Формы образования в древней греции. Система образования в древней греции

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образование и первые учебные заведения в Древней Греции

В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.

Итак, в Древней Греции было несколько типов учебных заведений: школа, палестра, гимнасия. древний греция гимнасия театр

1. Школа - образование в Греции было платным. Когда афинскому мальчику, сыну состоятельного гражданина, исполнялось семь лет, его отдавали в школу. До этого возраста он проводил время дома, на женской половине, играя с братьями и сестрами, слушая песни рабынь, трудившихся над пряжей, тканьем, вышивкой, приготовлением пищи, или сказки няни и матери. Ни один посторонний мужчина не входил на женскую половину. Изредка отец водил своего сына в гости или разрешал ему присутствовать в мужском зале, когда гости собирались у него в доме.

С семи лет начиналось обучение в школе. Прощай, женская половина дома и игры с сестрами! Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, это быть скромными, покорными женами и домовитыми хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордились ими отец и муж. А для такой жизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за рабынями.

Когда мальчик идёт в школу за ними, следуют рабы, обязанные сопровождать господских сыновей в школу. Они несут за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском таблички для письма, палочки - стили, которыми писали, а для старших мальчиков - и лиру, на которой они учились играть.

Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей. Афиняне, как и все рабовладельцы, презирали тех, кто работал за плату, поэтому учителя не пользовались большим уважением в обществе. Когда о каком-нибудь человеке долго не было вестей, знакомые говорили: он, верно, или умер, или сделался учителем. Этим они хотели сказать, что пропавший ведет слишком жалкую жизнь, чтобы подать о себе весть друзьям. Это не мешало учителям, так же как педагогам и отцам, щедро наделять непослушных и невнимательных учеников палочными ударами, так что спина ученика делалась "пестрее шкуры змеи". В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство. В школе мальчика, прежде всего, учили грамоте. Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Поэмы Гомера считались очень полезными для детей. Они давали много сведений по ведению хозяйства, а каждый афинянин должен был научиться управлять своим домом; они учили повиновению, а каждый гражданин должен был уметь повиноваться. В школе мальчиков учили игре на кифаре, на лире и на флейте, а также пению. Всякий афинянин должен был уметь играть и петь.

2. Палестра (“пале” - борьба) - с 12 - 13 лет мальчики начинали посещать также и гимнастические школы, а с 14 лет гимнастика почти совершенно вытесняла в их жизни музическую школу. Изучение гимнастики считалось не менее важным делом, чем знакомство с музыкой и литературой. Ведь гражданин должен быть и воином, а кому же нужны такие воины, говорили афиняне, которые дрожат на морозе, слабеют от жары, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы, которые не умеют ответить на удар ударом, переплыть реку или догнать убегающего врага.

Прозанимавшись первую половину дня в музической школе, мальчики отправлялись в палестру - так назывались гимнастические школы. Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала упругой и гладкой, они выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Учитель гимнастики, вооружённый тростью, которой он действовал не менее усердно, чем учитель музической школы, уже поджидал своих учеников. Начинались упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми.

3. Гимнасии - первоначально предназначались для физических упражнений, но позже превратились в своеобразные центры общения и места музических и физических упражнений молодёжи. В гимнасии поступали после палестры знатные, богатые афинские юноши в возрасте 16 - 18 лет. Продолжая заниматься в гимнасии гимнастикой, они под руководством философов изучали также политику, философию, литературу. Наиболее известными гимнасиями были Академия, где вёл беседы со своими учениками Платон, и Ликей, основанный Аристотелем.

В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить, прежде всего, воина и мать воина. В течение 13 лет -- с 7 до 20 лет -- мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на состязаниях. Меньше, чем, например, в Афинах, маленькие спартанцы занимались музыкой и литературой, были более закалены телом. Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными, и если выдержка, твердость и лаконичность заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил идеал "калокагатии" -- красоты и добра, слитых воедино.

А теперь отправимся в театр Диониса!

«С весёлой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда, в его руках тирс, украшенный плющом. Под звуки флейт шумное шествие весело движется в горах, среди тенистых лесов, по зеленым лужайкам»…

Дионис (Вакх) - в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Театр Диониса под Акрополем является самым древним театром Греции. Именно здесь впервые были поставлены первые пьесы античных классиков.

У истоков греческого театра и лежали праздники в честь бога Диониса.

Осенью, после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов - сатиров. Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами - песнями, прославляющими Диониса.

В 6 в. до н. э. в эти праздники был введён сценарий. Так появились 1-е спектакли. Вскоре праздники были перенесены в специальные места - театры, а спустя некоторое время появились драматурги - люди, сочинявшие пьесы для театра.

Все посетители театра делились на 2 группы - почётные гости и обычные зрители. Почётными гостями были жрецы Диониса, олимпионики и стратеги. Обычные посетители покупали билеты. Власти для привлечения зрителей выдавали деньги для посещения театра.

Актёры, игравшие в спектаклях, главной задачей считали заучивание текста. Его произносили со всевозможными завываниями, пытаясь передать чувства героев. Этой же цели служили маски: они отражали радость, горе и другие эмоции.

Театр Дионисия не всегда был каменным. Изначально он был построен из дерева и служил отчасти и торжественным событиям. Долгое время на каждый дионисийский праздник строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена, и только в 330 г. до н.э. их заменили на каменные. Каменный театр насчитывал 67 рядов и мог вмещать от 14 до 17 тысяч зрителей.

Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для VIP - зрителей. Многие из них, относящиеся к разным эпохам античности, с высеченными именами и должностями владельцев, стоят на месте до сих пор. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана, страстного любителя греческой культуры.

У каждого места в театре есть свое название.

Скене - палатка, где актёры одевались и переодевались (каждый из актёров исполнял несколько ролей); сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых боковые назывались -- параскениями, а то, что мы называем сценой -- предскением.

Поднимавшийся уступами полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром.

Орхестра - место между сценой и амфитеатром. Здесь помещался хор, который управлялся корифеем (руководителем хора).

В театре было 2 вида представлений.

Первый - трагедии. Слово «трагедия» происходит от греческих слов козёл и песнь, то есть «песня козлов». Это название вновь ведёт нас к сатирам - спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Очень часто актёры, исполнявшие трагические роли, вставали на деревянные колодки - их было лучше видно. Так пытались подчеркнуть, «высокий», возвышенный характер трагедии. Декораций в обычном смысле слова греческий театр не знал. Это оказало влияние на технику оформления греческой трагедии. Актёры носили маски, котурны (высокая обувь на деревянном каблуке) и длинные до пят плащи (цвет их зависел от роли -- цари, например, носили красные плащи). Всё это должно было придать актёру высокий рост и величие, уподоблявшие его богу или герою, которых он изображал. В соответствии с этим жест актёра был преувеличенным, а декламация его -- торжественной, патетической.

Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигает в творчестве трёх великих трагиков 5 в. до н. э. - Эсхила, Софокла и Еврипида - и комического поэта Аристофана, творившего и в начале 4 в. до н. э. Каждый из них уделял большее внимание конкретным и определённым вопросам, но объединяло их стремление жить в демократичном афинском обществе и руководствоваться теми принципами, которые были провозглашены им как основополагающие.

Другим популярным театральным жанром была комедия. Слово «комедия» происходит от греческих - шествие и «песня шествия». Это описание шествия подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками на сельских праздниках в честь Диониса.

К старшему поколению комедийных поэтов принадлежали Хионид и Магнет, о которых почти ничего неизвестно, к младшему - Кратин, Евполид и Аристофан, от их произведений сохранились лишь фрагменты.

Наиболее популярным комедийным драматургом был Аристофан, написавший комедию «Птицы». Комедии Аристофана отличаются богатством идейного содержания, выразительностью театральной формы. Он - одновременно и вершина её, и завершение. Во второй половине 4 в. до н. э., когда в Греции сильно изменились социально-экономические условия, древняя комедия утратила свою основу.

Палестра

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Градостроительная система Древней Греции, благоустройство городов. Памятник градостроительного искусства древней Греции - город Милет. Жилой квартал эллинистического времени. Дом среднего класса и людей беднее. Особенности культуры Древней Греции.

    реферат , добавлен 10.04.2014

    Общественная жизнь Древней Греции. Теория ораторского искусства. Интерес к публичным выступлениям в Древней Греции. Формы ораторской речи, законы логики, искусство спора, умение воздействовать на аудиторию. Греческие ораторы Лисий, Аристотель и Демосфен.

    презентация , добавлен 05.12.2016

    Главная линия исторического развития Греции в VIII–VI вв. до н.э. Расцвет культуры Древней Греции. Культурное наследие греческой цивилизации, его влияние на все народы Европы, их литературу, философию, религиозное мышление, политическое образование.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. История Древней Греции. Ольвия: город эпохи эллинизма. История культуры Древней Греции и Рима. Искусство Древнего Мира. Право Древней Греции.

    реферат , добавлен 03.12.2002

    Особенности государственного механизма в Древней Греции, основные полномочия органов государственной власти. Анализ политико-правового режима и административно-территориального устройства. Реформы в области государственного управления и законодательства.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Предпосылки для формирования системы физического воспитания Древней Греции. Особенности системы физического воспитания. Физические программы в ходе обучения в палестрах. Виды спорта. Спортивнее состязания, как часть системы физического воспитания.

    реферат , добавлен 17.02.2009

    Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия. Периоды развития греческой мифологии. Периодизация древнегреческого искусства. Культурные связи Греции и Востока. Философия, архитектура, литература.

    реферат , добавлен 07.01.2015

    История Древней Греции. Произведения искусства, изобретения, знаменитые атлеты, философы и скульпторы. Сходство в менталитете нашего современника и древнего эллина. Герои, которых уважали древние греки. Понимание образов героев: Ахиллеса и Одиссея.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Этапы становления и развития политической мысли Древней Греции и Древнего Рима. Зарождения науки о политике, появление реалистической концепции власти. Развитие мыслителями античности идей свободы человека, справедливости, гражданства, ответственности.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    Зарождение основных очагов цивилизации. Крито-микенский, гомеровский, архаический и классический периоды экономической истории Древней Греции. Периоды в развитии Древнего Рима. Экономическая структура италийского села. Внутренняя торговля по всей Италии.

Именно благодаря своей развитой и многообразной системе обучения и воспитания древние греки сумели создать подобный уровень культуры, который положил основу большинству культур современности. Высокоразвитой для своей эпохи Древней Грецией был установлен эталон гениального и прекрасного в культуре, литературе, архитектуре и музыке, которым человечество пользуется до сих пор.

Примечательно, что к концу 5 века до н.э. в Афинах нельзя было найти ни одного свободного человека, который бы не мог читать и писать.

Это обусловлено тем, что в это время начали организовываться школы. Основой обучения было равноправное умственное и физическое развитие, афиняне предпочитали, чтобы их дети были образованны не только интеллектуально и музыкально, но и были физически развитыми.

Принципы образования в Древней Греции

В образовательной системе использовали благородные состязание, которые были искусно выбранной стимулирующей силой для достижения наивысших результатов. Афиняне использовали агонистику – принцип состязательности, в котором соревнование происходит между личностями и группами в самых различных областях жизни.

Обучение мальчиков

Мальчикам полагалось иметь троих учителей: грамматиста, педотриба и кифариста. Грамматист первоначально обучал детей чтению и письму, а когда они полностью овладевали этими навыками, то дальнейшее обучение заключалось в изучение древней литературы и законодательства. А кифарист должен был обучать детей игре на таких инструментах, как лира и кифара.

Основной задачей физического воспитания была подготовка к военной службе, ведь это было остро необходимо для того, чтобы юноши могли защищать свою родину. А при помощи педотриба дети обучались бегу, прыжкам, метанию копья и дисков, педотриба можно назвать учителем гимнастики. Такими способами дети обучались истории своей страны, ее обычаям и традициям, развивали в себе выносливость и умение переносить любые испытания, упорство в достижении поставленных целей. Также при таком обучении воспитывались и тренировались будущие чемпионы Олимпийский игр в Древней Греции.

Обучение в олигархической Спарте проводилось с большим акцентом менно на физическую подготовку мальчиков, умение выдерживать лишения, голод, боль и стужу были основой обучения любого спартанца.

С 4 века до н.э. для обучения стали привлекать философов, которые могли обучить детей мудрости. Софисты обучали искусству риторики и искусству спора – для жизни в Древней Греции эти умения были крайне важны. В 392 году до н.э. была основа школа риторики Исократа, а спустя несколько лет была открыта знаменитая Академия Платона.

Обучение девочек

Если говорить об обучении девочек, то необходимо отметить, что до семи лет они находились под опекой матерей и нянек. А с семи лет они обучались ткачеству, прядению, умению читать и писать. Их обучение напрямую зависело от пожеланий и возможностей семьи, в которой они выросли, ведь государство перекладывало обязательство обучения девушек на их семьи.

В Афинах обучению девочек уделяли меньше внимания, чем в Спарте. В Спарте девочки обязательно должны были быть обучены письму и чтению, они занимались интенсивной гимнастикой, пением и танцами, так как должны были принимать участие в религиозных ритуалах и мистериях.

В 3 - 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане.

Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

Следующим этапом генезиса воспитания и обучения в этом регионе стали времена т. н. архаической Греции (X -VIII вв. до н. э.). Ярко и образно нарисовал картину воспитания и обучения в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах "Илиада" и "Одиссея". Герои Гомера получали воспитание под присмотром наставников-старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины .

Принятые в архаической Греции формы воспитания описаны также в поэме Гесиода "Труды и дни", где говорится о быте и жизненных установлениях той древней эпохи. Ведущим мотивом этой поэмы является мысль о трудолюбии как важнейшем качестве человека.

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связаны с культурой городов-полисов (государств) (VI -IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите юные свободные граждане имели возможность получать образование за счет государства. Образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать"

Аристотель. Этика. Политика. Поэтика//Собр. соч.: В 4-х тт. Т. 4. - М, 1984. - С.154..

Лишиться права и возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно поэтому, как утверждает древнегреческий историк Плутарх, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке.

По свидетельству Плутарха, ввиду понимания сугубой важности образования города-полисы зачастую не прерывали учебы юных граждан даже в трудные дни войн. Когда умирал философ Анаксагор (500 - 428 до и, э.) и горожане спросили, чем почтить его память, он сказал: "Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий".

В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция.

Школы были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было - выходные выпадали на городские и семейные праздники.

Платили учителям немного - примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: "Он умер или стал учителем" Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура.- М., 1976. - С.15..

Книг было чрезвычайно мало. Образование усваивалось с голоса учителя.

На начальное обучение тратилось 6 - 8 лет, примерно до 14-летнего возраста. Учили начаткам чтения, письма и пения.

Читать учились по слогам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова - имена богов и героев. Затем читали первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки: "Прекрасен тот, кто вправду человек во всем", "Приятно, если умный сын в дому растет", "Пусть все несут совместно бремя общее" и т. д. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть.

Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочки - стило, - заостренной с одного конца: острым концом оцарапывали буквы, тупым стирали написанное.

Для упражнений в счете служила доска - абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т. д. На клетки клали »бы или камешки - от одного до девяти. С помощью абаки учились четырем арифметическим действиям.

Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во Многом олицетворяли противоположные принципы воспитания обучения.

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитаниеe спартиатов - полноправных граждан Лакедемона - передавало по преимуществу цель подготовить члена военной общины. По утверждению римского историка Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу .

Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

На первом этапе дети поступали под начало воспитателя - пайдонома. Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года подросткам верхней одеждой служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, получавшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдержать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов .

На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением, которые преподавались несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще более суровыми. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу.

К 20 годам эйрены получали полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей, воина. К порокам, однако, не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница.

Воспитание девочек и девушек - спартиаток мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, что и у юношей, было сексуальное поведение .

Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения - таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь педагогический опыт Спарты оказался забыт Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах. Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию - совокупности добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин.

Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.

Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных афинян обычно получали такое воспитание до семи лет. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб - педагог (дословно - поводырь). Воспитателем часто оказывался самый никудышный в хозяйстве раб. Так что нередко педагог был носителем далеко не лучших свойств, которые зачастую усваивал и его подопечный.

После семи лет мальчики - дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Существовало несколько типов подобных заведений.

Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7 --16-летнего возраста, в гимнастических школах, или палестрах, - 12 - 16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.

Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера. Как замечал в этой связи древнегреческий мыслитель Платон, "Элладу восторгал Гомер". В самом деле, "Илиада" и "Одиссея" были не только дидактическим материалом при обучении грамоте и музыке, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к традициям народа .

Обучение в мусической школе носило синкретический характер. Например, гекзаметры "Илиады" и "Одиссеи" произносились нараспев в сопровождении струнных инструментов. Кстати, этим объясняется меньшая популярность в Афинах духовых инструментов, поскольку их нельзя было использовать при мелодекламации. Постигались также азы математики, прежде всего четыре арифметических действия.

В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы "не приходилось от плохого свойства тел плоховать на войне и в прочих делах". Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство, пользуясь копьем и мечом. Так что полученная в палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину .

Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения - гимназии. В V -IV вв. до н. э. таких гимназий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг. В гимназиях совершенствовались в образовании юноши 16 - 18 лет. Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимназии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей .

Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18--20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды - широкополая шляпа и черный плащ (хламида). Менее скромными были содержание и задачи женского образования и воспитания Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой "совокупностью добродетелей". Ее уделом было домашнее хозяйство.

Древняя Греция представляет собой совокупность государств в II– I тысячелетии до н. э., в процессе развития которых были заложены основы развития демократии, философии и архитектуры всего западного мира.

Географическое расположение

Греция расположена на юге Балканского полуострова и прилегающих островах, а также занимала часть Малой Азии. Континентальная Греция состояла из трех частей: Ахей, Аттика и Пелопоннес. Островная Греция включала в себя несколько сотен островов, крупнейшими из которых были Крит и Эвбея.

Греция – достаточно гористая страна, вся территория которой состоит из долин и горных хребтов. На севере расположена гряда Балканских гор с вершинами Олим и Парнас. Пригодных для земледелия земель приходилось немного. Крупных рек в Греции тоже нет. Климат отличается неравномерным распределением осадков в течение года. Характерно засушливое лето и короткая, но холодная бесснежная зима. Дожди выпадали только в межсезонье, что затрудняло развитие земледелия.

Флора и фауна не отличались особым разнообразием. Зато горные районы были богаты на природные ресурсы. Во многих местах были обнаружены залежи железной руды, драгоценных металлов и мрамора. Встречались отложения высококачественной глины и строительного камня.

Древние периоды развития Греции

Крито-микенский период пришелся на конец III – начало II тысячелетия до н. э., и считается наиболее ранним зарождением европейской цивилизации. Именно в этот период на территории Греции возникли государственные образования.

Первое государство образуется на острове Крит, где была развита хозяйственная деятельность, ремесла, налаживалась торговля. Мастера создавали тонкие шедевры керамики с изображенными на них животными и растениями, изделия из бронзы. Города строились на побережье вокруг дворцов, остатки которых поражают богатством внутреннего убранства. Критское царство обладало мощнейшим флотом, имело развитые торговые связи.

На смену критскому государству пришло микенское. Микены были воинственными племенами, вторгшимися на территорию Крита. Они развивали торговые связи, занимались сельским хозяйством. Возникшую ранее на острове письменность микены приспособили для своего языка, о чем свидетельствуют найденные таблички с древними письменами.

Около 1100 года до н. э. крито-микенская цивилизация совершенно исчезла. Пришел полнейший экономический упадок, была утеряна письменность, многие ремесла были забыты. Численность населения существенно сократилась. Этот период учеными назван «Темным веком» в греческой истории.

Период Архаики обозначился значительным приростом населения, развитием ремесел и увеличением благосостояния народа. В поисках пригодных для сельского хозяйства земель греки растекались по всему Средиземноморью и побережью Черного моря, налаживая торговые связи. Возникало множество городов-государств, где процветали различные ремесла – изготавливались гончарные, металлические и железные изделия, тонко обрабатывались камни. Появляются греческие храмы, украшенные статуями в стиле реализма.

Классический период обозначился стремительным развитием искусства, литературы, философских наук и политики. Это время расцвета греческой цивилизации, ее культуры и государственности. Период обозначился плотным сотрудничеством разрозненных городов-государств и Афин, чей флот сыграл решающую роль в войне с персами.

Мифология

Мифологические представления древних греков складывалась веками, формировались мифы и легенды о бессмертных богах, живущих на горе Олимп. Именно по мифологическим данным можно воссоздать полную картину представлений греков о мире.

Землю населяли грозные великаны и чудовища, титаны и циклопы. Природные явления нашли отражение в греческих божествах. Так возник бог Зевс – могущественный громовержец, отец всех богов и людей.

Боги в видении греков были наделены человеческими чертами внешне, а также характерами и пороками людей. Их отношения были очень схожи с простыми человеческими. Они ссорились, предавали друг друга, влюблялись, расставались. Каждый из богов отвечал за какой-то промысел или род деятельности, покровительствовал какому-либо виду искусства или же олицетворял природное явление. Люди строили храмы для своих богов и приносили им дары. Каждый греческий город имел своего покровителя, оберегающий его жителей от войн и несчастий.


Мифы и сказания о легендарных героях нашли отражение во многих древних литературных источниках, описывая их бессмертные подвиги. Множество мифологических сюжетов были использованы скульпторами для создания своих шедевров.

Наука

В древности греки объясняли все природные явления и процессы волей богов, но со временем стали применять научный подход. В Греции изучали математику, риторику, биологию, философию, медицину и многие другие науки.

Греки сумели систематизировать знания народов Месопотамии и Египта, объединив их в общую математическую науку. Большой вклад в развитие точных наук внесли Архимед, Евклид и Пифагор. Серьезно относились и к философии, пытаясь объяснить происхождение мира и роль человека в нем. Особое внимание уделялось проблемам конкретного человека, его профессиональной деятельности и жизни в условиях государства. Великими философами тех времен были Аристотель, Сократ, Платон и Гераклид Понтийский.

Были организованы школы, где юные греки могли обучаться чтению, письму, математике, а также танцам и атлетике, что позволяло всесторонне развиваться.


Научным центром Греции стала Александрия. В Александрийскую библиотеку и музей съезжались ученые со всего Средиземноморья. Здесь творили свои шедевры выдающиеся художники и поэты, скульпторы и драматурги.

Образование

В эпоху Древней Греции существовали как частные, так и государственные учебные заведения. Образование мог получить любой свободный человек, независимо от его положения в обществе. Принципы обучения базировались на личностном и командном соревновании. Ученикам прививали как точные науки, так и музыкальные, развивали физически и духовно, давали азы морального кодекса гражданина. Обучение проходило поэтапно, начиная с низшей школы и заканчивая гимназиями.


Мальчики обучались письму и чтению, а также игре на лире или кифаре. Обязательной была подготовка к воинской службе. На таких занятиях ученики обучались метанию диска, бегу и прыжкам, тренировались выносливость и упорство. В Спарте мальчиков забирали из семьи и воспитывали с большим уклоном на физическое образование. Они приучали учеников с самых малых лет уметь переносить лишения, голод и боль.

Девочки в первую очередь обучались ремеслу – ткачеству, гончарству, прядению. Они учились писать и читать, а также танцам, гимнастике и пению.

Искусства Древней Греции

Из всех видов искусств наиболее быстрый подъем был заметен в литературном жанре. Из большого количества древних шедевров греческой литературы до нашего времени дошло очень немного, но они обусловили развитие литературы всей западной цивилизации. Античная литература включает в себя произведения философов, поэтов и писателей.

Древние авторы позаимствовали алфавит у финикийцев. Долгое время они писали справа налево, и только в VI веке до н. э. письменность приобрела привычный вид. Тематика ранних литературных произведений неразрывно связана с древнегреческими мифами. Наиболее распространенным жанром был эпос. Шедеврами литературы считаются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они являлись источником знаний для многих поколений, воспевая подвиги и легендарные жизни героев.

Позже в Греции зародилась лирическая форма поэзии, а также басни, обучающие моральному поведению и благодетели. Самостоятельным жанром стала драматургия, которая получила широкое распространение.

Древнегреческий театр возник из ритуального действа в честь бога Диониса. Так сформировались первые два жанра – комедия и трагедия. Сюжеты были тесно связаны с мифологией, носили нравственный характер, поднимали важные проблемы, близкие каждому человеку. Комедии обычно высмеивали человеческие слабости и являлись сатирическим изображением известных философов и политиков того времени.

Театры строили под открытым небом. Они имели круглую или овальную форму и достигали достаточно крупных размеров. Представления могли продолжаться в течение нескольких дней, где каждый драматург представлял на суд зрителей свои произведения по мотивам классической драмы. Наиболее известными авторами-драматургами в Древней Греции были Эсхил и Софокл. Они создали множество трагедий, но не многие из этих творений сохранились до настоящего времени.

Театральные представления обязательно сопровождала музыка. Музыкальное искусство было широко распространено среди греков и воспевалось в легендах и мифах. Мелодичным звукам музыкантов-богов приписывали невероятную мощь, влияние на людей, животных и силы природы. Само слово «музыка» вышло из греческого языка.

Музыкальное образование было обязательным для свободных граждан Греции. Практически все общественные мероприятия проходили под музыку. Греки устраивали состязания певцов и музыкантов. Спартанцы приспосабливали музыку к своим военным нуждам.

Пение под музыку было неотъемлемой частью ритуальных действ в честь богов. Песни имели свое назначение, разделялись по жанрам. Но нотной записи греки не знали, поэтому древние мелодии не сохранились. Однако песенный фольклор передавался между композиторами и исполнителями. Так возникли свадебные песни, хвалебные, бытовые. Из музыкальных инструментов распространены были лира, флейта и кифара. Музыканты не получали профессионального образования, поэтому искусство было построено на импровизации.

Развитие получила и греческая живопись. Образцы стенной живописи не дошли до настоящего времени, а известны лишь из литературных источников. В них указано, что мастера умели передавать светотени и создавать изображение предметов в объеме.

В большом количестве дошли образцы изображений на керамике. По ним можно судить о художественном уровне античной эпохи. Для ранней живописи характерны простые орнаменты и геометрические мотивы. Изображались сцены из мифов и легендарные подвиги из древних эпосов.

Уже позже художники освоили мастерство изображать человеческое тело и мелкие детали одежды. Возникают художественные школы, мастера которых работают в разных жанрах – портрет, натюрморт, пейзаж и другие.

Античная скульптура стала одним из наиболее чтимых видов искусства в Греции. Авторы старались воспеть красоту человеческого тела, его гармоничность и совершенство. Статуи богов украшали храмы, устанавливались на площадях.


Античная архитектура

В истории развития архитектуры Древней Греции насчитывается несколько периодов. Древний период, наступивший после войны с персами, характеризуется развитием и активным строительством городов-государств. Постепенно архитектурные формы из массивных и грубых становились более легкими и красивыми. Начинает формироваться собственный стиль, освобожденный от влияния других культур. Характерными особенностями было наличие площади в центре города и храмового сооружения.

Период классики являлся для греков периодом расцвета и выделялся разнообразием и смешением культур. Используются более дорогие материалы и роскошные формы. Стиль приобретает более гармоничные черты. Поздний период характеризовался пышностью и роскошью архитектурных форм, особенно при строительстве храмов. Сооружения возводились с особо эффектными архитектурными элементами.

Первоочередной задачей для греческих архитекторов было возведение храмов. Сооружения поражали своим изяществом и красотой, но были выполнены в стиле обычных жилищ греков. Человекоподобные боги обитали в каменных храмах, обычно прямоугольной формы со ступенчатым крыльцом и колоннами. Фронтоны украшались скульптурами. Крыша была двускатной. Помещение было светлым и просторным, внешнее убранство стремилось к гармонии. Греческие храмы не были внушающими страх перед богами, а, наоборот, приветливыми, схожими на жилье смертных.

Были созданы три типа колонн – ордеры, что определяло их форму, пропорции и способ отделки. Выделяют дорийский, ионический и коринфский ордеры, которые получили широкое применение в строительстве античных сооружений.


Наряду с храмами строились и театры, стадионы и жилые дома. Формы греческих построек всегда отличала простота и благородство элементов. Греками тщательно изучались природные условия и пейзаж, подбирался тот стиль архитектуры, который наиболее удачно вписывался в окружающие ландшафты.

Знатоки древнего мира утверждают, что европейская культура и европейская цивилизация в целом были бы не возможны без Древней Греции. И в самом деле, это так. В истоках древнегреческой культуры зачатки всех тех духовных ценностей, которые дороги нам сегодня. Понятия свободы, демократии берут своё начало в те времена. Греция – прародительница европейского театра. Греческие поэты и драматурги оставили культурное великое наследство, которое актуально и интересно сегодня. В Греции закладывались основы наук, которые развивались в наше время. Великие греческие философы Сократ, Платон, Аристотель заложили основы представлений о мире. Греческие спортсмены были первыми чемпионами Олимпийских игр У этого списка нет конца. Какую бы отрасль знаний или искусства мы ни взяли, корни её уходят в Древнюю Грецию – страну Олимпийских богов и бесстрашных героев.

Итак, Древнегреческая цивилизация оказала огромное влияние на становление не только западной культуры, но мировую цивилизацию вообще.

Во 2 в. до н. э. Греция была захвачена римлянами. Её культура оказала значительное воздействие на римскую цивилизацию.

Римом были унаследованы многие культурные ценности.

Предмет исследования – сравнительный анализ формирования и развития обучения и воспитания в двух древнейших цивилизациях.

Цель данной работы:

1) подбор и изучение литературных источников;

2)выделение и исследование конкретных аспектов в древнегреческой и древнеримской культуре, то есть аспекты обучения и воспитания;

3)сравнение программ обучения и воспитания в Древней Греции и в Древнем Риме.

Метод исследования – сравнительный анализ.

В Древней Греции можно выделить две основные системы обучения – афинскую и спартанскую, наиболее распространённой была афинская. В древнеримский период родители сами обучали своих детей. И только к началу 2 в. до н. э. начинала складываться система обучения.

С древнейших времён отец играл в воспитании сына решающую роль и в пример ему всегда ставилось старшее поколение.

В Древней Греции с семи лет мальчики поступали под опеку отца, где под руководством его и избранным им опекунов и наставников приобретал навыки общения с оружием, обучался музыке и танцам. Для человека, участвующего в религиозных обрядах и празднествах, всё это было необходимо. Надёжную подготовку к участию в общественной жизни давало овладение ораторским искусством. Готовили мальчика и к жизни практической: он учился вести хозяйство, наблюдал, как работают в поле и в винограднике, знакомился даже с практической медициной.

В Древнем Риме, как мальчики, так и девочки начинали учиться тоже с семи лет. Мальчики, ходившие в школу, были под постоянной опекой воспитателя-педагога: он сопровождал их на занятия, а дома исполнял роль воспитателя и учителя одновременно.

В Афинах в классическую эпоху обучение не было юридически обязательным, а рассматривалось обычно как долг родителей по отношению к детям. Платон даже высказывает мнение, что дети свободны от каких-либо обязательств перед родителями, если те не заботились об их образовании.

В 5 в. до н. э. в период Пелопонесской войны, афиняне уже могли гордиться тем, что среди них нет ни одного неграмотного. И хотя формально организованных школ не было, и каждый воспитывал детей, как хотел, (Аристотель) однако обучение приняло уже формы коллективные. Дети объединялись в группы под руководством преподавателя, и таким образом начинала складываться школа.

Поначалу древнеримская программа обучения была очень скромной, ограничивалась чтением, письмом и элементарными познаниями в арифметики. В дальнейшем программа менялась, иногда существенно, но проследить когда в какой степени, невозможно, так как мало об этом данных.

Итак, посмотрим, из чего складывались программы обучения в Древней Греции (афинская и спартанская) и в Древнем Риме.

В Греции программа обучения охватывала и приравнивала друг к другу воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связано с особенностями самой греческой культуры, прославляющей идеал «калокагатии» - красоты и добра, слитых в человеке воедино.

Мальчикам в Греции полагалось иметь трёх учителей: грамматиста, кифариста и педотриба. Грамматист (учитель грамоты) – обучал детей чтению и письму, давал им основные понятия о счёте. «Тетрадями» служили деревянные таблички, покрытые воском, на которых дети острыми палочками чертили буквы, а позднее целые фразы. Когда уже овладевали искусством чтения и письма, то переходили к изучению старых писателей, среди которых главное место занимали Гомер и Эзоп с его мудрыми баснями. Следующий учитель – кифарист, прививал мальчикам навыки игры на лире или кифаре. Под звуки этих инструментов пели песни и гимны – соло или хором. Наконец, систему образования дополнял своими уроками педотриб – учитель гимнастики. Под его руководством дети состязались в беге, прыжках, метании копья и диска.

По окончании школы, или палестры, как её называли по-гречески, юноши 16 лет из богатых семей рабовладельцев посещали гимнасий (на современную гимназию это заведение похоже, конечно, только своим названием). Здесь они занимались гимнастикой, философией, политикой. Заканчивали обучение в 18 лет.

Совершенно иную, чем в Афинах и многих других городах-государствах, форму приняло обучение мальчиков в Спарте, где воспитание физическое развивалось за счёт интеллектуального и эстетического. Воспитание ребёнка не зависело от воли отца, - он приносил его в «лесху», место, где сидели старейшины, которые осматривали ребёнка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в пропасть. Хилый и больной ребёнок, по мнению спартанцев, не имел права на жизнь. Кормилицы не пеленали детей, давали полную свободу всему телу, приучали мало есть, не быть разборчивыми в пище, не бояться в темноте или не пугаться, оставшись одни, не капризничать и не плакать. С семи лет мальчики переходили под опеку государства. Организовывались специальные отряды, где они жили, ели и играли вместе. Это была школа послушания – старики смотрели за играми детей и нередко специально доводили до драки, ссорили их, чтобы узнать характер каждого – храбр ли он и не побежит ли с поля боя. Спартанские мальчики должны были сами добывать себе пищу. А прокормиться они могли только одним способом: воруя продукты из садов и домов. При этом если вор попадался, его наказывали не за то, что он воровал, а за то, что попался. Чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать. С годами их воспитание становилось суровее: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и без одежды. Спали на тростнике, который сами рвали, без помощи ножа. Закалка давалась суровая: воспитание упорства и выносливости, умения переносить любые тяготы и лишения, голод, стужу, боль, воспитание готовности к походам, спортивным тренировкам, владению оружием. Чтобы проверить подготовлен ли молодой человек надлежащим образом, его подвергали двойному испытанию. Сначала его сильно секли розгами перед алтарём Артемиды: эту экзекуцию подросток должен был вынести без малейшего стона. Второе испытание они проходили перед самым концом обучения – целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало, был начеку, чтобы никто не мог его выследить и застать врасплох. Только успешно пройдя это испытание, юный спартанец мог быть допущен в совместных трапезах мужчин. До 30 лет каждый спартанец жил казарменной жизнью, позднее ему разрешалось жениться и обзаводиться семьёй.

Римская система обучения, охватывала три стадии:

1)Начальная школа, где обучали письму и счёту;

2)средняя школа – «грамматиков»;

3)высшая школа – «риторов».

Учителями были чаще всего греки, образованные рабы или вольноотпущенники, которые самыми примитивными способами учили читать и писать. Так, сначала дети (семи лет) заучивали одно за другим названия букв, ещё не зная, как они выглядят, затем приучались складывать буквы в слоги и в слова. Ораторы-педагоги предлагали другой метод обучения грамоте – учить, развлекая, приобщать к чтению при помощи игрушечных букв, вырезанных из слоновой кости. Таким «учебным пособием» могло быть дажепеченье в форме разных букв. Для письма использовались навощенные таблички и заострённая палочка, которой выцарапывались буквы.

Учителя арифметики в Древнем Риме называли калькулятором (вот откуда пришло к нам это понятие, с которым знаком каждый ребёнок). Калькуляторы учили считать, сначала на пальцах, причём пальцы левой руки служили для обозначения единиц и десятков, а пальцы правой – сотен и тысяч; для более сложных вычислений пользовались камешками – простейшими счётами. Большое внимание уделяли вычислениям в уме. Таблицу умножения запоминали, повторяя хором за учителем. Затем в возрасте 12-13 лет ребёнок переходил к грамматику, где изучал греческий язык, читал греческих авторов в подлиннике и т. д. А в 16 лет юноша переходил к ритору – учителю красноречия, обучающему ораторскому искусству.

С древнейших времён велика роль учителя. Например, Платон (древнегреческий философ) видел в учителях в первую очередь воспитателей, дело которых – не только передать ученикам определённые знания, но и направлять их во всём. Поэтому он считает, что деятельность воспитателя необходимо подчинить строгому контролю.

Квинтилиан Марк Фабий предъявлял к учителям серьёзные требования: прежде всего они, должны иметь соответствующее образование, а если у них его нет, то отдавать себе отчёт в этом. «Нет ничего хуже людей, мало продвинувшихся в науке дальше начальных сведений, а уже преисполненных ложной уверенности, будто они учёные!» Нередко древнеримские учителя прибегали к розгам. Квинтилиан осуждает этот метод, считая подобное наказание унизительным для свободнорождённого. Под влиянием этого чувства ребёнок со временем может впасть в отчаяние и возненавидеть людей. «Пусть учитель почаще беседует о добром и честном, так как чем больше он будет увещевать, тем меньше придётся наказывать».

И в Греции и в Риме составной частью обучения было чтение поэтов. Какова была цель этих занятий?

В Древней Греции задачей учеников было не только овладение текста и умение его произносить в соответствующих ситуациях (на религиозных празднествах, на пирах). Подросток должен был извлечь из этого чтения и более глубокую пользу: поэзия призвана была служить воспитанию этическому. Произведения рассказывали и о добре и о зле, а учитель-воспитатель показывал различие между дурным и добрым и помогал ученикам выбрать верную дорогу в жизни. В программу обучения непременно входило знакомство с творчеством великого Гомера. Дети заучивали наизусть огромные тексты из «Илиады» и «Одиссеи».

В Древнем Риме сочинения римских и греческих писателей изучались очень тщательно. Считалось, что ученики должны уметь имитировать стиль знаменитых авторов. Греческий язык был необходим римлянам, потому, что большинство лучших книг по разным отраслям знаний были написаны греками. При чтении поэтов и прозаиков говорилось о необходимости других знаний, таких как – музыка (стихотворный размер, ритм), астрономия (поэты так часто упоминают восходы, закаты).

Истории не известны греческие школы для рабов, которые существовали в Риме. Из сообщений самых различных авторов, мы узнаём, что рабов издавна не допускали даже к упражнениям, развивающим физическую силу и выносливость. Рабов обучали только некоторым практическим навыкам, необходимым им для работы в домашнем хозяйстве.

Об обучении рабов Сенека писал, что их следует кормить и одевать, но давать ли рабу такое же образование, как и свободному, - это целиком зависит от доброй воли его господина (Сенека. О добродетелях.) Среди людей, попавших в Рим в качестве невольников, захваченных на войне или купленных, было не мало образованных людей, особенно греков. Рабы могли исполнять в домах своих господ функции секретаря, библиотекаря, управляющего поместьем. Рабы преподавали в начальных школах, учили музыке, стенографии, были архитекторами. Нет сведений только о рабах-юристах.

Для детей рабов в Риме организовывали школу – так называемый педагогиум, чтобы как говорили их господа, не позволять им пребывать в праздности и в то же время повысить их ценность как слуг. В педагогиуме преподавали учителя, часто те же самые, что воспитывали и детей своего господина, или же иные интеллигентные и образованные рабы, также называвшиеся педагогами. Программа обучения включала в себя чтение, письмо, счёт, физические упражнения. Кроме того, мальчиков готовили к различным практическим занятиям и профессиям. При школе работали массажист и цирюльник, оказывавшие услуги особенно отличившимся ученикам. Обучались в педагогиуме дети рабов, достигшие 12 лет, обучение длилось около 6 лет. Крупным центром образования для рабов был Карфаген. Для хозяина молодого раба делом чести (и выгоды) было дать ему соответствующее образование и воспитание, а уж от самого раба, его характера и способностей зависело, насколько он воспользуется этой благоприятной возможностью.

Иного рода учебными заведениями, мрачными и трагичными, была школа гладиаторов. Тысячи рабов упражнялись здесь в гладиаторских боях. Такие школы были в Риме, в Помпеях, Александрии, в городах Малой Азии и других провинций. Сражаясь и умирая в амфитеатрах, они, лучшие ученики этих школ, развлекали богачей и отвлекали, успокаивали народные толпы, пристрастившиеся к подобным кровавым зрелищам.

Обучение девочек.

В Греции девочки до 7 лет оставались под опекой матери и няньки, свободные от всяких обязанностей. Затем воспитание их проходило по-разному в Афинах и в Спарте.

В Афинах девочка знакомилась с домоводством, с женскими ремёслами: прядением, ткачеством. Не пренебрегали там и элементарным образованием, а именно: учили девочек читать и писать. Программа обучения девочек включала в себя также пение и танцы, необходимые для участия в религиозных празднествах. Не избегали женщины и изучения литературы, однако от разговоров на литературные темы в кругу мужчин они были отстранены. Идеи Платона, что женщины обладают не меньшими способностями, чем мужчины, и должны получать столь же углублённое образование, долго не находили отклика в афинском обществе.

Итак, афинские женщины были исключены из сферы интеллектуальной жизни.

В Спарте воспитание девочек мало отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте стояли физическая сила и выносливость девочек, ведь их готовили в матери будущих граждан-воинов. Поэтому девочки занимались гимнастикой на равне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже в борьбе. Поскольку они были должны участвовать в религиозных торжествах, их, как и в Афинах, учили пению и танцам.

В Риме девочки из богатых семей учились дома, кто победнее ходили в школу вместе с мальчиками. От девочек образованность и начитанность, в отличие от Греции, даже требовались: «пуэлла докта» - «учёная девица» - было желанным комплиментом. Образование было необходимо женщинам, прежде всего для участия в общественной жизни. Кроме того, девушки должны были заботиться о своём интеллектуальном развитии и как будущие матери, ведь непременным условием обучения ребёнка было обучение его родителей. Плутарх предъявлял к женщинам очень высокие требования: они обязаны были разбираться в астрономии, математике, философии. Обучались женщины и ораторскому искусству, и даже прибегали к своим умениям и навыкам на практике, чаще всего в своих личных, домашних делах, но иногда и в делах общественных.

Заключение

Мы заглянули в мир Древней Греции и Древнего Рима – туда, где ковались сегодняшняя цивилизация и культура. Две с лишним тысячи лет отделяют нас от тех времён, но любовь и интерес человечества к этому прославленному периоду не угасает.

Мы рассмотрели проблему обучения и воспитания. Изучили её в рамках древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Проведённый сравнительный анализ показал, что образовательные программы двух рассматриваемых цивилизаций имеют много общего. И это неслучайно. Как уже говорилось выше, Рим унаследовал многие греческие традиции (культура, обучение, воспитание, искусство)

1. Изучение греческого языка, т. к. большинство лучших книг по разным отраслям написаны были греками.

2. Изучение греческой литературы (Гомера, Эзопа), философии (Сократ, Платон, Аристотель), математики и других важных наук.

3. Забота общества и родителей о достойном воспитании и обучении подрастающего поколения.

4. Огромная роль отводилась интеллектуальному и духовному развитию ребёнка (исключение – Спарта, где физическое развитие на первом месте).

Мы считаем, что обучение и воспитание в двух представленных цивилизациях имеют и различия.

Программа Обучения

(с семи лет)

Древняя Греция Древний Рим

Афинское обучение

Мальчики Девочки Поначалу программа ограничивалась чтением, письмом и элементарными познаниями в арифметике. Позднее сложилась римская система обучения, состоящая из 3 стадий.

1. Начальная школа, где обучали письму и счёту.

2. Средняя школа – «грамматиков»

(с12-13лет) – изуч. греч. языка, умение правильно, без ошибок строить фразу на родном языке, способность толковать сочинения поэтов

3. Высшая школа – «риторов» (16лет) обучение ораторскому искусству, красноречию

1. Грамматист (учитель грамоты) Обучение чтению, письму, пению и обучение чтению, письму, счёту. танцам

2. Кифарист – обучение навыкам игры(для участия в религ. Праздн.)

на лире или кифаре. Домоводство, прядение, ткачество.

3. Педотриб (учитель гимнастики) –

бег, прыжки, метание копья

После окончания школы (палестры) Девочки из богатых семей учились дома, кто победнее ходили в школу юноши 16 лет из богатых семей Женщины не могли участвовать в вместе с мальчиками. Образование и начитанность высоко ценились.

посещали гимнасий, где занимались общественной жизни. Женщины участвовали в общественной жизни.

гимнастикой, философией, политикой. Педагогиум – школа для детей рабов.

В 18 лет обучение заканчивалось.

1. Суровое спартанское воспитание существовало только в Древней Греции (в таком ярком проявлении), давало развитие упорству и выносливости, физической силе и храбрости, как у мальчиков, так и у девочек.

2. Жестокие школы гладиаторов, существовавшие в Древнем Риме;

3. Школы для рабов были только в Риме, хотя и имели своей целью выгоду, но для раба это был шанс на лучшее будущее. В Греции рабов не учили ни наукам, ни физическим упражнениям. Допускалось обучение только некоторым практическим навыкам, необходимым для работы в домашнем хозяйстве.

4. Рим позволил женщинам занять своё место в общественной жизни – быть образованными, начитанными, интеллектуальными, а афинские женщины были исключены из сферы общественной жизни.

Изучение древних цивилизаций – очень увлекательное занятие. Интересна жизнь людей того времени – их обычаи, религиозные верования, вообще, всё то, чем они занимались. Подробное изучение древности позволяет окунуться в прошлое человечества – узнать чудесные, сказочные мифы и легенды, мечты и жизненные искания прославленных воинов, полководцев и жестоких императоров. Интересно и то, что меняются люди, поколения, эпохи, а выбор жизненного пути перед человеком всегда один – путь добра или зла, лжи или справедливости, честности или обмана

Свой путь каждый выбирает сам!

Великие имена Древней Греции

Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.) – полководец, завоеватель.

Гомер - писатель

Гесиод (8-7 вв. до н. э.) - поэт

Геродот (5 в. до н. э.) - историк

Архимед (около 287 – 212гг. до н. э.) – выдающийся изобретатель.

Пифагор (живший в 6 в. до н. э.) – математик, философ, политический деятель.

Сократ (около 470-399 гг. до н. э.) – философ.

Платон (около 427- около348 гг. до н. э.) – ученик Сократа, философ.

Аристотель 9384-322 гг. до н. э.) – учёный, философ.

Эсхил, Софокл, Еврипид – древнегреческие драматурги.

Фидий (5 в. до н. э.) – скульптор.

Гиппократ (около 460-370 гг. до н. э.) – заложил основы будущей медицины.

Великие имена Древнего Рима

Вергилий (70-19 гг. до н. э.) – поэт.

Гораций (65-8 гг. до н. э.) – поэт.

Овидий (43г. До н. э. - 18г. н. э.) – поэт.

Сенека (ок. 5 г. дон. э. - 65г. н. э.) – писатель, философ, юрист.

Цезарь, Гай Юлий (ок. 100-44гг. до н. э.) – политический деятель, полководец, писатель.

Цицерон (106-43 гг. до н. э.) – политический деятель, писатель.

Квинтилиан Марк Фобий (ок. 35г. -ок. 96г.) – римский оратор и учитель красноречия.

Понятийный словарь

Обучение – основной путь получения образования, целенаправленно организованный

Воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности

Цивилизация – 1) синоним культуры.

2) уровень развития общества, материальной и духовной культуры.

Духовные ценности – представления о добре и зле, правде и лжи, о справедливости, о свободе

Идеал – (греч. идея, понятие, представление) – совершенство, совершенный образец какого-либо объекта, явления, события.

Идеал «колокагатии» - (греч. прекрасный и добрый) – гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств человека.

Культура – (от лат. – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – уровень развития общества, творческих сил и способностей человека



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!