Совместный проект педагогов и родителей
по театрализованной деятельности
«В мире много сказок».
Актуальность . Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Актуальность проекта обусловлена тем, что родители недостаточно уделяют внимание возможностям театрализованной деятельности, ее роли в развитии детей.
Цель : повышение компетентности родителей в воспитании детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
Пополнять знание родителей по театрализованной деятельности в семье и детском саду;
Взаимодействовать с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка, внедрить инновационные формы работы с семьей;
Содействовать сплочению родительского коллектива;
Развитие творческих способностей родителей.
Приобщать родителей к театральному искусству, помочь им в домашней обстановке создать спонтанно «домашний театр» тем самым, поддерживая интерес ребёнка к театрализованной деятельности и сближению взрослых и детей;
Вовлечь семьи в жизнедеятельность группы.
Предполагаемые результаты:
Расширились представления родителей о роли театра в жизни ребенка;
Обогатился опыт родителей в воспитании детей средствами театра;
Снизились затруднения в детско-родительских отношениях;
Установились партнерские отношения педагогов ДОО и семьи, повысилась активность родителей в педагогическом процессе ДОУ;
Раскрылись творческие способности.
Вид проекта : долгосрочный, детско-взрослый, творчески-игровой.
Участники: дети средней группы «А», родители, логопед, воспитатели, музыкальный руководитель.
Этапы проекта:
Подготовительный.
Сбор литературы по данной теме.
Составление плана работы.
Разработка содержания проекта.
Основной.
Ноябрь
Просмотр презентации: « Театрализованная деятельность в детском саду»
Консультация для родителей: «Значение театрализованной игры для всестороннего развития дошкольников.
Папка-передвижка для родителей: «Виды театров».
Выставка «Наш театральный уголок».
Экскурсии на театрализованные постановки в дом творчества или дом культуры.
Декабрь
Изготовление разных видов театра, ширм (настольная и напольная).
Вечер игры «Играем как дети».
Игра: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем» (выражение основных эмоций с помощью мимики, жестов, движений).
Презентация: «Театр своими руками»
Январь
Сообщение для родителей: «Сила сказок».
Распределение ролей, репетиции.
Показ родителями кукольного театра по русской народной сказке «Три медведя»
Февраль
Упражнение «Говорим без слов» (движения, мимика, жесты).
Разыгрывание этюдов по сказке: «Волк и семеро козлят».
Изготовление декораций к русской народной сказке «Теремок», «Заюшкина избушка».
Март
Мастер-класс «Игрушки своими руками»
Показ театра Би-Ба-Бо по сюжету русской народной сказки «Теремок».
Викторина «В мире сказок»
Папка – передвижка «Театр – наш друг и помощник»
Апрель
Выставка «Платковые куклы»
Репетиции спектакля по сказке «Волк и семеро козлят»
Показ спектакля по сказке «Волк и семеро козлят» (дети, воспитатели, родители).
Изготовление масок для театрализованной деятельности.
Май
Фотовыставка «Мы актеры»;
Совместные репетиции воспитателей и родителей.
Театрализованное представление.
Анкета для родителей по работе семейного клуба «В мире сказок» (рефлексия)
Заключительный. Продукт:
Театрализованное представление
Презентация проекта.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МАЛООПЫТНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Андреева Татьяна Николаевна,
воспитатель детского сада № 198
АНО ДО «Планета детства «Лада»
г. Тольятти Самарская область
Театрализованная деятельность позволяет успешно решать многие воспитательно-образовательные и развивающие задачи и прежде всего художественно-эстетического воспитания.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).
Любая театральная постановка требует большой подготовительной работы, которая осуществляется в детском саду и дома.
Успешность художественно-эстетического развития детей в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с развитием эстетического отношения к окружающему, формированием у детей базового объема знаний и навыков в области художественно-эстетической деятельности.
Во многих семьях родители практически не уделяют внимания данному вопросу, считая, что гораздо важнее научить ребенка читать, писать, считать. Необходимо убедить родителей в важности художественно-эстетического воспитания, поскольку оно тесно связано с развитием эмоционального мира ребенка и его интел-лектуальным развитием, формированием важных духовно-нравственных понятий. А самое главное — без приобщения к искусству невозможно полноценное становление личности ребенка. Поэтому работе с родителями коллектив нашей группы придает большое значение.
Родители не только присутствуют в организованной деятельности, но и активно в ней участвуют. Мы стараемся общаться не только с мамами, но и со всеми остальными родственниками, окружающими ребенка в семье.
Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, поможет снизить нагрузку на детей, повысить качество художественно-эстетического развития. Таким образом, успешность художественно-эстетического воспитания старших дошкольников в огромной степени зависит от тесного взаимодействия семьи и детского сада. С одной стороны, знание педагогами особенностей и традиций семьи, стилей общения позволяет им дифференцированно подходить к воспитанию ребенка, с другой — родители имеют возможность наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их ребенок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как осуществляется его художественно-эстетическое развитие
Работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества. Благодаря этому родители обогащают свои собственные знания и представления о том, как невозможно осуществлять художественно-эстетическое развитие ребенка в домашних условиях.
Чтобы совместная работа принесла желаемые результаты, педагоги детского сада должны соблюдать следующие принципы «взаимодействия с родителями:
Уважительно относиться друг к другу, поддерживать своих коллег во всех творческих начинаниях;
К личности ребенка, никогда не сравнивать его с другими детьми;
К родителям, привлекая их в качестве союзников к активному участию в процессе художественно-эстетического воспитания ребенка;
Учитывать точку зрения самого ребенка, не игнорировать его чувства, эмоции, желания, привязанности и антипатии;
Проникнуться чувством искреннего уважения к деятельности ребенка, к тому, что создается им в процессе этой деятельности (рисунок, песенка, танец, сказка, мелодия, сочиненная на музыкальном инструменте, и т.д.);
Поддерживать инициативу, самостоятельность ребенка, тем самым способствуя развитию у него уверенности в своих силах и возможностях;
Воспитывать у детей бережное и уважительное отношение к родителям, стремление вовлекать их в совместные действия, игры.
Формы работы с родителями осуществляются нами по следующим направлениям.
Основы домашнего театра. Обучение организации домашнего театра (кукольного, драматического), в котором актерами могут быть и взрослые члены семьи и дети. Практические занятия для родителей по организации домашнего театра:
Игры-имитации;
Ролевые;
Игры-импровизации;
Игры-представления;
Кукольные представления.
Родители могут организовать кукольный театр, используя для этой цели, имеющиеся в доме игрушки или изготавливая кукол своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, соломы, старых носков, перчаток и др. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок или сочиняя свои собственные. В домашних спектаклях может использоваться музыкальное сопровождение с помощью детских музыкальных инструментов или инструментов-самоделок, имитирующих разные шумовые эффекты. Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей и т.д. И в этом родители могут помочь им, участвуя в этих мини-спектаклях в качестве рассказчика или одного или даже нескольких персонажей.
Домашние постановки помогают удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, позволяют реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.
Проявляя заботу о художественно-эстетическом развитии ребенка, родители могут продумать возможность посещения театров (драматического, музыкального, кукольного), концертных залов, цирковых представлений и т.д. Старших дошкольников следует приобщать к восприятию музыкально-сценических произведений — оперы, балета, мюзикла, в основе которых сюжеты доступных детям этого возраста художественных произведений.
Мастерство руководства игрой. Система обучающих занятий для родителей по руководству игровой деятельностью, приобщению детей к искусству театра и развитию творческой активности и игровых умений.
Обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности. Инициатива детей не сковывается регламентирующей обстановкой, детям важно предоставлять свободу передвижения и пространство для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов.
Родители также могут стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразной театрализованной деятельности детей. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на аудиокассетах, с их последующим разыгрыванием и др. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской, доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное — организация взрослыми разнообразной, совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, игры, танцы, хороводы, сопровождаемые музицированием с помощью элементарных музыкальных инструментов, и др.).
Театральная гостиная. Проводятся тренинги готовности к организации творческой деятельности; даются основы актерского мастерства, углубляются и систематизируются знания о выразительных средствах общения, отрабатываются манеры поведения на сцене.
Творческая мастерская. Изготовление совместно с детьми костюмов, декораций, игрушек, масок, кукол для театра; работа по художественно-техническому оформлению спектакля.
Совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности. Эффективная форма работы с родителями. Конечно, не всех их можно привлечь к активному участию и подготовке и проведении, но всегда найдутся среди родителей несколько энтузиастов, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике. Родителям, которые стесняются выступать на публике, можно предложить задания другого плана, например, сшить костюмы, сделать декора-ции к кукольному спектаклю или сказке, несложные музыкальные инструменты для детского оркестра.
Ну а для самых занятых и стеснительных родителей можно использовать «Веселый чемоданчик» — набор предметов, помогающих родителям поддерживать своих детей во время праздников, развлечений, не вставая со зрительского места: «улыбка» на палочке, надувные язычки, разнообразные маски, парички и т.п. В соответствии с темой праздника и по мере необходимости родители могут использовать нужные предметы, создавая тем самым соответствующую атмосферу, или звуковые эффекты: имитировать стук дождя, грома, сигналить маленькими зеркальцами, имитируя «блеск сокровищ», создавая атмосферу таинственности, подыгрывать на ударных музыкальных инструментах и др. Все это активизирует родителей, создает атмосферу свободы, раскованности.
Консультации по вопросам художественно-эстетического воспитания детей. Могут проводиться индивидуально, когда есть необходимость в общении с отдельной семьей. Например, многие родители испытывают затруднение в том, как организовать художественно-эстетическое воспитание ребенка дома, на что оно должно быть направлено, какие методы и приемы в этом случае можно использовать, так и коллективно. В этом случае важно найти интересную форму общения, которое обязательно должно быть доверительным. В ходе его родители почувствуют желание педагогов помочь им в воспитании ребенка и приобретении нужных знаний о том, как создавать необходимые условия для художествен-но-эстетического развития в семье.
Примерная консультация для родителей на тему
«Первый раз в первый ряд».
Какой театр выбрать?
Самые подходящие для малышей театры - кукольные и музыкальные. Дети - народ очень музыкальный и прихлопывать - притопывать под веселые песенки вместе с артистами и им будет куда интереснее, чем просто сидеть в зрительском кресле. Ну, а уж кукольное представление для ребенка - это настоящее чудо: на его глазах оживают любимые плюшевые зайцы и пучеглазые куклы. Ещё хорошо реагируют на представление с животными и цирковые номера.
Выбирая театр, остановите свой взор именно на специализированном детском. Многие взрослые театры тоже устраивают представления для малышей, но там нет той сказочной ауры, которая непременно есть в детском театре.
На какой спектакль пойти?
Сходите в кассу и подробно изучите репертуар, расспросите знакомых, работников. Вам нужен спектакль, рассчитанный на малышей, даже если вашему ребенку почти четыре года, но вы идете с ним в театр впервые. По времени это может быть либо одно актовый спектакль (но не дольше 45 минут), либо пьеса в двух действиях по 25 минут с антрактом. Не расстраивайтесь, если после перерыва ваш зритель откажется идти в зал. Впечатлений о походе в театр ему хватит, а финал сказки досмотрите в следующий раз.
Предпочтение отдайте постановкам по мотивам известных малышу русских народных сказок, где много знакомых добрых персонажей.
Что заранее рассказать?
Лучше начать не с беседы, а с картинки. Определитесь с датой своей личной премьеры, за пару недель до спектакля сходите на прогулку к театру - обойдите кругом, расскажите, что в этом доме трудятся артисты и показывают сказки, предложите побывать внутри и посмотреть на занавес, сцену и героев. Дома усадите малыша на диванчик, а сами разыграйте перед ним отрепетированную сказку. Можно смастерить из большой коробки занавес, а актерами пусть будут куклы с мишками или герои настоящего домашнего театра. Если ребенку затея понравилась, то можно вместе с ним пополнять театр самим.
Единственное о чем следует поговорить - это правила поведения в театре (нельзя шуметь, отвлекать соседа, шуршать бумажками, зато можно хлопать и дарить актерам цветы).
Когда идти?
Поход в театр должен стать для вашего чада настоящим праздником. Поэтому заранее выберите день, купите билеты и приготовьте наряд.
Постарайтесь избежать каникул или выходных - в эти дни в театре многолюдно и слишком шумно. И не планируйте на этот день больше никаких гостей, походов в поликлинику, шоп-туров. Ребенку надо дать возможность справиться с эмоциями.
Какие места занимать?
В детских театрах часто первые ряды отданы детям, а родители сидят на задних или сбоку. Если вы опасаетесь, что ваш малыш не сможет усидеть один, попросите в кассе боковые места, чтобы находиться рядом, или купите билеты на задний ряд и посадите ребенка на руки. Кстати, в этом случае вы сможете помочь ребенку понять, что творится на сцене, комментируя шепотом на ушко действия актеров и стимулируя его смотреть внимательно.
Что взять с собой?
Обязательно нарядите ребенка и торжественно оденьтесь сами, чтобы подчеркнуть значимость события. С собой возьмите сменную обувь. Захватите фотоаппарат. Чтобы не стоять в буфете, возьмите сок и печенье. Не забудьте и про кошелек. Программку можно будет вставить в детский фотоальбом на память, да и клоунский носик или театральный звонок подарить ребенку в этот день будет нелишним.
Как понять впечатления зрителя?
Дома можете вместе с малышом рассказать о своей премьере бабушке. Если малыш поддержит ваш рассказ, начнет вставлять свои детали, отвечать на вопросы, смело планируйте следующий поход. Если же он замолчит, подождите. Кстати, часто детские впечатления проявляются в игре. Например, через пару дней ребенок вдруг начнет изображать актера на сцене или играть с куклами в «поход в театр». А возможно, попросит вас об очередной сказке. Значит, будем репетировать, чтобы подарить своему зрителю настоящее волшебство.
Родительские собрания. Могут быть посвящены темам, наиболее актуальным в данный момент для учебно-воспитательного процесса. На них могут обсуждаться вопросы, связанные, например, с подготовкой к совместному с детьми спектаклю, празднику, организацией совместного посещения кукольного театра, музыкального спектакля, циркового представления и т.д.
Возможна и такая форма работы, как семинар-практикум для родителей. Он может быть посвящен разным темам, например, «Домашний оркестр музыкальных инструментов» или «Кукольный театр в семье» и др. Такие семинары можно организовать для родителей, которых интересуют данные темы.
Домашние задания. Являются важной формой взаимодействия. На занятиях дети получают посильное для них задание, к выполнению которого обязательно должны подключаться родители. Выполняя его, дети закрепляют определенные навыки, полученные на занятиях, и в то же время взаимодействуют с родителями, что улучшает климат семьи, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребенка в детском саду.
Примерный перечень домашних заданий для родителей:
Средняя группа.
- Прочитайте ребенку или расскажите сами какую-либо русскую народную сказку, например: «Гуси-лебеди», «Бычок-черный бочок, белые копытца», «Смоляной бычок», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
- Побеседуйте с ребенком о прочитанной сказке, используя при этом следующие вопросы:
Как называется эта сказка?
О ком рассказывается в сказке?
Какие еще сказочные герои есть в этой сказке?
Кто в сказке тебе больше всего понравился? Почему?
3. Помогите ребенку нарисовать этого сказочного героя. Пусть он раскрасит его сам.
Старшая группа.
- Прочитайте ребенку или расскажите сами любую русскую на родную сказку. Например, «Финист - ясный сокол», «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Никита Кожемяка», «Лиса и кувшин», «Зимовье зверей».
- Побеседуйте с ребенком о прочитанной сказке по следующему плану:
Как называется эта сказка?
О ком рассказывается в сказке? Назови всех сказочных героев.
Кто в сказке тебе больше всего понравился? Почему? Не понравился? Почему?
3. Предложите ребенку нарисовать эпизод из сказки. Если он затрудняется, помогите ему.
4. Оформить с детьми книжку малышку (по сказке, мой любимый сказочный герой).
Подготовительная группа.
- Помогите ребенку вспомнить названия известных ему сказок.
- Предложите ему выбрать одну из этих сказок и рассказать ее вам. Если необходимо, напомните ребенку какие-либо детали из сказки.
- Вместе с ребенком определите 3—4 главных момента сказки. Еще раз обговорите их. Предложите ребенку «создать мультфильм», то есть нарисовать последовательно 3-4 картинки к главным эпизодам.
- Оформить книжку малышку (я в театре с семьёй, любимая сказка, любимый герой).
Дневник достижений. В него вносятся различные достижения ребенка: фотографии, сделанные во время праздников, развлечений; рисунки; сочиненные тексты и мелодии песенок и др.
Задача родителей - содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к драматизации, пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах, стимулируя попытки детей к самостоятельным действиям. А задача педагогов - научить родителей правильно и интересно организовывать в семье жизнь ребенка, создавая необходимую художественно-эстетическую среду, организуя семейный досуг.
ЛИТЕРАТУРА:
- Гончарова О.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания - Москва, 2010
- Пазухина И.А. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет - Санкт-Петербург 2008
Наталья Викторовна Додокина, Елена Сергеевна Евдокимова
Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3–7 лет
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»
Под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Додокина Наталья Викторовна – кандидат педагогических наук, старший воспитатель МДОУ детский сад № 6 «Березка» городского округа г. Фролово Волгоградской области;
Евдокимова Елена Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет», заведующая научно-исследовательской лабораторией проблем образования родителей.
Предисловие
Чем более интенсивно семья накладывает свой отпечаток на ребенка, тем более этот ребенок будет склонен видеть отражение своего детского миниатюрного мира в большом мире взрослой жизни…
Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные изменения. Педагоги и психологи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения (детского сада, а в последующем – школы) и семьи адекватными поставленной цели средствами. Одним из таких средств выступает совместная деятельность педагогов, родителей и детей, представленная в книге «Детский сад и семья: методика работы с родителями» (М.: Мозаика-Синтез, 2007).
Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе «педагоги – родители – дети» является удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития. Одной из форм такой деятельности является семейный театр в детском саду.
Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Кинорежиссер Г. Н. Рошаль писал: «…всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок никогда не теряет своего реального „я“. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой)… Детская игра может быть названа театральной, а иллюзии детской игры – театральной иллюзией».
В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это, в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Вся жизнь ребенка насыщена игрой.
Каждый ребенок хочет сыграть свою роль в игре. Но как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет семейный театр в детском саду.
Театр занимает особое место в организации семейного досуга. Благодаря театру семья приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые и супружеские отношения; у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребенка. Театр дает родителям возможность подарить ребенку мир прекрасного, обогатить его жизнь добрыми впечатлениями, а себе при этом вернуть детское, первозданное открытие этого мира.
Семейный театр в детском саду ориентирован на развитие взаимодействия детского сада с семьей дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов) средствами театрального искусства; приобщение к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях; содействие формированию основ семейной театральной культуры, воссозданию и творческому развитию домашнего театра в современных условиях; помощь родителям в осмыслении воспитательного потенциала театральной культуры.
Взаимодействие педагогов с родителями и детьми в семейном театре осуществляется, прежде всего, в форме творческих занятий в театральных мастерских, объединенных в соответствии с логикой решаемых задач в три раздела: «Театр и куклы», «Фольклор и театр», «История театра».
Организаторами мастерских могут выступать педагоги (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования), специалисты учреждения культуры (театральные режиссеры, актеры), а также родители. Занятия в мастерских проводятся один раз в месяц во вторую половину дня в удобное для семей время.
История становления и развития семейного театра
Среди разнообразных форм взаимодействия семьи и детского сада важное место занимает совместная художественная деятельность воспитывающих взрослых и детей, цель которой – развитие взаимоотношений педагогов и родителей, родителей и детей, а также взаимоотношений между семьями воспитанников.
Новой формой совместной детско-взрослой художественной деятельности, способствующей развитию социокультурных связей между детским садом и семьей, является семейный театр в детском саду.
Семейный театр – это творческое объединение нескольких семей, созданное при участии педагогов и работников культуры (режиссера и актеров театральных студий), ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи.
Семейный театр является:
– творчески воссозданным средством развития воспитательного потенциала семьи, приобщения к миру театра и художественным ценностям, характеризующимся интегративными особенностями, объединяющим традиции домашнего и общественного театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства;
– специфической формой передачи опыта предшествующих поколений и особым педагогическим методом, охватывающим накопленную веками мудрость русского народа, создающим определенный жизненный уклад окружающей ребенка семейной микросреды.
Домашние театральные постановки долгое время (конец XVII – начало XX вв.) были в России одним из наиболее распространенных видов семейного досуга. Известно, что приобщать Россию к театральной культуре задумал царь Алексей Михайлович. Во время путешествия по Украине он увидел величественные театральные представления и привез с собой в Москву их устроителя – Симеона Полоцкого – писателя и религиозного деятеля, которому поручил воспитание и обучение собственных детей. С помощью Полоцкого знатные бояре устраивали в своих домах театральные представления.
Начинание Алексея Михайловича продолжил его сын Петр I. В царствование Петра I Россия вступила в новую культурную эпоху. Его реформы оказали огромное влияние на развитие театрального искусства в России. До эпохи петровских преобразований досуг в России в основном был связан с народными празднествами, в которых отражались традиции и своеобразие русского народа. Петр I провел, по выражению исследователя А. М. Панченко, «реформу веселья, с помощью которой противопоставил старинным развлечениям новые, присвоив им качество культурной ценности» (20). В новых социокультурных условиях семья становилась основой для последующего художественного образования личности, и должна была формировать ее, главным образом, как литературно мыслящую личность через зрелищные искусства. Домашний театр, рассчитанный на культурно-индивидуальное потребление, способствовал решению этой задачи.
Расцвет и всплеск интереса к домашнему театру пришелся на конец XIX – начало XX вв. В литературе сохранилось немало фактов увлечения известных людей домашними театральными постановками. «Летом 1862 года семейство Виардо и Тургеневых жили по соседству в Баден-Бадене. Полина занималась детьми, Луи писал книги по живописи и скульптуре, печатал в газете охотничьи воспоминания. И, конечно же, в доме собирались знаменитости – Брамс, Вагнер, Лист, даже нидерландский король, который пожаловал, чтобы вручить Полине медаль „За искусство". Здесь часто устраивались домашние театральные представления, в которых принимал участие и Тургенев. Полина сочинила комическую оперу про Золушку, Тургенев – пьесу про колдуна».
Удивительно увлечен театром был известный меценат Савва Мамонтов, заложивший в российском театре новую традицию – создание целостного образа спектакля в единстве текста, музыки и художественного оформления. Первое театральное представление в московском доме Мамонтова было дано в конце 1878 года; с тех пор спектакли шли постоянно, и Мамонтов сам принимал в них участие (1).
Ирина Саюшова
Сценарий совместной театрализованной деятельности
Цель : Привлечение детей и родителей к , формирование интереса к русской народной сказке.
Задачи :
1. Развивать у детей интерес к театрализованной деятельности .
2. Формировать у детей первичные театрализованные навыки : умение передавать интонацией, движением, мимикой характер персонажей, умение выступать.
3. Развивать речь детей, формировать интонационную выразительность, умение вести диалог.
4. Закреплять представления детей о сказках, о видах кукольного театра .
5. Формировать у родителей представления о видах театрализованной деятельности в детском саду , привлечь к участию в образовательном процессе ДОУ.
6. Воспитывать дружеские отношения детей группы, родителей и воспитателей.
Дети и родители заходят в музыкальный зал. В зале накануне оформлена выставка декораций к сказкам и персонажей театров , сделанных родителями и детьми в ходе реализации проекта «Сказка своими руками» .
Воспитатель - ведущая : Здравствуйте, дорогие гости! Вы любите сказки? Хотите побывать в них? Тогда я приглашаю вас в путешествие по сказкам.
Собрались на праздник с вами,
Чтобы всем нам стать друзьями.
Поиграть, повеселиться
И со сказкой подружиться.
Сказку дружно все встречайте,
Громко хлопать начинайте!
Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки» , в зал входят Бабка и Дед (роли исполняют родители) .
Бабка : Что ж делать – то, дед, где искать его теперь?
Дед : Найдем, бабка, не переживай!
Ведущая : Здравствуйте! Дедушка, бабушка, что у вас случилось, почему вы такие грустные? Что вы потеряли?
Бабка : Здравствуйте, здравствуйте, милые, здравствуйте, детишки и взрослые!
Дед : Колобка ищем! Испекла мне бабка Колобка, положила на окно студиться, а он пропал куда-то. Не видели вы его, ребятки?
Дети : Нет!
Ведущая : Бабушка, дедушка, мы с ребятами сейчас отправляемся в путешествие по сказкам. Пойдемте с нами, может, там Колобка найдем.
Но сначала испытание : знаете ли вы героев сказок, ребята? Назовите правильно имя героя сказки.
Воспитатель называет первое слово, дети продолжают :
Зайка (Побегайка, Михайло (Потапович, Лягушка (Квакушка, Лиса (Патрикеевна, Коза (Дереза, Мышка (Норушка) .
Ведущая : Молодцы! Отправляемся в первую сказку.
Уродилась так огромна,
Не одна, а десять словно!
Дед, чтоб вытащить тот овощ,
Всех позвал к себе на помощь!
Какая это сказка, догадались?
Дети : «Репка» .
Ксюша Граблина с мамой Ольгой Алексеевной показывают отрывок из сказки «Репка» - настольный театр .
Дед : Ну и репка! Вот так чудо! Не видал такой покуда!
Бабка : У вас тут в деревне нашего Колобка нет?
Ксюша с мамой : Нет!
Ведущая : Давайте в другой сказке поищем.
Отвечайте на вопрос :
Кто в корзине Машу нес?
Кто садился на пенек
И хотел съесть пирожок?
Какая это сказка, дети?
Дети : «Маша и медведь» .
Маша Лысова и бабушка Галина Николаевна показывают отрывок из сказки «Маша и медведь» - сказка на фланелеграфе.
Дед : Вы нашего колобка не видали?
Маша и бабушка : Нет!
Ведущая : Куда же Колобок подевался? Пойдемте в следующую сказку. Только, кажется, дождь начинается. Давайте под зонтик спрячемся да дождик переждем.
Лиза Егорова и папа Олег Вячеславович показывают отрывок из сказки «Под грибом» В. Сутеева – панорамный театр .
Бабка : Что-то я не поняла, как это они все под грибом уместились? Вы, ребятки, не знаете?
Дети : Гриб вырос!
Дед : И правда, как это мы не догадались сами! А вы нашего колобка не видели?
Лиза и папа : Нет!
Ведущая : Дедушка, бабушка, давайте с ребятами поиграем.
Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик» .
Бабка : А это кто там, посмотрите?
Алеша Артамонов показывает отрывок из сказки «Теремок» С. Маршака – диалог волка и лисы «Лисавета, здравствуй…» - театр бибабо .
Дед : Не съели ли они нашего колобка? Вы нашего Колобка не видели?
Алеша : Нет!
Дед : Подожди – ка, бабка. Кажется, машина какая- то едет.
Амир Мавлюдов показывает отрывок по мультфильму «Тачки» - тростевой театр .
Бабка : Вы нашего Колобка не видели?
Амир : Нет!
Дед : Сынок, подвези нас, пожалуйста, а то совсем бабка устала.
Амир : Садитесь!
Ведущая : А может, и ребята с нами прокатятся?
Проводится подвижная игра «Автомобили» .
Ведущая : Ой, смотрите-ка, не ваш ли это Колобок?
Алина Глухова и мама Дина Юрьевна показывают отрывок из сказки «Колобок» - встреча Колобка с Зайцем – театр бибабо .
Дед : Это ж наш колобок! Быстрей, бабка! Ну вот, не догнали, укатился!
Данил Воистинов показывает отрывок из сказки «Колобок» - встреча колобка с волком - театр на фланелеграфе .
Бабка : Быстрей, дед! Держи его! Опять не успели!
Злата Терюшкова показывает отрывок из сказки «Колобок» - встреча Колобка и медведя – тростевой театр .
Ведущая : Быстрей, бабка, быстрей, дед! Опять укатился! Ну и шустрый он у вас! Может, не будем больше за ним бегать? Покатается по лесу, да и вернется. Он от зайца ушел, от волка ушел, от медведя ушел. Как вы думаете, ребята?
Дети : Нет, он сейчас лису встретит, она его съест!
Бабка : Ой, беда – то какая! Что ж делать?
Дед : Смотрите, вон и лиса!
Илюша Маслов показывает сказку «Лиса и рак» - тростевой театр .
Дед : Ай да рак! Перехитрил лису! Пусть она тут еще побегает с раком наперегонки, а мы пока Колобка отыщем!
Садится на пенек.
Бабка : Ой, что это тут? Ой, кто это тут?
Встает с пенька и достает из-за него Колобка.
Бабка : Ах ты мой румяный! Нашли мы тебя! Хорошо, что ты лисе не попался, а то она съела бы тебя!
Дед и бабка обнимают Колобка, радуются. Приглашают детей на общий танец с Колобком «Прыг, скок, Колобок!» .
После танца благодарят детей за то, что взяли с собой в путешествие по сказкам, прощаются и уходят.
Ведущая : Вот и закончилось наше путешествие.
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети.
Любят слушать и смотреть,
Сказки могут душу греть.
Чудеса в них происходят,
Люди к счастью путь находят,
И, конечно же, добро.
До свидания, ребята, мамы, папы и бабушки! До новых встреч со сказкой!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 города Пензы
Сценарий
совместной театрализованной деятельности
детей, родителей и воспитателей
МБДОУ №5 г. Пензы
на тему «Путешествие по сказкам» .
Землякова Татьяна Михайловна, воспитатель.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) №25 Петроградского района г. Санкт-Петербурга (отделение дошкольного образования)
Цель : дать родителям опыт спонтанного участия в игре-драматизации в роли игровых партнёров своих детей. Использовать театрально-игровую деятельность для эмоционального сближения взрослых и детей, общности переживания происходящего.
Подготовка встречи. К игре-драматизации готовим следующие атрибуты: «забор», «дом», «дерево», стол, детские стульчики, самовар, чашки, баранки.
Возле «дома» имитация грядки, две лопатки, лейка, репка из папье-маше с помещёнными внутрь её конфетами (сюрприз к чаю), атрибуты костюмов к сказке «Репка».
Проведение встречи. Воспитатель обращает внимание взрослых и их детей на предметы, находящиеся в зале. Предлагает выбрать наиболее подходящие каждому по душе роли и, соответственно, атрибуты к ней. Мизансцены родители и их дети проговаривают между собой. Роли взрослых: дед, бабка, мама-мышь (или папа), папа или мама-кошка. Роли детей: внучка, внук «котёнок», «щенок», «мышонок» (причём детей в «кошачьей» или «мышиной» семье может быть сколько угодно. Все дети и взрослые должны получить роль в игре. Определившись с ролью, все надевают костюмы, помогая друг другу.
Звучит музыка (желательно русская народная).
/дед, бабка, внучата, сидя за общим столом, пьют чай с баранками/
Воспитатель: всё лето у деда с бабулей внуки гостили
жили дружно, не тужили, чай с бараночками пили.
чай горячий, ароматный, сладок вкус его приятный!
/участники игры в свободном диалоге произносят фразы, выполняют действия, соответствующие их ролям. Например, бабка угощает всех чаем, наливает его в чашки, внучата хвалят баранки и одновременно сетуют на горячий чай и прочее/
Воспитатель: бабка чаем напоила и дедулю попросила
«в огород скорей пойди, сладку репку посади».
/между участниками игры происходит общение в свободном диалоге/
Воспитатель: дед собрался в огород и внучка с собой зовёт
/дед зовёт с собой внука (их может быть больше, чем один)/
Воспитатель: вместе дружно, веселей, взяли лейку и лопатку
и отправились на грядку.
/дед и внук берут лопатки и «копают грядку»/
Воспитатель: ловко, дружненько шагают, внучек деду помогает.
с дедом грядку он копает. Посадили и полили.
и сказали вместе ей: подрастай, репка, скорей!
Вырасти большая, сладкая такая,
чтоб без сахара мы ели и
и ничуть не потолстели!
Воспитатель: от работы уморились и до дому воротились.
/общение участников игры-драматизации в свободной форме. Под музыку выбегает ребёнок, имитирует движения порхающей птички. Птичка летает над грядкой, затем ставит «репку» и улетает/
Воспитатель: сладка репка не дремала, а на грядке подрастала,
дождик репку поливал, деда репку рвать позвал.
/дед идёт на грядку, удивляется урожаю, пытается «тянуть репку»/
Воспитатель: вот спешит дед в огород, чудо-репка там растёт.
дед от радости такой стал как будто молодой!
вокруг «грядки» стал плясать и плечами пожимать!
/во время слов воспитателя дед произвольно выполняет движения, передающие его радость, удовольствие, удивление/
Воспитатель: приступил наш дед к работе, тянет репку из земли,
пот со лба рукой стирает - крепко держат корешки!
/дед зовёт себе на помощь бабку/
Воспитатель: бабка к дедушке спешит репку из земли тащить.
/бабка, увидев репку, начинает охать от удивления, показывает свою радость, хвалит деда и внука за работу./
Воспитатель: дедка за репку,
бабка за дедку,
тянут-потянут -
вытянуть не могут.
что же делать? Как тут быть?
надобно внучат просить.
/дед и бабка зовут своих внучат на помощь. Внуки, прибежав и увидев репку на грядке, так же начинают удивляться, радоваться хорошему урожаю, просят деда и бабку угостить их кусочком репки. Те объясняют, что им нужна помощь, чтобы вытащить репку из земли./
Воспитатель: внучата за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку,
тянут-потянут -
вытянуть не могут.
/все участники, взявшись друг за друга, «тянут из земли репку», но вытащить не могут.
Воспитатель: ох, устали, вот так труд!
пот со лба все вместе трут.
что же делать? Как нам быть?
Внуки: знаем! Жучку попросить!
/все зовут Жучку. Она, прибежав, тоже начинает хвалить урожай, просит кусочек попробовать./
Внуки: тише, Жучка, подожди, с нами репку вытащи!
/жучка со всеми вместе тянет репку./
Воспитатель: жучка за внучат,
Внучата за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут-потянут -
Вытянуть не могут.
Жучка: что же делать? как нам быть?
тяв-тяв-тяв, зовите кошку,
она поможет нам немножко.
/появляется кошка-мама со своими котятами. Все они удивляются, какая большая выросла репка, выражают желание попробовать репку на вкус. Жучка и внучата отвечают им, что не могут вытащить репку, просят помочь./
Воспитатель: кошка за жучку,
жучка за внучат,
внучата за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку,
тянут-потянут -
вытянуть не могут.
/все дружно тянут репку./
Воспитатель: пот со лба они стирают
и опять всех вопрошают:
что же делать? как же быть?
Кошка: мяууу…мышку попросить!
/прибежавшие мама-мышка с мышатами восхищаются выросшей репкой, просят угостить их. Все просят помочь вытащить репку./
Воспитатель: мышка за кошку,
кошка за жучку,
жучка за внучку,
внучата за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку,
тянут-потянут, вытянули репку!
Все вместе: это дружная работа принесла победу!
мы её сейчас очистим - сварится к обеду!
/дед поднимает репку, все радуются. Кто-то из участников зхамечает, что внутри репка не пустая. Предлагают кому-нибудь из детей проверить это. Дед с бабкой достают конфеты. Все садятся за стол пить чай./
Воспитатель: ай,да репка-чудеса, угощенье принесла!
по труду награда, все мы очень рады!
Спросить, как родители чувствовали себя в роли? Помогала ли им игровая роль вступать в контакт с детьми? Что было для родителей новым, неожиданным? Что новое удалось узнать и увидеть про своего ребёнка в игровом взаимодействии с ним?