Цель: систематизировать представление детей о воде и её свойствах. Уточнить о роли воды в жизни всех существ на земле. Учить делать умозаключения, выводы, читать схемы. Уточнить знания детей о твердых и жидких веществах. Закрепить свойства воды. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать ответственное и бережное отношение у дошкольников к воде в ДОУ и дома.
Понедельник «Вода вокруг нас»
Цель: Стимулировать эстетическое восприятие природы с опорой на художественное слово. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей. Воспитывать интерес к явлениям природы и умением любоваться её красотой.
- Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде».
- Работа с картинками. Беседа о том, кому нужна вода.
- Размышление: «Откуда берется вода в кране?».
- Игра - соревнование: «Где живет вода?».
- Моделирование: «Как рождается речка» (выкладывание из широких и длинных полосок ткани).
- Наблюдение за водой в фонтане.
- Художественная продуктивная деятельность: сюжетное рисование «Фонтан в моем дворе (городе)».
Вторник «Круговорот воды в природе».
Цель: Формировать у детей представление о круговороте воды в природе. Пробудить поисковый и исследовательский интерес к водному пространству. Учить выявлять и выражать в речи причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать память, внимание, воображение.
- 1. Рассматривание схемы круговорота воды в природе. Рассказ воспитателя о том, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Объясняет, как это происходит.
- Подвижная игра: «Ходят капельки по кругу».
- Игра-дискуссия: «Хорошо - плохо» (деление детей на 2 команды).
- Математические игры:
- «Путешествие капельки» (ориентировка в пространстве).
- «Веселые капельки» (порядковый счёт).
- «Волшебные цифры» (выкладывание цифр из капелек).
III. Просмотр презентации: «Вода».
- Художественная продуктивная деятельность: изготовление плакатов, рисунков о воде, о том, как сберечь каждую каплю.
Среда «Море».
Цель: Сформировать представления у детей о обитателях морей. Создавать благоприятную атмосферу, включение дошкольников в процесс взаимодействия, развитие у них природоведческих и экологических представлений, развитие умения слушать друг друга. Развивать творческое мышление, мелкую моторику пальцев рук.
- Прослушивание аудиозаписи «Морской прибой».
- Игровое упражнение «Кто живет в воде?» с использованием наглядности. Ребенок выражает свое отношение к животному через движения, мимику.
- Творческая игра: «Мы - водные животные».
- Словесная игра: «Поймай в море животное с твердым (мягким) звуком в начале слова» (усложнение: в середине слова, в конце).
- Упражнение на развитие зрения и тренировки глазных мышц: «Найди глазами кита, ската и т.д.».
- Моделирование сказки: «Русалочка».
- Опыты: «Свойства песка и глины в воде».
- Составление коллажа из камешков, ракушек.
- Продуктивная художественная деятельность: лепка из солёного теста морских животных.
Четверг «Волшебница вода».
Цель: Сформировать у детей представления о признаках и свойствах воды. Стимулировать развитие поискового и аналитического мышления путём введения в проблемную ситуацию. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание принимать участие в проведении опытов и экспериментов. Развивать умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
- Сюрпризный момент. Появление фокусника (приглашает детей отправиться в волшебную лабораторию и стать фокусниками).
- Попасть в волшебную лабораторию можно только отгадав загадки в кроссвордах (ключевое слово: лед, пар, вода).
- Проведение опытов:
А) «Вода прозрачная»
Б) «Вода не имеет форму»
В) «Вода растворяет вещества»
Г) «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Д) «Лед - твердая вода»
Е) «Пар - тоже вода»
Ж) «Друзья - враги» (масло и вода)
З) «Спичка пленница» (лед и соль)
- Украшение разноцветными льдинками снежных построек на площадке.5 . «Водный оркестр» (Сок и трубочки)».
- Художественная продуктивная деятельность: монотипия
Пятница «Уроки Берегоши».
Цель: Систематизировать представление у детей о воде и её свойствах, о роли чистой воды в жизни всех существ на Земле. Уточнить природоведческие и экологические представления. Формировать осознанное отношение к природе, реализация свободы выбора дошкольников, актуализация имеющихся знаний, развитие положительной познавательной мотивации.
- Сообщение: «Что я узнал о воде».
- Выставка работ родителей и детей: «Береги воду!»
- «Черный ящик» (внутри глобус). Беседа - путешествие по глобусу.Сравнение объектов. Практическая часть: воспитатель предлагает каждому ребенку взять «модель зеленого шара» и вырезать ножницами части суши и сделать сравнение: суши и воды по величине.
- Игра-путаница: «Земля, вода, огонь, воздух».
- Творческая игра: «Мы - экологи» (что было бы, если б не было воды?).
Календарное планирование по теме: «Волшебница вода»
В подготовительной группе МКДОУ детский сад № 15
Г.Еманжелинска
Составила воспитатель: Рябченко Алена Алексеевна
Источники:
Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности
Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа
Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа
И.А.Помораева,В.А.Позина - Занятия по формированию элемен-тарных математических представлений
Т.А.Тарасова, Л.С.Власова «Я и мое здоровье» Программа, методические рекомендации и практические разработкипо воспитанию здорового образажизни детей дошкольного возраста МоскваШкольная Пресса2009ББК 74.1Т191«Дошкольное воспитание и обучение -приложение к журналу «Воспитание школьников»ВыпускI полугодие 2009 г.
Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003
Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. – М., 2002.
Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч. – 1997. – №2.
О.А. Скоролупова «Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода»»
О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарныхэкологических представлений».Мозаика- Синтез Москва 2009г.
приложение
Познавательное развитие(фэмп)
Цели: совершенствовать умение составлять число 5 из единиц, упражнять в умении двигаться в заданном направлении, закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
И.А.Помораева,
В.А.Позина - Занятия по формированию элементарных математических представлений (стр. 56)
И.А.Помораева,
В.А.Позина - Занятия по формиро-ванию элементарных математиче-ских представлений
Познавательное
Развитие (расширение кругозора)
Волшебная капля воды.Тема: знакомство со свойствами воды. развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» - М.: «Скрипторий», 2003
Худ-эстет развитие (лепка)
Лепись рыбка,
И.А Лыкова, худ. Л.В.Грушина
Худ-эстет развитие (аппл/констр)
Аппликация «Капельки дождя»
Вызвать у детей эмоциональный отклик; желание передавать образ в аппликации.
Конструирование «Корабли»
Цель: познакомить с новой постройкой; различать детали: нос, корма; учить плотно приставлять друг к другу кирпичики, для изображения лодки или парохода.
Литература: Л.В.Куцакова-Занятия по конструированию из строительного материала (стр.39)
Физическое развитие
По плану физ.инструктора
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) ; накопление обогащения двигательного опыта детей (овладение основными движениями) ; формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Речевое развитие(Обучение грамоте)
Тема: «Буква Ю». Цели: коррекционно- образовательные: дать детям понятие о букве Ю; формировать словарь;ь коррекционно-развивающие: выполнять упражнения, направленные на закрепление печатного образа буквы; развивать фонематический слух и восприятие; развивать общую и мелкую артикуляционную моторику; развивать дыхание и голос; коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство любви к Родине; воспитывать у детей чувство гордости, что они являются гражданами России (см. в кн. О. С. Гомзяк « Говорим правильно в 6-7 лет» (3 период) № 52, стр. 61-65).
Худ-эстет (музыка
Приложение по «Волшебница вода»
Волшебная капля воды.
Тема: знакомство со свойствами воды.
Цели:
Образовательные:
1. Ознакомить детей со свойствами воды:
o прозрачность,
o не имеет вкуса и запаха,
o вода растворитель,
o вода обладает памятью.
2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
o закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками.
o закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
· развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Развивающие:
· активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
· рассматривание глобуса, карты мира, проведение мини-беседы «Если б не было воды», заучивание стихотворений о роднике, реке, море.
Оборудование: иллюстрации на тему «Вода», аудиозапись, видеозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой, фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия
Вводная часть.
Слово воспитателя
Для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии – отгадайте загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и с рук
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтобы росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтобы варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (Воды)
Сегодня мы поговорим о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.
Где в природе мы можем увидеть каплю воды?
Ответы детей. Стихи о роднике, реке, море.
(на доске иллюстрации различных водоемов)
Игровой практикум «Мама Тучка»
Воспитатель:
Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте все, что я скажу.
Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали… (Дети прыгают). Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. («Капельки» составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой. («Ручейки» соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют.
Текла, текла речка и попала в большой океан . (Дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернутся. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя).
Воспитатель:Где встречается капелька воды?
Ответы детей: в капельке дождя, в ручейке, реке, океане…
Воспитатель:А что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Чтобы выяснить это мы пройдем в нашу лабораторию.
Основная часть. Исследование «Волшебная вода»
Воспитатель:
Запомните правила поведения в лаборатории:
Не шумите – этим вы мешаете другим.
Аккуратно обращайтесь с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
Слушайте воспитателя.
Внимательно следите за результатами опыта.
Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
(Дети проходят к рабочим столам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой)
Воспитатель:опускает в стакан с молоком игрушку. Видна ли игрушка?
Ответы детей: нет.
Воспитатель: Опустите в стакан с водой свои игрушки. Хорошо ли вам видны игрушки?
Ответы детей: видны хорошо.
Воспитатель формулирует вывод вместе с детьми о том, что одно из свойств воды – прозрачность.
Воспитатель: Если у воды вкус? Попробуйте воду.
Ответы детей: вода без вкуса.
Воспитатель: Пахнет ли вода чем-нибудь?
Ответы детей: нет.
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что вода не имеет ни вкуса, ни запаха.
Воспитатель:Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит?
Ответы детей: сахар растворяется .
Воспитатель: Где в жизни мы это можем наблюдать?
Ответы детей: например за завтраком, когда мы кладем кусочек сахара в чай, сахар растворяется и чай становится сладким.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод о том, что еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Вода – растворитель.
Воспитатель формулирует итог всего эксперимента: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем, обладает памятью.
Занятие для детей старшего возраста
Задачи: расширять знания о свойствах воды, различных её состояниях(жидком, газообразном, твердом); о значении для всего живого;познакомить с понятием «круговорот воды в природе», источникамипитьевой воды; прививать бережное отношение к воде; формироватьпотребность, желание экономить воду, сохранять её; активизировать,обогащать словарь детей; развивать связную речь; формировать навыкисоставления предложений; развивать логическое мышление,познавательный интерес.
Материал: 2 подноса, 1 стеклянная банка,10 стаканов, фильтрующая бумага,
2 разрезные картинки водоёма, схема круговорота воды в природе, 2
ведёрка, «Комки» снега(смятая бумага), глобус, чайник, зеркальце.
Ход занятия
Раздается стук в дверь
Восп. Кто это к нам стучится?Входит почтальон Печкин, приносит телеграмму и пакет от жителей озера –Русалочки и Водяного. Они сообщают, что с водоёмом случилась беда, онпогибает. Русалка и Водяной просят о помощи, люди загрязнили озеро.Растения увяли, рыбки заболели, птицы улетели…
Восп. Только мы, ребята, можем им помочь(достает из пакета банку сгрязной водой). Эта банка волшебная. Вода в ней грязная, и в озере онагрязная, но если в банке вода станет чистой, то и в озере очистится. Для тогочтобы всё получилось, необходимо выполнить условие: грязную водудолжны очистить мы все вместе –только тогда произойдет волшебство, иозеро станет чистым.
Вос. Мы сейчас пойдём в лабораторию, очистим воду из волшебной банки ивернём её уже чистую Русалочке и Водяному. Для этого будем использоватьфильтры (специальная фильтрующая бумага). Опыт по очистке воды.Очистив воду, дети передают банку Печкину. Он их благодарит: вода сталачистой, прозрачной. Теперь Водяной сможет видеть в воде, рыбки станутздоровыми, прилетят птицы.
Печкин. Ребята, а сейчас вы сможете увидеть озеро, собрав разные картинки(2 подгруппы детей собирают разрезные картинки озера).Раздается шум воды из крана.
Восп. Дети, а вы знаете, откуда к нам в краны поступает вода? (из рек, озёр,из – под земли)Но воду из рек и озёр пить нельзя, она не очень чистая, и человек можетзаболеть. Чтобы вода стала чистой и безопасной для нас, её специальноочищают, фильтруют на очистительной станции, только потом она поступаетк нам в дом.Наш город большой, и чистой воды нужно много. А представьте, что вызабыли закрыть кран. Из – за такого пустяка может «исчезнуть» целая река.Нужно беречь воду, не оставлять открытым кран. Ребята, скажите мне,пожалуйста, как получается, что вода в реках и озёрах не кончается? Как рекапополняет свои запасы?Каждый день солнце нагревает воду в морях, реках, озёрах, и онапревращается в пар. Опыт по превращению пара в воду. (В группу вносяттолько что закипевший электрический чайник, из носика которого идётпар. Воспитатель подставляет к носику сухое стекло, и на нёмобразуется капельки воды. Это пар, попав на холодное стекло, опятьпревращается в воду.)В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух.Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее там воздух. Пар сновапревращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набираетсямного, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождемна землю.Снежинки образуются так же, как и капельки дождя. Когда очень холодно,капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки и падают наземлю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки,которые несут свои воды в моря и океаны. Они питают землю и дают жизньрастениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе . (свой рассказ воспитатель иллюстрирует спомощью схемы круговорота воды).
Восп. А сейчас мы с вами поиграем.(Предлагает детям встать в круг, взявшись за руки. В игре участвуетПечкин)Восп. Наш круг, как и вода, может менять свою форму – вытягиваться в овал.А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячуюплиту – она стала нагреваться. Каждый и нас – частичка воды. Воданагревается, и вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вамуже больно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляетвас активнее двигаться (дети бегают по группе), и каждый из вас движетсясам по себе – стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вамстановиться холодно. Что вы будете делать? Конечно, надо встать поближедруг к другу, обняться, чтобы вам стало потеплее.(Вода –жидкая, пар –газообразный, лёд –твердый).
Дети загадывают загадки Печкину.
Восп. Вода появляется не только из крана. Как можно использоватьдождевую воду? (Собирать в бочки, а затем поливать растения, огороды).Как можно использовать снег? (Вывозить на поля –он будет согреватьростки растений, а весной превратиться в воду, которая пополнит реки иозера).
Игра «Кто быстрее?»Двое детей собирают комочки снега (смятые листы бумаги), кто больше ибыстрее соберет (у игроков завязаны глаза).Печкин предлагает детям поиграть в игру «Закончи предложение»вода нам нужна, чтобы…(высказывания детей).Восп. Что устанавливают в квартирах, чтобы узнать, сколько израсходоваливоды жильцы квартиры? (счетчики)Много израсходовали – много заплатили.Мало израсходовали – мало заплатили, сэкономили деньги.Восп. А какие пословицы и загадки о воде вы знаете? (дети рассказывают
пословицы и загадывают загадки)
1. Воду попросту не лей, дорожить водой умей.
2. Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
3. Бережливость – вот лучшее богатство. И т.д.
Печкин благодарит детей и уходит
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Сколько знаю я дождейСосчитайте поскорей:
Дождик с ветром.Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,Дождик с солнцем,
Дождик с градом,Дождик с рыжим листопадом.
Дождь со снегом,Дождь с грозой,
Дождь холодный,Проливной!Вот как много есть дождей
Игра «Подскажи словечко»
Тихо, тихо, как во снеПадает на землю: (снег)
С неба все скользят пушинкиСеребристые:(снежинки)
На полянку, на лужокВсе снижается:(снежок)
Вот веселье для ребят-Все сильнее:(снегопад)
Все бегут вперегонки.Все хотят играть в:(снежки)
Словно в белый пуховикНарядился:(снеговик)
Рядом снежная фигурка,Это девочка:(снегурка)
На снегу-то, посмотриС красной грудкой:(снегири)
Словно в сказке, как во сне,Землю всю украсил:(снег)
Воспитатель читает двустишие, а дети договаривают недостающее слово
Волшебница вода
Облака.
По небу плыли облака,А я на них смотрел.И два похожих облачкаНайти я захотел.
Я долго всматривался ввысьИ даже щурил глаз,А что увидел я, то сейчас вам расскажу.
Вот облако весѐлоеСмеѐтся надо мной.Зачем ты щуришь глазки так?Какой же ты смешной!Я тоже посмеялся с ним:Мне весело с тобой!
И долго-долго облачкуМахал я вслед рукой.
А вот другое облачкоРасстроилось всерьѐз:Его от мамы ветерокВдруг далеко унѐс.И каплями-дождинкамиРасплакалось оно…И стало грустно-грустно так,А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозноеСтрашилище летитИ кулаком громаднымСердито мне грозит.Ох, испугался я, друзья,Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилищеПустилось наутѐк.А маленькое облачкоНад озером плывѐт,И удивлѐнно облачкоПриоткрывает рот:Ой, кто там, в глади озераПушистый такой,Такой мохнатый, мягонький?Летим, летим со мной!
Лыкова И.А.
Светлана Григоренко
Перспективно-тематическое планирование в подготовительной группе «Волшебница водица»
Тема : «Волшебница вода » .
Итоговое мероприятие : Досуг «Праздник мыльных пузырей»
Цель : 1. развивать у детей представление о природном объекте – воде. 2. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
группы ) Примечание
Групповая , подгрупповая Индивидуальная
Беседа «Вода в нашей жизни» - сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
Отгадывание загадок о воде. Цель : активизация и обогащение словаря.
Выучить поговорку «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» .
Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы на Земле исчезла вся вода?» Цель : дать знания о том, что вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека. С Сашей, Викой. Утренняя песенка.
По утрам и вечерам открываю в ванной кран.
Я воды не пожалею – уши вымою и шею.
Пусть течет водица – я хочу умыться !
Посильнее кран открыла и взяла кусочек мыла,
Пышно пена поднялась – смыла с рук и пыль и грязь.
Пусть бежит водица – я хочу умыться !
Обогащение предметно-развивающей среды в группе .
Занятие Ознакомление с окружающим миром
Тема : Хочу быть космонавтом.
Цель : познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина.
Материал : портрет Ю. Гагарина, автобиография, иллюстрации.
Развитие речи
Тема : Сочинение сказок.
Цель : учить сочинять сказки по игрушки; активизировать в речи употреблений сложных предложений.
Материал : набор сюжетных картинок.
Музыка – по .
Прогулка 1
Наблюдение : свойства воды. Цель : уточнить представления о свойствах воды : льется, имеет разную температуру, в воде одни предметы тонут, другие плавают.
П\и : «Школа космонавтов» Цель : совершенствовать прыжки через интервал, развивать ловкость и внимание.
И\ у «Пройди – не упади» - цель : учить ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие на повышенной опоре, соблюдать правила безопасности.
Труд : собрать мусор на участке. Цель : воспитывать трудолюбие.
В. М.: игрушки, ведерки, мусорные мешки.
Развитие движений. Цель : метание мяча вдаль из – за головы с группой детей , развивать меткость. Самостоятельные игры с выносным материалом. Цель
перед сном Самомассаж. Цель : профилактика гриппа. «Вода – наше богатство» Цели : расширить представления детей о том, где используется вода дать детям представление о роли воды в природе, ее значении в жизни людей, животных и растений; закрепить знания детей о различных состояниях воды (лед, вода, пар) ; активизировать речь, развивать образное мышление; воспитывать бережное и осознанное отношение к воде, отрицательное отношение к факторам, загрязняющим ее.
после сна Постепенный подъём, гимнастика после сна. Беседы на освоение и запоминание правил здоровьесберегающего поведения на улице («Что оденем в дождик?» , «Можно ли ходить по лужам?» и др.)
Чтение художественной литературы : А. Яким «Облака» Цель : развивать внимательность.
Прогулка 2 - Продолжать наблюдение за
Труд : подмести веранду от снега. Цель : воспитывать трудолюбие.
Вечер : Презентация познакомит детей старшего дошкольного возраста с водой ее признаками, а так же расскажет о значении воды для человека.
Презентация Волшебница вода http://viki.rdf.ru/item/1612
Постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей («Мостик через речку» , «Лодочка для Кати» и др.) Цель : развивать творческие способности у Саши З., Паши А. Рассматривание иллюстраций и картинок различных источников воды и водоёмов на Земле, использование воды в быту Цель : учить детей беречь воду.
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы ) Примечание
Групповая , подгрупповая Индивидуальная
Беседа «Вода вокруг нас» Обратить внимание детей «Где?» . В каком виде существует вода в окружающей среде? «Вода в природных явлениях» -формировать знания о разнообразном состоянии воды в окружающей среде, дать элементарные знания о кругов Вырезывание изображений по шаблону. Цель : закреплять умение работать с шаблоном : придерживать заготовку левой рукой, обводить простым карандашом по контуру, аккуратно вырезать по контуру с Дашей, Тимуром. Самостоятельная деятельность в центрах активности по интересам.
Цель : понаблюдать за взаимоотношениями детей в играх.
Занятие ФЭМП
Тема : Задания на развитие логики.
Цель : уточнить представление о геометрических фигурах, и их свойствах.
Материал
Физическая культура (в помещении)
Цель : По плану педагога .
Прогулка 1
Наблюдение за облаками.
Цель : учить детей наблюдать, развивать фантазию, воображение.
Труд : подмести веранду. Цель : прививать детям трудолюбие. В. м.: игрушки, метла. Развитие движения.
Цель : развивать меткость у Саши Е., Тани, в метании мешочка в цель. Самостоятельные игры с выносным материалом. Цель : воспитывать дружеские отношения у детей.
перед сном Самомассаж. Цель : профилактика. Работа с дежурными по столовой. Беседа о пользе дневного сна. изготовление моделей, плакатов, макетов, коллажей, закрепляющих представления детей о безопасном поведении дома («Осторожно – кипящий чайник…» ) и в природе («Без взрослых купаться – запрещено);
после сна Подъем, гимнастика после сна, босохождение по коврикам.
Чтение Т. А. Шорыгина «Ключевая вода» .
Игра «Скажи наоборот» .
Из крана течт горячая вода, а из другого (холдная)
Река глубокая, а ручек ….(мелкий)
Река может бежать быстро, а может и ….(медленно)
В океане волны большие, а в реке (маленькие)
В ручейке вода бежит, а в пруду….(стоит)
Из чайника мы пьм чистую воду, а в луже вода (грязная)
Этюд на развитие воображения «Чудо-фонтан» - Цель : развивать умение представлять образ волшебного фонтана в воображении; с помощью пантомимы показывать образ, эмоционально его окрашивая.
Прогулка 2 Продолжать наблюдение за облаками. Труд : подмести веранду у малышей. Цель : воспитывать заботу о маленьких. П\и «Не задень» Цель : учить перепрыгивать через веревку. В. м.: метла, игрушки, мяч.
Вечер : Д/и «Что бывает весной» : актуализировать представления детей о весенних явлениях, активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия.
рассматривание глобуса, карты мира вырезание по контуру и тонирование капельки воды.
Д/и «Путаница» (с Пашей, Матвеем) Цель : продолжать учить порядковому и количественному счёту, закреплять знания о последовательности чисел. Рассматривание альбомов о весне. Цель : расширять знания детей.
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы ) Примечание
Групповая , подгрупповая Индивидуальная
Утро Прием детей. Утренняя гимнастика.
Индивидуальная беседа с родителями.
Беседа «Откуда в наш дом приходит вода» Цель : воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Изготовление планшета «Экологические знаки, охраняющие и сберегающие воду» Цель : формировать у детей знания о значении воды в жизни человека : вода источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Прививать бережное отношение к воде.
Отгадывание загадок.
Цель : продолжать знакомить с признаками весны, учить объяснять, по каким признакам угадали с подгруппой детей .
Работа в центре природы : наблюдение за ростом лука.
Цель : предложить рассказать, с чего начинался опыт, какие произошли изменения.
Занятие Фэмп
Тема : Различие предметов по форме.
Цель : уточнить представление о геометрических фигурах.
Материал : раздаточный материал, карточки, набор геометрических фигур.
Физкультура в помещении.
Тема : По плану педагога
Прогулка 1
Наблюдение за ветром.
Цель : при помощи султанчика определить силу и направления ветра.
Подвижные игры «Ракеты» , «Затейники» .
Цели : координация речи с движением, соблюдать правила игры. Трудовая деятельность : Уборка мусора на участке.
Цель : продолжать прививать трудовые умения и навыки. В. М.: игрушки, лопатки, ведерки. Индивидуальная работа с Тимуром, Захаром Цель : прыжки на 2 ногах в длину. Самостоятельные игры с выносным материалом. Цель : воспитывать дружеские отношения у детей.
Работа перед сном
Самомассаж. Цель : профилактика ОРВИ, Обращение внимания на культуру поведения детей за столом : обращаться друг к другу с просьбой, благодарить за переданный хлеб и т. д.
Ситуативный разговор «Зачем нужна вода?» цель : развивать представления детей о предназначении воды, пара, снега, льда.
после сна Подъём, гимнастика после сна, босохождение. Опыт Вода не имеет вкуса. Сначала дети пробуют простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой – сахар. Какой вкус теперь приобрела вода?
Хореография
Тема : По плану педагога .
Прогулка 2 Продолжать наблюдение за ветром. П\и : «Кот и мыши» , «Веревочка» . Цель : развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу, точно соблюдать правила игры. В. М.: игрушки.
Вечер : Чтение С. Маршак «Водопровод» Поддерживать детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге.
Игра «Заколдованные предметы» закреплять навыки порядкового счёта Д/и «Задумай число» (с Викой, Дашей, Савелием) Цель : закреплять навыки нахождения чисел больше или меньше названного, ориентировки в числовом ряду в пределах 10. Работа в центре творчества : зарисовка воды в различных агрегатных состояниях цель : развитие наблюдательности, закрепление знаний о состояниях воды.
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы ) Примечание
Групповая , подгрупповая Индивидуальная
Утро Прием детей. Утренняя гимнастика. Обмен индивидуальной информацией с родителями.
Беседа «Кто живёт в воде?» цель : расширение знаний о жизни живых существ в условиях различных экологических систем.
Дежурство по занятиям. Цель : закреплять умение детей раскладывать материалы и инструменты к занятиям, организовывать самостоятельную деятельность каждого ребенка
Индивидуальная работа с Пашей, Аней, Ваней П. Цель : закрепить названия и последовательность дней недели, весенних месяцев, признаки весны. Самостоятельные игры в игровых зонах.
Цель : развивать самостоятельность, аккуратность.
Занятие Рисование
Тема : «Завиток» Декоративное рисование.
Цель : закреплять умение свободно и легко кончиком кисти рисовать завитки в разные стороны.
Материал : бумага, краски, кисть, салфетка, иллюстрации с росписями.
Тема : Персонаж любимой сказки .
Цель : уметь выделять характерные особенности персонажей известных сказок , и мелкую моторику пальцев, глазомер.
Материал : пластилин, стеки, салфетки, цв. иллюстрации к сказке.
Музыка – по плану музыкального руководителя .
Прогулка 1
Наблюдение за солнцем. Цель : закрепить знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.
П. игра «Караси и щука» цель : развивать ловкость, быстроту реакции.
Труд : уборка на участке.
Цель : воспитывать любовь к труду,помочь дворнику содержать участок в порядке. В. м.: игрушки, лопатки, метла. Развитие движения с Кириллом, Соней. Цель : закреплять навыки метания в цель из положения стоя. Самостоятельные игры с выносным материалом. Цель : воспитывать дружеские отношения у детей.
перед сном Самомассаж. Цель : профилактика гриппа.
Прослушивание аудиокассет : «Шедевры инструментальной музыки» , «Звуки моря» , «Звуки воды» Цель : воспитывать любовь к прекрасному.
после сна Подъём, гимнастика после сна, закаливающие процедуры. Чтение Б. Заходер «Что случилось с рекой» Цель : обогащать знания детей о красоте природы через произведения художественной литературы, используя выразительные средства речи.
Хореография.
Тема : По плану педагога .
Прогулка 2 Продолжать наблюдение за ивой. Труд : раскидывание снега. Цель : воспитывать трудолюбие. П\И «У медведя во бору» Цель : Соблюдать правила игры. В. М.: игрушки, лопатки.
Вечер : Беседа с детьми по ОБЖ «Какие опасности подстерегают на улице весной» (сосульки, скользкая дорога и пр.) . Цель : продолжать воспитывать навыки безопасного поведения, внимательность.
Просмотр любимых мультфильмов. Цель : воспитывать усидчивость. Д\и «Найди пару» Цель : упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух с подгруппой детей . Рассматривание иллюстраций на тему «Вода на Земле» (океаны, моря, реки, ручейки) -обучение связному рассказыванию по картинке.
формировать у детей социокультурные и коммуникативные компетенции, связанные с организацией и развитием игровой деятельности.
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы ) Примечание
Групповая , подгрупповая Индивидуальная
Утро Прием детей. Утренняя гимнастика. Обмен индивидуальной информацией с родителями.
Разучивание стихотворения «Волшебница вода » Цель : развивать память.
Развитие элементарных математических представлений на тему : «Объем жидкости» Цель : формировать представление об объёме воды как средства обогащения представлений детей о воде и ее свойствах.
Дидактическая игра «Выбери нужное» Цель : закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность по культурно-гигиеническим навыкам цель : закрепление умения аккуратно пользоваться столовыми приборами во время еды. С подгруппой детей .
Занятие Развитие речи
Тема : Рассказ В. Бианки «Лесные домишки»
Цель : познакомить с творчеством В. Бианки; учить понимать главную мысль рассказа, связно передавать его содержание.
Материал : портрет поэта, иллюстрации к произведению.
Рисование.
Тема : Декоративное оформление закладки для книги.
Цель : учить передавать особенности построения рисунка по представлению.
Материал : бумага А-4, простой карандаш, цветные карандаши, краски.
Физкультура.
Тема : По плану педагога .
Прогулка 1
Наблюдение за камнями.
Цель : знакомить с разнообразием камней и их свойствами.
Труд : коллективный труд на участке. Цель : работаем дружно.
П\и «Кто быстрее?» , «Ручеек» Цель : умение двигаться по сигналу воспитателя. Выносной материал : игрушки, ведерки. Игровое упражнение «Попади в цель» (С Дашей, Пашей, Ваней П.) Цель : развивать ловкость, глазомер Самостоятельные игры с выносным материалом цель : создать игровую среду.
Работа перед сном
Самомассаж. Цель : профилактика ОРЗ. Чтение произведений Н. А. Рыжовой : «История одного пруда» , «Как люди речку обидели» Цель : формировать навыки экологически правильного поведения в природе частности во время отдыха на реке.
После сна Подъём, гимнастика после сна, закаливающие процедуры. Ситуационные беседы о способах хорошего самочувствия, бодрого настроения и основ здорового образа жизни (гимнастика, закаливающие и гигиенические процедуры) . Дидактические игры «Кто живет в воде?» Цель : расширять знание детей.
Прогулка 2 Наблюдение за камнями. Цель : развивать наблюдательность.
Труд : подмести веранду. Цель : работаем дружно.
П\и «У медведя во бору» . Цель : действовать по сигналу воспитателя. Выносной материал : игрушки.
Вечер : Рассматривание иллюстраций и картинок различных источников воды и водоёмов на Земле, использование воды в быту.
Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»
Развлечение «Праздник мыльных пузырей» Цель : создать детям радостное настроение. Коллективный труд «Уход за комнатными растениями» цель : воспитывать желание заботится о комнатных растениях работа со всей группой . С/р игра «Мы–водители »
Цель : Учить детей взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия с определенными правилами, закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов .
ФГОС ДО рекомендуют создавать условия для развития познавательного интереса, знакомить детей со способами получения информации. В эти задачи можно решать путём открытия лабораторий и экспериментирования. Мы предлагаем в начале февраля уделить внимание изучению свойств воды. Для этого педагог вносит новое оборудование для игр и познавательной деятельности, организует эксперименты, беседует о значении воды в природе и т.д. Итогом недели становится оформление дидактического пособия «Для чего нужна вода». Подробное описание экскурсий, наблюдений, художественной и трудовой деятельности вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Волшебница вода».
Социально-коммуникативное развитие
Воспитатель организует экскурсию в медицинский кабинет, тем самым побуждает детей переносить полученные знания в сюжетно-ролевую игру. Так же педагог планирует упражнения по социально-коммуникативному развитию, беседы по безопасности.
Познавательное развитие
Для познавательного развития педагог подбирает зашумлённые изображения, предлагает сравнивать предметы, находить их относительно себя. Педагог привлекает детей к экспериментированию с водой, помогает им сделать выводы.
Речевое развитие
Продолжается речевое развитие. Помимо бесед, воспитатель планирует игры «Лови да бросай, цвета называй», «Скажи по другому», чтение во 2 половине дня.
Художественно-эстетическое развитие
В области художественно-эстетического развития запланированы конструирование рыб из бумаги, оформление коллективной работы «Аквариум» и изготовление рыбки с использованием жестяной крышки.
Физическое развитие
В конце недели совместно с инструктором и музыкальным руководителем проходит праздник «Приключение Капельки», в ходе которого происходит закрепление полученных знаний. Так же для физического развития воспитатель знакомит детей с народной игрой «Воевода», разучивает физминутки и пальчиковые игры о воде и рыбах.
Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели
Понедельник |
|||||
ОО | Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | ||
1 п.д. | Утреннее приветствие «Здороваемся щечками». Цель: создать положительный настрой на весь день. | Торжественное открытие лаборатории «Капелька». Цель: привлечь внимание детей к экспериментальной деятельности. | Беседа с детьми о значении воды. Цель: учить делать элементарные выводы. | Внесение трафаретов рыб. Цель: продолжить учить детей работать с шаблонами и трафаретами. | Физминутка «Льётся чистая водичка». Цель: выучить слова. |
Про- гулка | Отгадывание загадок о предметах личной гигиены. Цель: формировать желание следить за собой. | Упражнение «Зашумлённые изображения». Цель: развивать восприятие, межполушарные связи. | Упражнение «Скажи по другому». Цель: обогащать словарь детей. | Лепка по замыслу. Цель: закрепить приемы лепки, развивать моторику. | П.и. «Совушка». Цель: познакомить с новой игрой. П.и. «Найди и промолчи». Цель: формировать выдержку и самоконтроль. |
ОД | |||||
2 п.д. | Упражнение «Покажем Нюше, как мы умеем мыть руки». Цель: закрепить последовательность мытья рук. | Познавательно-исследовательская деятельность «Холодный, тёплый, горячий». Цель: определить температуру воды, познакомить с водным градусником. | Чтение Л.Дерягина «Пускаем кораблики». Цель: учить внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы воспитателя. | Конструктивно-модельная деятельность из бумаги «Рыбки». Цель: закрепить умение складывать треугольник из квадрата. | Беседа «Микробы боятся воды». Цель: формировать представления о здоровом образе жизни. |
Вторник |
|||||
ОО | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
1 п.д. | Внесение альбома «Русская изба, её убранство». Цель: расширять представления о значении избы и материалах для её постройки. | Упражнение «Где предмет». Цель: продолжать учить ориентироваться в группе относительно себя и других предметов. | Беседа «Кто живет в воде?». Цель: развивать познавательный интерес и воображение. | Рисование «Волны на море». Цель: показать детям способы рисования волн. | Разрезные картинки «Спортивный инвентарь». Цель: вспомнить, в какие игры с чем можно играть. |
Про- гулка | Наблюдение за снегопадом. Цель: закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде. | Д.и. «Лови да бросай, цвета называй». Цель: упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. | Рассматривание рисунка «Рыбы». Цель: расширить представления детей о частях тела рыбы. | П.и. «Пастух и стадо». Цель: вспомнить игру. Народная игра «Я сегодня воевода». Цель: познакомить детей с народной игрой. | |
ОД |