Дидактические игры, способствующие развитию сенсорных эталонов. Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему: Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактической игры

Светлана Костюкова
Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов

Проблему у детей дошкольного возраста изучали М. Ю. Кистяковская, Н. С. Карпинская, С. Л. Новоселова, Э. Г. Пилюгина, Е. А. Радина и др. В настоящее время в ряде исследований раскрываются формы и методы , направленные на . Так, в программе «Развитие» основой работы по формированию сенсорной культуры детей 3-5 лет являются игры и упражнения , разработанные Л. А. Венгером, Э. Г. Пилюгиной, Н. П. Сакулиной, О. М. Дьяченко и др. Во всех программах дошкольного воспитания уделяется внимание вопросам формирования представлений о сенсорных эталонах (преимущественно зрительного восприятия) . Вместе с тем мы не нашли отдельных исследований, в которых была бы представлена система занятий, направленных на формирование представлений о сенсорных эталонах в целом у детей 4 - го года жизни. В соответствии с этим требуется определить методику работы по данному направлению.

В имеющейся для обзора литературе доминирующим средством сенсорного развития является дидактическая игра . Впервые о необходимости использования дидактической игры для формирования представлений о сенсорных эталонов у детей заявляли М . Монтессори и Ф. Фребель. В отечественной педагогике вопросам использования данной формы работы для сенсорного воспитания были посвящены работы М. М. Манасеиной, М. Х. Свентицкой. Так, разработанная М. М. Манасеиной система приемов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

В советской педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали Н. А. Ветлугина, А. М. Леушина, Н. П. Сакулина, А. П. Усова и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии. Возможности использования дидактической игры для развития способностей детей дошкольного возраста изучали В. Н. Аванесов, В. Р. Беспалова, З. М. Богуславская, Е. И. Радина, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, и др.

Дидактическая игра представляет собой вид деятельности ребенка, которая отличается активным творческим характером и высокой эмоциональной насыщенностью. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности : наличие цели, мотивов, средств реализации , планомерных действий, результата. Цели игры не являются постоянными, так как для реализации своих игровых целей ребенок подбирает себе товарищей, необходимые игрушки, по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими.

Исследователями в области игры А . К. Бондаренко, Л. А. Венгер, В. Н. Аванесовой и др. выделена ее структура : дидактическая задача , игровые правила, игровые действия.

1. Наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются (решаются) через игровые действия. Игровой замысел (или задача) и игровые действия составляют содержание игры .

2. Действия и отношения играющих регулируются правилами.

3. Наличие правил, и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовываться и проводить игру.

4. Воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, игровых действиях и правилах и не выступает для детей как самостоятельная задача.

Наряду с перечисленными особенностями играм с правилами присущи все черты детской игровой деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения , и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала : учебное, познавательное и игровое, занимательное. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах : игры занятия и дидактические или автодидактические игры . В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, которые для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботиться об усложнении игр, расширении их вариативности.

Для дидактической игры , как и для любой игры с правилами , характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Игровые задачи могут быть самыми разнообразными. Так, при игре в лото первому закрыть все клеточки большой карточки; в игре с пирамидкой собрать ее так, чтобы ребро представляло собой ровную линию, и т. д. Разнообразны и игровые действия : подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвижение, имитация движений; они могут представлять собой сложную цепочку, состоящую из ряда отдельных действий или их элементов. Действие часто сопровождается речью.

Существенным элементом дидактической игры являются правила . Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные : одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершение запрещенных действий.

Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. Существует большое количество дидактических игр , направленных на систематизацию знаний (лото «Четыре времени года» , «Игрушки» , «Растет, цветет и зреет» и т. д.). По мнению Л. А. Венгер, Н. С. Карпинской, С. Л. Новоселовой, Е. И. Радиной[ и других, в процессе дидактических игр у детей идет совершенствование психических познавательных процессов. При этом данные авторы указывают на то, что наиболее богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук у детей таят в себе народные игрушки : башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы , величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных , доступных ребенку.

В играх с народными дидактическими игрушками совершенствуется сенсорная культура детей дошкольного возраста : развивается восприятие цвета, величины, формы предмета , идет усвоение эталонов свойств и качеств предметов, накопление сенсорного опыта . В играх с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции сравнения, обобщения, классификации. В ряде игр формируется сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует от участников более или менее длительного и устойчивого внимания : играющий должен внимательно следить за действиями партнеров, за сигналами и т. д. Имеются и специальные игры на развитие внимания (например, «Краски» ).

Н. С. Карпинская справедливо полагает, что в дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры . В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. Большинство игр такого рода являются коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений между детьми. Воспитатель подбором игр обеспечивает формирование в игре отношений содружества.

Таким образом, дидактическая игра служит средством всестороннего воспитания детей, в том числе . Используя дидактические игры с детьми дошкольного возраста, воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер занятий, выделение для них особого времени в режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание, подбор детских игр, воздействовать на всех детей. Как выше говорилось, наиболее соответствующей дошкольному возрасту формой обучения являются дидактические игры , когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Преднамеренный характер дидактических игр и занятий выдвигает необходимость определенной программы сведений, нужных детям, а также тех умений и качеств, которые должны быть у них сформированы . Такой материал для групп дошкольного возраста включен в различные программы воспитания в детском саду «Детство» , «Радуга» , «Истоки» и др. Содержание данных программ организует воспитательный процесс в дошкольном учреждении, делает его четким и результативным.

При проведении занятий воспитателю необходимо помнить, что дети дошкольного возраста легко утомляются, поэтому нельзя их перегружать. Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость : ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени дошкольного возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Вывод. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс.

Формирование представлений о сенсорных эталонах должно начинаться с дошкольного возраста, то есть наиболее благоприятным для этого является 4 год жизни, поскольку основные познавательные процессы – восприятие, мышление и память в этом возрасте развиваются наиболее интенсивно. Имеющиеся методики формирования представлений о сенсорных эталонах рассчитаны , в основном, на тренировку зрительного восприятия. В дошкольной педагогике накоплен значительный материал о содержании, методах, средствах формирования представлений о сенсорных эталонах детей , разработана методика руководства играми и упражнениями. Однако в современных условиях научные достижения используются крайне недостаточно. В частности, не всегда учитывается последовательность формирования сенсорных эталонов , требующих вначале ознакомления с ними, далее – формирования обследовательских действий и затем – закрепление полученных представлений в дидактической игре . Не всегда эффективно используются дидактические игры .

Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов

Тема «Наш любимый детский сад»

Дидактическая игра «Какого цвета предметы в нашей группе»

Цель : учить детей называть цвет с указанием признака.

Материал : интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть цвет стен, мебели. Затем вызывает ребёнка и предлагает сказать, какого цвета стол, если ответ верный все хлопают в ладоши. Задание даётся поочерёдно, дети определяют цвет предмета, сравнивают предмет по цвету

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» .

Цель : учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу.

Материал : два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники) . Один набор фигур – в мешочке, другой - на столе.

Ход игры. Воспитатель заранее расставляют на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. Дети ищут мешочек. По указанию педагога ребёнок находит в мешочке ту фигуру, которую показал воспитатель и называет её.

Дидактическая игра «Опиши по памяти» .

Цель : развивать зрительную память у ребёнка.

Ход игры. На короткое время покажите детям одного из сверстников или картинку , затем они по памяти должны ответить на вопросы : какие волосы, какое платье, какие глаза и т. д.

Дидактическая игра «Где ты находишься»

Цель : ориентирование в пространстве.

Ход игры. Дети находятся в детском саду в разных помещениях, с использованием сохранных анализаторов (обоняние, слух, осязание) должны сказать, где они находятся, и найти дорогу в группу.

Дидактическая игра «Найди на ощупь названную часть тела»

Цель : Формировать у детей представление о собственном теле, с помощью тактильных ощущений.

Ход игры. Дети должны стать парами и с закрытыми глазами найти друг у друга названные педагогом части тела, объяснить, где они находятся, используя в речи «выше» , «ниже» , «впереди» , «сзади» .

Тема «Я и моя семья»

Дидактическая игра «Узнай по голосу

Цель : развивать у детей слух и внимание, узнавать по голосу своих сверстников, воспитателей, родителей.

Ход игры. Дети сидят, а к ним спиной один из детей. Один из сидящих должен позвать по имени, а ребенок узнать. Если задача решена правильно, то ребята меняются местами. Можно привлечь к игре и взрослых.

Дидактическая игра «Большой – маленький» .

Цель : развивать наблюдательность , соотносить реальные размеры с условной меркой.

Материал : набор полосок разной длины.

Ход игры. Дети рассказывают о своей семье и выкладывают полоски от самого высокого члена семьи до самого низкого, называя их по имена

Тема «Овощи»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» .

Цель : учить детей выбирать овощи на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Материал : два набора объемных овощей и картинок с изображением овощей.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением овощей и объясняет правила игры. По указанию педагога ребенок находит в мешочке такой же овощ, какой лежит на столе, называя его. Игра заканчивается, когда дети найдут все овощи.

Дидактическая игра «Определи на вкус» .

Цель : продолжать различать по вкусу овощи.

Материал : поднос с нарезанными овощами (капуста, морковь, свекла, лук) и карточки с их изображением .

Ход игры. Ребенку предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус овощ, затем открыть глаза и выбрать тот овощ, который он попробовал.

Дидактическая игра «Выложи по контуру» .

Цель картинке с реальным объектом .

Материал : набор картинок с изображением овощей и их контурное изображение.

Ход игры. Участникам раздается по несколько картинок с контурным изображением овощей. Задача участников – правильно найти картинку с изображением овоща.

Шнуровка «Где живет червячок» .

Цель : развитие мелкой моторики , закрепить предлоги.

Ход игры. Игра состоит из различных картонных предметов (яблоки, листья, гриб, корзина) . Дети с помощью шнурка «пришивают» червячка на яблоко, или листик, овощ (отверстие для прошивания есть на предметах, и на червячке)

Тема «Фрукты»

Дидактическая игра «Волшебные краски» .

Цель : научить детей смешивать краски для получения нового цвета.

Материал : апельсин, яблоко, киви. Раздаточный : листы бумаги, краски, баночки с водой, палитры, кисточки.

Ход игры. Воспитатель сообщает, что сегодня детям предстоит рисовать, не простыми, а волшебными красками. «Какого цвета апельсин!» Правильно, оранжевого. Предлагает детям смешать красную и жёлтую краски, чтобы получить оранжевый цвет. И раскрашивают апельсин. Для киви смешивают красную и синюю - коричневый, для яблока зелёный и жёлтый - салатовый цвет. Работы вывешиваются и анализируются, дети вспоминают, какие фрукты они знают и какого они цвета.

Дидактическая игра «Сложи картинку » .

Цель : учить детей составлять сложную картинку из частей .

Материал : наборы сюжетных картинок и разрезных .

Ход игры. Предложить детям сложить картинку путём накладывания , по образцу или памяти.

Дидактическая игра «Оживи натюрморт» .

Цель : уметь определять на ощупь фрукты.

Материал : карточки

Ход игры. Детям предлагаются карточки с изображением фруктов из бархатной бумаги. Задание : с закрытыми глазами определить, какой фрукт изображён.

Дидактическая игра «Узнай по запаху» .

Цель : продолжать учить различать запахи в окружающем пространстве.

Материал : фрукты - апельсин, лимон, банан, яблоко, киви, слива, груша, мандарин.

Ход игры. Ребёнок с закрытыми глазами должен определить по запаху фрукт, который предложил воспитатель. Если задание выполнено правильно, то ему предлагают его съесть.

Тема «Осень»

Дидактическая игра «Разноцветные шарфы» .

Цель : учить детей смешивать основные цвета для получения новых

оттенков.

Материал : краски красная, оранжевая, желтая; палитра, баночки с водой и кисти.

Ход игры. «Сегодня мы будем рисовать красивые шарфы» - говорит воспитатель и показывает образцы. Все это нарисовано двумя красками красной и желтой. А как же получилось три цвета. Надо взять две краски, одной из них нарисовать узор с одного края шарфа, другой – со второго края, смешать их на палитре и получится цвет, которым надо нарисовать узор в середине. Аналогично выполняется работа с другими цветами. Работы выставляются и оцениваются.

Дидактическая игра «Послушай – угадай» .

Цель : развивать слуховое восприятие предметов в окружающем пространстве.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям узнать по звуку предметы, которые они издают при постукивании или при падении. Например : звук шагов, падение книги, постукивание ложкой по столу, шуршание осенних листьев, бумаги и т. д.

Тема «Одежда, головные уборы»

Дидактическая игра «Что из меха, что из фетра»

Цель : развивать зрительное и осязательное восприятие.

Материал : кусочки меха и фетра, и предметы одежды и головных уборов.

Ход игры. Каждый ребенок должен осязательно попробовать материал, а затем зрительно должен определить и назвать, из какого материала сделана та или иная вещь.

Дидактическая игра «Одеваю и снимаю»

Цель : расширить представления детей о сезонных видах одежды.

Материал : кукла с набором одежды

Ход игры. Детям дается задание – одеть куклу Катю в зимнюю, осеннюю, летнюю или весеннюю одежду.

Тема «Обувь»

Дидактическая игра «Подбери пару»

Цель : развивать логическое мышление и воображения.

Материал : набор картинок с изображением обуви.

Ход игры. Детям предлагают набор картинок с изображением разной обуви. Каждый ребёнок выбирает обувь и подбирает к ней пару. Дети называют обувь и рассказывают, в какое время года её можно носить.

Дидактическая игра «Дорисуй деталь»

Цель : закреплять знание цвета и геометрических фигур, умение анализировать и соблюдать последовательность узора.

Ход игры. Даны две картинки . На первой нарисован сапожок с орнаментом, а на другой только контур. Ребёнок должен дорисовать недостающие детали.

Дидактическая игра «Чей башмак больше»

Цель : закрепление знаний о величине и размере, систематизировать полученные знания.

Материал : набор карточек с изображением семьи, контуры ботинок, сапог, туфелек.

Ход игры. Детям раздаются картинки с изображением бабушки, дедушки, папы, мамы, юноши, девушки и детей разного возраста. В ходе игры детям нужно подобрать обувь, соблюдая размер и объясняя, почему они сделали этот выбор. В конце игры воспитатель предлагает раскрасить пару обуви.

Тема «Продукты питания»

Дидактическая игра «Волшебные мешочки» .

Цель : учить определять на ощупь крупы.

Материал : стаканчики с гречкой, манкой, рисом, сахаром, солью.

Ход игры . Воспитатель предлагает определить на ощупь с закрытыми глазами, какая это крупа.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» .

Цель : учить узнавать предметы на ощупь.

Материал : мешочек, бублик, конфета, яблоко, морковка.

Ход игры. Игроки по очереди находят в мешочке предметы на ощупь и называют его.

Тема «Посуда»

Дидактическая игра «Подбери крышку к посуде» .

Цель : учить детей узнавать и создавать изображения предметов по отдельным деталям, творчески развивать замысел сверстника .

Материал : карточки с изображением деталей посуды.

Ход игры. Из горки карточек на столе дети берут по одной и подбирают крышку по размеру и цвету посуды.

Дидактическая игра «Из чего сделана посуда» .

Цель : углублять представления детей о различных материалах, из которых сделана посуда : металле, дереве, стекле, пластмассе. Осваивать способы изучения предметов. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

Материал : посуда из разного материала.

Ход игры. В процессе игры дети называют материалы, их свойства, пытаются обобщить их, сравнивают с другими, находят общие и отличительные признаки.

Упражнение «У Федоры в чулане» .

Цель : развитие зрительного восприятия и внимания.

Ход игры. Дети садятся на ковер. Ведущий показывает детям картинку с «зашумленными» изображениями посуды. Дети по очереди подходят, называют предмет, который он увидел, и обводят его.

Тема «Домашние животные»

Дидактическая игра «Чья это тень» .

Цель : развивать логическое мышление и воображение.

Материал : листы бумаги, картинки с изображением разных животных, краски, кисти.

Ход игры. Переведите на карточки контуры легко узнаваемых животных. Покажите детям картинку и спросите , у кого на карточке есть тень этого животного. Тени можно раскрасить акварельной краской разных цветов.

Дидактическая игра «Совмести контурное и силуэтное изображение» .

Цель : учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению.

Материал : набор картинок с реальным изображением домашних животных, с контурным и симметричным изображением.

Ход игры. Детям раздают карточки с реальным изображением животных. Задание : подобрать к своим изображениям контур и силуэт животного.

Тема «Домашние птицы»

Дидактическая игра «Чей голос?»

Цель : воспитывать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки, развивать сообразительность , выдержку.

Материал демонстрационный : предметные картинки с изображением домашних птиц.

Книжка со звуками обитателей птичьего двора.

Ход игры. Воспитатель включает звуки, дети узнают их, находят картинку и называют действие (Петух – кукарекает, утка – крякает и т. д.) При правильном выполнении получают фишку, побеждает тот, кто больше наберет фишек.

Дидактическая игра «Разрезные картинки »

Цель : развитие зрительного восприятия, пространственных представлений, наглядно – образного мышления, внимания.

Материал : разрезные картинки домашние птицы или пазлы

Ход игры : Каждому ребенку предложить сложить картинку или вставить кусочки мозаики в общую картину . Действовать в «уме» , мысленно примеривать пазлы, если не справятся, то путем подбора.

Тема «Дикие животные»

Дидактическая игра «Кто такой?»(соедини точки)

Цель : развивать воображение , учить представлять себе животное по их точечной схеме, развивать моторику кисти ; умение внимательно следить за расположением точек.

Материал раздаточный : карточки со схематично изображенными животными (дикими, цветные карандаши

Ход игры. Воспитатель предлагает соединить все точки, получаются схемы обведенные карандашом, дети узнают животное. Потом можно предложить раскрасить его, дорисовать картинку .

Дидактическая игра «Лесные дорожки»

Цель : уметь зрительно найти дорожку к дому каждого животного, при затруднении можно карандашом провести по лабиринту.

Материал : карточки – лабиринты для каждого ребенка

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти дорожку к домикам, кто справится быстрей, получает фишку.

Тема «Зима»

Дидактическая игра «Цветной лёд»

Цель : закреплять представление о взаимосвязи цветов

Материал демонстрационный : 3 большие банки с наклейками – оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Материал раздаточный : баночки с водой, по 3 на каждого ребенка, кисти, тряпочки, краски, банки с водой для промывания кисточек.

Ход игры. Воспитатель : «Сегодня мы приготовим цветной лёд, нужно покрасить воду, и заморозить её. Нам нужен оранжевый, зеленый и фиолетовый, кто знает, как сделать оранжевую воду? Правильно, смешать желтую и красную краски, желтой взять побольше, чем красной. А как получить фиолетовую? Смешать красную и синюю.» На прогулке вода разливается в формочки из – под конфет, и замораживается, на следующий день, украшают ёлку, «клумбу» и т. д.

Дидактическая игра «Зимняя палитра»

Цель : закреплять умение получать смешением красок разные светлотные оттенки. Знакомить со светлотным рядом.

Материал демонстрационный : рисунок 3х синих воздушных шариков разной светлоты.

Материал раздаточный : листы бумаги, палитры, гуашь синяя и белая, вода, тряпочка.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть нарисованные шарики, все они синие, но разных оттенков, сначала самый светлый, потом потемнее, затем самый темный. У вас на столах синяя и белая краски. Как вы сделаете разные оттенки? Сначала вы положите на палитру много белой краски, для первого шарика вы к белой краске прибавите немножко синей, для второго побольше, а третий без добавления белой. Смешав нужные оттенки краски, дети раскрашивают шарики на своих листочках. Работы вывешиваются и обсуждаются детьми.

Тема «Зимующие птицы»

Дидактическая игра «Шерсть, перо, ткань» (на ощупь) .

Цель : учить определять на ощупь материалы различной текстуры.

Материал раздаточный : разнообразные кусочки ткани из шерсти, перо, кожа, резина, глина.

Ход игры. Воспитатель предлагает просунуть в мешочек руку, взять кусочек чего - либо, и не глядя рассказать о нём «Теплый, холодный, шершавый, бархатистый, гладкий, пушистый, мягкий» и попробовать назвать что из этого предмета можно сделать.

По аналогии можно использовать предметы и материалы другой текстуры и определить какие они : вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

Разрезные картинки «Сложи птицу» .

Цель : развитие логического мышления, мелкой моторики рук.

Ход игры. Ребенку даются два одинаковых изображения : целое и разделенное на несколько частей (начиная с четырех, пяти) .Задача ребенка собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.

Тема «Мебель»

Дидактическая игра «На чем человек сидел?»

(Игра – путешествие в прошлое кресла)

Цель : формировать представление о мебели, её функциях и свойствах, качестве материала, из которого выполнено

Материал : картинки с изображением разных кресел и стульев

Ход игры. Рассказ воспитателя о том, как человек преобразовывал мебель. Потом дети выбирают картину самого древнего стула и рассказывают о его частях. Следующий ребенок по другой картинке рассказывает что изменилось. Дети должны назвать форму, цвет, материал. Чей рассказ будет более полным, получает фишку.

Дидактическая игра «Новоселье у куклы» .

Цель : учить детей понимать схематичное изображение сопоставлять план с пространством.

Материал : план, предварительно начерченный взрослым, мебель игрушечная (мелкая) .

Ход игры. Воспитатель предлагает детям следующую игровую ситуацию. Кукла Маша привезла новую мебель, и не знает, как её расставить. Показать готовый план, а дети по нему должны обставить игрушечную комнату, если задание выполнятся успешно, то следующий ребенок расставляет мебель. пользуясь новым планом.

Тема «Улица. Город»

Дидактическая игра «Найди дорожку к домику» .

Цель : познакомить детей с различными линиями, совершенствовать навыки точных действий руки под контролем зрения.

Материал : нарисованные на магнитной доске дорожки (прямая, волнистая, зигзагообразная) .

Ход игры : Ребенок сначала проводит зрительный анализ линии; рисование линий руками в воздухе, обведение линий указательным пальцем, проведение по линии магнитом-игрушкой.

Дидактическая игра «Позвони по телефону» .

Цель : формировать представление детей о телефоне – как средстве связи, о правилах общения по телефону с различными людьми.

Материал : телефонная трубка.

Ход игры : Дети сидят по кругу, воспитатель передает телефонную трубку ребенку и формулирует задание : тебе позвонил незнакомый человек; или позвонил друг; или тебе нужно позвонить маме. Предлагается детям рассказать другу, где он живёт (назвать свой адрес, маме сообщить о каких либо неполадках в доме.

Тема «День Защитники Отечества»

Дидактическая игра «Сигнальщики» .

Цель : усвоение геометрических фигур, классификация размера и цвета.

Материал : карточки синего и зеленого цвета.

Ход игры. У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Детям предлагается сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и формы, но разного размера. Сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и размера, но разной формы.

Тема «8 Марта. Профессии мам»

Дидактическая игра «Узнай маму по голосу» .

Цель : развитие внимания , умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Ход игры . Играют одинаковое количество детей и их мамы. Дети отворачиваются от мам и хором : "Мама! Поздравляем!" Назначенная ведущей мама отвечает : "Спасибо!" Кто узнает голос своей мамы?

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» .

Цель : закрепить, кем и где работают мамы, чем они любят заниматься в свободное от работы время. Закрепить употребление винительного падежа имён существительных.

Материал : картинки с предметами , изображения мам разных профессий.

Ход игры. Дети получают комплекты : картинки с изображением профессий мам и картинки с изображением инструментов.

Задание. Расположите картинки по парам в их соответствии – изображение профессии и изображение принадлежащих данной профессии инструментов. Расскажите, кому, что нужно для работы и зачем.

Тема «Весна. Первоцветы»

Дидактическая игра «Листья круглые и овальные» .

Цель : учить различать листики по признаку формы (овальные, круглые) .

Материал : сюжетная картинка , вырезанные листики цветов.

Ход. Вспомнить с детьми названия первоцветов растущих в лесу (подснежник, мать-и-мачеха, фиалка) . Затем педагог предлагает рассмотреть сюжетную картинку . Рассказать, кто какие цветы собрал в лесу (мама подснежник, дочка фиалку, папа мать-и-мачеху) . Обратить внимание детей, что у некоторых цветов нахватает листьев, выслушать предположения детей. «Это, наверное, ветер их сорвал» . Предложить детям найти каждому цветку свои листочки, и рассказать какой они формы (у фиалки круглые, у подснежника овальные, у мать-и-мачехи продолговатые).

Игра – экспериментирование «Где быстрее наступит весна» .

Цель : установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материалы и оборудование : емкости со снегом, льдом.

Ход. Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой. Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в течение 1 -2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше. Выясняют, где быстрее наступит весна : на реке или на полянке (на полянке солнце быстрее растопит снег) .

Тема «Рыбы»

Игра-задание «Определи возраст рыбы» (с лупой по чешуйкам) .

Цель : учить детей определять возраст рыбы экспериментальным путем, используя оптические приборы. Развивать поисковую активность ребенка, умение анализировать. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Материал : лупы, микроскопы, аквариум, энциклопедия; чешуйки рыбы, спилы; иллюстративный материал, бумага, карандаши.

Ход. Воспитатель предлагает рассмотреть в аквариуме 2-х скалярий и определить по возрасту. Кто старше? Как узнать? Пройдем в нашу лабораторию и будем исследователями. В лаборатории есть настоящие чешуйки! Необходимо их исследовать экспериментальным путем. Кто, что увидел? Увидели ли кольца? Сколько? Можно определить сколько лет? Зарисуйте, синим карандашом колечки - это будут документы о возрасте нашей рыбки.

Игра – экспериментирование «Дышат ли рыбы» .

Цель : установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.

Материал : прозрачная емкость с водой, аквариум, лупа, палочка, трубочка для коктейля.

Ход. Дети наблюдают за рыбками и определяют, дышат они или нет (следят за движением жабр, пузырьками воздуха в аквариуме) . Затем выдыхают воздух через трубочку в воду, наблюдают за появлением пузырьков. Выясняют, есть ли воздух в воде. Палочкой двигают водоросли в аквариуме, появляются пузырьки. Наблюдают, как рыбки подплывают к поверхности воды (или компрессору, захватывают пузырьки воздуха (дышат) . Взрослый подводит детей к пониманию, что дыхание рыб в воде возможно.

Тема «Растения : деревья, кустарники, травы»

Дидактическая игра «С какого дерева лист» .

Цель : закрепить представления об особенностях внешнего вида дерева и их листьев. Развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность.

Игровая задача : найти листья определенного дерева.

Материал : карточки с изображением деревьев, их листьев.

Ход игры. Ведущий называет характерные особенности того или иного дерева, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек . Потом находят листья этого дерева. Побеждает тот, кто первым правильно найдет верные листья.

Игра – это огромное окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

В.А.Сухомлинский

Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка. В последние десятилетия к нему появился особый интерес в научном мире. Слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и предоставляют безграничные возможности для умственного и физического совершенствования и формирования основ будущей взрослой личности.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе, именно ранний возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно:

– является основой для интеллектуального развития;

– упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

– развивает наблюдательность;

– готовит к реальной жизни;

– позитивно влияет на эстетическое чувство;

– является основой для развития воображения;

– развивает внимание;

– дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

– обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

– влияет на расширение словарного запаса ребенка;

– влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное развитие служит основой для познания мира и является одной из важных сторон дошкольного развития. Я стараюсь создавать условия для переноса знаний и представлений детей в самостоятельные сенсорные игры. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Здесь особую роль играют дидактические игры, в которых формируется организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. На этой ступени развития детей формируется первое отношение к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание участвовать в их деятельности (подержать молоток, принести воды в ведерке и т. д.); при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу (девочка плачет).

Дидактическая игра – сложное явление, это и игровой метод обучения, и форма развития, и самостоятельная деятельность, и средство всестороннего развития личности. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой образовательной деятельности и проводятся со всеми детьми, в других широко используются в повседневной жизни, в совместной деятельности, в режиме дня в самостоятельной игровой деятельности.

Чтобы познать предмет со всех сторон, ребенок использует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту наши дети познают и обогащают представления о мире.

Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую он получает благодаря наблюдениям, тактильным ощущениям, различию вкуса и запаха, услышанного звука. Но то, что ребенок потрогал, увидел, услышал, должно подкрепиться словами.

Я стараюсь использовать в своей работе все виды сенсорного воздействия, чтобы ребенок получил полную информацию о предмете. Поэтому в непосредственно образовательной деятельности по сенсорному развитию ставила перед собой такие задачи:

– формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), форме (круг, треугольник, квадрат), количестве (много, один), величине (большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий);

– создавать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

– развивать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения.

В играх с детьми всегда необходимо использовать выразительные жесты и предметы-заместители («мыло»-кубик; «градусник»-фломастер и т. д.).

В практической деятельности и в игре малыш познает свойства предметов (цвет, форма, величина, фактура, масса, положение в пространстве, строение и его части). Дети активно интересуются окружающим их миром, задают вопросы, из рассказов взрослых узнают новое о явлениях, которые им непосредственно не воспринимается. Например, если ребенок подбирает предметы, или группирует флажки, или сортирует картинки по цвету и признаку. Это значит, что цвет воспринимается на уровне отвлечения от всех других признаков и в мышлении на основе обобщения формируется понятие «цвет».

Я объясняю ребенку, что словом «дом» можно обозначить и дом для человека, и дупло для белки, и аквариум для рыбки и т. д., но главное – дом – это «крыша над головой», где кто-то живет. Или стул. Он может быть большой, маленький, мягкий, но главное – это предмет, на котором сидят.

Далее подвожу детей к понятию обобщения – мыслительному объединению предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства. Например, от одиночного понятия «огурец» или «помидор» к понятию «овощ». Причем дети сознательно стремятся получить информацию об окружающем их мире, задают множество вопросов («Где ночует солнышко?», «Как зовут козлят из сказки? », «Где живет лиса? » и т. д.).

В своей работе по сенсорному воспитанию использую следующие виды дидактических игр:

Игры для сенсорного развития:

Величина : «Веселые матрешки», «Грибочки по местам», «Рыбалка», «Цветная страна» – ковер, «Три медведя», «Дюймовочка и Гулливер» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

– Форма : «Найди и назови», «Круглый, квадратный, овальный», «Волшебные кубики» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме.

– Цвет : «Чудо сундучок», «Кто, кто здесь живет» – разноцветные сумочки, «Бусы для матрешки», «Найди, чей домик», «Городок дорожного движения», «Цветная цепочка», «Грибочки по местам» и т.д. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

– Игры с предметами : «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр – способствовать закреплению качества предметов (величина, форма, цвет).

Хочу представить вашему вниманию конспекты дидактических игр для сенсорного развития детей.

Конспект дидактической игры "Круг, квадрат".

Задача: научить детей чередовать предметы по форме.

Материал: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает 5 кругов и 5 квадратов, произвольно перемешанных на столе. Он говорит, что у него есть разные фигурки "Вот такая – это квадрат, и такая, это круг". Показав квадраты, говорит, что будет класть их в одну сторону, а другие фигурки (круги) – в другую.

Затем воспитатель спрашивает у ребёнка: "Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы ее положили?".

Накладывая круг на круг, воспитатель показывает, что эти фигуры одинаковые. Затем предлагает ребёнку самому раскладывать фигуры. Воспитатель показывает, в какой стороне лежат одни фигурки (квадраты), в какой – другие (круги), и предлагает ребёнку из общего материала выбрать любую фигурку и положить её к таким же кругам и квадратам. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, воспитатель просит ребёнка наложить свою фигурку на другую.

Конспект дидактической игры "Ёжики".

1.Закреплять знания цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий).

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Обучать ориентироваться в помещении.

Материал:

– Прищепки четырёх цветов (красные, жёлтые, зелёные, синие), они выполняют роль колючек.

– Ёжики тех же четырёх цветов.

– Плюшевый или резиновый ёжик несколько большего размера, чем ёжики-малыши.

Ход игры:

Воспитатель (В.): Ребята, к нас в гости сегодня пришел ёж. (Показывает детям игрушку – ежа. Дети его трогают и здороваются с ним).

В: Ёжик, а почему ты такой грустный?

Ёж: Я шёл к вам в гости со своими друзьями, а они по дороге потерялись.

В.: Ребята, поможем ёжику найти его друзей?

Дети ищут по группе ежей, и найдя их, приносят воспитателю.

Я рассматриваю вместе с ними ежат. Выясняю, какого они цвета.

В.: Ребята, посмотрите, а у ежат колючек нет! Ёжики, а где же ваши колючки?

Ёж: Они их дома забыли.

В.: Поможем ежатам вернуть иголочки на спину? Но для этого нужно найти домик такого цвета, как и ежонок.

Важно отметить, что каждая перечисленная игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширять его кругозор.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития детей раннего возраста.

Ксения Борошук
Использование игр и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УСВОЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ

ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Это наиболее доступный, а на определенном этапе единственный, способ исследования окружающих предметов и явлений.

Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений

о внешних свойствах предметов : форме, величине, цвете. Сенсорное развитие , направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей раннего возраста .

Основная задача сенсорного развития детей раннего возраста в ДОУ заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.

Значение сенсорного развития детей раннего возраста состоит в том , что оно является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления детей, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность, внимание, мышление, воображение; дети получают возможность познать и применить в практике различные способы обследования предметов; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов .

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, так как ребенок должен не только узнать и запомнить их, но и иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, а, главное, уметь пользоваться полученными представлениями при познании новых предметов и явлений окружающей действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы :

1. Предэталонный - при восприятии одного предмета другой используется как образец . На данном этапе проводимая работа по сенсорному развитию готовит почву для последующего усвоения сенсорных эталонов .

2. Средствами восприятия выступают уже некие образцы свойств предметов, а не сами предметы. Дети раннего возраста успешно овладевают таким сенсорным эталоном как форма , а также величина (большой-маленький, но лишь в сравнении с другими предметами.

3. Владея некоторыми сенсорными эталонами , дети начинают их систематизировать. На данном этапе для усвоения доступны практически все сенсорные эталоны : цвет, форма, величина.

Уже в раннем детстве у ребенка накапливается некоторый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, и часть этих представлений начинает играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия.

В дошкольном детстве ребенок уже начинает использовать при восприятии общепринятые сенсорные эталоны .

Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений - цвета, величины, формы предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются в качестве образцов , мерок. При помощи этих образцов человек устанавливает и обозначает соответствующие свойства и отношения.

Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с того , что дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами. Такое ознакомление происходит в основном в процессе овладения разными видами продуктивной деятельности (рисования, конструирования, лепки и др.)

Усвоение сенсорных эталонов осуществляется в результате действий восприятия, которые направлены на обследование формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые впоследствии должны приобрести значение образцов.

Начиная с 3-х лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования .

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные» ) цвета спектра : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; и ахроматические цвета – белый, серый, черный.

Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины световой волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов – оттенок (красно-оранжевый, желто-зеленый и др.) . Хроматические цвета делятся на две группы – теплых (от красного до желтого) и холодных тонов (от зеленого до фиолетового) . Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность.

Светлота – это степень близости данного цвета к белому, а насыщенность – степень его чистоты, т. е. примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.

Вначале у детей формируются представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов . На первых порах целесообразно, вводить не семь, а шесть цветов спектра, исключив голубой, который усваивается с трудом, так как в быту люди часто называют голубыми светлые оттенки синего.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена форма трапеции. Однако, во всех случаях, в отличие от целей формирования математических представлений, целями сенсорного воспитания будут :

Умение узнавать соответствующую форму,

Называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т. п.)

Важное значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры в отличие от объемных, отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета – его контур. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба и др.) может вызвать лишь дополнительные трудности.

Усложнение видов деятельности приводит к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые эталоны формы и цвета , и к пяти годам овладевает сравнительно полным их набором.

Особый характер носят эталоны величины . Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер.

С большими трудностями ребенок сталкивается при усвоении представлений о величине предметов. Общепринятые эталоны величины имеют условный характер. Это меры, которые устанавливаются людьми (сантиметр, метр) .

Система мер и способы их использования обычно не усваиваются в дошкольном возрасте . Развитие восприятия величины происходит у дошкольников на другой основе - они усваивают представления об отношениях по величине между предметами. Такие отношения обозначают словами, которые указывают, какое место занимает предмет в ряду других (большой, маленький, самый большой и др.) .

Ребенок дошкольного возраста усваивает сенсорные эталоны не только по отношению к цвету, форме предметов, величине, но и по отношению ко всем другим свойствам предметов и явлений. В процессе речевого общения дошкольники усваивают образцы , которые соответствуют системе звуков родного языка, в процессе музыкальной деятельности - образцы ритмических отношений и т. д.

Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее – с их разновидностями. Важно, чтобы воспитатель, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой , подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти . В момент действия с эталонами от дошкольников требуется запоминание и использование их названий . Это закрепляет представления о каждом эталоне и дает возможность выполнять действия по словесной инструкции.

Ознакомление детей с сенсорными эталонами на протяжении всего периода дошкольного детства постепенно углубляется. Ребята знакомятся со все более тонкими разновидностями эталонных свойств и со связями и отношениями между различными эталонами .

Усвоение сенсорных эталонов происходит через разнообразные виды деятельности :

1. Познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы.) «Сравни листочки» , «Чьи следы больше?» , «Покормим зверюшек» , «Что выше куст или дерево?»

Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру.)

Игры с песком, землёй и глиной : «Чувствительные ладошки » .

Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания, кубы, шары.) «Игрушка-матрёшка» ; «Соберём пирамидку» , «Покажи, о чём я скажу» ; «Магазин игрушек» , «Почтовый ящик» .

цвете : «Подбери по цвету» , «Найди пару» , «Посади матрёшку в поезд» , «Одень красиво кукол» , «Цветные полянки» , «Разложи по коробкам» , «Спрячь мышку» , «Найди палочку» , «Воздушные шары» , «Собери бусы по цвету»

Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, развивающими кубиками «Сложи узор» , «Ловись рыбка» , «Белые и чёрные камешки» , «Цветовое лото» .

Дидактические игры для формирования представлений о форме : «Передай мяч» , «Почтовый ящик» , различные «Рамки-вкладыши» , рамки Монтессори, «Волшебный мешочек» , «Обводим всё (силуэты) », «Найди предмет похожей формы» , «Подбери крышку к банке» . игры с логическими блоками Дьенеша.

Дидактические игры для формирования представлений о величине : «Что больше?» , «Большой-маленький» , «Нанижи бусы» , «Матрёшки построились» , «Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки., игры с логическими блоками Дьенеша, «Закрой окошки» .

Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке в пространстве : «Что изменилось?» , «Вверх-вниз» , «Где шарик?» , «Поручения» , «Соберём квадраты» , «Разрезные картинки» , «Где же наши ручки?» , «Найди половинку» , «Игрушки играют в прятки» , «Чего не хватает у мишки, зайки, лисички.» .

Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании : «Узнай на ощупь» , «Чудесный мешочек» , «Что и где слышно?» , «Музыкальные прятки» , «Кто разбудил щенка?» , «Кто в домике живёт?» , «Овощи и фрукты» , «Угощение» .

Дидактические игры для формирования представлений о времени : «Когда это бывает?» , «Соберём кукол на прогулку» .

2. Продуктивная деятельность,

Конструирование : игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий., игры с конструктором-лего (крупным и мелким, игры с развивающими кубиками «Сложи узор» , игры с логическими блоками Дьенеша, игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине, «Бусы для нанизывания» , игры с различными шнуровками.

Рисование : игры с красками 8 цветов (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами.)

Лепка, аппликация : игры с фольгой, цв. бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом.

3. Игровая деятельность

Игры с куклами, мишками, собачками : «Катя угощает друзей» . «Уложим куклу спать» , «Купание кукол» , «Куклы собираются на прогулку» , «Расчешу волосики» .

Игры с машинками : «Прокати по дорожке» , «Поставь в гараж» , «Перевези мячи» , «Эх, прокачу!» .

4. Двигательная деятельность

Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками.)

Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования

Подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами

Босохождение по «Дорожкам здоровья» .

5. Коммуникативная деятельность

Игры с мячом в кругу

Игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок.)

Пальчиковые игры

«Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой) .

6. Музыкально художественная деятельность

Игры на развитие фонематического слуха

Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка.)

Игры с самодельными звучащими предметами

Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо.)

Народная игрушка (неваляшки, свистульки.)

Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности)

Книжки из разных материалов

Книжки с музыкальными эффектами

Красочные книжки разных размеров.

8. Трудовая деятельность

Трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек в группой комнате

Приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий.

Особое значение сенсорное воспитание приобретает в дошкольном детстве, т.к. именно в этот период интенсивно развиваются сенсорные процессы. Причем основное внимание уделяется не изолированными упражнениями органов чувств, а формирование различных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности.

Итак, к трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры. Начиная с 3 лет, детей особое место занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Венгер Л.А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета.

Первым этапом ознакомления с цветом детей трехлетнего возраста является формирование у них представлений о цветах. В условиях общественного дошкольного воспитания этот этап может быть осуществлен в первой младшей группе. С детьми, начинающими посещать дошкольные учреждения с трех лет работа проводится в виде игр, упражнений, способствующих накоплению цветовых представлений. Эти упражнения предполагают сравнение предметов по цвету, выбор одинаковых. Система упражнений включает знакомство с цветами спектра, ознакомление со свойствами предметов включает выделение свойства, путем соотнесения между собой, на более высоком уровне развития детей распознавание цвета в процессе соотнесения свойства предметов с усвоенными эталонами, в раннем детстве не ставиться задача усвоения детьми общепризнанных эталонов, обучение не включает обязательное запоминания названий отдельных цветов. Почвой для введения опредмечевания свойств, установления детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет. При решении различных сенсорных задач важным оказывается обучение внешним приемам сопоставления объектов, например прикладывания вплотную для распознавания цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.

Вслед за этим – подготовительным – этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.

В младшей группе детского сада дети (3 – 4 лет) учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.

Вначале у детей формируют представления об ахроматических цветах, белом и черном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названий цветов. Венгер Л.А. считает, что на первых порах целесообразно вводить не семь, а шесть цветовых тонов. Исключив голубой, который усваивается с трудом. Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим.

Венгер Л.А. утверждает, что при ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно-зеленый, светло-желтый), имея ввиду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких названий допустимо, но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в еще большей степени к названиям оттенков по цветовому тону (т.е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый и т.п.). Педагоги заметили, что усвоение названий сенсорных свойств значительно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. Абстрактные слова заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику, – малышам они понятны и доступны.

В.Я. Семенова отмечает, что детям младшего дошкольного возраста свойственна фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процесса анализа и синтеза. Дети часто затрудняются в различении, дифференциации общих свойств, особых и единичных свойств, в последовательности обследования. У детей наблюдается снижение цветовой чувствительности. Обычно они правильно различают белый и черный цвет, насыщенные красный, синий. Но не достаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не видят сходства с насыщенными цветами, не воспринимают оттенки и цвета, соседние по спектру. Дети путают названия цветов; в активном словаре отсутствуют названия многих цветовых оттенков.

Критериями оценки сформированности восприятия цвета являются знание сенсорных эталонов цвета, которые характеризуются следующими показателями:

Умение соотносить цвета с образцом;

Умение располагать цвета в соответствии с образцом;

Умение находить цвета и оттенки по названию;

Называние основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого), дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого).

В назывании детьми именно этих цветов и оттенков мы опирались на программу М.А. Васильевой и на исследования Л.А. Венгера. Согласно программе М.А. Васильевой дети второй младшей группы должны знать не менее пяти-шести цветов (белый, черный, красный, синей, зеленый, желтый). Младших дошкольников знакомят с оттенками (серого, розового, голубого).

1.3 Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой, Ф.И. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокина, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой и др.), а также в специальных сборниках игр.

В настоящее время, когда на основе принципов дидактики детского сада разработана система сенсорного воспитания, роль дидактических игр существенно изменяется.

Однако, по мнению В.Н. Аванесовой, на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществит всех задач сенсорного воспитания; важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм.

В.Н. Аванесовой утверждает, что в одних случаях дидактические игры выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

В психолого-педагогическом словаре дидактические игры понимаются как специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осознана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!