Физическое и духовное развитие личности. Физическое и умственное развитие детей

Давайте поговорим не просто об умственном развитии малыша, когда посредством игровой деятельности у него развиваются такие качества, как умение писать, читать, и считать, но и о том физическом развитии ребенка, которое непосредственно влияет на умственное развитие. Его так и принято называть – физическое и умственное развитие детей.

Каждый из родителей может воочию понаблюдать, насколько сильна в каждом ребенке тяга к познанию окружающего мира. С первых месяцев жизни он начинает поворачивать голову, следя за движущимися объектами, у него развиваются хватательные движения ручек, ведь малыш хочет попробовать каждый предмет на ощупь и на «зуб», поэтому и тянет каждую вещь в рот. Именно тяга к познанию стимулирует желание ребенка двигаться, переворачиваться, ползать, сидеть и, конечно же, ходить. И уже к году жизни малыш способен самостоятельно передвигаться и дойти или доползти к интересующему его предмету. Изучая что-то новое, малыш развивает свое мышление, а значит, на первом году жизни нужно, в первую очередь, стимулировать физическое развитие ребенка, свободу его движения и ловкость. В этом и проявляется физическое и умственное развитие детей.

Процесс физического и умственного развития детей это процесс последовательный и прогрессирующий. Ведь каждый малыш изначально учится поднимать голову, поэтому, помогая малышу, родители должны выбрать идеальную позу для этого, то есть лежа на животе. Помогая малышу учиться переворачиваться на живот, взрослые, положив ребенка на спину, должны привлекать его внимание, чтобы он повернул голову в вашу сторону. Затем нужно помочь ему расположить ручки и ножки так, чтобы, ребенку было удобно перевернуться. Не менее важно не торопить ребенка ходить. Если родители торопятся поставить ребенка на ножки, наносится вред развитию общей моторики, развитию плечевого пояса, нарушаются ортопедические функции организма. Для нас более важно, чтобы ребенок активно ползал. Это необходимо для развития симметрии мозга. Длительное ползание способствует активному физиологическому и психологическому развитию ребенка, которое в дальнейшем непременно благотворно сказывается на всех функциях организма малыша. И только когда малыш окрепнет – сначала вставать на коленки, а потом – начинать ходить.

Физическое и умственное развитие невозможно без развития мелкой моторики. Начинается оно тогда, когда ребенок научится согласовывать движения рук и глаз. Малыш учится двигать пальцами руки, учится удерживать в руке игрушку и другие предметы, сжимать их и бросать. Развиваясь малыш научится переворачивать страницы книги, держать ложку и кушать ей самостоятельно, видя как это делают взрослые и пытаясь им подражать, а также научится держать трубку телефона, поднося ее к уху, приглаживать волосы рукой. Но сильнее всего мелкая моторика развивается, когда малыш учится рисовать, как пальчиками, так и кисточкой, лепить из пластилина или глины, а также писать. Для и развития моторики очень хорошо играть с малышом в игры, где необходимо хлопать в ладошки, предлагать ребенку ткани с различной фактурой, игры с использованием пальчиков – песенки, сказки, самые простые считалочки. Замечательно для развития моторики рук музыкальные инструменты, палочки, мячики и т.д.

В раннем возрасте закладываются основы для дальнейшего развития малыша. Действия родителей должны быть направлены на то, чтобы мелкая моторика малыша развивалась полноценно, ведь именно от нее во многом зависит физическое и умственное развитие детей.

Развитие ребенка является важным этапом становления самодостаточной личности. Именно в раннем возрасте (до периода полового созревания) формируются основные жизненные навыки, закладываются основополагающие знания об окружающей действительности и наиболее быстро усваивается новая информация.

Интеллектуальное развитие ребенка: понятие

Психологи и педагоги в специализированной литературе ведут споры о сущности интеллектуального развития. Есть мнение, что это некая сумма умений и знаний или способность эти знаниями и навыки усваивать, находить решения в нестандартных ситуациях. В любом случае интеллектуально-познавательное развитие ребенка однозначно нельзя определить заранее: темпы можно ускорить, замедлить, частично или полностью остановить на каком-то этапе (в зависимости от обстоятельств).

Многосторонний и сложный процесс, связанный с развитием разных аспектов личности, является важной частью общего развития, подготовки ребенка к школе и дальнейшей жизни в целом. Осуществляется интеллектуальное и физическое развитие ребенка в результате воздействия условий и обстоятельств окружающей среды. Ведущая роль в этом процессе (особенно что касается детей дошкольного и младшего школьного возраста) отводится систематическому воспитанию.

Интеллектуальное воспитание ребенка

Педагогическое воздействие на подрастающее поколение с целью развития интеллекта называется интеллектуальным воспитанием. Это систематический и целенаправленный процесс, который подразумевает овладение общественно-историческим опытом, который накоплен старшими поколениями, представленным в навыках и умениях, знаниях, нормах и правилах, оценках.

Детей включает целую систему разнообразных методов, средств, создание оптимальных условий. В зависимости от возраста ребенок проходит несколько стадий. Например, в конце первого года жизни большинству малышей присуще наглядно-действенное мышление, потому что они пока не овладели активной речью. В таком возрасте ребенок знакомится с окружающей средой через тактильное изучение различных предметов.

Последовательность этапов развития

Каждый предыдущий этап развития ребенка создает фундамент для следующего. По мере овладения новыми навыками старые не забываются и не перестают использоваться. То есть если ребенок уже научился, например, самостоятельно завязывать шнурки, то «забыть» это действие он не может (кроме случаев тяжелых заболеваний и травм, влияющих на работу мозга), а любые отказы могут восприниматься родителями как капризы.

Составляющие интеллектуального развития

Интеллектуальное и нравственное развитие детей достигается различными педагогическими и воспитательными методами. Значительную роль в этом процессе играют семья (желание и возможность родителей заниматься ребенком, благоприятная атмосфера) и школа (учебные занятия, различные виды деятельности, общение со сверстниками и взаимодействие в социуме).

Родителям, воспитателям и учителям, а также всем остальным лицам, задействованным в процессе обучения и развития, необходимо поощрять активность ребенка, стремления познавать новое. Очень продуктивной оказывается совместная деятельность. Нужно подобрать интересное для обоих (и ребенка, и взрослого) занятие, занимательную интеллектуальную задачу и попытаться ее решить.

Важным аспектом интеллектуального развития детей дошкольного возраста и младшего школьного является творчество. Но обязательным условием считается то, что ребенок должен получать удовольствие от процесса познания и творчества. Если задания выполняются с целью заработать какую-то награду, из страха быть наказанным или из послушания, то это не имеет никакого отношения к развитию интеллектуальных способностей.

Игра является для ребенка одним из важнейших видов деятельности. Именно в процессе игры можно привить интерес к учебе, творческой и познавательной деятельности, раскрыть артистические способности. Обычно игра вырабатывает умение дольше концентрировать внимание и активно действовать. Тематические игры требуют воображения, наблюдательности и развивают память, а лепка и рисования полезны для развития мелкой моторики и чувства прекрасного.

Эмоциональное развитие ребенка до полутора лет

Интеллектуальное развитие ребенка от рождения до трех лет строится на эмоциональном восприятии окружающего мира. Информация усваивается только через эмоциональные образы. Это формирует дальнейшее поведение ребенка. В таком возрасте необходимо стремиться сохранять в семье дружелюбную атмосферу, положительно влияющую на подрастающего малыша.

Скачок в физическом и умственном развитии происходит в возрасте 1,5-2 лет. В это время ребенок учится говорить, узнает значение многих слов, может объясняться с окружающими. Ребенок может складывать пирамидки и башни из кубиков, хорошо управляется с ложкой и может самостоятельно пить из кружки, одеваться и раздеваться, учится завязывать шнурки, застегивать пуговицы и застежки-молнии. Заметно меняется характер.

Логическая модель усвоения информации

С полутора до пяти лет наступает новый этап, уровень интеллектуального развития ребенка повышается. Активно формируются основные жизненные навыки, появляется способность усваивать музыкальные тона, художественный образы, развиваются логическое мышление. Сильно стимулируют развитие ребенка интеллектуальные игры, например, логические задачи, конструкторы и пазлы. Этот возраст отлично подходит для освоения разнообразных творческих занятий, активного чтения книг и обучения иностранному языку. Ребенок впитывает знания, стремится развиваться и быстро воспринимает новую информацию.

Речевая модель развития ребенка-дошкольника

В интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста (4-5 лет) важным этапом становится тот момент, когда ребенок начинает воспринимать и запомнить информацию, проговариваемую вслух. Практика доказывает, что дошкольник может выучить иностранный язык намного быстрее, чем взрослый. Поэтому многие родители по максимуму пользуются этим плодотворным временем, чтобы устремить энергию малыша в полезное русло.

Полезными занятиями будут чтение книг, разговоры об окружающем мире (период «почемучки» еще не заканчивается), заучивание коротких стихов на память. Родителям нужно поддерживать постоянный контакт с ребенком, находить ответы на все вопросы и подбирать полезные варианты времяпрепровождения (желательно совместного). Не теряет актуальности и эмоциональная поддержка, похвала за достижения.

Между тремя и шестью годами целесообразно использование головоломок, самостоятельное или совместное с ребенком решение интеллектуальных. Интеллектуальное развитие ребенка не сводится к обучению конкретным навыкам (чтению, письму, счету), потому что современному поколению для успешной учебы и дальнейшей жизни необходимо иметь хорошо тренированную смысловую память, развитое логическое мышление и устойчивое внимание. Это сложные психические функции, которые нужно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте.

Задачи умственного воспитания дошкольников

В процессе интеллектуального развития детей дошкольного возраста достигается несколько педагогических задач, среди которых следует перечислить:

  • развитие умственных способностей;
  • формирование общего представления о нормах и правилах, регулирующих общественные отношения (взаимодействие между детьми, детьми и взрослыми);
  • развитие сложных психических процессов (речи, восприятия, мышления, ощущений, памяти, воображения);
  • формирование представлений об окружающем мире;
  • развитие практических умений и навыков;
  • формирование различных способов умственной деятельности;
  • становление грамотной, правильной и структурированной речи;
  • развитие мыслительной деятельности;
  • формирования сенсорного восприятия.

Модели развития детей дошкольного возраста

Особенности интеллектуального развития ребенка индивидуальны, но многолетний педагогический опыт исследователей (воспитателей, учителей и психологов) позволил выделить основные модели. Различают эмоциональную, речевую и логическую модели развития.

Дети, которые развиваются преимущественно по эмоциональной модели, обычно больше восприимчивы к критике, нуждаются в одобрении и поддержке, успешны и гуманитарных науках и творческой деятельности. Логическая модель предполагает умение решать логические задачи, определяет расположенность к точным наукам и восприимчивость к музыкальным произведениям. Речевая модель развития определяет способность ребенка хорошо запоминать информацию на слух. Такие дети любят читать книги и беседовать на заданные темы, хорошо справляются с гуманитарными науками и учат иностранные языки, заучивают стихи.

Чтобы вырастить развитую личность, подготовленную к дальнейшей жизни, родителям важно принимать активное участие в процессе интеллектуального развития ребенка, не возлагая всю ответственность на образовательное (воспитательное) учреждение, учителей и воспитателей или других лиц (бабушек и дедушек). Необходимым условием является всестороннее воздействие на сознание подрастающего поколения, которые может осуществляться в процессе игры, совместных развивающих занятий или просто продуктивного общения.

Теория интеллектуального развития Пиаже

Швейцарский философ и биолог считал, что мышление взрослого отличается от мышления ребенка большей логичностью, поэтому именно развитию логического мышления нужно уделять значительное внимание. Жан Пиаже в разное время выделял различные стадии интеллектуального развития, но чаще всего классификация включала четыре последовательных этапа: сенсомоторная стадия, дооперационная, стадия конкретных операций и формальных операций.

В период сенсомоторной и дооперационной стадий суждения детей категоричны, единицы, не связаны логической цепочкой. Центральной особенностью периода является эгоцентризм, который не стоит путать с эгоизмом. Уже начиная с семи лет у ребенка начинает активно формироваться понятийное мышление. Только к двенадцати годам или немного старше начинается стадия формальных операций, которая характеризуется способностью к комбинаторному мышлению.

Дети с нарушениями интеллектуального развития

Соответствующим медицинскому термину «умственная отсталость» в педагогике является понятие «интеллектуальная недостаточность». Для детей с нарушениями интеллектуального развития создана специальная образовательная система, существуют отдельные школы и детские дома, но в ряде случаев сегодня применяется инклюзивное обучение (совместное с детьми без интеллектуальной недостаточности).

Типичными проявлениями сниженного уровня функционирования психических процессов, направленных на познание окружающего мира и последовательное развитие, являются недостатки мнемической деятельности, снижение показателей словесно-логического мышления, трудности понимания и восприятия, преобладание наглядно-образного мышления перед абстрактно-логическим, недостаточное количество знаний и объем представлений для определенного возраста.

Причины возникновения недостаточности

Интеллектуальная недостаточность является следствием сочетания органического и социального факторов. В первом случае речь идет об особенностях функционирования отдельных структур головного мозга, вызванных повреждениями, травмами, врожденными или приобретенными заболеваниями. Группа вторичных причин — это особые условия развития (насилие в семье, конфликты, безнадзорность, алкоголизм родителей, пренебрежительное отношение к ребенку).

Обучение особенного ребенка

Целенаправленное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью более значимо, чем обучение его нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками имеют меньше возможностей самостоятельно воспринимать, сохранять и в дальнейшем использовать полученную информацию. Но для достижения успеха важно не любое, а специальное организованное обучение, которое направлено на формирование положительных черт личности, дает круг необходимых практических умений и навыков, основных знаний, необходимых для существования в современном мире, предусматривает коррекцию имеющихся недостатков.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредовано.

Непосредственная связь заключается в прямом воздействии физического воспитания на уровень развития умственных способностей занимающихся за счет возникновения в ходе занятий познавательных ситуаций, связанных с изучением и совершенствованием техники движений, повышением их экономизации и точности, а также проблемных ситуаций различной сложности, требующих принятия самостоятельных решений, активных действий и творческого подхода к решению поставленных задач.

Опосредованная связь состоит в том, укрепление здоровья и повышение общей жизнедеятельности организма ведет к большей продуктивности в умственной деятельности.

Взаимосвязь физического развития и умственной работоспособности детей явилась вопросом изучения многих экспериментальных исследований, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом.

В исследованиях, проведенных в течении трех лет в г.Варны (Болгария), изучалось влияние занятий плаванием на состояние здоровья, уровень развития двигательных качеств и изменение активности внимания детей, как показатель их умственной работоспособности. Общая умственная работоспособность школьников определялась с помощью психологического теста, посредством учета количества обработанных знаков за единицу времени до и после занятий плаванием. Дети в экспериментальных группах, программа физического воспитания которых отличалась повышенным содержанием занятий в бассейне, упражнений и игр, нашли в фигурном тексте в среднем на 3 буквы больше, чем дети контрольной группы, и в дальнейшем они превосходили сверстников в 1 и 2 классе. Заболеваемость в экспериментальных группах с повышенным режимом двигательной активности была в среднем в 4 раза ниже, чем в контрольных. Обнаружилось существенное положительное влияние и на уровень развития двигательных качеств.

Исследования О.Л. Бондарчук показали, что занятия плаванием способствуют формированию произвольной мнемической деятельности и ведет к значительному повышению объема кратковременной памяти у детей. При обследовано более 300 школьников было выявлено, что их кратковременная память способна удержать не более 8-10 слов. После использования специальной программы в плавательном бассейне объем произвольной кратковременной памяти детей экспериментальной группы увеличился на 4-6 единиц, что было значительно выше, чем при работе с детьми не посещавших бассейн.



Установлена взаимосвязь между познавательной и двигательной активностью детей 7-9 лет. Согласно исследованиям Г.А. Каданцевой (1993) наиболее тесную связь с тестами, характеризующими познавательную активность имеют скоростные, координационные и скоростно-силовые способности. Вероятно, это объясняется тем, что развитие любого двигательного качества связано с одной стороны, с совершенствованием психической деятельности (улучшение психических функций: памяти, внимания, восприятия, без которых невозможна практическая деятельность), а, с другой - с развитием механизмов центральной нервной системы, среди которых играют главную роль созревание коркового отдела двигательного анализатора и формирование его связей с другими отделами мозга.

Исследования, проведенные в течении двух лет среди учащихся 2-х - 4-х классов, показали, что школьники- пловцы отличаются более гармоничным физическим развитием. Гармонично развиты 72,4 % мальчиков и 67, 8 % девочек спортивных классов и соответственно 57,2 % и 52,4 % в неспортивных. Учащиеся спортивных классов имеют более высокие абсолютные величины длины и массы тела, окружности грудной клетки, ЖЕЛ, МПК, выше показатели становой и ручной динамометрии. У них зарегистрирован более редкий пульс в состоянии покоя, короче время восстановления после функциональной пробы, лучше показатели скорости зрительно-моторной реакции при различении цветов. У школьников спортивных классов выше сопротивляемость к простудным и вирусным заболеваниям. В обычных классах часто болеющие составляют 5,8 % , в спортивных таких нет. Комплексная оценка состояния здоровья установила, что учащиеся спортивных классов относятся к I и II гр. здоровья (учащихся III гр. не было). В обычных классах к I гр. относились 18,7 % школьников, а к III - 9,3 % .

Занятия плаванием положительно влияют не только на развитие специальных физико-функциональных способностей, но и общее развитие подростков. Это выражается в прогрессивном улучшении всех показателей физического, психомоторного и интеллектуального развития, а также в формировании и сохранении положительных взаимосвязей между показателями психомоторного и интеллектуального развития. По сравнению со школьниками того же возраста, не занимающимися спортом, юные пловцы отличаются более высоким уровнем развития сложных психомоторных функций (быстроты и точности сложнокоординационных действий) и мыслительных процессов.



Таким образом, при обучении плаванию детей речь идет не только о развитии специальных двигательных качеств, а о формировании в их процессе психической, чувственной и эмоциональной сферы ребенка, о положительном воздействии психомоторного развития на интеллект школьников.

«В здоровом теле – здоровый дух» - под этим крылатым выражением традиционно понимается, что сохраняя физическое здоровье, человек сохраняет вместе с тем и здоровье своей души. Ученые разных стран доказали, что существует неразрывная связь между физическим здоровьем человека и уровнем его интеллекта.

Может быть кто-то уверен, что чем больше человек читает всевозможной литературы, тем выше становится его умственная активность и улучшается память. Однако, это не совсем так.

Исследования нейрофизиологов из Швейцарии показали, что благотворно воздействует на работу головного мозга, вплоть до возможности образования новых нервных клеток, хорошее физическое состояние организма, особенно сердечно – сосудистой системы. Стало быть, человек, регулярно совершающий пробежки или посещающий тренажерный зал, пытаясь поддержать свое физическое здоровье, вместе с тем улучшает свое умственное и психическое состояние.

Что же лежит в основе этой взаимосвязи?

Физические упражнения способствуют выработке в головном мозге определенных веществ, усиливающих его деятельность.

На протяжении 9 лет Ингегард Эрикссон – сотрудница Университета города Мальме в Швеции, проводила обследование детей, являющихся учениками начальных классов. Из 220 детей 91 человек только дважды в неделю занимались физкультурой, остальные проводили ежедневные тренировки, причем могли варьировать физической нагрузкой, увеличивая ее для развития двигательных способностей. Естественно, показатели по физической подготовке у данной группы учащихся были значительно выше. Кроме этого, через девять лет учебы выяснилось, что показатели умственного развития у этих детей также превосходят результаты своих сверстников.


Исследования показали, что дети, более нагруженные физически, оказались более способными к умственной концентрации. Еще, будучи второклассниками, они намного лучше владели английским и шведским языками, без труда справлялись со сложными заданиями по математике.

В 2009 году шведские ученые Микаэль Нилссон и Георг Кюх из Университета Гетеборга занимались исследованием молодых людей призывного возраста. В испытании участвовало 1 миллион 200 тысяч человек, которых тестировали для определения уровня физического и умственного развития, и оценивались их возможности справляться с логическими задачами. Как оказалось, умственные способности напрямую связаны с состоянием сердечно – сосудистой системы.

Чтобы еще раз убедиться в сделанных выводах, ученые изучили сведения за последние три года о физическом и психическом состоянии призывников . Исследователи еще раз убедились в том, что те молодые люди, которые следили за своим физическим здоровьем, тренируя тело, и в плане умственного развития оказались на высоте, по сравнению с безразличными к физическим нагрузкам сверстникам, у которых даже проявилась признаки деградации.

Таким образом, можно сделать вывод, что нагружая сердечно – сосудистую систему быстрой ходьбой, легким бегом, приседаниями, не позволяя сердцу расслабляться и поддаваться старению, можно повысить свои умственные способности.

В 2011 году ученые из Университета штата Джорджия провели эксперимент с группой детей 7-11 лет, страдающих ожирением. У детей повышались результаты тестирования на сообразительность после того, как они вначале подвигаются, поиграют в подвижные игры. Участников испытаний разделили на три группы. Первая группа детей занималась физкультурой каждый день по 40 минут в течение трех месяцев. Второй группе отвели для занятий спортом всего 20 минут в день, а третья вообще физкультурой не занималась. Как выяснилось, чтобы активизировать мозговую деятельность, совершенно не обязательно доводить себя до изнеможения, подвергая физическим нагрузкам. Вполне хватает энергичной ходьбы в течение 20 минут перед прохождением теста, чтобы мозг заработал на 5% активнее.

Интересное наблюдение провели американские ученые с помощью магнитно – резонансного томографа. Во время проведения эксперимента исследовалась структура головного мозга детей в возрасте 9-10 лет, отвечающая за внимание и двигательную активность – базальное ядро. Часть детей имела хорошую физическую подготовку, а другая часть более слабую. Так вот у троих детей их четырех, которые были физически лучше развиты, базальное ядро имело гораздо больший размер.

Физическая нагрузка не менее полезна и для пожилых людей

Американские исследователи утверждают, что люди преклонного возраста, не пренебрегающие занятиями физкультурой, особенно на открытом воздухе, отличаются более высокими показателями при тестировании памяти. Во время физической нагрузки активизируется деятельность части головного мозга – гиппокампа, отвечающего за запоминания. С годами гиппокамп, как бы становится меньше в размере – «сжимается», что плачевно сказывается на способности к запоминанию, а физическая нагрузка позволяет оптимизировать деятельность определенных мозговых центров.

Данный вывод подтвердили в 2009 году физиологи Иллинойского университета и университета Питтсбурга (США), которые провели исследование группы пожилых людей, находящихся в хорошей физической форме. Как оказалось, способности к запоминанию они проявили достаточно высокие, а размер гиппокампа у них изменился совсем незначительно. В ходе эксперимента его участникам предлагалось запоминать место положения цветных точек, на очень короткое время появляющихся на экране монитора. Результаты напрямую зависели от размера гиппокампа.

Учеными давно доказано, что головной мозг обладает способностью постоянно образовывать новые межнейронные связи, его отдельные участки могут изменяться в размере. Подобные изменения напрямую связаны с обучаемостью. Как только человек постиг что-то новое, научился тому, чего ранее не умел, его мозг тут же сохраняет необходимую информацию, что обусловлено ростом или изменением нейронов.

Получается, что взаимосвязь физического и психического состояния влечет за собой изменение определенных участков головного мозга, значит, физическая нагрузка способна увеличить рост и активизировать работу мозга.

Ученые – нейрофизиологи продолжили изучать взаимосвязь между размером гиппокампа и способностью к запоминанию у людей пожилого возраста. В эксперименте приняли участие 120 человек, возраст которых значительно превышал 60 -летний рубеж. Все они не относились к категории регулярно занимающихся физкультурой, однако двигались в течение 30 минут ежедневно. Одна группа участников эксперимента состояла из людей, которые каждый день в течение 40 минут совершали пешие прогулки в быстром темпе. Во время ходьбы у них было отмечено увеличение частоты сердечных сокращений на 60-75%. Вторая группа участников выполняла упражнения на растяжку, сохранение равновесия и что-то подобное, при этом сердечный ритм практически оставался без изменений.

Спустя год все участники эксперимента были обследованы с использованием магнитно – резонансной томографии и специальных тестов на запоминание. Ученых поразили результаты взаимосвязи физической нагрузки и размера гиппокампа.

У людей из первой группы размер гиппокампа увеличился на 2 %, в то время как у остальных он стал на 1% меньше. Естественно, это непосредственным образом отразилось и на способности к запоминанию.

Каков же механизм происходящего?

В ходе эксперимента у его участников измерялся уровень нейротропного фактора мозга (BDNF). BDNF – это белок, вырабатываемый мозгом. С его помощью происходит рост и развитие нейронов. Особую активность этот белок проявляет в гиппокампе. А всем известно, что одно из самых быстро распространяющихся и молодеющих из года в год заболеваний современности – болезнь Альцгеймера, связана с потерей памяти и старческим слабоумием. Так вот одной из причин развития этой болезни оказывается недостаточное количество в гиппокампе белка BDNF.

Теперь доказано, что уровень BDNF, размер гиппокампа и физические нагрузки – звенья одной цепи.

Так что физическая активность без фанатизма, способствует выработке белка BDNF, в результате улучшается память, повышается способность к обучаемости, появляется реальная возможность никогда не столкнуться с болезнью Альцгеймера, и этот факт доказан. Поэтому, не теряя времени даром, выбегайте на прогулку, садитесь на велосипеды, ныряйте в бассейн, спешите в тренажерный зал и ваше тело и мозг отблагодарят вас за это.

Возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными занятиями. Это ведет к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьезный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и среди контингента детей, поступающих в школу, составляет лишь около 10%. Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовершенство и низкий статус сложившейся системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития.

Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности. Недостаточная ясность механизмов реализации единовременного решения задач физического и духовного совершенствования возвращает теоретиков и практиков к решению развивать в основном двигательную сферу учащихся. При этом обращает на себя внимание стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования.

Несмотря на относительно полную теоретическую разработанность проблемы одновременного развития умственных и двигательных способностей детей в процессе физического воспитания, эти идеи не получили должного признания и широкого применения в ДОУ.

Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания являлись физические упражнения, не только решающие задачи физического воспитания, но и оказывающие прямое или опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий.

1. Физические упражнения для укрепления здоровья нацелены на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем.

Слабое здоровье и отставание в физическом развитии многие исследователи отмечают как один из возможных факторов "умственной слабости". Главная причина данной ситуации - гиподинамия. В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что приводит к нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних органов. Следовательно, развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение нарушений осанки, стимулирование функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем служат необходимым условием для нормального роста и развития детского организма (в том числе умственного).



2. Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы путём расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания).

Развитие двигательной сферы дошкольников заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций, лежащих в основе любого двигательного акта, когда процесс выполнения двигательных действий требует постоянной регуляции центральной нервной системой неточностей и отклонений, возникающих по ходу реализации действий. Это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.

3. Упражнения для развития физических качеств обеспечивают формирование основных физических способностей, отражающих качественную сторону двигательных умений и навыков (скоростные, силовые, координационные способности; гибкость, выносливость). Особое внимание уделялось развитию общих координационных способностей (дифференцировочной, ориентационной, ритмической и др.), включающих умение тонко и точно дозировать движения по усилию, направлению, времени, с целью формирования тонкой дифференцированной различительной чувствительности к временным, силовым, пространственным характеристикам движений. В этом случае двигательное и физическое развитие осуществляется как когнитивно -двигательное.

Перечисленные группы упражнений были отнесены к факторам, оказывающим опосредованное влияние на умственное развитие ребёнка в процессе физического воспитания. За счёт оптимального формирования центров регуляции дыхания, кровообращения, обмена веществ, координации движений (сопряжения, с одной стороны, тонких установочных движений глаз, мышц шеи, уха при улавливании сенсорной информации и, с другой стороны, движений рук, частей тела, мышц лица, губ, языка при двигательном ответе) достигается развитие не только опорно-двигательного аппарата, но и нервной системы, т.е. создаётся основа для полноценного умственного развития ребёнка.

4. Физические упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).

Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры. Замечено, что усиленную физическую работу трудно соединить с напряженной умственной деятельностью. Согласно принципу "однополюсной траты энергии", сформулированному К.Н. Корниловым, трата энергии в центральном пункте нервной системы и в рабочем органе находится в обратном отношении. Чем больше затрата центральной энергии, тем слабее её внешнее обнаружение, и наоборот, чем интенсивнее внешний эффект реакции, тем слабее центральный момент (Л.С. Выготский). С учетом данного принципа был определён механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями: 1) синхронное (выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки); 2) последовательное (дидактическая игра или упражнение предшествует выполнению двигательного действия или выполняется после его завершения).

За основу были взяты упражнения с включением ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, при выполнении которых создавались условия для овладения разными видами познавательных ориентировочных действий, лежащих в основе умственного развития детей дошкольного возраста, прежде всего перцептивных, отражающих уровень развития восприятия дошкольников (действия идентификации, отнесения к эталону, перцептивного моделирования) и мыслительных (действия образного и логического мышления). Дополнительно были использованы задания и упражнения для совершенствования сенсомоторных координаций, развития речи, воображения, процессов памяти и внимания.

Развитие мышления осуществлялось путём расширения круга понятий, включения мыслительных действий в процесс двигательной активности и манипуляций со спортивно-игровым оборудованием. Операции анализа, синтеза, сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, классификации, обобщения насыщали каждое физкультурное занятие. Например, преодолению полосы препятствий предшествовало задание подобрать спортивный инвентарь, соответствующий заданному признаку (форме, цвету, назначению) или расставить его в соответствии со схематическим изображением, предложенным педагогом. Уборка спортивных модулей и оборудования реализовывалась с дополнительным заданием "Сложи похожее с похожим". При делении детей на команды каждый капитан выстраивал свою команду по росту, длине волос, физической подготовленности. Умение выделять существенные признаки предметов совершенствовалось в игре "Покажи отгадку", когда дети не только отгадывали загадку, но и показывали ответ с помощью движений. При выполнении основных видов движений отрабатывалось умение понимать количественные и качественные соотношения предметов: Лена прыгнула выше, а Катя ниже, стенка находится справа, а скамейка слева и т.д. Обучение сложным движениям сопровождалось анализом двигательного действия (совместно детьми и педагогом), показом и проговариванием его составных элементов, сравнением выполняемого ребёнком действия с эталонным, поиском ошибок, неточностей и путей их исправления.

Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно выражению Л.С. Выготского, "саму моторику", переводя её на "новый и высший этаж" и обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки, благодаря чему улучшается двигательное развитие детей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!