Рисование в старшей группе посуда цель. Конспект занятия на тему: «Посуда» в старшей группе

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по рисованию на тему: «Посуда с хохломской росписью».
Соловьева Марина Анатольевна
Воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ Д/С К/В № 28 «Ручеек»
Г.о. Химки, мкр. Сходня, 2015 г.

Возраст детей – 5 лет.
Длительность – 25 минут.
Образовательная область – художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], познавательное развитие, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, речевая, двигательная, продуктивная, музыкальная.

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.
Задачи:
Образовательные задачи:
- вызвать у детей желание расписывать посуду по мотивам хохломской росписи.
- на основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы.
- уметь согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей, заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды листья, травка).
- совершенствовать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] рисовать концом кисти.
Развивающие задачи:
- упражнять детей в умении выполнять узор в определенной последовательности (кайма, изогнутая веточка, листья, ягоды, завитки, «травка»), сочетая цвета, характерные для хохломской росписи (золотой, красный, черный и немного зеленого);
- развивать точность движения руки, плавность, ритмичность;
- уметь творчески применять ранее усвоенные элементы хохломской росписи.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству;
- способствовать воспитанию патриотических чувств.

Планируемые результаты: дети знают основные отличительные особенности хохломской росписи, этапы изготовления хохломской посуды; дети имеют представление об элементах хохломской росписи, последовательности составления растительного орнамента; дети умеют самостоятельно создавать композицию на заготовке определенной формы, передавая колорит и элементы хохломской росписи.

Оборудование: оборудование для показа презентации; запись мелодии русской народной мелодии, песни Ю. Тарана «Звезда России (Хохлома).
Демонстрационный материал: выставка предметов с хохломской росписью; образцы элементов хохломской росписи; презентация «Сказ о Хохломе».
Раздаточный материал:
1.Гуашь желтого, зеленого, красного и черного цветов.
2. Кисти № 6, 3, тычки разных размеров; баночки с водой.
3. Трафареты посуды из бумаги желтого цвета; бумага для упражнений.
Предварительная работа:
1. Знакомство с русским народными художественными промыслами.
2.Рассматривание иллюстраций и образцов изделий хохломской росписи.
3.Продуктивная деятельность: рисование элементов хохломской росписи.
Ход занятия:
Дети входят в группу и встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки. Молодцы! Теперь присаживайтесь поудобнее, давайте побеседуем.
Какое сейчас время года? (Зима). Правильно, а как называется первый месяц зимы? (Декабрь) Молодцы, а какие приметы зимы вы знаете? ().
Гуляет русская зима,
Останови её попробуй,
Махнет рукой – бела земля.
Махнет другой - растут сугробы.
Белит деревья и дома.
Морозит, устали не зная!
Гуляет русская зима,
Морозная не злая! (Зима. В. Пашов.)
На улице снег, ветер, мороз, дремлют под снегом деревья, кусты, все звери забились в норы. А у нас тепло, уютно. В такие дни раньше собирался народ на посиделки, зиму-зимушку позабавить, да о ремеслах поговорить. Закончились работы в полях и огородах, убрали урожай. Чем заняться долгими зимними вечерами? Такими вечерами готовились люди к весенней ярмарке: ткали скатерти и полотенца; шили одежду; украшали вышивкой рубахи и сарафаны; плели лапти; лепили из глины и вырезали из дерева посуду и игрушки; расписывали их небывалой красоты узорами. Свои готовые вещи складывали до весны в сундуки. А ни заглянуть ли и нам в этот чудесный сундучок?
Посмотрите, какая красота! (Выставляет на стол посуду с хохломской росписью).
Здесь посуда знатная
Складная да ладная
Она повсюду славится,
Она и вам понравится!
- Ребята, что же это за посуда? (Посуда с хохломской росписью). Родиной хохломской посуды считается торговое село Хохлома, что под Нижним Новгородом, куда свозили мастера по весне свои изделия из соседних сел и деревень на ярмарку. А столицей промысла в наши дни является город Семенов.
- Ребята так почему Хохлому называют золотой? Ответы детей (воспитатель: после обжига посуда становится золотистой).
А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
- Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
- Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
- Молодцы, ребята!
- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем рисовать такие узоры.
- Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

Физкультминутка.
На столе хохломской самовар,
Очень важный, из носика пар.
(руки на поясе, повороты туловища с «пружинкой»).
А вокруг расписные чашки,
Нет посуды хохломской ярче.
(кружиться на поскоке, руки на поясе)
Рядом с ними золотые ложки,
На них «травка» - это древняя роспись.
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
Вот с малинками поднос, Он нам все это принес.
Он нам все это принес.
(взяться за руки, образовать большой круг)
Хохлома, да хохлома
Наше чудо – дивное! (кружатся на топающем шаге)
Мы рисуем хохлому (присесть)
Красоты невиданной! (встать, руки в стороны, правую ногу вперед на пятку).
Мы вспомнили и повторили основные цвета и элементы хохломской росписи. Теперь настало время поработать в качестве мастеров-художников.
У каждого из вас есть посуда, я предлагаю вам расписать ее своими, близкими сердцу узорами. Это будет настоящее творчество! Но для начала вспомним последовательность действий: кисть держим тремя пальцами почти вертикально; сначала рисуем кайму толстой кистью в один прием слева-направо; затем - слегка изогнутую ветвь - криуль; на ней рисуем листочки и ягодки; после – травку и завитки; и в конце – украшаем ягодки и листики. Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать. Разомните ладони, пальцы. Приготовьте руки для работы.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, (сжимание-разжимание кулачков)
Их, как хочешь, поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими) .
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (вращение кистями рук) .
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней) .
Не сидится им опять (сжимание-разжимание пальцев в «замке») .
Постучали, повертели, (по тексту)
Рисовать мы захотели. (встряхивание кистями)
Дети рисуют. Играет негромкая музыка. Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет. Дети закончили рисовать.
Воспитатель: Дети, у вас получились замечательные изделия народного промысла хохломы. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Я предлагаю рассмотреть ваши работы. Дети рассматривают их, выделяют наиболее удачные.
Стоит студеная зима,Снежинки крутит буйный ветер,А солнечная ХохломаНапоминает нам о лете.В тарелочках не полутьма.Не сумрак в вазах и солонках,Напоминает ХохломаРодную, милую сторонку!
- Понравилось ли вам наше занятие?- Что нового вы узнали?- С какими трудностями вы столкнулись?


Приложенные файлы

Программное содержание:

Закрепить познания детей о посуде. Учит называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану. Правильно строить предложения. Полно отвечать на вопросы. Развивать память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме. Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.

Оборудование: Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, опорная схема для составления описательных рассказов «посуда», разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.

Ход занятия: Ребята, у меня в шкатулке спрятаны загадки. Они очень хотят. что бы вы их отгадали и выпустили к нам в группу. Отгадаем?

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон.

Чайник

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее ……….

Тарелкою

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны

Кастрюля

4. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без ……..

сковороды

5. Лишь для хлеба создана,

Бережет его она.

хлебница

6. Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем.

чашка

7. Сама не ем,

А людей кормлю.

ложка

8. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

стаканы

9. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

вилка

10. Новая посуда, а вся в дырках

дуршлаг

Молодцы, все загадки отгадали. . Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки? Правильно, о посуде!

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

— Как называется та посуда, из которой мы пьем чай?

Чайная посуда.

— Из какой мы кушаем? Столовая.

— Как называется посуда, в которой готовят? Кухонная посуда.

Вот такая разная посуда бывает.

А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды

Нам пришлось бы очень туго

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

— Как она называется? Федорино горе.

— Кто написал эту сказку? К.И.Чуковский

— Какие сказки он еще написал?

— Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она Федора Егоровна пришла сегодня к нам. (Воспитатель достает куклу Федору) И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. Увас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.

Проводится игра «Собери посуду»

(Развивать умение анализировать и синтезировать образное мышление. пространственное восприятие, воображение, логикУпражнять в составлении целой картинки из частей))

Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник…)

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Игра «Сравни».

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).

Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?».

(Развивать память, внимание, речь, упражнять в употреблении прилагательных, развивать речевую активность)

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе,

Повороты туловища

Вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

— Эй, люди, я с вами чайпить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду».

Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Молоко нальем …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Сок налили …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний».

Развивать умение выделять лишнее слово. Обьяснять свой выбор)

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нм, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)

— название предмета посуды

— цвет

— форма

— части

— из чего сделана

— как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

3. чайник

4. сковорода

5. ложка

Ну, заглянули мы с вами и в сундук Федоры, помогли ей с посудой. Ребята, а закончилось чем «Федорино горе»? Да, она исправилась.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете?

А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.

По мнению психологов, при восприятии предмета ребенком ключевым признаком является форма, с помощью которой он выделяет объект среди прочих других. В этом плане очевидна польза предметного рисования, которое подразумевает собой тема «Посуда». Однако данная тематика интересна тем, что позволяет сделать акцент и на другом виде рисования - декоративная роспись, которая развивает творческую фантазию и воспитывает у дошкольников средней группы чувство прекрасного.

Аспекты, которые необходимо учитывать при подготовке к занятию по рисованию в средней группе ДОУ

Подходящие краски и основа

При рисовании посуды в средней группе воспитатель может предложить детям два варианта основы: это могут быть обычные листы бумаги формата А4 (если дети рисуют красками, то бумага заранее тонируется в пастельные тона) или же готовые шаблоны предметов (тарелка, чашка с блюдцем, банка для консервирования овощей и пр.). Второй способ более актуален, если основными задачами занятия является не просто передача формы посуды, а ее декоративная роспись или дополнение изображения овощами и фруктами. Также можно предложить дошкольникам шаблон такой посуды, которую им пока еще трудно нарисовать самостоятельно (например, чайник).

Рисовать посуду можно и красками (гуашь либо акварель), и цветными карандашами (как вариант - восковые мелки, фломастеры). Композиция, созданная красками, получится более яркой, а карандаши, в свою очередь, могут передать различные оттенки цвета.

Используемые техники и приемы

Тема «Посуда» подразумевает собой предметное рисование, в ходе которого дошкольники учатся более или менее точно передавать форму предмета, его характерные особенности. Рисуя же несколько предметов посуды (например, чашка и блюдце) дети учатся гармонично располагать изображение на листе бумаги, повторять силуэты одинаковых предметов (чайник и чашки).

При рисовании красками ребята отрабатывают умение проводить кистью широкие и узкие линии (всем ворсом и кончиком), закрашивать изображение, не выходя за его контур. Дети учатся получать новые оттенки красок, смешивая их в разных пропорциях - это позволяет более выразительно передать образ. Совершенствуется техника примакивания (при рисовании на посуде различных элементов (цветов, листьев, ягод).

Что касается декоративной росписи, то педагог подводит воспитанников средней группы к закономерностям в строении узора. Дети учатся заполнять узором любую форму (круглая тарелка, чашка, напоминающая половинку овала и т.д.). Причем, декоративному украшению силуэта вначале должно предшествовать украшение готовой формы (оптимальный вариант - тарелка, поскольку она имеет форму круга). Орнамент может быть фантазийным (ребята придумывают его сами, опираясь на образцы воспитателя) либо же создаваться по мотивам народного декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель и др.).

Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при рисовании посуды

При рисовании различных предметов посуды для детей будет интересно задействовать дополнительные виды изобразительной деятельности, в частности, лепку и аппликацию. Так, оригинально будет смотреться нарисованная банка с консервированными овощами или фруктами, накрытая сверху приклеенной крышкой из цветной бумаги. На раскрашенную тарелку можно приклеить вырезанные бумажные фрукты или овощи.

Блюдце можно украсить бордюром из маленьких пластилиновых шариков, а чашку дополнить вылепленной ручкой аналогичного цвета.

Уместность использования индивидуального подхода на занятии по данной теме

Многие занятия по рисованию позволяют индивидуализировать задания по замыслу и уровню сложности. Тема «посуда» - не исключение. Так, если дети раскрашивают и украшают узором шаблоны, то более сильным детям, которые хорошо и быстро справляются с заданием, можно предложить оформить еще один вариант, но только другим способом.

Другой вариант - дошкольникам, у которых уже просматриваются художественные способности, можно немного усложнять задания. Например, если тема занятия - тарелка с фруктами или овощами, то можно предложить таким детям изобразить предметы, которые рисовать немного сложнее (виноград, кукуруза и пр.).

Место темы «Посуда» в картотеке занятий по рисованию в средней группе ДОУ. Конкретные варианты композиций в рамках темы

Занятие по теме «Посуда» в средней группе можно проводить на различных этапах обучения. Оно может быть приурочено к соответствующей теме по познанию окружающего мира либо предлагаться после прочтения сказки или рассказа подобной тематики (например, Корней Чуковский «Федорино горе»).

Другой вариант - закреплять таким образом навыки декоративной росписи по мотивам народного декоративно-прикладного творчества (дымка, гжель, хохлома).

Интересное решение - сделать подарок на тему «Посуда» для мам и бабушек в преддверие праздника 8 Марта (например, расписать красивый кувшинчик или чайную пару).

В средней группе дети уже могут самостоятельно нарисовать тарелку (закрепив таким образом представление о круглых формах), чашку, чайную пару, простой кувшинчик.

Композицию можно разнообразить, предложив дошкольника изобразить не просто тарелочку, а вместе с овощами, фруктами или ягодами. Как вариант - тарелка с кусочком пиццы на ней. Оригинальная работа - дополнить шаблон банки консервированными овощами или фруктами.

Данная тематика позволяет организовывать и коллективные работы, которые обычно нравятся дошкольникам. Например, воспитатель рисует на листе ватмана чайник (либо приклеивает его изображение), а детям предлагается раскрасить шаблоны чашек, причем в таком же стиле, что и чайник. В конце занятия все они прикрепляются рядом с чайником - получается чайный сервиз.

Различные варианты мотивирующего начала занятия (рассматривание вещей, картинок, вопросы к беседе, сказка и пр.)

Ведущий вид деятельности дошкольников - это, конечно же, игра. Поэтому любое занятие в детском саду должно проводиться в игровой форме. Что касается продуктивной деятельности, к которой относится рисование, то она должна обязательно стимулироваться мотивирующим началом занятия. К ребятам должен прийти какой-то сказочный или мультипликационный персонаж, зверек со своей проблемой, которую дети разрешают в процессе рисования.

Например, если мы рассматриваем тему посуды, то перед детьми появляется кукла, которая ждет в гости подружек и переживает, что у нее нет чашек или тарелок (либо они есть, но некрасивые, без какого-либо узора).

Другой вариант - к дошкольникам приходит из леса какой-нибудь зверек (белка, ежик) и просит помочь ему подготовиться к зиме - сделать баночку с консервированными грибочками или фруктами. Малыши, конечно же, хотят помочь ему и с большим удовольствием принимаются за работу.

Отметим, что любому занятию по рисованию должна предшествовать предварительная работа по наблюдению за объектами, которые воспитанники будут изображать. Так, относительно к теме «Посуда» будет идеально накануне организовать с детьми соответствующую сюжетно-ролевую игру («Кафе» или «Чаепитие»), в ходе которой дети малыши закрепят внешние и функциональные признаки отдельных предметов посуды.

Игра «Кафе» напрямую взаимосвязана с посудной тематикой и закрепляет

В ходе игры малыши совершенствуют навыки социального взаимодействия, а также закрепляют знание и назначение предметов посуды

Иллюстрация к сказке К. Чуковского

Также можно использовать следующие стихотворения (кстати, мотивацию можно почерпнуть из их сюжета):

С. Буслова
Я с посудой осторожна
Ведь разбить посуду можно.
Я носить, и ставить буду
Аккуратно всю посуду!

Е. Николаева
Я сейчас готовить буду.
Соберу на стол посуду .
Вот, КАСТРЮЛЯ, ПОВАРЁШКА,
СКОВОРОДКА, ВИЛКА, ЛОЖКА.
Небольшой столовый НОЖИК
Мне понадобится тоже.
Вот, с узорами ТАРЕЛКИ,
ЧАШКА с БЛЮДЦЕМ на салфетке.
И, конечно, неслучайно
На плите дымится ЧАЙНИК -
Кукол чай пить усажу,
О ПОСУДЕ расскажу.

И. Бель
Вилка с ложкой поругались
Не могли понять никак
Кто нужнее человеку
Чей ко рту важнее шаг.
Вилка, хвастаясь, сказала,
Что котлеты и грибы
Человеку помогает
Съесть она без суеты.
“Ну а кто же помогает
Есть бульоны и супы?-
Ложка вилочку спросила –
Может это тоже ты?”
“Хватит сориться, соседки –
Нож пробормотал в ответ –
Каждый в этом доме знает,
Что Меня важнее нет!
Если помогать не буду
Людям я варить обед
Человек о вас забудет,
Словно вас на кухне нет!”
Помирились вилка с ложкой
Только мучает вопрос:
“Разве, правда, что на кухне
Всех важнее - это нож?”

Г. Шагалиева
На кухне раскричались ложки,
Кастрюли, вилки, поварешки.
И ножи не отстают,
Будто в бой они идут.
Чайник вдруг как засвистит.-
Стоп! - Посуде говорит.
Нам нужно вместе, братцы,
Спокойно разобраться!
Без кастрюли суп не сваришь –
Это ясно всем вокруг.
Поварешкой наливать.
Что тут можно вам сказать?
Только если нет тарелки,
Из чего все будут есть?
Главных нет на кухне, точно.
Это можно рассмотреть.
Суп давно налит в тарелку,
Чем же можно его есть?
Может вилкой? Что вы - ложкой!
Это ясно вам теперь?
Хлеба ложкой не нарезать.
Здесь нужны одни ножи.
Ну, а если на тарелку
Положили винегрет, -
Поварешкой вам не скушать.
Это, в общем, не секрет.
Здесь нужна простая вилка.
Ну, а сок пить из бутылки?
Это право же смешно!
Некрасиво и грешно.
Нужен будет вам стакан –
И не кружка, и не таз.
Просветил немного вас?
Так что вы не суетитесь,
Не ругайтесь, не деритесь.
Вы на кухне все нужны
И для каждого важны.

http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-posudu.html

Н. Нищева

Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.

Н. Нищева «Машина каша»

Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке - в чашку,
Жучке - в плошку,
А коту - в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.

Р. Сеф «Совет»

Поссорились
Чашка и блюдце
Сейчас
Они разобьются.
Скоро
В кухне на полке,
Будут лежать
Осколки.
И ты
Не ссорься напрасно –
Это очень опасно.

Г. Сапгир «Чаепитие»

На часок мы зашли
К Черепашке.
Нам хозяйка подала
Чайник, чашки.
Поползла потом
К соседке за чаем.
Два часа мы сидим,
Ожидаем.

М. Яснов «Чашка заболела»

Вот какое дело:
Чашка заболела!
Со стола упала -
Ручка отлетела.
Заболела чашка
И вздыхает тяжко:
«Кто ж меня, безрукую,
Взять захочет в руку:
Как в лесу, аукаю,
А кругом - ни звука!..»
Слышу, слышу, чашка -
Не грусти, бедняжка!
Я тебя, больную,
Склею, забинтую:
Обед полежишь,
Полдник полежишь,
Ужин полежишь,
А к завтраку снова
Будешь здорова!

http://www.razumniki.ru/stihi_pro_posudu.html

На занятии перед непосредственно продуктивной деятельностью обязательно проводится игра малой подвижности, физкультминутка или пальчиковая гимнастика. По своей тематике они также должны быть связаны с темой посуды. Приведем следующие пример:

Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Другой вариант - игра малой подвижности «Посуда».

Педагог предлагает ребятам выйти на ковер и представить, что они превращаются в предметы посуды.

Также можно провести дидактическую игру «Чего не хватает?»: на столе стоят предметы посуды, дети запоминают их. Затем воспитатель накрывает их платком и убирает один предмет - дети должны понять, чего не хватает.

Конспекты занятий - вариации на тему «Посуда»

ФИО автора Название конспекта
Осинцева П.П. «Украшение чашки»
Образовательные задачи: учить украшать шаблон предмета, кончиком кисти рисовать точки и тонкие линии, а широкие - всем ворсом, закреплять умение тщательно промывать кисть перед использованием другой краски,
Развивающие задачи: закрепить обобщающее понятие «посуда», умение классифицировать предметы посуды (чайная), активизировать словарный запас, развивать внимание, образное мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, инициативность.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: кукла Незнайка, ватман с изображением чайника посередине.
Раздаточный материал: шаблоны чашек согласно количеству детей, гуашь, кисточки, непроливайки.
Ход занятия:
Сюрпризный момент - появление Незнайки, который приходит с «разбитой» посудой - разрезные картинки. Он сообщает детям, что так торопился к ним, и поэтому упал и разбил всю посуду. Воспитатель с детьми успокаивают Незнайку и обещают ему помочь.
Проводится дидактическая игра «Собери картинку»: детям раздаются конверты с разрезными картинками и они собирают целое изображение – «починили» посуду.
Далее Незнайка загадывает ребятам загадки про посуду (воспитатель демонстрирует соответствующие картинки). Особо акцентируется внимние на чайнике:

Он стоит и пыхтит. В нём вода бурлит - кипит. Из-под крышки выйдет тучка, Носик есть и с боку ручка. Чайных чашек всех начальник. Называется он… (чайник)!

Детально обсуждается его строение (носик, крышка, ручка), предназначение. Незнайка сообщает, что у него есть чашки, но они не такие красивые, как чайник, без рисунка. Дети с радостью соглашаются украсить их.
Воспитатель рассматривает с детьми рисунок на чайнике - красивый цветок с синими лепестками и желтой серединкой с красной каемочкой. Обращается внимание, что орнамент на чашках должен быть тосно таким же - ведь, это чайный набор.
Педагог демонстрирует украшение одного из шаблонов и оставляет образец на доске.
Перед непосредственно продуктивной деятельностью проводится пальчиковая гимнастика «Мамины помощники»:

Самостоятельная деятельность детей.
В конце занятия Незнайка хвалит ребят и приглашает их в гости попить чая.

Арутюнян М.А. «Тарелки»
(рисование карандашами на бумажных кругах диаметром 6–8 см)
Интересна мотивация занятия - педагог создает проблемную ситуацию: по дороге на работу ей повстречались две собачки, которые сообщили, что собираются в гости к друзьям-зайчатам. Раздается телефонный звонок - звонят зайчата, плачут, так как у них разбились тарелочки. Они были такие красивые, и теперь некуда положить угощение для гостей.
Воспитатель предлагает ребятам помочь зайчикам, демонстрирует дошкольникам несколько тарелок с разным узором, акцентирует внимание на его расположении.
В конце занятия появляются игрушечные зайчики и просят детей помочь им умыться, завязать бантики. Они прощаются и благодарят ребят за красивые тарелки.
Ермакова И. «Декоративная посуда»
(роспись чашки хохломским узором)
В начале занятия педагог загадывает загадки про посуду, сообщает, что бывает несколько ее разновидностей: кухонная и столовая, чайная и для хранения продуктов.
Предлагается дидактическая игра - игрушечную посуду нужно рассортировать по видам.
Рассматриваются чашки с различными узорами. И здесь возникает мотивирующий момент: педагог сообщает ребятам, что, оказывается, у малышей в ясельной группе просто белые чашки, и им хотелось бы помочь - украсить посуду хохломскими узорами.
Бердникова Е.Н. «Чайная пара»
Данное занятие проводится в преддверие праздника 8 Марта. Воспитатель предлагает порадовать своих мам подарком - нарисованной чайной парой.
Чтение стихотворения

Л. Буртан Чайный мыли мы сервиз, Дружно делали сюрприз. Чашек было много. Помогли немного. Маме легче стало: Их осталось мало.

Дети закрашивают силуэты чашки и блюдца, а затем украшают их узорами.

Федотова Е. «Тарелочка»
(декоративное рисование по мотивам дымковской росписи)
Занятие неожиданно начинается с загадки про зайца. Затем перед детьми появляется печальный игрушечный зайчик. Он рассказывает ребятам, что когда он шел к ним в детский сад, то встретил во дворе Собак Трезорку и Бульку, таких красивых, с блестящей шерсткой, бантиками. Оказывается, они собрались в гости к друзьям вместе со своей мамой. Зайчик тоже хочет принимать гостей, но у него нет тарелок.
Воспитатель предлагает ребятам вначале нарисовать на листе бумаги тарелочки, а затем украсить их дымковскими узорами. Перед детьми находятся альбомы с образцами этой росписи, а также игрушки и посуда.

Образцы с поэтапным описанием порядка выполнения работ в рамках обозначенной темы в средней группе

На фото 2 и 7 представлены рисунки детей «Чайная пара». В первом варианте в качестве материала использховались краски, во втором - карандаши.

Роспись блюдец мы видим на фото 11 и 12 - рисунок по мотивам дымковского декоративно-прикладного творчесвта и фантазийный орнамент из яблочек и ягод.

Тема посуды открывает большие возможности для использования нетрадиционных техник изображения. В этом плане интересно фото 3 «Чайный набор на салфетке», где чайники украшены обрывочной аппликацией (салфетки). Фото 6 («Чайник») демонстрирует нам рисунок с помощью пальчиков. Оригинальны работы на фото 8 и 9, где фрукты изображены с помощью половинок яблок.

Сюжетные композиции - овощи и фрукты на тарелках - представлены на фото 4, 5 и 10. Здесь уже более развивается ориентировка на листе бумаги, умение гармонично расположить предметы на рисунке.

«Тарелки»

Рисование: карандаши.

Материал:

Цветные карандаши

Ход занятия:

Проблемная ситуация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Посуда»

«Тарелки»

Рисование: карандаши.

Формировать умение рисовать круги, ориентируясь на опору в виде круглого листа бумаги

Побуждать детей оказывать помощь тем, кто в ней нуждается

Материал:

Цветные карандаши

Бумажные круги 6-8 см в диаметре

Ход занятия:

Проблемная ситуация

Сегодня по дороге в детский сад я встретила двух собачек, они радовались, что пойдут в гости к знакомым зайчатам.

А вы, ребята, любите ходить в гости?

В это время раздается телефонный звонок, воспитатель берет трубку:

Алло! Я слушаю. Это зайчата? Да, мы уже знаем. что у вас будут гости. Что вы говорите? И все разбились? Ах, как, жалко! Красивые были тарелки. Да ничего, не беспокойтесь, мы вам поможем.

Воспитатель обращается к детям.

Ребята! У зайчат неприятность. Они хотели накрыть на стол, но поднос с тарелками упал, и все тарелки разбились. Теперь они не знают, во что положить угощенье для гостей.

Воспитатель предлагает детям сделать тарелки. Получив согласие, раздает бумажные круги, предлагает, для того чтобы тарелки были красивыми,

Научить украшать их полосками. Целесообразно рассмотреть с детьми несколько тарелок, украшенных разным узором, обратить внимание детей на расположение узора. После того как дети выполнят работу, воспитатель от имени зайчиков просит рассказать, у кого какая тарелка.

Затем зайчата просят детей помочь им нарядиться: помыть лицо и руки, сходить в парикмахерскую- сделать прическу, повязать бантики. Прощаясь. зайчата целуют детей и благодарят за тарелки.


По мнению психологов, при восприятии предмета ребенком ключевым признаком является форма, с помощью которой он выделяет объект среди прочих других. В этом плане очевидна польза предметного рисования, которое подразумевает собой тема «Посуда». Однако данная тематика интересна тем, что позволяет сделать акцент и на другом виде рисования - декоративная роспись, которая развивает творческую фантазию и воспитывает у дошкольников средней группы чувство прекрасного.

Аспекты, которые необходимо учитывать при подготовке к занятию по рисованию в средней группе ДОУ

Подходящие краски и основа

При рисовании посуды в средней группе воспитатель может предложить детям два варианта основы: это могут быть обычные листы бумаги формата А4 (если дети рисуют красками, то бумага заранее тонируется в пастельные тона) или же готовые шаблоны предметов (тарелка, чашка с блюдцем, банка для консервирования овощей и пр.). Второй способ более актуален, если основными задачами занятия является не просто передача формы посуды, а ее декоративная роспись или дополнение изображения овощами и фруктами. Также можно предложить дошкольникам шаблон такой посуды, которую им пока еще трудно нарисовать самостоятельно (например, чайник).

Рисовать посуду можно и красками (гуашь либо акварель), и цветными карандашами (как вариант - восковые мелки, фломастеры). Композиция, созданная красками, получится более яркой, а карандаши, в свою очередь, могут передать различные оттенки цвета.

Используемые техники и приемы

Тема «Посуда» подразумевает собой предметное рисование, в ходе которого дошкольники учатся более или менее точно передавать форму предмета, его характерные особенности. Рисуя же несколько предметов посуды (например, чашка и блюдце) дети учатся гармонично располагать изображение на листе бумаги, повторять силуэты одинаковых предметов (чайник и чашки).

При рисовании красками ребята отрабатывают умение проводить кистью широкие и узкие линии (всем ворсом и кончиком), закрашивать изображение, не выходя за его контур. Дети учатся получать новые оттенки красок, смешивая их в разных пропорциях - это позволяет более выразительно передать образ. Совершенствуется техника примакивания (при рисовании на посуде различных элементов (цветов, листьев, ягод).

Что касается декоративной росписи, то педагог подводит воспитанников средней группы к закономерностям в строении узора. Дети учатся заполнять узором любую форму (круглая тарелка, чашка, напоминающая половинку овала и т.д.). Причем, декоративному украшению силуэта вначале должно предшествовать украшение готовой формы (оптимальный вариант - тарелка, поскольку она имеет форму круга). Орнамент может быть фантазийным (ребята придумывают его сами, опираясь на образцы воспитателя) либо же создаваться по мотивам народного декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель и др.).

Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при рисовании посуды

При рисовании различных предметов посуды для детей будет интересно задействовать дополнительные виды изобразительной деятельности, в частности, лепку и аппликацию. Так, оригинально будет смотреться нарисованная банка с консервированными овощами или фруктами, накрытая сверху приклеенной крышкой из цветной бумаги. На раскрашенную тарелку можно приклеить вырезанные бумажные фрукты или овощи.

Блюдце можно украсить бордюром из маленьких пластилиновых шариков, а чашку дополнить вылепленной ручкой аналогичного цвета.

Уместность использования индивидуального подхода на занятии по данной теме

Многие занятия по рисованию позволяют индивидуализировать задания по замыслу и уровню сложности. Тема «посуда» - не исключение. Так, если дети раскрашивают и украшают узором шаблоны, то более сильным детям, которые хорошо и быстро справляются с заданием, можно предложить оформить еще один вариант, но только другим способом.

Другой вариант - дошкольникам, у которых уже просматриваются художественные способности, можно немного усложнять задания. Например, если тема занятия - тарелка с фруктами или овощами, то можно предложить таким детям изобразить предметы, которые рисовать немного сложнее (виноград, кукуруза и пр.).

Место темы «Посуда» в картотеке занятий по рисованию в средней группе ДОУ. Конкретные варианты композиций в рамках темы

Занятие по теме «Посуда» в средней группе можно проводить на различных этапах обучения. Оно может быть приурочено к соответствующей теме по познанию окружающего мира либо предлагаться после прочтения сказки или рассказа подобной тематики (например, Корней Чуковский «Федорино горе»).

Другой вариант - закреплять таким образом навыки декоративной росписи по мотивам народного декоративно-прикладного творчества (дымка, гжель, хохлома).

Интересное решение - сделать подарок на тему «Посуда» для мам и бабушек в преддверие праздника 8 Марта (например, расписать красивый кувшинчик или чайную пару).

В средней группе дети уже могут самостоятельно нарисовать тарелку (закрепив таким образом представление о круглых формах), чашку, чайную пару, простой кувшинчик.

Композицию можно разнообразить, предложив дошкольника изобразить не просто тарелочку, а вместе с овощами, фруктами или ягодами. Как вариант - тарелка с кусочком пиццы на ней. Оригинальная работа - дополнить шаблон банки консервированными овощами или фруктами.

Данная тематика позволяет организовывать и коллективные работы, которые обычно нравятся дошкольникам. Например, воспитатель рисует на листе ватмана чайник (либо приклеивает его изображение), а детям предлагается раскрасить шаблоны чашек, причем в таком же стиле, что и чайник. В конце занятия все они прикрепляются рядом с чайником - получается чайный сервиз.

Различные варианты мотивирующего начала занятия (рассматривание вещей, картинок, вопросы к беседе, сказка и пр.)

Ведущий вид деятельности дошкольников - это, конечно же, игра. Поэтому любое занятие в детском саду должно проводиться в игровой форме. Что касается продуктивной деятельности, к которой относится рисование, то она должна обязательно стимулироваться мотивирующим началом занятия. К ребятам должен прийти какой-то сказочный или мультипликационный персонаж, зверек со своей проблемой, которую дети разрешают в процессе рисования.

Например, если мы рассматриваем тему посуды, то перед детьми появляется кукла, которая ждет в гости подружек и переживает, что у нее нет чашек или тарелок (либо они есть, но некрасивые, без какого-либо узора).

Другой вариант - к дошкольникам приходит из леса какой-нибудь зверек (белка, ежик) и просит помочь ему подготовиться к зиме - сделать баночку с консервированными грибочками или фруктами. Малыши, конечно же, хотят помочь ему и с большим удовольствием принимаются за работу.

Отметим, что любому занятию по рисованию должна предшествовать предварительная работа по наблюдению за объектами, которые воспитанники будут изображать. Так, относительно к теме «Посуда» будет идеально накануне организовать с детьми соответствующую сюжетно-ролевую игру («Кафе» или «Чаепитие»), в ходе которой дети малыши закрепят внешние и функциональные признаки отдельных предметов посуды.

Игра «Кафе» напрямую взаимосвязана с посудной тематикой и закрепляет

В ходе игры малыши совершенствуют навыки социального взаимодействия, а также закрепляют знание и назначение предметов посуды

Иллюстрация к сказке К. Чуковского

Также можно использовать следующие стихотворения (кстати, мотивацию можно почерпнуть из их сюжета):

С. Буслова
Я с посудой осторожна
Ведь разбить посуду можно.
Я носить, и ставить буду
Аккуратно всю посуду!

Е. Николаева
Я сейчас готовить буду.
Соберу на стол посуду .
Вот, КАСТРЮЛЯ, ПОВАРЁШКА,
СКОВОРОДКА, ВИЛКА, ЛОЖКА.
Небольшой столовый НОЖИК
Мне понадобится тоже.
Вот, с узорами ТАРЕЛКИ,
ЧАШКА с БЛЮДЦЕМ на салфетке.
И, конечно, неслучайно
На плите дымится ЧАЙНИК -
Кукол чай пить усажу,
О ПОСУДЕ расскажу.

И. Бель
Вилка с ложкой поругались
Не могли понять никак
Кто нужнее человеку
Чей ко рту важнее шаг.
Вилка, хвастаясь, сказала,
Что котлеты и грибы
Человеку помогает
Съесть она без суеты.
“Ну а кто же помогает
Есть бульоны и супы?-
Ложка вилочку спросила –
Может это тоже ты?”
“Хватит сориться, соседки –
Нож пробормотал в ответ –
Каждый в этом доме знает,
Что Меня важнее нет!
Если помогать не буду
Людям я варить обед
Человек о вас забудет,
Словно вас на кухне нет!”
Помирились вилка с ложкой
Только мучает вопрос:
“Разве, правда, что на кухне
Всех важнее - это нож?”

Г. Шагалиева
На кухне раскричались ложки,
Кастрюли, вилки, поварешки.
И ножи не отстают,
Будто в бой они идут.
Чайник вдруг как засвистит.-
Стоп! - Посуде говорит.
Нам нужно вместе, братцы,
Спокойно разобраться!
Без кастрюли суп не сваришь –
Это ясно всем вокруг.
Поварешкой наливать.
Что тут можно вам сказать?
Только если нет тарелки,
Из чего все будут есть?
Главных нет на кухне, точно.
Это можно рассмотреть.
Суп давно налит в тарелку,
Чем же можно его есть?
Может вилкой? Что вы - ложкой!
Это ясно вам теперь?
Хлеба ложкой не нарезать.
Здесь нужны одни ножи.
Ну, а если на тарелку
Положили винегрет, -
Поварешкой вам не скушать.
Это, в общем, не секрет.
Здесь нужна простая вилка.
Ну, а сок пить из бутылки?
Это право же смешно!
Некрасиво и грешно.
Нужен будет вам стакан –
И не кружка, и не таз.
Просветил немного вас?
Так что вы не суетитесь,
Не ругайтесь, не деритесь.
Вы на кухне все нужны
И для каждого важны.

http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-posudu.html

Н. Нищева

Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.

Н. Нищева «Машина каша»

Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке - в чашку,
Жучке - в плошку,
А коту - в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.

Р. Сеф «Совет»

Поссорились
Чашка и блюдце
Сейчас
Они разобьются.
Скоро
В кухне на полке,
Будут лежать
Осколки.
И ты
Не ссорься напрасно –
Это очень опасно.

Г. Сапгир «Чаепитие»

На часок мы зашли
К Черепашке.
Нам хозяйка подала
Чайник, чашки.
Поползла потом
К соседке за чаем.
Два часа мы сидим,
Ожидаем.

М. Яснов «Чашка заболела»

Вот какое дело:
Чашка заболела!
Со стола упала -
Ручка отлетела.
Заболела чашка
И вздыхает тяжко:
«Кто ж меня, безрукую,
Взять захочет в руку:
Как в лесу, аукаю,
А кругом - ни звука!..»
Слышу, слышу, чашка -
Не грусти, бедняжка!
Я тебя, больную,
Склею, забинтую:
Обед полежишь,
Полдник полежишь,
Ужин полежишь,
А к завтраку снова
Будешь здорова!

http://www.razumniki.ru/stihi_pro_posudu.html

На занятии перед непосредственно продуктивной деятельностью обязательно проводится игра малой подвижности, физкультминутка или пальчиковая гимнастика. По своей тематике они также должны быть связаны с темой посуды. Приведем следующие пример:

Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Другой вариант - игра малой подвижности «Посуда».

Педагог предлагает ребятам выйти на ковер и представить, что они превращаются в предметы посуды.

Также можно провести дидактическую игру «Чего не хватает?»: на столе стоят предметы посуды, дети запоминают их. Затем воспитатель накрывает их платком и убирает один предмет - дети должны понять, чего не хватает.

Конспекты занятий - вариации на тему «Посуда»

ФИО автора Название конспекта
Осинцева П.П. «Украшение чашки»
Образовательные задачи: учить украшать шаблон предмета, кончиком кисти рисовать точки и тонкие линии, а широкие - всем ворсом, закреплять умение тщательно промывать кисть перед использованием другой краски,
Развивающие задачи: закрепить обобщающее понятие «посуда», умение классифицировать предметы посуды (чайная), активизировать словарный запас, развивать внимание, образное мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, инициативность.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: кукла Незнайка, ватман с изображением чайника посередине.
Раздаточный материал: шаблоны чашек согласно количеству детей, гуашь, кисточки, непроливайки.
Ход занятия:
Сюрпризный момент - появление Незнайки, который приходит с «разбитой» посудой - разрезные картинки. Он сообщает детям, что так торопился к ним, и поэтому упал и разбил всю посуду. Воспитатель с детьми успокаивают Незнайку и обещают ему помочь.
Проводится дидактическая игра «Собери картинку»: детям раздаются конверты с разрезными картинками и они собирают целое изображение – «починили» посуду.
Далее Незнайка загадывает ребятам загадки про посуду (воспитатель демонстрирует соответствующие картинки). Особо акцентируется внимние на чайнике:

Он стоит и пыхтит. В нём вода бурлит - кипит. Из-под крышки выйдет тучка, Носик есть и с боку ручка. Чайных чашек всех начальник. Называется он… (чайник)!

Детально обсуждается его строение (носик, крышка, ручка), предназначение. Незнайка сообщает, что у него есть чашки, но они не такие красивые, как чайник, без рисунка. Дети с радостью соглашаются украсить их.
Воспитатель рассматривает с детьми рисунок на чайнике - красивый цветок с синими лепестками и желтой серединкой с красной каемочкой. Обращается внимание, что орнамент на чашках должен быть тосно таким же - ведь, это чайный набор.
Педагог демонстрирует украшение одного из шаблонов и оставляет образец на доске.
Перед непосредственно продуктивной деятельностью проводится пальчиковая гимнастика «Мамины помощники»:

Самостоятельная деятельность детей.
В конце занятия Незнайка хвалит ребят и приглашает их в гости попить чая.

Арутюнян М.А. «Тарелки»
(рисование карандашами на бумажных кругах диаметром 6–8 см)
Интересна мотивация занятия - педагог создает проблемную ситуацию: по дороге на работу ей повстречались две собачки, которые сообщили, что собираются в гости к друзьям-зайчатам. Раздается телефонный звонок - звонят зайчата, плачут, так как у них разбились тарелочки. Они были такие красивые, и теперь некуда положить угощение для гостей.
Воспитатель предлагает ребятам помочь зайчикам, демонстрирует дошкольникам несколько тарелок с разным узором, акцентирует внимание на его расположении.
В конце занятия появляются игрушечные зайчики и просят детей помочь им умыться, завязать бантики. Они прощаются и благодарят ребят за красивые тарелки.
Ермакова И. «Декоративная посуда»
(роспись чашки хохломским узором)
В начале занятия педагог загадывает загадки про посуду, сообщает, что бывает несколько ее разновидностей: кухонная и столовая, чайная и для хранения продуктов.
Предлагается дидактическая игра - игрушечную посуду нужно рассортировать по видам.
Рассматриваются чашки с различными узорами. И здесь возникает мотивирующий момент: педагог сообщает ребятам, что, оказывается, у малышей в ясельной группе просто белые чашки, и им хотелось бы помочь - украсить посуду хохломскими узорами.
Бердникова Е.Н. «Чайная пара»
Данное занятие проводится в преддверие праздника 8 Марта. Воспитатель предлагает порадовать своих мам подарком - нарисованной чайной парой.
Чтение стихотворения

Л. Буртан Чайный мыли мы сервиз, Дружно делали сюрприз. Чашек было много. Помогли немного. Маме легче стало: Их осталось мало.

Дети закрашивают силуэты чашки и блюдца, а затем украшают их узорами.

Федотова Е. «Тарелочка»
(декоративное рисование по мотивам дымковской росписи)
Занятие неожиданно начинается с загадки про зайца. Затем перед детьми появляется печальный игрушечный зайчик. Он рассказывает ребятам, что когда он шел к ним в детский сад, то встретил во дворе Собак Трезорку и Бульку, таких красивых, с блестящей шерсткой, бантиками. Оказывается, они собрались в гости к друзьям вместе со своей мамой. Зайчик тоже хочет принимать гостей, но у него нет тарелок.
Воспитатель предлагает ребятам вначале нарисовать на листе бумаги тарелочки, а затем украсить их дымковскими узорами. Перед детьми находятся альбомы с образцами этой росписи, а также игрушки и посуда.

Образцы с поэтапным описанием порядка выполнения работ в рамках обозначенной темы в средней группе

На фото 2 и 7 представлены рисунки детей «Чайная пара». В первом варианте в качестве материала использховались краски, во втором - карандаши.

Роспись блюдец мы видим на фото 11 и 12 - рисунок по мотивам дымковского декоративно-прикладного творчесвта и фантазийный орнамент из яблочек и ягод.

Тема посуды открывает большие возможности для использования нетрадиционных техник изображения. В этом плане интересно фото 3 «Чайный набор на салфетке», где чайники украшены обрывочной аппликацией (салфетки). Фото 6 («Чайник») демонстрирует нам рисунок с помощью пальчиков. Оригинальны работы на фото 8 и 9, где фрукты изображены с помощью половинок яблок.

Сюжетные композиции - овощи и фрукты на тарелках - представлены на фото 4, 5 и 10. Здесь уже более развивается ориентировка на листе бумаги, умение гармонично расположить предметы на рисунке.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!