Развивающие игрушки для детей 11 месяцев. Игра «Чух-чух-чух, я — игрушек лучший друг!»

Продолжаем нашу традиционную тему “Игры с рождения до года ”.

Теперь – о нашей теме

После для малыша одиннадцати месяцев игрой будет практически все, что попадет ему в руки и в поле зрения. Задача мамы – так обустроить комнату ребенку, чтобы минимизировать количество одергиваний и запретов, обеспечить безопасность и вместе с тем, удовлетворять творческое любопытство и живейший интерес крохи к окружающему миру.

Задача эта – непростая, но если она успешно разрешается, родители получают спокойного и уравновешенного сына или дочку , способных вдумчиво исследовать мир вокруг себя без капризов и истерик. А своевременное и достаточное внимание и игра рядом способны творить настоящие чудеса: малыш понимает, что в лице мамы и папы он получает мощную поддержку, что побуждает его осваивать новое с удовольствием и радовать родителей успехами.

Поэтому усваиваем для себя, что нужно:

  • разрешать ребенку ползать и ходить везде;
  • не ограничивать его познание лишними запретами (убираем то, что можно убрать);
  • не давать бездействовать, а занимать его разными предметами и игрушками;
  • не торопить его, но учитывать индивидуальные особенности типа его нервной системы и темперамента;
  • стимулировать его участвовать в повседневных домашних делах и даже помощи на кухне (повозить чашку в воде, помыть ложку, переложить овощи в кастрюльку и т.п.);
  • не ругать за то, что он ломает, рушит – он получает опыт от своих действий и еще не понимает, что ломать – это плохо. Поймет позже. Постройте башню заново или смастерите повторно самолетик и т.п.

Какие развивающие игры можно предложить малышу 11 месяцев:

Мама напутала!

Возьмите картинку с изображением какого-то персонажа, хорошо знакомого ребенку. Хорошо, чтобы картинка была интересна ему. И начните спрашивать, например: “Это киска?” Смотрите на реакцию ребенка, не торопите. Если молчит и смотрит то на картинку, то на вас, ответьте сами: “Да!” -“А где у нее хвостик?” – “Вот он!” “А киска лает: гав-гав?…” Малыш обрадуется, что мама напутала и постарается вас поправить

Так можно играть с различными животными, постоянно обогащая и дополняя знания ребенка о них . Картинку можно потом усложнить двумя персонажами и разыгрывать целые представления: имитировать, как животные говорят, как ходят, что сейчас делают и т.п.

Дай мышку

Поставьте на небольшом расстоянии от малыша стульчик с двумя игрушками: мышкой и собачкой, к примеру. Сидящему на полу ребенку скажите: “А где же у нас мышка?” Когда ребенок покажет пальчиком, попросите его: “Принеси мышку, пи-пи! Дай маме мышку!”. Когда принесет – похвалите, обнимите и поцелуйте. Аналогично и с собачкой.

Игра учит взаимодействовать со взрослым, откликаться на его просьбы и ориентироваться в пространстве.

Терем-теремок!

Возьмите за основу сюжет из любимой русской сказки “Терм-теремок”. Подготовьте несколько игрушек, хорошо знакомых ребенку, пусть это будут киска, собачка, мышка, поросенок, мишка. Соорудите наподобие домика из стульев и покрывала. Поместите все игрушки в домик и скажите: “Сашенька, а давай посмотрим, кто там живет?! Терем-теремок, кто в тереме живет? А ну-ка, выходите-покажитесь Сашеньке!” Выходит киска – “мяу-мяу! Я киска!” – “Привет, киска! (даем погладить ребенку), иди обратно в домик!” И так с остальными зверушками.

Игра учит общаться, проявлять интерес к спрятанному и радоваться встрече с жителями домика.

Рисуем на… обоях!

Наверно, этот заголовок ведет в шок мамочек, бдительно следящих за чистотой квартиры или дома Между тем интерес ребенка к обоям рано или поздно, все равно проснется и чем быстрее мы направим его в нужное русло, тем будет лучше. Итак, подготовьте достаточно большой кусок рулона ненужных обоев, который не жалко использовать для творчества. Расстелите на полу, дайте в руки малышу восковые мелки или цветные карандаши.

Покажите, как можно рисовать на обоях линии, круги, овалы; нарисуйте вместе морковку, яблоко, человечка, словом все, что вы вспомните, с какими игрушками и персонажами и предметами малыш играл. Полученный ранее опыт перенесется на бумагу и свяжется в его представлении, что все можно изобразить на бумаге. Сначала он не сразу это поймет, а увидев знакомые рисунки, возникающие, буквально из ничего и заинтересуется.

В процессе рисования следите, чтобы он не рисовал на себе, мебели, стенах. Еще полезно предлагать обводить предметы, свои ножки-ручки. Можно использовать трафареты с животными и геометрическими фигурами.

Я иду по лестнице!

Если ваш кроха уже более месяца ходит сам, предложите ему походить вверх по лестнице. Нужно держать его за руку на уровне его груди, причем его ручки вытянуты вперед и горизонтально. Старайтесь, чтобы он держался за вас, а не вы – его. Подбадривайте его: “Подними ножку, поставь на ступеньку...Так! Молодец! Поднимись. Поставь вторую ножку. Так! Хорошо!”…

Спускаться с лестницы дети начинают намного позже, поэтому пока не торопите малыша, учитесь ходить вверх.

Водичка моя!…

Малыши практически всегда любят возиться с водой: наливать, переливать, “стирать”, мыть, полоскать и т.д. Поэтому не ограничивайте его в общении с водой – такие игры очень полезны ребенку. Занятия с водой успокаивают малыша, помогают выплеснуть избыток энергии, дарят уверенность.

Приготовьте детскую посуду: кастрюльки, чашки, сковородки, ложки и т.п. Рядом поставьте таз с теплой водой, оденьте малыша соответственно обстановке (если жарко – достаточно трусиков и шлепок, если прохладно – можно футболку с коротким рукавом, шортики). Можно строить кораблики из бумаги и пускать их по воде, можно смотреть, как плавают деревянные и пластмассовые предметы, а железные – тонут. Можно мыть куклу, заворачивать ее в полотенце и т.п.

На этом мы заканчиваем подборку развивающих игр для ребенка 11 месяцев. В следующий раз вас ждут . Поэтому не пропускаем и следим за обновлениями!

Вы и раньше показывали крохе куколку, собачку, мишутку и др., называли их, рассказывали, как они говорят, и затем спрашивали: «Где «ав-ав»?» (собачка) и прочее. Также Вы выполняли с игрушками простейшие действия: кормили, укладывали спать.

Как играть теперь?

Задайте ребенку вопрос: «Что хочет ляля? Спать, кушать, гулять?», «Что ляля делает?» Малыш не может еще ответить, и Вы отвечаете за него. Так ребенок учится понимать сюжеты, которые проигрываются перед его глазами.

Совет: играйте с ребенком не торопясь, некоторые эпизоды можно проиграть неоднократно, выдерживая паузы, меняя интонацию, давая возможность малышу «войти» в понимание сюжета и следить за его развитием.

Усложните сюжетную игру - включите в нее эмоциональный контекст - это не оставит ребенка равнодушным. Выстраивайте с игрушками занимательные, несложные сюжеты, понятные малютке.

Например: кукла села на лошадку, поехала, упала, заплакала, встала, опять села на лошадку, поехала, запела песенку и т.п.

Игровые сценки, в зависимости от сюжета, отражают эмоциональный мир человека. Малыш начинает понимать причины тех или иных эмоциональных состояний человека: например, куколка заплакала, потому что упала; кукла смеется, потому что ей нравится кататься на машинке и др. Пусть во время таких игр Вашему ребенку откроется весь волнующий и чувственный мир эмоций: слезы, смех, радость, сердитость, страх, веселье, грусть и пр.

Конечно же, каждая образная игрушка предназначена для показа действий алогичного живого существа: если это кукла, то она отражает действия человека, в частности ребенка; если птичка или бабочка, то они летают, порхают, лошадка скачет, ржет, и так далее.
Несколько советов по игре с ребенком:

Прерывайте неадекватные реакции: Бывает, что эмоции ребенка, его разбушевавшиеся чувства провоцируют неадекватные действия с образной игрушкой, например, ребенок начинает трепать куклу за волосы, бросать на пол зайца, отгрызать нос мишке и т.д. В таких случаях немедленно остановите ребенка. Заберите игрушку, строго скажите: «Нельзя! Ей больно!»— и тут же покажите, как можно играть с куклой (мишкой, собачкой). Если ребенок не в настроении, и не может перестроится на дружелюбный лад, то прекратите игру, возможно он устал.

Используйте картинки: Теперь уже и на картинке ребенок может узнавать знакомые игрушки: собачку («ав-ав»), куклу («ляля») и др. Показ картинки желательно сочетать с показом игрушки. Такие картинки способствуют совершенствованию функции обобщения и развития речи, при этом не следует допускать, чтобы ребенок рвал, мял, комкал изображение, неадекватное действие с картинкой необходимо прерывать так же, как и использование образной игрушки не по назначению. Для опытов "рванья и комканья" можно выделить ему кусок газеты.

Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Сопровождайте играми разные режимные моменты. Лучшие игры для умывания и одевания основаны на подражании: "руки вверх, как солдат, ногу вверх, как аист, стой прямо, как фонарь".
По утрам в кроватке играйте в лису и зайца: ребенок, изображая зайца, прячется под одеялом, а вы притворяетесь лисой, которая хочет съесть его. Эта игра развивает память.

Придумайте свои сценарии таких игр, основываясь на индивидуальности Вашего малыша.

Очень часто малыш пытается выразить свои желания, осознанно произнося слоги, которые ассоциируются с тем или иным предметом. Ребенок понимает, когда речь взрослых связана с ним, отлично разбирается в том, когда его хвалят, а когда, наоборот, ругают. Очень важно начать относиться к одиннадцатимесячному ребенку уже как к взрослому, перестать «сюсюкать», постоянно говорить слишком мягким голосом, потому что психологи говорят, что это замедляет процесс развития.

На 11-м месяце жизни необходимо использовать развивающие игры, которые могут усовершенствовать только-только зарождающуюся речь ребенка, научить его самостоятельно ходить, не держась за опору, изъясняться жестами, слогами и словами, которые ему удастся освоить.

Игры, развивающие речь

Логопедами установлено, что мелкая моторика ребенка напрямую связана с речью. Если вы замечаете, что ребенок протягивает к вам ручку и теребит что-то пальчиками, вопросительно глядя на вас, то можете быть уверены, что он хочет что-то сказать, однако пока не решается или не может. В это время необходимо задействовать развивающие речевые игры.

Игры «Веселые зверюшки»

Это речевая игра для ребенка 11 месяцев заключается в том, что вы имитируете звуки, которые произносят животные. Для игры понадобятся яркие картинки птиц, животных и рыбок. Показывайте ребенку по очереди картинки, если в книжечке есть сопроводительный текст о животном, то прочитайте его, после чего произнесите звуки, которые животное произносит. «Гав-гав», «пи-пи», «ку-ку», «мяу-мяу», «ква-ква», «хрю-хрю», «га-га» и так далее. Скорее всего, что ребенок не сразу начнет повторять за вами, но и не стоит отчаиваться. Проводите такую игру регулярно, он со временем начнет узнавать картинки и будет сам называть их с помощью заученных звуков.


Игра «Разноцветная радуга»

В 11 месяцев ребенок уже может понимать, что видит различные цвета. Назвать их он еще не сумеет, но учить распознавать цвета вы его уже можете. Расстелите на полу большой теплый плед, посадите на него ребенка и сядьте рядом. Очень важно, чтобы ребенок был спокоен и мог сфокусировать свое внимание на том, что вы ему будете показывать. Возьмите разноцветные кубики, кольца или любые другие предметы, показывайте их и называйте цвета. Для того чтобы малыш понимал, в чем дело, возьмите одновременно 2 кубика разных цветов и скажите: «Этот кубик красный, а этот синий! Какой больше нравится?». Если ребенок потянет к одному из предметов руку, то дайте ему этот кубик, возьмите вместо него другой и продолжайте игру, говоря: «У тебя синий кубик, а у меня красный и желтый! Какой тебе больше нравится?». Продолжайте так до тех пор, пока малыш не устанет, или вы не покажете ему все цвета.

Игра «Прогулка по Цветному бульвару»


Это очень простая развивающая игра, которая тоже поможет ребенку освоить цвета. Возьмите ребенка за ручку или на руки и поведите (понесите) его по квартире. Указывайте на разные предметы и называйте их цвета. Берите эти предметы в руки, давайте их малышу и несколько раз повторяйте название цвета.

После такой прогулки вернитесь в комнату малыша и возьмите там его любимую игрушку. Лучше всего, если она будет очень насыщенного яркого цвета. Вновь отправляйтесь в прогулку по квартире и находите по пути предметы того же цвета. Когда найдете, говорите малышу: «Твоя игрушка зеленая и ваза на столе зеленая!» или «Твоя игрушка зеленая и плед на кресле зеленый!». Постоянно прикладывайте игрушку к предмету, проводите параллели, чтобы ребенок понимал, что именно вы имеете виду.


Игры, развивающие координацию движений

Развивающие игры для 11-месячнного ребенка, которые улучшают его координацию, зависят от уровня его развития.

Игра «Чух-чух-чух, я — игрушек лучший друг!»

На 11-м месяце жизни ребенок интересуется всем, что можно открыть и закрыть. Картонные коробки — это предметы, которые будут привлекать его пристальное внимание.

Для того чтобы играть в эту игру, понадобятся 2—3 картонные коробки, которые могут закрываться. Свяжите эти коробки между собой ленточкой и превратите все в небольшой поезд, коробки в котором будут имитировать вагончики. Сядьте с ребенком на пол, рассыпьте несколько маленьких игрушек, которые смогут по размеру войти в коробки. Откройте все «вагоны» и попросите малыша сложить, вместе с вами, в них груз. Малыш увидит, что вы делаете, и начнет повторять все ваши движения. Когда малыш поставит хотя бы одну игрушку в коробку, возьмите за ленточку и говорите «Чух-чух-чух, я — игрушек лучший друг!». Повторяйте это и очень медленно тяните «поезд», пока ребенок не заинтересуется и не возьмет ленточку в ручку и не начнет ее тянуть.


Игра «Щип-прищип!»

Задумываясь о том, во что поиграть с ребенком 11 месяцев, подумайте, что будет ему интересно. В этом возрасте малышу нравится абсолютно все, что в руках держит его мама, и прищепки тоже входят в число этих вещей. Возьмите небольшой квадрат плотного картона. Посадите ребенка, сядьте рядом и прицепите у него на глазах прищепки на картон. После этого медленно, плавными движениями снимите их и также медленно закрепите их вновь. После этого оставьте ребенка наедине с новой игрушкой и издали наблюдайте за его действиями. Малыш начнет снимать и вновь закреплять прищепки. Эта игра позволяет скоординировать движения рук и глаза малыша. Он будет внимательно следить за тем, как прищепка реагирует на его движения, и продолжать пытаться снять либо закрепить ее. Обязательно похвалите ребенка, если у него получается. В другом случае покажите ему все движения вновь. Пусть малыш координирует свои движения и развивает моторику пальцев рук.


Игра «Прощай, соска!»

Очень важно знать, как поиграть с ребенком 11 месяцев, чтобы помочь ему избавиться от соски. В 11—12 месяцев, согласно мнению логопедов, пора избавиться от пустышки, которая в дальнейшем станет вредной и абсолютно бесполезной привычкой. Для того чтобы подготовить ребенка к расставанию с его любимейшим предметом, каждый день берите в руку соску и делайте вид, что даете ее пососать какой-либо мягкой игрушке. При этом приговаривайте «Мишка (если это медведь) тоже хочет пустышку, он очень маленький, меньше чем ты — (имя ребенка)!». Делая так каждый день на протяжении недели, вы дадите малышу понять, что пустышка нужна еще кому-то. После этого заберите соску — один раз и навсегда, сказав, что отдали ее мишке.

11 месяцев — возраст, когда родители должны приложить максимальные усилия для того, чтобы развить в ребенке много новых важных навыков, а описанные нами игры только помогут им в этом.

Ребенок в 11 месяцев уже умеет уверенно ползать, сидеть, стоять и даже ходить, придерживаясь за опору. В таком возрасте малыши пытаются выразить эмоции и желания определенными звуками и слогами, ассоциируя их с предметами. Малыш понимает, когда речь родителей адресована им, отличают похвалу от ругательства. Родителям рекомендуется относиться к одиннадцатимесячному ребенку как к взрослому, перестать говорить мягким голосом.

Как утверждают психологи, развитие малыша зависит от родительского отношения к нему. Во время занятий с 11-месячным ребенком необходимо направлять игры на развитие познавательного интереса, не только усовершенствуя зарождающуюся речь, но и учить самостоятельно ходить, изъясняться и различать предметы.

Логопедами и психологами установлен тот факт, что развитие мелкой моторики напрямую связано со становлением речи. Многие родители отмечают, что ребенок в 11 месяцев протягивает ручку и шевелит пальчикам, а в глазах читается немой вопрос, но произнести просьбу малыш не может или не решается. И вот в это время необходимо применять методику игр, развивающих речь.

  • Развивающая игра «Веселые зверушки». Для занятия заранее приготовьте яркие картинки-карточки или книги с изображением птиц, диких и домашних животных, рыб и насекомых. Не спеша показывайте малышу картинки, если под ними есть описание или сопроводительный текст о животном, прочитайте ребенку. Важно сопровождать рассказ звуками, которые издают соответствующие животные, «гав-гав», «пи-пи», «ку-ку», «мяу-мяу», «ква-ква», «хрю-хрю» и т.д. Не ждите, что 11-месячный малыш сразу повторит все звуки. Практиковать подобные игры рекомендуется регулярно, и со временем при виде картинки и животного ребенок сам назовет их с помощью разученных фраз.
  • Речевая игра «Разноцветная радуга». В 11 месяцев малыш уже понимает, что перед ним различные цвета, но названия ему еще неизвестны, задача родителей – научить различать основные оттенки, дав им определение. Для этого рекомендуется расстелить мягкий плед или одеяло, посадить малыша в центр и разложить перед ним разноцветные объекты: кубики, мячики, кольца и карточки. Каждый предмет не спеша подносите к ребенку, давайте потрогать и покрутить. Важно, чтобы ребенок был спокоен и фокусировал внимание на указанных вещах. Чтобы ребенок понимал, что от него требуется, покажите два кубика разных цветов. Предложите взять тот, который понравился больше. Если ребенок потянется к кубику, расскажите какого он цвета, формы и размера. Расскажите, какой предмет остался у вас в руках. Продолжать рекомендуется до тех пор, пока ребенок проявляет интерес к распознаванию цветов.
  • «Прогулка по Цветному бульвару». Интересная игра, цель которой – запоминание цветов. Если позволяет самочувствие, возьмите ребенка на руки и устройте прогулку по квартире. Указывайте на разноцветные предметы, называйте цвета и назначение. Если получится, давайте ребенку потрогать предметы, повертеть их в руках, а главное – повторяйте несколько раз название цвета.

После прогулки по «цветному бульвару» вернитесь обратно в детскую и дайте малышу любимую игрушку. Рекомендуется запасаться яркими игрушками незатейливой формы. После чего вместе с любимцем отправляйтесь в путь по квартире на поиски предметов такого же цвета. Например, при обнаружении зеленой вазы сообщите, что предмет на столе имеет такой же цвет, как и игрушка. Рекомендуется прикладывать игрушку к предмету, чтобы ребенок наглядно видел то, о чем вы говорили.

Развитие координации

  • «Чух-чух-чух, я – игрушек лучший друг!». Почти годовалые дети интересуются всем, что открывается и закрывается. Картонные коробки в этот период – наиболее подходящие предметы, привлекающие внимание. Для занятия понадобятся 2-3 коробки разных размеров, которые легко закрываются. Эти объекты свяжите между собой ленточкой, формируя некий поезд, коробки имитируют вагончики. На полу перед ребенком разложите маленькие игрушки с расчетом, чтобы они помещались в коробку. Откройте крышки «вагонов» и предложите вместе сложить груз. Малыш с удовольствием погрузит все игрушки, повторяя за вами манипуляции. Как только первая игрушка будет поставлена в коробку, потяните за веревочку и произнесите с восторгом фразу: «Чух-чух-чух, я - игрушек лучший друг!». Это не только развеселит малыша, но и вызовет интерес и желание потянуть за ленточку, приводя поезд в движение.
  • «Щип-прищип». С 11-месячным крохой рекомендуется играть только в те игры, которые ему интересны. Для детей важны предметы, которые находятся в руках у мамы, например, прищепки. Перед занятием запаситесь квадратом плотного картона и прищепками разного цвета. Посадите маленького гения и у него на глазах прицепите прищепки на разные стороны картона. После чего медленными движениями снимите их и закрепите вновь, так 2-3 раза повторите манипуляции. Малыш самостоятельно начнет снимать и закреплять предметы. Это занятие координирует движение рук, пальцев и глаз маленького ученика. Его внимание привлечет реакция прищепки на движение пальцев. Обязательно похвалите кроху за успех и подбодрите в случае неудачи. Маленькому человечку важна ваша оценка его поступков и деятельности.
  • «Прощай, соска!» Многих родителей беспокоит вопрос, как отучить ребенка сосать соску. Логопеды утверждают, что 11 месяцев – прекрасное время, чтобы избавиться от пустышки. Для малыша расставание с любимой соской – травма, но если заранее подготовить его, процесс станет безболезненным. Во время игры сделайте вид, будто мишка или котенок взяли в рот соску. При этом рекомендуется рассказывать, что игрушка маленькая, ей тоже хочется пососать пустышку. Такую игру важно повторять каждый день и тогда малышу пустышка уже не понадобится.

Сюжетные игры

Раньше вы показывали крохе животных и рассказывали, как они говорят. Выполняли с игрушками разные действия: укладывали спать, кормили, гуляли с ними. Сейчас рекомендуется задавать вопрос: «Что хочет ляля? Кушать, пить или спать?» или «Что делает ляля? Ходит, сидит или спит?»

Безусловно, малыш еще не научился говорить, поэтому варианты предлагаете вы. У ребенка формируется понимание сюжетной игры. Рекомендуется в процессе игры изменять интонацию, выдерживать паузу, повторять действия, а главное, малыш самостоятельно принимает участие в игре. Выстраивайте занимательный, но не сложный сюжет, например, кукла села на лошадку, поехала, упала, заплакала, встала, отряхнулась, снова села на лошадку и запела песенку.

Сюжетные сценки отражают эмоциональное состояние человека. Ребенок понимает причины того или иного состояния, вызванного определенными действиями. Например, куколке больно, потому что она упала; куколка смеется, потому что ей нравится кататься на поезде, и т.д. Рекомендуется прививать малышу чувство сострадания, например, куколка плачет, давай пожалеем ее. Открывайте волнующий и чувственный мир своему малышу: смех, радость, слезы, грусть, страх и т.д.

В играх важно прерывать неадекватные реакции. Нередко чувства ребенка бушуют, провоцируя появление неадекватных реакций в виде агрессивных действий по отношению к игрушкам. В таких случаях незамедлительно рекомендуется остановить игру, забрать игрушку и строго сказать «Нельзя!» Сразу же важно показать, как правильно и безопасно играть с куклой, собачкой или машинкой. Иногда малышу сложно перестроиться на положительный лад, поскольку он не в духе. Рекомендуется прекратить игру, переключить его внимание на что-то другое.

Практические советы

Поездка в автомобиле: Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.

Возьмите ребенка в магазин за покупками: Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.

Новые друзья: Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.

Поход в ресторан: Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.

Игры с другими детьми: Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу: Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.

Дочки-матери: Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.

Юмор: Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?

За окном: Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.

Новые открытия

Чувство ритма: Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.

Через тоннель: Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.

Наденьте куклу на руку: Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.

Игрушка с ленточкой: Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.

Заводная игрушка: Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.

Развитие координации

"Гимнастическое бревно": Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.

Клейкая бумага: Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их. Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.

Помогите малышу спуститься с лестницы: Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)

Стул вместо ходунков: Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.

Пусть малыш покатает коляску: Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)

Босиком по полу: Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.

Принятие решений

Печенье в коробочке: Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.

Игра в мяч: Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.

Заверните игрушки: Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.

Холодные предметы: Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.

Сшейте для ребенка сумку: Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.

Как обуть туфли: Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.

Домашние животные: Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.

Сидящие игрушки: Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.

Повседневные дела

Время кормления

Сыпучие продукты: Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды. Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.

Рисунок из муки: Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.

Крекеры: Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.

Самообслуживание: Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.

Чашка и ложка: Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Время купания

Утиный суп: Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.

Чистая ванночка: Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.

Зачерпни и вылови: Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.

Зубная щетка: Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.

Переодевание

Игра с наклейками: Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.

Одежда для мишки: Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.

Клейкая лента: Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.

Время отдыха

Картинки, которые умеют пищать: Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)

Одежка на молнии: Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.

Игра с перчатками: Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.

Песня в автомобиле: Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до года"



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!