Опыты с магнитным полем. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами

НОД в детском саду «Чудесные экспериментирования с магнитом». Старшая группа

Антоненкова Евгения Сергеевна, воспитатель МАДОУ д/с №59, г. Новосибирск
Описание: Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию с магнитом. Для детей старшей группы.

Цель: Расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах; учить обследовать и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные свойства и качества; развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. Заинтересовать детей практической деятельностью.Утром рано проснулись,
Солнышку улыбнулись,
Мама в комнату войдет
Как только петушок споет.
- Что же надо маме тогда сказать?
- Спокойной ночи?
- С добрым утром, надо маме сказать
Доброго утра, папе пожелать.
Всему миру с утра
Мы желаем лишь добра!
С добрым утром!

Музыка утреннего приветствия переходит в песенку про фиксиков.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Какая знакомая песенка. Из какого она мультфильма?
ДЕТИ:- Про фиксиков. (на экране появляется Нолик)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята к нам в гости пришел Нолик и что - то принес. Да ведь это театр, да не простой. Посмотрите. Персонажи в этом театре могут двигаться. Подумайте, с помощью чего я ими управляю? Почему они двигаются? (дети высказывают свои предположения). Если затрудняются, то воспитатель помогает наводящими вопросами.
ДЕТИ: С помощью магнита.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Обратите внимание, Посмотрите, к каждой фигурке прикреплена скрепка, а за картонной перегородкой находится магнит, стоит мне магнит отвести в правую сторону и фигурка последует за магнитом
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Нолик хочет узнать все о магнитах. И просит, чтобы мы ему помогли. Поможем? Для этого нам нужно пройти в лабораторию (дети проходят за столы)
- Давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории, помогут нам в этом карточки – символы
Педагог показывает символы.
1. Соблюдай порядок на рабочем месте.
2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.
3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
4. Дружно работать вместе (в паре, сообща).

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы! Надеюсь, все будут соблюдать правила безопасности. Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита. И после каждого опыта нам необходимо как научным сотрудникам сделать определенные выводы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Возьмите в руки магнит, рассмотрите его, потрогайте.
- Как вы думаете, из чего сделан магнит? (из железа).
- Магнит сделан из сплава нескольких металлов.
- Ребята сплав, это кода берут разные металлы, расплавляют их в печи и соединяют их вместе.
- Какой он на ощупь? (холодный, гладкий, твёрдый).
- А какие интересные свойства есть у магнита, с которыми вы уже знакомы?
ДЕТИ: - Магнит может притягивать предметы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Я вам предлагаю подтвердить это свойство магнита притягивать предметы. Придвиньте к себе контейнеры с образцами.

Опыт №1 «Притягивает, не притягивает? »
Перед вами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различного материала, давайте назовём, из чего сделаны предметы:
- Этот предмет сделан из пластмассы
- Это образец ткани
- Это предмет сделан из стекла,
- Этот предмет выполнен из дерева
- Это образец бумаги
- Этот образец сделан из железа.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У каждого из вас на столе лежат таблицы с изображением предметов из контейнера, если данный предмет взаимодействует с магнитом, т.е. магнит притянул предмет к себе, то в карточке напротив этого предмета вы ставите плюс. Если не притягивается, то ставите минус.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Предлагаю взять предмет, который первый нарисован в таблице. Какой предмет первый изображен?
ДЕТИ: - Стеклянный.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Прикладываем к нему магнит, притянулся он к магниту или нет?
Воспитатель демонстрирует опыт со стеклянным предметом.
ДЕТИ: - Нет, не притягивает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Значит в карточке напротив стеклянного образца, какой знак надо поставить?
ДЕТИ: - Минус.
Продолжите экспериментирование самостоятельно.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте проверим результаты вашего опыта. На какие предметы не действует сила магнита?
ДЕТИ: - Сила магнита не действует на стеклянные, деревянные, пластмассовые, предметы сделанные из ткани и бумаги.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - На какие предметы действует сила магнита?
ДЕТИ: - На железные предметы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте подумаем, какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Чтобы вам помочь, я начну, а вы продолжите.
Вывод: магнит притягивает (какие?) железные предметы и не действует на (какие материалы?) другие материалы: пластмассу, дерево, ткань, бумагу, стекло)
Проблемная ситуация:
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У меня в руках два железных болта. Я подношу магнит к первому болту, и он притягивается. Подношу ко второму, а он?
ДЕТИ: - Не притягивается.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята не все металлы притягиваются магнитом. Предлагаю вам посмотреть совет от Симки (видео)
Вывод: не все металлы притягиваются магнитом.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Интересно быть учеными? Узнавать новое об обычных предметах? В нашей лаборатории хранится все оборудование: инструменты, различные вещества. Скажите пожалуйста, в чем хранят свои инструменты фиксики? Как называется этот чудо ранец?
ДЕТИ: -Помогатор.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Правильно, Нолик предлагает немного повеселится под песню «Помогатор» (выходит ребенок и показывает движения, остальные все повторяют).

Музыкальная физминутка «Помогатор»

ВОСПИТАТЕЛЬ : - Продолжим знакомство с чудесными свойствами магнита. Ребята, существуют магниты постоянные, временные и электрические. Постоянные магниты изготавливаются на предприятии. Их делают из сплава железной руды, которую добывают глубоко в земле. Руда обладает свойством притягивать железные предметы.
Временный магнит вы можете сделать сами. Для этого нужно взять любой железный предмет и приложить на некоторое время к магниту. И он приобретет магнитные свойства на время. Например, намагниченной отверткой удобно вкручивать шурупы, они не падают (показать на примере).

Опыт№2 « Намагничивание»
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась
- Почему скрепки не рассыпались?
- Почему так произошло?
ДЕТИ: - Они намагнитились (они превратились в магниты).
- Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Предлагаю этот эксперимент - Волшебная цепочка выполнить самостоятельно.
Дети выполняют опыт.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы, вы у меня настоящие волшебники – умело справились с опытом.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А вот электрический магнит работает благодаря электричеству. Поступает электрический ток, магнит работает, стоит электричество отключить, магнит теряет свои способности притягивать предметы. Сейчас (имя ребенка) вам покажет, как в домашних условиях можно сделать электрический магнит. Самим его делать нельзя, только ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Выходит ребенок с готовым магнитом, который сделал дома вместе с родителями и рассказывает.
РЕБЕНОК: - Нам понадобятся большой гвоздь, медная проволока в оплетке, батарейка (источник электрической энергии). Наматываем проволоку на гвоздь, витки делаем близко друг к другу, чтобы не было промежутка. Концы проволоки очищают родители от оплетки. Теперь присоединяем концы к батарейке и наш магнит заработал. Отсоединяем, магнит не работает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте вспомним, какие бывают магниты?
ДЕТИ: - Магниты бывают постоянными, временными и электрическими.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, магниты могут быть сильными и слабыми. Их сила определяется в зависимости от того какой вес они могут поднять. Наука не стоит на месте. Ученые создали неодимовый магнит. Эти магниты самые сильные на земле. Сейчас я вам это покажу. У меня есть два магнита одинакового размера. Один серебристого цвета - это неодимовый магнит, и магнит черного цвета – это обычный магнит. Перед вами гайка, которая по размеру больше наших магнитов. Как вы думаете смогут ли магниты ее поднять? (ответы детей). Проверяем! (неодимовый магнит поднимает, а простой магнит нет).
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ну, вот ребята, вы теперь знаете. Что магниты бывают…
Вывод: магниты бывают сильными и слабыми.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Сегодня, к нам за помощью в нашу научную лабораторию, обратились герои сказок.

Опыт - игра №3 «Поможем Золушке».
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Посмотрите ребята, вы узнаете героиню сказки? (слайд).
ДЕТИ: - Золушка (слайд Золушка грустная)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Золушка очень хочет попасть на бал, но она должна выполнить поручение злой мачехи, которая подкинула Золушке очередную работу, она смешала гречневую крупу с металлическими предметами и наказала всё быстро разобрать. Давайте поможем Золушке? Я предлагаю разделиться на две команды (дети выходят.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Одна команда будет выбирать из крупы железные предметы руками, а другая команда выбирает при помощи волшебных магнитов(по сигналу начинают выбирать предметы из крупы).
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У кого быстрее получилось перебрать крупу?
ДЕТИ: - У того, кто перебирал с помощью магнита.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Какой вывод с проделанного опыта с рассыпанными металлическими предметами можно сделать?
Вывод: металлические предметы, легче и быстрее всего собрать с помощью магнита.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мы помогли Золушке, посмотрите, как она обрадовалась (слайд Золушка улыбается) и ей нужно поспешить на бал.
- Ещё один сказочный герой обратился к нам за помощью.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это? Ответ: Буратино

Опыт - игра №4 «Золотой ключик».
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Беззаботный Буратино бежал вдоль берега озера, размахивая золотым ключиком. Вдруг ключик выскользнул из рук и упал в озеро. Ах, бедный Буратино! Что же теперь делать? Поможем бедному Буратино достать ключик? (Перед детьми стоит таз с водой на дне, которого лежит ключ)
- На берегу озера были разбросаны различные предметы. Это палка, ленточка, магнит, камень, пустая бутылка. Может нам их как то использовать, что бы достать ключик?
- Подумайте, как можно достать ключик со дна озера?
Дети выдвигают свои предположения.
ДЕТИ: - Привязать к магниту веревочку и достать со дна.
Ребенок привязывает веревочку к палке. На конце веревочки привязан магнит. Перед тем как опустить магнит в воду, воспитатель спрашивает:
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Как вы думаете, а в воде будет действовать сила магнита? (ответы детей)
- Ну, теперь пробуем достать ключик (достают ключик).
ДЕТИ: - Волшебная сила магнита действует даже в воде!
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы. А я вам задам задачку посложнее. С трудной задачей справитесь?
- Как из стакана с водой достать скрепку, при этом, не намочив руки водой и веревочки у вас нет. Есть только магнит. Экспериментируйте (дети экспериментируют).
Если не получается педагог подсказывает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, какой вывод можно сделать из наших опытов?
Вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, подскажите, а где в группе мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?
ДЕТИ: - Магнитная азбука, магниты для доски.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Магниты используют в разнообразных игрушках и электроприборах: вентиляторах и трансформаторах; механизмах - магнитных замках и двигателях. Магниты помогают человеку, посмотрите, сколько помощников, в которых есть магниты:
Наушники
Колонки от музыкального центра
Телефонная трубка
Звонки, которые находятся на входных дверях, ваших домов и квартир
В дверцах холодильника, магниты помогают дверцу держать закрытой
Даже на банковской карте есть магнитная полоса
Вентиляторы
Магнитные замки

ВОСПИТАТЕЛЬ:- Уважаемые коллеги, мы с вами сегодня провели много интересных опытов. Давайте вспомним, что нового и интересного мы узнали о свойствах магнита.
ДЕТИ:- Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.
- Не все металлы притягиваются магнитом.
- Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
- Магниты бывают постоянными, временными и электрическими.
- Сила магнита действует через воду и стекло.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Где используют магниты? (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот сколько интересного про магниты мы рассказали Нолику. И за это Нолик нам подарил интересную игрушку «Магнитный лабиринт».
- Теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
ДЕТИ: - До свидания!

Эту образовательную деятельность я проводила два года назад. Когда к ней готовилась, то сделала знаки для работы в центре экспериментирования. Надеюсь они кому нибудь пригодятся.

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе
с использованием современной образовательной технологии:
исследовательская деятельность.
Образовательная область «Познание»

Знакомство с магнитом и его свойствами

Бозванова Оксана Анатольевна,
воспитатель I категории ГБОУ СОШ №38,
отделение дошкольного образования детей
Приморского района Санкт-Петербурга

Количество детей: подгруппа.

Цель : развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

Знакомство с понятием "магнит".

Формирование представлений о свойствах магнита.

Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов,

делать выводы, обобщения.

Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

1 часть: Вводная (информационно-познавательная)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в мир знаний, открытий, экспериментов и исследования.
Мы узнаем с вами что такое Магнит и познакомимся с его свойствами.
Ребята, а кто-нибудь знает что такое магнит? Из чего он сделан? (дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Магнит сделан из сплавов, которые способны создавать магнитное поле, в основном это железо или сталь.
Любой магнит, любого размера, даже самый маленький имеет северный и южный полюса. Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые полюса отталкиваются друг от друга
Детям предлагается рассмотреть магниты разной формы и величины(дети рассматривают магниты и пробуют экспериментировать).

2 часть Практическая (опытно-экспериментальная)

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в лабораторию.
А кто знает что такое лаборатория? (ответы детей).

Воспитатель: в нашей лаборатории вы все сможете поэкспериментировать с магнитом и различными предметами, которые находятся перед вами.

Воспитатель: А для начала, я расскажу вам почему магнит так назвали.

По старинной легенде в давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Воспитатель : ребята, а вы любите опыты? Да.

Опыт 1
Что магнит не притягивает к себе?

Детям предлагается: брусочки дерева, кусочки ткани, полиэтилен, резина, бумага.

Вывод: магнит не притягивается к телу, бумаге, дереву, ткани, полиэтилену, пластмассе, резине.

Опыт 2
Что притягивается к магниту?

На столе у каждого лежат скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки

Вывод: Скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки — притягиваются к магниту.

Опыт 3
Может ли магнит действовать через препятствие?

Детям предлагается стеклянный стакан с водой, скрепка и магнит. В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды.
(дети проводят эксперименты и делают вывод) .

Вывод: Магнит может действовать через препятствие.
Опыт 4
Может ли магнит действовать через другие материалы?

Для опыта предложены: бумага, ткань, пластмасса, полиэтилен.

Вывод: магнит может действовать через другие материалы.

Воспитатель: Ребята, давайте немного поиграем.
Игра называется «Магнит и скрепки».

Цель игры:

Я, буду магнитом (показать детям магнит и как он взаимодействует со скрепками), а вы детки будете скрепками.
Звучит команда: Магнит, включился. Дети подбегают со скрепки к магниту. Звучит команда: Магнит, выключился. Дети отбегают от магнита, бегают в разные стороны и бегают.
Звучит команда: Магнит, включился, дети опять прибегают к магниту. (Повтор несколько раз.)

Воспитатель: ну, а теперь, мы продолжим пополнять наши знания о магните.

Опыт 5
Может ли магнит намагничивать другие предметы?
(дети проводят эксперименты и делают вывод).

Для того чтобы намагнитить железный предмет, к примеру, скрепку, нужно потереть примерно 30 раз скрепку о магнит, в одном и том же направлении.

Вывод: Магнит может намагничивать другие предметы. Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

Опыт 6
Можно ли создать магнитное поле искусственно?

К сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю.
Для эксперимента предлагается магнит и маленькие и большие скрепки (дети проводят эксперимент и делают вывод).

Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.

Воспитатель: мы с вами сегодня отправлялись в мир знаний и экспериментов, а значит мы с вами исследователи. А исследователи и путешественники имеют компас. Компас очень нужная вещь. А компас у нас нет, но мы благодаря своим новым знаниям, сможем его смастерить, и сделаем это благодаря магниту. Мы возьмем магнит и намагнитим гвоздь, приклеим его к круглому плоскому кусочку пробки и опустим в чашку с водой. Когда гвоздь придет в состояние покоя, он укажет кончиком на север (рядом не должно быть других магнитов).

Наша земля имеет магнитные полюсы, которые тянутся от одного до другого полюса. Как-будто в самом центре планеты у нас движется огромный магнит. Иголка компаса отыскивает магнитное поле Земли и поэтому всегда указывает намагниченным острием в сторону севера.

Я очень надеюсь, что вам понравилось изучать новое, и мы с вами теперь знаем что такое магнит и его волшебные свойства. Вы сможете использовать свои знания в дальнейшем.

КАК СДЕЛАТЬ МАГНИТ ДЛЯ ОПЫТОВ

Для опытов нам понадобится постоянный магнит. Он может быть у вас дома: это магнитная мыльница или ненужный репродуктор от радиоприемника.
Если у вас ничего этого нет, придется магнит изготовить самим.
Для этого понадобится тонкая - диаметром около 0,3 миллиметра - проволока и батарейка для карманного фонаря (плоская).

На катушку из-под ниток намотайте медную изолированную проволоку толщиной 0,3 миллиметра. При намотке начальный конец оставьте длиной около 20 сантиметров. Намотку старайтесь делать поровнее. Когда катушка будет намотана, вставьте в ее отверстие стержень (желательно стальной) в качестве сердечника. Размер сердечника должен быть такой, чтобы его концы немного торчали из катушки. Если нет подходящего стального стержня, вставьте пучок хорошо расправленных канцелярских скрепок.

Присоедините концы намотанной на катушку проволоки к батарейке от карманного фонаря. Электрический ток, проходя по обмотке, намагнитит сердечник, и если он стальной, то останется намагниченным и после отсоединения батарейки. Убедиться в том, что сердечник намагнитился, можно, поднеся к нему кнопки, скрепки.
Выньте сердечник из катушки, вставьте вместо него несколько иголок и присоедините батарейку. Иголки намагнитятся и понадобятся нам для следующих опытов. Иголки вставляйте, подобрав их ушками в одну сторону, остриями - в другую.

Когда вынете иголки, отсоедините батарейку и вставьте на место сердечник. Запомните, какие концы проводов от катушки к каким полюсам батарейки присоединялись.

ОПЫТЫ С МАГНИТНЫМИ ИГОЛКАМИ


Опыт 1

Смажьте намагниченную иголку очень тонким слоем жира, а затем положите ее на поверхность воды. Иголка, плавая на воде, повернется одним концом на юг, другим - на север. Получится иголка - компас.

Опыт 2

Проделаем опыт с несколькими намагниченными иголками. Возьмите пять иголок и проткните ими пять маленьких - диаметром 1,3 сантиметра - кружков, вырезанных из непромокаемого картона (от молочных пакетов) Кружки должны быть совершенно одинаковые, и иголки надо воткнуть точно в центр, выпустив концы на одинаковое расстояние от кружков.

Налейте в глубокую стеклянную или алюминиевую (но только не в железную!) миску воду и опустите на ее поверхность две иголки в кружках острием вверх. Иголки будут хорошо держаться на воде вертикально благодаря своим поплавкам. Расположите их рядом, но чтобы кружочки-поплавки не касались друг друга и чтобы поверхностное натяжение не стягивало их. Расстояние между кружками сделайте один сантиметр. Иголки сразу же отплывут друг от друга на некоторое расстояние и замрут на месте. Это расстояние у иголок, очевидно, предельное, когда уравновешиваются магнитные силы. Подносите с большого расстояния к иголкам конец магнита. Если это будет тот же полюс, что и у концов иголок, они сразу раздвинутся еще больше.
Если это будет противоположный полюс, иголки потянутся к нему и сблизятся.
Но когда магнит уберете, иголки опять раздвинутся.

Теперь опустите на воду поплавок с третьей иголкой. Каждый поплавок с иголкой займет место в одном из углов равностороннего треугольника. Поднесите к центру треугольника сердечник изготовленного магнита или один намагниченный стерженек, сделанный из выпрямленной скрепки. Иголки либо разбегутся в разные стороны, либо соберутся вместе.

Уберите магнит - иголки опять займут свои прежние места.
Проделайте этот опыт с четырьмя, пятью, шестью иголками. Каждый раз они будут занимать определенное место по отношению друг к другу, пока между ними не наступит определенное магнитное равновесие. Три иголки образуют треугольник, четыре - квадрат, пять - либо пятиугольник, либо квадрат с одной иголкой в самом его центре.
Нужно заметить, что не всегда получается строгая геометрическая фигура расположения иголок. И степень намагниченности может быть разная, и размеры самих иголок и поплавков разные.

Проделайте этот опыт с большим количеством намагниченных иголок. Интересно, какие фигуры они образуют?


ОПЫТ С ЖЕЛЕЗНЫМИ ОПИЛКАМИ

С помощью ножовки или напильника приготовьте небольшое количество железных опилок. Насыпьте их на бумажку или тонкую картонку и поднесите под них сильный магнит.

При передвижении бумажки над магнитом опилки начнут создавать разные узоры. Опилки стараются расположиться вдоль магнитных силовых линий. При передвижениях бумажки эти узоры меняются. Таким образом, с помощью опилок можно как бы сделать видимым магнитное поле, точнее, его отдельные силовые линии.

МАГНИТНЫЕ КАРТИНЫ

Узоры, образованные мелкими опилками, которые располагаются вдоль силовых линий магнита, можно зафиксировать, даже сделать нечто вроде картин, так что они и в самом деле способны будут украшать внутренность комнаты.

Возьмите кусок стекла нужного для ваших целей размера и нанесите на стекло немного парафина. Дальше стекло надо аккуратно подогреть на утюге или на электроплитке, так чтобы парафин растекся тонким слоем. Можно, конечно, поступить и по-другому: слегка подогреть стекло и промазать его кисточкой с расплавленным парафином.
Теперь надо положить под стекло магнит или несколько магнитов и посыпать через ситечко железные опилки на слой расплавленного парафина. Разумеется, самые сложные и интересные узоры получатся, если магнит будет иметь сложную форму или если вам удастся по-особому расположить несколько мелких магнитов.

Поднимите стекло решительным движением вверх, затем снова подогрейте его до размягчения парафина. Когда парафин вновь застынет, опилки, «утонув» в нем, сохранят картину магнитного поля. Можно накрыть ее точно таким же куском стекла и окантовать лейкопластырем- получится необычный «эстамп».


«ПЕРЕРЕЗАНИЕ» МАГНИТНЫХ СИЛОВЫХ ЛИНИИ

Привяжите к какой-нибудь палочке, воткнутой в пузырек, нитку с иголкой. Тот конец нитки, который вдет в иголку, завяжите узелком, чтобы нитка не выскочила из ушка. Поднесите иголку к магниту, так чтобы она, натянув нить, расположилась горизонтально, не доходя до него на расстояние одного сантиметра.

Теперь попробуйте листом бумаги «перерезать» магнитные силовые линии, которые удерживают иголку в воздухе. Иголки при этом не касайтесь! Иголка будет продолжать висеть. Даже картонка, даже монеты не смогут «перерезать» магнитные линии. Только нож или просто кусочек жести способен их «перерезать», и иголка упадет. Фактически линии, конечно, не перерезаются вовсе, но, войдя в железо или сталь, изменяют свое направление и не доходят до иголки. Иголка перестает ощущать действие силы со стороны магнита и падает.

Для этого опыта нужно было бы иметь сильный магнит: тогда иголка будет висеть в воздухе горизонтально. Из «домашних» магнитов для этого и следующего опыта вполне подходит магнитная мыльница или магнит от ненужного репродуктора.

«ИСЧЕЗНОВЕНИЕ МАГНЕТИЗМА»

К сожалению у магнита есть враг, который лишает его силы. Этот враг - высокая температура.
Ведь как было бы хорошо заставить мощные электромагниты на заводах поднимать и переносить, например, раскаленные железные балки. Однако железо, нагретое до определенной температуры, теряет магнитные свойства, и даже самый мощный магнит его не притянет.

Опыт

Укрепите иголку, висящую на нитке, как и в предыдущем опыте, против сильного магнита. Только расстояние от конца иголки до магнита уменьшите до нескольких миллиметров. Иголка будет висеть горизонтально, удерживаемая с одной стороны ниткой, с другой стороны - притяжением магнита.

Поднесите к концу иголки горящую спичку. Иголка, нагревшись, сразу упадет. Когда она остынет, ее вновь можно будет расположить в горизонтальном положении.

Теперь попробуйте очень медленно подводить горящую спичку к концу иголки. Как только заметите, что иголка начинает опускаться, сразу убирайте спичку. Иголка, не успев сильно нагреться, вернется на свое место у магнита.

Пожалуй, лучше всего взять не нитку, а кусочек нихромовой проволоки от спирали старой электроплитки. Такая проволока и не перегорает и не намагничивается. А чтобы не обжечься, сделайте петельку на одном из ее концов, проведите сквозь эту петельку булавку, которую и воткните в пробку. К другому концу проволоки прикрепите маленький гвоздик или булавку. В остальном опыт проводится так же, как было описано выше.


"ПРИЛИПШИЙ" ВОЛЧОК

Сделай легонький волчок из кружка картона, наса­женного на тонкую палочку. Нижний конец палочки заостри, а в верхний вбей булавку, да поглубже, так, чтобы только головка была видна.

Пусти волчок вертеться на столе, а сверху поднеси к нему магнит. Ближе, еще ближе. Оп-ля! Волчок подпры­гнет, и булавочная головка пристанет к магниту. Но вот что удивительно: волчок не остановится. Он будет вра­щаться, «вися на голове»!

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВОЛЧОК

Оказывается, железный волчок отталкивается от магнита!
Сделайте волчок из крышки консервной банки и заостренной палочки в качестве оси. Раскрутите волчок и поднесите к нему постоянный магнит. Как вы думаете, притянется волчок к магниту?

Не тут то было, волчок отталкивается от магнита!

Разгадка этого странного поведения волчка заключается в том, что в быстро вращающемся металлическом диске под действием магнитного поля возникают вихревые токи Фуко, взаимодействие которых с магнитом и вызывает наблюдаемый наклон диска.


МАГНИТНЫЙ МАЯТНИК

На нитке висит маленький гвоздик, недалеко от него надо установить магнит.
Как, не касаясь ни гвоздика, ни магнита, заставить гвоздик качаться подобно маятнику?

Задача решается следующим образом: надо взять ножик и то помещать его между полюсом магнита и гвоздем, то убирать.

Магнитная сила свободно проходит через все тела, кроме железа. Железо представляет собою магнитный экран. Таким образом, когда ножик помещается между полюсом магнита и гвоздем, он преграждает путь магнитным силовым линиям к гвоздю, и гвоздик висит вертикально.

Когда убираем ножик, то тем самым даем возможность силовым линиям действовать на гвоздь. Гвоздик с большей или меньшей силой притягивается к магниту и отклоняется от вертикали.

Рядом таких последовательных манипуляций удается довольно быстро привести гвоздик в колебательное движение.

Организация экспериментальной деятельности с магнитом для дошкольников

Дошкольники – прирождённые исследователи, любознайки, почемучки. Они стримяться экспериментировать с предметами, делая умозаключение и выводы.

Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должны осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребёнком определённую задачу, дают средства её решения и контролируют процесс превращение знаний в инструмент творческого освоения мира.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира.

В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника. Например в младшем и среднем возрасте можно использовать игры – эксперименты предметного содержания, поскольку познавательная жизнь младшего дошкольника строится вокруг мира предметов и воздействий с ними(пощупать, понюхать, попробовать на вкус). Цель таких игр приобретение знаний о предмете(погладь кошечку она мягкая, пушистая – кубик твердый, гладкий, лёгкий).

В старшем возрасте экспериментальная деятельность приобретает познавательный характер, в таких играх ребёнок должен получить ответ на все интересующий его вопрос. Ребёнок старшого возраста уже применяет те знания и умения о предмете, которые он приобрёл в младшем возрасте. Такая практика позволяет ребёнку самостоятельно обобщить имеющие у него знания и представления в единую систему знаний, сделать соответствующие выводы.

Магнит – самый необычный и в тоже время самый обычный предмет для экспериментирования с детьми. При помощи магнитов можно проводить различные фокусы, приводящие в восторг детей.

В моей программе «Юные исследователи» в разделе «физические явления» можно найти понятие «магнит и магнитизм». Задача – объяснить, какие предметы притягиваются к магниту, помочь выяснить особенности действия магнитных сил.

Прежде чем я вам предложу некоторые эксперименты с магнитами, я предлагаю вам послушать легенду о магните.

В давние времена, поговаривали, что в далёкой стране Греция есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брёл путник по имени Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железными подковками, и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые лежали под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. И в народе стали называть «камни Магнуса» или просто магнитом.

Существует и другое объяснение название «магнит» - по названию древнего города – Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются эти камни – магниты.

Я предлагаю несколько экспериментов с магнитами для детей младшего и среднего возраста.

Прежде чем проводить экспериментирование с магнитом, нужно познакомить детей что такое магнит – это предмет, чёрного цвета, твёрдый, тяжёлый т.к. тонет в воде, гладкий, похож на железо.

Опыт№1 Какие предметы притягивает магнит?

На столе лежат предметы нужно отложить предметы содержащие железо и которые не содержат, поверить магнитом.

Опыт№2 Посчитай и проверь

В миске с крупой спрятаны скрепки, нужно посчитать на ощупь сколько скрепок, проверить поднести магнит, сколько примагнитится скрепок.

Опыт№3 Волшебная рукавичка

На стол поставить машинку из железа и поднести рукавичку с магнитом к машинке, она поедет.

Для детей младшего и среднего возраста можно предложить посмотреть мультфильм «Лунтик- Магнит»

Для детей старшего возраста я предлагаю эксперименты более сложнее.

Опыт№1 Магнитное поле

Дать понятие «магнитное поле»- это расстояние вокруг магнита. Проверяем действие магнита через стекло, бумагу, ткань, фольгу, книгу, стол. Увеличиваем расстояние от магнита к магниту или железному предмету, чем больше расстояние, тем слабее магнитное поле.

Опыт№2 Действие магнита в воде

В воду бросаем железные предметы, на ниточку привязываем магнит. Магнит действует в воде, достаёт предметы.

Опыт№3 Намагниченные скрепки

Скрепку присоединяем к магниту, затем к первой скрепке присоединяем последующие, получится цепочка из скрепок. Когда мы убираем магнит скрепки держатся между собой, они намагнитились.

Опыт№4 Какие металлы притягивает магнит?

На столе разложить различные металлы – железо, золото, медь, серебро, алюминий. Предложить магнитом проверить, какие металлы притянутся.

Магнитный театр. Участвуют 2 и более человек, натягивается экран из белой ткани. Первый участник ведёт замену героев, а другой осуществляет движение.

Игры- соревнования «Перенести железные шарики с помощью магнитов»

Опыт№5 Магнитное свойство Земли, компас.

Предложить детям сделать компас, на вертикальную палочку посадить намагниченную иголку и одеть стрелочки с синим и красным цветом. Синий- север, красный-юг.

Управление образования администрации города Шахтёрска дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №8 «Малыш»

Консультация – практикум для педагогов

«Организация экспериментальной деятельности с магнитами в детском саду»

Подготовила:

Воспитатель гр№8

ДНЗ№8 «Малыш»

Кузеванова Л.В.

Мастер-класс.

Тема: «Удивительный магнит».

Цель: представление опыта работы с детьми по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер- класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследоватекльскую деятельность;

Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми;

Сформировать у участников мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас!

Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Ребенок настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованию, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Сегодня мы на миг окажемся в волшебной стране «Экспериментов», поэтому я хоть и не волшебник и не маг, превращаю вас в юных исследователей! Я буду к вам обращаться как к детям.

Ребята! Я предлагаю Вам отправиться в волшебную страну. В этой стране учились волшебству разные волшебники из сказок.

Вспомните, каких волшебников, вы знаете? (Хоттабыч, Фея, Баба-Яга)

Ребята, что у нас за цветочек на доске?

Это - «Цветик-семицветик, он поможет нам открыть тайны волшебства (берем один лепесток).

- Лети, лети, лепесток,

Через север на восток,

Через запад, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься, ты, земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы все мы превратились в волшебников!

1 задание – Давайте, дети оденем шляпы и превратимся волшебниками. Я тоже одену и вместе с вами стану волшебницей.

Ой, на доске еще какое – то письмо, давайте, прочитаем его.

Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы (снял доспехи, сделанные из железа)

(показываю магнит)

-«Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит ».

Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то притягивает ли он другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем! Мы проведем опыт и узнаем все ли притягивает магнит? Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит.

Волшебство начинается…

Только надо обязательно соблюдать правила безопасности с острыми предметами.

Опыт 1. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из предметов на столе.

- На красный квадрат положите предметы , которые не притягивает магнит ,

а зеленый – которые притягивает. Приступайте!

Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

Вывод : все железные предметы притягиваются к нему, значит, магнит притягивает железные предметы: шурупы, гвоздики, скрепки монеты и т.д.

А какие предметы не притянул? (Пуговицы, ткань, резину, карандаш, ластик и т.д.)

Опыт 2. А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

Вывод: Железные предметы притягиваются через бумагу.

Опыт 3. Сейчас накройте железные предметы кусочками ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.

Вывод: Магнит действует через ткань.

Опыт 4. Положите все железные предметы в пластмассовые тарелочки, а магнитом проведите под тарелочкой. Что происходит?

Вывод : Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмасс.

Обобщение : магнит притягивает только железные предметы.

Опыт 5.

А сейчас чтобы нам стало веселее мы устроим

дискотеку для сказочных героев.

Через картон (магниты один сверху, другой снизу) делаем разнообразные движения.

Вывод: магниты притягиваются друг к другу.

Опыт 6

Вы любите фокусы?

* «Магнитный фокус – кораблики»

Оборудование: таз с водой, кораблики.

Ход опыта : опустить лодочки с иголочками на мачте в воду, управлять лодочками, двигая над тазом (не касаясь их). Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод: магнит действует даже на расстоянии.

Опыт 7

* Мы будем совершать следующее волшебство.

Оно называется «Рыбалка».

Нужно достать рыбок из воды не замочив рук и магнита.

Опыт 8: В стакан с водой кладем рыбок, как достать с помощью магнита?

Магнитом надо вести по стенке стакана. Магнит поднимает рыбку.

Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать рыбки из воды, не замочив рук?

Вывод:

Магнит может действовать на предметы через стекло.

Опыт 9

Сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт».

У вас у всех лежат карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через бумагу. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.

Воспитатель: что происходит с монеткой?

Вывод: Магнит снова оказывает свое волшебное действие через бумагу.

Опыт 10

В сказке «Золушка» злая мачеха перемешала чечевицу с горохом и заставила перебирать Золушку. И помогли Золушке в этом птички. Но коварная злая мачеха снова смешала крупы с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку. Птицы помочь не могут, боятся сломать клювики.

Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее? (при помощи магнитов).

Вы хорошо сегодня поработали и много узнали интересного про волшебный камень – магнит…

Довольны ли, вы, секретам волшебства?

Так как приближается праздник Новый год. Про него говорят – он подарки принесет. И я на память хочу подарить магнитики, которые вы украсите сами.

Возьмите - горсточку счастья, любви и везения! (бисер). Украсьте свои магнит.

Предварительный просмотр:

Памятка

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать что-то новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».

Ральф У. Эмерсон




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!