Осторожно игрушки!!! вера aбраменкова – доктор психологических наук, главный научный сотрудник института развития дошкольного образования российской академии. "Во что играют наши дети" (В.В.Абраменкова) Абраменкова что играют наши дети

В первой части книги, рассказывая про появление и развитие игр и игрушек автор, наглядно живописует современное состояние игр в России. Оно просто ужасающе. Большая часть игрушек служит дьяволу и не учит детей радости и православной морали. Антиигрушек больше чем игрушек. В этом я и сам убедился, зайдя в детский магазин. История грехопадения человека от самого чистого что есть – младенца, до злобного ребенка, который и в 30 лет играет в компбютерные игры изображена автором колоритно.
Вторая часть рассказывает какой собственно должна быть игрушка и игры без которых нельзя воспитать ребенка. Масса полезных советов и идей.
Единственное, но немаловажное замечание к книге – она недостаточно структурирована, периодически теряется нить повествования и тезисы, ранее озвученные появляются вновь. Будем снисходительны к женщинам-гуманитариям:)

Самое важное что сделала книга – она открыла глаза на то, что окружает мое дитя. Заставила определиться с содержательными требованиям к игрушкам. Итого:
Игрушки для дочери:
1. Желательно куклы, самые простые (можно без лиц). Лучше кукла-голыш, которую потом будем самостоятельно снабжать одеждой. Кукла должна иметь добрый взгляд лица, особенно выражение глаз, и быть по возрасту ребенком. Иметь присущий человеку и нашей расе цвет кожи и цвет волос. (Барби, Кены и прочая китайско-американская продукция – предается анафеме и выкидывается на помойку). Никакой электроники.
2. Можно куклу – животное. Желательно домашнее животное (кошка, собака). Обязательно только доброе выражение морды, обязательно только натуральные цвета и присущие этому животному покров, т.е. никаких сиреневых собак или плюшевых слонов. Никакой электроники. Только натуральные материалы. Игрушки-животные – только те, что встречаются в природе. Никаких Шреков, Гномов и прочей нечисти. Исключения – герои добрых советских мультфильмов (например: Чебурашка).
3. Погремушки и т.п.. Никакой электроники. Цвета естественные. Никаких кислотных цветов.
4. Никаких компьютерных игр. Никаких гаджетов раньше времени появления необходимости связаться с ребенком.
5. Желательно конструкторы, добрые книги, т.е. игры и игрушки, имеющие созидательное начало.
6. Игрушек должно быть немного и их ребенок должен ценить.
7. Игры и одежда должны желательно не содержать иностранных слов и искаженных изображений животных и человека.
8. Хорошая игрушка та, что направлена на привитие христианской морали.

Правила написал. Теперь постараюсь их выполнять. В конце концов, я воспитываю дочь, а не она меня.

А чтобы ребенок не тянулся к всякого рода бессмысленным игрушкам, надо самому меньше уделять внимание виртуальному миру и больше общению с дитём. Собственно из-за этого в ЖЖ я стал писать реже.


Автор: Абраменкова Вера
Редактор: Голосова Ольга
Издательство: Лепта, 2010 г.
Серия: В помощь родителям
Жанр: Книги для родителей

Аннотация к книге "Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка"




И от нас, взрослых зависит, что...
Читать полностью
Игрушка - великое изобретение человечества, в ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые другим поколениям.
Игрушка - инструмент познания всего богатства человеческой культуры для ребенка, она же показатель тенденций развития самой культуры - для взрослого. Поэтому очень важно для нас, родителей, педагогов, людей самых разных профессий знать эти тенденции, их ценностный духовный смысл, определяющий наше движение с детьми в направлении Добра, Красоты и Истины или в противоположную сторону.
Зафиксированные в образах современных игр и игрушек архетипы плотского бытия, насилия и разврата как главного, как побеждающего начала в человеке воплощают, формируют Новый мировой порядок - все они создают картину мира последних времен, при которой игрушки превращаются в АнтиИгрушки.
И от нас, взрослых зависит, что окажется сегодня в руках наших детей - ИГРУШКИ или АНТИИГРУШКИ.
2-е издание, дополненное и исправленное.
Читать Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка - Вера Абраменкова.

Книга "Во что играют наши дети?…" поднимает целый комплекс проблем воспитания подрастающего поколения. Ее главная мысль: мы есть то, во что играем. Речь пойдет, прежде всего о детях и детской игрушке, но ведь автор обращается ко взрослым и их здравомыслию, а взрослого человека век двадцатый превратил в человека "играющего". "Homo sapiens" уступил место "homo ludens".

Это, безусловно, способствовало техническому прогрессу, но привело цивилизацию к нравственной деградации. Под цивилизацией следует понимать христианский мир, а под кризисом нравственности - отказ от христианской морали и системы ценностей. Не нам судить о проблемах исламского мира или Японии с Китаем, но нет сомнений в том, что в силу процессов глобализации они схожи с нашими.

Книга В. Абраменковой имеет несколько аспектов - педагогический, философский, психологический, социальный, политический. Если бы она не была написаны простым и внятным языком, ее вполне можно было отнести к научным монографиям на тему "игры", "игрушки", детского развития и психологии личности. Научную книгу было бы скучно читать еще и потому, что в ней должна отсутствовать позиция и оценка. Разве не является парадоксом теория аксиологии, рассказывающая о ценностях птичьим языком выдуманных терминов? То же справедливо и в отношении педагогической науки. Если педагог сердцем не чувствует, что надо делать - никакая теория не поможет. А педагог XXI века пуст и безразличен, потому что он сам - продукт воспитательной системы, сведшей к нулю значение морали.

Автор книги "Во что играют наши дети?…" представляет взгляд православного педагога. В нынешнее время считается неполиткорректным, когда религиозный человек выражает свою позицию. Кричат: что вы тут проповедуете, навязываете?!! Абсурдность этих криков начинает доставать даже людей, далеких от церкви. Но эта книга - не проповедь.

Это очень интересное исследование, во-первых, истории детской игрушки (вы знаете о том, что Аристотель изобрел погремушку, маленький Исаак Ньютон сделал солнечный часы, а русской головоломкой "шаркунком" часами забавлялся Чингисхан…), во-вторых, психологии и философии детской игры (на основе работ известных педагогов), в-третьих, влияния современных игрушек (в книге много практических примеров, фактов, статистики) на детское сознание, становление и формирование мировоззрения. Автор разграничивает понятия "игрушки" и "АНТИигрушки".

"Антиигрушка" не развивает, а ведет к личностному разрушению. Ее чрезмерная имитационность и "сенсорная агрессивность" (от куклы Барби до компьютерного dum-а) подавляет собственное стремление ребенка выдумывать, фантазировать, создавать, мыслить, радоваться, общаться. У кого есть дети, сразу поймут, о чем речь.

На уровне инстинкта дети сопротивляются "антиигрушкам". Не раз приходилось наблюдать, как ребенок в окружении машин и самолетов, полностью имитирующих настоящие, берется за "простые формы", так называемые "архетипические игрушки" - кубики, обручи, веревочки и т.д. - и мастерит из них в своем сознании, что угодно, ту же ракету, или дом, или мост.

Взрослым никогда не поздно задуматься над тем, во что играет их ребенок, чтобы он не вырос жестоким, бесчувственным и бездушным.

Как тут не вспомнить Шевчука: "Эй, малыш, не стреляй и не хвастай другим, что без промаха бьешь по мишеням живым!" Это "не стреляй" можно и жизненно необходимо понять в самом широком смысле.

  • ТЦ Alfa (Бривибас гатве 372)
  • ул. Гертрудес 7
  • ул. Персес 13
  • ул. Дзирнаву 102
  • ТЦ Dole (Маскавас 357, 2-й этаж)
  • ТЦ Talava (Сахарова 21)
  • ТЦ Origo (Стацияс лаукумс 2, 1-й этаж)

Игрушка - одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи опыта многих поколений. В русской традиции она зримо соединяет в себе различные вехи истории, а также несколько поколений семьи: дедов-прадедов – прародителей – с родителями и детьми. Игрушка является орудием социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности. Помните: - не покупайте вашему ребенку игрушки, как только он этого захотел; - не руководствуйтесь правилом «Пусть игрушек будет как можно больше, пусть ребенок будет утопать в них»; - покупая игрушки, не обращайте внимание ребенка на то, что ни у кого из друзей таких «классных» игрушек нет; - не подчеркивайте всякий раз, что, хотя ребенок и не заслуживает подарков, вы покупаете ему дорогие игрушки; - не надо на его глазах безжалостно выбрасывать сломанные игрушки в мусорную корзину; - не надо запрещать ребенку делиться игрушками со сверстниками; - если с прогулки ваш ребенок принес новую игрушку, не делайте вид, что вы этого не заметили.

В противном случае вы можете надеяться на то, что воспитаете своего ребенка настоящим… разбойником (а также эгоистом и циником), подобно шварцевской мамаше-атаманше из «Снежной королевы», изрекшей: «Детей надо баловать. Тогда из них вырастают настоящие разбойники».

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Во что играют наши дети»

Игрушка и антиигрушка.

(по книге психолога В.Абраменковой)

Восп. Горшкова И.Н.

ГУСО СРЦН «Надежда»

г. Северобайкальск

Игрушка - одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи опыта многих поколений. В русской традиции она зримо соединяет в себе различные вехи истории, а также несколько поколений семьи: дедов-прадедов – прародителей – с родителями и детьми. Игрушка является орудием социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности. Трудно переоценить значение игрушки: для общества она – предмет культуры, посредством которого передается в особой «свернутой форме» состояние современной цивилизации. Какова культура, таковы и игрушки. Для взрослого игрушка – важнейшая помощница и составная часть образовательной среды, посредник общения , а также средство обучения ребенка, его развлечения и даже лечения. Для ребенка игрушка: - источник радости, предмет для творчества; - психологическое орудие овладения им предметным миром и собственным поведением, постижения сложностей человеческих взаимоотношений. – зримый и осязаемый духовный образ идеальной жизни, идеального мира, а кукла – образ идеального человека.

Сегодня можно перефразировать известное изречение: «Скажи, какие игрушки ты выбираешь, и я скажу тебе, кто ты». Взрослые игрушки - это не метафора, это всерьез. А ребенок в игре серьезен, и игрушка для него - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир.

Поэтому очень важно для нас – родителей, педагогов, людей самых разных профессий и возрастов – знать эти тенденции, их нравственно-духовный смысл, определяющий наше движение с детьми в направлении Добра, Красоты и Истины или в противоположную сторону.

Зафиксированные в ряде образов современных игр и игрушек архетипы плотского бытия формируют новый мировой порядок, они рисуют картину мира последних времен, в которой игрушки превращаются в анти-игрушки.

И от нас, взрослых, зависит, что окажется сегодня в руках наших детей – игрушки или анти – игрушки.

Игра- это школа произвольного поведения (Д.Б.Эльконин). Вспомните игру «Море волнуется», ведь даже самые непоседливые дети замирают и стоят! Игра – школа морали в действии (А.Н.Леонтьев). Можно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны научить его поступать в соответствии с нравственными требованиями.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка, а главное – «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам (А.В.Запорожец).

С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка и приятнее его воспитание. Игра – современное средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Одним из самых молодых психологических методов является игровая психотерапия.

Словом , игра – дело серьезное.

Дети - будущий «человеческий капитал», который является одним из ключевых слагаемых не только индивидуального благосостояния каждого жителя страны, но и ее общего социально-экономического роста и развития. Дети в любой стране мира представляют собой наиболее ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. Анализ социальной ситуации развития детства в современной России открывает неутешительные изменения личности ребенка. Общее состояние физического здоровья детей в последние годы вызывает озабоченность специалистов- педагогов, родителей, властных структур. Показатели психического, душевного здоровья также неутешительны: растет общая невротизация, число психосоматических и психических заболеваний. Объективными показателями духовного неблагополучия в сфере детства в России являются: проявления табакокурения, алкогольной (прежде всего- пивной!) и наркотической зависимости, детское бродяжничество, тревожащий рост подростковой преступности и детской жестокости, криминализация детского сознания, языка и быта, а также ужасающий беспрецедентный рост детских самоубийств. Дети не хотят взрослеть, не хотят жить. Корень этого - в духовно- нравственном здоровье и развитии ребенка, в нарушении его отношений с миром: окружающей средой, взрослыми, сверстниками и самим собой. Наши современные девочки и мальчики, т.е., для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Изменилось и само качество, сама суть детской игры: она стала какой- то невеселой, агрессивной. индивидуалистичной. Оказалась прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного поколения другому, которая не прерывалась даже во время войн, и это привело к кризису игровой культуры. По мнению известного педагога В.М. Григорьева- собирателя, организатора и «реставратора» народной игры, играть стали не меньше, а хуже: «качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм- шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушительство и т. п… Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа».

Проведенные в детских садах психологические исследования показали, что в ответ на вопрос «Во что ты любишь играть?» 5% детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одной игры, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали, и большинство детей называли какие-то подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры смогли сформулировать лишь очень немногие.

На наших глазах игра становится не просто временным развлечением, а образом жизни миллионов взрослых. Да, взрослое человечество играет. Самозабвенно и азартно играет на биржах, на стадионах, на сценах, на ипподромах и в казино. Взрослые играют в политику, на деньги, играют обещаниями и словами, играют в любовь и порядочность. Человек оформляет свою жизнь в виде игры, чтобы уйти от неприглядной действительности.

Как же выбрать ребенку игрушку? Полезная игрушка- та, что решает собой благородную воспитательную задачу - учит добру и красоте, мудрости и сорадости. Игрушка способна «порождать чудовищ» в душе маленького человека. «Волна телепузиков», в недалеком прошлом оставила неизгладимый след в сознании детей. Целый день эти существа без человеческих эмоций скачут, прыгают, хохочут без повода. С их помощью детям внушают отсутствие в мире каких-либо ценностей. После просмотра передач с телепузиками у детей откладывается в голове, что: - не надо думать, размышлять - тебе все скажут другие; - целый день надо веселиться, прыгать, смеяться и т.п. Помимо телепузиков, якобы реализующих потребность ребенка в опеке и защите маленьких и слабых, появились игрушки, которые, по уверениям их разработчиков, реализуют другие потребности ребенка - быть сильным, взрослым, могущественным. Это, конечно же, совсем новые герои: черепашки-ниньзя, трансформеры-роботы, разные бэтманы, человек-паук и другие монстры. На самом деле, эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни с более слабыми - животными или маленькими детьми. А покемон? Карманный монстр - именно так переводится буквально это словечко. Максимальная нелепость, неестественность, коварство и агрессивность-вот что присуще всем покемонам. Посредством уродливой игрушки цинично эксплуатируется потребность ребенка в волшебстве и сказке! Какие чувства может воспитать эта игрушка у малыша?! А кукла Барби? Кукла воспитывает женщину, которая будет требовать все больше и больше роскошных вещей. Барби - это псевдоидеальная модель женщины, секс-символ общества потребления.

Игрушка программирует особым образом поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка может быть антиигрушкой.

Новая форма зависимости - не алкогольная, не наркотическая, а игровая-появилась не так давно. Игровая психологическая зависимость пагубна для физического, психологического, духовно-нравственного статуса человека и, прежде всего, - ребенка. Когда игровые автоматы появляются в обычных магазинах, к ним получают доступ дети, не способные противостоять соблазну.

«Игрушками» называют и компьютерные игры. Наши дети погружаются в виртуальный мир, что называется, «с головой». Порой кажется, что в реальности существует лишь «оболочка» маленького игрока, а сам он находится где-то очень далеко: бродит по лабиринту с очередным «спасителем мира», таранит машины на гонках, проникает в тыл противника, чтобы сорвать его очередной план. У ребенка, сидящего возле компьютера, можно наблюдать такое же злобное выражение лица, напряженную позу, судорожные движения, как и при игре с оружием. Ребенок привыкает убивать, и для него лишить жизни, пусть даже и виртуальное существо, постепенно становится легче легкого. Компьютер-электронная машина, созданная взрослыми для решения своих задач и, прежде всего, для работы. Игрушкой, к тому же небезопасной, он стал только потом. Что несет в себе экран? 1) Изменения в системе ценностей. Живое, человеческое, непосредственное уступает место технократическому, опосредственному общению и обучению, когда учитель не нужен. 2) Экран посредством оптических эффектов, клиповости и других приемов трансформирует традиционную детскую картину мира в иную (виртуальную) реальность, ребенок отгораживается от реального мира. 3) Экран является конструктором нового миропорядка: «новой морали», новых этических норм. В начале третьего тысячелетия мы действительно стоим на пороге глобальных изменений системы социальных связей, установок, ценностей. Но не все так плохо. У нас есть мудрые игрушки. Это: мягкие игрушки-персонажи-Филя, Хрюша, Степашка и пр. Это наборы для построек. Это красивые наборы для вышивания, вязания и т.д. Психологи и педагоги вновь начинают заниматься пересмотром современных игрушек, критической очисткой загрязненного «игрушечного рынка». «Идеальная игра - не столько игра с игрушками, сколько игра воображения». Помните, что никакие самые роскошные, дорогие игрушки не заменят вашего живого, любовного общения с ребенком.

Помните: - не покупайте вашему ребенку игрушки, как только он этого захотел; - не руководствуйтесь правилом «Пусть игрушек будет как можно больше, пусть ребенок будет утопать в них»; - покупая игрушки, не обращайте внимание ребенка на то, что ни у кого из друзей таких «классных» игрушек нет; - не подчеркивайте всякий раз, что, хотя ребенок и не заслуживает подарков, вы покупаете ему дорогие игрушки; - не надо на его глазах безжалостно выбрасывать сломанные игрушки в мусорную корзину; - не надо запрещать ребенку делиться игрушками со сверстниками; - если с прогулки ваш ребенок принес новую игрушку, не делайте вид, что вы этого не заметили.

В противном случае вы можете надеяться на то, что воспитаете своего ребенка настоящим… разбойником (а также эгоистом и циником), подобно шварцевской мамаше-атаманше из «Снежной королевы», изрекшей: «Детей надо баловать. Тогда из них вырастают настоящие разбойники».


Игрушка - одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи опыта многих поколений. В русской традиции она зримо соединяет в себе различные вехи истории, а также несколько поколений семьи: дедов-прадедов - прародителей - с родителями и детьми.

Игрушка является орудием социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности.

Великий мыслитель, педагог и святой Иоанн Златоуст еще в IV веке учил, что перед вопросом воспитания детей отступают все другие вопросы. Возможно ли воспитание без игры? Зачем нужна игра ребенку? Какой должна быть игрушка? Что такое игра и игрушка с точки зрения духовно_нравственного развития?

Трудно переоценить значение игрушки:

ДЛЯ ОБЩЕСТВА она - предмет культуры («зеркало культуры»), посредством которого передается в особой «свернутой форме» состояние современной цивилизации. Какова культура, таковы и игрушки.

ДЛЯ ВЗРОСЛОГО игрушка - важнейшая помощница и составная часть образовательной среды, посредник общения (малыша со взрослым и сверстником), а также средство обучения ребенка, его развлечения и даже лечения.

ДЛЯ РЕБЕНКА игрушка:

  • источник радости, предмет для творчества;
  • психологическое орудие овладения им предметным миром и собственным поведением, постижения сложностей человеческих взаимоотношений.
  • зримый и осязаемый духовный образ идеальной жизни, идеального мира, а кукла - образ идеального человека.

Мы видим, как игра сегодня становится образом жизни не детей, а взрослых. Взрослые все больше играют: в сканворды и джекпот, на бирже и стадионах, в политику, милосердие, любовь. В 2002 году «все прогрессивное человечество» отпраздновало столетний юбилей…плюшевого мишки, впервые появившегося, как считают, в Англии. На наших глазах на примере игры и игрушки происходит нивелировка понятия взрослости как серьезности, трезвения и ответственности, а значит, происходит и обесценивание самого детства. Сегодня можно перефразировать известное изречение: «Скажи, какие игрушки ты выбираешь, и я скажу тебе, кто ты». Взрослые игрушки – это не метафора, это всерьез. А ребенок в игре серьезен, и игрушка для него - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир.

Поэтому очень важно для нас - родителей, педагогов, людей самых разных профессий и возрастов - знать эти тенденции, их нравственно-духовный смысл, определяющий наше движение с детьми в направлении Добра, Красоты и Истины или в противоположную сторону.

Зафиксированные в ряде образов современных игр и игрушек архетипы плотского бытия формируют новый мировой порядок, они рисуют картину мира последних времен, в которой игрушки превращаются в анти-игрушки.

И от нас, взрослых, зависит, что окажется сегодня в руках наших детей - ИГРУШКИ или АНТИ-ИГРУШКИ.

Глава 1

Игрушка - дело серьезное

Игра - работа для ребенка

Как_то мой трехлетний внук, сидя у меня в кабинете на ковре и складывая одну в другую чашки разной величины, глубокомысленно произнес: «Папа работает, мама работает, бабуля тоже работает… а моя работа - играть!» Золотые, что называется, слова! Игра - действительно нелегкая работа, это нужно понимать, учитывая возможности малыша. Ведь, оказывается, очень сложно посадить мишку, чтобы он не падал, или ровно поставить четыре кубика друг на друга. Кубики падают, разлетаясь в разные стороны, пальчики не слушаются, но ребенок снова и снова строит башню, хотя никто не просит и не заставляет его это делать. Почему? Наверное потому же, почему не может не писать стихи поэт, или не рисовать картины живописец, не мастерить кропотливо микромодель изобретатель, даже если никто не вознаграждает их за труд. Свое дело всегда в радость. Сколько терпения, упорства и настоящего творчества в детской игре!

Как-то Нильсу Бору - знаменитому физику - известный французский психолог Жан Пиаже рассказал об одной детской игре. Нильсушка, так любовно называли великого ученого близкие и друзья, воскликнул: «Как интересно и не менее сложно, чем строение атомного ядра!»

Сознанию взрослого трудно преодолеть стереотип тривиальности во взглядах на игру, игрушку и вообще на ребенка- мал еще! Так сложилось издревле. В то же время если внимательно посмотреть на историю воспитания детей в любой культуре, и в русской прежде всего, то нельзя не заметить серьезного отношения к игре и игрушке как средствам воспитания и выражения любви к ребенку. Современное же отношение к игрушкам и играм строится на парадоксальном сочетании внимания и пренебрежения.

Зачем нужны игра и игрушка

Во_первых, игра - это школа произвольного поведения (Д.Б. Эльконин) . Заставьте ребенка стоять по стойке «смирно», он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: «Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три. Замри!» Ведь замирают же и стоят, даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке!

Во-вторых, игра - школа морали в действии (А.Н. Леонтьев) . Можно сколь угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями, по заповедям милосердия. Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится, и наоборот - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, соревновательный азарт и желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.

В-третьих, игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте , определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка, а главное - «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам (А.В. Запорожец).

По мнению большого ученого-психолога протоиерея Василия Зеньковского, «игра - свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке» , средство проникновения в сферу смыслов, постижения единства мира и его Творца.

С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка и приятнее его воспитание. Игра - современное средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Одним из самых молодых психологических методов является игровая психотерапия.

Словом, игра - дело серьезное.

Что такое игрушка в жизни ребенка

Игрушка - очень древнее изобретение человечества. Уже в погребениях эпохи палеолита были обнаружены куклы, мячики, коньки. Странно подумать, что какой-нибудь глиняной свистульке, купленной на базаре у кустаря, или деревянному волчку как человеческим изобретениям - на самом деле тысячи и тысячи лет.

Находки археологов подтверждают, что в куклы дети играли еще в доисторические времена, а уменьшенные копии животных и птиц сопровождали любого ребенка на всем пути истории и во всех культурах (Современные путешественники-исследователи свидетельствуют, что у африканских детей практически нет игрушек, если не считать неизменного колеса (обруча), которое с помощью изогнутой проволоки гоняют мальчишки всего мира, и какого-то подобия кукол из тряпочек, початков кукурузы и другого подручного материала, которые «нянчат» маленькие африканочки. Не исключено, что это лишь на первый взгляд, поскольку игрушками могут быть незаметные предметы типа палочек, листьев, камней и пр.)

Игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения . Игрушка всегда выполняла и выполняет, помимо прочих, и психотерапевтическую функцию - помогает ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Такие игрушки, как пра вило, не сохраняются, поскольку внешне они не похожи на изделия человеческих рук или не соответствуют представлениям об игрушке. Обычно они находятся, выбираются самим ребенком как предметы-функционеры, отвечающие определенным, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка или гвоздик, тряпочка, птичье перо наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный «мусор», когда пытаемся навести порядок в детском уголке или вывернуть карманы для стирки детской одежды и всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать «это». Может быть, все же лучше камушек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр?

Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - инструмент, орудие культуры. Посредством ее в особой «свернутой» форме передается как состояние современного общества, так и направление его развития, движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, к взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и представления культуры о мироустройстве.

Игра и игрушка - специфическое средство информационного воздействия , поскольку в них зафиксированы все основные тенденции влияния на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» дано определение информации: «…информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» . В соответствии с этим игрушка, безусловно, - особая форма информации и, прежде всего, для ребенка.

СМИ сегодня построены на принципах игры, а игры - на принципах СМИ. Чем не игрушки современные газеты с бесчисленными играми - сканвордами, кроссвордами, чайнвордами? Чем не средство массовой информации, скажем, кукла Барби, ежегодно выходящая миллионами «экземпляров»? А сколько игр на телевидении! Рекламные теле-образы - это своеобразные игрушки, воплощающие «идеальные модели жизни» третьего тысячелетия: жизни без Бога, но с множеством кумиров и слоганов типа: безбожественной красоты (рекламы волос, кожи, ресниц, ног, цвета лица и пр. - «Ведь вы этого достойны»), могущества (посредством электроприборов, автомобилей, телефонов и пр. - «Управляй мечтой»), безблагодатной любви (к бритвам, к супам «Магги», к йогуртам - «И пусть весь мир подождет»).

На нас, взрослых, лежит ответственность за содержание информации, распространяемой игрушкой.

Игрушка - агент национальной информационной безопасности . Звучит курьезно. Однако если вспомнить нашу некогда популярную телепередачу «Куклы» с персонажами политических деятелей от президента страны до олигарха, аналоги которой существуют во многих странах, задумаешься всерьез. Кстати, в советской России была кукла - точная копия тогдашнего министра просвещения, сподвижника Ленина - Луначарского, о чем свидетельствуют документы музея игрушки.

Оказывается, кукла может быть предметом политики, или, как иногда говорят, политическим фигурантом. В США, к примеру, недавно разразился скандал: мастер изготовил куклу террориста Бен Ладена, которая прекрасно распродавалась в магазинах. Юным американцам чрезвычайно понравилась новая игрушка злодея. Тогда для равновесия изготовили куклу героя - с чертами президента Буша. Бизнес оказался выгодным, и эта кукла продавалась хорошо. Однако кукольнику позвонили из Белого дома и сделали строгий выговор, обвинив в антипатриотизме и подрыве национальной безопасности США. В ответ тот сумел убедить, что игрушки формируют адекватное отношение юных американцев к президенту и могут повлиять на будущую избирательную кампанию. Подумав, с находчивым кукольником согласились.

Игрушка - образ идеальной жизни, идеального мира . Она воплощает в себе представления о добре, подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и собой полагает различение добра и зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара - Солнца или сферу Земли. Пирамидка - иерархическое мироустроение. В храмах на иконостасах иногда изображаются ангелы во весь рост, держащие в руках прозрачную сферу - образ совершенства и гармонии, похожую на детский мячик или радужный мыльный пузырь. Так по крайней мере эти изображения воспринимают дети.

Если в традиционной народной игрушке явлена простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особое игровое пространство, то в современном секуляризированном сознании с его темной демонической духовностью игрушка воистину способна порождать чудовищ в душе маленького человека. Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в человеке (и, прежде всего, в ребенке) расслабленность воли, индифферентность чувств, непытливость ума, потребительство. Кроме того, игрушка - особое психологическое средство овладения собственным поведением. Страх темноты, например, может быть преодолен ребенком с помощью деревянного меча - орудия преодоления . А застенчивость уступит место доброжелательному общению при помощи перчаточной куклы - доброго медвежонка.

Краткая история и философия игрушки

Игрушка принадлежит к фундаментальным универсалиям бытия, таким, как, например, дом. Она утверждает ценности культуры и передает их новым поколениям. В ней заложен потенциал развития общества, как негативный, так и позитивный.

Игрушка - не только составная часть игровой реальности или элемент предметного мира, включенного в игру. Она - своеобразное звено между ребенком и предметным миром. Кстати, это - чисто человеческий феномен. Животные играют случайными предметами, которые не наделяются символическим значением, не изготавливаются специально, не сохраняются и не передаются следующим поколениям.

По игрушке можно судить об эпохе, народе, особенностях его эстетики, психологии, миропонимания, социализации. Она позволяет уточнить тенденции развития культуры, ее ценностные ориентиры. Например, широкое распространение оптических игрушек (калейдоскоп, подзорная труба и пр.) в XIX веке отражало представления людей о мире как картинке. Подобное мировидение, как считается, подготовило почву для изобретения кинематографа. Этот пример свидетельствует об особой креативной (творческой) функции игрушки, предвосхищающей развитие культуры, в частности, научнотехнических и эстетических представлений.

Вместе с тем игрушка имеет универсальный характер. У многих народов существуют поразительно сходные игровые предметы как единые модели способов освоения действительности: древние погремушки, куклы, орудия труда и др.

Игрушка, как ни странно, способна предвосхитить ход истории. Так, в начале 30-х годов XX века в Германии был замечен бум игрушечного оружия, особенно автоматов, пулеметов, пушек. Дети все чаще просили купить солдат, пистолеты, военные машины. В 1933 году, как известно, к власти пришел Гитлер, и страна стала готовиться к войне. Какие игрушки сегодня просят купить наши дети? Такой анализ, быть может, помог бы нам узнать будущее собственной страны.

Что возникло раньше, игра или игрушка? Вопрос, оказывается, не такой уж простой и до сих пор нерешенный, поскольку доподлинно неизвестно: то ли игра породила необходимость в игрушке как особом предмете, специально для игры сделанном, то ли сам предмет-игрушка побудил у человека потребность в создании игрового действия. Для многих ученых-культурологов очевидно, что именно игрушка оказывается одним из первых предметов, возникших в человеческой культуре. Кто знает, может быть, и так. И наоборот: первый культурный предмет не только в индивидуальной человеческой жизни - онтогенезе, но и в развитии человеческого общества - социогенезе, может быть, был именно игрушкой, т.е. тем, что не имело прямого утилитарного значения. Интересно, а были ли игрушки в Эдеме? Хотя, наверное, легко себе представить резвящихся льва и антилопу или волка и ягненка до той вселенской катастрофы в раю, именуемой грехопадением наших прародителей Адама и Евы...

На детские игрушки издавна обращали внимание древние мыслители. Аристотель настойчиво призывал к тому, чтобы в интересах воспитания изготавливались только пригодные игрушки, иначе дети, не имея во что играть, станут ломать в доме дельные вещи. Философ Древней Греции Архитас стал знаменитым, между прочим, благодаря тому, что изобрел для детей погремушку, а швейцарский писатель XVIII века Лафатер - автор книги «Маленькая Библия» - придумал игру в деревянные кирпичики для построек, типа нашего строительного конструктора.

Похожие игрушки встречаются при археологических раскопках самых различных культур. Однако миниатюрные предметы, найденные археологами в погребениях, не всегда являются детскими игрушками. Чаще всего они несут религиозную функцию, «сопровождают» умерших, участвуют в других обрядах древнего общества.

Игрушки-погремушки, побрякушки, тарахтушки - древнейшие атрибуты человеческой цивилизации. С давних пор есть обычай давать грудным детям погремушки. Недаром греческая древность даже сохранила имя изобретателя этой игрушки, хотя, вероятно, каждый народ имел таких изобретателей, имена которых, однако, до нас не дошли. В могилах догерманских кельтов были найдены детские погремушки, состоявшие из двух грушеобразных пустых шаров, поставленных один на другой и издающих при сотрясении звук вследствие движения при этом заключенных внутри них камешков. Посмотрите на эту древнюю терракотовую игрушку, изображающую маленького голубя, в пустом пространстве которого помещен какой-о предмет, производящий шум при сотрясении. Ей несколько тысяч лет.

Во времена Средневековья в Западной Европе игрушка, утратив «взрослый» (религиоз ный, обрядовый или иной) смысл, переходит в разряд детских забав, повторяющих весь репертуар позабытых архаических ритуалов.

Известны и технические игрушки, в том числе и изобретенные самими детьми.

Да, да! Пример тому - изобретение маленького Исаака Ньютона. Будущий основоположник классической механики в детстве был очень слабеньким, с огромной головой на тонкой шее. Мать каждый день ожидала его смерти, и потому ребенка рано окрестили (это доподлинно известно - 1 января 1643 года). Но мальчик оказался живуч и очень умен. Он плохо передвигался, и долгое сидение у окна настраивало на размышления: то над устройством проехавшей мимо коляски, то камина, то над принципом игры в шашки, в которой равного ему вскоре не было на всей улице. Чтобы скоротать время, мальчик изготовил у себя дома маленькие солнечные часы, сохранившиеся до сих пор.

Одно время Исаак был худшим учеником в школе, однако потом взялся за ум и быстро стал лучшим. Он сконструировал игрушечную мельницу, взглянуть на которую, собирался весь город, придумал коляску, которая двигалась без помощи лошадей, затем фонарики, долго светившие вечерами на хвостах воздушных змеев. Дядя настоял, чтобы Исаак отправился учиться в Кембридж, и в ответ на возражения матери сказал: «Или ты думаешь, Господь зря наградил его такими талантами! Он прочитал у аптекаря все книги, какие были по механике, ботанике, недавно замерил скорость ветра во время бури. Нельзя закапывать такой талант в землю!»

Дети играли не только в игрушки. Западноевропейские гравюры XVII века свидетельствуют о распространении среди отпрысков знати и простолюдинов игр… в карты и в кости на деньги, что совсем не шокировало тогдашних взрослых. В рассказе А.П. Чехова «Детвора» блестяще описывается игра детей в карты в отсутствии родителей. Однако чеховские герои предавались греховному азарту тайком, прячась от взрослых и понимая, что это дурно.

Еще более ста лет назад возникали жаркие научные споры об игрушке. Некоторые педагоги, например, восставали против погремушки. Они, как видно, имели непомерное стремление к научной подготовке детей, что называется, с младых ногтей, и серьезно уверяли, что скрытый внутри погремушки предмет, производящий при движении шум, приучает ребенка к бездумности, так как причина шума скрыта. Другие же возражали, что всякий шум очень нравится ребенку, что само по себе важно. Шум, шелест, стук, во-первых, открывают ребенку понятие о звуке, его тоне, громкости, а во-вторых, приучают регулировать качество и силу его воспроизведения. Безусловно, очень важно то, что с некоторых пор ребенок начинает понимать и соотносить собственные движения и появляющийся при этом звук. Так зарождаются первые проблески самосознания - того, что психологи называют кризисом трех лет и обозначат формулой «Я сам».

В России игрушкам в ученой среде также уделялось много внимания. Много разнообразных народных игрушек в конце XIX - начале ХХ века хранилось в московском Политехническом музее. Здесь выставлялась коллекция знаменитого московского детского доктора, педагога и этнографа Егора Арсеньевича Покровского: от новгородских игрушек XI века до уникальных манекенов типа «Ребенок в стоюнке» (видимо, что-то вроде наших ходунков). Многие экспонаты были выставлены на Всемирной выставке в Париже в 1889 году вместе с иллюстрациями, отражающими особенности воспитания детей и детской народной медицины народов России и вызвавшими у французов большой интерес. До революции в Политехническом музее хранились десятки тысяч игрушек и игровых предметов со всех уголков России, однако судьба многих из них до сих пор неизвестна.

Излюбленными материалами для игрушек в старину служили дерево, солома, глина, кость, тряпочки, даже тесто и другие недолговечные материалы. Поэтому об облике и разнообразии детских игрушек в России в прежние времена мы можем судить весьма приблизительно.

Как отмечает В.Я. Соловьев, русская игрушка как инструмент народной педагогики, поразительно пластична и многогранна. Смысл ее в следующем:

а) введение ребенка с первых дней жизни в осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов - глины, дерева, ткани;

б) художественное открытие простодушной народной мудрости мироустройства;

в) введение в ежегодно повторяющийся ка лендарный цикл и в важнейшие фазы человеческой жизни;

г) освоение через игрушку бытия конкретного этноса, прямое введение в его культуру с ее устойчивыми предпочтениями, становление ребенка в качестве сына или дочери своего народа;

д) формирование в мальчике необходимых черт хозяина, кормильца, а в девочке - матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага и родовой традиции, мастерицы;

е) активное вовлечение в непрерывную традицию народного творчества путем непосредственного участия в создании игрушек с самого малого возраста (с 2–3 лет);

ж) воспитание творческого отношения к миру как наиболее продуктивного;

з) ориентация на высшее качество, так как народная игрушка всегда - подлинник и, как правило, маленький шедевр.

Именно так работала с ребенком русская народная игрушка. Самое же замечательное ее свойство заключается в способности к бесконечному развитию.

Материалы для изготовления таких игрушек просты, дешевы, доступны и до сих пор пригодны во всех отношениях. Полагаем, что ничего лучшего для детей нельзя рекомендовать и до сих пор.

Такие необходимые для ранней социализации ребенка игрушки, как погремушки, делались в России из различных материалов и самой разнообразной формы в зависимости от места изготовления. Близ Москвы, например, они чаще всего были из дерева и в виде небольшого яблока или бочонка. Погремушки обыкновенно укреплялись на деревянной ножке, а внутрь их клали горох, дробь, мелкие камешки, которые, производя звук, успокаивали детей.

В лесных губерниях России погремушки нередко делались из березовой коры или дощечек, соединенных между собою углами. Иногда погремушками были костяные рожки - те же самые, которые употреблялись при кормлении грудных детей (подобно нашим современным пластиковым бутылочкам). В них клали по нескольку горошин или камешков, завязывали широкое отверстие лоскутом ткани - и погремушка была готова.

Иногда для погремушек употреблялись пузыри домашних животных, - коров, овец, свиней и т.д. Их специально обрабатывали, затем красили безопасными красителями, помещали внутрь горошинку, надували, завязывали накрепко бечевой - вот и готов веселый шарикпогремушка - забава для малышей.

Помните строчку из старого детского стишка: «…кубарем качуся под гору в сугроб»? Как это - «кубарем» - думалось в детстве? Оказывается, кубарь - это древняя игрушка, похожая на волчок. Известно, что кубарь и у греческих детей был в большом ходу. А в Средние века в Западной Европе он нередко встречается в описании школьных игр.

Очень распространены были игры с кубарем и в Древней Руси. Это подтверждается большим количеством найденных кубарей во время археологических раскопок на территории Новгорода. Размеры кубарей: диаметром от 4 до 9 и высотой от 5 до 11 см.

Кубарь запускается по твердому, ровному полу, земле или льду. Его раскручивают между ладонями или же накручивают на него веревочку, ремешок и, держа левой рукой, правой с силой дергают за конец веревки или кнутика. Кубарь получает вращательное движение, которое поддерживается обычно подхлестыванием кнутиком или веревкой длиной 30–50 см на короткой палке.

Игры с кубарем не требуют ни большой предварительной подготовки, ни напряжения ума. Наоборот, здесь все рассчитано главным образом на упражнение тела, рук, притом не в очень сильном и утомительном движении. Поэтому понятно, что игры с кубарем особенно занимают детей от 4-х до 8-ми лет, и дети в этом возрасте способны часами с увлечением играть в доме, где_нибудь на пустыре, лишь бы была ровная поверхность. В России самый простой кубарь имел вид небольшого деревянного шара или цилиндра на коротенькой ножке. Даже сваренное вкрутую яйцо (пасхальное!) можно закрутить на остром конце, как кубарь, и подхлестывать его таким кнутиком.

Еще одна игрушка - фурчалка . Ее легко сделать из средних размеров плоской пуговицы с двумя дырочками. Для устройства фурчалки берется шпагат или толстая нить 60–70 см длиной. Нить протягивается в дырочки пуговицы, как показано на рисунке. После этого, накрутив нитки на указательные пальцы, начинают быстро и ритмично дергать нити обеими руками, то натягивая, то ослабляя. От этих движений происходит быстрое вращение пуговицы и вместе с этим образуется особый шум - фурчание. Такая игрушка повеселит и маленьких, и больших. И главное - такой не купишь в магазине.

Старинные, уходящие в незапамятную скифскую древность игрушки сохранились в народе и после Крещения Руси, потому что их таинственный смысл в основе своей не противоречил пришедшему христианскому откровению и православному миросозерцанию. Многие авторы советской эпохи, размышляя на эту тему, пишут о мистическом значении народных игрушек, об их мудрой таинственной силе, воспроизводя тем самым древнюю традицию отношения к игрушке. О древности народной игрушки свидетельствуют многие археологические раскопки по всей территории России, в том числе, и в Москве. В основном, конечно, сохранились глиняные игрушки: фигурки людей, животных, кукольная посуда, погремушки, свистульки в виде коней, птиц, баранов. Эти древние формы дошли и до наших дней в произведениях народных мастеров. Существовали издавна и деревянные, и соломенные, и тряпичные, и другие игрушки, но они почти не сохранились. Так, в раскопках древнего Новгорода найдены детские деревянные кубари, лодочки, шары, погремушки, кони и птицы, а также кожаные мячи, набиваемые мхом, шерстью, очесом льна. Этнографы ХХ века отмечали особое внимание крестьян к игрушкам, изображающим орудия труда и быта, имеющим большое значение для довольства и благополучия семьи.

После Крещения Руси святым Владимиром многие обычаи и ритуалы, связанные с древними, языческими «игрушками», переосмысливались на новый лад и органично вплетались в православный религиозно-культурный контекст. Так, одна из излюбленных детских игрушек времен язычества - кораблик из коры дерева или бересты, который запускали в ручье по первой вешней воде, - стал символизировать плавание «корабля спасения» (подобного библейскому Ковчегу) по «водам» суетного «житейского моря». Традиционная русская игрушка и в самые незапамятные времена не была вытеснена из сферы повседневной «взрослой» жизни. Это глубинно соответствовало и мироощущению русского человека, ногами стоящего на земле, а душой, сердцем - пребывающего в мире горнем. В игрушке, несмотря на ее «привычность», таилось нечто таинственное. Не случайно, к примеру, у кукол не «прорисовывали» лиц, опасаясь, что игрушка, имеющая лицо, начнет жить своей собственной жизнью и может навредить ребенку. Недаром неодушевленный предмет - кукла - в русском языке обозначается одушевленным именем существительным, отвечающим на вопрос «Кто?», а не «Что?».

Традиционная игрушка была лишена той нарочитой назидательности, которой отличаются так называемые новоделы, достаточно недавно вошедшие в наш жизненный обиход. Игрушка - словно народная песня - создавалась как подлинное произведение искусства, не имеющее прямого утилитарного значения.

Игрушки мастерились, разбредаясь по свету, прославляя страну и место, откуда прибыли: вятская, каргопольская, богородская игрушка. Но были и курьезы. Так, матрешка, ставшая в 80-х годах ХХ века чуть ли не «символом России» в глазах всего мира, не принадлежит к числу традиционных русских игрушек. Первые образцы «матрешки» появились лишь в конце XIX века. Их авторами были игрушечных дел мастера, воспользовавшиеся, возможно, в качестве прототипа завезенной в то время в Россию японской игрушкой, внутри которой хранились разъемные вкладные фигурки типа яйца. Вероятней всего, японская кукла и навела отечественных мастеров на мысль сделать игрушку сходной конструкции, символизирующую милую сердцу русского человека многодетность.

Что же касается принципа воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, то он давно был найден интуитивно. Игрушка воздействует на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, обонятельный, вкусовой, слуховой. Поэтому особое значение имеет материал, из которого она изготавливается. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, теплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия. Потому сегодня так ценятся игрушки из натуральных материалов.

А вот древние игрушечные «свистелки», первоначально как бы призванные отгонять от ребенка нечистую силу, злых духов, были и первыми «музыкальными инструментами», с которыми сталкивался малыш. В игрушке отражалась образная символическая картина мира древних славян. Можно, к примеру, вспомнить о том, что многие глиняные фигурки, изображающие животных, буквально усыпаны рисунками птиц. Птица - вестник небесного божественного мира - символизировала благодать Небесного Царства, радость ангельского пения, прославляющего Божий мир. Христианская вера переосмыслила древнюю традицию, внесла новое значение в каждый обрядовый культ. Игрушки как особые предметы перестали постепенно быть носителями языческих верований и наделялись новыми смыслами, становясь помощниками в христианском осмыслении мироустройства, нравственных норм.

До сих пор в основе традиционных игрушек, которые изготовляют мастера из поселков, находящихся вблизи Сергиева Посада, можно увидеть контур креста. В противоположность этой традиции, так называемые «современные игрушки», чаще всего произведенные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета», для самостоятельного духовного и художественного творчества ребенка.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!