Плохие поступки и новогодние подарки. В качестве заключения

Каждый любящий родитель стремится поскорее познакомить малыша с волшебством в лице новогодних персонажей, заразить его праздничным настроением и ожиданием чуда. Однако слишком раннее знакомство с суровым стариком в красном тулупе чревато некоторыми проблемами.

Согласно психологическим рекомендациям, наилучший возраст для первой встречи с Дедом Морозом – 2 — 3 года. До этого момента чужой мужчина (или даже папа) с бородой может так сильно напугать ребёнка, что у него появится страх перед незнакомцами на долгие месяцы. Чего уж тут говорить про испорченный праздник.

Кстати, в ясельной группе дошкольных учреждений педагоги также не приглашают Дедушек Морозов к малышам. В новогодних утренниках для самых маленьких участвует только Снегурочка и несколько персонажей в виде снежинок, зайчиков, медвежат.

Дети старше трёх лет уже психологически готовы к встрече с громогласным незнакомцем. Более того, многие уже ждут доброго Дедушку и даже учат стишки. С трёхлеткой можно поиграть, потанцевать, предложить ему несколько несложных конкурсов. Всего же такая встреча не должна длиться более 15 минут.

Хотя, конечно, всё глубоко индивидуально. Некоторые двухлетки с восторгом и без всякого стеснения общаются с волшебным стариком. И, напротив, скромный и малообщительный 4-летний дошкольник пугается дедушкиного баса и бороды.

Таким образом, окончательно решение принимают родители, ориентируясь на возраст ребёнка и его психологические особенности. Однако в любом случае малыша нужно тщательно подготовить к будущему визиту сказочных гостей.

Как подготовить ребёнка к визиту Деда Мороза?

Итак, чтобы исключить слёзы и истерику малыша при виде новогодних персонажей, необходима тщательная предварительная работа. Специалисты советуют придерживаться нескольких рекомендаций:

  • начинать готовить кроху к новогоднему торжеству необходимо приблизительно за 4 недели до 1 января;
  • нужно рассказывать ребёнку о сказочных персонажах. Он должен понимать, что они собой представляют, каковы их функции и волшебные способности, как они выглядят. В этом помогут открытки, сказочные истории и мультики, стишки и песенки;
  • нельзя пугать малыша Дедушкой Морозом. Не следует говорить о том, что старик замораживает непослушных ребятишек или не приносит им новогодние подарки;
  • попробуйте пригласить на торжество более старших ребятишек. С ними малыш ощутит себя смелее, к тому же можно будет организовать весёлые групповые развлечения;
  • нужно попробовать разучить с малышом короткое и простое стихотворение. Но если, увидев Дедушку с окладистой бородой, ребёнок заробеет и откажется читать стишок, не нужно настаивать на выступлении;
  • пусть малыш также примет участие в подготовительных мероприятиях. Он может помогать маме печь торт или пирог, наряжать ёлочку, украшать дом. Соучастие позволяет глубже прочувствовать праздничную атмосферу;
  • заблаговременно следует подготовить украшенный подарок. Его нужно передать (незаметно для малыша) Деду Морозу, который и вручит ребёнку перед уходом.

Кого лучше приглашать в качестве сказочных персонажей: друзей или профессиональных аниматоров? Выбор остаётся за родителями. В первом случае существует возможность сэкономить. Во втором же можно выбрать действительно настоящих актёров.

Когда сказать правду и стоит ли это делать?

По мнению российских и зарубежных психологов, ребёнок до 6 лет живёт в мире, в котором тесно переплетается явь и вымысел. В детской действительности спокойно уживаются и совершенно реальные люди, и сказочные персонажи, в том числе и Дед Мороз.

Следовательно, до этого возраста не стоит разбивать веру малыша в реальность существования новогоднего доброго старика с мешком подарков. После же 6 лет дети относятся к окружающему миру более критично, лучше управляют эмоциями и склонны принимать действительность такой, какая она есть. Волшебство уже не играет столь значительной роли, как прежде.

Итак, с примерным (что очень важно) возрастом мы определились, теперь осталось понять, стоит ли вообще рассказывать ребёнку о том, что на самом деле под личиной Дедушки Мороза скрывались родственники, знакомые или актёры. Существует две основные стратегии.

Стратегия № 1. Донесение правды о Деде Морозе

Если вы твёрдо решили, что ребёнок «созрел» до знания правды о сказочных персонажах, можно осторожно раскрыть ему глаза с помощью правильных слов. Конечно, честность в отношениях с детьми вообще имеет огромное значение, однако необходимо дозировать искренность, чтобы малыш не подумал, что ему лгали все эти годы.

В большинстве случаев дети воспринимают сообщение о том, что Дед Мороз не существует в реальности, достаточно спокойно. По крайней мере, не было известно историй о каких-либо проблемах с психологическим состоянием ребёнка в дальнейшем. Поэтому не следует воспринимать данную проблему слишком остро.

Можно объяснить своему чаду, что история с Дедушкой и Снегурочкой – обязательное условия для новогоднего и рождественского настроения. Однако само торжество не обусловлено исключительно этими двумя персонажами. Новый год – это, в том числе, и ёлка, и подарки, и праздничный стол, и посещение родственников и друзей.

Кроме того, можно сказать ребёнку, что раз он уже взрослый и знает, что в роли Деда Мороза выступал папа или дядя, следует сохранить эту информацию втайне от младших домочадцев или соседских ребятишек. Теперь он может стать добровольным «помощником» седовласого старца и помогать выбирать подарки для младших братиков или сестрёнок.

Стратегия № 2. Самостоятельное понимание «истины»

Многие любознательные дети самостоятельно делают данный жизненный вывод. Причём некоторые ребятишки не просто понимают, что роль Деда Мороза исполняют взрослые, но и догадываются, что этого зимнего волшебника вообще не существует.

В этом случае просто не нужно убеждать повзрослевшего ребёнка, что Дедушка всё же существует. Однако вполне можно сказать, что чудеса всё же случаются, особенно с теми, кто сам творит добро и верит в их осуществимость.

Разговор на равных позволит детям понять, что все новогодние истории не были злонамеренным обманом, а всего лишь позволяли создать праздничное настроение и дарили позитивные эмоции. Обычно школьники уже осознанно подходят к празднованию Нового года и воспринимают Деда Мороза в качестве своего рода символа этого торжества.

Частые детские вопросы

Если ребёнок ещё мал и верит в волшебных новогодних персонажей, необходимо поддерживать эту убеждённость. Однако и у верящего малыша периодически возникают «каверзные» вопросы, на которые не всегда можно быстро дать достойный ответ. Приведём наиболее популярные «почему? отчего? и как?»

  • где обитает Дедушка Мороз? Добрый волшебный старик проживает со своей любимой внучкой Снегуркой в собственной резиденции, расположенной в городке Великий Устюг Вологодской области;
  • кто лучше – Санта Клаус или Дедушка Мороз? Наш волшебник – это именно Дед Мороз, а Санта является его прямым родственником, проживающим в Англии и США. В других странах также имеются новогодние старцы, следящие за доставкой подарков детям;
  • откуда Дедушка знает, какой подарок нужен ребёнку? Чтобы сказочный персонаж смог понять, что от него ждёт мальчик Саша или девочка Катя, те должны написать письмо сами или продиктовать пожелание родителям. Как только послание дойдёт до адресата, подарок окажется дома под ёлкой;
  • почему иногда Дедушка дарит совсем не то, о чём его просят? Волшебник всегда советуется с родителями, прежде чем дарить какой-либо дорогой презент. Кроме того, такой же подарок могли заказать и другие дети, то есть его просто могло не хватить на всех. К тому же некоторые подарки могут быть просто опасными для самого ребёнка – к примеру, слон или крокодил;
  • дарит ли Дедушка Мороз подарки взрослым? Дедушка заботится только о ребятишках, потому что взрослые сами смогут вручить подарки тем, кого любят.

Ещё один частый вопрос касается того, почему на утренниках в садике Дедушка Мороз приходит в кроссовках или напоминает воспитательницу Нину Павловну. Следует сказать, что настоящий сказочный персонаж не успевает посетить всех ребятишек, поэтому разрешает своим помощникам поздравлять детей с Новым годом от своего имени.

Плохие поступки и новогодние подарки

Нередко взрослые непослушным ребятишкам говорят что-то наподобие – «Будешь хулиганить, скажу Деду Морозу, чтобы он не приносил тебе подарков под ёлку» или «Не станешь складывать игрушки, на Новый год Дедушка Мороз не подарит тебе…» И так далее.

Подобный метод воспитания психологи считают неверным. Дедушка Мороз не зря считается добрым и великодушным сказочным персонажем. Он способен понять даже самого отъявленного хулигана и растопить любое чёрствое сердечко.

Подталкивайте ребёнка к добрым и разумным поступкам с помощью воспитания моральных качеств. Не следует связывать доброту с подарками. К тому же вы дарите малышу презент потому, что любите его и желаете исполнить его заветную мечту, а вовсе не из-за того, что он оправдывает ваши ожидания.

Таким образом, Новый год – это торжество, которое обязано сопровождаться дарением какого-либо презента. Ребёнок не должен расстраиваться из-за того, что когда-то давно (а для него месяц – это уже прошлое) он не убрал игрушки или кинул в кого-то песком. Решить воспитательские проблемы можно и другими способами.

В качестве заключения

Таким образом, Дед Мороз – это значимый волшебный персонаж в жизни маленького ребёнка. Дети знакомятся с ним в раннем детстве, а уже в 2 — 3 годика видят его воочию. Чтобы эта встреча прошла без различных эксцессов, необходимо заблаговременно подготовить малыша к знакомству с добрым волшебником.

Другой вопрос – как долго нужно поддерживать в ребёнке веру в чудеса. Всё, конечно, индивидуально. Некоторые дети уже в старшем дошкольном возрасте понимают, что Дедушки не существует. Другие же верят в бородатого старца до третьего класса.

Поэтому если малыш хочет и дальше думать, что подарок под ёлкой оставляет добрый Мороз, не следует его разочаровывать своими «правдивыми» историями. Если же ребёнок говорит, что не верит в существование волшебника, следует привлекать его к созданию новогоднего настроения другими способами.

Приятных вам выходных, весёлой праздничной суеты, хорошего настроения!

Дед Мороз и ваш ребенок.

Встреча с Дедом Морозом для детей огромное событие. И задача родителей не разрушить веру своего ребенка в Деда Мороза, создать праздничную атмосферу и постараться подарить своему ребенку сказку.

Организация детских праздников - не столь легкое как кажется и более того, очень ответственное мероприятие.

К приходу Деда Мороза необходимо подготовиться. Выясните какой подарок хотел бы получить ваш ребёнок. Для этого можно посоветовать ребёнку написать письмо Деду Морозу или позвонить. Таким образом, вы будете точно знать о чем мечтает ваш малыш. За несколько дней до прихода Деда Мороза расскажите ребёнку, что скоро к нему придёт Дед Мороз. Если это в первый раз, то расскажите о том, что Дед Мороз большой и добрый, весёлый и ласковый. О том, что он всегда знает, о чем мечтает малыш и какой подарок ему принести. Хорошо, если вместе с ребёнком вы приготовите подарок Деду Морозу: нарисуйте картинку, сделайте поделку, обязательно разучите стишок, песенку, придумайте загадки. И вместе с ребёнком нарядите ёлку.

Мало пригласить Деда Мороза, к его приходу надо готовиться!

Приглашая Деда Мороза, обязательно расскажите ему об особенностях вашего ребёнка. Дед Мороз должен знать о нём как можно больше. Если ребёнок писал письмо Деду Морозу, то он должен получить ответ до прихода Деда Мороза, либо Дед Мороз должен упомянуть о том, что ребенок ему написал. У ребенка вера в Дедушку Мороза укрепится полностью.
В день прихода Деда Мороза сделайте так, чтобы всё было необычно, не так как всегда. Ваш ребенок в этот день проснётся рано. Так что всё «чудесное» надо приготовить с вечера. Уже утро должно начаться необычно. Украсьте комнату шарами, светящимися гирляндами, «дождиком». В комнате, где спит малыш, обязательно должно что-то измениться.

И вот Дед Мороз на пороге вашего дома. Пусть ребенок проводит его к ёлочке, покажет, как украшена комната, подарит ему свой подарок. Сами не уходите из комнаты. Иногда Дед Мороз приходит со Снегурочкой и еще каким-то сказочным персонажем. Во время спектакля будьте активны, участвуйте в играх и забавах, оказывая нужную помощь вашим гостям. Ребенок быстрее справится с робостью, если вы будете рядом, да и праздник будет веселее, если в нем участвует больше народу. Но, не берите инициативу на себя, не мешайте Деду Морозу. Проследите, чтобы лишнего шума не было, чтобы был включён или телевизор или магнитофон. Дед Мороз дарит подарки, прощается и уходит. Теперь вы с ребёнком внимательно рассмотрите подарок.

Постарайтесь в этот день не омрачать радости малыша - не ругайте его, не делайте замечаний. Разрешите ребёнку то, что разрешаете очень редко. Ваш ребёнок потом еще долго будет вспоминать о настоящем Деде Морозе и радоваться чуду встречи с ним. У него появится хороший стимул примерно себя вести, слушаться родителей, лучше учиться, лучше кушать и т.д. Ведь тогда на следующий год добрый дедушка придет к нему снова и принесёт с собой сказку! Даже, когда пройдёт много лет и малыш подрастёт и поймёт, что это только красивая игра, сказка, светлое чувство к доброму старику, в чудесный праздник. В чудеса останется в его душе навсегда. А он понесет это душевное богатство и веру в сказку дальше - своим детям.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 14 минут

А А

В отличие от взрослых, дети свято верят, что мир создан только для них, в сказку и волшебство. Ребенку в возрасте до семи лет чудеса нужны как воздух для раскрытия своей фантазии и творческого потенциала.

По мнению психологов, для ребенка просто необходима новогодняя сказка – это окажет самое благоприятное влияние на его жизнь, как в будущем, так и в настоящем. Почему? Потому что вера в чудо, заложенная с детства, остается с человеком на всю жизнь.

И подчас именно она помогает уже взрослому человеку справляться с самыми неразрешимыми ситуациями.

Подарки и плохое поведение

Весьма часто родители не очень послушных детишек говорят что-то вроде – «Если будешь ковырять в носу, то Дед Мороз не принесет подарков», или «Если не будешь убираться в комнате…», или… И прочее, прочее, прочее. Это, конечно, неправильно с точки зрения воспитания.

Ребенка можно подбодрить , подтолкнуть к правильным добрым поступкам словами: «Чем лучше ты себя будешь вести, тем больше шансов, что Дед Мороз осуществит все твои желания». Но категорическое «не заслужил» лучше оставить при себе. Ребенок ждет Нового года целый год, веря в чудо, ожидая сказки, исполнения заветной мечты. И настроенный подобным образом, он просто решит, что желанный подарок Дед Мороз не принес из-за его плохого поведения.

Связывать поведение ребенка и волшебство праздника категорически не рекомендуется. Любящие родители всегда найдут возможность для решения задачи с «ковырянием носа» или неубранными игрушками. Новый год же должен остаться Новым годом: малышу совсем не нужны воспоминания о том, как Дед Мороз лишил его конструктора или куклы из-за шалостей.

Стоит ли рассказывать ребенку, что Деда Мороза не существует?

Многие были в ситуации, когда малыш, под впечатлением от «страшной правды про Деда Мороза» впадает в тоску, разочаровавшись в сказке и родителях, которые столько лет ему «врали». И в этом случае можно рассказать ребенку о прообразе Деда Мороза – Николае Чудотворце, реальном человеке, жившем много столетий назад. Обожавший детей, приносящий им подарки и помогающий беднякам, Николай Чудотворец оставил традицию поздравлять друг друга с Рождеством и дарить подарки.

Что отвечать, если ребенок спрашивает о существовании Деда Мороза?

Одно из самых больших желаний ребенка – познакомиться с настоящим Дедом Морозом. И, конечно, малышу хватает ума, чтобы понять, что тот дядька на утреннике – только помощник настоящего сказочного старика. Но где же главный Дед Мороз? Тот, который влезает в форточку, летает на санях и прячет подарки под елкой. Он вообще есть?

Мы уже выяснили, что веру чада в Деда Мороза следует поддерживать как можно дольше, поэтому вопрос «стоит ли говорить правду» отпадает. Тогда что же можно ответить любимому малышу, распахнутые наивные глаза которого смотрят с верой и надеждой? Конечно «существует».

Стоит ли заказывать ребенку актеров на Новый год?

Кто-то считает, что веру ребенка в доброго старика поддерживать нужно, кто-то придерживается обратного мнения. Но разница между «просто подарок под елкой» и «личное поздравление Деда Мороза» огромная . Большинство детей даже не столько рвутся поиграть с бородатым дедушкой, сколько рассказать ему обо всем, что произошло за целый год жизни. И для родителей нет ничего приятнее, чем видеть, как малыш счастлив и рад этому чуду – встрече с Дедом Морозом.

Конечно, можно и самим вручить малышне подарки, сэкономив на профессиональных актерах. Или обратиться к друзьям, которые сделают это за нас, обклеив ватой подбородок и нарядившись в красный халат. Но нужен ли в памяти ребенка такой Дед Мороз, как чей-то знакомый, пахнущий далеко не первой новогодней рюмкой? Или великовозрастная супруга этого знакомого, переодетая в маленькую Снегурочку?

Само собой, профессиональный актер гораздо больше радости доставит малышу. И деньги не играют роли, учитывая тот факт, что эти мгновения останутся с малышом навсегда.

По рекомендациям психологов, приглашать Деда Мороза к детишкам младше двух лет не стоит. Чужой дядька в красном тулупе может спровоцировать у малыша истерику, и праздник для ребенка будет безнадежно испорчен. А вот для ребятни постарше, после трех лет – уже не просто можно, а даже нужно. Ими уже осознается вся торжественность момента, а если заранее подготовить их к приходу такого важного гостя, то визит Деда Мороза пройдет на ура.

Отзывы с форумов

Ольга:

Хм. А я помню хорошо эти праздники… Однажды я решила проверить существование Деда Мороза и долго-долго не сводила глаз с елки. Чтобы маму с папой застукать. 🙂 Отвернулась только за несколько минут до боя курантов. Папа успел за эти минуты быстро прицепить подарок к ветке. 🙂 Шустрый. 🙂 Подарку была безумно рада, но кто положил – так и не увидела. Хоть и заподозрила! 🙂

Вероника:

А я всегда верила в Деда Мороза. Даже сейчас верю. 🙂 Хотя видела, как мама насыпает под елку подарки.

Олег:

Дед мороз обязательно нужен! Это сейчас мы знаем, что те подарки были от родителей. Но тогда-то! 🙂 Как же здорово было… Верили в сказку до последнего. И Дед Мороз, которого родители заказывали, казался очень даже натуральным. 🙂

Александр:

А я увидел, как мой дед в Деда Мороза переодевается. И все сразу понял. Правда, не особо меня это расстроило. Наоборот даже.

Сергей:

Не, Дед Мороз точно нужен! Ребенку в радость его подергать за бороду, хриплый голос послушать… А как долго дети к его приходу готовятся… стишки учат, рисунки рисуют… Без Деда Мороза и Новый год – не праздник. 🙂

Стоит ли родителям переодеваться в Деда Мороза и Снегурочку?

Чтобы не разочаровывать ребенка в этот волшебный праздник, Дед Мороз нужен просто обязательно. Дед Мороз по вызову, Дед Мороз на утреннике или папа, наряженный Дедом Морозом – но должен быть. И чтобы понять желание ребенка, достаточно самого себя вспомнить в этом возрасте.

В годик-два малыш еще может испугаться такого персонажа, даже если он будет пахнуть и говорить, как папа. А вот для малышей постарше папа Дед Мороз и мама Снегурочка принесут немало радости. Кто, как не они, лучше всех знают своих малышей, их возможную реакцию и желания. А нужно-то всего лишь – халат, посох, мешок с подарками, рукавички и маска с бородой. И веселый праздник детям, да и самим взрослым, обеспечен.

Мало кто из любящих родителей принимает решение в самом раннем возрасте рассказать ребенку, что Дед Мороз не существует. По мнению детских психологов, малышам чрезвычайно важно до поры до времени верить в чудо. Знание, что где-то есть добрый и справедливый волшебник, которому ты небезразличен, придает детям уверенности. Сказочный персонаж учит добру и великодушию в мире, границы которого гораздо шире квартиры и семьи.

Есть взрослые, всеми силами поддерживающие в ребенке веру в Мороза и Снегурочку: не ленятся рисовать из снега «следы», ведущие к елочке, сочиняют письма детям от дедушки, создают собственный дизайн конвертов, штампы почты Великого Устюга, пускаются на прочие ухищрения – лишь бы создать на Новый год ощущение сказочного присутствия. Напротив, некоторые родители решаются сами рассказать ребенку правду про Деда Мороза, считая, что иначе чадо оторвется от реальности, научится брать, а не давать.

Во втором классе средней школы одна учительница задала детям написать сочинение на тему «Письмо Деду Морозу». Была осень, и ученики рассказали дедушке об окружающем пейзаже и как они ждут зимнего волшебства. Второй преподаватель в параллельном классе безапелляционно заявил: никакого Деда Мороза нет. Никто не ожидал, что дети, вслух потешавшиеся над новогодними сказками, испытают шок – они разрыдались. Выходит, в глубине души каждый из них верил в чудо.

Когда и как нужно рассказать ребенку правду про Деда Мороза?

Когда начинать разговор с ребенком о существовании Деда Мороза? Тогда, когда сын или дочь сами спросят об этом. Такой точки зрения придерживаются многие детские психологи. Важно, чтобы переход от вымышленного мира в действительный был плавным! Можно рассказать детям, что в России есть официальный новогодний дедушка, проживающий в Великом Устюге. Покажите фото его резиденции, напишите письмо на pochta-dm.ru или отправьте по Почте России. Хорошо, если у семьи есть возможность воспользоваться предложениями туроператоров, которые организуют туры на родину Деда Мороза.

Рекомендуется рассказать ребенку, что в других странах есть аналогичные зимние фольклорные герои. Например, к американским и канадским малышам приходит Санта Клаус, к исландским - Йоуласвейнны, итальянским - Бабо Натале, даже у отдельных российских народов есть свой дедушка, например, Паккайне у карел. А значит, во всем мире дети ждут новогоднего чуда, и это для них очень важно! Однако персонажи, выполняющие почетную миссию, не успевают везде – отсюда такое большое количество Дедов Морозов и Снегурочек, актеров и актрис, разносчиков писем и подарков, помощников новогоднего героя.

Чуткие и тактичные родители найдут слова, чтобы объяснить ребенку правду про Деда Мороза. Например, могут сказать следующее.

  • Ощущение чуда хрупко, и важно сохранить его. Пока ты веришь в Деда Мороза, он будет существовать.
  • Мир меняется, и ты растешь, многое тебе начинает представляться иначе. Может, Дед Мороз и не волшебник – как знать? Но он существует, чтобы радовать детей.
  • Новогодний праздник – особенное торжество, от него зависит, как мы проведем наступивший год. Мама и папа не очень верят в чудо, но втайне надеются, что желания, загаданные с 31 декабря на 1 января, сбудутся.

Существует ли волшебство?

Безусловно, волшебство существует! Чудо карнавального перевоплощения, когда серьезные взрослые примеряют на себя шуточные роли; семья, забывшая ссоры и обиды и собравшаяся за праздничным столом; новогодние представления, туристические туры с аниматорами и просто прогулка в сказочно красивый снежный лес – все в ваших руках! Волшебство может произойти благодаря родителям, а не Деду Морозу. От вас зависит, станет ли Новый год прекрасным воспоминанием или малыш испытает горечь от разбившейся мечты.

Хорошо ли детям верить в Деда Мороза? Накануне Нового года этот вопрос всерьез волнует некоторых православных родителей. Что делать, если сами они росли в семьях неверующих, где Рождества не было, зато были Дед Мороз и Снегурочка! А у наших православных детей как должно быть? Без «пережитков язычества»? И мамы прячут под елку подарок «от ангела», от «младенца Христа» или просто «от родителей» — «а деда Мороза никакого нет!». Так что в детском саду у всех детей подарки от Деда Мороза, а у нашего, православного, — эксклюзивный, от ангела. А может, нужно относиться к этому проще?

Оставьте детям сказку и чудо!

Другие православные родители не торопятся убеждать детей в том, что любимого детского персонажа новогодних праздников на самом деле не существует. Иерей Алексей Агапов , настоятель храма Святого Архистратига Божия Михаила (г. Жуковский), отец четверых детей: «Мы Деда Мороза любим и всегда приглашаем к детям. Дед Мороз — это сказка. А для ребенка сказка — очень важная часть его мира, для него совершенно очевидно, что сказка есть! И когда люди, сами с разрушенным укладом, вдруг решают ниспровергнуть все основы и сделать все заново и правильно, когда они лишают детей этапа мифологического сознания, они наносят им большой вред. Сказка — часть живой фольклорной традиции, которая есть во всех культурах. Мы не понимаем, почему и зачем это есть, но может быть, лучше не ломать, а бережно отнестись к тому, что традиционно существует? Давайте к святым отцам обратимся: и Василий Великий, и Иоанн Златоуст были воспитаны на языческой литературе и философии, и впоследствии ни то ни другое не отвергали как что-то ненужное и вредное (у Василия Великого есть даже статья «О пользе для юношества языческих сочинений»). Никто из них не говорил: «А, это все язычество! Там меня учили ходить коленками вперед — буду теперь из принципа ходить коленками назад».

Семейный детский психолог, сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре Светлана Перегудова тоже защищает Деда Мороза: «Если говорить ребенку, что Деда Мороза нет, что это языческая выдумка или что Дед Мороз — переодетый актер, такая сугубо реалистическая позиция родителей лишает ребенка связи со сказочным миром. Детский мир очень символичный, в нем еще только налаживается связь между сказкой и реальностью. Через сказку ребенок познает отношения людей, свой внутренний мир, через сказку он понимает место чуда в жизни и вообще возможность чуда, возможность иного мира. Сказочный мир — это образ мира иного: мира божественного, мира ангелов, являющегося в чудесах. И задача родителей — помочь ребенку осознать это».

А иначе, если быть последовательными, «правильные» православные родители должны запретить детям читать все волшебные сказки. Или читать, постоянно напоминая, что фей и волшебников нет. Но ведь они есть — в сказке! И отец Алексей, и Светлана Перегудова считают, что, стремясь оградить ребенка от «неправильных сказочных чудес», родители убивают детскую способность верить в чудо как таковое. Отец Алексей: «А потом вырастают взрослые люди, совершенно забывшие и не понимающие, что такое удивление перед чудом. Они говорят: “ Ну и где этот рай и ад? Где это находится — под землей, над землей? Космонавты летали, ничего не видели!” А когда в душе человеческой уживаются вещи, рационально никак не сочетаемые, — это хорошо».

Светлана Перегудова: «Родители, которые очень четко хотят обозначить для ребенка реальность духовного мира, оградив его от всего “вредного”, рискуют вырастить рафинированного человека. Опасно отделять ребенка от всего остального мира: вот христианские ценности, а остальное — зло, весь остальной мир с его культурой, сказками, в которых есть след язычества. При таком подходе даже Колобок становится подозрительным персонажем — у него тоже языческие корни. Надо не отгораживаться от мира, а научиться ко всему правильно относиться.

Чудо праздника, Дед Мороз, Снегурочка очень привлекательны для детской души, но если он чувствует, что родители этого не одобряют, он может принять запрет, но в то же время сожалеть о нем, испытывать недовольство родителями из-за того, что они лишили его мира чудес и волшебства. Есть примеры искаженного аскетического воспитания детей в семьях, когда детям не дают сладкого, не устраивают праздников, т. е. лишают основных радостей детства. Такой ребенок, чувствуя себя обделенным, в период подросткового протеста отказывается от веры родителей: “Не хочу, если в этом нет радости”. А ведь в православной вере как раз есть радость, есть место добрым чудесам! Дед Мороз — это сказочный образ, который помогает ребенку в собственной жизни увидеть чудеса. Так что должна присутствовать и реальность духовного мира с его ценностями: “Для нас, христиан, важно вот это”, и в то же время обычная, свойственная детям реальность сказки».

Обе реальности нужны, но каждая по отдельности, не нужно встречу с Дедом Морозом превращать, например, в беседу о Рождестве. Иерей Александр Лаврухин, директор Димитриевской православной школы (Москва), отец пятерых детей: «Мы пригашаем Деда Мороза к детям на приходскую елку, он играет с ними, дети его любят, мы не собираемся бороться с обычаями, в которых нет ничего греховного. Но Дед Мороз не должен становиться этаким преподавателем воскресной школы, говорить детям о Христе, о Божией Матери. Потому что тогда происходит смешение шутки, сказки, игры – с Истиной. Вот это плохо, а не сам Дед Мороз!»

Переодетый папа

Ребенок ждет прихода сказочного деда, глаза его горят, и вот Дед Мороз приходит — а у него оказываются обыкновенные брюки, ботинки вместо валенок. Не настоящий! А если еще и ботинки знакомые…

Отец Алексей Агапов: «Да, у меня был такой случай: “И этот не настоящий…” — и все, у ребенка глаза померкли, всякий интерес теряется, и родители не в силах ничего сделать. Поэтому у нашего православного Деда Мороза, которого мы все очень любим, все мелкие детали совпадают с традиционным обликом, это очень важно».

Светлана Перегудова считает, что такое разочарование — дело поправимое: «Даже если ребенок видит, что это папа или сосед, нужно сказать, что это тоже чудо, что человек не просто так пришел и подарил подарок, чтобы ты ему сказал “спасибо”, а решил тебя порадовать в честь волшебного праздника и остаться неизвестным. Ты не расстраивайся, что это не настоящий Дед Мороз! Ведь в сказке они точно есть! Может, он еще придет? Нужно обязательно оставить место для новогоднего чуда. Не зря оно в культуре закрепилось и сопровождается подарками, утешением человека из года в год, дает вкус жизни, учит ребенка радоваться, благодарить Бога и ближних».

Дети постарше, конечно, и сами давно понимают что к чему. Но любовь к Деду Морозу у многих все равно остается. Священник Алексей Агапов: «Наши дети, особенно старшие (старшему сыну — 13, дочке — 11), уже знают, что это сказка, знают, что кто-то нарядился. Мы им говорим: “Мы малышей повезем в гости, к ним там Дед Мороз придет”, а они: “Как, а к нам не придет?” — “А надо, что ли?” — “Ну как же, конечно! Ну пожалуйста!” И вот он приходит, играет им на балалайке, они поют ему песни, они готовятся к этому событию. Как, по какому принципу у них это в голове уживается? Не знаю!»

Так что на прямой вопрос ребенка «А дед Мороз на самом деле есть?» — отец Алексей советует отвечать прямо и честно: «На самом деле есть! Где он живет? В сказке! А где сказка находится? Ну-у-у, за горами, за лесами…»

Когда в России появился Дед Мороз?

Отвечает Елена Левкиевская, доктор филологических наук, этнолингвист, фольклорист, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН:

— Дед Мороз — это советский персонаж, появившийся в сталинскую эпоху, а именно в 1936-1937-е годы. Именно с этого времени он входит в утвержденный педагогическими комиссиями репертуар детских новогодних праздников.

Смутные черты образа Деда Мороза можно найти в традиционной святочной обрядности. Например — в маске святочного деда, одного из ряженых.

В городской русской культуре, особенно в крупных городах, под влиянием западноевропейской культуры в XIX веке начинают распространяться рождественские елки (крестьянская среда никаких елок не знала). К концу XIX — началу XX века елки становятся не только домашним явлением, но и элементом школьной жизни. Начинают выпускаться сценарии проведения рождественских елок, которые проходят цензуру и педагогические комитеты. Из всех известных исследователям сценариев только в одном наряду с другими ряжеными выступает Дед Мороз, явно списанный с западноевропейского Санта-Клауса, народного варианта представлений о святителе Николае. Но если в Западной Европе этот образ даже на поздравительных открытках был самым частым (около 200 видов открыток с его изображением), то у нас из 88 дореволюционных рождественских открыток только на одной есть некий русифицированный Санта-Клаус.

В1918 году все старые праздники были объявлены буржуазными и запрещены, в том числе празднование Рождества, рождественские елки. Однако в середине 1930-х годов выстраивание советской империи потребовало новых ритуальных действий, которые бы сплачивали общество. В декабре 1935 года в газете «Правда» появляется статья Павла Постышева «Давайте устроим детям хорошую новогоднюю елку!» Публикация в «Правде» приравнивалась к директивному указанию, так что на новый 1936 год впервые после революции были устроены школьные елки, которые из рождественских превратились в новогодние. В срочном порядке были придуманы сценарии их проведения. Но образ главного героя, который объединял бы вокруг себя новогоднее действо, еще только нащупывался.

Как массовый образ советских школьных елок, Дед Мороз появляется к новому 1937 году. Не последнюю роль здесь сыграли поэма Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Снегурочка» Островского. Частично за основу был взят образ западноевропейского Санта-Клауса, но, конечно, наряженного в национальные одежды. На елках для старших детей Дед Мороз был единственным главным персонажем, а на елках для малышей в качестве посредника между Дедом Морозом и детьми впервые выступает его внучка Снегурочка, близкая детям по возрасту, которую они не боятся. Потому что, по воспоминаниям, дети совершенно не понимали, кто такой Дед Мороз, и страшно его боялись. Характер, маска Деда Мороза еще не определился. Опираясь на некрасовский образ, актеры пытались играть сурового деда, который выходил к детям и басом декламировал известный отрывок: «Не ветер бушует над бором…» Дети пугались, плакали, не хотели брать у него подарки. Дед Мороз в 1930-х годах просто свалился детям на голову, и ни дети, ни актеры не понимали толком, что это за явление.

Но, как ни странно, Дед Мороз довольно быстро прижился, вокруг него стала появляться масскультура. Например, в военные годы на новогодних открытках уже были сюжеты, связанные с Дедом Морозом: он изображался с мешком оружия, которое дарит солдатам, была даже открытка, где Дед Мороз был со сталинской трубкой.

Тогда же окончательно сложился его образ: это добрый дедушка, который очень расположен к детям, всех защищает и борется со злыми силами. Ему помогает Снегурочка и разные волшебные помощники. Этот образ укореняется в 1950-е годы, не в последнюю очередь благодаря киносказкам и мультфильмам на эту тему. Начинается коммерциализация образа, и через фирмы добрых услуг можно стало пригласить Деда Мороза в любой дом.

Постепенно персонаж, прочно вписанный в советскую идеологию (Дед Мороз воевал против буржуев, помогал пионерам и т. д.), терял идеологизированные черты и превращался в художественный образ, в доброго сказочного героя.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!