Брак с представителями другой веры у православных. Замуж за протестанта

«…Не отвращайся… от жены по причине её непривлекательности. Послушай что говорит Писание: «Мала пчела между летающими, но плод её – лучший из сластей» (). она Божие создание: не её ты порицаешь, но Того, кто создал её. Чем виновата жена?

Не хвали её и за красоту. Развратным душам свойственна такая похвала и такая ненависть, да и самая страстная любовь. Телесная красота производит великую наглость и много неразумного; она возбуждает ревность и нередко заставляет подозревать тебя в гнусных поступках. Но она, скажешь, доставляет удовольствие? Один месяц или два, много, если год, но не далее; от привычки диво это скоро теряет свою прелесть. А то, что вследствие красоты бывает дурного, остается навсегда: ослепление, безумие, высокомерие…А если приключится болезнь, то тотчас всё улетает.

Будем же искать в жене благоразумия, умеренности, кротости: таковы признаки истинной красоты, а телесной красоты не будем искать и не станем укорять её за то, что от неё не зависит, или лучше, и вовсе не станем укорять, потому что это свойственно дерзости, не будем огорчаться и негодовать.

Или не видите, сколько таких, которые жили и с красивыми женами, но бедственно окончили свою жизнь; напротив, сколько таких, которые имели жен не очень благообразных, но в полном благополучии дожили до глубокой старости…Не станем искать денег, ни внешнего благородства, но благородства душевного. Пусть никто не думает разбогатеть через жену, постыдно и позорно такое богатство…» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к Ефесянам. Беседа 20 (№2, 3). Творения. Т. 11. Книга первая. С П б., 1905. Репринт. С. 169, 170).

«Постоянно приходится наблюдать браки, – пишет Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Филарет (+1985), – как браки заключаются теперь не по серьезному, глубокому, проверенному чувству любви, – а по «влюбленности» – чувству не серьезному, не глубокому, и в нравственном отношении – очень не невысокому. Часто содержанием такой влюбленности является – увы – в сущности, – только животная похоть, только «волнение крови молодой» (а иногда и не молодой, да грязно – бурливой…).

И вместе с тем, в таких «браках» в предбрачную пору постоянно наблюдается фальшь и самоприкрашивание и тела и души, лицемерное желание не быть, а казаться лучше и красивее…Но ведь жизнь можно строить только на правде, на лжи она устоять не может. И отсюда – столь частое разочарование супругов друг в друге, и – безобразная практика разводов. Да и кто же не знает, что в наши дни эти «влюбленности» постоянно разрешаются в «гражданские браки», т. е. незаконные связи, систематические постоянные нарушения 7-й заповеди, за которые Церковь отлучает от принятия Святых Таин. А оканчивается всё это сплошь и рядом трагически – не только ссорами, но и преступлениями, убийством и само убийством…

Христианский брак есть живая жизнь двух в единении. И с годами супружеская любовь в нем только усиливается, становится глубже, одухотвореннее. Конечно, и в христианстве в эту супружескую любовь, как известное слагаемое, входит любовь страстная, связанная со свойственной каждому человеку естественной половой склонностью и чисто телесным влечением, тяготением к другому полу. Но в истинно христианском браке такая любовь страсти в привязанности супругов входит, как мы сказали, только – как слагаемое, и никогда не имеет такого значения и силы, как в нехристианских брачных союзах» (Филарет, митрополит. Конспект по Закону Божию. По книге «Христианская жизнь» протоиерея Н. Вознесенского. Рокленд, 1989. С. 64).

Эта плоть, как жизненная сила, проявляется в питании и размножении. Но у высших животных она вместе с тем создает органы, имеющие целью добывание пищи и защиту родовой части или плоти. И чем совершеннее животное, тем более значительна эта организующая деятельность родовой части в ущерб размножению, так что у высших животных плоть как бы отступает на второй план перед телом. Но это только иллюзия, и на самом деле, у животных назначение тела – чисто служебное и метафизического значения оно не имеет.

Иное отношение тела и плоти в самом человеке. И люди имеют общую им плоть. Все они, как род, являются одной плотью. Связь между поколениями устанавливается не телом, а плотью, дети суть дети плоти (, 8: ); родители – родители по плоти (), и всё человечество, связанное таким плотскими узами является одной плотью (). Плоть – это великое древо, листьями которого являются люди. Но в человеке она имеет временное и служебное значение. Смысл её существования заключается лишь в образовании преопределенного Богом числа организмов, и как только эта задача выполнена, она вместе со своими питательными и родовыми функциями должна исчезнуть () .

Другое дело – индивидуальное тело человека. В отличие от имеющей лишь служебное значение плоти, тело человеческое имеет вечную цель – служить выражением образа Божия в человеке и потому орудием его господства над миром. Оно есть вечный храм Святого Духа…

И потому в теле самом по себе нет ничего нечистого, а единственным источником нечистоты являются нечистые и скверные мысли…

Сама по себе родовая жизнь и связанные с ней физиологические процессы есть нечто положительное. Рождение, как творчество Божие, должно быть предметом благоговения человека, а отрицательное отношение к нему есть признак…неправославного настроения и мышления» ( О святости брака. //Летопись. Православная культура. Книга 2. Под редакцией архимандрита Иоанна. Берлин, без года изд. С. 67, 68, 69) .

Такое уважительное отношение к телу в браке, независимо от его формы, было очень характерно для святоотеческой мысли. Ограничимся двумя примерами:

«Скажи мне…, пишет святитель (+373) в послании к монаху Амуну, – что греховного или нечистого в каком – либо естественном извержении? Захочет ли кто ставить в вину выходящие из ноздрей мокроты, или изо рта слюны? А можешь указать еще и на важнейшее сего, на извержения чрева, которые живому существу необходимы для поддержания жизни.

Притом, если веруем, что человек, согласно с Божественными Писаниями, есть дело рук Божиих, то от Силы чистой могло ли произойти какое оскверненное дело? И если, по сказанному в Божественных Апостольских Деяниях, мы – род Божий (), то ничего не имеем в себе нечистого; тогда же только оскверняемся, когда совершаем злосмрадный грех…

Но могут сказать, следовательно истинное употребление не есть грех, как скоро телесные орудия созданы Творцом…Заставим их молчать,…предложив им такой вопрос: «Какое разуметь употребление, законное, каковое дозволил Бог, говоря: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю » (), одобрил апостол, сказав: «Брак у всех да будет честен и ложе нескверно » (), или употребление, хотя и естественное, но совершаемое тайно и прелюбодейно?…Одно и тоже, в известном отношении и не во время непозволительно, а в другом отношении и благовременно не воспрещается и дозволяется. Тот же закон имеет место и в рассуждении плотского соединения. Блажен, кто в юности, вступив в свободный союз, естественные силы обращает на чадородие» ( , святитель. (38) Послание к монаху Амуну. Творения. Часть третья. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. Репринт. С. 367, 369).

Рассуждая о браках между язычниками и христианами, святитель Иоанн Златоуст заявляет:

«Нечистота заключается не в телах сочетавающихся, а в произволении и в помыслах…Если ты, будучи нечистою, рождаешь дитя, которое происходит не одной тебя, или неужели и оно нечисто или чисто только вполовину? В настоящем случае оно не нечисто, «иначе, – говорит апостол, – дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (), т. е. не нечисты». Называет их святыми, чтобы таким сильным названием отогнать опасение от супругов» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на первое послания к Коринфянам. Беседа 19 (№3). Творения. Т. 10. Книга первая. С П б., 1904. С. 181).

«По трактату 1768 г. февраля 12-24 (Полный Свод Законов. №12071), в котором (артикул II, статья 10) постановлено следующее: «Дети, от разной веры родителей рождающиеся, сыновья в отцовой, а дочери в матерней вере воспитываны быть должны, выключая договор для дворянства, если бы каковой чрез контракт брачный, пред свадьбою заключенный, состояться имел»… Что же касается случаев, в которых один пол детей по прежнему правилу должен был быть воспитан в господствующем вероисповедании непременно, а другой может, по воле иноверных родителей, быть или воспитан в их вероисповедании, или, по их согласию присоединен, к господствующему, то в сих случаях Святейший Синод предоставляет православному духовенству силою убеждения достигать того, чтобы все дети воспитываемы были в православии (примечания к 67 статье)» (Православная богословская энциклопедия. Издание под редакцией . Т. 2. Петроград, 1901 г. С. 1051).

«Из 68 статьи 1 части X тома Свода Законов следует, что, с одной стороны, коренные жители Финляндии протестантского исповедания, повенчавшиеся вне пределов Финляндии, с православными женщинами, теряют право на крещение и воспитание своих детей в протестантской вере, а обязаны крестить и воспитывать их по правилам Православной Церкви; с другой стороны, те же коренные жители Финляндии протестантского вероисповедания, повенчавшиеся в пределах Финляндии с женщинами православного исповедания, сохраняют за собою право, если пожелают, на крещение и воспитание своих детей в протестантской вере и в том случае, если эти дети будут рождены во время проживания их родителей вне пределов Финляндии…» (Булгаков С. В. Различие исповеданий лиц брачующихся. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Т. 2. М., 1993. С. 1207)

«Браки православных христиан с нехристинами, а протестантов с язычниками, русским подданным вовсе запрещаются (Свод Законов, Т. X, статья 85). Но лицо нехристианского исповедания, по восприятии св. крещения может пребывать в единобрачном сожительстве и с некрещенною женою, если брак их заключен был еще до восприятия одним из них св. крещения вне христианства; брак их остается в своей силе и без утверждения его венчанием по правилам Православной Церкви (Т. X, ст. 79).

Если жена или одна из жен магометанина, или другого лица нехристианского исповедания примет св. крещение: то брак её может оставаться в своей силе, без утверждения его венчанием по правилам Православной Церкви, но тогда лишь, когда муж, остающийся в своей вере, даст обязательство:

1) имеющихся родиться от них с того времени детей, которые должны быть крещены в православную веру, ни прельщениями, ни угрозами и никакими другими способами не приводить в свой закон, и жене своей за содержание православной веры поношения и укоризны не наносить;

2) состоять с принявшею св. крещение во всё время её жизни, или доколе продолжится брак их, в единобрачном сожительстве, откинув прочих жен, если имеет. Сверх того, должно быть известно, что принявшая св. крещение не была пред тем отлучена мужем своим от брачного с ним сожительства.

В противном случае, т. е. когда муж не согласится дать вышеозначенные обязательства, или когда откроется, что принявшая крещение была отлучена им от сожительства с ним, брак их расторгается, и жене дозволяется вступать в новый брак с лицом христианского исповедания» (Свод Законов, Т. X, часть I, статья 85).

Если один из супругов, принадлежащих к иудейскому закону, обратится к Православию, а другой останется в прежнем законе, но с обратившимся жить пожелает, то, оставив их в супружестве без расторжения, обязать подписками: первого в том, чтобы он имел тщательное попечение о приведении другого увещанием к восприятию православной веры, а последнего в том, чтобы имеющихся родиться после сего детей ни прельщениями, ни угрозами и никакими другими способами не приводил в закон иудейский, обратившемуся в православную веру супругу, за содержание её, поношения и укоризны не наносил;

Если же муж или жена, по обращению другого супруга, жить в прежнем браке не пожелают, то брак расторгается, и обратившемуся лицу разрешается вступать в брак с лицом православным (Там же, ст. 81) .

Если новокрещенный имел несколько жен, то, по восприятии св. крещения, он должен выбрать из них одну, с которою жить пожелает и преимущественно также обратившуюся к христианству, и тогда брак их благословляется по церковному чиноположению. Это правило распространяется и на жен, бывших за несколькими мужьями. Если ни одна из жен креститься не пожелает, и муж не изъявит согласия жить с некрещенною, то ему дозволяется вступить в новый брак с православною. Брак остается в силе и тогда, когда оба супруга перейдут в христианство, хотя бы он и заключен был в степенях родства, возбраненных Церковию (Т. X, часть 1. ст. 82, 83 и 84)…

Благословение или подтверждение брака по «церковному чиноположению» в данном случае состоит в том, что священник в церкви публично предлагает обоим супругам вопросы, установленные при венчании, относительно свободного произволения на вступление в брак и, получив утвердительные ответы, читает заключительную молитву, положенную в конце последования венчания: «Отец, Сын и Всесвятый Дух, всесвятая, и единосущная, и живоначальная Троица» …Полного же венчания при этом не бывает»» ( Указ. соч. С. 246-248).

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Указ. соч. С. 74.

В современном обществе может, однако, оказаться так, что люди, вступающие в смешанные браки, состоят в определенной степени родства. Поэтому небесполезно будет уяснить те родственные связи, которые церковное право считает безусловными препятствиями к браку. Ограничимся описанием только плотского родства, так как остальные степени родства не играют при заключении брака существенной роли:

«…Запрещение браков между близкими родственниками должно способствовать большему сближению между собою людей разных родов и распространению в роде человеческом любви посредством брачных союзов…

Родство бывает: 1) плотское, 2) духовное и 3) гражданское.

Первое подразделяется на родство кровное или однородное (cognatio) и свойство или разнородное affinitas

А) В родстве кровном лица связываются между собою рождением или происхождением. Близость родства определяется степенями и линиями. Связь одного лица с другим посредством рождения (одного из них от другого) называется степенью; связь степеней, последовательно идущих от одного лица к другому, составляет линию прямую и боковые.

Первая идет от данного лица или к его предкам, т. е. к его отцу, деду, прадеду и т. п. (это восходящая линия) или к его потомкам, т.е. к его детям, внукам, правнукам (нисходящая линия) Боковые линии, по отношению к данному лицу, нисходят: или от братьев и сестер к их потомству (1-я боковая), или от его братьев и сестер его родителей (2-я боковая), или от братьев и сестер его деда и бабки (3-я боковая) и т.д.

В прямой линии столько степеней родства между данными лицами, сколько находится между ними посредствующих рождений. Так от родителей к детям идет одно рождение и таким образом это есть родство первой степени; от дедов до внуков посредствуют два рождения, следовательно, те и другие состоят между собой во второй степени родства. В боковых линиях степени родства определяются также по числу рождений, посредствующих между данными двумя лицами и общим их предком (т.е. берется сумма степеней, из которых состоит этот предок как к одному из данных двух лиц, так и к другому) . Таким образом, братья и сестры находятся во 2-й степени родства; дядя и тетка с племянниками в 3-й степени; двоюродные братья сестры в 4-й и т. д.

Б) Брак, соединяя мужа и жену в плоть едину, как бы в одно лицо, делает близкими друг другу и кровных родственников того и другого супругов. Такой союз близости называется свойством, или родством разнородным. Смотря по тому, сколько родов соприкасаются между собою через брак, т.е. входят в свойство друг с другом, самое это родство называется ил двухродным, или трехродным. Так кровные родственники мужа состоят в двухродном родстве с кровными родственниками жены и в трехродном родстве с её свойственниками (например, с женою её брата или с мужем её сестры)…Кровные родственники жены в какой –либо степени суть родственники (по свойству) и её мужа в той же степени, потому что муж и жена не составляют степени, супружество вне степеней.

Для определения близости между одним из кровных родственников жены, складывается степень родства первого лица по отношению к мужу со степенью родства второго лица по отношению к жене… Так, например, между мужем и его братом – 2-я степень родства, и между женою и её братом также 2-я степень; следовательно, между братом мужа и братом жены должно считать 4 степени свойства. Подобным образом исчисляются степени свойства в трехродном родстве.

Родственные наименования в свойстве: отец мужа – свекор, мать – свекровь; отец жены – тесть, мать – теща; жена сына – сноха; мух дочери – зять; жена брата – невестка; муж сестры – зять; брат мужа – деверь; сестра мужа золовка; брат жены – шурин; сестра жегы – свояченица; родители мужа между собою- сваты; муж свояченицы называется свояк; дети жены или мужа – пасынки ил падчерицы; муж матери – вотчим, жена отца – мачиха.

Между лицами, находящимися в кровном родстве по прямой линии, как восходящей, так и нисходящей, и притом, во всех степенях, браки всегда были воспрещены безусловно…В боковых линиях кровного родства брак безусловно всегда запрещался лицам, находящимся в первых трех степенях родства…Брак в четвертой степени родства кровного по боковой линии греко-римскими законами христианского периода то запрещался (Феодосий Великий +395), то дозволялся (Аркадий +408; Юстиниан+565). Но Церковь не одобряла его и Трульский собор (691-692) прямо запретил его…Двухкровное родство, или свойство, Церковь приравняла к родству кровному,…и потому безусловно воспретила браки находящимся в первых четырех степенях родства…» (Певцев В. Г., протоиерей. Указ. соч. С. 173, 174, 175, 176).

Зашел как-то недавно, на сайт "Татьянин день ",принадлежащий храму при МГУ,где ознакомился с ответами протоиерея
Максима Козлова, на тему возможности
брака с человеком инославного
исповедания:
http://www.taday.ru/vopros/20239/70531.html :
Я итальянец, католик, моя жена - русская,
православная христианка. Мы венчались
в православной церкви. Соответственно
наши дети будут православными. С моей
женой мы ходим регулярно на службы в
православный храм. Я чувствую себя
частью церковной общины, хотя не
принимаю церковных Таинств. Хотел
спросить Вас, обязательно ли я должен
перейти в Православие? На данный
момент я не чувствую себя к этому
готовым. Но я узнал, что после смерти моя
душа будет разделена с душой моей жены.
Это действительно так? Может ли это
быть причиной для перехода в
Православие?
Михаил
Италия
18 октября 2007г.

Уважаемый Михаил, в отношении того,
где будет душа наша после смерти,
воздержимся от суждения здесь, на земле.
Один Господь, душеведец и сердцеведец и
судия всей вселенной и каждого человека,
определит, каков итог нашего земного
бытия и к какому бытию в Вечности,
благому или злому, мы предназначены.
Что касается Вашего перехода в
Православие, то конечно же делать это
нужно не ради Вашей супруги и не ради
видимого обозначения единомыслия.
Делать это нужно, лишь когда вы
действительно единым сердцем и
едиными устами сможете вместе
исповедовать ту веру, которую содержит
Православная Церковь. От души желаю
Вам продолжить определение Вашего
мировоззрения. Обращаясь к Священному
Писанию, к творениям святых отцов, к
полноте церковного Предания, просите
Самого Господа Иисуса Христа, чтобы Он
помог Вам определить и понять, где
истинная Церковь и как Вам оказаться в
ее ограде. И здесь лучше идти не спеша, но
ответственно и серьезно, чем сделать этот
шаг поспешно, но необдуманно.

http://www.taday.ru/vopros/20239/71981.html :
Можно ли венчаться в православной
церкви, если один супруг православный, а
другой - лютеранин? Воспрещается ли
православному человеку венчаться в
лютеранской кирхе с лютеранином?
Согласится ли Православная Церковь на
совместное богослужение - венчание с
лютеранским пастором?
Орлянский Евгений
преподаватель
Омск
8 октября 2007г.

Уважаемый Евгений, ответим на Ваши
вопросы по пунктам. Венчание с
лютеранином (лютеранкой) разрешается,
если совершается в православной церкви.
За информацией о характере его
совершения и о необходимом оформлении
разрешения Вам лучше всего обратиться
либо в ближайший храм, либо в
епархиальное управление в городе Омске.
Венчание, производимое в лютеранской
кирхе, действительным с точки зрения
Православной Церкви считаться не может,
ибо подлинного священства, восходящего
к апостолам, у лютеран нет, а Таинство
Браковенчания должен совершать законно
поставленный священнослужитель.
Сослужение между православными и
лютеранами ни в каком смысле не может
иметь места. ,

http://www.taday.ru/vopros/20239/180549.html :
Я замужем, но не венчана. Значит ли это,
что на каждой исповеди мне нужно в этом
каяться, ведь с момента предыдущей
исповеди ничего не изменилось?
Венчаться я не могу, мой муж
инославный, я не чувствую в себе сил
переубедить его и перейти в
православную веру. К тому же нужно
разрешение архиерея, насколько я поняла.
Что же делать? Всю жизнь каяться, что
живу в невенчаном браке?
студентка
Москва
5 мая 2009г.

Уважаемая посетительница нашего сайта,
Церковь не рассматривает законный
гражданский брак как блудное
сожительство, она отличает его от
беспорядочных отношений людей,
которые не стремятся нести обязательства
друг перед другом как супруги. Венчаный
брак может иметь место между двумя
воцерковленными верующими людьми,
которые стремятся строить свою семью
как домашнюю Церковь. Это не означает,
что не нужно стремиться наших
неправославных спутников жизни
убедить войти в ограду Церкви примером
собственной жизни, задачу эту себе
непременно нужно ставить, и средний,
царский путь в том и будет состоять,
чтобы избежать, с одной стороны,
настояний типа «венчайся, хоть бы ты и
не верил, как православные верят, но ради
меня» и равнодушия к духовному
состоянию супруга - с другой. ,

http://www.taday.ru/vopros/20239/970062.html :
Вы не могли бы уточнить, где именно в
Социальной концепции РПЦ говорится о
признании блудного сожительства как
брака? И с какого времени, по истечении
какого срока блудное сожительство вдруг
становится браком?
А если люди верующие, им тоже
венчаться не торопиться?
Роман
педагог
Ставрополь
18 апреля 2011г.

Уважаемый Роман, Церковь с уважением
относится к браку, заключенному в
органах государственной регистрации, и
дело тут не в продолжительности жизни
людей вместе без всякой регистрации.
"Священный Синод Русской Православной
Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением
отметил, что «некоторые духовники
объявляют незаконным гражданский брак
или требуют расторжения брака между
супругами, прожившими много лет
вместе, но в силу тех или иных
обстоятельств не совершившими
венчание в храме… Некоторые пастыри-
духовники не допускают к причастию лиц,
живущих в “невенчанном” браке,
отождествляя таковой брак с блудом». В
принятом Синодом определении указано:
«Настаивая на необходимости церковного
брака, напомнить пастырям о том, что
Православная Церковь с уважением
относится к гражданскому браку», -
говорится в Основах социальной
концепции Русской Православной Церкви.
"В соответствии с древними
каноническими предписаниями, Церковь
и сегодня не освящает венчанием браки,
заключенные между православными и
нехристианами, одновременно признавая
таковые в качестве законных и не считая
пребывающих в них находящимися в
блудном сожительстве".

Во всех указанных случаях речь идет о не
союзе двух верующих людей, а о семьях,
где лишь один человек является
православным. В случаях, когда оба
супруга - чада Православной Церкви,
никаких причин откладывать Венчание
для них не указывается. [конец цитат]

Справедливости ради, хотелось бы заметить,что ответы о.Максима являются не единственными ответами, такого рода на данную тему-аналогично толкуют этот вопрос, в наши дни, и другие пастыри новообрядчевства.Также эти ответы находятся в полном согласии с "Основами социальной концепции" РПЦ МП-соборным документом,принятым в начале 2000-х годов,который,в свою очередь,даже признает законность зарегистрированного гражданского брака,без венчания(!),не только для пришедших к их церкви неверующих людей,вступивших в такой брак до их крещения(что разрешают и церковные правила),но и для уже крещеных чад своей церкви:

"…Освящая супружеские
союзы молитвой и благословением, Церковь тем не
менее признавала действительность брака,
заключенного в гражданском порядке, в тех
случаях, когда церковный брак был невозможен, и
не подвергала супругов каноническим прещениям.
Такой же практики придерживается в настоящее
время Русская Православная Церковь. …"

Тогда как свят. Амвросий
Медиоланский,например,говорит: "если самый брак должен
быть освящаем покровом и благословением
священническим: то как может быть брак там, где
нет согласия веры"
.

Также Синод "с сожалением отметил":
"…что «некоторые духовники объявляют незаконным
гражданский брак или требуют расторжения брака
между супругами, прожившими много лет вместе, но
в силу тех или иных обстоятельств не
совершившими венчание в храме... Некоторые
пастыри-духовники не допускают к причастию лиц,
живущих в “невенчанном” браке, отождествляя
таковой брак с блудом»
. В принятом Синодом
определении указано: «Настаивая на необходимости
церковного брака, напомнить пастырям о том, что
Православная Церковь с уважением относится к
гражданскому браку»…"(Основы социальной концепции п. X.2 )
,
но также,в связи с прочитанным,возникает вопрос-как все это согласуется с церковными правилами:

72 правило Шестого Вселенского Собора:

Недостоит мужу православному с
женою еретическою браком
совокуплятися, ни православной жене с
мужем еретиком сочетаватися. Аще же
усмотрено будет нечто таковое,
соделанное кем либо: брак почитати не
твердым, и незаконное сожитие
расторгати. Ибо не подобает смешивати
несмешаемое, ниже совокупляти с
овцею волка, и с частью Христовою
жребий грешников. Аще же кто
постановленное нами преступит: да
будет отлучен. Но аще некоторые,
будучи еще в неверии, и не быв
причтены к стаду православных,
сочеталися между собою законным
браком; потом един из них, избрав
благое, прибегнул ко свету истины, а
другий остался во узах заблуждения, не
желая воззрити на божественные лучи,
и аще притом неверной жене угодно
сожительствовати с мужем верным, или
напротив мужу неверному с женою
верною: то да не разлучаются, по
божественному апостолу: святится бо
муж неверен о жене, и святится жена
неверна о мужи верне (1Кор. 7:14) .

31 правило Собора иже в Лаодикии:

Не подобает со всяким еретиком
заключать брачный союз или отдавать
таковым сынов или дщерей, но допустимо
брать от них, если обещаются
христианами быть.
?!

И что теперь для РПЦ МП приоритетнее:испокон веков признаваемые Церковью решения Святых Вселенских и Поместных Соборов вместе с правилами Святых Отец,–с одной стороны;или собственная "Социальная концепция"–с другой?!
Исходя из всего вышесказанного,складывается впечатление,что современное "православие" находится в хронической погоне, за все меняющимися потребностями современного неверующего общества,стремясь угодить его сиюминутным запросам и потребностям,и в этой погоне, все более теряет, те остатки настоящего,святоотеческого Православия,которые у них оставались еще до недавнего времени! …

Браки между православными и католиками:

видение пастырского аспекта проблемы в России начале XXI в.

Столкновение подходов, принятых в Православной и Католической Церквах и в ряде случаев столь отличных к решению внутрисемейных проблем при заключении брака между православными и католиками может привести к непростым болезненным ситуациям в семейной жизни. Наиболее актуальные и еще не имеющие своего решения вопросы, касающиеся межконфессионального брачного союза, подробно рассматриваются протоиереем Максимом Козловым в докладе, произнесенном на XIV православно-католическом богословском коллоквиуме в Бари 16 декабря 2010 года.

В присутствии столь ученой корпорации, когда мы уже слышали и еще услышим доклады, освещающие проблемы межконфессионального брака – брака между православными и католиками – с богословской и канонической сторон в перспективе видения и той и другой Церкви, мне представляется существенно важным дополнить этот несомненно базисный компонент нашей встречи компонентом практическим – рассмотрением хотя бы некоторых реальных ситуаций и проблем, которые сегодня возникают в смешанных семьях: так, как эти проблемы видятся в России начала XXI столетия членами Русской Православной Церкви, в том числе в рассеянии сущими (в частности, в Западной Европе), но именно в пастырско-практической перспективе. Тем не менее, я думаю, необходимо сделать краткое теоретическое предварение основной части доклада, и я позволю себе посвятить этому несколько минут.

Постараюсь сделать эту часть доклада предельно краткой и изложу основные теоретические посылы и действующие постановления высшей церковной власти, которые относятся к этой теме.

По сути, только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Православная Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения. Можно говорить об уважении Церкви к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7. 14)». На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). Однако в том же правиле и других канонических определениях (IV Вс. Соб. 14, Лаод. 10, 31), равно как и в творениях древних христианских писателей и отцов Церкви (Тертуллиан, святитель Киприан Карфагенский, блаженный Феодорит и блаженный Августин), возбраняется заключение браков между православными и последователями иных религиозных традиций.

В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей.

Указом Святейшего Синода от 23 июня 1721 года было разрешено на вышеуказанных условиях совершение браков находящихся в Сибири шведских пленников с православными невестами. 18 августа того же года данное решение Синода получило подробное библейское и богословское обоснование в особом Синодальном Послании. На это послание Святейший Синод ссылался и впоследствии при разрешении вопросов о смешанных браках в губерниях, присоединенных от Польши, а также в Финляндии (указы Святейшего Синода от 1803 и 1811 годов). В этих областях, впрочем, дозволялось более свободное определение конфессиональной принадлежности детей (временно такая практика иногда распространялась и на прибалтийские губернии). Наконец, правила о смешанных браках для всей Российской Империи были окончательно закреплены в Уставе духовных консисторий (1883). Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие.

Таким образом, если обратиться к церковной практике последних столетий, то Церковь наша допускает супружеский союз с теми христианами, действительность крещения которых она признает, и которые при вхождении в ограду Православной Церкви принимаются вторым или третьим чином – то есть через Покаяние и через миропомазание. Таковыми являются католики, традиционные протестанты: лютеране, англикане и кальвинисты, основная масса наших старообрядцев, а также древневосточные христиане: армяне, сирийцы, копты, эфиопы и им подобные. В таком случае Таинство Венчания может быть совершено, и этот брачный союз признается действительным.

Возвращаясь собственно к теме нашего доклада, мне придется отметить, что между теоретическим богословским посылом, церковными законами и существующей практикой знак равенства ставить, к сожалению, не приходится. Мне кажется, это касается реалий существования не только Православной Церкви, но и Католической, о чем я буду говорить несколько ниже. Однако при этом спецификой Православия является чрезвычайная вариативность подходов, которую мы можем наблюдать в современной практике Русской Православной Церкви. Наличие тех или иных посылов, оформившихся в Синодальную эпоху, при отсутствии на сегодня однозначно и четко сформулированных новейших постановлений высшей церковной власти ведет к тому, что документы Синодального периода одними принимаются буквально, другими отвергаются, третьими трактуются с теми или иными коррективами. Постараемся проиллюстрировать это примерами, связанными с разными этапами супружеских отношений.

Вступление в брак

Начнем с вопроса вступления в брак. Думаю, мы не будем кривить душой и засвидетельствуем, что каждая из наших Церквей желает своим чадам супружеского союза преимущественно с членами этой же Церкви. При этом я думаю, что побуждения наши тождественны, притом что понятия субъекта Церкви вполне тождественными не оказываются. Конечно же, каждый из нас понимает те мировоззренческие, жизненно-практические, педагогические опасности, которые возникают в случае межконфессионального брака.

Какие чаще всего, на наш взгляд, варианты такого рода союзов сегодня встречаются?

Первый, таящий свои опасности, но и имеющий свои плюсы и, может быть, чаще всего встречающийся, – это межконфессиональный брак (в частности, брак между православной и католиком, между католичкой и православным) в том случае, когда лишь одна сторона в собственном смысле слова относится к практикующим христианам . В таком случае тот член супружеского союза, кто является религиозно более последовательным и серьезным, может фактически определять и религиозное направление жизни семьи в целом, и воспитание детей в семье в частности. А тот, для кого конфессиональная принадлежность – всего лишь дань традиции, черта национальной культуры, скорее склонен будет разрешать и Крещение детей в другой Церкви, и воцерковление их так, как оно должно осуществляться церковно более ответственным супругом. Но и тут, конечно, могут быть свои подводные камни, свои скорби. Человек лишь формально религиозный может опуститься до атеистического сознания, начать испытывать враждебность к религиозному воспитанию детей уже скорее не как латентный католик или латентный православный, а просто как носитель современного секулярного мировоззрения, по сути дела как атеист, деист или агностик. И здесь могут возникнуть свои серьезные проблемы, хотя в общем-то и они преодолимы.

Значительно сложнее ситуация, когда встречаются два религиозно последовательных человека.

Когда встречается два крепко верующих человека – традиционный православный и добрый католик, – первый вопрос, который возникает: где заключать брак? Мы исходим из того, что обе Церкви безусловно признают действительность епископата другой Церкви. Для Католической Церкви нет вопроса о действительности православных Таинств (после Второго Ватиканского Собора) до Евхаристии включительно, а для Православной Церкви (оставим сейчас пока за скобками вопрос о Евхаристии), конечно же, нет вопроса о действительности брака, совершаемого в Католической Церкви (хотя Вы встретите православных священников и мирян, которые здесь знак вопроса поставят). Но чисто практически – как определиться с местом совершения супружеского союза ? Притом что, как мы знаем, в самом понимании совершения Таинства Брака есть определенного рода богословские различия.

Как указывается в 1623 параграфе Катехизиса Католической Церкви: «В Латинской Церкви обычно считается, что сами супруги как служители Благодати Христовой взаимно даруют друг другу Таинство Брака, выражая перед Церковью свое согласие ». В том же Катехизисе вполне справедливо свидетельствуется, что «в Восточных литургиях священник или епископ является служителем Таинства, и он, получив обоюдное согласие супругов, венчает последовательно мужа и жену в знак супружеского союза» .

Собственно, второе понимание соответствует православному осмыслению Таинства Брака, когда возглавляющий чинопоследование браковенчания пресвитер или – реже – епископ и понимается как его совершитель.

Казалось бы, чисто теоретический момент. Однако при возникновении тех или иных коллизий и нестроений, которые могут сопровождать семейную жизнь на практическом уровне, в ретроспективном сознании у людей может возникать вопрос: предположим, если брак между православной и католиком был совершен в католическом храме, то вполне ли были достаточными то чинопоследование, те молитвы, то выраженное согласие для того, чтобы этот союз православная сторона считала вполне благословленным и освященным Богом?

Понятно, что сходные затруднения могут возникнуть и у католической стороны. Так, если православная сторона может смущаться тем, что пресвитерско-епископское возглавление не имело столь полного характера, как в традиции Православной Церкви, то католическая сторона может смутиться на сегодня практически отсутствующей активностью жениха и невесты в чинопоследовании православного Венчания. Вопросы, которые задаются вступающим в брак, не носят в православном чинопоследовании характера брачных обетов. Скорее первое из них касается свободности волеизъявления и восходит к тем векам церковной истории, когда этим вопросом Церковь защищала своих членов, прежде всего невест, от принуждения к нежеланному супружескому союзу. Второй же вопрос («не обещалась ли другому мужу/другой невесте») по сути дела необходим для того, чтобы каноническая сторона брака была чиста и несомненна.

Процитируем эти моменты чинопоследования:

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши». («Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?»)

И жених отвечает: «Имам, честный отче». И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» («Не связан ли ты обещанием другой невесте?»). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче».

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» («Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?») и «Не обещалася ли еси иному мужу» («Не связана ли обещанием другому жениху?»).

При этом взаимное принесение обетов во время современного православного последования Венчания не имеет места, что, конечно, у христиан западной традиции также может породить ощущение определенного рода неполноты.

Мне представляется очень важным выработать такого рода согласительные процедуры , возможно, путем соответствующего межцерковного практического диалога, которые бы однозначно если не унифицировали, то определили варианты практик, о которых две Церкви согласились бы в случае вступления их членов в межконфессиональный союз.

Одним из возможных подходов было бы определение процедуры или порядка (и, возможно, разумно сделать его и обязательным) посещения вступившими в брак храма другой конфессии. Предположим, если брак совершается в преимущественно католической стране, то вступившие по католическому чинопоследованию в брак жених и невеста при ближайшей возможности посещают православный храм в той же стране и в той или иной форме получают благословение православного епископа или пресвитера. Наоборот, если брак совершается по православному чинопоследованию в преимущественно православной стране, то вступившие в брак молодые муж и жена посещают католический храм и, скажем, в присутствии священнослужителя произносят взаимные обеты любви и верности, столь значимые для носителей западной христианской традиции.

Представляется, что такая или подобного рода процедура видится преимущественной в сравнении с повторным полным совершением чинопоследования Таинства Брака, за которым при видимой педагогической удобности такого рода практики возникает очевидная экклезиологическая сложность. Как одно и то же Таинство должно быть воспринимаемо в таком случае – как совершаемое для католика в католическом храме, а для православного – в православном храме? Или просто по умолчанию мы считаем, что оно совершается там, где оно совершается в первый раз, а вторую процедуру мы проводим, говоря евангельскими словами, «страха ради иудейска», т.е. чтобы решить проблемы с конфессиональной социализацией в окружающем мире жениха и невесты? Экклезиологически это представляется мне очевидным отступлением.

Также чрезвычайно желательно, чтобы эта сакраментально-молитвенная практика и определение ее порядка в случае межконфессионального брака были бы дополняемы понятнымирегистрационными процедурами в соответствующих церковных структурах: предположим, в соответствующем епархиальном управлении со стороны Православной Церкви и в соответствующих канонических структурах Католической Церкви, с тем чтобы ни там, ни там впоследствии не возникало вопроса о действительности и признании брака в каждой из двух Церквей.

Совместная молитва супругов

Итак, наши гипотетические жених и невеста, благополучно преодолев различные затруднения, вступили в брак, а мы перейдем к рассмотрению тех ситуаций, которые могут встретиться в уже состоявшемся браке между православным и католиком.

Мы знаем, что брак представляет собой духовно-телесный союз мужчины и женщины, в котором, в идеале, как звучит в известной святоотеческой максиме, «супруги смотрят не друг на друга, а в одном направлении», т.е. к небу и ко Христу.

Неотъемлемой частью религиозной жизни членов каждой из наших Церквей является сакраментальная жизнь, прибегание к Таинствам Церкви и прежде всего к Таинствам Евхаристии и Исповеди, а также молитвенное участие в общественном богослужении. Супруги в межконфессиональном браке, естественно, столкнутся с вопросом: какая мера совместной домашней молитвы возможна, и как решать вопрос с общественным богослужением? На сегодня мы знаем, что даже с точки зрения объема, порядка, состава молитвословий то, что понимается регулярным молитвенным правилом для мирян в традиции Русской Церкви, и то, что практикуется Католической Церковью, сходствует друг с другом разве что в чтении молитвы Господней (Отче наш – Pater noster) и в молитве «Богородице Дево, радуйся» – «Ave Maria». Всё остальное за минувшие столетия (может быть, не разнствуя по сути) стало решительно различаться по форме. В том числе, насколько я понимаю (и если не прав, путь присутствующие меня поправят), традиционно рекомендуемый объем утреннего и вечернего правила в православной традиции заметно превышает объем утренних и вечерних молитв для мирянина в Католической Церкви.

У меня нет готовых ответов, я скорее формулирую проблему: как молиться супругам в межконфессиональном браке? Каждому в своей комнате, по очереди, сегодня читаются православные молитвы (допустим, что между супругами нет языкового барьера), завтра – католические? Или они вообще не молятся совместно, или читают «Отче наш» перед едой и на сон грядущий, или еще какие-то краткие общехристианские молитвословия? Очевидно, что эта проблема возникнет и может оказаться достаточно значимой. К сожалению, чаще всего мне приходилось сталкиваться в приходской практике с тем, что, встретив подобную проблему, люди вообще часто крайне минимизируют домашнюю молитву . Почему так происходит, я не готов сформулировать, но выборка, может быть, не вполне репрезентативная, однако за 15 лет имеющая место, дает подобного рода результаты. Если у Вас есть другое ощущение, будет интересно послушать Вашу точку зрения.

Далее встает проблема с участием в общественных богослужениях. В том случае, если в пределах досягаемости находятся храмы и той и другой конфессии, как определить, где молиться? Скажем, здесь возможна очередность: один воскресный или праздничный день туда, в следующий – сюда. Различие стилей Юлианского и Григорианского календарей в одних случаях помогает решить проблему с главнейшими христианскими праздниками, в других – её только усугубляет, потому что не вполне понятно, когда праздновать Рождество Христово, если у одних 25 декабря уже Рождественская ночь, а у других только приближается вершина Рождественского поста. Здесь, скажем, можно в основном исходить из страны проживания: в России ориентироваться на старый стиль, а в Италии – на Григорианский календарь. Хотя, думаю, всем нам очевидна проблема, которая возникнет: богослужение в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия в Москве на Рождество будет 25 декабря, а у православных будет пост. Но самая главная проблема с праздниками, мне представляется, в том трагическом различии Пасхалий, которое мы наблюдаем в западной и восточной традиции. И если с Рождеством проблема так или иначе разрешаема, то с Пасхой, которая в абсолютном большинстве случаев празднуется в разные дни, и, соответственно, для одних уже Воскресение Христово, для других – важнейшие периоды Великого поста, Святой Четыредесятницы, она видится трудноразрешимой.

Забегая вперед, скажу: все эти проблемы, несомненно, будут усугубляться в связи с рождением и воспитанием детей. Если взрослые люди еще могут избежать «духовной шизофрении», каким-то образом корректируя свое сознание, то как объяснить ребенку наличие двух Рождеств, двух Пасх, разную продолжительность Великого поста? Вероятно, эта проблема также нуждается в нашем совместном обсуждении и вынесении некоторых ответственных рекомендаций, согласованных и одобренных авторитетными представителями двух Церквей, которые мы могли бы предложить в качестве, может быть, нескольких вариантов поведения для нашей паствы.

Подготовка к причастию

На сегодня, как мы знаем, в современной Русской Церкви и Католической Церкви различными являются и практики подготовки к Таинству Причастия. Русская традиция удерживает то, что мы называем говением, т.е. духовно-аскетическое воздержание и самоограничение на протяжении определенного хронологического промежутка. Длина этого периода может разниться в зависимости от частоты причащения православного христианина: он может быть достаточно длительным, если человек причащается редко (так, в XIX – начале XX века это была неделя), достаточно кратким при регулярном причащении (раз или два в месяц или чаще того – в таком случае это может быть один или два дня). Но так или иначе это говение присутствует. Оно предполагает и пост в отношении пищи, ограничение в развлечениях и отвлечениях, и супружеское воздержание, по крайней мере в канун приобщения Святых Христовых Тайн или в несколько более развернутой хронологической перспективе. Насколько я знаком с практикой и каноническим правом Католической Церкви, современные уставы не накладывают на мирян аналогичного воздержания. Значит, семья столкнется с проблемой в столь деликатной сфере, как интимные отношения супругов, и в других ограничениях, связанных с говением.

Различие постов

С той же деликатной областью сопряжется и следующее различие наших уставов: на сегодня единственным многодневным постом в католической традиции является Великий пост, продолжающийся 40 дней. В православной традиции и сам Великий пост длиннее – это семь недель Великого поста плюс полупостная масленичная неделя, во время которой браковенчание уже не совершается. Кроме того, Православная Церковь предлагает своим чадам еще три многодневных поста, в которые (по крайней мере теоретически) православные супруги призываются к воздержанию от физической близости. Это тоже может оказаться определенного рода проблемой. У православного члена межконфессионального брака может образовываться определенного рода комплекс вины в случае неучитывания других многодневных постов.

Помимо собственно физических отношений супругов, бывают и такие практические вещи: готовить ли, условно говоря, на две части семьи – на одну, которая постится по православному уставу, и на другую, которая не постится? Накладывать ли на непостящегося члена супружеского союза бремена неудобоносимые, побуждая его соблюдать все те посты, которые соблюдает православный член семьи? Можно ли идти на концерт, в клуб, можно ли поехать в отпуск для расслабленного отдыха на курорте, если речь идет об одном из тех многочисленных длительных промежутков года, которые попадают на посты православной традиции? Эта проблема также возникнет.

Различие отношения к контрацепции

Также мы должны отметить, что принципиально чрезвычайно высоко ставя деторождение в супружеском союзе и никак не сомневаясь, что благословенное рождение и воспитание детей в вере, благочестии и чистоте в земной жизни, а также для стяжания жизни вечной является одной из принципиально важных констант жизни любой христианской семьи. И в этом смысле и православная, и католическая традиции призывают членов своих Церквей воздерживаться от столь распространенного в секулярном мире недопущения зачатия и рождения ребенка. В одном наши Церкви согласны вполне – это недопустимость такого рода пресечения деторождения, которое носит абортивный характер. Собственно аборты однозначно оцениваются и в Православии, и в Католичестве как убийство зачатого ребенка. Также любые средства предупреждения беременности абортивного действия неприемлемы и для православных, и для католиков. А дальше мы увидим определенного рода различия. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» написано: «…средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза(см. Х.4).Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» (пункт ХII.3).

Это не значит, что Русская Православная Церковь поощрительно относится к подобного рода практикам. Однако, я думаю, мы должны честно констатировать, что в семьях абсолютного большинства наших прихожан не столько детей, сколько было в семьях русских крестьян XIX – начала XX столетий или у благочестивых итальянских ремесленников конца XIX – первой половины XX века, когда нормальным регулярным количеством детей в семье простых людей было 5-7-12 рождений за период супружеской жизни. Напомню, что в семье последнего русского царя, причисленного к лику святых, было пятеро детей. Много ли теперь таких семей среди нашей паствы? Нет. Сейчас мы считаем многодетной семью, в которой 4-5 детей, и это уже видится достаточно нерегулярной практикой. Что это фактически означает? Что в решительном большинстве православных семей (я выражу предположение, что и в католических семьях) присутствуют те или иные методы ограничения возможности зачатия ребенка. Соответственно, тот механический способ недопущения беременности, который упомянут в «Основах социальной концепции», на сегодня не видится решительно неприемлемым для сознания решительного большинства православных верующих. Как обстоит дело в Католической Церкви, лучше послушать наших католических братьев, однако мне представляется, что и здесь, учитывая секуляризацию сознания и очевидное влияние ценностей современной цивилизации, дело обстоит не слишком отличающимся образом. Однако столкновение, хотя бы теоретическое, подходов может иметь место и привести в целом ряде случаев к непростым болезненным ситуациям все в той же предельно деликатной сфере, не коснуться которой мы не могли, когда речь идет о полноте семейной жизни.

Крещение и воцерковление детей

Итак, опять же имея благой помысел о наших разноконфессиональных супругах, будем уповать на то, что они так или иначе согласуют время постов и воздержания, а в прочие периоды церковного года будет иметь место то, вследствие чего у них родятся дети. С рождением ребенка встанет следующий существенно важный вопрос: как определить, в какой конфессиональной традиции ребенок будет воспитываться?

Подходы, с которыми нам приходилось сталкиваться, распадаются на множество частных ситуаций. Проще всего проблема решается в том случае, с описания которого мы начинали, – когда только один человек в семье является крепко религиозно убежденным. Тогда проблема если и есть, то она уже относится не к проблеме «православный и католик», а к проблеме «христианин и малорелигиозный человек / агностик». Это уже вне нашей темы.

Если же в семье два религиозно крепких человека, то как быть? Воспитание детей по очереди: нечетных детей в традициях одной Церкви, а четных – в традициях другой? Воспитание по гендерной принадлежности родителей, исповедующих разные религии: девочек как мама, а мальчиков как папа? Воспитание по факту проживания в стране преимущественной религиозности, т.е. если в Чили – то католиками, а если на Украине – то православными?

Худшим из всех вариантов представляется также, к сожалению, имеющий место: представление о том, что ребенок вырастет и сам решит, а до того он зависает либо в религиозной индифферентности, либо в непонятном межконфессиональном пространстве, когда он наполовину католик, наполовину православный. Иногда он ходит то в православную церковь, то в костел, а иногда и вовсе остается некрещеным, если родители не смогли договориться и ожидают решения от самого ребенка.

Можем ли мы хотя бы надеяться на то, что здесь допустимо выработать какие-то согласованные подходы? Мне на сегодня не очень понятно, какие договоренности здесь могут быть достигнуты; скорее, можно обозначить то, что ни в коем случае не должно иметь места: это принуждение, апелляция к гражданскому законодательству той или иной страны, вторжение нерелигиозных факторов при принятии такого рода решения (скажем, экономического или социального преимущества того или иного супруга). Я думаю, что обе Церкви должны решительно настаивать на том, что никакого рода внерелигиозные факторы не должны иметь религиозной санкции на использование членами наших Церквей, даже если на практике так порой и происходит.

Также мы знаем, что в Католической Церкви на протяжении многих веков первое Причастие детей имело место в возрасте распознания, после Конфирмации, которая относилась по времени от Таинства Крещения. В Православной традиции Миропомазание соединяется с Таинством Крещения. И хотя сегодня мы видим определенного рода сближение традиций, в частности, возможность для мирян-католиков Причащения под двумя видами и приобщение детей Святых Христовых Таин, однако традиции здесь достаточно различны. И даже возраст, с которого в Православии ребенок традиционно начинает перед Причастием приступать к Таинству Исповеди, как правило, ниже, чем тот «возраст распознания», который имеет место в традиции латинского обряда.

Обозначим те же проблемы, о которых мы говорили применительно к самим супругам и которые обострятся в отношении детей: совместная домашняя молитва с детьми – с кем из родителей им молиться, как молиться брату и сестре, если брата воспитывают православным, а сестру католичкой? Если их воспитывают в одной конфессиональной традиции, как быть с родителем, принадлежащим к другой конфессии? Еще более усугубится в данном случае проблема встречи важнейших христианских праздников в разное время, потому что, конечно же, для детей практическая бытовая и обрядовая сторона, даже ожидание подарков к празднику, более существенна по всем параметрам детской психологии.

Тем не менее я надеюсь, что все обозначенные проблемы решаемы, и сегодня в дискуссии мы услышим, какими путями они могут решаться без ниспадения в религиозный индифферентизм или непонятное межконфессиональное христианство.

Проблема разводов

Нельзя не коснуться столь нерадостной проблемы, проблемы, с которой встречается огромное количество современных семей – это распадение супружеского союза. Как мы знаем, традиции наших Церквей разнятся. В представлении Русской Православной Церкви, как закреплено в «Основах социальной концепции», имеются следующие причины для расторжения брака: «…кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа » (ОСК, пункт Х.3). Католическая Церковь развода не признает. В 1649 пункте Катехизиса Католической Церкви мы читаем, что в крайнем случае «существуют ситуации, при которых совместное проживание супругов становится практически невозможным по самым различным причинам. В таких случаях Церковь допускает физическое разлучение супругов для прекращения совместного проживания. Супруги не перестают быть мужем и женой перед Богом, они не свободны заключать новый брачный союз. В подобной трудной ситуации лучшим решением является – если это возможно – примирение. Христианская община призвана помогать этим людям по-христиански переносить свое положение, в верности брачным узам, которые остаются нерасторжимыми ». Православная же Церковь, как мы выше уже говорили, допускает второй и даже третий браки не только в случае вдовства, но и в случае развода, что закреплено в «Основах социальной концепции»: «Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается » (пункт Х.3). На практике сегодня чаще всего вопрос о том, какая сторона несет основную вину за распадение союза, остается на совести разведенных супругов.

Прежде всего, это дает определенную разность психологической установки в случае драматических внутрисемейных коллизий, т.к. в разной перспективе видится последующая жизнь в случае раздельного проживания с супругом, нравственное нахождение под одним кровом с которым невозможно, если одновременно в жизнь привносится перспектива физического воздержания либо до конца своих дней, либо очень продолжительное время, и невозможности вступить в новый церковный союз. В драматической ситуации при православном отношении к разводу все же супруг или супруга имеют шанс на устроение семейной жизни, которая была бы признана Церковью как законная – не только через молчаливое допущение до Таинств или практическое признание, но и церковно санкционировано. Мы допускаем собственно Венчание, если хотя бы для одного из супругов это первый церковный брак, а если оба уже состояли прежде в венчанном союзе, то существует специальный чин благословения таковых супругов.

А как быть в случае, если речь идет о межконфессиональном союзе? Стороны оказываются в неравном положении. Мне видится, что православная сторона находится в несколько более выгодной ситуации. Отстаивая в данном случае православный подход не только по корпоративной принадлежности, но и по убеждению, я считаю его и пастырско-педагогически более разумным, и библейски по крайней мере не менее обоснованным, чем подход Католической Церкви, и, главное, делающим меньший зазор между нравственной максимой, пусть очень высокой, но вполне теоретической, и реальной жизнью, когда осознание невозможности развода ведет к тому, что люди, во-первых, очень осторожно относятся к вступлению в церковный брак как нечто совсем окончательное, во-вторых, к тому, что они очень крепко привыкают к тому, что церковная этика и каноника – это одно, а практическая жизнь – другое. Мне видится, что в данном аспекте при православном подходе это различие несколько меньше, чем при католическом.

Как фиксировать расторжение межконфессионального брака? Вероятно, и здесь нужна какая-то согласованная процедура. Пусть со стороны Католической Церкви это считается разлучением. Но как определять статус такового человека в фактически распавшемся союзе? Соответственно, документирование и фиксация этого распада нужна и для Православной Церкви.

Сталкиваемся мы и с еще одной ситуацией, также нуждающейся в согласованном решении. Бывают случаи, когда в брак с православной или православным стремится вступить католик или католичка, которые до того состояли в церковном браке в своей Церкви. Возможно два развития ситуации – пока скажем о них безоценочно.

Во-первых, человек, стремящийся вступить в брак с православным, может перейти в Православие. В таком случае по внешним признакам мы не связаны нормами каноники Католической Церкви и вполне можем их повенчать. Хотя, конечно же, обретение конфессии не по причине осознания ее истинности, а с целью достижения большего удобства брачного права – не то, о чем можно радоваться с точки зрения глубины религиозной жизни и тем более поощрять. Несомненно засвидетельствую, что подобного рода стремления должны тщательно исследоваться, и прием таковых желающих в Православие не должен быть скорым, поспешным и осуществляться по принципу заявления. Но в таком случае хотя бы отсутствует однозначное каноническое препятствие.

А как быть, если человек осознает себя католиком, но стремится повенчаться с православной в Православной Церкви? Как нам, православным, подходить к факту наличия предыдущего брака? Предположим, он приводит достаточно убедительную аргументацию о себе как о невиновной стороне, что ему или ей изменили, т.е. семья распалась по главной причине развода, которая приводится Самим Спасителем – по вине прелюбодеяния. Можем ли мы в таком случае повенчать этого человека, признав тот брак заслуживающим расторжения на основании нашего канонического права? Думается, что и здесь нам необходимы определенного рода межцерковные согласования, чтобы снять всякую двусмысленность с подобного рода союзов и определить их статус с точки зрения каждой из Церквей.

Причастие и последнее напутствие

Последнее обстоятельство, которое нельзя не упомянуть в связи с межконфессиональным браком, – это конец земной жизни человека: предварение этого конца, отпевание и похороны. Может быть, в связи с концом земного пути человека мы коснемся проблемы, которая на сегодня, несомненно, наличествует. Это вопрос, связанный с Таинством Евхаристии и возможностью Исповеди в другой Церкви. Если для католиков на сегодня проблема видится уже вполне решенной, и действительность Таинств Православной Восточной Церкви, включая Евхаристию, и возможность ее принятия в крайнем случае и с согласия православного священника в православном храме уже является канонической нормой, то вопрос о возможности принятия православными католической Евхаристии на сегодня в Русской Православной Церкви никак однозначно не решен. Вариативных авторитетных подходов у святых отцов последнего времени, учителей Церкви, иерархов и богословов при этом весьма много.

Исходя из этого, при отсутствии клириков соответствующей конфессии, могут возникать непростые нравственные коллизии, связанные с последним напутствием. Не входя в обсуждение всей богословской проблемности и канонических аспектов взаимопризнания Таинства Евхаристии, засвидетельствую, что отсутствие ясности в официальном подходе Русской Православной Церкви на сегодня только усугубляет эти проблемы, и, вероятно, нужно было бы и нам, самим православным, иметь мужество выяснить этот вопрос до конца, не скрывать этой проблемности перед нашими католическими братьями (что я сейчас и делаю), чтобы у вас не создавалось иллюзии, что эта проблема решена в практической жизни Православной Церкви. Она вовсе не решена, и отсюда вытекают самые различные ситуации, с которыми могут столкнуться и ищущие последнего утешения католики в таких обстоятельствах.

Заупокойное поминовение инославных

Далее возникает вопрос о возможности совершения заупокойного богослужения о тех, кто принадлежал к иной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл недавно дал поручение разработать чин поминовения усопшего неправославного. Думаю, что с возникновением и церковно-каноническим утверждением такого рода чина для нашей Церкви эта проблема будет в значительной мере смягчена.

В завершение своего, скорее ставящего вопросы, чем дающего ответы выступления хотел бы выразить надежду, что открытая постановка и обсуждение реальных проблем, в том числе и в практическом ракурсе, и проговаривание их друг перед другом в откровенном диалоге поможет двум Церквям пусть не быстро, но и не откладывая в эсхатологическую перспективу, решать те проблемы, которые часто болью проходят по сердцам и жизням чад той и другой Церкви сегодня. И отворачиваться от их проблем как через мнимое признание их несущественными или через равно мнимое признание невозможности их преодоления через выработку согласованной позиции, на мой взгляд, мы просто не вправе. И решая эти проблемы реалистически, надеюсь, мы будем исполнителями евангельской заповеди о достижении возможно большего единства между христианами, игнорировать которую мы не вправе именно как христиане.

Отменил введенный ранее запрет на однополые браки в штате Калифорния. 2010 год стал годом либерализации нестандартных отношений - в ряде стран внесли изменения в законодательство. А наши прабабушки и прадедушки, не говоря уже о более далеких предков, были лишены права на любовь с человеком другой национальности, другой религии... И не только.

Однополые браки

Первой в мире парой мужчин, вступивших в брак, стали датчане Аксель и Эйгил Аксгилы. Их свадьба состоялась в день вступления в силу закона об однополых союзах - 1 октября 1989 года в день вступления в силу закона Дании об однополых союзах. В 90-х и 2000-х более десяти стран признали однополые браки. В их числе Нидерланды, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Португалия, Исландия, а также Канада, ЮАР, Аргентина, Мексика и несколько штатов США. Во многих других странах не браки, но однополые союзы и партнерства также узаконены. Прошедшей осенью Собор Шведской лютеранской церкви разрешил проводить обряд венчания гомосексуальных пар.

В РФ, несмотря на давние и активные дискуссии, акции и кампании, ни о каких формах официального признания однополых пар речи не идет.

Браки между кузенами

Во многих американских штатах запрещены браки между кузенами, и сейчас общественные организации ведут борьбу за отмену этого запрета. По данным исследований, риск возникновения генетических дефектов у детей в таком браке всего на 3% выше, чем у детей в браке обычном.

Великий биолог Чарлз Дарвин, наблюдая за жизнью растений и особенностями опыления, пришел к выводу, что в плохом здоровье его собственных детей виноват брак с двоюродной сестрой. Кузина родила Дарвину 10 детей, трое из них умерли от болезней, не дожив до 10 лет, а еще у троих не было потомства.

В этом разделе:
Новости партнеров

Тем не менее, родственные браки не одобряются практически во всех культурах и религиях. Русская Православная Церковь запрещает брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть не только между кузенами, но и между троюродными братьями и сестрами). По казахским, еще более строгим традициям, вступать в брак не могли люди, состоящие в родстве менее, чем в седьмом колене, либо проживающие на территориях, разделенных менее, чем семью реками.

По законам шариата список женщин, запрещенных для брака навсегда, содержал длинный перечень родственниц. К ним относились: матери, дочери, сестры, тети со стороны отца, тети со стороны матери, дочери брата и дочери сестры, а также молочные матери, кормившие ребенка не менее пяти раз до того, как ему исполнилось два года и их ближайшие родственницы - дочери и сестры.

Межрасовый брак

За интимные отношения (не говоря уже о браке) с чернокожими белые граждане некоторых штатов могли получить тюремный срок в 6 месяцев. В начале XVIII века в Вирджинии любой белый, заключивший брак с представителем или представительницей черной расы, должен был быть выслан с территории штата в течение трех месяцев. В соседнем штате белая женщина, вышедшая замуж за чернокожего мужчину, она автоматически становилась рабыней хозяина своего мужа. При этом третий президент США Томас Джефферсон, имел многолетнюю любовную связь со своей рабыней Салли Хэмингс и детей от этой связи. Женат Джефферсон был на белой женщине и всегда высказывался против межрасовых браков.

Только к 1967 году законы перестали запрещать межрасовые браки, и только к 1996 году белым семьям всех штатов разрешили усыновлять и удочерять чернокожих детей. Аналогичные жестокие запреты действовали по отношению к китайцам, японцам и филиппинцам, а вот браки с индейцами и латиноамериканцами считались нормой и везде разрешались.

Браки и интимные отношения между людьми разных национальностей осуждались и на Руси еще со времен Церковного устава Ярослава Мудрого.

«Аще жидовин или бесерменин будет с рускою, на иноязычницех митрополиту 50 гривен, а рускую поняти в дом церковныи, - было написано в законе, - Аще кто с бесерменкою или съ жидовкою блуд створитъ, а не лишится - церкви отлучится и христьян, а митрополиту 12 гривенъ»

На еврейке нельзя было жениться и русскому офицеру, иначе ему грозила отставка.

А индийским князьям и принцам вплоть до 60-х годов древние законы запрещали жениться на иностранках, если они хотели сохранить престол.

Мезальянсы

Принцам, королям и прочим высокопоставленным особам всегда приходилось нелегко - им не разрешалось жениться на простолюдинках , разведенных, женщинах с сомнительной репутацией. Именно так лишился права на королевский трон принц Йохан Фрисо, когда, вопреки неодобрению парламента и кабинета министров женился на девушке, бывшей в студенческие годы любовницей известного преступного главаря. Наследный принц Норвегии завел роман со студенткой-барменшей, родившей ребенка от любовника, отбывающего срок за наркотики. Король не давал разрешения на брак, но принц грозил отречением от престола и добился своего. В результате сын этой пары не имеет дворянского звания и не внесен в очередь престолонаследия - фактически, он не считается членом королевской семьи.

От титула, королевских привилегий и владений отказалась ради своего избранника, скандального писателя, принцесса Марта-Луиза, дочь норвежского короля Харальда. Впрочем, скандалы и последующие смелые браки становятся модными. Принц Лихтенштейна в начале 2000-х женился на афроамериканке, которая старше его на десять лет, сын короля Испании взял в жену разведенную телеведущую незнатного происхождения, старший сын королевы Дании выбрал девушку, работавшую торговым агентом, принц Савойский повел к алтарю глубоко беременную невесту-актрису, а шведская принцесса Виктория и вовсе вышла за фитнес-тренера. И только в Японии принцы и принцессы пока «держат марку», знакомясь на дипломатических приемах и в аристократических клубах с дипломатами и чиновниками.

В свое время русские офицеры были свободны в женитьбе не намного более королей. Гвардейцу можно было жениться только на женщине дворянского происхождения, если же он выбирал крестьянку, мешанку или купеческую дочку, то вынужден был покинуть полк. Князю Урусову, женившемуся на дочери купца, пришлось уйти из полка, более того - ему официально запретили явиться на свадьбу в кавалергардском мундире

Брак с «духовными» родственниками

В юриспруденции дореволюционной России огромную роль играло так называемое «духовное родство». Овдовевшему супругу нельзя было жениться на сестре покойной жены, вдове - выйти замуж за брата умершего мужа. Сейчас уже практически никто не понимает, почему страдает Николенька Иртеньев, герой повести «Юность» Льва Толстого. Он думает о том, что если бы брат его любимой девушки захотел жениться на Николенькиной сестре - то это было бы запрещено. И решает отказаться от своего счастья и своего брака ради счастья и брака сестры. Это - один из давно забытых примеров духовного родства - нельзя было жениться на девушке, если она была сестрой жены родного брата. В романе «Война и мир» Николай Ростов не сможет жениться на Марье Болконской, если Андрей (брат Марьи) женится на Наташе (сестре Николая).

Не менее сложны брачные запреты ислама. Запрещено жениться на сестре жены, в том числе и сводной. Нельзя быть одновременно женатым на женщине и ее тете будь то со стороны матери или отца. Нельзя жениться на вдове отца или сына.

Древняя христианская традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Только с недавнего времени разрешение на такой брак может быть получено - и только у правящего архиерея. Раньше же в случае обнаружения противозаконного брака между крестными родителями, мужа и жену насильственно разводили - даже, если их союз длился много лет, и у них были дети, а между ними не было ни малейшего кровного родства. Запрещалось жениться даже на дочери своего крестного отца, «крестовой сестре»

Браки «с темным прошлым»

Законы практически всех стран и культур требовательно относились к репутации будущих супругов. Ислам запрещал жениться на прелюбодейке или выходить замуж за прелюбодея. Русская Православная Церковь не допускает четвертый, пятый и далее браки. К невесте русского офицера, которую обязательно одобряло начальство, а порой и общее собрание, предъявлялся целый ряд требований - она должна была быть «пристойной», обладать «доброй нравственностью и благовоспитанностью». Не разрешалось жениться на разведенной женщине, которая при разводе взяла вину на себя, на актрисе. Традиция запрещала жене офицера служить в конторе и увлекаться партийно-политической работой. Успехи же по службе и карьера офицера во многом зависела от морального облика жены.

Русским священникам испокон веков запрещалось заключать брак со вдовами, разведенными, блудницами и «позорищными», т.е. актрисами.

Брак с существами из иного мира...

В исламе до сих пор нет однозначного ответа, может ли мужчина взять в жены женщину-джинна является спорным. Большинство исламских юристов придерживаются того мнения, что подобный брак нельзя считать законным, но некоторые сомневаются и считают, что союз вполне допустим. При этом брак женщины с мужчиной-джинном запрещен категорически и без малейших сомнений.

Стелла Чиркова 

Остаются ли браки на небесах? Можно ли вступать в брак с разведенной? Как Церковь относится к межконфессиональным бракам? Можно ли венчаться в двух конфессиях?

На эти и другие вопросы отвечает в выпуске телепередачи “Церковь и мир “. Соведущий митрополита Илариона – Иван Семенов.

У наших зрителей много вопросов про венчание и вступление в брак. Вот, например, Лидия из города Ишим спрашивает: “Здравствуйте. Мне 19 лет. Я замужем, детей пока нет. Мы с мужем в дальнейшем хотим повенчаться. Я задумалась: а будем ли мы с ним потом вместе на небесах?”

Брачный союз заключается не на какой-то промежуток времени, а на всю человеческую жизнь. А человеческая жизнь не прекращается со . Священное Писание не говорит нам прямо о том, сохраняются ли браки на небесах. Господь сказал нам, что в не женятся и не выходят замуж. Но он и не сказал нам, что в Царствии Небесном разводятся. И в этом смысле я думаю и само чинопоследование таинства венчания свидетельствует о том, что брак заключается на всю жизнь, включая и последующую вечность. То есть те супружеские узы, которые создаются на земле, в какой-то форме будут сохраняться и в вечности.

Конечно, когда молодые люди вступают в полноценный брак, предполагается, что они будут вместе раз и навсегда.

Вот какой вопрос задает наша зрительница Екатерина: “Как же можно по-настоящему любить другого человека как самого себя, если ты и сам себя по-настоящему любить не умеешь?”

Когда Господь говорит, что надо так, как , то это, конечно, метафора. Потому что, как правило, человек любит себя, даже если он этого не осознает. Он бережно относится к своему телу, бережно относится к своим вещам, он болезненно воспринимает какие-то нападки на себя со стороны других людей.

Это естественно для человека, даже если он собой не доволен, если относится к себе критически, даже если не любит себя физически. То есть недоволен тем физическим телом, которым он обладает. Здесь уже речь идет о каких-то психологических и нравственных аспектах. Но когда Господь призывает нас любить других, как самих себя, то это на самом деле очень простой призыв воспринимать горе другого человека как свое собственное. Воспринимать радость другого человека как свою собственную. Умей с другим человеком разделить его жизнь так, как будто это твоя жизнь.

Если говорить о семейной жизни, то в Священном Писании есть такой сильный образ: тело мужа принадлежит жене, тело жены принадлежит мужу, и люди становятся совсем одной плотью. Таким образом, все и страдания, и переживания, и радости должны быть совершенно общими. Как людям, которые стремятся заключить христианский, по-настоящему духовный брак, приблизиться к этому идеалу? Ведь весь мир, на самом деле, противоречит этому?

Надо сказать, что христианский брак предполагает не только эмоциональный союз друг с другом, но и физическую близость. Если кто-то говорит, что Церковь выступает против близости, то это не соответствует действительности. Брачный союз предполагает,что супруги будут едины в духе, едины плотью, и вся их жизнь будет общей. Почему христианство называет брак таинством? Это таинственный союз, и человеческими категориями его трудно объяснить. Почему два человека настолько привязываются друг к другу, что им жизнь не мила друг без друга, что они все хотят делать вместе. Вот в этом тайна супружеского союза и .

А ещё одна тайна супружеского союза заключается в том, что это союз, который имеет потенциал роста. Очень часто бывает, что такой союз заключается на основе влечения, даже, может быть, физического влечения. И вот эта внешняя привлекательность становится основным фактором. Но так не может продолжаться вечно. Люди стареют. Причем, стареют оба супруга. Может быть, один чуть быстрее, а другой медленнее, но это старение идет одновременно. И элемент полового влечения перестает быть преобладающим. Начинают действовать какие-то другие факторы. И этими факторами как раз является совместная жизнь, способность разделять радости и горести друг друга и, что очень важно, совместное . Дети как раз и являются тем цементирующим элементом, который позволяет брачному союзу не только сохраняться, но и приобретать все новые и новые характерные черты.

Интересно, что в Евангелии с темой брака связан рассказ о чуде в Кане Галилейской. Это первое чудо Христа. Когда на браке недоставало вина, и Он превратил воду в вино. Это в христианской традиции воспринимается как один из символов того, что в браке будни человеческой жизни превращаются в постоянный праздник, потому что два человека постоянно открывают друг друга по-новому.

Вопрос по поводу брака и претворения воды в вино. Спрашивает Константин: “Хочу создать семью со своей любимой девушкой. У нее есть незамужняя сестра. Есть поверье, что младшим нельзя жениться или выходить замуж раньше старших. Так ли это? Мне очень важно это знать”.

Нет, это не так. Наш зритель может совершенно спокойно жениться на любимой девушке, не думая о том, что произойдет с её старшей сестрой.

Спрашивает Денис: “Я православный, пою в хоре. Встретил девушку на приходе, мы с ней хотим обвенчаться. Но она уже однажды была замужем. Духовник, когда мы его спрашиваем благословения на брак, от ответа уклоняется. Как нам быть?”

Я думаю, что решение о вступлении в брак должен принимать не , а те люди, которые собираются заключать брак. С духовником можно советоваться, как с более опытным, или более старшим человеком, и который от лица Церкви может дать оценку той ситуации, в которой оказались молодые люди. Но все же, решение должны принимать они. Нет никаких препятствий для того,чтобы молодой человек мог вступить в брак с женщиной, которая была замужем, а теперь разведена. Препятствие может возникнуть только в том случае, если такой человек захочет стать священником. Надо понимать, что брак с женщиной, которая уже была замужем, является препятствием для принятия канонического сана. То есть человек, который женится на уже не может, согласно нормам, становиться священнослужителем. Но если такой установки нет, то тогда, конечно, может жениться.

Спрашивает Александра из города Петрозаводска: “Мы с мужем недавно расписались, но еще не обвенчались. Перед росписью наши мамы благословили нас на брак с помощью икон. Скажите, пожалуйста, что дает родительское благословение и как оно помогает в жизни и семье?”



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!