Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации. Как развить образное мышление у детей

В данной статье мы расскажем о том как развивать образное мышление у детей.

На занятиях, которые проводят с детьми дошкольного возраста – играх, рисовании, конструировании из разных предметов, кубиков - перед дошкольником всё время всплывают всё новые задачи, которые требуют представлять ему что-то в уме. Именно поэтому у ребёнка начинает развиваться образное мышление. Такое мышление становится основой для создания логического, словесного мышления, в последствии оно понадобится для успешного усвоения большинства школьных дисциплин.

Мир, который окружает ребенка, преподносит с каждым новым годом все более сложные задачи, и для решения таких задач, уже мало всего лишь слышать, видеть, чувствовать, но очень важно уже выделять определённые связи и отношения между определёнными явлениями.
Проявление любопытства становятся нормальным сопровождением процесса взросления малыша. Для самостоятельного ответа на многие вопросы ребенку нужно обращаться к работе мышления. Как раз, при помощи мышления вы получаете разные знания, те которые не дают нам органы чувств.

Можно отнести мышление к данным ощущениям и восприятий, которые сопоставляют, различают и раскрывают отношения между происходящими окружающими явлениями. Окончательный результат мышления, это мысль, которая выражается в слове.

Мышление ребёнка, точно, так как и остальные познавательные процессы, имеет свои особенности. К примеру, малышу в среднем дошкольном возрасте на прогулке около речки можно задавать подобные вопросы:
- Витя, а почему плавают по воде листики?
- Потому что листья легкие и маленькие.

Дошкольники данного возраста не могут пока еще выделить существенные связи в явлениях предметах и делать из этого обобщающие заключения. На всём протяжении этого возраста мышление ребенка постоянно меняется. Это, конечно же, выражается в первую очередь и в том, что малыш овладевает всё более новыми и удобными способами мышления, а также и умственными поступками. Его развитие происходит этапами, и каждый прошлый уровень просто необходим для последующего этапа. Мышление развивается, переходя от наглядно - действенного к образному. После этого на основе уже созданного образного мышления, постепенно начинает развиваться образно-схематическое мышление, которое представлено промежуточным этапом между такими мышлениями, как образным и логическим. При помощи образно-схематического мышления можно установить отношения и связи между предметами, а так же их свойствами.

Как правило, к поступлению в школу образное мышление ребёнка доходит до достаточно высокого уровня. Но это не означает, что больше можно не переживать о его дальнейшем развитии. Вовсе оно ещё не завершено. Занятия, проводимые с дошкольником, будут полезны и в школе.


Перемешанные буквы

Развитие логического мышления у дошкольников

Многие из нас считают, что творческое мышление - это дар, и с этим нужно родиться. Если у вас нет такого врожденного дара, можно его развить. Вот несколько возможностей:

Избавьтесь от стереотипа: «творческие люди рождаются таковыми». Это первый и главный шаг.

Займитесь чем-нибудь творческим. Самое простое - это фото. Купите фотоаппарат или мобильный телефон с ним и снимайте все, что считаете интересным.

Перед сном не грузите голову насущными проблемами, пофантазируйте: путешествуйте в будущее, придумывайте какие-нибудь истории. Это все равно что писать книги, только в своем воображении (хотя можно и записать, но когда выспитесь:))

Очень хорошо влияет на творчество красота. Рисуйте ее для себя везде. Можно увидеть красоту даже в валяющемся мусоре. Сложно? Прищурьтесь - теперь плохо видны очертания предметов, и вместо мусора можно вообразить цветы, растущие на земле:)

Рисуйте, даже если у вас это плохо получается.

Не готовьте одно и то же, не пользуйтесь рецептами - создавайте свои блюда. Это интересно и, скорее всего, вкусно. Этот процесс может доставить массу удовольствия.

Интересуйтесь всем, ходите в новые места. Разнообразие информации и впечатлений расширяет горизонты вашей креативности.

При просмотре фильмов и прочтении книг - придумывайте на ходу продолжение.

Развивайте в себе творческие способности, и тогда мир станет для вас красивее и интереснее.

Критическое мышление - это такое мышление, которое было создано в византийских университетах христианскими богословами. Доказывать любую мысль, подтверждать, подкреплять любое основание, проверять любой тезис.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.

Бесплатные игры на мышление помогут ребёнку, научится выделять главное, обобщать информацию и делать соответствующие выводы. Постепенно наши игры на логику помогут развить у ребёнка умение здраво рассуждать самостоятельно, что важно для полноценного развития. Не забывайте, что помимо обучающей пользы, играя вы прекрасно проведёте время!

Развитие мышления у детей

Критическое мышление - это непредвзятое изучение предмета или проблемы. Процесс начинается с определения того, что предстоит изучить. Затем следует приступить к свободному выявлению фактов и рассмотрению вариантов и в конце перейти к основанному на фактах осмыслению. Затем сравниваются побуждения, предубеждения и предрассудки как учащегося, так и специалистов, вырабатывается основа для собственного суждения.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Логическое мышление необходимо постоянно тренировать, лучше всего - с раннего детства, чтобы избежать стереотипного мышления, которое свойственно основной массе людей. С помощью логического мышления вы сможете отделять существенное от второстепенного, находить взаимосвязи между объектами и явлениями, создавать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения.

Технология развития критического мышления у детей

Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Что важно: выявить предубеждения; передать знания друг другу; влияние данных знаний для решения данной проблемы.

В дошкольном возрасте продолжается развитие действенной формы мышления. Она не исчезает, а совершенствуется, переходя на более высокий уровень, который характеризуется следующими особенностями.

Развитие логического мышления - одна из главных задач всестороннего развития детей, которому следует уделять серьёзное внимание. Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, процесс поисков и открытия существенно нового. Развитое мышление даёт возможность ребенку понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе, общественной жизни и межличностных отношениях. Логическое мышление является основополагающим при достижении успеха в жизни. С его помощью человек способен проанализировать любую ситуацию и выбрать наилучший вариант действий в сложившихся условиях.

Мышление является самой важной функцией мозга человека. Ни один вид деятельности не может обойтись без него. Оно лежит в основе успешного усвоения новых знаний, умений и навыков. Именно поэтому так важно развивать наглядно-образное мышление у ребенка до того, как он начнет обучение в школе. Достигнуть этого поможет вам подборка интеллектуальных игр, предложенная на нашем сайте.

Что именно нужно развивать?

1.Умение оперировать образом, мысленно. Что это означает? Это означает – мысленно осуществлять с предметом различные преобразования: поворот, перегруппировка предметов, разделение и соединение элементов в целое, и т.д. При этом важно, чтобы образ предмета не исчезал и не искажался.

2.Способность ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также уметь самостоятельно ее создавать.

4.Способность мысленно планировать свои действия . Благодаря этому умению малыш сможет представить себе, что он получит в результате своих усилий, т.е. создать образ будущего результата, которого реально еще не существует. Также эта способность открывает новые возможности для планирования разных путей к достижению цели, представляя себе варианты действий, а не осуществляя их, благодаря чему можно быстрее принять правильное решение.

Развить наглядно-образное мышление помогут вам захватывающие игры, которые увлекут не только вашего малыша, но и вас. Игра – помогает превратить процесс обучения дошкольника из сухого и нудного занятия в веселое и увлекательное приключение.

Игра №1. Головоломка со спичками.

Игра развивает способность ребенка перестраивать элементы объекта и планировать свои действия мысленно.

Возьмите несколько палочек или спичек, и сложите из них схематичное изображение какого-либо предмета. После этого предложите ребенку мысленно переложить один или несколько палочек так, чтобы изменить это изображение на другое или как-то его изменить.

По правилам игры реально перекладывать палочки не разрешается, но если ребенок не может выполнить это задание мысленно, пусть попробует на практике. Советуем приложить усилия, чтобы малыш все-таки научился осуществлять преобразование предмета мысленно, т.к. именно такая форма игры содействует формированию умения планировать и проверять свои мысли, не осуществляя их на практике.

Игра № 2. Шахматная доска.

Вырежьте из крепкой бумаги маленькую шахматную доску. Если обычное шахматное поле имеет размеры 8*8 клеток, то вам для начала достаточно будет поля размером 3*3 или 4*4 клеточки. Разрежьте это поле на 3 — 4 части.

Предложите ребенку собрать из частей целое поле, но так, чтобы черные и белые клеточки чередовались между собой, как на шахматной доске.

Если играют несколько детей, то можно устроить соревнования, кто быстрее соберет поле. Постепенно можно увеличивать размер поля и разрезать его на большее количество частей.

Игра № 3. Где сидит попугай?

Игра развивает способность ориентироваться в простой план-схеме ограниченного пространства.

Изобразите на листе бумаги план-схему квартиры в которой вы живете или комнаты, которую малыш хорошо знает.

На этой схеме изображены такие предметы: ваза с цветком (1), книжный шкаф (2), телевизор (3), стол (4), стул (5), тумбочка (6), диван (7), кресло (8), двери (9), окна (10).

Перед началом игры попросите малыша представить, что в этой комнате живут медвежонок Мишка и попугай Кеша. Однажды, когда медвежонок пошел в лес за ягодами, попугай придумал новую игру и решил поиграть в нее с медвежонком. Кеша спрятался в комнате и обозначил на схеме место крестиком, там, где его искать. Но, когда медвежонок вернулся, он не смог найти своего друга, потому что не умеет читать план-схему.

Предложите малышу найти попугая (в том месте, где спрятался Кеша, должен лежать предмет, который его заменяет, например, карточка с изображением попугая). Если ребенку трудно понять план-схему, объясните ему, что обозначают те или другие изображения или фигуры и где в комнате находятся соответствующие предметы.

Для ориентации в план-схеме важно также обозначить место, где стоит сам ребенок. Однако не спешите подсказывать. предложите малышу посмотреть вокруг и выбрать ближайшие ориентиры слева, справа, впереди и сзади. Возможно, он сам найдет точку в которой находится.

Если в игре берут участие несколько детей, можно организовать соревнование, кто быстрее найдет попугая; или пусть один прячет Кешу, а другой ищет его. Возможны также варианты командной игры.

Сложность игры зависит от размера комнаты, в которой прячется попугай, а также от количества объектов, размещенных в комнате и изображенных на план-схеме. Чтоб разнообразить игру можно выбрать другое знакомое место ребенку, например детскую площадку, на которой часто играется ребенок.

Игра № 4. Начерти план-карту.

В эту игру советуем играть после того, как вы убедитесь, что ребенок успешно выполняет задания предыдущей игры «Где прячется попугай?»

Приготовьте лист бумаги в клеточку и карандаш (фломастер). Цель игры — научить ребенка создавать план-карту знакомого пространства, например, своей квартиры или детской площадки. Объясните. что люди создают план-карты для того, чтобы было легче ориентироваться в местности. Покажите, например, карту города, в которм вы живете, и расскажите про нее.

Предложите малышу составить план-карту квартиры, в которой вы живете. Перед началом работы попросите описать, что находится в квартире. Пусть ребенок выберет предметы, которые он считает должны быть изображены на план-карте. после этого начинайте чертить.

Следующим этапом может быть создание план-карты той местности, где находится ваш дом или детская площадка, на которой играется малыш. В этом случае нужно сразу ограничить отрезок местности, который должен войти в карту и за границы которой выходить нельзя. На карте этот отрезок нужно ограничить прямоугольной рамкой и указать ориентиры, которые находятся за ее периметром (например заборчик, который ограждает детскую площадку, или дорожки в скверике, которые отделяют его от зеленых насаждений).

Во время составления план-карты детки часто допускают такие ошибки:

1 — не берут ко вниманию важные детали планировки;

2 — нарушают размещение предметов в пространстве, и их нахождение относительно друг-друга;

3 — не указывают некоторые предметы;

4 — искажают размеры предметов.

Такие ошибки естественны для детей этого возраста. Главное, чтобы вы обращали внимание на них и объясняли малышу, в чем заключается ошибка. Стремитесь к тому, чтобы ребенок исправлял свои ошибки самостоятельно или с вашей помощью. Именно от этого зависит развивающий эффект игры.

Игра № 5 Прогноз погоды.

Расскажите малышу, что синоптики договорились изображать погоду с помощью простых рисунков, чтобы без лишних слов сообщать населению какая будет погода в ближайшее время. Эти рисунки можно увидеть по телевизору, когда передают прогноз погоды. Подобные рисунки метеорологи используют для составления карт погоды. Такими картами пользуются, для примера, моряки и летчики.

Покажите малышу карточки с вариантами погоды и обсудите их. Или может быть вы решите нарисовать их самостоятельно вместе с ребенком.

Теперь можно начинать игру. Игра возможна в двух вариантах.

1. Вы сообщаете малышу «по рации» какой будет погода (ветреной, дождливой, пасмурной), а он находит соответствующие картинки и вывешивает их на стенде «Информация для летчиков и моряков». Вместо стенда можно использовать лист бумаги с соответствующим названием. Как известно, погода меняется часто. Поэтому после того, как ребенок выполнит задание, вы снова сообщаете про смену погоды, например, теперь ожидается солнечная погода, но возможны ветер и шторм.

2. Малыш самостоятельно рассказывает про погоду с помощью схематичных изображений. Для этого предложите ему стать диктором на телевидении и сообщить, какая погода будет сегодня и завтра. А вы будете метеорологом, который показывает диктору картинки с прогнозом погоды.

Игра № 6 Собери по схеме.

Эта игра развивает умение ребенка ориентироваться в схематическом изображении и учит конструировать.

Для игры можно использовать любой строительный конструктор, в состав которого входят кубики, бруски, арки и т.д. Также, следует приготовить схематические изображения собранных из этих деталей конструкций. Каждая деталь конструкции должна быть четко прорисована.

Вы показываете ребенку схему одной из конструкций, а он должен собрать ее из деталей, которые есть в распоряжении. При этом, обратите внимание ребенка, что собранная конструкция должна точно соответствовать схеме.

Перед началом конструирования пусть ребенок назовет нарисованный предмет, расскажет про его назначение, укажет на главные детали конструкции. После того, как конструкция будет собрана, проанализируйте вместе с ребенком, все ли он сделал правильно, рассмотрите ошибки, подскажите, как их можно исправить.

Чтобы усложнить игру, можно увеличить количество деталей, из которых состоит конструкция. Или показать малышу схему, а потом попросить его собрать конструкцию по памяти. Тогда игра будет развивать не только мышление, но и память.

Игра № 7 Перестановка

Эта игра развивает способность ребенка планировать мысленно свои действия.

Для игры предлагаются карточки с четырьмя полями, на трех из которых изображены разные фигуры, картинки или цифры. Одно поле остается свободным. Фигуры на обоих карточках каждой пары одинаковые, но места их расположения разные.

Перед началом игры предложите малышу внимательно рассмотреть фигуры на карточках и сказать, чем верхняя карточка отличается от нижней. После расскажите правила игры: с помощью нескольких перестановок (или ходов) нужно разместить фигуры верхней карточки на такие-же места, как на нижней карточке. При этом одним ходом можно переставить только одну фигуру и только на свободное поле. Количество ходов (перестановок) указано с правой стороны карточки.

Например, чтобы выполнить задание на первой паре карточек, нужно на верхней карточке переставить звездочку с поля 1 на поле 3.

Если во время занятия у малыша возникнут трудности, предложите переставлять картинки практически (а не мысленно). Но все же стремитесь к тому, чтобы ребенок озвучивал перестановки фигур, делая это в уме, потому что именно мысленная перестановка фигур содействует развитию способности планировать свои действия мысленно.

Анастасия Кондратьева
Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Мышление - процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении: 1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; 2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные.

В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойст-вами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения - доказательство геометрических теорем.

Свойства мышления

Основные свойства человеческого мышления – его отвлеченность и обобщенность. Отвлеченность мышления состоит в том, что, думая о каких-либо предметах и явлениях, устанавливая связи между ними, мы выделяем только те их свойства, признаки, которые важны для решения стоящего перед нами вопроса, отвлекаясь от всех других признаков, в данном случае нас не интересующих: слушая объяснение учителя на уроке, учащийся старается понять содержание объяснения, выделить главные мысли, связать их между собой и со своими прошлыми знаниями. При этом он отвлекается от звучания голоса учителя, стиля его речи.

С отвлеченностью мышления тесно связана и его обобщенность. Выделяя наиболее важные, существенные с той или иной точки зрения стороны, связи и отношения, мы тем самым сосредоточиваем свою мысль на том общем, что характеризует целые группы предметов и явлений. Каждый предмет, каждое событие, явление, взятое в целом, неповторимо, так как имеет множество разных сторон и признаков.

Виды мышления

В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление. Выделяют также мышление интуитивное и аналитическое, теоретическое, эмпирическое, аутистическое и мифологическое.

Наглядно-действенное мышление.

В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Практическая и теоретическая деятельность неразрывно взаимосвязаны.

Лишь по мере развития практической деятельности выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.

Не только в историческом развитии человечества, но и в процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».

Наглядно-образное мышление.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Отвлеченное мышление.

На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается, сначала в простейших формах, отвлеченное мышление, т. е. мышление в форме абстрактных понятий.

Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук - математики, физики, истории - имеет огромное значение в умственном развитии детей. Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований. Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием.

Интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют друг друга Посредством интуитивного мышления человек часто может решить такие задачи, которые он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.

Теоретическое мышление.

Теоретическое мышление - мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Теоретическое мышление противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Теоретическое мышление руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического «теоретического мира» и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.

Эмпирическое мышление.

Можно выделить, по крайней мере, три жизненно необходимых функции эмпирического мышления.

Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного. Важнейшая задача мышления при столкновении с бесконечным многообразием чувственно заданных свойств и отношений вещей заключается в их разделении, в ориентации на сходное и отличное, в выделении общего представления о предметах.

Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия. В зависимости от практико-житейских задач человек одни и те же предметы, явления, ситуации может определять как более или менее сходные и различные.

В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их.

Способы развития мышления

Развитие наглядно – действенного мышления детей.

К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка называют наглядно-действенным.

Для развития наглядно-действенного мышления следует использовать следующие приемы работы с детьми:

1) Обучение анализу зрительного образа (взрослый может обращать внимание ребенка на отдельные элементы предметов, задавать вопросы о сходстве и различии).

2) Учить определять свойства предметов (дети не сразу понимают, что различные предметы могут обладать сходными свойствами; например: «Назови 2 предмета, которые обладают сразу тремя признаками: белый, мягкий, съедобный»).

3) Обучение узнавать объект по описанию возможных действий с ним (например, загадки).

4) Обучение поиску альтернативных способов действия (например, «Что делать, если надо узнать погоду на улице?»).

5) Обучение составлять сюжетные рассказы.

6) Обучение делать логические выводы (например, «Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший?»).

Развитие логического мышления детей.

Для развития логического мышления детей дошкольного возраста используются следующие приемы:

1) Обучение ребенка сравнивать предметы (например, «Найди 10 отличий в следующих картинках»).

2) Обучение ребенка классифицировать предметы (например, игра «Что лишнее?»).

3) Обучение ребенка поиску одинаковых свойств или признаков предметов (например, среди игрушек предложить ребенку найти 2 одинаковые).

Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста:

1) Применение упражнений, направленных на формирование умения делить объекты на классы (например, «Прочитай слова (лимон, апельсин, слива, яблоко, земляника) и назови ягоды и фрукты»).

2) Формирование умения давать определения понятиям.

3) Формирование способности выделять существенные признаки предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс познавательный.

Список литературы:

1. Краткий психологический словарь/ под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-нД, 1998.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Учебное пособие/Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Омега Л, 2006.

3. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: Учебное пособие/ А. Л. Тертель. – М. : Проспект, 2006.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн., 1997.

5. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Учебное пособие/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение, 1995.

Игры для развития визуального мышления (образный зрительный интеллект) у детей старшего дошкольного возраста.

Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры, для развития визуального мышления у детей старшего дошкольного возраста. Визуальное мышление очень важно для обучения в школе, с помощью него дети умеют устанавливать закономерности в информации, спонтанно и самостоятельно использовать наглядный, вспомогательный материал на уроках. Игры будут полезны родителям и педагогам.
Игра «Найди закономерность»
Цель:
Инструкция для взрослого:
Систематизация – это процесс выявления закономерности в создании определенной системы, а также определение места предмета или явления в этой системе. Перед ребенком выкладывают карточку с девятью квадратами, восемь из которых заполнены предметами, девятый пустой. Ребенку нужно выбрать из трех подходящую картинку в пустую клетку. Первая картинка выкладывается взрослым. После того как ребенок находит правильный ответ, ему предлагают объяснить свой выбор и назвать предметы обобщающим понятием.
Инструкция для ребенка: Выбери из предложенных вариантов подходящую фигуру в пустую клетку. Объясни свой выбор, назови все предметы одним словом.
Возраст: 5-7 лет



Игра «Разложи по ящичкам»
Цель: развитие визуального, понятийного интуитивного мышления, умения систематизировать, обобщать вербально предметы.
Инструкция для ребенка: Разложи по ящичкам предметы, но так, чтобы в каждой строчке и столбце предметы не повторялись. Объясни свой выбор, назови все предметы одним словом.
Возраст ребенка: 5-7 лет




Игра «Соотношение фигур»
Цель: развитие визуального мышления.
Инструкция для взрослого:
Соотношение – означает зависимость, взаимосвязь фигур (предметов) друг с другом. Рассмотрите с ребенком пример, в котором тарелки и конфеты составляют определенную группу предметов. Группа А так соотносится с группой Б, как группа В должна соотноситься с одной из групп в рамке (1, 2 или 3). Чтобы правильно выполнить задание, ребенок должен понять, что изменилось в рисунке и как из группы А получилась группа Б (путем перемещения конфет в тарелку). По такому же принципу из группы В должна получиться новая группа, которую надо найти среди пронумерованных в нижней рамке и направить стрелкой в пустую рамку.
Инструкция для ребенка:
Если ты понял, как решаются две предыдущие задачи, приступай к выполнению заданий самостоятельно. Выбирай из нижнего ряда нужную картинку и направляй её стрелкой в пустую рамку.
Возраст ребенка: 5-7 лет


Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста

1. Вопросы развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста современной психолого-педагогической литературы

Высшей ступенью познания является мышление. Мышление человека не только включает в себя различные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение), но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет ученым-исследователям говорить о существовании различных видов мышления. Так, по словам Карвасарского Б.Д., в зависимости от характера решаемой задачи, от того, с чем оперирует мысль, выделяют три вида или уровня мышления:

  1. предметно-действенное, или ручное, мыслительные операции происходят в действиях с конкретными предметами;
  2. наглядно-образное, в котором основной единицей мышления является образ;
  3. словесно-логическое, или понятийное.

Указанные виды мышления развиваются в процессе онтогенеза последовательно от предметно-действенного к понятийному. Онтогенетическое развитие мышления ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, освоение общественного опыта, а особую роль играет целенаправленное воздействие взрослого в форме обучения и воспитания.

В соответствии с переходом ведущего вида мышления с наглядно-действенного на наглядно-образный уровень, в отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления, когда ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но то, что он знает по своему прошлому опыту, а оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации и значительно расширяет границы познания.

Таким образом, по определению Петровского А.В., наглядно-образное мышление, это вид мышления, связанный с представлением ситуаций и изменений в них, с помощью которого наиболее полно воссоздается всё многообразие разных фактических характеристик предмета - в образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.

Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. В случаях же, когда свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их нельзя представить, но можно обозначить словами или другими знаками задача решается с помощью отвлеченного, логического мышления, являющегося, по определению Петровского А.В., наиболее поздним этапом исторического и онтогенетического развития мышления, вид мышления, характеризующийся использованием понятий логических конструкций, функционирующий на базе языковых средств - словесно-логическое мышление. По мнению Ж.Пиаже (1969), Л.С. Выготского (1982), овладение знаками развития знаково-символической функции - одно из основных направлений в умственном развитии ребенка.

Исследования уровня развития наглядно-образного мышления в массовых диагностических обследованиях детей ежегодно (начиная с 1979г.) проводимых коллективом сотрудников под руководством Д.Б.Эльконина, показали, что дети с высоким уровнем образного мышления в дальнейшем успешно обучаются в школе, их умственное развитие в условиях школьного обучения протекает благоприятно, а для детей с низким уровнем образного мышления в последующем был характерен формализм в усвоении знаний и способов действий, наблюдали большие трудности в формировании логического мышления.

Роль образного мышления объясняется тем, что оно позволяет наметить возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации. При недостаточном уровне развития образного мышления, но высоком уровне логического последнее в значительной степени берет на себя ориентировку в конкретной ситуации.

Рассуждение дошкольника начинается с постановки вопроса, свидетельствующего собой о проблемности мышления и приобретающего у дошкольника познавательный характер. Наблюдение тех или иных явлений, собственный опыт действий с предметами позволяют дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию. На основе наглядно-действенной формы мышления дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимися в слове, то к концу дошкольного возраста, благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер, отражая не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения той или иной задачи, появляется возможность переходить к решению задачи в уме.

В дошкольном возрасте у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения притом, что познание действительности происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию словесно-логического (понятийного) мышления. Перестройка между умственными и практическими действиями обеспечивается включением речи, которая начинает предварять действия.

По мнению Коломинского Я.Л., Панько Е.А. итогом интеллектуального развития дошкольника являются высшие формы наглядно-образного мышления, опираясь на которые ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношение между предметами окружающей действительности, без особого труда не только понимать схематические изображения, но и успешно пользоваться ими.

Поддъяков Н.Н., Говоркова А.Ф. резюмируя серию экспериментальных исследований развития плана представлений дошкольников в возрастной динамике, пришли к выводу, что в условиях специально организованной подражательной деятельности в течение 2-3 занятий, у всех детей дошкольного возраста было сформировано умение представлять скрытые перемещения предмета и на их основе ориентировать свои практические действия, а у некоторых (особенно в возрасте 4-5 лет) наблюдались стремительные скачки в развитии данной способности - от неумения решить в плане наглядно-образного мышления даже самые элементарные двухходовые задачи к верному решению задач с объемом в 5 действий. Также исследователи выявили в качестве предпосылок, лежащих в основе развития у детей плана представлений, овладение детьми такими отношениями, как «часть-целое» и «модель-оригинал».

Поддъяков Н.Н. и Говоркова А.Ф. пришли к выводу, что благодаря специально организованным подражательной и модельной деятельности во всех возрастных группах дошкольников значительно увеличивается объем действий во внутреннем плане, что позволило им принять этот объем за мерило (критерий) сформированности образного мышления/25,115/.

Таким образом, можем сделать заключение, следуя многочисленным аспектам ученых-исследователей, о необходимости возникновения и развития в дошкольном возрасте наглядно-образной формы мышления, обеспечивающей познание действительности ребенком в настоящем и формировании в будущем высшей - словесно-логической (понятийной) формы мышления.

По мнению Урунтаевой Г.А., актуализировав способность мыслить, решать проблемные задачи в образном плане представлений, ребенок расширяет границы своего познания: он научается понимать объективные законы логики, ставя проблемные вопросы, выстраивая и проверяя собственные теории. В практической деятельности ребенок начинает выделять и использовать связи и отношения между предметами и явлениями, действиями. От выделения простых связей он переходит к более сложным, отражающим взаимосвязи причины и следствия. Опыты ребенка подводят его к выводам, обобщенным представлениям.

Речь начинает предварять действия. Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений.

Исследования показали, что способность оперирования конкретными образами предметов возникают в 4-5 лет, а в условиях специально организованной подражательной и модельной деятельности эти способности становятся доступны и младшим школьникам (2 года 6 месяцев - 3 года).

Как заметили многие исследователи важной особенностью наглядно-образного мышления является возможность представления и других ситуаций, связанных с исходной проблемой, и установления непривычных и невероятных сочетаний образных представлений предметов и их свойств, что включает в процесс мышления и воображения, открывая перспективы именно творческого созидающего мышления.

Усвоение форм образного познания формирует к концу дошкольного возраста у ребенка первичную картину мира и зачатки мировоззрения. Помимо участия в формировании основ личности ребенка к концу дошкольного возраста развивается и само наглядно-образное мышление, достигает своей высшей формы - наглядно-схематического мышления, средства для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений.

2. Условия развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста на занятиях по конструированию из бумаги (оригами)

В процессе развития сенсомоторного (наглядно-действенного) интеллекта ребенка формируются сенсомоторные схемы, обеспечивающие отражение существенных свойств окружающих предметов и явлений, тем самым, создавая предпосылки для перехода к наглядно-образному мышлению. Ведущую роль в формировании такой возможности отводится внутренней имитирующей деятельности, подражанию. Ведущее значение в формировании образного мышления имеют игровая и подражательная деятельности. Для формирования наглядно-образного мышления большое значение имеет ориентировка на существенные связи ситуации - усвоение знаний о пространственных отношениях вещей.

Умение выделять наиболее существенные для решения задачи стороны действительности и устанавливать между ними определенные связи и отношения, необходимые для развития мышления, формируются в процессе овладения действиями наглядно-образного моделирования, источником которого является моделирующий характер конструирования, игры, рисования, аппликации и прочих видов деятельност.

Отношение детей к конструированию существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно сделать определенные игрушки, а путем складывания из бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Конструируя из бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая их характерные признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) приемами сгибания, складывания частей в определенной последовательности. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, это не мешает ребенку узнавать их, дополняя в воображении недостающие детали.

Через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов дети учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Конструирование из бумаги представляет для дошкольника некоторые трудности, так как бумагу - плоский материал - надо перевести в объемные формы. Потому с самого начала нужно научить детей простейшим приемам складывания. Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соизмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали, что требует известного волевого и мыслительного напряжения. Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. При этом необходимо помнить, что на качество изделий влияет не только выбор заготовки, а, в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей приемам складывания квадрата.

Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки - это базовые формы, умение складывать которые - залог успеха в достижении результата. Поделки для детей среднего дошкольного возраста основаны на базовых формах «треугольника», «конверта», «воздушного змея».

Для того, чтобы вызвать у детей интерес с конструированию (оригами) и эмоционально настроить его на него как на творческую продуктивную деятельность, в которую нужно включить в смысловые поля, то есть культурно-смысловые контексты («упаковки») - поля изготовления продуктов деятельности для игры и познавательной деятельности, создание коллекций, создание макетов, изготовление украшений-сувениров, изготовление предметов для «театра». Все развивающие задачи на занятия продуктивной деятельностью целесообразно облекать в рамки интересного дела. Также, ввод игровых персонажей создает игровую мотивацию, вызывая распространение эмоций на всю ситуацию и задачу. То есть создается необходимое эмоциональное отношение

Развитию мышления дошкольника способствуют все доступные ему виды деятельности, при этом должны организовываться условия, способствующие углубленному познанию того или иного объекта. Необходимым условием развития творческого мышления является включение детей в деятельность.

3. Список использованной литературы

1. Анастази А.Психологическое тестирование./Под редакцией К.М. Гуревича, В.И. Лубовского.

2. Ахунджанова С.Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности.//Дошкольное воспитание - 1983 - 36 - с.34-36.

3. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С.Общая психодиагностика. - СПб.:Речь - 2000- 40с.

4. Булычева А.Решение познавательных задач: возможные формы занятий//Дошкольное воспитание, 1996 - № 4 - с.69-72.

5. Венгер Л.А., Мухина В.С.Развитие мышления дошкольника//Дошкольное воспиатние - 1979- 3 7 - с.20-37.

6. Галигузова Л.Ранний возраст: развитие процессуальной игры.//Дошкольное воспитание. - 1993 - №4 - с.41-47

7. Гальперин П.Я.Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии6Психология мышления - М., 1981

8. Давидчук А.Н.Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 1976.

9. Лысюк Л.Г. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2-4 лет.//Вопросы психологии; - 2000, - №1 - с.58-67

10. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология - Спб: Питер, 2007 - 959с.

11. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. - М.:Просвещение, 1988-190с.

12. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду6обучение и творчество - М., 1990.

13. Короткова Н.Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание - 2001 - 311 - с.29-40

14. Кудрявцев В.Инновационное дошкольное образование, опыт, проблемы, стратегия развития//дошкольное воспитание, 1996 - 3 10 - с.73-80.

15. Методы психологической диагностики. Выпуск 2-Под.редакцией Воронина А.Н. - Мю; 1994 - 202 с.

16. Мухина В.С.Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта - М., 1981.

17. Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д., С.С.Либиек, тонконогий И.М., основы общей и медицинской психологии - Л.:Медицина, 1975 - 224с.

18. Немов Р.С.Психология - М.:ВЛАДОС, 1999 - кн.3:Психодиагностика. Ведение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики - 632 с.

19. Парамонова Л., Урадовских Г.Роль конструктивных задач в формировании умственной активности (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание - 1985 - № 7 - с.46-49

20. Психология:Словарь/Под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М.:Политиздат,1990 - 494 с.

21. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/под редакцией Н.Н.Поддъякова, А.ф.говорковой - М:Педагогика - 1985 - 200с.

22. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 книгах: Кн.1: Система работы психолога с детьми раннего возраста. - М.:Владос-Пресс/ИД ВЛАДОС, 2004 - 384 с.

23. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии - Спб: Питер, 2002 - 720с.

24. Синельников В.Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач//Дошкольное воспитание. - 1996- №8 - с.93-100.

25. Трифонова Г.Е.О детском рисунке как форме игры//Дошкольное воспитание. - 1996 - № 2 - 26. Трубников Н.Н.О категориях «цель», «средство», «результат», М., 1968г.

27. Поддяков Н.Н.Развитие комбинаторных способностей//Дошкольное воспитание, 2001 - 310 - с.90-99.

28. Поддъяков Н.Н.Мышление дошкольника - М., 1977

29. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по дошкольной психологии - М.:Академия, 1998- 304с.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!