Деловая игра по теме экология человека. Деловая игра «Экологическая гостиная

Сценарий внеклассного мероприятия «Деловая игра «Фирма» для учащихся 7-8 класса

Автор: Полякова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Михайловская СОШ», с. Михайловка, Третьяковский район, Алтайский край.
Описание материала : Данный сценарий будет полезен заместителям директора по воспитательной работе, старшим вожатым, классным руководителям. Материал предназначен для учащихся 7-8 классов. В учебно-воспитательном процессе мероприятие проводится в целях экологического воспитания учащихся.

Внеклассное мероприятие «Деловая игра «Фирма»

Цель: создание условий для экологического воспитания учащихся.
Задачи:
- развивать мышление, творческие способности, воображение;
- формировать навыки работы в группе;
- повысить экологическую грамотность учащихся.
Предварительная работа:
* приготовить карточки с надписями: рекламно-оформительский отдел, музыкальный отдел, сценарно-режиссёрский отдел, конкурсно-сюрпризный отдел.
* приготовить бумагу, пишущие принадлежности, визитки.
Оформление зала:
1. Плакаты:
- «У природы чистое сердце».
- «Земля у нас одна - другой не будет никогда».
Ход игры:
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня наша встреча посвящена очень важному событию – открытию фирмы с прекрасным названием «Радуга».
Необходимость открытия нашей фирмы обусловлена тем, что только согласованными действиями мы можем привлечь внимание к проблемам экологической безопасности.
Мы - земляне. Земля – всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из всех известных человеку планет есть жизнь.
Природа Земли едина, и каждого человека касаются её беды: будь то гибель ярославских лосей от ядохимикатов, исчезновение у берегов Камчатки сельди, самой распространенной рыбы, или печальная судьба прославленных американских мустангов.
Почему охрана окружающей среды стала одной из главнейших задач нашего времени?
В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения. Это бедствие называется экологическим кризисом. В наше время интенсивно развивается наука экология. Люди разных возрастов должны иметь представление о неразрывной связи между всеми организмами на Земле, о том, какое огромное влияние оказывает человек на природу и как важно бережно относиться к ней.
Наша общая задача – сберечь планету. Всё чаще мы слышим от Природы мольбу о спасении.
«Остановись! Одумайся!..» -шепчут человеку леса. «Не оголяй землю… Не превращай её в пустыню…» «Пощади! – вторит земля. – Ты вырубаешь деревья… это лишает меня влаги… я иссыхаю, старею… скоро я ничего не могу родить… ни злака, ни цветка…»
Скромные жители Земли подают голоса мольбы. Они напоминают человеку о кровном родстве с Природой. Но современные люди разучились понимать язык трав, птиц, язык лесов, зверей, шуршание осенних листьев, пение песка…
Наша планета устала от дымящихся труб, гудящих турбин, стекающих в реки химикатов, от войн, от взрывов – от того, как беззаботно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек. Слышите? Природа просит помощи!
(Фоном звучит музыка. На сцену выходит Земля.)
Земля:
- Прислушайтесь ко мне. Я – Земля! Я в беде! Я не в силах исправить зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек.
Только вы, дети, можете спасти меня. (Уходит.)
Ведущий: Земля просит помощи и мы должны ей помогать. Задача нашей фирмы: посредством создания и реализации творческих проектов привлечь внимание всех к сохранению природы Земли, познанию её тайн, формирование устойчивого интереса и потребности к активной практической работе по охране окружающей среды.
Я, как руководитель фирмы «Радуга», хочу познакомить с основными положениями Устава. Фирма создана для активного участия в деловой игре по наработке проектов. Фирма «Радуга» может заниматься любой творческой деятельностью: создавать сценарии, нарабатывать опыт проведения акций в защиту природы, коллективных творческих дел и выпускать эту продукцию в свет.
Сегодня мы будем создавать проект праздника «Земля у нас одна - другой не будет никогда!»
В нашей фирме четыре отдела: рекламно-оформительский, музыкальный, сценарно-режиссёрский, конкурсно-сюрпризный.
Рекламно-оформительский отдел будет продумывать оформление сцены и зала, рекламу праздника, приглашение на праздник.
Музыкальный отдел обеспечивает музыкальным сопровождением, светоэффектами.
Сценарно-режиссерский отдел должен будет продумать весь сценарный ход праздника.
Конкурсно-сюрпризный отдел отвечает за игры и конкурсы, которые будут проводиться на этом празднике, за сюрпризные моменты.
Можете начинать, у вас все получится.
Учащиеся создают проект проведения праздника.
Работа со зрителями. / См. приложение/
Защита отделами своих проектов.
Ведущий:
-Мы с вами дружно поработали, я вижу, вы готовы.
Каждый член нашей фирмы имеет право голоса, но, чтобы обсуждение прошло организованно, я предлагаю создать три временные группы, которые будут представлять мнение оптимистов, реалистов, пессимистов. Эта роль будет меняться. Когда свой проект защищает один из отделов, остальные выполняют вышеназванные роли. Всё начинается со сценария и режиссерских задумок.
- Слово сценарно-режиссерскому отделу.
Обсуждение проекта группами.
Ведущий подводит резюме.
- Слово рекламно-оформительскому отделу.
Обсуждение проекта группами.
Ведущий подводит резюме.
- Слово конкурсно-сюрпризному отделу.
Обсуждение проекта группами.
Ведущий подводит резюме.
- Слово музыкальному отделу.
Обсуждение проекта группами.
Ведущий подводит резюме.
Ведущий:
-Наш проект проведения праздника «Земля у нас одна - другой не будет никогда!» готов. Вы молодцы! Проект у вас получился отличный!
Давайте так и дальше будем сотрудничать в нашей фирме.
Я говорю вам большое спасибо за наработанный проект праздника. Наша фирма будет принимать участие во всех акциях в защиту природы. Чтобы у вас со мной, как с руководителем фирмы была связь, я вручаю вам свою визитку.
Ёще раз спасибо и до скорых встреч!
Список использованной литературы
1.«Читаем, учимся, играем» № 11, 2003г.
2.«Читаем, учимся, играем» № 3, 2004г.
3.«Педсовет» № 1, 2005г.
4.«Педсовет» № 5, 2006г.
5.Б.Б. Баландин «1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных), Рипол Классик, М., 2003, с. 7- 12.
Приложение
Ведущий задаёт вопросы, зрители отвечают.
Имя какого древнегреческого бога переводится как «супруг Земли»? (Посейдон).
В каком месте земного шара скоплены самые большие запасы пресной воды? (На полюсах).
Ежесуточно Земля прибавляет в весе 400 тонн. За счёт чего? (За счёт космической пыли).
Что, по мнению древних римлян, уравнивало земной шар? (Экватор).
Один раз в 285 лет Солнечная система делает один оборот в Галактике. Что изменяется в результате на Земле? (Полюса меняются местами).
Шар по-гречески – сфера, а как это будет звучать по-латыни? (Глобус).
Как в древнегреческих мифах называется река, обтекающая всю землю? (Океан).
Вероятность этого события, произошедшего крайне давно, сравнивается с вероятностью сборки полностью исправного «Боинга-747» в результате урагана, пролетевшего над мусорной свалкой. Но, если бы это событие не произошло, никто не смог бы оспаривать его возможность. Какое это событие? (Возникновение жизни на Земле).
Как звали мифического царя Ливии, якобы изготовившего первый глобус? (Атлас).
Известно, что в атмосфере на высоте 15 км имеется озоновый слой, защищающий всё живое от губительных ультрафиолетовых лучей. По мнению учёных, разрушают его фреоны и некоторые другие газы, а какой фактор является основной причиной его воспроизводства? (Ультрафиолет).

Человек начал испытывать экологические трудности еще в прошлые эпохи развития человеческого общества, особенно недостаток такого уникального природного объекта, как вода. Особенности расселения и формирования городов имеют четкую географическую привязку - наличие пресноводных объектов. Это в свою очередь сыграло с человечеством весьма злую шутку. Так, рост крупных поселений, привел к тому, что уже в средние века вода во многих районах Европы стала непригодной для питья (опустошительные средневековые эпидемии чумы во многом были связаны с загрязнением водных источников), причем человечество не могло уже воспользоваться новыми ресурсами. Рост промышленности в эпоху индустриального общества с капиталистическим способом производства привел к введению такого термина в экологическую научную терминологию, как «антропогенный фактор», который отражает нарушение экологического равновесия, сложившегося в процессе эволюции, под действием человеческой деятельности. С этого периода времени отходы промышленности начинают угрожать не только существованию флоры и фауны, по и человека как биологического вида. Экологическую ситуацию в различных районах Земли многие ученые характеризуют как кризисную. В.И. Вернадский отмечал в своем учении, что биосфера обладает мощными экологическими резервами и высокой адаптационной способностью, например самоочищение воды при прекращении антропогенного воздействия на водный объект. Но человечество, зная это, не только не сокращает прессинг на природу, по и увеличивает его, что приводит к тому, что экологические системы уже не могут справиться с этим воздействием. К такого рода воздействиям следует отнести загрязнение природной среды химическими соединениями, не свойственными природе (их называют ксенобиотиками); нарушение геохимических циклов; нерациональную, экстенсивную эксплуатацию природных ресурсов, подрывающую способность природы к воспроизводству возобновимых ресурсов и приводящую к быстрому истощению невозобновимых ресурсов.

Вред, наносимый природе, не является неизбежным следствием развития человечества. Весьма часто ухудшение состояния окружающей среды происходит в результате ошибок в технической и экологической политике и связано с «недостаточным уровнем технического развития, слабой изученностью возможных эффектов антропогенного воздействия, широким использованием природной среды в качестве средства снижения интенсивности воздействия вредных отходов производств и других действующих факторов (например, использование природной среды в качестве рассеивателя вредных веществ)...» (1, с. 183].

К сожалению, человек далеко не всегда понимает, какие изменения природной среды дадут полезные результаты, а какие - отрицательные (2]. Дело не только в неопределенности реакций биологических систем на воздействие. Одной группе людей некоторое воздействие па природу может казаться весьма желательным, а другой - наоборот. Яркими примерами являются многолетнее загрязнение Байкала, эпопея с поворотом северных рек. Как много имеется примеров нерационального, варварского отношения к природе со стороны государственных организаций, ставящих ведомственные интересы выше общегосударственных (рекорд в этой области принадлежит, вероятно, Минводхозу).

В условиях сильного антропогенного воздействия на биосферу оптимальная техническая и экологическая политика должна основываться па совмещении интересов человечества и природы. По выражению академика С.С. Шварца, «человек не должен брать функции биосферы на себя, он должен облегчить ее работу. Объединение усилий человека и природы может способствовать формированию стабильных биогеоценозов в измененной человеком среде...... Значение химии в решении экологических проблем необычайно велико: совершенствование аппаратуры, препятствующей загрязнению воздуха и воды; разработка новых, малоотходных процессов и схем получения веществ; создание экологически менее опасных видов топлива, средств защиты растений; опреснение воды; решение проблем, связанных с радиоактивными отходами. Особая роль принадлежит аналитической химии. Определение загрязнителей, измерение концентраций загрязняющих веществ в сложных, многокомпонентных природных смесях - важная составная часть мониторинга антропогенных изменений окружающей природной среды.

Успешное преодоление экологических затруднений возможно лишь в результате совместных усилий представителей различных отраслей знания - естественнонаучных, технических, социальных. Такой объединяющей формой различных отраслей знаний является исследовательская работа, в том числе и в природоохранной области.

В настоящее время необходимо отметить, что в школах фактически не проводится исследовательская работа с учениками в данном направлении, хотя ее важность является очевидной. Данная форма организации деятельности учащихся с одной стороны способствует сближению обучения и жизни, а с другой - формирует экологическую культуру. В ходе исследовательской работы школьники получают возможность проводить эксперименты, в том числе и с использованием методик исследований компонентов природной среды с помощью аналитической химии, изучать данные литературных источников, проводить наблюдения за изменением состояния окружающей среды. Все это в итоге приводит к выработке активной жизненной позиции в области охраны окружающей среды, отказу от безразличного созерцания изменений природы под воздействием антропогенного фактора.

Все это говорит о необходимости введения экологической исследовательской деятельности в учебный процесс только после того, как учащиеся смогут ориентироваться в определенной системе знаний, то есть после изучения основ физики, химии, биологии, что будет значительно повышать самостоятельность в проведении данного вида деятельности школьниками.

При планировании исследовательской работы главный акцент необходимо делать на анализ учебного материала и материала, необходимого для проведения экологических исследований. При этом необходимо соблюдать следующие условия, обеспечивающие высокую эффективность работы учащихся:

  • а) вновь полученная информация должна дополнять базовые знания;
  • б) выбранная информация должна быль значимой для учащихся, так как только в этом случае они будут мотивированы к проведению исследований и в получении новых знаний;
  • в) выделенная информация должна обязательно содержать проблему, так как исследовательская работа должна быть ориентирована на ее решение.

Другим важным моментом является выявление уровня знаний и умений учащихся, что необходимо для определения степени участия учителя в исследовательской работе школьников. Безусловно, роль учителя в данном виде работ является ведущей, так как именно он должен помогать ученикам определять объект исследования в свете рассматриваемой экологической проблемы, помогать с выбором методики исследования и проведения эксперимента, с оценкой результатов анализа и с помощью такого метода как синтез - давать заключение о качестве состояния природного объекта, выявлять уровень ошибки исследования, что делает полученные результаты наиболее значимыми.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что в курсе химии заложены большие возможности, связанные с формированием экологической культуры у школьников, экологического воспитания и познавательной деятельностью, основанной на проведении исследовательской работы, направленной на выявление уровня антропогенного воздействия на окружающую среду, на сохранение биоразно образия на нашей планете. Круг экологических проблем, решаемый с помощью курса химии, достаточно широк, начиная от определения качества воды, воздуха, почвы, уровня деградации почв в зависимости от вторичного засоления до определения качества продуктов питания и выявления уровня воздействия на человека электромагнитного излучения от ЛЭП, установления причин смертности.

Литература

  • 1. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с.
  • 2. Нифантьев Э.Е. и др. Кружковая работа со школьниками на тему «Химия и охрана окружающей среды» // Химия в школе- 1980. -№ 5. - С. 64-66.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Деловая игра Подготовила Белова Галина Сергеевна, Воспитатель МБДОУ « Дядьковский детский сад» «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ»

Цели игры: дать практическую направленность экологическим знаниям участников; развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; совершенствовать работу в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культуры; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их деятельности; установить тесное сотрудничество между педагогами ДОУ.

«Охранять природу – значит охранять Родину» М. Пришвин «Мир, окружающий ребенка – э то прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой… Здесь, в природе, вечный источник д етского разума…» В. Сухомлинский

Экология («экое» – дом, «логос» – наука) – наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку « об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».

Цели экологического воспитания: формирование начал экологической культуры; научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его миром; формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение; изучение детьми объектов живой и неживой природы; познание живого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Формирование системы элементарных экологических знаний и представлений; - воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе; - развитие эстетических чувств и ценностного отношения к окружающему миру; - формирование элементарных навыков рационального природопользования. Задачи экологического воспитания:

РАЗМИНКА

Назовите известные вам методические пособия для Решения задач экологического воспитания в ДОУ. Методическое обеспечение п о развитию экологического воспитания с учетом ФГОС ДО

Методы, используемые в ДОУ для воспитания и образования детей Наглядные Практические Словесные

II . «Волшебная корзинка»

III . Формы экологической работы. Назовите формы экологической работы с детьми, используемые в ДОУ.

IV . «Экологическая Зарядка» Бобрышова Елена Борисовна

V . «Нарисуй пословицу»

VI . «Элементы предметно – развивающей с реды» Назовите элементы предметно – развивающей среды в ДОУ, используемые для экологического воспитания дошкольников.

VII . «Назовите животных»

IX . «Экологическое лукошко»

X . «Музыкальная пауза»

XI . Кроссворд « Наш дом – ЗЕМЛЯ »

XII . «Голубь мира»

Давайте друзья, в любую погоду Будем беречь родную ПРИРОДУ! И от любви заботливой нашей Станет земля и богаче, и краше! Помните взрослые, помните дети! Помните – что красота на планете Будет зависеть только от нас. Не забывайте об этом сейчас. Планету живую сберечь для народа, И пусть восхваляет гимн жизни ПРИРОДА!

Предварительный просмотр:

Деловая игра

«Экологическая гостиная»

Цели:

* дать практическую направленность экологическим знаниям участников;

* развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

* совершенствовать работу в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности,

Установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим деловую игру "Экологическая гостиная".

Само слово «экология» образовано от греческих «экое» - «дом» и «логос» - наука.. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».

Охранять природу - значит охранять Родину.

М. Пришвин

Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии - главные задачи экологической работы в ДОУ.

Дошкольное детство - один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. Давайте вспомним цели экологического воспитания в ДОУ.

  • Цель Э.В. дошкольника - формирование начал экологической культуры.
  • Цель Э.В. дошкольника – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром.
  • Целью Э.В. дошкольников является «формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».
  • Цель. Э.В. дошкольника – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.
  • Цель. Э.В. дошкольника – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Таким образом, в процессе экологического образования детей воспитатель решает следующие задачи:

  • формирование системы элементарных экологических знаний и представлений;
  • воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе;
  • развитие эстетических чувств по отношению к окружающему миру (осознание красоты природы, желание ее сохранить);
  • формирование элементарных навыков рационального природопользования

РАЗМИНКА А сейчас предлагаю немножко размяться. Предлагаю вам конверты с карточками. В каждом из них предложены слова на экологическую тему. Вам нужно собрать слова из карточек одного цвета. (Наблюдение, Лаборатория, Насекомые, Растения).

Хорошо, в разминкой справились все.

Следующее задание: методическое обеспечение для решения задач экологического воспитания.

I Предлагаю назвать известные вам методические пособия по развитию экологического воспитания с учетом ФГОС ДО.

(Методическое обеспечение в ДОУ: для решения задач экологического воспитания педагоги опираются на следующие программы: ООП ДОУ разработанной на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой (М., Мозаика-синтез, 2010) и парциальных программ эколого-оздоровительной направленности «Юный эколог» С. Н. Николаевой (М, Мозаика-синтез, 2002), «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой (М, Линка-пресс, 1997))

С этим справились, а теперь давайте вспомним, какие методы используются в ДОУ для воспитания и образования детей.

Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.

Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.

II А теперь следующее задание: с использованием метода моделирования определить, что находится в коробке. (карточки с моделями КИВИ и БАКЛАЖАН)

III Хорошо. Теперь давайте вспомним формы экологической работы с детьми, используемых в ДОУ.

(Экологические занятия; Экологические экскурсии Уроки доброты Уроки мышления Экологические кружки Экологические конкурсы КВНы, аукционы, марафоны, викторины, «Поле чудес» с экологической тематикой; Экологические акции Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций Трудовой десант«Зеленый патруль»Клуб исследователей природы Лаборатория юного эколога Ведение «Панорамы добрых дел»Ведение фенологических календарей природы Коллекционирование природных объектов Экологические выставки и экспозиции Экологические музеи Дни (Недели) экологического творчества Экологические праздники и фестивали Экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.) Экологические сказки Экологические тренинги Инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы)

IV А сейчас одну из форм нам продемонстрирует Бобрышева Елена Борисовна и представит нам Экологическую зарядку. (Зарядка, проводит Бобрышева Е. Б.)

V А сейчас будет творческий конкурс. Каждой команде будет дана пословица, вы должны её нарисовать и представить другой команде, но чтобы она её угадала. (Весна красна цветами, а осень пирогами. Готовь сани летом, а телегу зимой.)

VI Угадали, молодцы. Сейчас подумайте и назовите элементы предметно - развивающей среды в ДОУ, используемые для экологического воспитания дошкольников). (Уголок природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки труда, наблюдений и экспериментов, лаборатория, учебное панно, методическая, энциклопедиче6ская и учебная литература, экологическая тропа, мини-огороды в групповых помещениях и огороды на участках ДОУ, экологические коллекции и мини-музеи, зимний сад, паспорта растений и т. п.)

VII А теперь поговорим о животных Сначала назовите тех, кто связан с производством лекарств (барсук – жир; медведь – желчь; пчёлы – мёд, прополис; змея – яд; коза – молоко и т. д.).

А теперь тех животных, которых одомашнил человек и зачем (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, кролик, буйвол, як, овца, верблюд и т. д. Дают шерсть, мясо, молоко; используют для охраны; как транспортное средство)

IX Следующее задание: "Экологическое лукошко". Быстрый ответ.

Вед: Почему капель звенит,

Или в небе гром гремит?

Сколько ног у паука,

Домик, где у червяка?

Ведь на все вопросы эти

Ждут ответа наши дети.

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

* Наука о животных. (Зоология)

* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

* Какую траву любят кошки? (Валериана)

* Самая высока трава? (Бамбук)

* Лесной петух. (Глухарь)

* Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

* Наука о растениях. (Ботаника)

* Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

* Трава от 99 болезней. (Зверобой)

* Пингвин птица или животное? (Птица)

* Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

* Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

* Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

* Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

X Музыкальная пауза.("Облака, белогривые лошадки", "Кабы не было зимы", "Кузнечик", "Улыбка" . "Вместе весело шагать" "Во поле березка стояла")

XI А теперь кроссворд.

Приложение №2 (педагоги выполняют задание)

А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»

1.кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

2. я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)

3. ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

4. бежит по снегу, а следу нету. (поземка)

5. пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

6. утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)

7. на зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

8. чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

9. мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

10. сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

11.каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

12. все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

13. поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

14. когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

15. несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

16.белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

17. колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

18. опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

XII Оригами " Голубь мира"

Итог: От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу.

Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их природоохранной деятельности, проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и привлекая к работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе. А это в свою очередь способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности.

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Помните, взрослые, помните, дети!

Помните - что, красота на планете,

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Планету живую сберечь для народа.

И пусть восхваляет гимн жизни

ПРИРОДА!


Цель: углубление знаний учащихся в области экологии, формирование экологической культуры учеников, улучшение охраны окружающей среды, способствование развитию природоохранной деятельности школьников.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Экология». Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы их предупреждения и ликвидации.
  2. Преподнести экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся.
  2. Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

  1. Прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать уверенность в своих силах.
  2. Способствовать развитию у ребят ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой.

Ход урока

Учитель: Добрый день, дорогие ребята!

Наша планета Земля – маленькая крошка в Солнечной системе и песчинка в Мировом космическом пространстве. Но она уникальна в своей звездной системе, уникальна и неповторима своим живым миром – миром бактерий, вирусов, грибов, растений и животных. Этот живой мир развивался миллионы лет и создал сложнейший, единственный в своем роде, сознательный организм человека. Это значит нас. А если мы живые, то обязаны знать, как мы взаимно связаны с окружающей нас природой, какие законы существуют в живом мире, почему нельзя их нарушать, какие глобальные проблемы стоят в настоящее время перед человечеством. Ребята, мы в течение нескольких уроков пытались приоткрыть занавес огромного, разнообразного, интересного экологического мира. Даже не войти в него, а всего лишь приоткрыть занавес. И сегодня мы обобщим полученные знания. И сделаем это в форме конкурсно – деловой игры « Экологический мир – это жизнь».

Предварительно вы разбились на 4 команды, в каждой из которых есть свой капитан. Я предлагаю Вам поучаствовать в нескольких экологических конкурсах, оценивать которые будет наше объективное и компетентное жюри в лице:

Для каждого члена жюри подготовлена карточка оценивания (приложение 1 ).

Критерии оценивания:

  • Глубина знаний.
  • Умение грамотно выражать свои мысли.
  • Оригинальность и сообразительность.
  • Темп.

Конкурс 1. Домашнее задание.

И начнем мы с домашнего задания, т.е. с ваших выступлений.

Ребята, в качестве домашнего задания вашим командам было предложено составить алгоритм решения природоохранных задач по следующей схеме:

Вы выбрали ту часть нашей планеты, т.е. оболочку земли, которая, по-вашему мнению, наиболее сильно подвержена антропогенному воздействию и нуждается в незамедлительном принятии мер в отношении её охраны.

Действительно, мир природы удивителен. На всем протяжении своей жизни природа работала каждым организмом, достигая гармонии, совершенства, красоты. И все организмы сосредоточены в одной оболочке Земли – биосфере, которая является единой живой тканью, покрывающей планету. Это единственная уникальная среда, без которой невозможна жизнь человека и всякого живого существа. Послушаем ребят из команды 1 под названием … (выступление учащихся по теме «Загрязнение биосферы», представление алгоритма).

Учитель: Определяющим экологическим фактором для развития растений, животных, человека в том числе, является вода. Представление алгоритма команды 2 (выступление учащихся по теме «Загрязнение гидросферы»).

Учитель: Границы делят территорию, но не Землю как планету. Землю разделить нельзя, нельзя разделить её природу. Тучи, несущие кислотные дожди, пыльные бури, дым производства, «мертвые» воды рек не знают государственных границ. На неделимой Земле самое неделимое – атмосфера. Представление алгоритма команды 3 (выступление учащихся по теме «Загрязнение атмосферы»).

Учитель: Как писал известный литовский поэт Эдуардас Межелайтис,

«Всё, что на нашу Землю придет
Все, кто на нашу Землю пришли, –
Из земли …»

У человека всё от земли и из земли. Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню. Они считали землю живым, самодействующим существом. И, наверное, это правильно. Ведь и сейчас чтобы прокормиться, одеться, человек пользуется земельными ресурсами. Представление алгоритма команды 4 (выступление учащихся по теме «Загрязнение литосферы»).

Конкурс 2. Конкурс мудрейших.

Учитель: Как говорил Аполлон Николаевич Майков в своей лирической драме «Три смерти»:

«Мудрец отличен от глупца
Тем, что он мыслит до конца».

Я предлагаю вам помыслить и разобрать следующие ситуации (на обсуждение каждой ситуации дается время).

  1. К вымиранию животных и растений часто приводит их варварское потребление из-за ожидаемой огромной выручки за изделия, которые можно из них получить. Так, в 1981 году было убито 80 тыс. африканских слонов только ради бивней, т.е. слоновой кости. С начала до конца 80-х гг. цена на слоновую кость поднялась с 25 до 80 долларов за фунт. Чем более редкими становятся растения и животные, тем больше увеличивается цена на них. Самый простой выход – обвинить людей, непосредственно убивающих или отравляющих животных и уничтожающих растения. Однако истинными виновниками, скорее всего, являются не они. А кто же? Проанализируйте данную ситуацию. Ответьте на поставленный вопрос. Приведите примеры из повседневной жизни, которые подтвердили бы ваш ответ.
  2. В начале 70-х годов Б. Коммонер сформулировал четыре важных положения, которые в настоящие время получили названия «законов экологии» Коммонера:
    • всё связано со всем;
    • природа знает лучше;
    • всё должно куда-то деваться;
    • ничто не даётся даром.
    Приведите несколько примеров, иллюстрирующих данные «законы»
  3. Джонатан Свифт писал:
    «Под микроскопом он открыл, что на блохе
    Живет блоху кусающая блошка;
    На блошке той – блошинка-крошка,
    В блошинку же вонзает зуб сердито
    Блошиночка … и так ad infinitum (до бесконечности, без конца)».
    О каком явлении написано стихотворение? Выскажите свои предположения, как в ходе эволюции могло появиться это явление.
  4. В настоящее время США – это одна из быстро растущих промышленно развитых стран. Один американец употребляет столько же энергии, сколько 3 японца, 6 мексиканцев, 13 китайцев, 35 индийцев, 153 бенгальца, 499 эфиопов. Оцените создавшуюся ситуацию. Какие перспективы развития уровня потребления населения разных стран вы считаете наиболее отвечающими экологической стратегии развития Земли?
  5. Английский священник XVIII века Томас Мальтус утверждал, что население планеты растет в геометрической прогрессии, а средства существования – арифметической, поэтому необходимо думать о соотношении этих процессов. Условно данные процессы представлены на рисунке. Точка А – характеризует переломное (кризисное) состояние. Попытайтесь интерпретировать соотношение рассматриваемых тенденций до точки А, в точке А и после точки А. Предложите вариант решения возникшей проблемы.

Соотношение темпов роста населения и природных ресурсов (средств существования).

Конкурс 3. Кроссворд.

По горизонтали:

1. Совокупность особей со сходными морфологическими и физиологическими признаками, общим происхождением, свободно скрещивающихся между собой.
3. Совокупность организмов, обитающих в глубоких слоях морей и на дне водоемов.
5. Природный комплекс, образованный совокупностью живых организмов и непрерывным потоком веществ и энергии на Земле.
8. Процесс, в результате которого уменьшается продуктивность земель, подверженных засухе.
9. Комплекс работ, проводимых с целью восстановления нарушенных территорий и приведения земельных участков в состояние безопасности.
13. Автотрофные организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических и преобразовывать путем фотосинтеза солнечную энергию в биохимическую.
16. Ионизирующее излучение, причиной которого является нестабильность атомного ядра радионуклидов. Причина разнообразных мутаций в живых организмах.
17. Сообщество животных организмов (беспозвоночных и позвоночных), обитающих в почве, водной и надпочвенной среде.
18. Вещества, используемые для уничтожения сорных растений.
20. Выносливость организма или вида по отношению к колебаниям какого-либо экологического фактора.
21. Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов с окружающей средой.

По вертикали:

2. Оболочка Земли, включающая как область распространения живого вещества, так и само это вещество.
3. Выраженное в единицах массы общее количество сухого или сырого состояния живого вещества особей одного вида, группы видов или сообщества организмов.
4. Область экологических исследований земной коры.
6. Группа особей одного вида, обитающих на определенной территории.
7. Опасные для здоровья человека химические вещества, используемые для уничтожения вредных насекомых.
10. Совокупность живых организмов (растений, животных, микроорганизмов), существующих на относительно однородном по условиям жизни участке среды обитания.
11. Сообщество грибов.
12. Растение, растущее в условиях избыточной влажности.
14. Организмы, питающиеся готовой органической пищей.
15. Наблюдение, оценка и прогноз всех явлений и изменений в окружающей среде.
19. Состояние динамического подвижного равновесия биологических процессов, поддерживающих свои состав и структуру независимо от изменений окружающей среды.
22. Суперэкотоксикант чрезвычайно высокой токсичности и биологической активности. Обладает канцерогенными свойствами.
23. Аллотропная форма кислорода, образующая слой атмосферы, защищающий живые организмы от ультрафиолетовых лучей.

Конкурс 4. Конкурс капитанов.

  1. Подумайте и предложите варианты «чистых» источников энергии, не загрязняющих биосферу.
  2. Составьте максимальное количество экологических слов, используя буквы одного слова «природопользование».

Конкурс 5. Экологическое лото.

Учитель:

«Великие законы мироздания,
В сущности, изящны и просты.
Нам порой лишь не хватает знанья
Для разгадки этой простоты.
Только гениев великое прозренье
Предопределяет путь движенья
Для науки к новым рубежам.
Много в экологии талантов
И подчас им было нелегко.
Только стоя на плечах гигантов,
Мы сегодня видим далеко».

Вам предложены карточки с именами известных биологов (предварительно карточки нужно разрезать). Необходимо сопоставить имена ученых с их вкладом в биологическую науку.

Конкурс 6. Литературный.

(конкурс стихов на тему «Нам беречь планету надо»)

Конкурс 7. Блиц-викторина.

  1. Загрязнение природной среды живыми организмами, вызывающими у человека различные заболевания и наносящими огромный урон хозяйственной деятельности человека (биологическое).
  2. Вещества, вызывающие онкологические заболевания (канцерогены).
  3. Высшая стадия развития биосферы, сфера разума (ноосфера).
  4. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой». Чьи слова? (В.И. Вернадский)
  5. Плотоядные животные, хищники (консументы 2 порядка).
  6. К какому виду загрязнений относится сброс в мировой океан нефтепродуктов с промышленными сточными водами? (антропогенное, химическое, первичное, глобальное)
  7. Выдающийся ученый, академик, основоположник геологической науки Казахстана. (К. Сатпаев)
  8. Отрицательное последствие повышения содержания в атмосфере углекислого газа (парниковый эффект).
  9. Биоценоз, состоящий из культурных растений (агроценоз).
  10. Правильное поведение человека на природе (экологическая этика).
  11. Количество особей популяции, приходящееся на единицу площади или объема (плотность популяции).
  12. Гетеротрофные организмы, замыкающие цепь питания (редуценты).
  13. Научное название теплокровных животных (гомойотермные).
  14. Наиболее благоприятный уровень воздействия экологического фактора, в пределах которого возможно процветание и размножение организма (оптимум).
  15. Птицы, которых казахский народ считал священными (ласточка, лебедь, улар).

Заключительные слова учителя: Французский исследователь Жак Ив Кусто сказал: «Раньше природа устрашала человека, о теперь человек устрашает природу». Пришла пора перестать устрашать друг друга, а совместными усилиями всех живущих на Земле – будь то человек или микроорганизм – совершенствовать наш общий дом – биосферу.

Подведение итогов. Награждение победителей. Рефлексия.

Список литературы:

  1. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экология: Информационно-развивающие дидактические задания.- Спб.: СМИО Пресс, 1999.
  2. Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды.- М.: Аспект Пресс, 1996.
  3. Кузовникова Т. А. Экология: Юнита 1.- М.: СГУ, 1999.

Седых Елена Владимировна, старший воспитатель

МБДОУ г.о. Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 28 «Цветик – семицветик»

Цель: повышение профессионализма педагогов в осуществлении экологического образования дошкольников.

Задачи:

Расширение представлений педагогов и родителей о возможных методах и приемах, используемых в работе с детьми по экологическому образованию;

Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные);

Развивать познавательный интерес у педагогов;

Учить использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности.

Само слово «экология» образовано от греческого «экос» - дом и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растений и животных между собой и окружающей средой». Цель экологического воспитания в дошкольном учреждении – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром.

1 Задание: (домашнее) Описание эмблемы «Узнай, о чем?» Каждая команда описывает свою эмблему таким образом, чтобы соперники могли по описанию узнать ее. Описание может дополняться музыкальным и стихотворным сопровождением. Наивысший балл получает команда, полнее и оригинальнее всего описавшая свою эмблему (задание оценивается по 5 –ти бальной шкале).

Методическая часть игры

2 Задание: «Экологический уголок»

Расставьте по значимости (с помощью цифр) приведенные ниже принципы создания экологического уголка в группе (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

Наличие объектов неживой природы (почвы, камней, раковин и т.д.);

Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода;

Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых);

Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.

(задание оценивается по 5 –ти бальной шкале)

3 Задание: «Моделирование» Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести в занятия по образовательным областям «Социализация», «Познание», «Физическая культура» (задание оценивается по 5 –ти бальной шкале)

4 Задание: «Составь вопросник» Для бесед с детьми на разные темы можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно предложить детям следующий перечень вопросов:

а) назови и покажи деревья и кустарники, растущие на участке или на улице;

б) назови и покажи части деревьев;

в) назови и покажи хвойные и лиственные деревья;

г) как и откуда дерево получает питательные вещества?

д) зачем дереву ствол, ветки, листья?

е) чем дерево отличается от кустарника?

ж) какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?

з) как человек помогает деревьям и кустарникам?

и) для каких обитателей живого мира дерево является их домом?

Попробуйте составить аналогичные перечни вопросов по темам «Овощи, фрукты, ягоды», «Дикие животные», «Времена года» (задание оценивается по 5 –ти бальной шкале).

Непосредственно игровая часть игры

5 Задание: «Вопрос – ответ» Какая команда наберет большее количество балов за правильные ответы (за каждый правильный ответ – 1 балл) Свою готовность к ответу команда демонстрирует зеленой карточкой. Вопросы:

1.Отличительные черты природной и экологической катастроф? (экологические катастрофы возникают в результате деятельности человека, природные – стихийно)

2.Что такое цепь питания? (это пищевые связи, которые устанавливаются в природном сообществе)

3.Что такое «кислотный дождь»? (предприятия выбрасывают в атмосферу вредные химические вещества, которые растворяются влагой атмосферы, когда идет дождь, эти вещества также выпадают на землю, убивая все живое)

4.Какие приспособления помогают птице летать? (полые кости, воздушные мешки внутри тела, быстрое пищеварение и, конечно крылья)

5.Куда зайцу бежать удобнее: в гору или с горы? (в гору, у зайца передние лапы короткие, задние длинные, а с горы он катится кубарем)

6.Сколько ног у паука? (8)

7.Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

8.В воде родится, а воды боится? (соль)

9.У кого уши на ногах? (у кузнечика)

10.Весной или летом цветет сирень? (весной, начало лета считается с отцветания сирени)

11. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

12. Невидимое живое существо (бактерия)

13. Необратимое историческое развитие живой природы (эволюция)

6 Задание: Кроссворд «Природа вокруг нас» (см. приложение) (задание оценивается по 8 –ми бальной шкале).

Вопросы для 1 –ой команды:

В землю теплую уйду, кверху колосом взойду,

В нем тогда таких, как я, будет целая семья (зерно)

2. Это лекарственное луговое растение и ценная кормовая трава, в народе его называют «кашка» (клевер)

3. Раскаленное небесное тело шарообразной формы, звезда, состоит из очень горячих (раскаленных) газов (солнце)

4. Самое высокое дерево в мире (около 100м) (эвкалипт)

5. Живой организм, живущий в лесу, не образующий цветков, семян, размножающийся спорами (гриб)

6. Низкорослое растение с очень мелкими листочками, растущее обычно в сырых местах. В жару становится белым. Может быть сухим несколько лет, но пройдет дождь … и оно опять зеленое. Во время войны его использовали вместо ваты, оно заменяло также йод (мох)

7. Самый многочисленный класс животного мира, их еще называют «шестиногими» хозяевами земли (насекомые)

8. Как называются животные, приспособленные к жизни в воде и на суше? (земноводные)

Вопросы для 2 –ой команды:

1.Санитар леса и большой труженик, переносит груз, во много раз превышающий вес собственного тела (муравей)

2.С помощью какого растения карлик Нос смог опять обратиться в мальчика? (одуванчик)

3.Лекарственное растение с сильным запахом, растет в лесу, цветет в мае – июне мелкими белоснежными цветками, собранными в красивую кисть. Плоды ядовиты. Занесено в Красную книгу (ландыш)

4.Сколько на Земле материков? (6)

5.Влаголюбивые растения зеленого, красного и бурого цвета. Им земная атмосфера обязана появлению свободного кислорода (водоросли)

6.Самое быстрорастущее растение – трава – за сутки вырастает на 1 метр (бамбук)

7.Как одним словом назвать корову, овцу, лошадь, козу, зайца, лося (травоядные)

8.Как называется большой участок охраняемого природного ландшафта, на котором запрещена вырубка, покос, разведение костров, охота и природа сохранена в первозданном виде? (заповедник)

Вопросы для 3 –ей команды:

1.Лекарственное растение, растущее по обочинам дорог, у заборов, на огородах. Свежие листья употребляют для лечения ожогов, гнойных ран и фурункулов (подорожник)

2.Как называется наука об окружающем нас мире? (экология)

3.Дерево с самым толстым стволом (12 метров) (баобаб)

4.Во впадине шляпок этого гриба часто скапливается дождевая влага. Насекомые, желая напиться, прилетают на «водопой». Утолив жажду, они погибают и падают замертво возле гриба. Напишите название этого гриба (мухомор)

5.Растение, состоящее из водоросли и гриба, способно расти там, где никакое другое растение не может выжить, легко переносит сильные морозы, жару и отсутствие дождей. Однако, если в воздухе содержатся загрязняющие вещества – исчезает (лишайник)

6.Как называются животные, завершающие любую пищевую цепочку (во множественном числе) (хищники)

7.Сидячее морское животное, покрытое твердой оболочкой, прикрепленное к морскому дну. Любит тепло, питается мельчайшими рачками, захватывая их своими нежными щупальцами. Постепенно разрастаются, почти как деревья (в единственном числе) (коралл)

8.Земноводное животное, молодость свою проводит в воде, а зрелость – в воздухе. Самец кормится соком растений и нектаром, а вот самки – кровососы (комар)

7 Задание: Блиц – конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду»

По каким приметам в поведении животных и растений можно предсказать погоду? Выигрывает команда, назвавшая больше всех примет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Паук усиленно плетет паутину – к сухой погоде;

Уж на дороге греется – перед дождем;

Стрижи низко летают – дождь предвещают;

За сутки до оттепели мыши выходят из- под подстилки на снег;

Собака катается по земле, мало ест и много спит – к вьюге;

Когда цветет черемуха – всегда жди холодов;

Если к утру трава сухая – к вечеру ожидай дождя;

Цветы перед дождем пахнут сильнее;

Из березы течет много сока – к дождливому лету;

С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – к хорошей погоде;

Особенно бывает холодно, когда дуб развернется.

8 Задание: «Экологические задачи» Представителям команд предлагается вытянуть по два текста с экологическими задачами, обсудить их со своей командой и ответить на вопросы задачи. По 5-ти бальной системе оценивается не только правильность ответа, но и время подготовки.

Задача 1: С чем связано такое поведение лисицы, которое описал Ю. Дмитриев в «Книге природы»: «Часто где – нибудь на лесной поляне или на поле можно увидеть лисицу, которая бежит легкой рысцой, то и дело останавливаясь и прислушиваясь. Вдруг она круто сворачивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя конечностями о снег, поднимаясь на задние лапы, и, извернувшись, падает» (лисица добывает пищу – мышей, «мышкует»)

Задача 2: Березовый лес площадью в 1 га выделяет 47 тыс. л. воды в день. В лесу даже в сухую погоду воздух влажнее, чем на открытом месте. Благодаря какому свойству растения выделяют такое большое количество воды? (испарение)

Задача 3: Одна сова за лето сохраняет 1 кг пшеницы, т.к. уничтожает до 1000 мышей – полевок. Одна полевка за лето съедает 1 кг зерна. Можно ли считать полевку вредным животным? (нет, в природе все взаимосвязано и находится в равновесии. Если истребить полевку, как вредителя, то исчезнут и совы, т.к. не будет источника питания и нарушится пищевая цепь)

Задача 4: На поверхности воды обитают водомерки. На длинных ногах водомерки – подушечки из густых волосков. Эти волоски покрыты жиром. Все тело водомерки покрыто такими же волосками. Между волосками много воздуха. Какое значение для водомерок имеют такие приспособления в водоемах? (для того, чтобы не утонуть в воде. Волоски покрыты жиром, поэтому ноги и тело не смачиваются водой).

Задача 5: Жуки – вертячки обычно кружатся на поверхности водоема, но могут уходить и в глубину. Они имеют приспособления к условиям обитания – каждый глаз вертячки поделен на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду. Какое значение для жуков – вертячек имеют их приспособления к обитанию в водоемах? (опасность подстерегает жуков и сверху, и в воде. Добыча также может оказаться и в воде, и на ее поверхности, поэтому глаз поделен на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду).

9 Задание: Конкурс песен на экологическую тематику. Командам по очереди друг за другом предлагается исполнить по одному куплету из песен, отражающих нашу природу. Команда, долго выдерживающая паузу, выбывает из игры (за каждую песню – 1 балл)

10 Задание: (домашнее) Инсценировка любого литературного произведения или его фрагмента природоохранной направленности с обязательным кратким изречением, выражающим основную идею произведения экологической направленности (оценивается по 5 – бальной системе).

Подведение итогов деловой игры. Награждение победителей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!