Излечим ли детский алкоголизм? Симптомы алкоголизма у детей. Почему дети становятся алкоголиками

С каждым годом детский алкоголизм становится более распространенным явлением. Согласно шокирующей статистике дети начинают потреблять алкоголь, начиная с 10 лет. Алкоголизм у детей чаще всего появляется в той семье, где выпивают отец либо мать. Нередки случаи, когда родители сами дают детям пробовать алкоголь, либо используют его в лечебных целях, например красное вино.

Проблема детского алкоголизма стала довольно острой в последние годы. В благополучных семьях мальчики или девочки могут сами попробовать спиртное из любопытства. Компания и друзья могут оказать плохое влияние на ребенка, подтолкнув его на частое употребление алкогольных напитков.

Алкогольная зависимость у детей возникает по разным причинам, однако семья играет главную роль в развитии данного недуга. Согласно статистическим данным, в семье, где есть алкоголик, детям часто дают пробовать спиртные напитки. В других случаях ребенок, глядя на выпивающих отца или мать сам пробует алкоголь, так как берет пример и считает это нормальным. Чаще всего родители дают детям попробовать пиво, так как считают, что оно безвредно и никак не повлияет на детское здоровье. Однако такое заблуждение приводит к у детей.

Еще одним фактором формирования детской алкогольной зависимости выступает повышенная опека или недостаток внимания со стороны родителей . При строгом контроле ребенок старается убежать от родителей, избавиться от их гнета и давления. С помощью алкоголя он чувствует себя взрослее и более независимым. Недостаточное внимание и безразличие со стороны родителей приводит к началу алкоголизма у детей. Дети предоставлены самим себе и нередко могут попасть в плохие компании, где распивают спиртное.

Влиятельные друзья и знакомые могут стать причиной детского алкоголизма . В юном возрасте каждый стремится к самоутверждению и выражению своей личности. Не все могут противостоять давлению со стороны сверстников и вовремя отказаться от выпивки. Ребенок боится быть не как все, выглядеть чересчур правильным, «маменькиным сынком». Дети начинают пробовать алкогольные напитки вопреки запретам родителей и учителей, чтобы доказать свою индивидуальность либо просто назло.


Статистика детского алкоголизма

Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения первое место по детскому алкоголизму занимает Украина , где уровень данного заболевания составляет 40% среди детей возрастом от 14 до 18 лет. Врачи очень обеспокоены этими цифрами, так как частота появления алкоголизма у детей растет с каждым годом и может перерасти в хроническое заболевание.

В рейтинге стран по детскому алкоголизму Россия занимает одно из лидирующих позиций. Согласно последним данным в стране отмечено более 11,5 тысяч алкоголиков детского возраста. Официальные показатели несколько занижены, настоящая картина куда более мрачная. Несмотря на принятые меры и законы, проблема детского алкоголизма в России все так же остра. Отмечено, что дети начинают употреблять спиртные напитки уже в 10 лет . Согласно медицинским отчетам, более 40% из всех отмеченных отравлений у детей возникают от злоупотребления спиртными напитками. Нередки случаи смерти у детей от алкоголя. Около 12 000 детей с алкогольной зависимостью стоит на учете в милиции.

Анатолий Виевский , ведущий врач нарколог
Детям нравится употреблять слабоалкогольные напитки благодаря их сладкому или фруктовому вкусу, что приводит к частому желанию выпить их снова. Такие напитки приводят к тяжелым последствиям для здоровья.

В далеких деревнях и поселениях детский алкоголизм в России развивается наравне со взрослым. Родители разрешают детям пить наравне со всеми, и уже в десятилетнем возрасте они нередко пьют самогон в больших количествах. Причем дозы выпитого превышают все допустимые нормы. В городе чаще всего имеет явление пивного алкоголизма у детей , который наблюдается в возрасте 11 лет. После школы дети нередко могут выпить по бутылке пива, не понимая его губительного влияния на организм.

В других более развитых странах алкогольная зависимость у детей встречается немного реже, но все же данное явление имеет место. Поэтому так важно заметить и начать необходимое лечение больного.

Симптомы алкоголизма у детей

К особенностям детского алкоголизма относят быстрое привыкание и пристрастие к алкогольным напиткам. Болезнь развивается быстрыми темпами в течение нескольких месяцев и может привести к летальному исходу. По этой причине родителям важно знать, как определить начало детского алкоголизма.

К характерным симптомам алкоголизма у детей относят следующие:

Следует учитывать, что признаки детского алкоголизма могут быть не сразу заметны, поэтому родителям нужно быть более внимательными. При первых же симптомах необходимо начать комплексное лечение у врача-нарколога.


Детский алкоголизм имеет свойство развиваться быстрыми темпами, поэтому его последствия могут быть крайне тяжелыми для юного организма. В молодом организме алкогольный яд распространяется очень быстро и всасывается в головном мозге. Даже при небольших дозах у ребенка может быть тяжелейшее отравление, иногда приводящее к летальному исходу. Вред детского алкоголизма проявляется в поражении внутренних органов. При систематическом употреблении спиртного детская печень начинает перерождаться. Нарушается работа нервной системы, желудка и кишечника, почек, поджелудочной железы, а также органов зрения.

Еще одним тяжелым последствием детского алкоголизма может быть сахарный диабет, а также нарушения в развитии половой системы. В последствии может развиться бесплодие, половая дисфункция и другие заболевания. Алкогольная зависимость у детей опасна тем, что молодой организм не способен противостоять токсическим веществам и возникает тяжелейшее отравление. Отмечались случаи, когда врачи не успевали спасти жизнь ребенку, и он погибал от повышенного уровня алкоголя в крови.

Алкоголизм влияет на общее состояние и развитие детей. Пристрастие к спиртному приводит к деградации и снижению интеллекта. Ребенок перестает нормально думать, начинает плохо учиться, не развивается и не имеет увлечений.

Последствием детского алкоголизма может стать агрессивное поведение, драки, воровство, общение с низшими слоями общества. Нередко такие дети попадают в детскую колонию, что в дальнейшем разрушает их моральный облик и приводит к другим преступлениям. Главная опасность состоит в том, что детский алкоголизм может заканчиваться смертью.

Дети часто начинают употреблять алкоголь из-за дурного примера сверстников.

Лечение детского алкоголизма

Родители несут ответственность за состояние и здоровье чада. Необходимо знать, как бороться с детским алкоголизмом. Прежде всего нужно внимательно отнестись к изменениям в поведении ребенка и отвести его к психотерапевту. Данное заболевание лечится, хотя и не всегда эффективно. Основным методом лечения детского алкоголизма является психотерапия. Одним из действенных методов является кодирование от зависимости, так как дает хорошие результаты. Но не стоит им злоупотреблять, так как могут отмечаться расстройства в психике и нервной системе.

Алкоголику не нужна кодировка

После кодирования спиваются еще больше, появляются проблемы со здоровьем. У мужчин наблюдаются нарушения потенции.

Человек буквально перестает быть собой.

Российские ученые разработали , которое отбивает к спиртному даже у алкоголика со стажем...


На стадии выздоровления и восстановления важно проследить, чтобы ребенок снова не начал пить. Здесь большую роль выполняет не только врач, но и родители, педагоги. Необходимо понять причины возникновения пристрастия к спиртным напиткам, и в дальнейшем не допустить данного явления. На данном этапе детям требуется повышенное внимание, опека, забота и понимание. Физические упражнения и активный образ жизни помогут быстрее восстановиться и забыть о губительной привычке.


Гораздо легче предупредить алкогольную зависимость у детей, чем ее лечить. Для этого необходима профилактика детского алкоголизма во всех сферах: это семья, школа и государство. Родители должны оказывать пристальное внимание ребенку, уделять время, разговаривать о его проблемах и переживаниях, привить любовь к спортивному образу жизни. Дети должны быть заняты чем-то интересным, для этого есть множество развивающих кружков и секций. В состоятельных семьях дети должны получать не только деньги, но и необходимую любовь, поддержку матери и отца.

В школах и кружках необходимо проводить образовательные семинары и уроки, предупреждающие об опасностях и смертельных последствиях алкоголя . Ребенок должен быть осведомлен о том, что злоупотребление спиртными напитками приводят к преступлениям, дракам и ухудшению здоровья. Особенно важно утвердить в молодом сознании мысль о том, что распитие алкогольных напитков не делает ребенка более свободным, независимым и крутым. Он должен понять вред и опасность употребления спиртных напитков.

Государство также должно соблюдать меры по профилактике детского алкоголизма. Они заключаются в отмене рекламных роликов спиртных напитков, ограничение и запрет продажи алкоголя, наказание лиц, употребляющих спиртное в неположенном возрасте и месте.

Спиртные напитки негативно влияют на физическое и психологическое здоровье человека. Если зависимость развивается до совершеннолетия, то к наступлению сознательного возраста, личность становится полностью деградированной. Детский алкоголизм является серьезной проблемой многих стран постсоветского пространства. Почему возникает проблема детской зависимости, и каково влияние алкоголя на организм ребенка, можно узнать из этой статьи.

Особенности детского алкоголизма

Алкоголизм может развиваться у людей разного возраста. Но если пьют дети и подростки, то проблема имеет свои особенности.

Говорить об алкогольной зависимости ребенка можно в том случае, когда человеку не исполнилось 18 лет. Когда ребенок начинает употреблять алкоголь, то данное явление сопровождается следующими особенностями:

  • Детский организм быстрее втягивается в пьянство. Такое явление объясняется строением незрелого организма, и особенностью детской психики. Ребенок просто не понимает, какой вред наносит своему организму.
  • Развитие алкоголизма принимает злокачественную форму течения. Проявляются нарушения функционирования внутренних органов, нервной системы. От употребления спиртного в детском возрасте, происходят необратимые процессы в головном мозге.
  • Обычно ребенок пьет алкоголь в больших количествах. Подросток понимает, что употреблять спиртные напитки плохо и нельзя, поэтому делает это втайне. Алкогольные напитки часто употребляются без закуски. Любая доза спиртного выпивается сразу.
  • Привыкание к спиртному у ребенка, развивается стремительно. Маленькие алкоголики, находясь в состоянии опьянения, чувствуют уверенность и способность дать отпор взрослым. Подросток ощущает себя нормально, только когда выпил, поэтому для него важно постоянно находиться в поиске очередной выпивки.
  • Характерным проявлением алкоголизма у детей является асоциальное поведение.
  • Детский алкоголизм практически не лечится.

Развитие алкоголизма у детей представляет опасность для общества и жизни самих детей. Основное количество насильственных преступлений, совершенных несовершеннолетними, происходит под воздействием алкогольного синдрома.

Основная проблема детского алкоголизма в том, что при употреблении даже небольшой дозы спиртного у человека юношеского возраста резко изменяется поведение, перестает работать самоконтроль.

Причины алкоголизма

Многие причины детского алкоголизма нужно искать в поведении родителей. В каждой семье происходят различные события, ради которых организуются застолья со спиртными напитками. Родители сами приучают детей к алкоголю, усаживая за общий стол и наливая рюмочку.

Для малыша или ребенка юношеского возраста, даже рюмка спиртного может стать причиной развития алкогольной зависимости. У маленьких детей с самого раннего детства закладывается установка, что после алкоголя становится весело и можно расслабиться. Вот почему, попробовав алкоголь один раз, ребенку хочется добавки.

Детский алкоголизм распространен среди школьников разного возраста. Подросткам интереснее выпивать со сверстниками, но первый опыт они обычно получают в семье.

Практически все причины юношеской зависимости от спиртного связаны с отношениями в семье. Выделяют следующие факторы, благодаря которым возникает алкогольная зависимость:

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

  • желание подражать взрослым или старшим сверстникам;
  • алкогольная зависимость родителей;
  • свободные деньги;
  • проблемные отношения с родителями и сверстниками в школе.

У подростков создается обманчивое впечатление, что после выпивки они выглядят взрослее, и сверстники будут испытывать к ним уважение.

Несовершеннолетние не могут контролировать дозу спиртного, поэтому часто страдают от алкогольной интоксикации в тяжелой форме.

Причиной развития зависимости в детском возрасте, может быть наследственность. У матери алкоголички не может родиться малыш без психологических и физических отклонений. Когда мать продолжает пить во время беременности, то малыш появляется на свет с врожденной формой алкоголизма.

Психологические причины:

  • накаленная семейная атмосфера;
  • потеря матери в раннем детстве;
  • отсутствие родительского внимания.

Заболевание может принять злокачественную форму развития, под влиянием следующих факторов:

  • травмы головного мозга;
  • патологии нервной системы вирусного характера;
  • психическая травма, приводящая к изменениям в поведении и восприятии действительности.

Независимо от причин развития детского алкоголизма, предотвратить последствия и вылечить патологию сложно.

Стадии развития

Несмотря на то что юношеский алкоголизм развивается постепенно, течение патологии происходит быстрее по сравнению со взрослыми.

Пристрастие к этиловому спирту у детей, может развиться в определенных возрастных категориях:

  • в период вынашивания плода матерью;
  • дошкольный период (от 5 до 7 лет);
  • юношество (13-14 лет).

В процессе формирования зависимости, выделяют следующие стадии алкоголизма в детском возрасте:

  1. Начальная стадия, когда происходит привыкание к выпивке. Алкоголь употребляется эпизодически.
  2. 2 стадия характеризуется систематическим употреблением спиртного, с увеличением дозы. Подросток начинает пробовать разные виды спиртосодержащих продуктов, и поводов для выпивки становится больше.
  3. На 3 стадии развивается психическая зависимость. Чтобы быть в хорошем настроении, подростку необходимо постоянно находиться под влиянием алкоголя.
  4. Зависимость становится не только психической, но и физической. Развивается похмельный синдром. Под влиянием отравляющих соединений, у маленьких пьяниц полностью исчезает самоконтроль.
  5. На запущенной стадии заболевания, отмечается распад личности, характеризующийся как деменция. Характерными симптомами деменции являются снижение умственной активности, слабоумие, сложности с приобретением знаний. Из-за поражения мозговых тканей развивается деградация личности. Это самая опасная форма алкоголизма, требующая стационарного лечения.

Признаки абстинентного синдрома у детей проявляются ярче, по сравнению со взрослыми алкоголиками.

Лечение детского алкоголизма

Лечение детского алкоголизма сопровождается следующими сложностями:

  • на начальной стадии развития возникают сложности с диагностикой;
  • лекарственная терапия, применяемая для лечения взрослого алкоголизма, не подходит для детского возраста;
  • бороться с вредной привычкой можно только в больничных условиях;
  • ребенок может быть излечен в том случае, если медикаментозное лечение будет сочетаться с психотерапевтическими сеансами, врачи должны найти индивидуальный подход к каждому, отдельно взятому случаю.

Лечить маленького алкоголика обычно начинают на 2 или 3 стадии заболевания, когда в организме произошли необратимые изменения.

Многие медикаменты, способные бороться с алкоголизмом, поражают печень и почки. Поэтому, чтобы вылечить маленького алкоголика, используются медикаменты на растительной основе и травяные сборы для укрепления организма.

Лечить детскую зависимость можно только в стационаре, чтобы не нанести дополнительный вред неокрепшему организму. Борьба с алкоголизмом в стационаре состоит из детоксикационных процедур, очищающих от токсинов и терапии, направленной на восстановление иммунной защиты.

Для каждого ребенка подбирается индивидуальный курс психотерапевтического лечения.

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ! Для быстрого и надежного избавления от алкоголизма наши читатели советуют . Это натуральное средство, которое блокирует тягу к спиртному, вызывая стойкое отвращение к алкоголю. Кроме того, Alcolock запускает восстановительные процессы в органах, которые начал разрушать спирт. Средство не имеет противопоказаний, эффективность и безопасность препарата доказана клиническими исследованиями в НИИ Наркологии.

Алкогольное отравление у детей

Наличие алкоголя в крови ребенка, становится причиной отравления. Отравление у детей сопровождается следующими признаками:

  • тошнота и сильнейшая рвота;
  • меняется цвет кожного покрова, который резко бледнеет или краснеет;
  • ощущается сильное недомогание;
  • многим детям, при отравлении, трудно не только стоять и ходить, но и сидеть;
  • пульс замедляется, дыхание становится редким.

Случаи отравления спиртными напитками, часто заканчиваются для детей комой или смертью.

Важно: ребенок не способен самостоятельно избавиться от состояния интоксикации. Почувствовав себя плохо, подросток боится признаться, что выпил, и не обращается за помощью.

Последствия

Алкогольная зависимость у несовершеннолетних вызывает проблемы с психическим и физическим здоровьем.

Последствия детского алкоголизма проявляются следующими явлениями:

  • идет неправильное развитие сердечной мышцы, страдают сосуды;
  • нарушается работа щитовидки и надпочечников;
  • развиваются психоэмоциональные расстройства. У ребенка наблюдаются нервные срывы, психозы.

Из-за нарушения психики, подросток становится апатичным или наоборот гиперактивным.

Из-за алкоголизма развиваются следующие осложнения:

  • нарушается процесс ферментации печени. Под воздействием токсинов развиваются почечные и печеночные патологии;
  • может начаться цирроз печени;
  • нарушается кислородное снабжение мозга, и развивается энцефалопатия.

У пьющего подростка наблюдаются проблемы с памятью, мышлением, концентрацией внимания.

Профилактика

Юношеский алкоголизм является необратимым процессом, особенно на запущенных стадиях. Заболевание тяжело лечится. Поэтому важную роль играет профилактика детского алкоголизма. Профилактические мероприятия должны проводиться в семье и школе.

Чтобы предупредить развитие детского алкоголизма, рекомендуется обратиться к следующим мерам профилактики:

  • просветительское воспитание, касающееся вреда от спиртного;
  • если пьют родители, то необходимо заняться их лечением;
  • организация дневного режима и полноценного питания;
  • качественный сон;
  • поддержка ребенка со стороны учителей и одноклассников;
  • обязательная физическая активность.

Чтобы отвлечь подростка от вредной привычки, нужно помочь найти ему любимое занятие, занимающее все свободное время. Важное значение имеет поведение родителей.

Личность человека развивается с младенчества. Поэтому профилактические мероприятия, предупреждающие развитие алкоголизма, должны проводиться как можно раньше.

Вам все еще кажется, что вылечить алкоголизм невозможно?

Судя по тому, что вы сейчас читаете эти строки - победа в борьбе с алкоголизмом пока не на вашей стороне...

И вы уже думали закодироваться? Оно и понятно, ведь алкоголизм - опасное заболевание, которое приводит к серьёзным последствиям: циррозу или даже смерти. Боли в печени, похмелье, проблемы со здоровьем, работой, личной жизнью... Все эти проблемы знакомы вам не понаслышке.

Но может все же есть способ избавиться от мучений? Рекомендуем прочитать статью Елены Малышевой о современных методах лечения алкоголизма...

Алкогольная зависимость – серьёзное заболевание и острая проблема социального характера. Наиболее страшная её форма – это алкоголизм, развивающийся у детей. В раннем возрасте организм работает недостаточно эффективно, направляя ресурсы на окончательное формирование органов и систем. Токсические влияния нарушают этот процесс, приводя к тяжелым расстройствам.

Статистика алкоголизма среди детей

Сегодня детский алкоголизм в России – острая проблема социально-медицинского характера, которая с каждым годом всё более усугубляется. Средний возраст, в котором пробуют спиртное впервые, составляет 10-11 лет.

Согласно последним данным около 500 тысяч детей младше 14 лет страдают серьёзной зависимостью от алкоголя. Примерно 80% школьников младшего и среднего возраста хоть единожды пробовали спиртное. Среди тех, кому от 13 до 16 лет, две трети употребляют алкоголь более или менее регулярно. На учете в детских комнатах полиции (за распитие спиртного) состоят более 15 тысяч человек.

Нужно понимать, что эти ужасающие цифры – данные официальной статистики, которые можно смело увеличивать в 1,5-2 раза, чтобы получить реальный масштаб проблемы.

Причины

Причин, из-за которых дети пробуют, а затем начинают регулярно принимать алкоголь, очень много. Они могут иметь психологические и социальные корни, крыться в физиологии. Часто причиной того, что ребенок начинает пить становятся взрослые, в первую очередь родители, члены семьи.

Если взрослые употребляют алкоголь на глазах у собственных детей, то формируют у них неправильное представление: в алкоголе нет ничего опасного и страшного. С такой установкой ребенок не видит ничего плохого в том, чтобы попробовать спиртное.

Самой страшной причиной развития зависимости от алкоголя у детей является наследственность. Если родители пьяны в момент зачатия, мать пьёт в период беременности, то ребенок начинает приобщаться к алкоголю уже в утробе и рождается зависимым от него.

Если после рождения такой ребенок остается в семье алкоголиков, то шансы повторить судьбу родителей увеличиваются. Если же, как это достаточно часто случается, его у неблагонадежных родителей изымают органы опеки, вероятность развития алкоголизма всё равно остается высокой вследствие генетической предрасположенности.

Психика ребенка по сравнению со взрослыми нестабильна, он более эмоционально воспринимает все происходящее.

Если в семье напряженная обстановка, психологический дискомфорт, то ему находиться в такой ситуации тяжелее всех, и родители должны это понимать. Все конфликты, ссоры, холодность между членами семьи воспринимаются им близко к сердцу. В таких случаях дети ищут спасения в алкоголе, пытаются за счет употребления спиртного стать «взрослее» или приобрести авторитет в компании. Ребенок пытается таким образом устранить последствия своих эмоциональных травм или же привлечь внимание взрослых к своему душевному состоянию.

Кроме того, несмотря на все теоретические разговоры о вреде алкоголя (если таковые с ребенком ведутся), дети просто не осознают опасности. Психология ребенка такова, что он считает: плохие вещи случаются с кем угодно, но уж с ним-то ничего подобного не произойдет. Поэтому употребление алкоголя рассматривается как новый необычный опыт.


Причины развития алкоголизма в детском возрасте

Причиной раннего развития зависимости также могут стать черепно-мозговые травмы, органические поражения головного мозга, инфекционные заболевания (менингит, энцефалит). Такие заболевания в равной степени отражаются на физиологии и психическом состоянии, поэтому могут спровоцировать ранний алкоголизм.

Для подростков крайне важным является установление социальных связей. Если коллектив сверстников его не принимает, это переносится очень тяжело.

Причиной употребления алкоголя может стать желание установить авторитет, доказать свою значимость и право занимать место в группе.

Как правило, алкогольная зависимость в детском возрасте возникает под влиянием одновременного действия нескольких факторов. Это может быть любопытство, попытки почувствовать себя взрослым, напряжение в семье или коллективе сверстников. В некоторых случаях употребление спиртного – это форма протеста против гиперопеки взрослых, желание доказать свою «взрослость» и выйти из-под контроля.

Действие этанола на организм и психику детей

Главная опасность употребления спиртного детьми – это очень быстрое формирование зависимости. Достаточно принимать алкоголь раз или два в месяц, чтобы сформировалась устойчивая патологическая тяга.

Кроме того, на неокрепший организм спиртное оказывает значительно более серьёзное разрушающее воздействие, чем на взрослый. Ферменты, необходимые для обезвреживания этанола, вырабатываются с меньшей скоростью, поэтому интоксикация протекает острее. Это приводит к опасным последствиям.

От интоксикации этанолом страдают все органы и системы, причём в большей мере, чем у взрослых. Разрушается печень, головной мозг, нарушается деятельность сердца, сосудов, органов репродукции.

При достаточной концентрации этанола в крови его молекулы преодолевают гематоэнцефалический барьер, оказывая негативное влияние на церебральные клетки. Они массово отмирают, в результате нарушается функционирование различных мозговых центров, снижаются когнитивные функции.

Симптомами воздействия алкоголя на неокрепшую нервную систему ребенка являются:

  • ухудшение памяти;
  • снижение концентрации внимания;
  • ослабление функций восприятия;
  • снижение интеллекта;
  • ограничение способности к образному и логическому мышлению.

По мере развития алкогольной зависимости страдают центры управления организмом. Постоянное токсическое воздействие разрушает мозг, в результате могут развиться нарушения речи, зрения, слуха, ухудшиться координация движений.

Вследствие ухудшения функций печени сбивается метаболизм, развиваются различные заболевания. Начинаются гепатиты, холецистит, панкреатит, гастриты. Нарушается пищеварение из-за повреждений органов желудочно-кишечного тракта, изменения кислотности среды желудка.

Разрушаются эндокринная и репродуктивная системы. У детей с алкогольной зависимостью наблюдаются задержки полового развития, неправильное формирование органов репродукции. Гормональный фон также нарушается вследствие некорректного функционирования эндокринных органов.

Последствия

Вероятность отравления спиртным у ребенка намного выше, чем у взрослого, так как он не умеет контролировать количество потребляемого алкоголя. Если произошло отравление этанолом, необходима срочная медицинская помощь.

Последствия употребления спиртного в детском возрасте могут быть страшными. Если этанол воздействует на организм ребенка 6-7 лет, это может привести к значительному отставанию в развитии, психической и физиологической неполноценности. При регулярной интоксикации организм перестает развиваться, начинает деградировать. Результатом становится олигофрения или имбецильность.

Дети с алкогольной зависимостью утрачивают или вовсе не успевают приобрести цели в жизни, и у них нет воли и стремления к их достижению. Кроме того, алкоголику не удается получить образование из-за того, что когнитивные функции значительно нарушены. Они не способны воспринимать и запоминать информацию, приобретать навыки. Они существенно отстают в интеллектуальном и физическом развитии.

Помимо физиологических и психических последствий детский алкоголизм чреват социальными проблемами. Пьяные дети совершают преступления, иногда серьёзные, вступают в сексуальные контакты, предпринимают суицидальные попытки.

Лечение

Лечение ребенка, у которого наблюдаются признаки алкогольной зависимости, следует начинать, не откладывая. Если алкоголизм уже сформировался, стал очевидным, значит, проблема стоит серьезная. Уговоры, внушения, наказания в таких случаях не помогут, необходимо понимать, что ребенок болен, и ему требуется квалифицированная медицинская помощь.

Заметив тревожные проявления в поведении и состоянии ребенка, необходимо обратиться к наркологу. Также потребуется помощь психолога или психотерапевта. Однако все эти врачи утверждают, что терапия не принесет нужного результата, если у родителей нет постоянного эмоционального контакта с ребенком, а в семье присутствует негативный психологический климат.

Отец и мать должны понимать проблемы своего ребенка, вникать, беседовать. Приучать к таким отношениям нужно с раннего детства, он должен доверять, прислушиваться и быть уверен, что его выслушают и поймут.

Родители должны знать и контролировать, чем занимаются их дети, с кем они общаются. В противном случае, уберечь от алкогольной зависимости и вылечить её, если она всё-таки возникла, почти невозможно.

Если ребенок не находит понимания в семье, он легко может очутиться в плохой компании, где научится выпивать, курить, а то и употреблять наркотики. Особенно, если у него есть свободные деньги. Многие родители «откупаются» от детей, чтобы те не мешали им решать «взрослые» проблемы, не путались под ногами. Чтобы предотвратить развитие пагубных пристрастий, отец и мать должны знать с кем и как ребенок проводит время, на что он тратит деньги. Прекратить выдачу средств на карманные расходы следует сразу же, если замечен хоть один тревожный симптом.


Все действия нужно обязательно согласовать с ребенком!

Лечение больных алкоголизмом детей наиболее эффективно, если оно проводится в условиях стационара. Они находятся под присмотром медиков, кроме того, отсутствует возможность достать алкоголь. По окончании терапии в клинике следует обеспечить благоприятные условия, рациональное питание, следить за режимом.

Если пьянство началось в компании одноклассников, то нужно подумать о смене школы. В некоторых случаях дети выпивают во дворе, тогда можно размышлять и о переезде. Это, конечно, непросто и хлопотно, однако здоровье ребенка дороже.

Чтобы отвлечь его от тяги к спиртного, помимо школьных занятий, нужно определить его в какую-нибудь спортивную секцию или кружок по интересам. Предварительно необходимо провести с ним беседу, чтобы понять, чего он хочет, узнать его потребности.

Профилактика

Профилактические меры против детского алкоголизма должны приниматься на всех уровнях. Государство со своей стороны ведет работу в этом направлении: запрещена продажа спиртного лицам, не достигшим 18-летнего возраста, введен запрет на все виды рекламы алкоголя (включая пиво).

Профилактическая работа против алкоголизма должна вестись и в учебных заведениях. Детям необходимо читать лекции, объяснять, чем грозит употребление спиртного. Педагоги должны уделять внимание каждому ребенку, вникать в его проблемы.

Однако наиболее эффективная профилактика алкоголизма среди детей может быть проведена только в семье. Именно там ребенок получает первые знания о мире, под влиянием родителей начинается формирование представлений о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Родители должны и своим примером доказывать, что пить не стоит, и объяснять, что можно, а чего делать ни в коем случае нельзя. При этом отвечать на вопросы и грамотно аргументировать.

Также отец и мать должны контролировать круг общения своего ребенка, обеспечить ему благоприятную социальную среду. Нужно уделять внимание выбору учебного заведения и места проживания, чтобы не допустить попадания в плохую компанию.

Ваш нарколог объясняет: чем опасен алкоголь для детского организма?

Для выяснения действия алкоголя на молодой организм ученые проводили эксперименты с участием лабораторных мышей. С раннего детского возраста животным давали небольшие количества алкоголя, подмешивая его в еду или воду. Спустя короткое время грызуны становились в прямом смысле алкоголиками: отказывались от чистой воды, требуя очередной дозы алкоголя. Если его не поступало, они вели себя неадекватно, носились по клетке, дрались и просовывали мордочки сквозь прутья клетки, требуя у людей заветное зелье.

Помимо поведенческих реакций исследовались физиологические функции организма мышей-алкоголиков. Отмечались множественные нарушения в работе органов и систем, низкий уровень иммунитета, задержка полового и физического развития.

На основании подобных экспериментов были сделаны выводы о резко негативном действии алкоголя на детский организм.

Употребление спиртного в раннем возрасте недопустимо ни в каких дозах, и родители должны это знать.

Распитие алкогольных напитков в детстве влечет целый ряд негативных последствий, не только медицинского, но и социального характера. В состоянии опьянения ребенок может совершить серьёзное правонарушение, а в самых вопиющих случаях – попасть в колонию для несовершеннолетних. Под влиянием алкоголя дети вступают в незащищенные половые контакты, заражаются инфекциями и беременеют. Это отражается на всей дальнейшей жизни. Поэтому на борьбу с детским алкоголизмом должны быть направлены все доступные средства.

К сожалению, подростковый алкоголизм — это не новость для нашей страны. Очень большой процент школьников регулярно употребляет какие-либо виды спиртных напитков. При этом возраст потребителей алкоголя постоянно снижается, и сейчас данная проблема касается даже учащихся младших классов.

Каковы же причины детского алкоголизма?

Причины детского алкоголизма основываются на психологии. Как правило, это:

  • плохая компания;
  • соответствующий пример – пьющие родственники;
  • очень много свободного времени;
  • способ самоутвердиться;
  • давление со стороны родителей;
  • метод устранения проблем.

Причины, которые указаны выше, касаются детского и подросткового алкоголизма. У многих данной категории детей привычка к зависимости способна появляться еще в утробе мам, если они употребляют алкоголь. Ведь спиртное оказывается в крови малыша, попадая туда сквозь плаценту.

Чем конкретно страшна эта тенденция? Прежде всего, если человек начал употреблять спиртные напитки в 10 лет, то к моменту получения паспорта у него есть все шансы стать зависимым от алкоголя. Но даже не это самое страшное.

У детей появляются определенные признаки алкоголизма:

  • удлиняется форма лица;
  • лоб становится низким;
  • кости подбородка неправильно развиваются;
  • наблюдается деформирование грудной клетки, недоразвитие тазобедренных суставов, слабо разгибаются локтевые суставы;
  • уплотнение затылка;
  • укорочение верхней губы;
  • пороки сердца;
  • косоглазие;
  • неправильное физическое развитие и так далее.

Далеко не все дети, балующиеся пивом или баночными коктейлями, впоследствии станут алкоголиками. Кто-то ограничивает себя по собственным соображениям или опасаясь наказания родителей. Другие же самостоятельно откажутся от опасной привычки, немного повзрослев.

Какие последствия детского алкоголизма?

Гораздо страшнее то, что употребление алкоголя в столь раннем возрасте крайне серьезно вредит здоровью. Несформировавшийся организм очень уязвим к разрушительному воздействию алкоголя и веществ, добавляемых в дешевое пиво, баночные коктейли и т.д.

Наиболее опасные из последствий детского алкоголизма:

  • расстройство ЖКТ;
  • болезнь сердечно-сосудистой системы;
  • снижение иммунитета;
  • авитаминоз;
  • нарушаются функции головного мозга.

Если своевременно диагностировать алкогольную зависимость у ребенка, исключить причины детского алкоголизма, то его можно быстро излечить, избежав непоправимых последствий детского алкоголизма. Нужно осуществить грамотную профилактику, предоставить ребенку возможность чем-то заняться – а это учеба, походы в секции и так далее.

План

1. Причины и последствия детского алкоголизма.

2.Особенности детского алкоголизма.

3.Уровни вовлечённости детей в употреблении спиртного.

4. Проблема алкоголизма.

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической, экологической нестабильности общества и неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

На фоне быстрого распространения наркомании в России ослабло внимание к проблеме массовой алкоголизации населения. Между тем, практически по всем параметрам – уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве алкогольного опьянения, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения, оно достигло уровня, серьёзно подрывающего духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.

Исследования, проведённые среди подростков-школьников, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие традиции и обычаи. 57,7 % мальчиков и 73,4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. На развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста выявлено также влияние сверстников. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12–16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %. Причём, если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет, то у ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее.

1.Причины и последствия детского алкоголизма .

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, психологи которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.

Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно

происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и

младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит

неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих

предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов.

Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития ребенка.

Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок чаще начинает употреблять спиртные напитки, чем в других:

1)конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.

2)десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. В таких семьях отсутствует контроль за ребёнком.

У ребёнка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными.

Ребёнок чувствует себя в опасности в своём доме, где должен был бы

чувствовать себя более защищенным.

Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков

– усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные

последствия.

Алкоголь как времяпрепровождение. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом

времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее

предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию: 1) дети, с завышенной

самооценкой; 2) дети, с повышенным чувством жестокости и агрессивности; 3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны

родителей; 4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.

2.Особенности детского алкоголизма.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые

появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо-

физиологическим строением детского организма;

Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в

подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость

центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего

происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что

принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как

правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно;

Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится

нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они

начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для

них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению –

только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;

Низкая эффективность лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением.

В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления.

3.Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.

Опираясь на исследования ученных, выделили семь уровней вовлеченности

старшеклассников в процесс алкоголизации.

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не

употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов

выпивок, обычно более двух раз в месяц.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное

опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная

переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется

количество приема алкоголя.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.

Проблема алкоголизма

Ф. Углов пишет о работах известного учёного Б. И. Исакова, которые показывают, что повреждающее действие алкоголя на генетический аппарат женщин наиболее сильный. Отказ от спиртных напитков в течение 4 лет приводит к восстановлению репродуктивной функции мужчины, восстановления детородных органов женщины не происходит. Повреждение генетического кода (при алкоголизме в нескольких поколениях) приводит к рождению детей с нарушением сознания, которое проявляется в агрессивности, интеллектуальной ослабленности, физических нарушениях, нарушениях поведения. Причём семьи даже "умеренно употребляющие" алкоголь расплачиваются ограниченностью своих детей и внуков.

В проблеме семейного алкоголизма выделяют два направления: первое – более частая приверженность к алкоголю детей хронических алкоголиков; второе – появление детей с умственными и телесными дефектами вследствие алкоголизма родителей.

К основным проблемам, оказывающим негативное влияние на воспитании, относятся конфликты между супругами и ближайшими родственниками; противоречивость педагогических позиций; чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую её как предмет реализации родительских амбиций; чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребёнка, которые провоцируют формирование аналогичных параметров в его личности; феномен единственного ребёнка, лишённого возможности переживать свои детские эмоции среди детей; смена жизненных стереотипов, переезд, длительный отрыв от значимых взрослых, круглосуточное пребывание в детских учреждениях; заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей, либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем, выживанием.

Выявлено влияние сверстников на развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12-16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %.

Существует проблема влияния типа акцентуации характера подростка на бытовое пьянство и алкоголизм. Об этой зависимости пишут В. Д. Завьялов, А. Е. Личко и др. В частности, А. Е. Личко отмечает, что злоупотребление спиртным имеет место у 45 % обследованных представителей неустойчивого типа, у 35 % - эпилептоидного, у 28 % - истероидных, у 25 % - гипертимного и гипертимно - неустойчивого типов. Лишь единицы шизоидов предпочитают лёгкое опьянение. А.Е. Личко даёт достаточно подробную характеристику своеобразия способов и форм вхождения подростков с конкретными акцентуациями характера в бытовое пьянство и алкоголизм. Из сказанного следует, что подростков с акцентуациями надо считать группой риска по отношению к пьянству и алкоголизму. За ними необходимо постоянно наблюдать, чтобы быстро выявить начало девиантного поведения.

Профилактическая работа должна содержать три направления:

1) санологическое (лечение, профилактика, коррекция хронических и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнедеятельности;

2) психовалеологическое (формирование здорового образа жизни, активная мотивация на здоровье, диагностика показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение "факторов риска", сохранение и увеличение резервов здоровья в связи с различными режимами обучения);

3) психолого-педагогическое – решающее с использованием санологического и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков, включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию девиантного.

К основным способам профилактики алкоголизма среди детей младшего подросткового возраста относятся:

· превентивное образование родителей в форме лекций, бесед;

· формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;

· определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;

· издание специальной литературы для подростков о вреде алкоголя.

При организации профилактической работы необходимо учитывать:

o характерные особенности социализации детей и молодёжи в современных условиях;

o наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;

o специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

Социально - педагогическая профилактика в семье включает:

v создание благоприятных условий для развития ребёнка и, следовательно,- исключение неблагоприятных (попустительства, гиперопеки, подавления и дискриминации и т. д.);

v укрепление самооценки ребёнка и формирование у него осознанного отношения к здоровью;

v укрепление его личной способности к преодолению кризисных ситуаций, конфликтов, трудностей;

v помощь в организации деятельности и отдыха;

v укрепление функций поддержки ребёнка в семье, его защищённости.

Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма представляются следующие:

§ санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей - наркологов или школьного врача);

§ пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни;

§ оценка социальной сущности и природы употребления алкоголя в общении с детьми на уроках и классных часах;

§ ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал;-

борьба с любым потреблением спиртного.

Дети младшего подросткового возраста испытывают затруднения в общении со сверстниками. Они отмечают, что друзья не понимают их внутреннего мира, у них нет общих интересов. Иногда дети ни к кому не могут обратиться за помощью в трудную минуту. Некоторые считают, что учителя несправедливо ставят им оценки, ругают за плохое поведение. Таким образом, дети нуждаются в доверительных беседах с родителями, товарищами, учителями.

Одним из ярко выраженных факторов риска в возникновении алкогольной зависимости является неадекватная самооценка детей младшего подросткового возраста, обычно она занижена: 29,63 % учащихся имеют заниженную самооценку, 55,56 % - адекватную, 14,81 % - завышенную.

1) родители недооценивают опасность развития алкоголизма, в качестве самой распространённой причины отмечают социально-бытовые условия и считают, что его можно эффективно профилактировать с помощью СМИ;

2) дети младшего школьного возраста нуждаются в формировании адекватной самооценки.

1. Необходимо проводить профилактическую работу среди детей младшего подросткового возраста в школе.

2. После выявления детей, относящихся к "группе риска" (развития алкоголизма), проводить индивидуальную профилактическую работу.

3. Необходимо разработать комплексную программу, целью которой будет оздоровление населения города, в рамках общероссийской программы "Здоровье города, здоровье сообщества".

4. При выборе конкретной антиалкогольной программы необходимо учитывать возраст, пол, культурное развитие и социально-экономический статус подростка.

5. Использовать технологии, обращённые к личности подростка, группам сверстников.

6. Социальным педагогам обучать учителей ведению профилактической работы.

7. Проводить воспитательную работу среди населения, направленную на повышение его культурного уровня, нравственного сознания и формирование антиалкогольного мнения.

8. Формировать установку на трезвость у подрастающего поколения.

9. Противоалкогольное обучение в школе необходимо начинать с первого класса, так как именно в этом возрасте целесообразно вырабатывать установки в отношении алкоголя.

Заключение

Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка, воспитать личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма. Библиотекам желательно целенаправленно проводить мероприятия, посвященные проблемам борьбы с пороками, распространёнными в молодёжной среде. Определяя практические задачи духовно-нравственного воспитания, следует ориентироваться на те аспекты этой сферы, которые выделяет обслуживаемое библиотекой образовательное учреждение. При планировании работы предпочтение стоит отдавать формам и методам, помогающим ученикам самим формировать духовно-нравственные установки, собственные оценки и убеждения.

В системе образования всё чаще начинают рассматривать как особый современный инструмент духовно-нравственного воспитания новые информационные технологии. Они позволяют не просто отыскать материалы по теме и изучить их, но на их базе создавать свои творческие продукты:

– текстовые (рефераты, обзоры, сочинения, доклады и сообщения, творческие работы), визуальные (таблицы, в т.ч. синхронные, рисунки-картины, коллажи с использованием фото и изоматериалов),

– аудитивные (записи своих выступлений, сообщений и докладов, декламации и пения, музыкально-поэтические композиции и др.),

– мультимедийные (видеофильмы, мультфильмы, игровые программы).

Вместе с тем, нам надо помнить, что сегодня посредством как традиционных, так и новых носителей информации, в том числе и попадающих и в фонды библиотек, ведётся сознательное распространение чуждой нам субкультуры (культуры наркозависимых, криминальной и гей-культуры и пр.). Так, например, через Интернет можно получить самую разную информацию, в том числе и угрожающую нравственному и физическому здоровью людей.

Список используемой литературы:

    Мудрик А.В., Введение в социальную педагогику. М., 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, Программа курса, М. – Воронеж, 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Социальная педагогика // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    История социальной педагогики // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    Василькова Ю.В., Василькова Т.А., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Шептенко П.А., Г.А. Воронина, Методика и технология работы социального педагога, М., Академия, 2001 г.

    Андреева И.Н., Антология по истории и теории социальной педагогики, М., Академия, 2000 г.

    Ю.Н. Галагузова и др., Социальная педагогика, (практика), М., Владос, 2001 г.

10.Енижеева Д.Д., Пограничные состояния у детей и подростков., М., Академия, 1998 г.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!