Как отучить ребенка от компьютера 7 лет. Как избавиться от компьютерной зависимости у подростков и детей: советы психолога

С точки зрения детей - родители настоящие тираны. Что бы ты ни делал, всему ты посвящаешь слишком много времени. Гуляешь долго, компьютер и телевизор - вообще первые враги. И невдомек детишкам, что родители обеспокоены не тем, что ребенок играет в компьютер, а тем, что играет ВСЕ ВРЕМЯ. Как легко и без истерик отучить его от этого?

Доступ запрещен
По мнению ученых, чрезмерное общение с телевизором или компьютером влечет за собой множество страшных болезней, которые могут развиться у ребенка. Среди них ухудшение зрения, неврологические и психические проблемы и многое другое. Американские ученые рекомендуют проводить за компьютером не более двух часов в день. Российские медики более суровы - до трех лет и телевизор, и компьютер строго запрещены, а затем до семнадцатилетнего возраста, оба «ящика» разрешены по час-два в день. Но для большинства родителей компьютер и телевизор все-таки остаются проблемой, потому что рекомендации врачей их чада напрочь игнорируют. «Все время играет! Ничего не нужно!» - жалуются родители. Впрочем, психологи склонны винить в детских пристрастиях самих родителей. Подобное происходит только потому, что на телевизор и компьютер родители благополучно переложили свои воспитательные функции. И радикальными запретами в духе «Я тебе сказала!» проблемы не решить. Ограничения на просмотр должны быть законом, уважение к которому воспитывается с самых малых лет. Если раньше, когда ваш ребенок был совсем крохой, вам было проще включить ему мультики, чем почитать сказку или поиграть, то теперь не стоит удивляться, что, повзрослев, он стал все сильнее сближаться с «ящиком» и отдаляться от вас.
Что делать?
Понимать изначально, что ребенку нужно посвящать время. Если вместе с ним гулять, постоянно подкидывать ему интересные хобби, вроде рисования, лепки, музыки или спорта, малыш сможет переключиться на реальный мир. Затем рекомендуется пообщаться с ним на тему вреда, который причиняют телевизор и компьютер. Причем не только физического. Например, можно попробовать убедить ребенка, что делать что-то руками гораздо лучше, ведь это можно потрогать, это может получиться красивым, это можно показать окружающим. А компьютерная игра, будь она даже самой красивой и навороченной, всего лишь временное развлечение, которым можно изредка побаловаться. Специалисты рекомендуют быть мягким в этом разговоре и включать «родительский авторитет» только в самом крайнем случае. И особо отмечают, что речь идет не о полном запрете, а о расстановке приоритетов. О том, чтобы воспитать в ребенке понимание разницы между реальной и виртуальной жизнью.
Я московский озорной…
С улицей все гораздо сложнее. Потому что именно она представляется альтернативой компьютерным играм и просмотрам телепередач. Но если ребенок «блуда» и постоянно пропадает невесть где, родители тоже начинают беспокоиться. Здесь проблема лежит далеко не в «разгульном» образе жизни вашего чада. А, во-первых, в безопасности ребенка, во-вторых, в его пунктуальности и, в-третьих, в авторитете родителей. Ведь каждый родитель перед тем как выпустить ребенка на прогулку, обязательно оговаривает время. И если юнец считает возможным не предупредить о том, что задерживается, у старшего поколения намечаются явные проблемы с воспитанием в нем пунктуальности и ответственности. Если хочется погулять еще, необходимо предупредить об этом. Родители либо разрешат, либо нет. К такой дисциплине приучать необходимо с самых первых дней, когда ребенок начинает гулять еще с мамой или кем-то из старших: домой надо идти во столько, во сколько было запланировано, и не поддаваться на уговоры ребенка, который еще не доиграл. Когда ваше чадо начинает гулять самостоятельно, научите его планировать свое время и пользоваться часами. Небольшие недорогие наручные часики не повредят. Желательно чтобы они были противоударными. В крайнем случае, мама, зовущая ребенка домой, тоже подходит.
Обсудите с малышом «маршрут» его путешествия, познакомьтесь с ребятами из компании, с которой он гуляет, напоминайте о правилах поведения на дороге и правила поведения с незнакомыми людьми. Лучше всего, если вы сможете постоянно поддерживать прямую связь с ребенком. Недорогой сотовый телефон также сможет подойти, а заодно и заменит часы. Делать это рекомендуется твердо и ненавязчиво, чтобы постоянные напоминания не вызывали раздражения и, как правило, обратной реакции.
Дисциплинированность и уважение к родительскому мнению - не только основа детского послушания, но и залог здоровья и безопасности. Но внедрять их следует не драконовскими, а либеральными методами. Ребенок должен понимать, что данные ограничения - это закон, а не наказание.

Компьютерная техника прочно вошла в жизнь человека. Этого нельзя отрицать и невозможно изменить. Дети, знакомые с ней с ранних лет, воспринимают ее как нечто такое, что было всегда и без чего жизнь человека если и возможна, то очень сложна.

Представить мир без цифровой техники им так же сложно, как взрослым – без телевидения, телефона, автомобильного транспорта. Тот факт, что подросток «дружит» с ней, настораживать не должен, но когда он играет на компьютере или приставке целыми днями – это уже крайне серьезный симптом, который может сигнализировать о наличии нехимической зависимости, которая так же опасно и трудноизлечима, как и любая другая. Поэтому меры по предупреждению компьютерной зависимости и излечению от нее принимать необходимо.

Почему дети увлекаются компьютерными играми?

Каждый человек, даже не честолюбивый, мечтает о любви и уважении, успешности, достатке, власти. Особенно остры эти желания в переходном возрасте, когда подрастающий ребенок хочет доказать свою ценность себе и окружающему миру. В жизни не каждому удается доказать свои незаурядные интеллектуальные способности учебой, силу и ловкость – спортивными рекордами, талант – созданием настоящих шедевров, лидерские качества – в реальном общении со сверстниками.

Виртуальная реальность предоставляет возможность почувствовать себя героем , умелым воином или полководцем, разбойником, пренебрегающим общепринятыми нормами и завоевывающим богатство и любовь самой смелой и ловкой из всех красавиц мира, архитектором, возводящим города или какой-либо другой выдающейся личностью. Возможность почувствовать себя самостоятельным, уйдя ото всех в виртуальный мир, где не страшно совершать ошибки, пробовать разные пути тоже весьма привлекательна.

Скромный, застенчивый ребенок может испытывать эмоциональный голод , так как ему не хватает общения со сверстниками. Играя на компьютере или приставке, он может пережить страх, огорчение, возбуждение от битвы, сладость победы – и все это, не выходя из дома.

Многие из современных компьютерных игр предполагают возможность общения между игроками. Подростки, которые плохо идут на контакт со сверстниками в реальном мире, намного легче находят контакт с другими игроками – такими же, как и они. Это повышает их способность к социальной адаптации, самооценку.

Помимо игр, подростки используют компьютер для поиска ответов на свои вопросы, для общения в социальных сетях. Для некоторых представителей подрастающего поколения этот аспект не менее важен, чем возможность поиграть.

Почему это вредно?

Чрезмерное увлечение компьютерными играми о пасно искажением представлений подростка о реальности. Неоднократно в новостных программах показывали сюжеты о том, как «опьяненные» компьютерным дурманом дети убивали близких им людей.

Опасно увлечение играми на компьютере или приставке и формированием компьютерной зависимости . Игроман теряет связь с миром, не интересуется проблемами семьи, не общается с друзьями, забрасывает учебу, спорт, не хочет отрываться от игры даже для того, чтобы поесть. Все это негативно сказывается на его психическом и физическом здоровье.

Когда подросток много сидит за компьютером, у него формируется «клиповость» мышления , он становится неспособным решать задачи, требующие концентрации внимания. Научные исследования доказали, что подростки, работающие за компьютером более двух часов в сутки имеют в два раза больше проблем с концентрацией внимание, чем их ровесники, проводящие за ним меньше времени.

Подростков, страдающих близорукостью, с каждым годом становится больше. Отказываться связать это с созерцанием экрана было бы странным.

Следует также отметить, чтоотказ от реального общения, учебы, занятий спортом – не менее печальные последствия игромании.

Как сделать компьютер полезным?

Однако отрицать тот факт, что компьютер может принести пользу, тоже не стоит. Он помогает быть в курсе происходящих событий, быстро находить интересующую информацию, общаться, осваивать полезные навыки.

Если с компьютерных игр родителям удастся переключить внимание подростка на изучение программ, например, графических редакторов, на создание собственных программ, сайтов, то работа за компьютером принесет ему больше пользы, чем вреда.

Направив свое чадо на познавательные сайты, форумы, родители тоже сделают для него доброе дело.

Чтение электронных книг о подростках, просмотр экранизации произведений мировой классикипустым времяпровождением тоже не назовешь.

Перенаправляя подростка в нужное русло, не стоит забывать, что все хорошо в меру. Заранее стоит договориться, что в течение суток он проводит «за компом» не более двух часов.

Как сделать так, чтобы ребенок меньше времени проводил перед экраном монитора?

Легко поставить условие: «за компьютером – не больше двух часов». Добиться его выполнения невозможно, если не предложить подростку альтернативы.

Такой альтернативой может стать занятие в кружке или секции , где ребенку будет интересно. Сегодня существуют кружки, где занимаются робототехникой, созданием моделей самолетов – они придутся по душе «технарям». Спортивные секции – отличный выбор для тех, кто хочет быть «героем» и побеждать. Для творческих натур существуют художественные, музыкальные кружки. Там он встретит тех, кто разделяет его увлечения, и общаться с ними ему будет легко и приятно.

Другой альтернативой может стать семейный досуг. Это может быть активный отдых: туризм, рыбалка, велопрогулки, походы на байдарках, лыжи. Это могут быть «творческие» вечера: посещение театра, выставки, фотоохота. Не отменяются пикники на природе, путешествия, посещение друзей и родственников.

Для небольшой группы подростков, которые включают компьютер, чтобы почитать, альтернативой может стать обычная книга. Какие-то книги они найдут в библиотеке, в которую вы их запишите, другие им придется покупать. Стоить это будет недешево, но здоровье ребенка стоит дороже.

Другими словами, отлучить от компьютера подростка можно, но для этого родителям придется предпринять определенные усилия, иной раз немалые. Прежде всего, отказаться от многочасового сидения за компьютером придется им самим.

Цифровые устройства так стремительно вошли в повседневную жизнь человечества, что представить себе даже один день без них практически невозможно. Еще 20 лет назад компьютер был роскошью, мобильный телефон - неслыханным чудом, а как выглядит планшет, никто себе и представить не мог. Тогда как сегодня в каждом доме есть, как минимум, один компьютер.

Всего лишь десять лет назад мобильные телефоны могли только звонить и отправлять смс, и были в количестве одного на семью. Сейчас это полноценное устройство, мини-компьютер с набором следующих функций:

  • Звонки
  • Сообщения
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Навигатор
  • Игрушка
  • Будильник
  • Калькулятор
  • Видеопроигрыватель
  • Аудиоплеер
  • Выход в Интернет

До чего удобная и нужная вещь! Не секрет, что каждому человеку хочется быть обладателем такого устройства, которое облегчит его жизнь, поможет или развлечет в любую минуту.

И вот, когда количество гаджетов в семьях перевалило за соотношение один к одному, а дети стали их активными пользователями, встал вопрос, насколько это вредно и как влияет на ребенка.

Ребенок и компьютер: "за" и "против"

Споры по поводу вреда компьютера для детей ведутся давно. С одной стороны, развитие, современные технологии, умение ориентироваться в потоке информации и множество развивающих игр для малышей, а с другой - посаженное зрение, испорченная осанка, нервозность и замкнутость. Разобраться и сделать выводы помогут наши «за» и «против».

Так чем же полезны, удобны или выгодны цифровые устройства для детей? Наши «за» :

  • Развитие ребенка . Целые корпорации работают над созданием развивающих компьютерных игр для детей. Они удобны, не занимают места, находятся в свободном бесплатном доступе и очень нравятся малышам. Яркие красочные персонажи в виде мультфильма или интерактивной игры развивают память, логическое мышление, внимание, фантазию и способствуют формированию творческих навыков.
  • Учеба в школе . Доступ в Интернет позволит ребенку научиться ориентироваться в большом объеме информации, перерабатывать ее, получать новые знания, развивать любознательность и основательно подготовиться к урокам. В свободном доступе можно найти много видеоуроков, которые помогут лучше освоить материал и быстро выполнить домашнее задание.
  • Мобильная библиотека . Электронные версии учебников облегчат детский рюкзак, а возможность скачать и прочитать практически любую книгу позволит ребенку не тратить время на поиски произведений любимых авторов и жанров.

Важно объяснить ребенку, что компьютер или планшет предназначен не только для игр, но и для поиска информации.

  • Полезный досуг . Всем родителям известно, как малыши переносят долгую дорогу или длинные очереди в поликлинике. Компьютер или планшет дадут возможность включить ребенку любимый мультфильм и отвлечь от длительных ожиданий. Это практически безупречный способ в нужный момент занять детей всех возрастов.

Однако средства массовой информации, вооружившись предупреждениями медиков, твердят о страшном вреде компьютеров для детского организма и психики. В чем же он состоит? Наши «против» :

  • Глаза . Если малыш проводит у экрана более получаса в день, есть риск снижения остроты зрения - глазные мышцы ребенка еще не до конца сформированы, быстрее устают, соответственно, больше перенапрягаются. Такое напряжение также негативно сказывается на сетчатке и сосудах глазного дна.

  • Позвоночник . Вред планшета для детей проявляется в том, что держа его в руках, ребенок все время наклоняет голову, находясь в одном положении длительное время, что может привести к сутулости, искривлению позвоночника, зажатию мышц. А длительное напряжение мышц шеи вызывает нарушение кровообращения, что чревато головными болями.
  • Мышцы рук . Если ребенок полчаса поиграл в любимую компьютерную игру и побежал гонять в футбол, конечно, ничего плохого не случится. Но если игра требует длительной концентрации и напряжения рук в течение нескольких часов, помимо болей в суставах это может вызывать судороги кистей и предплечья.
  • Центральная нервная система . Вред гаджетов для здоровья детей становится ощутим, когда любимая игрушка начинает занимать большую часть свободного времени ребенка, а то и весь день. Жалобы детей среднего школьного возраста на повышенную утомляемость, нарушения сна, слабость, головные боли медики связывают именно с длительным времяпровождением за компьютером или планшетом. Часто такие дети становятся излишне раздражительны или апатичны, рассеянны, не способны к длительной концентрации внимания, пугливы.
  • Проблемы с весом . Когда дети и гаджеты становятся лучшими или, что еще хуже, единственно возможными друзьями, ребенок готов жертвовать прогулками на улице и общением с друзьями под любым предлогом. Снижение двигательной активности приводит к набору лишнего веса и отсутствию физического здоровья. Кроме того, сидя за компьютером продолжительное время, ребенок либо забывает поесть, что приводит к похудению, либо не замечает, сколько съел, переедает и, соответственно, поправляется.
  • Социализация и общение со сверстниками . В настоящее время социальные сети - это то, без чего ни один школьник себя не представляет. Информация текстовая и визуальная, общение с друзьями, знакомства - все это так привлекает молодых людей, что без так называемой «связи с миром» они просто не могут существовать.

Зачастую, активно общаясь в мире виртуальном, в реальном мире подростки испытывают трудности коммуникации и адаптации коллективе.

Мы попробовали взвесить плюсы и минусы использования цифровых устройств детьми. Но, даже учитывая минусы, вряд ли стоит категорически запрещать общение ребенка с планшетом или компьютером.

В современном мире стоит ориентироваться в потоке информации и новинках технологий, главное, знать, что во всем нужна мера. Попробуем разобраться, как уменьшить времяпровождение ребенка у монитора.

Как отвлечь ребенка от компьютера

Если у родителей возникла потребность от чего-то отвлекать ребенка, значит, привыкание уже сформировалось. Влияние компьютера на психику детей настолько велико, что вызывает зависимость не меньшую, чем наркотическая.

Если ребенок находится перед монитором или планшетом несколько часов, он постоянно сконцентрирован. Такая сосредоточенность не свойственна организму, она возможна только на протяжении 15 - 20 минут. Поэтому возникает нервное и эмоциональное перенапряжение, вызывающее рассеянность, беспокойство и подавленность нервной системы.

Дети разного возраста реагируют на запреты по-разному. Малыши-дошкольники устраивают истерику: любимую игрушку отбирают, время ограничивают, соответственно обижают, а от бессилия и обиды он плачет. Это сигнал для родителей о том, что пора принимать меры.

Дети школьного возраста, особенно подростки, замыкаются, перестают разговаривать, таят обиду и видят в запретах вселенское непонимание. Как же избежать конфликтов и попытаться отвлечь ребенка другими занятиями?

Любящие родители должны понимать, что для этого нужно приложить усилия и старания. В помощь им мы собрали несколько идей о том, как провести время без гаджетов.

Отвлечь от планшета: 15 интересных идей для семейных развлечений

Попробуйте найти сферы творчества или развлечений, которые действительно заинтересуют малыша или подростка, а заодно помогут вам найти общий язык с ребенком.

  1. Вспомните о существовании пазлов. Для малыша будут интересны небольшие картинки из мультфильмов с крупными деталями. А ребенку постарше подойдет изображение с красивым пейзажем, машиной или натюрмортом из большого количества деталей, которую после сборки можно поместить в рамку и повесить на стену.
  2. Найдите в Интернете рецепт соленого теста для лепки. Дети очень любят с ним возиться. Можно сделать картину или просто фигурку, запечь ее, а потом разрисовать, и украсить стены кухни, прихожей или подарить бабушке.
  3. Сделайте с ребенком папье-маше. Найдите тарелочку или фигурку, которую можно оклеить кусочками бумаги, дайте высохнуть и разукрасьте вместе. Пусть вокруг будут остатки клея, но удовольствие от процесса вы получите точно.
  4. Попробуйте ребенка в сфере науки. И малышам, и подросткам нравится что-нибудь смешивать. Выберите в магазине детский набор для опытов или найдите пару несложных экспериментов в сети. Главное, соблюдать правила безопасности и обязательно рассказать об этом ребенку.
  5. Расскажите о коллекционировании. Вспомните, как сами собирали в детстве фантики, календарики и открытки. Предложите придумать, что можно собирать: монеты разных стран, наклейки или этикетки. Придумайте для коллекции место и систематизацию, а в красивом блокноте можно вести учет.
  6. Достаньте с антресолей давно купленную систему караоке. Поставьте диск с любыми песнями, возьмите микрофон и пойте. Не бойтесь быть смешным, шутите, балуйтесь, главное - будьте вместе!
  7. Устройте семейный день приключений. Подготовьтесь, как следует, и организуйте квест. Можно спрятать сладость в шкафу или зарыть клад во дворе, снабдив ребенка несколькими записками и указателями. Вовлеките в игру всех членов семьи. Чем интереснее задания вы придумаете, тем меньше вероятности, что ребенок вспомнит о любимом планшете.
  8. Попытайтесь заинтересовать ребенка астрономией. Понаблюдайте за звездным небом, покажите знакомые вам созвездия, научите их определять, предложите нарисовать карту звездного неба, поговорите о жизни на других планетах.
  9. Отыщите на дальних полках настольные игры. Дети с удовольствием поиграют с родителями в Монополию или Лото. Играйте, шутите, но не поддавайтесь! Дети этого не любят.
  10. Поговорите с ребенком о родственниках. Детям интересно, как звали прабабушек и прадедушек, как они выглядели. Предложите ребенку составить генеалогическое дерево - распечатайте фотографии, рисуйте, клейте, постарайтесь сделать его большим и ветвистым.
  11. Попробуйте писать смешные истории. Вспомните игру из своего детства, когда участники по очереди пишут фразы, отвечая на ряд вопросов. Прочитайте то, что получилось, вам точно будет, над чем посмеяться!
  12. Посадите вместе с ребенком растение, а лучше, чтобы он посадил его сам под вашим присмотром. Пусть это будет яблоня возле дома или лимон на окне. Главное, ухаживать за ним и наблюдать, как оно растет. Можно предложить вести дневник, и записывать туда, когда появились первые листочки, плоды или какие сезонные изменения с ним происходят.
  13. Научитесь делать события из мелочей. Разбудите ребенка рано утром, возьмите термос с горячим чаем и пару бутербродов и отправьтесь встречать рассвет в ближайший парк или даже на балкон. Посмотрите, как встает солнце, поговорите и научите ребенка улыбаться новому дню.
  14. Заведите семейную традицию, к примеру, субботнее вечернее чаепитие. Найдите новый рецепт и испеките вместе с детьми печенье. Пусть они сами вырезают и лепят, тем интереснее и вкуснее будет его пробовать.
  15. Запланируйте путешествие всей семьей. Неважно, в другую страну или соседний город. Составьте маршрут вместе с ребенком, отметьте на карте места, которые собираетесь посетить и отправляйтесь в дорогу. Распечатайте фотографии из путешествия, разместите их в небольшой альбом, сделав смешные подписи, чтобы воспоминания остались с вами надолго.

Конечно, все эти идеи требуют от родителей определенных усилий, фантазии и времени. Но это самое малое, чем можно пожертвовать ради детей. Зачастую и взрослым было бы не лишним забыть о планшете или телефоне, а увлечься лепкой, рисованием, пением или просто пообщаться с ребенком и вспомнить, что в жизни есть и другие интересы и ценности.

Компьютеры за пару последних десятилетий по-настоящему захватили мир. Мерцающие экраны телевизоров, компьютеров, ноутбуков, телефонов и планшетов окружают нас повсюду – это реалии, и от них даже при всем желании никуда не деться. В непростом положении оказались современные родители: к стандартной проблеме «отцов и детей» прибавилось абсолютное непонимание мира, в котором живут современные подростки. Да, они так же общаются, ходят в школу и влюбляются, и всё же – они кардинально другие. Больше знают, и их осведомленность в некоторых вопросах порой даже пугает. Меньше гуляют и почти не читают книги. Зачем? Для общения есть социальные сети, а ответ на любой вопрос дадут поисковики. Как понять своего ребенка, так внезапно ставшего подростком? Где грань между действительно необходимым и опасным количеством времени, которое занимает компьютер в его жизни? На эти и другие вопросы, волнующие родителей детей-подростков, мы и постараемся ответить в данной статье.

Компьютер в жизни подростка

Подросток сидит за компьютером (ноутбуком или планшетом) – не правда ли, знакомая и даже банальная картина? Однако если вы видите своего ребенка уткнувшимся в экран постоянно, это начинает по-настоящему пугать.

Давайте разберемся, почему же нынешние подростки так много времени проводят за компьютером. Возраст 13-16 лет – один из самых сложных в жизни человека. Вчерашний ребенок отдаляется от родителей, становясь всё более самостоятельным. Он начинает жить своей, отдельной жизнью. Жить без родителей подростку пока рановато, поэтому выходом становятся частые встречи с друзьями и/или побег в виртуальную реальность. И пусть общение там является поверхностным, для многих молодых девушек и парней оно становится основным окном в мир, дает возможность раскрепоститься и почувствовать себя более значимым. Психологи считают возраст 15 лет пиковым в отношении интернет-общения; впоследствии (теоретически) происходит постепенное угасание интереса к нему.

Скажем так: беспокоиться и контролировать время, проведенное ребенком за компьютером нужно обязательно. Подросток – это еще не взрослый человек, и ответственность за его здоровье несут именно родители. Вы должны дозировать количество экранного времени в жизни своего ребенка. Кроме того, необходимо объяснить ему об основных правилах поведения в Сети: осторожности в общении с незнакомцами, нежелательности сообщения личных сведений даже в приватной переписке. Если подросток очень любит играть на компьютере, ваша задача – проследить, в какие именно игры. Жестокие и кровавые необходимо пресекать на корню. Вообще родителям желательно как можно раньше объяснить подростку, что компьютер необходим в первую очередь для решения рабочих вопросов, а не для игры.

Веские основания для тревоги появляются тогда, когда ребенок становится по-настоящему зависим от веб-общения или компьютерных игр. Он сидит у монитора часами, хочет всё время быть «онлайн» и почти не общается с домашними. В таком случае родителям следует разобраться в причинах, толкнувших подростка в экранный мир и предпринять меры по «вытаскиванию» его оттуда.

Влияние компьютера на здоровье и психику подростков

Современные технологии вошли в каждый дом, и компьютеры в наше время являются неотъемлемой частью жизни. Однако не стоит забывать, что любой вид техники – это лишь средство, и только от нас зависит, будет ли оно приносить пользу или медленно разрушать наше здоровье и психику. В отношении детей и подростков всё в руках их родителей.

Компьютер, несомненно, влияет на подростков, что имеет как плюсы, так и минусы. Несмотря на тревоги родителей, в увлеченности молодых людей и девушек виртуальным миром есть следующие положительные стороны:

1) Интеллектуальное развитие . Разумный подход к использованию компьютера и Интернета позволяет получать огромное количество полезной информации, которая может пригодиться в учебе и реальной жизни. Современные подростки по сравнению с их родителями знают намного больше, хотя эти знания и можно назвать довольно поверхностными.

2) Возможность раскрепоститься . В Интернете подросток, имеющий проблемы с социальной адаптацией, получает возможность стать другим, раскрыться, найти друзей и даже любовь. Ощутив себя интересной личностью, пусть и в суррогатном общении, он может обрести большую уверенность в себе в реальном мире.

И всё же отрицательное влияние компьютера на детей и подростков очевидно. Бесконтрольное количество времени, проводимого у монитора, имеет следующие минусы:

1) Проблемы с концентрацией внимания . Частая смена ярких картинок на экране монитора вполне ожидаемо вызывает рассеянность и ухудшение способности сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности. Причем неважно, о ком идет речь – дошкольнике, школьнике или даже студенте. Эдвард Свинг из Государственного университета Айовы провел исследование концентрации внимания детей, смотревших телевизор или игравших в видеоигры менее чем 2 часа в день (рекомендованные Американской академией педиатрии (AAP)) с теми, кто тратил на это времени больше двух часов:

В этом же исследовании была замечена следующая закономерность: школьники средних классов в среднем проводили у телевизора или компьютера 4,26 часа ежедневно, а студенты – уже 4,82 часа.

Профессор педиатрии Димитри Кристакис из Университета Вашингтона указывает на тревожный факт:

«Расстройство гиперактивного дефицита внимания (ADHD) сегодня встречается в 10 раз чаще, чем всего лишь 20 лет назад».

2) Ухудшение зрения . И в этом отношении всё очевидно – глаза современных школьников адаптируются к разглядыванию мерцающей картинки на близком расстоянии. Глазные мышцы практически не работают. Близорукость молодеет с каждым годом, и глупо отрицать взаимосвязь этого факта с популяризацией компьютеров, телефонов и планшетов.

3) Снижение эмоциональности, стандартизация мышления . Компьютер при всей сложности своего устройства – машина. Он выдает человеку четкие, логичные и отнюдь не творческие решения. Ни одна игра, никакое общение в соц.сетях не может передать всех тонкостей, свойственных многогранности мира и личности человека.

Заведующий отделением Центра охраны психического здоровья детей и подростков Анатолий Григорьевич Мазур в интервью известному отечественному психологу Татьяне Львовне Шишовой высказал следующее мнение:

«Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Все! Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность – то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден. Чем позже мальчик или девочка за него сядут, тем лучше».

4) Риск возникновения игромании или интернет-зависимости . Чем раньше у ребенка появляется компьютер, телефон или планшет, тем больше вероятность привыкания и формирования устойчивость привязанности к электронным гаджетам. Наиболее тяжелые формы зависимости могут даже потребовать специализированного лечения.

5) Проблемы с учебой, трата всего свободного времени на компьютер . Этот аспект частого пребывания подростка в виртуальном пространстве невозможно отрицать. Компьютер очень затягивает, а уж молодых людей с несформированной психикой – тем более. Результатом становится желание проводить у монитора всё больше и больше времени, отсутствие интереса и мотивации к учебе.

Конечно, желательно, чтобы собственный компьютер появился у ребенка как можно позже. Чем старше человек, тем меньше вероятность того, что он станет зависимым от Интернета и компьютерных игр. Если же ваш ребенок-подросток уже давно «на ты» со всеми современными цифровыми устройствами, не забывайте о том, что именно вы должны стоять на страже его здоровья и следить, чтобы компьютер использовался не как игрушка, а как полезное техническое устройство.

Зависимость от компьютера у подростков

Подростки, обладающие «пограничной» психикой, наиболее восприимчивы к разного рода воздействиям и зависимостям. Почему же именно компьютер становится для детей и подростков столь притягательным? Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и клинической психологии Российской медицинской академии постдипломного образования, президент Фонда социальной и психической помощи семье и детям Юрий Степанович Шевченко отвечает на этот вопрос следующим образом:

«Прежде всего, он (компьютер) дает все те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр – от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не двигаясь с места! Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. <…> Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути, так сказать, «радостного взросления».

Если родители не стремятся оградить отпрыска от губительного влияния планшета и ноутбука, проводят большую часть своего времени на работе и считают, что компьютеры несут подрастающему поколению только пользу, результат будет закономерен. В группе риска – подростки, имеющие сложности в реальном общении. Ваш ребенок застенчив или, напротив, дерзок и находится со сверстниками в состоянии постоянной «холодной войны»? Тогда компьютер может стать для него главным способом коммуникации с окружающим миром.

Что делать, если вы подозреваете компьютерную (интернет) зависимость у ребенка? Отключение Интернета в данной ситуации – не выход, так вы только вызовете у подростка озлобленность и отдалите его от себя. Специальные программы, обещающие «родительский контроль», тоже далеко не панацея, ведь нынешние подростки очень быстро учатся их обходить.

Если речь идет о настоящей зависимости, скорее всего, ребенку сможет помочь только специалист, а конкретно – психолог. Но чаще всего проблема еще не столь запущена и может быть решена в рамках семьи. Договоритесь с подростком о том, сколько времени он будет проводить у монитора. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше, ведь с возрастом устанавливать ограничения будет всё сложнее. Старайтесь проводить больше времени всей семьей: никакая работа не может быть важнее, чем собственные дети.

Как отучить подростка от компьютера?

Всё чаще родители спрашивают, как отучить подростка от компьютера. В первую очередь, нужно задать самим себе другой вопрос – когда ваш ребенок был «упущен» и почему он начал проводить так много времени у мерцающего экрана? Уверения в важности современных технологий в учебе и необходимости приучения детей к компьютеру с малых лет являются совершенно необоснованными. Телевидение, компьютерные игры и Интернет всегда становятся средством, компенсирующим дефицит чего-либо в жизни подростка. И вот с этим дефицитом-то и следует бороться.

Но что же делать, если ребенок уже плотно «подсел» на электронные гаджеты и не представляет своей жизни без любимых игр или соц.сетей? Как подростка оторвать от компьютера? К сожалению, это невозможно сделать как по мановению волшебной палочки. «Иммунитет» от пристрастия к кибермании формируется в семье. Если родители сами склонны проводить свободное от работы время у телевизора или за компьютером, странно будет ожидать от подростка, что он будет вести активный образ жизни, заниматься спортом и поддерживать замечательные отношения с друзьями в реальной жизни. Начинать в воспитании как самых маленьких детей, так и подростков следует, прежде всего, с самих себя. Конечно, не самый приятный совет, зато правдивый. Станьте такими родителями, которым хочется подражать. Это не панацея от компьютерной зависимости подростка, но важный вклад в формирование его представлений о реальности.

Родителям, ведущим активную жизнь (работа, спорт, встречи с родственниками и друзьями), казалось бы, не на кого пенять. Как отвлечь подростка от компьютера в таком случае? Постарайтесь мягко и ненавязчиво помочь своему ребенку найти интересное занятие, не связанное с «затянувшей» его игрой или соц.сетью. Возможно, подросток достаточно интеллектуален, чтобы заняться, например, созданием собственных сайтов или изучить какую-либо сложную программу (например, Фотошоп или программу для создания видеороликов). Всячески стимулируйте выход своего ребенка в реальную жизнь: молодой девушке будет приятно получить в подарок от родителей абонемент в фитнес-клуб, а юноше – в тренажерный зал. Концерты, тренинги, спортивные секции – вот замечательные способы отвлечь подростка от тяги к электронным гаджетам.

О влиянии компьютера на человека, а в особенности, на неокрепшую психику подростка говорить можно много. Но нельзя и отрицать тот факт, что современные технологии стали по-настоящему незаменимы, и пути назад у нас нет. Другой вопрос, как мы и наши дети будем использовать достижения современной цивилизации – себе во благо или же напротив, превращаясь в придаток умной машины.

Мы не можем собрать вещи и увезти своего ребенка в какую-нибудь глушь, где нет компьютера и Интернета. Запреты, крики, выдирание проводов – «методы» борьбы, абсолютно неэффективные в отношении подростков. Лишь создание теплого микроклимата в семье и культивация настоящих, а не экранных ценностей может сохранить целостность формирующейся личности. Любите своего ребенка, дарите ему свое время и внимание, подавайте положительный пример, живя активно и весело – и тогда компьютер в вашем доме не станет камнем преткновения. Желаем вашим детям-подросткам яркой юности, в которой живое общение будет всегда преобладать над получаемым через экран монитора!

Обычно компьютерная зависимость у детей возникает в 10-16 лет. И в этом нет ничего удивительного – подростковая психика еще недостаточно устойчива. Однако медицинская статистика неутешительна – среди игроманов все чаще можно встретить младших школьников и даже дошколят.

Сегодня мы поговорим о том, как избавить ребенка от компьютерной зависимости, разберемся в источниках ее возникновения и узнаем советы специалистов по ее профилактике.

Тема чрезмерного увлечения компьютером становится актуальнее с каждым днем. Например, недавно произошла громкая трагедия: девятиклассник убил мать и успел тяжело ранить отца только за то, что они запретили ему сидеть за компьютером.

По словам психолога, беседовавшего с юным игроманом, у подростка сформировалась игровая зависимость. Он практически утратил связь с реальностью и считал свои поступки продолжением игры. Психическое расстройство усугубилось тем, что ребенок постоянно играл в жестокие «стрелялки» (шутеры).

Опровергнуть или подтвердить наличие у ребенка этого заболевания можно только после консультации у психолога. Однако и в домашних условиях родители могут обратить внимание на явные симптомы зависимости.

  1. Ребенок сидит за монитором более трех часов в день, не учитывая выполнение домашних заданий.
  2. Подростку нужно, чтобы компьютер работал в фоновом режиме. Поэтому ребенок включает его сразу после пробуждения, возвращения с занятий.
  3. Любые попытки взрослых ограничить время, проводимое за экраном, часто заканчиваются ссорами, скандалами и острыми конфликтами с подростком.
  4. У школьников резко снижается количество социальных контактов, поскольку общение происходит в мессенджерах, соцсетях.
  5. Дети не способны занять себя в отсутствие гаджетов. Настольные игры, книги и другие развлечения им попросту не интересны.
  6. Зачастую ребенок пренебрегает домашними обязанностями, уроками в пользу еще одного сеанса игры.
  7. Практически все взаимодействие со сверстниками сводится к обсуждению новинок игровой индустрии, компьютерной техники.

Читайте также: Как справиться с ревностью старшего ребёнка?

Основные типы компьютерной зависимости у детей

Перед тем как рассуждать о способах решения проблемы и выслушивать советы психологов, нужно понять, какой именно вид зависимости существует у вашего ребенка.

По мнению специалистов, нездоровое увлечение компьютером бывает двух основных типов.

  1. Игровая зависимость у детей (кибераддикция) проявляется в нездоровом влечении к компьютерным игрушкам. Подросток может часами сидеть за монитором, забывая про учебу и даже прием пищи. Кибераддикция, в свою очередь, бывает двух видов:
    • увлеченность неролевыми играми (аркады, головоломки, на быстроту реакции), когда ребенок радуется прохождению игры или получению максимального количества очков;
    • зависимость от ролевых игрушек, когда дети играют за определенных героев, целиком погружаясь в виртуальность.
  2. Сетеголизм (зависимость от Интернета) наблюдается у школьников, испытывающих сложности во взаимоотношениях с ровесниками. Подросток проводит все свободное время (до 14-15 часов в сутки) на форумах, в чатах и соцсетях. Он общается, скачивает музыку и фильмы, заводит виртуальные знакомства. Явные признаки – постоянная проверка электронной почты, неодолимое желание выйти в сеть с компьютера, планшета или телефона.

Чем опасна компьютерная зависимость для детского здоровья?

Самое очевидное последствие постоянного пребывания за монитором – это нарушение зрения. По данным Министерства здравоохранения РФ, среди сегодняшних подростков широко распространен «компьютерный зрительный синдром», среди симптомов которого – резь в глазах, слезоточивость и постоянные головные боли.

Однако проблем со здоровьем из-за компьютера возникает гораздо больше. По мнению авторитетного английского психолога Эрика Сигмана, компьютерная зависимость у детей может вызвать:

  • ожирение, поскольку дети, уставившись в экран, не гуляют, не играют, а механически поедают то, что лежит у них в тарелке;
  • ослабление иммунитета, а значит, подверженность простудным и инфекционным заболеваниям;
  • проблемы с памятью, концентрацией внимания, и, как следствие, трудности с учебой;
  • бессонницу;
  • аутизм.

Читайте также: 5 скрытых проявлений ревности старшего ребёнка


Влияние компьютера на психику ребенка

  • Ребенок реже контактирует со сверстниками, происходит замена реальной жизни на виртуальную. Это, в свою очередь, усиливает увлечение компьютером – время, проведенное без него, кажется потерянным зря.
  • На фоне социальной дезадаптации у некоторых школьников появляется неоправданная агрессия, жесткость и прочие антисоциальные поступки.
  • Педагоги уверены, что чрезмерная увлеченность компьютером приводит к снижению грамотности. Дети пишут с ошибками, так как уже привыкли к автопроверке орфографии.

Советы психолога по избавлению от компьютерной зависимости

Не можете отучить детей от бесконечных игр и общения в соцсетях? Прежде всего, необходимо понять, что стало причиной появления этой вредной привычки. Среди ее источников – неуверенность в себе, сложные взаимоотношения с домочадцами, неумение выстроить отношения с одноклассниками. Родителям в подобных ситуациях необходимо поддержать подростка и помочь разобраться с неприятностями.

  1. Первый шаг – признать всей семьей существование зависимости и выработать меры по борьбе с ней. Сразу предупреждаем, что лечение сетеголизма и кибераддикции – долгий и очень кропотливый труд.
  2. Не стесняйтесь обратиться к психологу или психотерапевту. Во-первых, специалист подтвердит или опровергнет ваши подозрения, во-вторых, он со стороны увидит ситуацию, выяснит причину зависимости и назначит лечение.
  3. Не следует критиковать, ругать, а тем более физически наказывать детей. Подобные действия только усугубят проблему и отдалят подростка от родителей, вынудив его еще больше замкнуться во внутреннем мире.
  4. Сблизиться с детьми поможет неподдельный интерес к их увлечению. Это повысит доверие к взрослым, а значит, подростки с большей охотой станут делиться своими эмоциями и с большей вероятностью будут следовать родительским советам.
  5. Пустоту, которая появится после отказа от игр, нужно заполнить другим увлечением. Это могут быть спортивные или творческие занятия, чтение книг, клуб по интересам.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!