Смерть есть жизнь. Кто забывает о властных отношениях

Моя знакомая постоянно все забывает : ключи, документы, деньги… Она может оставить пакет с вещами на остановке, документы в холле на работе, ключи от дома или машины вообще где угодно. Она не помнит, что и где у нее лежит, поэтому покупает одни и те же вещи несколько раз. А один и тот же вопрос может задавать бесконечно.

Иногда, отвечая ей, раз уже третий, на один и тот же вопрос начинаешь выходить из себя. Но она ничего не может поделать, ведь и в третий раз она не запомнила ответа. Как бы ни было ей неудобно, но она вынуждена спросить в четвертый раз, и возможно нарваться на гневное: «Ну, сколько можно спрашивать одно и то же?». И это мы еще хорошие знакомые, а как тяжело ей приходится на работе или с незнакомыми людьми…

Причины забывчивости

Психологи предположили бы, что эти приступы забывчивости идут из раннего детства и формируют защитную реакцию на внешние обстоятельства. То есть мозгу проще что-то забыть, чем выполнять работу по запоминанию, что где лежит.

В действительности жертвами чужой забывчивости в наибольшей степени являются сами забывчивые. Ведь ели они что-то забыли сделать, то их переживания и чувство вины заставляет их постоянно себя недооценивать, ругать и подтверждать свою ненадежность.

Также, многие дела им приходится делать по несколько раз, потом переделывать, на что уходит дополнительное время. От этого забывчивые люди всегда куда-то спешат, потом забывают куда именно, торопятся за новым поручением, вспоминают про предыдущее, а к тому моменту нужно уже выполнить настоящее… И так постоянно.

Винить их в забывчивости не стоит, так как они и сами себя винят. Им требуется поддержка. Помочь упорядочить план действий, распорядок дня, распределить дела и их последовательность – вот задачи близкого человека. Но и сами «Забывчивые » должны себе помогать. Есть ряд упражнений, которые можно с легкостью выполнять в течение дня, а если есть дети, то делать задания вместе с ними в игровой форме.

Полезно тренировать память, вспоминая вечером весь прошедший день: что делал, что кушал, на каком автобусе добирался, сколько раз пил кофе и т.д. В качестве игры можно запоминать окружающие детали на остановке или в транспорте: сколько было человек, как они были одеты, сколько мужчин и женщин, детей и пожилых и т.д. Более того существуют целенаправленные методики для развития памяти, например, метод Шульте , состоящий из таблицы с цифрами, которые нужно запомнить и воспроизвести всю последовательность на чистом бланке.

Замечательная игра, в которой могут участвовать от 2 человек, заключается в повторении слов. Задается первое слово, например, «рыба», другой человек повторят первое слово, и называет свою ассоциацию на него, например, «река», далее участник повторят уже оба слова в точном порядке и на последнее называет свою ассоциацию. Таким образом, образуется ряд ассоциативных слов, которые нужно повторить в точном порядке.

Забывчивость, причины которой могут быть самыми разными, сегодня наблюдается не только у пожилых людей, как это бывало раньше, но также у совсем молодых женщин и мужчин. Более того, врачи даже не удивляются тому, что данная проблема нередко беспокоит студентов и детей школьного возраста, которые, казалось бы, вовсе не должны беспокоиться о своей памяти. О том, как называется болезнь, когда человек все забывает, и какие общие причины вызывают проблемы с памятью, будет рассказывать данная статья.

Сразу следует отметить, что болезни забывчивости больше всего подвержен современный человек, поскольку на его мозг ежедневно возлагается большое количество самой разной информации, поступающей от радио, телевиденья и особенно сети интернет. В таком состоянии мозг человека может самостоятельно блокировать большую часть ненужных сведений, чтобы окончательно не перегрузиться.

Важно! Ученные установили, что мозг здоровых людей может отсортировывать как минимум десятую часть всей поступающей информации и совершенно ее не воспринимать. Именно поэтому в некотором роде забывчивость – это физиологическая норма, которая позволяет человеку правильно усваивать информацию и не «засорять» ею память.

Выделяют следующие основные причины того, что у человека нарушается память и он утверждает, что забывает слова при разговоре, особенно если тщательно старается все вспомнить в нужный момент:

  1. Недосыпание.
  2. Различные болезни ЦНС и психические сбои.
  3. Атеросклероз сосудов.
  4. Сахарный диабет.
  5. Болезнь Альцгеймера.
  6. Болезни щитовидной железы.
  7. Остеохондроз.
  8. Депрессия.
  9. Недостаток полезных веществ.

Рассмотрим каждую из данных причин плохой памяти более подробно.

Нарушение сна

Проблема недосыпания (см. ) сегодня очень распространена, особенно среди работающих людей, которые могут трудиться по ночам. Также при регулярном просмотре телевизора или времяпрепровождении в интернете до позднего вечера мозг человека не получает достаточного времени для отдыха и дает сбой в виде нарушения памяти.

Помимо этого следует знать, что нарушенный сон способен негативно отображаться на психоэмоциональном фоне человека, делая его рассеянным, нарушая скорость реакции.

В таком состоянии не нужно спешить принимать таблетки, ведь решить проблему просто – нужно только нормализовать свой сон, спать не менее восьми часов в сутки. Это сполна компенсирует потраченное время на отдых, ведь тогда мозг будет работать намного лучше.

Травмы

Травмы головы – это частая причина забывчивости. При этом, чем сложнее травма, тем серьезнее могут быть последствия в виде нарушения памяти, тошноты, слабости и даже ухудшения зрения. Для того чтобы не допустить развития нежелательных осложнений, сразу после полученной травмы следует обратиться к врачу, провести диагностику и лечение.

Психические сбои

Забывчивость, причины и лечение которой рассматривает невролог, часто развивается из-за психических болезней и нарушений. Это может быть, к примеру, синдром Корсакова, который предусматривает нарушение запоминания нынешних событий. Лечится данное состояние долго. Иногда оно требует пожизненной поддерживающей терапии. Во многом лечение зависит от конкретной причины недуга.

Атеросклероз

Многие пациенты забывают слова при разговоре (причины, симптомы зависят от запущенности болезни). Связано это может быть с , при котором нарушается кровообращение и приток крови к разным отделам тканей мозга. Это, в свою очередь, запросто способно ухудшить память человека. Лечение данного состояния длительное. Оно требует максимально точного соблюдения всех врачебных предписаний.

Сахарный диабет

При возникновении сахарного диабета у человека сильно поражаются сосуды. Это приводит к нарушению поступления крови в мозг. Признаками сахарного диабета могут быть сильная жажда, усталость, сухость слизистых оболочек и частое мочеиспускание. Также иногда возникают скачки АД, нарушение аппетита. При данных симптомах нужно сразу обращаться к врачу.

Болезнь Альцгеймера

Данное заболевание – это как раз та патология, при которой у человека необратимо нарушается память и интеллект. Чаще всего от нее страдают пожилые люди в возрасте после 60 лет. При первых подозрениях на данную болезнь нужно сразу обращаться к врачу. При своевременно выявленной патологии ее легче лечить и можно добиться более медленного прогрессирования забывчивости.

Болезни щитовидной железы

При таких заболеваниях у человека наблюдается острая нехватка выработки определенных гормонов, которые влияют на общее ухудшение самочувствия человека, а также снижение памяти. При таком положении дел нужно обращаться к эндокринологу и сдавать анализы. Лечение предусматривает прием лекарственных препаратов, соблюдение диеты с йодом (употребление рыбы, хурмы, орехов, морской капусты, других продуктов, богатых данным полезным веществом).

Остеохондроз

При данной болезни у человека сильно нарушается кровообращение мозга, что приводит к сбоям в памяти. Более того, иногда остеохондроз приводит даже к инсульту, поэтому его нужно обязательно лечить. Симптомами данного состояния будут головные боли, слабость и онемение пальцев рук.

Депрессия

– это не только нарушение психики человека, но также состояние, которое способно ухудшить память. Чтобы устранить ее, больному следует принимать антидепрессанты, которые помогут нормализовать его состояние и привести в норму психоэмоциональный фон.

Нехватка полезных веществ

При скудном, однообразном рационе человек не получает и половины необходимых ему витамин. То же самое касается и частого соблюдения диет, что приводит к дефициту полезных веществ и ухудшению памяти. Чтобы не допустить этого, важно правильно и сбалансировано питаться. Рацион должен быть богат витаминами, минералами, кальцием и прочими нужными веществами.

Итак, забывчивость не является «чертой характера». Если вдруг вы начали забывать слова, события или людей, стоит обеспокоиться. Нельзя заниматься самодиагностикой и тем более самолечением. Лучше сразу обращаться к невропатологу, пройти обследование. Только врач выписывает медикаменты после установления причины.

В.Ш.: Уважаемый Назиржон Насибжонович, благодарю за возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам, поговорить о роли религии, какие из вызовов окажутся для нас базовыми, а какие второстепенными и незначительными. Наши академические диалоги начались во время Всемирного дня философии, проходят через Всемирную неделю гармоничных межрелигиозных отношений – и вот мы вступаем в новый учебный, академический год. Время летит стремительно –завершается очередной важный цикл памятных дат нашей истории: отметили , и не за горами 100-летие Октябрьской Социалистической революции.

Вы – специалист в области этнополитики, занимающийся в том числе и проблемами политической культуры и идеологии. Как бы Вы определили место и значимость праздников и памятных дней в жизни человека и общества? В чем их смысл?

Н.А. Перефразируя слова Цицерона, история – это свидетель прошлого, живая память, учитель жизни, вестник старины. Памятные даты – отражение нашей истории в наиболее ярких картинах, по которым мы, по сути, и изучаем историю. Печальные события отмечаем, а радостные – празднуем. Памятные даты, праздники – это одухотворяющие символы, связанные с искренностью и открытостью, единением людей друг с другом и с Миром. Вполне естественно, что люди больше любят праздники, которые в социальном смысле – формальный повод для встречи, радости, общения, обмена опытом, совместного творчества. Впечатления от праздника долго хранятся в душе человека, являясь для него источником вдохновения, духовных сил. Но также очень важно помнить трагические даты. Недаром говорят, что пока жива память – жив и сам человек.

Так что тот, кто забывает о прошлом, обречен повторять ошибки. Наш долг – сохранить для следующих поколений память о прошедших событиях, не искажать их и не давать историческим трагедиям становиться предметом политических спекуляций.

В.Ш. : В последнее время можно услышать немало разноречивых оценок событий 100-летней давности, в частности, революций 17-го года. Так, мы уже более 25 лет живем в новой формационной реальности, однако, наш уклад жизни, наши установки мало изменились – наша социальность при всей ее технологизации и качественном росте скатывается в воспроизводство «совкового гражданина» и вульгарной феодализации . Как Вы полагаете, имеем ли мы четкое представление в какой реальности мы – российское общество – находимся и какими категориями оперируем, чтобы эту реальность адекватно воспринимать? И какой урок и/или вывод из истории нашего Отечества в ХХ в. для Вас может быть главный, а какой второстепенный, второго или третьего порядка?

Н.А. Думаю, это не принципиально, что считать главным, а что второстепенным. Сервантес написал: «история – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Социалистическая революция – состоявшийся факт, это страница жизни нашего государства. А правильные выводы сделаны, или нет, всегда показывает время. После революции, в масштабах истории общества, прошло слишком мало времени, чтобы сделать правильные / неправильные выводы и вынести уроки. Жаль, что нельзя заглянуть в будущее, меньше было бы сделано ошибок.

В.Ш. : На Ваш взгляд, а динамика социально-политических отношений, формирующиеся традиции и формы политико-правовой культуры разве не влияют на человека и его будущее?

Н.А. После распада СССР в условиях социально-экономического кризиса стоял вопрос о выживании России не только как самостоятельного государства, зависящего от международного капитала, но и как нации. История России доказывает, что при всех подъемах и падениях, социальных катаклизмах, её народы в час опасности находили в себе мужество и силу сплотиться в борьбе против общего врага. Так было во времена борьбы с польско-литовскими захватчиками в начале XVII века, Отечественной войны 1812 года, так было и в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. По мнению философа Ивана Ильина, Россия – это творческий посредник между народами, который всех объединяет.

Проводить исторические параллели и приводить аналогии не всегда благодарное дело, но события 20-летней давности в России в определённой степени было не столь уж далеки по характеру от упомянутых времён с той лишь разницей, что накануне XXI столетия России находилась на пороге возможного распада, активно подогреваемого извне апологетами оранжевых революций, правда, делая ставку на этнополитический фактор, на межнациональные отношения. События в Прибалтике, Киргизии, в Нагорном Карабахе – яркий тому пример. Однако, исторический генотип российской нации оказался жизнестойким, чтобы не позволить разорвать узы братства более ста шестидесяти народов, населяющих обширные земли России.

Уверен, во многом именно поэтому и сегодня не последняя роль отводится сохранению и развитию образования, нравственного и культурного уровней каждого гражданина России. Также необходимо отметить, что и религиозные организации активно участвуют в развитии социально-политических отношений многонациональной России.

В.Ш. : Если позволите, хотелось бы затронуть деликатную проблему – поговорить о религиозно-философских, мировоззренческих аспектах нашей жизни. Как бы Вы оценили роль религии в современном обществе?

Н.А. Верить или не верить – дело сугубо личное. Это не должно быть причиной ограничения каких-либо социально-политических, экономических прав человека.

Толерантность, политическая и правовая культура в современном обществе – основные черты цивилизованных и устойчивых обществ, объективная потребность и необходимость. Если этого нет – тогда возникают конфликты, чему масса примеров. А потому одна из важнейших задач религиозных организаций – взаимодействие с обществом и государством по всем вопросам жизнедеятельности.

В.Ш.: Сегодня немало дискуссий на тему особенностей различных религиозных традиций (религиозных организаций) и необходимости их учёта на законодательном уровне, хотя у власти, особенно на региональном уровне, вполне достаточно полномочий для регулирования таких особенностей. К примеру, никто не запрещает мусульманам отмечать их праздники в определённые дни там, где большинство населения мусульмане: Татарстан, Башкирия, республики Северного Кавказа и т.д.

Н.А. На мой взгляд, делать праздничными и/или выходными для населения всей страны особые дни религиозного календаря не следует. После распада СССР власть утратила идеологический стержень, а потому мы все еще находимся в своего рода эксперименте… Уверен, мы уже совсем скоро придем к пониманию, что государству нужна четкая политика в религиозной сфере – без нее общество и его институты так и будут, как в безвременье или в той басне про лебедя, щуку и рака…

Думаю, и в государственной религии нет никакой необходимости, если, конечно, не предполагать, что общество готово изменить конституционный строй. Как современный мир принципиально полицентричен – и Россия последовательно выступает за сохранение этого принципа как залога мира и стабильности, так и в своем, принципиально многоукладном, полиэтничном и мультирелигиозном мире, Россия вряд ли будет искушать сама себя – это что-то нереальное. Очевидно, что существование единой России на современном этапе развития возможно исключительно в качестве светского государства.

В.Ш. В контексте нашей беседы, полагаю важным воспользоваться случаем и хотя бы несколько слов сказать о деятельности Ассамблеи народов России , в которой Вы являетесь Заместителем Председателя и Председателем исполкома. Что это за организация и какова ее роль, значение в жизни нашего общества?

Н.А. Ассамблее в следующем году исполнится 20 лет. Срок вполне достаточный, чтобы говорить о ее роли – ее жизнеспособности как исторически сложившего стремления граждан нашего многонационального общества быть вместе.

Главная цель и задача Ассамблеи — реализовывать Концепцию государственной национальной политики, в которой сформулирована стратегия — консолидировать народы России. На практике это означает: свобода в самовыражении и волеизъявлении во всех областях общественной жизни – науке, культуре, религии, межнациональных отношениях.

Подробнее с деятельностью этой большой общественной организации можно познакомиться на сайте Ассамблеи .

В.Ш. : Уважаемый Назиржон Насибжонович, можем ли мы считать себя творцами жизни – что для этого нужно, каким должен быть человек?

Н.А. : Построение общества с акцентами на духовно-нравственные ориентации, в котором каждый гражданин будет творцом-созидателем, вполне реально! Жизнь одна, поэтому ее нужно прожить достойно и с пользой как для себя, так и для близких, для мира в целом. Человек должен всегда помнить, что на свете живет не только один ОН, поэтому ОН обязан нести ответственность за свои поступки, быть готовым к постоянному и непрерывному самовоспитанию и саморазвитию, постоянно трудиться над самим собой! Как это ни банально звучит, но надо учиться жить счастливо и успешно.

В.Ш.: Уважаемый Назиржон Насибжонович, в Международный день философии мы устроили в Библиотеке собеседование у так называемого «», а по его окончании один из наших студентов, представил 10 вопросов с просьбой ответить на них. Будем рады и Вашему мнению в формате блиц, если позволите:

  1. Какова природа Вселенной?

Н.А. Знают те, кто уже не с нами.

  1. Есть ли какое-то Высшее Существо?

Н.А. Есть.

  1. Каково место человека во Вселенной?

Н.А. Не самое главное.

  1. Что такое реальность?

Н.А. То, что мы воспринимаем, ощущаем.

  1. Что определяет судьбу каждого человека?

Н.А. Всё, что его окружает.

  1. Что такое добро и зло?

Н.А. : Самая простая мера субъективной оценки.

  1. Почему наша жизнь такая, какая она есть?

Н.А.: Потому что мы – её творцы.

  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

Н.А.: Это когда государство и личность с радостью решают общие проблемы.

  1. Что такое любовь?

Н.А .: Это то, что даёт тебе силу и радость жизни.

  1. Что происходит после смерти?

Н.А.: Узнаю – расскажу, но, надеюсь, еще не скоро.

В.Ш. : Уважаемый Назиржон Насибжонович, благодарю Вас за этот разговор и прошу принять наши благопожелания – вдохновения, здоровья, новых достижений.

Посмертные фотографии праведных христиан. Те, кто идут по пути Христа, вместе с Ним побеждают смерть. Улыбка после смерти (слева-направо: Схимонах Иосиф Ватопедский (+2009), Монахиня Евпраксия (+2011), Иеромонах Серафим Роуз (+1982), Схииеродиакон Александр (+2009))

Ни в чем так не может быть уверен человек на земле, как в смерти. Поживешь ли еще, этого ты не знаешь; станешь ли богаче, не знаешь; станешь ли здоровее, чем сейчас, тоже не знаешь, а о том, что умрешь, знаешь. И никто не может оспорить эту истину.

Слышишь, что сказал Бог в начале мира: «смертью умрешь» (Быт. 2:17)? А Божественное Писание у Иисуса, сына Сирахова, говорит: «все мы умрем» (Сир. 8:8).

Знай одно: смерть есть жизнь для тех, кто не забывает о ней. Пока предки наши, прародители Адам и Ева, не забывали о смерти, они жили в раю. А когда забыли о смерти — умерли душой, а через девятьсот с лишним лет умерли и телом.

Итак, смерть, как говорит святой Иоанн Дамаскин, есть жизнь для тех, кто не забывает о ней. Смерть, если мы не забываем о ней, дает нам жизнь вечную.

Святой Василий был спрошен великим философом Евбулом, его другом из Александрии:

— Какая философия в мире самая великая, особенно в мире христианском?

Он ему ответил:

— Всегда думать о смерти.

Это высшая философия! Почему? Кто думает о смерти, тот не умирает душой. Кто думает о смерти, тот блюдет себя от греха. Ибо слышишь, что говорит апостол Павел: «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Кто приводит себе на память смерть, тот не грешит. Слышишь, что говорит Иисус, сын Сирахов, в книге своей премудрости: «поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир. 7:39).

Итак, помни! Великий апостол Павел, этот величайший сосуд избранный, посланный Христом во спасение язычников, послушай, что говорит: «Во все дни мы всегда имеем в уме память смертную» (см. Рим. 8:38). И еще: «я каждый день умираю» (1 Кор. 15:31)! Каждый день он умирал для греха и каждый день память о смерти имел в сердце своем. Чтобы не умереть душой.

Кто забывает о смерти, тот с легкостью попадается в ее сети, умирает душой и отправляется в геенну!

Божественные отцы учат нас так: «Человек, если ты хочешь взять себе советчика и учителя по жизни, чтобы он наверняка привел тебя на путь спасения, не бери никого иного, кроме смерти! Лучшим советчиком, могущим привести нас в Царство Небесное, является смерть . Лишь бы мы не забывали об этом советчике, этом наставнике, этом учителе, но всегда имели его перед глазами ума нашего».

Смерть так мудро советует, если ты не забываешь о ней, что даже Соломон со всей премудростью своей не сможет научить тебя так, как научит смерть. Ибо говорят божественные отцы: «И Соломон не впал бы в вожделение и рабство блуда с женщинами, если бы имел перед глазами своими смерть».

Если бы и для него учителем была смерть, то она, будучи намного мудрее его, удержала бы его от греха. Но он забыл о смерти и потонул в трясине зол, потому что не захотел иметь такого советчика, который дороже всех, то есть смерть.

Вот как смерть удерживает от греха.

Плоть помышляет против духа, как говорит святой апостол Павел (см. Гал. 5:17). Когда тело восстанет на брань против души, чтобы осквернить ее, тогда спроси смерть:

— Что скажешь, смерть? Совершить ли мне этот грех, на который меня подталкивает тело?

И она тебе ответит:

— Не совершай греха, ибо придешь в мои руки, и я брошу тебя в геенну!

Подстрекает ли тебя диавол украсть? Спроси смерть. И она тебе скажет:

— Не кради, ведь это заповедь, и ты придешь в мои руки!

Увлекает ли тебя диавол на блуд? Подначивает ли тебя диавол на сквернословие, пьянство, курение, всякое зло? Спроси смерть:

— Что повелишь мне делать, смерть?

И посмотришь, что смерть скажет тебе:

— Не делай этого, ибо попадешь в мои руки! Ты ведь скоро умрешь! Ведь здесь не останется никто, и я ввергну тебя в геенну!

Итак, смерть приносит нам пользу, и мы всегда должны иметь ее перед глазами! А когда диавол подстрекает тебя совершить грех, спроси смерть:

— Что скажешь, смерть? Ты — мой учитель! Что мне делать?

— Не делай этого, ведь возмездие за грех — смерть, и ты умрешь душой и попадешь в мои когти, и я ввергну тебя в геенну, и будешь мучиться там во веки веков!

Посему вот как хороша смерть, если мы ее назначим в советчики себе! Размышление о смерти всегда удерживает нас от греха и учит делать только добро. Поэтому горе тому, кто забывает о смерти, ибо он умрет телом в свое время, а душой умирает уже в тот миг, когда совершает грех.

Если бы мы всегда имели смерть перед глазами, то не совершали бы греха не только делом, но и словом и помышлением, потому что Бог судит и грех помышлением так же, как и грех совершенный.

Что говорит божественный отец Ефрем Сирин? «Не впадайте в нерадение, братия мои, о грехах помышлением, будто они легки. Если бы грехи помышлением были легки, то не вменял бы Сам Христос, премудрость Божия, в прелюбодеяние вожделение женщины и в убийство ненависть к брату». Ты только страстно подумал о женщине — и сделался прелюбодеем! Только подумал со злобой о брате твоем — и уже ненавидишь его, ты убийца! Ты слышал? Прелюбодеяние из-за одной мысли и убийство из-за ненависти к брату.

Видишь? Однако смерть и тут не оставляет тебя. Смерть удерживает тебя от того, чтобы ты перешел к греху не только делом, но и мыслью. Потому что Бог судит мысли как дела, в Законе Благодати.

Ибо Он пришел не нарушить закон, а довести его до совершенства. В Ветхом Законе было написано: «Не кради» (Втор. 5:19). А здесь, в Законе Благодати, — даже не пожелай вещи другого. Итак, Христос удерживает тебя, чтобы ты даже не думал со страстью о вещи другого.

Братия мои, блажен и треблажен тот человек, который взял в советчики себе смерть. Всегда, когда его будет бороть леность, чтобы он не совершал молитву, не выполнял епитимию, данную духовником; когда его будет бороть диавол, чтобы он не соблюдал постов, позволял себе скоромную пищу, когда этого нельзя; или когда его будет бороть диавол, чтобы он крал, или копил имущество, или мстил другому, или блудил, или сквернословил, или упивался, или курил, — пусть он спросит смерть:

— Что скажешь, смерть, сделать ли мне это?

И смерть скажет ему:

— Нет. Не делай этого! Ибо возмездие за грех — смерть. Я тут же приду вслед за грехом, заберу тебя и брошу в геенну!

Вот каким образом смерть, которой мы боимся, бывает нашим самым большим другом и самым хорошим советчиком по жизни, в жизнь вечную.

Наша, христиан, философия — не избегать смерти. А что? Готовиться к смерти! Ждать, что она придет к нам. А как? Чисто исповедовать свои грехи, выполнять свою епитимию, примиряться со всеми, перестать совершать грехи, делать добрые дела — и тогда мы будем ждать смерть, как ждут большой парад, как ждут великий праздник.

Послушай, что говорит святой Ефрем: «Муж, обличаемый совестью в грехах, очень боится смерти, а муж праведный ждет смерть, как великий праздник!» Чтобы он наступил, перевел его от смерти в жизнь, ибо век нынешний есть смерть души для тех, кто порабощается им [веком сим].

Мы боимся: «О горе мне, наступит смерть!» Боимся! Но не будем бояться смерти. Станем бояться греха, ибо грех ввергает нас в смерть. Ибо возмездие за грех — смерть, а настоящая смерть души — в грехе!

Старец Архимандрит Клеопа (Илие),
духовник румынского монашества

Православие.ru


Духовник братии Ватопедского Афонского монастыря схимонах Иосиф Ватопедский (1921-2009). Сразу после смерти старца Иосифа совершилось первое чудо: умерший улыбнулся. Улыбнулся спустя 1,5 часа после своей кончины. Он не почил улыбаясь, а улыбнулся уже после своей кончины!


Монахиня Евпраксия (+2011) умерла от рака в штате Аризона (США). Усопшую принесли в храм. Сделали снимок на память. Над телом по традиции читали Псалтирь. Когда сфотографировали через 40 минут - поразились. На устах у нее появилась улыбка.


2 сентября 1982 г. отошёл ко Господу иеромонах Серафим (Роуз), американец, ставший одним из самых известных апологетов Православия в XX веке. Вот его лик, отразивший в себе радость Вечной Жизни.


В 2009 году в республике Коми скончался молодой монах — схииеродиакон Александр (Мамедов) из Кирилло-Мариинского скита Сыктывкарской епархии. Его любовь к братии, его терпение скорбей, его радость… все это дело благодати, преобразившей сердце, возлюбившее Бога паче всех благ земных. Умер от рака крови в 30 лет, был удивительно светлой личностью, благодушно перенося все страдания, связанные с болезнью, не только не унывая, но даже и утешая приходящих к нему. Перед самой смертью успокаивал родителей, говоря: «Вы не скорбите, когда человек умирает - радоваться нужно. Он ведь ко Христу идёт. Что там будет - на всё Его воля, но будем надеяться на лучшее».

КТО ЗАБЫВАЕТ О ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Теперь, наконец, мы можем точно указать, что так раздражает ACT в притязаниях социологии социального на объяснение асимметрий с целью остаться верными главной интуиции своей науки: они неосуществимы. Либо слово «социальный» обозначает локальные взаимодействия лицом-к-лицу, слишком быстротечные для объяснения с их помощью асимметрий, либо это магическое заклинание, обращенное к тавтологическим силам, но «социологи социального» никогда не готовы платить за это полную цену-цену груза-объекта.

Социальные объяснения рискуют скрыть от понимания то, что они должны раскрывать, ибо слишком часто остаются «без объекта». Большинство социологов в своих исследованиях рассматривают социальный мир как без-объектный,- и даже несмотря на то, что в повседневной рутине их, как и всех нас, могут озадачивать постоянное партнерство, непрекращающаяся близость, закоренелая дружба, страстная любовь, тесная привязанность приматов и объектов на протяжении последнего миллиона лет. Устанавливая критерии контроля качества исследований, проводимых в рамках ACT, мы должны очень тщательно проверять, объясняются ли власть и господство с привлечением множества объектов, которым приписывается главная роль, и переносятся ли они (власть и господство) эмпирически наблюдаемыми средствами. И мы не удовлетворимся, если власть и господство сами по себе окажутся таинственным вместилищем того, что приводит в движение множество участников действия.

Следовать за социальными связями даже когда они плетут свой путь через не-социальные объекты, может быть сложно по той причине, что теории здесь нечего делать. За потребностью социологов непрестанно патрулировать границу, отделяющую «символическую» сферу от «природной», кроются серьезные мотивы, а именно то, что это хороший,- а в действительности плохой - полемический аргумент. Выделив себе небольшую нишу, они уже в начале XIX века оставили вещи и объекты ученым и инженерам. Единственным способом отстоять для себя немного автономии было покинуть просторные территории, от которых они отказались, но крепко держаться за отданный им сокращающийся участок: «значение» - «символ» - «интенция» - «язык». Когда велосипед ударяется о камень, это не социальное явление. Но если велосипедист едет на знак «стоп», оно становится социальным. Когда на телефон устанавливается новое наборное поле, это не социальное явление. Но когда обсуждается цвет телефонных аппаратов, это уже социальное явление, потому что здесь, как говорят дизайнеры, присутствует «человеческое измерение». Когда молоток забивает гвоздь, в этом нет ничего социального. Но когда изображение молотка скрещивается с изображением серпа, молоток переводит в социальную сферу, поскольку включается в «символический порядок». Таким образом, каждый объект разделился надвое, причем ученые и инженеры взяли себе большую часть - действенность, причинность, материальные связи, оставив лишь крохи специалистам по «социальному» или «человеческому» измерению. Поэтому всякий намек сторонников ACT на «власть объектов» над социальными отношениями для социологов социального - болезненное напоминание о притязании других, «более научных», разделов на их независимость, не говоря уже о денежных грантах, и на те территории, свободно разгуливать по которым им уже не разрешается.

Но междисциплинарная полемика не приносит хороших идей, а лишь возводит баррикады, используя для этого любую рухлядь, какая есть под руками. Когда какое-либо положение дел расщепляется на материальный компонент и прибавленный к нему в качестве аппендикса социальный, ясно одно: это искусственное разделение, навязанное междисциплинарными дебатами, а не порожденное эмпирической необходимостью. Это просто означает, что большинство данных потеряно, что коллективное действие не отслеживалось. «Быть одновременно и материальным, и социальным» - это не способ существования объектов, это всего лишь способ искусственного разрезания объектов, делающий их специфическую силу предельно таинственной.

Справедливости ради следует сказать, что не только социологи в полемике ухватились за одну метафизику, выбрав ее из многих. Их «дорогие коллеги» из других, точных, наук тоже пытались утверждать, что у всех материальных объектов лишь «один способ» действовать, который сводится к «причинной детерминации» движения других материальных объектов. Как мы увидим в следующей главе, они отвели социальному только одну роль - проводника, без искажений «доставляющего» груз материальной причинности. Когда социальной сфере отводится столь жалкая роль, велик соблазн реактивно превратить материю в простого проводника, без деформаций «переносящего» или «отражающего» силу общества. Как это обычно бывает в междисциплинарной полемике, глупость порождает глупость. Чтобы избежать угрозы технического детерминизма, соблазнительно твердо встать на защиту детерминизма социального, который, в свою очередь, доходит до таких крайностей (паровой двигатель, к примеру, превращается в «простое отражение» «английского капитализма»), что даже самый свободомыслящий инженер превращается в ярого технического детерминиста и, стуча кулаком по столу, воинственно вопит о «весомости материальных ограничений». Единственный результат такого поведения инженера состоит в том, что оно заставляет даже умеренного социолога еще более страстно отстаивать значимость некоего «дискурсивного измерения».

Подобные дискуссии сомнительны, потому что выбор между этими позициями нереалистичен. Неправдоподобно, чтобы миллионы участников наших действий включались в социальные отношения в трех - и только в трех - модусах существования: «материальной инфраструктуры», «детерминирующей» социальные отношения, - как в марксистских типах материализма; «зеркала», просто «отражающего» социальные различия,- как в критической социологии Пьера Бурдье; или задника сцены, на которой человеческие социальные акторы играют главные роли,- как в интеракционизме Ирвина Гоффмана. Ни один из этих видов включения объектов в коллективность, конечно, нельзя назвать неправомерным, но все это только примитивные способы упаковки узла связей, образующих коллектив. Ни одного из этих способов не достаточно для описания множественных переплетений человеческих и не-человеческих акторов.

Не слишком помогли бы тут и разговоры о «материальной культуре», поскольку в этом случае объекты оказались бы просто связанными один с другим, образовав гомогенный слой, то есть еще менее подходящую конфигурацию, чем та, что изображает людей связанными друг с другом социальными отношениями. Объекты никогда не собираются вместе, образуя некую иную сферу (в этом случае они не были ни сильными, ни слабыми), просто «отражая» социальные ценности или присутствуя как простая декорация. Их действие, без сомнения, гораздо разнообразнее, влияние повсеместно, последствия их действия гораздо неопределеннее, их присутствие гораздо распределеннее, чем предписывают им эти урезанные репертуары. Лучшее доказательство этой множественности даст внимательный взгляд на то, что реально делают объекты в текстах упомянутых выше авторов: они раскрывают множество способов, посредством которых объекты действуют, отличных от тех, которые им приписывает авторская философия материи. Даже в качестве текстуальных реалий объекты обходят своих создателей, проводники превращаются в посредников. Но для того, чтобы мы могли усвоить этот урок, поле исследования должно быть с самого начала широко открыто, а оно не может быть открыто, если различие между человеческим действием и материальной каузальностью утверждается также категорично, как картезианское различие между мышлением и материей (res extensa и res cogitans) - доказательство научной, моральной и теологической добродетели. Но даже Декарт оставил между ними тонкую связующую нить шишковидной железы, а социологи социального обрезали и ее.

Однако есть и еще более важное основание решительно отвергнуть ту роль, которую отводит объектам социология социального: эта роль лишает ссылки на властные отношения и социальное неравенство какого бы то ни было реального смысла. Отодвигая в сторону практические средства, то есть посредников, благодаря которым производятся инерция, продолжительность, асимметрия, протяженность, господство, и объединяя все эти разнообразные средства в бессильную силу социальной инерции, социологи, беспечно пользующиеся социальными объяснениями, скрывают реальные причины социального неравенства. И если где-нибудь смешение причины и следствия порождает гигантское расхождение, то именно в этом сплаве и именно тогда, когда необходимо дать объяснение головокружительному эффекту господства. Конечно, ссылки на «социальное господство» могут быть удобны в качестве кода, но слишком соблазнительно пользоваться властью, вместо того чтобы ее объяснять, и именно в этом проблема большинства «социальных объяснителей»: не собственная ли жажда власти просвечивает в поиске сильных объяснений (powerful explanations)? Если, как говорят, абсолютная власть развращает абсолютно, то бесплатное использование понятия «власть» столь многими критическими теоретиками абсолютно их развратило, или, по крайней мере, сделало их дисциплину лишней, а их политику - бессильной. Подобно «снотворному действию опиума», высмеянному Мольером, «власть» не только повергает исследователей в спячку, что само по себе и не так важно, она пытается обратить в бесчувствие и акторов, а это - политическое преступление. Эта рационалистская, модернистская, позитивистская наука вынашивает в своем лоне самый допотопный и магический фантом: самопорождающееся, самообъясняющееся общество. Доступный изучению и изменению арсенал средств достижения власти социология, и особенно критическая социология, слишком часто подменяет невидимым, неподвижным и однородным миром власти «для себя». В социологии сильные объяснения нужно выявлять и находить им противовес.

Итак, прямо на дверях социологов социального надо повесить обвинение в том, что они забыли о «властных отношениях» и «социальном неравенстве». И социологи ассоциаций, если они хотят наследовать старую, почитаемую и вполне обоснованную интуицию социальной науки о неравномерном распределении власти, тоже должны объяснить, каким образом и какими такими особыми средствами господство становится столь действенным. Вполне понятно, что это для них единственный способ превратить господство в поддающееся изменению. Но для того, чтобы это сделать, надо признать четвертую неопределенность, открыть четвертую банку с червями,-а это ящик Пандоры.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!