Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников по фгос. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования

Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

· связные высказывания короткие;

· отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

· состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

· уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

· самостоятельного анализа ситуации или объекта

· развития децентрации (умения менять точку отсчета)

· развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

· пересказ

· составление рассказов по картине и серии картин

· описательный рассказ

· творческий рассказ

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

· геометрические фигуры;

· символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

· планы и условные обозначения, используемые в них;

· контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры , своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов .

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

· предметные картинки

· силуэтные изображения

· геометрические фигуры

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

ПЕРЕСКАЗ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

· усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

· формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

· передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.

и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т. п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом . Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

· выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

· определение взаимосвязи между ними;

· объединение фрагментов в единый сюжет.

Поднялась как-то у Солнышка температура. Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами все задевало. Коснулось Солнышко снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко. Задело Солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенели капели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка. Коснулось Солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые листики. А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню. Оглянулось Солнышко, вокруг вместо зимы наступила на земле ВЕСНА.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т. п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины

Особым видом связного высказывания являются рассказы -описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

· выделение значимых объектов картины;

· рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

· определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

· объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т. п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: На болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик.

А вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику.

Аналогично проходит работа по другим картинкам. “Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания , когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА.

Один из приемов обучения детей связному пересказу – работа с логопедическими сказками . Логопедическая сказка это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В. Волиной, А. Цыферова и т. п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей.

Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.

Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:

· воспитатель читает сказку ребенку;

· ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);

· затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;

· воспитатель моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;

· ребенок пересказывает сказку по модели.

ОСА, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА КУСАТЬСЯ.

В нашем саду на кусте смородины осиное гнездо.

Там оса, она очень любит кусаться. Выйдет в сад девочка Соня. Оса сразу ее кусает. Соня бежит в дом и плачет. Выбежит в сад собака Спайк. Оса и его в нос укусит. Всем больно, а оса радуется. Тогда Сонина мама придумала. Она налила в миску сладкий смородиновый сок. Прилетела оса, попробовала сок и подумала:

Как вкусно! А я все время кусаю какие-то невкусные предметы. Не буду я больше кусаться. Лучше буду всегда пить этот сладкий сок.

С тех пор мама каждый день наливает для осы сладкий сок. И оса больше никого не кусает.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:

Где находилось осиное гнездо?

Кто жил в гнезде?

Почему все боялись осы?

Как можно назвать осу?

Что придумала мама, чтобы отучить осу кусаться?

А что бы сделали вы?

Какое еще название можно придумать для сказки?

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

· принадлежность к родовидовому понятию;

· величина;

· составляющие детали;

· качество поверхности;

· материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

· как он используется (какую пользу приносит)?

· за что нравится (не нравится)?

По данной модели, возможно, составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА

Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ

Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.

Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:

· угадывание эпизода по демонстрации действия;

· рассказывание по демонстрации действия взрослым;

Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

· ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается воспитателем;

· воспитатель предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;

· конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;

· ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, воспитателем задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;

· и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. В темном лесу , в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок… (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель.

Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.

Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:

пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;

творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера,

эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С.Выгодский.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста Выполнила: Бякина Е.А. и Юсупова Х.Х., воспитатели МБДОУ «Детский сад №29» 25.01.2017г.

«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» «Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С.Выгодский, так же по данным Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С. Ушаковой дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности.

Наглядное моделирование – это создание заместителя изучаемого объекта, и работа с ним. Актуальность использования данного метода состоит в том, что: - Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; - Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; - В-третьих, применяя аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей.

Преимущества метода моделирования в развитии психических процессов, личностных, интеллектуальных качеств и познавательных умениях. Новизна предлагаемого метода заключается в освоении дошкольниками знаков, которые выражены рисунком. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя». Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д., педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному исследованию.

Цель применения наглядного моделирования: - изложить изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка. Основные задачи: - способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, - сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении - развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; - развивать умения детей точно, последовательно, связно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: - МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ З-4 ГОДА использование в речи простых и сложных предложений; договаривание стихов; пересказ текстов с помощью воспитателя - - СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ 4-5 ЛЕТ пересказ литературных произведений; сочинение рассказов по игрушкам, картинам; составление загадок. - СТАРШИЙ ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ проявление интереса к самостоятельному сочинению; создание разнообразных видов творческих рассказов

ВИДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРЕДМЕТНОЕ ПРЕДМЕТНО - СХЕМАТИЧЕСКОЕ

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ: геометрические фигуры, символические изображения предметов, предметные картинки, силуэтные изображения, планы и условные изображения, контрастная рамка.

Предметное моделирование по символическим изображениям предметов (силуэты, контуры, условные обозначения) дети составляют рассказ, можно детализировать: дать описание предметов и внешнего вида людей и животных, назвать персонажей.

Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками. Рассказ по сюжетной картинке. В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин.

Использование наглядного моделирования для заучивания стихотворений, поговорок, пословиц: - «Солнышко» Чтоб скорей раскрылись почки У берез и тополей, Чтобы клейкие листочки Появились поскорей, Чтоб сочней была трава, Ярче неба синева, Светит солнышко вокруг – Наш горячий добрый друг.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ.

Использование геометрических фигур, своей формой и цветом напоминающие замещающий предмет (зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышка и т.д.)

Использование геометрических фигур, ориентируясь на качественную характеристику объекта (злой - добрый; добрые персонажи – светлые тона, злые персонажи – темные тона)

Использование мнемотаблиц (схематичное изображение основных этапов сказки) для пересказа сказки. В качестве примера выступает наглядная модель сказки «Курочка Ряба» В образовательной деятельности метод моделирования, в работе с детьми 2 младшей группы, следует использовать: картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания, с помощью которого ребенок учиться составлять рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». В средней группе: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов рассказов, пересказов сказок: « Зайкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко». Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными. С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести следующие занятия: - рассказывание сказки «Как утенок заблудился»; - пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»; - придумывание сказки, составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес»

Какие же результаты мы ждём от предлагаемого метода: - развитие связной речи, необходимой для взаимодействия с окружающими людьми; - приобретение навыков в применении условного обозначения объектов для составления рассказов, загадок; - развить умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, чтобы точно, последовательно, связно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

Предварительный просмотр:

Презентация на тему: «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста».

  1. Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста Выполнила: Бякина Е.А. и Юсупова Х.Х., воспитатели МБДОУ «Детский сад №29» 25.01.2017г.
  2. «Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» «Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С.Выгодский, так же по данным Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С. Ушаковой дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности.
  1. Наглядное моделирование – это создание заместителя изучаемого объекта, и работа с ним.

Актуальность использования данного метода состоит в том, что:

Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования;

Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

В-третьих, применяя аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей.

  1. Преимущества метода моделирования в развитии психических процессов, личностных, интеллектуальных качеств и познавательных умениях.

Новизна предлагаемого метода заключается в освоении дошкольниками знаков, которые выражены рисунком. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя». Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д., педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному исследованию.

  1. Цель применения наглядного моделирования:

Изложить изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

Основные задачи:

Способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста,

Сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении

Развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;

Развивать умения детей точно, последовательно, связно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

  1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ З-4 ГОДА использование в речи простых и сложных предложений; договаривание стихов; пересказ текстов с помощью воспитателя - - СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ 4-5 ЛЕТ пересказ литературных произведений; сочинение рассказов по игрушкам, картинам; составление загадок.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ проявление интереса к самостоятельному сочинению; создание разнообразных видов творческих рассказов

  1. ВИДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРЕДМЕТНОЕ ПРЕДМЕТНО - СХЕМАТИЧЕСКОЕ
  1. ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ: геометрические фигуры, символические изображения предметов, предметные картинки, силуэтные изображения, планы и условные изображения, контрастная рамка.
  1. Предметное моделирование по символическим изображениям предметов (силуэты, контуры, условные обозначения) дети составляют рассказ, можно детализировать: дать описание предметов и внешнего вида людей и животных, назвать персонажей.
  1. Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками. Рассказ по сюжетной картинке. В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин.
  1. Использование наглядного моделирования для заучивания стихотворений, поговорок, пословиц:

- «Солнышко» Чтоб скорей раскрылись почки

У берез и тополей,

Чтобы клейкие листочки

Появились поскорей,

Чтоб сочней была трава,

Ярче неба синева,

Светит солнышко вокруг –

Наш горячий добрый друг.

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ.
  1. Использование геометрических фигур, своей формой и цветом напоминающие замещающий предмет (зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышка и т.д.)
  1. Использование геометрических фигур, ориентируясь на качественную характеристику объекта (злой - добрый; добрые персонажи – светлые тона, злые персонажи – темные тона)
  1. Использование мнемотаблиц (схематичное изображение основных этапов сказки) для пересказа сказки. В качестве примера выступает наглядная модель сказки «Курочка Ряба»

В образовательной деятельности метод моделирования, в работе с детьми 2 младшей группы , следует использовать: картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания, с помощью которого ребенок учиться составлять рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». В средней группе : использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов рассказов, пересказов сказок: «Зайкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко». Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными. С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести следующие занятия: - рассказывание сказки «Как утенок заблудился»; - пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»; - придумывание сказки, составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес»

  1. Какие же результаты мы ждём от предлагаемого метода:

Развитие связной речи, необходимой для взаимодействия с окружающими людьми;

Приобретение навыков в применении условного обозначения объектов для составления рассказов, загадок;

Развить умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, чтобы точно, последовательно, связно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА .

Смоляженко Наталья Вячеславовна

Воспитатель предшколы.

Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. С какой же проблемой речи дошкольника мы встречаемся ?

    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

    Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

    Употребление нелитературных слов и выражений.

    Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

    Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

    Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

    Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

    Плохая дикция.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

    во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей со слабо развитой речью характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

    во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

    в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель моделирования – обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить передавать эти знания в различных формах речевых высказываний. Моделирование организуется на основе замещения реальных объектов картинками, предметами, схематическими изображениями. Поэтому моделирование является воплощением одного из важнейших принципов дидактики – принципа наглядности.

Использование модели приведет к поставленным целям в том случае, если будут пройдены все этапы работы с моделью:

    знакомство с графическим образом модели; (рассматривание таблиц и разбор того, что на них изображено)

    дешифровка модели; (осуществляется перекодирование информации из абстрактного в реальный объект)

    непосредственно работа с моделью. (отработка метода запоминания)

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

Комплексную работу по развитию речи с использованием наглядных моделей проводят по следующим направлениям:

    формирование лексико-грамматических представлений;

    работа со звуками;

    развитие словаря и связной речи;

    подготовка к обучению грамоте.

В своей практике я использую метод наглядного моделирования, представленного в виде картинно-графического плана. Этот метод я практикую в различных видах речевой деятельности.

С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети учат стихи и загадки и т.д. Это особенно эффективно при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Пересказ - более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приёмы . Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).

. Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

    усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

    формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

    передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.

При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картин дети испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

    выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

    определение взаимосвязи между ними;

    объединение фрагментов в единый сюжет.

Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, я провожу подготовительную работу: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т.д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей. В картинно-графическом плане я акцентирую внимание дошкольников именно на это. Например, диалоги я обозначаю стрелкой с вопросом от того героя, который начинает диалог. Это помогает детям не «потерять» характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе и т.д. Слова - признаки, характеризующие персонажей, я обозначаю либо знаком вопроса, или, если необходимо передать настроение героя - использую пиктограммы. Пиктограммы я выставляю при рассматривании каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определённом признаке или действии героя.

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин - развитие событий - итог. Существует несколько видов занятий с картинным материалом. Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка «Зимние забавы» .

При составлении рассказа по этой картинке я раздаю детям карточки с фрагментами картинки и предлагаю им составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Перед появлением картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Я сначала учу детей выделять существенные признаки предмета и давать х арактеристику объекту:

    принадлежность к родовидовому понятию;

    величина;

    цвет;

    форма;

    составляющие детали;

    качество поверхности;

    материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

    как он используется (какую пользу приносит)?

    за что нравится (не нравится)?

Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде .

Используя метод наглядного моделирования в своей работе, я заметила следующие результаты:

    у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

    появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории;

    появляется интерес к заучиванию стихов и загадок

    словарный запас выходит на более высокий уровень;

    дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

ВЫВОДЫ: Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

    добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

    формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

    применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления .

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности моей работы.

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

Салтанат Шаймерденова
Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования

Учить ребёнка рассказывать-значит формировать его связную речь . Происходит совершенствование всех сторон устной речи . Всё это необходимо для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей ,так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

ЦЕЛЬ :формировать умение использовать метод наглядного моделирования во время рассказывания; развивать навыки связной речи дошкольников .

ЗАДАЧИ :

1. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.

2. Расширять словарный запас.

3. Развивать диалогическую и связную речь .

4. Развивать творческую речь (сочинение сказок, историй,стихов, придумывание загадок) .

5. Воспитывать уверенность в себе.

Предполагаемый результат : улучшение качества речи , расширение словаря, развитие уверенности в себе .

Действия и мероприятия,проводимые в процессе работы над темой.

чтение сказки;

драматизация; настольный театр;

пересказ сказки,рассказа;

рассказ по сюжетной картинке;

сравнительное описание предмета;

работа с моделями ;

ТРИ ВИДА МОДЕЛИРОВАНИЯ .

1. Сериационный (повторение сказки, драматизация,предлагаются условные заместители персонажей-круги,квадраты,прямоугольники).

2. Двигательный (более сложный вид; инсценирование сказки, подражание движениям,интонации, мимике).

3. Временно-пространственный. (ст. и подгот. гр.) Ещё более сложный вид. Если раньше было важно,чтобы дети «схватили» тот внешний признак,который выделялся как основной (цвет, размер, то основание,которое является для них отправной точкой для общения,чтобы строить логику сказки с помощью заместителей. Дальше предлагается более сложный признак-не наглядный , а связанный с характером персонажа. Если это добрый персонаж-то он может замещаться светлыми цветами – голубым,розовым,белым,а если-злой,то чёрным. Так постепенно дети знакомятся с «символической «культурой отражённой в сказках

ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребёнка.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются :

Предметные картинки

Силуэтные изображения

Геометрические фигуры.

Дети рисуют сказку, делят её на эпизоды.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗКИ «ХАВРОШЕЧКА» .

1-расположить на магнитной доске фигурки-заместители персонажей;

2-решить,какая фигура кого будет изображать и почему.

3- разбить сказку на несколько эпизодов. Каждый из них направлен на продолжение сказки.

4- попросить рассказать об эпизоде в 3-й рамочке, 5-й и т. д.

Модель не давала детям забыть последовательность сказки.

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ .

Диалогическая речь является наиболее простым видом связной речи . Он представляет собой самый распространенный и естественно возникший способ живого и непосредственного общения между двумя людьми. Главная особенность диалога состоит в том , что каждый из его участников то говорит сам, то слушает своего собеседника. При этом само содержание диалога определяется не только первоначальным замыслом каждого его участников, но и характером реплик обоих собеседников. Благодаря таким репликам направление диалога , его содержание, могут существенно изменяться и отклоняться от первоначального замысла.

Диалогической речью ребенок овладевает непроизвольно, поскольку она тесно связана с его практической деятельностью и используется им для установления контакта и сотрудничества со взрослым в процессе игр и других занятий. Ребенок обращается к взрослым с различными вопросами и просьбами о помощи и старается понять их ответы, то есть этот вид речи ему жизненно необходим.

Особенности диалогической речи старших дошкольников выявила Н . Ф. Виноградова. К ним относятся :

Неумение правильно строить предложение;

Неумение слушать собеседника;

Неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;

Неумение давать реплики;

Частое отвлечение от поставленного вопроса;

Не владение таким способом усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений.

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно , последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Процесс обучения должен быть для них интересным, занимательным, развивающим .

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи по мнению С . Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность .

МНЕМОТЕХНИКА – эффективный метод развития диалогической речи детей старшего возраста.

Словесные игры для развития диалогической речи .

1. Что в мешочке?

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты, и т. д.) . Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает. Ребенок вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч. "Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол".

2. Что из чего сделано?

Взрослый (говорит ребенку) : В нашей комнате много предметов , все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан? (При обследовании некоторые дети ответили «Из досок» .)

Взрослый : Какой стол, если он сделан из дерева?

Дети : Деревянный.

Взрослый : Стакан из стекла?

Дети : Стеклянный.

Взрослый : Ключи из стали? Дети : Стальные и т. д.

3. Кто как работает?

Взрослый : Что делает врач?

Дети «скорой помощи» и т. д.

3. Кто как работает?

Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.

Взрослый : Что делает врач?

Дети : Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на «скорой помощи» и т. д.

4. Что я не так сказала?

Взрослый (ребенку) . Внимательно выслушай, правильно ли я называю домашних животных : корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц. (Ребенок исправляет ошибки.)

5. Придумай предложение.

Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным.

Взрослый : «Солнце греет» .

Ребенок : «Солнце греет, птички поют» , «Солнце греет, снег тает» .

6. Скажи наоборот.

Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.

Мама : Я вижу высокий дом.

Ребенок : Я вижу низкий дом.

Мама : У меня острый нож.

Ребенок : У меня тупой нож.

ВЫВОД. Чем раньше мы будем учить рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования , тем лучше подготовим детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности к школьному обучениюЛитература.

1. Программа требования к развитию связной речи ---От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,2014.

2. Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования . -Смышлеева Т. И.

3. Развитие связной речи детей дошкольного возраста . -Нищеева Н. В. «Детство» Пресс,2009.

4. О чём рассказывают сказки. Венгер Л. А, Венгер А. Л. -М.»Просвещение»,1975.

Воспитатель : ШАЙМЕРДЕНОВА С. Г

Июнь,2016 г.

Спасибо за внимание.

Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования

Цель: Формировать умение использовать метод наглядного моделирования во время рассказывания.Развивать навыки связной речи дошкольников.
Особенности речевого развития детей
дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
связные высказывания короткие;
отличается недостаточностью, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста;
состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.
Уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не от того, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Одним из способов планирования связного высказывания может служить
Приём наглядного моделирования

Использование приёма наглядного моделирования даёт возможность:
самостоятельного анализа ситуации или объекта;
развития децентрации (умения менять точку отчёта);
развития замыслов – идей будущего продукта.


Приём наглядного моделирования может быть использован
в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ.



Элементы модели
В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:



Разнообразие видов работ
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты – контуры, пиктограммы);
планы и условные обозначения, используемые в них;
контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие другие;
схематические изображения действий и качеств.



В качестве символов - заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зелёный треугольник – ёлочка, серый кружок – мышка и т. п.
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учёта внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.) В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие «Логико - малыш».



Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения её объектов, как явно присутствующие на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.



В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
предметные картинки;
силуэтные изображения;
геометрические фигуры.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребёнка.



Виды связного высказывания с использованием наглядного моделирования, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности
пересказ;
рассказ по сюжетной картине;
рассказ – описание;
логопедическая сказка;
сравнительное описание предметов;
фрагментарное рассказывание по пейзажной картине;
творческий рассказ;
творческая сказка по силуэтным изображениям;
придумывание загадок, сочинение и заучивание стихов.



Пересказ
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ .
Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой темой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
передача последовательности эпизодов в соответствии с расположением заместителей;
и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа «Репка», «Колобок» и т. п. Для того чтобы научить ребёнка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки воспитателем. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Репка», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент. Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами – заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамической модели, которая непосредственно служит планом пересказа.
Рассказ по сюжетной картине
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине . Рассказ по сюжетной картине требует от ребёнка умения выделять основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отличить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия её то есть конец рассказа.
На практике «рассказы», составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
определение взаимосвязи между ними;
объединение фрагментов в один сюжет.



Рассказ – описание пейзажной картины
Особым видом связного высказывания являются рассказы – описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
выделение значимых объектов картины;
рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
объединение мини – рассказов в один сюжет.


Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать
приём фрагментарного рассказывания , когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок постепенно открывает каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счёт выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.


Логопедическая сказка
Один из приёмов обучения детей связному пересказу – работа с логопедическими сказками. Логопедическая сказка – это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В.Волиной, А.Цыферова и т. п.) К данному виду сказок относятся также сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей.
Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.
Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:
воспитатель читает сказку ребёнку;
ребёнок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов – заместителей, выбирая их произвольно);
затем ребёнок отвечает на вопросы по содержанию сказки;
воспитатель моделирует фрагменты сказки, ребёнок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;
ребёнок пересказывает сказку по модели.


Сравнительное описание предметов
В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы – заместители качественных характеристик объекта:
принадлежность к родовидовому понятию;
величина;
цвет;
форма;
составляющие детали;
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для неживых объектов);
как он используется (какую пользу приносит)?
за что нравится (не нравится)?
Творческий рассказ
Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребёнка перед построением творческих связных рассказов . Это умение противоположно навыку составления пересказов.
Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть:
угадывание эпизода по демонстрации действия;
рассказывание по демонстрации действия взрослым.
Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
ребёнку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами, в определённом месте, модель рассказа (сказки) задаётся воспитателем;
воспитатель предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребёнок придумывает сам;
конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребёнку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
ребёнку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределённые заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, воспитателем задаётся тема рассказа, например: «Весенняя сказка».
Творческая сказка по силуэтным изображениям
Одним из приёмов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элемента модели ребёнку предлагаются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Воспитатель задаёт начало сказки и предлагает продолжить её, опираясь на силуэтные изображения.
По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развёрнутой предметной модели обобщённую содержащую только ключевые моменты. Происходит свёртывание модели, переход её в заместитель.
Элементами модели заместителя являются схематические зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется воспитателем, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребёнком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.
Модель – заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребёнок производит действия обратные, производимым при пересказе:
пересказ – слушание текста – составление модели – пересказ текста по модели;
творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.
Придумывание загадок, сочинение и заучивание стихов
Приём наглядного моделирования также очень эффективен при сочинении стихов и загадок, детям намного легче рассказать о предмете опираясь на мнемотаблицы, схематические зарисовки.
Умение делать краткие схематические зарисовки и пользоваться ими позволяет ребёнку быстро и самостоятельно заучивать стихи наизусть.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!