Проблемы многодетной семьи в сфере медицины. Настоящие проблемы многодетных семей

Азарова Елена Герасимовна , ведущий научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Исследуется понятие многодетной семьи. Анализируются ее особые нужды и потребности. Показывается материальная необеспеченность многодетных семей. Обосновывается необходимость существенного увеличения их материальной поддержки. Раскрывается роль многодетных семей в благоприятном демографическом развитии страны. Исследуются предложения специалистов, направленные на решение проблем многодетных семей.

Многодетная семья в условиях демографического кризиса. Многодетные семьи во многом испытывают те же проблемы, что и другие семьи, имеющие детей. В то же время к общим проблемам добавляются и специфические, связанные с наличием большего по сравнению с обычными семьями числа детей, которые усугубляются, если многодетная семья неполная либо в ней имеются дети-инвалиды. Необходимость особого социального обеспечения многодетных семей обусловлена не только тем, что многодетные родители несут повышенную нагрузку по содержанию и воспитанию детей, уходу и присмотру за ними, но и располагают из-за этого меньшими возможностями для получения средств существования за счет оплачиваемой работы вне дома.

Понятие многодетности не остается неизменным. Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", принятым в целях проведения целенаправленной и адресной политики в условиях либерализации цен, субъектам РФ было предложено с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке. региональному законодательству многодетной именуется семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 16 (18) лет. Следовательно, если в такой семье со временем остаются несовершеннолетними лишь двое детей, она утрачивает статус многодетной. Таким образом, в настоящее время в России для признания семьи многодетной достаточно трех детей, хотя совсем недавно советские и российские демографы различали мало-, средне- и многодетные семьи.

В России многодетность - явление редкое, если не сказать уникальное. Из всех семей с детьми 65,2% составляют однодетные (70% - в городах и 52,2% - в сельской местности), а многодетные лишь 6,6%. В многодетных семьях воспитывается 15,7% всех детей (10,6% - в городах и 16,8% - в сельской местности). При этом в структуре российской многодетности - 75% составляют семьи с тремя детьми и только 7,7% - с пятью и более.

Нередко с увеличением в семье детей растет объем предоставляемых ей благ. Такой подход представляется продуктивным и может быть поддержан, поскольку чем больше у родителей детей, тем выше их иждивенческая нагрузка и меньше шансов для удовлетворения потребностей детей.

Многочисленные исследования свидетельствуют о высоких рисках и глубине бедности многодетных семей, в том числе из-за низкого уровня экономической активности трудоспособных членов: в 31% семей есть лица трудоспособного возраста, которые не работают и не ищут работу. В значительной степени это вызвано не только необходимостью ухода за детьми, но также и отсутствием гибких форм занятости на рынке труда и высоким уровнем безработицы: 7% семей имеют в своем составе неработающих трудоспособных, которые ищут работу. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств (2010 г.), только 1,2% семей с тремя и более детьми полагали, что могут приобрести все, что считают нужным, 7,5% отмечали, что у них не хватает денег даже на еду, 34,3% испытывали трудности в приобретении одежды и при оплате коммунальных услуг, 38,4% не могли позволить себе приобретать товары длительного пользования.

Выборочное обследование показало, что с увеличением размера семьи снижается пищевая и энергетическая ценность питания. В многодетных семьях преобладает углеводная система питания, т.е. более высокое по сравнению с нормами потребление хлебопродуктов и картофеля и недостаточное потребление мяса и рыбы. Невозможность удовлетворить потребности в полноценном питании сказывается на состоянии здоровья, физическом и умственном развитии детей.

Перевод регулирования социальной сферы с федерального на региональный уровень неблагоприятно сказывается на материальном положении многодетных семей. Так, с 2005 г. в развитие ч. 1 ст. 38 и п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная поддержка многодетных семей была передана в ведение субъектов РФ, подавляющее большинство которых приняло в 2004 - 2009 гг. свои законы, реализующие рекомендации вышеназванного Указа Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 в части перечня предоставляемых им льгот.

Дублируя положения Указа, региональные нормативные правовые акты предусматривают, как правило, следующие меры:

  • скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости приобретаемого топлива;
  • бесплатную выдачу лекарств (по рецептам врачей) для детей в возрасте до шести лет;
  • бесплатный проезд учащихся общеобразовательных школ на внутригородском транспорте и в автобусах пригородных и внутрирайонных линий;
  • первоочередной прием детей в дошкольные учреждения;
  • бесплатные завтраки и обеды для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
  • бесплатное обеспечение школьной формой (заменяющим ее комплектом одежды), а также спортивной формой на период обучения в общеобразовательной школе;
  • бесплатное посещение музеев, парков, выставок (один день в месяц);
  • необходимую помощь родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, выделение для этих целей земельных участков, а также предоставление льгот по взиманию земельного налога и арендной платы; предоставление безвозмездной материальной помощи либо беспроцентных ссуд для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • обеспечение первоочередного выделения садово-огородных участков;
  • содействие в предоставлении льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;
  • учет необходимости трудоустройства многодетных родителей при разработке региональных программ занятости, возможности их работы на условиях применения гибких форм труда;
  • организация обучения и переобучения многодетных родителей с учетом потребностей экономики региона.

Несмотря на широкий спектр предусмотренных Указом льгот, меры государственной помощи многодетным семьям, как обоснованно пишет В.Н. Герасимов, нельзя считать адекватными. Относительно реализации немонетарных льгот рекомендательного характера вообще говорить не приходится. Все, что обещано государством, но записано в виде формулировок "помощь в выделении" и "содействие в предоставлении", на практике не срабатывает, поэтому предоставление беспроцентных ссуд, льготных кредитов и т.п. фактически не происходит. Более половины льгот существует только на бумаге и поставлено в прямую зависимость от состояния платежеспособности бюджетов субъектов РФ. Такое положение вещей не позволяет в надлежащей мере реализовать права детей из многодетных семей на приемлемые условия содержания, воспитания и всестороннего развития.

Наиболее массовым видом социальной поддержки бедных семей является ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 (18) лет. С 1 января 2005 г. ст. 16 Закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" действует в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, который отнес вопросы установления порядка, размеров и условий выплаты пособия к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а финансовое обеспечение - к их расходным обязательствам. ч. 2 ст. 153 Закона N 122-ФЗ размеры и условия выплаты пособий, вновь устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ, не могут быть ниже размеров и условий, предоставлявшихся на федеральном уровне по состоянию на 31 декабря 2004 г. Поскольку на эту дату на пособие (назначаемое на ребенка любой очередности) зависело от доходов семьи, оно чаще предоставлялось именно многодетным семьям. При этом размер пособия был настолько низок, что по существу не влиял на уровень материальной обеспеченности детей. В докладе Минздравсоцразвития России говорилось, что практически во всех регионах ежемесячное пособие на детей из многодетных семей выплачивается в повышенном размере. Так, в Республике Карелия при базовом размере пособия, равном 162 руб., на ребенка из многодетной семьи оно составляло 1000 руб., в Тамбовской области - 110 и 300 руб., в Свердловской области - 330 и 1320 руб., в Хабаровском крае - 300 и 1000 руб. соответственно. Как видно, наблюдается произвольное как основного, так и повышенного размеров пособий, при том что они во всех случаях крайне незначительны и в среднем составляют примерно 7% прожиточного минимума ребенка. Таким образом, на фоне общего материального неблагополучия многодетных семей крайне неэффективной выглядит и система получаемых ими государственных пособий. Они не могут рассматриваться как реальное подспорье в расходах на содержание детей.

В связи с большими масштабами социального сиротства сегодня активно создаются приемные семьи. Дети в них воспитываются на основании договора за вознаграждение и с предоставлением приемным родителям средств на их содержание, сопоставимых или по крайней мере соотносимых со средствами, выделяемыми на эти цели в детских домах. Социальное обеспечение приемных детей болезненно воспринимается многодетными семьями, лишенными подобных преференций. Известны случаи обращения граждан с просьбами о лишении их родительских прав в отношении родных детей и передаче последних под опеку родственников, которые могли бы получать на их содержание опекунское пособие или средства, предоставляемые приемным родителям. Как пишет Л.В. Сотникова, с 1 января 2007 г. на федеральном уровне был установлен базовый (минимальный) размер средств, выплачиваемых на каждого ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или в приемной семье - 4 тыс. руб. в месяц. Ежемесячное же пособие на родного ребенка, не имеющее никакого норматива, составляло от 70 до 250 руб. в зависимости от региона. Автор обоснованно полагает, что на федеральном уровне следовало бы установить минимальный размер такого пособия. Очевидно, минимальный размер пособия в большей мере должен соотноситься с потребностями детей.

В последние годы внимание к социальному обеспечению многодетных семей заметно усилилось в связи с официальным признанием демографического кризиса. Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. отметил, что проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем? "Вы знаете, что в среднем число жителей нашей страны ежегодно становится меньше почти на 700 тысяч человек... если мы действительно хотим сделать для граждан что-то полезное и нужное, предлагаю... сосредоточиться на решении важнейших для страны проблем, и одна из них - демографическая, или, как точно выразился Солженицын, это в широком смысле "сбережение народа". Сформулированная в Послании программа явилась одной из составляющих Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Для решения поставленных в Концепции задач предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения. В Концепции отражены необходимые пути развития социального обеспечения детей, в том числе предлагаемые в многочисленных научных исследованиях.

Демографическим проблемам была посвящена и значительная часть Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. Он обратил внимание на то, что в ближайшие 15 лет будут сказываться последствия демографического спада 1990-х гг., число женщин репродуктивного возраста значительно сократится. И это серьезная угроза для всей нашей нации. Поэтому необходима эффективная современная государственная политика в области детства. По мнению экспертов, отметил Д.А. Медведев, главный путь преодоления демографического кризиса - радикальное увеличение количества семей с тремя и более детьми. Для них должен быть создан режим наибольшего благоприятствования. Названные проблемы получили развитие в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 г. и в нескольких указах Президента РФ от 7 мая 2012 г.

Таким образом, хотя проблема социального обеспечения многодетных семей существует объективно и независимо от темпов рождаемости, сегодня необходимость их материальной и моральной поддержки напрямую связывается с решением демографических задач. По словам Е. Юрьева, до революции в России проживало примерно 8% земного населения, сейчас - примерно 2%, по прогнозам ООН скоро будет проживать около 1%. И этот 1% должен контролировать 1/7 часть суши, самую протяженную в мире границу и до 40% мировых ресурсов, что вряд ли выполнимо. Между тем уже через 10 лет вдвое сократится число женщин от 20 до 30 лет, на 1/3 - призывной контингент, больше чем по одному миллиону человек в год убывает трудоспособное население. Европейское экономическое развитие в свое время во многом было связано с отказом от рождения детей, карьерными установками женщин и их работой. В России же сегодня нужно решать сразу две трудносовместимые задачи: и детей рожать, и выстраивать новую экономику. Ю.В. Крупнов обращает внимание на то, что Российская Федерация по численности населения находится сегодня на 7-м месте в мире (после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана), располагая при этом самой большой территорией. В условиях борьбы за природные ресурсы долговременное самостоятельное существование гигантской территории с быстро уменьшающимся населением невозможно. Особенно ненормальным с точки зрения геостратегической ситуации является положение в азиатской части России, где расположена большая часть территории страны и проживает лишь 1/5 часть населения. И далее говорится, что демографическое развитие России возможно по двум сценариям. Первый - закреплять за ней положение только сырьевого придатка экономически более развитых стран. В этом случае даже сегодняшнее население избыточно: оно должно быть сокращено еще минимум в два раза. Сырьевая модель не в состоянии обеспечить полноценного и перспективного развития подрастающего поколения, задает для него ситуацию предельной нестабильности, напрямую влияет на решение родителей иметь детей. Второй сценарий - восстанавливать страну как мировую державу. Но тогда необходима новая промышленная система, способная обеспечить населению мировое качество жизни. Реализация этого сценария требует значительного увеличения численности населения и повышения его качества.

Названные выше Концепция демографической политики до 2025 г., Национальная стратегия действий в интересах детей и другие официальные документы дают основание для вывода о намерениях России развиваться по второму из названных сценариев. Важно также, что при этом особое внимание обращено на семьи с тремя и более детьми, которые достойны уважения и помощи.

Одна из мер социального обеспечения семей с детьми, которую можно отнести к демографическим, - это материнский (семейный) капитал, установленный Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Закон применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) второго или последующего ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. В преамбуле Закона говорится, что он принят в целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, хотя предлагаемые им меры вряд ли достаточны для создания таких условий. Несмотря на то что введение материнского (семейного) капитала привело к некоторому увеличению рождаемости, отношение к этой мере социальной поддержки вызывает обоснованную критику. Так, К.В. Бубон пишет, что распоряжение средствами материнского (семейного) капитала допускается не сразу после рождения (усыновления) второго, третьего ребенка, когда семья особенно нуждается в материальных средствах, а по истечении трех лет, причем по ограниченному кругу направлений, что не всегда отвечает интересам семьи. "Вывод неутешителен - государство не доверяет представителям той социальной группы, на которую этот капитал рассчитан". С позиции права социального обеспечения очевидно, что его блага должны предоставляться на равных условиях всем семьям, как только они по тем или иным критериям признаны нуждающимися в поддержке. Отсечение части семей от этих благ только в зависимости от даты рождения (усыновления) ребенка недопустимо .

С 1 января 2013 г. в некоторых регионах введен новый вид социальной помощи многодетным семьям демографической направленности. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" поставлена цель повысить суммарный коэффициент рождаемости к 2018 г. до 1,753. Субъектам РФ рекомендовано установить нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере регионального прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Правительству РФ предписано осуществлять софинансирование за счет федерального бюджета расходных обязательств, но лишь тех субъектов РФ, в которых величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по России. Правительству поручено также определить перечень субъектов РФ, в отношении которых будет осуществляться софинансирование, и объем необходимых для этого средств - до 90% от требуемых в 2013 г. с постепенным увеличением собственных региональных средств до 50% к 2018 г. В перечень 2012 г. было включено 50 субъектов, в перечень 2013 г. - 51 субъект РФ. Некоторые отсутствующие в перечнях регионы приняли о ежемесячной выплате на детей в возрасте до трех лет без расчета на финансовую поддержку центра на своих условиях и в размерах, отличающихся от установленных Указом N 606. Семьи в разных регионах страны, таким образом, неправомерно оказались в неравных условиях не только в зависимости от даты рождения ребенка, но и от демографической обстановки в конкретной местности, что не согласуется со ст. 19 Конституции РФ и недопустимо с позиции права социального обеспечения. На наш взгляд, указанная выплата должна производиться всем многодетным семьям на третьего и последующих детей указанного возраста независимо от даты рождения ребенка и без проверки нуждаемости семьи.

Приведенные выше данные о материальном положении многодетных семей дают полное основание утверждать, что, несмотря на периодически принимаемые меры, направленные на улучшение их социального обеспечения, по отношению к этим семьям не соблюдается ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., которой участвующие в Пакте государства признают каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.

Отсутствие надлежащего социального обеспечения многодетных семей сказывается на жизни, здоровье и развитии детей, хотя каждый российский ребенок независимо от происхождения и семейных обстоятельств вправе рассчитывать на обеспечение достойной жизни и свободного развития, гарантированные российским социальным государством (ст. 7 Конституции РФ). При этом дети должны получать причитающиеся им блага своевременно, не пребывая годами в очереди, как это имеет место, например, в отношении услуг детских дошкольных учреждений.


В Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. со ссылкой на другие международные акты, в частности, говорится, что:

  • семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие;
  • дети, живущие в исключительно трудных условиях, нуждаются в особом внимании.
  • Эти и другие положения Конвенции относятся в полной мере ко всем детям и к каждому ребенку, включая детей из многодетных семей.

Поскольку большинство российских многодетных семей, как отмечалось, испытывает серьезные материальные трудности, это не вдохновляет на рождение не только трех и более детей, но зачастую и одного ребенка. Как замечает профессор А.И. Антонов, "наш малодетный народ неглуп. Он живет и в экономической среде, когда рождение каждого ребенка не только не выгодно, а экономически вредно для семьи, и в социальной среде, где все плюются на тебя - вот ты, идиот, рожаешь нищету. Современные многодетные семьи являются диссидентами нашего времени". Следует к этому добавить, что рождение детей влечет для родителей конституционную обязанность (именуемую одновременно и ) заботиться о них и об их воспитании (ст. 38 Конституции РФ). ст. 63 Семейного кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а если они им содержание не предоставляют, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются в судебном порядке (ст. 80 СК РФ). При этом никто не спрашивает, располагают ли родители необходимыми для всестороннего развития детей знаниями, временем и условиями, имеют ли они (могут ли иметь) достаточные средства для содержания детей. В то же время не установлено и каких-либо ограничений для граждан по допустимому числу детей, как, например, в Китае, где было введено правило "одна семья - один ребенок". Напротив, в последнее время россияне активно призываются к многодетности и порицаются за отказ от рождения любого уже зачатого ребенка.

За ненадлежащую заботу о детях родители несут гражданскую, административную, уголовную и иную ответственность. Самой распространенной мерой ответственности является лишение одного или обоих родителей родительских прав. По мнению специалистов, основной причиной лишения родительских прав является алкоголизм родителей, который приводит к жестокому обращению с ребенком или уклонению от выполнения родительских обязанностей. Как пишет В.Н. Герасимов, создается впечатление, что лучшее, что может предложить государство детям из социально неблагополучных семей, - это лишить их возможности жить и воспитываться в своей кровной семье. Между тем применение крайней меры ответственности родителей - лишение их родительских прав - не соответствует реализации права ребенка на семью. В последнее время все чаще поднимается вопрос о дальнейшем усилении ответственности родителей за воспитание и содержание детей, нередко с акцентом на многодетные семьи. Представляется, что вопрос об усилении ответственности родителей, особенно многодетных, за воспитание и содержание детей можно ставить и решать лишь при наличии адекватных мер поддержки семьи со стороны государства и общества.

То обстоятельство, что подобная женщина становится многодетной, свидетельствует о безразличии общества, о попустительстве и вине государства. Возникает вопрос: что с ней делать? Насильственно стерилизовать до или после рождения первого ребенка? Лишать родительских прав? Отказывать в социальном обеспечении? Привлекать к уголовной ответственности? Это проблема не пятерых, а сотен тысяч (если не больше) детей наркоманов и алкоголиков, причем отнюдь не только многодетных. Безусловно, она требует решения, но не путем ограничения социального обеспечения детей "недостойных" родителей. Что касается налогов и финансов, помещение детей подобных родителей на полное государственное обеспечение требует значительно больших средств.

Но нередко агрессивные высказывания относятся к любым многодетным семьям, которые в силу разных причин, в том числе и из-за отсутствия поддержки государства, не в состоянии самостоятельно удовлетворить жизненно важные потребности детей. Та же Ю. Латынина, говоря о стратегии выживания высокоорганизованных живых организмов, отмечает, что успешной является не та особь, которая рожает как можно больше потомства, а та, которая может свое потомство прокормить. "Увы, современные системы социального обеспечения нарушают этот фундаментальный закон: биологическое преимущество имеет именно та особь, которая рожает больше, чем может прокормить. Потому что государство приходит ей на помощь, отбирая ресурсы у тех, кто способен сам воспитать свое потомство, и снижая, соответственно, его численность". Ю. Латынина (и не только она) настаивает, по существу, на отказе малообеспеченных граждан от рождения детей. Если иметь в виду российскую действительность, уместно привести слова В.В. Путина из его Послания Федеральному Собранию РФ 2006 г., которые актуальны и сегодня: "Что мешает молодой семье, женщине принять... решение, особенно если речь идет о втором или третьем ребенке?.. Это низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий. Это сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение, что греха таить, просто в том, сможет ли она его прокормить. Женщина при планировании ребенка вынуждена выбирать: либо родить, но лишиться работы, либо отказаться от рождения ребенка. Это очень тяжелый выбор". Как пишет А.И. Антонов, "если мы всерьез хотим ликвидировать депопуляцию, то давно пора перейти от калькуляций и манипуляций с мизерными денежными пособиями на детей, от страха перед "бумом" рождаемости "среди бомжей и цыган" - к планомерной и системной работе по выпрямлению искривленной нефтедолларами иерархии ценностных приоритетов государства. Дети дороже нефти, они вовсе не сырье, а драгоценный ресурс процветания страны".

Ни общество, ни государство не вправе игнорировать проблемы и трудности многодетных семей.
Пути решения проблем материального обеспечения. Приведем несколько фундаментальных соображений и предложений относительно социального обеспечения многодетных семей.

По мнению А. Антонова, в России необходимо общественное признание значимости материнства: "Мы оцениваем человека по его вкладу в производство, а надо оценивать и родительский вклад в создание новых поколений, и занятость в сфере семейного производства. Профессиональное материнство должно оплачиваться на уровне средней зарплаты, ведь три-четыре ребенка - это небольшой детский сад и мини-школа... Мы пробиваем идею профессионального родительства. Это означает, что если, например, в семье десять детей, то родители работают воспитателями своих детей: мать - директор детского сада, отец - директор школы, и получают хорошую зарплату. И, если хотя бы один из родителей становится таким профессиональным родителем, их совместный доход должен быть больше, чем если бы они вдвоем пошли работать в офис. И в нашем законодательстве родителям дано быть учителями своих детей. Но примеры таких семей, когда семья являлась бы и детским садом, и школой, и кухней, и фабрикой, что-то производящей, и отдыхом, мне неизвестны. Должен быть профсоюз родителей, помогающий им осуществить свое быть воспитателями и учителями своих детей. Или, может быть, центр, в котором будут готовить программы для родителей-учителей, принимать экзамены. Кстати, в Америке выпускники домашних школ сдают экзамены лучше, чем выпускники обычных школ".

В уже упоминавшемся проекте Демографической доктрины, подготовленном под руководством Ю.В. Крупнова, говорится, что демографическая катастрофа не является фатальной. В ее основе лежит слом идентификации населения Российской Федерации и утеря им оригинального оптимистического мировоззрения, на котором строятся базовые ценности. Данные разрушения могут быть преодолены лишь новым мировоззрением, опирающимся на тысячелетние традиции. Такое мировоззрение не может строиться на потребительстве. В обществе, где главной ценностью является потребление, отсутствует потребность в детях и сама ценность семьи и нескольких детей, поскольку дети снижают потребление. Вместе с тем неправильно строить демографическую политику на основе снижения потребления, уровня и тем более качества жизни. Логика демографического развития требует гарантированного обеспечения перспективного и безопасного детства для каждого без исключения российского ребенка. Каждый ребенок является национальным достоянием, и качество его жизни должно быть достаточным для реализации стратегических задач страны как мировой державы. Перспективность детства определяется прежде всего обеспечением лучших в мире систем образования, здравоохранения, безопасности, социальной защиты и профессионализации для каждого ребенка.

Авторы доктрины полагают также, что необходим специальный национальный проект "Трехдетная семья". С рождением третьего ребенка каждая семья должна быть выделена в особую категорию стратегического государственного значения и каждому ее члену должно быть назначено персональное пособие в размере средней заработной платы, матери предоставлен просторный дом или иное оптимальное жилище и персональный государственный оклад в размере, зависящем от количества детей (например, трое детей - 30 тыс. рублей, четверо - 40 тыс. рублей и т.д.). При этом государство должно осуществлять тактичный контроль за качеством ухода за детьми и в случае безответственных действий родителей применять к ним определенные законом меры воздействия.

Преодоление демографической катастрофы требует также обязательного и гарантированного государственного обеспечения каждой молодой семьи полноценными для воспитания детей жилищными условиями.

16 октября 2013 г. Ю.В. Крупнов обратился с открытым письмом к Д.А. Медведеву о необходимости национального проекта "Федеральная сеть городков демографического будущего для многодетных семей". Он пишет, что бесплатное получение многодетными семьями земельных участков для индивидуального жилищного строительства создает для них уникальные социально-экономические возможности создавать своим трудом семейное родовое "гнездо" и семейную собственность. Это позволяет проводить эффективную демографическую политику через своего рода социальный договор с молодежью: если вы решаетесь на трех и более детей, то автоматически становитесь при поддержке государства элитой страны. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству и органам исполнительной власти субъектов Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей с тремя и более детьми, включая создание необходимой инфраструктуры на предоставляемых земельных участках.

За два года участки получили 119 тыс. семей, однако в большинстве случаев они не обеспечены необходимой инфраструктурой и располагаются вдали от "цивилизации". Но возможности такого хаотического выделения участков практически исчерпаны. 170 тыс. из 289 тыс. уже вставших на учет семей оказались в подвешенном состоянии, при том что многодетных семей в России более миллиона. Ю.В. Крупнов предлагает перейти к массовому проектированию и строительству на консолидированных земельных участках новых небольших малоэтажных поселений на 100 - 500 семей - своего рода городков демографического будущего. Он убежден, что решение стратегической государственной задачи в отношении многодетных семей лежит в плоскости создания федеральной сети таких поселений, которые позволили бы создать принципиально новые условия жизни: экологичное, экономичное жилье, основанное на современных энергосберегающих технологиях и обеспечивающее подрастающему поколению здоровую жизнь, не стесненную стенами современных квартир. Необходимые разработки и готовые технические решения имеются у Института демографии, миграции и регионального развития.

Автор проекта убежден, что при правильной организации со стороны государства абсолютно реалистично выйти на типовой дом в 100 кв. м стоимостью в 1 млн. рублей, до 70% которой могли бы оплатить сами семьи, и на типовой инфраструктурно оборудованный участок в 15 соток стоимостью менее 250 тыс. рублей. Автор предлагает организовать национальный проект, предусматривающий в перспективе до 1000 подобных городков, со срочным строительством к августу 2014 г. 10 пилотных городков. Названный Институт разработал концепцию, произвел инициативный отбор муниципальных образований - первых кандидатов на строительство таких городков - и готов обеспечить научно-методическое и организационное сопровождение проекта.

Интерес представляет и предложение В.В. Пациорковского. "Необходимо создать все условия, чтобы люди переселялись из городов в деревни, поскольку города не воспроизводят себя, а перемалывают поколения для своих экономических нужд. Речь не об обязательном сельскохозяйственном производстве. Надо готовить людей к реэмиграции из города, ведь промышленность уже не нуждается в большом количестве рабочих рук". Отметим, что городские семьи с детьми в индивидуальном порядке переезжают в сельскую местность. Поучителен пример семьи Стерлиговых, которые после 10 лет жизни в коттедже на Рублевке переехали в село и питаются натуральными продуктами собственного производства. Дети (их пятеро) получают домашнее образование, занимаются верховой ездой, охотой, уходом за домашними животными и птицей. Например, у 11-летнего сына - свое дело. Он печет в русской печи бездрожжевой хлеб и реализует его, делает берестяные стаканы на продажу, вкладывает деньги в разведение овец, нанимая для этого помощников. 15-летний сын, руководя бригадой, построил для себя большой дом из лиственницы. Пример этой семьи показывает, что даже при наличии самых обычных условий многодетные родители, ведя натуральное хозяйство с помощью детей, могут обеспечить семью всем необходимым.

Е. Юрьев, говоря об удачном демографическом развитии Франции, отдает дань Президенту Шарлю де Голлю, который придумал две вещи. Во-первых, создание национальной кассы семейных пособий. Можно было бы сделать в России аналог этой кассы - фонд поддержки детей, направляя в него акцизы для финансирования семейной политики. Во-вторых, создание ЮНАФ - ассоциации семейных сообществ Франции, мощнейшего общественного института. Специальным указом Президента предусмотрено финансирование ассоциации, она наделена правом оценки регулирующего воздействия и правом представительства при обсуждении всех законов, которые могут прямо или косвенно касаться семьи. Например, при обсуждении проекта закона о промышленной политике должен высказаться ЮНАФ: как он повлияет на семьи, детей и демографию. Ассоциация объединяет 70 национальных движений, 17 тыс. представителей по всей территории, во всех органах власти, в муниципалитетах.


Обобщая приведенные выше соображения и предложения, можно сделать следующие выводы:

  • демографическое развитие и благополучие многодетных семей - это взаимосвязанные проблемы, они должны обсуждаться, взвешиваться и решаться всесторонне и обязательно с участием граждан, имеющих детей;
  • семьи с детьми, особенно многодетные, в современных условиях не могут обеспечить себя нормальными жилищными условиями, что влияет и на рождаемость, и на благосостояние семьи. Участие общества и государства в обеспечении многодетных семей жильем можно отнести к одному из основных и насущных видов их социального обеспечения. При этом жилищная проблема не может решаться годами;
  • решать жилищную проблему нужно не в индивидуальном порядке, а комплексно, путем кооперации усилий самих семей и компактного заселения, в том числе в сельской местности. Здесь необходима также гражданская инициатива. Органы социальной защиты могли бы играть роль организатора и координатора объединения и взаимодействия семей;
  • необходимо прислушаться к предложениям о профессиональном родительстве. Причем достойное вознаграждение труда родителей могло бы быть обусловлено, хотя бы на первых порах, совмещением семейных обязанностей в отношении родных детей с заботой о приемных детях (ребенке), с организацией семейного детского сада, домашнего обучения постороннего ребенка и тому подобной помощи другим семьям с детьми;
  • следует учитывать, что каждый ребенок представляет безусловную ценность и должен восприниматься как национальное достояние. Однако представляется необоснованным предложение противопоставлять многодетные и малодетные семьи, относить первые к элите, выплачивать детям из многодетных семей какие-то специальные пособия только за то, что в семье несколько детей. В то же время вызывает возражение учет среднедушевого дохода многодетной семьи при определении права на назначаемые детям ежемесячные пособия. Представляется, что такие пособия на третьего и последующих детей должны назначаться без проверки нуждаемости.

Обратим внимание на проведенный недавно в Швейцарии референдум, которому должна быть введена ежемесячная государственная выплата каждому швейцарскому гражданину в размере 2000 евро (бедностью считается доход ниже 1800 евро). За этим решением стоит международная сеть BIEN (Basic Income Earth Network), в которую входят 17 национальных организаций из таких развитых стран, как Австрия, Австралия, Голландия, Америка, Англия, Германия. Руководят этой сетью профессора лучших мировых университетов. BIEN разрабатывает идеологию нового устройства жизни, предполагающего, что каждый человек имеет на гарантированный ежемесячный доход. Такую выплату (правда, в небольших размерах) уже осуществляют некоторые штаты Бразилии. В американском штате Аляска, где создан Перманентный фонд за счет части нефтяных доходов, каждый взрослый житель без всяких условий ежегодно получает около 1 тыс. долл. (сумма колеблется в зависимости от цен на нефть, добываемую на Аляске). Если нам действительно нужны многодетные семьи, может быть, и в нашей стране организовать подобные выплаты хотя бы для них?

А.Ф. и Ю.Б. Корсаненковы, анализируя научные взгляды на состояние современной семьи, противопоставляют приверженцев традиционной (в том числе многодетной) и эгалитарной (современной, малодетной или бездетной) семьи. Они видят путь укрепления семьи в дальнейшем развитии гендерного равенства, обеспечения конкурентоспособности женщин с мужчинами в сфере труда. Между тем жизнь разнообразнее предлагаемых схем. Как установлено исследованиями, российских женщин можно условно разделить на три типа, резко отличающихся по своим жизненным установкам: 1) ориентированные на различные виды деятельности, за исключением традиционно женских (их сравнительно немного); 2) со сформированной на протяжении многих десятилетий внутренней потребностью самореализации в общественном труде и в семье (их как минимум 2/3); 3) ориентированные на семью. Если бы все зависело только от них, они посвятили бы себя целиком детям, хотя и с очень большими оговорками - при экономической независимости от мужа, социальном положении и социальном престиже, которые равны положению и престижу работника общественного производства. Удельный вес этого типа колеблется в пределах от 20 до 30%.

"Давайте предоставим женщине моральное выбора своего жизненного пути , - писал И.В. Бестужев-Лада. - Пусть родит столько детей, сколько хочет. Есть основания полагать, что в таком случае детей окажется как раз столько, сколько нужно для нормального воспроизводства новых поколений". Аналогичное мнение высказывает и А.И. Антонов. Еще в 1987 г. он писал, что прирост населения могут обеспечить стране семьи, где детей не менее шести. "На этом фоне все более заметными становятся женщины, которые на самом деле хотят создать большую семью... И эти мечты, как правило, сбываются, даже если приходится преодолевать серьезные трудности". Из сказанного следует вывод, что рождение одного-двух детей для одних семей полностью удовлетворяет их потребность в детях, а для других - лишь частично. Очевидно, что и в ближайшей, и в отдаленной перспективе массовой останется семья с одним-двумя детьми при сохранении определенной доли многодетных семей. Эта доля может быть увеличена, если установку на многодетность смогут реализовать семьи, ориентированные на многодетность. Отметим, что и в настоящее время существуют сверхбольшие семьи, в том числе воспитывающие приемных или усыновленных детей. Интерес к созданию таких семей проявляют не только женщины, но и мужчины. Так, состоятельный бизнесмен Р. Авдеев, вырастивший четверых собственных детей, усыновил вместе с женой 19 сирот. Как показывает практика последних лет, именно подобные многодетные семьи охотнее по сравнению с другими берут на воспитание приемных детей, организуют семейные детские сады, объединяются для взаимопомощи. В настоящее время благодаря Интернету они создают различные сетевые сообщества, оказывают взаимную моральную, консультационную и материальную поддержку, что для них особенно важно из-за пребывания во "враждебной" среде малодетных и бездетных семей.

Следует поддержать предложение о необходимости разработки и принятия специального федерального закона о государственной поддержке семьи, материнства и детства, закрепляющего гарантируемые государством меры материальной, социальной и иной поддержки семьи и способствующего кодификации правовых актов, направленных на реализацию государственной семейной политики. На наш взгляд, единый акт, касающийся всех семей (с выделением в структуре акта многодетных), представляется более обоснованным, чем посвященный только многодетным семьям, а тем более трехдетным. Однако принятию предлагаемого федерального закона должна предшествовать подготовка научно обоснованной его концепции с учетом компетентных предложений экспертного сообщества (не только представителей юридической науки), мнения самих семей с детьми (их представителей), а также с использованием позитивного регионального опыта. При подготовке такого акта необходимо закрепить в нем статью об общественных объединениях граждан, имеющих детей, предусмотрев в ней, в частности, что вопросы, затрагивающие интересы семей с детьми, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием указанных общественных объединений или по согласованию с ними. Значимость общественных объединений (применительно к инвалидам) четко определена в ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", где, в частности, предусмотрена санкция за невыполнение указанной нормы в виде признания недействительными решений, принятых с ее нарушением. Подобная статья применительно к семьям с детьми должна быть закреплена и в предлагаемом законопроекте.

__________________

Вариант номер 4.

· Многодетная семья и ее основные проблемы

· Проблемы семьи безработных

· Семья и система образования, проблемы и взаимодействия.

Многодетная семья и ее основные проблемы.

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Новая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил.

Многодетная семья в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обуславливается традициями русского народа и православной морали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не было контрацептивов, не были распространены аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.

В настоящее время многодетной семьей считается семья, имеющая трех и более детей. А так же существует множество проблем таких семей, я расскажу о некоторых из них.

· Материально – бытовые (финансовые) проблемы.

Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и так далее. В структуре доходов пособия на детей не велики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразна. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и так далее, и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

· Проблема трудоустройства родителей.

Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не достаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы.

Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее доходов. Большое место занимали доходы от предпринематеьской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а так же социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50% таких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью.

· Жилищная проблема.

Она всегда остро стоит в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретения жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.

Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе.

· Психолого-педагогические проблемы.

В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.

Но в связи с большой загруженностью родителей на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннею иерархию отношений.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, по этому разные по объему и сложности. Малая возможность удовлетворить свои потребности развивает чувство зависти, требование невозможного.

Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны с родителями.

Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т.е. автономности каждого, и часто приводит к затяжным конфликтам между детьми. Конфликты нередко возникают так же из-за плохой успеваемости в школе.

В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке.

Многодетные, особенно не полные семьи, отличаются большой безнадзорностью детей. Такие семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной сфере. Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения. Мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга.

· Медицинские проблемы.

Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10-15%. Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества.

Проблемы семей безработных.

Проблема безработицы имеет место во всех странах мира, является одной из острейших социальных проблем, так как за ней стоит бедность и духовное обнищание людей. Россия столкнулась со все более обостряющей проблемой занятости населения при переходе к рыночным отношениям.

Безработица – незанятость в производстве трудоспособного, желающего работать населения.

Выключение из активной экономической жизни большого количества трудоспособного ресурсов ложится тяжелым бременем на бюджет, растет потребность в ресурсах для оказания социальной помощи, возникают проблемы, связанные с организацией структур службы занятости, «утечки мозгов»; снижения рождаемости и увеличение смертности ведет к «старению населения» и к увеличению нагрузки на трудовые ресурсы, изменению инфраструктуры на рынке.

Общие проблемы: финансовая, жилищно-бытовая, психологическая. В семьях безработных возрастает количество разводов, чаще отмечаются случаи жестокого обращения с детьми. У детей появляются отклонения в поведении, у них отмечаются нервные расстройства, возрастает уровень заболеваемости.

В связи с вышеперечисленными факторами семья не выполняет важнейшие функции, которые возложены на нее обществом, и это ведет к ее разрушению.

Семья и система образования, проблемы и взаимодействия.

Семья и система образования очень тесно связанны между собой. Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные и целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка в семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны общеобразовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Рассмотрим проблемы и взаимодействия семьи и системы образования на примере МОУ СОШ №2 ЗАТО Озерный Тверской области.

Каковы функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей?

Главные функции взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи:

1. информационная;

2. воспитательно-развивающая;

3. формирующая;

4. охранно-оздоровительная;

5. контролирующая;

6. бытовая.

Задачи взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи:

1. формирование активной педагогической позиции родителей;

2. вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

3. активное участие родителей в воспитании детей;

4. постоянное информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка;

5. обучение родителей тому, как помочь ребенку в учебе;

6. привлечение родителей к работе по развитию познавательных интересов.

Организация взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи предполагает :

1. изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;

2. группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;

3. анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

В МОУ СОШ №2 осуществляется следующая работа с родителями:

1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей:

1. Психолого-педагогических

· Психолого-педагогические проблемы адаптации ребенка к школе (1-й, 5-й классы);

Многодетная семья имеет как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны любой другой семье (с одним-двумя детьми, неполной). Она переносит все "болезни" стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее. В этом и заключается одна из самых важных особенностей.

Необходимо отметить несколько принципиальных моментов, касающихся непосредственно многодетной семьи.

Во-первых, говоря об указанной семье, надо подразумевать не только проблемы, возникающие в ней самой, но и проблемы детей, проживающих в подобных семьях.

Во-вторых, проблемы многодетной семьи различаются в зависимости от места ее проживания: разных регионов страны, города или деревни. Имеются существенные расхождения между регионами с высокой рождаемостью, где, следовательно, таких семей много, и регионами с низкой рождаемостью, где их мало. Поэтому действенная помощь многодетной семье должна оказываться с учетом местных условий, возможностей, пожеланий и мнений населения.

В-третьих, многодетные семьи не представляют собой однородную массу. Все они, несмотря на наличие общих проблем, резко отличаются друг от друга.

Главная проблема многодетных семей - материальная. В настоящее время с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается. Многочисленные исследования показывают самую тесную взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами, приходящими на каждого члена семьи, а в более общем плане - степенью ее обеднения. В семьях, состоящих из шести человек и более, совокупный доход, приходящийся в среднем на каждого члена, в 2,2 - 2,8 раза ниже, чем в семьях, состоящих из двух человек, и в 1,8 - 2,1 раза ниже, чем в семьях из трех человек. Можно сказать, что рождение в семье третьего ребенка в подавляющем большинстве случаев приводит к малообеспеченности .

Многодетные семьи и прежде были материально уязвимой категорией населения, а современные инфляционные процессы бьют по ним больше, чем по обществу в целом и вынуждают экономить на самом необходимом - на многих продовольственных и почти на всех промышленных товарах. Чаше всего такие семьи имеют и плохие жилищные условия.

Многодетность часто пагубно отражается и на детях. Вопрос о состоянии здоровья детей поднимается эпизодически и оценивается неоднозначно. Сегодня подростки из многодетной семьи говорят о хроническом заболевании и о частых простудах чаще, чем подростки из небольших семей. Среди подростков из многодетных семей много курящих как мальчиков, так и девочек. Начиная с пятого ребенка, резко возрастает вероятность увеличения детской смертности и рождения неполноценного, то есть с пороками развития ребенка. Не менее половины детей, рожденных в многодетных семьях, попадают в группу повышенного риска по медико-биологическим показателям.

У всех детей из многодетных семей имеется и общая социальная проблема, специфически связанная с многодетностью. У них чаще наблюдается заниженная самооценка, неадекватные представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на всех их последующей судьбе. В многодетных семьях "проблемных" детей и подростков около 10-15%. Именно они должны быть первоочередным объектом деятельности социального работника, но не потому, что они "плохие", а потому, что им плохо .

По мнению экспертов, в десяти из ста семей с несколькими детьми нравственно-психологический климат не всегда удовлетворителен. Еще в 1988 году С.И. Голод в своей статье "Многодетная семья в зеркале статистики" в журнале "Огонек" писал, что слишком много детей в одной семье не так уж и хорошо, как кажется на первый взгляд . По исследованиям медиков и юристов видно, что в городских многодетных семьях выше процент правонарушений, совершенных малолетними; здесь больше всего проявляется педагогическая запущенность.

Из сказанного выше становится ясно, что именно развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества.

Многодетную семью все специалисты единодушно относят к семье "группы риска". Как правило, эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат.

Знать негативные последствия многодетности необходимо для проведения своевременной профилактической и коррекционной работы, как на уровне общегосударственных федеральных программ, так и деятельности социального работника с каждой конкретной семьей. Поэтому, при рассмотрении содержания социальной работы с многодетными семьями, будут освещены как общие виды работ, так и частные.

Необходимо снизить пенсионный возраст многодетных мам. Проблема заключается также в том, что нет единой базы данных по многодетным семьям. Именно это усложняет работу органов государственной власти по предоставлению различных видов помощи и мер социальной поддержки многодетным семьям. На наш взгляд, следует создать центры по работе именно с многодетными семьями, деятельность которых будет направлена: 1) повышение психологической компетентности работников социальных центров, работающих с многодетными семьями; 2) проведение паспортизации многодетных семей; 3) установление постоянных и непрерывных контактов со всеми членами многодетной семьи; 4) разработку индивидуального план работы с каждой многодетной семьей, в котором будут учтены все особенности данной семьи и формы работы с ней.

2. основные проблемы современной многодетной семьи

Многодетная семья – это семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет, постоянно или преимущественно проживающая на территории определенной области. По утверждению Холостовой Е.И. все многодетные семьи могут быть распределены на три категории: − семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи).


Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей. В таких семьях дети являются ценностью для родителей.

Социальные проблемы многодетных семей

Внимание

Новая беременность свыше двух-трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил. В настоящее время в РФ многодетной считается семья, имеющая 3-х и более детей.


Инфо


2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или матери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.
Эти две категории вполне благополучны. Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции., четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение у старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.

Вы точно человек?

В этом имидже описать крепкие связи внутри многодетной семьи, рассказать о ценностях, обычаях и традициях в такой семье. Если это осуществить, то можно будет ассоциировать многодетную семью с жизненным успехом.

Также объяснить населению, что многодетная семья – это семья в которой есть опора, сила, выдержка, а не только бедность обреченное положение. 5. Включить в трудовой стаж матери время присмотра и ухода за детьми.


102]. 7. Совершенствовать систему кадрового обеспечения органов и учреждений, осуществляющих семейную политику. Кроме основных, выполняемых ими обязанностей, они также должны информировать многодетных семей о существующих социальных программах и оказывать помощь в подготовке необходимых документов.
8.

1.2 социальная поддержка семей одиноких матерей: опыт в россии и за рубежом

Одним из направлений является обеспечение подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров для организации социального страхования широкого спектра социально-экономических, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых, реабилитационных и других видов социальных услуг населению. В правовом поле государства находится вопрос совершенствования механизма социального страхования относительно взаимоотношений между страховыми агентами и лицами, которые подлежат страхованию.


Действующая пенсионная система является несовершенной, поскольку она не обеспечивает оказание помощи исключительно бедным слоям населения, а это способствует росту экономического неравенства, увеличивает расходы из бюджета. Льготы постепенно должны трансформироваться в адресную денежную помощь.

Социально-правовое обеспечение многодетных семей в рф

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 17.12.2009) // Российская газета, № 219, 2009. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред.

от 17.12.2009, с изм. от 21.07.2011) //

Российская газета, №147, 2011. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Российская газета, №132, 2008. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года. Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года. Федеральный закон. О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении. Принят Государственной Думой 3 апреля 1998 года.
В заключение отметим, что современная политика системы социальной защиты многодетных и малообеспеченных семей должна быть выстроена таким образом, чтобы она способствовала социальной защищенности этих групп граждан, стимулировала их экономическую активность, занятость, обеспечивала материальное благополучие и стабильность таких семей. Библиографический список

  1. Алексеева Л. С.Работа с семьей в учреждениях соци­ального обслуживания: социально-психологический аспект / Л.

    С. Алексеева//Семья в России. 1998. №3-4. – С. 15-19.

  2. Бурибаев, Е.А. Проблемы социальной поддержки многодетной семьи / Е.А.

    Бурибаев, Ж.А. Хамзина, Ж.К. Орынтаев // Theoretical & Applied Science. 2015. № 3 (23). С. 109-114.

  3. Вако, А.А. Разработка органами государственной и муниципальной власти политики в области социальной защиты многодетных семей (на примере удмуртской республики) / А.А.

Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразна. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, рыбы, молока и т.д.

Недостаточное получение продуктов отражается на развитии и здоровье детей, и вызывают большую тревогу. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях.

Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает. Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату. Еще одной проблемой многодетной семьи является проблема трудоустройства родителей.

Наиболее наглядно ее специфика проявляется в разрезе города и села, что указывает на локализацию данной группы преимущественно в сельской местности: в городе отсутствие профессионального образования выявлено у 36,2% взрослых, а в сельской местности — у 58,5%. Вместе с тем, дифференциация между членами мало- и многодетных семей по этому показателю прослеживается и в поселенческом разрезе.

Жилищная проблема для многодетных семей в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам по общему правилу и не могут улучшиться за счет муниципального жилья, а приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей невозможно.

Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей крайне низок.
Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи. В структуре доходов пособия на детей невелики. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания гораздо менее разнообразная. Дети таких семей меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., что вызывает большую тревогу. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает Многодетные семьи имеют самый высокий уровень бедности, что подтверждает весь комплекс индикаторов мониторинга бедности, базирующегося на показателе располагаемых ресурсов 82% этих семей попадают в число бедных, хотя в структуре бедных они составляют только 5,2%.
Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ — многодетные родители. Семья с тремя несовершеннолетними детьми при обоих работающих родителях, получающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бедности.

Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее доходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а так же социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!