Правильное воспитание ребенка в возрасте от года до трех лет.

В разделе ‘Ребенок от года до трех лет’ опубликованы интересные и познавательные статьи о воспитании, развитии речи, подготовке к детскому саду и здоровье ребенка от года до трех лет . Читайте, обсуждайте и советуйте. Поверьте, мы старались, не забудьте оценить статью лайком

Как приучить малыша к горшку? С чего начать? Как приучить ребенка к горшку за 7 дней по Комаровскому. Памперсы – полезное изобретение человечества. Теперь молодая мама избавлена от постоянной стирки грязных пеленок и другой одежды. Вспомним народную поговорку: «Терпение и труд все перетрут». Она очень подходит к нашей теме. Наши …

09.12.2015

Что делать с детской скромностью? Стеснительный ребенок 5 лет как ему помочь ответы психолога. Ваш ребенок веселый и ласковый, озорной и артистичный, шустрый и обаятельный. Но… только когда вы с ним наедине. Присутствие посторонних вызывает у крохи панику и слезы. Еще обиднее, когда все лавры в компании достаются другому малышу - …

09.12.2015

Несмотря на упорные слухи о глобальном потеплении, зиму в наших краях никто пока не отменял. По опыту последних лет трудно сказать, какой она будет на этот раз - снежной, с дождями, с солнцем или ветром. А у многих и опыта никакого нет. Для самых маленьких это вообще первая (или вторая-третья) в их жизни зима. …

09.12.2015

Питьевой йогурт детям. Многие считают, что молока (особенно детям младшего возраста) надо пить как можно больше. Но есть и сомневающиеся, которые говорят, что польза цельного молока сильно преувеличена. Его не все хорошо усваивают, а нужные для организма вещества можно получить и с другими продуктами. Так, например, в стакане коровьего молока …

09.12.2015

Наконец-то настали долгожданные деньки, когда теплая весна плавно перетекает в благодатное лето. Родители стараются побольше времени проводить с детьми на улице, излюбленным местом прогулок становится песочница. К гуляющим в парке бабушке с внучкой подбежал симпатичный щенок. Он прыгал вокруг, с охотой бегал за палочкой и даже позволил себя погладить. Девочка хотела …

09.12.2015

Грудное вскармливание ребенка. Завершение Как закончить грудное вскармливание для мамы. В последнее время вопрос грудного вскармливания очень широко обсуждается среди молодых мам, врачей-педиатров и другой общественности. Вопросы стимуляции лактации, поддержание уровня грудного молока – об этом можно найти массу информации в СМИ. Грудное вскармливание позволяет ребенку получать все необходимые специфические факторы …

09.12.2015

Поведение малыша в год. Этапы развития Поведение ребенка в 3 года воспитание. В развитии ребенка от года до трех лет существуют свои этапы. Однако, развиваясь, ребенок допускает ошибки, начинает развиваться неправильно. Поведение с родителями. Формирование личности. Ребенок до трех лет закладывает основы социализации, формируется полноценная личность, в которой сложно будет …

09.12.2015

Питание в год и старше Рацион питания ребёнка в 1 год и 3 месяца. Первый год жизни при самых благоприятных обстоятельствах ребенок питается преимущественно на грудном вскармливании. Если при каких-то обстоятельствах женщина не может или не хочет кормить грудью, то питание ребенка состоит из искусственных смесей. Совершенствуется система пищеварения, ферменты могут …

Ребенок должен садиться за стол в спокойном состоянии – не возбужденным, не утомленным и не раздраженным, поэтому возвращайтесь с прогулки за 20–30 минут до обеда или ужина, чтобы набегавшийся и наигравшийся малыш

мог успокоиться. Для этого ему можно предложить тихую игру.

Малыш за столом

Уже с первых лет жизни нужно воспитывать у малыша умение правильно вести себя за столом. Но спешить в этом деле не следует. Малыш должен чувствовать себя за столом раскованным, а время приема пищи должно быть приятным для него. Это напрямую связано с процессами пищеварения.

Мы предвидим ваш вопрос: а как же быть с хорошими манерами? Ведь не секрет, что малыш, особенно в первое время после того, как он стал есть самостоятельно, ведет себя за столом подобно маленькому «свину».

Приучать ребенка к опрятности во время еды следует исподволь. И здесь необходим прежде всего ваш собственный пример. Садитесь за стол вместе с вашим ребенком, используйте это время для спокойной беседы о том, что ест малыш, как это полезно.

Покажите ему, как держать ложку. Начинать учить малыша пользоваться ею можно с 1 года 1 месяца – 1 года 2 месяцев. Предложите ему для начала есть ложкой блюдо, которое он очень любит, например протертую морковь с яблоком. Такое пюре легко зачерпнуть ложкой, оно не вываливается на стол при малейшей оплошности ребенка.

В первое время вам придется помогать малышу. И не только показывая, как нужно пользоваться ложкой, но и используя метод «пассивных движений». Не раздражайтесь, если у ребенка не все получается так, как вам хотелось бы.

Не забывайте, что в этом возрасте ручная моторика у вашего сына или дочери находится еще в стадии становления, ребенку трудно освоить сразу те далеко не простые движения, которые для нас, взрослых, столь естественны.

Если вы будете чрезмерно требовательны и строги, у ребенка может сформироваться отрицательное отношение к приему пищи, и тогда у вас возникнут серьезные проблемы с питанием.

Для того чтобы ребенок скорее «освоил» ложку, предоставляйте ему почаще возможность есть самостоятельно. При этом выбирайте такое время, когда вы никуда не спешите.

При вашем благожелательном и спокойном отношении, при достаточно частой тренировке ребенок уже к середине 2-го года жизни будет есть самостоятельно. Ребятишек, страдающих расстройством аппетита, нередко приходится готовить к приему пищи. Для этого можно использовать страсть маленьких детей делать что-нибудь, как мама.

В этом возрасте малыш должен знать, что перед едой нужно вымыть руки. Пусть он сам надевает на себя фартучек или нагрудник, сервирует стол, предварительно покрыв его клеенкой или положив на нее салфетку.

Малыша лучше кормить отдельно. За общим столом он отвлекается, требует дать то, что по возрасту ему никак не положено, капризничает. Хотя есть дети, которые едят лучше и за общим столом. Но в любом случае место, где ребенок ест, должно быть постоянным.

Во время еды помогайте малышу оставаться чистым. Так начинает складываться навык опрятности за столом. Если малыш пачкает личико или пальчики пищей, сначала вытирайте его вы, а затем предложите ему сделать это самому. При спокойном и неукоснительном приучении к опрятности малыш уже к концу 3-го года жизни ест аккуратно, а закончив еду, вытирает руки и губы салфеткой.

Во время еды нельзя торопить ребенка, заставлять его есть насильно. Подчас малыш, не желающий есть, не глотает пищу, держит ее во рту, в то время как бабушка или мама засовывают ему в рот все новые ложки с едой. Ни к чему иному, как к расстройству аппетита и отвращению к пище, такой метод кормления не приводит.

Если малыш не хочет есть, позвольте ему выйти из-за стола. Но тут уж постарайтесь выдержать характер и ничего из еды не давайте ребенку до следующего кормления. Пусть ваше родительское сердце не сжимается от жалости. Ничего ужасного не произойдет, если ребенок не поел однажды.

Как раз перекусы в таком случае – плохая мера воспитания. Ребенок быстро разберется в вашей слабости и будет ее использовать в дальнейшем. Так проблему с кормлением вам не решить.

Во время еды приучайте ребенка выражать свои просьбы спокойно и вежливо, пользуясь словом «пожалуйста». И вновь подчеркнем – в поведении ребенка отражаются те формы обращения, которые приняты у вас в семье.

Вам трудно требовать от малыша придерживаться норм поведения, которых он не встречал в повседневной жизни. Помните о том, что малыш в этом возрасте во всем подражает Вам .

Рацион ребёнка 1 — 3 лет

В возрасте от 1 года до 2 лет ребёнок должен получать 95 мл жидкости на 1 кг массы тела, в возрасте от 2 до 3 лет – 60 мл.
Поэтому в дневном рационе ребенка не менее пяти блюд должны быть жидкими (молоко, кофе с молоком, чай на завтрак, первое и третье блюда – в обед, сок – в полдник, простокваша, кефир – на ужин).
Но во время ужина ребенку лучше пить поменьше. Утолять жажду перед сном можно фруктами и ягодами.

Суточный объем пищи для детей от 1 до 1,5 года в среднем 1000–1200 мл, от 1, 5 года до 3 лет – 1200–1400 мл.

При распределении калорийности питания советуем придерживаться следующей схемы. На завтрак должно приходиться 30%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 20% общего количества калорий (в возрасте от 1 до 1,5 года – 1250–1300 ккал, от 1,5 года до 3 лет – 1400–1500 ккал в сутки).

При этом ежедневная потребность в источниках питания (на 1 кг массы тела) составляет: в белках – 4 г, жирах – 4 г, углеводах – 15–16 г. Другими словами, соотношение белков, жиров и углеводов в рационе должно быть 1:1:4.

После года молоко и молочные продукты по-прежнему играют большую роль в питании малыша. Они должны входить в меню ежедневно. Молока ребенку требуется не менее 500–600 мл (как в натуральном виде, так и для приготовления отдельных блюд).

Кисломолочные продукты детям так же полезны, как и на 1-м году жизни.

Творог и сыр – источники полноценных белков и жиров, они хорошо перевариваются и усваиваются. Однако в натуральном виде творог можно давать только из молочной кухни или приготовленный дома из свежего кефира. Сыр детям до полутора лет лучше предлагать только неострых, некопченых, мягких сортов.

Сливки и сметана слишком богаты полезным молочным жиром, поэтому их не дают ребенку в натуральном виде. Заправляйте ими супы, готовьте с ними соусы. Сметану из магазина необходимо термически обрабатывать.

Далее в разделе приведен набор продуктов на каждый день, но это не значит, что ребенок, например, ежедневно должен съедать 40 г творога, 5 г сметаны и 3 г сыра. Лучше всего давать их 2–4 раза в неделю, но в больших количествах. Если сегодня он съел 100-граммовый сырник и 30 г сметаны, то в следующие дни эти продукты будут отсутствовать на его столе.

Мясо или рыбу нужно подавать ребенку ежедневно. Дети обычно любят молочные сосиски, нежирные сорта вареной колбасы. Давайте им эти «деликатесы», но только в том случае, если они свежие. Можно рекомендовать детские мясные консервы (непременно следя за сроком их годности и никогда не пользуясь уличной торговлей).

Рыба – ценный продукт питания, в ней содержатся легкоусвояемые белки. Детям в возрасте от 1 года до 3 лет можно давать любую нежирную морскую рыбу и все виды речной. Не очень полезны жирные деликатесные сорта рыб – палтус, осетрина, лосось, семга, угорь, а также рыбные консервы и икра. Они плохо перевариваются и к тому же могут вызывать аллергические реакции.

Ребенку в раннем возрасте необходимо в сутки 35–100 г мяса и 25–30 г рыбы. Советуем вам в течение недели 4–5 дней давать мясо (по 100–130 г) и 2–3 дня – рыбу (по 70–100 г).

Яйцо ребенку старше года уже можно давать целиком, а не только желток. И все же будьте осторожны: у некоторых малышей возникают аллергические реакции на белок куриного яйца.

Яйца дают маленьким детям по-прежнему только в крутом виде или омлетах, запеканках, сырниках.

Сырые яйца давать нельзя, так как в них содержатся овомукоид и авидин – вещества, подавляющие действие пищеварительных ферментов. При термической обработке эти соединения разрушаются, и белок яйца усваивается практически полностью.
Целесообразно давать одно яйцо через день-два.

Всем детям раннего возраста полезно растительное масло. Но обращаем ваше внимание на то, что при термической обработке (например, во время жаренья) растительные масла быстро окисляются и теряют многие свои полезные качества.

Поэтому их лучше использовать в натуральном виде, заправляя ими салаты и овощные пюре. Причем для заправки блюд лучше применять нерафинированные масла. Содержащиеся в них фосфолипиды улучшают обмен веществ.

Сливочное масло лучше добавлять в каши или мазать на хлеб. Использовать его для жаренья не стоит, так как при нагревании оно теряет свои ценные качества.

Ребята очень любят баранки, сухари, бублики. Наиболее полезен хлеб из ржаной или пшеничной муки грубого помола. Он богат витаминами группы В и растительными белками.

Крупы в качестве источника растительного белка, витаминов и минеральных солей также необходимы детям. Из круп в раннем возрасте первое место занимают гречневая и овсяная. Но теперь можно ввести в рацион ячневую, перловую, рисовую, реже – пшенную крупы.

Макаронные изделия менее богаты витаминами и минеральными веществами, но легко перевариваются. Кроме того, дети, как правило, любят макароны. Однако их не стоит включать в рацион малышей, масса тела которых находится на пределе избыточности.

Горох, фасоль, бобы, чечевица из-за грубой клетчатки и того, что они пучат, редко используются в питании малышей.

Сахар обязательно входит в рацион ребенка любого возраста. Это должны быть полезные природные сахара фруктоза или глюкоза, но ни в коем случае не сахароза (это эффективный иммунодепрессант и главная причина кариеса зубов).

Если в питании в качестве сладостей используются фруктоза и сладкие фрукты (свежие и сухофрукты), ограничивать их не нужно.

От года до трех его количество сахаров в среднем не должно превышать 50 г в сутки. Если нет возможности отказаться от сахарозы, ее жесткое ограничение должно стать для вас законом (потребление сахарозы вредно для организма человека, тем более ребенка).

Не поощряйте знакомых и родных, которые приносят в качестве гостинца конфетку или шоколад. Это не очень нужное лакомство в таком возрасте. Если давать ребенку шоколад, то только черный горький не ниже 70%-ного – в нем содержатся полезные вещества. Но малейшая примесь молока эти полезные свойства шоколада блокирует. Потому шоколад не должен быть молочным, и его не следует есть с молоком.

Многие промышленные сладости из-за содержания в них синтетических ароматизаторов и вкусовых веществ вызывают аллергические реакции, содержащаяся в них сахароза портит зубы.

Уж если давать ребенку сладкое, то пусть это будет мармелад или пастила, лучше приготовленные самостоятельно.

Промышленные сладости можно давать только в небольших количествах – не более 10–15 г в сутки. Еще лучше в качестве полезных сладостей использовать сладкие сушеные фрукты – финики, курагу, инжир, изюм, чернослив, различные компотные смеси.

Чрезвычайно полезны ребенку овощи, фрукты, зелень. И не только из-за содержания в них витаминов (хотя наборы витаминов в растительных продуктах весьма ограничены), большого количества минеральных веществ, пектина, клетчатки, углеводов, но и потому, что они выравнивают кислотно-щелочное состояние организма. Изменение его в сторону кислотности или щелочности приводит к различным заболеваниям.

Овощи можно давать малышу самые разнообразные – морковь, капусту, свеклу, помидоры, огурцы, тыкву, цветную капусту, зеленый лук.

Необходимо добавлять в еду зелень – петрушку, сельдерей, укроп.

Хорошо влияет на пищеварение кисель из ревеня.

Меню ребёнка 1-3 лет

Для того чтобы ребенок с удовольствием ел, мало хорошего аппетита и прекрасного настроения перед едой. Пища должна быть достаточно разнообразной, а объем блюд – таким, чтобы ребенок с удовольствием съедал все.

Например, не допускается, чтобы в течение дня малыш не раз получал одно и то же блюдо, или 2 раза в день – каши (например, на завтрак и ужин), хотя бы и разные, или, скажем, вермишелевый суп на первое и отварную вермишель на гарнир ко второму блюду и т. д.

Если малыш страдает плохим аппетитом, ему можно вообще не давать суп, заменив его соком или водой. Если же ребенку с хорошим аппетитом недостаточно для насыщения обычного количества пищи, ему можно предложить еще салат, овощной гарнир или даже суп, но без хлеба.

На завтрак и ужин дети могут получать различные молочные каши, но отдавать предпочтение лучше все же гречневой и овсяной. Очень любят дети каши с овощами и фруктами (овсяную, манную или рисовую – с тыквой, изюмом и т. д.).

Каши чередуют с овощными блюдами (овощное рагу, тушеная капуста или свекла, морковь в молочном соусе, овощная икра).

Готовят и смешанные крупоовощные блюда (овощные голубцы с рисом, морковные, картофельные, капустные, свекольные котлеты с соусом, различные запеканки).

Очень полезны детям блюда из творога (сырники, запеканки, ленивые вареники), а также из яиц (омлет натуральный, омлет с различными овощами, с картофелем, яблоками).

Промышленно произведенные колбасные изделия (сосиски, сардельки, вареную колбасу) следует исключить полностью и навсегда.

На завтрак дети могут получать колбасные изделия жареную или отварную рыбу, вымоченную сельдь или селедочный паштет, приготовленный непосредственно перед кормлением, а также бутербродные смеси на основе отварной или жареной рыбы.

По возможности на завтрак и ужин детям дают салаты из свежих овощей и фруктов, правда, меньшими порциями, чем на обед. Салаты особенно рекомендуются летом, когда из-за жары у ребятишек ухудшается аппетит.

Во время завтрака малыши охотно пьют, хотя бы каждый день, злаковый (суррогатный, ненатуральный) кофе с молоком, предпочитая его простому молоку, а также чай с молоком или какао (если ребенок его хорошо переносит), а на ужин – кефир, молоко или чай с молоком.

В обед малыш обычно съедает четыре блюда. Сначала идет салат, лучше из свежих овощей и фруктов, с добавлением свежей зелени. Чтобы ребенок более охотно съедал овощной салат, в него можно добавлять фрукты (например, мелко нарезанная свежая капуста с изюмом, тертая морковь с яблоками, вареная тертая свекла с черносливом).

На первое ребенок может получать как бульоны (мясной, рыбный, куриный), так и супы на этих бульонах, постные овощные супы-пюре со сметаной, молочные с овощами или макаронными изделиями. Выбор первых блюд для детей раннего возраста очень широк.

В качестве вторых блюд ребенок съедает, как правило, все мясо, предназначенное ему на день. Это могут быть паровые кнели, рулет с яйцом, суфле, котлеты, пюре, запеканки с мясом говядины, птицы или с рыбой; тушеное, или запеченное, или жареное мясо (рыба, птица). А также различные мясные и мясо-печеночные паштеты.

На третье детям лучше давать свежие фрукты или ягоды, соки или компоты из свежих либо сухих фруктов и ягод, фруктовые пюре, свежеприготовленные или консервированные для детского питания.

Нежелательно готовить кисели из концентратов. Пищевой ценности они не имеют, а углеводами детей перегружают. Вообще, надо взять в правило готовить ребенку пищу только из натуральных исходных продуктов, а не из концентратов или консервов.

На полдник малыши с удовольствием едят печенье или выпечку разного рода, молоко, кефир, свежие фрукты и ягоды.

Помня об основных правилах составления детского меню и стараясь следовать рекомендациям специалистов, не нужно забывать и об индивидуальных пристрастиях малыша к тем или иным блюдам, если, конечно, речь идет не о сладостях.

Некоторые детишки оказывают настолько ярко выраженное предпочтение какому-либо блюду, что близкие вынуждены порой выдерживать настоящие сражения при попытках заменить это блюдо на другое, более питательное или вкусное, по их мнению.

«Я знала одного маленького мальчика, – пишет известный детский психолог Э. Ле Шан, – который испытывал подлинную страсть к вареным макаронам и тефтелям. Его мать хотела, чтобы он получал сытный завтрак. И каждое утро превращалось в пытку для всей семьи, пока она не поняла, что макароны и тефтели столь же питательны, как и большинство продуктов для завтрака. В течение трех лет мальчик ел на завтрак макароны».

Есть малыши, которые на завтрак с удовольствием едят суп, или обязательно сосиски с картофельным пюре, или еще что-нибудь постоянное. Некоторые малыши в течение нескольких дней требуют одно и то же блюдо, отказываясь от других, а потом, насытившись им, могут увлечься каким-либо другим.

Если вы встретились с подобной оригинальностью у своего малыша, наш совет – отнеситесь к ней с уважением. Чаще всего борьба с маленьким ребенком из-за еды либо приводит к стойкому нарушению у него аппетита или отказу есть за столом, либо превращается для малыша в повод заявлять во время трапезы о своей независимости и утверждаться в ней.

Встречаются и другие ситуации, к которым взрослые относятся порой чересчур серьезно, хотя они того не заслуживают.

Многие дети, например, во время обеда, прежде чем приступить к салату, с наслаждением выпивают компот или сок или съедают что-нибудь сладкое. Часто это бывает поводом для бурного выяснения отношений с сыном или дочкой. Нужно ли это? Поверьте, нет. Понаблюдайте за малышом. Если он после такой прелюдии с удовольствием съедает весь обед, оставьте тот порядок приема пищи, который ребенок сам установил для себя. Этот выход из положения будет самым благоразумным. Вы не только сумеете избежать неблагоприятных последствий подхода к ребенку «с позиции силы», но и сохраните и даже упрочите отношения с ним.

Существует мнение, что при составлении меню для ребенка рацион не должен быть строго сбалансирован каждый день. Детям свойственны отклонения от питания «по науке».

Но в то же время они инстинктивно стремятся к его уравновешенности, правда, в более широком, чем один день, временном промежутке – в течение нескольких недель и даже месяцев. И это вам также следует учитывать.

При составлении меню руководствуйтесь правилом: еда не только источник всех необходимых для ребенка питательных веществ, но и повод для удовольствия. У ребенка ни в коем случае не должны быть связаны с ней неприятные эмоции.

Позвольте сыну или дочери в известной мере выбирать пищу из того разнообразия блюд, которое вы ему или ей предлагаете.

Приготовление пищи для ребёнка 1-3 лет

Для приготовления детского питания нужно использовать только доброкачественные продукты.

Блюда для детей первой половины 2-го года жизни это – по преимуществу блюда из протертых продуктов. Такая особенность питания малышей этого возраста связана с тем, что у них в достаточной мере не сформирован жевательный аппарат. И все же детишек постепенно приучают к более грубой пище.

Салаты готовят из сырых и вареных овощей, протертых на мелкой терке. Первые блюда – это прежде всего супы-пюре. Однако детишкам можно давать и суп с общего стола. Содержимое его размельчают непосредственно перед употреблением прямо в тарелке – вилкой или ложкой.

Вторые блюда из говядины, рыбы или птицы готовят на пару.

Яйца дают детям сваренными вкрутую и размятыми, добавляя в отварную вермишель, мясной рулет, зразы. Из яиц можно готовить паровой омлет на водяной бане в течение 20 минут. Яйца добавляют также в тесто во время приготовления оладий, блинчиков, запеканок. Желтки растирают с сахаром, а охлажденные белки сбивают венчиком. Благодаря такой подготовке яиц тесто получается пористым и лучше усваивается.

Крупы (манка исключается, до 3 лет она крайне нежелательна из-за высокого содержания глютена), перед приготовлением перебирают и хорошо промывают, а затем засыпают в кипящую воду и варят до готовности. Дети до 1,5–2 лет получают непротертые, но сильно разваренные каши.

Только в особых случаях каши из овсяной, гречневой, рисовой и перловой круп, приготовленные из целых зерен, протирают через сито (миксером не пользуются).

Для приготовления каш молоко в сыром виде добавляют к уже сваренной крупе и смесь доводят до кипения. Протирают кашу перед добавлением молока. Если вы готовите кашу с овощами или фруктами, то в готовое блюдо вводят либо пюре из тушеных овощей, либо пюре из свежих яблок, слив, персиков.

После 1,5–2 лет в меню ребенка можно включать блюда из тех же продуктов, но запеченных и даже жареных, но сначала без панировки. Позже их перед жарением обваливают в муке или толченых сухарях. Овощи для салатов в этом возрасте можно натирать уже на крупной терке или мелко резать ножом.

Мясо хорошо промывают в проточной воде, срезают загрязненные места и клеймо. Замороженное мясо нужно оттаивать в крупных кусках в холодильнике или при комнатной температуре. Если эту процедуру проводить в воде, особенно теплой, то теряется много сока, а следовательно, и питательных веществ. Оттаявшее мясо нужно сразу использовать. Вообще, лучше начинать готовить замороженное мясо не размораживая. Или лишь слегка разморозив до состояния, когда можно резать ножом.

Для приготовления пюре, суфле, рулета, мясо опускают в кипящую воду (в таком случае в нем сохраняется больше питательных веществ) и варят до готовности.

Затем мясо пропускают через мясорубку дважды, добавляют мясной бульон и доводят до кипения.

С замороженными курами поступают так же. Но дополнительно из тушки удаляют остатки перьев, опаливают, потрошат, тщательно промывают холодной проточной водой.

Если вам нужен бульон, мясо режут на куски, кости рубят, все это опускают в холодную воду и варят на медленном огне 1,5–2 часа. Приправы (коренья, лук) и соль добавляют за 20–30 минут до окончания варки.

Фарш для котлет, биточков, фрикаделек готовят непосредственно перед его использованием. Паровые котлеты и тефтели тушат в духовке 30 минут, котлеты обжаривают с обеих сторон 10 минут, а затем пропекают в духовом шкафу.

ВАЖНО! Промышленно замороженную рыбу покупать и кушать нельзя. В нее для увеличения веса вводят воду с весьма токсичными полифосфатами. Так в рыбу удается вморозить 55% воды. При оттаивании таким образом замороженной рыбы вода из нее льется ручьем, а ядовитые полифосфаты остаются в рыбе.
Самостоятельно замороженную свежую рыбу можно с успехом хранить в холодильнике до 2 месяцев. В пищевом отношении она ничем не хуже свежей.
Свежую рыбу перед замораживанием следует очистить, порезать на порционные куски, поместить в полиэтиленовые пакеты и заморозить.

Замороженную рыбу оттаивают при комнатной температуре, потрошат, удаляют кости и готовят. Ее варят, тушат или жарят.

Субпродукты сначала многократно промывают проточной водой. Если готовят печень, то из нее вырезают крупные сосуды, пленки, желчный пузырь. Почки надрезают вдоль, снимают пленки, замачивают в холодной воде на 3–4 часа, а затем тщательно промывают в проточной воде.

В питании детей раннего возраста широко применяют разнообразные пудинги, в которые наряду с крупами входят фрукты, овощи, мясо, рыба. Благодаря тому что ингредиенты пудинга измельчают, протирают, разрыхляют (для чего используют взбитые яичные белки, которые вводят в готовую массу перед запеканием в духовом шкафу или отвариванием на водяной бане), это блюдо получается пышным и легко усваивается, а потому особенно рекомендуется для детского питания.

Из вязких каш можно готовить котлеты или биточки. С вареньем, повидлом, джемом, сладкой подливкой или киселем дети их едят с удовольствием. В охлажденную до 50–60°C кашу добавляют сырые яйца, массу хорошо вымешивают, формуют котлеты или биточки, а затем пропекают в духовом шкафу 5–7 минут.

Макаронные изделия засыпают в подсоленную кипящую воду, варят до готовности, откидывают на дуршлаг и промывают горячей кипяченой водой. Макаронные изделия во время варки поглощают количество воды в 2 раза большего объема, чем собственный. Поэтому для их варки нужно брать достаточно много воды. Из готовых макаронных изделий, смешивая их с яйцом, протертыми тушеными овощами, творогом, яблоками, черносливом и т. д., готовят запеканки (смесь в течение часа запекают в духовке).

Блюда из бобовых для раннего возраста готовят редко, и в основном в виде протертых супов. Для этого горох, фасоль, бобы перебирают и замачивают в холодной воде на 3–4 часа, затем воду сливают и варят до готовности в другой воде. Продукт протирают через сито.
ВАЖНО! Фасоль следует замачивать на 8-12 часов только в предварительно прокипяченной и остуженной воде. Еще лучше использовать воду дистиллированную. При замачивании фасоли в сырой воде, она становится твердой, стекловидной из-за содержащихся в воде солей кальция. Замачивание лучше проводить в холодильнике. Варить фасоль следует на самом слабом огне, т.к. достаточно 3-х минут бурного кипения, чтобы фасоль утратила мягкость и стала стекловидной.

Детям раннего возраста можно давать булочки, пирожки, печенье. В бисквитное, песочное и дрожжевое тесто в этом случае можно добавлять только сливочное масло (но не маргарин – с 1 января 2008 года он строго запрещен даже в питании солдат Российской Армии).

Кроме того, до полутора лет детям лучше не давать изделия из дрожжевого теста, оно еще недостаточно хорошо усваивается ими. В этом возрасте рекомендуются печенье из песочного теста и подсушенные бисквиты.

Все блюда для детей раннего возраста готовят на сливочном и растительном масле. Объем последнего должен составлять около 15% от общего объема используемых жиров.

При приготовлении детской пищи исключаются острые и пряные приправы и содержащие их соусы.

Для улучшения вкуса блюд лучше применять овощи (помидоры, сладкий перец), фрукты, кислые соки, щавель, листовую зелень.


«Wellness»: здоровое питание и комплекс мультивитаминов и минералов

Ребёнок развивается. Как? Нормы развития от года до двух.

Оксана Макерова

Развитие ребенка от года до двух лет

Общая подвижность

Малый ребенок проявляет большую активность с моторной точки зрения. Ходьба становится все более уверенной с сохранением хорошего равновесия. Потребность в движении преобладает в течение всего периода "малого ребенка". Это следует понимать как желание пользоваться и владеть своими мышцами во всех направлениях. Ребенок бегает. Лазит повсюду. Сам того не сознавая, ребенок следует поговорке "дело мастера боится". Даже если ему случается упасть, малыш берется снова за начатое, чтобы, добившись своего, начать новое дело. Живость и жизнерадостность ребенка в этом возрасте изумительны. Ему удается "вывести из строя" всю семью. По какой-то внутренней необходимости ребенок находится в постоянном действии, движении. Несмотря на это, длинные прогулки его утомляют, не соответствуют его естественным нуждам.
В возрасте 12-15 месяцев большинство детей умеет ходить самостоятельно.
В 1 год 4 месяца он пытается бегать. Но получается у него это еще неуклюже. В этом же возрасте многие дети могут взбираться по ступенькам, поддерживаемые за руки.
В 1 год 10 месяцев ребенок уже умеет спускаться по лестнице, поддерживаемый за руки, или подниматься, держась за перила.
В 2 года он может уже хорошо бегать, но еще часто падает.
В период между 1,5 и 2 годами ребенок старается катать мяч ногой.

Тонкая подвижность

Параллельно с общей подвижностью происходит дальнейшее развитие мелкой моторики. Ребенок становится все более ловким! Очень часто малыш, схватив предмет, ударяет им, выпускает из рук, бросает или кидает его в другое место. Он начинает рыться по ящикам, шкафам, вынимает оттуда разные предметы.
В период от 1 года до 2 лет ребенок начинает пользоваться карандашом. Но держит он его всей рукой, вертикально. Ребенку доставляет удовольствие проводить различные линии, в большинстве случаев это вертикальные неровные линии. Но не меньше радости малышу доставляет и комкание бумаги, малыш "не ценит" написанное.
В этот период ребенок умеет держать ложку, чашку. Предпочитает есть сам, но весь пачкается во время еды.
Большинство детей в этот возрастной период умеют поворачивать страницы книги, захватывая по нескольку страниц сразу.

Речь

В развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний, отдельных звукоподражательных комплексов ребенок переходит к образованию простых предложений.
В 1 год ребенок соотносит звуки и слоги с определенными людьми, предметами. Например, "ав-ав" - собака, "га-га" - гусь, "би-би" - машина.
В 1 год 4 месяца малыш уже может адекватно употреблять слова: мама, папа, на, дай, нет.
В 1 год 8 месяцев ребенок произносит 6 осмысленных слов, показывает все части тела, которые называет ему взрослый. Лексический запас - более 10 слов.
В 2 года ребенок должен уметь строить короткие фразы из 2-3 слов. Малыш должен понимать разницу между словами: большой, маленький. К концу двух лет появляются слова: я, ты. Словарный запас к концу двух лет должен быть более 300 слов.
Дорогие родители! Важно помнить, что в этот возрастной период ваш ребенок находится в стадии исследования, постоянного упражнения, которые большинство из вас найдет как нечто утомительное и даже мучительное. Но очень важно помнить, что ваше вмешательство с целью "приструнить" ребенка, убедить его словами или даже более сильными мерами "быть умницей", оказывает на него тормозящее действие. Ребенку в этом возрасте необходим процесс исследования для формирования в будущем соответствующей ловкости и здорового трудолюбия. Помните, что малышу нужно время, чтобы научиться понимать порядок, существующий в мире взрослых.
Хочу остановиться на некоторых моментах, которые могут свидетельствовать о задержке темпов развития. Таких моментов несколько. Если к двум годам ребенок:
- не не произносит 3-х слов, не умеет показывать жестами двух близких лиц или 3-4 предмета в комнате;
- не может самостоятельно садиться, вставать на ноги;
- контакт с окружающим миром настолько слабый, что ребенок не может отличить ласковое слово от категорического "нет";
- не следит взглядом за расположенными или передвигаемыми сбоку предметами, не пробует схватить их;
- не испытывает чувства ожидания (игра в "кукушку", "козу рогатую");
- во время кормления не устанавливает никакого контакта с кормящим его лицом.
Уважаемые родители, заметив те или иные отклонения от темпов нормального развития, советую вам не терять время и обратиться за консультацией к специалистам: неврологу, психологу, логопеду, педиатру.

Периоды речевого развития ребенка

Что и когда должен научиться говорить ваш малыш

Мамы и папы, бабушки и дедушки! В своих письмах вы часто задаете такие вопросы: "Когда малыш должен научиться говорить букву "р"", "В 2 года не говорит буквы "л", "рь"...", "Внучке 1,5 года, но не произносит буквы "щ", "л", "р". Также приходят письма с просьбами рассказать о развитии речи в онтогенезе, рассказать, когда и какие звуки должен уметь произносить ребенок. Выполняя эти просьбы и одновременно отвечая на подобные вопросы, предлагаю вашему вниманию статью о становлении и развитии речи ребенка по возрастам.

При написании статьи использованы материалы работ:
А. Н. Гвоздева "Вопросы изучения детской речи" - М., 1961;
Е. Н. Винарской "Раннее речевое развитие ребенка: актуальные проблемы дефектологии. - М., 1992, 1987;
Е. Ф. Архиповой "Логопедическая работа с детьми раннего возраста". - М., 2006.
Рекомендую также прочитать книгу, вышедшую под редакцией Лисиной М. И. "Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми" - М., 1985.
С учетом тесной морфологической и синтаксической системы языка выделяют 3 периода формирования грамматического строя речи.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает в себя 2 этапа: этап однословного предложения и этап предложений из нескольких слов-корней.

1. Этап однословного предложения
(возраст от 1 года 3 мес. до 1 года 8 мес.)
На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложений (однословные предложения). В речи малыша лишь небольшое количество слов, которые используются для выражения его желаний потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет малыш, не имеют определенной грамматической формы. Это аморфные слова-корни ("би" - машина, поехали и т.д., "гу" - гулять, голуби...). В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания, лепетные слова ("ди" - иди, уходи, "мокко" - молоко, мокро). Всего должно насчитываться около 29 таких аморфных слов-корней. Из них названия лиц, предметов около 22-25, и глаголов ("бух", "ди"…) - 5-7.
Звукопроизношение.
Ребенок должен хорошо произносить ударные гласные а, о, у, и; согласные м, п, б, к, д, ть, сь, пь,х, ль. Стечение согласных малыш произносить еще не может.
Слоговая структура слова.
Часто воспроизводится один слог в слова (ударный) или два одинаковых слога ("га-га", "ту-ту").
2. Этап предложений из нескольких слов-корней
(возраст от 1 года 8 мес. до 1 года 10 мес.)
На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала 2, затем 3 слова, т.е. в речи появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова, в высказывании связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной неизмененной форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения ("дай", "неси", "спать").
Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Формально-знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Например, при восприятии различных форм слов (дом, домой, домом, дому) ребенок воспринимает лишь общую часть этих слов (дом). Количество аморфных слов-корней увеличивается до 87.
Звукопроизношение.
Часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный. Появляется стечение согласных в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цък.
Слоговая структура слова.
Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов. Например, молоко - "мокко".

ВТОРОЙ ПЕРИОД - период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 мес. до 3 лет). Этот период включает в себя 3 этапа: этап формирования первых слов, этап использования флективной системы языка для выражения синтаксических связей слов и этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.

1. Этап формирования первых форм слов
(возраст от 1 года 10 мес. до 2 лет 1 мес.)
На этом этапе малыш начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются:
- формы именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием "-ы", "-и" (фонетически всегда "-и" по причине смягчения согласных);
- формы винительного падежа с окончанием "- у". Например, кису, куклу;
- иногда появляются формы родительного падежа с окончанием "- ы", окончание "- е" для обозначения места (на столе - "толе").
Первыми грамматическими признаками глаголов являются:
- повелительное наклонение 2-го лица ед. числа (иди, неси);
- формы 3-го лица ед. числа настоящего времени без чередования в основе (сидит, спит);
- возвратные и невозвратные глаголы.
К 2 годам появляются прилагательные, чаще в им. пад. ед. числа мужского и женского рода, но без согласования с существительными.
Таким образом, в речи малыша начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже с глаголом изъявительного наклонения ("Мальчик гуляет"), некоторые формы глагольного управления ("Дай кису"). Но в речи еще имеется большое количество аграмматизмов. На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-4 слов.
Объективным показателем правильного хода развития речи на этом этапе является появление к 2 годам первых фраз ("Вот таи." - "Вот шары"). При нормальном речевом развитии в возрасте 2 лет - 2 лет 2 мес. выделяется период физиологических аграмматизмов, когда ребенок пользуется предложением без соответствующего грамматического оформления. Этот период в норме длится всего несколько месяцев и в дальнейшем без специального обучения ребенок самостоятельно начинает усваивать нормативное употребление грамматических конструкций.
Наличие стойких аграмматизмов на протяжении следующих этапов развития являются важным показателем для своевременного определения общего недоразвития речи у 3-х летнего малыша.
Звукопроизношение.
К двум годам появляются твердые согласные звуки "т", "д", "п". Все чаще стечение согласных замещается одним звуком.
Слоговая структура слова.
В трехсложных словах все еще опускается слог, чаще всего предударный ("кусу" - укушу); может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах.
2. Этап использования флективной системы для выражения синтаксических связей слов
(возраст от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.)
Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основных разных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединения корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма. Например, "молотокм", "человеки", "левы". На этом этапе еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения.
Среди грамматических форм существительных усваиваются:
- беспредложные формы косвенных падежей: винительный, родительный, дательный, творительный;
- наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения;
- усваивается изменение глаголов по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.);
- разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского, женского и среднего рода.
Согласование прилагательных еще не усвоено. В речи наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательных с существительными. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных.
Личные местоимения уже усвоены.
В речи детей на этом этапе уже появляются некоторые семантически простые предлоги: в, на, у, с, однако их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний.
Звукопроизношение.
Появляются твердые согласные звуки: в, с, з, л. Отмечается смешение артикуляционно-близких звуков. Стечения согласных все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произноятся правильно.
Слоговая структура слова.
Во многих сложных словах опускается предударный слог, иногда приставки. Например, "ципилась" - зацепилась.
3. Этап усвоения служебных слов ля выражения синтаксических отношений
(возраст от 2 лет 6 мес. до 3 лет)
На этом этапе дети правильно употребляют простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы. Продолжается усвоение более частых правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных:
- усвоение окончаний мн. числа "- ов", "-ами", "-ах";
- падежных окончаний им. пад. мн. числа "-а", "-на".
На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. В речи ребенка происходит дальнейшие развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются служебные слова: союзы и, а, то, потому что, тогда, когда.
Звукопроизношение.
Появляется произношение таких согласных, как, ч, щ, ж, ц. Заканчивается усвоение групп согласных.
Слоговая структура слова.
Нарушается редко, в основном в малознакомых словах.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД - период дальнейшего усвоения морфологической системы (возраст от 3 до 7 лет).

В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения, спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), т.к. ребенок овладеваете не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой "фильтров", накладываемых на использование общих правил.
В речи детей 4 лет еще иногда встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении ("пени", "левы"), но после 4,5 лет такие ошибки должны исчезнуть. Остаются до 5 лет лишь нарушения чередования в основе глагола (заплатю - заплачу). Усваивается глагольное управление.
Звукопроизношение.
К 5 годам правильно произносятся все звуки. Ребенок может оценивать своё и чужое произношение.
Слоговая структура слова.
Нарушений не должно быть.
Важным в этот период является то, что с 4 лет 6 мес. идет попытка объяснить слова на основе их значения (детская этимология). С пяти лет дети размышляют по поводу рода существительных, наблюдают за синонимами. Таким образом, к школьному периоду ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.

Дорогие читатели! Хочу, чтобы, читая мою статью, вы помнили о том, что сроки и темпы овладения речью носят индивидуальный характер и зависят от особенностей нервной системы ребенка и условий его воспитания. У некоторых детей период, когда пассивная речь опережает активную, а понимание значительно больше, чем произносимых слов, затягивается до 2-2,5 лет.

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка
как один из методов развития речи

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

Вашему малышу исполнился один год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо. Умеет открывать и закрывать крышки коробок, банок.
Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.).
В 1,5 - 2,5 года детям даются более сложные задания:
- застёгивание пуговиц;
- завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);
- переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.
Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша, развиваются его тактильные ощущения.
Дальше, дорогие читатели, хочу предложить вашему вниманию упражнения для пальчиков. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа. Предлагаю для занятий следующие упражнения.

* * *
    «ШАЛУН»

    Наша Маша варила кашу

    Кашу сварила, малышей кормила.

    (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

    Этому дала, этому дала,

    Этому дала, этому дала,

    (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

    А этому - не дала.

    Он много шалил,

    Свою тарелку разбил.

    (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

    «БЕЛОЧКА»
    (по мотивам народной песенки)

    Сидит белка на тележке,

    Продаёт свои орешки;

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке косолапому,

    Заиньке усатому.

    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

    «ДЕТКИ»

    Крепкие, дружные,

    Все такие нужные.

    (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

    Тише, тише, тише,

    Не шумите!

    Наших деток не будите!

    Птички станут щебетать,

    Будут пальчики вставать.

    (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

    «ПО ГРИБЫ»
    (потешка)

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Мы идём грибы искать!

    Этот пальчик в лес пошёл,

    Этот пальчик гриб нашёл.

    Этот пальчик чистить стал.

    Этот пальчик жарить стал,

    Этот пальчик всё съел,

    Оттого и потолстел.

    (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

    «ПАЛЬЧИКИ»

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Вышли пальчики гулять!

    Раз, два, три, четыре, пять,

    В домик спрятались опять.

    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

    «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

    Раз, два, три, четыре, пять,

    (загибать пальцы, начиная с большого)

    Будем листья собирать.

    (сжимать и разжимать кулачки)

    Листья берёзы, листья рябины,

    (загибать пальчики, начиная с большого)

    Листья тополя, листья осины,

    Листики дуба мы соберём.

    «ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

    Есть игрушки у меня:

    (хлопать в ладоши)

    Паровоз и два коня,

    Серебристый самолёт,

    Три ракеты, вездеход,

    Самосвал,

    Подъёмный кран.

    (загибать поочерёдно пальчики)

    «ПАСТУШОК»

    Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

    Потерял пастух дуду.

    (пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)

    А я дудочку нашла,

    Пастушку я отдала.

    (хлопки в ладоши)

    Ну-ка, милый пастушок,

    Ты спеши-ка на лужок,

    Там Бурёнка лежит

    На теляток глядит.

    А домой не идёт,

    Молочка не несёт.

    Надо кашу варить,

    Деток (можно произносить имя вашего малыша)

    Кашей кормить.

    (указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)

    Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа.

* * *

Когда вашему малышу исполнится 2,5-3 года, начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте рекомендую использовать фигурки с изображаением животных, птиц, предметов. Все фигурки - с небольшим стихотворным сопровождением.

* * *

«ОЧКИ»

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)

Ножки, спинка и сиденье -

Вот вам стул на удивленье.

(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)

У стола 4 ножки

Сверху крышка, как ладошка.

«ЛОДКА»

(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

«ПАРОХОД»

(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)

Пароход плывёт по речке

И пыхтит он, словно печка.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)

У козы торчат рога,

Может забодать она.

(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)

Жук летит, жук жужжит

И усами шевелит.

* * *

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Дорогие родители, бабушки и дедушки! Я желаю вам удачи и терпения в занятиях с малышом

Первые три года ребенка – особенно важные для воспитания. В первых двух лет ребенок слушает и запоминает, а начиная с трех лет, начинает повторять то, что показалось особенно интересным, значительным. Если упустить этот период и не выработать у ребенка правильные модели поведения, то в дальнейшем может быть очень сложно перевоспитать его.

Можно выделить два основных этапа в развитии малыша: от года до двух, и от двух до трех лет.

Возраст от 1 до 3-х лет - период формирования характера

Особенности воспитания ребенка в период от года до двух лет

На данном этапе развития поведение детей еще не устойчиво, требуется постоянный контроль со стороны родителей. Начиная с годовалого возраста следует стремиться сохранять у ребенка хорошее, позитивное настроение, играть с ним в веселые, познавательные игры, предназначенные для детей от года.


Развивающие игрушки для детей до 3-х лет должны обеспечить родители

Однако не только игры и беседы с ребенком являются элементами воспитания. Особое внимание следует также уделять:

  • Умыванию, гигиеническим процедурам;
  • Развитию культурных навыков;
  • Одеванию;
  • Внешнему виду;
  • Режиму питания;
  • Режиму сна;
  • Общению с родителями и посторонними людьми;
  • Общению со сверстниками;
  • Понимают требований взрослого человека;
  • Соблюдению порядка в доме.

Совет: Развитие и воспитание ребенка следует производить в разных направлениях, при этом стремясь использовать не поучительную, а игровую форму.

Годовалый и полуторагодовалый малыш лучше всего запомнить ваши требования, если они будут преподнесены необычно. Избегайте в общении с ребенком грубого тона, это может привести к обратному результату – ребенок не захочет выполнять требования.

Что нужно знать родителям о воспитании

Каждый ребенок берет пример со своих родителей и близкого окружения. Если родители употребляют нецензурные выражения, не следят за порядком и внешним видом, нет ничего удивительно в том, что ребенок примет такую же модель поведения. Просьбы убрать игрушки на место или надеть чистую одежду будут сопровождаться истериками.

Лучшие книги по воспитанию

Чтобы этого избежать, необходимо преподнести ребенку правильную модель поведения:

  • Одевая ребенка, обращайте внимание на чистоту его одежды, и указывайте на пятна при их появлении. Следите за тем, чтобы и на вашей одежде не было пятен;
  • При кормлении ребенка подкладывайте салфетку, и хвалите малыша за стремление воспользоваться ею. В возрасте до трех лет малыш лучше поймет похвалу. Ругань его только обидит;
  • Следует приучить ребенка к тому, что после прочтения детской сказки и пожелания «Спокойной ночи» следует отдыхать. Родителям не обязательно, уложив ребенка, также отправляться спать, однако нужно заниматься спокойными делами и не шуметь;
  • Чувство времени у крохи поначалу отсутствует, его необходимо выработать. Это требует колоссальных усилий. Подъем, питание и прогулки, а также отход ко сну должны происходить примерно в одно время.

Совет: Поощряйте у детей желание подражать родителям. Покормив игрушки, ребенок может захотеть помыть посуду, пусть даже понарошку. Позвольте ему это сделать.


В 2-3 года дети копируют поведение старших

Развивающие игры – как элемент воспитания ребенка до двух лет

Двухлетний ребенок еще не понимает, что хорошо, а что плохо, и основная обязанность каждого родителя – объяснить ему это.

Простейшие игры с воспитательным элементом, в которые можно играть с ребенком от года до двух лет:

  1. Девочки любят играть с куклами с самого малого возраста. Помогайте дочке одевать куклу, кормить и купать. Важно: лучше всего купить крупную, тряпичную куклу, без мелких деталей.
  2. Прививать любовь к порядку у мальчиков можно, играя в «парковку». После игры все машинки должны заехать на парковку, роль которой может играть стол, или картонная коробка.
  3. Делая с ребенком зарядку, поощряйте правильность выполнения упражнений. Важно: упражнения должны быть очень простыми, например: «покачаться на ветру», или «вырасти и стать деревом».

Приучение к порядку надо начинать с 2-х лет

После игры всегда собирайте игрушки ребенка в специально отведенное для этого место, и просите малыша помочь вам.

Прививаем ребенку понимание и исполнение требований взрослого

Слово «нельзя» ребенок должен научиться понимать еще до года. Начиная с года и до двух лет важно приучить детей не только к пониманию слов «нельзя» и «можно», но и к послушанию. Малыш должен не только понять, что он сделал что – то плохое, но и не делать больше этого.

Совет: многие родители любят сюсюкать с ребенком. Это не совсем правильно. Общаться с малышом нужно, как со взрослым, при этом избегая сухости и грубости в голосе. Дарите малышу хорошее настроение.


Ребенок должен беспрекословно выполнять слово нельзя

Как только ребенок сделал что – то плохое, следует сделать голос более строгим, поругать малыша. Если родители всегда ласковы, то ребенок сразу заметит произошедшую перемену, и будет стараться в дальнейшем не вызывать такой реакции своими поступками.

Важно не терять терпение. Иногда приходится повторять одно и то же несколько раз, прежде чем малыш запомнит или примет к сведению доносимую до него информацию.

Два года – это тот возраст, когда малыш только учится понимать мир.


Родители должны сохранять терпение

Особенности воспитания ребенка в период от двух до трех лет

К 2-3 летнему возрасту ребенок начинает пользоваться многими умениями, полученными в процессе развития, и становится личностью. Это время часто становится сложным для родителей.

Ребенок осознает свое «Я» и показывает его, но при этом еще не совсем понимает требований и опасности, не всегда может осуществить свои задумки.


Проявления кризиса 3-х лет и что делать родителям

На что следует обратить внимание при воспитании в данный период:

  • В момент не провоцируйте развитие конфликта, а напротив, стремитесь его погасить. Лучше даже уступить ребенку в непринципиальном случае, нежели отстаивать до конца свою точку зрения и тем самым лишь усугубить кризисную ситуацию;
  • Играйте с ребенком. Зачастую, чтобы заставить малыша поесть, проще сказать простую фразу: «Я положила котлетку в тарелку, но ты ее ни в коем случае не трогай». После такой фразы малыш пожелает взять котлету сам;
  • Помните, что ребенок, совершая дурной поступок, не желает сделать зло. Он изучает мир, реакцию на свои действия;
  • Стремитесь не вешать распространенные ярлыки: «Ты хулиган», «ты неряха». Лучше попытаться исправить ситуацию в обратную сторону.

Симптомы кризиса 3-х лет

Ребенок – это счастье, помните об этом даже в трудные моменты. Только проявляя терпение и упорство можно вырастить достойного, уверенного в себе человека. Первые три года – самые важные для становления характера и поведения.

Сложности приучения к горшку

Когда ребенку исполняется два годика, горшку. Некоторые дети начинают садиться на горшок раньше, другие – позже. Здесь не существует определенной нормы. Если приложить терпение и усилия, то результат обязательно появится.


Приучение к горшку надо начинать в 1,5 года

Советы для родителей, приучающих детей к горшку:

  • Начинать приучение следует около года, максимум в полтора годика. Однако результата чаще всего добиваются к двум – двум с половиной годам. Приучая ребенка, избегайте нажима, будьте доброжелательны.
  • Горшок следует поставить в удобном, доступном для малыша месте.
  • Дома снимайте с ребенка памперсы. Первое время он будет делать лужицы по всему дому, но вскоре поймет, куда их нужно делать.
  • Сажайте ребенка на горшок тогда, когда явно заметно его желание сходить в туалет. Если же ребенок занят игрой, а вы отрываете его и силком сажаете на горшок, приучение может существенно затянутся.
  • В продаже появились горшки – трансформеры. Ребенок может сначала пользоваться им, как обычным горшком, а в последствии садиться на горшок, прикрепленный к унитазу.

Горшок трансформер 3 в 1

Приучение малыша к самостоятельности

Приучение к самостоятельности – важный этап воспитания ребенка до трех лет. Ближе к трехлетнему возрасту, ребенок начинает идентифицировать себя, как личность. В этот момент очень важно дать ему понять, что самостоятельность – это хорошее качество.

Не стремитесь сами все сделать за ребенка. Одеваясь на прогулку, дождитесь, пока малыш сам натянет обувь, даже если он делает это очень долго.


Приучение к самостоятельности - важный элемент воспитания

В воспитании самостоятельности очень важно не переступить тонкую грань между терпеливостью и потаканию детским капризам. Будьте для ребенка не строгим наставником, а помощником.

Важно: У ребенка не получится сделать все правильно с первого раза. Будьте готовы к этому и проявите терпение. Очень важно вырастить уверенного в себе, не закомплексованного человека.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок пытается есть суп вилкой. Родители стремятся объяснить ребенку, что есть нужно ложкой и отбирают вилку. Однако это не совсем правильно. Чтобы ребенок стал самостоятельным, объясните ему один раз, что суп едят ложкой, но оставьте и вилку. Через несколько попыток ребенок сам поймет, что вилкой съесть жидкий суп невозможно.

Воспитание детей – трудная, но интересная обязанность каждого родителя. Следуя проверенным советам можно существенно облегчить процесс воспитания малыша и добиться больших успехов. Воспитать своих детей правильно должен каждый родитель.

У каждого ребенка можно выделить несколько кризисных периодов на пути взросления. Один из них приходится на трехлетний возраст, однако многие педиатры его характеризуют как кризис 2-3 лет. Что же происходит с ребенком в это время и почему родителям стоит удвоить бдительность? Поговорим о том, как пережить этот нелегкий период и как определить, что ребенок растет и развивается в соответствии с его возрастными нормами.

Первый значимый кризисный период может наступить и раньше 3 лет

Физические показатели

Для начала стоит разобраться в том, что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 года. Однако не менее важно выяснить, какие условия необходимо обеспечить малышу, чтобы он не отставал от сверстников. Полноценному и всестороннему развитию способствует не только воспитание, но и:

  • грамотно составленный режим дня;
  • сбалансированное питание;
  • прогулки;
  • активные игры, физкультура.

Если малыш растет в нормальных условиях, родители уделяют ему достаточно внимания, проблем в физическом развитии не возникнет. Ребенок в этом возрасте может хорошо выполнять указания взрослых, а также действовать по собственному усмотрению, добиваясь поставленных задач. Итак, основные умения и характерные этапы развития ребенка в промежутке 2-3 лет:

  • Умение ходить, бегать, прыгать, передвигаться на носочках, на пятках, приседать, переступать через невысокий порог.
  • Играть с мячом – бросать его кому-либо, попадать в корзину, стену.
  • После небольшой тренировки ловить мяч двумя руками.
  • Имитировать поведение других людей. Играть, повторяя действия мамы, папы, старшей сестры или брата.
  • Параллельно выполнять больше одного действия - например, прыгнуть, хлопнув в ладоши.
  • Учится кататься на велосипеде – осваивает четырех- либо трехколесную модель.
  • Пробовать плавать, кататься на коньках, лыжах, роликах.

Ребенку этого возраста под силу освоение трехколесного велосипеда

Интеллектуальный уровень

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Далее мы перечислим особенности развития детей 2-3 лет - их интеллектуального, логического мышления. Все приведенные нормы одобрены специалистами по воспитанию, умственному и физическому развитию малышей. При этом они являются лишь ориентировочными. Если двухлетний малыш в чем-то не дотягивает до средних показателей, есть смысл работать с ним в данном направлении. Разберемся, что должен понимать, запоминать ребенок, а также насколько он должен уметь выражать свои мысли и эмоции.

Развитие памяти, логического мышления

Внимание 2-летнего ребенка все еще нестабильное, но чем старше он становится, тем больше времени может проводить за каким-то одним занятием. Ближе к трем годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 10-15 минут, если его что-то заинтересовало. Это может быть новая игрушка, мультфильм, занятия с мамой.

В этом возрасте стремительно развивается память – малыш может запоминать самые значимые события его жизни, которые произошли неделю, месяц или больше времени назад. Например, сын может помнить о том, что ездил с мамой и папой к бабушке, ходил в цирк или нашел под елкой подарок от Деда Мороза.

Что может ребенок:

  • правильно соединять детали разборной игрушки, которая имеет не менее 4 составляющих – собирать пирамиду, составлять картинку из простых паззлов, строить башню из кубиков;
  • уметь определять предмет по одной его детали – крылья принадлежат бабочке, колеса от машинки;
  • определять, какого цвета предмет;
  • уметь различать – одинаковые игрушки или разные, какая кукла большая, а какая маленькая;
  • различать форму предметов – квадрат, круг, треугольник;
  • понимать значения определений – эта игрушка мягкая, чай теплый, стул тяжелый;
  • определять недостающие части на картинке – какому персонажу художник забыл нарисовать хвост, у кого не хватает ушей и т.д.;
  • находить предмет по его характеристикам;
  • уметь рассказать маме, что он видел на рисунке, фотографии – сколько персонажей находится в домике, что каждый из них делает, во что одет;
  • рассказать о том, что делал целый день.

Теперь малыш осмысленно строит фразы, может рассказывать о произошедших или вымышленных событиях

Если что-то из перечисленного пока недоступно ребенку, значит нужно тренировать данное умение. Правильное воспитание малыша подразумевает стимулирование логического мышления: учить пересказывать услышанное, описывать картинки, концентрировать внимание.

Счет и логика

Кроха в этом юном возрасте уже должен ориентироваться в простых математических понятиях. Ребенка можно уже учить считать, объяснять, что счет производится слева направо. Следить, чтобы при счете маленький ученик не пропускал цифры. На третьем году жизни малыша можно учить:

  • считать до 5;
  • помнить, что на руках по пять пальцев;
  • сравнению – больше, меньше, шире, длиннее;
  • пониманию, что на картинке нарисовано много предметов, либо один предмет;
  • соотносить слова со знакомыми цифрами – три стула в комнате, два окна;
  • показывать, что находится сверху, что снизу.

Речь и словарный запас

В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас. Считается, что трехлетний ребенок вполне может иметь словарь из 1200-1500 слов. Именно в этом возрасте формируется умение составлять простые фразы, состоящие из 3-4 слов. Уже к трем годам малыш сможет свободно применять сложные предложения. Он должен воспринимать речь взрослого на таком уровне, чтобы понимать суть коротких рассказов, воспринимать описание предмета, который он в данный момент не видит, или какого-либо события. В этом возрасте дети:

  • Знают названия предметов, которые видят, которыми пользуются они и их родители. Понимают их функцию, степень важности.
  • Ориентируются в таких обобщениях: «животные», «птицы», «транспорт», «посуда», определяют, что из увиденного относится к определенной группе.
  • Начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолет летит, мама варит суп, мишка на картинке кушает.
  • Понимают, в чем состоит смысл некоторых профессий, разбираются, что делает швея, шофер, почтальон.
  • Отвечают на простые вопросы. Если малыш склонен отвечать односложно, нужно стимулировать его давать развернутый ответ.
  • Задают вопросы взрослым.

Быть «почемучкой» совершенно естественно для ребенка такого возраста
  • Могут знать пару простых стихотворений до 4 строк.
  • С помощью мамы стараются составить рассказ по рисунку или фото.
  • Узнают животных или героев мультфильмов по их характерным звукам – поросенок делает «хрю-хрю», корова «му», воробей чирикает.
  • Дети к трем годам могут использовать в речи имя существительное, глаголы, определения.
  • Ребенок пробует общаться не только со взрослыми, но и с детьми.

Время для игр и творчества

Игра – это мощный стимул в развитии ребенка. С ее помощью он самовыражается, учится подражать взрослым, незаметно для себя запоминает названия предметов, последовательность действий в той или иной ситуации. Развитие ребенка в возрасте 2-3 лет подразумевает, что он может:

  • помнить слова считалок, песенок, стишков;
  • рисовать карандашами, фломастерами, лепить из пластилина шарики, колбаски;
  • с удовольствием заниматься творчеством под руководством взрослого.

Родителям необходимо стараться стимулировать сына или дочь творчески мыслить, развивать мелкую моторику, умение выражать себя с помощью поделок, рисунков. Для этого нужно создать дома творческую атмосферу, дать возможность малышу использовать глину для лепки, конструктор, различные развивающие игрушки.

Мама и папа обязаны осознавать, что развитие мелкой моторики создает предпосылки к улучшению речи, памяти, внимания. Желательно обеспечить малыша игровыми предметами такого типа:

  • паззлами, матрешками, пирамидами, различными сортерами, конструкторами, мозаиками;
  • наборами для имитации взрослой жизнипластиковой посудой, чемоданчиком доктора, оборудованием для магазина и т.п.;
  • развивающей литературой, книгами по возрасту (рекомендуем прочитать: ).

Психологический портрет

На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы. Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки. Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам. Перечислим характерные психологические особенности детей 2-3 лет:

  • нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
  • удлиняется период бодрствования до 7 часов;
  • появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
  • он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.

Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.

Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:

  • перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
  • повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.

Стремление быть полностью самостоятельным является характерным признаком ребенка-трехлетки

Знакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».

Именно сейчас родители замечают признаки наступления пресловутого «кризиса трех лет». Очень важно очертить допустимые границы самостоятельности и не отступать от оговоренных правил. Например, мама с папой вправе запретить крохе пользоваться электроприборами без присмотра, открывать окна, брать в руки нож. В то же время, он вполне может справиться со столовыми приборами для детей – вилкой и ложкой, мыть руки самостоятельно, стоя на маленьком стульчике и т.д.

Родителям следует четко понимать, в чем нуждается кроха и постараться создать такие условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно. Воспитывая малыша, неверно ударяться в крайности: допускать вседозволенность либо усиленно опекать кроху. Мы отметим ключевые моменты, которые нужно принимать во внимание родителям детей этого возраста:

  • Воспитание ребенка в 2 года подразумевает всяческое поощрение самостоятельности, похвалу при каждом новом достижении (см. также: ).
  • Показывать свое отношение к его стараниям, давать понять, что маме и папе небезразличен результат.
  • Не перехватывать инициативу и не доводить начатое ребенком до конца, если у него не вышло сделать самому. Лучше облегчить условия задачи, дать совет для ее решения, простимулировать выполнить ее снова.

Именно в этом возрасте ребенку можно привить трудолюбие и самостоятельность - для достижения результата достаточно просто не пресекать его инициативу
  • Мама и папа не должны смеяться или шутить, если у крохи что-либо не получается.
  • Быть терпеливыми, помнить, что нужно время для того, чтобы малыш научился какому-либо действию.
  • Не ругать кроху, нервно одергивая, если он не смог сделать что-то аккуратно, либо сломал игрушку, стараясь понять, как она устроена.
  • Демонстрировать доверие и уверенность в том, что он справится с задачей.

Грамотное воспитание ребенка в возрасте 2-3 лет – это постоянное поощрение, стимулирование к преодолению сложностей, подготовка к тому, что не все дается просто. Очень важно формировать в ребенке веру в свои силы. Например, если он не смог что-то сделать, успокоить его, сказать, что получится в следующий раз. В этом случае крохе будет психологически легче справиться с задачей.

Каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира. Задача родителей – не отвергать его мироощущение, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности. Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а также нести за них ответственность. Терпение и позитивный настрой помогут маме, папе и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни».

(2 оценили на 5,00 из 5 )

  • Добрый день! Помогите, пожалуйста, советом. Стоит уже паниковать, или пока подождать. Второй ребёнок, мальчик, 2.8, очень мало говорит. Катастрофически мало. Остальное развитие, после прочтения вашей статьи, примерно в норме. Кроме речи. Не четко, в основном звуки, например: свет-ки, машина — нка, паровозик томас-то ти, спокойной ночи — споть носи, много болтает сам с собой, есть простые предложения — мама не есь(мама не лезь), да маньдин (дай мандарин). Категорично не хочет учится ни в какой форме. Но очень наблюдательный. Может очень долго почти час заниматься чем-то — следить за механизмом, за интересной вещью, за зверушками, строить башни или собирать лего, пусть не очень получается. Очень скромный по характеру. Почти год назад я попала в больницу, после этого ребёнок перестал общаться со мной совсем на 2 месяца. И мне кажется, что он после этого сильно затормозил в развитии. На мой взгляд, он с тех пор почти ничему новому не научился. Но, возможно, я просто много сравниваю со старшим и каким он был в это время. Врачи никаких проблем в развитии по возрасту не находили.

  • Здравствуйте! Ребёнок, мальчик 1,11 плохой сон, беспокойный, диагноз у невролога: последствия поражения ЦНС, принимает Атараксия, но для сна не помогает! Что можете посоветовать, как наладить сон?



  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!