Программа по сказкотерапии для кружка. Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии

Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак,

симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.

Эмоции “особых детей” неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы “особых детей”. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает “отражать” на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

В данной работе используется терминология международной классификации, согласно которой глубоко умственно-отсталые дети характеризуются как “дети с тяжелой степенью умственной отсталости”, дети с “особыми нуждами”, дети с “ограниченными возможностями здоровья”, “особые” дети.

Опыт работы и анализ длительных наблюдений привели меня к выводу, что сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.

Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с “особыми” нуждами к жизни и труду. Программа была составлена, апробирована и применяется в МОУ Северская (специальная) коррекционная школа-интернат психологом 1-й квалификационной категории Р.Г. Дерябиной.

Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья”.

Задачи.

  • Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
  • Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.
  • Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.
    • Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.
    • Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы
    • Формировать навыки речевого общения.

    Организация занятий

    Занятия по сказкотерапии проходят индивидуально. Продолжительность занятий составляет 15–20 минут, однако при сильной положительной мотивации занятие может продолжаться до 30 минут.

    После завершения программы можно поставить с детьми сказку. В ходе подготовки к спектаклю дети могут использовать полученные знания и умения, продемонстрировать зрителям свои достижения.

    Для реализации поставленных задач применялись следующие методические приемы:

    Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры. Рисование сказки. Проигрывание.

    Основные этапы работы над сказкой

    1. Знакомство с персонажами сказки.

    2. Знакомство с главным героем сказки.

    3. Первичное рассказывание сказки.

    4. Вторичное рассказывание сказки.

    5. Анализ сказки.

    6. Стимулирование “подсказок” детьми. Повторное рассказывание сказки психологом.

    7. Совместное рассказывание сказки психологом и ребенком.

    8. Проведение игр

    Критерии эффективности программы

    Выполнение детьми диагностических заданий.

    Программа “Сказкотерапия” кроме пояснительной записки, содержит тематический план, краткое изложение содержания занятия, список литератур.

    Тематический план

    № недели Тема Содержание
    1. Знакомство

    с персонажами сказки “Репка”.

    Обратить внимание ребенка на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.
    2. Закрепление. Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.
    3. Первичное рассказывание сказки. Главная цель – установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания на эмоции психолога.
    4. Вторичное рассказывание сказки. Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.
    5. Анализ сказки. Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.
    6. Повторное рассказывание сказки. Стимулирование детских “подсказок”
    7. Совместное рассказывание сказки: психолог и ребенок. Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки “Репка
    8. Проведение игры – импровизации с ребенком. Игра “Угадай, о ком я рассказала”.

    Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию

    9. Игра “Веселый – грустный”

    Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

    10. Закрепление содержания сказки. Игра “Расскажем сказку вместе”

    Цель: формировать навыки речевого общения.

    11. Сказка “Репка” Совместное рассказывание сказки: психолог и ребенок в классе. Настольный театр.

    Игра “Расскажем сказку вместе”

    Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, то есть действовали эмоционально.

    Оборудование. Картинки с изображением последовательных эпизодов сказки “Репка”.

    Ход игры. Психолог медленно рассказывает сказку “Репка”. Ребенок последовательно выставляет на фланеллеграф эпизоды сказки. Затем, когда все эпизоды сказки разложены верно, психолог еще раз рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки.

    Литература

    1. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. Санкт-Петербург. Речь 2004.
    2. Введение в психологию сказки. Школьный психолог №12/2001.
    3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной. Изд. центр “Академия”, 1997.
    4. http://www.umnyedetki.ru/skazki.html

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное

    учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

    «Детский сад комбинированного вида № 157 «Сиверко»

    ПРОГРАММА КРУЖКА

    «СКАЗКОТЕРАПИЯ»

    Бушуева Людмила Вениаминовна,

    учитель-логопед,

    Утверждаю:

    Заведующий МАДОУ

    Детский сад № 157

    _____________ (Л. Н. Дьячкова)

    «____»_______________20____

    1. Целевой раздел………………………………………………………………3

    3.Организационный раздел …………………………………………………..7

    4.Программно-методическое обеспечение…………………………………..15

      ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    Пояснительная записка

    Художественная литература – средство всестороннего развития ребёнка.

    В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось c раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»

    Ознакомление с произведениями фольклора способствует развитию эстетических и нравственных чувств, речи, интеллекта, закладывает позитивное отношение к миру.

    Театрализованная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

    Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

    Знакомство с произведениями фольклора и обыгрывание их в ходе театрализованных игр помогают ребёнку развить интересы и способности, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

      Ознакомление с русским и зарубежным фольклором.

      Ритмопластика.

      Культура и техника речи.

      Развитие мелкой моторики.

      Театрализованные игры.

    Занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми 6-7 лет.

    Срок реализации «Программы» - 1 год.

    Цель:

    Формировать художественно-эстетическое развитие личности дошкольника средствами русского и зарубежного фольклора и театрализованных игр.

    Задачи

    Ознакомление с русским и зарубежным фольклором

    Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

    Пополнять литературный багаж сказками, загадками, считалками, скороговорками.

    Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

    Развивать у детей чувство юмора.

    Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).

    Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения.

    Прививать чуткость к поэтическому слову.

    Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении потешек, прибауток, песенок и др., в играх-драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать своё отношение к содержанию произведения).

    Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами.

    Ритмопластика

    Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность.

    Использовать движения как одно из средств, способствующих более точному пониманию и воспроизведению детьми характера передаваемого образа.

    Совершенствовать умение передавать создаваемые образы с помощью мимики и жестов.

    Совершенствовать умение передавать образы с помощью выразительных пластичных движений.

    Культура и техника речи

    Способствовать взаимодействию координации слуха и голоса.

    Воспроизводить текст осмысленно, в заданном ритме, проявляя собственное отношение к звучанию речи (ритмодикламация).

    Формировать понятие о красоте правильной речи (интонационная звучность, выразительность, красивый тембр).

    Развитие мелкой моторики

    Способствовать согласованности движения и речи, эффективному умственному и физическому развитию.

    Создавать благоприятный эмоциональный фон.

    Способствовать умению концентрировать и распределять своё внимание.

    Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чётко говорить.

    Театрализованные игры

    Развивать у детей творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчётливость произношения.

    Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

    Воспитывать любовь к театру.

    Использовать в театрализованных играх различные виды театра (пальчиковый, бибабо, перчаточный, кукольный т др.)

    Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, песенку, потешку для постановки.

    Готовить необходимые атрибуты и декорации для будущей постановки, распределять между собой обязанности и роли.

      Направление «Ознакомление с русским и зарубежным фольклором» включает в себя ознакомление с произведениями фольклора (песенки, потешки, считалки, скороговорки, загадки, сказки и др.), предлагаемые примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2010) в разделе «Художественная литература».

      Направление «Ритмопластика» включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретения ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

      «Культура и техника речи»: направление объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

      «Развитие мелкой моторики»: данное направление позволяет с помощью выполнения упражнений и ритмических движений пальцами стимулировать развитие речи, создавать благоприятную атмосферу на занятии, развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.

      «Театрализованные игры» включают в себя игры-драматизации и игры-спектакли на материале изученных произведений русского и зарубежного фольклора из направления № 1 «Ознакомление с русским и зарубежным фольклором» (песенки, потешки, считалки, скороговорки, прибаутки, загадки, сказки и др.).

    Все составляющие программу направления включаются в структуру одного занятия, являясь его частью.

      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

    Курс программы состоит из 32 занятий. Занятия проводятся с октября по май месяц. В месяц проводится 4 занятия, в неделю - 1. Занятие входит в вариативную часть учебного плана и проводится в вечернее время, что не нарушает требований СаНПиН.

    Тематическое планирование

    ОКТЯБРЬ

    Ритмопластика

    Игра «Дождик»

    Игра «Самолёты и бабочки»

    Игра «Мокрые котята»

    Игра по желанию детей

    Культура и техника речи

    Упражнение на согласование речи с движением «Прогулка в лес»

    Упражнение на согласование речи с движением Урожай»

    Проговаривание чистоговорок громко-тихо с показом движений (СА, СЯ, ЗА, ЗЯ)

    Проговаривание чистоговорок громко-тихо с показом движений (ЦА, ЦО, ЦУ…)

    Развитие мелкой моторики

    Упражнение «Осенние листья»

    Упражнение «Апельсин»

    Упражнение «Лебеди»

    Упражнение «Обновки»

    Театрализованные игры

    Обыгрывание эпизодов из сказки «Айога»

    Обыгрывание мимикой и жестами прибаутки «Братцы, братцы!»

    Обыгрывание с использованием игрушек небылицы «Богат Ермошка»

    Обыгрывание прибаутки «Федул, чего губы надул?..»

    НОЯБРЬ

    Ритмопластика

    Упражнение «Конь»

    Ритмический этюд «Отхлопай ритм»

    Упражнение «В зоопарке»

    Упражнение «Мы приехали на Север»

    Культура и техн ика речи

    Отработка чистоговорок на звуки С, З, Ц.

    Проговаривание и отгадывание загадок по теме «Дикие животные наших лесов»

    Работа над скороговорками на свистящие звуки

    Проговаривание диалога волка и лисы из сказки «Волк и лиса», интонационно выражая характеры героев

    Развитие мелкой моторики

    Упражнение «Свинки»

    Упражнение «Зайка»

    Упражнение «Сосчитай!»

    Упражнение «Тюлень»

    Театрализованные игры

    Обыгрывание эпизодов из сказки «Василиса Прекрасная»

    Обыгрывание мимикой и жестами прибаутки «Ты пирог съел?»

    Обыгрывание англ. нар песенки с использованием масок «Перчатки»

    Обыгрывание потешек по желанию детей

    ДЕКАБРЬ

    Ритмопластика

    Игра «Снег кружится»

    Игра «Пролетала здесь сорока»

    Игра «Снежная баба»

    Игра «Новый год»

    Культура и техн ика речи

    Проговаривание изученных песенок, потешек голосами разных животных

    Проговаривание и отгадывание загадок на зимнюю тематику

    Проговаривание песенок, потешек с различной интонацией

    Проговаривание диалогов, используя различную интонацию, из сказки «Добрыня и змей»

    Развитие мелкой моторики

    Пальчиковая игра «Снежок»

    Пальчиковая игра «Кормушка»

    Упражнение для пальчиков «Прогулка»

    Пальчиковая игра «Ёлочка»

    Театрализованные игры

    Обыгрывание эпизодов былины «Добрыня и змей»

    Обыгрывание песенки «Зима пришла»

    Обыгрывание эпизодов сказки «Мороз, Солнце и Ветер»

    Обыгрывание прибаутки «Глупый Иван»

    ЯНВАРЬ

    Ритмопластика

    Упражнение «Цыплята»

    Упражнение «Кто на картинке?»

    Упражнение «В детском мире»

    Упражнение «Змеи»

    Культура и техн ика речи

    Игра на согласование речи с движениями «Снег, снежок»

    Игра на согласование речи с движениями «Федора»

    Игра на согласование речи с движениями «Мама пироги печёт»

    Проговаривание чистоговорок на закрепление произношения шипящих звуков.

    Развитие мелкой моторики

    Повторение пальчиковых игр по желанию детей

    Упражнение для пальчиков «Помощники»

    Пальчиковая игра «Машина каша»

    Упражнение для пальчиков «Угадай-ка!»

    Театрализованные игры

    Обыгрывание песенки «Как пошла коляда…»

    Обыгрывание песенки «Коляда! Коляда! А бывает коляда…»

    Обыгрывание песенки «Коляда! Ты подай пирога!»

    Работа над характерами героев сказки «Каждый своё получил»

    ФЕВРАЛЬ

    Ритмопластика

    Игра «Поймай хлопок»

    Упражнение «Воробьи замёрзли»

    Игра «Снеговик»

    Игра по выбору детей

    Культура и техн ика речи

    Проговаривание прибаутки «Где кисель, тут и сел» голосами разной высоты

    Речевая игра «Зима»

    Заучивание чистоговорок на звук - Л

    Речевая игра «Вьюга»

    Развитие мелкой моторики

    Пальчиковая игра «Весёлый счёт»

    Пальчиковая игра «Тренировка»

    Пальчиковая игра «Вертолёт»

    Пальчиковая игра «Алые цветы»

    Театрализованные игры

    Обыгрывание прибаутки «Где кисель, тут и сел»

    Работа над характерами героев сказки «Голубая птица»

    Обыгрывание фр. нар. песенки «Что я видел»

    Проговаривание слов главных героев сказки «Снегурочка», обыгрывание текста

    МАРТ

    Ритмопластика

    Игра «Баба-Яга»

    Упражнение «Сосулька»

    Игра «Мокрые котята»

    Игра по желанию детей

    Культура и техн ика речи

    Игра «Больной зуб»

    Работа над скороговорками: сказать радостно, грустно, удивлённо и т. д.

    Игра «Колыбельная»

    Упражнение на дыхание и артикуляцию «Насос»

    Развитие мелкой моторики

    Пальчиковое упражнение «Мама деток будит рано»

    Пальчиковая игра «Рыба-меч»

    Пальчиковая игра «Строим дом»

    Пальчиковое упражнение «Транспорт»

    Театрализованные игры

    Обыгрывание обрядовой песенки «Масленица, масленица»

    Обыгрывание эпизодов из сказки «Семь Симеонов – семь работников»

    Обыгрывание небылицы «Вы послушайте, ребята!»

    Обыгрывание знакомых потешек

    АПРЕЛЬ

    Ритмопластика

    Упражнение на развитие воображения «Змея»

    Игровое упражнение «Весна»

    Упражнение на развитие воображения «Тяжёлый чемодан»

    Упражнения по выбору детей

    Культура и техн ика речи

    Повторение скороговорок разным темпом

    Игра «Скажи тихо-громко»

    Проговаривание скороговорок в игре «Телефон»

    Упражнение «Птицы прилетели»

    Развитие мелкой моторики

    Упражнение «Школьные принадлежности»

    Пальчиковая игра «Планеты»

    Пальчиковая игра «Капели»

    Пальчиковая игра «Оса»

    Театрализованные игры

    Обыгрывание прибаутки «Сбил-сколотил – вот колесо!»

    Работа над характерами героев сказки «Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться»

    Обыгрывание молд. нар. песенки «Улитка»

    Игра «Превращение предметов»

    МАЙ

    Ритмопластика

    Игра «Капельки»

    Игра «Бабушка Маланья»

    Игра «Самолёты и бабочки»

    Культура и техн ика речи

    Игра «Звук заблудился»

    Повторение скороговорок в игре «Сломанный телефон»

    Игровые упражнения на развитие дыхания

    Развитие мелкой моторики

    Пальчиковая игра «Дружный народ»

    Упражнение «Алые цветы»

    Пальчиковая игра «Солнце золотое»

    Театрализованные игры

    Обыгрывание укр. нар. песенки «Ой, зачем ты, жаворонок…»

    Отгадывание загадок о героях сказки «Беляночка и Розочка», показ образов героев

    Обыгрывание рус. нар. песенки «Идёт матушка весна»

    Программно-методическое обеспечение

      Жукова Г. Е., Волошко М. Н. Программа «Музыкально-театральное образование дошкольников»

      Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2010.

      Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. М., 2004.

      Чурилова Э. Г. Программа «Арт-фантазия».

      Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. / Под ред. О. Ф. Горбуновой. М., 2008.

      Щеткин А. В. Программа «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности».

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    Сказкотерапия

    Цель: осознание себя как личности, гармонизация эмоционального состояния детей; развитие творческой самореализации

    Срок обучения: с октября по апрель (включительно)

    Формы обучения: лекции, практические занятия, самостоятельная внеаудиторная работа

    Режим занятий: 2 раза в неделю

    Муниципальное образовательное учреждение для детей,

    нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

    Центр диагностики и консультирования «Высота»

    г.о. Жуковский, Московской области

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ

    Коррекционно-развивающая программа

    «СКАЗКА - ДЛЯ СВЕТЛОГО УМА ЗАКВАСКА»

    Сказкотерапия

    Цель: формирование волевых и творческих способностей; развитие познавательной сферы детей.

    Срок обучения: 72 часа

    Формы обучения: лекции, практические занятия, разыгрывание сцен сказок

    Режим занятий: 2 раза в неделю

    Наименование разделов

    Всего часов

    Цветовой игротренинг для детей 5-7 лет

    1.1 Страна цвета

    1.2 Красный цвет

    1.3 Желтый цвет

    1.4 Коричневый цвет

    1.5 Зеленый цвет

    1.6 Оранжевый цвет

    1.7 Голубой цвет

    1.8 Серебряный цвет

    1.9 Коричневый цвет

    1.10 Фиолетовый цвет

    1.11 Белый цвет

    1.12 Желтый цвет

    1.13 Синий цвет

    1.14 Желтый цвет

    1.15 Черный цвет

    1.16 Золотой цвет

    «Сказка- для светлого ума закваска» для детей 8-10 лет

    1.1 Три денежки

    1.2 Поминальный блинок

    1.3 Ежик в море

    1.4 Телячий остров

    1.5 Может,в сердце боль закралась?

    1.6 Ждешь короны золотой, а там лишь хвост с чешуей

    1.7 А то бы так обормотом и жил

    1.8 Березкин дом

    1.9 Бабкина шкатулочка

    1.11 Серая ленточка

    1.12 Серебристый туман

    1.13 Огневушка-поскакушка

    Сказкотерапия для детей 10-12 лет

    1.1 Сказка о принце

    1.2 Сказка Элизабет

    1.3 Очень печальная сказка

    1.4 Сказка о странствиях принца Леона

    1.5 Принцесса, которая не нравилась самой себе

    1.6 Сказка о странной любви

    1.7 Спящая красавица

    1.8 Сказка о капризной принцессе

    1.9 Храбрец боявшийся тишины

    1.10 Принцесса, которая плохо училась

    1.11 История о принце, который носил маску

    1.12 Мальчик-чудовище

    1.13 Сказка о мальчике, который не умел играть

    1.14 Каменный цветок

    1.15 Сказка о человеке и рыбе

    1.16 Сказка о забывчивой фее

    1.17 Принцесса и фея бабочек

    Муниципальное образовательное учреждение

    для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

    Центр диагностики и консультирования «Высота»

    г.о. Жуковский, Московской области

    Коррекционно-развивающая программа

    «СКАЗКА - ДЛЯ СВЕТЛОГО УМА ЗАКВАСКА»

    Сказкотерапия

    Пояснительная записка

    Актуальность программы:

    1. Сказка помогает активизировать процессы мышления, совершенствует эмоционально-волевую сферу, развивает мелкую моторику рук у детей.

    2. В каждой предлагаемой сказке присутствуют специальные упражнения на тренировку дыхания.

    3. Проживая сказку дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

    4. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

    5. Путешествие по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

    Таким образом, сказкотерапевтическая программа «Сказка - для светлого ума закваска» решает успешно все эти задачи и помогает гармонично и всесторонне развить ребенка.

    Слово «сказка» оживляет приятные воспоминания. Что же такое сказки? Кто-то скажет, что сказка - это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений. Другие определяют сказку, как проекцию нашей бессознательной жизни. Романтически настроенные назовут сказку мечтою о прекрасном. В каждом из нас живет вера в чудо, которое позволяет жить и творить.

    Несмотря на технический прогресс, который «делает сказку былью», дети, подростки и взрослые тянутся к волшебству. Это неудивительно, ведь сказки будят воображение, приоткрывают дверь в непознанное, украшают нашу жизнь, объединяют людей, служат лекарством от старости. Сказки сближают родителей с детьми, сокращая расстояния между их внутренними мирами.

    Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие.

    С помощью сказки педагоги-психологи могут решать следующие задачи :

    1. Установление контакта с ребенком, создание комфортной, соответствующей возрастным особенностям, среды. Будучи эмоционально включен в происходящее, ребенок с готовностью принимает задачи на разнообразную познавательную деятельность.

    2. Идентифицируясь с героями литературного произведения, сопереживая их приключениям, ребенок получает возможность отреагирования многих чувств: страха, радости, обиды и т.д. Это происходит и при обычном слушании сказки. Усиление же терапевтического эффекта достигается при проигрывании сказочных сюжетов. Игры - драматизации доступным детям дошкольного возраста.

    3. Сказки разговаривают с ребенком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления. Они не только «дают ребенку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях», но и предлагают в образной форме аналогичные обучающие ситуации», т.е. ребенок видит новые ролевые позиции, новые способы действия.

    4. Сказка, с одной стороны, вовлекает ребенка в мир переживаний, с другой стороны - сохраняет способность видеть происходящее «извне», таким образом психолог получает возможность работать с этой рефлексией.

    В результате психотерапевтической работы предполагается устранение таких психологических проблем, как: неумение общаться с детьми, плохая связная речь, развитие личности ребенка, непринятие себя; неконтролируемые вспышки агрессии;

    неспособность осмыслить свою жизнь, ценности; непонимание своих чувств, эгоцентрическое понимание любви;

    конфликты, неумение общаться; жизнь в грезах, уход от реальности.

    Психотерапевтическая программа «СКАЗКА - ДЛЯ СВЕТЛОГО УМА ЗАКВАСКА» состоит из 72 занятий, которые разделены на три блока.

    Для детей 5-7 лет, включает в себя 16 занятий по 30-35мин.

    Цели: Комплексное развитие ребенка: формирование волевых качеств и творческих способностей, гармонизация эмоционального состояния, развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук и двигательной координации.

    Задачи:

    1. Осознание себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека.

    2. Осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.

    3. Творческая самореализация (танцы, рисование, ролевые игры, сочинение сказок).

    2 БЛОК. «СКАЗКА - ДЛЯ СВЕТЛОГО УМА ЗАКВАСКА» для детей 8-10 лет.

    Цель:

    Задачи

    3 БЛОК – СКАЗКОТЕРАПИЯ для детей 10-12 лет.

    Цель: познавательной сферы детей, приближающихся к подростковому возрасту.

    Задачи

    5. Развитие умения слушать;

    6. Развитие эмпатии;

    8. Коррекция агрессии;


    Детям предлагается 17 психотерапевтических сказок, на основе которых разработано 34 занятия по 60-90 минут.

    ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С ТЕКСТОМ СКАЗКИ

    1. Психолог читает вслух, по возможности выразительно, с паузами для обсуждения.

    2. Сказка читается в группе различными участниками отрывками, с тем, чтобы она «раскрылась» по частям.

    3. Сказка читается по ролям.

    4. Сказка играется как спектакль, экспромтом. Психолог распределяет роли, обрисовывает игровую ситуацию и просит сочинить монологи, либо произносить текст с долей импровизации, выступая в роли «суфлера». Желательно, чтобы все участники получили роль (даже неодушевленных предметов) и участвовали в спектаклях.

    Программа .


    1 БЛОК. «ЦВЕТОВОЙ ИГРОТРЕНИНГ»

    Цветовой игротренинг для детей 5-7 лет (кол-во часов:12, лекции-4ч, практические занятия-4ч, самостоятельная аудиторная работа-4ч)

    Занятие № 1 СТРАНА ЦВЕТА

    1. Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать.

    2. Обучение умению ясно и четко излагать свои мысли, делать выводы и обобщать.

    3. Развитие слухового зрительного внимания.

    4. Формирование вкусовых образов.

    5. Формирование умению плавно и длительно выдыхать.

    6. Развитие мелкой моторики пальцев и координации движения. Формирование умения произвольно расслаблять мышцы тела.

    7. Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать других.

    8. Развитие фантазии и творческого воображения.

    9. Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам.

    Занятие №2 КРАСНЫЙ ЦВЕТ

    1. Расширение представлений о красном цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.

    2. Развитие слухового и зрительного внимания

    3. Развитие обонятельных, вкусовых и тактильных образов.

    4. Формирование плавно и длительно выдыхать.

    5. Развитие мелкой моторики рук, контрастное напряжение и расслабление кистей.

    6. Развитие фантазии творческого воображения.

    Занятие №3 ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

    1. Расширение представления о желтом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.

    2. Формирование умения длительно и плавно выдыхать.

    3. Развитие слухового внимания.

    4. Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации, расслабление рук по контрасту с напряжением.

    5. Воспитание умения выполнять движения под музыку, чувствовать ритм и темп данной мелодии.

    Занятие №4 КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ

    1. Расширение представления и коричневом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.

    2. Развитие слухового и зрительного внимания и обоняния.

    4. Закрепление умения спокойно и ритмично дышать.

    5. Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.

    Занятие №5 ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

    1. Расширение представлений о зеленом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.

    2. Развитие слухового и зрительного внимания.

    3. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

    4. Совершенствования мелкой моторики и координации движений.

    5. Закрепление умения плавно и длительно выдыхать.

    6. Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и психического напряжения.

    2- БЛОК - «СКАЗКА - ДЛЯ СВЕТЛОГО УМА ЗАКВАСКА»

    для детей 8-10 лет.

    ЦЕЛЬ

    Способствовать психическому и личностному росту детей, раскрытию творческого, нравственного, интеллектуального

    потенциала и развитию навыков межличностного взаимодействия.

    ЗАДАЧИ

    1. Сформировать чувство принадлежности к группе;

    2. Развить навыки социального поведения;

    3. Способствовать повышению уверенности в себе;

    4. Формировать позитивное отношение к своему «Я», развитие потенциальных возможностей;

    5. Развить способность к эмпатии, сопереживанию, лучшего понимания себя и других;

    6. Формировать позитивное отношение к сверстникам;

    7. Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения;

    8. Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображение, речи;

    9. Обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

    Детям предлагается 13 психотерапевтических сказок, на основе которых, разработано 26 занятий по 45-60 минут.

    После текста каждой сказки проводится анализ, включающий такие особенности, как нравственный урок, воспитание добрых чувств, и предусматривающий речевую зарядку, развитие мышления и воображения, связь сказки с экологией и ручным трудом.

    После анализа следует педагогическая и психокоррекционная работа, Педагогическая работа - это первый этап, включающий чтение сказки и беседу с детьми по содержанию. Психо­коррекционная работа - это второй этап, включающий распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки, психо­гимнастику, работа с красками, глиной, песком, изготовление поделок по мотивам сказок.

    ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

    1-2 ТРИ ДЕНЕЖКИ;

    3-4 ПОМИНАЛЬНЫЙ БЛИНОК;

    5-6ВИСЛЯТКИН КЛЮЧ;

    7-8 ТЕЛЯЧИЙ ОСТРОВ;

    9-10 МОЖЕТ, В СЕРДЦЕ БОЛЬ ЗАКРАЛАСЬ?

    11-12 ЖДЕШЬ КОРОНЫ ЗОЛОТОЙ, А ТАМ ЛИШЬ ХВОСТ С

    13-14 А ТО БЫ ТАК ОБОРМОТОМ И ЖИЛ;

    15-16 БЕРЕЗКИНДОМ;

    17-18 БАБКИНА ШКАТУЛОЧКА;

    19-20 НАЙДА;

    21-22 ЯРКАЯ ЛЕНТОЧКА;

    23-24 СЕРЕБРИСТЫЙ ТУМАН;

    25-26 КАТЮШКИНА КРАЮШКА

    Занятие № 1

    Сказка « Ежик и море»

    Психолог читает сказку, а дети каждое предложение инсценируют и показывают в действиях.

    1. Формирование действующих образов сказки

    2. Развитие чувства коллективизма и взаимодействия друг с другом

    1. Развитие творческого воображения

    Примерный план занятия:

    Необходимые материалы: аппликаторы Кузнецова, разнообразные по форме, цвету, узору бабочки из бумаги или накрахмаленной ткани, шарф, кусочки тканей (для дорог)

    1. Вступление

    2. Упражнение «Колючий человек»

    3. Вхождение в сказку (педагог демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них)

    4. Упражнение «Печаль ежика»

    5. Упражнение «Василек»

    6. Упражнение «Ежик на тропе»

    7. Упражнение «Утки»

    9. Упражнение «Бабочки»

    10. Стрекозы, бабочки, кузнечики»

    11. Упражнение «Море»

    12. Упражнение «Игра с волной»

    13. Заключение

    Сказка «Цветик-семицветик»

    Психолог читает ребятам сказку дети стоят в комнате рядом друг с другом и по очереди показывают действия сказки

    1. Вызвать интерес у детей к данной сказке

    2. Формировать творческое и логическое мышление в процессе данной деятельности

    3. Способность к эмпатии, лучшего понимания себя и других

    Примерный план занятия:

    Необходимые материалы: светильник из световолокна, шарф или лента голубого цвета, цветик-семицветик из тонкой бумаги

    1. Вступление

    2. Вхождение в сказку

    3. Упражнение «Догонялки»

    4. Упражнение «Плач»

    5. Упражнение «Желтый лепесток»

    6. Упражнение «Семья»

    7. Упражнение «Красный лепесток»

    8. Упражнение «Ваза»

    9. Упражнение «Синий лепесток»

    10. Упражнение «Северный полюс»

    11. Упражнение «Зеленый лепесток»

    12. Упражнение «Оранжевый лепесток»

    13. Упражнение «Игрушки»

    14. Упражнение «Голубой лепесток»

    15. Упражнение «веселье»

    16. Заключение

    Сказка «Огневушка-поскакушка»

    Примерный план занятия:

    Необходимые материалы: иллюстрации, поделки, украшения из золота, свеча, платочки для танца на каждого ребенка, клубок толстых ниток, детская лопатка.

    1. Вступление

    2. Вхождение в сказку

    3. Упражнение «Пляска Огневушки»

    4. Упражнение «Филин»

    5. Упражнение «Незнакомое место»

    6. Упражнение «Клубочек»

    7. Упражнение «Зима и лето»

    8. Упражнение «Поскакушкина лопатка»

    9. Заключение

    Психолог читает детям сказку о собаке и они начинают инсценировать ее.

    1. Формирование через сказку любви и чувства заботы к животным

    2. Развитие творческого воображения

    3. Развитие слухового и зрительного внимания

    3- БЛОК - Сказкотерапия для детей 10-12 лет.

    ЦЕЛЬ

    Способствовать самоутверждению и развитию личности, раскрытию

    «эмоционального интеллекта», повышению эффективности

    вербального и невербального общения, а также развитию

    познавательной сферы детей, приближающихся к подростковому возрасту.

    ЗАДАЧИ

    1. Совершенствование коммуникативных навыков;

    2. Развитие фантазии и воображения, творческих способностей;

    3. Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон (даже глазами неодушевленных в обыкновенной жизни предметов).

    4. Развитие умения выражать свои мысли (развитие вербального языка).

    5. Развитие умения слушать;

    6. Развитие эмпатии;

    7. Коррекция тревожности, страхов, низкой самооценки;

    8. Коррекция агрессии;

    9. Развитие умения брать на себя ответственность за свои поступки;
    10.Совершенствование навыков изобразительного творчества;

    11.Развитие памяти и внимания.

    Слушателям предлагается 17 психотерапевтических сказок, на основе которых разработано 34 занятия по 60-90 минут.

    1-2 СКАЗКА О ПРИНЦЕ

    3 -4 СКАЗКА ЭЛИЗАБЕТ

    5-6 ОЧЕНЬ ПЕЧАЛЬНАЯ СКАЗКА

    7-8 СКАЗКА О СТРАНСТВИЯХ ПРИНЦА ЛЕОНА

    9-10 ПРИНЦЕССА, КОТОРАЯ НЕ НРАВИЛАСЬ САМОЙ СЕБЕ

    11-12 СКАЗКА О СТРАННОЙ ЛЮБВИ

    13-14 СКАЗКА ЛБ ЭМИЛЕ И ЭМИЛИИ

    15-16 СКАЗКА О КАПРИЗНОЙ ПРИНЦЕССЕ

    17-18 ХРАБРЕЦ БОЯВШИЙСЯ ТИШИНЫ

    19-20 ПРИНЦЕССА, КОТОРАЯ ПЛОХО УЧИЛАСЬ

    21 -22 ИСТОРИЯ О ПРИНЦЕ, КОТОРЫЙ НОСИЛ МАСКУ

    23-24 МАЛЬЧИК-ЧУДОВИЩЕ

    25-26 СКАЗКА О МАЛЬЧИКЕ, КОТОРЫЙ НЕ УМЕЛ ИГРАТЬ

    27-28 УТЕШИТЕЛЬНАЯ СКАЗКА

    29-30 СКАЗКА О ЧЕЛОВЕКЕ И РЫБЕ

    31-32 СКАЗКА О ЗАБЫВЧИВОЙ ФЕЕ

    33-34 ПРИНЦЕССА И ФЕЯ БАБОЧЕК.

    Сказка «Каменный цветок»

    Психолог читает сказку, а ребята внимательно слушая каждое предложение показывают инсценировку.

    1. Совершенствование коммуникативных навыков

    2. Через воплощение образов способствовать снижению тревожности и агрессивности у детей

    4. Развитие умения слушать и слышать

    Примерный план занятия:

    Необходимые материалы: поделки из малахита и других природных камней, природные камни, изображения цветов и камней, маленькие кусочки разноцветных тканей.

    1. Вступление

    2. Вхождение в сказку

    3. Упражнение «Мастера»

    4. Упражнение «Цветы»

    5. Упражнение «В лесу»

    6. Упражнение «Ящерки»

    7. Упражнение «Наряд для ящерки»

    8. Упражнение «Ящерки в движении»

    9. Упражнение «В каменном саду»

    10. Упражнение «Красота»

    11. Заключение

    «Сказка Новое платье короля»

    Примерный план занятия

    1. Способствовать повышению вербального и невербального общения

    2. Коррекция страхов у детей

    3. Развитие творческого воображения

    Примерный план

    Необходимые материалы: прочная прозрачная ткань и капрона или прочного тюля (1,5 * 1.5м)

    1. Вступление

    2. Вхождение в сказку

    3. Упражнение «В гардеробной»

    4. Упражнение «Ткачи»

    5. Упражнение «Невидимые ткани»

    6. Упражнение «Кройка и шитье»

    7. Упражнение «Примерка»

    8. Упражнение « Волшебный балдахин»

    9. Упражнение «Гордое шествие»

    10. Заключение

    «Сказка «Спящая красавица»

    1. Развитие чувства прекрасного и творческих способностей

    2. Развитие способности к децентрированию

    3. Формирование коммуникативного взаимодействия

    Примерный план занятия:

    Необходимые материалы: куклы-марионетки, волшебная палочка, китайские звенящие шары, большое страусиное перо.

    1. Вступление

    2. Вхождение в сказку

    3. Упражнение «Пожелания фей»

    4. Упражнение «Бал»

    5. Беседа с детьми

    6. Упражнение «Танец злой феи»

    7. Упражнение «Веретено и принцесса»

    8. Упражнение «Сон»

    9. Упражнение «Пробуждение»

    10. Заключение


    Список литературы

    1. Погосова Н.Е. Сказкотерапия для детей.-М. Астрель, 2007

    2. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь, 2002.

    3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - Спб.: «Златоуст», 1998.

    4. Копытин А.И. Основы Арт-терапии - Спб.: «Лань», 1999

    5. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. - Спб.: Речь, 2002.

    6. Короткова Л.Д. Сказка - для светлого ума закваска. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционнои работы - М.: Педагогическое Общество России, 2001.


    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии

    Тема коррекционно-развивающего занятия: "Сказкотерапия для детей с агрессивным поведением". Коррекционная программа включает в себя три этапа:

    Психологическая разминка.

    Цель этого этапа - объединение группы, формирование проблемы, снятие эмоционального напряжения.

    Чтение сказок, рисование, игры. Цель - предъявление через сказки, игры и рисование адекватных, конструктивных способов поведения.

    Психотехнические игры - упражнение. Цель - закрепление позитивных изменений. Основные цели и задачи коррекционно-развивающей программы.

    · Развитие эмоциональной сферы ребенка. Подразумевается, знакомство с чувствами, осознание их назначения. Конструктивное выражение своих эмоций. Разыгрывание ситуаций, когда чувства берут власть над "Я", над центром личности.

    · Развитие коммуникативных навыков. Формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного опыта коллективного решения проблем и преодоления трудностей

    · Снятие эмоционального напряжения, обучение конструктивным способом выплескивания агрессии, релаксация.

    · Обыгрывание проблемного поведения ребенка в актуальных для него ситуациях.

    Занятие проводится 1-2 раза в неделю, их продолжительность от 25 минут до одного часа.

    Целевая аудитория: дети от 7 до 9 лет. Количество 8 человек.

    Комментарии для ведущего: ребенка не следует критиковать, хвалить, сравнивать результаты деятельности его с другими ребятами, читать нотации, быть равнодушным или пассивным, нагружать ребенка большим количеством информации.

    I этап - психологическая разминка

    Занятие 1

    Цель: объединение группы, формирование проблемы, снятие эмоционального напряжения.

    1. "Представление"

    В начале работы группы каждый участник оформляет карточку - визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он вправе взять себе любое имя.

    Далее по кругу, передавая при этом мягкую игрушку, как эстафету, предлагается сообщить группе свое имя и то, что он больше всего любит.

    2. "Правила группы"

    После знакомства, ведущий объясняет участникам основные принципы тренинга и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к выработке правил работы своей группы.

    3. "Мой левый сосед"

    За пять минут ребятам предлагается узнать как можно больше о своем левом соседе. Затем надо рассказать небольшую биографию о своем соседе всем членам группы.

    4. "Здравствуй друг"

    Ребята встают в 2 круга: внешний и внутренний, лицом друг к другу. И повторяют за ведущим слова: "Здравствуй друг! (рукопожатие). Как ты тут? (рука на плечо). Где ты был? (потрепать легонько за ушко). Я скучал! (руки скрещены на груди). Ты пришел! (руки широко в разные стороны) Хорошо! (легкое объятие)".

    5. "Волшебный мешочек"

    Сегодня и на следующих наших встречах мы с вами будем слушать сказки, рисовать и играть. Лесной гномик принес нам волшебный мешочек - в нем спрятались герои из разных сказок. Вспомните своих любимых сказочных персонажей и расскажите какие они, чем они вам нравятся, опишите - как они выглядят, что у вас с ними общего.

    А теперь с помощью волшебной палочки я превращу вас в ваших любимых сказочных героев. Покажите, как они ходят, танцуют, смеются и веселятся.

    6. "Рисуем вместе"

    Детям предлагается на большом листе бумаги нарисовать общую картину, каждый подходит по очереди и рисует какой-то элемент, эпизод, часть картины.

    Подведение итогов занятий: Что больше всего вам понравилось? Почему? Что не понравилось?

    Занятие 2

    Цель: Снятие эмоционального напряжения, объединение групп, поддержание мотивации на изучение самих себя.

    Ход занятия: В самом начале занятия ребятам следует напомнить о главных правилах тренинга, о необходимости работать с визитками.

    1. "Приветствие с мячом"

    Дети двигаются, у водящего мяч, он подбрасывает его и выкрикивает имя любого игрока. Этот игрок должен схватить мяч и выкрикнуть имя следующего и т.д.

    2. "Злая и веселая маски"

    Закройте глаза и представьте что-нибудь веселое, красивое, вкусное. Вам очень это нравится, ваше настроение хорошее. Изобразите его на лице, покажите всем какое у вас настроение.

    А теперь закройте глаза и представьте злую и очень неприятную ситуацию. Ссору, которая у вас вызывает плохие эмоции: злость, агрессию, раздражение. Покажите всем свое выражение лица в этой ситуации.

    А теперь подумайте что происходит с вами чаще? И покажите всем своей мимикой. А теперь сделайте маску с противоположным значением. Подумайте с какой маской вам приятней. Пройдите и покажите всем ее.

    Задается вопрос: Почему на вашем лице сейчас именно эта маска?

    3. "Надувная кукла"

    Ведущий встает в центр и изображает насос, а ребята надувные куклы. Все куклы садятся на корточки и максимально расслабляются. Ведущий начинает качать насос надувая кукол до тех пор пока они не встанут и не напрягутся. Затем он резко выдергивает "провод" и все куклы начинают сдуваться.

    4. "Покажи свой гнев"

    Ребятам предлагается показать свой гнев. Затем свой страх, возникающий у того человека, который видит такой гнев. Затем показать радость и то как может отреагировать злой человек на эту радость.

    5. "Отгадай кто…?"

    Ребята придумывают какое-нибудь животное, а остальные отгадывают какое.

    Подведение итогов: Что вам понравилось сегодня? Чему научились?

    II этап - чтение сказок

    Занятие 3

    Задачи:

    · Расширение представлений детей об эмоциях, развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными средствами.

    · Воспитание добрых чувств, умение чувствовать партнера и заботиться о нем.

    · Создание доброго отношения к людям.

    Детям предлагается выбрать себе зверя или птицу (игрушку).

    Почему ты выбрал именно это животное? Тихонько поговорите со своим животным и попросите его дать вам волшебную силу для путешествия по сказке. Получилось? Сила, идущая от выбранных вами животных будет помогать вам в путешествии.

    Маленький медвежонок

    Направленность: Нарушение общения со сверстниками.

    Повышенная агрессивность.

    Это случилось в одной школе, в которую ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесную школу.

    Недалеко от этой школы жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. "Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать", - так думал Медвежонок.

    Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к школе, где играли зверята.

    Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом, - сказала Белочка.

    Но посмотрите, - закричал Зайчик, - он сжал кулаки и собирается с нами драться!

    Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: "Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться".

    Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться,- закричали зверята. - Мы будем защищать себя!

    И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.

    Упражнение " Тяни-толкай " : Дети разбиваются на пары, упираются друг другу в ладошки, и начинают давить друг на друга. Сначала один занимает лидирующую позицию, затем другой. Затем, ребята начинают перетягивать друг друга на свою сторону.

    Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться, - сказали зверята. - Мы думали, ты наш новый друг, а ты!. - закричали они.

    Мы не будем с тобой дружить!

    И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись, и у него не было друзей. "Что же мне делать, как подружиться со зверушками?" - думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.

    Упражнение " Передай эмоцию ": Дети по кругу, начиная с ведущего, передают друг другу эмоцию. Один передает, а второй повторяет, затем придумывает свою эмоцию и снова передает следующему и т.д.

    "Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!" - решил Медвежонок.

    На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в школу и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: "Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть драчуном!". И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.

    Вопросы для обсуждения

    Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть? Так ли это было на самом деле?

    Почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить? Из-за чего они так подумали? Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами? Что бы ты еще ему посоветовал сам?

    Занятие 4

    Сегодня мы опять продолжаем путешествовать по сказкам.

    Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание

    Направленность: Нарушения поведения: гиперактивность, агрессивность и деструктивное поведение, вызванное нехваткой внимания.

    Далеко-далеко, за морями, за горами, за высокими лесами, в дремучей-дремучей чаще была маленькая уютная полянка. На этой полянке жили всякие разные звери: белки, зайцы, обезьяны, попугаи и даже маленький гиппопотам. Среди них был один ежик по имени Вася, который очень гордился своими колючками.

    Был этот ежик Вася непохожий на других. Больше всего на свете любил он, когда на него обращали внимание. Настолько, что даже казалось, что все люди обращают на него внимания меньше, чем на других. Хотелось ежику, чтобы только на него всегда смотрели, только его все слушали.

    Встанет он утром, снимет пижаму и зашвырнет подальше, а мама потом ищет и ругается: "Куда ты ее подевал". Хоть и кричит. А все-таки на него.

    Приходит он на занятие с белкой-воспитательницей. Только начинает она что-нибудь рассказывать, ежик как захрюкает громко-громко. Все смеются, на него смотрят, а воспитательница его за шиворот и с поляны выгоняет.

    Затем к детям идет. Там замок из песка строиться. Зайдет ежике одной стороны, с другой - никто на него не смотрит. Как размахнется тогда он - и ногой прям по замку. Девочки в плач, а мальчики кулаки сжимают - бить его хотят.

    И так каждый день. И все вроде бы хорошо, но стала такая жизнь ежику надоедать. Внимание-то, конечно обращают - это приятно. Но ругают много от этого грустно. С такими печальными мыслями, однажды вечером, наш ежик лег спать…

    Упражнение " Сердитый ежик ": Все дети ежики. Дети садятся на корточки, опираясь руками на пол. По хлопку ведущего все подпрыгивают, поворачиваясь вокруг своей оси в любую сторону. Дети встают на четвереньки, разбившись на пары, и фыркают друг на друга.

    Подведение итогов: Чему вы сегодня научились? Что понравилось? Почему?

    …И вот, приснился ежику сон. Будто громадный волшебник в плаще расшитом золотыми нитками прилетел к нему и говорит: "Слушай ежик! Я буду тебя превращать!"

    Испугался ежик, запищал: "Нет, не надо меня, нет. нет.".

    "Не бойся" - улыбнулся волшебник - "Лучше послушай, как я тебе хочу поколдовать. Я отправлю тебя в два мира, сначала в один, а потом в другой. В одном из них ты бываешь часто и сам, в другом - не был никогда. Когда вернешься, - скажешь мне, где тебе больше понравилось".

    Взмахнул волшебник ярко-желтой палочкой, зашипело все вокруг, и. Оказался ежик в невиданном царстве-государстве. И главное то, что сам он как-то себя по-странному ведет. Помогает он всем, поступки приятные совершает, слушает внимательно, что говорят ему, чужие игрушки не ломает, а, наоборот, чинить помогает. И внимания на него за это обращают - так, что даже стыдно немного. Приятно ежику, приятно и всем вокруг. Хвалят все ежика, умиляются им, разговаривают про него, а ему - как будто все время по головке гладят…

    Занятие 5

    Сегодня мы продолжим путешествие по нашей сказке. Кто помнит на чем мы остановились? Молодцы!

    И так продолжим.

    …Тут вдруг все начало меняться, треск, шипение, промелькнул пред глазами волшебник в мантии, и вот. другой мир. Тут все наоборот. Как в жизни. Тоже все на ежика смотрят, однако, за то, что например, нахулиганил он или побил кого-то или хрюкает громко. И ругают его и ругают. А под конец все: мама, папа, воспитательница, соседка, родственники, дети из группы всей толпой как окружили его. Каждый о своем кричит, ничего ежику непонятно, однако знает он, что каждому из них что-то не так он сделал. Шаг назад. Еще

    шаг. Отступает ежик, звери на него. Еще шаг и как будто в черную яму падает ежик, только и слышен крик: "Не хочуууу здееееесь"…

    Упражнение " Крик ": Дети становятся оркестром, которым управляет ведущий - дирижер. Чем выше поднимает руку ведущий, тем сильнее кричит оркестр, чем ниже - тем слабее крик. Важно уметь хорошо чувствовать дирижера.

    …Проснулся ежик, соскочил с кровати и вспомнил свой сон. И только захотелось зашвырнуть ему подальше свою пижаму, так, чтоб мама потом искала и ругалась на его, как подумал ежик: "А что если я наоборот сделаю. Как в первом мире во сне?"

    Так и вышло. Сложил ежик ночную одежду на стульчик и маму ждет. Мама пришла, уже готовая ругаться и. только руками всплеснула: "Ах, ты мой хороший. Какой ты молодец". Приятно стало ежику. Почесал он левую переднюю иголку и решил сегодня на этом не останавливаться.

    Отправился он на поляну. А там воспитательница-белка зверят считать учила, к школе их готовила. Подкрался он тихонько и стал ждать. Задает белка вопрос: "Сколько будет два плюс три". А зверята все в это время ворон считали, так, что ежик первым успел. "Пять!" - радостно выкрикнул он. "Вот, смотрите", - важно проговорила белка, - "Учитесь все, как внимательно надо слушать". Еще больше приятнее стало ежику. И вот, когда занятие кончилось, отправился он к песочной куче.

    А там уже вовсю новый замок строится. Подошел он тихонько, дотронулся до плеча мишки и прошептал: "можно с вами поиграть". Глянул на него мишка и пробурчал недовольно: "Ну ладно уж, садись". Сел ежик и так вдруг у него красиво получилось башенки лепить, что скоро все звери свою работу бросили и только смотрели на него. "Ух ты, а мы и не знали, что ты так можешь!" - раздавалось по сторонам. "Я и сам не знал" - смущенно отвечал ежик.

    Когда наступил вечер, уставший но довольный ежик пришел домой. А дома. дома его ждал пирог. "Ты думаешь, я не заметила, что с сегодняшнего дня ты стал совсем другим" - ласково сказала мама. - "Я думаю, это надо отпраздновать". Ежик был не против. Засовывая в рот толстенный кусок маминого вкуснейшего пирога, он еще раз подумал: "Как все-таки хорошо, когда на тебя обращают внимание за что-нибудь хорошее".

    Вопросы для обсуждения:

    Чего хотелось ежику? Зачем? Тебе хотелось бы того же? Как ежик пытался привлечь внимание? Как ты думаешь, в чем была его ошибка? Каким теперь стал ежик?

    Упражнение " Спонтанное рисование ": После чтения сказки детям предлагается нарисовать рисунок - кто что хочет. Целью этого этапа может быть помощь в продвижении символического уровня на конкретный и с подсознательного на сознательный. Затем рисунки обсуждаются. Рисунки не интерпретируются, не сравниваются, итоги по рисункам не подводятся.

    Занятие 6

    Говорят, "Доброе сердце". А как ещё можно сказать о сердце?

    Дети называют слова: большое, горячее, золотое, злое, равнодушное, холодное, прекрасное, любящее, каменное и т.д.

    Что значит "золотое"? Оно из золота? Что значит каменное?

    Сегодня мы отправляемся в "Сказку о зайчике, который обиделся на свою маму", а помогать нам в путешествии будет наше сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьётся ваше доброе сердце. Попросите своё сердце дать вам силы для путешествия по сказке. Молча, про себя… Получилось? Молодцы. Поблагодарите своё сердце.

    Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму

    Направленность: Конфликтные отношения с родителями. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям. Неадекватная реакция на наказание и неодобрение.

    В уютном домике на лесной опушке жил Зайчик. Как-то раз захотелось ему поиграть с друзьями на солнечной поляне.

    Мама, можно я пойду погулять с друзьями? - спросил он.

    Конечно, можно, - сказала мама, - только не опоздай к обеду. Когда кукушка прокукует три раза, возвращайся домой, а то я буду волноваться.

    Я обязательно приду вовремя, - сказал Зайчик и побежал гулять.

    На лесной поляне ярко светило солнышко, и зверята весело играли то в прятки, то в салочки, то в чехарду. Кукушка прокуковала и три раза, и четыре, и пять раз. Но Зайчик так увлекся игрой, что и не услышал ее. И только когда наступил вечер и зверята стали расходиться по домам, Зайчик тоже весело побежал домой к маме.

    Но мама его была очень сердита на него за то, что он опоздал. Она отругала Зайчика и в наказание запретила ему выходить из дома. Зайчик обиделся на маму: он ведь не хотел ее огорчать, просто заигрался с друзьями и совсем забыл о времени, а его так несправедливо наказали. "Мама меня совсем не любит, - подумал Зайчик. - Если бы она меня любила, то не стала бы наказывать".

    И Зайчик убежал из дому в лес, нашел норку и решил остаться там жить. Ночью пошел дождь, стало холодно и неуютно. Зайчик чувствовал себя очень одиноким, ему хотелось домой к маме, но он не мог простить ее за то, что она его наказала.

    Утром Зайчика разбудила болтовня сорок, которые сидели на соседнем дереве. "Бедная Зайчиха, - говорила одна сорока другой. - Вчера ее Зайчонок убежал из дома, она всю ночь искала его в лесу под дождем, а теперь она тяжело заболела от огорчения и беспокойства".

    Услышав эти слова, Зайчик подумал: "Раз мама волнуется из-за меня, значит, она меня, наверное, любит. Она заболела, потому что я убежал, и ей теперь очень плохо: Я должен простить ее и вернуться домой, ведь я тоже ее люблю". И Зайчик помчался домой.

    Как только мама увидела его, она сразу выздоровела, встала с кровати и ласково обняла своего Зайчонка.

    Как я рада, что ты вернулся, мой хороший, - сказала мама. - Мне было очень плохо без тебя, ведь я так сильно тебя люблю.

    Я тоже тебя люблю, мамочка, - сказал Зайчик.

    С тех пор Зайчик и его мама жили дружно, не обижались друг на друга. Зайчик понял, что мама его любит и будет любить всегда, что бы ни случилось .

    Вопросы для обсуждения

    За что Зайчик обиделся на маму? Обиделся бы ты на его

    месте?

    Почему Зайчик вернулся к маме?

    Что понял Зайчик из этой истории?

    Занятие 7

    Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии. Какую сказку я вам рассказывала? Молодцы. Вы всё замечательно помните.

    Упражнение " Зеркало ": Один ребенок по желанию становится зеркалом, он повторяет движения смотрящего в зеркало. Ребята по очереди смотрятся в него.

    А давайте сейчас с вами попробуем сочинить свою добрую сказку со счастливым концом. Будем её сочинять по кругу. Каждый из вас будет продолжать сказку по цепочке друг за другом. Сказку начну я: "Однажды в одном городе произошла интересная история. Каждый из вас знает много историй, но эта история - необычная. Она случилась в одной семье сказочных человечков - гномиков. Они очень похожи на нас с вами, почти такие же, но только очень маленького роста, из-за чего, впрочем, они совсем не переживают. Они жили дружно и хорошо, но иногда старшие ругали Маленького Гномика. … А всякий из вас знает, что можно чувствовать, когда это случается….

    Однажды мама уходила из дома по своим делам и сказала Гномику: "Веди себя хорошо. Я скоро вернусь". Гномик остался один и…".

    Что же начал делать Гномик? Дальше продолжайте вы сами….

    После сказки с ребятами проводится обсуждение. Что случилось с Гномиком, почему? Понравилось ли ребятам сочинять сказки? Что нового узнали? Чему научились?

    Занятие 8

    Цветик-семицветик

    Направленность: Трудности обучения в школе, конфликты с учителем, трудности освоения письма.

    Далеко-далеко в большом городе жил-был самый обычный мальчик. Звали его Женя, он был чем-то похож на тебя. Ему было десять лет и, как и все дети, он ходил в школу. Ему нравилось ходить туда, ведь у него там было много-много друзей. Каждое утро при встрече они хлопали друг друга портфелями по спине и весело бежали в класс.

    И все было бы замечательно, но никак не получалось у Жени красиво писать. Буквы заваливались то влево, то вправо, а слова наезжали друг на друга и никак не хотели становиться в ряд. На уроке он так торопился скорее записать в тетрадь условие задачи, что иногда и сам потом не мог понять, что же он написал. Самого Женю это не очень расстраивало, потому что вечером после уроков можно позвонить другу, и он всегда скажет, что было в условии. Но строгая, никогда не улыбающаяся учительница все время ругала Женю, показывала его тетради всему классу и говорила, что Женя совсем не старается и пишет "как курица лапой". От этого у Жени на глаза наворачивались слезы, а руки сжимались в кулаки, ему хотелось выбежать из класса, хлопнуть дверью так, чтобы во всей школе зазвенели стекла. А самое неприятное заключалось в том, что задачи он стал решать гораздо хуже и медленнее, чем раньше, потому что все время старался уследить за буквами и цифрами и забывал об условии задачи.

    сказкотерапия коррекционный агрессивное поведение

    Однажды прекрасным воскресным денем, они вместе с мамой и папой пошли гулять в парк. По дороге они весело шуршали сухими листьями на дорожках - ведь была осень, - любовались на уток в пруду и ели мороженное. А когда они возвращались домой, Женя вдруг увидел свою учительницу. Она гуляла в парке с мальчиком, почти таким же, как Женя, только он не шуршал осенними листьями в парке и не бегал наперегонки с другими детьми, он тихо сидел в коляске, а мама катила ее по дорожке.

    Той ночью Жене приснился сон, что он идет по полю среди множества разных цветов. И вдруг среди них он увидел один цветок, у которого было семь лепестков разного цвета. Женя сразу понял, что нашел тот самый волшебный цветик-семицветик, который выполняет любые желания. Женя хотел сразу же загадать себе взрослый велосипед с семью скоростями, но вспомнил, что у него уже есть такой. Тогда он подумал, что было бы хорошо, если бы его каракули перестали быть каракулями, а превратились бы в ровные строчки, как у его соседки по парте Маринки, чтобы учительница перестала наконец его ругать. Но подумал, что красиво писать он должен научиться непременно сам, без всякого волшебства, потому что он может это сделать сам, а волшебство помогает только тогда, когда человек сам не может чего-то сделать. И тут Женя вспомнил, что у его учительницы есть сын, который не может ходить, и решил, что цветик-семицветик нужно, конечно, отдать ей.

    Утром Женя проснулся очень рано, мама и папа еще спали. Он сделал из цветной бумаги цветик-семицветик и в школе отдал его учительнице.

    Первый раз Женя видел свою учительницу такой: она улыбалась, а глаза у нее были такими же добрыми, как у мамы.

    Вопросы для обсуждения:

    Что чувствовал Женя по отношению к учительнице? Почему Женя во сне решил отдать цветик-семицветик? Из-за чего и как изменилось отношение Жени к учительнице? Почему Женя решил научиться писать без всякого волшебства? Согласен ли ты с ним? Как это сделать?

    С ребятами после сказки делается "цветик-семицветик" из бумаги, для того человека с которым у ребенка плохие и сложные отношения. Детям говорится о том, что нет ничего плохого в том, что бы первому подойти мириться, а это наоборот очень мужественный и благородный поступок, за который людей начинают уважать и ценить. Это можно обсудить с ребятами.

    Занятие 9

    Ребята, возьмите альбомный листок бумаги и нарисуйте на нем "Дерево-Гнева", самого беспощадного и свирепого, таким, каким вы его себе представляете.

    Давайте его разорвем на маленькие кусочки (при возможности можно сжечь) и выбросим, чтобы он никогда не смог помешать вашим планам и не портил отношения с теми людьми, которые вам желают добра.

    Сейчас я вам расскажу интересную сказку о невиданной стране, в которую не может попасть ни один человек. Этот мир параллелен нашему, он отражение человеческих душ, его можно увидеть только тогда, когда начинаешь задумываться о своих поступках.

    Сказка о Деревьях-Характерах

    В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли… Деревья-Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко далеко….

    У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе и Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность.

    На одном Дереве-Характере ветвь Отношение к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была скрючена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу, как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

    Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля - такими они были тяжёлыми, зато лёгкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь - от корней до кроны - покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками - это были прямые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и беззаботные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле.

    Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь у каждого человека в жизни складывается всё по-разному, верно?

    Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала и вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

    Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки.

    Вы бы хотели побывать в этом необычном месте? Не боитесь? Каким вы представляете свое Дерево-Характер? Дома для себя нарисуйте свое Дерево-Характер, его можете ни кому не показывать. Если оно будет не таким, каким вам хотелось бы его видеть, вы можете, изменяя себя изменить и Дерево.

    III - этап . Психологические игры - упражнение .

    Занятие 10

    Цель: закрепление полученных навыков, гармонизация личности, получение обратной связи.

    Упражнение " Мой сосед справа похож на… ": Каждый по очереди говорит, на какое животное похож его сосед.

    Упражнение " Аплодисменты ": каждый по очереди говорит спасибокому-тоиз группы и аплодирует ему, затем тот, кому сказали "спасибо" продолжает говорить, тем самым количество аплодирующих увеличивается, а последнему достается больше всего аплодисментов.

    Упражнение " Самый веселый смех ": Один желающих ребят должен рассмешить остальных, другие наоборот должны проявлять сдержанность и не смеяться. Попробовать могут все желающие.

    Упражнение " Успокой чудовище " : Все по очереди будут чудовищем. Чудовище накрывают большим куском материала и оно начинает рычать, все остальные должны его успокоить, подходя и ласково гладя его. Подходят все сразу.

    Упражнение " Подари подарок ": К аждый по очереди дарит волшебный подарок том, кому хочется. Подарок может быть любым.

    Таким образом, с помощью метода сказкотерапии возможно обучить детей конструктивным способом выплескивания агрессии, релаксировать.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Сказка как поиск жизненного сценария и материала для психологической помощи ребенку. Арттерапия и сказкотерапия - психокоррекционные методики для психологической помощи детям. Выявление влияния сказок на развитие коммуникативных способностей детей.

      дипломная работа , добавлен 13.01.2010

      Теоретический анализ проблем тревожности в отечественной и зарубежной психологии. Причины ее возникновения и особенности проявления у детей. Разработка программы коррекционно-развивающих занятий по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.

      дипломная работа , добавлен 29.11.2010

      Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием. Коррекционно-развивающая игра в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Исследование методик, позволяющих выявить умственные способности детей.

      курсовая работа , добавлен 09.11.2012

      Изучение взаимосвязи уровня тревожности и социометрического статуса у детей. Исследование стратегий взаимодействия, их влияния на эффективность совместной деятельности. Обзор коррекционно-развивающих занятий, направленных на снижение тревожности у детей.

      курсовая работа , добавлен 26.11.2011

      Характеристика метода сказкотерапии. Основные типы сказок. Организация процесса сказкотерапии, формы и методы работы. Использование в трансактном анализе ролевого взаимодействия в сказках. Этапы в развитии сказкотерапии, ее диагностический аспект.

      контрольная работа , добавлен 28.01.2017

      Исследование сущности психологической коррекции как вида деятельности практического психолога. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Основные принципы психолого-педагогической коррекции. План занятий для коррекции общения у старших дошкольников.

      контрольная работа , добавлен 20.01.2015

      Особенности развития представления об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в психолого-педагогической литературе. Выявление уровня развития представлений об эмоциях у детей с ЗПР посредством игровой терапии.

      дипломная работа , добавлен 04.02.2011

      Работа с агрессивным поведением детей в рамках практической психологии. Систематизация методик по снижению агрессивности у детей школьного возраста. Понимание природы агрессивного поведения в психологической науке. Специфика агрессивного поведения детей.

      дипломная работа , добавлен 03.07.2015

      Физиологические, психологические особенности и потребности детей 2-3 лет, методы их оптимального удовлетворения в семье, необходимые для полноценного развития малыша. Реализация коррекционно-развивающей программы по психологическому развитию дошкольников.

      творческая работа , добавлен 11.06.2010

      Исследование проблемы изучения страхов у детей дошкольного возраста. Рассмотрение подходов к преодолению детских страхов. Особенности страхов у детей с нарушением зрения. Использование коррекционно-развивающих занятий как средства преодоления страхов.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!