Дети Индиго: способности, судьба и научные исследования. Научные исследования дети индиго

Дети Индиго - термин, впервые использованный американским экстрасенсом и синестетиком Нэнси Энн Тэпп в 1982 в книге «Как разобраться в жизни с помощью цвета».

Тэпп утверждает, что способна видеть ауру вокруг человека и, приблизительно в конце 70 , начала замечать множество детей, которые рождены с аурой цвета индиго. На сегодняшний день, по её мнению, 97 процентов детей в возрасте до 10 лет и 70 процентов в возрасте от 15 до 25 являются «индиго»

Широкое распространение термин получил в 1999 году после успеха книги Ли Кэрролла и его жены Джен Тоубер «The Indigo Children: The New Kids Have Arrived». Кэрролл утверждает, что подобная тема предстала как следствие общения с «носителем ангельской энергии», которого он именует Крайон.

Согласно первоначальному определению, индиго - это цвет ауры нового поколения людей, отличающегося многочисленными талантами, высоко развитой интуицией, чувствительностью к энергетике и знаменующего собой новый виток Эволюции человечества.

Дети индиго уже живут среди нас?

Ученые утверждают, что появление людей со сверх способностями свидетельствует о зарождении новой расы..
Недавно на российские экраны вышел фильм «Индиго», где рассказывается об экстрасенсорных способностях нового поколения - детей индиго, которые отличаются необыкновенной чувствительностью и одаренностью. Сейчас их стало все больше рождаться по всему миру. Это подтверждают изумленные родители и пораженные учителя.. Авторы фильма заявили: появление детей индиго - не единичный феномен и даже не результат особого воспитания. На планету пришли дети нового типа. Так ли это на самом деле? Кто эти существа? Об этом нам рассказала психолог, член Европейской ассоциации психотерапевтов Наталья МИХАЙЛОВСКАЯ, которая давно занимается проблемой одаренных детей.

Младенцы с мудрыми глазами

Дети, совершенно не похожие на обычных мальчиков и девочек, стали рождаться на свет в последние десять лет, - рассказывает Наталья Александровна. - Их странность проявляется уже в первые месяцы жизни. Врачей поражают совершенно взрослые глаза младенцев. В отличие от других новорожденных, которые не могут сфокусировать взгляд, эти дети смотрят в упор и не по-детски пристально. Чем взрослее они становятся, тем с большей силой и упрямством изменяется их модель поведения по сравнению с «нормальными» сверстниками.

В центры здоровья и психологические консультации по всему миру стали обращаться растерянные родители с жалобами на своих детей: с ребенком, дескать, невозможно наладить нормальное общение. Не учится, не играет в обычные для сверстников игры, не признает аксиом поведения и авторитетов, упорно занят чем-то своим... Казалось бы, что тут удивительного: во все времена были «проблемные» дети.

Психологи ставили таким ученикам диагноз «синдром дефицита концентрации внимания» и «гипервозбудимость». Лечили успокаивающими таблетками.

Но мы, психологи, знаем, что тот, кто страдает гиперактивностью, не способен долго сосредоточиваться на одном занятии. Малейшая сложность, препятствие - и он переключается на другое дело. А «новых» детей, наоборот, невозможно оторвать от занятия, которое их действительно интересует. Трудности их не охлаждают, а, наоборот, добавляют азарта, и они делают головокружительные успехи, продвигаясь к цели с огромной скоростью! Они усидчивы и сосредоточены до тех пор, пока не удовлетворят своего любопытства. Как тут не вспомнить Эйнштейна, считавшегося в первых классах умственно отсталым.

Может, люди с необычными талантами изменят нашу жизнь к лучшему. (Кадр из фильма «Индиго».)

К «тефлонам» ничего не прилипает
- Официального термина для таких детей долго не существовало, - продолжает психолог Михайловская. - В России их называют «детьми нового тысячелетия» или «детьми Света». Во Франции прозвали «тефлоновыми», поскольку к ним «не прилипают» общепринятые стереотипы поведения. В Англии их называют киборгами, потому что в своих поступках руководствуются больше головой, чем сердцем. В возрасте трех-четырех лет такие малыши понимают компьютер так, как не могут иные взрослые. Это технологически ориентированные дети, и, значит, можно предположить, что развитие технологии в ближайшие десять лет дойдет до такого уровня, о котором мы не смели даже мечтать. Эти дети откроют людям дверь в иной мир, в котором человечество достигнет того состояния, когда не надо будет трудиться руками, а только головой.

Но лишь недавно к этим вундеркиндам прижился американский термин «индиго» благодаря исследованиям психолога Ли Кэрролла, который всерьез занялся проблемой странных детей. Он решил исследовать ауру необычных детей - метод спорный, до конца наукой не признанный, но уже получивший широкое признание даже у очень авторитетных ученых, разрабатывающих свои методики изучения энергетической оболочки человека.

Мозг «фиолетовых» детей излучает странные волны...

На специальных приборах он физически зарегистрировал энергетическую ауру уникумов - ее размер, форму, цвет и интенсивность свечения. И увидел, что они светятся фиолетовым цветом, тогда как обычные люди - желтым или зеленым.. Кэрролл доказал, что «фиалковые» детишки по интеллектуальным способностям и познанию мира оставляют далеко позади себя своих родителей и тем более сверстников.

Индиго - умный, развитый, но, не желающий подчиняться привычным стереотипам поведения, ребенок, - поясняет Наталья Александровна. – Он чрезвычайно одаренное существо с совершенно иной программой на нашей планете. Коэффициент интеллектуального развития индиго в среднем равен 130, тогда как раньше, такой показатель был только у одного человека из десяти тысяч (средний IQ обычного человека не превышает 80. - Ред.).

Вместо послесловия

Ученые все чаще говорят о том, что человечество стоит на пороге какого-то качественного скачка.. В прошлом веке некоторый скачок произошел: значительно удлинилась жизнь и работоспособный возраст человека, увеличился рост, появилась акселерация. Сейчас пришло время качественных изменений, и, возможно, дети индиго - это и есть новый путь человечества, о котором уже не раз писали фантасты. Технический прогресс сменится биологическим. Причем новая раса может стать многочисленной достаточно скоро. Ведь еще лет 30 назад о подобном феномене и не слышали, а сегодня в ауре 70 младенцев из 100 преобладает необычный цвет, и ученые предполагают, что в обозримом будущем 90 процентов всех новорожденных будут иметь в ауре ультрамариновый цвет, а значит, обладать особыми способностями (к телепатии, экстрасенсорике, научному творчеству).

Говорят, что появление поколения индиго не случайно. По некоторым теориям, в самые драматические моменты истории, когда, казалось бы, катастрофа неизбежна, на Земле начинает зарождаться новая цивилизация. И дети индиго - ее представители.

Материал подготовлен по книге Ли Кэрролл, Джен Тоубер "Дети Индиго".

Кто такие дети Индиго? Как взаимодействовать с ними?

В своем профессиональном опыте я часто сталкиваюсь с вопросами родителей, о том, как воспитывать детей. Те приемы воспитания, которые они знают, не работают. Это связано с глобальными изменениями в мире, с изменением запросов общества к взрослеющей личности. В связи с этим я расскажу о так называемых детях Индиго, детях которые приходят в этот мир с особой миссией.

Дети Индиго приходят в этот мир со своими намерениями и талантами, которые отчетливо проявляются с момента рождения. Они могут впитывать знания, как губка, особенно если им нравится предмет, изучение которого обеспечивает им более высокий уровень развития в области их интересов. Они реагируют наилучшим образом, если вы ведете себя с ними как с уважаемыми взрослыми.

Дети Индиго несут в себе небесные послания, которые пока недоступны нашему пониманию. Они помогают нам в поисках истины, смысла жизни, мира. Детей Индиго можно отличить по глазам. В них скрывается глубокая мудрость и осознанность.

Ребенок Индиго это такой ребенок, который обладает новыми необычными психологическими характеристиками и моделями поведения. Это предполагает, что люди, взаимодействующие с подобными детьми (особенно родители), чтобы достичь успеха, должны изменить свой подход к ним, методы воспитания. 90% детей младше 10 лет принадлежат к группе Индиго.

Чем они отличаются от других детей

Они могут вспоминать о своих предыдущих жизнях
У них сильно развито образное мышление
Они могут предвидеть будущее
Лишь прикоснувшись к больному месту человека, могут облегчить его страдания
Их приводят в ужас системы, ориентированные на традиционность и не требующие творческой мысли
Они кажутся не общительными, если не находятся в обществе себе подобных детей
Уже в раннем детстве, они уверяют окружающих, что в этом мире у них есть чрезвычайно важная миссия
Они не реагируют на дисциплинарные наказания
Они достигают удивительных результатов в выбранном ими самими деле

Наиболее распространенные качества детей Индиго:

1. Они приходят в этот мир с ощущением своей царственности (и часто ведут себя соответствующим образом).
2. Они чувствуют, что "заслужили быть здесь", и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение.
3. Они не сомневаются в своей значимости. Нередко они сообщают родителям, "кто они есть".
4. У них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки и признают свободу выбора.
5. Они теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где вместо проявления творческой мысли, строго соблюдаются традиции.
6. Они часто видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома, однако окружающие воспринимают это как "нарушение правил" и их нежелание приспосабливаться существующей системе.
7. Они кажутся некоммуникабельными, если находятся в компании себе подобных. Если рядом нет никого, обладающего подобным же менталитетом, они часто замыкаются в себе, чувствуя, что никто в этом мире их не понимает. Поэтому установление социальных связей в период обучения для них представляет немалую сложность.
8. Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины. К заявлениям типа "вот подожди, придет отец, узнает, что ты натворил, тогда увидишь..." они остаются глухи.
9. Они не стесняются, давать вам понять, в чем испытывают нужду.

Как воспитывать ребенка Индиго:

1. Обращайтесь с детьми Индиго уважительно. Приветствуйте их появление в вашей семье.
2. Помогайте им принимать самостоятельные решения в том, что касается, их дисциплины.
3. Всегда предоставляйте им свободу выбора, чего бы это ни касалось!
4. Никогда не унижайте их – никогда!
5. Всегда объясняйте им, почему вы даете им какие-то инструкции. И при этом сами слушайте свои объяснения. Не звучат ли они глупо – вроде "потому, что я так сказал"? Если да, то вернитесь к своим инструкциям и измените их. Дети будут уважать вас за это и подождут. Но если вы приказываете им в диктаторском, авторитарном духе без веских оснований, то дети отстраняться от вас. Они не будут слушаться, и, даже более того, они выдадут вам целый список причин, почему это нехорошо! Иногда ваши объяснения могут быть самыми простыми – вроде "потому, что этим ты окажешь мне помощь, а я сегодня жутко устала". Честностью завоюйте их сердца. Сначала они будут думать о том, что вы сказали, а затем начнут и выполнять.
6. Сделайте их своими партнерами в их собственном воспитании.
7. Пока они еще малы, объясняйте им все, что вы делаете. Они не всегда поймут вас, но почувствуют образ ваших мыслей и ваше к ним уважение.
8. Ваша поддержка их действий должна выражаться прежде всего в формировании у них чувства безопасности. Избегайте порицания и критики по отношению к ним. Всегда давайте им понять, что вы поддерживаете их начинания. Они станут более восприимчивыми к вашим словам – и удивят вас. Не заставляйте их достигать чего-либо, но позвольте им действовать с воодушевлением.
9. Не говорите им, кто они сейчас или кем они станут впоследствии. Они знают это лучше вас. Позвольте им самим решать, что им интереснее. Не заставляйте их продолжать вашу династию и не приобщайте их к семейному бизнесу только на том основании, что так поступали несколько поколений в вашей семье. Такой ребенок останется абсолютно глух к этим аргументам.
10. Определяя для детей Индиго границы дозволенного поведения, сохраняйте при этом творческий подход к их воспитанию.
11. Давайте выход их безмерной физической энергии.
12. Позвольте ребенку самому устанавливать границы, а не наоборот, они будут рады сами устанавливать правила игры при поддержке взрослых.
13. Обращайтесь с ними, как со взрослыми и равными, но не возлагайте на них взрослые обязанности.
14. Давайте этим детям подробные объяснения, а также предоставляйте им право высказывать свое мнение при принятии решений по разным вопросам. Не говорите с ними свысока.
15. Слушайте их! Они поистине мудры и знают такие вещи, которые вам неведомы.
16. Проявляйте к ним уважение ничуть не меньшее, чем к своим родителям или близкому, нежно любимому другу.
17. Если говорите, что вы их любите, но относитесь к ним неуважительно, они вам не поверят. Никакие слова в мире не заменят проявления искренней любви.
18. Ваш образ жизни и ваше поведение в семье помогут со всей очевидностью ответить ребенку индиго на вопрос, любите вы его или нет!
19. Общение с ребенком индиго – это одновременно тяжелый труд и привилегия. Они заметят любую хитрость. Даже не пытайтесь с ними хитрить!
Индиго пришли служить этой планете, своим родителям и друзьям, они носители глубочайшей мудрости, если к ним прислушаться. Они высокодуховные сущности и имеют свою собственную жизненную программу. Это посланцы творца, пришедшие с небес на землю с серьезнейшими намерениями.

Родители Детей Индиго часто сталкиваются с большими сложностями в их воспитании. Причина затруднений в том, что они Индиго, не поддаются обычным приемам, с помощью которых их родителям в свое время внушали определенные цели. Кроме того на этих детей не всегда воздействуют чувства стыда и вины, ограничения и наказания. Как известно они проявляют "своеволие" не ради собственного эго. Дети просто доказывают, что их познания – это их собственная правда жизни. Однако это дети их нужно направлять. Задача родителей именно направлять, а не управлять. Получая признание, поддержку и ободрение, эти дети могут доставить своим родным истинное счастье. В противном случае они способны вести себя с беспримерным упорством и непрестанно бороться с авторитетом взрослых. Если родители обнаружили, что в семье растет Индиго, им лучше проявлять к ребенку такую любовь и уважение, как если бы он был Христом-Младенцем. Станьте разумным помощником этого сильного и любимого ребенка Индиго. Умение понимать Индиго такими, какие они есть, особенно в периоды сбоев в воспитательном процессе, требует от взрослых искренней убежденности. Родители должны умом и сердцем верить, что их важнейшая задача – направить энергию Индиго в хорошее русло, и эту ответственность следует брать на себя с радостью. Старайтесь не обращать внимания на неприятные обстоятельства, сосредоточьтесь на истинности того, в чем вы уже убедились: как радостно вносить свой вклад в эволюцию человеческого рода, воспитывая чудесного и удивительно сильного человека своей любовью, состраданием и терпимостью.

Все дети, которые приходят к нам – наши учителя. Мы тоже обладали такой мудростью, когда были детьми. Но, взрослея, мы взрослые, теряем нечто ценное: быть здесь и сейчас, по- детски искренне радоваться жизни, слушать свой внутренний голос, любить себя, любить весь мир...
Дети Индиго приходят научить нас этому. И те приемы позитивного воспитания, которые рекомендуют применять в общении с ними на самом деле принципы гармоничного воспитания для любого ребенка.

Japanese Indigo Children

Их называют детьми нового времени, им приписывают сверхспособности, восхищаются их интеллектом и даром предвидения. Это дети Индиго, люди с сине-фиолетовой аурой. Впервые информация пришла со стороны эзотерического источника, первооткрывательницей явления была американская ясновидящая Нэнси Энн Тэпп, которая еще в 1982 году написала книгу о детях Индиго. Поэтому к данной теме официальная наука, а также система воспитания и образования отнеслись весьма скептически. С точки зрения академической науки таких детей вообще не существует.

Попытки усиления контроля взрослых над такими детьми наталкивались на разного рода психологическое сопротивление - гиперактивность, свободолюбие, повышенную обидчивость, неуважительное отношение к себе, рассеянное внимание к тому, что для взрослых считалось наиболее важным и т.д. Ранние подростковые депрессии - как признак недопонимания детей взрослыми - ставили в тупик уже психиатров.

Многочисленное первое поколение Индиго выросло. В эту группу входит большая часть молодых людей - кому + 30, 25, 20. Именно эта молодёжь сегодня выходит на улицы городов в разных уголках Земли, громя всё подряд, выражая протест против старой системы - жгут шины, переворачивают машины, выпускают агрессию. Но всё-таки большая часть молодёжи, которая сумела адаптироваться к социальным условиям, быстро вошла в передовые слои науки. Молодые люди занимаются развитием технологий, становятся звёздами эстрады и демонстрируют разные таланты - легко, радостно, добиваясь слишком раннего успеха по старым меркам. Они более успешны в бизнесе, уверены в себе, не боятся ответственности, каждый ощущает себя лидером, личностью, добиваясь отменных результатов с потрясающей скоростью. Они ведут себя, как свободные люди, освободившиеся от ограничений и запретов.

По мере накопления отдельных случаев нестандартности или особенностей нового поколения за последние лет 20 произошёл кардинальный поворот, и официальная наука занялась исследованиями феномена детей Индиго с разных сторон. В 1990-е годы японские компании «Сони» и «Мицубиши», имеющие мощнейшие аналитические и специальные службы, обратили внимание на интересное явление - японские дети намного опережали в своем развитии родившихся в предыдущие десятилетия. Кроме того, специальные приборы показывали индиговое свечение их аур. Процент таких детей был очень высок для случайностей и погрешностей – более 50%. Японцы в результате долгих исследований пришли к выводу - такие дети рождались и в прошлом, но только в «синие» («индиговые») годы с окончанием на «4» и «5» по восточному гороскопу (т.е. 1905, 1915, 1904, 1914, 1924-25 и т.д.). Но и процент, и количество этих людей были намного меньше.

Проведя огромную работу, японцы сделали вывод, что этот феномен последнего времени вызван влиянием нескольких факторов - радиации (после Хиросимы), тектонических процессов, изменения качества состава воды, воздуха и пищи. Но распределение людей индиго на нашей планете не равномерное, а очаговое. Это поколение имеет место лишь у народов, прошедших через сильнейшие испытания, стрессы мирового масштаба. Японцы – один из таких народов. Кроме того, оказалось, что дети индиго рождаются только у малосемейных народов, но не у многодетных (арабов, среднеазиатов).

Фантастические подтверждения пришли от генетиков. У детей Индиго активность кодонов - генетических кодов - составляет 22-24, в то время, как у предыдущего поколения всегда было 20 из 64. У этих детей повышенная защита от многих опасных и смертельных заболеваний, не говоря уже о явных изменениях в психической сфере.

У них произошло изменение в функционировании левого и правого полушария головного мозга. У ярких представителей предыдущего поколения левополушарное мировосприятие доминировало, а правополушарное восприятие подвергалось подавлению. Система обучения, рассчитанная на левоеполушарное восприятие, плохо подходит этим детям, вызывая скуку и отсутствие интереса. При этом эти дети прекрасно информированы и то, что им действительно интересно, даётся легко, с прекрасными результатами. У детей Индиго более активно правое полушарие, позволяющее на интуитивном уровне воспринимать, чувствовать и воспроизводить. Это творческие дети, любящие рисовать, петь, танцевать, имеющие креативный подход. Но в то же время у детей Индиго отсутствует ген "терпения и молчания", так как восприятие у них построено иначе - у них другое отношение к миру, к себе и тому, что старшее поколение предлагает им в качестве неоспоримых ценностей. У них другие ценности.

Дети индиго имеют систему взглядов, которую невозможно изменить влиянием извне. Попытка хоть как-то воздействовать на взгляды такого ребенка приводит либо к агрессии, либо к замыканию в себе. В отличие от обычных детей, у них нет абсолютных авторитетов. Дети индиго не считают нужным объяснять свои поступки и опираются на свободу выбора. При этом они способны принимать верные решения, полагаясь лишь на интуицию.

Вместо дисциплинарных правил они прекрасно включаются в игру, и сами всё превращают в игру, в шутку, даже в самых серьёзных вопросах. У них более развиты эмоции и чувства, что по началу делает их уязвимыми и ранимыми, но при поддержке и любви они перестраиваются, избавляясь от комплексов, зажимающих их чудесные способности. В любой профессиональной деятельности они используют творчество и креативный подход, что характеризует их как первопроходцев в различных отраслях производства, науки, культуры.

В Японии существуют специальные школы для детей индиго. Там их учат, как получать информацию из книги, не читая ее. Дети просто берут книгу в руки и за доли секунды узнают, что в ней написано. Вплоть до того, на какой странице поднимается интересующий их вопрос. Их также учат развивать свои природные способности по предвидению будущего.

Наши комментарии:

Человек, видящий энергетику, может определить, что Аура каждого человека окрашена в различные цвета в зависимости от преобладания работы тех или иных чакр.

Например, человек, который взаимодействует с миром посредством Анахаты- будет иметь преобладание зеленого цвета в ауре, на Манипуре - желтого цвета.

Дети Индиго необычайно развиты и не по детски разумны, видят энергии и обладают целительскими способностями, проявляют все качества, пресущие уровню развития Вишудха и Аджна чакрам, что соответствует цвету Индиго, излучаемым их аурой.

Каким образом Души столь высокого уровня развития воплощаются в семьях менее развитых родителей- остается непонятным.

Борис РУДЕНКО. Фото Н. Домриной.

Термин «дети-индиго» возник благодаря некоей американке Нэнси Энн Тэпп, называвшей себя ясновидящей. Однажды она объявила, что «видит» у некоторых детей ауру синего цвета и дети эти представляют собой новую ступень человеческой эволюции. Напомним, что индиго - краситель тёмно-синего цвета, ранее добывавшийся из растений.

Обсуждение откровений «ясновидящих» - дело бесперспективное и бессмысленное. Собственно, здесь статью можно было бы и завершить, если бы не удивительный общественный феномен, который это откровение вызвало: миллионы людей во всем мире с восторгом подхватили идею «индиго» и принялись её усиленно развивать. Что касается Запада, там ажиотаж этот был в определённой мере подготовлен многочисленными комиксами и киносериалами на тему «Люди Икс», «Герои» и пр. Завораживающая мечта о приходе «сверхчеловеков», способных навсегда разрешить земные проблемы и спасти мир от всяческих напастей, сладко грела мятущуюся душу обывателя.

Но и попав на российскую почву, эта идея неожиданно дала бурные всходы. Счёт числа посвящённых «детям-индиго» сайтов в Интернете идёт на сотни. В России возникают общества и клубы «детей-индиго», образуются группы по их совместному воспитанию, пропагандируются различные методики и курсы.

Кто же такие «дети-индиго» с точки зрения поклонников данной теории? Если кратко, то это «особо одарённые дети с особыми проблемами». Тут сразу же неизбежно возникают первые вопросы: а что, разве не было раньше детей, одарённых особо? Разве история человечества не помнит Вольфганга Амадея Моцарта, Эвариста Галуа, Александ-ра Пушкина или Надю Рушеву? И разве есть хоть одна причина не относить любую проблему, возникающую в воспитании абсолютно любого ребёнка, к особым?

Но продолжим. Наиболее распространёнными качествами «детей-индиго» называются следующие (цитируется по книге Ли Кэрролл и Джен Тоубер «Дети Индиго»):

Они приходят в мир с ощущением своей царственности (и часто ведут себя соответствующим образом);

Они чувствуют, что «заслужили быть здесь», и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение;

Они не сомневаются в своей значимости. Нередко они сообщают родителям, «кто он есть»;

Они вообще не делают некоторых вещей; например, для них невыносимо стояние в очереди;

Они теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где вместо проявления творческой мысли строго соблюдаются традиции;

Они часто видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома, однако окружающие воспринимают это как «нарушение правил», к которым они не желают приспосабливаться;

Они кажутся необщительными, если не находятся в компании себе подобных. Если рядом нет никого похожего на них, часто замыкаются в себе с ощущением, что их в этом мире никто не понимает. Поэтому становление социальных связей в период обучения представляет для них немалую сложность;

Они никак не отзываются на упрёки в нарушении дисциплины;

Они не стесняются, давая понять окружающим, в чём испытывают нужду.

Следует, пожалуй, прибавить, что ортодоксальные энтузиасты теории «детей-индиго» считают их «посланцами Творца», «эмиссарами Небес» и по этой причине нет для них худшей беды, чем родители-атеисты.

В подтверждение уникальности «детей-индиго» рассказывается огромное количество историй об их невероятных способностях: умении диагностировать и лечить болезни наложением рук, предвидеть будущее и видеть сквозь стены, вспоминать в подробностях свои прежние инкарнации и т.д. К сожалению, строгие научные исследования подобных способностей, попытки которых предпринимались и предпринимаются постоянно, положительных результатов до сих пор не принесли.

То, что каждое последующее поколение отличается от предыдущего, следует считать аксиомой. Проблема отношений отцов и детей известна в мировой цивилизации едва ли не со времени возникновения письменности. Нет ничего удивительного в том, что с ускорением технического прогресса эти отличия становятся ярче и заметней. Смену, ломку традиций, нравственных установок в обществе легче и быстрее воспринимают те, у кого такие установки ещё вообще не успели сформироваться.

Член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук Вадим Артурович Петровский, посвятивший многие годы детской психологии, описывает современную проблему отцов и детей следующим образом:

Прежняя логика отношений между поколениями, когда дети сами становятся отцами и начинают морочить голову своим собственным детям, в современном обществе нарушается в силу того, что его реалии более динамичны, чем прежде. Есть исследования, которые говорят, что сегодня темпы общественного развития опережают темпы развития возрастного.

Сторонники теории «индиго» утверждают, что талантливых, нестандартных детей в последнее время становится всё больше. Вот тут непременно требуется уточнение: всё же талантливых или нестандартных? Нестандартность, отклонение от нормы отнюдь не обязательно несёт положительный знак. Детские психиатры констатируют: маленьких пациентов с синдромом дефицита концентрации внимания (СДКВ) и гипервозбудимостью действительно становится всё больше. К сожалению, считать эти отклонения очевидными признаками таланта возможно отнюдь не всегда. Дети меняются под влиянием изменений, происходящих с планетой и со всем обществом. Успехи медицины существенным образом изменили механизмы естественного отбора. Снижение младенческой смертности - несомненное благо - на фоне сокращения рождаемости оборачивается изменением и ослаблением генофонда человечества. Стремительное ухудшение экологической обстановки тоже оказывает весьма существенное влияние на здоровье нового поколения уже с момента зачатия.

Но что же представляют собой исключительные качества «детей-индиго» с точки зрения современной психиатрии и психологии? Слово доктору психологических наук В. Петровскому.

Все дети до трёх лет (а некоторые и позже) проявляют феномен эгоцентризма. В него входит в том числе царственность, представление о собственной избранности. Весь мир вращается вокруг меня, я абсолютно священен, и все поступки связаны только со мной. Если пришёл взрослый в гости, то он пришёл ко мне. Этот феномен проявляется абсолютно у всех безо всякого исключения - такова детская природа. Первые четыре признака описывают именно его, и, если мама думает, что у неё ребенок «индиго», она этот совершенно естественный феномен эгоцентризма будет трактовать как исключительность. Когда родители убеждены в том, что их дети - «индиго», то они - дети - с высокой вероятностью имеют возможность превратиться в «индиго», потому что информация о поведении человека влияет на поведение человека.

В психологии хорошо известен так называемый парадокс Эдипа, когда сообщаемый человеку прогноз оказывает влияние на ход событий в направлении исполнения этого прогноза. Тогда прогноз называется самоподтверждающимся. Но есть и саморазрушающиеся прогнозы по той же самой причине.

Сегодня на всё происходящее в обществе в сильнейшей степени влияет мощное развитие средств массовой информации. Каждый редкий, уникальный случай становится общим достоянием. Включаются факторы общественного сознания, которые мгновенно усиливают вторичный эффект, и уникальность воспринимается почти как правило. Все матери начинают присматриваться к своим детям, отыскивая в них необычные качества, поднимающие ребёнка в ранг гениальности. В принципе, плохого в этом ничего нет, каждый ребёнок заслуживает того, чтобы к нему относились как к гению, если такое отношение не выходит за разумные, здоровые пределы. Всё происходит в строгом соответствии с законами массовой коммуникации: у нас на бессознательном уровне возникает вера в то, что события развиваются именно так, как их трактуют газеты и телевидение. Не сомнение, не проверенное знание, а вера - это ранг идеи. Точно по Гегелю: «Человечество,открыв идею свободы, стало свободным». Идея «детей-индиго», овладевая массами, творит «детей-индиго». И будьте уверены, маленький ребёнок, услышав о себе подобное предположение, будет выкладываться изо всех сил, чтобы подтвердить, что он такой и есть. И если линия поведения родителей по отношению к нему избрана неверно, он будет культивировать в себе психопатические отклонения, которые раньше социально пресекались. На всех этапах развития у детей есть масса девиантных, неправильных вариантов поведения, которые могут только усиливаться. Когда он живёт с сознанием своей избранности, то ему море по колено. Остальные люди - объекты, люди-вещи, среди вещей жить намного легче, чем среди людей. Кстати, равнодушие к критическим замечаниям в них воспитывают сами же родители.

Когда я учился в школе, в младших классах была у меня такая привычка - на переменах ходить и бормотать себе под нос. Однажды услышал разговор своего учителя с другим педагогом: «Это Вадик Петровский, он так себя ведёт, потому что очень умный». Можете себе представить, как я после этого стал себя вести, чтобы подтвердить и укрепить это заблуждение!

Мне кажется, неслучайно концепция «индиго» возникла именно в Америке. Я вижу здесь массовый психоз на тему избранности американской нации и поиск подтверждений такой избранности. Ну что ж, по крайней мере концепция «богоизбранных» детей намного гуманистичней, чем «богоизбранных» народов.

Нужно отметить и ещё одно обстоятельство. Перечисленные качества «детей-индиго» вполне могут говорить о проявлении признаков аутизма. Да, иногда аутисты поражают нас своими способностями, подобно герою фильма «Человек дождя», но всё же нельзя забывать, что аутизм - болезнь. Сильная память - это биология плюс концентрация психической энергии, не растраченной на окружающих человека людей, с которыми нужно считаться. На самом деле в этом нет справедливости и нет понимания.

Своеобразие мышления действительно может проявляться и в отсутствие тёплых и близких отношений с окружающими, высокой ранимости, которая приводит к тому, что человек ещё более наращивает дистанцию, отделяющую его от других людей. Конечно, можно сказать, что такой ребёнок видит мир нестандартно. Но, по сути, в его поведении нет ровным счётом ничего иного, кроме того, что можно прочитать в учебниках по психиатрии или психологии личности. Это акценты характера. Такие дети-акцентанты были всегда - сто, двести и триста лет назад, хотя в разные времена общество их замечало и осмысляло по-разному. Сейчас они называются «детьми-индиго». Известно, кстати, что шизоиды обладают высокой чувствительностью к различению эмоций людей. Поэтому они иногда могут «читать в сердцах», но это не значит, что они сердечные люди.

Психологам хорошо известно, что люди, лишённые эмпатии - способности сочувствовать и сопереживать окружающим, категоричные и не считающиеся с чужим мнением, проявляют высокие аналитические способности, хорошо говорят и свободно мыслят. А причина в том, что, когда разговаривает человек нормальный, он непременно ещё думает о том, как бы своими словами и поступками не причинить вреда собеседнику. Его катарсис, психическая энергия распределяются между мыслью о себе и мыслью о другом человеке. У того, кого не заботят другие люди, она вся тратится только на самого себя. На первый взгляд такая личность находится в более выгодном положении по отношению к обычным, «нормальным» людям. Но дело в том, что реализовать свои преимущества он может только в обществе, которое имеет массу возможностей рано или поздно отплатить той же монетой.

В отношении того, что родители, полагающие своих детей представителями генерации «индиго», пытаются воспитывать их по особым методикам, объединяясь в клубы и сообщества, отдельно от других детей, могу сказать, что это гораздо лучше, чем воспитание по Снежневскому. У нас был такой известный психиатр, который очень часто ставил трудным детям диагноз «шизофрения». У него были свои основания, он разработал свою собственную расширенную концепцию шизофрении; её мы обсуждать здесь не будем. Но согласно расширенным диагнозам, которые давали пациентам представители этой психиатрической школы, огромное количество потенциально здоровых людей оказывались шизофрениками. Поэтому лично я считаю: пусть лучше эти дети будут «индиго», чем шизофрениками. Тогда общество по крайней мере будет воспринимать ребёнка как странную личность, а не как безнадёжно больного. Эта позиция по отношению к детям, обладающим своеобразным поведением и мышлением (не психиатрического типа), намного гуманнее.

Тем не менее создание подобных «заповедников» имеет и отрицательные черты. Я проводил одно исследование, которое чётко показало, что если ребёнок субъективно похож на другого ребёнка и тот, второй, совершает в определённой ситуации некие глупости, то и первый поступает точно так же. Если же похожести нет, начинается поиск другого решения.

Исследование проводилось следующим образом. Из детей с разной успеваемостью составлялись пары, условно говоря: «отличник» - «отличник», «отличник» - «двоечник», «двоечник» - «отличник», «двоечник» - «двоечник». Первому из каждой пары задавалась некая логическая задача. Если он не находил решения, его сажали чуть в сторонке и он следил за тем, как задачу решает его напарник. Допустим, «отличнику» сразу не удалось найти верного решения. Оказалось, что если «двоечник» тоже идёт неверным путём, это побуждает «отличника» понять свою ошибку. «Отличника» подталкивало ощущение той самой «избранности». Но если первым к решению приступал «двоечник», а потом наблюдал за неудачными попытками «отличника», происходило то же самое! А в парах, равных по успеваемости, такого интеллектуального подталкивания не происходит.

Когда-то психолог Владимир Леви, написавший книжку «Нестандартный ребёнок», сказал: «Все дети нестандартны. Так и нужно их воспринимать».

Это особо ценная позиция для родителей, и психолог обязан её поддерживать. Но воспитывающий родитель обязан научить ребёнка слышать другие точки зрения, потому что, когда он выйдет в социальную действительность, эмоциональная глухота может быть чревата серьёзными психическими травмами.

А вообще, я полагаю: пусть родители думают, что у них нестандартные дети, «дети-индиго». Но чтобы дети при этом были уверены, что у них - нестандартные родители. И тогда всё будет нормально.

Ласкова Наталья Борисовна
Старший научный сотрудник, кандидат медицинских наук, врач-невролог
Центр правовой и психологической помощи Михаила Виноградова

Кто такие «дети ИНДИГО»? В чем особенности, отличающие их от обычных детей?

Как только не называли этих необычных детей! И «дети нового тысячелетия», и «дети Света», и «тефлоновые дети», но наиболее прижился термин «дети Индиго». Кто-то верит в их существование, кто-то считает сам факт выделения такой группы псевдонаучным…

Вопрос о том, кто такие «дети Индиго», волнует очень многих, – в первую очередь, родителей, педагогов, врачей. Представляет он значительный интерес и для ученого мира. Дело в том, что в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого столетия стали рождаться необычные дети, и встревоженные родители, воспитатели, школьные учителя, а за ними детские врачи, психологи , психиатры забили тревогу. Поражали уже глаза младенцев – в отличие от других новорожденных они фиксировали взгляд и смотрели в упор и не по-детски пристально. Чем взрослее они становились, тем с большей силой и упрямством изменялась их модель поведения по сравнению с «нормальными» сверстниками. Растерянные родители стали обращаться к специалистам с жалобами на своих детей – с ребенком, дескать, нельзя наладить нормальное общение. Не учится, не слушает, на воспитательные меры не реагирует, неусидчив, взбалмошен, трудно находит контакт с одноклассниками, уроки его просто не интересуют.

Казалось бы, речь шла о проблемных детях, которые встречались во все времена, – трудно воспитуемые и практически не обучаемые (по крайней мере, старыми классическими методами). Таким детям врачи ставили диагнозы – синдром дефицита концентрации внимания (СДВ) или СДВ с гиперактивностью либо гипервозбудимостью (СДВГ) и лечили психотропными препаратами. Преподаватели же старались избавиться от таких учеников, настаивая на переводе их в другую школу.

Однако есть один очень существенным момент – дети, страдающие СДВГ, не способны долго сосредотачиваться на одном занятии, при малейшей сложности они переключаются на другое дело. Но «новых» детей, наоборот, невозможно оторвать от интересующего их занятия, трудности их не пугают, а, наоборот, активизируют, разжигают азарт, они делают потрясающие успехи, продвигаясь к цели с неимоверной скоростью. То есть, они усидчивы до того момента, пока не удовлетворят свое любопытство. В отличие от детей с гиперактивностью, наблюдаемой при умственной отсталости, «проблемные дети» при специальном тестировании, несмотря на гиперактивность и видимый дефицит внимания, обнаруживают очень высокий интеллект, они прекрасно развиты и обладают знаниями за рамками школьной программы.

Ученые установили, что применение психотропных препаратов таким детям не давало искомых результатов, нивелировало особенности личности, кроме того – были очень часты побочные эффекты и плохая переносимость терапии. Порой дети с очень высокими показателями интеллекта в школе едва успевали на тройки (как не вспомнить Эйнштейна, которого в начальных классах считали умственно отсталым).

Сам термин «ДЕТИ ИНДИГО» был введен в начале 80-х годов прошлого столетия Нэнси Энн Тэпп, астрологом, биоэнергетиком, экстрасенсом , для обозначения детей, обладающих аурой ярко синего (индиго) цвета. Дело в том, что аура цвета индиго, по утверждению Тэпп, была обнаружена ею именно у этих необычных детей и подростков, о чем она и написала в 1982 году в своей книге «Понимание твоей жизни с помощью цвета». В дальнейшем ее идеи развил американский психолог Ли Кэрролл, который серьезно занялся изучением проблем странных детей. Сегодня этой теме посвящены огромное количество публикаций, художественные фильмы, и др.

В настоящее время уже мало кого может удивить красивое мистическое слово «аура» — дуновение ветерка, поток (в переводе с греческого), введенное в обиход древними философами для обозначения некой невидимой в обычных условиях субстанции, окружающей человека со всех сторон в виде кокона. Сегодня абсолютно доказанный факт, что аура реально существует, представляя собой совокупность биотоков организма, его энергоинформационное поле. Учеными-физиками установлена природа биополя – это электромагнитные волны, продуцируемые человеком, причем конкретная длина волн, сугубо индивидуальная, трансформируется приборами в совершенно конкретный цвет. В свою очередь, цвет ауры несет в себе информацию о психотипе ее хозяина, т.е. дает полную характеристику человеческой личности (могу это подтвердить и как специалист, в течение последних лет занимающийся инструментальным исследованием ауры человека – его биополя, или энергоинформационного поля). Не только приборы фиксируют ауру, видеть ее могут экстрасенсы – люди, наделенные паранормальными способностями.

Обладать такими способностями могут и маленькие дети, поэтому детские рисунки с, казалось бы, далекими от реальности цветовыми решениями, и всем знакомая «оранжевая мама» из песенки – не что иное, как результат видимой маленьким человеком ауры, которая может быть окрашена во все цвета радуги. Кстати, не случайно существует красивая версия факта обнаружения первого ребенка Индиго, которая гласит, что маленькая девочка, играя с ровесником, в определенный момент, пристально взглянув на него, воскликнула – «Да ты синий!»; взрослые, заинтересовавшись, проверили у специалиста цвет ауры мальчика, и она оказалась густо синей. Как знать, может быть, именно этот факт и побудил Тэпп к ее исследованиям?

Что говорит современная наука об этой проблеме?

Ученые обнаружили, что в последние 15-20 лет произошел своеобразный эволюционный скачок, и мозг новых детей стал более совершенным и работает принципиально по-новому. Но он стал созревать более медленно. Поэтому новые дети не выдерживают стандартные школьные нагрузки и требования.

В литературе последних лет есть указания на такой факт – оба полушария головного мозга развиты у таких детей одинаково, что открывает перед ними неограниченные возможности.

Сколько детей индиго на сегодняшний день насчитывается во всем мире?

На этот счет нет единых данных. Кто-то утверждает, что их сейчас несколько десятков тысяч. Как считает Тэпп, в наше время 70% детей в возрасте от 10 лет и 40% в возрасте от 15 до 25 лет являются индиго.

Есть мнения, что в последнее время в ауре 70 младенцев из 100 преобладает фиалковый цвет. Особенно много их рождено с 2000 года, и как полагают некоторые исследователи, скоро их будет до 90%,.

Не являются ли эти дети новой расой на пути эволюции человечества?

Ли Кэрролл утверждал, что «фиалковые» детишки по интеллектуальным способностям и познанию мира оставляют далеко позади себя своих собственных родителей и тем более сверстников. Индиго – умный, развитый, но не желающий подчиняться привычным стереотипам поведения ребенок. Это чрезвычайно одаренное существо с совершенно иной программой на нашей планете.

Исследователи обнаружили, что диапазон электромагнитных колебаний, исходящих от тел Индиго-детей, очень высок, он примерно в втрое превышает диапазон вибраций обычного человека. В эзотерике понятие «высокая вибрация» означает просветленное существование. Так что возможно есть шанс стать пророками… Есть еще один любопытный момент. В последнее время появилась информация о росте вибраций окружающего нас мира, в связи с чем ученые высказывают мысль, что столь высокий диапазон электромагнитных колебаний у детей Индиго – своего рода ответ на вызовы окружающей среды, позволяющий наилучшим образом адаптироваться и функционировать в новых условиях.

Коэффициент интеллектуального развития Индиго-детей в среднем равен 130, тогда как раньше такой показатель был у одного из 10 000 человек; у таких детей высоко развиты аналитические способности и возможности овладения цифровыми технологиями, причем в возрасте 3-4 лет они понимают компьютер так, как это не свойственно многим взрослым.

В США, как утверждает статистика, заболеваемость СПИДом благодаря рождению детей Индиго упала за последние годы на 47%, а объяснение этому факту может быть следующим. В начале 90-х от ВИЧ-инфицированных родителей появился внутриутробно инфицированный мальчик, унаследовавший смертельную болезнь родителей. Однако в шестилетнем возрасте врачи не обнаружили вируса в его крови! Тогда ученые Сиэтла и Нью-Йорка воздействовали на клетки, взятые у малыша, самыми различными вирусами, в том числе вирусом ВИЧ, причем в концентрации, в 3000 раз превышающей смертельную, – но клетки не изменились. Иммунитет мальчика был настолько высок, что ребенок вообще не был способен заболеть. При анализе его ДНК было установлено, что у чудо-ребенка были включены 24 кодона (единица генетической информации), тогда как у обычных людей постоянно активны только 20 кодонов, а остальные из 64, содержащихся в ДНК, инертны.

Вскоре был обнаружен еще один такой ребенок, затем и другие. Генетики установили, что у Индиго-поколения порой включены 32 и более кодонов.

Американцы считают, что дети индиго – результат процесса эволюции человечества – техногенной, компьютерной, и т.д. Интеллект и интуиция этого нового поколения настолько развиты, что компьютер является как бы продолжением их головного мозга. Когда они общаются с машиной, то, похоже, сами принципы сложнейшей работы процессора понятны им полностью.

Так что мы вполне можем согласиться с Дарвиным в том, что процессы эволюции поистине безграничны и направлены на совершенствование человеческого племени, обеспечивающее ему наилучшую выживаемость.

А Нэнси Тэпп смотрит на это явление поистине глобально, она убеждена, что «индиго открывают нам двери в иной мир – мир, в котором не будет расовой дискриминации и ненависти».

Психиатры говорят, что у детей индиго отмечается СДВ с гиперактивностью. Каким образом можно решить эту проблему, не навредив детской психике и адаптировав их к обществу?

Основными признаками, позволяющими заподозрить ребенка Индиго, являются следующие:

  • асоциальность, низкая коммуникабельность;
  • высокая самооценка, индивидуализм, нежелание подчиняться другим, неприятие авторитетов;
  • большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта;
  • склонность приобретать знания эмпирическим путем, интерес к далеким друг от друга предметам;
  • неусидчивость, энергичность, дефицит внимания;
  • импульсивность, резкие перепады настроения и поведения, при неблагоприятном стечении обстоятельств — склонность к депрессиям;
  • чувство социальной справедливости, повышенное чувство ответственности;
  • невосприимчивость к традиционным приемам воспитания;
  • развитые интуиция и чувство опасности;
  • способность быстро осваивать цифровые технологии.

Прежде всего, с помощью обследований специалистов необходимо убедиться в том, что перед нами действительно ребенок Индиго, а не тот, кто в силу патологии ЦНС нуждается, в первую очередь, в соответствующем лечении.

Что же касается детей Индиго, в современных условиях им живется трудновато. Вместе с талантами природа наделила их и недостатками, основной из которых – неустойчивая психика. Существующая система воспитания и обучения порой настолько неприемлема для них, что их гиперактивность может сослужить им плохую службу – в приступе внезапной агрессивности они могут нанести физический вред себе либо другим.

Как защитить такого ребенка от окружающего мира и самого себя, «встроив» в общество, вопрос непростой. Конечно, школа существует не только для того, чтобы дать некоторый объем знаний, но и чтобы удержать ребенка в системе образования, удержать в обществе, адаптировать в нем, социализировать, сохранить для него. Но это слишком непростая задача. И только от объединенных усилий взрослых (родителей, педагогов, психологов, врачей) зависит, станет ли ребенок индиго креативно мыслящим успешным взрослым, способным улучшить мир, либо превратится в озлобленного, закормленного нейролептиками, неудачника.

Но, похоже, защищать нужно не только ребенка Индиго. Раздаются голоса о потенциальной опасности, которую могут нести эти дети для остального человечества, точнее, излишнее их возвеличивание. Так, психотерапевт Таллиннской Висмариской больницы, доктор медицинских наук Владимир Киреев предостерегает сообщество. Его настораживает энтузиазм некоторых исследователей, слишком превозносящих феномен Индиго, тем самым принижая всех, кто не отвечает нужным критериям, будучи «балластом, остатками вырождающегося поколения.». Ученый обеспокоен, не приведет ли это к своего рода «духовному» фашизму? Хочется верить, что здравый смысл возобладает, и после периода эйфории настанет время спокойного анализа и взвешенных оценок.

Говорят, что дети индиго обладают паранормальными способностями. Насколько это мнение оправдано?

Да, действительно, такие утверждения имеют место. Что я могу ответить на этот вопрос… Если действительно речь идет о наличии у таких детей ауры цвета индиго, то, проводя параллель с теми взрослыми, у которых я при исследовании регистрирую именно такой основной цвет биополя, могу сказать, что такие дети имеют право на экстрасенсорные способности. Расшифрую свое предположение. Дело в том, что по особенностям ауры, по характеру основного ее цвета (а их множество), и ряду других признаков, а также по результатам специальных тестов можно сделать заключение о наличии либо отсутствии экстрасенсорных способностей, степени их выраженности. Это, собственно, то, чем я, наряду с другими вещами, занимаюсь.

В случаях же, когда регистрируется аура цвета индиго, – этот цвет уже сам по себе свидетельствует о наличии экстрасенсорных способностей, другое дело, что у одного человека это просто высокая интуиция, у другого — она сопровождается сновидениями, которые могут сбываться, даром предвидения, де жа вю (симптом «уже виденного» при попадании в явно незнакомую ситуацию), другими признаками. Все очень индивидуально, равно как и сама степень выраженности дара.

А вообще-то существует никем не опровергнутая теория о том, что во внутриутробном периоде открыты все шесть информационных каналов, то есть имеется и экстрасенсорная чувствительность, которая после рождения ребенка сохраняется какое-то время, угасая в дальнейшем за ненадобностью; у кого-то из детей она может быть развита в большей степени, а у кого-то сохраняется на всю жизнь, но это уже совсем отдельная тема.

Ласкова Наталья Борисовна
Старший научный сотрудник, кандидат медицинских наук, врач-невролог
Центр правовой и психологической помощи Михаила Виноградова
Интервью газете «Мытищинский городовой», июнь 2012 г.

Мировые ученые доказали, что около 95% детей рождаются с ДНК, которое отличается от нашей. Таких детей называют детьми нового поколение(дети индиго). Однако, многие считают, что отклонение и называют таких детей мутантами.

Само слово « » появилось и вошло в обиход благодаря группе исследователей паранормальных явлений. Когда исследовали осматривали этих детей, то заметили, что аура у таких детей обладает синеватым оттенком. Этот оттенок и называют индиго.

Способности детей индиго

Дети индиго отличаются от обычных своей особой неординарностью. С очень малых лет у таких детей проявляются способности и особые таланты в различных областях, а также необъяснимые феномены различного характера. Многие представители детей индиго уже в малом возрасте могут беседовать о судьбах мира, обладают навыками лидера. Поэтому шаблонное воспитание к таким детям применять строго запрещено.

Таланты и способности у детей индиго могут быть очень различными. Некоторые представители могут передвигать игрушки и другие предметы по средствам силы мысли и взгляда. Другие же силой мысли гнут ложки и вилки, а некоторые умеют даже читать чужие мысли на расстоянии.

Результаты научных исследований

Ученые провели ряд исследований и обнаружили, что от детей индиго исходят электромагнитные колебания, которые находятся в следующих приделах от 3222000 до 11350000 Герц. Эти колебания почти в три раза превышают колебания, которые исходят от обычного взрослого человека. Доказано, что дети индиго задействуют оба полушария головного мозга в три раза более эффективнее, чем обычный взрослый человек. Все эти удивительные способности отражаются на их активной деятельности. Однако, есть и другая сторона медали. Подобные способности не проходят бесследно, многие вундеркинды не доживают даже до своего совершеннолетия. По статистике самоубийств, среди детей индиго она выше почти в три раза по сравнению с обычными детьми. А общая смертность детей индиго больше обычных почти на 90 процентов.

У дети индиго проявляются неординарные способности к яновиденею и телепатии. Подобное заключение сделали специалисты научно-исследовательского центра Райна, которые занимаются исключительно паранормальными явлениями. Хотя помимо их имеются заключения и множества других независимых друг от друга исследователей с разных уголков нашей Земли.

Исследовательский центр Райна был открыт Дж. Б. Райном, в честь него он собственно и назван. Основан он был в тридцатые годы 20-го столетия. Сотрудниками этого центра были собраны 216 писем детей, где они сообщали об определенном опыте, который был связан с экстрасенсорными способностями. Совсем недавно эти письма были проанализированы детским психологом Атен А. Дрюс.

В этих письмах было описано 157 различных эпизодов, которые были связаны с чем-то паранормальным. Около 77 процентов были вещие сны и предчувствия, которые сбывались. Около 10 процентов писем сообщали о различных случаях телепатии, а оставшиеся 14 процентов сообщали о случаях ясновидения. Больше половины всех предсказаний детей оказались весьма значительными даже с точки зрения взрослого человека. ейнаРапа
Было замечена еще одна особенность. Девочек было значительно больше, чем мальчиков – возможно это еще и потому что у девочек интуиция развита на порядок лучше. Еще доктор Дрюс отметила, что на особые способности ребенка влияет тип его личности. Так например, у детей экстравертов по типу личности эти навыки проявлялись больше, чем у детей других типов. Учеными было также отмечено, что экстраординарные способности у детей появлялись после различных психологических травм.

Специалист в области паранормальных явлений Шари А. Кон-Симмен провела опрос 208 семей, которые проживали в Шотландском нагорье. Именно в этой местности по статистике рождается больше всего детей с неординарными способностями. Она обнаружила, что около десяти процентов детей, которые обладали способностями, являлись близнецами, хотя общее количество близнецов в тех краях не превышало три процента. С давних времен известно о невидимой связи между близнецами. Это связь позволяет им совершать синхронные действия даже тогда когда они находятся на значительном расстоянии друг от друга.

Пропадают ли с возрастом эти неординарные способности? Многие ученые сходятся во мнении, что нет. С возрастом просто происходит подавление этих способностей в себе в виду новых аспектов жизни. По многим версиям дети имеют более открытое сознание, а с возрастом оно засоряется, поэтому именно у детей эти способности проявляются очень ярко. Дети просто не могут не могут принять невозможность некоторых событий и вещей, которые считаются именно невозможными с точки зрения взрослого человека.

Еще одной особенностью того, что способности пропадают с возрастом, является скептическое отношение взрослых людей к экстраординарным способностям. Взрослея дети это видят и чувствуют, поэтому и теряют склонность к подобным способностям.

1

Статья посвящена проблеме одаренности, где речь идет о детях индиго. Они совершенно новые дети, миссия которых научить взрослых и, если эти взрослые научатся видеть мир глазами этих детей, как полагают ученые, все в жизни изменится к лучшему. Это новый тип детей, которые требуют нового, необычного, расходящегося с общепринятым в обществе способа взаимодействия. Необычность таких детей, прежде всего, характеризуется внешне поведенческими признаками. Многие из детей индиго имеют повышенную потребность и тягу к духовному началу: их интересует религия, они имеют собственное представление о Боге, многие из них видят ангелов и имеют возможность беседовать с ними. В отличие от одаренных детей, дети индиго, добившись своего, не останавливаются перед достигнутым. Они неудержимы в области их интересуемой проблемы, «с головой уходят» в деятельность. Как и одаренные дети, индиго в ходе беседы не по годам «демонстрируют впечатляющую работу ума». Имея высокоразвитую интуицию, эти дети на такие проблемы, как жизнь или смерть, дают содержательные ответы. Обладают мыслительными способностями, выходящими далеко за рамки ожидаемого. Такие дети, как правило, рано начинают говорить, научаются читать и считать. Их больше всего интересуют естественные науки, особенно астрономия.

научное сообщество.

обучение одаренных детей

дети Индиго

1. Верче Дорин. Забота о Детях Индиго / пер. с англ. – М., 2005.

2. Кэрролл Ли, Тоубер Джен. Дети Индиго-2. Праздник цвета Индиго / пер. с англ. – М., 2013.

3. Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются / пер. с нем. – М., 1989.

4. Харрисон Стивен. Счастливый ребенок / пер с англ. – М., 2012.

5. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., 1996.

Введение

Противостояние между взрослыми и детьми сегодня достигло своего предела. Из-за непонимания между взрослыми и детьми жестокость и насилие совершается даже в тех местах, которые с незапамятных времен считались святыми и были призваны служить культу знаний, добра и справедливости. Многие современные школы утратили свои воспитательные функции и не могут принять адекватных мер по решению встающих перед нею проблем. Родители в решении проблем ребенка уповают на школу, учителя порой беспомощны воздействовать на некоторую категорию детей, студенты-практиканты попросту отказываются проходить практику в некоторых классах, заявляя, что большая часть ребят из класса стоят на учете в детской комнате милиции.

Проблема воспитания осложняется еще и тем, что, по сведению медиков и психологов, каждый третий ребенок школьного возраста имеет психическое или физическое отклонение в своем развитии. Положение, казалось бы, катастрофическое, которое характерно не только для российской системы образования, но и для многих стран мира. Так ли это?

В 2001 году вниманию российской общественности была предоставлена книга двух американских исследователей Ли Кэрролл и Джен Таубер «Дети Индиго», которая несколько приоткрыла занавес поставленной проблемы. Согласно утверждению авторов книги, в мир пришли совершенно новые дети, миссия которых научить взрослых и, если эти взрослые научатся видеть мир глазами этих детей, все в жизни изменится к лучшему. Обобщая результаты своих многолетних исследований, авторы пришли к выводу, что это новый тип детей, которые требуют нового, необычного, расходящегося с общепринятым в обществе способа взаимодействия. Эти дети были названы Дети Индиго. С 1999 года в Интернете это название было принято научным сообществом. Отсутствие адекватного взаимодействия и создает пропасть во взаимопонимании между ними и взрослыми. В чем же необычность таких детей? Она, прежде всего, характеризуется внешне поведенческими признаками.

Многие из детей индиго имеют повышенную потребность и тягу к духовному началу: их интересует религия, они имеют собственное представление о Боге, многие из них видят ангелов и имеют возможность беседовать с ними. Они имеют не по возрасту развитую волевую сферу: «Цель Детей Индиго - давить до тех пор, пока их не поймут или, по меньшей мере, не начнут с ними считаться. Добившись своего, они тут же останавливаются» . В отличие от них одаренные дети не всегда обладают развитой силой воли, но если она присутствует, то такие дети, добившись своего, не останавливаются перед достигнутым. Они неудержимы в области их интересуемой проблемы, «с головой уходят» в деятельность. Как и одаренные дети, индиго в ходе беседы не по годам «демонстрируют впечатляющую работу ума». Об этом могут свидетельствовать факты, зафиксированные в виде высказываний, сделанных детьми индиго совсем юного возраста по проблемам, на которые и философы порой затрудняются дать вразумительный ответ. Имея высокоразвитую интуицию, эти дети на такие проблемы, как жизнь или смерть, дают содержательные ответы. Дети индиго обладают мыслительными способностями, выходящими далеко за рамки ожидаемого. Такие дети, как правило, рано начинают говорить, научаются читать и считать. Тому примером могут служить выдержки из характеристики, данной ребенку родителем: «Говорить он начал, когда ему было всего восемь месяцев, а читать и считать научился сам в трехлетнем возрасте. Сейчас его больше всего интересуют науки, особенно астрономия. Каждый день он говорит с Богом и ангелами, которых называет "Мои ангелы" или "Мой народ". Говорит, что он - царь. Такое впечатление, будто он знает все на свете» . Такая характеристика индиго не нова. Она во многом схожа с характеристиками одаренных детей. Вспомним эпизоды из биографии выдающегося естественника XVIII века Ф. Гальтона, его письмо сестре Адель, написанное автором, когда ему не было и 4 лет: «Дорогая Адель! Мне четыре года, и я могу прочесть любую английскую книгу. Я знаю наизусть все латинские существительные, прилагательные и переходные глаголы, и еще я знаю 52 строки из латинской поэзии. Я умею складывать любые числа и умножать на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. Я умею немного читать по-французски и узнавать время по часам....» . В интеллектуальном плане многое сходится в характеристиках. Но дальнейшая характеристика юного Дэвида (так звали описываемого ребенка родителем) требует иного рассмотрения проблемы: «Он часто вел себя по отношению к нам очень агрессивно, со злобой, потому что мы не понимали его поступков. Мы с отчаянием спрашивали себя и его самого, почему же он не просто "как все дети"» .

Большинство отечественных психологов (А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Д.Б. Богоявленская), исследующие проблему «одаренности», склонны считать, что одаренным детям присуще творческое начало. В ходе своих исследований Д.Б. Богоявленская пришла к выводу, что творчески одаренные личности в ходе своей деятельности, прежде всего, ориентированы на сам процесс, чем на результат. Результаты наблюдений американских психологов за детьми индиго позволяют сделать вывод, что для данных детей характерна творчество в деятельности. Следующий пример служит тому подтверждением. «Трогательная история связана с моим сыном Кайлом - сейчас ему одиннадцать уже лет. Когда он был в третьем классе, с учебой у него не ладилось: письмо, счет в уме и отметки были далеки от уровня, на какой можно было рассчитывать. Кайл "переигрывал", его ответные реакции очень часто просто заканчивались дракой. Кайл очень смышленый, но ему не хватало усидчивости, он очень легко отвлекался... Его коэффициент интеллекта был тогда 129, но оценки соответствовали уровню 105. Такой разрыв между показателем... указывал на "труднообучаемость". Кайл не справлялся с домашними заданиями, вообще был очень неорганизован и постоянно все "забывал".

Мы обсуждали тогда одну контрольную по математике, которую они писали в школе. Кайл решил только две задачи из трех, хотя все они были на одну тему. Всех собравшихся это удивило. Тогда учительница, позвав Кайла, спросила, почему он не решил задачу. Ребенок ответил: "А, ты про эту контрольную? Хм... Я как раз тогда разрабатывал свой компьютер с питанием от солнца и управлением голосом. С этими словами ученик из сумки извлек схему будущего компьютера"» . В данном примере многие поведенческие признаки характерны для одаренного ребенка: и высокий коэффициент интеллекта, и творческое начало, но отсутствует способность к самоорганизации, свойство, которое, по мнению психолога В.С. Юркевич, является ядром всей одаренной личности. Из-за этого у ребенка возникают проблемы при самоподготовке. Вот советы учителя, работающего с такими детьми. Эти дети никогда не становятся в общий строй. «На что дети индиго откликаются, так это на уважение - уважение к ним как к разумным личностям и детям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем наши взрослые трудности - для нас. Эти дети откликаются на уважение к их праву выбора и способностям. Они умеют принимать хорошие решения, им нужно лишь немного помочь. Они отчаянно борются за то, чтобы их способности заметили и признали как нечто значимое, и они действительно важны» . Уважение личности ребенка, свобода на право выбора, признание способностей и предоставление индивиду самовыразиться - все эти требования характерны для успешной работы с одаренными детьми и выступают как принципы организации деятельности педагога.

«Дети индиго высказываются с удивительной рассудительностью. Они сражаются с неуверенностью, со своим возрастом, с бессилием и с внушенным им чувством собственной беспомощности, с социальным неравенством. Они борются с тем, что они не похожи на других» . Такая активность по самозащите не свойственна одаренным детям. Скорее всего, это отличает их от детей индиго.

Часто из-за отсутствия соответствующей среды, способствующей самовыражению детей индиго, они не всегда ведут себя адекватно. Среди них есть неблагополучные дети. Кое-кому, прежде чем найти себя, приходится годами жить в шкуре «белой вороны». У многих из них уже сейчас есть большая сила, а испытание заключается в том, чтобы правильно ею распорядиться, конечно, не всем это удается. Американский психолог, изучая проблемы неуспевающих учеников, обнаружил, что каждый третий из них творчески одаренная личность. Это еще раз подтверждает предположение о том, что дети индиго - это одаренные дети. По мнению многих исследователей (Ли Кэрролл, Дорин Верче, Стивен Харрисон и др.), дети индиго наделены способностями, которые трудно объяснимы с точки зрения устоявшейся науки: они обладают экстрасенсорными возможностями. Дети индиго чувствительны к энергетике, видят и ощущают необычные вещи, сверхъестественные, порой пугающие: по всему миру дети индиго рассказывают, кем они были «раньше». Как правило, эту информацию они сообщают в очень раннем возрасте, едва научившись говорить, т.е. не имея определенного жизненного опыта в догматических учениях. Эти дети обладают повышенной духовной чувствительностью, поэтому посещение церкви только удовлетворяет их запросы. По отношению к одаренным детям данный вопрос остается открытым, хотя современные психологи выделяют духовную одаренность как самостоятельный вид одаренности. Но эта одаренность, скорее, связана с нравственными началами, чем с религиозными чувствами. Объединяет этих детей то, что и те и другие очень чутки к нелогичным духовным воззрениям и к людям, у которых слово расходится с делом. Но специфика индиго в том, что они не только ощущают энергию самого обмана, но и чувствуют, когда душевное равновесие другого человека нарушено. Они ожидают от взрослых цельности натуры и остро реагируют, когда обманываются в своих надеждах. Даже дети Ближнего Востока, воспитанные в духе безотчетного преклонения перед авторитетом старшего, болезненно воспринимают непоследовательность взрослых. Поэтому родители детей индиго, как и родители одаренных детей, нередко испытывают трудности в воспитании.

Всякое творческое начало требует свободы. Данную необходимость в свое время доказал русский философ, живший в начале ХХ века, Н. Бердяев. Для того чтобы одаренные дети могли реализовать свои творческие способности, необходимо отсутствие всякого давления извне. Это роднит их с детьми индиго. Поэтому главное условие успешности взаимодействия с такими детьми родителей - это направление деятельности, активности таких детей в соответствующее русло, а не управление ими, когда воздействие опосредственное, еле заметное, когда ребенок не чувствует давление со стороны взрослого. В противном случае вся волевая энергия таких детей будет направлена против волюнтаристических действий старшего.

Паранормальные способности, которые невозможно объяснить с научной точки зрения, проявляются у детей индиго в их необычных заявлениях. Так, пятилетний Джесси уверяет мать, что он был царем на другой планете, в результате катастрофы его душа попала в животик матери, в другой жизни его звали не Джесси, а Томас, он постоянно контактирует с жителями той планеты. По словам матери ребенка, с возрастом эти контакты только усилились, что вызывает у родителей определенные опасения . Или другой пример с полуторалетним Тайлером, когда мать утверждает, что сын в столь юном возрасте обладает способностью видеть ангелов в салоне припаркованных автомобилей и называть их своими именами, хотя его этому никто не учил. До сих пор Тайлеру во сне часто приходится беседовать с ангелами .

Многие родители замечают свои недостатки в воспитании таких детей и предлагают нетрадиционные подходы. Многие из них могут служить руководством к действию. Вот некоторые из них:

  • живите со своим ребенком здесь и сейчас;
  • думайте о том, что происходит сегодня, не старайтесь разглядеть издалека весь предстоящий путь;
  • самое главное - любовь, терпение, одобрение и терпимость!

Можно понять на рациональном уровне и осмыслить такое высказывание родителей как: «Мы все потерпели крах, потому что пытались исцелять своих детей на рассудочном, интеллектуальном, рациональном уровне». Но следующее высказывание требует дополнительного осмысления и проверки как рабочей гипотезы: «Наши дети изранены на уровне энергетики, на уровне духа. С этого надо начать исцеление» . Предлагаются и другие способы воспитания таких детей. Так, психотерапевт Дорин Верче предлагает Ангельскую терапию вместо принятой психотерапии, Джен Тоубер предлагает начать работу с себя, распознать в себе Внутреннего Ребенка. Второй способ напоминает развитие способности к эмпатии. Но отличие в том, что взрослый не ставит себя вместо ребенка, с которым имеет дело, а воссоздает образ себя в детские годы и актуализирует в себе те качества, которые были присущи в детстве. По утверждению автора, это способствует взаимопониманию взрослого и ребенка индиго. В работе же с одаренными детьми известность получила методика создания искусственных препятствий, разработанная В.С. Юркевич . По утверждению психолога, применение данного метода способствует самоорганизации и развитию эмоционально-волевой сферы одаренного ребенка.

Сегодняшняя, постсовременная семья не способствует развитию одаренных детей, а служит только определенным препятствием, заявляет Ли Кэрролл. Для такой семьи характерна духовная разобщенность, отсутствие объединяющих начал. Вот что пишет автор по этому поводу: «Многие семьи уже не способны прожить на заработок одного кормильца - а когда работают и мать, и отец, семейные обеды и прочие простые и приятные ритуалы, укрепляющие взаимоотношения внутри семьи, становятся невозможными. Результатом становится то, что я и называю «постсовременной семьей»: несколько человек живут под одной крышей, но у них крайне редко возникает возможность установить по-настоящему близкие отношения. Вместо тесного внутреннего общения в постсовременных семьях царит разобщенность. Порой кажется, что члены семьи совсем не знают друг друга» . Это создает дополнительные сложности во взаимопонимании между членами семьи. В таких условиях ребенок со своими проблемами остается один на один. И если ребенок со средними способностями может как-то решить свои проблемы в кругу ровесников, то одаренный или индиго испытывают неприятие или недопонимание окружающих. Отсюда и агрессия, и девиантное поведение со стороны таких детей. В отличие от одаренных дети индиго инстинктивно чувствуют, кто они и что им нужно. Они твердо знают, как должны относиться люди друг к другу. Они от окружающих ожидают взаимного уважения и доверительных отношений. Они ни при каких обстоятельствах не терпят лжи, насилия и манипулирования ими. Они вечно задают вопросы. Их не удовлетворяет однозначный ответ типа: «Потому что так надо». Они всегда требуют разъяснений. За такие свойства характера они часто бывают неудобными для окружающих, на них смотрят как на чудаков, их не принимают в свой круг сверстники. Такое же отношение со стороны окружающих испытывает большинство одаренных детей, так как это тоже «дети-почемучки», которые своими вопросами просто надоедают взрослым. Для многих детей младшего школьного возраста характерно задавание вопросов. Но в отличие от них вопросы одаренных детей всегда носят содержательный характер и наполнены глубоким познавательным смыслом.

Дети индиго, как и одаренные дети, - высокочувствительные, многомерные сущности, нередко наделенные многими талантами и утонченными интуитивными способностями. Они появляются на свет как бы с «врожденными знаниями». Такие дети лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как взрослым. Одна из характерных черт индиго - ощущение самого себя как взрослого. Это одна из причин чувства изолированности. Даже первые общения с детьми, отмечает Джен Тоубер, дают понять индиго, что он не такой как все: дети не понимают его ни слов, ни поступков. Дети индиго к нам пришли надолго. Они ломают устоявшиеся стереотипы в обществе и требуют перемен. В отличие от одаренных детей индиго легко ранимы и чутки к внешнему миру, если не хватает целостности окружающей среды, то индиго просто «выключается» из нее.

Рецензенты:

Юричка Ю.И., д.п.н., профессор, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск.

Синагатуллин И.М., д.п.н., профессор, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск.

Библиографическая ссылка

Рахматуллин Т.Г., Рахматуллин М.Т. ДЕТИ ИНДИГО КАК НЕОБЫЧНАЯ ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12736 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!