Мудрость библии о детях и родителях. Православное воспитание детей

(о допустимости наказания )

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч 13:25)

«Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Притч 23:13-14)

Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей (Притч. 29:17)

Есть у тебя сыновья? учи их и с юности нагибай шею их.(Сирах.7:25)

Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им.(Сирах.30:1)

Поблажающий сыну будет перевязывать раны его, и при всяком крике его будет тревожиться сердце его.
Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким.
Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя.
Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими.
Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его.
Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его.(Сирах.30:7-13)

свт.Тихон Задонский :

Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать, и так бесстрашно и своевольно им попускают жить, а другие безмерную строгость употребляют, и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. И те и другие погрешают. Ибо везде излишество порочно, строгость и милость безрассудная во всяком чине осуждается . Одна в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных, а другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде умеренность и средний путь похваляется. Потому родителям благочестивым среднего пути держаться должно.

Детей неисправных должно наказывать родителям. Так слово Божие повелевает им: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Притч 23:13-14). Видим, что Сам Бог любит чад Своих, но из любви их наказывает, «ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6). Так и плотским родителям должно следовать Богу и детей своих из любви наказывать. Слепая же есть та любовь отчая, которая оставляет детей неисправных без наказания , как истинная и мудрая есть та любовь, которая своевольство их смиряет наказанием. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч 13:25; еще см. об этом Притч 29:17; Сир 7:25; 30:1-13).

Не должно в наказании безмерной строгости употреблять, как апостол повелевает: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол 3:21) , но средним путем поступать, как выше сказано

свщмч. Владимир (Богоявленский):

За что нужно наказывать детей?
Как нужно наказывать?
И почему следует наказывать?
За что нужно наказывать?

Может быть, кто-либо из вас, слушатели, подумает сейчас: какой странный вопрос! За что же другое можно наказывать, как не за дурное? Прекрасно. Наказанию должно быть подвергаемо все дурное; но что же такое это дурное? Не все, что вы, может быть, разумеете под этим словом. Дурно только то, что греховно перед Богом, а отсюда вытекает следующий ответ на поставленный вопрос: наказывать следует только за то, что составляет грех перед Богом. Вдумайтесь, слушатели, в это основание и поглубже напечатлейте его в вашей памяти, чтобы сообразить с ним ваши действия. Дитя тогда только заслуживает наказания, когда оно сознательно и самовольно нарушило закон Божий, когда оно с сознанием и по своей собственной воле сделало что-либо запрещенное заповедью Божией или церковью.

Следовательно, дети никогда не должны быть наказываемы за совершение чего-нибудь доброго. Но кто же это сделает, спросите вы? Конечно, естественно желать, чтобы этого никогда не было, естественно и сомневаться в возможности такового наказания. Однако на деле, к сожалению, это бывает нередко. Здесь, например, дитя строго наказывается и даже подвергается побоям за то, что оно оказало услугу соседке, принесло ей что-либо по ее просьбе из лавки, или же за то, что посетило больное дитя соседа, с которым отец и мать живут во вражде. Там дитя навлекает на себя наказание тем, что не сумело солгать и сказало правду, чем поставило родителей в неловкое или затруднительное положение. В другом месте девочку наказывают за то, что она из любви к порядку и чистоте не хочет надеть худую, изорванную одежду или есть нечистой ложкой из немытой, запачканной тарелки. Далее: не случается ли детям подвергаться брани со стороны неблагоразумных и жестокосердных родителей за то, что они поделились чем-нибудь с бедными, оказали какую-нибудь услугу другому, не отомстили за понесенное оскорбление или за то, что обнаружили особенную скромность или застенчивость?

Точно так же дети не должны быть наказываемы за несовершенства и недостатки, которые они имеют от природы, за проступки, в которые они были вовлечены каким-нибудь несчастным случаем. Равным образом не должны они быть строго наказываемы за такие шалости и проступки, которые зависят более от юношеского легкомыслия и природной ветрености, чем обнаруживают в них злую волю. Поистине несправедливо и жестоко, например, наказывать ученика, малоспособного от природы, но трудолюбивого и прилежного, за то, что он не так скоро и не так хорошо приготовляет уроки и исполняет свои работы, как другие, более даровитые, дети. Еще более было бы грубым варварством, до дикости странным, обходиться сурово и наносить побои детям слабым, больным и увечным по причине этих только природных недостатков, в которых они нисколько не виноваты. На дурные привычки детей при вкушении пищи, сидении, походке и т. п., а также на отступление от правил приличия и нарушения так называемого хорошего тона, хотя и должно обращать внимание и исправлять их, но наказывать за них так же строго, как за явные грехи и пороки, например, за ложь, обман, клевету и кражу и т. п., было бы совершенно несправедливо и неблагоразумно. И однако, как часто случается это в наших так называемых образованных классах! Равным образом в великое заблуждение впадают родители, когда строгость наказания измеряют тем вредом или убытком, который нанесло дитя своим проступком. Если, например, дитя по неосторожности или по детской рассеянности разобьет окно, стакан, тарелку и т. п., то многие родители из скупости за этот проступок наказывают гораздо строже, чем за совершение какого-нибудь тяжкого греха, например, за кражу, за ложную божбу и т. п. Как это ни странно, а между тем бывает сказанное очень и очень нередко.

Показавши, за что следует и за что не следует наказывать детей, посмотрим теперь, как должно наказывать. Под этим «как» мы разумеем двоякое: во-первых, различные виды наказаний или средства, которые могут быть применяемы к детям, а во-вторых, род и способ, когда и как тот или другой из видов наказания может и должен быть применяем к делу.

Из видов и средств наказания прежде всего укажем на наказания телесные, которые издревле являются и самыми распространенными, и наиболее действенными, и особенно чувствительными. Об этом средстве и его благотворном влиянии, когда употребляется оно надлежащим образом и в добрых намерениях, говорится в самом Священном Писании устами мудрого Соломона: Язвы и обличения дают мудростъ: отрок же заблуждаяй срамляет родители своя (Притч. 29, 15). Об этом же говорит он и в другом месте: любяй сына своего участит ему раны, да возвеселится в последняя своя, наказуяй сына своего насладится о нем, и посреде знаемых о нем похвалится (Сир. 30, 1 — 2). Но телесные наказания — отнюдь не единственное средство наказания, как думают иногда некоторые родители и воспитатели, которые за все проступки детей наказывают одними побоями. Например, есть еще много средств к наказанию. Между таковыми укажем еще на временное лишение обеда или завтрака, заключение в отдельную комнату (карцер), лишение удовольствия и игр, стояние на коленях, внушение или выговор и угроза.

Но когда и как те или другие из поименованных видов наказания должны быть применяемы к делу? Телесное наказание есть как первое, так и последнее, т. е. самое строгое и чувствительное средство наказания, и потому должно быть употребляемо как можно реже и только при самых серьезных и важных проступках дитяти и притом тогда только, когда все другие средства оказались бесплодными. Но если оно употреблено, то оно должно быть таково, чтобы дитя почувствовало его и надолго запомнило. Главнейшее и необходимое условие для допущения этого средства — это его редкое и, так сказать, вынужденное употребление, ибо от частых телесных наказаний дети делаются, как справедливо замечено, жестокосердными.

В каких же теперь случаях должны быть употреблены телесные наказания? На этот вопрос дает нам правильынй ответ Священное Писание, когда оно говорит: безумие висит на сердце юного; жезл же и наказание далече отгонит от него. Отсюда следует, что телесные наказания должно употреблять в тех случаях, когда проступки дитяти проистекают из упорства и злой воли, когда оно от греха и страсти теряет рассудок. Поэтому такого наказания заслуживает только то дитя, которое, допустив ложь, не хочет сознаться в своем проступке и упорно отвергает его, которое и после неоднократных и строгих внушений не оставляет предосудительного поведения, обманывает, крадет, не слушается своих родителей и употребляет по отношению к ним бранные слова или поднимает на них руку, дерзко восстает против их распоряжений и наказаний, топает ногами, сердито отталкивает предлагаемые ему вещи, жестоко поступает с более слабыми детьми или бедными животными и т. п.

В таких и только таких случаях допускайте телесное наказание. Тяжелое и нежелательное это средство. Но если до него дошло дело, то обдумайте, и долго, всесторонне обдумайте поступок, вызывающий его, ибо оно — средство крайнее, последнее и даже опасное; да и кроме него есть немало иных более мягких и не менее действенных наказаний. Например, весьма чувствительное средство есть временное лишение пищи. Лишение обеда, завтрака, отход ко сну с пустым желудком — особенно полезны против упрямства и лености.

В отношении к неуживчивым, наклонным к ссорам и мстительным детям приносило всегда добрые плоды отлучение от товарищей и заключение в отдельную комнату. Наказания, действующие на чувство стыда, следует употреблять с большой осторожностью и только в редких случаях, чтобы не притупить или совсем не убить в детях чувства чести и достоинства. Для благовоспитанных детей достаточно чувствительным наказанием бывает уже то одно, если родители по совершении ими проступка долгое время обходятся с ними холодно, не говорят с ними, показывают им серьезное выражение лица и т. п. Выговоры и внушения должны быть прежде всего кратки, точны и чужды многословия. Длинные рацеи и внушения делают детей глухими и малочувствительными.

Об употреблении угроз, наконец, следует заметить, что они в известных случаях должны быть и действительно приводимы в исполнение. Поэтому нерезонно и неблагоразумно — грозить таким наказанием, которое не может быть приведено в исполнение, потому что через это родители теряют доверие в глазах детей своих.

Наконец, ответим, почему и для чего следует наказывать детей.
Главным основанием наказания должна быть любовь, а единственной целью его — исправление дитяти. Отсюда следует, что наказание должно быть отеческим и никогда не должно переходить в жестокость; особенно оно не должно совершаться во гневе, ибо гнев человека, по выражению слова Божия, правды Божией не соделывает (Иак. 1, 20). Всегда нужно давать детям замечать, что вы неохотно прибегаете к наказанию, что вам больно браться за тело ребенка, и если беретесь, то потому, что вас вынуждает к тому родительская любовь, желающая их исправления. Раздраженный наказывает, чтобы отомстить, но христианские родители должны наказывать не из мести за причиненное им оскорбление, а потому что дитя совершило грех, оскорбило Бога и подвергло бы себя временной и вечной погибели, если бы не принимать никаких мер к его исправлению. Если ребенок рассердит тебя каким-нибудь проступком, отложи наказание, пока остынет первый гнев, но при этом ты не должен забывать пословицу, что отложенное не есть отмененное.

Я сказал, что наказание должно быть отеческим, а потому не должно переходить в жестокость и тиранство, а это нередко случается, когда приступают к наказанию в пылу гнева. Вот почему ты не должен браться за первую попавшуюся тебе палку и наносить ею удары, ибо это легко может иметь дурные последствия и есть варварская жестокость. Так как наказание всегда должно происходить из любви и иметь целью исправление наказываемого, то не следует другим позволять осмеивать наказываемого, ибо это увеличивает скорбь его и вредит цели наказания. Равным образом неправильно и неблагоразумно поступают родители, когда, наказав дитя, тотчас же начинают ласкать его, дают ему понять, что они жалеют и как бы раскаиваются в том, что подвергли его наказанию. Напротив, наказанному ребенку тогда только следует оказать ласку, когда он обнаружит раскаяние в своем проступке и искреннее желание исправиться.

Я дал вам, таким образом, ответ на вопросы: за что следует наказывать, как наказывать и почему? Делайте же, христианские родители, употребление из вашего права наказывать детей ваших по тем основаниям, которые вы сейчас слышали. Не наказывайте ваших детей ни за что, кроме того, что заслуживает наказания в очах Бога, что есть грех пред Ним. И наоборот, никогда не оставляйте дитяти без наказания, когда оно сознательно и непринужденно нарушает заповедь Божию. Но руководитесь при наказании ваших детей всегда только любовью, никогда не забывайте, что единственной целью наказания должно быть их исправление. Не бойтесь, что вы в случае строгого воспитания детей ваших, соединенного с нередкими наказаниями, охладите их и потеряете будто бы их любовь к вам. Нет, опыт учит совершенно противному. Ваши дети впоследствии будут вам благодарны за то, что вы строго их держали и добрым воспитанием положили прочное основание к их временному и вечному благу и спасению.

(Наказание как воспитательное средство)

6. Битье – это на самом деле нарушение библейских заповедей

Не ссылайтесь на Библию, оправдывая свой метод воспитания шлепками. Некоторые последователи иудейско-христианской традиции, ищущие в Библии истины, которые помогли бы им воспитывать достойных детей, ошибочно полагают, будто Бог призывает их бить детей. Фразу «Пожалеешь розгу и испортишь ребенка» (которая не обнаружена в Библии) они понимают буквально и опасаются, что если не будут бить детей, то тем самым введут себя во грех утраты власти над детьми. За годы нашей педиатрической практики мы убедились в том, что все они преданные родители, любящие Бога, любящие своих детей, однако заблуждающиеся насчет розги.

Розги и что за ними в действительности стоит. Ниже приводятся те самые библейские стихи, которые и породили величайшее недоразумение.

«Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него». (Прит. 22:15)

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». (Прит. 13:24)

«Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет; // Ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней». (Прит. 23:13–14)

«Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери». (Прит. 29:15)

На первый взгляд, в приведенных стихах, кажется, отстаивается польза битья детей. Однако следует учесть иное толкование этих поучений. Слово «розга» (shebet) означает разные вещи в разных частях Библии. В словаре иврита оно объясняется как палка (указка), используемая для наказания, но также и для письма, боевых действий, направляющих действий, ходьбы и прочего. Да, «розгой» можно пользоваться для нанесения ударов, однако ею погоняют и слабых овец и ягнят. Пастухи не используют «розгу» для того, чтобы бить своих овец, – дети же, несомненно, превосходят ценностью овец. Согласно пастуху и автору книги «Пастушеский взгляд на Псалом 23», пастушеская «розга» (жезл) традиционно шла в дело, когда отгоняли жертву , а посохом мягко направляли овец на верную дорогу, что отражено в словах: «Твой жезл и твой посох – они успокаивают меня» (Псалом 23:4). Еврейские семьи, которые мы опрашивали, те семьи, где точно соблюдаются библейские наставления относительно приемлемой пищи и уклада жизни, не прибегают к «исправлению розгой» поведения детей, потому что не принимают буквального толкования текста.

«Книга Притчей Соломоновых» – это поэтическая книга. Логично заключить, что ее автор обратился к хорошо известному орудию для создания образа власти. Мы думаем, что именно в таком смысле «розга» упоминается в Псалмах: родители, управляйте своими детьми. Если вы перечитаете стихи о «розге», держа в уме представление о родительской указующей власти вместо представления о битье и шлепках, вы увидите уместность этого слова. Слово «розга» в каждом примере.

Хотя христиане и иудеи считают, что Библия есть священное Божие слово, это также исторический текст, который на разные лады толковался на протяжении долгих веков, иногда толковался ради подкрепления идей своего времени. Приведенные стихи о «розге» нагружаются смыслом, связанным с телесными наказаниями, что отвечает средневековой мысли. В других частях Библии, особенно в Новом Завете, присутствует мысль о том, что уважение, ответственность и мягкость должны главенствовать в отношении к детям у верующих людей.

В Новом Завете Христос предлагает вместо традиционного закона справедливости, выраженного формулой «око за око», иной закон: «Ударят по одной щеке – подставь другую». Христос проповедует кротость, любовь, согласие и, кажется, выступает противником всякого сурового обращения с использованием розги, как свидетельствует Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (4:12): «Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам или с любовью и духом кротости?» Апостол Павел далее поучает отцов: важно не возбуждать ярость детей (к чему обычно и ведут шлепки): «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших» (Еф. 6:4); «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:21).

Нигде, как мы считаем, в Библии не говорится, что вы должны бить вашего ребенка, а иначе вам не стать хорошими родителями.

ОБОЙДИТЕСЬ БЕЗ РОЗГИ!

Есть родители, которым не следует прибегать к шлепкам, и дети, которых не следует шлепать. Поразмыслите, не найдутся ли в истории вашей семьи, лично в вашем характере, в ваших отношениях с ребенком некие моменты, свидетельствующие, что вы способны жестоко обращаться с ребенком? А у него – нет ли у вашего ребенка качеств, из-за которых шлепки были бы неразумной мерой с вашей стороны?

Не было ли у вас случаев жестокого обращения с ребенком?

Не теряете ли вы легко контроль над собой?

Не даете ли вы «дополнительных» шлепков, если ребенок не реагирует?

Не становится ли тяжелее ваша рука, бьющая ребенка?

А приводят ли шлепки к какому-то результату?

Может быть, у вас ребенок с повышенными потребностями? С сильной волей?

Не отличается ли ваш ребенок особой чувствительностью?

Не появилась ли уже дистанция между вами и вашим ребенком?

Нет ли каких-то недавно возникших обстоятельств, из-за которых вы пребываете в постоянном раздражении, – финансовых трудностей, осложнений в браке, потери работы? Нет ли обстоятельств, которые ущемили ваше «я»?

Если вы, отвечая на эти вопросы, хоть раз скажете «да», тогда вам лучше не давать волю рукам и всячески стараться находить замену телесным наказаниям. Вам трудно справиться с собой? Поищите помощи у тех, кто в этом хорошо разбирается.

Из книги Секрет счастливых родителей автора Биддалф Стив

2 Чего на самом деле хотят дети Это дешевле видеоигр и полезнее мороженого! Миллионы родителей во всем мире каждый день задают себе один и тот же животрепещущий вопрос:ПОЧЕМУ? Почему дети плохо себя ведут? Зачем лазают туда, куда не следует? Почему делают то, что мы им

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Что же на самом деле происходит? Кажется, сейчас самое время признаться. Название этой книги – «Секрет счастливых родителей» - далек от реальности!Во взрослом мире нет абсолютно счастливых людей; думаю, никто и не хотел бы стать абсолютно счастливым. Так что наша цель –

Из книги Отцы + дети [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Чего от вас на самом деле требует ваш интроверт? Чем лучше вы понимаете потребности и нужды своего ребенка, тем легче его воспитывать. Зная, на чем следует сосредоточиться и куда направить энергию, легко экономить силы и получать удовлетворение. Такое знание служит

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Из книги От нуля до букваря автора Аникеева Лариса Шиковна

Из книги Наши трёхъязычные дети автора Мадден Елена

Нарушение пищеварения у детей раннего возраста На первом году жизни больше всего проблем малышу и родителям, а также врачам, доставляет пищеварительная система.Редкая мама может похвастаться тем, что ее ребенок никогда не страдал от болей в животе, не срыгивал и не имел

Из книги Самое главное, чему стоит научить ребенка автора Федорова Дарья

Нарушение осанки Как часто говорим мы своим детям: «Не сутулься, не горбись, расправь плечи», надеясь на то, что постоянными напоминаниями мы сможем добиться правильной выправки и гордой осанки. К сожалению, окриками болезнь не вылечишь. А в том, что это болезнь, сомнений

Из книги Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей автора Соломон Дебора

«Задержка» («нарушение») речевого развития? Факт остается фактом. Нам с Гошей на 2-летнем контроле влепили этот диагноз. Меня же перепугали до полусмерти. Грубо говоря – у ребёнка дичайший «дисбаланс» развития. Тесты на психологию рисунка и логику он выполнил для

Из книги До трех еще рано автора Биддалф Стив

Глава 1 О чем на самом деле мечтает каждый ребенок на земле? Мир не стоит на месте, он меняется. Но многие неосознанно ведут себя так же, как их родители, например, пару десятилетий назад. Так модель поведения передается из поколения в поколение. Сейчас общество изменилось

Из книги В три все только начинается [Как вырастить ребенка умным и счастливым] автора Момот Галина С.

Что происходит на самом деле Что же в действительности малыш делает, совершая различные манипуляции с игровыми предметами и передвигая их? Периоды непрерывной игры не просто время праздности. В это время совершаются великие открытия, ребенок учится важным вещам:

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Из книги автора

Глава 2 Формирование и нарушение привязанности Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и к сохранению этой близости. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это –

Из книги автора

Что на самом деле происходит с детьми, от которых отказались при рождении? В настоящее время существует достаточно много литературы о последствиях младенческой депривации в первые годы жизни ребенка: нарушения в формировании головного мозга и центральной нервной

Из книги автора

Что на самом деле значит «отнятие от груди»? «Отнятие от груди» – это не негативный термин. Отнятие от груди не означает потерю привязанности или крушение взаимоотношений; это переход от одних взаимоотношений к другим. Наши первые три ребенка были отняты от груди

Из книги автора

Нарушение сенсорной интеграции Нарушение сенсорной интеграции – это неврологическое отклонение, лишь недавно получившее название. Ребенок с нарушением сенсорной интеграции необычно реагирует на ощущения, такие как прикосновение, звук или укачивание. Когда ребенок

Спрашивает Татьяна
Отвечает Александр Дулгер, 07.04.2011


Мир Вам, сестра Татьяна!

"Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его." ()

Ведь так говорит Библия. Разве мы можем возразить?

Однако вопрос в том, как часто это делать? Лупить ребенка при каждом удобном для родителя случае и устрашать его своей верховной властью или наказывать иногда? Если иногда, то когда?

Здесь применим общий библейский принцип отношения с ближним. Если ребенок делает грех (плохой поступок или непослушание родителям), то его, как и всякого ближнего, нужно обличить во грехе. Если он повторяет - сделать это еще раз. Если же упорствует и продолжает делать по своему, то "да будет он тебе, как язычник и мытарь" (), то есть будет бит ремнем.

С уважением,
Александр

Дополняет Александра Ланц.

Не смотря на то, что моё дополнение может показаться несколько противоречащим ответу брата Александра, я всё же прошу вас учесть тот факт, что вполне возможно мы оба смотрим на один и тот же предмет, но просто с разных перспектив.

Давайте присмотримся к удивившим вас словам и взглянем на то, как они могут быть переведены.

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

Кто жалеет (*палка, трость, жезл, скипетр, копьё, розга) своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства (*наказывать, наставлять, вразумлять, поучать, предостерегать, упрекать, обличать) его.

Первое слово, которое может быть переведено, как "палка, трость, жезл, скипетр, копьё, розга", мы находим в таких, например, текстах:

Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня.

Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего.

Жезл - это символ царской власти, символ способности быть справедливым и учить тех, кто в подчинении, жить правильно. Да, жезл бывает наказывающим, становязь розгой, но судя по тому, как долго Господь терпит, пытаясь помочь людям образумиться через Его Слово , Господь очень редко реально использует жезл Своей правды как наказующую розгу. Вседержитель действует далеко не так, как многие из современных родителей. Он действует так, как об этом сказано в "Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им".

И только когда уже не остаётся никакого другого выхода, когда все возможности использованы, а Его народ, оглохший и ослепший, продолжает двигаться к краю пропасти, жезл Бога становится розгой. Но даже в этом случае, Господь обязательно объясняет Своим людям, почему Он так поступает.

К сожалению, многие родители, считающие себя христианами, редко держат в своей семье жезл (т.е. правосудие... для себя прежде всего, а потом уже для детей), но как только ребёнок провинится, сразу же вытаскивают розгу, не разбираясь в том, была ли это нечаянная вина, была ли это вина самих родителей, которые воспитывали малыша неправильно, было ли это действием падшей плоти, которая и детям, как взрослым, не даёт жить спокойно.

Но побить оказывается легче, чем терпеливо вырабатывать в ребёнке правильные модели поведения. Вроде побьёшь, и тебе легче становится... пар выпустишь, сам успокоишься. А что если поступать, как Бог поступает... много, упорно, в любви, с примерами, объяснять, почему что-то нельзя делать, внимательно следить и мудро останавливать, когда ребёнок готов согрешить, направлять внимание ребёнка на добро и радость, развивать его, занимать его делом, тратить на него все своё свободное время и даже больше. Что если поступать именно так? Вполне возможно, что при таком поведении родителей, жезл высшей власти никогда не станет розгой наказания.

С уважением,

Читайте еще по теме "Дом и семья, брак":

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Притчи 13: 25

Давайте поговорим о наказании. Что часто делают родители?
На вашем столе стоит красивая ваза. И мама говорит ребёнку: «Не трогай. Если прикоснёшься к этой вазе, будет проблема». Она выходит из комнаты, возвращается, видит, как ребенок трогает вазу. Что она делает? Кричит: «Перестань! Поставь на место!» Ребенок ставит вазу. Чему она только что научила своего малыша?
- Я могу делать, что хочу, и мне за это ничего не будет, она на меня только покричит и всё, – так понимает ребенок.
Или мама приходит и говорит: «Перестань! Положи! Я сейчас буду считать. Если досчитаю до трёх, и ты не поставишь вазу на место, я накажу тебя». На счёт «три» ребенок ставит вазу. Чему в этом случае вы научили вашего сына или дочь? Они думают:
- Я могу грешить, единственное, что мне нужно знать, когда вовремя остановиться.
Вместо этого нужно сказать: «Видишь, это принадлежит маме, ты не должен прикасаться к этому. Что я сейчас тебе сказала? Повтори. Я хочу убедиться в том, что ты меня понял». И малыш повторяет:
- Если я буду прикасаться к вазе, то ты меня накажешь.
Мама выходит. Возвращается, видит, как ребенок снова прикасается к вазе. Она не кричит, не обзывается на ребенка, она наказывает ребенка. Ребенок плачет. Мама смотрит на него и говорит: «Я тебе люблю, проси прощение». Ребенок просит прощение. Мама говорит: «Я прощаю тебя, всё закончилось. Но, если я вернусь в комнату, и ты опять будешь трогать вазу, наказание будет вновь, и вновь, и вновь».

Большинство родителей сейчас уже не наказывают детей физически, из-за идеи любви. Но Библия говорит нечто противоположное: если вы не наказываете ребенка, то вы его ненавидите. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Притчи 13: 25.

Я слышал, как некоторые мамы говорят: «Я не могу наказывать, я его слишком сильно люблю». Хотите, я скажу вам правду? Вы не хотите наказывать ребенка, потому что себя слишком любите. Вы хотите нравиться ребёнку, и если вы скажете ему «нет», и ещё это подтвердите наказанием, то некоторое время вам придётся испытывать неприятные эмоции, что ребёнку вы не нравитесь.
Также, когда вы не наказываете ребёнка, обычно родители переходят в этом случае на другое средство - на крик и на обзывание. И тогда вся семья превращается в хаос. Я видел, как 4–летний мальчик манипулирует отцом, когда они находились на людях. Сын не слушался, а отец понимал, что если он сейчас заставит его подчиниться, ребенок так будет орать, что вспоминать об этом позоре отец будет еще очень долго. Не правда ли - жалкое зрелище?
Если вы девять из десяти раз одержите победу над ребенком, то, можно сказать, что вы проиграли. Проигранный вами один раз даёт надежду, что можно избежать наказания. Вы должны победить. И по мере того, как ребенок растёт, это становится легче.

И ещё два совета. Я думаю, что некоторые родители не должны наказывать своего ребенка. Почему? Если они не учат ребенка, не обличают, не исправляют, не наставляют его, то почему они будут наказывать его? Наказанием они только ожесточат ребенка против себя. И наоборот. Если вы всё стараетесь делать, тогда будет намного меньше наказания.

Ещё что нужно понимать. Родители должны строить отношения со своим сыном или дочерью. Когда в этих случаях говорят о том, что «может быть, я не так много времени провожу со своим ребенком, но я стараюсь это делать качественно» - это неверно. Качество вырастает только из количества. Только в этом случае исправление/наказание воспринимается ребёнком, как исправление от любящего(!) отца или матери. Будут в вашей жизни случаи, когда вы подведёте своего ребенка, когда именно вы поступите неправильно. Но ребёнок будет готов простить вам ваши ошибки, если он знает, что отец и мама любят его.

Пол Вошер, по материалам конференции «Семья, в центре которой Христос».

Отвечает Минкина Ита:

Наверняка, многим родителям, читавшим это выражение царя Саломона, было бы интересно разобраться в чем тут дело.

Приведу вам цитату из книги (записи цикла лекций по воспитанию) рава Шломо Вольбе зацаль - одного из крупнейших раввинов - мыслителей и наставников нашего поколения, напрямую поднимающего интересующий вас вопрос.

"Написано в книге пророка Зхарья: "И взял я два посоха: один назвал (ноам) Приятным, а другой - посох (макель) Наказание (хавалим), и пас я ста до". Есть посох, которым наказывают и ударяют, а есть посох, которым тоже воспитывают, но воспитывают удовольствием: посохом Приятным!

Нужно знать, что посох Приятный, это тоже - посох, но он не причиняет боли. Если я ребенка поощеряю - это тоже посох. если ребенок сделал хороший поступок - я дам ему шоколадку, - это тоже посох, но это посох Приятный.

Нет возможности вообразить себе насколько разрушительно для ребенка, когда взрослый бьет по-настоящему. Рав Элияу Лопьян зацаль всегда говорил нам: " С детьми - только по-хорошему". О н говорил, что под старость сокрушается из-за каждого шлепка своим детям, когда те были маленькие. Рав Элияу вырастил одиннадцать детей, и несколько из них сегодня главы крупных ешив.

Мудрецы говорят, что у каждого растения есть свой ангел, который ударяет по нему и говорит ему: "Расти". Это значит, что та поощеряющая рост сила на языке мудрецов называется "удар": "ударяет и говорит ему - Расти!". Естественно, что речь не идет о том, что рядом с каждым кустиком сидит пухленький розовощекий ангелок с белыми крылышками, деÑ �жит палочку в руке и ударяет им по листикам. Мудрецы имеют в виду, что есть сила, вызывающая рост, и эту силу они называют "удар", "ударяет".

так мы можем понять выражение: "Кто жалеет розги, тот ненавидит сына". Не имеется в виду, что надо схватить ребенка и начать бить его розгами. Есть пути, каким образом направить рост ребенка.

По этому поводу нужно добавить еще один момент, с которым мы часто сталкиваемся. В Талмуде (Кедушин 30) есть спор - до какого возраста можно ударить ребенка - до шестнадцати лет или до двадцати четырех. если отец ударяет ребенка в более позднем возрасте - отец преступает заповедь: перед слепым не ставь преграду", потому что ребенок восстанет против него и сам способен его ударить в ответ. Такой спор в талмуде. В сегоднящней нашей реальности, если ударят трехлетнего ребенка, уже преступают заповедь - перед слепым не ставь преграду. Потому что уже видно, что ребенок востает против родителя. Вы можете видеть, что ребенок, который получил пощечину - уже пытается "вернуть" взрослому. Он замахивается, но достать до папы покÐ ° не может, но его движение очень ясное.Это стоит иметь в виду.

в прошлых поколениях было по-другому. у детей были силы переносить наказание. дети также были более устойчивые по характеру. им не приносило ущерба если иногда им приходилось терпеть телесное наказание. но сегодня вся атмосфера - это восставать против взрослых, особенно здесь, в Израиле. Если кто-то закочет унизить своего ребенка телесными наказаниями - это нанесетнепоправимый вред ребенку, их отношениям, и повзрослев, такой ребенок закроется перед своими родителями. Ñ �огда уже невозможно будет построить с ним устойчивые открытые отношения.

Однако есть исключения - в наряженные моменты. Например, вечер, и детям пора спать, и если есть слава Б-гу несколько детей в доме и все шалят и кричат, и мама уже уставшая за целый день, в такой ситуация мама дает несколько шлепков и становится тихо. Это - аптечка "первой помощи". Я про это не говорю. Я говорил про то, что использовать телесные наказания в качестве системы воспитания - это ошибочная концепция.

с уважением, Ита Минкин



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!