Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 89» НМР РТ
Консультация для родителей
«Воспитание маленького гражданина»
Составила
Музыкальный руководитель
Сметанина Наталья Александровна
Нижнекамск
2013
Консультация для родителей
Тема: «Воспитание маленького гражданина»
Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой её мелочи –
нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас
великим интересом ко всему.
К.Г.Паустовский.
Основы гражданского воспитания закладываются в период дошкольного детства. Воспитание навыков гражданственности начинается у ребенка с отношения к самым близким людям: матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Развитие привязанности и любви к родному дому – первая ступень гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
Особых усилий в период дошкольного детства требует формирование отношения ребенка к другим людям, природе, культуре своего и других народов. Именно этот аспект педагогической работы определяет в конечном счете эффективность всех затрат на гражданское воспитание в будущем.
Методы и приёмы патриотического воспитания разнообразны, но они обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обострённость первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимание социальных явлений и др.)
Взрослые (педагоги и родители) должны учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной действительностью, жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которыми окружают ребёнка.
Наиболее интересные и результативные формы работы с детьми это – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.) Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России.
Не стоит забывать в общении с детьми о великой русской литературе, поэзии А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, А.А.Блока, С.А.Есенина и др. Пусть ухо ребёнка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце переполняется чувством изящного, пусть он наслаждается музыкальностью и поэтичностью русской речи.
Необходимо формировать уважение к государственной символике (Гимну, Флагу, Гербу России), чувство гордости за успехи россиян, интерес к жизни разных народов, их истории, культуре.
Чтобы пробудить у дошкольников патриотические чувства родителям советуем знакомить с достопримечательностями родного Нижнекамска, посещать музеи, выставки, памятники; рассказывать о труде взрослых и, конечно, о своей работе. Старший дошкольник должен знать, какую пользу обществу приносит труд его родителей, какие успехи у них на работе.
Ребёнку 5-7 лет необходимо показать достопримечательности родного края, связанные с Великой отечественной войной, с космосом, строительством родного города. Рассказывайте детям о подвигах героев, защищавших нашу Родину, подвигах детей ВОВ.
В День Победы 9мая посетите памятные мемориалы, принесите цветы, старайтесь сделать такие экскурсии семейной традицией.
Учитывая детские интересы и любознательность, взрослые должны руководить процессом ознакомления с явлениями общественной жизни. Они расширяют сферу интересов ребёнка, заранее обдумывая, какие дать ему знания, какими событиями познакомить. Советуем проверить, узнает ли ваш ребёнок по фотографиям и иллюстрациям Москву, Казань, Нижнекамск, известных на всю страну людей(героев, космонавтов, писателей, учёных, композиторов, художников); знаком ли он с достопримечательностями родного края.
Быть патриотом своей страны – значит принимать близко к сердцу её интересы, заботы, горести и радости; чувствовать себя ответственным за всё, что в ней происходит. Помните, что отношение к Родине, её истории, культуре, языку передаётся от родителей к детям.
Зиновьева Наталья Александровна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МДОУ "Детский сад Россияночка"
Населённый пункт:
город Тихвин
Наименование материала:
консультация
Тема:
Воспитываем маленького гражданина
Дата публикации:
19.03.2017
Раздел:
дошкольное образование
Воспитываем маленького
гражданина
Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель
взрослых – формирование у ребенка активной социальной позиции,
воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой
творческой личности. Одной из главных задач является
патриотическое воспитание ребёнка, включающее в себя целый
комплекс задач:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, городу;
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Воспитание уважения к труду;
Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Расширение представлений о городах России;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Очень верно подметил русский писатель Ю.Я.Яковлев «Любовь к Родине
начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И
всё лучшее, что в человеке, достается ему от матери» Чувство любви к матери
развивается у детей с ранних лет.
Сколько звезд на небе!
Эти звезды маме
Подарю опять.
И однажды утром,
Глядя на меня
Мама улыбнется -
Звездочка моя.
Н.Бондаренко
Взрослые стараются научить детей дружить, уважать
и помогать друг другу. В совместной деятельности дети
приобретают известный опыт взаимоотношений, навыки
поведения в коллективе, которые важны для гражданина.
С детства мы любим играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться
Чтоб улыбаться и крепко дружить.
В.Кайданов
Чувство любви к родной природе – ещё одно из
слагаемых патриотизма. Природные явления, объекты,
окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и
легче для его восприятия, сильнее воздействуют на
эмоциональную сферу. Эта атмосфера радостной встречи
родной природой надолго остается в памяти ребёнка,
способствуя формированию его сознания как гражданина
патриота
То берёзка, то рябинка.
Куст ракиты над рекой…
Край родной на век любимый.
Где найдешь ещё такой!...
Особенность современного патриотического воспитания в том, что растет
значение регионального и местного компонентов. Опираясь на принцип
воспитания «от близкого к далекому», можно связать начало патриотического
воспитания с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет
ребенок. У дошкольников постепенно складывается образ собственного дома с его
укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок воспринимает свой дом
таким, какой он есть, и любит его. Это чувство
родительского дома ложится в основу любви к
Родине, Отчизне. Задачей родителей является сделать
так, чтобы у ребенка было много теплых
воспоминаний о семье, об укладе, о семейных
традициях. Привязанность к родному дому, желание
беречь его, делать лучше, связаны и с тем, чтобы у
ребенка в семье были свои обязанности, чтобы его не
освобождали из-за малых лет от общего труда – это
способствует укреплению чувства семьи.
Затем его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии – родного
города, страны, всего культурного мира. Любовь к родному городу и родному
краю прививается через литературу, музыкальный
материал о малой Родине.
В старшем дошкольном возрасте складываются
начала действенного в полном смысле слова
отношения к Родине, проявляющиеся в умении
заботиться о родных и близких людях, делать нужное
для других, беречь то, что создано трудом человека,
ответственно относиться к порученному делу, бережно
обращаться с природой. У детей формируются знания
и представления о Родине – России.
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете – есть Родина своя!
Для ивушки плакучей нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки опушки нет родней.
Есть ветка у листочка, овражек у ручья…
У каждого на свете есть родина своя.
Страну, где мы родились, где радостно живём,
Края свои родные мы Родиной зовём!
В.Карасев
Ребенок – зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так и в детях
отражается нравственная чистота своих родителей. То, что упущено в детстве,
очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Важно, чтобы ребенок
в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и
её будущее.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей
жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как
прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш» В.А.Сухомлинский
Консультация для родителей:
«Воспитание маленького гражданина»
Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой её мелочи –
нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас
великим интересом ко всему.
К.Г.Паустовский.
Основы гражданского воспитания закладываются в период дошкольного детства. Воспитание навыков гражданственности начинается у ребенка с отношения к самым близким людям: матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Развитие привязанности и любви к родному дому – первая ступень гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
Особых усилий в период дошкольного детства требует формирование отношения ребенка к другим людям, природе, культуре своего и других народов. Именно этот аспект педагогической работы определяет в конечном счете эффективность всех затрат на гражданское воспитание в будущем.
Методы и приёмы патриотического воспитания разнообразны, но они обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обострённость первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимание социальных явлений и др.)
Взрослые (педагоги и родители) должны учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной действительностью, жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которыми окружают ребёнка.
Наиболее интересные и результативные формы работы с детьми это – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.) Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России.
Не стоит забывать в общении с детьми о великой русской литературе, поэзии А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, А.А.Блока, С.А.Есенина и др. Пусть ухо ребёнка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце переполняется чувством изящного, пусть он наслаждается музыкальностью и поэтичностью русской речи.
Необходимо формировать уважение к государственной символике (Гимну, Флагу, Гербу России), чувство гордости за успехи россиян, интерес к жизни разных народов, их истории, культуре.
Чтобы пробудить у дошкольников патриотические чувства родителям советуем знакомить с достопримечательностями родного Нижнекамска, посещать музеи, выставки, памятники; рассказывать о труде взрослых и, конечно, о своей работе. Старший дошкольник должен знать, какую пользу обществу приносит труд его родителей, какие успехи у них на работе.
Ребёнку 5-7 лет необходимо показать достопримечательности родного края, связанные с Великой отечественной войной, с космосом, строительством родного города. Рассказывайте детям о подвигах героев, защищавших нашу Родину, подвигах детей ВОВ.
В День Победы 9мая посетите памятные мемориалы, принесите цветы, старайтесь сделать такие экскурсии семейной традицией.
Учитывая детские интересы и любознательность, взрослые должны руководить процессом ознакомления с явлениями общественной жизни. Они расширяют сферу интересов ребёнка, заранее обдумывая, какие дать ему знания, какими событиями познакомить. Советуем проверить, узнает ли ваш ребёнок по фотографиям и иллюстрациям Москву, Казань, Нижнекамск, известных на всю страну людей(героев, космонавтов, писателей, учёных, композиторов, художников); знаком ли он с достопримечательностями родного края.
Быть патриотом своей страны – значит принимать близко к сердцу её интересы, заботы, горести и радости; чувствовать себя ответственным за всё, что в ней происходит. Помните, что отношение к Родине, её истории, культуре, языку передаётся от родителей к детям.
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.
На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мирровозрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран . Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор –
прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что – то новое о малой или большой Родине, других странах.
Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами . Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Елена Шушлебина
Нетрадиционный формы работы с родителя . Буклеты
Тема : «Воспитание маленького гражданина »
Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой её мелочи –
нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас
великим интересом ко всему.
Основы гражданского воспитания закладываются в период дошкольного детства. Воспитание навыков гражданственности начинается у ребенка с отношения к самым близким людям : матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Ребенок впервые открывает Родину в семье . Развитие привязанности и любви к родному дому – первая ступень гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
Особых усилий в период дошкольного детства требует формирование отношения ребенка к другим людям, природе, культуре своего и других народов. Именно этот аспект педагогической работы определяет в конечном счете эффективность всех затрат на гражданское воспитание в будущем .
Методы и приёмы патриотического воспитания разнообразны , но они обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего , образность и конкретность мышления, глубину и обострённость первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории» , понимание социальных явлений и др.)
Публикации по теме:
Консультация для родителей «Воспитание добрых чувств у детей» Актуальные рассуждения на тему "Воспитания добрых чувств у детей".. Нам взрослым, в силу нашей занятости, некогда любить, некогда воспитывать,.
Фотоотчет «Воспитание гражданина и патриота» Любовь к Родине, патриотизм, героизм – черта национального характера Российского государства. Одним из важнейших направлений духовно – нравственного.
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание» Завоеванием российской демократии является освобождение от строгих норм морали. Многие родители не знают на что им сегодня ориентироваться. Брошенные.
Консультация для родителей «Воспитание любви к природе» Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе» Человеческая деятельность в последние годы наносит всё.
Консультация для родителей «Трудовое воспитание дома» Надо ли приобщать ребенка к труду? Конечно, каждый взрослый не будет против того, что ребенка надо приучать трудиться. В каждой семье вопрос.
Трудовое воспитание Ребенка Труд по уходу за растениями и животными создает благоприятные условия для физического развития. Совершенствует.
Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребенка» Привычка - «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно Целью всякого воспитания должно быть создание.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Наша планета Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут,.