

4. Какие ошибки были допущены ведущими при проведении игры?

5. Кто из игроков, с Вашей точки зрения, лучше всех сыграл?

6. Каково Ваше мнение о технической стороне организации игры?

7. Что Вы хотели бы пожелать организаторам игры на будущее?

Семинар продолжим докладом воспитателя на тему "Возможности творческой мастерской", смотром мультимедийных презентаций, сделанных педагогами, идет профессиональное общение и обмен опытом о возможностях применения педагогической технологии творческой мастерской в занятиях по краеведению.

Педагогам дано задание:

Используя в методическом кабинете литературу, придумать педагогические задачи по взаимодействию с детьми в творческой мастерской:

На выбор темы мастерской,

На этапы организации работы,

На выбор методов работы с детьми.

1 занятие – «Организация творческих мастерских является залогом успешности процессов воспитания и обучения».

Познакомить воспитателей с содержанием педагогической технологии творческих мастерских;

Определить рамки возможного использования технологии в условиях ДОУ.

Теоретический блок, понятийный аппарат, содержание и основные блоки творческих мастерских.

Дискуссия «Место творческих мастерских в педагогическом процессе по краеведению». Обсуждение педагогами изученной литературы, дискуссия об актуальности темы по созданию творческих мастерских.

2 занятие – «Тематика творческой мастерской и обучение технологии творческих мастерских».

С педагогами, проведено обсуждение темы, разработаны этапы организации работы:

Педагогам предложена следующая тема - «В городе этом я живу»

1 этап направлен на эмоционально-ценностное восприятие детьми облика родного города;

2 этап направлен на дифференцированное познание города;

3 этап направлен на творческое переосмысление детьми освоенных представлений о культурно-историческом своеобразии города.

Активизирующие методы в работе с детьми в творческой мастерской. У мастерской широкие возможности благодаря ее алгоритму, основными блоками которого являются индукция, само - и социоконструкция, дедукция, социализация, рефлексия.

Творческая мастерская имеет индуктивный характер, т.е. нелинейный, расширяющий возможности каждого участника. Ребенок должен быть включен эмоционально, интеллектуально, погружен в поиск через интригу неопределенности. Все его представления и чувства не оцениваются, а принимаются к сведению, ложатся в фундамент совместного знания.

Самоконструкция - создание собственного интеллектуального продукта (описание собственного опыта, наблюдения, формирования идеи и т.д.

Социоконструкция - создание интеллектуального продукта в группе через организацию группового пространства по ходу мастерской, необходимость договариваться, смена групп и чередование форм работы - индивидуальной, в парах, микрогруппах, фронтально - к научению диалоговой жизни.

Социализация - предъявление созданного другим участником (озвучивание, афиширование, устный рассказ, театрализация и т.д.) учит цивилизованному общению и уважению прав каждого.

Дедукция - сверка с образцом.

Рефлексия - осознание неполноты собственного знания, ощущение собственного открытия, понимания чего-либо.

3 занятие – «Как организовать педагогическое сопровождение в условиях творческой мастерской»

Показать участникам способы эффективного взаимодействия ребенка и взрослого в работе по краеведению в условиях творческой мастерской.

Использование ситуаций – проблем, как метода активизации педагогов, на конкретных примерах из практики, излагается проблема взаимодействия педагогов с детьми, которую надо решить, применяя условия педагогического сопровождения.

Проведенный семинар практикум для педагогов поможет при организации творческой мастерской, создать благоприятную среду, творческую атмосферу, в которой могли реализоваться возможности каждого ребенка.

Мы надеемся, что особые требования, в технологии мастерской, а именно: педагог создает условия для реализации заложенных в ребенке задатков и способностей, предполагаемого сотрудничества, сотворчества, совместного поиска взрослого и ребенка после предложенного семинара будут соблюдены педагогами ДОУ.

Список использованной литературы:

1. Государственная программа. – Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2002 годы. // Российская газета. 2001 год.

2. Зубенко, И. В. Особенности краеведческого образования в детском саду.

3. Федорова Т. С. Краеведческое образование дошкольников.

4. Мухина И. А. Что такое педагогическая мастерская? // Современный ученик - современный учитель - современный урок: сб. метод. ст. и разработок. СПб., 2009. № 100.

5. Белова Н. И, Наумова Н. Н. Экология в мастерских: Методическое пособие". - СПб.: "Паритет", 2004. - 224с. (Серия "Педагогическая мастерская"), с.67.

Ох, сколько всего, а выбрать надо только необходимое для поделки!

Родители, бабушки, дедушки - это те главные люди, которые находятся с малышом в начале его жизненного пути. Ребенок растет и развивается благодаря их поддержке, любви и заботе. Эта связь с семьей не должна ослабевать и с приходом ребенка в детский сад. Кроме того, для его полноценного развития крайне важно , что также продиктовано современными требованиями.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Так, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО), для реализации образовательной программы в ДОО должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, кроме прочего, открытость дошкольного образования, создаст условия для .

Одним из основных принципов ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОО) и детей.

Принципами дошкольного образования, в свою очередь, являются:


ФГОС ДО решает ряд важных задач, в число которых включены:

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основедуховно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • Учитывая это, актуальным для педагогических коллективов ДОО является поиск эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс. Одной из таких форм в МАДОУ «Детский сад „Росинка“» стала организация творческой мастерской в детском саду с участием педагогов, воспитанников и их родителей.

Перечень материалов, необходимых для организации работы творческой мастерской в детском саду:

Изобразительные материалы (маркеры, краски, кисти разнообразной фактуры и размера, фломастеры и др.);

Дизайнерская бумага и картон различных фактур, размеров;

Природные материалы (сухие цветы, листья, соломка, тополиный пух, семечки, косточки, перья и т. д.);

Бросовый материал;

Ткань и другие волокнистые материалы, фурнитура, бисер, пайетки, стразы и др.;

Материалы для творчества: фигурные компостеры (дыроколы), компостеры края и угла, фигурные ножницы, материалы для квиллинга и декупажа, тиснения, штампинга и др.;

Клей ПВА, клей-карандаш, клеевой пистолет, клей с блестками;

Скотч (тонкий, широкий, двусторонний, на вспененной основе, цветной голографический, дизайнерский -
с рисунком);

3D-наклейки.

Основная цель работы творческой мастерской в детском саду - укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.

Творческая мастерская в детском саду направлены на решение следующих задач:

  • знакомство детей и родителей с различными художественными техниками и их возможностями для оформления и украшения помещений как в ДОО, так и дома;
  • развитие творческих и дизайнерских способностей;

Творческая мастерская в детском саду организуется в изостудии один раз в квартал. Тема каждой предстоящей встречи, особенности работы сообщаются родителям посредством афиш-приглашений, которые раздаются в группах и вывешиваются в холле ДОО. В среднем встреча длится от 40 до 60 мин.

Как правило, встречи в творческой мастерской в детском саду требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, выполнение воспитанниками совместно с родителями домашних заданий (подготовка выступления, заготовка природного материала и т. д.).

При подготовке к творческой мастерской в детском саду также необходимо организовать рабочее пространство так, чтобы дети и родители имели свободный доступ ко всем основным и вспомогательным материалам, необходимым для создания выразительного образа будущей поделки. За время организации таких встреч в ДОО был сформирован примерный перечень необходимых материалов.

И, конечно, непременным условием организации творческой мастерской в детском саду является создание положительной эмоциональной атмосферы, когда дети и родители чувствуют себя свободно, раскрепощенно, комфортно и могут творить. Присутствие мамы или папы рядом с ребенком помогает ему чувствовать себя уверенно и спокойно, что особенно важно в период дошкольного детства.

Традиционно первая творческая мастерская в детском саду проходит в начале учебного года и направлена на раскрытие красот осени, возможностей использования природного материала в дизайне.

Последующие встречи посвящаются Новому году и Рождеству. В рамках этих встреч участники изготавливают елочные игрушки, праздничные сувениры для своих друзей или близких.

Последняя творческая мастерская в детском саду в учебном году связана с праздником Светлой Пасхи. Хочется отметить, что ее посещают дети и взрослые не только из православных, но и мусульманских семей. В ходе творческой деятельности участники встречи изготавливают сувениры на пасхальную тематику.

В качестве примера в приложении 1 представлен сценарий проведения творческой мастерской в детском саду «Дорого яичко ко Христову дню».

Работа творческой мастерской в детском саду организуется так, чтобы не просто научить детей и их родителей определенным навыкам, но и дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Каждая встреча решает не только практические, но и воспитательные, и образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Перед началом практической деятельности педагог знакомит участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать. Это может быть декупаж, квиллинг, обращение с полимерной глиной и т. д. Затем он показывает и рассказывает об этапах работы.

Традиционно творческая мастерская в детском саду сопровождается красочной презентацией, которая иллюстрирует слова педагога. После этого обсуждаются предстоящая работа, возможные сложности, трудности и пути их преодоления.

Следующий этап - непосредственно совместная детско-родительская деятельность. В процессе взаимодействия педагог оказывает индивидуальную помощь: помогает с определением основной идеи поделки, напоминает технологию ее изготовления.

На заключительном этапе подводятся итоги и проводится рефлексия. Положительные эмоции от детского творчества в детском саду подкрепляются дополнительными подарками - это может быть, например, буклет, в котором рассказывается о технике, изучаемой на данной встрече, а также представлены новые идеи или выполненная поделка.

Такая форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОО способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

Организовать подобные встречи с участием воспитанников и их родителей можно на любую тему. Помощь в этом окажет алгоритм подготовки и проведения творческой мастерской в детском саду, представленный в приложении 2.

Приложение 1

Сценарий проведения творческой мастерской
«Дорого яичко ко Христову дню»

Цели:

  • знакомство детей и их родителей с техникой декупажа, ее возможностями в дизайн-оформлении пасхальных яиц;
  • расширение представлений о празднике Пасхи;
  • укрепление детско-родительских отношений.

Задачи:

  • обучающие: формирование умения создавать с помощью бумажных салфеток пасхальные мотивы на округлой форме яйца, использовать декоративные элементы для украшения;
  • развивающие: развитие дизайнерских умений, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации;
  • воспитательные: формирование чувства радостного ожидания главного православного праздника - Пасхи; воспитание художественно-эстетического вкуса, аккуратности, усидчивости; формирование заинтересованного отношения к результату совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.

Оборудование:

  • для детей и родителей: яйца (исходя из имеющихся возможностей: вареные, полые или деревянные (гипсовые) заготовки), ножницы, кисти клеевые, емкости с клейстером, декоративные трехслойные бумажные салфетки с различными орнаментами, тематическими рисунками, символизирующими пасхальные события (цыплята, солнце и пр.); декоративные украшения (блестки, пайетки, ленты, бисер и др.);
  • для педагога: изделия, выполненные в технике декупажа; гипсовая заготовка, ножницы, кисть клеевая, емкость с клейстером, декоративные бумажные салфетки, декоративные украшения (блестки, пайетки, ленты, бисер и др.); аппаратура для показа презентации и прослушивания аудиозаписей.

Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Времена года. Апрель. Подснежник», колокольный перезвон.

Презентация: «Пасхальный декупаж».

Участники: Хозяйка (воспитатель), воспитанники подготовительной группы и их родители.

Ход деятельности:

(Хозяйка творческой мастерской читает стихотворение.)

Пасхальный благовест

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
(С. Есенин)

Хозяйка: Всем добрый вечер: и тем, кто стал постоянным участником наших творческих мастерских, и тем, кто сегодня пришел в первый раз. Я рада вас приветствовать. Наша встреча посвящена приближающемуся празднику. Вы, конечно, знаете, как он называется?

Участники: Пасха!

Хозяйка: Совершенно верно, Пасха - светлый, счастливый день Воскресения Христова. История празднования Пасхи уходит своими корнями в глубокую древность. С Воскресением Христовым связаны определенные традиции и обычаи. А как готовятся к этому дню в вашей семье?

Участники: Печем куличи, красим яйца, готовим творожную пасху.

Хозяйка: Один из символов Пасхи - крашеное яйцо. Оно означает торжество новой жизни. Православные верующие дарят яйца друг другу при пасхальном целовании и произносят приветствие: «Христос воскресе!». По преданию начало этому обычаю положила одна из учениц Христа - Мария Магдалина. Кто может рассказать нам об этом предании?

(По заданию Хозяйки творческой мастерской одна из семей заранее знакомится дома
с преданием о красном пасхальном яйце и рассказывает о нем в ходе встречи.)

Участники (подготовившие домашнее задание):

Хозяйка: С тех пор в нашу жизнь вошел обычай украшать яйца ко Христову дню. Такие яйца называют писанками (расписанные узором), крашенками (окрашенные), крапанками (от украинского слова «крапать», т. е. покрывать каплями). В старину писанки делали только женщины. Надев чистую рубаху, с чистыми мыслями и чистыми руками они приступали к работе. Пока мастерица создает писанку, она держит в руке яйцо довольно долго, около трех часов, и постоянно думает о том, для кого оно пишется.

Любую писанку можно «прочитать» по символике ее цвета и рисунка. Так, узоры исполнялись в стилизованной форме, наделялись глубоким смыслом, были символичны. Символика их разделяется на несколько групп: христианская, растительные и животные, солнечные и геометрические символы.

(В зависимости от состава и возраста участников творческой мастерской
Хозяйка обращает их внимание на некоторые элементы христианской символики,
а также кратко рассказывает о символах,
представленных на используемых для подарка салфетках.)

Хозяйка: Как вы думаете, что символизируют конь, паук, звезда, кольцо?

Участники: Паук символизирует трудолюбие и терпеливость, конь - силу, звезда - нравственную чистоту, человеколюбие, кольцо - это символ материнства и знания.

Хозяйка: Не только рисунок, но и цвет писанок имеет свое значение. Например, белый, основной цвет яйца, символизирует чистоту, божественное начало. Как вы думаете, что символизируют голубой, зеленый, коричневый цвета?

Участники: Голубой - цвет небесной Богоматери, он символизирует божественное духовное знание; зеленый - здоровье, жизнь; коричневый - принадлежность к земле.

Хозяйка: В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами соблюдался во всех слоях общества, причем христосовались со всеми домашними, без различия сословий - например, хозяева со слугами и т. д. Девочкам в старину дарили писанку с изображением яблоньки - символа чистоты, красоты, нежности и плодовитости; мальчикам - писанку с дубовыми листьями, чтобы рос таким же сильным, крепким и могучим, как дуб. Женщина, которая хотела иметь детей, расписывала яйца цветами и дарила их детям. Знатные, состоятельные люди могли позволить приобрести себе или подарить кому-либо дорогие ювелирные яйца. Подлинную известность и мировую славу шедевров ювелирного искусства снискали пасхальные яйца фирмы Фаберже. Коллекции пасхальных яиц сохранились во многих российских музеях: Государственном Эрмитаже, Московском Кремле, Государственном историческом музее, Музее народного искусства и др. Существует поговорка: «Дорого яичко ко Христову дню». Кто из вас знает, что она означает?

Участники: Так говорят тогда, когда все выполнено вовремя и в срок.

Хозяйка: Правильно! Поэтому именно сегодня, в преддверии Великого праздника, мы с вами будем украшать яйца в подарок нашим близким, дорогим и любимым людям.

Яйцо - символ солнца, любви и надежды.

Нарядим яйцо в пасхальные одежды!

В этом нам поможет техника декупажа. Что это такое?

(Участники рассказывают, что они знают о технике декупажа.
Хозяйка дополняет их и рассказывает об истоках декупажа.)

Хозяйка: Название технологии декупажа произошло от французского слова «decouper», что означает «вырезать». У декупажа долгая и интересная история, которая берет истоки у различных стилей, из многих стран. Сегодня эта техника снова в моде. Для ее освоения необходимы три главные вещи: декоративные трехслойные бумажные салфетки с изобразительным мотивом, клей и предмет, которому вы решили придать необычный вид. Как вы уже догадались, декупаж - это самая настоящая аппликация. Сегодня мы с вами попробуем освоить эту технику. Для этого у вас на столах есть салфетки, яйца, декоративные элементы.

(Хозяйка рассказывает участникам встречи о технологии предстоящей работы.)

Хозяйка: Сначала вам необходимо вырезать понравившийся элемент рисунка из многослойной салфетки. Затем осторожно отделить верхний красочный слой, расположить рисунок на форме, нанести клей сверху и распределить его от центра рисунка к краям. Оставшиеся белые участки можно закрасить акриловыми красками (с помощью губки отрывистыми промакивающими движениями). Такой способ покрытия создаст эффект фактурности. Особо нарядно смотрятся акриловые перламутровые краски.

Когда клей и краска высохнут, можно украсить рисунок цветными блестками и объемными элементами. Участки рисунка, которые будут декорироваться блестками, обводятся с помощью клеевой ручки (это может быть символика ХВ - Христос Воскресе, контур рисунка или его часть). Затем необходимо присыпать данный участок блестками, через несколько минут стряхнуть лишние. В соответствии с задумкой заготовка украшается объемными 3D-элементами (цветами, бабочками на основе двустороннего объемного скотча, лентами, пайетками, бисером).

Самостоятельная работа под руководством педагога

Хозяйка направляет творческий процесс согласно технологическим этапам, оказывает детям и их родителям необходимую помощь.

Подведение итогов

Хозяйка: Наша встреча подошла к концу. Уважаемые участники творческой мастерской, вам понравилась наша встреча? Что нового вы узнали? Что особенно вам запомнилось?

(Участники творческой мастерской делятся своими впечатлениями.)

Хозяйка: Спасибо вам за работу и хорошее настроение. Светлая Пасха - праздник весны, надежды. Праздник, который входит в души людей задолго до своего наступления. И потому, готовясь к нему, думая о нем, мы настраиваем свои сердца и мысли на добрый лад, открывая себя всему светлому и чистому. Радости вам и приятных сюрпризов.

Приложение 2

Алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских в ДОО

I. Предварительная работа

1. Подготовка презентации, которая сопровождает ход творческих мастерских, иллюстрирует их содержание.

2. Оформление буклета, схемы этапов работы и т. д.

3. Выполнение домашнего задания (по необходимости) - знакомство с историей и традициями какого-либо праздника, сбор и подготовка природных материалов и др.

4. Чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций и др.

5. Подготовка и организация рабочего пространства и необходимых материалов.

II. Проведение творческих мастерских

1. Знакомство участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать.

2. Показ и объяснение этапов работы с материалами.

3. Обсуждение предстоящей деятельности, возможных сложностей, трудностей и путей их преодоления.

4. Непосредственно совместная детско-родительская деятельность.

5. Заключительный этап:

подведение итогов; проведение рефлексии; обмен подарками.

III. Освещение итогов работы творческих мастерских на сайте ДОО, других электронных СМИ



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!