Использование нетрадиционных методов и нестандартного оборудования на занятиях ЛФК в коррекционной школе VIII вида. Современный урок физкультуры в коррекционной школе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №35»

Рассмотрена на заседании методического совета школы

протокол № ___ от _________

Утверждена

приказом директора

_______ от _____________

Принята

педагогическим советом

протокол № _____ от __________

Рабочая программа

по ЛФК

8 класс

(сложный дефект)

2013-2014 уч. год

Составитель: учитель Сафронова С.М.

г. Череповец

2013г

Содержание

1. Пояснительная ______________________________________________ 3 стр.

2.Содержание учебного предмета _______________________________ 7 стр.

3.Планируемые результаты к уровню подготовки учащихся _____ 11 стр.

4. Расчёт часов по разделам программы _________________________ 13 стр.

5. Расчёт часов по учебным четвертям __________________________ 14 стр.

6. Инвентарь и оборудование__________________________________ 15 стр.

7. Список литературы _______________________________________ 16 стр.

8. Список литературы для учащихся ___________________________ 17 стр.

Пояснительная записка

Программа по «ЛФК» разработана для детей со сложной структурой дефекта, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В анамнезе таких детей часто отмечаются задержки в формировании и развитии двигательных функций, нарушения развития статической и динамической координации движений, нарушения равновесия, мелкой моторики, нарушение осанки, деформация стопы, нарушения в развитии грудной клетки, кривошея и др. Занятия ЛФК способствуют стабилизации, коррекции вторичных нарушений в двигательной сфере, предупреждению их возможного прогрессирования.

В настоящее время, к сожалению, нет программы ЛФК для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Данная программа составлена нами на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по адаптивной физической культуре А. Н. Асикритова 2013 г. и др. методических пособий по ФК.

Программа по «ЛФК» для учащихся со сложным дефектом рассчитана на 34 часа в год. Преимущественной направленностью данной программы является профилактика и коррекция заболеваний опорно – двигательного аппарата, органов дыхания.

Цель программы:

Овладение учащимися основ лечебной физкультуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

Стабилизация, коррекция вторичных нарушений в двигательной сфере, предупреждение их возможного прогрессирования.

Образовательные задачи программы:

* формировать знания, двигательные умения и навыки, необходимые для выполнений упражнений по лечебной физкультуре;

* формировать двигательные умения и навыки прикладного характера;

* обучать двигательным действиям с помощью знаковой системы (жестовой, символической, тактильно – двигательной);

Развивающие задачи программы:

* развивать физические качества (координационные способности, гибкость, силу, точность движений), а так же общую и мелкую моторику;

* развивать навык ориентировки в схеме собственного тела (освоение направлений пространства относительно собственного тела);

* развивать способность к пространственной ориентировке;

Оздоровительные задачи программы:

* способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма;

* способствовать профилактике соматических нарушений;

* способствовать активизации дыхательной системы, ССС, сенсорных функций;

* способствовать формированию правильной осанки;

Коррекционные задачи программы:

*корригировать нарушения опорно – двигательного аппарата;

* корригировать нарушения дыхательной системы;

* корригировать общую и мелкую моторику;

* корригировать поведение, эмоционально – волевую сферу, средствами физических упражнений;

* корригировать пространственную ориентировку в ходе занятий физическими упражнениями;

* корригировать зрительного, тактильного, слухового восприятия учебного материала в процессе занятий лечебной физкультурой;

Воспитательные задачи:

* воспитывать устойчивый интерес, мотивацию к занятиям физическими упражнениями;

* воспитывать в детях чувство уверенности в себе, в своих силах и возможностях;

* воспитывать преодоление страха высоты, пространства, скованности движения;

* формировать у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к повышению двигательной активности.

Программа по ЛФК состоит из 10 разделов:

Раздел 1. Диагностическое обследование. В начале учебного года проводится диагностическое обследование учащихся по медицинским картам, с целью отбора учащихся и формирования групп для занятий ЛФК. С учащимися, сформированными в группы, проводится тестирование на оценку функционального состояния опорно – двигательного аппарата и показателей физического развития.

Раздел 2. Основы знаний.

Данный раздел содержит теоретические сведения, необходимые для занятий ЛФК.

Раздел 3. Основные исходные положения тела и движения при выполнении физических упражнений .

Данный раздел изучает основные исходные положения тела при выполнении физических упражнений на уроке ЛФК.

Раздел 4. Правильная осанка. Формирование и закрепление навыка правильной осанки.

Данный раздел изучает упражнения прикладного, общеразвивающего характера, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на развитие координационных способностей. В данном разделе преобладают корригирующие упражнения и подвижные игры, направленные на формирование и закрепление навыка правильной осанки.

Упражнения объединены в Комплекс № 1/8.

Раздел 5. Профилактика нарушений осанки.

Данный раздел изучает упражнения прикладного, общеразвивающего характера, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на развитие координационных способностей. В данном разделе преобладают корригирующие упражнения и подвижные игры, направленные на формирование и укрепления мышечного корсета и профилактику нарушений осанки.

Упражнения объединены в Комплекс № 2/8.

Раздел 6. Коррекция дыхания. Профилактика простудных заболеваний.

Данный раздел изучает упражнения прикладного, общеразвивающего характера, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на развитие координационных способностей. В данном разделе преобладают корригирующие упражнения и подвижные игры, направленные на изменение типа дыхания, восстановление и коррекцию дыхания и профилактику простудных заболеваний

Упражнения объединены в Комплекс № 3/8.

Раздел 7. Плоскостопие. Профилактика плоскостопия.

Данный раздел изучает упражнения прикладного, общеразвивающего характера, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на развитие координационных способностей. В данном разделе преобладают корригирующие упражнения и подвижные игры, направленные на формирование сводов стопы, их опороспособности, укрепления мышц стопы и профилактику нарушений осанки.

Упражнения объединены в Комплекс № 4/8.

В каждый комплекс включены так же упражнения, направленные на развитие способности к самопроизвольному расслаблению, гимнастика (пальчиковая, суставная, зрительная, дыхательная, слуховая, мимическая), кинезиологические упражнения по выбору учителя, массаж по выбору учителя.

Периодичность занятий ЛФК 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.

Урок по ЛФК имеет определённую структуру:

* вводная часть (организация учащихся к проведению урока);

* подготовительная часть (подготовительные и подводящие упражнения);

* основная часть (направлена на решение поставленных задач);

* заключительная часть (упражнения на релаксацию, подведение итогов урока).

Занятия по ЛФК проводятся с использованием различного оборудования и инвентаря (массажные мячики, кольца, диски, кочки, активные кольца, ребристые дорожки, гимнастические палки, обручи).

Комплексы физических упражнений составлены в игровой форме, с целью мотивации учащихся к занятиям ЛФК. На уроках используется музыкальное сопровождение.

Программа «ЛФК» составлена с учётом основных педагогических принципов работы с детьми, имеющие нарушения в развитии:

1. Принцип диагностирования (с учётом сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний).

2. Принцип дифференциации и индивидуализации (с одной стороны, объединение детей в относительно однородные группы т. е. по возрасту, с другой стороны индивидуальная работа с каждым ребёнком с учётом его индивидуальных особенностей, возможностей и сопутствующих заболеваний).

3. Принцип коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий (педагогические воздействия направлены на коррекцию сопутствующих заболеваний и активное развитие познавательной деятельности, речи).

4. Принцип учёта возрастных особенностей (ориентирована на «зону ближайшего развития» как на зону потенциальных возможностей).

5. Принцип адекватности педагогических возможностей (постановка коррекционных задач, выбор средств, методов, методических приёмов ЛФК соответствует функциональному состоянию ребёнка и его особенностям).

6. Принцип оптимальности педагогических воздействий (нагрузка не превышает допустимые величины и соответствует оптимальным реакциям организма).

7. Принцип вариативности педагогических воздействий (использование многообразия не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способы регулирования эмоционального состояния, воздействия на речь, подвижные игры с речетативами, мелкую моторику (пальчиковые игры).

Оценка достижений.

Занятия по ЛФК по 5 балльной системе не оцениваются. В конце года проводится сравнительный анализ результатов тестирования учащихся на начало и конец учебного года (оценка функционального состояния мышечного корсета, оценка функционального состояния позвоночника, оценка функционального состояния кардиореспираторной системы, оценка знаний параметров правильной осанки).

Содержание учебного предмета

8 класс (34 часа)

Раздел 1. Диагностическое обследование.

1.1. Оценка функционального состояния мышечного корсета.

Тест №1. Оценка силовой выносливости мышц спины.

Тест №2. Оценка силовой выносливости мышц брюшного пресса.

1.2. Оценка функционального состояния позвоночника.

Тест №3. Определение общей активной гибкости позвоночника.

1.3. Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы (Проба Штанге).

Тест №4. Проба Штанге.

1.4. Оценка знаний положения правильной осанки.

Тест №5. Учащийся показывает у стенки положение правильной осанки.

Раздел 2. Основы знаний.

2.1. Правила ортопедического режима в школе и дома. Преимущество здо -

рового образа жизни. Самоконтроль при занятии физическими упражнения-

ми. Типы дыхания. Профилактика простудных заболеваний. Значение физи -

ческих упражнений для профилактики плоскостопия.

Раздел 3. Основные исходные положения тела и движения при выполнении физических упражнений:

3.1. Повторение исходных положений тела и основных положений и движений при выполнении физических упражнений;

Раздел 4. Правильная осанка. Формирование и закрепление навыка правильной осанки (Комплекс №1/8).

4.1 Двигательные умения и навыки, способствующие развитию прикладных умений и навыков:

Построение в колонну по одному с помощью учителя, равнение в затылок.

Построение в одну шеренгу, равнение по линии.

Повторение ранее пройденных строевых приёмов (повороты направо, налево, кругом, выполнение команд по словесной инструкции «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Разойдись!», «Повернулись!»).

Расчёт по порядку;

Ходьба: приставными шагами (вперёд, назад, вправо, влево, на носках, на пятках).

Ходьба по разминочной дорожке: по канату, по массажным кочкам, по массажным полоскам, по массажным дискам, по ребристой доске;

Бег: противоходом (спиной), приставными шагами (вправо, влево), змейкой, по диагонали;

Прыжки: с поворотом на 90 гр., между предметами.

Удар мяча об пол поочерёдно правой и левой рукой, броски малого мяча на дальность.

Сочетание переползания по гимнастической скамейке на четвереньках с лазаньем на животе.

4. 2. Развитие координационных способностей:

Равновесие на одной ноге;

Переступание через легко сбиваемые препятствия высотой до 20 см.

Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук, вправо и влево приставными шагами.

4.3. Дыхательные упражнения:

Среднее дыхание;

Диафрагмальное;

4.4. Общеразвивающие упражнения типа «зарядки».

4.5. Упражнения, направленные на формирование и закрепление навыка формирования правильной осанки у стенки.

4.6. Упражнения, направленные на формирование и укрепление мышечного корсета с мячом:

Упражнения, направленные на развитие мышц спины;

Боковых мышц туловища.

4.7. Упражнение, направленное на расслабление мышц.

4.8. Упражнения, направленные на самовытяжение и растяжение позвоночника;

4.9. Гимнастика (пальчиковая, суставная, зрительная, слуховая), кинезиологические упражнения по выбору учителя.

4.10. Массаж спины, направленный на снятие мышечного напряжения и профилактику нарушений осанки.

4.11. Подвижная игра, направленная на формирование и закрепление навыка правильной осанки «Фокусник».

Раздел 5. Профилактика нарушений осанки (Комплекс №2/8).

5.1. Двигательные умения и навыки, способствующие развитию прикладных умений и навыков:

См. п. 4.1.

5. 2. Развитие координационных способностей:

5.3. Дыхательные упражнения.

5.4. Общеразвивающие упражнения типа «зарядки».

5.5. Корригирующие упражнения в балансировке с массажным диском:

Упражнения, направленные на развитие мышц брюшного пресса;

Упражнения, направленные на развитие мышц спины.

5.6. Упражнение, направленное на расслабление мышц.

5.7. Упражнения, направленные на самовытяжение.

5.9. Гимнастика (пальчиковая, суставная, зрительная, слуховая), кинезиологические упражнения по выбору учителя.

5.10. Массаж спины, направленный на снятие мышечного напряжения и профилактику нарушений осанки.

5.11. Подвижная игра, направленная на профилактику нарушений осанки

«Слушай внимательно».

Раздел 6. Коррекция дыхания. Профилактика простудных заболеваний (Комплекс № 3/8).

6.1 Двигательные умения и навыки, способствующие развитию прикладных умений и навыков:

См. п. 4.1.

6. 2. Развитие координационных способностей:

Стойка на носках 2 – 3 секунды;

Ходьба вдоль гимнастической скамейки, одна нога на скамейке, другая на полу;

Стойка на одной ноге, другая согнута вперёд, руки в стороны.

6.3. Дыхательные упражнения динамические, направленные на коррекцию дыхания.

6.4. Дыхательные упражнения, направленные на изменения типа дыхания:

Диафрагмальное дыхание;

Среднее грудное дыхание;

Верхнее ключичное дыхание;

Упражнение для развития носового дыхания:

6.5. Общеразвивающие упражнения типа «зарядки».

6.6. Упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета.

6.7. Упражнения, направленные на расслабление мышц.

6.8. Гимнастика (пальчиковая, суставная, зрительная, слуховая), кинезиологические упражнения по выбору учителя.

6.9. Массаж спины, направленный на снятие мышечного напряжения и профилактику нарушений осанки.

6.10. Подвижная игра, направленная на коррекцию дыхания «Дунем раз».

Раздел 7. Плоскостопие. Профилактика плоскостопия (Комплекс № 4/8).

7.1. Двигательные умения и навыки, способствующие развитию прикладных умений и навыков:

См. п. 4.1.

7. 2. Развитие координационных способностей:

Стойка на одной ноге, другая согнута вперёд, руки в стороны.

Ходьба по гимнастической скамейке без помощи учителя.

7.3. Общеразвивающие упражнения типа «зарядки».

7.4. Упражнения, направленные на формирование сводов стопы, их подвижности, опороспособности и укрепление мышц в различных исходных положениях с массажным мячом и массажным кольцом.

7.5. Дыхательные упражнения:

- «Ветерок»;

Диафрагмальное дыхание;

7.6. Упражнения, направленные на расслабление мышц.

7.7. Гимнастика (пальчиковая, суставная, зрительная, слуховая), кинезиологические упражнения по выбору учителя.

7.8. Самомассаж ног, направленный на снятие мышечного напряжения и профилактику плоскостопия.

7.9. Игра малой подвижности, направленная на укрепление мышц стопы и профилактику плоскостопия «Спрячь платочек».

Раздел 8. Подвижные игры оздоровительного и развивающего характера.

*

- «Голуби» -

Планируемые результаты к уровню подготовки учащихся 8 класса:

к концу года учащийся должен знать:

Правила ортопедического режима в школе и дома;

Принципы самоконтроля при занятии физическими упражнениями;

Преимущество здорового образа жизни, типы дыхания;

Доступные меры профилактики простудных заболеваний, нарушений осанки, плоскостопия;

Значение физических упражнений для профилактики плоскостопия.

к концу года учащийся должен уметь:

Показать правильную осанку у стенки без помощи учителя и проверить правильность показа позы правильной осанки у друга;

Построиться в колонну по одному с помощью учителя, равнение в затылок.

Построиться в одну шеренгу в нарисованных кружках, равнение по линии.

Выполнять команды по словесной инструкции «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!

Выполнять повороты направо, налево с указанием направления учителя; - размыкаться в шеренге на вытянутые руки;

Выполнять упражнения прикладного характера:

* ходьба: в полуприседе, противоходом, по кругу, взявшись за руки,

с захлёстыванием голени;

* ходьба по разминочной дорожке: по канату, по массажным кочкам, по массажным полоскам, по массажным дискам, по ребристой доске;

* бег: медленный с переходом на быстрый, между булавами;

* прыжки на двух ногах, через препятствие, с ноги на ногу, с поворотом на 45 гр.

Выполнять упражнения с мячом, броски малого мяча в стену, сбивать мячом предметы, передавать большой мяч в шеренге из рук в руки;

Выполнять упражнений с гимнастической палкой;

Перешагивать через гимнастическую скамейку, переползать на четвереньках по гимнастической скамейке с захватом кистями рук краёв скамейки, перешагивать через препятствие высотой 15 – 20 см.

Выполнять общеразвивающие упражнения типа «зарядки» с предметом и без предмета;

Выполнять физические упражнения из комплексов №1/8, 2/8, 3/8, 4/8 предметом и без предмета в балансировке на массажном диске:

* корригирующие упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки:

* упражнения, направленные на развитие мышц брюшного пресса;

* упражнения, направленные на развитие боковых мышц туловища;

* упражнения, направленные на развитие мышц спины;

* упражнения, направленные на расслабление мышц;

* упражнения, направленные на формирование и закрепление навыка формирования правильной осанки;

* статические дыхательные упражнения, направленные на изменение типа дыхания: среднее грудное дыхание, диафрагмальное дыхание;

* специальные динамические дыхательные упражнения;

* специальные упражнения, направленные на формирование сводов стопы, их подвижности, опороспособности и укрепление мышц в различных исходных положениях с предметами и без предметов;

* упражнения, направленные на самовытяжение;

Выполнять массаж спины, направленный на снятие мышечного напряжения и профилактику нарушений осанки;

Выполнять гимнастику (пальчиковая, суставная, зрительная, слуховая), кинезиологические упражнения по выбору учителя.

Играть в подвижные игры:

* «Ходим в шляпах» - подвижная игра, направленная на формирование и закрепление навыка правильной осанки.

* «Слушай внимательно» - подвижная игра, направленная на профилактику нарушений осанки;

* «Подпрыгни и подуй на мячик» - подвижная игра, направленная на улучшение функции дыхания.

* «Спрячь платочек» - игра малой подвижности, направленная на укрепление мышц стопы и профилактику плоскостопия.

* «Письмо на ладони» - подвижная игра, направленная на развитие тактильной чувствительности ладоней, внимания, пространственных представлений. * «Узнай друга» - подвижная игра, направленная на развитие внимания, слуховой и мышечной памяти, тактильного восприятия и мышления, развития мелкой моторики

- «Голуби» - подвижная игра, направленная на развитие навыка метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.

«Что пропало» - подвижная игра, направленная на активизацию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, пространственной ориентировки.

Расчёт часов по разделам программы

Раздел

Количество часов

1. Диагностическое обследование.

2. Основы знаний.

3. Основные исходные положения тела и движения при выполнении физических упражнений.

4. Правильная осанка. Формирование и закрепление навыка правильной осанки.

5. Профилактика нарушений осанки.

6. Коррекция дыхания. Профилактика простудных заболеваний.

7,5

7. Плоскостопие. Профилактика плоскостопия.

6,5

8. Подвижные игры оздоровительного и развивающего характера.

Всего часов

Расчёт часов по учебным четвертям

п/п

Раздел

Учебная четверть

Всего часов

I

II

III

IV

Диагностическое обследование.

Основы знаний.

0,25

0,25

0,25

0,25

Основные исходные положения тела и движения при выполнении физических упражнений.

0,75

0,75

0,25

0,25

Правильная осанка. Формирование и закрепление навыка правильной осанки.

Профилактика нарушений осанки.

Коррекция дыхания. Профилактика простудных заболеваний.

7,5

7,5

Плоскостопие. Профилактика плоскостопия.

6,5

6,5

Подвижные игры оздорови -

тельного и развивающего характера.

Всего часов.

Инвентарь и оборудование

1. Коврики для выполнения физических упражнений.

2. Массажные кочки.

3. Массажные мячи.

4. Массажные кольца.

5. Массажная дорожка.

6. Массажные диски.

7. Гимнастические палки.

8. Гимнастические обручи.

9. Гимнастические ленточки.

10. Гимнастические скамейки.

11. Кегли.

12. Резиновые мячи.

13. Свисток.

Список литературы

1. Асикритов А.Н. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по адептивной физической культуре 1- 9 классы. – СПб.: Владос Северо – Запад, 2013.

2. Башкирова Е.А. Костромина А.С. Левченко Е.В. Леонова Е.М. Методическое пособие Коррекционные программы. Осанка и плоскостопие. – М: 2009.

3. Мозговой В.М., Дмитриев А.А., Самыличев А.С. Методические рекомендации по организации физического воспитания во вспомогательной школе. – М., 1986.

4. Лях В. И. Физическая культура. 1 – 4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. И. Лях. – 13 – изд. – М. : Просвещение, 2012.

5. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. «Лечебная физическая культура в детском возрасте» - СПб.: Речь, 2007.

Соколова Н.Г. «Практическое руководство по детской ЛФК». 2007г.

Список литературы для учащихся.

1. Потапчук А.А. «Как сформировать правильную у ребёнка». – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.

Об уроках ЛФК в МКС(К)ОУ «Коррекционная школа-интернат YIII вида» г. Чёрмоза

Филатов В.Л.

I. ЛФК является оригинальным способом лечения и реабилитации больного ребенка. (ЛФК отличается от других видов лечения (фармакотерапия, диетотерапия, физиотерапия и т.д.), не только физиологическим характером применяемых средств, связанных с естественными движениями ребенка и естественными внешними воздействиями, но и широким использованием в практической работе методов лечебной педагогики и психологии. Сами средства физической культуры, применяемые по отношению к больному ребенку, представляют собой факторы не только терапевтического, но и воспитательного воздействия, что, нередко бывает значительно шире и многообразнее тех или иных конкретных лечебных задач. Практическое применение средств лечебной физкультуры требует знаний:

Особенностей их использования в различных возрастных группах;

Характера имеющегося у ребенка патологического процесса;

Его стадии особенностей;

Индивидуальных и возрастных особенностей течения болезни или травмы;

Психологических особенностей ребенка.

  1. Средства ЛФК используемые в детском возрасте:

Физические упражнения: к ним относятся гимнастические упражнения, физические упражнения, прикладного характера, символы, скоростно-силовые, в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии и т.д.

Гимнастические упражнения - специальные, расчлененные движения при которых достигается избирательные воздействия на определенные мышцы и физиологически связанные с ними внутренние органы.

Группы гимнастических упражнений:

а) общеразвивающие - для определенных мышечных групп, классифицируемые по анатомическому признаку;

б) упражнения в расслаблении - активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического направления мускулатуры.

в) Упражнения в растягивании - активные гимнастические упражнения с преимущественным воздействием на патологические изменения, эластичность тканей.

г) Упражнения дыхательные - гимнастические упражнения с произвольным видоизменением характера или продолжительности фаз дыхательного цикла.

д) упражнения основные, скоростно-силовые, в статическом напряжении, гимнастические упражнения - с произвольно изменяемой величиной мышечного напряжения.

е) Упражнения корригирующие - гимнастические упражнения, способствующие устранению деформации опорно-двигательного аппарата и различной этиологии.

ж) Упражнения на координацию проводятся при сложных сочетаниях движений и регламентируемой последовательности.

з) Упражнения в равновесии - гимнастические упражнения, направленные на тренировку вестибулярного аппарата.

Физические упражнения прикладного характера - это ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, строевые упражнения.

Спортивные виды физических упражнений

Плавание;

Коньки;

Лыжи;

Санки;

Велосипед

  1. Подвижные игры - как средство ЛФК обеспечивают комплексное воздействие на организм и высокую эмоциональность:

Игры малой подвижности (игры на месте, в и.п. сидя, полулежа, лежа, реже стоя).

Игры средней подвижности - двигательная деятельность в этих играх направляется движениями туловища, конечностей, брыкания, лазанием, ходьбой, прыжки ограничены, бег не используется.

Игры большой подвижности - сопровождаются физической нагрузкой средней и выше средней интенсивности.

Массаж - средство ЛФК, использующее местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами.

Закаливание - целенаправленное воздействие на организм ребенка физических факторов окружающей среды для повышения сопротивляемости путем адаптации к неблагоприятному влиянию.

  1. Методика ЛФК.

В методике ЛФК дозировка физической нагрузки занимает ведущее место, во многом определяя лечебный эффект от подобранных средств.

Наиболее распространенными способами дозировки физической нагрузки являются длительность выполнения физических упражнений, подбор самих упражнений и подвижных игр, количество повторений, выбор исходных положений, применения сопротивления и отягощения, темп и ритм движений.

Суммарная физическая нагрузка при занятиями ЛФК по своей интенсивности делится на 3 группы:

  1. Малая нагрузка - достигается использованием в занятиях хорошо знакомых и освоенных ребенком элементарных движений. Число поворотов 3-4 темп медленный или средний. Статистическая нагрузка минимальная. И.п. с большой площадью опоры. Исключаются упражнения с отягощением и сопротивлением.
  2. Для достижения нагрузки средней интенсивности - применяют упражнения для всех мышечных групп. Количество поворотов 8-10, помимо знакомых вводятся новые упражнения. Увеличивается амплитуда движений, применять приемы отягощения и сопротивления. Темп средний и быстрый. Паузы уменьшаются, плотность занятая увеличивается. Применяются упражнения циклического характера - ходьба, бег, поскоки, лазание. Нагрузки средней интенсивности оптимальны для решения большинства лечебных задач.
  3. Значительные максимальные нагрузки редко применяют в ЛФК с целью достижения таких нагрузок, используют упражнения для крупных мышц со значительной амплитудой, в среднем и быстром темпе. Ходьба, бег, прыжки, допустимы эстафеты.

Занятия ЛФК.

  1. Вводная часть - подготовка к высшему уровню нагрузки включает в себя построения, перестроения ходьбы. Упражнения на координацию и внимание.
  2. Основная часть - решает ведущие лечебные и лечебно-оздоровительные задачи, заключающиеся в воздействии, как на пораженные органы и системы, так и на весь организм ребенка. Для их реализации включаются как специальные, так и общеразвивающие упражнения, подвижные игры.
  3. Заключительная часть - физическая нагрузка снижается до уровня, соответствующего двигательному режиму занимающихся детей.

Особенности методики проведения ЛФК в школьном возрасте. Состав группы 3-12 человек. Длительность занятия 25-35 минут. При проведении занятий должна учитываться необходимость создания условий для продолжающегося формирования двигательных навыков и улучшения их качеств; наличие отдельного оборудованного кабинета или зала, необходимых пособий и оборудования. Отсутствие посторонних раздражителей, четкая подготовка инструктора к занятию и последовательность в решении лечебных и педагогических задач.

Принципы применения средств ЛФК.

От простого к сложному;

Последовательность повышения требований;

Индивидуального подхода к каждому ребенку;

Принципы доступности;

Учета возрастного развития движений;

Сочетания общего и специального воздействия;

Чередование или рассеянной мышечной нагрузки;

Принцип сознательности и активности.

Кабинет ЛФК - оборудованное помещение для малогруппных занятий должен иметь хорошее естественное освещение, пол с ковровым покрытием. Общая площадь из расчета 4м2 на человека. В условиях Чермозской специальной коррекционной школе занятия ЛФК проводятся с детьми, у которых имеется нарушение осанки, а также сколиоз. Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоявшего человека, которую он принимает без изменения мышечного усилия. Ведущими факторами, определяющими осанку, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. Угол наклона таза при этом в пределах 35-55*, у мальчиков чуть меньше.

Дефекты осанки:

  1. Нарушение осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника.

а) сутуловатость - увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;

б) круглая спина - увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. (Ребенок при этом нарушении стоит с согнутыми в коленях суставах ногами)

При сутуловатости и круглой спине грудь западает, плечи шея и голова наклонены вперед, живот?, ягодицы уплотнены, лопатки круговидно выпячены;

в) кругловогнутая спина - все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза.

Голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты. Мышцы задней поверхности бедра растянуты по сравнению с мышцами передней поверхности.

  1. Нарушение осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника.

а) плоская спина - уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен. Грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена вперед, нижняя часть живота выставлена. Лопатки крыловидны.

б) плоско-вогнутая спина - уменьшение грудного кифоза при нормальном поясничном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости называется асимметричной осанкой. При этом нарушение одно плечо и лопатка опущены по сравнение с другой.

Нарушение осанки помимо косметического дефекта, нередко сопровождаются расстройствами деятельности внутренних органов.

Снижение рессорной функции позвоночника у людей с плоской спиной приводит к микротравмам головного мозга и утомление и головным болям.

Коррекция дефектов осанки:

Целенаправленное использование средств физического воспитания.

  1. Улучшение и нормализация течения нервных процессов. Стимуляция деятельности органов и систем, улучшение физического развития.
  2. Активизация общих и местных (т.е. в мышцах туловища) обменных процессов. Выработка силовой и общей выносливости мышц туловища, укрепление «мышечного корсета».
  3. Исправление имеющегося дефекта осанки.
  4. Формирование и закрепление правильной осанки.

Исправление нарушений осанки - процесс длительный, требующий строгого подхода к организации занятий по физическому воспитанию. Занятия ЛФК должны проводится систематически не реже двух -трех раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнениями корригирующего комплекса упражнений в домашних условиях. Исправление дефектов осанки детей достигается с помощью специальных упражнений.

Например: крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены при помощи упражнений с динамической и статической нагрузкой на трапециевидные и тазобедренные мышцы, а также на растягивание грудных мышц.

Для выработки соответствующих правильной осанки мышечно-суставных ощущений используют тренировки у зеркала (зрительный самоконтроль).

Комплекс корригирующей гимнастики при нарушении осанки:

Сколиоз характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и его торсией (скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси).

По тяжести лечения сколиозы делятся на четыре степени. В нашей школе группах ЛФК занимаются дети с начальной степенью сколиоза и сколиоза первой степени.

ЛФК обеспечивает решение следующих задач.

  1. Создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела. Укрепление «мышечного корсета».
  2. Стабилизация сколеотического процесса, а на ранних его стадиях - исправление в возможных пределах.
  3. Воспитание и закрепление навыка правильной осанки.
  4. Нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма.
  5. Повышение неспецифических защитных сил организма.

Схема: построения занятия ЛФК при нарушениях осанки и сколиоза начальной степени.

Вводная часть: ходьба, упражнения в построениях и перестроениях, упражнения для воспитания и закрепления правильной осанки, дыхательные упражнения.

Основная часть: упражнения обеспечивающие выработку и тренировку общей и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки для создания мышечного корсета, корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающимися и дыхательными.

В конце основной части - подвижная игра.

Заключительная часть: ходьба, упражнения в координации, дыхательные упражнения, игра на внимание с одновременным сохранением правильной позы.

Физические упражнения. Рекомендуемые в занятиях ЛФК при сколиозах начальной степени и нарушениях осанки:

1 Упражнения для формирования и закрепления навыка проверки осанки.

а) И. п.стоя правильная осанка обеспечивается за счёт касания стен ягодичной областью икрами ног и пятками.

б) И. п. как в первом упражнении отойти от стены, сохранив правильную осанку.

в) И.п лёжа на спине, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижать к туловищу. приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в и. п.

г) И. п. лежа на спине. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.

д) Ходьба с мешочком на голове с одновременными различными движениями.

2. Упражнения для укрепления «мышечного корсета».

Для мышц спины.

а) И.п. лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей положенных одна на другую. Перевести руками пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, удерживать принятое положение.

б) И.п. лежа на животе руки под подбородок. Имитация плавания способом «брасс».

в) И.п. то же - поднять голову и плечи, руки в стороны сжимать и разжимать кисти рук.

г) И.п. то же - поочередное поднимание прямых ног не отрывая таз от пола.

д) И.п. то же - приподнимание обеих прямых ног и удержание до 10-15 счетов.

е) И.п. лежа на животе попарно мяч в согнутых руках перед собой - перекатывание его партнеру и ловя с сохранением приподнятого положения головы надплечий.

Для мышц брюшного пресса.

И.п. - для всех упражнений лежа на спине, поясница прижата к опоре.

Сгибание и разгибание ноги в коленом и тазобедренном суставах поочередно;

Согнуть обе ноги, разогнуть, вперед медленно опустить;

Велосипед;

Руки за головой поочередное поднимание прямых ног вперед.

Для боковых мышц туловища.

И.п. - лежа на правом боку, прямая правая рука -поднять вверх, левая расположена вдоль туловища. Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую ногу, тоже на другом боку.

Корригирующие упражнения.

  1. И.п. - лежа на животе подбородок на тыльной поверхности кистей (положение туловища прямое), выпрямить руки тянуться вперед в направлении рук головой, не поднимая подбородка и плеч.
  2. И.п.- то же - сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки, ноги разогнуть в коленях, приподнять - «рыбка».
  3. И.п.- то же - руки вперед, ноги прямые приподнять несколько раз нагнуться - «лодочка».

Асимметричные

  1. Стоя перед зеркалом, сохраняя правильную осанку, поднять плечо с поворотом его внутрь на стороне вогнутости грудного сколиоза.
  2. И.п. лежа на животе, держась за рейку гимнастической стенки, приподнять напряженные ноги и отвести их в сторону выпуклости поясничного сколиоза.
  3. Ходьба по рейке гимнастической стенки с мешочком на голове и отведением ноги в сторону выпуклости поясничного сколиоза.

После заключительной части цитата из книги. Показ дополнительных упражнений при занятиях ЛФК для развития интереса.

Предварительный просмотр:

Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.

Батраченко Т.В. учитель ЛФК

МК(С)КОУ Верх-Ирменской

специальной (коррекционной)

Школы-интерната VIII вида

  1. Введение………………………………………………………………….3
  2. Глава 1. Теоретические предпосылки развития и становления двигательной сферы учащихся специальных и коррекционных школ VIII вида……………………………………………………………….….7

1.1. Системный подход к работе по коррекции двигательных нарушений…………………………………………………………………7

1.2 Методы исследования показателей двигательной сферы……….9

3. Глава 2. Опыт работы по коррекции двигательной сферы учащихся

С ОВЗ на уроках лечебной физической культуры……………………..12

4. Список литературы……………………………………………………..17

5. Приложения………………………………………………………….…19

  1. Введение

Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, установления контакта с окружающим миром, успешной психолого-педагогической реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями относится в настоящее время к числу первостепенных государственных социальных задач.

Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. Растет потребление наркотиков и психотропных веществ, причем наиболее значительный рост наблюдается среди детей из групп социального риска. Эпидемическим становится распространение ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, болезней опорно-двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеют выраженные нарушения психического и психологического статуса. Это выражается в нарушении поведения: реакции ухода, тревога, агрессия, правонарушения. У детей раннего возраста наблюдается социально-педагогическая запущенность, умственная отсталость, неврозоподобные и психопатические расстройства. Очень высок травматизм в быту и на дорогах.

Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья учащихся.

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности процесса воспитания в школе служит соответствие базовым потребностям и психофизиологическим возможностям моих воспитанников.

Особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности данной категории школьников в оздоровительных и коррекционных целях, поиске эффективных путей и методов физического воспитания, направленных на повышение уровней двигательной подготовленности, формирование двигательной способности и познавательной активности, укрепление здоровья.

В нашем образовательном учреждении ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей, которые помимо основного диагноза имеют ряд сопутствующих нарушений здоровья, а именно нарушение осанки, плоскостопие, астенический синдром.

У этих детей наблюдается низкий уровень двигательных способностей: точности, координации быстроты движений, гибкости, мышечной силы, выносливости. А при недостаточном объеме двигательной активности резко ослабляется деятельность мышечной, сердечнососудистой деятельности, дыхательной и других важнейших физиологических систем организма.

Все эти недостатки очень влияют на эмоциональную сферу обучающихся, у которых наблюдается страх, неуверенность в своих силах и возможностях, неумение владеть собой, неумение проявлять сознательную дисциплину, строго соблюдать установленные правила, нарушено чувство ритма, слуха и моторики.

Большое внимание должно быть обращено на проведение коррекционной работы с детьми этого контингента. Непременным условием является следующая работа – уроки физкультуры, утренняя гимнастика, физкультурные минутки и динамические паузы, ритмика, уроки ЛФК, где отражаются задачи по коррекции двигательных недостатков.

Занятия лечебной физкультурой включены в учебный план специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, так для учащихся с ограниченными возможностями здоровья особенно важное значение имеет здоровьесберегающий компонент образовательного процесса, и являются важной составной частью комплексного ППМС сопровождения, осуществляемого в нашем образовательном учреждении.

Поэтому целью моего исследования является изучение возможностей для коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ, посредством специально организованных занятий ЛФК.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу и выявить основные направления коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ.

2. Провести диагностику уровня физического развития учащихся, зачисленных в группу для проведения занятий.

3. Разработать комплексы упражнений благоприятно воздействующих на состояние организма, увеличение жизненной ёмкости лёгких.

4. Формировать у учащихся двигательные навыки и умения, развитие межполушарного взаимодействия.

5. Вырабатывание у учащихся навыка правильной осанки, координации движений и навыков самоконтроля.

Многолетний опыт работы позволил мне определить особенности в содержании проблемы коррекции движений учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида:

Коррекция движений учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида не ограничивается коррекцией их двигательных функций. Она должна затрагивать и психическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями.

Следовательно, устранение двигательных недостатков является важной составной частью психокоррекционной работы, направленной на развитие личностной сферы, на успешную социализацию учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Коррекция и развитие движений учащихся зависят от характера и структуры их конкретной двигательной деятельности в учебе, труде, игре.

Следовательно, необходимо организовывать и направлять деятельность учеников таким образом, чтобы во всех видах обеспечивать коррекционное воздействие на детей с учетом их двигательных нарушений.

Использование системы специально организованных коррекционных занятий лечебной физкультурой является эффективным средством коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций. Позволяет своевременно предупредить появление вторичных отклонений в развитии умственно отсталых детей.

Глава 1. Теоретические предпосылки развития и становления двигательной сферы учащихся специальных и коррекционных школ VIII вида

1.1Системный подход к работе по коррекции двигательных нарушений.

Одной из главных причин, затрудняющих формирования у учащихся школ для детей с нарушением интеллекта двигательных умений и навыков, является наличие двигательных нарушений, накладывающий отрицательный отпечаток на их деятельности. Двигательные нарушения являются составной частью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и ведущий дефект. Так, моторная недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем определяется недоразвитием аналитического-синтетической деятельности коры головного мозга, а конкретно – корковых зон двигательно-кинестетического анализатора.

Разработка проблемы двигательных нарушений у умственно отсталых школьников в процессе физического воспитания основывается на принципиальных положениях общей психологии, патофизиологии, теории и методике физического воспитания, адаптивной физической культуры, глубоком изучении состояния их физического развития, двигательной сферы, глубины и характера отклонений.

Л. С. Выготский подчеркивал, что у детей-олигофренов, помимо нарушенных, есть и сохранные стороны психики, опираясь на которые можно и должно их воспитывать и продвигать в умственном развитии, сглаживая их недостатки. Специальное педагогическое воздействие на вторичные изменения в психическом и физическом развитии ребенка, возникающие на основе первичного дефекта, может быть эффективным только при условии мобилизации всех компенсаторных возможностях ребенка. При этом исходят из разностороннего (комплексного) воздействия на личность. Только такой подход к исправлению различных недостатков в психологическом развитии учеников специальной школы VIII вида может дать эффективные результаты. Следует добиться того, чтобы выпускники специальных школ обладали таким уровнем разносторонней физической подготовки, который бы мог им обеспечить им самостоятельность в жизни и трудовой деятельности.

Педагогическое воздействие в целях коррекции нарушений функций и развития еще не сформировавшихся двигательных умений и навыков предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения воспитания умственно отсталых детей. Для этого широко используется различные средства физической культуры, лечебной физкультуры, однако методика их применения пока не получила должного освещения в литературе

В патологических состояниях и в условиях дефекта тип обратной связи может меняться; извращаться, что не исключает резкой дисгармонии физиологических функций физиологических функций, особенно в аппарате дыхания и сердечно-сосудистой системе. Задачей физических упражнений в этом случае является восстановлении регулирующей роли моторики, подчиняющей себе все функции организма. Нормализация вегетативных функций при применении физических упражнений обеспечивается моторно-висцеральными рефлексами, подавляющими интероцептивную импульсацию. По-видимому, недостаточность движений либо чрезмерная возбудимость не только усугубляют любое заболевание и приводят к патологии всего нервно- мышечного аппарата, но и отрицательно сказываются на функциях анализаторов аномальных детей.

Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет недостатков, - это способ активного развития, то для умственно отсталого ребенка физическая культура является еще одним из основных средств устранения отклонений в двигательной системе. Поэтому привлечение умственно отсталых детей к активным занятиям физической культуры должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы специальной школы. Использование богатого опыта советской и российской дефектологии специалистами физического воспитания дает широкие возможности дальнейшего развития теории и практики физического воспитания аномальных детей.

Особое место в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками должны занимать педагогические оправданные, экспериментально обоснованные средства и методы физического воспитания. Для исправления недостатков физического развития детей также не безразлично, с какого возраста следует начинать коррекцию движений. Известно что, чем раньше обеспечивается целенаправленное педагогическое воздействие, тем успешнее проходит процесс коррекции. Использование системы физического воспитания как эффективные средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяет своевременно предупредить появление вторичных отклонений в развитии умственно отсталых детей.

  1. Методы исследования показателей двигательной сферы.

Формирование того или иного качества или свойства движений, улучшения физического развития у каждого ребенка происходит индивидуально, и не всегда первоначальные признаки в улучшении двигательных способностей ребенка следует оценивать только влиянием целенаправленной коррекционной работы.

При выявлении физических недостатков требуется, чтобы диагностические методы соответствовали возможностям умственно отсталых школьников. Специалистам следует диагностировать у них нарушения двигательной сферы, сохранные двигательные возможности, определить адекватные средства и методы коррекции двигательной сферы, затем определить эффективность коррекционно-воспитательной работы по преодолению нарушений.

Понятия «коррекция двигательных нарушений» и «развития двигательных способностей» не могут быть противопоставлены друг другу. Они близки по смыслу и содержанию работы, направлены на улучшение двигательных характеристик, так как в том и другом случае могут применяться одни и те же методы, средства и формы занятий.

Вместе с тем два понятия нельзя и отождествлять, поскольку каждое из них символизирует специфический процесс, направленный на формирование различного уровня двигательных способностей. Так, если у ребенка нарушена функция статического равновесия, то следует проводить работу по коррекции двигательного нарушения упражнениями, способствующими улучшению показателей равновесия, его нормализации. Чтобы не нанести вреда организму ребенка, необходимо подбирать адекватные средства, рационально дозируя нагрузки, развивая сохранные двигательные способности с целью увеличения компенсаторных возможностей организма.

Если показатели равновесия приблизились к средним величинам уровня детей данного возраста, можно говорить о том, что коррекционная работа достигла цели. Дальнейшая целенаправленная деятельность по улучшению функции равновесия позволит применять комплекс средств физического воспитания, отличающийся от коррекционных большей их дозировкой, другими методами, активной целевой направленностью. В этом случае целесообразнее говорить не о коррекции двигательного нарушения, поскольку его уже не существует, а о целенаправленном развитии функции равновесия.

Если же отстают двигательные качества, то правомерно говорить об их развитии, а не об их коррекции, так как здесь ничего не исправляется, а лишь повышается уровень двигательных качеств.

Показателем эффективности служит положительная динамика физической подготовленности ребенка, которая складывается из оценки двигательных способностей, состояния стопы, силовой выносливости, силы мышц рук и плечевого пояса, координации движений, ловкости, быстроты двигательной реакции. Диагностика физической подготовленности проводится на основании Письма Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 – «Об оценивании по состоянию здоровья для гру пп ЛФК ».

На основании данных диагностики и данных медицинского осмотра формируются группы для занятий. Продолжительность занятий составляет 20 минут, два раза в неделю.

Глава 2. Опыт работы по коррекции двигательной сферы учащихся с ОВЗ на уроках лечебной физической культуры

Дети с нарушением интеллекта нуждаются в коррекции недостатков психического и физического развития. Способами и средствами коррекции являются все виды учебной и внеучебной деятельности, в которую погружаются учащиеся СКОУ.

Уроки ЛФК - это специфическое средство и способ воздействия на учащихся, способствующее общему развитию младших школьников с ОВЗ. Уроки ЛФК нацелены на исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально - волевой сферы, направлены на воспитание положительных качеств личности. Для организации занятий рекомендовано использовать рекомендации для учителей ЛФК.

В начале учебного года проводится медицинское обследование учащихся, на основании которого, он зачисляется в группу занятий ЛФК. С учащимся проводится педагогическая диагностика, результаты которой заносятся в «Диагностическую карту развития ребенка».

Занятия проводятся по модифицированной мной «программе занятий ЛФК для детей младшего школьного возраста в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида».

Занятия проводятся с учетом физиологических, психологических, двигательных возможностей и рода заболеваний учащихся. Использую разноуровневый, дифференцированный подход в соответствии с имеющейся патологией учащегося. Количество упражнений строго дозировано по нагрузке в соответствии с возрастной группой.

Очень важно, чтобы занятие так, чтобы оно проходило насыщенно, интересно, эмоционально, значимо для детей. Было разнообразно по видам деятельности и удовлетворяло потребности каждого ребенка.

Занятия ЛФК позволяют сочетать физическую деятельность с умственной: детям необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний учителя, проанализировать, используя при этом речь, свои действия. Побуждения учащихся к ответам на вопросы способствуют осознанию двигательных действий и вместе с тем развитию речи, кроме того, обогащению словарного запаса.

Основная часть занятия лечебной физкультуры построена в игровой форме, способствует развитию воображения и фантазии, образного мышления, а также речевых навыков учащихся, которые охотно выполняют упражнения под руководством педагога.

При формировании двигательных навыков у школьников с ОВЗ можно выделить четыре стадии:

  • стадию создания представления о двигательном действии через пробные попытки выполнить данное движение частично;
  • стадию уточнения деталей того или иного движения;
  • стадию устранения неправильного движения и первоначальное выполнение движения целиком;
  • стадию автоматизации и вариативности двигательных навыков.

Обучение движениям идёт быстрее и более эффективно, если педагог умело сочетает наглядный показ со словесной инструкцией. Зачастую ребёнку легче выполнить движение, глядя на педагога и подражая ему.

I этап - через вторую сигнальную систему, используюется наглядность, создается цельное представление о разучиваемом движении с помощью слова, показа, подводящих упражнений;

II этап - через многократное повторение с использованием подготовительных упражнений, педагог добивается устранения ошибок; на этом этапе большое значение имеет игровая форма ведения урока, система оценки умений и навыков;

III этап - это отработка, закрепление изученных движений, их вариативность; и здесь неоценимое значение имеет привитие интереса к занятиям.

Для учащихся каждой группы целесообразно использовать специальные комплексы упражнений.

Комплекс упражнений для общеукрепляющей группы включает в себя дыхательные упражнения.

При правильном выполнении дыхательные упражнения успокаивают, способствуют концентрации внимания, со временем имеет место увеличение объема легких, усиливается газообмен, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

В группе коррекции плоскостопия , основной акцент делается на укрепление мышц ног. Для того, чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы занятия начинаются с упражнений, выполняемых в положении сидя, затем по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, переходим к упражнениям в положении стоя. Для закрепления достигнутых результатов в занятия включаются упражнения в специальных видах ходьбы: на носках, на пятках, на наружном крае стопы.

В группе укрепления осанки используются упражнения направленные на укрепление мышечно-связочного аппарата и создание «мышечного корсета» .

Разделяя понятия «коррекция» и «развитие», следует полагать, что первое («коррекция») целесообразно применять при исправлении нарушений физического развития (нарушения осанки, грудной клетки, стопы и т. д.), а также качественных характеристик двигательной деятельности человека.

Второе понятие – «развитие» - имеет в виду улучшение двигательных способностей, их количественных характеристик, т.е. содействие их увеличению, улучшению, возрастанию.

Исходя из вышесказанного, для всех групп используется следующая структура занятия:

Подготовительный этап – разминка. Включает в себя упражнения для верхних конечностей, нижних конечностей, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, коррекцию пространственных нарушений).

Основной этап . Упражнения в соответствии с заболеванием. Упражнения с разными предметами (обручи, мячи, шары, ленты) развивают ловкость, быстроту реакции, точность и красоту выполнения движений.

Заключительный этап – релаксация, дыхательные упражнения. Движения, выполняемые под музыку, оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но также создают благоприятную основу для формирования мышления, памяти, внимания, речи. Музыка организует ребёнка; её ритмическая структура, динамическая окрашенность вызывают концентрацию внимания, быструю реакцию на смену музыкальных фраз

В конце четверти проводятся комплексные уроки-путешествия, которые включают в себя комплексы необходимых упражнений, разнообразный игровой материал, использование ИКТ на уроках. Все это позволяет повысить мотивацию учащихся, сформировать у них интерес к здоровому образу жизни.

Эффективным средством развития и коррекции двигательной сферы учащихся являются интегрированные уроки, которые проводятся с учителем-логопедом. Совместная коррекционно-педагогическая работа на этих занятиях направлена на формирование двигательных и речевых навыков учащихся. Актуальность и целесообразность таких занятий заключается в том, что посредством двигательных упражнений, происходит коррекция речевых нарушений учащихся.

Занятия лечебной физической культурой проводятся в просторном, технически оснащенном зале, который оснащен современным оборудованием.

Реализация разработанных программ и комплексов упражнений, использование здоровьесберегающих технологий в рамках личностно-ориентированного обучения и воспитания, продуманная внутренняя логика занятий, применение системы коррекционно-развивающих упражнений, позволяют мне добиваться стабильных позитивных результатов в развитии и коррекции двигательной сферы учащихся. Об этом свидетельствуют данные диагностики учащихся.

Подводя итоги своей работы, могу сделать вывод о том, что работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход к применению разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальные и дифференцированные подходы, но имеющий единую целевую направленность на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.

Список литературы:

  1. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебно- физической культуре для детей с нарушениями здоровья./ Сост. Г.И. Гербцова. СПб.: Образование, 1994. - 65 с.
  2. Астафьев, Н.В. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников / Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев. - Омск, 1997. - 40 с.
  3. Бубен, С.С. Интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития проблемы и перспективы // Дефектология. - 1996. - №5.-С. 3-11.
  4. Дубровский, В.И. Лечебная физкультура. - М.: Владос,1999
  5. Дмитриев, А. А . Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: учеб.-метод. пособие / А.А. Дмитриев; РАО, МПСИ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2004. - 224 с.
  6. Вайнруб, Е. М., Волощук А.С. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. Библиотека практического врача.-К.: Гигиена здоровья, 1988.-120с.
  7. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 109с.
  8. Герцен, Г.И. Лобенко, А.А. Реабилитация детей с поражением опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях. - М.: - Медицина, 1991 - 272 с.
  9. Гусева, Е. А. Методические рекомендации для занятий адаптивной физической культурой с детьми, имеющими выраженное недоразвитие интеллекта / Е.А. Гусева, Г.Н. Голоухова; ПГУ. - Архангельск: ПГУ, 2001. - 21 с
  10. Дубровский, В.И. Лечебная физкультура. - М.: Владос,1999.-607с.
  11. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с. Подробнее.
  12. Курпан, Ю.И., Талабум Е.А. Физкультура формирующая осанку.- М.: Физкультура и спорт, 1990.- 32.
  13. Малыгина, В.И. Нагрузочное тестирование в оценке реабилитационного потенциала: Методическое пособие.- Симферополь, 2004.-54с.
  14. Справочник по детской лечебной физкультуре (под редакцией М.И. Фонарева) - Л.: Медицина, 1983 - 360 с.
  15. Хамзин, Х. Р. Сохранить осанку - сберечь здоровье Знание, - 1993. - №1 - 96 с.

Задачи:

  • Выработка устойчивой правильной осанки, равновесия.
  • Укрепление и развитие мышечной системы.
  • Развитие общей организованности, внимания, памяти.
  • Воспитание в детях чувства взаимопомощи, товарищества, уверенности в себе.

ХОД УРОКА

I. Подготовительная часть

Построение. Приветствие. Сообщение темы урока.

– Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок лечебной физкультуры. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым упражнением. Это упражнение очень хорошо делает одна птица. А, что это за птица мы узнаем, совершив путешествие. Строимся друг за другом и отправляемся на прогулку.

1. «Идём по лесной тропинке». (Ходьба друг за другом).
2. «Перешагиваем свалившиеся деревья». (Ходьба с подниманием ног).
3. «Идём по извилистой дорожке». (Ходьба между кубиками).
4. Ходьба на носках. (Мы в затылок поравнялись, На носочки приподнялись
5. Ходьба на пятках. (Руки за спину кладём И на пятках мы идём).

II. Основная часть

Вот мы с вами вышли на поляну и немного отдохнём.

Зарядка.

Ручки вверх мы поднимаем,
Ручки вниз мы опускаем,
Кулачки мы крепко сжали,
Кулачками постучали:
Ножками потопали:
Топ-топ-топ-топ.
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

Общеразвивающие упражнения:

1. И. п. – стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх – вдох, опускание – выдох. (Повторить 3-4 раза.)

2. И. п. – стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад – вдох, возвращение в и. п. – выдох. (Повторить 3-4 раза.)

3. И. п. – стоя, руки опущены; подняться на носки – вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед – выдох. (Повторить 3-4 раза.)

4. И. п. – стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево – попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону – по 3 раза.

– Смотрите, кто это сидит на тропинке и смотрит на вас? Да это же ёжик. (игрушка ёжик) Он живёт в лесу. Ёжик принёс вам корзинку. Посмотрите, ребята, что в ней лежит. (мячи –колючие, как ёжик). Давайте, поиграем с ними.

– прокатываем мяч между ладонями.
– перекладываем мяч из руки в руку.
– сжимаем пальцами мяч, сначала одной рукой, затем другой.

Выполнив упражнения, дети кладут мячи в корзину. Благодарят ёжика и прощаются с ним.

– Смотрите, ребята, а кто там сидит под кустом? (игрушка зайчик) Это зайчик. А вы, ребята, умеете прыгать как зайчики? Давайте, друг за другом попрыгаем как зайчики.

Прыжки на двух ногах друг за другом.

– Молодцы, ребята. Вот мы с вами прыгали, прыгали и припрыгали к болоту. Нам надо с вами перейти болото.

Ходьба по кочкам. («Дорожка здоровья»).

Знакомство с новым упражнением

– Смотрите, ребята, что там за птица? (картинка Аист). Правильно, это аист. Посмотрите, как аист может стоять на одной ноге. Давайте, и мы попробуем постоять на одной ноге.

Выполнение упражнения «Аист».

И.П.: Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Стоя на одной ноге, стопу второй ноги разместить на внутренней стороне колена. Руки в стороны или на пояс. Задержаться, вернуться в И.П. Повторить на другой ноге.

III. Заключительная часть

– Молодцы, ребята, мы с вами хорошо погуляли, но пора возвращаться домой. Давайте, представим себя листочками и поиграем с ветром.

Мы листочки осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели.
И на землю снова сели.
Долго – долго мы плутали
Очень – очень все устали.
Наши ручки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.

Релаксация

Дети ложатся на коврики (звучит музыка: звуки природы – Лес).

Подведение итогов урока

– Молодцы, ребята, все хорошо справились с заданиями и выполнили упражнения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!