Добрый мир программа для доу шевченко. Опыт преподавания курса «Добрый мир» на примере Мытищинского района

Людмила Фадеева
О программе «Добрый мир» Шевченко Л. Л. по духовно-нравственному и православному образованию дошкольников.

Программа Шевченко Л . Л. «Добрый мир » --- это программа духовно-нравственного образования дошкольников , одно из действенных средств в борьбе за чистоту детских душ. Она является содержательным модулем «Духовно -нравственная культура (православная культура ) » основной общеобразовательной программы дошкольного образования .

Разработана программа «Добрый мир » в соответствии с Федеральным Законом «» Об образовании ». Она прошла апробацию в 55областях РФ.

Редакционный совет программы возглавляет Антонова Л. Н., бывший министр образования Правительства Московской области .

Эта программа создана для обучения детей старшей и подготовительной к школе групп с целью достижения их духовно -нравственного развития, готовности к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования «Духовно -нравственная культура народов России» .

Это часть единой авторской программы «Духовно -нравственная культура. Православная культура » для 1-11 классов общеобразовательной школы , обеспечивающая преемственность в решении задач воспитания и развития детей. Следовательно, наши выпускники получат необходимый багаж знаний для продолжения обучения в школе по программе «Духовно -нравственная культура. Православная культура ».

Я первый год работаю со своими дошколятами по программе «Добрый мир » в области духовно-нравственного и православного образования . Как и дети, радуюсь каждому занятию-общению : это очищает и обогащает наши души любовью к окружающему нас миру. Из всех известных мне методик по нравственному воспитанию дошкольников программа «Добрый мир » самая глубокая и богатая по подбору материала.

Положительные стороны программы (из опыта работы) : детям нравятся прогулки и занятия , на которых они получают новые знания о днях сотворения мира Богом; интересный и разнообразный материал : поэзия и проза духовно-нравственного , православного и эстетического направления ; подробная информация об окружающем мире с любовью к нему; много игр, музыки и рисования (в отдельных рабочих тетрадях особенно) ; родители единогласно одобряют такое обучение . И всё это создаёт светлое и доброе настроение ! Сильная и художественно оформленная методическая база : методическое пособие, хрестоматия, рабочие тетради и аудиодиск.

Трудности в проведении занятий : нет специально отведённого времени в режиме дня дошкольников , приходится постоянно вторгаться в другие области общеобразовательной программы в детском саду : познание (ФЦКМ, коммуникацию, художественное творчество; не вся классическая музыка, особенно романсы, понятна детям.

В завершение хочу подчеркнуть : нам, воспитателям, необходимо формировать духовно -нравственные личности для спасения человечества от гибели и верным и надёжным путеводителем на этом пути для нас служит программа «Добрый мир » Шевченко Л . Л.!

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

Занятие на тему:

«Шестой день творения. Человек. Как на земле появились люди»

для воспитанников старшей (подготовительной) группы

(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»

Выполнил:

воспитатель МБДОУ №16 «Колосок»

Пушкинского района

Рожко Надежда Григорьевна

Москва 2014

Практико-значимый проект. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Шестой день творения. Человек. Как на земле появились люди». По программе «Добрый мир» . «Православная культура для малышей»

Актуальность

Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных ценностей, а, следовательно, разрушения личности.

Государственная политика в сфере образования направлена на возрождение национальных традиций отечественного образования и воспитания, которые могут стать спасительным источником выздоровления и духовного развития нашего общества.

Истинное образование, по мнению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, есть становление не только ума, но и сердца. Поэтому образовательное учреждение, «давая знания и помогая юному человеку вырасти умным, сильным и здоровым, одновременно должно научить его отличать добро от зла, правду от лжи, подлинную свободу от порабощения инстинктами и страстями…»

Это ориентирует педагогов, в том числе и дошкольной ступени образования, на нравственно-духовное становление личности ребенка через приобщение к общечеловеческим ценностям: любовь, добро, милосердие, жертвенность, совесть, честь, единство и братство…

При разработке занятий, решающих подобные цели, в качестве замечательного содержательного материала мы используем программу Шевченко Л.Л. «Добрый мир»

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель

Приобщение детей к истокам православной культуры, духовно нравственным традициям русского народа. Продолжать знакомить с возникновением мира.

Задачи

1. Познакомить детей с основными понятиями Православия.

2. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

3.Помочь приобрести элементарный опыт в церковной жизни (обучить простым молитвам, осенению себя крестным знамением, благочестивому поведению в Храме, в обществе).

4. На примерах жития Святых раскрыть нравственные понятия добра, благодарности, милосердия, честности, трудолюбия, послушания.

5.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Методы и приемы

Наглядно-действенный метод:

Показ сказок (педагогами, детьми);

Рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;

Проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

Наблюдений;

Экскурсий;

Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

Чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:

Бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

Ответов на вопросы педагога, детей;

Проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

Сообщения дополнительного материала воспитателем;

Загадывания и отгадывания загадок;

Рассматривания наглядного материала;

Рассказов детей о своих впечатлениях;

Разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо:

Организация продуктивной деятельности: лепка (тема «Лепим человека»).

Работа с раздаточным материалом

Формы работы

Игровая: вариативно-информационная (иллюстрация)

Словарная: активизировать словарь (Главные слова. Душа. Тело. Доброта. Послушание)

Предварительная: чтение сказок, притч; беседы по дням творения; прослушивание песен и стихов человеке, о добре.

Подготовительная: подготовка иллюстративного материала. Подбор материала (произведения художественной литературы, детские песенки(диск), занимательные игры).

Список используемой литературы

1. Шевченко Л.Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей.

Методическое пособие.- М.: Центр поддержки культурно –

исторических традиций Отечества, 2012.

2. Шевченко Л.Л. « Добрый мир». Православная культура для малышей. Книга №1. Прогулки по дням творения. / Под редакцией Л.Н. Антоновой.

Экспериментальный учебно–методический комплект для дошкольных

образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно –

исторических традиций Отечества, 2011.

3. СД – диск – музыкальное сопровождение занятий. Учебно-методический комплект «Добрый мир». Православная культура для малышей.

Ход занятия

Воспитатель:

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

Под музыку «Прогулки» (№1) дети подходят к столу, открывают книгу, смотрят знакомые картинки и доходят до темы «Прогулка шестая» (с. 95)

Воспитатель:

Что изображено на иллюстрации?

Как Бог сотворил человека?

Что мы видим на рисунке?

Дети:

Бог вдунул в человека святой дух.

Воспитатель:

Мы с вами опять отправляемся в путешествие по страницам нашей замечательной книги «Добрый мир». Первое, что я вам хочу прочитать, это рассказ «Как на земле появились люди» (с.112)

Как Бог сотворил человека?

Как его звали?

Для чего Бог создал Еву?

(Ответы детей)

День шестой

Продолжая свято дело,

Бог создал Адама с Евой.

Их Господь благословил,

Всад Эдемский поселил,

И изрёк слова Творец:

Человек всему венец!

Как звали первых людей?

Где поселил Бог Адама и Еву?

Человек

Чудесный мир был создан Богом,

Ив нем чудесного так много.

Но всех чудесней из века в век

Был создан Богом человек.

Воспитатель:

Сделаем вывод: Человек – это самое лучшее, красивое творение Бога

ВЕНЕЦ

Воспитатель:

Ребята, а кто может рассказать как устроен человек?

(ответы детей)

Воспитатель: Как устроен человек? У человека есть голова, туловище, руки, ноги. Все вместе они составляют тело человека. Тело мы видим. Втеле живет невидимая душа, без которой тело было бы мертво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться. Душа находится внутри человека. Благодаря ей, человек может думать, разговаривать, радоваться, плакать, любить. Бог создал человека красивым: разумным, добрым, послушным.

Как вы думаете, а можно ли увидеть душу человека?

Дети:

Нет, она невидима.

Воспитатель:

Для чего нужна душа?

Где находится душа человека?

Дети:

Внутри человека – там, где его доброе сердце, которое всех любит.

Воспитатель:

Как можно узнать что у ребенка добрая душа?

Дети:

Он любит маму, папу, заботится о животных и растениях, не обижает их.

Воспитатель:

А какого человека можно назвать бездушным?

Дети:

Злого.

Воспитатель:

Давайте поиграем в игру?

Дети садятся полукругом. Их внимание обращает к себе воспитатель.

На столе стоит прозрачная пустая ваза, коробочка с разноцветными камушками.

Упражнение «Наполни душу ребёнка»

Детям показывают разноцветные камешки в коробочках.

Представьте, что эта ваза означает маленького человека, который родился.

Чему мы хотели бы научить ребёнка?

Дети накладывают разноцветные камушки в вазу, проговаривая слова: Я поделюсь с ним…

Вежливость

Доброта

Послушание

Любовь к родителям

Любовь к природе

Добрые поступки

Сочувствие

Забота о ближнем

Радость

Дружба

Бережливость

Мы наполнили душу ….. и получилась яркая богатая душа.

Давайте мы тоже сделаем что-то доброе и прекрасное.

Творческая работа. Лепим человека

А сейчас из яркого пластилина вылепим человека, которого создал Бог. И обозначим красным цветом место, где находится душа человека – сердце.

Музыкальное фоновое сопровождение – С.В. Рахманинов. 2 концерт. Адажио (№28)

Воспитатель: - Человек всему венец! Самое лучшее творение Бога.

Елена Гаранина
Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Прогулка по дням творения» (по прогр. Л. Шевченко «Добрый мир»)

Прогулка по дням творения

Задачи :

1. Закрепить представления детей о Боге - Творце мира , знакомить детей с Библейским повествованием о сотворении мира , показать величие и могущество Творца .

2. Формировать интерес к познанию мира, показать Землю, как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, формировать чувство благодарности за данные людям блага и красоту.

3. Воспитывать любовь к Богу , к природе как творению Божиему . Способствовать развитию желания выразить свою радость, доброжелательность в коллективной творческой работе .

Предшествующая работа :

Наблюдения на прогулках за небом , облаками, тучами, дождём, снегом, растениями, птицами, насекомыми.

Экскурсии к водоёму, в лес, в парк, на луг, на огород.

Беседы с детьми, чтение художественных произведений, заучивание стихов.

- Рисование на темы : «Облака – белогривые лошадки» , «Радуга-дуга» , «Золотой дождик над полем» , «Солнце и звёзды» , «Зимние деревья» , «Яблонька» и др.

Обсуждение пословиц, размышления : «Язык - не лопатка, знает, что горько, что сладко» , «У слепого глаза на пальцах» , «Не видна душа, а всем телом ворочает» , «Платье - на год, тела – на время, а душа – на век» и др.

Слушание музыкальных произведений : М. Мусоргский «Прогулка » из цикла «Картинки с выставки» ; П. И. Чайковский «Осень» , «Осенняя песня» , «Подснежник» , «Мой садик» , «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» ; РНП «Как у наших у ворот» , «Светит месяц» ; Ю. Пастернак «Чудесная песенка» ; Л. Марченко «Ангел» ; В. Кузьменков «Пасху радостно встречаем» и др.

Материалы к занятию :

Мультимедийная презентация для детей «Прогулка по дням творения » ;

Карточки с изображением всех семи дней творения ;

Ход занятия:

Дети сидят полукругом перед экраном.

Воспитатель рассказывает и сопровождает свой рассказ показом мультимедийной презентации.

Всё, что нас окружает, называется миром. (Слайд №1) Это земля, люди, солнце, луна, звёзды, моря, океаны, птицы, рыбы и животные. Как же устроен наш мир? Давайте посмотрим вокруг. Мы видим нашу улицу, по ней едут машины, вдоль улицы стоят дома. Кто создал эти машины? Кто проложил дороги? Кто построил дома? Всё это создано человеком.

А что мы увидим, если посмотрим наверх? (Слайд №2) Мы видим голубое небо, светит солнце, летают птицы. Но всегда ли продолжается день? (Слайд №3) Нет, день заканчивается, но земля не остаётся в темноте : (Слайд № 4) на смену солнцу приходит луна, загораются звёздочки. Кто же создал солнце, луну, небо, звёзды, кто устроил разумный порядок их работы? Мог ли всё это сделать человек? Как же возник наш мир? Об этом рассказывается в книге, которая называется Библия. Мир сотворил Бог . Бог очень добрый . И он сотворил мир , чтобы он тоже был добрым .

Вот как это было. Сейчас есть земля. На ней живут люди и мы с вами. Светит солнце, которое даёт нам свет. А раньше ничего этого не было. И всё сотворил Бог . И сказал Бог : «Да будет свет!» и стало светло. (Слайд № 5) Бог отделил свет от тьмы, Он назвал свет днём, а тьму – ночью. Так в первый день Бог создал день и ночь. (Воспитатель предлагает одному из детей подойти к, взять нужную карточку с изображением первого дня творения и прикрепить ее к доске).

Во второй день Бог создал наше небо – облака и воздух. (Слайд № 6) . Из облаков и туч порой идёт дождь или снег. (Следующий ребенок берет карточку с изображением второго дня творения и крепит ее к доске ).

На третий день Бог создал (слайд № 7) землю, (слайд № 8) моря и океаны. А потом Он повелел вырасти (слайд № 9) растениям : деревьям, цветам, травам. (слайд № 10) Земля зазеленела и стала красивым садом. (Крепят к доске карточку с изображением третьего дня творения ). Давайте мы с вами в этом саду поиграем в игру, которая называется «Яблочко» . (Дети с помощью считалки выбирают водящего. Затем становятся в круг и берутся за руки, водящий выходит в середину. Дети идут по кругу и говорят слова :

«Яблочко, яблочко, розовый цвет.

Ветер подул и яблочка нет.

Падает с ветки, берегитесь, детки!»

Когда произносятся слова : «Ветер подул» , дети бегут по кругу. А со словами : «Берегитесь, детки!» - все должны быстро присесть на корточки. Кто из игроков быстро не выполнит команду, сделает хотя бы один шаг или упадёт, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков, они считаются победителями.) после игры дети возвращаются на места и беседа продолжается.

В четвертый день мира Бог создал небесные светила : (слайд № 11) солнце, луну и звезды. Солнце и луна не только освещают землю. Благодаря им на смену ночи приходит день, потом лето и осень.

В пятый день мира по велению Божию появились (слайд № 12) рыбы, птицы и различные мелкие насекомые : жуки, бабочки, стрекозы. (Крепят карточку с изображением пятого дня творения ) .

Сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем в игру «Рыбаки и рыбки» . Все дети – рыбки, а двое рыбаки. Рыбаки, взявшись за руки, бегают за рыбой, чтобы обхватить её свободными руками. Пойманные «рыбки» тоже становятся «рыбаками» , объединяясь в пары. (Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все рыбки.)

В день щестой (слайд № 13) Бог сотворил больших и маленьких четвероногих животных (зверей) : слонов и мышек, оленей и лохматых львов, пятнистых жирафов с длинными шеями и угрюмых волов. А ещё тех, кто ползает по земле. Это, например, змеи.

Земля была очень красивой. Все творения замерли в ожидании : кому же Бог подарит землю. И тогда на шестой день Бог создал человека (слайд № 14) . Тело его Он сотворил из глины . И вдунул Бог в человека душу. Бог создал человека похожим на себя (по Своему образу) . И назвал Бог первого человека Адамом.

Но Адаму было грустно одному. И Бог создал для него жену, чтобы она была его помощницей. Адам назвал её Евой.. (Крепят карточку с изображением шестого дня творения ) .

И увидел Бог, что всё, что Он сотворил в шесть дней , замечательно (слайд № 15) . В седьмой день Бог отдыхал от трудов своих. И благословил Творец седьмой день , и заповедал посвящать каждый седьмой день служению Богу и ближним; сделал седьмой день праздником.

Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие. Бог создал этот прекрасный дом, где мы с вами живем и создал всё, что нас окружает. Он обо всем позаботился, во всем установил порядок, чтобы всем было хорошо. Ну, а мы должны любить и оберегать всё, созданное Богом, и сохранять окружающий нас мир!

Публикации по теме:

Задачи: Образовательные: Познакомить детей с образом Богородицы-Матери Божией; ввести детей в круг основных праздников и духовно-нравственного.

Цель: Приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций. Задачи: -Вызвать у детей интерес.

Конспект занятия-досуга по духовно-нравственному воспитанию «Давайте жить дружно» Цель. Формировать представление о значении слов «дружба», «друзья». Развивать у детей понимание, что дружбой надо дорожить. Продолжать воспитывать.

Цель: формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения друг с другом. Формировать у детей умение играть дружно.

Примерная программа духовно-нравственного воспитания на основе

учебно-методического комплекта

«Добрый мир. Православная культура для малышей»

Л.Л. Шевченко

Задачи нравственного воспитания

Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине; доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.

Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и эле, правде и лжи, трудолюбии и лени, послушании, честности, милосердии, кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность).

Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых и людей благочестивых; прививать навыки доброделания, благотворительности.

Воспитывать качества отзывчивости, скромности, стыдливости (недостойного поведения, нарушения нравственных норм), заботливого отношения к малышам и старым людям. Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение.

Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики.

Формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других.

Выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия,

Побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.

Показывать значение родного языка, фольклора (пословиц, поговорок), библейских выражений в формировании основ доброго (нравственного) поведения человека.

Задачи умственного воспитания.

Сенсорное воспитание:

Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира (цвет, форму, звуковую окраску), развивая различные органы чувств (зрение, слух).

Побуждение детей к рассмотрению окружающего мира с позиции нравственного поведения и творческого соработничества в создании и сохранении его красоты, добра.

Ознакомление с окружающим миром

Предметное окружение

Культурологическое ознакомление с устройством мироздания как процессом Божественного творчества красивого, доброго, премудрого мира. Обогащать представления детей о мире творений, рассказывать о целесообразности природных явлений, о чудесном устроении мира.

Формировать познавательную активность в установлении причинно-следственной связи в иерархической зависимости в контексте православного мировоззрения.

Учить сравнивать предметы по их функциональной принадлежности, развивая умения отвечать на вопросы «почему, для чего, как? откуда?» на основе христианской картины мира.

Явления общественной жизни

Отношения в мире людей.

Семья. Знать о родословии своей семьи. Знать об обязанностях детей по отношению к родителям, о послушании старшим как Божественном установлении. Учить детей заботиться о близких. Знать об обязанностях отца, матери, детей по отношению друг к другу как проявление любви. Воспитывать уважение к традициям жизни предков.

Родина. Расширять представления о родной стране как стране православной культурной традиции, православных праздниках. Рассказывать о ее культуре, традициях, святых, героях. Воспитывать уважение к людям иных религиозных традиций как определённого человеку правила жизни - любить, заботиться о человеке.

Труд в жизни человека. Расширять представления о труде как заповеданной человеку обязанности. Прививать детям чувство благодарности к людям за труд. Воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда - прежде всего, бережное отношение к хлебу.

Православный храм в жизни христиан. Знакомить с православными традициями жизни как радостью жизни христиан. Рассказывать о храме как доме Божьем.

Формирование экологических представлений

Расширять представления детей о мире природы как творении Божьем.

Учить отношению к творениям окружающего мира как друзьям человека. Учить отношениям заботы о животных, птицах, насекомых как наших друзьях меньших.

Формировать представление о человеке как любимом создании Божьем, которому поручено беречь и охранять природу.

Знакомить детей с многообразием родного края: с растениями, животными, птицами, обитателями рек и морей.

Использовать в процессе ознакомления с миром творений произведения художественной литературы, музыки, живописи.

Рассказывать о значении природы в жизни человека.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, как премудрого Божественного действия в жизни мира, природы, человека.

Развитие речи

Развивающая речевая среда

Развивать речь как средство общения.

Расширять представления детей о многообразии, целесообразности и взаимосвязанности творений окружающего мира.

Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворных текстов.

Формировать речевой этикет в соответствии с нормами христианского благочестия.

Формирование словаря

Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры (добро, зло, грех, благочестивый, послушание, стыд, совесть, милосердие, трудолюбие, честность, честь, святость, христиане, храм).

Обеспечить понимание элементарного объема базовых понятий православной культуры. Бог. Богородица. Иисус Христос. Спаситель. Ангел Хранитель. Благодарение. Воскресение Христово. Грех. Добро. Христиане.

Помогать детям соотносить базовые понятия духовно-нравственной культуры с их отражением в повседневной жизни детей.

Задачи художественно-эстетического воспитания

Эстетическая культура в целом и творчество является источником развития эмоциональной сферы детей. Ребёнок не ищет знания прежде всего, на которое его ориентируют современные программы раннего развития, но старается выразить свою внутреннюю жизнь. Творческая деятельность для этого является наиболее присущей дошкольникам формой. Рисование, сочинение сказок, лепка, музицирование и т.п. - являются наиболее привычными детям формами творчества.

Знакомство с искусством

Эстетически развивающая среда

Развитие умений познания красоты окружающего мира в предметной среде детской жизни (на прогулке в парке, лужайке, на озере-речке-море, на улице города).

Ознакомление с православными праздниками как свидетельством красоты добродетельной жизни христиан.

Изобразительная деятельность

(Конструирование. Рисование. Лепка. Аппликация).

Знакомство с искусством (в том числе, религиозным) как свидетельством о красоте Божественного мироздания.

Развитие эстетического восприятия, наблюдательности, внимания.

Развитие способности всматриваться, вслушиваться в явления и объекты окружающего мира, замечать их изменения (например, цвета облаков, солнца, цветов).

Совершенствовать изобразительные навыки, способность к творческой деятельности. Развивать задатки, таланты детей как Божественный дар, требующий совершенствования в меру каждому определенную.

Формировать умения работы с материалами творчества, как средствами отображения предметного мира творений, чувств и отношений

В предметном, сюжетном и декоративном рисовании, конструировании, лепке, аппликации -развитие умений художественного отображения красоты и гармонии Божественного творчества.

Развивать умения соотносить красоту предметов окружающего мира с ее отражением в собственной творческой деятельности и произведениях искусства на ту же тему.

Музыкальное воспитание

Развивать интерес к музыкальному искусству как отражению красоты творений окружающего мира.

Развивать способность слышать и воспроизводить в элементарных музыкальных формах красоту звуковой картины мира.

Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической, церковной, народной музыки.

Игровая деятельность.

(Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Театрализованные игры).

Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.

Учить детей совместной творческой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность

Перечень основных праздников. Рождество Христово. Воскресение Христово. Новый год. День Ангела.

В рамках внеурочной деятельности занятия проводятся один раз в неделю. Всего 33 часа.

Формами организации внеурочной деятельности являются: музыкальная деятельность, творческая деятельность, ролевые игры, сюжетные игры.

Планируемые результаты программы

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том »что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту . Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Название темы

Введение в курс «Добрый мир»

Устроение мира. Прогулки по дням творения.

Тема 1. Путешествия в мир Божий

Прогулка первая. Свет. День. Ночь.

Прогулка вторая. Небо.

Прогулка вторая. Небо.

Прогулка третья. Земля. Вода. Растения.

Прогулка четвёртая. Солнце. Луна. Звёзды.

Прогулка пятая. Птицы. Рыбы. Насекомые.

Прогулка шестая. Человек. Животные.

Человек. Где находится душа? Чем человек отличается от животного?

Благодарение. Как все творения благодарят своего Творца?

Устроение отношений в мире, в нашей жизни. Хорошо-плохо (книга 2)

Праздник Рождество Христово. Первый снег

Праздник Рождество Христово. Фигурка ангела.

Наши меньшие друзья. Заботимся о птицах. Строим птичьи домики.

Как устроены отношения в нашей жизни (книга 3)

Наши меньшие друзья. Красная книга. Не обижай творения Божии.

Наши меньшие друзья.

Православный храм (книга 3)

Наши добрые дела. Дела милосердия. Делаем подарки для дома. Для мамы, бабушки.

Наши добрые дела. Дела милосердия. Делаем игрушки для своих маленьких братьев и сестёр.

Наши меньшие друзья (книга 3)

Наши добрые дела. Дела милосердия. Занимаемся благоустройством своего села, детской площадки.

Семья. Отношения детей и родителей

Моя Родина.

Православные праздники (книга 4)

Праздник Воскресение Христово. Пасха. Готовим подарки.

Праздник Воскресение Христово. Пасха. Игротека.

Путешествие в мир православного храма. Экскурсия к храму.

Путешествие в мир православного храма. Лепка из пластилина макета храма

День ангела. Небесные покровители. Рисуем поющего ангела.

День ангела. Небесные покровители. Делаем бумажного ангела.

Благодарение. Спасибо (книга 4)

Добрый мир. Что означает слово «Спасибо»?

Добрый мир. Заключительное занятие. Рисуем добрый мир.

Проект для детей старшего дошкольного возраста: «Доброта спасет мир»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал может быть интересен воспитателям старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования.

Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
- Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
- Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
- Закреплять знания правил вежливого общения.
- Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
- Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
- Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
- Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о добре, заучивание наизусть, просмотр мультфильмов, чтение сказок о добре.
Дома с родителями предложили выполнить задание рисунок, аппликацию, поделку на тему: «Что такое доброта?»

Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный; одна неделя.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители детей.
Наличие междпредметных связей: интеграция образовательнх областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги, сказки);
- дидактические игры;
- подбор мультфильмов; презентаций по теме;
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.


Актуальность: Доброта – это внутреннее чувство человека. Люди, совершающие добрые дела, для нас всех являются волшебниками. Есть люди, которые готовы на добрые дела и днем, и ночью.
Дети – это наши цветы, но эти цветы часто не замечают, как они обидели друг друга, создали какую – либо конфликтную ситуацию и не могут ее решить. Наш проект направлен на формирование дружеских взаимоотношений между детьми, уважение к ближнему своему, оказание помощи. Научить детей оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Девиз проекта: Твори добро, и оно к тебе вернется.
Задачи по работе с родителями:
- Заинтересовать родителей в воспитании и формировании нравственной культуры детей;
- Повысить компетентность родителей по теме проектной недели;

Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
- Консультации для родителей по теме недели.


В течение недели в саду проводилась работа по пяти образовательным областям:
Познавательное развитие: Беседы: Беседа с рассматриванием иллюстраций на темы: «Моя бабулечка», «Моя мама», «Какой я?», «Что такое добро, доброта?»,


«Как я помогаю маме?», «Зачем помогать птицам?», «Что значит: «Жизнь дана на добрые дела»?».
Речевое развитие: Составление описательного рассказа
« Птичка - невеличка», «Чем я могу помочь другу?», «День добрых дел».
Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома», рассказы по картинам «Моя семья», «Мои добрые дела».
Дидактические игры: «Собери картинку», «Скажи: какая?», «Что такое хорошо, что такое плохо», « Закончи предложение», «Дорисуй» - игровизор»; «Скажи ласковое слово другу»; «Вежливые слова».


Социально – коммуникативное развитие: Разучивание считалок и мирилок.


Чтение:
- С. Михалков « Птичья столовая»;
- В. Бианки « Синичкин календарь».
- «Дружба» (Пакистанские народные сказки)
- «Сказка о добре»
- Русские народные сказки
Художественно – эстетическое развитие: Дидактические игры: «Собери картинку», «Скажи: какая?», « Закончи предложение»и т.д
Аппликация из листьев «Сова – мудрая голова»
«Аппликация на тарелочке» - «Моя мамочка!»
«Снегири», «Синички»- аппликация с крупой.
«Снегирь и Синичка» - работа с мятой бумагой, ватой, гуашью.


«Матрешки и пеленашки» - лепка из соленого теста для детей средней группы.


«Печенье в духовке» - выпечка печенья – угощенья для младшей группы.
«Кормушки для птичек» - изготовление кормушек.


«Добро - Душки» - работа с тканью(совместно с родителями)


«Мой автопортрет» - рисование гуашью.
Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте.
Разучивание песни: «Дорога добра».


Физическое развитие: Пальчиковые игры: « Дятел»; «Кормушки»; «Птички».
Гимнастика после сна: «Чтобы быть здоровыми», « Голуби».
Подвижная игры: «Воробышек и автомобиль», « Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова».


В ходе реализации проекта «Доброта спасет мир!!!» предполагаемые результаты были достигнуты:
- мы обогатили опыт детей в сфере нравственного воспитания путем использования разных методов и приемов;
- пополнили словарный запас детей;
- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к добрым делам и поступкам, научились делать простые выводы, видеть не только в других, но и самое важное в себе плохое и хорошее; ответили самостоятельно на главный вопрос: «Можно ли сделать так, что бы добро можно было дарить каждый день?»
Оформили буклетики и подарили воспитанникам сада: «Правила добрых и вежливых поступков».


Презентация проекта:
Фотовыставка «Наши добрые дела»;
Ребятам младшей группы подарили солнышки, (сделанные своими руками),
на которых, написали вежливые слова.


Детей средней группы научили мастерить куколок - оберегов из ткани.


Поиграли с ними в игру: «Ручеек».


Для малышей ясельной группы, родители испекли печенье «Птички» и мы их угостили.


Совместно с родителями изготовили кормушки птицам.
Изготовили и подарили работникам сада, сов в знак уважения и мудрости.


Наша помощь нашей няне…


Дерево добрых дел воспитанников группы.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!