Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста. Устное народное творчество как эффективный инструмент воспитания детей

Роль устного народного творчества в воспитании детей

дошкольного возраста

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»- частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

Фольклор делят на малые жанры и большие жанры.

Малые жанры

1) Колыбельные песни- Колыбельные песни в народе зовут байками.

2) Потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».

3) Прибаутки . Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Детский фольклор - своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.

4) Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

Крупные жанры

1) БЫЛИНЫ. Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

2) СКАЗКИ . Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку.

Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка.

Приобщение дошкольников к устному народному творчеству должно решать следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2.С помощью живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.


Введение.

Глава I. Теоретические основы устного народного творчества как средства воспитания детей дошкольного возраста.

1.1.Психолого-педагогические основы устного народного творчества в отечественной и зарубежной науке.

1.2. Воспитательная ценность малых форм устного народного творчества и русских народных сказок.

Выводы по I главе.

Глава II Устное народное творчество, как средство воспитания детей дошкольного возраста.

2.1.Устное народное творчество как средство воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

2.2.Воспитание детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества (из опыта работы детского сада «Березка» п. Сеченово).

Выводы по II главе.

Заключение.

Литература.

Введение.

Проблемой возможности использования средств устного народного творчества в воспитании детей занимались многие ученые и педагоги. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, А.П. Усова и др.

По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через устное народное творчество.

Народное творчество является одним из эффективнейших инструментов в воспитании детей. Практически с рождения ребенок слышит от мамы потешки, колыбельные, сказки, пословицы, поговорки и др. Загадки, сказки, обогащают эмоции, развивают воображение, а также являются отличным образцом русского языка. Богатые по содержанию и форме, эти народные произведения позволяют показать детям на примерах некоторые нравственные ценности. Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития. Небылицы – перевертыши, их установка создать комические ситуации путем нарочитого смешения, реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Прибаутки, выполняют познавательную роль, ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Также нельзя не сказать о таком жанре, как сказки. Они в большинстве случаев наиболее интересны для малышей дошкольного возраста. Также этот жанр является самым доступным, так как простота и непосредственность изложения очень близки к психологии ребенка. На примере многих персонажей можно доступно объяснить такие понятия, как "добро", "зло", "жадность", "смелость" и т. п. Сказка вводит детей в воображаемые обстоятельства, заставляя переживать вместе с героем широкий спектр чувств. Став на сторону положительного персонажа, дошкольник решает все поставленные задачи вместе с ним. Это увеличивает творческую активность и позволяет делать выводы, недоступные в других обстоятельствах.

Знакомство с обычаями и традициями русских народных праздников.

Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Роль народного творчества в воспитании ребёнка дошкольного возраста»

Соломина Татьяна Игоревна, МБДОУ Краснозоренский детский сад, воспитатель п. Красная Заря.

Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.

Важным средством нравственно-эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа. Приобщаются к его культуре. Ценность народного искусства определяется тем, что оно воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности. И это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития. И каждый ребёнок получает от общения с ним удовлетворение и эмоциональный заряд. Отрадно, что за последние годы значительно усилился интерес к этому виду искусства. Неисчерпаемы его воспитательные возможности. В процессе знакомства с народным искусством. Кроме решения эстетических задач, таких как развитие умения видеть красоту, создавать и беречь её, проявлять творческую активность. Важно развивать и психологические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и для общего развития детей (память, мышление, воображение, познавательную и эмоционально -волевую сферы), а также решать задачи нравственно-патриотического воспитания: уважение к своему народу. К труду народных мастеров. Любовь к своему краю, Родине, Отчизне. Наша задача – зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, помочь нам, взрослым, воспитать патриотов. А ведь именно сейчас. Когда подвергается глумлению и извращению всё народное, чистое, доброе. Ознакомление с народным творчеством, народными промыслами – дело чести любого здравомыслящего гражданина страны. Ведь именно сейчас людям. А особенно детям. Нужна информация об её истории. Её богатой духовной жизни. О народных традициях и быте, ремёслах. Каждый стремится познать окружающий мир. А знакомство с ним начинается с самого близкого – со своего дома, улицы. Нам, прежде всего, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по- настоящему глубоко любить свою Родину. Надо знать не только настоящее, но и прошлое. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало и что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Как одевались? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Нам нужно стремиться к тому, чтобы привить любовь и уважение к предметам народного творчества. Наш детский сад знакомит детей с календарно-земледельческими праздниками, связанными с проводами зимы, перелётом птиц и таянием снега, расцветов земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба. В своих утренниках, праздниках и развлечениях мы используем обрядовые песни, танцы, хороводы, заклички и т. д.,. Создали мини-музей «Изба» с экспонатами народного быта: сундук, самовар, утварь, лавки, русская печь, плетёные корзины, вышитые полотенца и т.п. Для праздников подбираем народные костюмы, в чём активно помогает районный дом культуры. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых и детей общими переживаниями, ожиданиями, играми- забавами. Радостная атмосфера детских праздников и развлечений создаёт благоприятный климат. Способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовлетворения и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы и потребности. Такие праздники являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству. Человек во все времена старался украсить свой быт. Любое ремесло. Дойдя до вершины, становится искусством. Так вот и возникли народные промыслы. Славилась земля наша русская своими мастерами и умельцами. « Не то дорого, что красного золота, а то, что народного мастерства» - гласит народная пословица. С помощью родителей организовываются выставки рушников, половиков, накидушек. Дети, не видя это в повседневном обиходе, неподдельно радуются, рассматривают, затем отражают увиденное в рисунках и играх. Перед уходом в школу наши воспитанники имеют представление о ремёслах народных мастеров земли русской, уважение к народным промыслам, фольклору, используют элементы ручного труда. Родители отдали в наш музей прялки, кудель, убранство кровати, предметы быта, вышитые образцы одежды. Яркие впечатления на детей всегда производит народная игрушка, дымковская, филимоновская, ливенская, или яркие иллюстрации, фотографии с крупными изображениями подлинных игрушек. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Дети лепят по подобию, радуются полученному результату. Навыки, полученные детьми в процессе занятий, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу и по оформлению. Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам таких художников, как И. Билибин и Ю. Васнеснецов, творчество которых основано на национальных традициях. Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей – дело важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став взрослым, они всегда будут стремиться к красоте. Помогая детям овладевать некоторыми навыками и приёмами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия. А также уметь рисовать узоры по мотивам росписей. Проводим мастер-классы, круглые столы, приглашаем учителей рисования и черчения Краснозоренской СОШ. В процессе обучения детей декоративному рисованию, лепке, аппликации используем следующие приёмы: - создание игровой ситуации в начале образовательной деятельности и во время проведения анализа детских работ; - сравнение элементов узора и различных вариантов композиций; - использование очерчивающего жеста (для выделения элементов. Определения их расположения и последовательности выполнения узора); - показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора; - сочетание различных видов изобразительной деятельности (лепка с последующей росписью). Умение видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, колорита и композиции, замечать. Как мастер. Не выходя за пределы традиций промысла. Создаёт каждый раз новое, неповторимое произведение. Поможет детям самостоятельно выбирать сочетания элементов и композицию в зависимости от назначения и формы предмета, который они украшают. С детьми старшего дошкольного возраста проводим занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, по готовому эскизу предлагаем нарисовать эскиз ткани для платья Снежной королевы, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи. Сделать занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством интереснее, разнообразнее помогает использование музыки. Элементы театрализованной деятельности. Ведь от того, настолько мы будем эмоциональны. Как организуем эту работу, во многом зависит, сможем ли мы воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев. Ребёнок узнаёт, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов. В старшей и подготовительной группе у детей, под влиянием обучения, появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, с которыми их знакомили. Знания, полученные детьми, расширяют возможности самостоятельной деятельности. Чем больше у детей впечатлений, тем интереснее и разнообразнее становятся их замыслы, а наличие умений ведёт к тому. Что ребята довольно легко берутся за их воплощение.

Дети знакомятся с нашим национальным богатством, устным народным творчеством, сами сочиняют сказки, драматизируют их. Помогает богатый фольклорный материал – это сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные игры, считалки. Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина также считали, что фольклор даёт прекрасные образцы русского языка, подражая которым. Ребёнок успешно учится родному языку. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения часто сопровождаются весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший игровой фольклор. Народные игры образны, поэтому привлекают детей дошкольного возраста. Фольклорные произведения доставляют ребёнку радость, активизируют мышление, речь, память, воображение. Разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребёнка. Влияние фольклора на творческое развитие, несомненно, велико. И наш опыт показывает, что такая деятельность с использованием элементов ручного труда, фольклора открывает перед детьми большие возможности для развития инициативы. Будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль. Использование изделий народных промыслов, фольклора обогащают наш досуг, способствуют созданию доброжелательной атмосферы в группе. Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, небылички, подговорки, басенки. Народное поэтическое слово, предназначенное детям, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.


Конференция: Современные педагогические технологии

Организация: МАДОУ д/с №8

Населенный пункт: Пермская область, г. Кунгур

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя - помочь малышам в этом. Е.Н. Водовозова квалифицировала использование устного народного творчества, как наиболее интересный для всех участников педагогического процесса способ организации речевых занятий с детьми.

Для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности .

Создавшийся веками поэтический материал малых фольклорных форм в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно преображают её, и в результате поэтизация обычных предметов и явлений подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное, обогащает речь ребёнка.

Воспитательная возможность народной культуры, как верно отмечает А.А. Данилов, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. Обращение к огромному и богатому миру русской культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающее влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком.

Особую роль в нравственном воспитании ребенка играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.

Одной из задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.

Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла, насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма.

Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

В круг детского чтения входит русский фольклор, а также фольклор народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе. Сравнение фольклорных произведений разных народов дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывает глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа, которая определяется наличием общих переживаний, стремлений, единых нравственных позиций.

Волков Г.Н. отмечает познавательную роль фольклора: «Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи».

Слушание произведений народного творчества дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Так, на примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колоб) и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа, пояснить понятия «амбар», «сусек», «пряжить». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор. С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, а именно с языком (можно продемонстрировать, что языки, как и их носители, т.е. народы, могут быть похожими, родственными, а могут и отличаться друг от друга).

В фольклоре отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться. Хоровод – одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Таким образом, экологическое воспитание , воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику.

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей , но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи». Кроме этого он отмечал, что «сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с темп из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки».

Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К.Д. Ушинского «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь.

Список литературы.

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400c.
  2. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.
  3. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.16-20.
  4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С.18-28.
  5. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №11.
  6. Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. - №9. – С.11 - 18.
  7. Пидручная С. Сказки - за безопасность детей // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С.124-127.
  8. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – С.24-28.
  9. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников/Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995. - 184 с.
  10. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 1988. - №5, С. 13-17

Роль устного народного творчества в воспитании детей.

Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народнойпотешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя - помочь малышам в этом.

Для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности

Создавшийся веками поэтический материал малых фольклорных форм в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно преображают её, и в результате поэтизация обычных предметов и явлений подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное, обогащает речь ребёнка.

Воспитательная возможность народной культуры, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. Обращение к огромному и богатому миру русской культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающее влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком

Особую роль играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах

Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью

В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.

Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла, насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма.

Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей

В круг детского чтения входит русский фольклор, а также фольклор народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе

Сравнение фольклорных произведений разных народов дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывает глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа, которая определяется наличием общих переживаний, стремлений, единых нравственных позиций

Волков Г.Н. отмечает познавательную роль фольклора: «Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи

Слушание произведений народного творчества дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Так, на примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колоб) и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа, пояснить понятия «амбар», «сусек», «пряжить». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор. С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, а именно с языком (можно продемонстрировать, что языки, как и их носители, т.е. народы, могут быть похожими, родственными, а могут и отличаться друг от друга).

В фольклоре отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться. Хоровод – одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Таким образом, экологическое воспитание, воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи». Кроме этого он отмечал, что «сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с темп из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки»

Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К.Д. Ушинского «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!