Как снять агрессию у подростка. Если подросток в состоянии аффекта

«Моему сыну 14 лет. Он стал агрессивен и неуправляем. Что мне делать?»
Вопрос отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать:
«Стоило бы удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое поведение». Веселый смайлик в конце.
Наверное, именно он должен был убедить маму, что агрессивность подростка - это нормально, обыденно.

«Моему сыну 14 лет. Он стал агрессивен и не управляем. Что мне делать?»

Вопрос отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать:

«Стоило бы удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое поведение» . Веселый смайлик в конце.

Наверное, именно он должен был убедить маму, что агрессивность подростка - это нормально, обыденно.

За гранью нормальности

Стоит ли тогда простым обывателям удивляться, когда подрастающее поколение агрессивно реагирует на их замечания, причём не только вербально, раскрывая все прелести матерного языка, но и физически.

Ролики, выложенные самими подростками в Ютубе, свидетельствуют о вопиющих фактах проявления подростковой агрессивности. Они способны на многое:

    ударить пожилого человека кулаком в лицо, плюнуть в него, высмеять, повалить на землю и запинать до смерти (дедушка не дал закурить и попробовал прочесть лекцию о вреде курения);

    истязать, уродовать бродячих кошек и собак («А чо? Они разве кому-то нужны? Избавляем общество от звериного мусора…»);

    издеваться над бомжами («Они - отбросы общества, пусть знают своё место!»);

    избить своего учителя («Бабушка в маразме, а преподаёт физкультуру!»);

    надругаться над одноклассником («Да он мажор, вот мы его и прополоскали в унитазе школьного туалета, чтобы не выпендривался»);

    отомстить бывшему возлюбленному (так одна девушка с компанией друзей избивала и унижала) или возлюбленной (например, подросток нанёс несколько ножевых ранений своей «неверной Джульетте»).

Агрессия и агрессивность детей переходит все нормы допустимого. Неужели мы это будем считать « нормой» подросткового поведения?

Что такое агрессивность

Психологи различают понятия агрессии и агрессивности. Агрессия в переводе с латыни означает «нападение», «враждебность». Под агрессией, прежде всего, понимают действия.

Некоторые психоаналитики рассматривают агрессию как продолжение инстинкта смерти, стремления к разрушению, описанного Фрейдом.

Австрийский ученый Конрад Лоренц в своей монографии доказывал, что агрессия - не зло, а природный инстинкт, способствующий выживанию вида, а вовсе не направленный на его самоуничтожение.

Исследователь агрессии А. Басс определяет её «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

Агрессивность же - свойство человека, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению. Причём некая предрасположенность к агрессии может быть как осознаваемой индивидом, так и неосознаваемой. Психологи выделяют несколько видов проявления агрессивного поведения:

2. Косвенная.

3. Негативизм.

4. Обида, зависть, ненависть.

5. Подозрительность.

6. Чувство вины.

7. Вербальная агрессия.

8. Раздражение.

Как видим, у агрессии - разные лики, она может быть направлена на окружающих людей, внешнюю среду и на себя.

Итак, агрессия является, с одной стороны, следствием агрессивности, с другой - возникает в процессе социального научения.

Нужно для жизни

Быть агрессивным нынче модно. Считается, что агрессия - своеобразный механизм психологической защиты личности от воздействий на неё внешнего мира. Чтобы не быть пассивным, зависимым, не умеющим отстаивать собственные интересы и цели, нужно быть агрессивным.

Мама в песочнице радуется, что её карапуз отобрал у другого малыша ведёрко:

Молодец, умеет добиваться своих целей! Себя в обиду не даст...

Другая по дороге в детский сад учит:

Если тебя кто толкнёт, ты сдачу давай.

Папа девочку в три года на занятия боевыми искусствами записывает, чтобы умела за себя постоять.

Понятно, что родители ведомы благими намерениями, однако не видят, что обучают детей агрессивным формам поведения и не учат другим способам взаимодействия с окружающими, другим путям решения проблем. Собственноручно часто растят монстров, а потом не знают, что с ними делать.

В подростковом возрасте, являющемся переходом из детства во взрослость, промахи воспитания становятся наиболее очевидными.

Подростки

Уретральный подросток проявляет агрессию в виде гнева в случае несправедливости по отношению к его стае, ущемления его вольной, ничем не ограниченной особы, обращения к нему не по рангу - сверху вниз (например, похвала).

Его гнев проявляется ярко, он не знает границ, рамок. Уретральный вектор не довольствуется половинной мерой. Тут ярость - так ярость, любовь - так любовь.

В школе уретрального подростка видно сразу, он улыбается особой улыбкой, ходит уверенной походкой, зачастую с расстёгнутой рубашкой, ему невольно смотрят вслед. Учителя называют его неформальным лидером, заводят ему индивидуальный дневник по оцениванию поведения, он его носит, спокойно получает двойки и с таким видом смотрит на педагогов, что ощущается полное бессилие взрослых перед этим сорвиголовой.

Ключ к уретральному ребёнку - быть его регентом, обращаться к нему за поддержкой, помощью, советом, делегируя ему свои полномочия. Ни в коем случае не стоит ввязываться в перетягивание одеяла на себя, давить на него, требовать беспрекословного послушания - вы всё равно проиграете.

Лучше всего сделать старостой класса, он поведёт за собой коллектив, и именно так вы сможете максимально продуктивно направить его энергию в позитивное русло. Когда в классе есть уретральный ребенок, на самом деле, это счастье, можно спокойно ему перепоручить контроль за дисциплиной класса, нацеливание детей на высокие учебные достижения и хорошую сплоченность коллектива.

Он милосерден по своей природе, и сделать его своим союзником, а не врагом, достаточно просто. Он не обидчивый, отходчивый, понимающий.

Если же в классе два уретральных вождя, то закономерно, что они будут враждовать, причём конфликт будет сопровождаться агрессией. Закончится всё дракой, где будут биться не на жизнь, а на смерть. Лучше предотвратить на корню повод для агрессии - перевести их в разные классы, определить им разную территорию и поле деятельности.

Анальный подросток при правильном развитии врожденных способностей - послушный, покладистый ребёнок, уважающий мнение старших. Обратной стороной анального подростка является вербальная агрессия, злопамятность, мстительность, обидчивость, вымещение внутреннего напряжения на домашних животных, садизм.

Для ребёнка огромное значение имеет его мама, если она мало уделяет ему внимания, не хвалит за выполненные дела, то он чувствует, что его не любят, и обижается на всех - сначала на девочек, а потом на женщин. Пинает одноклассниц по попе, обзывает их грязными ругательствами, может обматерить учительницу.

Кожный ребёнок агрессивно распихивает всех локтями, он амбициозен, быстро находит способы выкрутиться из любой ситуации. Он проявляет агрессию, когда не получает желаемого, например, высокую оценку (ему за неё обещали велосипед), когда ущемляются его амбициозные планы. Пытается спорить с учителем, «качает» права, как быстро срывается, так же быстро забывает о содеянном. Кожники требуют равных условий, бессознательно чувствуя, что обгонят всех, не любят проигрывать и их принцип: «Для победы все средства хороши».

Надо отметить, что отрицательными сторонами кожного подростка при неправильном его развитии является отсутствие самодисциплины, неумение себя контролировать, ограничивать (например, он не может сорганизоваться, чтобы прийти в школу вовремя).

Агрессивно себя ведёт при потере каких-либо материальных ценностей, ведь они для - некий фундамент психологического комфорта.

Мышечный подросток ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим только при неправильном воспитании. От рождения этот ребёнок крайне спокоен, его нормальное состояние - монотония. Агрессию он начинает проявлять, если его переводят в состояние «война», отдавая в спортивную секцию, где тот разве что получит все шансы для попадания в криминальную среду, так как спорт не развивает в мышечнике главного - умения позитивно применять свою силу.

Правильным развитием для такого ребёнка является приучение к труду, даже к тяжёлой физической работе. Инициируя свою эрогенную зону - мышцы, он таким способом получает удовольствие от самого процесса работы и впоследствии становится «мирным строителем».

Мышечный подросток один никогда не устроит драку, его направляет кожник, и тогда он вместе с мышечными сотоварищами способен совершить насилие. Милый, добродушный мальчик, никогда бы плохо про него не подумали...

Важно быть накормленным, сытым, выспавшимся для хорошего настроения. Удовлетворение естественных человеческих потребностей для него - самая большая радость в жизни.

Так, группа подростков напала на прохожего возле гаражей, избила его, забрала деньги. Кожный предводитель банды купил себе на ворованные средства часы, а мышечники на выделенную им часть - еды, причём простой, грубой - сосиски в тесте набрали в большом количестве. Наелись от пуза. Малолетние преступники, остро нуждающиеся в трудотерапии.

Верхние вектора оказывают существенное влияние на агрессивность подростков. добавляет эмоциональности в агрессивное поведение: «Саша закатила истерику, когда увидела меня с другой девушкой, потом схватила её за волосы, кричала и дралась».

Больше всего подвержены аутоагрессии, внутреннее напряжение от взаимодействия с внешним миром они переживают глубоко в себе до тех пор, пока накопившийся клубок противоречий, непонимания в один момент не выплеснется в виде неожиданного для окружающих суицида.

Подросток проявляет агрессию обязательно вербально, он легко перекрикивает всех остальных сверстников и его уничижительные прозвища «прилипают» обычно на всю жизнь.

Вектор добавляет в агрессивное поведение подростка продуманности - мы не только не докажем причастность его к содеянному, но и не будем его подозревать. Незаметный, едва уловимый ребёнок, выполняя свою главную функцию «выжить во что бы то ни стало», подставляя других, скрывает улики собственного социально неодобряемого поведения.

Итак, агрессивность подростка - это тревожный звоночек для родителей и педагогов. Что-то они делают не так. Нужно пересматривать своё отношение к ребёнку, к методам его воспитания.

Эффективным средством, помогающим справиться с агрессивным поведением подростка, является осознание родителями двух постулатов:

1. Нужно правильно воспитывать ребёнка, в соответствии с его врождёнными векторами, чтобы он стал Человеком, впитал в себя культуру.

2. Необходимо уметь понимать глубинные причины агрессивности подростка и научить его снимать негативные чувства, не нанося ущерб как психический, так и физический другим людям.

К примеру, осознавая ценность тишины для звукового ребёнка, родителям требуется создать для него комфортные, спокойные условия, чтобы, возвращаясь из школы, у него была возможность побыть наедине с самим собой.

Родительская любовь становится наиболее действенной и адресной, если проявлять её системно, только тогда ребёнок чувствует, что его любят и это снимает агрессию: обнимать кожного подростка, хвалить анального, восхищаться уретральным, создавать тесную эмоциональную связь со зрительным, выслушивать орального и т. п.

Агрессивность подростков не является неизбежностью, многое зависит от нас - их воспитателей.

Корректор: Валерия Старкова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня я бы хотела поговорить о серьезной проблеме - почему подростки агрессивны к родителям. И по большей части вся проблема заключается не в детях, которые неадекватно ведут себя, а в родителях, которые не знают что с этим делать, а порой ведут себя еще более неадекватно. Давайте рассмотрим причины подобного поведения у детей, выясним как с этим следует поступить и не испортить ситуацию.

Физиология

Конечно же, подростки становятся старше. И в первую очередь это ощущается на физиологическом уровне. У мальчиков ломается голос, начинают расти усы или борода, появляется сексуальное неконтролируемое желание. Девочки знакомятся с менструацией, становятся более раздражительными.

В целом гормональный фон человека меняется. Не зря существует отдельное название для этого процесса - пубертатный период. Именно в это время подростки сталкиваются с изменениями в своем теле, всплеском гормонов, переменой настроения.

У одной моей клиентки есть дочь. Прилежная, послушная, девочка-цветочек. Но стоило ей переступить порог четырнадцатилетия и ее стало не узнать, словно подменили. Поведение совершенно не сравнимо с тем милым ребенком, которым она была.

В том-то и дело. Это больше не ребенок. В подростковый период переживаются самые сложные эмоции за всю жизнь. Ты еще не взрослый, но уже и не ребенок. Нет всех прав, но есть куча обязательств. А еще при этом каждый норовит дать тебе совет.

Не забывайте про физиологию. Будьте к этому готовы. Если все слишком серьезно и вы замечаете катастрофические перемены в поведение, то обратитесь к врачу, который пропишет необходимые гормоны или другие препараты, которые облегчат вашему ребенку период созревания.

Две стороны одной медали

Еще один фактор, который может быть причиной повышенной агрессивности - внимание. Здесь мы говорим как о переизбытке, так и о недостатке. Давайте вначале разберем вариант чрезмерной опеки.

Сын может затаить обиду из-за того, что он сравнивает с неуважением и недоверием. Ему кажется, что он взрослый и сам может принимать решения, сам отвечать за свои поступки.

Помните поговорку «как курица с яйцом»? Не надо так поступать. Дайте свободу, откройте границы, доверьтесь чутью вашего ребенка. Не пытайтесь контролировать его жизнь. Ему уже пора учиться делать это самостоятельно. Что он будет делать, когда вас не окажется рядом?

И отсутствие внимания влияет также плохо на подростка. Ему кажется, что вам все равно, что на него всем наплевать и никто не ценит его. Человеку важно чувствовать поддержку и опору, особенно, в подростковый период.

Вы можете быть очень заняты на работе, у вас , вы из кожи вон лезете, чтобы обеспечить сыну или дочери хорошее образование, которое, естественно, стоит немалых денег.

Только вот он об этом как должен догадаться? Поговорите с ним. Постарайтесь все объяснить, выслушайте его претензии и обиды. Возможно, именно вместе вы найдете выход из ситуации. И не бойтесь просить помощи у своих детей. Они уже достаточно взрослые, чтобы быть и вам опорой.

Здесь очень важно уловить ту тонкую грань и найти золотую середину. Вам необходимо научиться давать подрастающему человеку свободу и не превратить это во вседозволенность.

Важный момент - к собственному ребенку. Без него вы далеко не уйдете. Только уважая своего сына или дочь, вы сможете договориться.

Если вы не чувствуете в себе сил чтобы справиться со страхом за сына или дочь, то непременно прочитайте статью « ». Поймите, вам необходимо его выпустить из-под своего крыла, только так он начнет свою жизнь.

Раздражители

Не только . По большей части это относится ко всем взрослым. Учителя, дяди и тети, бабушки и дедушки, продавщицы в магазине, старшекурсники и старшеклассники.

Не знаю почему, но каждый взрослый считает своей обязанностью дать напутствующий совет подростку. Объяснить принцип жизни, рассказать «правду», показать правила игры. Только никто не учитывает, что у каждого правила свои. Да и по большей части никто даже не интересуется, а нужен ли ему этот совет.

Помните, совет ценен тогда, когда он приходится в нужное время.

Причины появления агрессии могут крыться . У одной моей знакомой после развода чрез несколько лет появился ухажер. Дочка никак не могла найти с ним общий язык, всячески дерзила и грубила мужчине. Просто по причине, что ей казалось будто он занимает в ее жизни место отца.

Только вы можете объяснить ребенку, что это не так. Что родители навсегда остаются родителями, мама будет мамой, а папа - папой. И никто никогда не заменит их. Встаньте на место ребенка, прежде чем ругать его за невоспитанность.

Еще один вариант - смена тактики поведения родителей. Когда малыш был ребеночком ему все разрешали, покупали новые гаджеты, дарили подарки, меняли одну игрушку на другую. Стоило же сыну стать подростком и мама тут же начинает запрещать. Запрещает гулять допоздна, долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

А у подростка вопрос - с чего вдруг ему стали что-то запрещать? Внимательно следите за собой.

Первая любовь. Ох, сколько существует печальных историй о первой любви. И это тоже может сделать человека жутко раздражительным и агрессивным. Сильные эмоции и переживания, первое свидание. Вспомните себя в эти золотые годы.

Стать взрослым

Стать взрослым я предлагаю вам. А именно - научиться совмещать в общении с подростком роль родителя и взрослого. Научитесь общаться с ним по-взрослому. Не думайте, что он по-прежнему маленький ребеночек, который ничего не умеет делать самостоятельно.

Что делать и как вести себя?

Во-первых, уважайте его . Не входите в комнату без стука, и точно не заходите туда, пока подростка нет дома. Это прямое нарушение личного пространства. Вы должны понимать, что ему нужно это пространство, куда никто не будет совать свой нос, где он может побыть в спокойствие и одиночестве.

Ведь вам вряд ли будет приятно, если супруг или дочь без спроса будут копаться в вашей сумочке или ящике с нижним бельем.

Во-вторых, установите взрослый контакт с подростком. Что это значит. Объясните, что вы не будете вмешиваться, давать огромную кучу советов и лезть в каждое дело. Дайте понять, что вы всегда рядом, готовы помочь, выслушать, и если ему будет надо, то вы с готовностью поделитесь своим опытом и дадите совет. Но только тогда, когда вас попросят об этом. И не секундой раньше.

В-третьих, не наказывайте и не ругайте за агрессивное поведение. Постарайтесь выяснить, почему так происходит. Из-за школы или института, из-за друзей или подруг, из-за учителей и так далее. Дайте понять, что вы переживаете, но не вмешивайтесь туда, где уже не ваша территория. Читайте пункт выше про совет в подходящее время.

В-четвертых, ни в коем случае не орите на подростка в ответ. Это худший вариант, который вы можете выбрать. Терпение подходит к концу? Применяйте дыхательные техники, найдите способ высвобождать свои негативные эмоции, только не на своих детей.

Да, воспитание дело очень непростое и нервное. Но при грамотном подходе вы получите здравомыслящего, умного и самостоятельного человека, который сможет добиться большим успехов в жизни.

Как вы думаете, почему дети агрессивные? Что подталкивает их к подобному поведению? Как вы реагируете на раздражительность своих детей? И как у вас проходил подростковый период?

Любите своих детей и доверяйте им!

Что же такое агрессия?

Агрессия, проявления которой чаще всего вызывает негативную реакцию со стороны наблюдавших за ней людей, может иметь и положительный эффект. Таким моментом считается возможность разрядки переполнявших эмоций и отстаивания человеком своих позиций, повышения самооценки.

Но агрессивность всё-таки нужно контролировать, чтобы не создавать себе жизненных проблем. Особенно сильно проявляется она в подростковом периоде, поэтому важно понимать причины её появления.

Агрессия человека означает, что он хочет ощущать власть над кем-то, подчинять его. Она может быть как внутренней, направленной внутрь себя (аутоагрессия) и внешней, объектом которых становятся другие люди или предметы. Бывает она также явной и скрытой. Признаками явной агрессии считается повышенная степень конфликтности, рукоприкладство, способность давить на других, злословить. А скрытая форма проявляется уходом в себя, попытками самоубийства.

Подростковый возраст и агрессия

Такие свойства характера могут быть у любого человека, но особенно хорошо они наблюдаются у подростков. Это вызывает озабоченность многих родителей, которые замечают злость и неуправляемость своих детей.

Так же читайте:

Почему подростки становятся агрессивными?

Редкий ребёнок, вступивший в подростковый возраст, не меняет своего поведения. Как правило, он становится более агрессивным. Связано это с перестройкой его организма, изменением характеров окружающих его таких же подростков, которые именно в этот период начинают самоутверждаться, доказывать что-то друг другу, пытаться заслужить таким способом уважение.

Появляются случаи насилия над менее агрессивными сверстниками, которых назначают аутсайдерами и всячески глумятся над ними - и морально, и физически. Они создают свои группировки и не допускают туда чужих. Меняется отношение и с родителями. Они кажутся подросткам неумными, а их мнение считают не заслуживающим внимания. Подростки способны причинить боль любому человеку, не делая скидок на возраст.

Причин агрессии у подростков существует несколько. Самыми изученными и подтверждёнными специалистами считаются пять из них.

Первая причины агрессии у подростков

Первой причиной агрессивного поведения подростков признают конституционную предрасположенность. То есть таким может стать человек изначально раздражительный, подозрительный, замкнутый, тревожный, для которого важно, что о нём думают окружающие.

Вторая причины агрессии у подростков

Вторая причина подростковой агрессивности кроется в формировании такого поведения под негативным действием печатных (газеты, журналы) и электронных (интернет) источников информации. Сильное влияние на характер оказывает телевидение и компьютерные игры, предполагающие сцены жестокости, насилия, с криминальными элементами в сюжете.

Третья причины агрессии у подростков

Третьей причиной, по которой может сформироваться человек с агрессивными повадками, может быть семья, где растёт ребёнок. Если в ней есть непонимание между членами семьи, неприятие или слишком большая опека детей, их баловство взрослыми, нередки оскорбления, отношения между родителями и детьми не окрашены положительными эмоциональными оттенками, то все эти моменты могут создать почву для взращивания будущего агрессора.

Четвертая причины агрессии у подростков

Четвёртый случай, когда подросток может стать агрессивным, подразумевает ранее начало употребления алкогольных напитков или наркотиков. В состоянии одного из этих опьянений он настолько раскрепощается, что даже не осознаёт, насколько становится жестоким и непредсказуемым.

Пятая причины агрессии у подростков

Пятой причиной возникновения агрессивного характера подростков является состояние окружающей среды, общества в целом в момент формирования его личности. При неблагополучной экологии, проблемах с радиацией, шумах, переизбытке негативной информации появляются предпосылки для агрессии. Жизнь во время экономических и других кризисов, при отсутствии справедливых законов, ощущении безнадёжности может также привести к протестному поведению подростка, способному вылиться в агрессию.

Главное влияние на ребёнка всё-таки оказывает среда, где он растёт. Родители должны понять, что их ребёнок ещё не вырос, хотя он пытается это всем доказать. Это сложный переходный возраст, когда подростку больше всего нужны любовь и понимание в семье, способные снизить излишние тревоги и не дать развиться его агрессивности.

Подростковая агрессия — это защитная реакция на происходящее вокруг . Все чаще мы сталкиваемся с ней в современном мире. Агрессия подростков как социальная проблема — одно из важных ее проявлений. Чаще она дает о себе знать в ответ на негатив, окружающий подростка. Ведь такое поведение не появляется с рождения. Люди, рождаясь, не могут быть трусливыми или эгоистами, они такими становятся в зависимости от среды, в которой живут и развиваются.

В основном причиной являются отношения в семье и в близком окружении. Такие факторы, как попытки постоянного контроля подростка и оказание на него давления, необоснованная критика, отсутствие внимания и любви, способствуют проявлению озлобленности к окружающему миру. Агрессия проявляется в возрасте 10-16 лет, в период переходного возраста. Это тяжелый для ребенка период, когда у него происходит половое созревание, он меняется как личность с психологической стороны. Под давлением изменений, происходящих в нем, подросток уверен в том, что сможет справиться со всеми взрослыми вопросами самостоятельно. Чувствует себя наравне со старшими людьми из его окружения и желает, чтоб отношение с их стороны было такое же. В этот период возникает желание изменить и покорить весь мир, но реализовать это все в жизнь дети просто не могут.

Агрессивность в подростковом возрасте — это, скорее, защитная реакция на то, что его окружает, чем нападение. В такой период родителям очень важно соблюсти эту грань: дать ему почувствовать себя взрослым, не забывая при этом, что он все еще ребенок. Уделять ему внимание и заботу. Чаще всего взрослые просто не готовы психологически к такому проявлению поведения своего чада и не знают, как ему помочь, как его лечить. Во время такого поведения мы просто не знаем, как себя вести в этой ситуации и что делать, как помочь.

Проявление агрессии у подростков

Психологи выделяют 2 вида агрессии: скрытая и открытая.

Открытая агрессивность проявляется в виде нанесения вреда окружающим его людям, предметам. Подросток так хочет проявить свой авторитет среди друзей, таким образом, самореализоваться. В случае неудачи они начинают красть, пить, курить, употреблять наркотические вещества, заниматься мелким грабежом или кончают жизнь самоубийством.

При скрытой агрессии дети все держат в себе, ни с кем не делятся своими переживаниями и проблемами. Они тихие и покорные, не проявляющие свое недовольство. Но, так как негативная энергия долгое время не находила выхода наружу, позже случаются нервные срывы, длительные депрессии, невроз.

Так, приступы агрессии проявляются в виде оскорблений родных, возникают конфликты с родителями. Подростки унижают всех, кто кажется им слабее. Бьют животных, занимаются вандализмом. При непонимании со стороны родителей могут уйти из дома. Они создают свои компании, в которых часто приветствуются алкоголь и наркотики. В таких компаниях свои правила, собственный жаргон, шутки, понятные только в этой среде. Трудным подросткам, не находящим понимания дома, там становится комфортно, и они все больше времени проводят с новыми друзьями, считая, что теперь это их семья.

Вернуться к оглавлению

Формы проявления подростковой агрессии

У каждого подростка агрессия выражается по-разному (в зависимости от характера ребенка и его отношений с внешней средой). Основные особенности проявления:

  • обида (часто обижается без особого повода на весь мир и на конкретного человека);
  • подозрительность (ребенок не доверяет никому, настроен отрицательно ко всем);
  • косвенная агрессия (распускает сплетни про кого-то, злобно шутит);
  • физическая агрессия (постоянно является участником драк);
  • раздражительность (очень вспыльчив и грубит без веской на то причины);
  • вербальная агрессия (проявляет свое отношение с помощью угроз и криков);
  • скрытая агрессия (не делает то, о чем его просят, говоря что забыл; старается подольше не выполнять просьбу, а то и забывает о ней).

Каковы причины агрессии у подростков?

Рассматривают 3 основные причины того, почему же возникает агрессия в подростковом возрасте: это ситуативные, семейные и личностные.

Личностные причины проявляются так:

  • ребенок чувствует себя одиноко;
  • неуверенный в себе;
  • раздражается без особой причины и обижается;
  • чувствует себя во всем виноватым;
  • активизируются гормоны вследствие полового созревания;
  • постоянно думает о худшем.

Ситуативные причины проявляются в определенных ситуациях в жизни ребенка:

  • заболевание;
  • просмотр жестоких фильмов;
  • долгое сидение за компьютером, компьютерными играми;
  • неправильное питание.

При умственных и физических нагрузках возникает переутомление организма.

Не всегда родители могут сдерживаться, это их не оправдывает, но и они зависят от многих окружающих факторов. Семейные причины агрессии подростков возникают из-за поведения самих же родителей при детях:

  • часто родители прилюдно унижают и оскорбляют ребенка;
  • не участвуют в его жизни, пуская все на самотек;
  • проявляют безразличие и враждебность к своему ребенку;
  • не дают ему проявить себя, подавляют его желания и эмоции;
  • контролируют каждый шаг подростка;
  • мало говорят о своей любви.

Внеурочная деятельность

Обществознание

Психология и педагогика

Агрессия – это проявление нарушений в эмоциональной сфере, сбой в психологической защите ребенка. Какой сценарий преодоления подобного поведения выбрать? Как помочь ребенку "дать отпор" в конфликтных ситуациях, и в чем причины агрессии? Разбираемся вместе.

Агрессивность может быть ярким симптомом психического заболевания или расстройства. Но в данной статье мы рассматриваем агрессию как нарушение эмоциональной сферы, проекцию неправильных сценариев или реакцию на вторжение в личное пространство - т.е. как психологическую защиту. В этом случае учителя и родители могут предпринять самостоятельные шаги, не обращаясь к помощи психологов.

Откуда берется агрессия?

Хотелось бы напомнить, что в подростковом возрасте, начиная с младшего подросткового (10-11 лет), успешное общение со сверстниками ставится подростком «на вершину пирамиды». Любое событие воспринимается им в связи с собственными позициями успеха или неуспеха. Отсюда, кстати, настоящая зависимость от лайков в Instargam и желание набрать как можно больше друзей в ВКонтакте. Сомнения в своей успешности заставляют ребенка испытывать сильнейший дискомфорт, приводят к снижению самооценки и могут проявиться в симптомах нервозности и тревожности.

Речь не идет о просто необщительных детях или интровертах, мы говорим о болезненной для самого ребенка дезадаптации.

Отношения, которые складываются в группе сверстников, для ребенка становятся моделью поведения - образом, который он проецирует на себя. Для школьника (как и для взрослого человека, будем честны) важно занять статусное или «свое» место в жизни и в коллективе. Трудности 10-летнего ребенка, оказавшегося «вне игры», могут повлиять на успех в его взрослой жизни. Неадекватная самооценка и попытка компенсировать невнимание и знаменитый «игнор» со стороны окружающих и приводит к агрессивности.

Виды агрессии

Прежде чем предпринять решительные действия в отношении агрессивного ребенка, попытайтесь понять, с каким видом агрессии вы сталкиваетесь. Как правило, взрослые склонные замечать только самые яркие (первый и второй) из них.

  1. Физическая агрессия: постоянные драки, попытки дать отпор физически, задирчивость
  2. Косвенная агрессия: словесная травля, злые шутки, сплетничество: «Знаешь эту жирную корову Людку из 6 „б“? Давай скажем классной, что это она журнал в ведро уронила»
  3. Вербальный негатив: невежливые жесты, угрозы на словах «Я тебя задушу, придурок, ненавижу!», крик и визг
  4. Тихая агрессия: саботаж, игнорирование, негативизм. Ребенок делает вид, что не слышит и не слушает вас. Когда вы пытаетесь с ним поговорить, он уходит в комнату и надевает наушники.

«А я ему как дам в ухо, пап!» Не лучше ли было поговорить?

Если перед подростком встанет выбор: обсудить конфликтую ситуацию с «врагом» или сразу дать физический отпор - что он выберет? На самом деле, выбранная модель поведения зависит от множества параметров: от воспитания до эмоционального состояния в момент ссоры.

Тем не менее, одна из самых распространенных причин агрессии крайне проста: бью, потому что не знаю другого способа отреагировать. Если у ребенка нет иных примеров разрешения конфликтов (он не видел переговоров в семье, среди друзей или одноклассников), к тому же, находится в состоянии тревожности, о котором говорилось выше, - драка почти неизбежна.

А зря. Умение постоять за себя физически должно находиться в гармонии с умением противостоять словесно.

В европейских школах, знаменитых колледжах и университетах туманного Лондона, про которые мы наслышаны, нет ОБЖ. А вот логика и риторика входят в программу с начальной школы. Справедливо будет возразить, что мы в России живем в других реалиях, но этого аргумента недостаточно. Если ребенок в будущем хочет стать юристом, предпринимателем, историком, бизнесменом, политиком, то кроме знаний, посвященный поведению при пожарах, ему потребуется умение грамотно вести диалог. Любому современному человеку необходим такой навык.

Полезно ли умение договариваться подростку?

Ребенок, который действительно может разрешить конфликт с помощью логики и аргументов, а не кулаков, заслужит уважение сверстников. Хулигана, который решает все вопросы кулаками, могут бояться, перед ним могут заискивать, но об уважении речи не будет. Повторюсь, в этом возрасте качество и успешность общения со сверстниками влияет на самооценку. Если ваш ребенок а) интересен, б) грамотно (а не заумно!) говорит в) может решить любой вопрос, то к нему со временем станут обращаться за советом. Подобный авторитет скажется положительно и на самооценке, и на позиционировании. Не обязательно быть самым красивым или быстрее всех бегать, умение решать спорную ситуацию - это умение, которое куда более редко, а потому ценно.

Что делать родителям, если ребенок проявляет агрессию?

Частый случай: родители не могут справиться с агрессией ребенка, а потому пытаются решить задачу подавлением. Если этот способ не дает результатов, в ход идут уговоры, регулярные скандалы и простейший шантаж: «Успокойся, или сегодня ты не будешь играть в приставку!», «Если ты еще раз будешь со мной спорить, то про поход на каникулах с другом забудь!». Такая модель борьбы с подростком ни к чему не приводит, так как прямолинейное действие и попытки «надавить» на ребенка в этом возрасте бесполезны.

Способ 1. Дать выход агрессии

Агрессия - это естественно. Если бы человек в момент своего появления на земле не был агрессивен, скорее всего, он бы не выжил. Но в XXI веке у нас нет необходимость сражаться за пропитание и территорию, поэтому агрессия должна быть контролируемой. Своими физическими силами надо уметь управлять. Если этого не происходит, то наносится вред не только окружающим, но и себе.
Отдайте ребенка в спортивную секцию, где ему объяснят, что решение спора кулаками - не выход, но навыки честной борьбы и самозащиты ему пригодятся. Пусть это будет футбол или легкая атлетика, можно смело попробовать восточные единоборства - дзю-до, самбо, карате. Они хороши тем, что учат ребенка не только владеть своим делом, но и эмоциями.

Сашу в восьмом классе дразнили заучкой и выдрой, потому что она предпочитала книги и секцию по шахматам курению за школой. Но когда девочка выиграла сначала районную олимпиаду по математике, а потом и всероссийскую, злые нападки одноклассников стали казаться ей чем-то несущественным. «Да, вы „крутые“ и „взрослые“, зато до меня вам как до Парижа пешком», - справедливо думала Александра.

Игоря в десятом из-за прыщей и глупой челки не воспринимали девушки. Зато после того, как он начал участвовать в школьных постановках и выступил на городском вечере поэтов со своими стихами, внешность отошла на второй план. Романтичный Игорь был куда милее, чем пытающиеся быть брутальными одноклассники. Да и подписчиков в его авторской группе в Вконтакте было достаточно, чтобы чувствовать свою значимость (родители, не бойтесь социальных сетей, если дети пытаются в них самовыражаться!)

Самодостаточные люди не агрессивны, им нет смысла бороться за свое место под солнцем - они его нашли.

Способ 3. Записать на курсы ораторского мастерства или предложить литературу

О важности умения вести аргументированную полемику в этом материале сказано достаточно. Запишите своего подростка на курсы или дайте ему почитать хорошую литературу на эту тему. Поможет не только Шопенгауэр или книга Поварнина, но и простая классика. Герои Джека Лондона, Марка Твена, Толстого и Артура Конан Дойля изъясняются просто потрясающе. Быть острым на язык в наше время - выгодное преимущество.

Задумайтесь также о том, как принято решать конфликты в вашей семье, если вы учитель - в классе. Да мы садитесь за стол и все внимательно обсуждаете проблему с супругом? В классе вы выслушиваете ученика, чье мнение отличается от общепринятого, или обрываете словами: «Чепуха, Достоевский имел в виду совсем не это»?
Возможно, что вы не даете себе отчет относительно собственных эмоций и реакций. Все мы люди, все мы перегораем, как лампочки. Но наши дети замечают все. Они не столько слушают нас, сколько смотрят на нас. Если агрессия подростка вызвала невольным копированием матрицы поведения внутри семьи, то попытка перевоспитать только ребенка не принесет успеха.

Способ 5. Следить за здоровьем

Помимо психологических существуют множественные биологические причины агрессивного поведения. Например, низкая частота сердечных сокращений. Понаблюдайте за подростком: имеет ли место агрессия без причины? Если да, ребенок часто кричит, немотивированно злится - « Меня все вообще бесит!», а не «Меня бесит физика, не могу решить задачку! », то по возможности стоит сходить к врачу, чтобы начать программу коррекции.

Причиной агрессии может стать повышенная тревожность. Снижайте ее любым способом, чтобы не пытаться избавиться от следствия вместо причины. Если ребенок сильно устает в школе, беспокоится из-за экзаменов, внешности или низкой популярности, его травят или он просто склонен к нервозности, то стоит с этим поработать. Способы могут быть самыми простыми: арт-терапия (



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!