Образовательный портал. Совместный проект педагогов и родителей по театрализованной деятельности "в мире сказок"

Совместный проект педагогов и родителей

по театрализованной деятельности

«В мире много сказок».

Актуальность . Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Актуальность проекта обусловлена тем, что родители недостаточно уделяют внимание возможностям театрализованной деятельности, ее роли в развитии детей.

Цель : повышение компетентности родителей в воспитании детей средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

Пополнять знание родителей по театрализованной деятельности в семье и детском саду;

Взаимодействовать с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка, внедрить инновационные формы работы с семьей;

Содействовать сплочению родительского коллектива;

Развитие творческих способностей родителей.

Приобщать родителей к театральному искусству, помочь им в домашней обстановке создать спонтанно «домашний театр» тем самым, поддерживая интерес ребёнка к театрализованной деятельности и сближению взрослых и детей;

Вовлечь семьи в жизнедеятельность группы.

Предполагаемые результаты:

Расширились представления родителей о роли театра в жизни ребенка;

Обогатился опыт родителей в воспитании детей средствами театра;

Снизились затруднения в детско-родительских отношениях;

Установились партнерские отношения педагогов ДОО и семьи, повысилась активность родителей в педагогическом процессе ДОУ;

Раскрылись творческие способности.

Вид проекта : долгосрочный, детско-взрослый, творчески-игровой.

Участники: дети средней группы «А», родители, логопед, воспитатели, музыкальный руководитель.

Этапы проекта:

    Подготовительный.

    Сбор литературы по данной теме.

    Составление плана работы.

    Разработка содержания проекта.

    Основной.

Ноябрь

    Просмотр презентации: « Театрализованная деятельность в детском саду»

    Консультация для родителей: «Значение театрализованной игры для всестороннего развития дошкольников.

    Папка-передвижка для родителей: «Виды театров».

    Выставка «Наш театральный уголок».

    Экскурсии на театрализованные постановки в дом творчества или дом культуры.

Декабрь

    Изготовление разных видов театра, ширм (настольная и напольная).

    Вечер игры «Играем как дети».

    Игра: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем» (выражение основных эмоций с помощью мимики, жестов, движений).

    Презентация: «Театр своими руками»

Январь

    Сообщение для родителей: «Сила сказок».

    Распределение ролей, репетиции.

    Показ родителями кукольного театра по русской народной сказке «Три медведя»

Февраль

    Упражнение «Говорим без слов» (движения, мимика, жесты).

    Разыгрывание этюдов по сказке: «Волк и семеро козлят».

    Изготовление декораций к русской народной сказке «Теремок», «Заюшкина избушка».

Март

    Мастер-класс «Игрушки своими руками»

    Показ театра Би-Ба-Бо по сюжету русской народной сказки «Теремок».

    Викторина «В мире сказок»

    Папка – передвижка «Театр – наш друг и помощник»

Апрель

    Выставка «Платковые куклы»

    Репетиции спектакля по сказке «Волк и семеро козлят»

    Показ спектакля по сказке «Волк и семеро козлят» (дети, воспитатели, родители).

    Изготовление масок для театрализованной деятельности.

Май

    Фотовыставка «Мы актеры»;

    Совместные репетиции воспитателей и родителей.

    Театрализованное представление.

    Анкета для родителей по работе семейного клуба «В мире сказок» (рефлексия)

    Заключительный. Продукт:

    Театрализованное представление

    Презентация проекта.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МАЛООПЫТНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Андреева Татьяна Николаевна,

воспитатель детского сада № 198

АНО ДО «Планета детства «Лада»

г. Тольятти Самарская область

Театрализованная деятельность позволяет успешно решать многие воспитательно-образовательные и развивающие задачи и прежде всего художественно-эстетического воспитания.

Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).

Любая театральная постановка требует большой подготовительной работы, которая осуществляется в детском саду и дома.

Успешность художественно-эстетического развития детей в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с развитием эстетического отношения к окружающему, формированием у детей базового объема знаний и навыков в области художественно-эстетической деятельности.

Во многих семьях родители практически не уделяют внимания данному вопросу, считая, что гораздо важнее научить ребенка читать, писать, считать. Необходимо убедить родителей в важности художественно-эстетического воспитания, поскольку оно тесно связано с развитием эмоционального мира ребенка и его интел-лектуальным развитием, формированием важных духовно-нравственных понятий. А самое главное — без приобщения к искусству невозможно полноценное становление личности ребенка. Поэтому работе с родителями коллектив нашей группы придает большое значение.

Родители не только присутствуют в организованной деятельности, но и активно в ней участвуют. Мы стараемся общаться не только с мамами, но и со всеми остальными родственниками, окружающими ребенка в семье.

Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, поможет снизить нагрузку на детей, повысить качество художественно-эстетического развития. Таким образом, успешность художественно-эстетического воспитания старших дошкольников в огромной степени зависит от тесного взаимодействия семьи и детского сада. С одной стороны, знание педагогами особенностей и традиций семьи, стилей общения позволяет им дифференцированно подходить к воспитанию ребенка, с другой — родители имеют возможность наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их ребенок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как осуществляется его художественно-эстетическое развитие

Работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества. Благодаря этому родители обогащают свои собственные знания и представления о том, как невозможно осуществлять художественно-эстетическое развитие ребенка в домашних условиях.

Чтобы совместная работа принесла желаемые результаты, педагоги детского сада должны соблюдать следующие принципы «взаимодействия с родителями:

Уважительно относиться друг к другу, поддерживать своих коллег во всех творческих начинаниях;

К личности ребенка, никогда не сравнивать его с другими детьми;

К родителям, привлекая их в качестве союзников к активному участию в процессе художественно-эстетического воспитания ребенка;

Учитывать точку зрения самого ребенка, не игнорировать его чувства, эмоции, желания, привязанности и антипатии;

Проникнуться чувством искреннего уважения к деятельности ребенка, к тому, что создается им в процессе этой деятельности (рисунок, песенка, танец, сказка, мелодия, сочиненная на музыкальном инструменте, и т.д.);

Поддерживать инициативу, самостоятельность ребенка, тем самым способствуя развитию у него уверенности в своих силах и возможностях;

Воспитывать у детей бережное и уважительное отношение к родителям, стремление вовлекать их в совместные действия, игры.

Формы работы с родителями осуществляются нами по следующим направлениям.

Основы домашнего театра. Обучение организации домашнего театра (кукольного, драматического), в котором актерами могут быть и взрослые члены семьи и дети. Практические занятия для родителей по организации домашнего театра:

Игры-имитации;

Ролевые;

Игры-импровизации;

Игры-представления;

Кукольные представления.

Родители могут организовать кукольный театр, используя для этой цели, имеющиеся в доме игрушки или изготавливая кукол своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, соломы, старых носков, перчаток и др. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок или сочиняя свои собственные. В домашних спектаклях может использоваться музыкальное сопровождение с помощью детских музыкальных инструментов или инструментов-самоделок, имитирующих разные шумовые эффекты. Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей и т.д. И в этом родители могут помочь им, участвуя в этих мини-спектаклях в качестве рассказчика или одного или даже нескольких персонажей.

Домашние постановки помогают удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, позволяют реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.

Проявляя заботу о художественно-эстетическом развитии ребенка, родители могут продумать возможность посещения театров (драматического, музыкального, кукольного), концертных залов, цирковых представлений и т.д. Старших дошкольников следует приобщать к восприятию музыкально-сценических произведений — оперы, балета, мюзикла, в основе которых сюжеты доступных детям этого возраста художественных произведений.

Мастерство руководства игрой. Система обучающих занятий для родителей по руководству игровой деятельностью, приобщению детей к искусству театра и развитию творческой активности и игровых умений.

Обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности. Инициатива детей не сковывается регламентирующей обстановкой, детям важно предоставлять свободу передвижения и пространство для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов.

Родители также могут стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразной театрализованной деятельности детей. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на аудиокассетах, с их последующим разыгрыванием и др. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской, доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное — организация взрослыми разнообразной, совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, игры, танцы, хороводы, сопровождаемые музицированием с помощью элементарных музыкальных инструментов, и др.).

Театральная гостиная. Проводятся тренинги готовности к организации творческой деятельности; даются основы актерского мастерства, углубляются и систематизируются знания о выразительных средствах общения, отрабатываются манеры поведения на сцене.

Творческая мастерская. Изготовление совместно с детьми костюмов, декораций, игрушек, масок, кукол для театра; работа по художественно-техническому оформлению спектакля.

Совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности. Эффективная форма работы с родителями. Конечно, не всех их можно привлечь к активному участию и подготовке и проведении, но всегда найдутся среди родителей несколько энтузиастов, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике. Родителям, которые стесняются выступать на публике, можно предложить задания другого плана, например, сшить костюмы, сделать декора-ции к кукольному спектаклю или сказке, несложные музыкальные инструменты для детского оркестра.

Ну а для самых занятых и стеснительных родителей можно использовать «Веселый чемоданчик» — набор предметов, помогающих родителям поддерживать своих детей во время праздников, развлечений, не вставая со зрительского места: «улыбка» на палочке, надувные язычки, разнообразные маски, парички и т.п. В соответствии с темой праздника и по мере необходимости родители могут использовать нужные предметы, создавая тем самым соответствующую атмосферу, или звуковые эффекты: имитировать стук дождя, грома, сигналить маленькими зеркальцами, имитируя «блеск сокровищ», создавая атмосферу таинственности, подыгрывать на ударных музыкальных инструментах и др. Все это активизирует родителей, создает атмосферу свободы, раскованности.

Консультации по вопросам художественно-эстетического воспитания детей. Могут проводиться индивидуально, когда есть необходимость в общении с отдельной семьей. Например, многие родители испытывают затруднение в том, как организовать художественно-эстетическое воспитание ребенка дома, на что оно должно быть направлено, какие методы и приемы в этом случае можно использовать, так и коллективно. В этом случае важно найти интересную форму общения, которое обязательно должно быть доверительным. В ходе его родители почувствуют желание педагогов помочь им в воспитании ребенка и приобретении нужных знаний о том, как создавать необходимые условия для художествен-но-эстетического развития в семье.

Примерная консультация для родителей на тему

«Первый раз в первый ряд».

Какой театр выбрать?

Самые подходящие для малышей театры - кукольные и музыкальные. Дети - народ очень музыкальный и прихлопывать - притопывать под веселые песенки вместе с артистами и им будет куда интереснее, чем просто сидеть в зрительском кресле. Ну, а уж кукольное представление для ребенка - это настоящее чудо: на его глазах оживают любимые плюшевые зайцы и пучеглазые куклы. Ещё хорошо реагируют на представление с животными и цирковые номера.

Выбирая театр, остановите свой взор именно на специализированном детском. Многие взрослые театры тоже устраивают представления для малышей, но там нет той сказочной ауры, которая непременно есть в детском театре.

На какой спектакль пойти?

Сходите в кассу и подробно изучите репертуар, расспросите знакомых, работников. Вам нужен спектакль, рассчитанный на малышей, даже если вашему ребенку почти четыре года, но вы идете с ним в театр впервые. По времени это может быть либо одно актовый спектакль (но не дольше 45 минут), либо пьеса в двух действиях по 25 минут с антрактом. Не расстраивайтесь, если после перерыва ваш зритель откажется идти в зал. Впечатлений о походе в театр ему хватит, а финал сказки досмотрите в следующий раз.

Предпочтение отдайте постановкам по мотивам известных малышу русских народных сказок, где много знакомых добрых персонажей.

Что заранее рассказать?

Лучше начать не с беседы, а с картинки. Определитесь с датой своей личной премьеры, за пару недель до спектакля сходите на прогулку к театру - обойдите кругом, расскажите, что в этом доме трудятся артисты и показывают сказки, предложите побывать внутри и посмотреть на занавес, сцену и героев. Дома усадите малыша на диванчик, а сами разыграйте перед ним отрепетированную сказку. Можно смастерить из большой коробки занавес, а актерами пусть будут куклы с мишками или герои настоящего домашнего театра. Если ребенку затея понравилась, то можно вместе с ним пополнять театр самим.

Единственное о чем следует поговорить - это правила поведения в театре (нельзя шуметь, отвлекать соседа, шуршать бумажками, зато можно хлопать и дарить актерам цветы).

Когда идти?

Поход в театр должен стать для вашего чада настоящим праздником. Поэтому заранее выберите день, купите билеты и приготовьте наряд.

Постарайтесь избежать каникул или выходных - в эти дни в театре многолюдно и слишком шумно. И не планируйте на этот день больше никаких гостей, походов в поликлинику, шоп-туров. Ребенку надо дать возможность справиться с эмоциями.

Какие места занимать?

В детских театрах часто первые ряды отданы детям, а родители сидят на задних или сбоку. Если вы опасаетесь, что ваш малыш не сможет усидеть один, попросите в кассе боковые места, чтобы находиться рядом, или купите билеты на задний ряд и посадите ребенка на руки. Кстати, в этом случае вы сможете помочь ребенку понять, что творится на сцене, комментируя шепотом на ушко действия актеров и стимулируя его смотреть внимательно.

Что взять с собой?

Обязательно нарядите ребенка и торжественно оденьтесь сами, чтобы подчеркнуть значимость события. С собой возьмите сменную обувь. Захватите фотоаппарат. Чтобы не стоять в буфете, возьмите сок и печенье. Не забудьте и про кошелек. Программку можно будет вставить в детский фотоальбом на память, да и клоунский носик или театральный звонок подарить ребенку в этот день будет нелишним.

Как понять впечатления зрителя?

Дома можете вместе с малышом рассказать о своей премьере бабушке. Если малыш поддержит ваш рассказ, начнет вставлять свои детали, отвечать на вопросы, смело планируйте следующий поход. Если же он замолчит, подождите. Кстати, часто детские впечатления проявляются в игре. Например, через пару дней ребенок вдруг начнет изображать актера на сцене или играть с куклами в «поход в театр». А возможно, попросит вас об очередной сказке. Значит, будем репетировать, чтобы подарить своему зрителю настоящее волшебство.

Родительские собрания. Могут быть посвящены темам, наиболее актуальным в данный момент для учебно-воспитательного процесса. На них могут обсуждаться вопросы, связанные, например, с подготовкой к совместному с детьми спектаклю, празднику, организацией совместного посещения кукольного театра, музыкального спектакля, циркового представления и т.д.

Возможна и такая форма работы, как семинар-практикум для родителей. Он может быть посвящен разным темам, например, «Домашний оркестр музыкальных инструментов» или «Кукольный театр в семье» и др. Такие семинары можно организовать для родителей, которых интересуют данные темы.

Домашние задания. Являются важной формой взаимодействия. На занятиях дети получают посильное для них задание, к выполнению которого обязательно должны подключаться родители. Выполняя его, дети закрепляют определенные навыки, полученные на занятиях, и в то же время взаимодействуют с родителями, что улучшает климат семьи, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребенка в детском саду.

Примерный перечень домашних заданий для родителей:

Средняя группа.

  1. Прочитайте ребенку или расскажите сами какую-либо русскую народную сказку, например: «Гуси-лебеди», «Бычок-черный бочок, белые копытца», «Смоляной бычок», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  2. Побеседуйте с ребенком о прочитанной сказке, используя при этом следующие вопросы:

Как называется эта сказка?

О ком рассказывается в сказке?

Какие еще сказочные герои есть в этой сказке?

Кто в сказке тебе больше всего понравился? Почему?

3. Помогите ребенку нарисовать этого сказочного героя. Пусть он раскрасит его сам.

Старшая группа.

  1. Прочитайте ребенку или расскажите сами любую русскую на родную сказку. Например, «Финист - ясный сокол», «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Никита Кожемяка», «Лиса и кувшин», «Зимовье зверей».
  2. Побеседуйте с ребенком о прочитанной сказке по следующему плану:

Как называется эта сказка?

О ком рассказывается в сказке? Назови всех сказочных героев.

Кто в сказке тебе больше всего понравился? Почему? Не понравился? Почему?

3. Предложите ребенку нарисовать эпизод из сказки. Если он затрудняется, помогите ему.

4. Оформить с детьми книжку малышку (по сказке, мой любимый сказочный герой).

Подготовительная группа.

  1. Помогите ребенку вспомнить названия известных ему сказок.
  2. Предложите ему выбрать одну из этих сказок и рассказать ее вам. Если необходимо, напомните ребенку какие-либо детали из сказки.
  3. Вместе с ребенком определите 3—4 главных момента сказки. Еще раз обговорите их. Предложите ребенку «создать мультфильм», то есть нарисовать последовательно 3-4 картинки к главным эпизодам.
  4. Оформить книжку малышку (я в театре с семьёй, любимая сказка, любимый герой).

Дневник достижений. В него вносятся различные достижения ребенка: фотографии, сделанные во время праздников, развлечений; рисунки; сочиненные тексты и мелодии песенок и др.

Задача родителей - содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к драматизации, пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах, стимулируя попытки детей к самостоятельным действиям. А задача педагогов - научить родителей правильно и интересно организовывать в семье жизнь ребенка, создавая необходимую художественно-эстетическую среду, организуя семейный досуг.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гончарова О.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания - Москва, 2010
  2. Пазухина И.А. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет - Санкт-Петербург 2008

Наталья Викторовна Додокина, Елена Сергеевна Евдокимова

Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3–7 лет

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Додокина Наталья Викторовна – кандидат педагогических наук, старший воспитатель МДОУ детский сад № 6 «Березка» городского округа г. Фролово Волгоградской области;

Евдокимова Елена Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет», заведующая научно-исследовательской лабораторией проблем образования родителей.

Предисловие

Чем более интенсивно семья накладывает свой отпечаток на ребенка, тем более этот ребенок будет склонен видеть отражение своего детского миниатюрного мира в большом мире взрослой жизни…

Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные изменения. Педагоги и психологи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения (детского сада, а в последующем – школы) и семьи адекватными поставленной цели средствами. Одним из таких средств выступает совместная деятельность педагогов, родителей и детей, представленная в книге «Детский сад и семья: методика работы с родителями» (М.: Мозаика-Синтез, 2007).

Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе «педагоги – родители – дети» является удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития. Одной из форм такой деятельности является семейный театр в детском саду.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Кинорежиссер Г. Н. Рошаль писал: «…всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок никогда не теряет своего реального „я“. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой)… Детская игра может быть названа театральной, а иллюзии детской игры – театральной иллюзией».

В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это, в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Вся жизнь ребенка насыщена игрой.

Каждый ребенок хочет сыграть свою роль в игре. Но как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет семейный театр в детском саду.

Театр занимает особое место в организации семейного досуга. Благодаря театру семья приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые и супружеские отношения; у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребенка. Театр дает родителям возможность подарить ребенку мир прекрасного, обогатить его жизнь добрыми впечатлениями, а себе при этом вернуть детское, первозданное открытие этого мира.

Семейный театр в детском саду ориентирован на развитие взаимодействия детского сада с семьей дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов) средствами театрального искусства; приобщение к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях; содействие формированию основ семейной театральной культуры, воссозданию и творческому развитию домашнего театра в современных условиях; помощь родителям в осмыслении воспитательного потенциала театральной культуры.

Взаимодействие педагогов с родителями и детьми в семейном театре осуществляется, прежде всего, в форме творческих занятий в театральных мастерских, объединенных в соответствии с логикой решаемых задач в три раздела: «Театр и куклы», «Фольклор и театр», «История театра».

Организаторами мастерских могут выступать педагоги (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования), специалисты учреждения культуры (театральные режиссеры, актеры), а также родители. Занятия в мастерских проводятся один раз в месяц во вторую половину дня в удобное для семей время.

История становления и развития семейного театра

Среди разнообразных форм взаимодействия семьи и детского сада важное место занимает совместная художественная деятельность воспитывающих взрослых и детей, цель которой – развитие взаимоотношений педагогов и родителей, родителей и детей, а также взаимоотношений между семьями воспитанников.

Новой формой совместной детско-взрослой художественной деятельности, способствующей развитию социокультурных связей между детским садом и семьей, является семейный театр в детском саду.

Семейный театр – это творческое объединение нескольких семей, созданное при участии педагогов и работников культуры (режиссера и актеров театральных студий), ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи.

Семейный театр является:

– творчески воссозданным средством развития воспитательного потенциала семьи, приобщения к миру театра и художественным ценностям, характеризующимся интегративными особенностями, объединяющим традиции домашнего и общественного театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства;

– специфической формой передачи опыта предшествующих поколений и особым педагогическим методом, охватывающим накопленную веками мудрость русского народа, создающим определенный жизненный уклад окружающей ребенка семейной микросреды.

Домашние театральные постановки долгое время (конец XVII – начало XX вв.) были в России одним из наиболее распространенных видов семейного досуга. Известно, что приобщать Россию к театральной культуре задумал царь Алексей Михайлович. Во время путешествия по Украине он увидел величественные театральные представления и привез с собой в Москву их устроителя – Симеона Полоцкого – писателя и религиозного деятеля, которому поручил воспитание и обучение собственных детей. С помощью Полоцкого знатные бояре устраивали в своих домах театральные представления.

Начинание Алексея Михайловича продолжил его сын Петр I. В царствование Петра I Россия вступила в новую культурную эпоху. Его реформы оказали огромное влияние на развитие театрального искусства в России. До эпохи петровских преобразований досуг в России в основном был связан с народными празднествами, в которых отражались традиции и своеобразие русского народа. Петр I провел, по выражению исследователя А. М. Панченко, «реформу веселья, с помощью которой противопоставил старинным развлечениям новые, присвоив им качество культурной ценности» (20). В новых социокультурных условиях семья становилась основой для последующего художественного образования личности, и должна была формировать ее, главным образом, как литературно мыслящую личность через зрелищные искусства. Домашний театр, рассчитанный на культурно-индивидуальное потребление, способствовал решению этой задачи.

Расцвет и всплеск интереса к домашнему театру пришелся на конец XIX – начало XX вв. В литературе сохранилось немало фактов увлечения известных людей домашними театральными постановками. «Летом 1862 года семейство Виардо и Тургеневых жили по соседству в Баден-Бадене. Полина занималась детьми, Луи писал книги по живописи и скульптуре, печатал в газете охотничьи воспоминания. И, конечно же, в доме собирались знаменитости – Брамс, Вагнер, Лист, даже нидерландский король, который пожаловал, чтобы вручить Полине медаль „За искусство". Здесь часто устраивались домашние театральные представления, в которых принимал участие и Тургенев. Полина сочинила комическую оперу про Золушку, Тургенев – пьесу про колдуна».

Удивительно увлечен театром был известный меценат Савва Мамонтов, заложивший в российском театре новую традицию – создание целостного образа спектакля в единстве текста, музыки и художественного оформления. Первое театральное представление в московском доме Мамонтова было дано в конце 1878 года; с тех пор спектакли шли постоянно, и Мамонтов сам принимал в них участие (1).

Ирина Саюшова
Сценарий совместной театрализованной деятельности

Цель : Привлечение детей и родителей к , формирование интереса к русской народной сказке.

Задачи :

1. Развивать у детей интерес к театрализованной деятельности .

2. Формировать у детей первичные театрализованные навыки : умение передавать интонацией, движением, мимикой характер персонажей, умение выступать.

3. Развивать речь детей, формировать интонационную выразительность, умение вести диалог.

4. Закреплять представления детей о сказках, о видах кукольного театра .

5. Формировать у родителей представления о видах театрализованной деятельности в детском саду , привлечь к участию в образовательном процессе ДОУ.

6. Воспитывать дружеские отношения детей группы, родителей и воспитателей.

Дети и родители заходят в музыкальный зал. В зале накануне оформлена выставка декораций к сказкам и персонажей театров , сделанных родителями и детьми в ходе реализации проекта «Сказка своими руками» .

Воспитатель - ведущая : Здравствуйте, дорогие гости! Вы любите сказки? Хотите побывать в них? Тогда я приглашаю вас в путешествие по сказкам.

Собрались на праздник с вами,

Чтобы всем нам стать друзьями.

Поиграть, повеселиться

И со сказкой подружиться.

Сказку дружно все встречайте,

Громко хлопать начинайте!

Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки» , в зал входят Бабка и Дед (роли исполняют родители) .

Бабка : Что ж делать – то, дед, где искать его теперь?

Дед : Найдем, бабка, не переживай!

Ведущая : Здравствуйте! Дедушка, бабушка, что у вас случилось, почему вы такие грустные? Что вы потеряли?

Бабка : Здравствуйте, здравствуйте, милые, здравствуйте, детишки и взрослые!

Дед : Колобка ищем! Испекла мне бабка Колобка, положила на окно студиться, а он пропал куда-то. Не видели вы его, ребятки?

Дети : Нет!

Ведущая : Бабушка, дедушка, мы с ребятами сейчас отправляемся в путешествие по сказкам. Пойдемте с нами, может, там Колобка найдем.

Но сначала испытание : знаете ли вы героев сказок, ребята? Назовите правильно имя героя сказки.

Воспитатель называет первое слово, дети продолжают :

Зайка (Побегайка, Михайло (Потапович, Лягушка (Квакушка, Лиса (Патрикеевна, Коза (Дереза, Мышка (Норушка) .

Ведущая : Молодцы! Отправляемся в первую сказку.

Уродилась так огромна,

Не одна, а десять словно!

Дед, чтоб вытащить тот овощ,

Всех позвал к себе на помощь!

Какая это сказка, догадались?

Дети : «Репка» .

Ксюша Граблина с мамой Ольгой Алексеевной показывают отрывок из сказки «Репка» - настольный театр .

Дед : Ну и репка! Вот так чудо! Не видал такой покуда!

Бабка : У вас тут в деревне нашего Колобка нет?

Ксюша с мамой : Нет!

Ведущая : Давайте в другой сказке поищем.

Отвечайте на вопрос :

Кто в корзине Машу нес?

Кто садился на пенек

И хотел съесть пирожок?

Какая это сказка, дети?

Дети : «Маша и медведь» .

Маша Лысова и бабушка Галина Николаевна показывают отрывок из сказки «Маша и медведь» - сказка на фланелеграфе.

Дед : Вы нашего колобка не видали?

Маша и бабушка : Нет!

Ведущая : Куда же Колобок подевался? Пойдемте в следующую сказку. Только, кажется, дождь начинается. Давайте под зонтик спрячемся да дождик переждем.

Лиза Егорова и папа Олег Вячеславович показывают отрывок из сказки «Под грибом» В. Сутеева – панорамный театр .

Бабка : Что-то я не поняла, как это они все под грибом уместились? Вы, ребятки, не знаете?

Дети : Гриб вырос!

Дед : И правда, как это мы не догадались сами! А вы нашего колобка не видели?

Лиза и папа : Нет!

Ведущая : Дедушка, бабушка, давайте с ребятами поиграем.

Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик» .

Бабка : А это кто там, посмотрите?

Алеша Артамонов показывает отрывок из сказки «Теремок» С. Маршака – диалог волка и лисы «Лисавета, здравствуй…» - театр бибабо .

Дед : Не съели ли они нашего колобка? Вы нашего Колобка не видели?

Алеша : Нет!

Дед : Подожди – ка, бабка. Кажется, машина какая- то едет.

Амир Мавлюдов показывает отрывок по мультфильму «Тачки» - тростевой театр .

Бабка : Вы нашего Колобка не видели?

Амир : Нет!

Дед : Сынок, подвези нас, пожалуйста, а то совсем бабка устала.

Амир : Садитесь!

Ведущая : А может, и ребята с нами прокатятся?

Проводится подвижная игра «Автомобили» .

Ведущая : Ой, смотрите-ка, не ваш ли это Колобок?

Алина Глухова и мама Дина Юрьевна показывают отрывок из сказки «Колобок» - встреча Колобка с Зайцем – театр бибабо .

Дед : Это ж наш колобок! Быстрей, бабка! Ну вот, не догнали, укатился!

Данил Воистинов показывает отрывок из сказки «Колобок» - встреча колобка с волком - театр на фланелеграфе .

Бабка : Быстрей, дед! Держи его! Опять не успели!

Злата Терюшкова показывает отрывок из сказки «Колобок» - встреча Колобка и медведя – тростевой театр .

Ведущая : Быстрей, бабка, быстрей, дед! Опять укатился! Ну и шустрый он у вас! Может, не будем больше за ним бегать? Покатается по лесу, да и вернется. Он от зайца ушел, от волка ушел, от медведя ушел. Как вы думаете, ребята?

Дети : Нет, он сейчас лису встретит, она его съест!

Бабка : Ой, беда – то какая! Что ж делать?

Дед : Смотрите, вон и лиса!

Илюша Маслов показывает сказку «Лиса и рак» - тростевой театр .

Дед : Ай да рак! Перехитрил лису! Пусть она тут еще побегает с раком наперегонки, а мы пока Колобка отыщем!

Садится на пенек.

Бабка : Ой, что это тут? Ой, кто это тут?

Встает с пенька и достает из-за него Колобка.

Бабка : Ах ты мой румяный! Нашли мы тебя! Хорошо, что ты лисе не попался, а то она съела бы тебя!

Дед и бабка обнимают Колобка, радуются. Приглашают детей на общий танец с Колобком «Прыг, скок, Колобок!» .

После танца благодарят детей за то, что взяли с собой в путешествие по сказкам, прощаются и уходят.

Ведущая : Вот и закончилось наше путешествие.

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети.

Любят слушать и смотреть,

Сказки могут душу греть.

Чудеса в них происходят,

Люди к счастью путь находят,

И, конечно же, добро.

До свидания, ребята, мамы, папы и бабушки! До новых встреч со сказкой!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 города Пензы

Сценарий

совместной театрализованной деятельности

детей, родителей и воспитателей

МБДОУ №5 г. Пензы

на тему «Путешествие по сказкам» .

Землякова Татьяна Михайловна, воспитатель.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) №25 Петроградского района г. Санкт-Петербурга (отделение дошкольного образования)

Цель : дать родителям опыт спонтанного участия в игре-драматизации в роли игровых партнёров своих детей. Использовать театрально-игровую деятельность для эмоционального сближения взрослых и детей, общности переживания происходящего.

Подготовка встречи. К игре-драматизации готовим следующие атрибуты: «забор», «дом», «дерево», стол, детские стульчики, самовар, чашки, баранки.

Возле «дома» имитация грядки, две лопатки, лейка, репка из папье-маше с помещёнными внутрь её конфетами (сюрприз к чаю), атрибуты костюмов к сказке «Репка».

Проведение встречи. Воспитатель обращает внимание взрослых и их детей на предметы, находящиеся в зале. Предлагает выбрать наиболее подходящие каждому по душе роли и, соответственно, атрибуты к ней. Мизансцены родители и их дети проговаривают между собой. Роли взрослых: дед, бабка, мама-мышь (или папа), папа или мама-кошка. Роли детей: внучка, внук «котёнок», «щенок», «мышонок» (причём детей в «кошачьей» или «мышиной» семье может быть сколько угодно. Все дети и взрослые должны получить роль в игре. Определившись с ролью, все надевают костюмы, помогая друг другу.

Звучит музыка (желательно русская народная).

/дед, бабка, внучата, сидя за общим столом, пьют чай с баранками/

Воспитатель: всё лето у деда с бабулей внуки гостили

жили дружно, не тужили, чай с бараночками пили.

чай горячий, ароматный, сладок вкус его приятный!

/участники игры в свободном диалоге произносят фразы, выполняют действия, соответствующие их ролям. Например, бабка угощает всех чаем, наливает его в чашки, внучата хвалят баранки и одновременно сетуют на горячий чай и прочее/

Воспитатель: бабка чаем напоила и дедулю попросила

«в огород скорей пойди, сладку репку посади».

/между участниками игры происходит общение в свободном диалоге/

Воспитатель: дед собрался в огород и внучка с собой зовёт

/дед зовёт с собой внука (их может быть больше, чем один)/

Воспитатель: вместе дружно, веселей, взяли лейку и лопатку

и отправились на грядку.

/дед и внук берут лопатки и «копают грядку»/

Воспитатель: ловко, дружненько шагают, внучек деду помогает.

с дедом грядку он копает. Посадили и полили.

и сказали вместе ей: подрастай, репка, скорей!

Вырасти большая, сладкая такая,

чтоб без сахара мы ели и

и ничуть не потолстели!

Воспитатель: от работы уморились и до дому воротились.

/общение участников игры-драматизации в свободной форме. Под музыку выбегает ребёнок, имитирует движения порхающей птички. Птичка летает над грядкой, затем ставит «репку» и улетает/

Воспитатель: сладка репка не дремала, а на грядке подрастала,

дождик репку поливал, деда репку рвать позвал.

/дед идёт на грядку, удивляется урожаю, пытается «тянуть репку»/

Воспитатель: вот спешит дед в огород, чудо-репка там растёт.

дед от радости такой стал как будто молодой!

вокруг «грядки» стал плясать и плечами пожимать!

/во время слов воспитателя дед произвольно выполняет движения, передающие его радость, удовольствие, удивление/

Воспитатель: приступил наш дед к работе, тянет репку из земли,

пот со лба рукой стирает - крепко держат корешки!

/дед зовёт себе на помощь бабку/

Воспитатель: бабка к дедушке спешит репку из земли тащить.

/бабка, увидев репку, начинает охать от удивления, показывает свою радость, хвалит деда и внука за работу./

Воспитатель: дедка за репку,

бабка за дедку,

тянут-потянут -

вытянуть не могут.

что же делать? Как тут быть?

надобно внучат просить.

/дед и бабка зовут своих внучат на помощь. Внуки, прибежав и увидев репку на грядке, так же начинают удивляться, радоваться хорошему урожаю, просят деда и бабку угостить их кусочком репки. Те объясняют, что им нужна помощь, чтобы вытащить репку из земли./

Воспитатель: внучата за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку,

тянут-потянут -

вытянуть не могут.

/все участники, взявшись друг за друга, «тянут из земли репку», но вытащить не могут.

Воспитатель: ох, устали, вот так труд!

пот со лба все вместе трут.

что же делать? Как нам быть?

Внуки: знаем! Жучку попросить!

/все зовут Жучку. Она, прибежав, тоже начинает хвалить урожай, просит кусочек попробовать./

Внуки: тише, Жучка, подожди, с нами репку вытащи!

/жучка со всеми вместе тянет репку./

Воспитатель: жучка за внучат,

Внучата за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку,

Тянут-потянут -

Вытянуть не могут.

Жучка: что же делать? как нам быть?

тяв-тяв-тяв, зовите кошку,

она поможет нам немножко.

/появляется кошка-мама со своими котятами. Все они удивляются, какая большая выросла репка, выражают желание попробовать репку на вкус. Жучка и внучата отвечают им, что не могут вытащить репку, просят помочь./

Воспитатель: кошка за жучку,

жучка за внучат,

внучата за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку,

тянут-потянут -

вытянуть не могут.

/все дружно тянут репку./

Воспитатель: пот со лба они стирают

и опять всех вопрошают:

что же делать? как же быть?

Кошка: мяууу…мышку попросить!

/прибежавшие мама-мышка с мышатами восхищаются выросшей репкой, просят угостить их. Все просят помочь вытащить репку./

Воспитатель: мышка за кошку,

кошка за жучку,

жучка за внучку,

внучата за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку,

тянут-потянут, вытянули репку!

Все вместе: это дружная работа принесла победу!

мы её сейчас очистим - сварится к обеду!

/дед поднимает репку, все радуются. Кто-то из участников зхамечает, что внутри репка не пустая. Предлагают кому-нибудь из детей проверить это. Дед с бабкой достают конфеты. Все садятся за стол пить чай./

Воспитатель: ай,да репка-чудеса, угощенье принесла!

по труду награда, все мы очень рады!

Спросить, как родители чувствовали себя в роли? Помогала ли им игровая роль вступать в контакт с детьми? Что было для родителей новым, неожиданным? Что новое удалось узнать и увидеть про своего ребёнка в игровом взаимодействии с ним?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!