Вышивка как один из видов декоративно прикладного искусства. Вышивка в наши дни


Из истории вышивки как вида декоративно-прикладного искусства:

Выполнила:
Учащаяся СШ №27 г.Гродно

1. Немного из истории русской вышивки.
2. Орнамент в вышивке
3. О цвете.
4. Инструменты и приспособления для вышивки.
5. Подготовка к вышивке
6. Перевод рисунка на ткань
С помощью копировальной бумаги.
На «на просвет».
С помощью папиросной бумаги.
7. Рабочее место вышивальщицы.
8. Счётные швы.
9. Шов крест простой
10. Используемая литература

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века сохраняются древние символы.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб -"репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" -молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия.
Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д.
Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру- Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.
Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.
В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки.
Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Нар одная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к
13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки.
На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).
По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды.
Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.
Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.
Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос как в нашей стране, так и за рубежом.

Орнамент в вышивке

Для выполнения вышивки необходим узор, рисунок. А всякий ли рисунок подходит для этого? Многие любят вышивать цветы, различные растения. И зачастую в качестве рисунков для вышивки используют натуралистические изображения растений, цветов, а также сюжетные картинки, переведённые с репродукций, открыток. Такие «узоры» нельзя назвать художественными, они не отвечают особенностям декоративно- прикладного искусства. И, кроме того, как бы мы ни стремились вышить цветок во всех его деталях, чтобы он получился «как живой», всё равно он таким не получится и изделие не украсит. Лишь в рисунке, выполненном живописными средствами, где наличие света и тени создаёт ему объём, возможно приближение к натуре, но и живописец не стремится бездумно копировать природу.
В задачу вышивки не входит добиваться реалистических изображений.
Она служит для украшения бытовых изделий и самостоятельного значения не имеет. Основную роль играет сам предмет, который благодаря вышивке приобретает художестве нную ценность.
При создании рисунка для вышивки художник делает зарисовки с натуры и затем претворяет их в орнамент и различные орнаментальные композиции.
Слово «орнамент» в переводе с латинского означает «украшать».
Орнаментом украшают, оформляют изделие прикладного искусства, поэтому он является неотъемлемой частью этого изделия и всецело зависит от его формы, назначения и материала, из которого выполняется это изделие.
При переработке рисунка в орнамент отбираются основные, характерные черты предмета (например, цветка, птицы). Мотивы животных, птиц, растений рисуют контуром, не стремясь к точной передаче, выделяя лишь главные черты. Плоскостное изображение таких мотивов становится частью узора и органически связывается с поверхностью украшаемого изделия.
При создании узоров для вышивки современных изделий художники часто используют мотивы крестьянских вышивок 18- 19 веков, в которых всегда сохраняются принципы орнаментальной композиции.
Трактовка в узорах мотивов растительного или животного происхождения зависит от характера орнамента, фактуры ткани, техники выполнения. Так, например, изображение ягод и листьев клубники может быть различным и зависит от того, какими швами оно будет выполнено.
Приступая к выполнению изделия, сначала надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, т. е. всё, что входит в понятие композиция.
Характер композиции в большей степени определяется ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, чёткости её восприятия. Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называется раппортом.
Орнаментом может быть украшена вся поверхность предмета (например, ковёр) или какая – либо часть его (края салфетки или середина наволочки), отдельные орнаментальные мотивы могут быть разбросаны по поверхности изделия (скатерть) и т. д.
Для построения орнамента могут быть использованы геометрические формы (треугольники, квадраты, звёзды, окружности и т. д.), а также волнообразные, ломаные линии, спирали и т. д., растительные мотивы (листья, цветы, ветви, деревья и т. д.), изображение образов животного мира (насекомые, птицы, рыбы, звери), а также фигура человека в очень обобщённой форме. Иногда в орнаменте геометрические формы сочетаются с мотивами природы. Все части орнамента должны быть соразмерными.
Иногда мотивы в узоре не повторяются. Узор может строиться на основе симметрии и асимметрии. Такой узор также будет орнаментальным.
Для узоров русской вышивки характерна симметрия – закономерное расположение основных линий, форм, красок относительно горизонтальной или вертикальной осей симметрии. Рисунок может быть построен относительно одной, а также двух или нескольких осей симметрии.
Построение композиции может быть основано на принципе равновесия, когда части узора уравновешивают друг друга и становится частью узора.
Часто узор строится в замкнутой плоскости, т. е. В плоскости, ограниченной какой – либо геометрической формой. Это может быть скатерть квадратной или прямоугольной формы, панно, шаль в форме треугольника, круглая наволочка на диванную подушку и др. в зависимости от формы изделия и замысла исполнителя форма и расположение узора могут меняться. Так, на скатерти могут быть вышиты углы или середина.
Плоскость скатерти или салфетки может быть разделена на квадраты или прямоугольники, а в них располагаться узоры вышивки.
Во всех, приведённых ниже узорах, сохранилось сходство с растениями того же названия, но цветы и листья приняли новую, идеальную форму. В них нет изъянов, которые можно встретить в природе: сморщенный или поломанный листочек, отвёрнутый лепесток цветка, поломанная или загущённая веточка. Чтобы рассмотреть такую веточку, надо раздвинуть и выпрямить листочки, удалить какую – то их часть. То же делает и художник, создавая узор для вышивки. Чёткие формы цветов и листьев группируются по- новому и заполняют полосу или плоскость, подчиняясь замыслу художника. В этих узорах цветы, листья и ягоды не мешают друг другу, не находят один на другой. элементы узора располагаются таким образом, что фон изделия между ними равномерно распределяется и становится частью узора.
Для вышивки рекомендуется использовать образцы народных узоров и рисунки, созданные художниками. Отдельные части рисунков можно комбинировать по – своему, а ещё интереснее, наблюдая природу, самим придумывать узоры, их расположение на поверхности изделия.

Вышивка тесно связана с цветом. При подборе ниток необходимо учитывать сочетания цветов, знать, как они влияют друг на друга. Для этого надо познакомиться с основными свойствами, взаимодействием цветов – цветовой гармонией, т. е. согласованностью в сочетании цветов.
За основу гармоничного подбора цветов берётся цветовой круг, состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда.
Если пучок света пропустить через трёхгранную стеклянную призму, то он окажется разложенным на составные части, образуется цветовая полоса – спектр. В природе можно часто наблюдать это сочетание красок в радуге, при прохождении луча солнца через каплю росы.
Видимый спектр представляет собой непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Эти цвета отделены друг от другагаммой промежуточных тонов. Если цвета спектра в том же порядке расположить в круге, то между сине - фиолетовым и красным будет пурпурный.Цветовой круг можно разделить по диаметру пополам, так, чтобы в одну половину вошли тёплые цвета, а в другую – холодные.
Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью и насыщенностью.
Цветовой тон, это, собственно, цветность – красный, синий, жёлтый и т. д. По цветовому тону отличают один цвет от другого.
Яркость- степень близости к белому цвету. Из всех окружающих нас предметов наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые будут цвета, близкие к белому.
Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской. Например, синий цвет считается насыщенным, если его нельзя сделать более синим.
Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. К хроматическим относят все цвета спектра, весь ряд бесчисленных оттенков этих цветов. Их называют тональными. К ахроматическим цветам относят белый, серый и чёрный. Это бесцветные, неокрашенные цвета. Их называют нейтральными.
Ахроматические цвета насыщенности не имеют. Они не имеют и цветового тона и отличаются друг от друга только яркостью. Самый яркий цвет - белый. Чёрный цвет яркости не имеет.
Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга, называют дополнительными. Если провести диаметр через середин красного цвета, то он пересечёт голубо – зелёный цвет, который в цветовом круге находится почти напротив красного, и т. д.
Если дополнительные цвета смешать в равных количествах, то они как бы гасят друг друга, получается сероватый малонасыщенный цвет. При расположении рядом дополнительные цвета взаимно усиливают насыщенность цвета. Учитывая это свойство дополнительных цветов, не рекомендуется брать их в равных пропорциях: один из них должен служить основным, а другой дополнительным (для отделки). Любые цвета при расположении рядом влияют друг на друга и могут производить различное впечатление. Всякий цвет в окружении более тёмных цветов кажется светлее, а в окружении более светлых – темнее.
Гармоничные сочетания цветов можно получить из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в пределах одной четвёртой части цветового круга, например, сочетание жёлтого с жёлто – зелёным. Красивы и оригинальны сочетания, составленные из трёх контрастных цветов (или их оттенков). эти цвета лежат на вершинах равностороннего или равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг.
Хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета: белый с чёрным, чёрный с серым, белым. Эти цвета гармонируют с любым цветом.
При этом хроматические тёплые цвета выигрывают рядом с тёмными ахроматическими, а холодные – со светлыми ахроматическими. Насыщенные цвета гармонируют с чёрным или белым, а малонасыщенные – с различными оттенками серого цвета. Во всех случаях на сочетание цветов большое влияние оказывает преобладание того или иного цвета.
При выборе цвета надо помнить ещё об одном его свойстве. Он может зрительно видоизменять форму и величину предмета. Если смотреть на поверхность, покрытую красными и синими пятнами, то возникает иллюзия, будто красные пятна расположен ы ближе к зрителю, чем синие. Светлые и тёплые цвета кажутся нам ближе, чем тёмные и холодные. Поэтому тёплые цвета как бы увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. Это свойство цветов можно использовать для того, чтобы выделить определённую часть одежды, сгладить резкость очертаний. Изделия, которые смотрятся на большом расстоянии, можно вышивать нитками насыщенных контрастных цветов.
Выбор цвета и ниток для вышивки, сочетание их цветов зависят от назначения вещи, расположения узора, величины. Как правило, фону (цвету ткани) отводится дополнительное место, а узору главное. Поэтому фон не должен выделяться, быть ярче орнамента. Цветовое решение узора зависит также от техники выполнения.

Инструменты и приспособления для вышивки.

Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, сантиметр, заострённая палочка, пяльцы; кроме того, миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага.
Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлиненным ушком. В большое ушко легче вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счётных и простейших швов, а также для вышивки владимирскими швами. Считать и отделять нити с помощью таких игл очень удобно.
Трудно вдевается в иглу шерстяная нитка. Для вдевания её можно воспользоваться нитковдевателем. Её можно вдеть также с помощью кусочка шелковой или тонкой катушечной нити. Нитку шёлка складывают вдвое и в образовавшуюся петлю вкладывают конец шерстяной нити. В ушко иглы продевают оба конца шёлковой нитки и протаскивают их вместе с шерстяной ниткой.
Для вышивки на плотных и тонких тканях нужны более тонкие иглы с меньшим ушком. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.
Напёрсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоёв ткани, при подшивании краёв изделия и т. д. Он предохраняет палец от уколов иглой.
Напёрсток надевают на средний палец правой руки, подбирают его точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него.
Ножницы для работы хорошо иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдёргивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие – для разрезания тканей и мотков ниток.
Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью смыкаться.
Сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ.
Заострённая палочка (костяная, деревянная или пластмассовая) применяется для прокалывания дырочек при вышивке белой гладью.
Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные пяльцы.
Пяльцы могут быть с винтом, при помощи которого их можно прикрепить к столу.
Миллиметровая бумага нужна для составления орнаментов, особенно геометрических, счётных.
Калька используется при подготовке рисунка к переводу на ткань.
Орнамент с оригинала сначала переводят на кальку, а с кальки на ткань
Копировальная бумага нужна для перевода рисунка на ткань.
Подготовка к вышивке
Прежде чем приступить к вышивке, ткань выравнивают по основе и утку, намечают на ней расположение узора, затем переводят узор. После этого ткань запяливают. Для того, чтобы выровнять края ткани, надо выдернуть крайнюю нить и по её следу отрезать лишнюю ткань. Ширину и длину изделия намечают таким же образом.
Если узор геометрический, а ткань имеет чёткое переплетение нитей, то его можно выполнить по счёту нитей ткани. При вышивке, не связанной со структурой ткани (владимирские швы, цветная гладь и др.), требуется перевод рисунка на ткань.
Перевод рисунка на ткань
Рисунок на ткань можно перевести несколькими способами. Во всех случаях узор с оригинала сначала переводят на кальку или переносят на миллиметровую бумагу хорошо отточенным карандашом. После этого рисунок переводят на ткань.

A) Перевод рисунка с помощью копировальной бумаги.

Ткань, предварительно проглаженную, расстилают на гладкой поверхности (столе, доске), при этом следят, чтобы не было перекоса ткани по нитям основы и утка.
Кальку с узором кладут на ткань и прикрепляют булавками. Под кальку подкладывают копировальную бумагу жирной стороной к ткани и обводят узор остро отточенным карандашом. Желательно для копирования иметь набор копировальной бумаги различных цветов, тогда для светлых тканей берут тёмную копировальную бумагу (чёрную, синюю, зелёную), для тёмных – светлую (белую, жёлтую).
После того как узор будет переведён, надо вынуть копировальную бумагу, отколоть с одной стороны булавки, проверить рисунок и после этого снять кальку.
Узоры геометрического характера (для вышивки счётными швами и др.) можно также переводить с помощью копировальной бумаги. Для этого толстой иглой делают проколы миллиметровки и копировальной бумаги по узору в местах пересечений горизонтальных и вертикальных линий клетки.
На ткани получается узор, обозначенный точками.
Переводя рисунок с помощью копировальной бумаги, надо помнить, что линии узора не должны быть жирными, иначе ткань и нитки в процессе выполнения вышивки могут загрязниться. Поэтому лучше пользоваться копировальной бумагой, бывшей в употреблении, а новую предварительно протирать сухой ватой или тряпочкой.
b) Перевод рисунка на «просвет».
На тонкие прозрачные ткани узор можно перевести с помощью подсвечивания. На стекло, под которым помещена лампа, кладут кальку с четким узором, а поверх неё хорошо натянутую ткань. Остро отточенным карандашом обводят узор (рисуют по ткани), который виден сквозь ткань. c)

С)Перевод рисунка с помощью папиросной бумаги
На сукно, бархат и блестящие ткани узор переводят прометкой через папиросную бумагу, приметывают её к ткани и прошивают мелкими частыми стежками швом вперёд иголку по всему контуру. Затем бумагу срывают.
После выполнения вышивки промётку выдёргивают.

Рабочее место вышивальщицы

Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не вызывала утомления, надо правильно организовать своё рабочее место и соблюдать определённые правила труда.
Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны. Если в столе нет ящика, то нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты – в коробке, а листы кальки с узорами – в папке. Надо следить за положение корпуса, не сутулиться, не наклонять низко голову. Корпус во время работы должен быть несколько наклонён вперёд. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25 – 30 см. иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше, подкладывая под них доску, книгу и т. д. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.
Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая – сверху пялец. При вышивании на редких тканях и строчевой сетке правой рукой проводят рукой проводят иглу на изнаночную сторону вышивки, вкалывая её острым концом. Левой рукой берут иглу за острых конец, выводя на лицевую сторону тупым концом (ушком). Нитку затягивают правой рукой.
Выполняя вышивку на плотных тканях, иглу с изнаночной стороны на лицевую выводят острым концом.

Счётные швы

Счётные швы относятся к наиболее древним и распространённым швам русской вышивки. Это – крест, набор, роспись, козлик, счётная гладь и т. д. Вышивка этими швами имеет повсеместное распространение, особенно она характерна для Архангельской, Ивановской, Рязанской, Тамбовской, Смоленской областей.
Крест появился позже шва роспись, приблизительно во второй половине 14 века, когда стали распространяться рисунки из городских альбомов.
Для выполнения его использовали узоры шва роспись и строчевые вышивки.
Шов крест выполняется быстрее, чем шов роспись и привлекает своей плотной, зернистой фактурой и яркой декоративностью.
Крестом с успехом вышивали полотенца, подзоры, одежду. Большое применение эта вышивка нашла в Рязанской и Тамбовской областях. Трудно найти вышивальщицу, которая не знала бы вышивки простым крестом, но не все знают, что есть двойной крест, двусторонний и односторонний, а в
Тамбовской области вышивают двусторонним крестом, обрамлённым четырьмя стежками, это – тамбовский крест.
Счётные швы называют счётными потому, что ими заполняют узор, отсчитывая нити ткани. Стежки вышивки ровно ложатся на поверхность ткани. Для выполнения счётных вышивок лучше брать ткань плотного переплетения, так как у неё хорошо видна структура. Швы крест, роспись, счётную гладь можно вышивать и по переведённому рисунку на плотных тканях, на тканях с нечёткой структурой.
Счётная вышивка с успехом применяется для оформления предметов одежды, салфеток, занавесок, диванных подушек, панно и других изделий.
Выполнение счётной вышивки способствует развитию глазомера, но она требует особой внимательности. Если нити ткани будут отсчитываться неверно, то стежки получатся разной величины и в результате рисунок исказится и работа приобретёт неряшливый вид. Вышивка с изнаночной стороны должна так же красиво, аккуратно выглядеть, как и с лицевой.

Шов крест простой

Этот шов прост в выполнении. Он представляет собой диагональные перекрещенные стежки одинаковой величины. Выполняют крест в такой последовательности: первый стежок – снизу слева вверх направо, второй – снизу справа вверх налево. От первого стежка ко второму рабочая нитка проходит по изнаночной стороне по вертикали сверху вниз. Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то выполняют сначала все первые (нижние) стежки, затем все вторые (верхние).
Таким образом, все верхние стежки должны иметь одно направление.
При вышивании сложного узора необходимо также соблюдать основные правила выполнения шва. Так, в мотиве ромба, где крестики расположены по диагонали, выполняют нижний стежок в первом крестике, верхний - во втором, нижний – в третьем и так далее по всему узору. Продвигаясь в обратном направлении, перекрывают нижние стежки крестиков и подводят иглу с ниткой под верхние стежки.

Используемая литература:

1. Т. И. Ерёменко «Иголка – волшебница».
Т. И. Ерёменко «Вышивка крестом».
Л. М. Русакова «Мотивы ромба с крючками в узорах сибирских вышивальщиц.» Г. П. Дурасов «Изобразительные мотивы русской народной вышивки».

Вышивка- распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Она тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражает художественные вкусы и представления, выявляет своеобразие и мастерство каждого народа. В последние годы ручная вышивка переживает расцвет. Этот вид декоративно-прикладного искусства дает возможность творить и удивлять родных и близких рукодельным подарком.


Тема: История появления декоративно-прикладного искусства – вышивка крестом. Первые шаги: простой шов крестиком. «Час работы научит большему, чем день объяснений…ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума» Жан Жака Руссо


Цель урока: ознакомить учащихся с историей вышивки, технологией выполнения простого шва крестиком; сформировать умения по выполнению простого шва крестиком; воспитывать активность; развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе. воспитывать уважение к народным традициям Руси.


История вышивке Люди издавна украшали свою одежду и свой быт. Стремление создавать прекрасное отразилось в неповторимых и красочных узорах и орнаментах народных вышивок. Искусство вышивания имеет многовековую историю. На Руси традиция вышивального искусства постоянно развивалась и уже в вв. вышивка приобрела широкое распространение в украшении костюмов, предметов обихода. Народная вышивка крестом была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е.по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. Народная береглась и передавалась из поколений в поколения. В старину на Руси все женщины владели искусством вышивания. С помощью иглы и ниток мастерицы превращали простую ткань в произведение искусства. Девочек 7 – 9 лет учили вышиванию. По характеру узоров и приёмов русская вышивка разнообразна и имеет свои национальные особенности.


























Пяльцы лучше иметь деревянные круглые с винтом для регулирования натяжения ткани. Хорошо иметь несколько пялец разных диаметров. Калька применяется для переведения рисунков с оригинала. Копировальная бумага для переведения рисунков с кальки на ткань лучше зеленого или красного цвета, для темной ткани – желтого. Карандаши простые, острозаточенные, мягкие «М» - для кальки, твердый «Т» - для перевода рисунка на ткань. Сантиметровая лента нужна для разметки рисунка на ткани, определение размеров изделия. Наперсток предохраняет палец от травм, помогает делать твердые и четкие проколы ткани иглой. Подбирают его по размеру среднего пальца правой руки так, чтобы не соскакивал, но и не сдавливал палец. Иглы бывают разной длины и толщины – от 1 до 12. Для вышивальных работ нужно иметь набор игл для вышивки. Очень тонкие иглы 1 необходимо для вышивания на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение, средние 2-5- на льняных тканях; толстые с большим овальным ушком 6-12 – для работы на плотных тканях, а также для вышивания ирисом, синтетическими нитками. Ножницы нужны маленькие с закругленными концами(для отрезания рабочей нити от вышиваемого изделия) и большие с прямыми концами (для обработки края изделия, разрезания ткани и мотков ниток).


Рабочее место Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным. Стол со всеми инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет на работу падал с левой стороны или спереди. Нитки, инструменты хранить в шкатулке, мешочке. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы – в левой. При вышивании надо правильно принять положение тела. Во время работы нельзя опираться грудью о стол, корпус должен быть немного наклонен вперед, ноги, по возможности на подставке. Расстояние от глаз до работы – см.


Техника безопасности С иглой: Шейте – с напёрстком Храните – в игольнице Не берите – в рот Посчитайте иголки – до начала и в конце Не пользуйтесь – ржавой иглой С ножницами: Кладите – справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя Передавайте – кольцами вперёд с сомкнутыми концами.









Практическая работа 1.Из канвы выкроить деталь, размер которого равен величине рисунка плюс припуски на швы (1см); 2. Наметать канву на ткань; 3. Используя нитки мулине в три сложения, выполнить вышивку по схеме; 4. Удалить нити временного назначения и канву; 5. Проутюжить вышивку с изнаночной стороны; 6. Самоконтроль.



Маленькие советы и требования главное – добиваться точности расположения стежков в схеме, тогда вышивка будет красивой; крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками; чтобы крестики были ровные, иголка должна входить туда и обратно через одни и те же дырочки; для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом; чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении; выполнять нижний стежок из правого верхнего в левый нижний угол.


Символы орнаметнов А знаете ли вы, что самые простые славянские вышивальные орнаменты символизируют довольно сложные понятия. Например, это преграда для зла, символ долгой жизни, знак любви и привлекательности. с треугольными лучами воспринимались нашими предками как разум, как символ плодородия, материнства, изобилия и женского начала в природе. являлась воплощением идеи мудрости и сокровенных знаний, а мирового океана и начала жизни. же всегда был символом человека. А знаете ли вы, что самые простые славянские вышивальные орнаменты символизируют довольно сложные понятия. Например, крест это преграда для зла, елочка символ долгой жизни, красный цветок знак любви и привлекательности. Звезды с треугольными лучами воспринимались нашими предками как разум, круги как символ плодородия, материнства, изобилия и женского начала в природе. Спираль являлась воплощением идеи мудрости и сокровенных знаний, а волнистая линия мирового океана и начала жизни. Треугольник же всегда был символом человека.







Методическая страничка
Мальцева Татьяна Александровна,

воспитатель ГПД.

Декоративно - прикладное направление.

Тема:
"Волшебный крестик"

Цель:
Способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Декоративно-прикладное искусство - область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, ковры, вышивка, украшения, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно-декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т. п.). В декоративно-прикладном искусстве используются разнообразные материалы. К ним, в частности, относятся дерево, кость, металл, стекло, ткани, а в последнее время стали применяться и различные виды пластмассы.
Предметы декоративно-прикладного искусства делятся на две относительно самостоятельные группы без строго очерченных границ между ними
К первой группе относятся такие предметы обихода, как мебель, утварь, одежда. Художественное начало здесь прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета
Предметы преимущественно декоративного назначения, относящиеся ко второй группе, допускают гораздо более широкое и свободное использование композиционных средств
К промежуточным между декоративно-прикладным и станковым формам относятся мозаика, панно, гобелен, плафон, декоративные статуи, которые тесно увязаны с архитектурной средой, но могут рассматриваться и как самостоятельные художественные произведения
Особенности композиции декоративно-прикладного искусства во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала
Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начала XX-века также с художественным конструированием.
Вышивка - древний и широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЫШИВКИ

С незапамятных времен одним из самых почитаемых в народе видов искусства является вышивание. История возникновения его идет с момента появления первого стежка, изначальная функция которого имела сугубо практическое предназначение. Как известно, женщина в любой ситуации остается женщиной. Не были исключением и наши первобытные предшественницы. Несчастные красавицы были вынуждены закутывать свои обнаженные тела в то, что удалось добыть избранникам. Причем не всем доставались яркие наряды из леопардов или антилоп, некоторым приходилось довольствоваться довольно-таки невзрачными шкурами мамонтов. Ничего удивительного нет в том, что женщины уже в то время не хотели довольствоваться примитивными моделями одежды, которые получались из шкур животных, убитых на охоте их мужьями. Вот тогда впервые им в голову пришла мысль об усовершенствовании одежды. Сначала изобретательницы стали скреплять отдельные куски, составляя модели по своему вкусу. А несколько позднее начали применять стежки для отделки и украшения своих нарядов. С течением времени искусство украшения материалов с помощью иглы и нитей развивалось и совершенствовалось. На сегодняшний день под вышивкой понимается украшение тканей и готовых изделий орнаментом или сюжетными рисунками. При этом выполняться вышивка может как ручным, так и машинным способом. Для разных этапов развития вышивального искусства характерно применение различных материалов, используемых как для основы вышивки, так и для нанесения рисунка. Наиболее привычными для современных вышивальщиц являются шелковые, льняные или хлопковые нити разных цветов, а в прежние века наравне с нитями широко использовались бисер, волос, монеты, ракушки и даже драгоценные камни. Орудия вышивки также менялись в соответствии с уровнем развития цивилизации. Переход от каменного шила, которым первобытная мастерица прокладывала узор по одежде из шкур животных, к костяной, а затем бронзовой, стальной и позолоченной игле позволил не только облегчить процесс вышивания, но и усовершенствовать его приемы. А кроме того, это привело к возникновению новых возможностей, расширению границ используемых орнаментов и композиций, предназначенных для вышивания. Главными мотивами вышивки во все времена оставались природа, быт и труд человека. В работах вышивальщиц находят свое отражение национальное своеобразие, художественные пристрастия и представления об окружающем мире. Дошедшее до настоящего времени историческое наследие является неисчерпаемым источником для изучения жизни наших предков.
Вышивки не только помогают современникам окунуться в атмосферу прошлого, но и осознать особенности каждого народа, понять его обычаи, узнать о нравственных ценностях и мировоззрении. С момента возникновения вышивка заняла свое почетное место среди других видов рукоделия. Ее элементы с глубокой древности и по сей день присутствуют в украшении одежды, отделке предметов быта и убранстве жилища. Несмотря на то что история вышивального искусства насчитывает десятки веков, оно не утратило своей актуальности. Время не только не состарило его, но и сделало настоящей ценностью наряду с живописью, скульптурой и музыкой. К великому сожалению, работы первобытных мастериц, украшавших свою одежду при свете костра сидя на каменном полу пещеры, не сохранились до наших дней. Самые древние вышивки, обнаруженные учеными на территории Древнего Китая, датируются VI-V веками до н. э. Выполнены они на шелковой ткани серебряными и золотыми нитями, волосом и шелком-сырцом. Как показали исследования, вышивальное искусство именно этой страны оказало огромное влияние на развитие рукоделия России, Японии и других государств.

ВЫШИВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО НА РУСИ

Русская вышивка имеет очень глубокие корни. На территории Древней Руси этим видом рукоделия в совершенстве владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. В этом нет ничего удивительного: русская природа, поражающая своей красотой, непредсказуемостью и разнообразием, - вот лучший воспитатель художественного вкуса. Нельзя жить в России и не уметь ценить по достоинству великолепие ее необъятных просторов - бескрайних степей, непроходимых лесов, бурных рек и завораживающих, пугающих болот. Однако не только стремление к отображению красот природы послужило распространению вышивки среди русичей. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей. В стремлении защитить себя и своих близких от бед и напастей мастерицы вооружались иглами и превращали обычную материю в художественное произведение, достойное восхищения. В ходе археологических исследований на территории расположения государства Древней Руси были обнаружены вышитые полотна, создание которых датируется IХ-ХII веками. Это указывает, что уже в то время русское вышивальное искусство не только существовало, но и находилось на высоком уровне развития. Во времена господства язычества русичи, как правило, украшали полотенца, простыни, покрывала, скатерти и другие предметы быта. Также широко была распространена отделка вышивкой одежды. Наиболее популярными являлись вышитые головные уборы, сарафаны и рубахи. Особое место в то время отводилось символической вышивке: вещи, используемые при проведении различных ритуалов, обязательно украшались шитьем. Только самым искусным мастерицам доверялось вышивание полотенец для убранства капищ, предметов, предназначенных для украшения священных деревьев, могильных крестов, нарядов невесты и жениха. Одновременно с этим начала развиваться сюжетная вышивка, отображающая бытовые сцены, природные пейзажи, портреты людей и изображения животных. С приходом на Русь христианства вышивка приобрела новое значение. Теперь вышитые изделия рассматривались как символ Христовой веры. Особенная роль при этом отводилась вышивке крестом. Вышитые полотенца стали использоваться для убранства иконостаса, зеркал, окон и дверей жилища. В качестве необходимого атрибута на всех значимых праздниках выступали украшенные вышивкой предметы. Рукодельницы заранее готовили обереги к каждому венчанию, крестинам, рождению ребенка и т. д. Обыденные, то есть «об один день сделанные», изделия имели наиболее высокую ценность. Считалось, что полотенце, вышитое в период с рассвета до заката одного дня, приобретает первозданную чистоту. Как правило, подобную вышивку несколько мастериц выполняли сообща. С первым лучом солнца они брали в руки иголки, а последний стежок делали одновременно с заходом светила за горизонт. Если им удавалось закончить работу в срок, результатом совместного творчества представал оберег, способный отвести смертельную болезнь, предотвратить стихийное бедствие, защитить от нечистой силы. В своих работах вышивальщицы использовали разнообразные мотивы, которые зачастую несли в себе скрытый смысл. При этом каждый элемент узора обозначал особый символ. Например, пожелания добра и благополучия в семейных отношениях скрывались в изображении крючковатого креста, а небесное светило символизировали разнообразные круги и ромбы, вписанные вышивальщицами в орнамент. Достаточно часто в работах русских мастериц можно встретить образы мифических животных, райских птиц, священных деревьев и фигуры людей.
Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось это высокой ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шелке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями. Вышивка служила для убранства храмов и церквей, а также использовалась в качестве украшения элементов одежды высокопоставленной знати (бояр, членов царской семьи) и церковнослужителей. До наших дней сохранилось покрывало, предназначенное для убранства царского престола, которое было вышито одной из самых искусных мастериц своего времени дочерью царя Бориса Годунова. Ксения вышила покрывало в 1601 году. Материалом для работы послужили нити из серебра и золота, бархат, а также драгоценные камни. Сюжет вышивки - коленопреклонение святых мужей Никона и Сергия Радонежского Пресвятой Деве Марии, Иисусу Христу и Иоанну Предтече. До XVIII века весьма популярны были вышивальные мастерские, которые царицы и княгини устраивали при своих светлицах. При этом хозяйки мастерских, принадлежавшие к высшим слоям общества, не только руководили работой, но и принимали в ней самое активное участие. Так, работы княгини Марии, основавшей мастерскую при дворе князей Луговских в Ростове, высоко ценились современниками за высокохудожественное исполнение, разнообразие сюжетов и великолепие используемых материалов, Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства. В начале XVIII века вышивка стала привычным занятием крестьянских девушек. Конечно, материалы для работы ими использовались более дешевые, но это ни в коей мере не уменьшало художественную ценность готовых изделий. Настоящие шедевры вышивального искусства были созданы именно простыми девушками, которые добивались красоты вышитых полотен за счет высокой техники выполнения стежков, умелого подбора оттенков цветов и оригинальности узора. Приданое к будущей свадьбе крестьянские девочки начинали готовить с семи-восьмилетнего возраста. В приданое входили будничная и праздничная одежда, скатерти, полотенца и подзоры


Причем по количеству подготовленных вещей должно было хватить на несколько лет семейной жизни. После помолвки, за день-два до даты свадьбы, при всем честном народе устраивался просмотр изделий, подготовленных невестой в качестве приданого. Качество и количество вышитых вещей позволяло односельчанам и родственникам жениха по достоинству оценить трудолюбие и аккуратность девушки. Богатое наследие вышивального искусства можно разделить на две основные группы: вышивки северных областей и вышивки среднерусской полосы. Причиной подобного деления служат такие характеристики работ, как особенности техники выполнения, различие символов, составляющих узоры, цветовая гамма. Мастера северной школы вышивания чаще всего используют белую ткань для основы и красные нити для выполнения стежков (или наоборот). Для вышивок представителей школы среднерусской полосы более привычно цветовое разнообразие, причем это касается как тканей основы, так и используемых нитей
Кроме того, вышивальщицы среднерусской полосы зачастую применяют цветные ткани в качестве элемента узора. Геометрический орнамент, в котором узоры зеркально отображают друг друга, широко применяется в обеих школах вышивания. Самые распространенные мотивы орнаментов - женские фигуры, земноводные и рептилии (змеи и лягушки), птицы (петухи, павлины и т. д.), разнообразные деревья и цветы.


При работах вышивальщицы используют различные виды швов: счетную гладь, козлик, косичку, набор, крест и мережку. Местом расположения вышивок на одежде служат, как правило, соединительные швы, воротники, подолы, края рукавов и разрезов. По мнению исследователей, русская вышивка была подвержена сильному влиянию рукоделия Византии, что становится очевидным при детальном рассмотрении работ некоторых мастериц. Явное смешение стилей придает предметам русского вышивального искусства особую оригинальность, самобытность и неповторимость.

Раздел: РУКОДЕЛИЕ. СЧЕТНАЯ ВЫШИВКА – 6 часов.

ТЕМА: ВЫШИВКА КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА – 2 часа.

ТИП УРОКА: Комбинированный. Приобретение новых знаний, их закрепление и применение, формирование умений.

ВИД УРОКА: ТРАДИЦИОННЫЙ.

Образовательный аспект: продолжить знакомство с творчеством народных умельцев, с композиционным построением узоров, научить технике выполнения счетных швов.

Развивающий аспект: продолжить формирование художественного вкуса, развивать образное мышление и мелкую моторику рук, совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля и самоконтроля.

Воспитательный аспект: формировать вкус, воспитывать любовь к народному творчеству, коммуникабельность, умение доводить начатое дело до конца.

ИНТЕГРАЦИЯ: История, ИЗО.

Использование ИКТ: Программа Р/Р, текстовый редактор, распечатка дополнительных материалов и упражнений.

Оборудование и инструменты: проектор, ноутбук, компьютерная программа Microsoft Power Point, принадлежности для вышики;

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ: картины, выполненные учащимися, виды национальной одежды, украшенные вышивкой, Презентация “Создание объемных сувениров – бискорню”, инструкционные карты, сувениры “бискорню”

МЕТОДЫ: беседа, демонстрация, инструктаж, практическая работа.

Приветствие. Проверка явки учащихся на занятие, их готовности к уроку. Активизация учащихся. Формулировка темы, Целей урока. Постановка перед учащимися учебной задачи.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ.

– Виды рукоделия.

– Инструменты и приспособления для рукоделия.

– Правила безопасной работы.

– Здоровьесберегающие технологии.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

– зависимость вышивки от географического положения страны, ее истории и культуры;

– выбор цвета;

– композиционное построение узора;

– счетные швы;

– подготовка к вышивке;

– приемы выполнения вышивки крестом;

– особенности вышивки для бискорню.

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Выполнение проекта “Сувенир бискорню”.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (работа по рисункам и по карточкам)

– Что такое композиция?

– Что такое ритм?

– Что такое орнамент?

– Что такое раппорт?

– Что такое симметрия?

– Материалы и инструменты для вышивки.

Контроль и самоконтроль на начало работы по вышивке.

6. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Подготовить презентацию по счетной вышивке, продолжить вышивку.

7. УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ

КОНСПЕКТ УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ

– Виды рукоделия (вязание на спицах <Рисунок1> и крючком <Рисунок2>, биссероплетение <Рисунок3>, лоскутная пластика <Рисунок4>, квиллинг <Рисунок5>, вышивка различными способами <Рисунок6>, <Рисунок7> и т.д.)

– инструменты и приспособления для рукоделия: спицы и крючки из различных материалов, специальные иглы, магнитные доски с лупой, пяльцы и т.д.

– правила безопасной работы

На начало работы:

– Убрать волосы под косынку подобрать рукава одежды.

– Знать количество иголок и булавок, взятых для работы.

– Иголки и булавки находятся воткнутыми в игольницу.

– Хранить ножницы с сомкнутыми лезвиями.

Во время работы:

– При ручных работах с плотными тканями, шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.

– Во время работы иголки и булавки вкалывать только в подушечки и не брать их в рот, не вкалывать в одежду…

– Кусочки сломанной иглы собрать, завернуть в бумагу и утилизировать, как обычный мусор.

– Передавать ножницы кольцами вперед.

– Нельзя перекусывать нитки зубами.

По окончании работы:

– Проверить наличие иголок и булавок.

– Привести в порядок рабочее место.

– здоровьесберегающие технологии

Применение физкультминуток.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

– зависимость вышивки от географического положения страны, ее истории и культуры

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависели от географического положения страны, ее истории и культуры. Кто захочет изучить язык декоративно-прикладного творчества, тому откроется красота и выразительность произведения народного искусства, эстетическая ценность. В изображения закладывался определенный смысл. Например, фигурами в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники света – солнце или луну, горизонтальной волнистой линией – воду, вертикальной – дождь, скрещивающимися – огонь и молнию, горы представлялись треугольниками.

– выбор цвета

У белорусов в вышивке присутствует геометрический орнамент красных, бордовых, серовато-голубых и черных цветов на белом или сером полотне. <Рисунок8>, <Рисунок9>

Украинцам свойственен рушниковый орнамент, обычно растительного характера, встречаются стилизованные изображения птиц и зверей. Для вышивки используют в основном красный цвет, иногда добавляя черный и синий. <Рисунок10>, <Рисунок11>

Грузинская вышивка отличается сложным узором – многофигурный тонкий геометрический и растительный орнамент, а также аппликация и вышивка цветным бисером. <Рисунок12>, <Рисунок13>

Вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани, кожи и бисера распространена у народов Крайнего Севера.

Вышивка народов России отличаются большим своеобразием, богатством технических приемов, цветовыми решениями. Каждый народ в зависимости от местных условий, особенностей быта, обычаев и природы создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение. <Рисунок14>, <Рисунок15>, <Рисунок16>

Для Татарстана характерно шитье бисером и золотом по бархату. <Рисунок17>, <Рисунок18>

У каждого народа самобытные способы оформления одежды. В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало.

– композиционное построение узора

При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов:

А) какие швы будут использованы в работе
Б) назначение изделия
В) расположение узора на изделии
Г) выбор цвета для его выполнения

Все это – слагаемые понятия “композиция”.

КОМПОЗИЦИЯ – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. В композиции всегда есть главное и второстепенное, Главное может быть выделено при помощи цвета, размера, особого расположения, причем не обязательно в центре композиции. Построение цветовой композиции основано на РИТМЕ– чередовании цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и ослабленных. Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте.

ОРНАМЕНТ – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров.

Ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент, называется РАППОРТОМ. <Рисунок19>

Мотивы в узоре не всегда повторяются. Орнаментальными считаются те узоры, которые строятся на основе симметрии или асимметрии.

СИММЕТРИЯ – соразмерное расположение форм, основных линий и красок относительно одной, двух или нескольких осей. Такое построение узоров характерно для русской вышивки и русского орнамента. <Рисунок20>, <Рисунок21>

– счетные швы

Для выполнения орнамента чаще всего используются счетные швы. Эти швы назвали так потому, что ими заполняют узор, отсчитывая нити ткани. Это набор (брань), “роспись” <Рисунок22>, счетная гладь <Рисунок23>, русская гладь <Рисунок25>, крест <Рисунок26>, гобелен <Рисунок24>. Выбор орнамента во многом зависит от характера и расположения композиции. Для украшения середины или края изделия применяется ленточный орнамент.

– подготовка к вышивке

1. Выбор основы. Это ткани полотняного переплетения, имеющие равное количество ниток по основе и утку. Нити таких тканей одинаковые по толщине. Это позволяет выполнять вышивальные стежки одинакового размера и с равными промежутками. Постоянно нужно считать нити ткани, что требует большого напряжения зрения. Лучше вышивать по КАНВЕ – ткани с четкой сеткообразной структурой. Такая ткань может иметь разный размер ячейки (клеточки). Чем больше стежков расположится в 1 см ткани, тем “тоньше”, сложнее и меньше по размеру будет работа. <Рисунок27>, <Рисунок28>

2. Выбор иглы обусловлен видом вышивки, толщиной ткани и ниток. Так, от толщины нитки зависит размер игольного ушка, а от вида ткани – острота конца иголки. Игла должна быть достаточно большой, для того чтобы в нее можно было вдеть нитку, и достаточно острой, чтобы легко прокалывать ткань.

3. Для счетной вышивки подойдут нитки с гладкой структурой, например МУЛИНЕ различных цветов и оттенков, шерстяные и полушерстяные ни тки. Э то и хлопчатобумажное мулине, и шерсть, и полушерсть. Толщина вышивальных ниток должна соответствовать плотности ткани и величине стежка. <Рисунок29>

4. Ткань следует хорошо натянуть, Её помещают в пяльцы или рамку, Лучше использовать пяльцы в виде двух деревянных колец с винтом для удерживания и натягивания ткани. <Рисунок30>, <Рисунок31>

5. Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань и предохранения пальца от уколов иглой. Он может быть пластиковым, металлическим или кожаным. Подбирают его по размеру пальца и надевают на средний палец рабочей руки. <Рисунок32>, <Рисунок33>

6. Вышивальные ножницы применяются для обрезания ниток. Они должны быть маленькими и острыми. Большие ножницы используются для раскроя ткани. <Рисунок34>

7. Схема для вышивки – это лист бумаги в клетку, на который с помощью условных значков или цвета нанесен рисунок.

– Приемы выполнения вышивки крестом

<Рисунок35>

– Особенности вышивки для бискорню

При выборе схемы для вышивки сувенира “бискорню” рисунок должен иметь две оси симметрии. <Рисунок36>, <Рисунок37>

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Выполнение проекта : “Сувенир бискорню”

1 группа – сильные учащиеся – выполнение игольницы. <Рисунок38>

Рис. 38

2 группа – слабые учащиеся – выполнение брелока.

Выбор схемы, нахождение центра симметрии в вышивке, выбор цветовой гаммы и т.д.

Декоративно-прикладное искусство имеет много разновидностей. Большинство из них дошло до нас от наших предков. Вышивание - не исключение. Этот вид декоративно-прикладного искусства был очень популярен в те далекие времена, когда все зарождалось, и сейчас, современный мир не может обойтись без вышивки. Известные модные дома, например, Chanel, не обходятся на своих показах без вещей с применением вышивки. Вы можете узнать больше о направлении вышивка от кутюр на этом сайте .

Орнаменты, сюжетные изображения на тканях, войлоке, коже, выполненные руками или на машинке с использованием ниток и называется вышивкой.

Художественных решений для узоров существует удивительно много, благодаря использованию различных материалов, различным методам выполнения, благодаря разнообразным композициям, цветовым гаммам. И предела у художественно-выразительных средств просто нет.

Есть люди, которые связывают зарождение вышивки с шитьем одежды из шкур во времена пещерного человека. У вышивки огромная история, за время ее развития материалами для работы были: жемчуг, драгоценные камни, блестки, бисер, монеты, бусины, раковины. Также использовались и жилы зверей, их окрашивали в различные цвета. Из хлопка, конопли, получали нити, которые тоже использовали в вышивке. История этого вида искусства выражает представление и художественный вкус всех народов мира.

Материалы для вышивки можно разделить по их назначению: основа и материал.

Основа - на ней вышивают. Это ткани изо льна, шерсти, из холста, из кожи, из сукна. А также такие ткани, как батист, перкаль, коленкор, кумач, плис, кожа, шелк и многие другие. Материал-то чем, вышивают. Вышивают нитками, которые поражают разнообразием. Есть нити изо льна, конопли, из шерсти, из золота, из серебра, из шелка. А также камнями, блестками, бисером, лентами из сафьяна. Эти материалы с течением лет совершенствуются и улучшаются.

Мудрость народов мира показывает, как можно гармонично сочетать совершенно разные материалы. Художественное умение заключается в выявлении эстетики использования разных материалов в двухмерной плоскости, в продуманных узорах, в соблюдении пропорций вышитых рисунков и пробелов ткани. Творческая изобретательность народов оставила не только опыт для нас, но и почву для фантазии и усовершенствования техник и материалов. Сейчас появилось много различных материалов для производства, тканей, нитей и фурнитуры. Такой богатый выбор позволяет современным мастерам создавать шедевры, не уступающие работам предков.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!