Ребенку 11 месяцев что должен уметь делать. Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев? Если ориентироваться на нормы развития, то можно обнаружить, что малыш что-то делает очень хорошо, а что-то у него не получается. Важно учитывать индивидуальные особенности грудничка. Ведь развитие психомоторных навыков зависит от многих факторов: веса, мышечного аппарата, темперамента, климата, наследственности, состояния здоровья, атмосферы в семье.

Если какие-то навыки не наблюдаются, не стоит волноваться раньше времени. Конечно, в этом возрасте кроха должен уверенно сидеть и ползать. Если он не предпринимает попыток подниматься вертикально, это даже лучше, по мнению некоторых ортопедов. Чем позже ребенок освоит вертикальное положение, тем естественнее будут формироваться изгибы позвоночника. Навык ползания может развиваться в течение нескольких месяцев. У некоторых младенцев он настолько совершенствуется, что их проворству можно только позавидовать.

Оценка психомоторного развития по «мюнхенской диагностике»

В 1997 году педагогами, психологами и медиками в Институте социальной педагогики в Мюнхене была создана функциональная диагностика, по которой можно оценивать психомоторное развитие детей до 3 лет. Что может ребенок в 11 месяцев согласно этой диагностике?

  • Из положения сидя подтягивается при помощи опоры и встает.
  • Может сделать несколько шагов вдоль опоры.
  • Делает шаги при поддержке за обе руки.
  • Поднимается на одну ступеньку при поддержке.
  • Ударяет небольшими предметами друг о друга.
  • Может взять и удержать игрушку (еду) вытянутым большим и указательным пальцем.
  • Также может совершать эти движения согнутыми пальцами.
  • Умеет листать картонные книги.
  • Катает машинку, игрушку на колесиках.
  • Бросает предметы в коробку.
  • Перекатывает мяч.
  • Находит спрятанные предметы.
  • Указывает на объект вытянутым указательным пальцем.
  • Складывает самую маленькую деталь пирамидки или матрешки в самую большую.
  • Берет в руки карандаш и пробует рисовать.
  • Выражает желания и требования при помощи звуков, слогов.
  • Указывает, где мама и папа.
  • Может произносить несколько осмысленных слов.
  • Заметна реакция на запреты, порицания и похвалу.
  • Малыш понимает значение слов и выполняет просьбы: «принеси», «дай мне», «иди ко мне».
  • Если его спрашивают о знакомом предмете или человеке, начинает его искать в пространстве.
  • Хорошо хлопает в ладоши, кивает, показывает «пока» рукой.
  • Проявляет заботу о кукле, мягкой игрушке: может погладить, пожалеть, уложить спать.

Подробнее о двигательных навыках

В 11 месяцев малыш умело орудует ложкой, хорошо держит чашку, может нарисовать свой первый рисунок в виде росчерка - все эти движения требуют точности и ловкости, развитой координации «глаза-руки». Что еще умеет делать грудничок?

  • Ползание. Еще месяц назад грудничок мог ползать по-пластунски. Но в 11 месяцев малыш должен уметь свободно и быстро ползать на четвереньках. Передвижение должно быть скоординированным и синхронным. Ребенок переставляет конечности таким способом: левая рука - правая нога, правая рука - левая нога и т.д.
  • Равновесие. Благодаря постоянному ползанию, у малыша хорошо развивается координация движения и равновесие. Чтобы проверить это умение, можно провести такой эксперимент. Ребенка усадить на ровную поверхность и поднять сначала одну ногу, затем обе. Малыш не будет опрокидываться назад, он старается балансировать и удерживать равновесие, тянется корпусом вперед, вытягивает ручки. Иногда может помогать себе, опираясь на одну руку.
  • Делает первые шаги, держась за руки взрослого. Если кроху поставить на ровную и твердую поверхность, взять его за ручки, слегка приподняв их вверх, он начнет спонтанно делать шаги. Не у всех детей этого возраста получается это упражнение. Первые шаги неуверенные, слишком широкие, ноги при этом сильно выпрямляются.
  • Встает на ноги из положения сидя. Этот навык вырабатывается с опорой. Самостоятельно подняться малыш пока не умеет. Как стимулировать развитие этого умения? Можно положить на краю дивана игрушку и попросить малыша взять ее. Грудничок, который находится на полу, попытается подняться, опираясь о диван, и добыть игрушку. Такие упражнения можно повторять ежедневно. Когда малыш встает, то сначала выносит одну ногу вперед, опирается и подтягивается. Нужно следить, чтобы ребенок при подъеме одинаково умело мог выносить вперед и правую, и левую ногу.
  • Развитие хватательного навыка. Большой предмет ребенок может захватывать всей ладошкой. Но если грудничку предложить маленькую игрушку, кусочек печенья, он возьмет лишь двумя пальцами - большим и указательным. Этот навык называется щипцовым захватом. Он должен быть одинаково хорошо развит на обеих руках. Если малыш отдает предпочтение только правой или левой руке, нужно стимулировать его к симметричному развитию навыка.

Есть ли разница в моторном развитии девочки и мальчика в 11 месяцев? В «Мюнхенской функциональной диагностике развития», как и в других достоверных и объективных источниках, нет данных о гендерных различиях в формировании навыков. Специалисты считают, что не стоит акцентировать внимание на этой теме. На темпы развития может влиять тип телосложения, развитие мышечного аппарата, темперамент, наследственность, а также родовые травмы и неврологические нарушения.

Речевое и психоэмоциональное развитие

Моторные навыки ребенка в 11 месяцев связаны с развитием речи, интеллекта, эмоций. Нельзя выделить главные и второстепенные умения малыша, их нужно рассматривать в комплексе.

  • Повторение слогов. В этом возрасте кроха может повторять слоги, которые воспроизводят взрослые. Для этого нужно сесть рядом с малышом, медленно и с четкой артикуляцией произносить разные типы слогов. Одиннадцатимесячный грудничок способен хорошо копировать не только слоги, но и интонации.
  • Речь сопровождается жестами. На вопросы грудничок может отвечать движениями головы: «да» или «нет». Можно заметить: когда грудничок что-то просит и произносит «дай-дай», то одновременно протягивает ручку и многократно сжимает ее. Логопеды считают, что такой жест говорит о готовности малыша говорить. Важно в этом возрасте развивать мелкую моторику, которая связана с развитием речи. Гибкие пальчики и множество тонких движений кистями рук подтолкнет кроху к быстрому речевому развитию.
  • Первые слова. Появляются специфические слова детского лексикона: «би-би», «брр» (машинка), «ля-ля» (кукла, ребенок), «па-па» (пока и папа). При этом слова употребляются в широком значении. Например, «ба-ба» может указывать на любую бабушку, не только родную; «ав-ав» может обозначать собаку, кошку, любое животное. Малыш может называть словами не только предметы, но и действия, даже отдельные ситуации. Не сразу мама может разобраться в лексиконе грудничка. Логопеды рекомендуют специфические детские слова переводить на «взрослый» язык и выговаривать их правильно. Исправлять грудничка не нужно, он должен слышать альтернативный вариант и со временем перейдет на него.
  • Развитие памяти и мышления. В 11 месяцев дети умеют воспроизводить в памяти образы предметов. Если попросить грудничка найти мяч или куклу, он будет искать предмет по зрительному образу, который уже заложен в памяти. Малыш пока что мыслит когнитивными схемами, то есть запоминает какую-то цепочку событий и признаки объектов. Но если появляется что-то новое, ребенок может растеряться, потому что это не вписывается в его прежнюю мыслительную схему. Познание мира происходит благодаря постоянному расширению и изменению этих схем. В этом возрасте дети начинают группировать предметы и объекты по признакам: еда, игрушки, люди, животные и т.д.
  • Реакция на запреты. Грудничок понимает, когда ему запрещают что-либо делать. В первую очередь он проверяет реакцию мамы, потому что базовое чувство безопасности связано именно с ней и ее эмоциональными реакциями. Если, скажем, на прогулке он нашел камушек и хочет попробовать его на вкус, то первым делом посмотрит на лицо мамы. Часто в этом возрасте дети послушны и реагируют на табу. Но не за горами тот возраст, когда ребенок начнет испытывать терпение родителей и проявлять свое знаменитое «я сам!».
  • Реакция на поощрения. В 11 месяцев малыш умеет воспринимать и осознавать похвалу. Психологи рекомендуют поощрять грудничка, хвалить, если у него что-то получилось, подбадривать, если что-то не выходит. Похвала и позитивное отношение к деятельности грудничка уже в этом возрасте влияет на формирование адекватной самооценки в будущем.
  • Грудничок выполняет просьбы. Малыш хорошо понимает значение просьб и пожеланий взрослых. Он охотно приносит игрушки, делится печеньем, «помогает» по дому. Начинаются примитивные сюжетно-ролевые игры, которые помогут грудничку социально адаптироваться, развивают коммуникативные навыки.
  • Общение. Постепенно проходит период, когда ребенок боялся незнакомых людей и мог заплакать, если его брали на руки и забирали от мамы. Теперь грудничок больше доверяет миру и охотнее общается с новыми людьми. Также у крохи могут появиться первые друзья в песочнице. Вместе дети пока не умеют играть, но первые ссоры из-за игрушек уже могут возникать. В этом возрасте малыши соглашаются на обмен игрушками с другими детьми, таким способом легко решаются конфликтные ситуации.

Дети этого возраста хорошо улавливают настроение взрослых по глазам, мимике, интонациям голоса. Их эмоциональная сфера также расширяется. Психологи не рекомендуют подавлять негативные эмоции грудничка.

Здравствуйте, дорогие читатели. Вашему ребёночку уже 11 месяцев, всего через 30 дней он будет отмечать свой первый день рождения. Малыш совсем взрослый, совершает свои первые шаги, пусть и с поддержкой взрослых. В этой статье вы сможете узнать, что должен уметь делать ребёнок в 11 месяцев.

Особенности физиологии малыша

Ребёнок уже имеет достаточно окрепшую систему мышц. Поэтому теперь не редкость увидеть топающего карапуза. Правда чаще всего он ещё держится за мамину руку.

В одиннадцатимесячном возрасте возможно наличие четырёх зубов – центральных резцов на нижней и верхней челюсти. Хоть это всё индивидуально. И является нормой даже полное отсутствие зубов до года. Так что не расстраивайтесь, если ваш кроха всё ещё не обзавёлся ими.

Малыш подрос, стал тяжелее. Характерным для этого возраста будет наличие таких параметров: у мальчиков вес от 7,6 кг до 11,6 кг при росте от 69,9 см до 79,2 см; у девочек вес от 6,9 кг до 11,2 кг при росте от 67,7 кг до 77,8 кг.

Мой карапуз уже весил 10 кг 800 грамм, рост – 78 см.

Развитие

В жизни малыша всё больше новых открытий. Он уже такой взрослый. Давайте рассмотрим, какие же особенности наблюдаются в его развитии, какой прогресс в мелкой и крупной моторике, в эмоциональной и интеллектуальной сфере.

Как ребёнок умеет двигаться

Одиннадцатимесячный карапуз уже умеет:

  1. Ловко владеть кистью руки, и индивидуально всеми пальчиками.
  2. С абсолютной лёгкостью садиться и приподнимается. Сидит уверено и продолжительное время.
  3. Умеет ползать .
  4. Поднимается, держась за кого-то или за что-то. Таким же образом пытается совершать свои первые шаги.
  5. Может залазить на невысокие предметы мебели и самостоятельно с них слазить.
  6. Пытается шагать без чьей либо поддержки.

Мой сын в 11 месяцев уже начал самостоятельно ходить. Правда делал буквально два-три шага и падал на попу. Но при этом не расстраивался, а даже улыбался . Потом снова вставал и пробовал идти. Иногда он ленился и перемещался, держась за кроватку.

Интеллектуальное развитие карапуза

Ваш ребёнок изменился, он уже понимает практически всё, что вокруг него происходит. Разбирает то, о чём говорят взрослые, о чём они его просят. Только сейчас вы впервые сможете не просто услышать слова «мама» или «папа», они будут направлены именно на вас. Ребёнок посмотрит в вашу сторону, потянет ручки и скажет – «мама». Это незабываемое ощущение. Какими ещё навыками в умственном развитии обзавёлся малыш:

  1. Когда ребёнок голоден или хочет писать — он уже осознанно произнесёт слова, символизирующие эти процессы («ням», «пи-пи»).
  2. Пытается разговаривать голосами животных.
  3. Понимает значение просьб, услышанных от родителей, и послушно выполняет их.
  4. Знает, что такое «нельзя». И уже спокойно к этому относится, не обижается и не сердится.
  5. Научился махать или кивать головой, когда хочет сказать «нет» и «да» соответственно.
  6. Умеет прощаться с помощью махания ручкой.
  7. Произносит слова благодарности путём кивания головой.
  8. Осознанно совершает определённые действия, например, играет мячом, звонит в колокольчик.
  9. Играет в игры типа «коза-дереза» и «ладушки».
  10. Самостоятельно собирает пирамидку, матрёшек, строит замок из кубиков.
  11. Малыш подражает маме. Готовит кушать в игрушечной посудке, качает куколку и кладёт её спать.
  12. Ребёнок уже дал предметам и действиям свои названия, например «ляля», «биби», «бах».
  13. Развились навыки сообразительности. Малыш понимает, что может использовать какие-то вспомогательные предметы для достижения своей цели.
  14. Кроха научился манипулировать, понимает, что можно «поплакать», чтоб получить желаемое.

Эмоции и социальные навыки

У ребёнка развивается психологическая дифференциация. В одиннадцатимесячном возрасте ему свойственны следующие умения:

  1. По настроению ребёнка уже можно понять нравится ему какое-то действие, человек, животное, игрушка или наоборот вызывает только чувство неприязни.
  2. Если кроху что-то не устраивает, например, его заставляют кушать что-то «невкусное» или купаться (если он этого не любит), то ребёнок всем своим видом будет показывать протест и упрямиться.
  3. Малыш уже свободно общается с другими детками. Теперь он стал выбирать себе друзей и в этот список входят далеко не все дети его окружения.
  4. Важно приучать малыша оставаться без мамы, становиться самостоятельным.

Сколько кроха спит и как кушает

Многие родители в этом возрасте уже заканчивают вводить прикорм деткам. Естественно в рационе малыша ещё нет жирного мяса или рыбы, грибов, красных и оранжевых фрукт и ягод, цитрусовых, сладостей. Еду для малышей всё ещё измельчают. Стараются давать минимум соли и сахара или не давать их вообще.

Прикорм заменяет практически все приёмы пищи. Если вы планируете в ближайшее время отучать карапуза от груди или от смеси, вам необходимо такое кормление свести до минимума, например, только перед сном.

Суточная норма малыша – литр пищи, без учёта жидкости. Кушает ребёнок пять раз в день.

У многих деток уже есть хотя бы четыре зубика. Поэтому им уже можно давать еду, которую следует учиться пережёвывать.

Ребёнок продолжает спать до 14 часов в сутки, 10 часов приходится на ночное время. Дневной сон может быть, как одноразовым, так и двухразовым. Ребёнок за раз может спать до двух часов. По ночам он практически не просыпается. Возможно, одно кормление.

В зависимости от индивидуальных особенностей некоторые дети могут просыпаться очень рано, а другие ложиться очень поздно. Но вы всё равно старайтесь приучать малыша к режиму дня , например не давать ему уснуть до 21:00 или наоборот так изматывать кроху, чтоб к этому времени он уже был готов упасть на подушку.

Малыш становится самостоятельным

Уже подошёл такой возраст, когда ребёнок хочет казаться старше, показывать, что и сам может справляться со своими делами. Вы можете позволять крохе выполнять следующие действия:

  1. Умываться, мыть ручки.
  2. Расчёсываться
  3. Пользоваться ложкой, чашкой.
  4. Самостоятельно надевать шапку, носочки.
  5. Помогать по дому, например, вытирать пыль, класть на место разбросанные игрушки.

Вы не только не должны противостоять его начинаниям, но и поддерживать малыша в этом. И главное не забывайте хвалить своего карапуза.

Что умеют мальчики, а что девочки

В одиннадцатимесячном возрасте уже с лёгкостью можно замечать отличия не только в физическом развитии мальчиков и девочек, но и в их поведении и даже способе играть.

Что должен уметь мальчик в 11 месяцев

  1. Любит активные игры.
  2. Он любопытный и полный энергии.
  3. Отдаёт предпочтение машинкам, мячику.
  4. Не любит долго сидеть на месте. Находится в постоянном поиске чего-то нового.
  5. Любит слушать разные звуки, может долгое время нажимать на кнопки музыкальных игрушек.
  6. Отдаёт предпочтение детям своего возраста. С лёгкостью знакомится.

Что должна уметь девочка в 11 месяцев

  1. Любит спокойные игры.
  2. Может длительное время сидеть на месте, заниматься понравившимся делом.
  3. Отдаёт предпочтение куклам, посудке, мягким игрушкам.
  4. Обожает копировать маму. Хочет, как она краситься, наряжаться.
  5. Обожает кормить свои игрушки с ложечки, сажать их на горшок , катать куклу в коляске .
  6. Девочкам интереснее играть с карапузами постарше. И они долго стесняются прежде, чем начать знакомство.

Не стоит забывать и об индивидуальных особенностях детей. Поэтому эти признаки мальчиков и девочек весьма относительны.

Активно развиваем малыша

  1. Стимулируйте ребёнка к первым самостоятельным шагам.
  2. Водите малыша по ступенькам, держа его за одну руку.
  3. Продолжайте заниматься мелкой моторикой ребёнка. Пусть собирает пирамидки, кубики, пересыпает крупы, рисует по рассыпанной муке, разворачивает обёртки от конфет.
  4. Когда малыш купается, пусть играет разными игрушками, давайте ему ковшик, пусть переливает воду.
  5. Пусть в его жизни появятся ролевые игры. Кормите куколку, кладите её спать, одевайте.
  6. Занимайтесь творческим развитием. Пусть малыш рисует, лепит з пластилина или солёного теста.
  7. Общайтесь с ребёнком, как со взрослым. Называйте ему все звуки и предметы, которые попадают в его поле зрения.
  8. Продолжайте читать ему сказки, рассматривайте вместе картинки в книге, называйте ему то, что там изображено.
  9. Обязательно выводите ребёнка на детскую площадку, ходите в гости к другим малышам. Ребёнку просто необходимо общение со сверстниками.

Вот так незаметно и пролетели 11 месяцев из жизни вашего комочка счастья. Ещё совсем чуть-чуть и ваш ребёнок начнёт самостоятельно ходить, а потом бегать, в его речи появятся первые словосочетания, а потом целый предложения. Помогайте вашему малышу расти здоровым и правильно развиваться.

Всего месяц остаётся до того момента, как малышу исполнится годик. Это очень важный и ответственный момент в его жизни. Чему же должен научиться ребёнок к этому возрасту, и какими навыками он должен обладать? По мнению специалистов, одиннадцатый месяц малыша должен запомниться его родителям двумя очень важными событиями: первыми самостоятельными шагами и первыми осознанными словами. А ещё – закреплением и усовершенствованием тех навыков, которые он приобрёл ранее.

Физическое развитие

В норме в течение одиннадцатого месяца жизни ребёнок должен прибавить в весе около 400 г и вырасти примерно на 1,5 см. Увеличиваются приблизительно на полсантиметра и его объёмы – грудной клетки и головки. Таким образом, вес одиннадцатимесячного ребёнка колеблется в пределах 9,5-10,5 кг, рост составляет от 73 до 78 см, объём грудной клетки от 48 до 49 см, а объём головки от 46 до 47 см.

В целом, за первые 11 месяцев жизни, по мнению специалистов, ребёнок должен прибавить 6800 грамм к своему первоначальному весу и 23,5 см к своему росту при рождении.

Конечно, это очень приблизительные стандарты, на которые может влиять значительное количество различных факторов, и родители должны их учитывать.

Наверняка вам интересно будет знать, что:

  • ​активные и подвижные детки прибавляют в весе меньше, а их спокойные сверстники – больше;
  • ​детки «искусственники» прибавляют в весе больше, чем детки, которые находятся на грудном вскармливании;
  • ​больше набирают в весе детки, которые значительную часть времени проводят на руках у родителей;
  • ​отрицательно на вес ребёнка влияют болезни, особенно сопровождающиеся высокой температурой.

И, конечно, рост и вес малыша напрямую зависят от его индивидуальных особенностей и генетического наследия, как, впрочем, и график прорезывания зубов. Обычно к 11 месяцам у ребёнка появляется от 6 до 8 зубов.

Индивидуальными являются и навыки двигательной активности детей. Так, один ребёнок в 11 месяцев более спокоен и инфантилен, и может длительное время сидеть на одном месте, изучая новые игрушки, их функции и строение, а другой нуждается в постоянном движении и минутки не может просидеть спокойно. Один малыш обожает ползать, а другой старается как можно быстрее встать на ножки. Тем не менее, существуют определённые стандарты развития.

Так, по мнению специалистов, в норме одиннадцатимесячный ребёнок должен:

  • ​самостоятельно приподниматься и садиться;
  • ​активно ползать;
  • ​самостоятельно вставать с опорой;
  • ​забираться наверх и спускаться вниз по невысокой лесенке;
  • долго и уверенно сидеть без опоры;
  • ​ходить с поддержкой (за руку или держась за опору);
  • ​пытаться делать первые самостоятельные шаги;
  • ​аккуратно брать двумя пальчиками маленькие предметы.

Если вам кажется, что двигательная активность вашего одиннадцатимесячного малыша недостаточна – стимулируйте его к движению! Разложите в разных частях комнаты на разной высоте его любимые игрушки, картонные книжки с яркими картинками, погремушки музыкальные инструменты для младенцев, мягкие кубики и развивающие игры для малышей. Таким образом, вы будете стимулировать и интерес малыша к изучению окружающего мира, и его двигательную активность.

При этом старайтесь обеспечить вашему малышу максимальную безопасность: уберите любые возвышения возле окон, закройте розетки и спрячьте предметы, которыми он может пораниться.

Опуститесь до уровня глаз вашего ребёнка и посмотрите внимательно, что может стать причиной его травмирования. Возможно, скатерть, на которой стоит посуда, свисает слишком низко, и малыш может стянуть её вниз вместе со столовыми приборами, а может, табуретка стоит слишком неустойчиво и может упасть при попытке малыша опереться на неё.

Также стоит в этом возрасте показать ребёнку, как правильно спускаться с кровати и со ступенек лестницы. Это поможет ему избежать травм и падений, а в будущем – боязни высоты, ведь, как утверждают психологи, она зарождается именно в этом младенческом возрасте.

Кроме того, в возрасте 11 месяцев родителям важно приучать ребёнка к режиму сна, что поможет ему в будущем быстрее привыкнуть к режиму в детском саду. В норме в этом возрасте малыш спит не менее 10-ти часов ночью и ещё дважды днём – по 1,5-2 часа. Не менее важно в этом возрасте приучить ребёнка засыпать самостоятельно, без длительных укачиваний. Тем более, не стоит брать ребёнка с собой в постель. И если до этого возраста вы практиковали совместный сон, сейчас самое время отучать кроху от своей постели, потому что позже это будет сделать гораздо сложнее.

Умственное развитие

По достижению 11 месяцев умственное развитие ребёнка достигает такого уровня, что он уже начинает понимать речь взрослых и адекватно реагировать на услышанное. Конечно, его мышление отличается от мышления взрослого человека, но главное, что он теперь понимает то, о чём ему говорят, и что происходит. Поэтому именно сейчас ребёнок готов произнести своё первое осознанное слово. Поверьте, всё, что вы слышали от своего любимого чада до этого момента – было всего лишь набором неосознанных звуков и слогов, в которых вы пытались уловить смысл. Но только сейчас ребёнок, произнося своё первое слово – «мама» или «папа», понимает, к кому оно обращено и что означает. Поистине, это очень волнующий момент, когда ребёнок, протягивая ручки, говорит своё первое слово, адресованное вам.

Не менее важным достижением крохи является и его способность к обобщению. Теперь малыш умеет показывать куклы и машинки, кубики и мячики. Также он начинает различать предметы по форме (шарики, кубики, кирпичики).

Кроме того, в возрасте 11 месяцев ребёнок должен:

  • ​понимать разговор родителей о происходящем вокруг и о себе;
  • ​выполнять услышанные просьбы и указания взрослых, например: «дай», «положи», «принеси», «возьми»;
  • произносить слова, которые имитируют голоса птичек и животных («пи-пи», «ав-ав» и др.);
  • ​утвердительно или отрицательно качать головой;
  • ​махать рукой в момент приветствия или прощания;
  • благодарить кивком головы;
  • целенаправленно и осознанно совершать определённые действия с различными предметами (звонить в колокольчик, ударять погремушкой, открывать крышку и т.д.);
  • многократно повторять понравившееся действие, совершенствуясь в нём;
  • понимать значение слова «нельзя»;
  • играть в ладушки и другие развивающие игры с ручками и пальчиками;
  • самостоятельно складывать башенки из кубиков;
  • самостоятельно собирать и разбирать пирамидки из колечек с широкими отверстиями;
  • складывать матрёшек;
  • катать мячик;
  • играть в ролевые игры: укачивать куколку, кормить зверушек;
  • произносить свои «особые» слова, обозначающие определённые действия или предметы (например, «бах» – падение, «ляля» – кукла и др.).

Как можно больше общайтесь со своим ребёнком, рассказывайте ему всё, что вы видите, и всё, что делаете. Этим вы расширите его словарный запас и представление о мире. И не скупитесь на похвалы, ведь малыш ждёт вашего одобрения. Услышав похвалу, он будет ещё с большей охотой повторять за вами всё новые и новые слова, радуя вас своим развитием и умениями.

Не менее важно и играть с ребёнком, ведь именно так он развивается и познаёт окружающие его предметы, их назначение и функции. К тому же с каждым месяцем количество игр, которые доступны малышу, постоянно увеличивается. Например, если раньше ребёнку было интересно опустошать коробочки и ящички, вытряхивая всё их содержимое, то в возрасте 11 месяцев ребёнку становится интереснее наполнять различные ёмкости, подбирая предметы по размеру. Ему невероятно интересно знать, что к чему подходит. Не менее интересно крохе и докопаться до устройства той или иной игрушки, так что его желание разломать какую-то вещь объясняется его стремлением к познанию сути предмета.

Эмоциональное и социальное развитие

В возрасте 11 месяцев у ребёнка усиливается психическая дифференциация. Он активнее и более эмоционально выказывает как чувство симпатии или предпочтения, так и чувство антипатии. Ребёнок начинает открыто отказываться или протестовать по отношению к тем игрушкам, еде или окружающим его людям, которые ему не нравятся.

Ребёнок любит общение со сверстниками, но начинает выбирать, с кем он хочет играть, а с кем нет.

Одиннадцатимесячный кроха всё настойчивее использует свой детский лепет, чтобы выразить свои чувства и эмоции, наладить контакт с новым человеком или попытаться объяснить, чего он хочет в данный момент. И хотя его лепет лишь отдалённо напоминает настоящую речь, по интонациям и эмоциональному окрасу можно догадаться, какие эмоции и желания ребёнок пытается высказать. Если вы понаблюдаете за своим крохой, вы удивитесь тому, как он любит экспериментировать со своим голосом и копировать новые звуки и слова.

И, наконец, говоря о социальном и эмоциональном развитии одиннадцатимесячного ребёнка, необходимо учесть то, что в этом возрасте малыш должен постепенно привыкать к мысли о нахождении некоторое время без мамы. Хотя малыш ещё очень привязан к родителям и по-прежнему прижимается к ним при виде незнакомых людей, необходимо на некоторое время оставлять его с другими родственниками и близкими людьми. Это поможет повзрослевшему младенцу отлучиться и от маминой груди.

Навыки самообслуживания

В 11 месяцев ребёнок может уже довольно много делать самостоятельно. Так, в этом возрасте его необходимо учить:

  • пользоваться расческой;
  • мыть ручки;
  • умывать личико;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • самостоятельно есть ложкой;
  • приносить по просьбе взрослых небольшие лёгкие предметы.

Вы вполне можете научить вашего кроху помогать вам в уборке его игрушек и складывании их в коробку.

Кроме того, одиннадцатимесячного малыша уже можно и нужно учить одеваться. Пусть он помогает вам во время одевания – пытается надеть шапку, просовывать в рукавчик ручку, ставить в ботиночек ножку. Хвалите и поддерживайте его в этих действиях, и тогда ваш малыш будет стремиться к овладению новыми умениями и навыками.

Вот уже совсем скоро исполнится год с того момента, как малыш впервые увидел этот мир. К 11 месяцам ребенок прошел огромный путь и продолжает совершенствовать приобретенные навыки как в физическом, так в эмоциональном и в личностном плане. Изменился не только его рост и вес, 11-ти месячный малыш вполне способен порадовать родителей первыми, пусть и односложными, но уже вполне осмысленными словами. Кроме того, именно в этом возрасте большинство детишек делают свои первые самостоятельные шаги. Кроха продолжает активно развиваться и закреплять уже освоенное.

В 11 месяцев малыш уже очень активен и любознателен, он радует маму своими потешными выходками и первыми простыми словечками

Физическое развитие

Разумеется, основным достижением ребенка в 11 месяцев становятся его попытки самостоятельно ходить . Родителям рекомендуется всячески стимулировать такие пробы, придерживая кроху за ручки или подманивая к себе на близком расстоянии, буквально в два-три шажка малыша. Если карапуз ничего не испугается, будь то неожиданное падение или чувствительный удар об угол мебели, то он будет продолжать попытки пойти и к тому моменту, когда ему исполнится год, будет уже достаточно уверенно переставлять ножки.

Тем не менее, если у вашего ребенка в 11 месяцев ходить не получается, это никоим образом не является поводом для расстройства или тревоги, особенно если при этом малыш активно ползает и встает на ножки при любом удобном случае. Более того, активное ползание принесет маленькому исследователю гораздо больше пользы. Известный педиатр Е.О. Комаровский даже посвятил этой теме один из своих видео-уроков, в котором отдельно отметил, что слишком раннее хождение малыша может плохо отразиться на развитии его ручек. Кроме того, во время ползания намного меньше шансов упасть и ушибиться, а вся мускулатура активно работает и развивается.

Развитие ребенка в этот период характеризуется подвижностью и активностью. Ребенок 11 месяцев на 30 сантиметров выше, чем был при рождении и теперь пытается удовлетворить свой интерес, стараясь достать туда, куда раньше дотянуться не было возможности.

Особенности роста и веса 11-ти месячных детишек приводятся в таблице:


- Я уже совсем большой!

Представленная выше таблица отнюдь не эталон и ваш почти уже годовалый малыш вполне может быть выше, ниже или иметь меньший вес. Гораздо большее внимание следует уделить тому, насколько 11-ти месячный ребеночек развит и что умеет. Таблица же нужна скорее для того, чтобы у родителей была возможность самостоятельно оценить, насколько их малыш соответствует «среднему арифметическому».

Психическое развитие

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Ребенок в 11 месяцев развит настолько, что ему уже удается выражать свои мысли и желания первыми простенькими словами. К примеру, вся еда для него сейчас «ам-ам». Так он выражает свое желание поесть. Он уже знает несколько подобных слов и повторяет новые вслед за взрослыми.

Для ребенка в 11 месяцев понятно уже довольно много из того, что говорят взрослые (подробнее в статье: ). Он отзывается на просьбы: возьми, брось, кушай, дай, покажи. Может качать головой «да» или «нет», он способен быть настойчивым и повторять, пока не добьется результата. Сделав что-нибудь, уже ожидает от родителей похвалы. Когда взрослые играют с малышом, он старается порадовать их или рассмешить своими действиями. Он может хлопать в ладошки и громко вскрикивать. Он уже осознает, что «ку-ку» и «идет коза рогатая» - это веселые игры.

Кроха становится все смышленее: он может использовать один предмет, чтобы столкнуть со стола другой, до которого не дотягивается или перевернуть корзину с игрушками, стремясь достать все и сразу. В этом возрасте малыш уже проявляет первые признаки простеньких сюжетных игр: может покачать куклу, покормить зайку и т.д.

Кроха учится анализировать и делает первые попытки манипулирования родителями. Он уже знает: если заплакать, мама придет быстрее, будет ласковее и возьмет на ручки, поэтому частенько начинает хныкать нарочно. Слезы при этом отсутствуют, а в глазках легко заметить намек на хитринку.

К 11 месяцу у ребенка может сохраняться страх перед незнакомцами, при этом нарастает тревожное предчувствие разлуки с родителями - это состояние и ощущения, которые испытывает малыш при их отсутствии. Это чувство достигает своего пика к 1,5 годам и ослабевает к 3-м. Боязнь незнакомцев возникает в связи с тем, что ребенок научается воспринимать объекты и людей в «постоянстве», эмоционально привязываясь к одному человеку или нескольким значимым людям.

Сводная таблица умений:

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Малыш может самостоятельно стоять без опоры около 3-7 секунд, балансируя руками. С успехом пытается совершать первые шаги. Держась за руку взрослого человека, уверенно ходит.
Действия с предметами Все действия с игрушками и объектами носят целенаправленный характер: катает мяч, снимает и надевает кольца со стержня, втыкает втулки в отверстия и др.
Речь и контакты В речи появляются первые слова-обозначения, сочетания слогов с подражанием звуками (дай, би-би, ав-ав). По просьбе взрослого дает любой предмет, выполняет разученные действия.
Интеллект Хорошо управляет своими действиями, способен мысленно организовывать информацию, которая поступает извне.

Тесты на развитие детей в 11 месяцев

Уровень развития ребенка в 11 месяцев может быть разным, ведь все дети тоже разные, у каждого из них свои способности. Но тем не менее, есть ряд показателей, которые помогут родителям определить, не отстает ли их малыш от своих ровесников:

  • В этом возрасте малыш уже уверенно садится, может самостоятельно стоять у опоры и активно ползает на четвереньках.
  • Покажите ребенку коробочку с игрушкой внутри. Попробуйте открыть и закрыть ее несколько раз. Затем незаметно уберите и спрячьте игрушку. Снова покажите малышу коробочку. Он должен заметить, что игрушки внутри больше нет и выразить удивление.
  • Ребенок 11 месяцев от роду уже должен стараться использовать по назначению некоторые предметы: пить из чашечки, кушать ложкой, подносить расчесочку к голове (рекомендуем прочитать: ). Он будет охотнее пытаться повторять эти действия за взрослыми.
  • Попробуйте показать малышу, как строить башню из кирпичиков. Хорошо, если у крохи получится положить друг на друга хотя бы 2 или 3 кирпичика. Не стоит подгонять события и собирать с малышом пирамидку, а вот надевать на палочку большие кольца у него уже получится.
  • Малыш уже может различать предметы по общим признакам - например, можно попросить его найти из нескольких игрушек машинки или куклы и он должен показать их пальчиком.

Сон и бодрствование

В этом возрасте малыш все еще должен спать не менее 13-ти часов. Из этого времени 10–12 часов должно приходиться на ночной сон. Дневной сон малыша разбит на два равных периода - примерно по 1,5–2 часа каждый. Непосредственное время тихого часа для каждого малыша определяется индивидуально, соответственно общему распорядку. Промежутков времени, в которые малыш бодрствует, пока три и они продолжаются по 3–4 часа каждый, на них приходятся все игры, кормления и прочие мероприятия. Благодаря такому режиму дня ребенка у мамы тоже достаточно времени для отдыха и восстановления сил для других важных дел.

За время бодрствования осуществляются прогулки на свежем воздухе, развивающие игры и занятия, кормление, гимнастика, уход и массаж. Если на плановые занятия гимнастикой времени не хватает, необходимую физическую нагрузку ребенок вполне может получить, ползая длительное время по квартире.


Не стоит переживать, если не получается каждый день делать с ребенком гимнастику - его собственная активность во время игр сможет обеспечить нужный уровень физических нагрузок

Как кормить детей в 11 месяцев?

Кушает малыш пять раз в день с промежутками около четырех часов. К этому возрасту время прикормов подошло к концу и малыш может кушать за общим столом при условии, что приготовленная еда будет не жареной, а сваренной или тушеной. Кроме того, еда для малыша не должна быть слишком соленой или сладкой, не приветствуется обилие приправ. Перевод ребенка в 11 месяцев на «взрослую еду» может стать неплохим поводом для того, чтобы пересмотреть питание всей семьи, ведь маме намного проще будет не готовить ребенку отдельно, а просто измельчать часть приготовленной для всей семьи пищи.

Всего за сутки малыш на 11 месяце жизни съедает 1–1,2 л. пищи (без учета жидкости). Управляется кроха с таким объемом за 5 приемов пищи и его питание так и останется 5-ти разовым приблизительно до двух лет. Со всеми основными продуктами питания он уже познакомился, единственное, с чем следует быть осторожными – это аллергены (цитрусовые, манго, помидоры).

Ребенку 11-ти месяцев свойственно доводить маму до отчаяния своим нежеланием есть, придется запастись терпением. Чаще всего потерю аппетита в этом возрасте связывают с режущимися зубками, но для некоторых малышей отказ от еды - своего рода демонстрация характера.

Попробуйте покормить малыша в игровой форме: одновременно его и его любимого мишку, зайку или плюшевую лягушку. Украшайте блюда так, чтобы малышу было интересно. С помощью специальной силиконовой формы есть возможность даже омлет сделать для ребенка в форме звездочки или сердечка.

Примерный рацион питания

  • 6:00 - грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл;
  • 10:00 - каша (170 грамм), 1/2 желтка, фруктовое пюре (30 грамм), хлеб (10 грамм);
  • 14:00 - протертый суп из овощей 50 мл, пюре из овощей 150 грамм, мясное пюре (или рыбное 1-2 раза в неделю) - 60 грамм, хлеб 10 грамм, фруктовый сок 50 мл;
  • 18:00 - детский кефир - 150 мл, творог (50 грамм), печенье (5-10 грамм);
  • 22:00 - грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл.

Одиннадцатимесячный ребенок радует родителей самостоятельными шагами и простыми словами. Дети этого возраста активно развиваются и физически, и эмоционально, закрепляя приобретенные ранее навыки и осваивая новые умения. Давайте узнаем, как родителям определить, нормально ли развивается ребенок 11 месяцев и как стимулировать дальнейшее развитие малыша этого возраста.

Физиологические изменения

  • Мышечная система ребенка к 11 месяцам настолько окрепла, что позволяет малышу удерживать и перемещать тело в вертикальной позиции, то есть стоять без поддержки и ходить.
  • У большинства 11-месячных детей уже имеется четыре зуба. Однако у кого-то начали появляться следующие зубки (вторые резцы), а у кого-то не появилось еще даже первого зуба. Это варианты нормы и до годовалого возраста переживать не следует.


В 11 месяцев ребенок может обрадовать вас первым словом или даже начать ходить

Физическое развитие

В течение одиннадцатого месяца жизни прибавка веса ребенка составляет в среднем 400 грамм, а роста – около 1,5 сантиметра. Увеличение окружностей грудной клетки и головы происходит примерно на 0,5 сантиметра.

Темпы роста разных детей, конечно же, отличаются, но для определения, нормально ли развивается кроха, существуют границы нормы и средние значения показателей физического развития. Основные из таких показателей вы найдете в такой таблице:

Для музыкального развития ребенка проводите занятия по методике «Цветоник» Лазарева М. Л.

Что малыш умеет?

  • Одиннадцатимесячный ребенок активно и очень много двигается. Новым умением карапуза является навык стоять без помощи взрослого или удерживания за опору. Кроме того, карапуз уже неплохо ходит, держась не за две маминых руки, а лишь за одну. Чтобы достать любимую игрушку с пола, ребенок уже не будет падать, а нагнется или присядет. Некоторые дети уже начали ходить без поддержки.
  • С игрушками 11-месячный ребенок манипулирует умело и очень ловко. Ухватывая предмет, малыш открывает руку с учетом размера этого предмета. Карапузу уже удается складывать кубики в небольшую башню, собирать пирамидку, открывать коробочки, брать двумя пальцами маленькие предметы с пола или со стола.
  • Ребенок любит музыку, поэтому ему по нраву разные музыкальные игрушки. Услышав ритмичную мелодию, малютка начнет пританцовывать в такт.
  • Кроха интересуется книжками и подолгу разглядывает в них иллюстрации.
  • По маминой просьбе ребенок умеет показывать части тела и выполнять множество действий и движений, которые выучил и видел ранее. К примеру, малыш качает куклу, машет рукой на прощание, делает «ладушки», снимает носочки, расстегивает молнию на курточке, находит спрятанную под одеялом или в коробке игрушку.
  • Речь малыша становится все более эмоциональной и разнообразной. В ней появляются слова, состоящие из 1-2 слогов.
  • Ребенок хорошо понимает, что ему говорит мама. Он бурно радуется, когда его хвалят, а также сразу же реагирует на строгий тон.
  • Малыш в 11 месяцев становится все более самостоятельным. Кроха постепенно обучается одеваться и умывать лицо, чистить зубки, есть ложкой. Если малышу что-то нужно, он уже не просто плачет, а показывает на предмет пальцем, качает головой (утвердительно или отрицательно), а также произносит простые слова.


В 11 месяцев кроха произносит первые слова

Чтобы проверить, нормально ли развивается 11-месячный малыш, вам нужно:

  1. Оценить, хорошо ли ребенок сидит, ползает на четвереньках и стоит у опоры.
  2. Показать ребенку закрывающуюся коробку, в которой на глазах у крохи спрятать игрушку. Ребенок должен заметить, что предмет исчез и попытаться найти его.
  3. Проверить, умеет ли ребенок имитировать движения взрослых, которые ему ранее показывали. К примеру, малыш должен пытаться есть ложкой, расчесаться, умыть лицо.
  4. Предложить крохе сложить башню из кубиков. Малыш уже должен уметь положить друг на друга 2-3 кубика.


Некоторые дети ходят уже в 11 месяцев

Занятия для развития

  • Стимулируйте и ползание, и ходьбу ребенка. Положите на пол ленточку и предложите малютке перешагнуть через нее (держите при этом ребенка за одну руку). Пусть малыш также ходит за коляской, за мячом, передвигается с игрушкой-каталкой.
  • Не упускайте возможности ходить с крохой по лестнице. Многим малышам подниматься по ступеням довольно легко, а вот спускаться у них пока может не получаться.
  • Уделяйте много внимания развитию моторики карапуза и занятиям для маленьких пальчиков. Пусть кроха пересыпает крупу из одной чашки в другую, набирая ее ложкой. Дайте ребенку порисовать на подносе с мукой, предложите надевать на ваши и свои пальцы кольца, а также собирать пирамидку.
  • Во время купания дайте карапузу ковшик либо сито и предложите ловить в воде плавающие небольшие игрушки.
  • Дайте ребенку игрушку, завернутую в бумажную салфетку или фольгу, а потом предложите развернуть ее. Также давайте крохе возможность открывать коробочки и банки с завинчивающимися крышками.
  • Играйте с ребенком в сюжетные игры, например, можно вместе кормить мишку, надевать на куклу распашонку или шапку. В таких играх можете показывать малютке разные ситуации, например, зайчик попросил у мишки кубик и мишка поделился игрушкой, кукла упала и плачет, ей больно.
  • Рисуйте и лепите с крохой. Давайте для этого ребенку тонкие карандаши, мелки или фломастеры, а также соленое тесто и безопасный мягкий пластилин.
  • Поддерживайте развитие речи малыша постоянным общением с ребенком. Называйте игрушки, которые даете или показываете крохе, показывайте карточки Домана, комментируйте собственные действия.
  • Каждый день выделяйте немного времени на совместное чтение. В идеале у малютки должна быть собственная полочка для книг, к которой кроха может дотянуться, чтобы выбрать книгу. Часто читайте ребенку вслух, а также рассказывайте истории по картинкам.
  • Если вы пошли с 11-месячным ребенком за покупками, показывайте малышу разные продукты, а также дайте возможность крохе самостоятельно положить в корзинку или тележку несколько предметов.
  • Не упускайте возможности пообщаться с другими детками. Выходите на прогулки на площадку, приглашайте семьи с детьми в гости, заводите новые знакомства.


С удовольствием играйте с ребенком и обучайте малыша закономерным эмоциям

Уход

  • Каждое утро 11-месячного карапуза начинается с умывания, чистки зубов, расчесывания.
  • Регулярно высаживайте кроху на горшок после сна, приучая его к такой привычке, но не настаивайте, если малыш игнорирует горшок или даже боится его.
  • После туалета обязательно подмывайте младенца.
  • По мере необходимости состригайте крохе волосы и ногти, очищайте ушки.
  • Купать ребенка в этом возрасте уже можно не каждый день, но ежедневное купание может служить важным элементом вечернего ритуала, тогда отказываться от него не стоит.
  • Для закаливания используйте проветривание комнаты перед сном, воздушные ванны, ежедневные прогулки, обтирания, купание, обливание и другие процедуры, с которыми кроха познакомился ранее.
  • Не отказывайтесь от проведения массажа и гимнастических упражнений. В 11 месяцев детки по-прежнему нуждаются в них каждый день.

Режим дня

В 11 месяцев дети испытывают потребность в 14-15 часах сна в сутки. Примерно 10 часов ребенок этого возраста спит ночью, а днем сохраняется два сна длительностью около 1-2 часов. Дважды в день с 11-месячным малышом выходят на прогулку, организовывая ее так, чтобы часть прогулки ребенок поспал на улице (хотя бы один дневной сон), а часть провел активно. Выходить гулять с малышом рекомендуют в 10-11 часов утром и в 16-17 часов после обеда.


При прогулке рассказывайте малышу о том, что видите. Так вы будете способствовать его развитию

В организации бодрствования ребенка такого возраста учитывают время суток. Утром проводят гимнастику, активные игры, развивающие занятия, а после обеда времяпровождение крохи должно быть более спокойным. Рекомендуется соблюдение ежевечернего ритуала укладывания, который облегчит засыпание карапуза. Такой ритуал может включать купание, чтение и другие действия, повторяющиеся ежедневно в одном и том же порядке.

Питание 11-месячного ребенка по-прежнему остается пятиразовым. Между приемами пищи обычно проходит от 3 до 4 часов, при этом следует стараться кормить кроху примерно в одинаковое время каждый день (допустимы отклонения до 30 минут) и не допускать перерывов больше 4,5 часов.

Для определения общего объема пищи, которую нужно давать в день ребенку этого возраста, массу тела крохи делят на 9. В среднем малыши 11 месяцев съедают в день от 1000 до 1200 мл пищи. Этот объем распределяют на число кормлений, получая среднюю порцию в 200-240 мл.

Меню деток на искусственном вскармливании и малышей, которых продолжают кормить грудью, в 11 месяцев практически совпадает, с тем лишь отличием, что в первое и последнее кормление малышу дают либо смесь, либо грудное молоко. Кроме того, грудничок, получающий материнское молоко, нередко в этом возрасте прикладывается к маминой груди ночью, а детки-искусственники обычно всю ночь спят без кормлений.

Грудное вскармливание в этом возрасте немного меняется в связи с увеличением объема употребляемого крохой прикорма. Карапуз прикладывается в течение дня к маминой груди на несколько минут, а также может запивать любую пищу грудным молоком. В ночное время ребенок активно сосет во сне под утро.


Постарайтесь сохранить кормление грудью как минимум до 1,5 лет

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Обычный день

По мере взросления ребенка первого года жизни проводить дни с малышом становится все интереснее. Благодаря организации режима дня нервная система малютки развивается нормально, а маме удается успевать больше, регулярно заниматься с крохой, а также обеспечить малышу крепкий сон и хороший аппетит. Конечно, режим будет разным у каждого отдельно взятого карапуза, но в качестве примера мы предлагаем один из вариантов распорядка дня с ребенком 11-месячного возраста:

Пробуждение.

Первый прием пищи, включающий в зависимости от типа вскармливания либо смесь, либо грудное молоко.

Гигиенические процедуры.

Бодрствование и гимнастические упражнения.

Второй прием пищи, в который ребенок обычно получает кашу, желток, фруктовое пюре, сок из фруктов и сливочное масло.

Прогулка, во время которой ребенок спит на свежем воздухе.

Третий прием пищи, во время которого ребенку предлагают овощи в виде супа или пюре, мясное блюдо (дважды в неделю его заменяют блюдами из рыбы), хлеб растительное масло и фруктовый сок.

Период бодрствования с развивающими играми.

Прогулка, часть времени которой занимает второй сон малыша на свежем воздухе.

Четвертый прием пищи, во время которого малыши получают кисломолочный напиток, пюре из фруктов, печенье и творог.

Период бодрствования со спокойными играми.

Пятый прием пищи, включающий в зависимости от вскармливания мамино молоко либо смесь.

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Ночное время

Детки на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди во сне несколько раз, а малыши-искусственники обычно для кормлений не просыпаются.

О том, как научить кроху ходить и стоит ли использовать ходунки, смотрите в телепередаче «Жить здорово!»

Частые проблемы

  1. Травмы и испуг после падения. Крохи, совершающие первые шаги, часто падают, что опасно не только появлением травм, но и прекращением попыток ходить из-за страха. Будьте рядом с ребенком и никогда не оставляйте малыша в комнате одного, а упавшего карапуза успокойте и отвлеките. Если ребенок травмировался при падении, обязательно наблюдайте за состоянием малютки и при серьезных проявлениях покажите малыша врачу.
  2. Отказ от пищи кусочками. Многие малыши настолько привыкли к перетертой и измельченной еде, что буквально давятся любой негомогенной пищей. На некоторое время откажитесь от продуктов кусочками и измельчайте для ребенка всю еду, а затем постепенно начните предлагать крохе твердую пищу, например, сушку, очищенную морковку, вареную картофелину, кусочек яблока, детское печенье. Не переживайте, если малыш по-прежнему будет отказываться от кусочков, ведь он только учится жевать. Возможно, отказ крохи связан с режущимися зубками или другими проблемами со здоровьем, поэтому, если употребление малышом лишь измельченных продуктов вас беспокоит, стоит проконсультироваться с врачом.
  3. Отказ от каких-либо продуктов. В 11 месяцев у ребенка уже сформировались собственные предпочтения в пище, поэтому не следует настаивать, если какой-то продукт крохе не нравится. Лучшим выходом будет исключить такой продукт из меню на время, а затем предложить его ребенку еще раз.


Ребенок отвечает "да" или "нет", реагирует на слова типа "кушай", "дай" и "возьми"

  • Многие детки, которые быстро ползают, не спешат совершать первые самостоятельные шаги, ведь передвигаться на четырех конечностях им легче. Не нужно переживать и настаивать, чтобы кроха быстрее начал ходить. К тому же, исследования показали, что долго ползающие малыши начинают разговаривать раньше, а их осанка лучше.
  • Для уверенных первых шагов ребенка следует позаботиться об удобной и качественной обуви. У нее должен был твердый задник и прочная нескользкая сгибающаяся подошва. Летом предлагайте крохе ходить босиком по траве, песку и другой неравномерной поверхности.
  • Терпеливо приучайте кроху к самостоятельности. Пусть малыш учится одеваться, есть ложкой, собирать игрушки, умываться, помогать маме на кухне.
  • Массаж


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!