Темперамент ребенка и воспитание: что должны знать родители? Детский темперамент – воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей.

Характер ребенка индивидуален. Даже дети, воспитанные в одной семье, могут вести себя совершенно по-разному: один ребенок может быть чрезмерно подвижным, веселым, неугомонным, а второй — спокойным, сдержанным. Поведение ребенка напрямую связано с его темпераментом.

Темперамент характеризует динамические особенности личности: скорость, интенсивность, ритм, темп, психические процессы и эмоциональные состояния. Таким образом, именно темперамент влияет на силу и слабость детских реакций, на отношение ребенка к тем или иным жизненным событиям, на степень проявления эмоций в различных обстоятельствах. К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.

Типы темпераментов у детей: особенности флегматиков, сангвиников, меланхоликов, холериков

Очень редко можно найти ребенка, у которого будет проявляться исключительно один тип темперамента. Чаще всего в малыше сочетаются несколько типов темперамента, но лидирующую позицию занимает тот тип, черты которого наиболее ярко выражены.

Таблица №1. Характеристики детей с разными темпераментами

Тип темперамента Какие качества присущи детям с этим темпераментом?
Флегматик Упрямый, но при этом невозмутимо спокойный. Среди детей ребенка-флегматика выдает именно его спокойствие. Он все старается делать обстоятельно, медленно, но верно устраняя одно препятствие за другим.

Принятые решения флегматиком изменить невозможно, он готов отстаивать их с завидным упрямством.

Ребенок-флегматик – преданный и верный друг, хотя именно хорошего друга ему найти довольно трудно.

Также он предан своим родным и близким.

Миролюбивый флегматик всегда старается уйти от явной и открытой борьбы, не рискует.

Флегматика отличает выразительная, но неторопливая речь без подключения к речевому процессу мимики и жестов.

Засыпает быстро, но просыпается с неохотой, капризничает после пробуждения.

Для медлительного флегматика потребуется длительное время, чтобы освоить новую информацию, но знания надолго остаются у него в памяти. Его можно многому научить, затратив на это немало времени, но невозможно потом переучить.

Малыш-флегматик не любит перемен, огромных усилий стоит ему привыкание к любой перемене в жизни и адаптация к новому коллективу.

Сангвиник Жизнерадостный, веселый, но при этом рассудительный и покладистый ребенок. Его любопытство способно преодолеть любые границы, поэтому перемены ему просто необходимы.

С таким ребенком легко договориться, он легко относится к неудачам и не боится очередных трудностей. Сангвиник, общительный по природе, превосходно чувствует себя в любом детском коллективе, привыкает к любой обстановке.

Ребенок-сангвиник чрезвычайно любознателен, тем более, что изучение нового материала не составляет никаких трудностей. Бросает одно дело, берется за другое, может браться и за несколько дел сразу.

Ребенок, обладающий, сангвиническим характером, шумный, подвижный, импульсивный и очень активный. Он неконфликтный, с ним невозможно поссориться.

Но полностью комфортно ребенку-сангвинику будет тогда, когда он завоюет симпатию всех без исключения.

Меланхолик Застенчивый, робкий, боязливый, нерешительный ребенок, склонный к эмоциональной неустойчивости, спровоцировать которую может любая мелочь.

Такие дети не общительны, плохо входят в детский коллектив, стремятся быть незамеченными.

Поражения, неудачи для них – огромный стресс, а наказание – трагедия. Они обижаются из-за всего, волнуются из-за мелочей, которым они придают огромную роль.

Возникают трудности в обучении, постоянная усталость, неумение сосредоточиться на главном.

У детей меланхоликов часто отмечаются проблемы со сном, а также при смене деятельности.

Холерик Непоседливый, чрезмерно активный, шаловливый, несдержанный, непослушный ребенок.

У ребенка холерика быстрая, сбивчивая, отрывистая речь, наблюдается проглатывание не только отдельных слов, но и словосочетаний. Отличается экспрессией и эмоциональностью.

Быстро запоминает информацию, практически сразу забывает ее. Такие дети невнимательные, они не могут усидеть на месте, им не хватает собранности.

Претендует на лидерство, легко адаптируется в коллективе, но из-за своего вспыльчивого характера часто возникают конфликтные ситуации с другими детьми.

Ребенок-холерик часто нуждается в «зрителях», его капризы и обиды могут проявляться только в присутствии других людей.

У детей-холериков мгновенно меняется настроение.

Наказание вырабатывает в таких детях жестокость, агрессивность, желание дать отпор.

Какой темперамент у ребенка? Тесты

Одним из самых известных тестов на определение темперамента у детей является опросник Айзенка. Отвечать на нижеприведенные вопросы нужно быстро, так как важной является именно первая реакция на поставленный вопрос.

Тест Айзенка

  1. Нравится ли тебе нахождение в веселой и шумной компании?
  2. Тебе часто нужна помощь сверстников?
  3. Быстро ли ты отвечаешь на поставленный вопрос?
  4. Можешь ли рассердиться и быть раздражительным?
  5. Твое настроение меняется часто?
  6. Ты иногда предпочитаешь одиночество встрече с друзьями?
  7. Тревожат ли тебя перед сном различные мысли, мешающие уснуть?
  8. Делаешь ли ты все, что тебе говорят, сразу и без нареканий?
  9. Ты являешься сторонником подшучиваний над другими ребятами?
  10. Бывает ли тебе грустно без причины?
  11. Можешь ли назвать себя веселым человеком?
  12. Ты нарушал школьные правила?
  13. Случается ли, что тебя раздражает все вокруг?
  14. Нравится ли тебе выполнять работу, где все нужно делать быстро?
  15. Вызывают ли у тебя переживания плохие события, которые могли произойти, но не произошли?
  16. Выдавал ли ты секреты, которые обещал сохранить?
  17. Можешь ли поднять настроение в компании, если ребятам вдруг стало скучно?
  18. Бывает так, что твое сердце сильно бьется, если ты на данный момент не испытываешь волнения?
  19. При желании познакомиться, ты всегда можешь первым начать разговор?
  20. Случалось ли тебе врать?
  21. Тебя легко расстроить, если тебя ругают?
  22. Нравится ли тебе постоянно шутить и веселить своих друзей?
  23. Ты иногда устаешь без особой на то причины?
  24. Всегда ли выполняешь то, что говорят старшие?
  25. В целом ты всегда доволен?
  26. Ты более обидчивый, чем другие?
  27. Всегда ли тебе нравится играть с другими детьми?
  28. Бывает, что дома тебя просят помочь, а ты отказываешься по какой-либо причине?
  29. У тебя бывают головокружения?
  30. Твои действия могут привести других в неловкое положение?
  31. Возникает ли у тебя чувство, что все надоело?
  32. Ты иногда хвастаешься перед другими?
  33. Бывает, что находясь в компании, ты чаще всего молчишь?
  34. Ты можешь волноваться так, что не можешь спокойно сидеть?
  35. Ты быстр в принятии решения?
  36. Ты можешь позволить себе шуметь, когда в классе нет учителя?
  37. Снятся ли тебе страшные сны?
  38. Ты можешь не сдерживать свое веселье в окружении друзей?
  39. Тебя легко огорчить?
  40. Говорил ли ты плохо о ком-нибудь?
  41. Можешь ли ты иногда назвать себя беззаботным человеком?
  42. Ты будешь долго расстраиваться, если окажешься в глупом положении?
  43. Тебе нравятся весёлые игры?
  44. Ты всё ешь, что тебе накладывают?
  45. Трудно ли тебе отказать, если тебя о чём-нибудь просят?
  46. Тебе нравится часто ходить в гости?
  47. Случались у тебя моменты, когда ты не хотел больше жить?
  48. Грубил ли ты когда-нибудь родителям?
  49. По твоему мнению, тебе считают весёлым человеком?
  50. Имеешь ли ты привычку часто отвлекаться во время выполнения домашних заданий?
  51. Ты часто отказываешься от участия в общем веселье?
  52. Трудно ли тебе уснуть из-за разных мыслей?
  53. Всегда ли ты уверен, что можешь выполнить дело, за которое принялся?
  54. Ты часто чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешь сам подойти к незнакомым людям и заговорить с ними?
  56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?
  57. Кричишь ли ты в ответ, если твои сверстники начинают кричать на тебя?
  58. Бывает, что ты можешь веселиться или грустить без особой причины?
  59. Кажется ли тебе, что компания товарищей не приносит настоящего удовольствия?
  60. Ты часто волнуешься, когда делаешь что-то не думая?

Ключи к опроснику

Экстраверсии-интроверсии определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
  • ответов «нет» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59

Эмоциональная стабильность определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

Шкала лжи определяется по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 8, 24, 44;
  • ответов «нет» на вопросы: 4, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40, 48.

Обратите внимание, если результат по шкале лжи 4 и более баллов, значит, ребенок отвечал недостоверно, поэтому и результаты теста будут недостоверными. Если количество баллов менее 4, то можно продолжать далее интерпретировать результаты.

Оценка результатов

Полученные результаты нужно сопоставить с ключом. Если ответ соответствует ключу, то за него выставляется один балл, если не соответствует, то ноль. Полученные баллы складываются и отмечаются на специальной шкале (круг Айзенка) и по ней определяется тип темперамента.


Как воспитывать флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов: советы родителям в таблице

Таблица №2. Особенности воспитания флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов ?

Темперамент ребенка Советы родителям по воспитанию детей с разным типом темперамента
Флегматик 1. Не нужно ни в чем торопить ребенка-флегматика. У него есть свой темп и его нужно придерживаться. Но при этом его нужно научить рассчитывать свое время, чтобы хватало для выполнения всех заданий.

2. Когда малыш выполняет задание, не нужно давить на него, иначе он станет еще более медлительным.

3. Одобряйте все его начинания, он нуждается в этом.

4. Малоподвижного флегматика нужно заинтересовать веселыми и подвижными играми. Расшевелить его можно, обучая в игровой форме ловкости, смелости, точности.

5. Особое внимание стоит обратить на переключение с одного на другой вид деятельности, так ребенку-флегматику трудно перейти с одного занятия на другое. Для того чтобы научить его изменять деятельность, ему нужно давать различные поручения, которые он сможет выполнить.

6. Развивайте любознательность малыша путем посещения выставок, музеев, познавательных центров, .

7. Поощряйте любое проявление инициативы.

8. Не запрещайте ребенку выражать свои эмоции.

9. Помогайте ребенку включиться в коллективную деятельность. В этом помогут различные кружки, секции, школы раннего развития.

Сангвиник 1. Контролируйте все поступки и действия ребенка, он может пообещать, но не выполнить обещанного.

2. Формируйте у него устойчивые привязанности и интересы.

3. Приучайте доводить начатое дело до конца.

4. После выполнения задания обязательно проверяйте ребенка, чтобы не допустить быстрого и небрежного его выполнения.

5. Хвалить ребенка нужно только, если он это действительно заслужил, так как сангвиники имеют склонность к зазнайству.

6. Общение должно быть легким, жизнерадостным, позитивным.

Меланхолик 1. Нужно учитывать ранимость психики ребенка меланхолика. Старайтесь не повышать голос. Если вы не довольны, то объясните ему причину недовольства спокойным голосом.

2. Ребенок-меланхолик нуждается в ласке и доброте, с ним нужно быть мягким.

3. Похвала не бывает чрезмерной для меланхолика, ему она необходима.

4. Радуйтесь вместе с ребенком даже самым незначительным его успехам.

5. Нельзя делать ребенку замечания при посторонних, иначе у него могут сформироваться комплексы.

6. Ребенок-меланхолик любит тактильные ощущения, для него такой контакт очень важен.

7. Так как такой ребенок быстро утомляется, не стоит перегружать его, давая различные задания. Когда ребенок учит уроки, ему необходим перерыв между их выполнением.

8. Не стоит давать ребенку непосильные задачи. Его нужно нацеливать на выполнение посильных заданий и помогать ему. Если малыш справился с заданной работой, то его обязательно нужно похвалить.

9. Будьте терпеливы к ребенку, старайтесь развивать в нем активность и смелость, стимулируйте его инициативность.

10. Не запугивайте своего ребенка, ему противопоказаны стрессы, также негативно на него влияют тревожные и жестокие мультфильмы и фильмы, передачи.

11. Не высмеивайте страхи ребенка, а помогайте ему их преодолеть через , песочную терапию и др. способами.

Холерик 1. Так как ребенок очень активный, его энергию нужно направлять в нужное русло.

2. Старайтесь исключить все, что перевозбуждает и перенапрягает нервную систему ребенка.

3. Необходимо взять под контроль бурные реакции ребенка. В этом помогут чтение, спокойные игры, интересное хобби.

4. Нужно развивать усидчивость у малыша. Этому способствуют занятия рисованием.

5. Следите, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Даже в маленьких делах. Например, поиграл – пусть уберет за собой игрушки.

6. С холериком обращение должно быть мягким, нельзя срываться на крик. Объяснения должны быть строгими, но спокойными. Применение физической силы -неприемлемо.

7. Уговоры на холериков не действуют. Более действенным будет тактичное требование.

8. Пытайтесь учить ребенка владеть собой, не проявлять агрессию, уметь сдерживать свои негативные эмоции.

9. Обязательно нужно обучать ребенка вежливости и тактичности.


Как определить темперамент у детей до года: классификация Пенелопы Лич с советами для родителей в таблице

Таблица №3. Классификация темпераментов у детей до 1 года

Тип темперамента младенца Особенности поведения Советы родителям по уходу и воспитанию грудничка
«Несчастные» младенцы Усталый и раздраженный малыш не может никак уснуть. Кормление даже грудью не доставляет ему удовольствия, он не хочет общаться с родителями. Частые ночные пробуждения, медленный рост и прибавка в весе. Разделяйте чувства малыша, попытайтесь заставить его реагировать на вас.

Показывайте малышу свою любовь.

Старайтесь держать малыша в теплом помещении, так ему будет спокойнее.

Следите, чтобы он получал достаточное количество питания, но не принуждайте, если он отказывается от еды.

Лучше пеленать такого малыша, возможно, что ему так будет уютнее и спокойнее.

Чаще берите младенца и прижимайте к груди, он будет чувствовать себя более счастливым и довольным, перестанет кричать.

Не вводите ничего нового в образ жизни малыша, пока период «несчастного» младенца не завершится.

Нервные дети Такие дети даже при слабом звуке вздрагивают, начинают бледнеть, кричать от испуга. Они боятся всего на свете. Когда такой малыш чувствует голод, он отчаянно кричит. Напрягается и дергается даже при переносе в коляску или кроватку. Все манипуляции, которые вы проводите с малышом, нужно делать спокойно, аккуратно, неспеша.

Не беспокойте малыша, если ему не нравится купание, в первое время содержите в чистоте «верх» и «низ», но не опускайте полностью в ванну.

Будьте ласковыми, когда ухаживаете за малышом, чтобы малыш почувствовал вашу доброту и доброту близких людей и не боялся.

Младенцы — «сони» Такой малыш ничего не требует от своих родителей, даже грудь, чтобы поесть, берет с неохотой. Он не обращает внимания на окружающую обстановку. Он редко бывает как доволен, так и недоволен. Обязательно разбудите малыша, если наступает время кормления, иначе, если кормить по требованию, он может не набирать нужный вес.

В первые дни жизни такие малыши могут спать подряд 12 часов, их нужно будить.

Говорите с малышом, носите его на руках, показывайте игрушки, старайтесь постепенно приучать его к бодрствованию, а не только ко сну.

Младенцы — «бодрячки» Такие дети мало спят, проявляют раньше, чем другие младенцы, интерес к окружающим его предметам. Могут развиваться быстрее, так как вместо сна чему-то учатся, разглядывая предметы, изучая окружающий мир. Проводите как можно больше времени с ребенком, носите его на руках, разглядывайте интересные предметы и игрушки, даже читайте книжки и слушайте музыку.

Подвешивайте яркие и интересные игрушки над его кроваткой и постоянно меняйте их, чтобы он видел новые предметы. Можно использовать игрушки с движущимся механизмом, чтобы малыш изучил и предмет в движении.

Относитесь к ребенку так, будто он старше своего возраста, придумывайте для него различные новые занятия, если он покажет, что вполне к ним готов.

Все они имеют свои секреты, ключ к которым мы пытались найти. Сегодня предлагаю познакомиться с детьми-холериками и узнать, какие акценты нужно ставить в их воспитании.

Какие они, дети-холерики

Как узнать ребенка-холерика, к примеру, на детской площадке? Представим такую ситуацию. Вечер. Мамы зовут детей домой. Странно было бы увидеть, если бы все дети как по команде дружно разошлись по своим подъездам. Нет, каждый из них отреагирует на просьбу в силу своего темперамента.

Ребенок-сангвиник несколько оттянет момент возвращения: «Сейчас, мам, вот только замок дострою! Ой, нет, еще не пора - дорогу осталось прокопать…» и после пяти просьб настойчивой мамы, наконец, забежит в дом. Малыш-флегматик подумает: «А, ладно, все равно мне этот замок не очень-то и нравится» и без сопротивлений, спокойно покинет песочницу. Меланхолик жутко расстроится, что не удалось доиграть, и, всхлипывая, также вернется в дом. Ребенок-холерик проявит себя ярче остальных: на просьбу мамы он вспылит, будет громко отстаивать свое мнение, кричать и топать ногами, потом, возможно, сломает все песочные постройки детей и еще и стукнуть кого-нибудь успеет.

«Какой невоспитанный малыш!»- подумают бабушки на скамейке в том же дворе. А дело-то, может, и не в воспитании вовсе? Давайте разбираться.

Физиологические основы холерического темперамента

Почему же они такие «взрывные»? Напомним, что темперамент характеризуется особенностями протекания в коре головного мозга двух противоположных процессов - возбуждения и торможения. Возбуждение - это активность нервных клеток и центров мозга, а торможение, соответственно, - их затухание. У холериков оба процесса - сильные и подвижные, но неуравновешенные . Сила процессов обозначает способность человека выдерживать сильное возбуждение и длительное торможение (это объясняет работоспособность и выносливость холериков). Подвижность показывает способность процессов возбуждения и торможения сменять друг друга (что и объясняет внезапную вспыльчивость, нетерпеливость, несдержанность и смену настроения таких деток). Уравновешенность указывает на пропорциональное соотношение между этими процессами (у таких людей процесс возбуждения доминирует над процессом торможения).

Что же делать родителям? Принимать своих детей такими, какими создала их природа, и воспитывать их, помогая справляться со слабыми сторонами темперамента.

Давайте подробнее остановимся на преимуществах холериков и на том, как сделать, чтобы их достоинства не стали недостатками.

Энергичность

Холерики и безудержная энергия - это слова-синонимы. Взгляд маленьких холериков всегда неспокоен, за одну минуту они успеют вволю нашалить и придумать последующий план действий. Глядя на этих энерджайзеров, думаешь, что сама жизнь не успевает за ними. Все они делают очень быстро, но не так аккуратно и скрупулезно, как флегматики и меланхолики. Они не останавливаются на деталях, поэтому родителям нужно воспитывать у таких деток привычку качественно выполнять свою работу.

Даже темп речи детей-холериков выдает их темперамент, вы не всегда успеете за ходом их мыслей. Они способны видеть на несколько шагов вперед, поэтому так инициативны, в будущем - успешные бизнесмены, предприниматели.

Уверенность в себе

Та самая твердость характера, которой не хватает меланхоликам, у холериков присутствует сполна. Они - прирожденные лидеры, стремятся командовать и подчинить своей власти уже с малых лет. Но если детей-холериков не ограничивать в этом, уверенность перерастет в самоуверенность и диктаторство.

Чтобы не иметь дома маленького тирана, не стоит уступать его капризам и заниматься гиперопекой. Между вами и ребенком должны быть установлены четкие правила, по которым живут все члены семьи всегда и везде. Будьте принципиальны в вопросах режима, домашних обязанностей, отношению к школе и т.д. Так вы избежите спорных ситуаций.

Публичность

С такой уверенностью в себе трудно не быть артистом. Вы, наверняка, увидите вашего малыша-холерика на сцене, да еще и в главных ролях. Смело записывайте его на кружки танцев, актерского мастерства и др., где встреча с публикой неминуема. Холерики очень любят привлекать к себе внимание, не боятся открыто высказывать свою точку зрения и показать себя.

Но, к сожалению, свой артистизм такие дети проявляют еще и в достижении своих целей. Публичный скандал в ответ на требования родителей - привычное дело. Помните, что громко плакать и кричать при отсутствии зрителей они не станут. Чем меньше вы будете обращать на это «выступление» внимание, тем быстрее успокоится чадо.

Кроме того, не пытайтесь переспорить, угрожать и перекричать малыша. Ваш протест вызовет еще большую агрессию. Отойдите в сторону, поговорите с ребенком шепотом (он станет прислушиваться, так как не в его правилах что-то пропустить), скажите, что все равно любите его, что он очень хороший. Пообещайте ребенку, что постараетесь ему помочь, когда он успокоится и объяснит, что на самом деле он хочет. И только, когда эмоциональный взрыв пройдет, объясните ребенку его неправоту.

Лидерство

Холерик - всегда лидер в детских играх и далее по жизни. Он идет напролом, обычно не считаясь с чужими чувствами. Но если родители не делают ограничения в этом, то такой ребенок становится слишком прямым и требовательным. Он настаивает на своем и может применить физическую силу. А если это произошло, ни в коем случае не наказывайте его тем же способом - ведь тогда вы подадите пример собственной агрессии, и ваше чадо поймет, что драться - можно и хорошо. Лучше подумать вместе с ребенком, как эту неприятную ситуацию исправить. Пообещать, что «так больше не буду» мало. Лучше сделать какой-то акт добра, чтобы почувствовать, что хорошим быть приятней, чем злым. Что если угостить обиженных детей конфетами или подарить сувениры?

Бесстрашие

Решительность, оптимизм, лидерство, уверенность и острота ума - слагаемые бесстрашия. Эх, его бы по капельке меланхоликам и флегматикам, как легче бы им жилось!

Но, к сожалению, к выше названым слагаемым, холерикам часто сопутствует авантюризм и жажда приключений. К сожалению, потому что без должного внимания к ребенку, его окружению, он, попав в асоциальную среду, становится хулиганом, лидером в преступных группировках. Направьте его бесстрашие в нужное русло, и все будет в порядке.

Добавлю, что дети-холерики любят соревноваться, но не умеют проигрывать, так как чувствуют свою бесспорную власть. Превосходство противника вызывает у них приступ агрессии. Это как болезнь, которая появляется при определенных условиях и обстоятельствах. Снимите эти условия, предугадывайте обстоятельства, чтобы избежать агрессию ребенка.

Ахиллесова пята холериков

Есть у маленьких и взрослых холериков одна слабая черта, которая все их достоинства превращает в недостатки. Речь идет об их равнодушии к чувствам других людей. Они настолько опережают темп жизни, что думать о людях им некогда. Для холериков люди - это лишь средство достижения своих целей.

Возможно, зная в своем окружении добрых и чутких холериков, вы со мной не согласитесь. Но любовь и сострадание к людям не приходит к ним сразу. Это чувство нужно развивать в маленьких холериках чтением добрых сказок, бережным отношением к природе и животным, собственным примером, лаской, правильным выбором книг, фильмов и мультфильмов, знанием правил этикета и др. Тогда их решительность не перерастет в диктатуру, уверенность в самоуверенность, предприимчивость в авантюризм, ответственность в трудоголизм, острый ум в хитрость и изворотливость.

Отношение к детям и особенности их воспитания зависят не только от возраста. Крайне важно учитывать специфику темперамента ребенка. Воспитывать детей «холериков» по темпераменту нужно по особым схемам.


Характеристика

Часто встречается мнение, что любые дети легко возбуждаются, бурно проявляют эмоции, беспрерывно и активно. Но даже на общем фоне ребенок холерик сильно выделяется. У него эмоции бьют через край. Чтобы справиться с таким «живым испытанием», надо основательно изучить особенности подобного темперамента.

Настроение у таких детей меняется непредсказуемо то в одну сторону, то в другую. При этом все дела проходят циклично. Холерики предпочитают игры, в которых много участников. Общение для них обычно не представляет проблемы и даже желательно. Но высокая контактность уже в детском саду омрачается, обесценивается повышенной склонностью к обидам и конфликтам. Наблюдающие за детьми сразу отмечают, что они:

  • любят шалости;
  • постоянно суетятся;
  • неугомонны в своих занятиях.

Ребенок холерик не только хорошо виден, но и прекрасно «слышен». У него, независимо от пола, проявляются:

  • громкость голоса;
  • быстрота речи;
  • активная жестикуляция.

Подобный темперамент приводит к быстрому расходу психической энергии. Ведь нервная система детей работает нестабильно. Погружаясь во всякое дело, во всякий поступок без остатка дети тратят почти все свои силы. Но неустойчивость дает о себе знать все равно: она выражается в отсутствии усидчивости. Воспитание холериков - дело сложное, требующее внимания и аккуратности.

Этот темперамент (и у подростков, и отчасти даже в дошкольном возрасте от 2 лет) выражается в лидерских наклонностях. Холерики почти всегда, в какой бы компании ни оказывались, выступают заводилами. Именно под их влиянием другие начинают и оставляют игры. Отношение к играм не просто серьезное: попытки прервать такие развлечения встречаются с раздражением. Из всех игр безусловным приоритетом пользуются те, где требуется рисковать и проявлять физическую активность.

Оказавшись в учебном заведении, в коллективе дети холерики оказываются вынуждены тормозить свои желания и побуждения. Но за пределами школы или детского сада (во дворе, на улице, а в особенности дома) самоконтроль ослабевает. Потому воспитательный процесс дополнительно осложняется, требует крепких нервов и хладнокровия. Чтобы точно убедиться, что ребенок именно холерик, полезно рассмотреть все четыре темперамента на примере конкретной ситуации.

Например, приходит время уходить с детской площадки. Сангвиники постараются оттягивать уход до последнего, лихорадочно займутся «дополнительным строительством», рытьем ям, скатятся с горки. Меланхолики будут огорчены и выразят это эмоционально. Однако все же выполнят просьбу. Флегматики меньше всего доставят проблем родителям и воспитателям - они сразу оставят все игры, как бы увлечены ни были, и пойдут куда им скажут.



Холерики по эмоциональному напряжению превзойдут всех. Они не просто будут бороться, упираться, кричать и плакать, некоторые способны мешать другим детям, ломая «построенное» ими, лезть в драку. В этом месте надо сделать отступление. Может показаться, что малыши с холерическим темпераментом - это просто любители агрессии, совершенно неуправляемые личности. На самом деле, у них есть еще и сильные стороны:

  • меньшая склонность к одиночеству и самокопанию;
  • сравнительно редкое плохое настроение;
  • умение налаживать контакты и отстаивать свое «Я», свое мнение в общении с другими людьми;
  • легкое приспособление к необычной для себя обстановке (не только детям, но и взрослым).

Дурные черты, которые надо преодолевать воспитателям при развитии личности холериков, таковы:

  • повышенная конфликтность;
  • склонность участвовать в конфликтах, заводить врагов;
  • неготовность подчас завершать начатые дела;
  • резкая смена отношения к отдельным людям, предметам и вещам.


У подростков с холерическим темпераментом есть свои особенности, немного не такие, как у других возрастов. Знать их нужно хотя бы потому, что в эту группу входит свыше 50% юношей и девушек. Такие несовершеннолетние не просто активны, они еще физически сильны и тренированы. Другими отличительными чертами являются:

  • предприимчивость;
  • склонность к общественно значимой деятельности;
  • стремление преодолевать даже серьезные трудности;
  • готовность и умение брать на себя разрешение трудностей других людей;
  • не слишком высокая результативность в учебе;
  • приоритет в школе и устремленность на то, что нравится или преподается лично симпатичными педагогами;
  • умение быстро реагировать на нестандартные ситуации;
  • способность легко запоминать информацию;
  • ориентация на новые и необычные вещи.




Мальчика

При всей универсальности темпераментов существует все же значимая специфика в зависимости от пола. Если сын в семье относится как раз к этой группе, он неизбежно будет крайне неусидчив. Преодолевать эту проблему нужно, вводя четкие и последовательные правила. К примеру, в выходные дни вся семья начинает свой день не раньше определенного часа. Или после окончания работы давать взрослым 1 час покоя.

Каждое правило должно соблюдаться очень строго и неукоснительно. Тут многое зависит от взрослых, от их последовательности. Если они решили, скажем, что надо придерживаться определенного графика, отдавать приоритет отдельным занятиям - отступать от этого надо только при очень веских обстоятельствах. Желательно детям сразу объяснять, почему так решили. Они должны твердо знать, что капризы, истерики, скандалы и выходки не позволят добиться своей цели.




Бывает так, что какое-то дурное свойство холерика скорректировать, исправить не получается. Многие дети очень долго не могут днем заснуть в одиночку. Родителей крайне раздражает, что они теряют много времени на это. Еще одним негативным моментом часто становится излишняя детская говорливость. В таких случаях надо для начала изменить отношение к проблеме, отыскать в ней плюсы для себя - а затем уже попытаться ввести ситуацию в определенные рамки. Затрачиваемое время можно использовать на:

  • раздумья о минувшем;
  • планирование дальнейших поступков;
  • прослушивание аудиокниги через наушники;
  • другие подобные дела.



А вот к стремлению доминировать, несмотря ни на что, нельзя относиться столь же благодушно. Очень важно переломить эту тенденцию, иначе мир пополнится еще одним семейным тираном. Зато нужно ориентировать, особенно в подростковом возрасте, на заботу о других членах семьи. Это свойство и без того характерно взрослым холерикам, но важно помочь его формированию. Надо добиваться того, чтобы негативные эмоции, полученные в учебном заведении, на работе и в общественных местах в дальнейшем не выплескивались бы дома.

Что касается быстроты реакции, умение очень быстро принимать решение стоит поощрять. Следя, однако, чтобы принимаемые решения не были легковесны и эмоциональны. Если родители сумеют внушить, что надо принимать во внимание всю информацию, будет только лучше. При воспитании следует обращать внимание и на работу с такой чертой, как общительность. Тяга к общению, к появлению новых друзей должна ограничиваться умением разбираться в людях.



Девочки

У них несколько меньше подобных проблем, чем у мальчиков. Но основные черты холерического темперамента все равно проявляются. Надо мириться с тем, что у девочки появятся сильный характер, крепкая воля, что скоро возникнут серьезные амбиции. Опытные воспитатели учитывают эти обстоятельства и стараются сделать поведение мягче, гибче, научить обходить новые углы. Кстати, об обучении: девочки-холерики без проблем осваивают новые умения, обожают пробовать то, что раньше было им незнакомо.

Потому их легко «переключить» с нежелательных увлечений на те, которые родители считают лучшими для детей. А вот попытки преодолеть недостаточное внимание к модным тенденциям, нежелание носить украшения и различные аксессуары вряд ли дадут результат. Такие девочки несколько мужеподобны, а при воспитании надо учитывать, что они больше ценят комфорт и возможность действовать. Манерность, неторопливая деятельность - это не для них.

В подростковом возрасте родители должны учитывать высокую вероятность агрессии, раздражения из-за любого ограничения, запрета, даже случайного замечания.

Особенности воспитания

Правильно воспитывать холериков непросто. Справиться с избытком энергии можно, перенаправляя ее в полезные области. Так, девочки будут спокойнее при занятиях:

  • фигурным катанием;
  • конькобежным спортом;
  • легкой атлетикой;
  • сценическим искусством.

Мальчики холерики успокаиваются при занятиях греко-римской борьбой, восточными единоборствами, футболом и баскетболом, плаванием. Но необязательно концентрироваться на этих видах спорта - подойдут любые активные занятия. Дополнительно стоит сокращать количество раздражителей. Если какой-то предмет выступает раздражителем, его убирают. Если возникают частые конфликты с кем-то из других детей, приглашать их домой не следует.




Но эти приемы дадут положительный результат только в том случае, если активные периоды будут периодически меняться элементарными играми с малой подвижностью. Желательно, чтобы такие занятия носили интеллектуальный характер и позволяли реализоваться. Увлечения подбирают индивидуально, ища не то что удобно в первую очередь себе, а оптимальное компромиссное решение. Стремиться найти хотя бы какое-то хобби нужно в любом случае - это позволит упорядочить жизнь и повысить организованность. При этом надо стараться убеждать детей в необходимости завершать все, что начато, даже если это уже не нравится или появилось новое увлечение. Такой подход надо применять во всем:

  • в общении;
  • в обучении;
  • в игре.



При этом стараться переломить ребенка не надо. Правильнее в каждом случае проявить участие и показать, насколько радостно бывает завершенное дело.

А вот в контроле за поступками компромисс недопустим. Да, это сложно, и даже встречает сопротивление, однако, иначе дети могут совершить вред, причинять боль. Лучше несколько утрировано, но твердо показать, как дурные поступки неприятны конкретному родителю, воспитателю.

При всей тяжести и напряженности работы с холериками, категорически нельзя повышать голос, тем более применять физическую силу. Эти приемы лишь усилят негативные последствия, вдобавок могут вызвать отторжение. Нередко дети из чувства противоречия начинают только еще больше нарушать установленные правила. Другие стараются делать это скрытно, маскируясь от родителей и от окружающих. Постепенно такое поведение входит в привычку, и если возникнут серьезные проблемы, можно узнать о них слишком поздно.



Бывает так, что уговоры и рациональные разъяснения, мягкое подталкивание в нужную сторону не дают результата. Чтобы не сорваться, лучше избрать тактику молчания и игнорирования. Подчеркнутая холодность со стороны родителей очень быстро чувствуется детьми. Непременно требуется обучить малышей-холериков правилам вежливости в самых распространенных ситуациях. За соблюдение этих правил в каждом случае надо хвалить, а за нарушение - порицать.

Очень важно уметь сопереживать и прислушиваться к детям. Они должны знать, что родителям не все равно что они делают и даже говорят. Непременно следует показывать на своем примере, на примерах из своей жизни, что хорошо, а что плохо. А вот стремиться переделать девочку или мальчика бессмысленно. Многие знаменитые люди, имевшие холерический темперамент, достигали огромных успехов.

При очень сильной эмоциональности помогают лепка и рисование, игры и хобби, вырабатывающие усидчивость. Сеансы должны занимать строго определенное время и проводиться по графику. Детям-холерикам надо давать четкие обязанности, последовательно инструктируя их. Должна оговариваться конкретная цель и этапы.


Зная тип темперамента ребенка, родители могут помочь ему раскрыть свои таланты и направить неуемную детскую энергию в нужное русло .

Темперамент ребенка проявляется еще в раннем детстве и определяет стиль поведения малыша, его манеру общения, предпочтения, отношение к игре, проблемные моменты в общении с друзьями и родителями.

Психологи выделяют четыре типа темперамента : холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический. Однако представители какого-то из направлений редко встречаются в «чистом виде», чаще у человека смешанный тип, но, тем не менее, в его поведении достаточно выразительно присутствуют особенности определенного типа темперамента.

Наверняка, вы не раз обращали внимание, как по-разному ведут себя детки , начиная с рождения: один карапуз спокойно сидит в колясочке и внимательно наблюдает за всем вокруг, а другого не удержишь на месте никакими игрушками и ограничителями, ему крайне важно вылезти и самому исследовать территорию. Причина - в темпераменте малыша , переделывать который нет смысла, а вот попытаться научиться понимать ребенка и общаться с ним, исходя из его личных качеств - давайте попробуем вместе.

У нас родился флегматик

Флегматичный малыш - довольно медлителен и спокоен с самого рождения. У него достаточно низкий уровень активности, он с трудом переключается с одной деятельности на другую.

Малыш-флегматик чаще всего много спит и , проснувшись - лежит спокойно, размышляет, рассматривает окружающее пространство, не требуя к себе немедленного внимания.

Подрастая, малыш не становится приверженцем шумных и быстрых игр , беготни, чаще всего непривередлив в еде, однако не любит новшеств в меню, предпочитая привычные блюда. У малыша есть ? Возможно, он будет просить родителей читать ему именно ее изо дня в день, не позволяя изменить ни единого слова.

Хотя кроха достаточно усерден, из-за присущей ему медлительности у него могут возникать проблемы еще в детском саду. Если требования и задания воспитателя нужно будет сделать быстро, у малыша-флегматика это может не всегда получаться.

Быстро принимать решения - также не для него, выбирая игрушку с флегматиком нужно быть готовым к тому, что перед покупкой придется пересмотреть весь ассортимент.

Советы родителям флегматика

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «С флегматиком сложнее всего быстрым родителям-холерикам. Именно они могут ежедневно выходить из себя из-за медлительности любимого чада. А малыш может нарочно двигаться еще медленнее, чтобы измученный ожиданием родитель сдался и быстренько сделал все сам. И тут уж выбирать родителям, какой стиль поведения для них наименее проблематичный: быстрое решение проблем или корреляция своих планов с темпераментом ребенка. Если ваш голос за скорость, с чистой совестью сделайте все быстро за ребенка или вместе с ним (соберите игрушки, уберите постель, помогите одеться) и спокойно преступите к следующему пункту программы - выходите на улицу или укладывайтесь спать. Если такое решение вопроса не ваш стиль, планируйте свои действия с учетом того, что на каждое действие ребенка нужно выделить необходимое (достаточное!) количество времени, а также не забывать регулярно контролировать выполнение поставленной задачи без излишней нервозности».

Флегматикам не просто в детском коллективе, будь то детский сад или школа. Они верные друзья и серьезные люди, но вот найти себе хорошего друга им сложно , ведь для этого нужно включаться в общие игры, которые не всегда интересны малышу.

Родителям стоит научить малыша общаться , проявлять инициативу, знакомиться с другими детками на площадке, чаще гулять в компаниях с активными малышами.

Безусловно, медлительность флегматика может очень раздражать, но не стоит называть ребенка копушей , ленивцем, неумехой и прочими «ласковыми» словами. Быстрее от этого он явно не станет, а вот обидеться и замкнуться может точно. Старайтесь концентрировать свое внимание на положительных сторонах малыша: он усидчивый, спокойный, серьезный, можно не переживать, что он куда-то залезет и упадет, что-то сломает или перевернет на себя.

У флегматиков существуют сложности спереключением внимания : такому ребенку сложно одновременно следить за тем, что рассказывает воспитатель или учитель и при этом выполнять какое-то другое, например, раскрашивать. Если в детском саду такая медлительность еще не будет серьезной проблемой, что в школе справляться с многозадачными ситуациями ребенку нужно будет ежедневно. Тренируйте внимание малыша:

  • давайте несколько поручений одновременно;
  • читайте вслух, когда кроха рисует или лепит, а потом спрашивайте, о чем был рассказ;
  • покупайте развивающие игрушки, в которых необходимо быстро переключать внимание, например, отличным помощником станет интерактивный коврик для игры в «Твистер»;
  • собирайте домик из конструктора и параллельно отгадывайте загадки.

Для флегматика очень важно, чтобы в его жизни были ситуации, в которых он сможет почувствовать себя важным, первым, успешным.

Вечный прыгатель - вызывали?

Малыша-холерика легко узнать не только с пеленок, а еще с пребывания в животе у мамы. Даже в период беременности холерик регулярно устраивает концерты и футбольные матчи, не давая почти ни на минуту расслабиться будущей маме. После рождения именно холерики чаще всего - самые требовательные малыши, которые будут часами кричать, добиваясь своего и легко расстраиваться из-за любых мелочей. Колики у них часто протекают дольше и болезненней, чем у сверстников, они метеозависимы, склонны к аллергии, переборчивы в еде и очень привязаны к маме. Спокойным холерик бывает чаще всего на руках у мамы и у ее груди. Спокойный ночной сон - тоже не о них, холерики просыпаются как минимум 4-5 раз за ночь, иногда .

Энергичности им явно не занимать, поэтому малыш-холерик не будет спокойно лежать в кроватке даже в 4 месячном возрасте, а уж когда он научится ползать и ходить - о спокойствии родители смогут только мечтать.

Такой ребенок упорно добивается своей цели, любознателен и часто опережает в развитии своих сверстников, просто потому что ему все интересно.

Эмоций у холерика - хоть отбавляй, часто именно благодаря им он становится заводилой и лидером в любом детском коллективе. Ну а в детстве, пока покомандовать некем, справляться с потоком эмоциональности, вспыльчивости и подвижности придется родителям.

Малыши-холерики часто бывают перегружены впечатлениям и, но даже будучи уставшими, они не признаются в этом, отказываясь спать и не находя времени на еду. Именно таким деткам желательно ограничивать просмотр телевизора, общение с компьютером, а также переориентировать на занятия спортом и подвижными играми. Не стоит ограничивать двигательную активность холерика, важно ее организовывать и контролировать, такой малыш не любит бесцельности. Переутомившийся холерик может устроить из-за любого пустяка.

Часто малыш-холерик хорошо справляется с любыми поставленными задачами , но если у него не получается что-то сразу - интерес может пропасть, потому как напрягаться для достижения чего-то не его парафия. Если же навык освоен, ребенок часто теряет к нему интерес, так, именно у холериков дома наибольшее количество игрушек, с которыми он не играет, просто потому что они ему уже не интересны. У холериков хорошая память, но они нередко забывают какую-то информацию просто потому, что она не является для них важной.

В детском саду и школе холерик часто бросается выполнять задание, даже еще не дослушав до конца. Делает все быстро , хоть и правильно, но небрежно, с ошибками и исправлениями. Он понимает и схватывает общий ход решения задачи, но вот усидчивости чтобы все расписать и объяснить как того требуют правила холерику никогда не хватает.

Холерик довольно хвастлив и самоуверен, также у него могут возникать проблемы с дисциплиной, порядком и послушанием. Важно следить за тем, чтобы излишняя самостоятельность и склонность ребенка-холерика к необдуманным поступкам не привела в дальнейшем к неприятным приключениям, представители именно такого типа темперамента часто попадают в различные хулиганские компании.

Советы родителям холерика

В детстве малышу-холерику жизненно необходимы упорядоченность и спокойствие вокруг. Именно таким деткам помогают ежедневные ритуалы перед отходом ко сну или приемом пищи, которые дают ребенку сигнал настроиться и переключиться на происходящее.

Родителям нужно научить малыша доводить начатое дело до конца , а это задача не из легких. Помочь в формировании усидчивости и внутреннего контроля смогут не соревновательного характера, рисование, лепка, мозаика.

Стоит отметить, что ребенок-холерик очень любит общество, поэтому он вряд ли будет часто играть во что либо самостоятельно . Совместное времяпрепровождение с родителями, братьями и сестрами или друзьями - вот когда холерик будет чувствовать себя как рыба в воде.

В совместных играх родителям важно учитывать, что изначально холерику будет очень сложно принять момент проигрыша . Эмоциональный взрыв и яркая реакция на каждую свою неудачу - часть темперамента холерика. Не стоит активно критиковать такие реакции, лучше мягко подсказывайте ребенку, что проигрыш - это нормально, и реагировать на него слишком бурно не стоит, а чтобы избегать подобных ситуаций, тебе стоит быть внимательным, думать наперед и просчитывать ходы.

Ребенка-холерика желательно начинать успокаивать приблизительно за два часа до сна: откажитесь от подвижных игр, заменив их на спокойные, прогуляйтесь на воздухе, и помните, что кроха гораздо больше устает от эмоционального напряжения, а не от физического.

Застенчивый Пьеро

Ребенок-меланхолик очень тихий, дисциплинированный, скромный и робкий. Часто такие дети почти не заметны в детском коллективе. Играть меланхолики предпочитают или в одиночестве или с одним хорошо знакомым ребенком. Активность - это не про меланхолика, он часто не может постоять за себя , теряется в шумном или незнакомом коллективе.

Часто меланхолики ведут себя не по годам рассудительно, любят находить всему объяснения, сочувствуют окружающим. Ребенок-меланхолик очень эмоционален , просто чувства и переживания он, в отличие от холерика, не показывает, они скрываются у него глубоко в душе за внешним спокойствием и равнодушием. Хотя любая неприятность способна довести малыша до слез, родители часто не подозревают о его переживаниях, ведь внешне ребенок абсолютно спокоен.

Меланхоликов нельзя критиковать , принимая все близко к сердцу, малейшее замечание может спровоцировать у ребенка грустные мысли о собственной никчемности и ненужности. Именно среди меланхоликов наибольшее количество пессимистов и людей, которые переживают депрессию, сомневаются в своих силах, испытывают .

Хотя меланхолик не испытывает большой потребности в общении, любые сложности в детском коллективе или проблемы с другом он переживает очень остро , страдая и чувствуя себя отверженным. Нерешительность мешает ребенку выяснить проблемы в отношениях, мнительность не позволяет оценивать себя адекватно, тревожные мысли о том, что это он сам во всем виноват угнетают желание общаться с окружающими.

Благодаря богатой фантазии и чуткости у малышей меланхоликов хорошо развиваются речевые навыки , они любят творчество и часто самовыражаются через рисунок. Ребенок-меланхолик не испытывает трудностей в обучении, хорошо воспринимает новую информацию, запонимает и применяет нужные навыки. Но даже если ребенок хорошо знает материал, стоит ему попасть в дискомфортную ситуацию, он забывает то, что знает, теряется, и редко может показать себя во всей красе. «У меня никогда ничего не получается» - одна из любимых фраз классических меланхоликов, они часто теряют веру в себя. И вот именно с этим состоянием необходимо бороться родителям таких суперчувствительных малышей, всеми силами вселяя в ребенка веру в самого себя .

Советы родителям меланхолика

У малыша-меланхолика обострено чувство вины и неуверенность в себе . Поэтому родительский крик для него крайне губителен. Приказы, прессинг, строгие рамки, ультиматумы и беспрекословное повиновение - тоже не для меланхолика. Если вы наедине и спокойным тоном объясните малышу, в чем он не прав, этого будет вполне достаточно, к тому же меланхолики крайне редко бывают непоседами, проказниками и хулиганами.

Именно деткам-меланхоликам крайне важен тактильный контакт со взрослыми, ощущение, что родители их принимают такими, какие они есть, понимают и поддерживают .

Мягкость - необходимо качество для родителей меланхолика, и не потому, что вы воспитываете «кисейную барышню», даже если это мальчишка, а потому, что только так от ребенка можно чего-то добиться. Конечно, акцентировать внимание ребенка на его повышенной ранимости не стоит, ведь роль страдальца так привлекательна для манипуляций со взрослыми. Важно развивать сильные стороны такого малыша, всегда быть готовыми выслушать, понять, посочувствовать, прийти на помощь и мягко перевести внимание на позитив , на то, что получилось и удалось.

Для ребенка-меланхолика важно найти направление, в котором он будет успешен . Конечно, ему не всякое подойдет, например, в спортивной секции лучше обращать внимание на неколлективные виды спорта, без яркого соревновательного элемента с другими детьми, шума и гама.

Если малыш хорошо рисует или лепит - не зарывайте его талант в землю, отправьте в художественную школу, ему важно слышать похвалу. И если его педагог по специальности будет им доволен, малыш воспрянет духом и почувствует себя увереннее и лучше.

Конечно, ребенок-меланхолик будет много раз перестраховываться, говорить, что у него ничего не выходит, что лучше все это оставить прямо сейчас, чтобы потом не мучиться, отказываться от борьбы. Но если родителям удастся в такие моменты поддержать и переубедить ребенка, что у него все выйдет, стоит только попробовать, результат вас действительно обрадует, ведь среди меланхоликов много тонких и незаурядных ребят.

Сравнение с окружающими весьма проблематично для меланхолика. Если такой ребенок услышит от родителя традиционное: «А вот соседская Леночка уже умеет…», скорее всего, он не станет делать то, о чем его просили хотя бы из принципа. А еще из-за боязни не соответствовать высокой планке мифической Леночки. Поэтому у таких детей для мотивации необходимо сравнивать их достижения с ними же: «Раньше у тебя не получилось нарисовать такой ровный кружок, а сейчас, посмотри, очень даже красиво получилось, умница», «Раньше ты не мог сам раскачать качели, а сегодня все сделал без проблем, ты - молодец!». Так меланхолик будет меньше сомневаться в себе и хотя бы на время поверит в свои силы.

Солнышко в доме

Активный сангвиник действительно как солнышко - яркий, эмоциональный, впечатлительный. Такие малыши открыты миру, часто пребывают в хорошем настроении, улыбаются, общительны, первыми идут на контакт.

Сангвиники достаточно легко привыкают к новой обстановке , находят новых друзей , поэтому пребывание в садике или поход в школу не представляет для них проблем. Из таких малышей вырастают отличные путешественники - им очень нравится открывать для себя , и пусть сначала это будет парк на другом конце города, будьте уверены, если ему там будет интересно, то поездку можно считать успешной.

А для развлечения сангвиника не стоит прикладывать особых усилий, этот ребенок с одинаковым удовольствием готов как прокатиться , так и просто побродить по заброшенным дорожкам в дубовой роще. Чтение, спорт, творчество - у сангвиника нет каких-либо особых предпочтений, при чем он часто успешен во многих направлениях.

Без новых впечатлений ребенок начинает скучать, поэтому часто берется за несколько дел одновременно , не всегда успевая все сделать в срок или достаточно хорошо. Но сангвиник не унывает, он соглашается с тем, что был не прав, но при этом не перестает неутомимо открывать для себя все новые и новые горизонты.

Дети-сангвиники редко капризничают , хорошо осваивают новые знания, не испытывают проблем с речью, часто становятся заводилами, но без проблем готовы уступить свое место кому-то другому, так как достаточно неконфликтны.

У малыша-сангвиника могут возникать проблемы с сосредоточенностью и внимательностью, иногда он бывает рассеянным и несерьезным при выполнении заданий. Проблема становится серьезной, если задача, над которой работает ребенок, ему не интересна. Взять себя в руки и довести начатое до конца для сангвиника достаточно проблематично, поэтому он легко может вместо решения скучного примера заняться чем-то интересным, например, болтать с соседом по парте.

Советы родителям сангвиника

Похвала и поощрение - отличные принципы в работе и воспитании сангвиника, если малыш заслужил хорошее слово, не забывайте сказать, что именно он сделал хорошо, обрадоваться, что он уделил должное внимание качеству выполненной работы. Например, если сангвинику не напомнить, что при отработке навыков письма необходимо стараться, писать он будет как «курица лапой», при чем абсолютно искренне не видя в этом проблемы.

Сангвиники очень любят учиться , поэтому в классе или группе детского сада такой ребенок чувствует себя достаточно комфортно. К тому же у него не возникает проблем в общении , взаимодействии, его часто хвалят учителя, ставя в пример детям. Сангвиники при этом не зазнаются , для них привычно быть хорошими, знающими, правильными. Но иногда они могут попадать и под . В таком случае с ребенком следует много и аргументировано разговаривать. Сангвиник - готов признать проблему и согласиться на компромисс, в том случае, если вы докажете ему, что он был не прав.

Для ребенка-сангвиника очень важен пример его семьи, а также оценка родных и близких. Если ребенок знает, что маме или папе не нравится его выбор, он будет страдать, и чаще всего выберет то, что сделает его хорошим в глазах значимых для него людей.

Каким бы ни был темперамент вашего малыша, главное - не пытаться его изменить, а любить его таким, какой он есть.

Самой частой жалобой молодых родителей является неусидчивость ребенка, его чрезмерная подвижность и энергичность. Они жалуются на то, что он все время куда-то бежит, везде лезет, хватается за все и сразу. Все дело в том, что малыш родился с особенным типом темперамента - холерика . У него подвижная нервная система, изменить которую невозможно. А вот правильное воспитание с учетом ее особенностей - это то, что нужно.

Особенности детей-холериков

Таких детей отличает высокая подвижность, возбудимость. Часто окружающие называют его живчиком, так как он не может даже несколько минут усидеть на одном месте, все время бегает, шумит. Он даже кушает очень быстро, проглатывая пищу, не прожевав ее. Находясь практически все время в возбужденном состоянии, дети-холерики имею проблемы со сном. Они не могут долго заснуть по вечерам, а ночной сон очень беспокойный, просыпаются они даже от малейшего шороха.

У холериков часто меняется настроение, они очень вспыльчивы, импульсивны, нередко агрессивны. Они не умеют сдерживать своих эмоций, что приводит к постоянным ссорам и конфликтам с окружающими.

Дети-холерики просто обожают коллективные игры. У них отлично развита кратковременная память, они быстро запоминают правила, но и мгновенно забывают их. Они легко приспосабливаются к новым условиям.

Риск, приключения для маленьких холериков является жизненным смыслом. При этом они любят принимать любые решения самостоятельно, не терпят, чтобы кто-то вмешивался в них. Часто они работают на публику и при этом ждут поддержки и одобрения со стороны «зрителей».

Как воспитывать ребенка холерика

Энергии у маленького холерика слишком много, поэтому необходимо своевременно обратить ее в полезное русло. Отдайте его в какую-либо спортивную или танцевальную секцию. Особенно полезны для таких детей хоккей и футбол, так как они имеют правила, которые учат сдержанности.

Все силы следует бросить на развитие усидчивости. Любые спокойные занятия пойдут ребенку на пользу - лепка, рисование, конструктор и прочие.

Ни в коем случае не ограничивайте ребенка в движениях, они являются для него жизненно необходимыми. Помните, что это физиологическая особенность и сдерживать себя он не сможет, как бы ему этого ни хотелось.

По отношению к ребенку-холерику недопустимы любые силовые методы наказания. Они еще больше усилят возбуждение и напряжение у ребенка. Говорить с ним следует спокойно, но твердо.

Перед сном недопустимы различные подвижные игры. Предложите ему посмотреть спокойный развивающий мультфильм или поиграть в настольную игру. В противном случае вы не сможете уложить его долгое время.

Не пытайтесь учить ребенка, когда он возбужден. В этот момент он все равно не услышит вас. Для начала переключите его внимание на что-то спокойное, а только затем разговаривайте и учите.

Больше времени проводите на улице. Холерики, как правило, не выносят замкнутых пространств. На улице он сможет выложить всю свою энергию. После этого предложите ему заняться играми на развитие внимания или почитать интересную книжку.

Создайте дома мирную обстановку без ссор и конфликтов, не разрешайте ребенку смотреть телепередачи со сценами насилия, жестокости.

Не забывайте о похвале. Поощряйте его за сдержанность, терпеливость, усидчивость, а не только за какие-то конкретные успехи.

Большое внимание уделяйте и развитию таких качеств, как вежливость и толерантность. Покажите ребенку способы релаксации, благодаря которым он сможет контролировать свое состояние.

Как на земле нет ни одного дерева с одинаковыми листочками, так и нет двух детей, похожих друг на друга. Все они разные, со своими индивидуальными характеристиками. Кто-то податливый и послушный, а кто-то агрессивный и несдержанный. Но каким бы он ни был, это ваш ребенок. Найдите к нему подход, и тогда воспитание пройдет без особых затруднений.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!