Дошкольная педагогика как наука: предмет, объект, методы исследования, основные понятия. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки

  • 5. Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики (л.Н.Толстой, к.Д.Ушинский, п.Ф.Лесгафт, а.С.Симонович, е.Н. Водовозова).
  • 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
  • 8. Организация и этапы педагогического исследования.
  • 9. Методы педагогического исследования.
  • 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
  • 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
  • 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
  • 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
  • 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
  • 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
  • 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
  • 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
  • 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
  • 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
  • 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
  • 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
  • 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
  • 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
  • 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
  • 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
  • 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
  • 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
  • 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
  • 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
  • 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
  • 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
  • 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
  • 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
  • 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
  • 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
  • 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
  • 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
  • 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
  • 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
  • 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
  • 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
  • 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
  • 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
  • 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
  • 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
  • 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
  • 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
  • 55. Теоретические основы игры дошкольников.
  • 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
  • 55. Режиссерская игра дошкольника.
  • 56. Театрализованные игры дошкольников.
  • 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
  • 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
  • 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
  • 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
  • 67. Преемственность в работе детского сада и школы.
  • 3 2 . Основные понятия дошкольной педагогики.

    ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

    РАЗВИТИЕ - процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

    ОБУЧЕНИЕ - двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений, развития познавательной активности детей.

    ФОРМИРОВАНИЕ - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом.

    4. История развития дошкольной педагогики как науки за рубежом (я.А.Коменский, и.Г.Песталоцци, р.Оуэн, ж.-ж.Руссо, ф.Фребель, м.Монтессори).

    Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670 г.г.) создал первую систему дошкольного воспитания. В своих трудах Я.А.Коменский изложил прогрессивные идеи о развитии и воспитании ребенка:

    Указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    Разработал возрастную периодизацию, включающую четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школе.

    Для детей от рождения до б лет предназначается "материнская школа"

    Выдвинул идею природособразности воспитания;

    Созданное им пособие "Видимый мир в картинках" положило начало наглядному ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни; ,

    Обосновал необходимость широкого использования наглядных методов в воспитательно-образовательной работе с детьми;

    Важной задачей воспитания детей до б лет считал развитие органов чувств, речи и представлений об окружающем;

    Предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начатки знаний из всех областей наук. Знания и навыки располагались по принципу последовательного перехода от простого к сложному, от легкого к трудному;

    швейцарский педагог ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827 г.г.) придавал важное значение дошкольному воспитанию,

    Основной задачей воспитания считал формирование нравственного облика ребенка, отвергая нравоучения как средство нравственного воспитания, стремился развить у детей любовь прежде всего к матери, затем к сверстникам и взрослым, воспитать чувство долга, справедливости путем упражнения и нравственных поступков;

    Выдвинул идею соединения производительного труда с обучением;

    Разработал идею элементарного обучения, согласно которой в основе всякого знания лежат основные элементы: форма, число и счет. Первоначальное обучение должно основываться на этих элементах;

    Уделял большое внимание разработке задач, содержания и методов дошкольного воспитания ребенка в семье;

    В умственном воспитании на первое место выдвигал развитие мышления, умственных способностей, упорядочивание представлений;

    Создал "Книгу матерей", где он писал о том, что мать, как основная воспитательница, должна развивать физические силы ребенка с раннего возраста, прививать ему трудовые навыки, вести его к познанию окружающего мира, воспитывать любовь к людям.

    Во второй половине XIX века немецким педагогом ФРИДРИХОМ ФРЕБЕЛЕМ (1782-1852 г.г.) была создана система воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек - маленькое существо, носящее в себе частицу божества. Назначение человека - выявить заложенное в нем божественное начало. Воспитание должно способствовать творческому самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их. Основой воспитания ребенка в детском саду Фребель считал игру, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения. Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть"даров". Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость,

    абстрактность. Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами- строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т.д.

    МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952 г.г.) - итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" изложила свою систему дошкольного воспитания.

    Ее прогрессивные идеи:

    Впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;

    Для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;

    Определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дид.материал, Монтессори вместе с тем требовала вооружения воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей;

    Наряду с основной формой воспитания и обучения детей- самостоятельными занятиями- предлагала применять разработанную форму - индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность

    Создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.

    Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори:

    Строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения;

    Детской творческой игре не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей;

    Исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям;

    Считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной сферой.

    Роберт Оуэн организовал первые дошкольные учреждения для детей рабочих, где воспитывал их в духе коллективизма, прививал им трудовые навыки, учитывая их интересы и используя в работе с ними игры и развлечения как важнейший воспитательный фактор.

    Мы рассмотрели наиболее прогрессивные и известные во всем мире педагогические теории, которые составляют основу дошкольной педагогики

    Термин «педагогика» имеет несколько значений. Буквально от греч. paidagogike - детоводство, детовождение.

    Во-первых, им обозначают педагогическую науку.

    Во-вторых, существует мнение о том, что педагогика - это искусст­во. В этом случае она приравнивается к практической педагогической деятельности, которая носит творческий, индивидуальный характер.

    В-третьих, педагогику часто рассматривают как систему деятельнос­ти педагога, которая проектируется в учебных материалах, пособиях.

    В-четвертых, словом «педагогика» обозначают собственно подход к обучению или воспитанию (педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика).

    В-пятых, педагогика рассматривается как учебная дисциплина, исследующая теоретический и практический аспекты воспитания и обучения человека.

    Понятие о педагогической науке имеет множество толкований. Остановимся на одном из них.

    Педагогические средства, педагогические условия, педагогическое взаимодействие разворачиваются в условиях педагогического процесса. Поэтому педагогический процесс выступает как важнейшая категория педагогики.

    Современная педагогика представляет собой совокупность наук - отраслей педагогики, изучающих педагогический процесс и развитие человека в его условиях с разных позиций. Отдельной отраслью пе­дагогики является возрастная, педагогика, которая изучает развитие человека в разные периоды жизни в условиях педагогического процесса. Следовательно, дошкольная педагогика - это также отрасль педагоги­ческой науки. Как определяются объект и предмет дошкольной педагогики?

    Отрасль знаний может рассматриваться как научная лишь при усло­вии выделения специфического предмета исследования. Рассмотрим особенности определения объекта и предмета дошкольной педагогики. Объект - это область действительности, на которую направлена наука, которую она изучает. В качестве предмета выступает та сторона объ­екта, которая рассматривается в науке. Объект и предмет дошкольной педагогики могут быть сформулированы по-разному в зависимости от исходной позиции. В русле гуманитарной парадигмы педагогического знания в центре науки находится человек, развивающийся под влия­нием определенных педагогических условий. В этом случае в качестве объекта дошкольной педагогики выступает образование как целостный педагогический процесс, в котором взаимодействуют педагог и ребе­нок. Предметом дошкольной педагогики становится развитие ребенка в условиях педагогического процесса.



    Следовательно, дошкольная педагогика - это отрасль педагогиче­ской науки, изучающая развитие ребенка дошкольного возраста в спе­циально организованных педагогических условиях.

    Чем обусловлено становление дошкольной педагогики? Как она появилась?

    Становление дошкольной педагогики обусловлено становлением системы дошкольного образования как социального института. Соот­ветственно, в развитии дошкольной педагогики можно выделить два основных этапа: доинспгитуциональпый и институциональный.

    Что представляет собой доинституциональный период развития дошкольной педагогики?

    Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний - педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми. До зарождения письменности они имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц и поговорок. Особое место занимают колыбельные, потешки, прибаутки как форма материнского воспитания и выражения любви к ребенку, магического заговора на его здоровье. Особенности отношения родителей к детям, ценности воспитания нашли отражение в сказках, мифах и легендах.

    Истоки теоретического осмысления вопросов воспитания детей заложены в трудах античных философов. Исходный вопрос философско - педагогического мировоззрения Платона (ученика Сократа) звучит так: «Можно ли научить добродетели?», отсюда и утверждение, что «воспитание - то, что ведет к добродетели, заставляя человека страстно стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать». Платон считал, что в дошкольном возрасте закладывается основа последующего развития, поэтому до 3 лет детей надо ограждать от страданий, чтобы нрав их был веселым, до 6 лет - доставлять детям как можно больше удовольствий, но при необходимо­сти наказывать. Период ухода, как только ребенок научится говорить, сменяется периодом игр и сказок. Благодаря играм ребенок приобретает разнообразные знания; сказки отбираются так, чтобы формировать у детей благочестие. Целенаправленное обучение начинается с 7 лет. Аристотель и Квинтиллиан полагают, что способность к образова­нию дана человеку от рождения. Дать образование может только тот, кто знает приемы и особенности развития ребенка. Аристотель определяет высшее благо человека как счастье (эвдемония), которое реализуется через «дельность» человека - разумную деятельность. Он выделяет возраст до 7 лет как период, когда ребенок воспитывается дома. Вос­питание должно восполнить то, чего недостает от природы. До 5 лет не должно быть никакого обучения, только игры, движения, строгий контроль зрительных и слуховых впечатлений, ограждение от непри­стойного. Специальным людям - «педономам» - поручается цензура детских сказок. В возрасте от 5 до 7 лет дети должны присутствовать на уроках по предметам, которые им предстоит изучать в дальнейшем, - гимнастика, грамматика, музыка и рисование.

    Все, что приобретает человек в процессе воспитания, должно слу­жить нравственному самосовершенствованию - это один из важнейших педагогических выводов Античности.

    Дальнейшее развитие дошкольной педагогики происходит в русле становления идей необходимости воспитания и развития детей для подготовки к обучению в школе. Становление теории и практики школь­ного обучения поднимает вопрос о подготовленности детей к школе. Возникает проблема, чему и как обучать детей до школы,

    Ян Амос Коменский (1592-1670) наметил единую структуру об­разования. Образование должно начинаться в материнской школе, продолжаться в народной., латинской и в университете. Он разработал содержание образования на каждой из ступеней. В работе «Материнская школа» (1632) Коменский раскрыл соотношение физического и нравст­венного воспитания детей, взаимосвязь умственного воспитания и речи, роль активной деятельности и игр в воспитании ребенка. Рассматривал мать как первого учителя своего ребенка.

    Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) считал, что обучение должно развивать ребенка, то есть быть развивающим, раскрывать присущие природе ребенка духовные и физические силы. Кроме того, воспитание должно быть природосообразным, то есть соответствовать естественному ходу развития ребенка. Основная цель воспитания - воз­буждение ума детей к активной деятельности, развитие познавательных способностей, логического мышления. Исходный момент обучения - чувственное познание окружающего мира. В процессе обучения ребенок осваивает три важнейших элемента: слово, число и форму. Песталоцци считал, что дошкольников необходимо специально готовить к школе в подготовительных классах.

    На протяжении XV-XVIII веков развитие теоретических идей дошкольной педагогики осуществлялось в связи со становлением гума­нистического понимания природы ребенка и описывалось в романах и трактатах. Так, Жан-Жак Руссо (1712-1778) призывал принимать детство как особенный, чрезвычайно значимый период жизни человека: «Люди! Будьте человечны! Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам...» Им создана теория естественного воспитания, в ос­нове которой лежит свободная самостоятельная деятельность детей. Воспитание должно учитывать естественные потребности, возникающие у ребенка, и следовать за ними, учитывать возрастные возможности ребенка (принцип природосообразности). Особую роль в воспитании играют два свойства человека - способность воспринимать мир через ощущения, которые дают представления о предметах, и любовь к себе. До 2 лет наиболее важным является физическое развитие ребенка. С 2 до 12 лет ребенок учится добывать знания сам, из наблюдений за живой природой и собственного опыта (эмпирически). При этом наставник должен создавать ситуации, в которых ребенок захочет получать знания либо делать открытия.

    Произведения Э. Ротердамского, Ф. Рабле, Т. Мора, Ж.-Ж. Руссо и других были результатом гуманистической образованности их авто­ров, плодом просветительской деятельности, а не результатом научных исследований. Их появление повлияло на становление институциональ­ных форм дошкольного образования.

    В чем особенности институционального этапа развития дошкольной педагогики?

    Появление первых дошкольных учреждений было обусловлено не­обходимостью включения женщины в производство. На протяжении XVIII века в Европе открываются учреждения по уходу и присмотру за маленькими детьми. Возникают вопросы: как воспитывать детей, чему можно научить, как подготовить к школе? Постепенно из учреждений ухода и присмотра за детьми они превращаются в место, где осуществ­ляется первоначальное развитие ребенка - появляется необходимость научного педагогического знания о развитии ребенка в условиях педа­гогического процесса дошкольного учреждения.

    Важным событием для развития дошкольной педагогики стало от­крытие в Германии в 1837 году «Учреждения для развития творческого побуждения к деятельности у детей и подростков» Фридриха Фрёбеля (1782-1852) , в 1840 году он дал учреждению название «детский сад». Учреждение просуществовало семь лет и было закрыто из-за недостат­ка средств. Ф. Фрёбелем впервые был разработан целостный, научно обоснованный и методически оснащенный педагогический процесс детского сада.

    В детском саду Ф. Фрёбеля впервые была создана целостная система дошкольного образования, методически разработанная, оснащенная пособиями. Наибольшую известность имеют «дары Фрёбеля» - это дидактический материал, состоящий из шести «даров». Первый «дар» - цветные мячики (цвета радуги и белый) - помогает ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления. Второй «дар» - шар, куб и цилиндр (диаметр шара, высота куба и основание цилин­дра одинаковы) - знакомит с геометрическими телами. Остальные 4 «дара» - куб, деленный на мелкие части (кубики, 4- и 3-гранные призмы), - дают представление о целом и части, знакомят с геометриче­скими формами, способствуют развитию конструирования. Ф. Фрёбель считал «дары» средством всестороннего развития детей - развития вос­приятий, речи и мышления, движений, эстетических чувств, получения первоначальных знаний (особенно математических). Заимствованная у PL Г. Песталоцци идея «даров» окутана Ф. Фрёбелем мистической символикой: через «дары» ребенок подводится к пониманию един­ства и многообразия мира, к его основе - божественному началу.

    Мяч - первая игрушка - выражает покой и движение, способствует познанию ребенком единства всего существующего. Куб - символ единства и многообразия. Последовательность занятий с «дарами» знаменует переход от простого единства (мяч, шар) к более сложному (куб, деленный на части).

    Впоследствии система работы с «дарами» критиковалась в связи с религиозно-мистическим пониманием природы ребенка, некоторой искусственностью «даров Фрёбеля» и ограничением детской свободы. Тем не менее именно идеи Ф. Фрёбеля стали основополагающими для развития дошкольной педагогики в последующие десятилетия.

    Дальнейшее развитие дошкольной педагогики связано, с появлением разнообразных институциональных форм дошкольного образования и различных педагогических концепций. В противоположность «немецко­му методу» Полина Кергомар (1838-1925) разработала «французский метод», создав учреждение «Материнская школа». Авторитариомз^ воспитанию она противопоставляла воспитание, основанное на по­нимании, которое не заглушало бы в детях естественной потребности к самостоятельности. По мере их взросления следует, считала П. Кер­гомар, пояснять детям, почему можно или нужно делать так, а не иначе. «Под влиянием убийственной дисциплины, - писала она, - ребенок растет без индивидуальности». Воспитатель должен удовлетворять разумные потребности детей, проявлять уважение к личности каждого из них. Лучшей формой ознакомления детей с окружающим миром она считала «предметные уроки». Это самые важные уроки, говорила она, так как с ними «связано знакомство с родным языком и развитие всех чувств». Эти уроки должны удовлетворять потребность ребенка самому потрогать, ощупать, попробовать, понюхать; эти уроки, с точки зрения П. Кергомар, должны сменяться и переплетаться между собой. Методика предметного урока требует такого построения, которое вызывало бы у ребенка потребность узнать то, что хочет сообщить ему воспитатель.

    В конце XIX - начале XX века под воздействием социальных ус­ловий, научных достижений в разных областях знаний, прежде всего в естествознании, произошел отказ от концепций жесткого управления воспитанием ребенка, на первый план вышло биологизаторское поло­жение о спонтанном развитии способностей ребенка. Роль педагога заключалась в создании комплекса упражнений и подготовке матери­альной среды для саморазвития и самовоспитания ребенка. Особенно ярко эти идеи проявились в педагогических системах Марии Монтессори (1870-1952) и Овида Декроли (1871-1932) . В концепции Джона Дьюи (1859-1952) на первое место вышло развитие практических умений и навыков детей. В воспитании дошкольников впервые был использован «метод проектов», основанный на самостоятельном познании детьми окружающего мира путем решения проблемных ситуаций, освоения игровых и трудовых навыков, коллективного взаимодействия.

    На зарубежную дошкольную педагогику XX века значительное влияние оказали различные течения в психологии (бихевиоризм, психосоциальная теория Л. Кольберга, Э. Эриксона, гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу)). Полемика была сосредоточена вокруг проблем допустимости формального обучения дошкольников, воспитательного значения и ценности игры, соотношения когнитивных, эмоциональных и социальных целей в развитии ребенка. Современная зарубежная дошкольная педагогика вариативно развивается в русле развивающего, проектного и конструктивистского подходов.

    Как развивалась дошкольная педагогика в России?

    В России в 60-70 годы XIX века дошкольная педагогика начала разви­ваться под значительным влиянием педагогической системы Ф. Фрёбе-ля, которая вскоре была существенно преобразована отечественными педагогами на основе идей К. Д. Ушинского о народности воспитания, его развивающей направленности. В первых детских садах значительное место уделялось развитию речи детей, ознакомлению с устным народным творчеством, использованию народных игр и песен, родиноведению (Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович, Е. И. Конради). Были определены задачи умственного, нравственного, физического развития ребенка.

    Начало XX века характеризовалось преобладанием концепций свободного воспитания детей (К. Н. Вентцель, М. X. Свентицкая, Л. К. Шлегер), реконструкцией метода М. Монтессори (Ю. И. Фаусек).

    В отечественной дошкольной педагогике особое место принадле­жит наследию Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867-1943) , которой были разработаны теория и методика обучения детей родному языку, математике, знакомства с природой. Ведущее место в педагогической теории и практике Е. И. Тихеевой занимала идея использования дет­ской деятельности для развития ребенка, так называемой «игры-тру­да». Была обоснована необходимость собственной активности ребенка в процессе обучения и воспитания через использование экспериментов, элементарных опытов, игр, труда. Е. И. Тихеевой создана одна из первых концепций предметной развивающей среды детского сада.

    В 1920-х - начале 1930-х годов для дошкольной педагогики нашей страны было характерно наличие разнообразных педагогических теорий и систем (М. Монтессори, Ф. Фрёбель, Е. И. Тихеева, использование в детских садах идей О. Декроли и Д. Дыои), их сравнение и анализ эффективности применения. В этот же период появились установки, основанные на марксистско-ленинском учении: о значении воспитания у детей коллективизма, усилении идей трудового воспитания, необходимости коммунистического воспитания в детском саду. К 1936 году в связи с усилением в государстве тоталитаризма произошел отказ от разработки разнообразных педагогических теорий, было запрещено использование зарубежных педагогических систем как противоречащих идеалам коммунистического воспитания детей.

    К концу 30-х годов XX века сложились основные положения совет­ской дошкольной педагогики, которые оставались общепризнанными до середины 80-х годов: о ведущей роли воспитателя в формировании личности ребенка, об идейной направленности дошкольного воспи­тания, о связи воспитания с общественной жизнью и семьей, об учете в педагогическом процессе возрастных психофизиологических осо­бенностей ребенка, о программности и плановости педагогического процесса детского сада.

    Период 40-80-х годов XX века знаменуется фундаментальными исследованиями разных научных направлений дошкольной педагогики: эстетического воспитания и обучения детей родному языку (Е. А. Фле-рина), умственного и сенсорного воспитания детей (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьжов, А. П. Усова), детской игры (Д. Б. Эль-конин, А. П. Усова и др.), обучения (А. П. Усова), художественно-эстетического и музыкального воспитания детей (Н. А. Ветлугина)^. Досконально были изучены вопросы развития и воспитания детей раннего возраста (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Е. И. Радина и др.). В 70-е годы разработана теория амплификации детского развития (А. В. Запорожец) и проведены многие другие исследования, которые являются основой современной дошкольной педагогики.

    Значительные исследования в области дошкольной педагогики про­водились в этот период в Ленинграде (ЛГПИ им. А. И. Герцена): в обла­сти формирования математических представлений у детей (А. М. Леу-шина), формирования систематизированных представлений о явлениях природы (П. Г. Саморукова), формирования у детей системных знаний о социальной действительности (В. И. Логинова), воспитания у де-, тей дружеских отношений и основ гуманности (Т. И. Бабаева) и др.

    Исследования, проведенные во второй половине XX века, сущест­венно обогатили теорию дошкольной педагогики, позволили уточнить содержание образовательной программы детского сада, дали представ­ление о новых методах воспитания и обучения детей (например, методах моделирования, экспериментирования и др.).

    Социальная ситуация в России конца XX века послужила ката­лизатором педагогических инициатив в отечественном образовании. Активный инновационный педагогический поиск, новые ценности об­разования, переосмысление зарубежного опыта привели к смене образо­вательной парадигмы. Совершился переход от авторитарной педагогики и учебно-дисциплинарной образовательной модели к педагогике, цен­трированной на человеке, обращенной к проблемам личности. Термин «личностно-ориентированное образование» был принят и получил как теоретическую, так и практическую поддержку в педагогической науке и дошкольной педагогике в частности.

    Следует отметить, что современная дошкольная педагогика нахо­дится в развитии, ее теоретические концептуальные основы еще окон­чательно не сложились. Конец XX века и начало нового столетия были отмечены появлением ряда серьезных теоретических исследований в области педагогики дошкольного детства (Т. И. Бабаева, С. А. Коз­лова, Р. М. Чумичева, М. В. Крулехт, М. В. Корепанова, Т. В. Фуряева, Е. Н. Герасимова и др.) и широкого спектра прикладных исследований, которые позволяют выявить основные тенденции и проблемы развития отечественной дошкольной педагогики.

    3.2. Теоретические основы дошкольной педагогики

    Тест для педагогов

    «Дошкольная педагогика» (с ключом ответов)

    1. Источником дошкольной педагогики как науки – это …

    а) религия;

    б) экспериментальные исследования;

    в) идеи сообщества жителей района, жилого комплекса;

    г) взгляды разных семей на воспитание;

    д) игры детей.

    2. Дайте определение понятию «дошкольная педагогика».

    а) наука о развитии ребенка дошкольного возраста;

    б) наука об организации целостного педагогического процесса;

    в) раздел педагогики, занимающийся вопросами воспитания ребенка в ДОУ;

    г) раздел педагогики, занимающийся вопросами обучения детей;

    д) раздел педагогики, занимающийся вопросами развития, воспитания и элементарных форм обучения дошкольников.

    3. Сформулируйте основную цель дошкольной педагогики.

    а) воспитать послушного ребенка;

    воздействовать на дошкольников методом внушения;

    в) научно обосновать технологию и методику образовательно – воспитательной работы с дошкольниками различных возрастных групп;

    г) исследование конфликтов;

    д) воспитать у детей желание учиться.

    а) Методы педагогического исследования;

    б) начальное образование;

    в) воспитание, обучение, развитие, социализация;

    г) предметная деятельность;

    д) музыкальное образование.

    5. Дайте определение понятию «образование».

    а) процесс и результат обучения;

    б) учение;

    в) результат обучения;

    г) результат воспитания;

    д) цель воспитания.

    6. Какие виды дошкольных учреждений были в России в XVIII – XIX вв.?

    а) центры наставничества;

    б) народные детские сады для детей бедноты;

    в) экспериментальные школы;

    г) гимназии для одаренных детей;

    д) родильные дома.

    7. Разработкой теоретических основ методики физического воспитания дошкольников в России занимались…

    а) Р.С.Буре, Т.А. Маркова, В.И.Нечаева, Л.А.Пеньевская, Э.К. Суслова, А.В.Запорожец, С.А.Козлова;

    б) В.Г.Алямовская, М.Ю. Кистяковская, В.Т. Кудрявцев, Н.Н.Кожухова, Э.Г. Степаненкова, С.Е. Шукшина;

    в) Н.А.Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Т.Н.Доронова;

    г) Л.А.Венгер, Л.С. Выготский, Л.Я. Гальперин, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков;

    д) Т.Г.Казакова, О.П. Радынова, Н.П. Сакулина, Е.А.Флерина;

    д) Т.Г.Казакова, О.П.Радынова, Н.П. Сакулина, Е.А.Флерина.

    8. Дайте определение понятию умственного воспитания дошкольников.

    а) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

    б) педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования;

    в) процесс философского осмысления жизни;

    г) развитие активной мыслительной деятельности дошкольников, включающие формирование интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей;

    д) организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию их эстетических чувств, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве.

    9. Найдите верное утверждение.

    а) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – задача нравственного воспитания;

    Б) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – метод нравственного воспитания;

    в) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – принцип нравственного воспитания;

    г) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – форма нравственного воспитания;

    д) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – результат нравственного воспитания.

    10. Кто из современных педагогов, на Ваш взгляд, наиболее полно разработал теорию эстетического воспитания дошкольников?

    а) О.С.Ушакова;

    б) М.И.Мищенко;

    в) Л.М. Кларина;

    г) В.А. Сластенин;

    д) Т.С.Комарова.

    11. Кто из педагогов и психологов внес значительный вклад в теорию игры дошкольников?

    а) М.И.Лисина;

    б) Д.Б.Эльконин;

    в) В.А.Сластенин;

    г) Т.С.Комарова;

    д) С.Н.Николаева.

    12. выделите основные направления развития современников дошкольной педагогике.

    а) разработка проблем содержания воспитания дошкольников в условиях ДОУ;

    в) строительство саун и бассейнов при ДОУ;

    г) открытие детских клубов при ДОУ;

    д) разработка методики эффективной подготовки детей к школе.

    13. Определите значение создания современной «Концепции дошкольного образования» (1989).

    а) раскрыта сущность учебно – дисциплинарной модели образования;

    б) определена личностно – ориентированная модель построения педагогической работы с детьми;

    б) раскрыты направления работы с семьей дошкольников;

    г) говориться о финансировании ДОУ;

    д) раскрыты особенности «трудных детей».

    14 Какие уровни управления дошкольным образованием существуют на современном этапе?

    а) федеральный;

    б) домашний;

    в) семейный;

    г) административный;

    д) через социум.

    15. Можно ли в современных условиях развития общества достичь цели воспитания – всестороннего и гармонического развития личности детей дошкольного возраста?

    а) она является тем идеалом, к которому должно стремиться любое государство;

    б) нельзя;

    в) вполне можно;

    г) зачем это для воспитания дошкольников;

    д) для этого нет объективных условий.

    16. Следует ли до сих пор руководствоваться Конвенцией о правах ребенка при организации целостного педагогического процесса в ДОУ?

    а) она не связана с педагогическим процессом;

    б) нет необходимости;

    в) Конвенция обеспечивает правовую защиту детей во время организации педагогического процесса;

    г) иногда;

    д) она не направлена на содержание образования.

    17. Уточните компоненты воспитательного процесса в ДОУ.

    а) цель воспитания и развития детей;

    б) двусторонний процесс;

    в) результат воспитания;

    г) работа с кадрами;

    д) работа с родителями.

    18.Выберите требование к плану работы воспитателя с группой детей.

    а) план должен быть согласован с планами специалистов ДОУ.

    б) отвечать пожеланиям родителей;

    В) наличие волевого усилия;

    г) переход на предметное обучение;

    д) создание условий для дневного сна.

    19. Выделите из предложенных факторы, направленные на охрану и укрепление здоровья детей в ДОУ.

    а) дозированные движения;

    б) двигательная активность;

    в) наличие проблемных ситуаций;

    г) сокращение времени сна за счет занятий;

    д) экскурсии в музеи.

    20. Какие принципы и требования должен отражать режим жизни детей в ДОУ?

    а) учет возрастных возможностей детей;

    б) предусматривать интересы детей;

    в) развивать творчество детей;

    г) наследственность;

    д) социальное развитие.

    21. Наиболее эффективный вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей – это деятельность…

    а) трудовая;

    б) правовая;

    в) игровая)

    г) клубная;

    д) семейная.

    22 Что является формой обучения детей в ДОУ?

    а) консультации для родителей;

    б) путешествие среди предметной среды;

    в) режим;

    г) занятие;

    д) педсовет.

    23. Что входит в структуру дидактической игры с детьми?

    а) дидактическая задача;

    б) сотрудничество детей;

    в) присутствие на занятии родителей;

    г) связь с социумом;

    д) работа с бумагой.

    24. На что следует обратить внимание воспитателям при организации процесса нравственного воспитания дошкольников в ДОУ?

    а) на взаимоотношения детей в коллективе сверстников;

    б) на отношение детей к наказаниям;

    в) на капризы ребенка;

    г) на заботу родителей о ребенке;

    д) на планы работы педагога – психолога ДОУ.

    25. На что направлена продуктивная деятельность дошкольников?

    а) на формирование сознания;

    б) на воспитание познавательной активности;

    в) на развитие речи детей;

    г) на моделирование предметов окружающего мира;

    д) на связь с семьей.

    26. Выберите из предложенных нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей.

    а) вечера вопросов и ответов;

    б) выставки детских работ;

    в) индивидуальные консультации;

    г) наблюдения;

    д) анкетирование.

    27. Существует ли специфика работы ДОУ с разными типами семей и какая?

    а) индивидуальная работа с семьями «риска»;

    б) нет такой специфики;

    в) существует и зависит от установок воспитания и уровня педагогической компетенции родителей;

    г) работа с семьями родителей – инвалидов;

    д) работа с многодетными семьями.

    28. Какие показатели наиболее важны в оценке эффективности работы с родителями дошкольников?

    а) появление у родителей интереса к содержанию индивидуальных занятий с детьми;

    б) интерес к качеству пищи для детей;

    в) интерес к планированию работы ДОУ;

    г) согласование целей, задач и методов воспитания и обучения детей в семье и ДОУ;

    д) изучение творческих работ детей.

    29. О чем должен знать воспитатель для определения готовности дошкольников к школе?

    а) о физическом, психическом и социальном развитии ребенка;

    б) об условиях проживания в семье;

    в) о той школе, куда собирается идти учиться ребенок;

    г) о наследственности ребенка;

    д) о трудовой деятельности родителей.

    30. какой документ определяет цели, задачи и содержание преемственности дошкольного и начального образования.

    а) закон «Об образовании»;

    б) Конституция РФ;

    в) Типовое положение о ДОУ;

    г) Концепция дошкольного воспитания;

    д)Концепция содержания непрерывного дошкольного и начального школьного образования.

    Дошкольная педагогика как наука носит теоретический и прикладной характер:

    Предметом в дошкольной педагогике является процесс воспитания и всё, что с ним связано - закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения.

    Основные категории дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика имеет свой понятийный аппарат, которым она оперирует. Основными категориями в дошкольной педагогической науке являются: воспитание, развитие, формирование, обучение.

    Воспитание - целенаправленный, систематический, организованный процесс формирования личности ребенка.

    Развитие - это процесс количественных и качественных изменений, которые происходят с возрастом и осуществляются под руководством взрослого.

    Обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, навыков, умений во взаимодействии педагога и учащегося.

    Формирование - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом.

    На современном этапе кроме основных категорий дошкольной педагогики, по мнению ряда ученых в частности Козловой, Куликовой, Бабуновой, Реан, Бордовской и др. введена: Субкультура детства - категория, которая характеризует особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностных ориентациях, которая проявляется в вопросах, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора.

    Отрасли современной педагогики

    Основными отраслями педагогики можно назвать следующие науки.

    1. Общая педагогика исследует общие закономерности воспитания, обучения и образования. Формулирует основные принципы и категории, которые используются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания, дидактика, теория организации и управления образовательными системами.

    2. История педагогики изучает развитие педагогической мысли в различные исторические эпохи.

    3. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.

    4. Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на разных возрастных этапах.

    5. Дошкольная педагогика определяется как наука о воспитании, развитии и формировании личности ребенка от рождения до поступления в школу.

    6. Специальная педагогика (дефектология) разрабатывает основы, методы, формы и средства воспитания и обучения индивида, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Имеет ряд отраслей: сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию.

    7. Методики преподавания обучение конкретным дисциплинам (языку, математике, химии, истории и т.д.).

    8. Профессиональная педагогика изучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека (военная, инженерная, производственная, медицинская и другие виды педагогики).

    9. Социальная педагогика ведет теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых (клубы, секции, студии и пр.).

    10. Исправительно-трудовая педагогика изучает теорию и практику перевоспитания лиц, находящихся в заключении.

    11. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной работы педагогов с ослабленными и больными школьниками. Взаимодействует с медициной.

    Надежда Прудникова
    Дошкольная педагогика как наука

    Подходы к определению дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева).

    Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе).

    Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова).

    Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.

    Признаки дошкольной педагогики как науки.

    Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.

    Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.

    Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.

    Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.

    В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

    В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г.». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд).

    В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.

    Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

    Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.

    Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.

    Методологическая платформа как наука.

    Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.

    Основные признаки методологической культуры педагога:

    1. Познание различные понятий образования;

    2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;

    3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;

    4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;

    5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.

    Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:

    1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели);

    2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества);

    3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения);

    4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.

    Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.

    Теоретико-методологическая основа ООП ДО:

    1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;

    2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.

    3. Личностный подход – опора

    Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).

    1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;

    2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;

    3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров);

    4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.

    Деятельностный подход – это психологический подход.

    Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:

    1. Физическая культура – двигательной деятельности;

    2. Социализация – игровая деятельность;

    3. Труд – трудовая деятельность;

    4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;

    5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;

    6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;

    7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;

    8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.

    Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.

    Методы дошкольной педагогики:

    1. Методы изучения педагогического опыта;

    2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.

    Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.

    Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!