Работа по воспитанию культуры поведения за столом. Черный хлеб полезен нам и не только по утрам

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50» г. Калуги

Информационный проект

«Культура поведения за столом»

выполнила

Петрунина Виктория,

ученица 1 «А» класса

научный руководитель

Холина Елена Михайловна,

учитель начальных классов

2014 г.

Культура поведения за столом.

Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста. Но как просто и ненавязчиво объяснить детям те правила, которые должны знать все?

В классе мы провели анкетирование, знают ли ребята основные правила поведения за столом. (Приложение 1) Результаты анкетирования показали, что не все правила культурного поведения знакомы нашим ребятам. Поэтому наш информационный проект призван помочь устранить эти пробелы.

Наш проект представляет собой беседу, в которой сочетается объяснение правил поведения за столом с занимательными историческими фактами.

Цель проекта:

    Изучить историю появления правил поведения за столом.

    Повторить правила поведения за столом.

    Познакомить с правилами сервировки стола.

    Познакомить с общими правилами для приятнейшего ведения беседы.

    Создать памятку «Правила поведения за столом»

Существуют строгие правила поведения во время еды. Как и все другие, эти правила не выдуманы из головы. Большинство из них возникло из уважения к тем, с кем ты сидишь за столом. Попробуй проследить, что получится, если ты возьмешь вилку и нож не пальцами, как положено, а зажмёшь их в кулак и начнёшь резать лежащее на тарелке мясо. У тебя неминуемо поднимутся и разойдутся в стороны локти. А это значит, что окажется в опасности щека соседа. А локти, положенные на стол? Они занимают место, где должна стоять тарелка соседа. Да и приятно ли ему будет класть хлеб на тот кусок скатерти, по которому ёрзали твои рукава?

Или, скажем, почему принято брать сахар щипчиками, а если их нет – просто пальцами, а не своей чайной ложкой? Это тоже вполне объяснимо. Ведь руки у тебя должны быть чисты - перед тем, как ты садишься за стол, ты их вымыл, да и коснешься ты ими лишь того кусочка сахара, который возьмешь. А ложка только что была у тебя во рту, и не всякому будет приятно, если она прогуляется по всей сахарнице.

По той же причине соль из солонки нужно брать не щепотью и не своей ложкой, а кончиком ножа. Но пирожки, печенье, хлеб нужно брать рукой, стараясь не касаться соседних ломтиков.

А почему, например, не принято резать рыбу ножом? Да только потому, что в рыбе бывают мелкие тонкие косточки. Разрезая кусок рыбы, можно, не заметив, разрезать и косточки, и проглотив их, поцарапать горло.

Немного истории.

Книга, по которой русские юноши девушки могли учиться правильно вести себя за столом, появилась еще в восемнадцатом веке. Называлась она: "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению" и составлена была самой Российской Академией наук. Вот какое большое значение придавали и тогда правилам поведения!

Напечатана она непривычными для нас старинными буквами; некоторые слова, вроде "талерки", не сразу и поймешь. Но большинство правил годится и сегодня.

    "Не хвата первы блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.

    Не сопи, егда яси.

    Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому.

    Руки твои да не лежат долго на талерке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил.

    Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.

    Хлеба, приложа к груди, не режь; ешь, что перед тобой лежит, а инде не хватай.

    Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

    Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчего.

    Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножом по талеркам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стуча, но должно тихо и смирно, прямо, а, не избоченясь сидеть".

У французов есть поговорка: "Аппетит приходит во время еды". Как и большинство народных поговорок, она основана на жизненном опыте: запах, и вид вкусной пищи действительно усиливают аппетит.

Великий русский ученый Иван Петрович Павлов объяснил, почему это происходит. Ты знаешь по себе, как текут слюнки при виде лакомого блюда. Это, значит, начинают работать слюнные железы рта, чтобы смочить пищу, которую сейчас будешь жевать. Точно так же вид и запах пищи действует на железы желудка. Они тоже начинают выделять особый "запальный" сок. Этот сок помогает желудку переваривать пищу. Раздражая окончания нервов, заложенных в стенках желудка, он вызывает чувство аппетита.

Но не всякая пища действует на организм одинаково. Чем красивее, аппетитнее выглядит тарелка с едой, чем вкуснее пища пахнет, тем сильнее выделяется "запальный" сок, тем лучше будет переварено то, что ты съешь.

И забота об этом также отразилась в правилах поведения за столом. Почему, например не следует крошить на куски котлету или сырник? Не только потому, что раскрошенная пища быстрее стынет и делается невкусной. Вид размазанной по тарелке - котлеты или сырника не очень аппетитен. Почему не принято выплевывать что-либо, даже косточки от компота, прямо на блюдце? Почему не полагается критиковать поданное блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусно? Почему надо доесть все положенное до конца и не оставлять на тарелке? Потому что это не только обижает хозяйку, но и может отбить желание есть у соседей.

Не следует также разглядывать слишком внимательно или ковырять вилкой то, что тебе положили. Это тоже невежливо по отношению к хозяйке, словно ты сомневаешься в качестве угощения. Воспитанный человек будет есть каждое предложенное хозяином блюдо.

Как вести себя за столом

    Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.

    Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.

    Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.

    Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.

    Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать будет уже трудно, можно взять пальцами косточку и обглодать.

    Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой и пальцами. Но пальцы при этом не облизывают, а вытирают салфеткой.

    Гарнир - овощи, картошку, макароны – набирай на вилку с помощью корочки хлеба.

    Не ешь ложкой то, что отлично можно есть вилкой.

    Не ешь с ножа - это некрасиво, да и легко можно порезать рот.

    Рыбу, сырники, котлету, заливное, яичницу но - жом резать не надо - их легко разломить вилкой.

    Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в левой. Не перекладывай их из руки в руку, пока не съешь все блюдо.

    Косточки от компота не выплевывай прямо на блюдце. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточку и положи на блюдце.

    Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.

    Из общего блюда бери крайний кусок, не выбирая. Ведь взяв кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.

    Не подбирай хлебом остатки соуса с тарелки. Не допивай прямо с блюдца сок от компота.

    Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на стол не клади.

    Не ставь без разрешения свою грязную тарелку на грязную тарелку соседа без его разрешения и не отодвигай свою грязную посуду в его сторону.

    Когда пьёшь чай, не оставляй чайную ложку в стакане - он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

    Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо.

    За едой не читай, - это не только невежливо по отношению к окружающим (мол, книжка тебе интереснее, чем они), но и вредно.

    Не катай шариков из хлеба, не кроши его зря, доедай все корки (они, кстати, полезнее мякиша). Помни всегда, сколько людей трудилось, чтобы вырастить и убрать урожай и испечь хлеб. Не забывай также, что для миллионов ребят на земле крошка хлеба еще драгоценность!

Сервировка

Решим необычную задачу.

Дано : клеёнка, скатерть, салфетки, тарелки (глубокие, мелкие), чашки, стаканы, вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные), цветы и вазочки для цветов.

Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно и удобно. И, конечно же, возбуждало аппетит.

Решение:

Действие первое: на поверхность стола положить клеенку, затем скатерть.

Действие второе: мысленно на расстоянии 1-2 сантиметров проведи от края стола прямую линию. По ней ровно расставь тарелки - каждую напротив стула. Если стол к обеду, на мелкую поставь глубокую. Ножи разложи справа от тарелок лезвием к ним, вилки слева острием вверх. Ложки - суповую, десертную - положи за тарелками параллельно краю стола ручками вправо. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки - на тарелки. Не забудь о ложках, ножах, вилках для закусок, салатов, масла. Цветы в вазочках украсят праздничный стол.

Уважать вкусы, привычки другого - одна из первейших обязанностей человека в обществе. Объявлять свой вкус самым безупречным - свидетельство бескультурья и невежества. Почётным считается место во главе стола. Его предоставляют "герою дня" - имениннику. Если гости собрались не в день рождения, а, например, на Новый год или по другому поводу, почётное место предоставляется хозяину дома или особо уважаемому гостю. Бабушку или дедушку нужно устроить поудобнее и не забывать за ними ухаживать. Хозяйка дома, как правилоло, садится так, чтобы легко можно было выйти из-за стола, что принести или унести.

Искусство беседы за столом.

В Древней Руси в XII веке в "Поучении к детям князь Владимир Мономах учил вести беседу так: "При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, а не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться".

Императрица Екатерина II заставляла придворных соблюдать правила "Эрмитажного Устава". Один из параграфов призывал говорить умеренно и не очень громко, "дабы у прочих там находящихся уши и голова не заболели".

В старину самой большой честью для ученого в Иране считалось стать членом академии молчания. Только сто мудрецов одновременно могли быть "Молчаливыми" академиками. Их девиз стоит запомнить: "Много думай и мало говори! "

"Искусство любезно и галантно вести разговор" – такая книга была издана в Англии в 1713 году. Вот что там написано: "Нужно начинать беседу умело. Самой обычной темой разговора является погода: она либо хороша, либо плоха. Если с вами согласятся, начало разговору положено".

Вот некоторые общие правила для приятнейшего ведения беседы, которые помогут тебе быть приятным собеседником не только за столом, но и в любой ситуации:

    Определим для начала, о чём говорить не следует.

Старайся не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори пренебрежительно о, например, актере маленького роста "метр с кепкой", если тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок. Не расхваливай своего пса при товарище, собака которого недавно попала под машину. Не описывай красот каникулярного отдыха на Багамах, если ты знаешь, что родители твоего товарища-собеседника не в состоянии вывезти его даже в ближайшую деревню.

    Не унижай других.

Не задевай чувств своего собеседника, не старайся его подколоть, обидеть, возвыситься за его счет.

    Не сплетничай.

Об отсутствующих говори только хорошо. Мало того, что сплетничать вообще позорно, твои слова могут передать "по назначению", да еще и добавят своего. Как ты будешь смотреть в глаза тому, на чей счет ты пару дней назад "невинно прошелся" в беседе тет-а-тет.

    Не обсуждай слишком узких проблем , которые, кроме тебя, никому не интересны.

    Не следует задевать в разговоре скандальных тем, проблем , которые могут задеть чьи-то моральные принципы.

    На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком громко, чтобы это слышали посторонние .

Не думайте, что незнакомые люди обратят на вас восторженное внимание: "Ах, какие они смелые! " или "Ах, какие остроумные", или "О, боже мой, какая крутизна!" Скорее всего подумают: "Какая невоспитанность!" И скучно отвернутся.

    Вообще не следует говорить слишком громко.

Если на твои слова не обращают внимания, то это, скорей всего, не потому, что ты говоришь слишком тихо, а потому, что ты говоришь неинтересно или путано. А может быть, твой собеседник не умеет слушать. Тогда не стоит тратить на него голосовые связки.

    Не говори также и слишком тихо , чтобы люди не были вынуждены изо всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и не растягивай фразы.

    Бестактно не отвечай и не реагируй на вопросы.

    В компании следует вовлекать в разговор разных людей , особенно тех, кто новичок и чувствует себя неловко.

    Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как на базаре, "Что? " (а тем более "Шо? ") Скажи: "Извините, я не расслышал".

    В споре не стремись быть во всем правым, не демонстрируй свою оскорбленность, если твоя точка зрения не принята всеми.

Прими к сведению аргументы других. Это вовсе не значит, что ты должен отказаться от своей точки зрения. Просто форма несогласия должна быть корректной. Свое неприятие не стоит выражать такими словами как "Чушь собачья! ", "Вранье! " и "Что ты гонишь? ".

Во многих старинных руководствах об искусстве быть приятным в обществе советуют избегать тем, которые могли бы расколоть присутствующих на два лагеря. Особенно остры политические и национальные темы. Если вы хотите мира и покоя, найдите тему, интересную всем, но не вызывающую острых разногласий: любовь к домашним животным, родители и учителя, будущая профессия, наука, литература, спорт.

Есть, однако, такие компании, где собираются именно поспорить. Ведь и новая книжка, и перспективы развития медицинской науки могут стать предметом для спора. В такой компании не стоит сводить разговор к общепринятым истинам. Можно не бояться своей оригинальности. Но и не забывать о культуре спора.

    Допустим, ты – замечательный оратор! Как говорили не так давно: краснобай. Ты умеешь завладеть вниманием всех, ты остроумен, ты раньше всех узнаешь сногсшибательные новости, ты с блеском подражаешь знаменитым актерам, ты настоящий эрудит... Но чтобы стать по-настоящему непревзойденным собеседником, нужно вовремя дать возможность высказаться и другому . "Если у тебя есть фонтан, дай отдохнуть и фонтану", – так высказался Козьма Прутков. Дай собеседнику проявить себя с лучшей стороны, "подыграй" ему, подкинь реплику, на которую он, как ты подозреваешь, может удачно ответить. И тебя полюбят еще больше! Настоящий собеседник не тот, кто поет "соло", а тот, кто дирижирует оркестром.

    Если к двум беседующим присоединился третий, подыщите тему, которая будет интересна всем троим.

    Если вы заметите, что двое беседующих, обсуждают нечто интимное, не для чужого уха, элегантно выйдите из беседы, не нарушайте "тет-а-тет". Ни в коем случае не допытывайтесь: "А о чем это вы тут без меня толковали? Не расскажете – я обижусь!", "Секретничать нехорошо... "Но и отвечать на такие, в самом деле, бестолковые вопросы не следует слишком грубо. "Не твое собачье дело! " не подойдет. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя спрашивают: "Ты уже обедал?", а ты отвечаешь: "А что ж мне, без обеда сидеть, что ли? " Это бессмысленно и невежливо.

    Не засоряй свою речь ругательствами.

Цедя сквозь зубы "черные слова", за которые наши прабабушки могли потащить преступника мыть рот с мылом, некоторые ребята, а иногда и девочки – кажутся взрослыми и опытными. На самом деле, это вызывает брезгливость и ужас окружающих. Маги считают, что тот, кто употребляет в речи грязные выражения, притягивает к себе силы зла и портит свою судьбу.

Расширять запас слов, которым ты пользуешься, конечно, необходимо, но следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше – загляни в словарь! И только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять. Тогда твой язык постепенно будет становиться богаче и чище. Тебе все легче будет выражать свои мысли, и ты станешь приятным собеседником и за столом, и в жизни.

Список литературы:

    Академия Вежливых Наук профессора Бонуса / Сост. Хаткина Н. Б., Хаткина М. А. – Д.: Сталкер, 1997.

    Маслюни Н. Просим к столу. Рига, 1985.

    Шалаева Галина. Правила поведения и этикет за столом. Издание: АСТ, Слово, Харвест, 2010.

    Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения.- С-П.2003.

Приложение 1

Анкета «Знаешь ли ты правила поведения за столом?»

1 вопрос : Что ты относишь к столовым приборам?

2 вопрос: Человек какой профессии занимается сервировкой стола?

3 вопрос: Когда правилами поведения разрешается выходить из-за стола?

4 вопрос: Если ты хочешь попробовать кушанье, которое стоит далеко от тебя, то ты…

5 вопрос: Находясь в гостях, ты уронил на соседа тарелку с салатом. Твои действия?

6 вопрос: Сравни пары картинок и выбери те, где дети ведут себя за столом правильно.

«Культура поведения за столом, культура еды»

Цель: Повторение с воспитанниками правил культурного поведения за столом, культуры приёма пищи. Ознакомление с сервировкой стола.

Задачи:

Научить воспитанников правильно пользоваться столовыми приборами.

Развивать у воспитанников грамотную речь, память, внимание, мышление.

Воспитывать у воспитанников аккуратность, чувство уверенности в себе.

Расширять кругозор воспитанников.

Ход занятия:

Вос-ль: Нашу с вами беседу я хочу начать, посмотрев фрагмент из мультфильма: «Винни Пух в гостях у Кролика» (просмотр м/ф, фрагмент).

Ребята, как вы думаете, почему мы посмотрели именно этот фрагмент? О чём он? (ответы детей).

Что ещё Винни Пух делал не правильно? (Ответы детей).

О чем же мы с вами сегодня будем беседовать? (Ответы детей)

Сообщение темы беседы : Тема нашей беседы: «Культура поведения за столом, культура еды».

Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста. Наши старшие воспитанники изучают в школе предмет: « Истории Древнего Мира», и знают из книги, что тысячу лет назад люди не знали ни вилок, ни ножей, ни ложек. Воины, возвращавшиеся из походов, кинжалами отрезали от туши куски мяса. Громко чавкая, сопя, они ели. Измазанные жиром бороды и руки они вытирали о свои кожаные камзолы. Зрелище было отвратительным. Если бы вы оказались на таком пиршестве, у вас пропал бы всякий аппетит.

Поэтому люди и придумали ложку, нож и вилку. Как же появились эти приборы.

История происхождения ложки, ножа и вилки:

Столовая ложка

Столовая ложка была придумана задолго до изобретения столового ножаи столовой вилки. Первым материалом для столовой ложки была скорлупа, а чтобы скорлупа была более удобной в использовании, к ней прикрепляли деревянные палочки. Скорлупа - материал хрупкий, и с развитием цивилизации столовые ложки начали мастерить из другого подручного материала: дерева или камня. Во многих частях мира для столовых ложек были использованы бронза и золото. Столовые ложки из серебра первыми начали делать греки и римляне.

Столовый нож

Первым ножом первобытного человека был заостренный камень. В каменном веке ножи применялись только для охоты и для удобства к ним стали прикреплять рукоятки, сделанные из дерева. Столовым ножом резали мясо и другие продукты питания. Но затем каменный век сменился бронзовым, появились столовые приборы, в частности, столовый нож.

Столовая вилка как столовый прибор появилась значительно позже столовой ложки и столового ножа. В качестве предмета сервировки столовая вилка начала рассматриваться только в начале 16 века в Италии. Изначально столовая вилка была с одним, двумя и тремя зубцами. Сегодня люди используют четырёхзубцовые вилки.

Но чтобы накрыть на стол - ложки, ножа и вилки недостаточно. А что же ещё необходимо для того, чтобы накрыть стол к завтраку, обеду и ужину? Для ответа на этот вопрос мы воспользуемся кроссвордом.

Кроссворд (слайд с вопросами)

По горизонтали:

1 . В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать её на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла и металла. (Посуда)

3. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы)

4. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор)

5. Накрывая на стол, её кладут на закусочную тарелку или справа от неё. Бумажные ставят в специальный стаканчик. (Салфетки)

По вертикали:

2. Она – основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для неё – лён или хлопчатобумажные ткани. (Скатерть)

Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.

Девочки, кто из вас желает накрыть на стол? (воспитанницы накрывают на стол, вол-ль указывает на ошибки, если они допущены)

Сервировка

Дано: скатерть, салфетки, тарелки (глубокие, мелкие), стаканы, вилки, ножи, ложки, цветы.

Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно и удобно. И, конечно же, возбуждало аппетит.

Решение: Действие первое: на поверхность стола положить скатерть. Действие второе: если стол к обеду, на мелкую тарелку - поставь глубокую. Ножи положи справа от тарелок лезвием к ним, вилки слева острием вверх. Ложки - суповые - положи с правой стороны от тарелки, после ножа. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки - на тарелки. Цветы в вазочке украсят праздничный стол.

Красиво сервированный стол создаёт приятную обстановку, вызывает приятное чувство, повышает аппетит.

Вы, конечно, умеете пользоваться вилкой и салфеткой, но, между тем, вам часто взрослые делают замечания в связи с нарушениями правил поведения в столовой и за столом.

Например какие?

«Уберите локти со стола!», «Возьмите правильно ложку!», «Доешьте всё, что на тарелке!..» (ответы детей)

Вы думаете, что взрослые просто придираются к вам? Ну не всё ли равно, как человек ест? Нет, не всё равно. Существуют строгие правила поведения за столом и за едой, они возникли из уважения к тем, кто сидит вместе с вами за столом.

Уже более 200 лет назад юноши и девушки учились как правильно вести себя за столом по книге, которую рекомендовал издать Пётр I(император, государственный деятель, полководец). В 1717 году Императорская Академия наук издала книгу по этикету, которая называлась «Юности честное зерцало». Она служила пособием для обучения и воспитания детей дворянского сословия. И уже тогда говорилось в этой книге:

    Перстом носа за столом не чистить;

    Руками по столу не колобродить;

    Не утирай губ рукою, и не пий, пока пищи не проглотил;

    Ешь, что перед тобой лежит, а ин де не хватай;

    Не проглотив куска, не говори;

    Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.

А какие пословицы и поговорки знаете вы?(ответы детей)

    Посади свинью за стол – она и ноги на стол.

    Война войной, а – обед – по расписанию.

    Когда я ем – я глух и нем.

    В голодный год лучше хлеба кусок, чем слиток золота.

    Поели, попили, пора и честь знать.

    Когда я кушаю – никого не слушаю.

Народные приметы:

    Если рассыпали соль нужно не пугаться, как мы это привыкли делать, а улыбаясь, смести соль и произнести что – то подобное: «К деньгам!», «К прибыли!», «К удаче!».

    Не нужно рукой вытирать стол, считается, что это приведёт к бедности, и сам будешь подбирать крошки.

    Уронив, побили тарелку, кружку или любую другую посуду, скажите сразу: «К счастью!» Если посуда треснула, - выкиньте её и скажите: «К удаче!» или «К долгим годам жизни!» Главное, не жалейте и не вспоминайте выброшенные вещи.

    Нельзя, также, доедать или допивать что – либо за кем – то, поскольку раньше считалось, что можно вместе с едой чужие грехи и болезни забрать себе. В наше время принято полагать, что это не только не гигиенично, но и можно чем – либо заразиться.

Умение правильно держать себя, красиво есть, всегда считалось одним из критериев, по которому судили о человеке. Знание этих правил поможет вам правильно ориентироваться во всех ситуациях, связанных с пребыванием за столом. И мы сейчас с вами рассмотрим несколько из них.

Ситуации, которые могут возникнуть во время приёма пищи.

    Игорь сел за стол, повернулся боком, положив ногу на ногу, взял книгу и стал читать, при этом взял вилку в руки и начал есть.

За едой не читай – это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно. Не сиди боком к столу или, положив ногу на ногу – это некрасиво (показывает, как правильно сидеть за столом).

    Позвали вас на завтрак, и вы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. – Фу! – вдруг, громко говорит Саша. – Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!

Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.

    Юра, сел за стол и начал искать в хлебнице самый лучший кусок. Взяв его, откусил большой кусок хлеба. Начал разговаривать.

Из общего блюда, бери, крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков – это некрасиво. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь (показывает, как правильно брать хлеб).

А у нас в столовой бывают такие ситуации? Посмотрев со стороны, как это ни красиво, я надеюсь, вы больше так поступать не будите.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию видеосюжет: «Как правильно вести себя за столом и пользоваться столовыми приборами».

Видео 1.

Давайте с вами подведём итог, что же вы запомнили, посмотрев этот видеосюжет, и сформулируем правила поведения за столом (Дети прочитывают слайды.)

Как вести себя за столом (слайды)

    Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда ешь один кусочек, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.

    Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать бумажной салфеткой.

    Гарнир – овощи, картошку, макароны – набирай на вилку с помощью хлебной корочки.

    Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

    Не ешь с ножа – это не красиво, да и можно поранить рот.

    Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо – их легко разломить вилкой.

    Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку в левой.

    Если тебе нужно что-нибудь достать. Не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.

    Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади. Когда приём пищи окончен – кладите приборы на тарелку параллельно ручками вправо: официант или хозяин застолья поймут, что тарелку можно убирать.

    Когда пьёшь чай, не оставляй чайную ложку в чашке или стакане – он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

Ребята, вы часто выезжаете на экскурсии в г. Астану, и обедаете в ресторане или кафе. Теперь вы знаете, как правильно вести себя за столом и пользоваться столовыми приборами.

А теперь я предлагаю вам ответить на тест, и этим самым проверить себя, внимательно ли вы слушали всё, о чём мы сегодня с вами говорили.

Тест: «Основы столового этикета» (слайды)

Ответы:

1 вопрос: правила несложны и легко запоминаемы. Салфетка для индивидуального пользования, которая обычно красиво сложена на тарелке или возле неё, служит для того, чтобы сохранить чистоту одежды. Такую салфетку следует развернуть и положить на колени. За воротник одежды салфетку не заправляют, не раскладывают её на груди.

2 вопрос: приборами пользуются в соответствии с их расположением, начиная с крайних и кончая теми, что лежат ближе к тарелке.

3 вопрос: мясные не разрезаются сразу, а от них постепенно отрезают маленькие кусочки. Не следует отрезать и класть в рот большие куски.

4 вопрос: надо попросит передать блюдо, не красиво тянуться через весь стол.

5 вопрос: разумеется, по правилам хорошего тона, хорошо бы не оставить после себя на тарелке ничего. Представьте себя на месте хозяйки дома, куда пришли гости. Не доели – значит, не понравилось. Значит, не вкусно. Если это едав вашей персональной тарелке, то желательно съесть все. Хозяйке будет приятно, что гости съели все. Значит, еда вкусно приготовлена.

6 вопрос: не стоит объяснять, почему вы отказываетесь от еды, если еда вам не по вкусу, просто скажите: « нет, спасибо» или « нет, благодарю вас».

7 вопрос: правила хорошего тона - хлеб берётся не вилкой, а руками. Хлеб ножом лучше не резать, а отламывать маленькие кусочки от куска, взятого из хлебницы. Не нужно оставлять надкусанные кусочки и катать из мякиша шарики.

8 вопрос: когда приём пищи окончен – кладите приборы на тарелку параллельно: официант или хозяин застолья поймут, что тарелку можно убирать.

(Подсчитываем баллы и узнаём, справились ли воспитанники с заданием).

Вос-ль: Молодцы! С заданием вы справились. Нашу беседу мы хотим закончить стихотворением.

Стихотворение:

Аккуратно кушай хлеб –

Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.

Пей, чаек, не проливая!
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!

Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.

И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.

Вос-ль: Очень хотелось, чтобы вы запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в гости, пусть хозяева увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого хочет­ся пригласить еще раз.

На этом наша беседа подошла к концу. Спасибо за внимание!

Воспитатель Н. Газенкампф




Правила поведения за столом.

Правила поведения, как за столом, как и правила этикета должны соблюдаться и дома и в детском саду. Поэтому мы предлагаем Вам примерный список правил, которых мы придерживаемся в детском саду.

Ваш ребенок достаточно взрослый, для тех требований, которые к нему будут предъявляться. То, чему Вы научите ребенка в раннем возраст- останется на всю жизнь. Очень важно не упустить момент его очень страстного желания – делать все самостоятельно! Если этот момент упустить и делать все за ребенка (я делаю аккуратнее и быстрее; он еще очень мал; и т. д.)

Вы рискуете, прежде всего, психическим здоровьем ребёнка. Упущенный навык в определённом возрасте, (а виновны только Вы – не научили), создаёт потом трудности, прежде всего для ребёнка.

Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку почему так делать нельзя. Например: «Если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть «развалившись», то прольешь на себя суп из ложки…»

Родители, помните! Вести себя дома нужно так же, как и в гостях!

Никогда не давайте скидку «Ничего страшного, он же дома! Здесь же все свои!». Ребенок искренне не поймет, почему дома ему разрешали есть торт руками и плеваться тем, что ему не нравится, а тут вдруг мама начинает ругать!!! Ребенку непонятно почему вы так поступаете…

Если это нельзя – это нельзя всегда!

Если это можно – это можно всегда!

Ребенка, как можно раньше (уже с года!) можно посадить с вами за общий стол, но оставив его в высоком стульчике. Малыш непременно оценит Ваше внимание к его «персоне»! Ему не меньше Вашего хочется быть взрослым.

В столовую (кухню) мы не приносим игрушки. Столовая – только для еды. «Отнеси игрушки в игровую. Положи их на стульчик или на полку… Игрушки подождут тебя пока ты поешь…»

Мы сели за стол. Прекращаем все игры и разговоры. За столом мы только едим, а не играем.

Приучайте ребенка, есть первые блюда, молочные супы, кисель (жидкие блюда) ложкой. Вторые блюда – вилкой. Таким образом, Вы приготовите его к смене приборов, с которой ему придется столкнутся в дальнейшем.

Ребенка нужно учить сразу, держать ложку правильно! Ее нужно держать тремя пальцами: большим, указательным и средним (Ни в коем случае не в кулаке!Переучивать будет сложно).

Жевать нужно только с закрытым ртом («чавкать» за столом – недопустимо!)

Еду нужно класть в рот по чуть- чуть, а не «набивать» полный рот. Никогда не клади весь хлеб, всю фрикадельку или большой кусок еды в рот. Есть нужно только маленькими кусочками! (Иначе, ты или подавишься, или задохнешься, или выплюнешь все обратно, что не допустимо! Если ты так сделаешь в гостях, или при постороннем, то ему будет плохо и неприятно. Так делать стыдно!)

«Тянуть» суп с ложки нельзя. Нужно просто «вылить» суп в рот (так, чтобы тебя никто не слышал).

Нельзя класть локти на стол. Рука должна упираться об стол «серединой» между запястьем и локтем. (Если у тебя локоть лежит на столе, тебе неудобно есть!)

Самое главное правило: мы поднимаем руку и несем ложку ко рту, а не выгибаем шею «зигзагом», чтобы рот «попал» на ложку. Рука к столу не приклеена! Рука должна двигаться, а не голова! Если ребенок не понимает, нужно брать и поднимать его за локоть! (помогая ребенку справится на первых этапах.

А вот так мы держим вилку, когда едим салат, плов или гречневую кашу, овощи, т. е. «рассыпчатые» блюда. Потому что пищу так удобнее брать.

Вот так можно учить ребенка есть, когда он самостоятельно сможет «разломить» вилкой котлету, сырники и т. д. (Пищу «накалывают» на вилку).

В то время когда ты жуешь, то ложка (вилка) должна лежать на тарелке. Нельзя класть ее на стол, размахивать ею, стучать по тарелке или по столу. Ты можешь ударить соседа, расплескать суп

Если левая рука не занята хлебом, то она должна лежать на столе, а не под столом.

Спина должна быть прямая,(не стоит ее выгибать в виде вопросительного знака и упираться в стол, потому что вскоре будет болеть желудок или живот.

Даже самый маленький представитель нашего общества знает, что за столом себя «следует вести» в определенной манере. То, что можно, а что нельзя делать во время еды – закладывается родителями в раннем детстве. Правила поведения за столом для детей начинаются с игры «во взрослых», постепенно переносятся в режимные моменты приемы пищи, становятся нормой поведения.

Столовый этикет – это не только культурная окраска процесса приема пищи. Соблюдая правила поведения за столом, решаются основные жизненные задачи:

  1. Улучшается пищеварение;
  2. Процесс приема становится легче;
  3. Соблюдаются правила гигиены;
  4. Предотвращение несчастных случаев за столом.

История и культура питания

Правила поведения за столом появились, наверное, раньше самого стола. Придумали их вовсе не коммунисты в своей уникальной организации школ и детских садов. Первые упоминания о столовом этикете появились в древнем мире. Упоминания об этом есть в текстах древних Шумеров. В них говорится о том, что человек должен быть высокоморальным и соблюдать этические нормы – это то, что даровано человеку богами и отличает людей от животных. Несоблюдение правил поведения, по мнению древних шумеров — приводит к негативу в его жизни.

Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей. Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания. Правила поведения за столом все чаще основываются на светской этике , нежели на религиозных и национальных традициях.

Зачем нам нужны правила за столом

Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы из простых, из рабочих. Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? » — педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное. Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание «выпендриться» перед окружающими. Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
  2. Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
  3. Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
  4. Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
  5. Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.

О воспитании культуры и навыков поведения за столом

Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. С правилами хорошего тона необходимо начинать знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу. Для формирования у детей навыков поведения за столом в дошкольном учреждении немало возможностей. Создание культурных привычек начинается с воспитания аккуратности и чистоплотности.

Культура еды, умение культурно принимать пищу - один из первых навыков, который воспитывается у ребенка. В силу того, что дети годами посещают дошкольное учреждение, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении и прививать нормы поведения за столом многократно, и это способствует выработки привычек. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежду вовремя еды - всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки:нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом,тщательно пережевывая пищу. Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно. С самого младшего возраста детей надо приучать правильно сидеть за столом, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям нужно не только уметь правильно накрывать стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к еде, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Для более успешного формирования и закрепления навыков на протяжении всего периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы. Однако нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому взрослые должны быть для них образцом. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно и в разных ситуациях (и в саду и дома).

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике нормами поведения. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения в повседневной бытовой деятельности. Воспитание у детей навыков гигиены и столового этикета играет важнейшую роль и способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил стало для них естественным, а навыки с возрастом постоянно совершенствовались.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!