Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края. Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города

Из опыта работы воспитателя детского сада. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия

Описание педагогического опыта: Щелконоговой Г.Н.
воспитателя «ЦРР – д/с «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида» г. Ковылкино, Республика Мордовия
"Мы обязаны беречь единое культурное
пространство страны во всём его многообразии,
помогать сохранению богатых национальных
традиций народов России"

Д. А. Медведев

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности.
Сегодня актуальным остается приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия в условиях дошкольного образования через развитие сознательного и уважительного отношения к прошлому, к национальной культуре, традициям, к родному языку.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
Я, как воспитатель детского сада, на протяжении многих лет веду работу по приобщению дошкольников к национальной культуре, воспитании любви к малой родине, знакомлю детей с историей, культурой, языкам мордовского народа.
Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям национальной культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно - природной среде, понимают меру своей ответственности за её сохранение и приумножение.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения в становлении опыта.

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, в которой они возделывали, вещах, которые им принадлежали – значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Поэтому считаю, что именно в дошкольном возрасте, через культуру родного народа, через ознакомление с родным краем и окружающим его социальным и материальным миром, формируются у детей система знаний, осознанные навыки в формировании у детей чувства любви к родине.
Желание передать эту любовь детям, стремление через творческое мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для данного вида работы. Влияние культурной деятельности на всестороннее развитие личности ребёнка очевидно, поэтому моя работа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональных чувств и комфортное пребывание детей в детском коллективе среди национального искусства.
Я стараюсь научить детей всему этому:
- осознанно понимать и принимать историю своего наследия;
- привить чувство гордости и ответственности к культурному прошлому
России и Мордовии.
Концептуальностью моего опыта является разнообразие методов и форм работы с детьми: - расширение первоначальных представлений у детей;
- накопление новых знаний о традициях, обычаях мордвы;
- использование словарного запаса мордовского языка через занятия,
беседы, заучивание мордовского фольклора;
- закрепление полученных знаний в процессе образовательной
деятельности и воспитание сознательного отношения к национальной
культуре;
- развитие у детей чувства сопричастности к достижениям земляков в
различных областях;
На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, использования программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

3. Теоретическая база опыта.

Современные исследователи: М. И. Богомолова, Т. Ф. Бабынина,
Н. П. Овсянникова считают, что национальная культура, является «оригинальным носителем неповторимых особых качеств нации». Любая национальная культура представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: -национальный язык;
-национальное искусство (музыка, литература, искусство);
-национальные традиции (мифология, религия, история народа).

Наличие теоретической базы выражается: в активном использовании методических разработок известных авторов, которые реализуются на основе введения современных технологий и методик воспитания и обучения дошкольников в данном направлении, выявлении мониторинга усвоения знаний и умений дошкольников, создании условий для максимального развития творческого потенциала воспитанников.
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры осуществляется по календарно - тематическому планированию, разработанному на основании:
- примерной образовательной программы «Детство»/ авт. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др.;
- «Методики обучения дошкольников мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам»/ авт. А. И. Исайкина;
- регионального образовательного модуля дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О. В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.;
При работе в данном направлении я ориентировалась на современную нормативно – правовую базу дошкольного образования:
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ;
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» и ФГОС ДО;
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях детского сада с учетом особенностей региона проживания обусловлена социально – педагогическими потребностями современного общества. По утверждению ученых, Л. И. Божович и М. И. Лисиной, в дошкольном возрасте преобладают предметная и игровая деятельности; формируются познавательная и творческая. К пяти годам ребенок овладевает широким кругом знаний, умений и навыков, появляются оценочные суждения и познавательные интересы. Через народные игры, игровой фольклор ребенок незаметно усваивает народные образы и символику, легче запоминает язык своего народа, что является основой интереса к народной культуре и развивает патриотические чувства у дошкольника. Необходимо помочь детям найти место в их еще не окрепших душах для патриотизма и гражданского сознания, подготовить к дальнейшей жизни в обществе, чтобы дети имели элементарные представления об истории своего края, знали и чтили обычая и традиции, не стеснялись говорить на родном языке.
Цель работы: приобщение дошкольников к национальной истории и культуре посредством ознакомления с мордовским (мокша) языком.
Задачи:
1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, городу, республике, стране.
2. Воспитывать патриотические чувства к культурному наследию России и Мордовии.
3. Развивать интерес к русской и мордовской истории, культуре, через изучение родного языка.
4. Формировать навыки речевого общения на родном языке.
Основные направления деятельности:
воспитание интереса к более глубокому изучению истории, традиций и языка своего народа;оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре мордвы и обучению родного языка; --разработка сквозной системы обучения мордовскому языку в детском сада.
Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста и выявления уровня их эмоционального состояния, проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды. В группе оформлен мордовский уголок, приобретены и изготовлены куклы в национальных костюмах, организован мини-музей национального быта, где собраны подлинные предметы национального быта, национальный костюм, мордовская вышивка. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Изучение мордовского языка и малого фольклора включается в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений.
Ведущая педагогическая идея данного направления проявляется в прогнозируемых результатах воспитания устойчивых нравственных качеств у детей дошкольного возраста, а также наличие базы знаний, умений и навыков, переноса их в новые виды деятельности, умение не только активно использовать запас знаний, но и потребность обогащать их.

5. Результативность педагогического опыта.
Вышеописанные действия выражаются в воспитании у детей любви и гордости за родной край, а самое главное, используются на занятиях, играх и других видах образовательной деятельности, что позволяет расширить и обогатить объем знаний у детей об окружающем мире, воздействует на эмоциональную сферу развития, способствует проявлению воспитанниками накопленных знаний в различных видах образовательной деятельности.
В процессе использования национально- регионального компонента в занятиях, играх, развлечениях и других видах образовательной деятельности, позволяет расширить и обогатить объем знаний детей об окружающем мире, что воздействует на эмоциональную сферу детей и оставляет в их памяти глубокий след. Целенаправленная работа по внедрению национально - регионального компонента способствует проявлению детьми накопленных знаний в различных видах познавательно – речевой и продуктивной деятельности. Также одной из форм работы в данном направлении является создание кружка «Лихтибряня», где детям, посещающим дошкольную образовательную организацию, предоставляется возможность делать первые шаги в изучении родного языка и приобщении к национальной культуре. Еще одной из форм работы является привлечение родителей к активному участию в образовательной деятельности по приобщению воспитанников к изучению истории родного края и обучению родному языку. В связи с этим неоднократно: на родительских собраниях, при проведении открытых мероприятий, были проведены беседы о необходимости воспитания в детях чувства любви к истории и культуре мордвы, национальному языку.
В повседневной жизни в детском саду мы играем в мордовские подвижные игры, разучиваем потешки, стихи, мордовские песни и танцы, читаем мордовские народные сказки и произведения современных авторов; дети знают историю своего города, знакомы с государственной символикой; знают, что в Мордовии проживают люди разных национальностей.
Обобщение педагогического опыта по воспитанию у дошкольников патриотических чувств в процессе приобщения к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия представлено в различных формах: - разработка конспекта НОД по ознакомлению дошкольников с культурой и историей мордовского народа для методического пособия «Детям о Мордовии» (2013 г.);
- участие в международном семинаре «Финно - угорские языки и культура в дошкольном образовании» с выступлением на тему: «Воспитание патриотических чувств в процессе приобщения дошкольников к истории и культуре родного края посредством языкового восприятия» в г.Саранске (2014г.);
- участие в межрегиональном семинаре с международным участием «Опыт работы на финно- угорских языках в дошкольных образовательных учреждениях: ресурсы и новаторские идеи, связь с местным сообществом» в г. Ижевске (2014г.).
- участие в межрегиональном семинаре с международным участием «Мордовские языки: в дошкольном образовании: проблемы обучения, опыт, перспективы» г. Инсар (2015г.)
- участие в республиканском конкурсе «Роль родного языка в развитии детей дошкольного возраста» с выступлением на тему: «Воспитание и обучение дошкольников на основе мордовской культуры»в г. Саранск (2016г.)
Все это является подтверждением того, что работа по приобщению дошкольников к национальной культуре, истории и традициям посредством изучения родного языка в контексте нравственно – патриотического воспитания в детском саду необходима, важна и полезна.

6. Анализ результативности.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Отрадно, что мои воспитанники освоили мордовские народные игры, активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы. В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой Мордовии используются различные методы и виды работы, в том числе целевые прогулки, беседы, чтение и рассказывание сказок и легенд, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), рассматривание иллюстраций.
Результатом данной работы являются выставки, комплексные занятия и развлечения.

7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, видеотека.
Трудоёмкость в использовании моего опыта работы состоит в том, что в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мордовской культуре. Представленный опыт накладывает на педагога определённые обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае.

8. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОО.

9. Наглядное приложение.
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения, организация театрального кружка, драматизация детских произведений совместно педагогов с воспитанниками.

Светлана Меттик
Приобщение дошкольников к культуре родного края

«Любовь к родному краю , родной культуре , родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому, настоящему…»

Д. С. Лихачёв.

Что такое Родина, любим мы ли мы ее, насколько мы её знаем? Отвечая детям на эти вопросы, пришлось задуматься, что нельзя привить эту любовь, если сам не проникся чувствами, которыми живет народная душа , если ты не знаешь историю своего края и традиции земляков .

Мы живем в интересное время, когда многое заново открываем, переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое к сожалению мы знаем поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели? Ответить на эти вопросы- значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Приобщить подрастающие поколение к национальной культуре в настоящее время очень актуально, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающих высокой нравственностью.

Наша история очень многонациональна. Знание истории и культуры своих предков поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Национальная культура становиться для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры .

Сегодня все более явственно обнаруживается возрождение национального духа, культуры , традиций, духовных ценностей. Первым социальным институтом является семья, а потом уже детский сад, который тесно сотрудничает с семьей ребенка.

Большое место в приобщении ребенка к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные с содержанием праздников, что достигается активным привлечением их к моментам подготовки и проведения праздника, каждый народный праздник должен быть превращен в театральное представление, в котором участвуют и дети и приглашенные взрослые. Такое проведение праздников оставляет глубокий след в детской душе, и укрепляет в ней добрые чувства. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать их непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен , инсценировках.

Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп.

Это группа художественных средств, природа, собственная деятельность детей и вся атмосфера, в которой живет ребенок.

Успех приобщения дошкольников к народной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относится народное творчество , декаротивно- прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества . Например, важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность, под пословицей понимают меткое образное изречение, назидательного характера, имеющие форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности : познавательно – интеллектуальные, эстетические, нравственные и др.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа.

Нравственную идею отражают и загадки. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности.

Велика и несравнима роль народных песен , в песнях отражается вековое ожидание, сокровенные мечты народа. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - о–но из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.

Особое значение в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки , поскольку они являются самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. Сказки являются важным воспитательным средством, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для другаи поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края Обеспечение духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Человек способен.

Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Конспект НОД по теме «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» в средней группе Цель: расширять и уточнять представления детей.

НОД по ознакомлению дошкольников с особенностями родного края и формированию основ патриотического воспитания «Мордовия - моя родная республика» Программное содержание: Воспитывать уважение к мордовскому народу, гордость за свою Родину, толерантное.

Приобщение детей к истокам народной культуры родного края Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое,.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Калинка»

Публикация на тему:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края»

воспитатель 1 квалификационной категории

Маленькая родина все равно большая,

Ведь она единственная.

Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности происходит в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

в стихотворении «Родина» пишет:

Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал.

И действительно, самые волнующие и трогательные воспоминания для каждого человека - это воспоминания о родных местах, любимых улицах и живописных берегах родной реки… Родной край - самое любимое и красивое место на земле. Здесь самая красивая природа, самые уникальные достопримечательности, самые красивые и добрые люди. Здесь всё своё, такое родное и любимое.

Родной край… Важно показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

С целью формирования патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с родным краем был разработан и реализован долгосрочный проект «Край любимый - край Юрьянский». Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали педагоги, дети, их родители и представители социума.

Работа велась в следующих направлениях: «Мой любимый детский сад», «Сторонушка Юрьянская моя», «Чудеса родного края», «История родного края в годы Великой Отечественной войны».

И вот дан старт проекту, и ребята отправились в путешествие по детскому саду. Детский сад – является маленькой родиной для ребенка. Это то место, где дошкольник проводит большую часть времени. И нашей главной целью было - формирование представления о детском саде как о маленькой родине, о необходимости любить и беречь его, знать его историю и соблюдать традиции.

Приветливо встречали путешественников сотрудники детского сада. У ребят расширились представления о труде взрослых, его значимости, они поняли, что именно усилиями дружного, трудолюбивого коллектива в детском саду создана атмосфера тепла и доброты.

В доступной и интересной форме познакомились воспитанники с историей нашего дошкольного учреждения и его традициями. С большим желанием дети учили стихи о детском саде, которые представляли на конкурсе чтецов; составляли рассказы на темы «Я люблю свой детский сад», «Любимый уголок в группе»; рисовали рисунки, делали аппликации , мастерили поделки из природного материала, игрушки – забавы; играли в дидактические и сюжетно – ролевые игры, принимали активное участие в акции по озеленению территории детского сада. Традиционными стали встречи с бывшими сотрудниками нашего дошкольного учреждения, поздравление их с праздниками, вручение памятных сувениров.

Проделанная работа в данном направлении расширила представление детей о детском саде, как о втором доме для детей, где их всегда ждут и всегда им рады.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот…, - поется в известной песне. И наше знакомство с родной Юрьянской сторонушкой началось именно с заветной скамьи у родного дома, с родной улицы. Улицы, как и люди, имеют свою биографию. Они рождаются, растут, взрослеют. Интересно и содержательно рассказывали ребята о своей улице, ее истории, о доме, в котором живут, рисовали, конструировали, делали аппликации, получили практические навыки создания макетов своих домов из различных материалов. При рассматривании иллюстраций, фотографий, мультимедийных презентаций обращали внимание на современные дома и дома в прошлом. Во время экскурсий по улицам поселка наблюдали за различными видами транспорта, закрепляли правила пешеходов, любовались красивыми домами и зданиями, знакомились с жителями, проживающими на данной улице.

Путешествуя по родному поселку, ребята также знакомились с социокультурными и производственными объектами . Целевые экскурсии на почту, в промышленные и продуктовые магазины, на автовокзал , железнодорожный вокзал и другие предприятия помогли детям понять принципы функционирования различных учреждений поселка, формировали у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей. В ходе интерактивной экскурсии по улице Ленина ребята познакомились с достопримечательностями, культурными центрами и памятниками главной улицы поселка.

Виртуальная экскурсия «Родной свой край люби и знай», просмотр фильма видеостудии «Стоп – кадр» познакомили ребят с историей образования Юрьянского района, его символикой, территорией, географическим положением и населенными пунктами.

Чудо… Казалось бы, это бывает только в сказках. Однако, если присмотреться, то чудо можно увидеть и в обычной жизни, а если очень захотеть, то и пообщаться с ним, проникнуться им.

Чудо родного края – это природа, которая окружает нас; это легенды, былины, сказания, исторические факты, связанные с родным краем; это литературные шедевры писателей и поэтов - земляков; это люди, делами своими прославившие родную землю, внесшие вклад в развитие нашей огромной и великой страны. И наши дети должны прикасаться к этому чуду, знать о его существовании.

Просмотр презентаций, видеофильмов, знакомство с Красной книгой Кировской области, викторины («Друзья природы», «Знатоки родного края»), игры («Что? Где? Когда?», «Поедем в родной край», «Необыкновенное путешествие») расширили знания детей о разнообразии животного и растительного мира Юрьянского района, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу, об особо охраняемых территориях. Красоту родной природы ребята отразили в своих рисунках и фотографиях, в рассказах на темы «Красивые места моего края». «Природа родного уголка». Проделанная работа сформировала умение замечать красоту родной природы, желание ее беречь и охранять.

Не зря говорят, что главная ценность любой Земли – это люди, живущие на ней. Цикл занятий на тему «Люди, прославившие наш край», познакомил детей с вятскими поэтами, писателями и художниками, их творчеством.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку.

Жители родного края – народ работящий и терпеливый. На благо своего района трудятся люди разных профессий. С гордостью рассказывали дети о профессиях своих родителей, интерактивная игра «Все профессии важны, все профессии нужны» расширила и обобщила представление детей о профессиях. С большим вниманием слушали они произведения «Город добрых дел» Р. Скарри, «Дядя Степа – милиционер», «А что у вас?» С. Михалкова, «Чем пахнут ремесла Д. Родари и др.; с удовольствием играли в дидактические и сюжетно – ролевые игры, придумывая новые сюжеты. Мы считаем, что такая деятельность обеспечит дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.


Инструментом для воспитания общечеловеческих ценностей и развития творческих способностей детей является устное народное творчество и народная культура. Не случайно подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». В ходе реализации проекта в теории и на практике ребята познакомились с историей, технологией и художественными особенностями вятской игрушки и утвари и вятским фольклором. Интерактивное занятие – путешествие «Сказ о вятских промыслах», тематическое занятие «Прекрасное рядом с тобой», мастер – классы «Дымковские узоры», «Куклы наших прабабушек», виртуальное путешествие по музею «Здравствуй, музей», просмотр фильма видеостудии «Стоп – кадр» «Умельцы Юрьянского района», экскурсия в русскую горницу при ЦДТ, знакомство с песнями, сказками и легендами родного края приобщали детей к истокам народной культуры.

Не оставили равнодушными ребят мероприятия в направлении «История родного края в годы Великой Отечественной войны». Были проведены тематические беседы с показом мультимедийных презентаций «Юрьянский район в годы Великой Отечественной войны», «Герои Советского Союза – юрьянцы». С целью воспитания уважения к ветеранам ВОВ прошла акция «Подарок ветерану». Ребята ходят в гости к ветеранам, слушают рассказы о тех далеких тяжелых для Родины и народа годах, поздравляют с праздником, дарят подарки. Ветераны – всегда почетные гости нашего детского сада.

С целью воспитания чувства любви и гордости за свою страну и свою семью, уважения к родным проводилась исследовательская работа «Война в истории моей семьи». По результатам работы оформлены «Книги памяти». В каждой группе детского сада оформляются стенды, посвященные Великой Отечественной войне.

Экскурсия в «Музей боевой славы», знакомство с назначением и результатами поисковых экспедиций отряда «Наследие», участие в митинге по открытию мемориальной доски нашему земляку …, митинге, посвященному Дню Победы, концерты для ветеранов «Этих дней далеких позабыть нельзя», конкурс рисунков «Войны не знали мы, но все же…», «Война глазами детей», мини – исследования «Улица в честь героя» познакомили детей с героическим прошлым нашего района, способствовали воспитанию чувства гордости за наших земляков.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если устанавливается тесная связь с семьей. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Вместе с детьми они оформляли выставки и фотовыставки по теме проекта, проявив творчество и фантазию, участвовали в исследовательских работах, сборе краеведческого материала, в различных акциях, коллективных мероприятиях и праздниках.

При работе по патриотическому воспитанию возрастает необходимость взаимодействия дошкольного учреждения с социумом. Нами было установлено тесное сотрудничество с Центром детского творчества, центральной детской библиотекой и школой. Экскурсии, тематические занятия, развивающие игры , викторины сделали учебный процесс более совершенным и разнообразным.

В ходе реализации проекта, мы еще раз убедились в том, что взаимосвязь с семьей, с представителями социума нам жизненно необходима. Совместное участие в проектной деятельности помогло нам расширить и систематизировать знания детей о нашем крае, его прошлом и настоящем. У детей появилось чувство гордости за свою малую родину, за ее людей, неповторимую красоту.

И мы очень надеемся, что это чувство любви к своей малой Родине наши дети пронесут через всю свою жизнь. И родной поселок всегда будет для них самым родным и прекрасным, дорогим и близким.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей

Образовательный педагогический проект

Приобщение детей к истории, культуре и традициям родного города и края

Исполнитель :

воспитатель МКДОУ № 26

Корелина Ирина Сергеевна

Верхняя Пышма

2012 г.

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Введение

Актуальность темы

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования (из национальной доктрины образования в РФ):

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений и т.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

  • к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
  • 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Приобщение детей к истории, культуре и традициям родного города и края»

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста; обогащение их познавательного, эмоционального опыта через приобщение детей к истории, традициям культуре родного города.

Задачи проекта:

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Научить гордиться тем, что сделано руками их родителей, старшим поколением.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне Урала.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Формировать бережное отношение к культурным ценностям района, осознание их неповторимости и индивидуальности.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу и краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни, края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Вид проекта: познавательный, исследовательский, групповой.

Участники: дети старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы, специалисты.

Сроки реализации: 2 года.

I. Теоретическое обоснование проекта

Теоретическую основу программы составили некоторые положения из программы О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», в частности, положение «о необходимости широко использовать все виды фольклора как средство приобщения детей к нравственным- патриотическим ценностям; знакомить с культурой родного города, села и использовать интегративный подход в образовании и воспитании».

Был использован также практический опыт педагогов Н. Козачек, А. Минаевой «Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края».

Педагог сам определяет способ организации, место в режиме дня, содержание того или иного занятия по данной программе.

Направления проектной деятельности

  • Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
  • Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения, разработка комплексно-тематического планирования;
  • Организационный блок: создание предметно – развивающей среды (мини-музеи, центры активности; уголки творчества и познания и т.п.);
  • Контрольно – рефлексивный блок: разработка анализа эффективности образовательного проекта, вычисление противоречий и проблем во время реализации проекта, разработка перспективы проекта.

Интегрирование

При работе с проектом был использован принцип интегративного подхода, т.к содержание образовательного проекта достаточно объёмный, следует основная часть программы интегрируется в другие образовательные области: познание, социализация, художественное творчество, коммуникация, чтение, музыка.

Необходимые условия для реализации проекта

  • Интерес детей и родителей
  • Методические разработки
  • Педагогический опыт
  • Предметно – развивающая среда
  • Инновации
  • Интеграция со специалистами детского сада

Методы (формы и приёмы работы) проекта

  1. Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
  2. Совместные игры и творческие проекты;
  3. Познавательно – игровые занятия;
  4. Беседы, интервью, составление творческих рассказов, выставки рисунков;
  5. Развлечения, досуги, театрализованные праздники;
  6. Нетрадиционные формы с родителями.

Предполагаемый результат

1 . Знать/называть: историю края и города, символику города, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическую ситуацию в городе.

2. Знать/называть: растения и животных края, камни добываемые на Урале.

3. Знать/называть: народные праздники, декоративно – прикладное искусство, жилище человека и предмета быта Урала и города.

4. Выражать/принимать: отношение к окружающей среде, участие проведении мероприятий по охране окружающей среды в УО.

5. Уметь: заботиться о близких, управлять своими чувствами, анализировать свои поступки и поступки других.

Достигнутые результаты (приложение 1)

Во время контрольного проведения рефлексивного этапа по результатам итогового мониторинга прослеживается положительная динамика по следующим показателям:

  1. РОДНОЙ КРАЙ, ГОРОД (история края и города, символика города, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе): 2011г -2012г увеличилось на 26 %;
  2. ФЛОРА И ФАУНА УРАЛА: (растения и животные края, камни добываемые на Урале): 2011г-2012г увеличилось

на 23 %;

  1. ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ : (народные праздники, декоративно – прикладное искусство, жилище человека и предмета быта Урала и города): 2011г-2012г увеличилось на 31 %;
  2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: (отношение к окружающей среде, участие детей и родителей в проведении мероприятий по охране окружающей среды): 2011г-2012г увеличилось на 34 %;
  3. ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ : (забота о близких, умение управлять своими чувствами, умения анализировать свои поступки и поступки других): 2011г-2012г увеличилось на 15%.
  1. Практическая реализация проекта

Этапы проведения и реализации проекта

1.Информационно-накопительный

Изучение интереса детей для определения целей проекта, мониторинг

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам.

Посетить музей г. Верхняя Пышма;

Изучить краеведческую литературу;

Подобрать библиотечку произведений уральских писателей, поэтов, доступных для восприятия детей конкретной возрастной группы;

Изготовить методические материалы и дидактические пособия по теме «Мы - из города Верхняя Пышма», «Верхняя Пышма - город трудовой», « Спортландия»; «Уральские сказки», «Природа нашего края» (альбомы); план-схему Восточного поселка, карту города;

Совместно с родителями подобрать весь необходимый материал для изготовления пособий;

Разработать план целевых прогулок и экскурсий конкретно для своей возрастной группы, ориентируясь на содержание программы.

2. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, исходя из на темы: “Город Верхняя Пышма – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Свердловская область»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, «Природа родного края», «Прошлое и настоящее моего города» , «Профессии наших родителей».

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»

Оформление дидактических игр по краеведению:
“Я шагаю по Верхней Пышме», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок»

Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

Лепка «Животные и птицы нашего края»

Экскурсии и фотоэкскурсии по городу

Изготовление макета улицы Петрова.

Изготовление мини – музея «Русский дом на Урале»

3. Презентационно - завершающий

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

4. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов. Проведение итогового мониторинга.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

Заключение

Перспективы дальнейшего развития проекта.

В результате проделанной работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из трех блоков:

  • 1 блок «Семья и ближайшее окружение»

(дать знания об улицах Восточного посёлка, знать адрес своего места жительства (ребёнку), совершать целевые прогулки в сквер, проводить беседы).

  • 2 блок «Детский сад – мой второй дом»

(дать знания о социальном портрете дошкольного учреждения и какие объекты находятся вблизи детского сада, совершать целевые прогулки по ближайшим улицам и вести наблюдение за трудоустройством горожан, за машинами города, проводить беседы, создавать ситуации для ориентирования в местности, где проживают дети, как отдыхают с родителями на природе).

  • 3 блок «Родной свой край люби и знай!»

(ознакомление детей с историей города; показать, город в котором живут дети, красив, современен, город – труженик, рассказать какие есть промышленные предприятия, какую продукцию они выпускают. Закрепить знания о родном районе; познакомить с профессиями и предприятиями и предприятиями, на которых работают родители детей).

Список литературы

1. Большой России маленькая росинка - Филантроп, 2008г.

2. Городской округ Верхняя Пышма. Большой России маленькая росинка- Екатеринбург, Филантроп, 2008г.

3. М.Е. Головацкий и др. Верхняя Пышма 1854-2004- Екатеринбург, Уральский университет, 2004г

4. В.И. Гриневич. Верхнепышминцы в войне 1941-1945 г.г

5. В. Непомнящий, Е.Селина, А.Грамолин, М. Тимошадченко, Е. Назарова, Ю.Горбунов Р. Печурина. Медное платье Урала.- Сократ, Екатеринбург, 2004г.

6. И.Г.Пронин, Л.Н. Никитина Г.Д. Мамонов- г. Верхняя Пышма, 1996г.

7. И.Г. Пронин. Мой город. Прошлое и настоящее.- г. Верхняя Пышма, 2000г.

8. Серия. Наш город- наша гордость! Стихи о Верхней Пышме- Центральная городская библиотека им. В.В. Волоскова.

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.

На современном этапе развития общества совершенствование системы патриотического воспитания является важнейшим условием, обеспечивающим могущество нашей Родины и развитие России как демократического государства.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Нравственно – патриотические чувства формируются в дошкольном возрасте, когда дети начинают осознавать себя частью целого культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициям. Обращение к отеческому наследию воспитывает у детей уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому дошкольникам необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Первый этап работы по формированию нравственно - патриотических чувств через приобщение к истории и культуре родного края, начинаем проводить с младшими дошкольниками, учим называть свою улицу и ту, на которой расположен детский сад. В среднем дошкольном возрасте работа по формированию нравственно-патриотических качеств строится на основе ознакомления с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью русского народа. Это позволяет детям увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические. Знакомя дошкольников с родным городом, привлекаем их внимание к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, магазин, аптека, рассказываем об их назначении, подчеркиваем, что все это создано для удобства людей.

Чтобы в старшем дошкольном возрасте полученные знания трансформировались в зачатки патриотизма (интереса к истории своего края, города, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями), показываем детям всю красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, стараемся помочь полюбить свое, родное, близкое. Диапазон объектов, с которыми знакомим старших дошкольников, постепенно расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняем: в честь кого они воздвигнуты; у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого мы проводим экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.Занятия и беседы по ознакомлению с традициями и обычаями наших предков проводим в краеведческом музее, где воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек и дети могут потрогать предметы своими руками.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!