Правильное положение руки при письме. Способы привития навыка верно брать пишущий предмет

Всем детям, поступившим в школу, приходится писать. И не у всех, к сожалению, это получается одинаково хорошо. Дело в том, что письмо – это непростой навык, требующий хорошей подготовки мелких мышц руки ребенка для выполнения четких, хорошо cкоординированных движений, а также способности контролировать собственные действия довольно продолжительное время.

Подготовка к школе. Постановка руки.

Не у всех детей, по разным причинам, мышцы рук достаточно сильные и развитые. Именно поэтому необходимо с раннего возраста предпринимать определенные действия для «постановки руки» ребенка. Вы удивитесь, но начинать можно уже с 3-х летнего возраста. Любимая игрушка всех малышей – юла - поможет вам в этом.

Юла стоит недорого, но приносит невероятную пользу крохам в деле укрепления мышц. Юла может научить нескольким способам захвата ее рукоятки, что позднее пригодится в процессе научения письму. Во время игры с юлой крохе требуется напрягать руки и довольно-таки в быстром темпе производить определенные силовые движения. Если вы видите, что вашему трех-четырехлетнему чаду с трудом дается игра с юлой, насторожитесь. Это значит, что мышцы малыша ослаблены, возможно, формируются неправильно, и без определенных подготовительных упражнений ребенок будет испытывать трудности и обучаясь письму.

Поэтому, прежде чем учить детей писать, нужно подготовить их руку к самому процессу письма, поскольку данные задачи совершенно отличаются друг от друга. В этом деле могут помочь различные помощники — книги, игрушки, пособия, которые можно приобрести, как на сайте производителя , так и в магазинах.

Подготовка руки к письму содержит несколько этапов:

  • научение труду руками (различного рода ). Это означает: развитие моторики, глазомера, пространственной ориентации, внимания, умение работать аккуратно, заканчивать любое дело, а не бросать его на полпути.
  • формирования чувства ритма – научение согласованию движения и слова с соблюдением определенного ритма;
  • научение рисовально-графическим работам – раскрашивание, рисование по клеточкам, штриховка и др.
  • формирование правильной ориентации в пространстве — ориентировка на рабочей поверхности (например, на бумажном листе).

Упражнения для рук при подготовке руки к письму

Существует ряд эффективных упражнений для того, чтобы подготовить руку малыша процессу письма. Вот некоторые из них.

Упражнение «Пианист»

Малыш кладет ручки на твердую поверхность стола ладошками вниз. Необходимо поднимать пальчики по очереди. Сначала поднимаем пальчики одной руки, потом – другой. Повторяем упражнение наоборот, т.е. с другой руки.

Упражнение « Новая волна»

Ручки малыша лежат на твердой поверхности, как в упражнении 1. Только теперь нужно поднимать пальчики друг за дружкой на разных руках в одно и то же время. Начинать следует с мизинчиков.

Упражнение « Скрепочка»

Малышу следует напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул. Затем нужно опускать и поднимать пальцы, стараясь, чтобы карандаш не выскользнул.

Упражнение « Волшебные палочки»

Счетные палочки, карандаши, трубочки, ручки в количестве 10 или 15 штук выкладываем на твердую поверхность. От малыша требуется ловкость для того, чтобы собрать все палочки по очереди, используя только одну руку, а потом снова их выложить по очереди на рабочую поверхность. Важно собирать и выкладывать палочки именно по одной. И нельзя помогать себе другой рукой.

Упражнение « Ловкие шаги»

Снова напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул (как в упражнении 3). Лучше держать письменный прибор на уровне вторых фаланг пальцев. Теперь с этим карандашом, так, чтобы тот не упал, делаем пальчиками очень маленькие перемещения (шажки) по рабочей поверхности стола. Нужно «пройти всю доступную поверхность в пределах территории, куда дотягивается рука малыша.

Упражнение « Мельница»

Снова напрячь указательный и средний пальчики и зажать между ними карандаш, но только самый его кончик. От малыша требуется так повернуть руку, чтобы можно было захватить второй рукой другой, свободный, кончик карандаша. Карандаш как бы совершает вращение. При этом направление письменного прибора следует соблюдать от груди. Необходимо добиться, чтобы малыш совершал не менее 7 оборотов. Но, чем больше, тем лучше.

Упражнение « Шарик»

Малышу нужно использовать свое воображение и представить, что у него в ладошках мячик небольших размеров. Теперь этот воображаемый мячик нужно перекатывать из стороны в сторону.

Очень часто при научении письму у детей возникает так называемый «писчий спазм». Это когда в процессе письма их пальчики начинают неметь и появляются болезненные состояния, что отбивает желание у будущего первоклассника вообще учиться писать. Это явление можно предупредить при помощи простого упражнения.

Упражнение « Дружба»

В положении сидя малышу следует поставить ручки на уровень глаз, соединив ладони друг с другом. Потом одну ладонь необходимо сдвинуть немного вниз, а пальцы другой руки согнуть и как бы обнять пальцы сдвинутой вниз ладошки. Перед выполнением таких ручных «объятий» вдыхаем носом, и выдыхаем непосредственно в процессе выполнения упражнения. Делать упражнение нужно двумя руками по очереди, раз 10 – 15.

Также считаем необходимым упомянуть, что, прежде чем обучать своего малыша, необходимо определить его ведущую руку. Сейчас левшество или скрытое левшество встречается гораздо чаще, чем это было ранее. Важно это потому, что у левшей совершенно по-другому происходит распределение функций между полушариями головного мозга.

Что такое скрытое левшество?

Таким термином характеризуются дети, пишущие правой рукой, но ведущим полушарием у них остается правое, как у тех детей, которые пишут левой рукой. Именно скрытые левши, чаще всего, и испытывают трудности в обучении в школе.

Правша или левша?

Существует множество способов определить ведущую руку ребенка. Например, можно попросить малыша отвинтить крышку на бутылке, стереть что-то ластиком, протянуть ему ложку или какой-то предмет и попросить его взять его, воспользоваться ножницами, переложить что-то из одной коробки в другую. Специалисты советуют давать малышам непривычные и неожиданные для них задания, которым их не обучали, чтобы увидеть более естественную реакцию со стороны детей. Т.е., предполагается, что в неподготовленной ситуации ребенок будет выполнять задание так, как удобно именно ему.

Та рука, которой малыш будет выполнять такие задание и является у него ведущей.

Деткам-левшам, скрытым левшам и тем, кто владеет одинаково правой и левой руками требуется особое внимание в процессе подготовки и обучения письму.

Следует помнить, что упражнения с дошкольниками необходимо выполнять, используя простой карандаш там, где он требуется.

Что помогает подготовке руки к письму?

Предлагаем вам ознакомиться со списком самых эффективных занятий в деле подготовки руки вашего малыша к письму:

  • игры с мозаикой;
  • конструкторы (особенно те, где можно завинчивать различные шурупы и гайки);
  • работа с бумагой, проволокой (бусы, поделки, гирлянды, оригами и пр.);
  • плетение браслетов, шнурков, бисероплетение и пр.;
  • вязальные работы крючком и спицами;
  • вышивка;
  • шитье и пришивание (пуговиц, например);
  • вырезание ножницами;
  • использование раскрасок, рисование (в том числе, мелом);
  • ручной труд: выжигание, выпиливание, лепка, .

Как узнать, готова или не готова рука ребенка к письму?

Ваше чадо еще не прошло достаточную подготовку, если:

  • не умеет штриховать изображения, не выходя за пределы рисунка;
  • не может повторить за вами рисунок круга: изображает овал со многими дрожащими прерывистыми линиями или у него получается маленький круг;
  • фиксирует неподвижно кисть на листе бумаги;
  • постоянно переворачивает изображения.

Если вы видите, что ребенок не готов к процессу обучения письму, продолжайте выполнять с ним регулярно те упражнения, которые мы предлагаем в данной статье.

Как правильно держать ручку

Важно также обратить ваше внимание на то, как правильно держать ручку. Предложите ребенку что-нибудь написать и посмотрите, как он возьмет карандаш. Неверно, если ребенок:

  • держит пальчики так, будто хочет посолить еду, т.е. щепоткой;
  • зажимает ручку в кулаке;
  • письменный прибор располагается на поверхности указательного пальца, вместо среднего;
  • конец письменного прибора указывает в сторону, а не на плечо пишущего;
  • пальчики ребенка расположены на неправильном расстоянии от грифеля (близко или, наоборот, далеко от него).

Искаженное положение руки при письме будет помехой правильному освоению этого важного процесса, поэтому необходимо начать тренировку по исправлению ситуации. Предлагаем вашему вниманию очень эффективное коррекционное упражнение для такого случая под названием «Домик для букв».

Упражнение «Домик для букв»

Взрослому необходимо взять ручку правильно, но только отодвинуть пальцы немного повыше от грифеля (на 2 см, примерно). После этого нужно отпустить указательный палец так, чтобы карандаш удерживался только средним и большим пальцами. А указательный в это время может выполнять любые свободные движения и даже постукивать по поверхности письменного прибора. Предложите малышу повторить то же самое. Мы уверены, что такая наглядность будет для ребенка понятнее всего, и проблема снимется, не успев появиться.

Ваш ребенок держит ручку неправильно? Не кричите на него, попробуйте его переучить. Неправильный захват предмета для письма может отрицательно повлиять на детскую осанку, у малыша появляется усталость, и может развиваться сколиоз. Если вы сами будете знать, как ручку держать правильно, то научите ребенка этому нехитрому делу.

Держим ручку правильно – основные правила

Правильный захват ручки заключается в следующем:

  • помещаете ручку на верхнюю часть среднего пальца. Предсталяете, что там находится «подушечка»;
  • положите указательный палец на ручку сверху и придерживайте ее; Обращайте внимание на расстояние между пальцем и кончиком предмета для письма. Оно должно составлять от 15 до 20 мм, не больше, иначе при письме устанет рука;
  • большим пальцем придерживайте ручку слева. Он является своеобразной «подстраховкой»;

В конечном итоге, ручку придерживайте этими двумя пальцами, а лежит она на среднем. Во время письма не сжимайте сильно ручку и наклоняйте ее к плечу. Держите руку свободно, а указательный палец – прямым и расслабленным. Техника обучения для левши практически ничем не отличается от вышеуказанной, но все нужно делать в зеркальном отображении. Можете купить ручку-самоучку, предназначенную для левши.

Держим ручку правильно – обучение ребенка

Если малыш никак не может постичь азы этой науки, попробуйте обучить его правильному захвату в форме игр:

  • метод «пинцета». Берем тремя пальцами предмет для письма за кончик и ставим плотно на лист бумаги, расположенный на столе, пишущим стержнем. Передвиньте плавно пальцы вниз, они поскользят по ручке. Пальцы сами занимают правильное положение и мягко сожмут ручку;
  • использование салфетки. Разделяете на две половины обыкновенную салфетку. Для детской ручки она большая. Зажмите половину салфетки между безымянным пальцем ребенка, мизинцем и ладошкой. Попросите ребенка, чтобы он остальными тремя пальчиками обхватил ручку таким образом, чтобы салфетка не выпала из ладони. Малыш научится держать правильно ручку, пока салфетка будет зажата детскими пальчиками. В дальнейшем он привыкнет писать правильно и салфетка не понадобится;
  • использование мелков. Разломайте цветные мелки на небольшие куски, примерно по 3 см. Дайте их ребенку и попросите его порисовать. Малыш не сможет взять в кулак куски мелков такой длины и возьмет тремя пальцами. Потом он будет так же держать и предмет для письма;
  • играем в дартс. Во время метания дротиков детские пальчики располагаются на них так, как и на ручке. Представьте вместе с малышом, что ручка является своеобразным дротиком, а листок бумаги – цель, в которую нужно попасть. Игра поможет поставить правильно пальчики.


Держим ручку правильно – что не нужно делать

На неправильный захват ручки указывает следующее:

  • вы держите в кулаке ручку;
  • большой палец располагается ниже, чем указательный;
  • верх ручки направляется от плеча в сторону, а нужно направлять к плечу;
  • вы не можете расслабить кисть руки по время письма;
  • во время письма поворачиваете не кисть руки, а листок бумаги;
  • держите пальцы слишком высоко или близко к пишущему стержню.


Держим ручку правильно – использование специальных канцтоваров

Производители канцелярских товаров предлагают разные насадки на карандаши с ручками, которые способствуют обучению их правильного захвата. Предметы изготовлены в виде милых зверьков, рыбок и птичек и обязательно заинтересуют малыша. В насадках имеются специально сделанные отверстия для детских пальчиков. Поэтому просто не выйдет взять ручку неправильным образом.


Рекомендуем потратить хотя бы 20 минут в день на обучение правильному захвату ребенком ручки. Может, вы и сами ее держите неправильно? Воспользуйтесь нашими советами, и ваша техника письма станет красивой и быстрой.

Не секрет, что каждая мама хочет, чтобы учебный процесс для ее ребенка был интересен и давался легко. Именно поэтому с самого начала стоит . Мы расскажем вам о самых простых способах .

Лучше всего учить ребенка правильно держать ручку в игровой форме, тогда процесс обучения будет вызывать интерес у школьника.

С помощью салфетки

Чтобы научить ребенка правильно держать ручку этим способом, понадобятся, собственно, сама ручка и … салфетка.

Салфетку складываем в несколько раз и зажимаем ее двумя пальцами правой руки - мизинцем и безымянным, остальные пальцы выпрямлены.

Теперь свободными пальцами берем в правую руку ручку и, о чудо, ребенок держит ее правильно!

Аналогия с дротиком

Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни играл в дартс, где нужно дротиком попасть в цель. Так вот, чтобы дротик полетел куда надо, его обязательно нужно зажать в руке тремя пальцами. Когда ребенок берет в руку ручку или карандаш, напоминайте ему, что нужно держать ее или его как дротик.

Ручка - «самоучка»

Это устройство, которое надевается на ручку. Благодаря ему взять ручку неправильно просто невозможно. К тому же можно найти подобные насадки различной расцветки и в форме зверушек. Данные тренажеры можно найти как для правшей, так и для левшей.

Кстати, для малышей, которые только учатся держать в руках ложечку, есть специальная ложка-обучалка, благодаря которой ваш ребенок сможет научиться правильно брать столовые приборы в руку.

Ручка с «подсказкой» для пальцев

Ручка имеет трёхгранную форму, корпус изготовлен из мягкого материала, вес и длина ручки уменьшены. Также на корпусе ручки расположены углубления определенного размера. Все это обеспечивает правильное положение ручки в руке ребенка, а яркие цвета и веселый дизайн формируют позитивный настрой к учебе.

Метод пинцетного захвата

Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик и поставить на стол.

Теперь пальчики скользящими движениями спускаются вниз и ручка оказывается в руке в правильном положении.

Теперь только остается контролировать наклон руки ребенка.

Игра «Спокойной ночи, ручка!»

Данный способ приемлем для самых юных писарей. Можно предложить малышу “уложить” ручку или карандашик спать в детскую руку: кладем ручку в кроватку - на средний пальчик, под голову подушечку - указательный, а сверху одеялко - большой пальчик.

Основная задача взрослого в период обучения - регулярно следить за правильностью захвата ребенком письменных принадлежностей. То есть во время рисования нужно следить за правильным положением пальцев.

Если Вы заметили, что карандаш снова держится неправильно, остановите рисование и переложите его правильно.

Стоить помнить, что рисуя, дети обычно очень сильно сжимают карандаш. Пальцы потеют, и рука быстро устает. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Пусть ребенку будет интересно учиться рисовать. Подарите ему красивую книжку-раскраску или предложите изобразить сюжет из любимого мультфильма. Если ребенок будет заниматься с удовольствием, то очень скоро добьется первых успехов!

Самое главное - помнить, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. А значит, результат любого дела зависит от того, в какой форме и даже с каким настроением Вы преподнесете ребенку любые упражнения или занятия.

Научите ребенка правильно держать ручку до начла учебного года, тогда вы точно будете уверены, что ваш всезнайка с легкостью будет , а главное правильно.

Некоторые родители стремятся с пеленок вырастить из своего ребенка вундеркинда. Они ищут методики обучения чтению с 2 лет, пытаются объяснить, как сыграть простую мелодию по нотам. При этом не всегда помнят, что перед письмом и рисованием нужно научить ребенка правильно держать ручку и карандаш. Развитие не идет задом наперед. Сначала должны сформироваться точные движения пальцев, а мелкая моторика разовьет мозг намного лучше, чем умственные упражнения, недоступные понятию младенца.

Почему это так важно?

Ребенок впервые схватил в кулак карандаш и пробует что-то изобразить на бумаге. Мама с умилением смотрит на его неуклюжие движения. Не надейтесь, что со временем он сам поймет, что при правильном положении ручки писать и рисовать намного проще. Неверный захват может войти в привычку, переучить малыша будет очень сложно. Проблемы возникнут в школе, а могут перейти и во взрослую жизнь. Писать ребенок научится, возможно, даже почерк выработается разборчивый, но вид непонятным образом торчащего из пальцев письменного прибора вызовет насмешки у окружающих. И это только одна сторона вопроса. При неправильном положении ручки (карандаша) в руке во время их использования нагрузка распределяется неэффективно – идет на всю кисть и запястье, тогда как при правильном положении работа осуществляется за счет пальцев, что позволяет писать быстро, красиво (разборчиво) и не уставать.

В младших классах внимательный педагог может заняться перевоспитанием школьника, но наработанная годами привычка возьмет верх. Ребенок будет постоянно получать замечания, долго пытаться установить ручку в нужное положение. Сосредоточиться придется не на решении примеров, а на борьбе с непослушным письменным приспособлением. Если учитель не обратит внимания на неправильный захват, рука у ученика начнет быстро уставать, он станет медленнее других писать сочинения и диктанты. Проблемы могут возникнуть также со зрением и с осанкой.

Если вы против желания малыша начнете заставлять его взять карандаш правильно, ребенок может обидеться, заплакать и надолго потерять интерес к изобразительному творчеству.

Чтобы избежать конфликтов, не кладите письменные принадлежности вместе с остальными игрушками, уберите их в шкаф. Первое знакомство с ручками и фломастерами лучше проводить под руководством мамы или папы, как только родители заметят интерес ребенка к рисованию.

Первое знакомство с карандашом

Прежде чем начинать занятия, убедитесь, что вы сами держите ручку правильно. Мало кто из взрослых зажимает карандаш в кулаке или между пальцами в виде кукиша. Зато наклон письменного прибора, место захвата не у всех соответствует стандарту. Ребенок может не понять объяснения на словах, родители должны будут на собственном примере показать ему, как они сами рисуют и пишут.

Возьмите ручку и посмотрите, насколько правильно ее положение.

  • Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца, сверху ее придерживает большой, с сбоку указательный палец.
  • Безымянный палец и мизинец согнуты и прижаты к ладони.
  • Расстояние от пальцев до острия карандаша – около 1,5 см.
  • Тупой конец направлен на плечо пишущей руки.

Если заметили ошибки, откорректируйте положение письменного прибора, чтобы показать малышу правильный пример.

Теперь просмотрите весь арсенал пишущих средств ребенка. Друзья и родственники могли надарить ему карандашей самых причудливых форм, толстых ручек с множеством стержней или сувенирных миниатюрных фломастеров. Такие предметы хорошо смотрятся на стенде или в коллекции, а использовать их по прямому назначению очень неудобно, особенно когда малыш только учится держать в руках письменные принадлежности.

Возьмите карандаш толщиной 8 мм и длиной около 10-12 см. Желательно, чтобы он имел трехгранную форму, тогда пальчики сами займут правильное положение. Объясните малышу, что карандашик любит, чтобы его держали правильно, а если схватить, как попало, ему будет неприятно. Для наглядности можете показать, что когда вы ведете малыша за ручку, ему весело и хорошо, а если держать за ногу, будет очень неудобно.

Упражнение для формирования правильного захвата

Освоить нужное положение пальцев малышу очень сложно. Отложите на некоторое время уроки рисования и займитесь упражнениями, развивающими правильный захват карандаша. Не устраивайте серьезные тренировки, ребенку они быстро наскучат. Все должно проходить в форме игры.

Проделайте 8 упражнений и посмотрите, что у малыша лучше получается. Попробуйте следующие методы.

  1. Сначала карандашик можно приласкать. Поставьте его вертикально, уприте нижний конец в твердую поверхность. Малыш берется за верхнюю часть большим, указательным и средним пальцем и проводит вниз, будто гладит.
  2. Ручка устала и хочет спать. Средний палец будет кроваткой, указательный – подушкой, а большой – одеялом. При этом можно напевать колыбельную, или приговаривать «Баю-бай». Когда пишущий прибор займет правильное положение, можно поставить кулачок на стол и поводить по бумаге, этими линиями карандаш скажет «Спасибо» за хороший отдых.
  3. Полотенце для карандаша. Дайте малышу небольшой лоскуток ткани, который он должен будет прижимать к ладони мизинцем и указательным пальцем. Скажите, что ручка умылась и хочет вытереться или ей нужно высморкаться в носовой платочек. Нужно, удерживая салфетку, взять пишущий прибор. Ухватить его неправильным способом будет очень сложно, скорее всего, пальчики займут нужное положение.
  4. Насадка для письма. В отделах детских канцтоваров можно найти большой выбор специальных насадок в виде забавных животных, птичек, рыбок. Ваш карандашик завел себе кошечку, теперь нужно с ней поиграть. На приспособлении есть отверстия для пальцев, малыш обязательно возьмет ручку правильно и сможет нарисовать различные «каляки-маляки».
  5. Обучающие тренажеры. Если хотите, чтобы ребенок без долгих упражнений сразу взял пишущий прибор правильно, купите ручку-тренажер Stаbilо LеftRight. На ее трехгранной поверхности сделаны выемки для пальцев, малыш сразу возьмет ее правильным способом и сможет рисовать.
  6. Мелки. Ваш упрямец никак не хочет подружиться с карандашиком и держать его правильно? От обиды карандаш ушел от такого хозяина, теперь можно рисовать только мелками. Не давайте малышу большой стержень, отломите маленький кусочек, который невозможно зажать в кулаке. Рисовать двумя пальцами сложно, грифель наклоняется то в одну, то в другую сторону. В результате ребенку придется взять его нужным способом – пинцетным захватом.
  7. Дартс. Учите малыша играть в дартс, это прекрасно подготовит его кисть к письму. Бросить дротик можно только тремя пальцами. Сначала ребенок поражал стрелами мишень, теперь можно таким же способом взять ручку и попробовать попасть в нужное место на листке бумаги.
  8. Совмещение точек. Дисциплинированным детям, которые во всем любят порядок, можно объяснить, что, как у всех игрушек есть свои уголки, так и карандаш должен лежать в руке на нужном месте. Нарисуйте на среднем пальце и на корпусе ручки точки. Теперь нужно совместить отметки, придержать пишущий прибор двумя другими пальчиками – и рисунок получится красивым.

Если ваш ребенок левша, учите его держать ручку в таком же положении, но в левой руке. Указательный палец окажется сверху, а большой – сбоку. При покупке тренажеров следите, чтобы на этикетке было указано, что приспособление предназначено для левой руки.

Занятия не должны утомлять малыша, поэтому каждое упражнение можно делать, пока ему это нравится. Обычно интерес держится не больше 4–5 раз, а непоседы и после 2 повторений могут заскучать. Сигналом, что на сегодня урок окончен, послужит потеря интереса у ребенка. Желательно даже не дожидаться «полного насыщения», а переключиться на другую деятельность, когда юный художник готов еще немного попачкать бумагу. Когда в следующий раз вы позовете его за столик для рисования, он побежит с большой охотой.

Научите ребенка самого контролировать, насколько правильно он держит ручку. Пусть приподнимет указательный палец, при этом письменный прибор должен остаться на месте.

Чтобы малыш не заскучал, выучите с ним забавные стихи, потешки. Например:

«Чтобы буковки писать,

А не закорючки,

Нужно правильно держать

Эту ручку в ручке».

Если за правильным положением карандаша и позой за столом родители должны следить, то вмешиваться в творческий процесс не нужно. Вы можете предложить ребенку нарисовать дом или дерево, но не давайте ему прописи, не заставляйте по 10 раз выводить один и тот же крючок. Рука дошкольника еще не готова к каллиграфии, правильному начертанию букв его научат в школе, а сейчас такое занятие только утомит ребенка, заставит его заскучать. После этого приобщить малыша к рисованию будет очень сложно.

Как сидеть за письменным столом?

Позвоночник ребенка еще не окреп, поэтому при неправильном положении при занятиях у него могут возникнуть проблемы с осанкой. Лучше сразу купить стул и стол, высоту которых можно увеличивать по мере роста малыша. Он должен сидеть прямо, поставив ноги на пол или на специальную подставку. Следите, чтобы юный художник положил оба локтя на стол и не сгибался вправо или влево.

На стол не нужно опираться грудью, но и слишком далеко отодвигаться нельзя. Расстояния 2 см будет достаточно. Голову можно немного наклонить, но не утыкаться носом в бумагу. Приучите ребенка время от времени проверять расстояние от рисунка до глаз. Нужно поставить локоть на стол, органы зрения должны находиться на уровне пальцев. Чтобы рука меньше уставала, листок нужно расположить под углом 30⁰ к краю стола, уголок должен смотреть в центр груди ребенка.

Если заметите, что малыш не водит карандашом по бумаге, а тянет альбом, разберитесь в причинах. Возможно, он левша, а мама заставляет работать правой рукой.

При занятиях письмом и рисованием надо позаботиться о зрении малыша. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Лампу нужно располагать слева, чтобы правая рука не отбрасывала тень на листок. Если у вас растет левша, расположите источник света справа. Пасту в ручке или грифель карандаша лучше выбрать ярких, сочных оттенков. Бледные линии трудно различить – ребенок будет напрягать и глаза, и руку, стремясь сделать их более четкими при помощи сильного нажима.


Не позволяйте ребенку рисовать на низкой скамеечке, сидя на полу на коленках. Не нужно, чтобы он писал, лежа на полу. С ранних лет малыша нужно приучить, что для каждого занятия есть свое место, своя мебель и свое положение тела. У некоторых детей лучше получается писать стоя. Препятствовать этому не надо, такое умение очень пригодится ему в школе. Купите специальную доску с надежной подставкой или петлями, за которые ее можно повесить на стену. Объясните, что на этой поверхности он может изображать все, что хочет, а обои, мебель и двери разрисовывать нельзя.

Как подготовить руку к письму?

Бесполезно заниматься с ребенком рисованием, если его пальцы еще недостаточно развиты. С грудничком можно заниматься пальчиковыми играми: «Ладушки», «Сорока-белобока». Давайте ему игрушки, побуждающие развивать точные движения. Очень большую помощь окажут развивающие центры, обучающие коврики. Приобретите или сделайте сами несколько сумочек и кармашков с различными застежками. Малыш приложит все усилия, чтобы открыть молнию, пуговицу и липучку, если привыкнет, что в емкости его ждет интересный сюрприз.

Детям постарше можно предложить игры с шариками, крупными бусинами, которые нанизывают на тонкую веревочку. Очень помогают мелкой моторике игрушки-шнуровки. Купите ребенку безопасный пластилин, который можно брать в рот, – пусть мнет его, катает колбаски, пытается что-то слепить. Для развития и пальцев, и умственной деятельности можно приобрести .

Хорошо тренируют кисть руки и другие занятия:

  • пазлы;
  • завязывание узелков, обучение основам макраме;
  • раскраски;
  • рисование различных фигур по клеточкам, точкам или контурным линиям.

Развитие мелкой моторики хорошо совмещать с приобщением малыша к домашним обязанностям. В 3-4 года можно под присмотром мамы знакомить его с рукоделием: учить пришивать пуговицы, вышивать несложные узоры. Перед Новым годом устройте конкурс на лучшую вырезанную снежинку для украшения елки. Когда готовите печенье или пирог, дайте ребенку кусочек теста. Пусть он слепит свою фигурку, которую тоже нужно обязательно испечь, отведать всем по кусочку и похвалить юного кулинара за вкусное угощение.

Не надейтесь, что научить ребенка правильно держать ручку сможет педагог в первом классе. Если неверный захват уже сформировался, избавиться от привычки будет очень сложно, а преподавателям просто некогда этим заниматься. Часто досадные мелочи и безобидные на взгляд родителей привычки настолько отравляют жизнь школьника, что он отказывается идти на уроки. Позаботьтесь о будущем своего малыша, не пожалейте 20-30 минут в день, чтобы развить необходимые навыки.

Я начинаю обучать своих детей письму примерно за год до их поступления в школу. Я хочу, чтобы к тому времени, когда они впервые услышат слово «орфограмма», они уже умели выводить буквы достаточно уверенно.

Я сажаю ребенка за стол, вручаю ему ручку и... Вот тут-то и начинаются первые трудности. Как, собственно, эту ручку правильно держать?

Я принадлежу к первому поколению тех людей, которым в школе разрешили пользоваться шариковыми ручками, и моей постановкой руки никто не занимался. Родители, глядя на то, как я вывожу каракули, лишь качали головой и недоумевали: «До чего же по-дурацки ты держишь ручку! Обратный конец ручки должен смотреть в правое плечо, а он у тебя смотрит не пойми куда! Неужели учительница разрешает вам так писать?»

Я пробовал пару раз развернуть ручку так, чтобы ее обратный конец смотрел в правое плечо, но это показалось мне так неудобно, что я моментально отказывался от этой затеи.

Много лет спустя, когда я принялся за обучение своего старшего сына Дениса, недоуменные возгласы моих родителей как-то выветрились у меня из головы. Я считал себя большим экспертом по части письма. Я исписал в своей жизни не один килограмм бумаги, а мой почерк представляет предмет моей особой гордости. Я показал Денису, как я сам держу ручку, и дал ему инструкцию, чтобы он держал ручку точно так же.

Не тут-то было!

Пропорции детской руки не такие, как у взрослого, и Денис, в принципе, не мог держать ручку так же, как я. С грехом пополам мы добились чего-то приемлемого, и это положение руки было принято за обязательный стандарт. В первых классах Денис поражал всех красотой выводимых им букв, а потом... потом мы на несколько лет переехали в Германию. Немецкие школы не даром считаются самыми худшими в Европе.

В немецких школах строго регламентировано, какими письменными принадлежностями должны пользоваться ученики. Первые два года школьники пишут карандашом, а все остальные одиннадцать лет учебы - в обязательном порядке перьевой ручкой. По окончании школы перьевой ручкой никто никогда не пользуется.

Немецкая учительница фрау Шмидт, подивившись на красоту Денисиного почерка, заставила меня приобрести для него перьевую ручку (по-немецки - фюллер), и с тех пор его почерк стал стремительно портиться. Со свойственной мне дотошностью я принялся разбираться, в чем дело.

Я предпринял тогда первую в своей жизни попытку писать перьевой ручкой. Я купил для своих экспериментов самый дешевый фюллер, и он в моих руках просто отказывался писать. Я позаимствовал ручку у Дениса - и дело пошло не лучше. Хотя Денисин фюллер и был не из дешевых, однако ж ребенок успел за месяц привести его почти в полную негодность: перо было свернуто на сторону и кончик его раздваивался.

Тут и настало время припомнить старое правило: обратный конец ручки должен смотреть в правое плечо. Если я держал мой дешевый фюллер именно так, то он действительно начинал писать. В этом положении ручка сильно наклонена к бумаге, и основные (вертикальные) линии букв проводятся параллельно прорези на пере. Я надавливаю на шарообразный набалдашник на кончике, от этого две половинки пера слегка расходятся в стороны, прорезь становится шире, и по ней чернила благополучно стекают на бумагу.

Если же фюллер держать на манер шариковой ручки - торчком, так что обратный конец слегка наклонен в правую сторону, - то основные линии букв приходится проводить перпендикулярно прорези на пере. От этого прорезь зажимается, и чернила на бумагу не стекают.

Разве вам фрау Шмидт не объяснила, как правильно держать фюллер? - поинтересовался я у Дениса.

Не может быть! Ведь если его не так держать, так он же совсем не пишет!

Если надавить посильнее, то пишет.

Я отобрал у Дениса фюллер и дал вместо него то, чем он писал раньше - капиллярную ручку (тонкий фломастер, по-немецки - фильц). Фрау Шмидт вызвала меня в школу.

Это правда, что вы не разрешаете Денису писать фюллером? Так не пойдет. У нас нельзя писать фильцем. У нас все дети пишут фюллером! - заявила она угрожающе.

А это правда, что вы им не показали, как надо держать фюллер? - отвечал я.

А что тут показывать: фюллер надо держать точно так же, как и карандаш.

Я попросил ее продемонстрировать, чтo, на ее взгляд, является правильной постановкой руки. Разумеется, фюллера в ее сумочке не оказалось. Она достала фильц и накарябала им пару неразборчивых слов. Она держала его торчком, с небольшим наклоном вправо - точь-в-точь как я привык держать шариковую ручку.

И вы считаете, что и фюллер держат точно так же?

Конечно.

Тогда у меня больше нет вопросов. Только фюллер я Денису не отдам. Пусть пишет фильцем.

Но так нельзя! Вы будете разговаривать с ректором! Если он разрешит, тогда можете писать чем хотите. Я должна исполнить свой учительский долг.

В скором времени меня вызвали к ректору школы, херру Эзелю. К этой встрече я хотел подготовиться со всей ответственностью. Я принялся разыскивать информацию о правильной постановке руки при письме. Я основательно порылся в немецко- и русскоязычном интернете, но ничего не нашел. Огромное количество веб-страниц посвящено тому, как надлежит держать ручку левшам, но о правшах даже не упоминается. Я пошел в библиотеку и просмотрел множество книг по каллиграфии и стенографии. И снова: о постановке руки - ни гу-гу. Пришлось мне свою аргументацию основывать не на авторитетных источниках, а на логике и здравом смысле.

Мы опытные педагоги, - заявил херр ректор Эзель, вертя в руках фильц. - Мы лучше знаем, как лучше. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать только с помощью фюллера.

Как замечательно! - ответил я. - Я как раз в последнее время очень интересуюсь этой темой. Дайте мне, пожалуйста, ссылку хотя бы на одно такое исследование.

Мы опытные педагоги. Вы должны нам доверять. Раз мы так говорим, значит, так оно и есть. Вам не нужно спрашивать у нас никаких ссылок.

Тут меня посетило вдохновение и я произнес целую речь:

Вы знаете, херр ректор, я тоже на днях провел одно любопытное исследование. Я научился писать фюллером в стиле «классика» - так, как наставляли меня когда-то папа с мамой: чтобы обратный конец ручки смотрел в правое плечо. До сих пор я всю жизнь писал стилем «модерн» - так, как это делаете Вы и фрау Шмит и как пишет теперь большинство человечества. «Модерн» хорош для современных письменных принадлежностей - шариковых ручек, роллеров, фильцев, маркеров. Эти ручки пишут лучше всего, когда расположены торчком к бумаге. На практике, их приходится слегка наклонять вправо, чтобы видеть кончик, которым пишешь.

Но у стиля «модерн» есть один очень серьезный недостаток. Дело в том, что рука опирается на внешнее ребро ладони и согнутый мизинец. Вот из-за мизинца и возникают проблемы. Во время письма мизинец не стоит на месте, а рефлекторно повторяет движения остальных пальцев. При этом он трется о стол, и на это трение расходуется огромное количество энергии. Рука быстро устает. Стоит исписать страницу - и такое ощущение, что рука вот-вот отвалится.

Вам, херр ректор, приходится подписывать множество бумаг. Вы, наверняка, знаете такой эффект. Если Вы ставите подпись внизу какого-либо документа и не подкладываете под руку дополнительного листа бумаги, то рука просто липнет к столу. Оказывается, что поставить подпись не так-то просто, - особенно в жаркую погоду, когда руки потные.

И еще одна маленькая деталь. Вы, херр ректор, сами были когда-то студентом. Не было ли у Вас в ту пору на среднем пальце вмятины от ручки из-за долгого писания? Наверняка же была!

И вот пару дней назад я попробовал писать «классикой». Вы знаете, ощущение такое, будто я долго-долго ехал на велосипеде по песчаной дорожке и выехал наконец на асфальт. Я почувствовал настоящее облегчение. Рука опирается на запястье и на саму ручку, обратный конец ручки смотрит в плечо, мизинец висит в воздухе и ни обо что не трется. Ну разве что самый его кончик слегка касается бумаги. Такая манера письма не требует почти никаких механических усилий. Так можно писать сколь угодно долго - рука не устает. Да и вмятины на среднем пальце не образуется, потому что ручка давит не на палец, а на бумагу.

«Классика» идеально подходит для фюллера, но плоха для фильца, потому что ручка сильно наклонена к бумаге. Как ни странно, «классика» вполне годится для шариковых ручек и для всех их современных разновидностей. В наклонном положении эти ручки пишут лишь ненамного хуже, чем торчком. Разумеется, если с наклоном перестараться, то шариковая ручка вообще перестает писать, но такого супер-наклона в «классике» и не требуется.

Я думаю, херр ректор, что ваша немецкая система школьного преподавания была изначально очень разумна. Малышам-первоклашкам трудно дается «классика». Руку с детскими пропорциями очень неудобно держать так, чтобы она опиралась только на запястье. Поэтому детям давали карандаш и разрешали на первых порах писать «модерном». Когда они подрастали, карандаш заменяли на фюллер и переучивали на «классику». Собственно, и переучивать тут особо нечему: просто руку надо несколько развернуть в предплечье, а всё остальное становится на свои места автоматически.

Так у вас, наверное, и было записано в древней инструкции: начиная с такого-то возраста школьники должны писать фюллером. Тут, конечно, важен был не фюллер сам по себе. Подразумевалось, что дети переходят на «классику». «Классика» - исключительно полезная вещь для всех, кому приходится много писать, и, в первую очередь, для старшеклассников и студентов.

Но вот что интересно. Мне недавно попалась на глаза реклама фирмы «Пеликан». Они выпускают фюллер, который предназначен специально для школьников. В своей рекламе они с гордостью подчеркивают, что их фюллер прекрасно пишет в любом положении. Но если так, то зачем переучивать ребенка на «классику»? Вручим ему пеликановский фюллер - и пусть пишет как попало! Неудивительно, что весь смысл древней инструкции нынче совершенно забылся, осталась только одна проформа.

Так чем же Вы возмущаетесь? - вступила в разговор фрау Шмидт, которая тоже присутствовала на этой встрече. - Ради бога, пусть Денис пишет этой самой «классикой». Мне лично всё равно, как он будет держать ручку. Главное, чтобы он писал фюллером. Во всем должен быть порядок.

А кто его научит писать «классикой»?

Вот Вы и наýчите. Вы же так прекрасно во всем разбираетесь.

Я только и делаю, что учу своих детей тому, чему их не учат в школе. Я, безусловно, научу Дениса «классике». Но только я сделаю это тогда, когда сам посчитаю нужным. Например, во время летних каникул, а не сейчас, посреди учебного года. Вы же не освободите его от всех письменных работ на время нашей учебы. Так что пусть пока попишет фильцем.

Мы опытные педагоги, - сказал херр Эзель. - И во всем должен быть порядок.

Правильно ли я Вас понимаю, херр ректор, - спросил я, - что Вы будете вынуждены исключить Дениса из школы, если я не дам ему фюллер?

Этот вопрос как будто испугал херра Эзеля. Он отчаянно замахал руками:

Нет, нет, конечно, нет! Речь идет совсем не об этом!

И после паузы:

Так Вы говорите, что вы живете здесь, в Германии, только временно.

Именно так.

И когда вы уезжаете обратно в Россию?

На следующий год.

Ну, ладно. Фрау Шмидт, в виде исключения, пусть он пишет фильцем.

Но херр Эзель! А учительский долг! А порядок! Во всём...

Ш-ш-ш! Фрау Шмидт, Вы так всем и объясните: он уезжает в Россию, и только поэтому, в виде исключения...

Я очень благодарен фрау Шмидт и херру Эзелю. Если бы не их любовь к порядку, я бы так никогда и не разобрался во всех тонкостях письма разными стилями.

Я взял теперь за основу «древнюю немецкую инструкцию». Поначалу мои дети учатся писать «модерном». Только я даю им не карандаш, а фильц - то есть, пардон, капиллярную ручку. Карандаш оставляет на бумаге слишком бледные следы и к тому же быстро тупится. Его надо постоянно подтачивать, и если доверить этот процесс ребенку, то отходы - стружка и графитовая пыль - будут потом равномерно распределены по всему полу. Шариковых ручек я тоже не люблю. Они тоже пишут слишком бледно, с отвратительными прожилками, и провоцируют на то, чтобы давить на них изо всех сил. Из капиллярных ручек я, не отличаясь оригинальностью, предпочитаю «Stabilo point 88». Эта ручка нравится мне тем, что она тоненькая, легкая и оставляет на бумаге яркий след почти без нажима.

Капиллярная ручка хороша еще и потому, что позволяет легко выявить чрезмерное напряжение руки. Дети склонны к тому, чтобы вцепляться в ручку мертвой хваткой. Иногда потрогаешь у них кисть руки - и она кажется твердой, как сталь. На глаз этого может быть и не заметно. Но если ребенок пишет капиллярной ручкой, то при слишком сильном нажиме линии получаются очень толстыми, и кончик ручки быстро измочаливается. Имея такую великолепную обратную связь, ребенок начинает следить за тем, чтобы рука постоянно оставалась расслабленной.

Следует заметить, что школьные тетради отечественного производства, как правило, не предназначены для письма капиллярной ручкой. Они изготовляются из такой плохой бумаги, что «капиллярные» чернила расплываются на ней, как на промокашке. К счастью, при домашнем обучении школьные тетради не обязательны.

Капиллярная ручка и «модерн» остаются у нас «закреплены» за кириллицей. Когда же приходит время осваивать латиницу, я вручаю ребенку перьевую ручку и приобщаю к «классике». При этом весь процесс учебы осуществляется как бы заново, так что даже переучиваться не надо.

18.04.2007, отредактировано 07.06.2012

Дополнение. Подробности о классической постановке руки можно прочитать в ходящем по интернету дореволюционном учебнике по каллиграфии, который можно скачать, например, .

Иллюстрации

«Модерн»

«Классика»

Н. Н. Ге. Портрет писателя
Льва Николаевича Толстого



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!