Психологическое развитие в старшем школьном. Старший школьный возраст

У старших школьников наблюдается яркая направленность на будущее. Они строят жизненные планы. Складывается внутренняя позиция (обращенность к будущему) и становится важным фактором психического развития, самоопределения, формирования мировоззрения. У старшего школьника доминирует потребность разобраться в себе, окружающей действительности. Идеалы начинают выступать не в виде конкретного образа, а в виде системы моральных требований. В это время, по мнению Л.И. Божович, личность способна управлять своим поведением и деятельностью и характеризуется наличием собственных взглядов, отношений, оценок, устойчивой системы мотивов [Божович]. Учебная деятельность в данный период начинает приобретать новые черты: активно проявляются мотивы достижений, развиваются самостоятельность, творческий подход, анализ и критика решений. Старшеклассник уже учится не ради учения, а для того, чтобы чего-то добиться в будущем [Зимняя, 2000]. В этот период может возрастать авторитетность взрослого, учителя-предметника.

В старшем школьном возрасте неформальные взаимоотношения не только не теряют своей важности, но и приобретают особую ценность. С развитием стремления к самоопределению связано в данном возрасте обострение потребности в самоутверждении. Именно через неофициальные взаимоотношения юноши и девушки как бы «репетируют» свои будущие отношения во взрослой жизни. Группа нужна старшему подростку для самоутверждения, но в ней он ищет автономии и утверждения в собственном мнении. Это связано с поиском самого себя, стремлением обрести чувство собственного достоинства [Краковский]. При этом ярко начинает проявляться избирательный и дифференцированный характер таких взаимоотношений.

Нужно отметить, что в данный возрастной период система формальных отношений и неформальная структура ученической группы обычно не противостоят друг другу, а существуют гармонично (хотя могут и не совпадать). Таким образом, отношения в данный период не отличаются такими бурными всплесками и конфликтной напряженностью, как в подростковых сообществах на предыдущих этапах.

Старшие подростки уже способны более детально оценивать характер и поведение одноклассника в силу развития рефлексии. Исследователем

О.Л. Коробановой было установлено, что старшеклассники с высоким статусом характеризуются большими показателями осознанности отношений, а с низким - откровенности. Учащиеся с высоким статусом предпочитают неблизкие отношения, а с низким - тяготеют к более близкой психологической дистанции [Коробанова]. Кроме того, отсутствует взаимосвязь между полом и эффективностью ролевого общения в юношеском возрасте, однако юноши имеют более низкие показатели «осознанности» и «откровенности» и более высокие позиции доминирования, чем девушки. Лабильность и дифференцированность в ролевом общении также выше у юношей и высокостатусных членов групп.

Интересно, что в старшем школьном возрасте меняется характер и направленность конфликтов учащихся. Так, Н.Г. Атаянц установил, что если у младших школьников конфликты больше возникают из-за отсутствия умения саморегуляции, а у подростков на первый план выходят конфликты, связанные с самоутверждением в группе, то подавляющее большинство конфликтов старшеклассников носят характер межличностный, но не предметно-деятельностный: это грубое обращение (43 %), притязание на высокий статус (35,7 %), разглашение тайны (14,3 %), ревность (до 7 % и только у девочек). Показательно, что наиболее четкая иерархия статусов складывается в системе отношений юношей, которая может быть достаточно жесткой, например, «лидер-главарь», за ним «авторитет», «ведомые» и «забитые» [Атаянц].

А.Н. Лутошкин установил, что взаимная симпатия в старшем школьном возрасте часто основывается на следующих качествах личности: интеллектуальные способности, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые, деловые, внешние данные (привлекательность, умение следить за собой) [Лутошкин].

Я.Л. Коломинский также подтверждает, что на положение старшего подростка в классе существенное влияние оказывает успеваемость, т.к. данный возрастной период соответствует этапу профессионального самоопределения учащихся. Кроме того, психолог обобщает мнение разных авторов и делает вывод о том, что часто популярность в группе старшеклассников зависит от того, насколько тот или иной участник группы соответствует ее ценностным ориентациям [Коломинский]. Высокий социометрический статус обеспечивается сочетанием трех факторов:

  • 1) фактическое развитие положительных качеств личности, ценимых классом;
  • 2) совпадение ценностей учащегося с ценностями класса;
  • 3) заниженная самооценка по особенно ценимым качествам личности.

Проблема формирования личности подростка - одна из наиболее сложных и наименее разработанных в возрастной психологии. В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 17 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет). Таким образом, старшие школьники относятся к периоду ранней юности. Психическое формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс их воспитания и обучения.

К социальным факторам особенностей психического развития подростков относят специфическое положение подростка в социуме, та самая маргиналъностъ. Левин К. Теория пола в социальных науках. СПб., 2000. С. 51. Психологические особенности подростка в определенной мере обусловлены особенностями психических процессов, которые отличаются от психических процессов как детей, так и взрослых. Маргиналъностъ -- пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами -- миром детей и миром взрослых. При этом ни одним из этих миров подростки не принимаются как полноправные участники: они уже слишком большие, чтобы быть детьми, но еще слишком малы, чтобы быть взрослыми. Противоречивость предъявляемых к ним требований и ожиданий приводит к возникновению конфликтных по своему социальному содержанию форм поведения. Сипягин, Д. В. Возможности использования категории психосоциальной идентичности для анализа статусно-ролевых отношений в студенческой группе // Психология обучения: N 1. 2011. С.154 Подростковый возраст относится к стадиям онтогенеза, опасным для дезинтеграции психоэмоционального состояния личности. Являясь зеркалом общества, подросток мгновенно отражает происходящие в нем тенденции, воспроизводя, в ряде случаев с помощью механизма идентификации, эмоциональное состояние значимых для него взрослых людей. Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. 2008. №1. C. 175 Наблюдения показывают, что переход от детства к взрослости бывает тем труднее, чем значительнее отличаются требования, которые предъявляет общество к ребенку и взрослому.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.

В старшем школьном возрасте конкретно-образное мышление, характерное для детей, все больше уступает место абстрактному. Для старшего подросткового возраста гораздо интереснее процесс мышления, все то, что требует самостоятельного обдумывания. Характерные черты подростков - пытливость ума и жадное стремление к по знанию, широта интересов, сочетающиеся, однако, с разбросанностью, отсутствием системы в приобретении знаний. Свои новые умственные качества подростки обычно направляют на те сферы деятельности, которые их больше интересуют. Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Божович Л.И., интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте. Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и качественными изменениями.

Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д.

С точки зрения протекания отдельных психологических процессов старший школьный возраст принципиально не отличается от периода взрослости. Существенная разница имеется лишь в более импульсивной и менее подчиненной воле эмоциональной жизни. В старшем подростковом возрасте фон настроения становится более устойчивым по сравнению с ранним подростковым возрастом, эмоциональные реакции более дифференцированными. Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении - желанием уединиться и т.д.

К биологическому фактору развития подростков относится так называемый пубертат, или пубертатный период с сопутствующими ему гормональными перестройками, сопровождающимися существенными телесными изменениями. Старший школьный возраст - начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. Крэйг Г. Психология развития-- СПб. : Питер Ком. 2000. С. 411.

Опосредованное воздействие соматотипа (врожденные конституциональные особенности организма) и темпа физического созревания на психику и поведение подростка несомненно. Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системе. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.

В старшем подростковом периоде темпы социального развития заметно возрастают. Основной психологической характеристикой старшего школьного возраста можно считать направленность в будущее. Это касается различных сторон психической жизни. Старший школьник стоит на пороге социальной взрослости. У него появляются конкретные жизненные планы, соответствующие им мотивы Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980.. Более реальным становятся представления о требованиях общества к личности. Для школьника становится более весомым мнение взрослых, в том числе и учителей, но растут и требования к личности, профессиональным знаниям и умениям учителя.

Поведение старшего школьника все больше становится целенаправленно-организованным, сознательным, волевым. Все большую роль играют сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и своего рода жизненные принципы. В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями. Григорович И.Е. Социально-психологические характеристики современной студенческой группы и особенности формирования профессиональной идентичности // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 3. 2008. Появляются элементы мировоззрения, возникает устойчивая система ценностей. Рождается интерес к внутреннему миру - своему, других людей, появляется умение ставить себя на место другого человека и сопереживать ему. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А. А. Реана - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. С. 393-394.

Характерной чертой нравственного (и интеллектуального) развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения Миславский- Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте.М.: Педагогика, 1991. с.68.. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в юношеском возрасте развита не в полной мере.

Старшеклассников отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Немов Р.С., Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, в 3-х книгах, 3 издание, М.: «Владос», 2009. С. 229. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл.

Дети в данном возрасте уже достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития. Указанное обстоятельство определяет избирательный характер отношения к школьным предметам. Одни из них становятся более нужными и потому любимыми подростками, интерес к другим снижается.

Существенной особенностью старшеклассников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т.е. начинается процесс профессионального самоопределения. Однако эта положительная возрастная тенденция характерна далеко не для всех подростков. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Союз, 2004.

Рост уровня тревожности от к 16 годам во многом связан с ведущей деятельностью в этом возрасте -- интимно-личностным общением. По наблюдениям. Д.В. Ярцева у современных подростков прослеживается ряд особенностей в общении со сверстниками. Они предпочитают легкие чему не обязывающие контакты близким доверительным отношениям. Однако потребность в глубоком, интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения. В старшем подростковом возрасте социальная тревожность становится доминирующей. Сложные межличностные отношения подростков самым замысловатым образом переплетаются с собственными страхами и переживаниями. Дольто, Ф. На стороне подростка; Пер. с фр. А. К. Борисовой. -- Екатеринбург: У-Фактория, 2006. Особенностями подросткового периода является критичность его протекания, ориентация на групповое взаимодействие, становление чувства взрослости и формирующееся самосознание. Ядерным компонентом самосознания является отношение подростка к себе и изменение взаимоотношений с другими.

Ведущей деятельностью является учебно-профессиональная деятельность.

Психическим новообразованиями является формирование: системы ценностей; формирование логического интеллекта; гипотеко-дедуктивное мышление; стиля мышления.

Результатом этого этапа развития должно стать самостоятельность, вступление во взрослую жизнь.

Старший школьный возраст – это период постепенного перехода от детства к зрелости. В это время происходит качественно новый период – половое созревание. Это также период активных физических и психосоциальных процессов развития человека. Это нормальный период «смятения» как неизбежная, необходимая часть процесса роста.

Особенности роста и развития в период старшего школьного возраста

Происходит резкое увеличение антропометрических размеров тела, особенно длиннотных, – пубертатный ростовой скачок за счет удлинения туловища и конечностей. Скорость роста у девочек в 12 лет – 9 см в год; у мальчиков в 14 лет – 10 см в год; затем отмечается замедление роста у девочек в 16-17 лет, у мальчиков в 18-19 лет и прекращение роста у девушек – 18 лет, у юношей – 20-25 лет. Происходит изменение пропорций тела: увеличиваются поперечные и обхватные размеры тела. В этот возрастной период дистальные отделы рук и ног непропорциональны. Отмечается угловатость, неловкость, резкость движений. Характерен индивидуальный тип биологического созревания. Происходит развитие вторичных половых признаков. Отмечается интенсивное развитие мышц, в том числе и мелких. Масса мышц по отношению к массе тела составляет 32,6 %.

В период старшего школьного возраста завершаются процессы морфофункционального созревания органов и систем организма.

Особенности ЦНС в период старшего школьного возраста

Центральная нервная система в этот возрастной период «вынуждена» функционировать в неоптимальном режиме гормональных влияний. Наблюдается снижение регуляторных функций высших отделов мозга, что имеет функциональный, преходящий характер.

К подростковому периоду завершается группировка нейронов различного типа в коре головного мозга, отмечается совершенствование региональной специфичности. Характерно изменение соотношений между корой больших полушарий головного мозга и подкорковыми областями в сторону преобладания подкорки, повышение активности диэнцефальных структур. Отмечается избыточная функциональная активность органов и систем на ранних стадиях полового созревания вследствие неустойчивости вегетативной регуляции.

ЭЭГ в период старшего школьного возраста

К окончанию пубертатного периода ЭЭГ соответствует таковой у взрослых, хорошо выраженные α-ритм в затылочной области, активность в лобных отделах и смешанная в височной области. У подростков нередко на ЭЭГ отмечается преобладание возбуждения нервных процессов над торможением.

Нервно-психическое развитие в период старшего школьного возраста:

  • формирование теоретических обобщений;
  • психосоциальное развитие;
  • рост самосознания;
  • стремление к самостоятельности и самоутверждению;
  • формирование воли, сознательности, нравственности, гражданственности;
  • эмоциональная неустойчивость (пик у мальчиков – 11 -13 лет, у девочек -13-15 лет).

В период старшего школьного возраста характерно проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях может сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе. Возвышенность чувств уживается с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Происходит становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности.

В 11-13 лет наблюдается дезинтеграция основных свойств внимания вследствие сдвига баланса корково-гипоталамических отношений. По завершении полового созревания (к 14-15 годам) характеристики внимания приближаются к дефинитивному уровню.

В нервно-психическом развитии происходит идентификация себя как личности, установление более тесных контактов со сверстниками. Составление для себя общей картины мира.

Наблюдается несоответствие между возрастом наступления физической зрелости и возрастом, когда приобретаются или предоставляются экономическая правовая и социальная независимость.

Ведущий тип деятельности. В старшем школьном возрасте – производительный труд, в подростковом периоде – общение.

Особенности эндокринной системы в период старшего школьного возраста

Физиологическая гиперфункция гипоталамуса и гипофиза, активация гормонов мозгового слоя надпочечников. У подростков к 12 -14 годам достигает максимального уровня продукция соматотропного гормона (увеличивается с 10-летнего возраста), с чем связан максимальный ростовой скачок. Отмечается максимальная нейрогуморальная актив-гость глюко- и минералокортикоидов, достигающая пика у подростков; усиливается активность симпатико-адреналовой системы в 13-14 лет (к 17-18 годам постепенно снижается). Адренокортикотропный гормон (АКТГ) обеспечивает адаптационно-приспособительные реакции, в том числе на стрессы. Происходят созревание, формирование и становление репродуктивной функции. У подростков в силу ускоренного развития повышается потребность организма в тиреоидных гормонах, что ведет к «рабочей» гипертрофии щитовидной железы.

Устанавливается гормональный баланс, при котором у мальчиков в больших количествах продуцируются андрогены, у девочек – эстроген. Наиболее ранняя граница появления признаков полового созревания для девочек – 8-8,5 лет, для мальчиков -10-10,5 лет. Задержка признаков полового созревания для девочек -12,5-13 лет, для мальчиков – до 14 лет.

Особенности иммунитета в период старшего школьного возраста:

V критический период иммунитета – уменьшение массы лимфоидных органов, физиологическая инволюция тимуса.

Подавление клеточного звена иммунитета.

Ослабление гуморального звена.

Нарастает влияние экзогенных факторов на иммунную систему (курение, алкоголь, наркотики, ксенобиотики, стрессовые ситуации).

IgA – к 12 годам уровень взрослого.

IgG, IgM – уровни взрослого.

IgE – снижается.

Способность образования интерферона достигает максимума к 12-18 годам.

Характер патологии:

Неврозы и вегетососудистые дистонии.

Хронические болезни органов пищеварения.

Ревматизм, болезни почек.

Хронические неспецифические заболевания легких.

Диффузные заболевания соединительной ткани.

Туберкулез.

Расстройства питания (тучность) и дефицит массы тела.

Скрытый дефицит железа и железодефицитная анемия.

Возрастает доля заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, пограничные остеопении и остеохондропатии).

Ювенильный остеопороз.

Инфекционные возбудители:

Респираторные вирусы.

Стрептококки и другая кокковая флора.

Палочка туберкулеза.

Возбудители венерических заболеваний.

Микоплазма, хламидии.

Пубертатный период является критическим по формированию хронических заболеваний органов и систем. Нередко проявление отягощенной наследственности по психическим заболеваниям. Наблюдаются психосоматические симптомы: «ожирение от огорчений» или нервная анорексия, ночные страхи.

На росте развития подростков сказываются события детства, в частности перинатального периода и раннего детства. Это последний период в жизни, когда окончательно реализуется индивидуальная генетически детерминированная программа развития организма.

Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 18 лет включительно, что соответствует возрасту учеников IX-X классов школы. К концу этого периода школьник достигает физической зрелости, он должен приобрести ту степень идейной и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной жизни, производственной работы после окончания школы и обучения в вузе. В 16 лет юноша получает паспорт, в конце школьного возраста (или вскоре после окончания школы) он получает право участвовать в выборах Советов депутатов трудящихся - все это показатели его гражданской зрелости.
Основными видами деятельности в ранней юности становятся труд и учение. Одни юноши и девушки продолжают учиться в старших классах школы, другие в ПТУ или техникумах, совмещая производительный труд с учебой. В этих условиях и под их влиянием происходят характерные изменения в умственном и нравственном развитии юношей и девушек.
Молодежь этого возраста вступает в ряды ВЛКСМ и тем самым активно включается в борьбу за решение больших общественно-политических и государственных задач, стоящих перед обществом, перед страной. Активная общественная жизнь, новый характер учения (возрастающая самостоятельность и активность в учебном процессе, часто приобретающие характер самообучения, знакомство с предметами политехнического цикла) оказывают большое влияние на становление мировоззрения юношей и девушек (что является одной из основных черт психического развития в этом возрасте), на формирование их самостоятельности, инициативности, чувства долга, на развитие их творческой деятельности в различных областях знания.
Особое значение приобретает развитие личности в старшем школьном возрасте. Новые условия жизни и деятельности, новое зложение в коллективе, в школе, вступление в комсомол, приобретение практического опыта серьезной общественной деятельности предъявляют старшему школьнику совершенно новые достаточно высокие требования, под влиянием которых и складывается его личность. В школе старшие ребята начинают играть новую и ответственную роль - организаторов, руководителей, даже воспитателей (по отношению к младшим школьникам).
Движущей силой психического развития в старшем школьном возрасте является противоречие между резким повышением уровня требований, которые начинают предъявлять к девятикласснику - вчерашнему подростку - общество, комсомол, школьный коллектив, учебная деятельность (требования к его личности, творческим потенциям, самостоятельному мышлению),- и тем уровнем психического развития, которого он достиг. Противоречие это разрешается путем развития нравственных, умственных и творческих сил старшего школьника.
Остановимся на физическом развитии в этом возрасте, что важно сделать по следующим соображениям. Особенности физического развития оказывают известное влияние, которое, однако, не следует преувеличивать, на развитие некоторых качеств личности старшего школьника и до некоторой степени определяют возможности его дальнейшей жизнедеятельности.
Во-первых, здесь имеется в виду выбор профессии, зависящий в какой-то степени и от особенностей индивидуальной физической организации юношей и девушек. Во-вторых, сказывается взаимное влечение полов, при котором особенности физического развития играют далеко не последнюю роль. Осознание своей физической силы и привлекательности, здоровья и полноценности влияет на формирование у юношей и девушек таких качеств, как уверенность в себе, смелость, бодрость, оптимизм и жизнерадостность. Физическое здоровье, сила и ловкость движений, работоспособность (при прочих равных условиях) помогают сформировать ряд трудовых умений и навыков, расширяют возможности выбора профессии.
К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают физической зрелости и их физическое развитие мало чем отличается от физического развития взрослого человека. Завершается характерный для подросткового возраста период бурного и неравномерного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития. В юношеском возрасте относительно стабильны физические качества (рост, вес). Темп роста в длину заметно замедляется. Так же заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета, трубчатых костей, формирование и функциональное развитие тканей и органов. Как правило, в этом возрасте выравнивается характерное для подростков несоответствие в росте сердца и сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции.
В старшем школьном возрасте определяются и изменения в развитии нервной системы и мозга в частности. Причем изменения происходят не за счет увеличения массы мозга (это увеличение в данный возрастной период крайне незначительно), а, за счет усложнения внутриклеточного строения мозга, за счет его функционального развития. Постепенно строение клеток коры больших полушарий приобретает особенности, свойственные структуре клеток мозга взрослого человека. Увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих участки коры между собой.
В итоге создаются предпосылки для усложнения аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий в процессе учения и труда. Наблюдающаяся порой у старших школьников повышенная нервная возбудимость, нарушения нормальной деятельности нервной системы чаще всего являются следствием неправильного режима жизни: ночных занятий, недостаточного сна, переутомления, курения, нерационального питания, вредных привычек и некоторых других причин.
В начале старшего школьного возраста обычно заканчивается половое созревание, развиваются вторичные половые признаки, что вызывает заметное изменение внешности юноши или девушки. В иных случаях процесс полового созревания затягивается (чаще у мальчиков, чем у девочек), и тогда у старших школьников еще сохраняются некоторые физические черты, свойственные подросткам.
Однако и здесь надо подчеркнуть, что завершение периода полового созревания (к 15-16 годам) не означает еще ни физической, ни тем более психической, духовной зрелости. Лишь к 18 годам, когда по советским законам разрешается вступление в брак, наступает минимально необходимая для этого степень физической, духовной, гражданской зрелости. 18-летние юноши и девушки признаются обществом взрослыми людьми.

Го сударственное образовательное учреждение дополнительного

образования

Центр внешкольной работы Центрального района

Методическая разработка

на тему «Особенности старшего школьного возраста»

Выполнила педагог дополнительного образования

Дундина Юлия Сергеевна

Санкт - Петербург

2012г.

Гитара очень популярный инструмент. Особенно инструмент популярен среди молодых людей и подростков. Большая часть обучающихся игре на гитаре охватывает возраст от 11 до 18 лет. В учебном процессе важно не только само обучение игре на гитаре, изучение нотной грамоты, приобщение к музыкальной культуре. Главную роль играет общение с обучающимися. Очень важная задача стоит перед педагогом - это индивидуальный подход к каждому ученику и поиск общего языка. Необходимо заинтересовать молодого человека в этом непростом возрасте. Эта работа посвящена анализу подросткового и старшего школьного возраста и всем особенностям этого периода в жизни молодого поколения.

Общая характеристика возраста.

Старший школьный возраст, или как его еще называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 13 до 18 лет. К концу этого периода школьник достигает физической зрелости, приобретает ту степень идейной и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной жизни. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они занимают в обществе, в коллективе, в системе общественных отношениях, под влиянием тех изменений, которые происходят в их жизни и деятельности в школе и после ее окончания. Основными видами деятельности в ранней юности становятся в равной мере труд и учение. Имея близкую перспективу самостоятельной жизни, старшие школьники стремятся определить свой жизненный путь, наметить конкретные перспективы дальнейшей трудовой деятельности, выбрать свою будущую профессию. В связи с этим, формируются и делаются более устойчивыми профессиональные интересы, юноши и девушки начинают серьезно размышлять о своем будущем. Старший школьный возраст это возраст кипучей энергии, энтузиазма, дерзаний, романтически - окрашенного стремления к большим и героическим делам.

Развитие личности в старшем школьном возрасте.

В старшем школьном возрасте интенсивно развиваются моральные силы человека, формируется его духовный облик, определяются черты характера, происходит становление мировоззрения. На развитие личности в старшем школьном возрасте решающее влияние оказывает изменение положение учащегося в школе, семье, в системе общественных отношениях. Положение в обществе резко меняется и влияет решающим образом на становление личности. Под этим влиянием происходит глубокий процесс идейного становления личности, ее самоопределение. Руководство взрослых в этот период развития личности не только не снимается, но оно совершенно необходимо. Однако важно, чтобы это руководство было очень тактичным, умелым.

Конечно, старший школьник способен лучше и глубже, чем подросток, оценивать свои сильные и слабые стороны, свои достоинства и недостатки.

Однако подросток нередко более правильно оценивает себя, нежели старший школьник. Дело в том, что на развитие самосознание подростка влияют суждения других людей. Подросток, особенно младший, как бы смотрит на себя глазами окружающих, его суждение о самом себе часто повторяют аналогичные суждения родителей, учителей, товарищей. Естественно, что и самооценка его довольно объективна, потому что повторяет объективную оценку окружающих. По-другому, у старшего школьника с возрастом укрепляется тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность, свое поведение и деятельность. А самому себя оценивать всегда труднее, чем осознать оценку со стороны. Поэтому старший школьник, умея анализировать свои личные особенности и поведение, лучше, чем подросток, оценивает себя.

Нередко юноши и девушки переоценивают свою личность, проявляют болезненное самолюбие, тщеславие, высокомерие, зазнайство, пренебрежительно относятся к окружающим; другие болезненно недооценивают себя, считают себя «посредственностью», «никчемным», сереньким и незаметным. Старший школьник, в отличии от подростка, способен осознать у себя не только простые, заметно проявляющиеся качества личности (такие, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, смелость, зазнайство и так далее), но и более сложные характеризующие многосторонние отношения личности (чувство долга, чести, собственного достоинства). Из этого следует, что надо умно и тактично помогать старшему школьнику, чтобы у него сформировалось правильное, объективное представление о себе, о собственной личности. Особенно этому должен следовать педагог, индивидуально занимающийся с учеником на музыкальном инструменте.

Подросток оценивает себя применительно к своему настоящему, старший школьник дает себе оценку применительно к своему будущем. «Каков я как член школьного коллектива?» - так ставит вопрос подросток. «Каков я для будущей самостоятельной жизни?» - так ставит вопрос старший школьник. Учащиеся старшего школьного возраста стремятся выработать у себя комплекс определенных качеств личности, в вопросах восприятия самих себя, их интересует формирование определенного, целостного морально-психологического облика. Поэтому большое значение имеет воспитание в учащихся правильного представления об этом облике, наличие у них своеобразного эталона, идеала, образца для поведения, с которым он соотносит качества своей личности и свое поведение. Например, любимого, родителей, героев любимых художественных произведений и кинофильмов, в которых они видят воплощение высоко ценимых ими качеств. Но в отдельных случаях у старших школьников может возникнуть и не совсем достойный идеал. Это отдельные привлекательные качества отрицательной личности, и они становятся образцом подражания. Педагогам необходимо тактично развенчивать подобные идеалы, помогая молодым людям выбрать образы, более достойные для подражания. В этом отношении личный пример, и авторитет старших играют очень важную роль.

В старшем школьном возрасте специфическую трансформацию претерпевает чувство взрослости: оно становится глубже острее. Старшие школьники еще менее, чем подростки, склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним, как к маленьким. Чувство взрослости в старшем школьном возрасте приобретает своеобразный характер: несколько сглаживается острота конфликта из-за действительного или мнимого непризнания равноправия старшего школьника с взрослыми. В 14 лет, когда он получает паспорт, совсем скоро наступит то время, когда исполнится 18 лет, он получает избирательное право вступать в брак. Это объективные признаки взрослости юноши, девушки. В этих условиях чувство взрослости не атрофируется, не пропадает, а трансформируется в своеобразное самоутверждение, самовыражение, которое проявляется в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше старший школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился ничем не отличаться от взрослых, то теперь он хочет, чтобы признали его оригинальность, его право чем-то выделяться из общей массы взрослых. Отсюда - любым путем обратить на себя внимание, утвердить свою самобытность, через утрирование моды, демонстративное и показное увлечение абстрактной живописью, скульптурой, музыкой. Впервые в старшем школьном возрасте появляется особое чувство - любовь. Это совершенно новое состояние в эмоциональной жизни школьника, чего нет у подростка. По отношению к подростку правильно говорить о проявлениях чувства личной симпатии, об увлеченности, привязанности, даже первой влюбленности, но любовь как глубокое чувство возникает только в ранней юности. Относясь серьезно к своему чувству, юноши и девушки глубоко интересуются интимными человеческими взаимоотношениями: «Что значит быть женой - другом и мужем - другом?». «Как избежать размолвок в семье?», «почему инициатива в создании семьи всегда принадлежит мужчине?», «как быть, если что-то в близком человеке очень нравиться, а что-то не нравиться?».

Влечение и интерес к противоположному полу в 14-18летнем возрасте нормальное явление. В 18 лет юноши и девушки получают право вступать в брак. Надо отдавать себе отчет в том, что наступает нормальный и неизбежный этап в развитии человека. Ни в коем случае не следует грубо вторгаться в мир интимных переживаний и тем более высмеивать, бранить, упрекать юношей или девушек за проявление этого чувства. Иное дело, когда возникающее чувство любви развивается ненормально (не встречает взаимности, связано с не совсем здоровыми интересами и переживаниями), мешает учению, отвлекает от работы, делает учащегося возбужденным или рассеянным, замыкает в кругу личных переживаний. Если нельзя придать этому чувству другой характер, необходимо попытаться переключить энергию и активность старшего школьника в русло других интересов, отвлечь его внимание.

Заманчивые, из соображений ложной стыдливости, вопросы любви, мы невольно позволяем решать их тем людям, влияние которых может быть только отрицательным. А наши воспитанники тянуться к этим людям, так как с ними легко говорить о том, что так волнует и интересует юношество.

В старшем школьном возрасте под влиянием правильно организованной учебно-воспитательной работы заметно развиваются эстетические чувства: способность замечать, эмоционально воспринимать и любить все прекрасное в окружающей действительности, в природе, искусстве, общественной жизни.

Развитию эстетических чувств у старших школьников надо уделять большое внимание. Также особое значение имеют организация экскурсий, посещение музеев, выставок, концертов, памятных мест.

Учебная деятельность и умственное развитие.

Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения, и вводятся новые учебные разделы. Основное отличие в том, что учебная деятельность предъявляет гораздо более высокие требования к их активности и самостоятельности. Ученики взрослеют, обогащается их опыт; они осознают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. Растет их сознательное отношение к учению, которое приобретает непосредственный жизненный смысл. Развитие познавательных процессов, рост сознательного отношения к учению стимулирует дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умение управлять ими. В конце старшего школьного возраста учащиеся полностью овладевают своими познавательными процессами: восприятием, памятью, воображением, мышлением, а так же вниманием.

В развитии памяти заметно увеличивается роль отвлеченного словесно-логического, смыслового запоминания. Хотя преобладает произвольная память, непроизвольное запоминание отнюдь не исчезает из практики детей. Они неизмеримо шире, чем подростки, пользуются приемами запоминания - составлением планов, выделением основных мыслей, сравнением, соотношением с уже известным. С полным основанием это же можно отнести и к характеристике внимания. Но в отличие от подросткового возраста, где произвольное внимание возникает лишь эпизодически, в старшем школьном возрасте оно может быть постоянным при наличии устойчивых жизненных интересов. Под влиянием специфической учебной деятельности существенные изменения происходят в мыслительной деятельности, в характере умственно работы. Как следствие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания, изучения дела, которым занимается, у старшеклассников начинает складываться мировоззрение.

Трудовая деятельность и выбор профессии.

Нельзя сказать о роли общественного труда в развитии школьников. Труд способствует формированию инициативности, целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости.

Под влиянием перспективы перехода к самостоятельной трудовой жизни формируется характерная для этого возраста направленность на будущее. Это возраст жизненно - трудового самоопределения, когда начинаются серьезные поиски своего трудового призвания, возникает стремление найти свою будущую профессию. Подросток, как правило, еще не думает серьезно о своей будущей профессии, особенно если он предполагает после 9 класса учиться в школе. Профессий тысячи, но только выбранная по душе, когда сочетаются индивидуальная склонность к данному виду труда, способности к нему и высокая оценка его общественного значения, приносит моральное удовлетворение человеку и максимальную пользу обществу.

Под влиянием чего происходит выбор профессии? Массовый материал показывает известную роль школы и учителей в воспитании у школьника интереса к своей будущей профессии. По данным ряда исследований, 40-50% опрошенных старшеклассников мотивируют выбор будущей профессии интересом к тому или иному учебному предмету, а так же указывают на такие мотивы (чисто внешнего порядка), как наличие семейных традиций, материально-бытовой обеспеченности, пример друзей и товарищей. В отдельных случаях мотивами были близость места работы или вуза от дома, «красивая форма» или то, что «сюда легче устроиться».

На основании массовых исследований приходится сделать следующие выводы. Нельзя говорить о полной подготовленности наших старшеклассников к выбору профессии: во-первых, они, не имея ясного представления о большинстве профессий, не могут правильно ориентироваться в них. Во-вторых, школьники не всегда умеют объективно определить свою профессиональную пригодность

Мы, педагоги, должны понимать, что у старшеклассников неизбежно возникает жизненная проблема выбора профессий и необходимость помочь им сделать этот выбор наиболее целесообразно, учитывая личные склонности и способности. Не только школа, но и дополнительная деятельность детей (спорт, занятия музыкой, занятия прикладным искусством и другое образование вне школы) может повлиять на будущее наших детей.

Литература:

В.А.Крутецкий «Основы педагогической психологии».




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!