Театральная деятельность как средство развития связной речи. Доклад "театрализованная деятельность как средство развития речи"

М Б ДОУ ДЕТСКИЙ САД № 1 65

«Детский сад общеобразовательного развития»

Статья по теме:

« Театрализ ация как средство развития речевой деятельности дошкольников . »

Воспитатель:

Хинцинская В.В.

Кемерово-2013г.

Апрель,2013г.

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности.

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность.

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего “зрелища” на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть “хорошим артистом”. И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!

Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения

Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети 34 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие младших дошкольников и необходимость их использования как во время занятий, так и в свободное время. Нами был изучен механизм руководства театральными играми и методика проведения занятий. Мы разработали этапы постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Мы считаем, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность.

Проведенная нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. Содержание данной работы может быть использовано другими воспитателями в планировании и построении занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» – М.: ТЦ «Сфер», 2002.

2. Анищенкова Е.А. «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

3. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» – М.: Просвещение, 1991.

4. Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» – М.: Книголюб, 2005.

5. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада». – М.: Просвещение, 1977.

6. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей». – М.: 1981.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

"Центр развития ребёнка - детский сад № 110 "Теремок"

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников»

СОСТАВИЛ : воспитатель

ХАЛАИМОВА Т.Н

Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность, что способствует развитию игры детей и, как следствие, развитию взаимоотношений детей, так как в общение со сверстниками воспитанники вступают по поводу интересующей их совместной деятельности, а наиболее привлекательной деятельностью дошкольников на потяжении всего дошкольного периода является игра.

3. Просьбы, поручения.

Этот прием помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, что, прежде всего, необходимо в общении детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности.

В среднем дошкольном возрасте у детей происходит интенсивное познание окружающего мира. Одной из ярких характеристик детей 4-5 летнего возраста является появление большого количества детских вопросов познавательного характера, появление повышенного интереса к словам и окружающим вещам, явлениям, предметам, что и дало название этому периоду - «детских почемучек».

Учёные (А.М. Богуш, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев и другие) сходятся во мнении, что под речевой активностью детей следует понимать следующие умения, которыми должен обладать ребёнок:

Слушать и понимать обращённую к нему речь;

Вступать в разговор и поддерживать его;

Отвечать на вопросы и спрашивать самому;

Уметь объяснять

Пользоваться разнообразными языковыми средствами;

Основными показателями речевой активности детей среднего дошкольного возраста являются:

Присутствие инициативы в речевой деятельности;

Поддержание и подкрепление инициативы, при наличии значимого «подкрепления» (яркой наглядности, игровой мотивации и т.д.)

Присутствие «умственного удивления» (любопытства, интереса и т.д.)

Высокая трудоспособность в речевой деятельности

Активизация речевой деятельности способствует умственному развитию ребёнка, обогащению словарного запаса, развитию речи, усвоению лексических единиц родного языка, способствует развитию воображения, мышления.

Модель развития речевой активности дошкольников

Таким образом можно сделать ВЫВОД: что все вышесказанное дает основание утверждать, что ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

Цель данной работы: последовательно знакомить детей с различными видами театра, повышать речевую активность, развивать инициативу, самостоятельность в играх с куклами, развивать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками ДОУ. Продукт совместной деятельности:

Практическая работа осуществляется на базе средней группы детского сада № 61 второй год по трём направлениям:

1 “Развивающая среда”,

2 “Дети”,

3 “Взрослые”.

Первое направление - формирование развивающей среды.

Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

Настольный театр

Театр резиновой игрушки

Театр мягкой игрушки

Театр ложек

Плоскостной театр

Театр марионеток

Пальчиковый театр

Костюмы

Декорации

Театр конусной игрушки

Куклы- бибабо

Теневой театр

Театр “Варежка” и др.

Второе направление- это работа с детьми.

Она включает в себя творческую деятельность детей, как совместную с воспитателем (2 раза в неделю), так и самостоятельную. Это:

Игровое творчество

Песенное творчество

Танцевальное творчество

Импровизация на детских музыкальных инструментах.

При работе с детьми используются следующие методы: сочинение сказок, модификация сказок, сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание играть на музыкальных инструментах, интерес и желание танцевать.

Третье направление -- “Взрослые”. Это работа с родителями, специалистами ДОУ.

Она включает в себя:

Совместное посещение театров семьями и группой

Выставка театров разного вида

Создание мини музея игрушек сделанных своими руками

Совместное выступление детей и их родителей

Выступление кукольного театра

Семейные мини-спектакли

Изготовление фото альбомов и тд.

Практические наработки.

Театральные игры. Упражнения и этюды.

Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами - предлагаемыми обстоятельствами). Тем самым в процессе работы повышается речевая активность ребенка.

Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх).

Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

Работа над этюдами развивает многие качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера.

Речевые игры и упражнения

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:

Дыхательные и артикуляционные;

Дикционные и интонационные;

Творческие (со словом).

Работа над спектаклем

Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им повышать речевую активность, преодолевать трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоци ональную сферу ребенка.

Лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации - становление речевой культуры. Развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

Кукольный театр

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях . С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.


sites -> Міністерство освіти і науки України Державний заклад „Луганський національний університет імені Тараса Шевченка”
sites -> 12 грудня 2014 р. ІV всеукраїнська науково-практична конференція “Андріївські читання”
sites -> Методичні рекомендації для проведення виховних заходів в загальноосвітніх навчальних закладах
sites -> Перечень вопросов, по которым участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги) могут получить консультации

Речевые дефекты нарушают возможность свободного общения ребенка с другими людьми, осознание собственной речевой недостаточности, страх речи, постоянные переживания тормозят развитие личности дошкольника, сбалансированность «Хочу» и «Могу».

Театрализованная деятельность имеет значительные возможности в отношении формирования способности к творческому самовыражению у дошкольников с нарушениями речи.

Однако, без специально организованного обучения игра, что обеспечит формирование и закрепление речевых навыков, мыслительных операций, необходимых для реализации процесса творческого самовыражения детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает.

Именно поэтому необходима систематическая, целенаправленная организация игровой, в нашем случае, и нарушениями речи, учитывающей индивидуально-психологические особенности этой категории детей.

Театрализованная деятельность как средство развития речи

Учитывая то, что театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников, через занятия кружка:

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра, главная деятельность малыша. Для ребенка театр это – праздник: сказочные атрибуты, яркие огни, аплодисменты, улыбки; это развитие познавательных интересов детей, совершенствование их психических процессов (памяти, воображения, мышления), расширение кругозора и речевого общения; это осознание собственного «Я» и возможность самовыражения личности.

Терапия в процессе театрализованной деятельности

Кроме того, в процессе применения инновационных технологий на занятиях используют разные виды арттерапии, а именно:

  • имаготерапия (коррекция с помощью образов и театрализации);
  • изотерапия (коррекция через изобразительное искусство);
  • музыкотерапия (коррекция через восприятие музыки);
  • кинезиотерапия (коррекция через движения, ).

Театрализованная деятельность имеет определенные особенности в пределах каждого возрастного периода. Это связано с , игровой деятельности, театральных действий, восприятия литературных произведений.

Воспитатель рассказывает малышам знакомые и новые художественные произведения с помощью различных видов театров, привлекает их к инсценировки знакомых стихов, рассказов, сказок.

В старшем возрасте театрализованная игра переходит на вербальный уровень, когда для детей существенной становится само наличие персонажей, независимо от их движений на сюжетном поле.

А самая главная роль воспитателя во время подготовки и проведения театрализованных игр, так как и других творческих игр (сюжетно-ролевых, конструктивно-строительных) – это руководство.

Взрослый должен следить за тем, чтобы дети были активными участниками на всех этапах подготовки и проведения игры, чтобы между ними были дружеские, доброжелательные отношения.

Взаимодействие с семьей

С чего начать работу над спектаклем? Как правильно спланировать и организовать этот процесс? Свою работу мы разделяем на три репетиционные периоды, как это делают актеры в настоящем театре: «застольный», «на бумаге», «на сцене».

Прежде, чем приступить к работе, необходимо поработать с семьей, ведь семья и учебное заведение – это два социальных института, которые закладывают фундамент успешности каждого ребенка в будущем.

У них единственная цель – воспитать здоровую, социально адаптированную, всесторонне развитую личность с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом.

Реализовать эту цель можно через тесное взаимодействие родителей и педагогов во время интересно организованной совместной творческой деятельности. Важной проблемой современности является сближение семейного и общественного воспитания, ведь семья является тем ближайшим социальным окружением, в котором начинают формироваться мировоззрение, ценностные отношения, интересы ребенка.

Именно семья формирует внутренние убеждения ребенка, закладывает основы мировоззрения будущей личности. Общеизвестно, что лучше всего воспитывает детей пример взрослых. Понимая важность привлечения семей воспитанников к участию в образовательном процессе, учитывая то, что одним из ведущих задач дошкольного образования является формирование личностной культуры ребенка, ценностного отношения к культурным ценностям своего народа, мы придаем большое значение работе и взаимодействию с родителями через это направление.

Ведь только с помощью взрослых ребенок способен научиться чувствовать и понимать красоту поэзии, музыки, живописи, ценить рукотворные изделия, проявлять интерес к достижениям родной и мировой культуры, уважать человеческий труд.

Взаимная любовь и поддержка между членами семьи, уважение друг к другу, тепло семейных отношений во время общения – это именно те факторы, которые способствуют воспитанию ребенка жизнерадостной, доброжелательной и уверенной в себе личностью.

Театрализованные занятия

Занятия по ознакомлению дошкольников с театром дают детям возможность мгновенно почувствовать себя настоящими «актерами» и развить свои творческие способности, свой актерский талант, особенности речи. Сюда входят занятия для развития внимания и воображения: дети учатся организовывать свое внимание для последующей деятельности, развивается слуховая и зрительная внимание, умение контролировать свое внимание и управлять ею.

Развитие воображения – это использование своей фантазии, комбинирование ранее полученных представлений, их преобразования и воспроизведения. Для развития внимания и воображения мы планируем, например, дидактическую игру «Что это могло быть?» (видоизменения образов реальных вещей, на основе ассоциаций создание других образов); продуктивную деятельность с элементами творчества: рисование «Зверя которого не существует»; упражнение «Мы веселые зверушки» (мимикой и пластикой дети изображают выбранных животных), игра на имитацию движений игра с явными предметами; игровое упражнение на развитие речи, слухового и зрительного внимания «О чем говорит комната?» и другие.

К тому же, в это направление работы включаем задания и упражнения на развитие образной и эмоциональной выразительности. Например, упражнение «Ответь за помощью жестов» (отбор собственных жестов); «Передай настроение» (проявление эмоциональных состояний), игровая деятельность с элементами творчества: упражнения с целью решения задач жестами («Очень горячее», «Замерз» и тому подобное); игровые упражнения, которые связаны с традиционными образами балетного театра, например «Листья, которые опадают», «Цветок проснулся» и др; разыгрывание сценок – диалогов на заданные темы, например «Мама звонит», «Волк встретил Красную Шапочку». И наконец последнее направление работы – это самостоятельная театрализованная деятельность.

Подводя итоги, хочется отметить, что компетентность ребенка дошкольного возраста в театральной деятельности определяется уровнем и эстетического восприятия действительности, умением подбирать соответствующие средства реализации замысла, проявлять творческое воображение, эстетическую чувствительность и актерские навыки.

Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Как общаются наши дети? Рубленые фразы, обиходный словарь. Что говорить о детях, если часто молодые люди не могут пересказать красочно сюжет фильма или историю, услышанную от кого-либо. Качество пересказа желает быть лучше. Одно дело пересказать текст сухо - т.е. изложить цепочку событий, а другое дело дар рассказчика, который включает в себя художественно-образное оформление речи.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

Речь считается связной, если для нее характерны:

Точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

Логичность (последовательное изложение мыслей);

Ясность (понятность для окружающих);

Правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем егомногообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли, чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

Театрализованная игра – универсальное средство, которое отражается в каждой образовательной области, однако в контексте рассматриваемой проблемы необходимо особо обратить внимание на интеграцию театрализованной игры в такие образовательные области как «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы».

«Чтение художественной литературы»: развивается интерес к художественной литературе, навык слушания, формируется эмоциональное отношение к поступкам героев, умение высказывать его, умение описать характер героев; формируется и закрепляется умение выразительно читать стихи. Обращается внимание детей на композицию произведения: как начинается, о чем рассказ или сказка, чем заканчивается, на его языковые особенности. Для закрепления прочитанного произведения, можно использовать пальчиковый театр, в котором действия и содержание производят сами дети. В случае затруднения, воспитатель оказывает необходимую помощь.

«Коммуникация»: формирование и развитие речи как средства общения. Развитие умения поддерживать беседу, совершенствовать диалогические формы речи, умение высказывать свою точку зрения. Развитие умения составлять рассказ о событиях из личного опыта. Придумывание своих концовок сказок, сочинение сказок на тему, предложенную воспитателем, а так же на свободную тему, разучивание диалогов.

Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления, взросления, а так же индивидуальных особенностей. В соответствии с возрастом детей подбираются театрализованные игры, виды театров, доступные детям и способствующие развитию связной речи.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. Рекомендуется с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.

Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

У детей среднего дошкольного возраста продолжается формирование импрессивного и экспрессивного словаря. Продолжается работа над накоплением пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, глаголов. Развивается связная речь и речевое общение. Дети учатся вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Развивается реакция на интонацию и мимику. Ведется работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов. Развивается умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. Формируется умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2 -3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого. Формируется навык пересказа знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой. В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).

У детей старшего дошкольного возраста расширяется и активизируется в речи словарный запас. Совершенствуется умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалоги, выслушивать друг друга до конца. Формируется умение составлять рассказы-описания, загадки-описания по образцу, по плану, выразительно читать стихи. В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

У детей подготовительного к школе возраста расширяется и активизируется словарь на основе систематизации и обобщения полученных знаний. Экспрессивная речь обогащается сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами, словами-синонимами. Развивается умение обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Формируется навык познавательного общения. Формируется навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Формируется умение высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев. Развивается чувство языка, прививается чуткость к поэтическому слову, к образным средствам, любовь к родному языку. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

Как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).

Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают в себя стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.

Таким образом, театрализованная игра один из самых эффективных способов развития связной речи дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление и воображение.

Список литературы:

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада М., КНОРУС", 2003.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. - СПб: Питер, 2001.

3. "Детский сад: теория и практика" № 3/2012 "Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста".

4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001


Работаю с малышами более двадцати лет. Люблю этот возраст, в котором все познается впервые: разлука с близкими, новые взрослые, общение с сверстниками, правила поведения, занятия, умения, навыки и т.д. Приятно видеть, как плачущий, намертво вцепившийся в маму малыш, которого впервые привели в группу, через некоторое время превращается в спокойного, самостоятельного ребенка. Он уже умеет и любит общаться с детьми, воспитателями. По словам мамы, когда болеет, скучает и просится в детский сад. Родители довольны и благодарны, и мы получаем удовольствие от результатов своей работы.

Однако в последние годы нас беспокоит уровень речевого развития детей. Если в прежнее время из двадцати детей группы было два - три совсем неговорящих и трое - четверо плохо говорящих детей, то теперь мы наблюдаем возрастную норму речи у пяти, максимум семи детей!

Поэтому мы постоянно ищем и совершенствуем методы и приемы развития речи своих малышей.

Одним из любимых детьми занятий в нашей группе являются театрализованные игры и инсценирование русских народных сказок. Все дети любят сказки, а если можно самому принять на себя роль, говорить и двигаться, как любимый сказочный персонаж, это же так увлекательно!

Мы составили перспективное планирование занятий театрально-игровой деятельности на весь учебный год. Проводим эти игры - занятия как развлечения в момент самостоятельной игровой деятельности детей.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, расширяются их знания о жизни людей и животных: где кто живет; кто что ест, характерные особенности животных и зверей; кто добрый, а кто злой; кого нужно бояться, а с кем можно дружить.

Большое влияние оказывает театрализация на психическое развитие ребенка, совершенствуя все стороны личности: восприятие, память, воображение. Воспитываются нравственные черты характера, художественно- эстетическое восприятие и др.

Мы считаем, что театрализованные игры имеют огромное значение для развития речи детей. Даже плохо говорящие, очень застенчивые или замкнутые дети, участвуя в инсценировке хорошо знакомого сюжета, начинают подговаривать слова и фразы своей любимой сказки, чувствуют себя раскованно и комфортно в общении с педагогом и сверстниками.

Во время инсценирования сказки обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, диалогическая и интонационная речь. Каждый ребенок по- своему передает характер своего персонажа: у Вани – лиса веселая и хитрая, у Насти – сердитая.

Во время действий с фигурками театра развивается мелкая моторика пальцев рук, ведь дети не только зрители, а активные участники представления.

В нашей группе собрано девять видов наборов для театра:

1. - фигурки персонажей русских народных сказок, вырезанных из плотной бумаги, имеющих на обратной стороне магнитную полосу. С ее помощью фигурки плотно держатся на магнитной доске.

2. (дерево) – фигурки из дерева, ярко окрашены, легко надеваются на палец взрослого и ребенка.

3(ткань) - фигурки сшиты из ткани (связаны из ниток) различного цвета и фактуры, удобно и легко держатся на пальце. Они не занимают много места, могут «жить» в маминой сумке и в дальней поездке или в очереди на прием к врачу помогут развлечь малыша. С их помощью можно оживить любимые стихи, потешки, сказки.

4. - это мягконабивные куклы, в ярких русских народных костюмах тонкой ручной работы, высотой около двадцати сантиметров. Куклы имеют на ногах специальные кармашки для пальцев рук, с их помощью куклы могут шагать. В продаже имеются наборы самых популярных сказок для малышей.

5. (дерево) - представлен фигурками людей и животных, деталями сборных домиков. Используя навыки конструирования, дети с удовольствием строят сказочный теремок, избушку или домик и обыгрывают постройку с помощью персонажей сказки.

6. Театр на фланелеграфе – пробковая доска, обтянутая фетровой тканью, пропитана специальным составом, позволяющим удерживать иллюстрации и фигурки сказочных персонажей, вырезанных из бумаги и наклеенных на бархатную бумагу.

7. – дикие и домашние животные, персонажи любимых сказок: « Три медведя», «Колобок», «Репка» и др.

8. – это наборы сказочных персонажей, сделанные в форме деревянной матрешки. Они особенно любимы малышами, удивленно и восторженно наблюдают дети, как из одной матрешки появляется много других персонажей сказки.

9. Театр – пазлы (дерево) – фигурки героев сказки вставляются в нужную прорезь, получается целостная картина сюжета сказки.

Приобщать детей к инсценированию сказок нужно постепенно. Читая сказку, обращаем внимание детей на крупные яркие иллюстрации книги. Детально рассматриваем изображения героев сказки: бабушка – седая, старенькая, на голове - цветной платок, на ногах - лапти, кофта - белая, юбка - красная, фартук - синий, с карманом. Улыбается, глаза ласковые – значит, бабушка хорошая, добрая. Рассмотрим зайчика - ушки длинные, хвостик – короткий, шерстка - пушистая, серая. Глазки – черные, испуганные, кого-то зайка боится, значит зайка – трусишка!

Сначала показываем действия персонажа сами и просим показать ребенка (как ходит мишка, как плакал зайка и т.д.). Затем учим действовать фигурками героев сказки, отмечая характерные особенности персонажей.

Читая сказку, говорим голосом персонажа: за мышку - тихим, тонким голосом; за волка - низким, грубым; за лису - ласковым, хитрым. Своей интонацией стараемся передать отношение к поступкам героев сказки - одобряющее или осуждающее (молодец, петушок, помог зайчику выгнать лису из избушки! Ай-ай-ай! Какой медведь нехороший! Сломал, развалил домок-теремок!). Своей речью вызываем ответные эмоции детей – они грозят медведю пальчиком, возмущенно трясут кулачками, выкрикивают слова осуждения (Ай-ай-ай, нехороший, плохой, уходи и т.д.).

Одна и та же сказка периодически повторяется, чтобы дети хорошо запомнили сюжет и героев сказки. В группе и на прогулке нужно напоминать характерные движения, фразы персонажей, песенки и т.д. Убедившись, что сюжет хорошо усвоен, привлекаем детей к инсценированию. Можно использовать фигурки настольного или пальчикого театра, шагающих кукол, а можно совместить несколько видов игрушек.

Некоторые дети сами говорят:

Я буду Колобок!

А я лиса!

Другим нужно предложить:

Хочешь, Настя, быть зайчиком?

Начиная совместный рассказ, необходимо побуждать ребенка вступить в действие соответственно выбранной роли. Если ребенок забыл слова персонажа, нужно напомнить ему нужные фразы. Не надо требовать буквального воспроизведения. В дальнейшем, при повторных играх активность детей увеличивается, они уже могут самостоятельно, действуя фигурками театра, рассказывать любимые сказки.

Смелые, уверенные в себе дети стремятся всегда быть главными героями, а задача воспитателя – дать возможность самовыражения застенчивым, робким малышам.

В нашей практике был случай, когда маленький скромный Ванечка, который так подходил на роль мышки в инсценировании сказки « Теремок», но видимо, впечатлился ролью главного героя медведя, неожиданно вышел важно, косолапой уверенной походкой, заговорил громким низким голосом. Из него получился такой медведь, что мы не поверили своим глазам!

Мы советуем родителям в домашних играх с детьми использовать какой-либо набор игрушек для театрализованной деятельности. Можно привлечь к инсценированию старших детей, бабушек и дедушек. Если придут гости с детьми, можно развлечь их забавным домашним театром. Также можно сделать театральные куклы своими руками. В нашей группе есть коллекция фигурок пальчикового театра, сделанных руками родителей из папье-маше, соленого теста, клееной ваты, вязаных и сшитых из ткани. Пусть они не такие красивые, как покупные, но они ценны тем, что сделаны родителями совместно с ребенком! Пусть участие малыша минимально, но он так горд и счастлив – «сам глазки зайке сделал!». Совместное творчество и игры укрепляют семейные отношения, помогают детям ощущать внимание, заботу и любовь родителей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!