Приемные дети и приемные родители. Излишняя опека мешает детям взрослеть

Родительская опека необходима. Человек рождается абсолютно беспомощным - он не может самостоятельно найти пищу и воду, не способен согреться и вообще, без помощи взрослого человека новорожденный ребенок обречен на гибель.


Чтобы обеспечить выживание ребенка, Природа наделила женщин (за редким исключением) мощнейшим материнским инстинктом. Благодаря чему не только младенец благополучно выживает, но и мать получает удовольствие, как вознаграждение за выполнение своих обязанностей.



Материнский инстинкт наблюдается и у многих животных. Но если в животном мире родительская опека проявляется лишь до того времени, пока детеныш не обретет определенную самостоятельность, то в человеческом мире все устроено гораздо сложнее.


Дело в том, что животные, в отличие от человека, в своих действиях руководствуются лишь инстинктами - у них нет психических свойств-желаний. Человек в этом отношении устроен гораздо сложнее - помимо желаний для сохранения целостности тела, человек рождается с определенным набором добавочных желаний, которые в дальнейшем определяют его характер, сексуальные предпочтения, систему ценностей.


Причем каждому человеку заданы определенные свойства, необходимые для удовлетворения этих желаний.


Заданы - но не обеспечены. Полноценное развитие этих свойств, заданных ребенку природой, и есть основная миссия родителей. Однако гиперопека зачастую становится именно тем фактором, который делает эту миссию невыполнимой.

Развитие самостоятельности у ребенка

Родительская опека необходима, она обеспечивает выживание ребенка. Однако в некоторых случаях опека приобретает гипертрофированные масштабы и практически полностью блокирует возможность развития свойств, заложенных в ребенке.


Давайте рассмотрим наиболее распространенный жизненный сценарий, при котором родительская опека может тормозить развитие самостоятельности у ребенка.


«Мама – золотая, а ребенок – придурок…»


Существует определенный тип женщин, которые в потенциале являются самыми лучшими, самыми заботливыми «золотыми мамами». Их материнская любовь настолько велика, что они иногда, не раздумывая… делают аборт! Рационализация в этом случае ужасающая в своей циничности - при второй и последующих беременностях женщина готова на крайние меры, лишь бы первенец не лишился даже малой толики её внимания и заботы.


Речь идет об анально-зрительных женщинах, вектора которых находятся в возможно недостаточно развитом, и совершенно точно, не полностью реализованном состоянии. Заботясь о своем ребенке, ухаживая за ним, решая все его проблемы, эти женщины получают возможность реализации. Можно сказать, что они реализуют себя за счет ребенка.

Родительская опека и Мамины страхи.

Для неразвитого зрительного вектора характерно состояние страха - поэтому мамы с таким вектором отличаются повышенной тревожностью, им всюду мерещатся опасности. В этом случае родительская опека становится гипертрофированной - начиная от того, что мама несколько раз за ночь встает послушать дыхание младенца и, заканчивая тем, что она начинает обзванивать больницы и морги, стоит её ребенку-старшекласснику задержаться на 10 минут, возвращаясь из школы. Надо заметить, что большая доля страха за своего ребенка может присутствовать даже у развитых в зрении анально-зрительных мам.



Гиперопека в этом случае может свести развитие самостоятельности ребенка «на нет». Впрочем, степень самостоятельности в большой степени зависит и от набора векторов ребенка. Например, уретральный ребенок будет даже в самом юном возрасте противиться подобному контролю вплоть до побега из дома, кожный тоже найдет множество способов не идти на поводу у мамы. Анальный же ребенок, который как никто очень зависим от мамы, в таких условиях имеет все шансы вырасти абсолютно безынициативным, не приспособленным к жизни «маменькиным сынком».

Развитие самостоятельности или Растим отличника.

«Золотая мама» обычно в курсе всех новейших методик воспитания - однако это не мешает ей делать все по своему, ведь «кто может лучше знать ребенка, как не его родная мать?». Как правило, дети у таких мам - юные вундеркинды, подающие огромные надежды. Это не удивительно - «золотая» мама обеспечивает своего ребенка всеми доступными развивающими играми и пособиями, увлечено занимается с ним, водит во всевозможные кружки и секции.


Казалось бы - что плохого в подобной родительской опеке?


Плохо то, что при «вознесении ребенка на алтарь материнской любви», в подавляющем большинстве случаев, развитие самостоятельности отходит на задний план, а свойства верхних векторов развиваются в ущерб развитию нижних векторов.


Воспитание ребенка проходит под девизом «Мама лучше знает!». Гипертрофированная родительская опека создает для ребенка оранжерейные условия, что блокирует развитие многих свойств, заложенных в нем природой и необходимых для адекватной адаптации в человеческом обществе.


Как правило, «золотая» мама, всегда найдет различные рационализации для того, чтобы как можно дольше не выпускать ребенка в большой мир.



«Детский садик? Да вы что! Это стресс для ребенка! А болезни? А ужасные воспитатели? А дети-дикари? Нет! Я не могу допустить, чтобы мой малыш пережил подобный ужас! Я своего ребенка буду воспитывать сама! Я создам идеальные условия для его развития...»


В результате ребенок лишается возможности в будущем найти свое место в социуме - ведь именно с трех лет в детской среде начинается активное ранжирование. Находясь в садике или любом другом детском коллективе, ребенок «проигрывает» ту роль, которую ему предстоит играть во взрослой жизни.


«На улицу? Ни в коем случае! Там моего золотого ребенка испортят и научат плохому! Нечего заниматься глупостями - пусть лучше лишний раз почитает книгу…»


Подобное лишение ребенка естественной среды для развития в подавляющем большинстве случаев приводит к кризису подросткового возраста, повергающему в ужас «золотую маму» непредсказуемостью и фатальностью последствий.


«Ребенка как подменили! Он словно с цепи сорвался! Помощи от него не дождешься - одни гулянки на уме!...»


Подросток, вырвавшись из удушающих объятий гиперопеки, пытается в ускоренном режиме наверстать украденное детство. При этом движут ребенком его нижние вектора, но лишь в мере их развития. Поэтому чаще всего это происходит неудачно, время упущено, свойства не были развиты.



Пускаясь во все тяжкие, подросток зачастую оказывается в «плохой компании» или напротив, ни с кем не общается вовсе . А причина в чрезмерной родительской опеке, благодаря которой ребенок не получил вовремя необходимые навыки, не смог достаточно развиться, чтобы найти свое место в обществе, что и приводит к подобным метаниям и перегибам.


В душе мамы, жизнь положившей на алтарь воспитания ребенка, накапливается обида - воспринимая все через себя, она считает, что ребенок, пытаясь развить самостоятельность, отвечает ей черной неблагодарностью. На этой почве возникают серьезные конфликты между мамой и подростком, круг замыкается….




Мне понравилось – поставить «сердечко»:

И вроде бы, ничего плохого в этой потребности нет, так как это естественная материнская потребность - любить своего ребенка. Но эта потребность, когда она реализуется сверх меры, может причинить вред столь сильно опекаемым детям.

Каким образом? Когда мы слишком нежим своих детей, мы оказываем им медвежью услугу. Это неразумный подход и к воспитанию детей, и к их развитию. Это неразумный подход. Когда мы излишне оберегаем своих детей, мы не даем им развиваться и расти самим.

Приведу несколько примеров.

Как-то на приеме у меня был парень, по возрасту ближе к 40 годам уже, таких парней называют «маменькиными сынками». По возрасту он уже взрослый мужчина, а впечатление от него - будто разговариваешь в ребенком, который сидит на горшке. Он по своему личностному развитию застрял в детском возрасте. До появления этого мальчика мама перенесла две травмы, она потеряла старшего ребенка. У нее это вылилось в гиперопеку - всю свою любовь она направила на этого мальчика, и он в ней захлебнулся.

Она очень оберегала своего ребенка, контролировала каждый его шаг, принимала все решения за него... в какой-то момент у ребенка перестала развиваться его собственная личность, он уже не думал сам, не решал сам, а делал то, что говорила ему мама.

Он так и не научился принимать собственные решения в жизни. Так и живет - совершенно нереализованный как мужчина, как профессионал, при том, что у него вполне развитый интеллект, он сильно отстает от своих сверстников, это очень грустное и печальное зрелище.

И это далеко не единственный случай в моей практике. Такое явление довольно частое в нашей жизни, когда внешне - это уже мужчина, а как начнет говорить - детский сад и полное отсутствие самореализации.

Второй случай, о котором я хочу рассказать - это мама, которая поздно родила ребенка, как говориться, для себя. Многие годы делала карьеру, стала классным специалистом, и не заметила, как прошло время… Она упустила время для замужества, а может быть и не хотела замуж вовсе, ведь такие женщины имеют приличные амбиции и им уже не хочется утруждать себя заботой о муже, его носками и глажкой рубашек.

И ближе к 40 годам она просто решила родить ребенка. Родившийся ребенок стал «светом в окошке» для нее, и вот уже всю свою нерастраченную любовь она выплескивает на своего сыночка, ей хочется быть самой лучшей мамой, она буквально сдувает пылинки со своего чада, создает самые лучшие условия для роста и развития своего сына. А он начинает болеть от этой её гиперопеки, он буквально задыхается от ее любви. В итоге этот ребенок становится болезненным, а частые бронхиты становятся его спутником по жизни.

Это похоже на то, как выращивать растение в тепличных условиях, в которых оно вырастет слабеньким и чахлым, в то время как оно прекрасно может расти в естественных условиях, под солнышком, дождем и ветерком, если ему позволить расти так.

Я когда-то давно читала книги про Тибет и жизнь на Тибете - там суровый климат и не простая жизнь. Оказывается, когда там рождается ребенок, его практически сразу купают под струей горной ледяной воды, и у них нет идеи, что это опасно и плохо.

В Норвегии и скандинавских странах бегать по лужам и играться в слякоти это норма, потому что у них большую часть времени именно такая дождливая погода, и они не считают, что дождь это повод не выводить детей на прогулку.

На Западе, когда у детей болит горлышко, ангиной, их кормят мороженым, дают пососать лед. А у нас мороженое не дают даже когда дети здоровые, и согревают воду, компот, кефирчик, чтобы ребенок пил его тёплым. Да, с точки зрения аюрведы, холодные продукты не полезны. Но когда мне мамы рассказывают о том, как они оберегают своих детей, я не вижу в этом рационального зерна аюрведы, я вижу, что мамы перегибают палку с гиперопёкой.

Таким образом, это вопрос сознания. Когда мы думаем о своих детях, что они слабые, их нужно оберегать, мы фактически формируем именно таких детей . Понимаете, все, что мы видим в своих детях, они неосознанно реализуют это в себе. Если мы считаем, что наши детки слабые, они - не справятся с жизненными трудностями, именно так и происходит. Если мы считаем, что наши дети могут всё, и справятся с любыми трудностями, то мы им больше доверяем, и они действительно становятся более сильными.

Гиперопека начинается с самых первых дней. Особенно часто это происходит с первенцами, когда молодые мамочки не знают, как за детками смотреть, ухаживать. И начитавшись книжек и наслушавшись советов бабушек и мам они начинают делать все по книжке или по совету, причем, излишне старательно. Советы надо слушать, это получение мудрости от наставников, но всегда нужно фильтровать и адаптировать эти советы к своей жизни.

Слишком заботливые мамочки выглаживают пеленки ребенка до 40 дней, кипятят воду для ванночки по 40 дней, стелят простыни там, где ребенок ползает, моют игрушки, упавшие на пол по 100 раз на дню, кормят из ложечки до школьного возраста, не дают возможности размазать кашу, пролить воду, моют руки ребёнка бесконечно и постоянно.

Это уже предпосылки для того, чтобы ребенок вырос изнеженным инфантильным существом. Нужно вовремя давать ребенку ложку, чтобы он учился ее держать, изучил ее и начал пытаться направить кашу в рот с помощью ложки, нужно позволять ему играться с кашей, водичкой, да, поначалу это неприятно, хочется чтобы все было чисто, но при этом именно из практики у ребенка быстро появляется способность держать ложку.

Иногда я слышу, что мама кормит ребенка с ложечки в том возрасте, когда он уже бегает ножками и его нужно уже готовить к школе. При этом ребенок садится кушать и ждет, когда ему завяжут передник и начнут его кормить. Это ненормально.

Детки должны получить максимум внимания и любви с момента рождения до 5-6-летнего возраста. Дальше мальчиков и девочек нужно воспитывать по-разному. Мамам нужно отлипать от своих мальчиков и передавать возможность общения и воспитания своим папам.

А с девочками продолжать нежиться, но уже начинать обучать их домашним делам, вовлекать их в свои женские дела. Это все не я придумала, эти знания из Вед, просто, получив жизненный опыт, начинаешь понимать, что все было мудро продумано и до нас, нужно только прислушиваться вовремя к этим знаниям. А не доходить до этого через свои ошибки и «грабли».

Есть подобный японский совет: до 5 лет ребенок царь, с 5 до 16 лет он слуга, а с 16 лет он уже друг, с ним надо общаться на равных. Это полезный совет. До 5-6 лет ребенок должен получить безусловную любовь. После 5-6 лет с детьми нужно быть построже. А после 16 уже поздно их воспитывать, нужно видеть в них взрослых, а не сюсюкаться с ними.

Дети должны жить в естественных условиях, а не тепличных, детям нужно бегать летом босиком по траве, дети должны ходить по песочку или по земле. Да, мамам нужно смотреть, чтобы не было стеклышек, чтобы ребенок не поранился, не порезался, но в целом нужно доверять тому, что ребенок должен расти в естественных условиях.

Чем в более тепличных условиях он живет, тем более изнеженным и нездоровым он становится. Чем больше мы трем свои дома средствами бытовой химии, тем больше шансов приобрести аллергию. Для контраста расскажу, как растут дети в Индии. В ситцевых платишках и штанишках, босиком, они растут там как придорожная трава, бегают, прыгают, грязные, нечесанные, но видно какие они крепкие и выносливые, какая у них жизненная сила.

Я не ставлю в пример их, что теперь надо так, в этом тоже есть некая крайность, я призываю к разумности. Чем больше у нас страх микробов, тем больше мы становимся уязвимы. Микробы окружают нас со всех сторон, если мы нормально к ним относимся, сосуществуем с ними, то все в порядке.

Организмы наших детей знакомятся с окружающим миром и микробами, и приобретают иммунитет. Я не предлагаю вашим деткам есть землю, или песок, никогда не мыть им руки и игрушки, в этом всем должны быть разумность и баланс.

Но я против того, чтобы детей не пускать ползать по полу, и по 30 раз на дню мыть игрушки, это больше похоже на невроз. Нужна золотая середина! Позволяйте своим деткам кушать новые продукты, бегать босиком, ходить голышом дома, одеваться легче, бегать по лужам, кувыркаться на траве, в этом ничего плохого нет. Так они будут ближе к естественной жизни, так они будут здоровее. На этом все.

В заключение анекдот в тему:

Первый ребенок — всё кипятишь и
тщательно гладишь.
Второй ребенок — гладишь редко,
следишь, чтобы не ел из миски кота.
Третий ребенок — если ребенок съел
из миски кота, то это проблемы кота.

С заботой о вашем здоровье,

врач-гомеопат Дина Бакина

Влияние отношений родителей к детям на особенности их психосоциального развития, согласно имеющимся данным, носит чрезвычайно многообразный характер. Ученые получили достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, умение разрешать конфликтные ситуации и др. Им свойственно более адекватное осознание своего «я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование вышеназванных качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде случаев становится невозможным.

Состояние некоммуникабельности, например, как аномальная черта личности в детские годы обладает свойством сохраняться и даже развиваться в дальнейшем и в том случае, когда факторы, вызвавшие ее к жизни, уже отсутствуют.

Характер отношения родителей к детям оказывает серьезное влияние на их установку к жизненным перспективам. Различные ориентации молодежи на будущее, хотя она живет в одно и то же время и находится в социальных условиях, дающих одинаковые возможности и шансы, зависят от культурного уровня ближайшего окружения (прежде всего семьи), и особенно от хороших эмоциональных связей с семьей. Отсутствие таковых деформирует чувства молодого человека и его отношение к обществу, существенным образом сказывается на уровне его жизненных притязаний. Деформированность чувства, неразвитость ребенка источник его школьных неудач, ведущих к «общей демобилизации и отказу от более значительных усилий для планирования и реализации своего будущего». То есть эмоциональные связи влияют не только на формирование определенных нравственных качеств и черт характера, но и на энергию, с помощью которой ребенок осуществляет свои цели.

Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Первое социальное отношение ребенка, говорит, например, английский психолог Л. Джексон, есть его отношение с матерью, важность его нельзя переоценить для развития характера индивида. Оно служит в качестве модели для всех последующих отношений. К такому же выводу приходят Г.В. Драгунова и Д.В. Эльконин. Даже такое отношение к детям, которое строится на основе авторитарности, отсутствии уважения и справедливости к ним со стороны родителей, ведет, как показали их исследования, к тому, что они воспроизводятся детьми в коллективе сверстников. И наоборот, дети, воспитанные в нормальных условиях, строят свои собственные отношения со сверстниками на морально-этической основе.

«Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение всей жизни мстящие за подавленное детство»,– писал А.С. Макаренко. Подобных примеров можно привести немало. Проведенные многочисленные исследования обнаружили прямую связь между нормальным психическим и нравственным развитием ребенка, такими его качествами, как альтруизм, гуманизм, теплые и дружественные отношения к другим людям, устойчивый положительный образ «я», и спокойной, доброжелательной атмосферой семьи, внимательным и ласковым отношением к ребенку со стороны родителей. Существует немало доказательств того, что даже инстинкт материнства и отцовства проявляется сильнее в том случае, если детство ребенка не знало дефицита доброты, чуткости, заботы и любви со стороны родителей.

Многочисленные исследования в то же время убедительно демонстрируют тот факт, что, чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей (гипоопека) нередко вызывают у последних сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Следствием этого же являются отставание в развитии интеллекта, плохая успеваемость в школе, а нередко и нарушение психического здоровья.

Еще более опасно для ребенка такое отношение к нему родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью (раздражительность, резкость, грубость, отчужденность и т.д.).

Дурное обращение с ребенком ранит и ожесточает детское сердце. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии об их взаимоотношениях вообще и об отношении к нему самому. Грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей самых близких людей дают основание считать, что чужой человек способен причинить ему еще больше неприятностей и огорчений. Отсюда состояние неуверенности и недоверия, чувство неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.

Пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, дети вынуждены искать порочные средства самозащиты. Ложь, хитрость, лицемерие – наиболее распространенные из них. Со временем эти черты становятся устойчивыми качествами детского характера, а в дальнейшем основой приспособленчества, низости, беспринципности и других отвратительных пороков. Повышенная детская чувствительность в условиях деспотического, равнодушного отношения к ребенку родителей ведет к острому ощущению своего одиночества. Зачастую такая ситуация отражается в его сознании чувством личной неполноценности, неуверенности в своих силах, что снижает социальную активность ребенка, сдерживает его духовный рост.

Подобный опыт мешает ребенку правильно воспринимать и осмысливать идущие извне влияния и адекватным образом реагировать на них, он делает его маловосприимчивым к ценностям подлинной культуры и излишне восприимчивым к ценностям мнимым, иллюзорным. Эмоциональная недостаточность делает подростка психологически незащищенным и нравственно неустойчивым. В такой ситуации человек легче становится на асоциальный путь поведения. Таким образом, деструктивность отношений родителей к детям выступает в качестве фактора криминогенного.

Отношение родителей к детям оказывает не только непосредственное влияние на духовное развитие ребенка. Это влияние опосредуется собственно воспитательной деятельностью взрослых. С одной стороны, мерой родительской любви определяются степень внимания к ребенку, забота о его будущем, стимуляция к учебным успехам и достижениям и т.д. С другой стороны, успех, результативность воспитательных усилий находятся в прямой зависимости от установки со стороны воспитуемого на носителя данных усилий, от степени идентификации с ним. Несомненно, что степень идентификации будет более высокой в том случае, если ребенок любит своих родителей. Именно любовь к родителям как ответное чувство на родительскую любовь, внимание и заботу способствует тому, что значительно легче достигают цели предписания и требования взрослых, касающиеся ребенка, форм его деятельности. «Тот, – писал В.А. Сухомлинский, чье детство освещено солнцем любви... отличается исключительной чуткостью и восприимчивостью к отцовскому и материнскому слову, и их доброй воле, и их поучениям и напутствиям, советам и предостережениям».

Любовь и привязанность ребенка к родителям в известной мере становятся и тем внутренним «табу», которое предохраняет его от недостойных поступков. И в этом смысле глубоко справедлива (хотя еще по-настоящему не осмыслена и не оценена, с точки зрения воспитательной практики) мысль К.Д. Ушинского о том, что дети, любящие своих родителей, редко становятся дурными людьми. И наоборот, воспитательные усилия и даже изощренные приемы оказываются порой бессильными, если взаимоотношения родителей и детей окрашены отрицательными эмоциями. Иными словами, ценность и значимость воспитания неизмеримо возрастают при наличии гармоничных и полноценных эмоциональных отношений к детям. Утеря же их – это не только обкраденный, обедненный мир детства, но и утеря воспитательных возможностей семьи.

Однако корнем множества пороков может стать и неразумная родительская любовь, т.е. такая, которая не регулируется чувством долга, требовательностью по отношению к нему. Неразумная родительская любовь форма чрезмерной опеки, безудержного угождения капризам детей, потакания их эгоистическим замашкам или снисходительности к серьезным проступкам детей и всепрощения. Чрезмерная опека родителей подавляет личность ребенка, притупляет его ум и волю, делает его безынициативным, несамостоятельным в мыслях и делах. Сплошь и рядом она сопровождается бездумным и нетактичным посягательством на достоинство подростков, его чувства взрослости.

Трудно искоренимый след в сознании и поведении ребенка оставляет потворство их капризам и прихотям. Удовлетворение любого желания сына или дочери, которое часто связано с отказом родителей себе в самом необходимом, способствует развитию у них представления о своей исключительности, формирует нездоровые потребности, нежелание считаться с потребностями других членов семьи, а, в конечном счете – с потребностями окружающих, интересами общества. Незаметно, постепенно идет неумолимый процесс разложения личности: формирование иждивенчества, эгоизма, потребительского отношения к жизни. Вырастая эгоистами и белоручками, такие дети оказываются не приспособленными к жизни, труду, а, став взрослыми, ищут легких путей в жизни и тем самым вступают в разлад с обществом, законом.

Социальная неполноценность человека – продукта неразумной родительской любви – это не только общественная, но и серьезная личная проблема, которая со временем будет восприниматься все острее: избалованного ребенка чаще подстерегают разочарования в жизни. Ему намного труднее войти в коллектив сверстников, а затем – в трудовой коллектив. У него больше шансов быть отвергнутым, непонятым и нелюбимым окружающими, что может нанести ему тяжелые психические травмы.

Материалы исследований, таким образом, свидетельствуют, что внутрисемейные отношения – сильнейший специфический воспитательный фактор и в то же время весьма уязвимое в воспитательном отношении место семьи, «ее ахиллесова пята», если эмоциональные контакты семьи деструктивны, носят отрицательный характер. В таком случае семья не только утрачивает качество коллектива, а вместе с тем и свои воспитательные возможности, но и оказывается той микросредой, которая преломляет, изменяет, искажает и задерживает положительное общественное воздействие на личность. Борьба за здоровое нравственное и духовное развитие подрастающих поколений неотделима, следовательно, от забот об укреплении семьи, о создании гармоничных и полноценных нравственно-эмоциональных семейных отношений.

Опекунство над несовершеннолетними детьми – это основное действие, которое всячески поддерживается государством. Каждый опекун вправе получить денежное вознаграждение за проявленную бдительность.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Затруднений при оформлении зачастую не возникает. Ведь правительство упростило процедуру оформления для минимизации затрат времени и улучшения обслуживания.

Общие понятия

Опека над ребенком может быть как полная, так и добровольная.

Последняя устанавливается в случае когда:

  • родители переезжают в иное место, например по работе на временной основе;
  • длительные командировки;
  • в случае возраста ребенка менее 16 лет и он обучается в другом городе.

Все обстоятельства вносятся в заявление о добровольное опеке. Там же указываются дополнительные аспекты. В том числе осуществление выплат родителями, а так же участие в воспитательных работах.

Если родители желают отказаться от родительских прав, то самостоятельно они не вправе этого сделать. Все это производится только через суд.

Заявление о желании усыновления ребенка не становится объяснением того, что он остался без родителей.

В случае согласия на усыновление, происходит полная передача прав и обязанностей третьему лицу.

Но в государстве существует возможность лишения родительских прав. Для этого нужно подать заявление с достаточными аргументами. То есть там указывается, что со стороны родителей не уделяется должного внимания.

Помимо этого необходимо предоставить дополнительные документы, подтверждающие этот факт. Проверяются документы и наличие нормальных жилищных условий органами опеки. В случае выполнения условий попечителем, ребенок передается им.

Если родители неспособны осуществлять надлежащий уход из–за бытовых или семейных обстоятельств, то опекун становится по заявлению стороны.

Законодательная база

Регулирует данный вопрос Семейный Кодекс. Именно регулирует вопрос об установлении опеки или попечительства над несовершеннолетними детьми. Здесь указаны основные условия и требования.

Условия

Так как же взять опекунство над ребенком? Опекунство над малышом устанавливается в случаях, предусмотренных действующим законодательством. В том числе, когда у него нет родителей или они не в полной мере выполняют свои обязательства.

Детей берут под опеку в случаях, когда родители:

  • отказались от малыша или умерли;
  • лишены родительского права;
  • признали себя недееспособными;
  • по другим причинам не осуществляют уход за детьми.

Семейный кодекс позволяет взять под опекунство детей, родители которых по возрасту младше 16 лет, и при этом они не состоят в браке.

Опека часто подразумевается как первый этап перед дальнейшим усыновлением. В случае нормальных отношении между подопечным и опекуном, они оформляют усыновление.

Требования

Для того чтобы стать опекуном, нужно соответствовать требованиям, которые установлены государством. А именно:

  • быть совершеннолетним гражданином и дееспособным;
  • не иметь за собой судимости за причинение вреда здоровью человека;
  • обладать нравственными и личными качествами.

Помимо этого потребуется согласие подопечного.

Не могут оформить опекунство люди:

  • страдающие алкогольной и наркотической зависимостью;
  • лишенные родительского права;
  • с судимостью;
  • без специальной подготовки, за исключением родственников малыша;
  • с заболеваниями, например, нервного типа.

Права и обязанности

Все полномочия опекунов оговариваются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, а также в Семейном и Федеральном законе об опеки.

Опекун обязуется:

  • осуществлять заботу над ребенком, в том числе обеспечивать питанием, одеждой и жильем;
  • осуществлять уход и при необходимости лечение;
  • дать образование и позаботиться о физическом развитии;
  • защитить интересы в государственных инстанциях при необходимости;
  • проживать с подопечным, возраст которого меньше 16 лет;
  • в случае изменения места жительства известить органы опеки;
  • если ребенок не утратил связь с родственниками – давать возможность видеться;
  • поступающие денежные средства расходовать на обеспечение малыша;
  • распоряжаться объектами недвижимости только с разрешения органов опеки.

Опекун имеет право:

  • представлять интересы в случае совершения сделок от имени подопечного;
  • самостоятельно определять методы воспитания, образовательное учреждение;
  • получать пособие на содержание подопечного;
  • попросить органы опеки о снятии обязательств в случае положительных причин.

Опекунство над ребенком

Опекунство над ребенком – достаточно серьезный шаг, на который человек должен решиться самостоятельно, взвесив все «За» и «Против».

При живых родителях

Часто случаются ситуации, когда происходит при живой матери. Связано это с неисполнением своих обязательств.

Такая потребность вправе возникнуть при болезни родителей или длительной командировке. В основном опекунами в этом случае становятся родственники. При этом его представителями в государственных инстанциях становятся именно родственники.

Часто оформляет опекунство бабушка или тетя. Опекунство в этой ситуации действует по стандартной форме. Отличием становится отсутствие финансовой поддержки со стороны государства.

Из детского дома

Оформление ребенка под опекунство из детского дома происходит также по стандартной форме.

Достаточно взять характеристику ребенка у заведующей государственной инстанции и письменное согласие ребенка на попечительство.

Инвалидом

Оформление опеки над ребенком–инвалидом происходит аналогичным методом, но с предоставлением дополнительных справок с медицинской экспертизы, лечащего учреждения.

Помимо этого государство обеспечивает такого ребенка всем необходимым инвентарем и финансами в соответствии с назначенными лекарственными препаратами.

Временное

Временная опека оформляется в случае длительной командировки родителей или болезни.

Как правило, это родственники, которые представляют интересы ребенка, вправе осуществлять его образовательную деятельность, не прибегая к согласию родителей.

Как оформить?

Пособие:

  • в случае ребенка из детского дома до 6 лет – 15 000 рублей;
  • несовершеннолетний 12–18 лет – 20 000 рублей, если подопечных более 3, то за каждого доплата еще 3 000 рублей;
  • дети до 23 лет в случае обучения в институте на дневной форме – 20 000 рублей;
  • – 25 000 рублей.

Когда прекращается?

Опекунство может быть прекращено в следующих случаях:

  • отсутствие желания опекуна выполнять обязательства;
  • плохое здоровье или появление любой зависимости;
  • нарушение прав ребенка и действие в пользу собственных интересов;
  • жестокое обращение с малышом;
  • восстановление родительских прав после длительного нахождения на больничном или выхода из мест лишения свободы, вопрос решается только через судебную инстанцию.

Отказаться от опекунства без уважительной причины человек не вправе.

Отличие от усыновления

Опека над ребенком – это особая форма защиты их интересов и жизни. В основном она действительна для детей до 14–летнего возраста.

Человек, который становится опекуном, берет на себя обязательства по защите личных данных малыша и его имущественного права. Также старается спасать его от всякого негатива со стороны иных лиц, помогает развиваться и получать необходимые знания.

Попечительство – это несколько другой формат. Это семейное воспитание детей с 14 до 18 лет.

Также эти два понятия путают с усыновлением.

Понятие усыновления – несколько иное. Опекуны уже выполняют обязанностей родственников и родителей. Они вправе изменять фамилию. Такая форма становится более серьезной и имеет много особенностей и нюансов.

Оксана (18.02.2013 11:08)

Здравствуйте!

Подскажите, пожалуйста, можно ли оформить опеку над ребенком не лишая маму родительских прав (ребенку 4 года). Ситуация следующая: мама ребенка - моя двоюродная сестра. В силу плохого состояния здоровья она не в состоянии работать. В графе "отец" у ребенка стоит прочерк. Реально отец переодически появляется, но в содержании и жизни ребенка участия не принимает. При этом постояно ставит вопрос о том, чтобы он был назначен официальным опекуном ребенка и имел возможность распоряжаться имуществом сына (отец является гражданином Таджикистана). Сейчас семью содержит бабушка (70 лет) и мы с мужем помогаем. Очень хотелось бы оградить их и главное не потерять.

Оксана, добрый день!

Вы можете быть назначены официальным опекуном девочки, если мать даст согласие на опеку. Для этого вам надо будет собрать документы, необходимые для получения заключения о возможности быть опекуном (подробнее в разделе "Хочу принять ребенка", Шаг 2) и обратиться в ООП по вашему месту жительства с просьбой назначить опекуном ребенка. Однако, тот факт, что вы будете назначены опекуном мальчика, никак не помешает биоотцу установить отцовство с помощью ДНК-экспертизы и потом потребовать передать мальчика на воспитание ему... Именно так развивались события в случае с вот этой девочкой , которую теперь неизвестно и где искать. И это не такой уж экзотический вариант развития событий...

Поэтому, если вас на самом деле волнует, что случится с мальчиком при неблагоприятном развитии событий с его мамой (и вашей сестрой), я бы советовала подумать об усыновлении ребенка. Естественно, с согласия матери. Только в этом случае биоотец уже точно не сможет просто забрать ребенка, когда у него появится возможность и/или желание пройти ДНК-экспертизу...

С уважением,
Ольга Митирева

Юлия (14.02.2013 14:30)

Здравствуйте.

У меня следующая ситуация - я воспитываю трех детей, одного кровного и двух под опекой. Мальчику 7,5 лет, со мной 4,5 года. Девочке 4,5 года, со мной 2 года 2 месяца.

Вот о девочке и вопрос. Где био-мама неизвестно, она гражданка Украины, биопапа москвич, находился в местах лишения свободы года 2,5 - 3, за что - не знаю. Освободился в декабре 2012. Девочка была изъята из семьи и передана в московский дом ребенка примерно в год. Оба биородителя лишены родительских прав, в суд они не явились, ребенка изъяли по причине угрозы жизни. Уже в доме ребенка было установлено, что у нее порок сердца (операцию делали уже под опекой) и ВИЧ. Теперь из тюрьмы вышел биопапа и в ООП по своему месту жительства написал заявление с просьбой сообщить ему адрес моей опеки и места проживания ребенка.

Я начала сбор документов на усыновление, но ШПР заканчиваю только 9 апреля. У меня следующие вопросы:

  1. Имеет ли право ООП давать биоотцу мой адрес или какие-либо контакты?
  2. Если биоотец обратится в суд с восстановлением в правах, пригласят ли меня на заседание?
  3. Есть ли шанс не возвращать девочку биоотцу (она не помнит его, меня называет мамой, вся семья ее считает своей...), если в суд он успеет раньше меня.

Заранее большое спасибо за уделенное время! Посоветуйте, пожалуйста, что мне лучше делать в этой ситуации. Плачу вторую неделю.

С уважением,
Юлия

Юлия, добрый день!

Прежде всего прошу вас не делать скорых выводов об истинной готовности биоотца к борьбе за ребенка. Написать в свободной форме заявление в ООП легко, гораздо труднее - подать иск о восстановлении в правах по всей форме и выиграть дело в суде:

  1. До вступления в силу решения суда о восстановлении в правах биоотец не имеет права общаться с ребенком, а ООП - предоставлять ему информацию о ее нахождении, в т.ч. в семье опекуна. Можно попросить ваши ООП позвонить и ясно обозначить вашу позицию (предлагаю такой способ, чтобы лишний раз не напоминать ООП биоотца, кто вы и где живете, - что неизбежно при письменном обращении).
  2. По собственной инициативе ни суд, ни ООП биоотца вас на слушания вряд ли пригласят, но вы можете ходатайствовать перед судом о включении вас в процесс в качестве третьей стороны со стороны ООП согласно ст. 43 ГПК РФ - т.е. не заявляющей самостоятельных требований на предмет спора. В этом случае вы сможете активно направлять ход процесса, привлекать внимание суда к важным моментам.
  3. Если суд по восстановлению в правах все-таки состоится, вам надо быть максимально активным его участником (см. п. 2), а именно: говорить о состоянии ребенка до прихода в вашу семью и после, показывать фото, приложить заключение о возможности быть усыновителем в подтверждение серьезности своих намерений, подчеркнуть, что биоотец "проглядел" существенные заболевания ребенка, требовать, чтобы суд назначил "испытательный срок", прежде чем выносить решение по существу и т.д.

И продолжайте собирать документы на усыновление, активно готовитесь к суду по усыновлению! Если на момент подачи вами заявления на усыновления биоотец не подаст заявления о восстановления в правах, у вас есть высокие шансы усыновить без проволочек.

Удачи! С уважением,
Ольга Митирева

Елена (12.02.2013 19:49)

Здравствуйте!

У нас такая проблема: моя сестра алкоголичка с большим стажем. Кодирована 8 раз. В разводе. Двое детей 16 и 5 лет от разных отцов (второй недавно вышел из заключения). Проживают у бабушки, хоть и есть своя квартира. Детьми не занимается, вся в долгах, денег нет, психически не уравновешенна, постоянно орет, оскорбляет всех. Уходит в загулы на несколько недель а приходит, как последний бомж. Но самое страшное, что она берет детей с собой. Маленького находили в лесу, приводили с пляжа, находили в каких-то притонах. Бабушке нашей памятник ставить надо... постоянно в поисках. В ООП обращались не единожды, что бы маму как-то на место ставили... В последний раз сказали: раз надоедаете, приедем заберем детей. Но это же такой удар для них будет. Может можно что-то сделать без изъятия детей? Помогите, пожалуйста советом! И в любом случае спасибо Вам за такой полезный сайт.

Елена, добрый день!

Конечно, можно обойтись без изъятия детей, но это потребует прежде всего от вас четкого плана действий и в каком-то смысле выполнения работы за ООП.

Без лишения биоматери родительских прав (ЛРП), мне кажется, в вашем случае не обойтись. Если бы опека бабушки была установлена с согласия матери, то бабушка потеряла бы право на выплаты на содержание детей, а дети - на льготы, причитающиеся детями, лишенным родительсткого попечения.

Согласно п. 1 ст. 70 СК РФ дела о ЛПР рассматриваются судами по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих (имеются в виду опекуны, назначенные официально, а не фактические), заявлению прокурора или ООП. Т.е. вам надо принести буквально проект иска и все необходимые письменные доказательства (о них мы говорили по телефону) ООП прямо в руки, чтобы ООП выступила формальным заявителем в суде. "Напомните" ООП, что при затягивании обращения в суд вы пойдете в прокурору с просьбой подать этот иск, а заодно вынести представлении против ООП.

К моменту обращения с иском об ЛРП у бабушки должно быть заключение о возможности быть усыновителем или бабушка должна отлично разбираться в . А от биоотцов детей необходимо получить нотариальное согласие на усыновление. Как аргумент: альтернативой этому согласию является только ЛРП, при котором с отцов будут взысканы алименты на содержание. При даче согласия на усыновление алименты не назначаются.

Буду ждать развития событий - с уважением,
Ольга Митирева

Алсу (12.02.2013 18:37)

Здраствуйте, моей приемной дочери через 2 месяца исполняется 18 лет и у нас прекращает действие договор о создании приемной семьи. Мы хотим подать заявление о продлении договора, т.к. ребенок проживает с нами, учиться на дневном отделении колледжа и будет учиться еще 2 года, после планируется поступление в ВУЗ, девочка в колледже на хорошем счету - староста группы, член движения волонтеров колледжа и т.п., работать при такой учебной загрузке возможности не имеет, стипендия согласно справке 4,100 рублей ежемесячно (хватает на проезд и покушать на учебе), т.е. ниже прожиточного минимума. Скажите, пожалуйста, есть у ОПП право отказать нам в продлении договора. Я была бы вам очень благодарна, если вы сошлетесь на конкретный закон допускающий продление договора о приемной семье (со слов социального педагога - ОПП в продлении договора по достижению 18 лет опекаемому - отказывает всем).

Алсу, добрый день!

Вынуждена вас огорчить: закон однозначно говорит о том, что с наступлением совершеннолетия (или раньше, если, допустим, имела место эмансипация ребенка) попечительство заканчивается автоматически. Соответственно, совершеннолетний гражданин не может быть передан под опеку или в приемную семью, даже если сам этого хочет. Вот конкретные нормативные акты по этому вопросу (все эти акты есть в разделе "Законодательство"):

  • п. 1 ст. 153.2 СК РФ: договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства.
  • п. 1(4) ст. 29 ФЗ РФ "Об опеке и попечительстве": опека или попечительство прекращается в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  • п. 3 ст. 40 ГК РФ: попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным 18 лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 21 и статья 27).

Однако, ваша подопечная имеет право на некоторые льготы и выплаты, полагающиеся учащимся из числа детей-сирот с 18 до 23 лет. Подробнее о них вы можете почитать в разделе "Законодательство" - как в части федеральных законов о льготах, пособиях и выплатах, так и в разделе законодательства субъектов РФ (в зависимости от того, в каком регионе проживаете).

С уважением,
Ольга Митирева

Ксения (11.02.2013 20:30)

Добрый вечер!

Подскажите как нам быть. Обратились в ООП для создания приемной семьи, документы собрали, дали заключение на возможность быть усыновителями (сказали: "Перечить ООП нельзя!"). Подобрали нам мальчика 6 лет, мы познакомились, нам он очень понравился, мы его навещаем, познакомили его со своим сыном. У психолога интересовались, после нашего посещения динамика положительная. Ждали заключение медкомиссии. Вдруг неожидано появились дальние родственники, о которых никто не знал. Теперь нам во всем отказывают, единственное, что разрешили - навещать мальчика, пока родственники собирают документы (хотя на контакт он с ними не идёт). И мы просто не знаем, что делать, просто руки опускаются.

Ксения, добрый день!

Во-первых, советую вам внутренне определиться, кто вы в этом процессе: малые неразумные дети, которым нельзя "перечить" "умным тетям" из ООП и детдома, или дееспособные совершеннолетние граждане, которые могут сами разобраться в законах и потребовать у чиновников эти законы соблюдать. Лично я уверена, что второе. Но вижу, что вам активно навязывают именно первое. И вам надо сопротивляться, прежде всего ради того мальчика, которому вы хотите подарить семью.

Во-вторых, вы готовы все-таки усыновить или по-прежнему хотите создать именно приемную семью? Если второе, то вам необходимо получить заключение о возможности быть приемным родителем, а не усыновителем. Для этого вам надо подать заявление в ООП по вашему месту жительства с просьбой выдать такое заключение на основании уже представленных документов и проведенного осмотра жилья. Подробнее . На основании заключения о возможности быть усыновителем вы можете только усыновить мальчика, а не принять в приемную семью. Подробнее о порядке создания приемной семьи читайте в разделе "Хочу принять ребенка", Шаг 4.

Наконец, нет необходимость ждать, когда родственники соберут документы на ребенка. Если вы свой выбор уже сделали, подавайте или заявление на усыновление в суд по месту нахождения детдома (как именно - в том же разделе "Хочу принять ребенка", Шаг 4), либо незамедлительно получайте заключение о возможности быть приемным родителем и подавайте в ООП по месту нахождения детдома заявление с просьбой назначить вас опекуном ребенка. И требуйте - как всегда - только письменного мотивированного ответа в установленные законом сроки.

Удачи - и побольше здоровой дерзости!
С уважением,
Ольга Митирева



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!