"Психическое расстройство – это про нас". Как понять, нормален ли ты

Индекс массы тела (ИМТ) - хороший способ проверить, нормальный ли у вас вес. или оцените его по специальной таблице . Для взрослых ИМТ показывает, насколько вес соответствует росту. Для детей от двух лет используется центильный метод расчета ИМТ (центильные таблицы). Если ваш ИМТ выше диапазона здоровых показателей, вы более подвержены тяжелым заболеваниям, связанным с избыточным весом, например, диабету второго типа, болезням сердца и определенным типам рака.

ИМТ - самый простой способ оценки массы тела у взрослых, но не универсальный. Так, некоторые взрослые, обладающие большой мышечной массой, могут иметь ИМТ выше диапазона здоровых показателей, хотя это вовсе не говорит об избыточной массе тела. Например, профессиональные регбисты могут иметь результат ИМТ «ожирение», имея очень низкий процент жира в организме. Однако к большинству людей это не относится.

ИМТ для взрослых

При расчете индекса массы тела учитывается, что люди бывают разного телосложения и роста. ИМТ выше предела здоровых показателей означает, что вы весите больше, чем положено человеку вашего роста. Приведенные ниже диапазоны значений относятся только ко взрослым. Результаты ИМТ для детей интерпретируются по-другому.

  • ИМТ ниже 18,5: такой низкий показатель означает, что у вас пониженная масса тела. Это может быть вызвано рядом причин, в том числе, неправильным питанием. Возможно вам нужно обратить более пристальное внимание на свой рацион, а также пройти обследование у терапевта и обратиться за консультацией к диетологу .
  • ИМТ между 18,5 и 24,9: это нормальные показатели. Это значит, что ваш вес соответствует росту. Однако, если вы ходите сохранить здоровый вес, по-прежнему важно соблюдать здоровый сбалансированный рацион и включать физическую активность в свою повседневную жизнь.
  • ИМТ выше 25: ваш ИМТ превышает здоровые показатели, это значит, что у вас избыточная масса тела. Это значит, что вы весите больше, чем положено человеку вашего роста. Избыточный вес может привести к повышенному риску болезней сердца, инсульта и диабета второго типа. Пришло время действовать. Чтобы узнать, каков ваш следующий шаг, прочтите следующий раздел .
  • ИМТ 30 или выше: результат выше 30 считается ожирением. Ожирение ставит вас под угрозу развития болезней сердца, инсульта и диабета второго типа . Снижение веса принесет значительную пользу здоровью, в этом вам может помочь ваш врач. Прочтите более .

ИМТ для детей

Результаты ИМТ для детей интерпретируются по-другому, врач смотрит на то, соответствует ли его вес росту, возрасту и полу. Результат называется детским центильным показателем ИМТ. Центильный показатель ИМТ - хороший способ выяснить, имеет ли ребенок здоровую массу тела, этот способ используется медицинскими работниками.

Используя центильные таблицы, врач может сказать, растет ли ребенок должным образом. Возможно, вы проводили подобные расчеты для своего ребенка, когда он был еще младенцем. После того, как будет рассчитан центильный показатель ИМТ вашего ребенка, его отнесут к одной из четырех категорий:

  • пониженный вес : ниже 2-го центиля ИМТ;
  • здоровый вес : между 2-м и 90-м центилем ИМТ;
  • избыточный вес : между 91-м и 97-м центилем ИМТ;
  • ожирение : 98-й и выше центиль ИМТ.

ИМТ равный или выше 91-го центиля может указывать на то, что ваш ребенок более подвержен болезням, связанным с ожирением .

При некоторых заболеваниях или методах лечения центильные таблицы ИМТ не являются наилучшим способом установить, имеет ли ребенок здоровый вес. Вы можете обсудить это с педиатром .

Результаты исследований показывают, что дети, имеющие избыточный вес или страдающие ожирением, более подвержены различным заболеваниям в детстве и дальнейшей жизни. Если у вашего ребенка избыточный вес, пришло время действовать. Ваш педиатр может проконсультировать вас и помочь вашему ребенку достичь здорового веса по мере взросления.

Мы часто слышим: «Нормально!» Это стало привычным, но что значит наречие? Его произносят часто и в разном контексте, поэтому смысл мог потеряться во всем этом многообразии. Поговорим о норме в личном и общественном смысле, но начнем с лингвистического пласта.

Значение

Конечно, у любого слова смыслов может быть много, как и разного рода словосочетаний. Но словарь строг, он дает нам лишь три значения этого слова:

  1. Нечто, что не отклоняется от нормы.
  2. Нечто, что соответствует канону должного. Например, когда говорят: «Сделай работу как следует! То есть сделай ее нормально!» В данном случае надо не просто выполнить работу на должном уровне, а лучше все устроить по высшему разряду.
  3. Удовлетворительно, то есть все, как всегда.

Последний пример нуждается в пояснении. Встречаются два друга, один у другого спрашивает:

Как дела?

Нормально.

Из привычного диалога, который каждый слышал миллион раз, вытекает, что дела как обычно, без особенных новостей, взлетов и падений. Но не стоит расстраиваться. Нормально - это прекрасно, ведь отсутствие плохих новостей - уже хорошая новость.

Синонимы

Богатство речи предполагает не только владением смыслом слова, но и его заменами. На очереди синонимы к слову «нормально». Их, как можно догадаться, великое множество.

Если говорить о случаях, которые соответствуют норме, то замены следующие:

  • «Хорошо».
  • «Прекрасно».
  • «Обычно».
  • «Как всегда».

Естественно, что аналогов может быть и больше, поскольку «нормально» - это слово настолько часто употребляемое, что стало почти незаметным. Поэтому каждому, кто пожелает подобрать к нему синоним, придется понять, как именно сказать то, что нужно. Ведь под нормой можно иметь в виду много понятий. Но об этом чуть позже.

Второе значение предполагает другие синонимы:

  • «Как нужно».
  • «Как должно».
  • «Как следует».
  • «В лучшем виде».
  • «Комар носа не подточит».
  • «Прекрасно».

Когда речь идет о норме как о каноне, то чаще всего имеется в виду определенная работа или задание. В этом случае не стоит говорить, что работа сделана на «троечку». Если дело готово, то оценка должна быть только «пять». Под делом может подразумеваться любая работа, школьное домашнее задание или художественное произведение. В данном случае нормально - это знак качества.

У каждого свое понимание

Положение, вынесенное в подзаголовке, всегда надо держать в уме. Начинается все еще со школы. Для отличника норма - это «высший класс», а для троечника - «и так сойдет», как в известном мультике. Такое глобальное расхождение ценностей преследует людей всю жизнь. Нормально - это что такое и от чего оно зависит?

  • От воспитания.
  • Социального статуса.
  • Привычной среды.

Три элемента, указанные выше, в основном формируют личность человека. Конечно, время от времени происходят непредвиденные жизненные сломы, крахи, взлеты и падения, духовные перерождения, но большинство обитает в весьма удобных условиях. Существуют радикальные условия существования, но среднему человеку они неведомы, хотя, в принципе, каждый может в них оказаться. Вообразите, если миллионер потеряет все деньги, и ему будет негде жить. Его представления о нормальности резко сдвинутся, вернее потерпят крах. Но потом, если он вернет прежнее положение, то будет видеть больше. Богач, бедняк, затем снова богач, он уже не сможет ответить на вопрос: «Нормально - что означает это слово»? Потому что для него реальность стала иной.

Различные представления о должном

Мы могли бы сравнить западную и африканскую культуру (это первое, что, как правило, приходит на ум), но не станем этого делать. Лучше возьмем в качестве примера всем известную трилогию «Назад в будущее» и проанализируем ее. В заключительной части эпопеи, где Док и Мартин путешествуют по Дикому Западу, есть эпизод, в котором Макфлай рассказывает людям того времени, что в XX веке бегают для удовольствия, а бандиты в это время удивляются белым зубам гостя из будущего.

Для нас белые зубы - это норма, а для Дикого Запада - почти патология, учитывая условия существования тогдашних жителей. И самое интересное, что невозможно убедить людей из прошлого, что чистота - это полезно и нужно, а бег для пользы тела вполне возможен. Слушатели думали, что Мартин - изрядный шутник или сумасшедший.

Если бы было возможно послушать каждого представителя прошедших эпох, то на вопрос: «Нормально - что значит это слово?» - гости из прошлого предложили бы свой вариант ответа. Причем если устроить гипотетический съезд, то они бы никогда не достигли согласия.

Но не будем судить их слишком строго. Нам, современным людям, тоже трудно вообразить, что случится через 50 или 100 лет, и как изменится понятие «нормально». Значение слова, возможно, станет совсем иным, нежели мы себе это представляем сейчас.

Если установлено, что исследуемые значения имеют количественный характер, следует проверить выборку на нормальность распределения. Это можно сделать несколькими способами.

Первый способ проверки выборки на нормальность распределения

Прежде всего, нужно вычислить показатели асимметрии и эксцесса, используя программу Excel, имеющуюся практически на всех компьютерах. Для этого в таблицу программы следует поместить результаты измерений. Пусть это будет ряд значений, полученных на выборке из 25 объектов: 9 10 10 10 11 11 11 11 12 12 12 12 12 12 12 13 13 13 13 14 14 15 15 16 17

Данные могут располагаться как в виде строки, так и в виде колонки. Далее, нажатием кнопки с символами f x , расположенной ниже панели инструментов, вызываем мастер функций. В верхнем окне выбираем категорию «Статистические», а в нижнем - пункт «Скос». Возвращаемся к таблице с результатами измерений, и, выделяя набранные ранее цифры, помещаем их значения в открывшееся окно «Аргументы функций». На правой стороне окна появляется результат вычислений – 0,579. Это и есть значение показателя асимметрии, характеризующего степени отклонения вершины кривой распределения от его центра. Можно сказать, что показатель асимметрии отражает отклонение вершины реальной кривой распределения от идеальной по оси абсцисс.

По схожему алгоритму вычисляем величину показателя эксцесса характеризующего подъем или снижение вершины распределения, то есть – отклонения по оси ординат. Для того, чтобы произвести расчет данного показателя, следует выбрать пункт «эксцесс». В окне «Аргументы функций» получим его значение – 0,116.

При наличии статистических таблиц критических значений асимметрии и эксцесса (в данном учебном пособии это таблицы 9 и 10) вычисленные значения сравниваются с табличными. Если оба (!) показателя окажутся меньше табличных величин, то распределение может считаться нормальным.

Для нашего примера табличное значение показателя асимметрии находим на пересечении строки n = 25 и колонки р ≤ 0,01 (предположим, чтомы анализируемрезультаты достаточно важных экспериментов и считаем, что вероятность ошибки статистического заключения не должна превышать 1%). Это число составляет 1,061. Так как вычисленное значение показателя асимметрии 0,579 оказывается гораздо меньше табличной величины 1,061, можно сделать заключение, что отклонение вершины распределения по оси абсцисс не столь значительно, чтобы отказаться от применения параметрических методов.

В таблице 10 находим критическое значение показателя эксцесса.Дляn = 26 (так какв таблице отсутствует строка для n = 25, переходим к ближайшей строке)и

р ≤ 0,01 оно составляет 0,869.И снова фактическое значение показателя 0,116 оказывается меньше табличного 0, 869. Отсюда следует, что отклонение вершины распределения по оси ординат также несущественно и его можно считать нормальным. То, что оба показателя оказались меньше критических табличных величин, дает основание для последующего применения параметрических критериев.

Второй способ проверки выборки на нормальность распределения

При отсутствии таблиц критических значений асимметрии и эксцесса следует произвести расчеты не только этих показателей, но и их выборочных ошибок.

Ошибка показателя асимметрии производится по формуле:

Для нашего примера она составит:

Выборочная ошибка эксцесса рассчитывается по другой формуле:

в результате получим:

Частное от деления показателей асимметрии и эксцесса на их ошибки определяется как t ф (фактическое значение) и сравнивается с t т, табличное значение), взятым из таблицы Стьюдента (таблица 6), при соответствующем уровне значимости и числе степеней свободы. Если фактическое значение критерия Стьюдента окажется меньше табличного, распределение признается нормальным, и, наоборот, если фактическое значение окажется больше табличного, следует сделать вывод о несоответствии распределения нормальному закону.

Для показателя асимметрии получаем следующее значение t-критерия:

Число степеней свободы (df), определяющее строку в таблице Стьюдента, находим как n-1. Следовательно, df = 25-1=24. Уровень значимости (вероятность ошибки статистического заключения), определяющий колонку в таблице Стьюдента, оставляем 1%. На пересечении строки df =24 и колонки р ≤ 0,01 находим табличное значение критерия t т = 2,80 . Так как t ф (1,25) оказывается гораздо меньше чем t т (2,80), можно заключить, что и второй способ проверки указывает на незначительность асимметрии кривой распределения.

Фактическое значения t-критерия для показателя эксцесса рассчитываем по формуле
Таким образом, не только для асимметрии, но и для эксцесса t ф (0,129) оказывается существенно меньше чем t т (2,80), что опять же указывает на нормальность распределения.

Третий способ проверки выборки на нормальность распределения

Проще всего задача решается, если имеется компьютер с установленной на ней программой Statistica. После ввода данных в таблицу вызывается стартовая панель модуля Основные статистики и таблицы (Basic Statistics/Tables ). В средней части окна Descriptive Statistics (Описательные статистики) слева находится блок проверки распределений (Distribution). Чтобы проверить, относятся ли показатели выбранной переменной к распределяемым по нормальному закону, нужно поставить галочку в окне возле пункта K-S and Lilliefors test for normality (Критерий Колмогорова-Смирнова и Лилиефорса для нормальности ) и нажать на кнопку Histograms (гистограммы). В появившемся окне приводятся гистограмма распределения значений переменной и наложенная на нее кривая нормального распределения, сопоставление которых позволяет визуально оценить характер распределения.

В верхней части окна указывается достоверность отличия проверяемого распределения от нормального, характеризуемая уровнем значимости р (вероятность неправильного отвержения гипотезы, если она верна). Если уровень значимости р<0,05, то распределение отлично от нормального на основании соответствующего критерия. И наоборот, если р>0,05, как на рисунке, то наблюдаемая величина распределена нормально. Зная вид распределения, в дальнейшей обработке можно применить оптимальные статистические методы.


Абсолютная норма - только иллюзия: в жизни нашей души ее не существует. Сомнения в своей нормальности могут быть знаком внутреннего неблагополучия. Любые нормы мы вправе соотносить с нашими желаниями и убеждениями.

Иногда я чувствую, что ненавижу свою сестру. Разве это нормально?!», «И что это такое со мной случилось - стала бояться толпы, даже в метро стараюсь не ездить...», «У меня не складывается нормальная личная жизнь!»... Стоило мне взяться за эту тему, как я невольно стала прислушиваться к тому, что говорят самые разные люди о своих тревогах.

Я и предположить не могла, насколько многие из нас озабочены тем, что не похожи на других, что выделяются своими реакциями или неадекватным поведением. Почему это так занимает нас? Откуда это волнение: вдруг я не такой, как все? Не схожу ли я с ума? А другие понимают, что я хочу сказать, что я чувствую?

А что есть норма?
«Иногда за этой тревогой может прятаться страх сойти с ума, - говорит психоаналитик Лола Комарова. - Он знаком каждому человеку и связан с тем, что во младенчестве все мы пережили опыт «сумасшествия» - прошли через состояние дезориентированности. И теперь бессознательно боимся снова утратить реальные представления о мире». Но где проходит граница между нормальным и ненормальным в психической жизни? В одной из поздних своих работ Фрейд писал, что давно не верит в ее существование. Он также утверждал, что каждый нормален лишь отчасти. «Нормальности не существует, - соглашается психоаналитик Марианна Ронво.

Сегодня нормальный человек - это нормальный невротик». То есть тот, кто часто не чувствует согласия с собой, но способен контактировать с другими людьми и заботиться о себе, кто может удерживать в общепринятых рамках свои импульсы и желания: тревогу, скуку, раздражение, зависть, сомнения в себе... Наши привычки, «пунктики», странности - все это следы нашего опыта, особые знаки нашей души. Мы живем в реальном мире (в отличие от душевно больных людей, которые находятся в мире галлюцинаций). «И жизнь далеко не всегда проста - но и это тоже нормально! - продолжает психоаналитик. - С другой стороны, каждый из нас в чем-то отличается от других, то есть от абстрактной «статистической нормы». Абсолютная, стопроцентная нормальность недостижима в принципе - это иллюзия». «Кажется, у меня есть все, чтобы быть счастливым. А мне плохо - это же ненормально!» С такой жалобы нередко начинаются консультации у психотерапевта, рассказывает Марианна Ронво: «Я в такой ситуации сразу же уточняю: почему вы уверены, что для счастья у вас есть все? Что именно заставляет вас так думать? Разговор сразу же становится предметным. И постепенно акценты меняются: оказывается, дело не в том, что «я не такой, как надо», а в том, что некоторые вещи во мне и моей жизни меня не устраивают, и я могу попробовать это изменить».

Клинический психолог Елена Соколова добавляет: «Этот вопрос - сигнал душевного неблагополучия, которое чувствует человек. Это и повод спросить себя: как я живу, чего я хочу от жизни? Что мне удалось и что не удалось реализовать? По сути, это момент зарождения собственно душевной жизни, в отличие от жизни внешней - механистичной и нерефлексивной. Человек открывает для себя различие между внешним благополучием и внутренним - и это хорошая отправная точка для того, чтобы тоньше и глубже понять себя и начать меняться».

Страх быть отвергнутым
У каждого из нас есть естественная потребность вписаться в социальную жизнь, быть принятым другими людьми. А это сложно, если мы не подчиняемся правилам, по которым живут в данном обществе. «Наши представления о том, что нормально (правильно, хорошо), меняются на разных этапах жизни, - напоминает Лола Комарова. - Так, подросток бунтует против родителей, отказываясь от принятых в его семье правил жизни, потому что более важным для него становится общество сверстников, где действуют другие нормы общения. Хотя позже, повзрослев, он может вновь вернуться к семейным традициям, принять их уже с высоты своего нового опыта». С детства мы выстраиваем себя, взяв за образец других людей. Но есть и обратная сторона. Вопрос «Нормален ли я?» выражает нашу зависимость от других - от родителей, родственников, одноклассников, однокурсников, коллег... «Мы испытываем на себе влияние той группы, к которой принадлежим, - продолжает Лола Комарова. - Наши сомнения в своей «нормальности» - это еще и проявление страха быть исключенным, отвергнутым этой группой». Есть и еще одно обстоятельство: почти три поколения в нашей стране жили при советской власти, когда всем жестко навязывалось единое представление о том, каким должен быть и что должен думать любой гражданин. За последние двадцать с небольшим лет ситуация изменилась. «В современном обществе западного типа, к которому теперь, пусть с натяжками, относимся и мы, понятие культурной нормы размыто, - отмечает Елена Соколова. - Людям с ярко выраженными личностными особенностями в этом смысле стало легче следовать собственным ценностям: например, современного фрика раньше легко записали бы в сумасшедшие. Но с другой стороны, теперь мы поставлены перед необходимостью самостоятельно выбирать из всего разнообразия вариантов. А многие к этому не готовы, для них свободный выбор - как тяжелое бремя».

Быть в тренде?
Стремление быть «как все» порой заставляет нас подчиняться «ненормальным», иррациональным правилам. Архитектор Жанна жалуется, что влезла в безумные долги: надо с размахом отпраздновать свадьбу сына. В ближайшие несколько лет ей придется отказывать себе во всем, чтобы вернуть эти деньги. Она соглашается, что это безумие, но продолжает твердить одно - «так принято». Кем принято и почему? Ведь никто из друзей и родных не осудил бы ее, откажись она от этой затеи. «Иногда иррациональное становится нормой, - подтверждает Лола Комарова. - Причем на то, чтобы этому следовать, уходит много сил. Человек живет с постоянным ощущением, что его оценивают.

И далеко не всегда это его реальное окружение - референтная группа может быть плодом его фантазии». Иногда стремление «быть в тренде» принимает болезненные формы: бесконечные пластические операции, диеты, доводящие до анорексии... Елена Соколова, изучавшая эту тему, говорит: «Психологическая зависимость от модных стандартов касается не только тела: точно так же некоторые меняют и свои воззрения в погоне за трендом. Такие «флюгеры» легко становятся объектом манипуляций. Если мы соотносим актуальные тенденции в моде, искусстве или культуре со своими вкусами и свойствами нашего «Я», это говорит об осознанности наших отношений с окружающим миром. Но тот, кто следует образцам или авторитетам бездумно, теряет цельность своего«Я» или меняет его на благосклонность тех, кто «в тренде» и от кого он слишком зависим».

Проявить себя
И все же кому-то из нас кажется, что следовать нормам - значит быть более защищенным. Как будто те могут раз и навсегда застраховать нас от ошибок. Но у каждого свой уникальный путь, и нам его не пройти, не принимая собственных решений. Психоаналитик Джойс Макдугалл описывает «нормопатию» - одержимость нормальностью, за которой человек прячет свой внутренний хаос. «Такой человек работает, у него есть семья, но глубоко внутри он полностью дезорганизован: суперсерьезный, начисто лишенный юмора, спонтанности, он подавляет свои эмоции и порывы из страха, что его захватит импульс, которому он не может сопротивляться».

Конечно, это крайний случай. Но все же как часто мы пугаемся, обнаруживая, что наша индивидуальность не соответствует воображаемым стандартам. Особенно если это касается сексуальной сферы: ведь она строится на наших фантазиях. С точки зрения психоанализа нет желания «более стандартного», чем другие.

Но как быть, если человек страдает? «Пациенту, который жалуется на навязчивые состояния и моет руки по сто раз на дню, я не скажу: это ненормально, - говорит Марианна Ронво. - Я скажу так: должно быть, эта ситуация вас очень мучает. Это ошибка - считать такой невротический симптом патологией». Некоторые симптомы мы можем себе «оставить» даже после курса психотерапии - они коренятся в нашей личной истории и исчезнут лишь вместе с нами. «Когда люди обретают себя, когда они осмеливаются выражать самые глубокие свои желания, они перестают быть конформистами», - заключает психоаналитик. Чтобы стать увереннее в себе, порой мы стараемся выглядеть «как все». Но не менее важно для нас проявить свою индивидуальность, состояться в своей неповторимости.

Прежде чем начинать любую диету или цикл упражнений для похудения, стоит сначала определиться, к какому же весу Вы хотели бы прийти в результате. То есть поставить конечную цель, к которой стремиться. Такой целью зачастую является идеальный вес. Это либо тот вес, в котором Вам комфортно физически, либо удовлетворяющий Вас по внешним параметрам индекс.

Важно для постановки цели не перегнуть палку, потому что если поставить слишком высокую цель, её можно никогда не достичь. Если Вам предстоит сбросить больше 5 кг веса, лучше цель разбивать на несколько этапов. Например, сбрасывать по 1,5 кг каждый месяц в течение полугода, и т.д. Не забудьте прочитать .

Как же помочь себе определиться с тем, какой Ваш идеальный вес? Ведь, к сожалению, не все могут иметь осиную талию в силу своей конституции от рождения, но выглядеть хорошо можно с любой фигурой, если вес в норме.

Чтобы математически определить свой идеальный вес, необходимо рассчитать несколько параметров. Есть много способов это сделать. Ниже приведены основные из них.

Расчет нормы веса по Индексу Массы Тела (ИМС)

Он рассчитывается по формуле: вес (в кг) делится на рост (в м) в квадрате. Например, если вес 64 кг при росте 167 см, то ИМС будет рассчитываться так: 64/1,67 2 =22,9. По таблице ниже можно определить в норме ли Ваш индекс:

В нашем случае ИМС в норме, так как результат 22,9 попадает в диапазон 18,5 — 25. Однако по-прежнему этот вес может не удовлетворять его обладательницу. Соответственно можно рассчитать свой идеальный вес, используя минимальную норму ИМС. Сделаем это: 19,5 х 1,67 2 = 54 кг.

Индекс Брока

Используется, если Ваш рост находится в пределах 155-170 см. Формула расчета: Рост (в см) минус 100 и минус 10. Получается: (167 – 100) – 10 = 57 кг

Индекс Брейтмана

Формула расчета: Рост (в см) умноженный на 0,7 и минус 50 кг. Получим 167 х 0,7 – 50 = 66,9 кг

Индекс Борнгардта

Чтобы рассчитать Ваш идеальный вес нужно применить формулу: Рост (см) умножить на окружность грудной клетки (см) и результат разделить на 240. В нашем варианте (учитывая, что грудная клетка 92 см) получится: 167 х 92 / 240 = 64 кг

Индекс Ноордена

Чтобы понять свой нормальный вес, необходимо: Рост (в см) умножить на 420 и разделить на 1000. Получаем: 167 х 420 / 1000 = 70 кг

Индекс Татоня

Нормальный вес тела рассчитывается по формуле: Рост (в см) минус (100 + (рост минус 100) делить на 20). Немножко запутанно, разберем на примере: 167 – (100 + (167 – 100) / 20) = 63,7 кг

ОНЛАЙН КАЛЬКУЛЯТОР идеального веса



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!