Школьные неудачи. Причины неудач в учебе

  1. Введение
  2. Глава I. Причины неудачи в учёбе
  3. Глава II. Дидактические средства борьбы в учёбе
    • Педагогическая диагностика
    • Педагогическая терапия
    • Опосредованная помощь (педагогическая профилактика)
  4. Заключение
  5. Список литературы

Текст работы

Введение.

Процесс формирования познавательных интересов – процесс сложный и длительный; он требует целостного подхода к личности, учёта учебных возможностей, причин отставания, отношения к учению, к учителю, наличия или отсутствия познавательных интересов в структуре личности. Формировать познавательный интерес слабоуспевающих это ещё труднее. Учитывая общее и своеобразное в личности подростков необходимо варьировать стимул познавательного интереса, актуализируя какую-либо группу или отдельные стимулы с учётом причин отставания школьников.

Целью данной работы является попытка рассмотреть подходы исследователей и, учитывая свой собственный опыт, по вопросу о путях формирования у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Особое внимание сконцентрировано на вопросе формирования познавательных интересов у слабоуспевающих.

Задачами являются:

  1. Выявление причин отставания в учёбе.
  2. Определение критериев неуспеваемости на уроках истории.
  3. Пути преодоления неуспеваемости.
  4. Стимуляция познавательных интересов у слабоуспевающих.

Вопросу о путях преодоления неуспеваемости посвящено очень много работ. Эту проблему исследовали как в отечественной литературе, так и за рубежом (Дж. Брунер, У. Глассер). Среди наших исследователей можно назвать: Захарова А.Б., Бондаренко С.М., Калмыкова З.И., Маркова А.К. и др. все они единодушно отмечают огромную роль учителя в формировании у детей познавательных интересов как средство преодоления неуспеваемости.

Глава I. Причины неудач в учёбе.

Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы, вызываемая причинами, в том числе и социальными.

Причины школьных неудач могут быть самыми различными и сложными. К их числу относятся такие факты, как отсутствие интереса к учёбе, плохое поведение в школе, лень и т.п., которые называются факторами, относительно зависимым от учащихся; плохая воспитательная атмосфера в семье, длительная болезнь, различные недостатки в учебно-воспитательной работе школы, т. е. факторы сравнительно не зависимые от учащихся.

Сложный характер причин неудач ученика в школьной учёбе единодушно отмечают все авторы, которые до настоящего времени занимались их анализом. Однако не все пришли к единому мнению в отношении того, какие среди различных условий, обычно тесно связанных между собой, играют доминирующую роль и, в конечном счёте, предопределяют школьные успехи учеников. Однако исследователи склонны видеть основную причину неудач в плохих общественно-экономических условиях жизни учащихся. Другие полагали, что корень зла нужно искать скорее в дефектах биопсихической «подготовленности» учащихся. Наконец, третьи видели основную причину в несовершенстве работы школы.

Ч. Куписевич, обобщив выводы исследователей, дал характеристику этим группам причин:

  1. Социально-экономические – материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное – недостатки семейной жизни.
  2. Причины биопсихического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рождённых здоровыми младенцев примерно одинаковые возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания.
  3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя – решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям – психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Дидактогении – грубый брак в работе учителя.

Исследования показывают и более конкретные причины неудач в учёбе:

  • жёсткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, неудовлетворяющее потребности детей;
  • единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;
  • неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;
  • пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрёжку.

Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведёт к неудачам в учёбе. Но дидактические причины школьных неудач выступают обычно наряду с другими причинами и взаимно обуславливают друг друга.

Кроме того, некоторые исследователи склонны по-разному оценивать влияние одного и того же набора причин в зависимости, например, от возраста учеников.

Т.к. представленная работа большого объема, то продолжение работы (Глава II, Заключение и Список литературы) представлено в


Цель нашего исследования – узнать, что такое школьные неудачи, с чем они связаны, и можно ли их избежать. Задачи исследования: Собрать теоретическую информацию по теме; Опросить учащихся 3-5, классов и преподавателей Мийнальской школы; Проанализировать полученные результаты и сделать выводы; Дать рекомендации, как избежать детских неудач. Методы исследования: Анализ теоретической информации; Опрос и анкетирование.


Предмет исследования: школьные неудачи и отношение к ним. Объект исследования: учащиеся 3-5, классов и преподаватели МОУ «Мийнальская СОШ». Гипотеза исследования: Для учащихся 3-5 и классов МОУ «Мийнальская СОШ» школьные неудачи и неуспеваемость – одно и то же; Более половины опрошенных школьников нашего ОУ постоянно сталкиваются с неудачами в школе.


Что такое школьные неудачи? Толковые словари дают следующее определение неудачи: «Неудача – это отсутствие удачи, неуспех, провал» (Ушаков). Для современного ребенка одной из важнейших неудач является неуспеваемость в школе. Над такими детьми насмехаются одноклассники, их не любят учителя и ругают родители.


Почему же дети так плохо учатся? Одни отстают, потому что боятся, другие – потому что испытывают скуку, а третьи просто сбиты с толку учебными нагрузками. Есть еще одна очень важная сторона обучения, где почти все дети терпят неудачу: мало кому удается развить в себе хотя бы крошечную частичку из гигантской способности к обучению, с которой они родились и которую использовали с большим размахом в первые два – три года своей жизни. Поскольку неуспеваемость – явление довольно распространенное в современной школе, мы считаем выбранную тему особенно актуальной.


Типы школьных неудач (по А.К. Дусавицкому) Знаниевый тип; Личностный тип; Поведенческий тип. Школьные неудачи – явление сложное, то есть в чистом виде школьные неудачи встречаются крайне редко. У большинства детей, сталкивающихся со школьными неудачами, довольно часто могут быть все 3 приведенных компонента.


Чтобы выяснить, что такое школьные неудачи и можно ли их избежать, мы провели опрос среди учащихся 3-5 и классов и преподавателей Мийнальской школы. опрос В ходе опроса мы получили следующие результаты результаты




На вопрос «Часто ли сталкиваешься с неудачами в школе?» 50% опрошенных в этих классах ответили, что часто, 25% не испытывают неудач в школе, и 25% опрошенных сталкиваются с неудачами в учебе время от времени. Положительным является тот факт, что 100% опрошенных считают, что неудач в учебе можно избежать.


Опрос старшеклассников (10-11 классы) в опросе участвовало 44% от общего количество опрошенных 50% старшеклассников считают, что школьные неудачи – это проблемы с друзьями и одноклассниками; 31,25% учеников класса вообще не связывают свои неудачи со школой; И только 18,75% старшеклассников нашей школы считают, что школьная неудача – это неуспеваемость. Как видно, эти результаты сильно отличаются от мнения учеников 3-5 классов. Скорее всего, это связано с тем, что для старшеклассников важнее не учеба, а отношения со сверстниками. 56,25% старшеклассников сталкиваются с неудачами в школе редко. И 43,75% учеников сталкиваются с неудачами в школе время от времени. Следует отметить, что никто из опрошенных старшеклассников не сказал, что вообще не сталкивается с неудачами в школе. В то время как такой ответ дали 25% учеников 3-5 классов.


Отношение к школьным неудачам Школьники 3-5 классов Школьники классов Родители (со слов учеников) Учителя 60% школьников сильно переживают неудачи и пытаются их исправить; 40% опрошенных учеников неудачи в учебе не заботят;68,75%СтаршеклассниковБолезненно переживают свои неудачи; 31,25% неудачи вообще не беспокоят. Этот показатель ниже, чем у учеников 3-5 классов, видимо СтаршеклассникиБолеесознательны. 90% родителей поддерживаю т своего ребенка, когда он сталкивается с неудачей; 10% родителей наказывают школьников за плохие оценки; 100% опрошенных преподавател ей переживают неудачи своих учеников и стараются им помочь, поддержать, предотвратит ь неудачи.


Опрос преподавателей Интересно, что лишь 25% преподавателей считают, что школьная неудача – это неуспеваемость. 50% опрошенных считают, что неудача школьника – неспособность адаптироваться; 25% опрошенных считают, что неудача школьника - конфликты с родителями и учителями, неспособность наладить контакт; 25% опрошенных считают, что неудача школьника - конфликты с родителями и учителями, неспособность наладить контакт;


Обнадеживает тот факт, что 100% опрошенных преподавателей переживают неудачи своих учеников и стараются им помочь, поддержать, предотвратить неудачи. Интересно, что в то время как подавляющее большинство (100 и 87,5%) опрошенных школьников винит в своих неудачах себя, то взрослые называют такие причины: Проблемы в семье (25%) Общество в целом (62,5%) И дети и взрослые (12,5%)


Выводы Большинство (75%) учеников 3-5 классов связывают свои школьные неудачи с низкими оценками, а большинство старшеклассников (87,5%) – с проблемами с друзьями и одноклассниками. Большинство (75%) учеников 3-5 классов связывают свои школьные неудачи с низкими оценками, а большинство старшеклассников (87,5%) – с проблемами с друзьями и одноклассниками. Подавляющее большинство винит в неудачах в школе себя. Практически все опрошенные считают, что неудач в школе можно избежать. 100% учителей и 90% родителей готовы поддержать школьников и помочь им избежать неудач. Неудач можно избежать, если: Быть внимательнее, упорнее, контролировать себя; Наладить хорошие отношения с одноклассниками и учителями; Не стесняться попросить помощи.


Список использованной литературы: Изосимова Н. Школа без неудачников. – Прогресс., - М., 1991г. Дусавицкий А.К. – Формула интереса. // Школьный психолог. // 1сентября., 28/5 2002г. Холт Дж. Причины детских неудач. – СПб., Кристалл 1996г

Можно и не заметить такую цель деструктивного поведения, как избегание неудачи, потому что ученики, строящие свое поведение по этому принципу, не задевают нас и не вносят хаос в деятельность класса. Они, напротив, стараются быть незаметными, не нарушать школьные правила и требования. Проблема в том, что они редко взаимодействуют с учителями и одноклассниками. Обычно они остаются в изоляции в классном коллективе, и во время урока, и на переменах, и в столовой. Часто ученики, боящиеся неудачи, просто не делают ничего из задаваемого учителем, спокойно надеясь, что он этого не заметит. В презентации я ппыталась дать некоторые характеристики поведения избегания неудач и советы учителям, как можно сотрудничать с такими учениками.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Избегание неуспеха. Поддержка как профессионально важный навык педагога

Цель семинара: 1. Показать участникам отличия поддерживающей стратегии отношения к ребенку от оценочной стратегии «красного карандаша». 2. Показать разнообразные виды поддержки, их сильные стороны и ограничения.

В отличие от всех остальных типов «плохого поведения» этот редко встречается в активной форме. Проблема для учителя заключается не в том, что ученик делает, а скорее в том, чего он не делает. Единственный вид активного поведения такого рода - это припадок в ситуации полного отчаяния. Внешне он напоминает обычный приступ гнева: ученики младших классов кричат, плачут и брыкаются, старшеклассники хлопают крышкой парты или бормочут ругательства. Однако цели двух типов припадков различны. У ребят бывают приступы гнева, которые призваны заставить учителя признать силу и власть ученика. А приступ в ситуации отчаяния - это взрыв, чтобы выпустить пар и спрятаться от очевидной или возможной неудачи. Ученики с такими приступами готовы делать что угодно: кричать, лить потоки слез - лишь бы этот эмоциональный взрыв отвлек их от очевидной для них неудачи. Активная форма поведения

Пассивная форма поведения Откладывание на потом. Некоторые ученики используют именно этот способ для избегания неудачи. «Я смог бы, если бы захотел приложить достаточно усилий» - вот их кредо. Большинство людей время от времени используют это оправдание. Ученики, о которых мы говорим, делают это постоянно. Так, получив 3 балла за сочинение, они говорят: «Если бы я не писал его поздно ночью, оценка была бы выше». Или: «Если бы я не одни сутки, а хотя бы дня три, как все, готовился к экзаменам, я бы получил пятерку, а не четверку». Что кроется за этими фразами? Наверное, что-то типа: «Я на самом деле хороший ученик и могу учиться на "отлично", если захочу работать усерднее». Но вот, несмотря на упорную работу изо дня в день, ученик получает «3» на экзамене, что тогда ему остается, как только решить: «Если это лучшее, чего я могу достичь, я, наверное, не такой способный, как думал о себе».

Когда учитель сталкивается с поведением, цель которого - избегание неудачи, он может точнее идентифицировать его, если научится осознавать свои эмоции; свои непосредственные побуждения, импульсы. Реакция учителя

Первый существенный признак - возникающие эмоции. Сталкиваясь лицом к лицу с поведением, направленным на из бегание неудачи, учитель явно осознает свою профессиональную несостоятельность. Она складывается из печали или даже тоски и своей беспомощности, потому что кажется - невозможно помочь такому ученику, и это грустно, и учитель чувствует поражение, ибо его попытки проваливаются. Поскольку поведение избегающего неудачи ученика не взбудораживает класс и неагрессивно по отношению к нам, мы не испытываем тех личных обид, которыми сопровождаются другие виды нарушений поведения.

Второй существенный признак - импульсивное действие, которое хочется сделать немедленно, столкнувшись с таким поведением. Первый импульс - это желание оправдать и объяснить его каким-то диагнозом, для чего хочется немедленно показать ребенка врачу или психологу. Другой импульс - оставить ученика в покое, уступить, раз уж наши попытки не дают эффекта.

Ученики на вмешательство учителя реагируют зависимым поведением. Поскольку они чувствуют, что не могут успевать, как все, они ожидают от нас, учителей, особой помощи, сами же не предпринимают абсолютно ничего. Такие ученики даже не пытаются выполнить наши требования. Вместе с тем они готовы на любые услуги нам, если это не касается учения по предмету. Реакции ученика на вмешательство учителя

Природа поведения, направленного на избегание неудачи Отношения по типу «красного карандаша». Неоправданно высокие ожидания. Перфекционизм (требование от себя совершенства) Упор на соревнование.

Для учеников-перфекционистов (их меньшинство из данного типа) сильной стороной избегающего неудач поведения является то, что для них быть успешными означает достигнуть только значительных, высоких результатов, пусть в чем-то одном, но быть непревзойденным. «Лучше никак, чем плохо», - считают они. Незначительная коррекция их поведения позволяет исправить заблуждение этих юных честолюбцев. У другой же, большей части учеников в поведении мы не можем отыскать никаких сильных сторон. Они просто очень не уверены в себе. Их самоуважение катастрофически низкое, и они нуждаются в поддержке от друзей и педагогов. Таким детям нужна немедленная специфическая помощь. Сильные стороны поведения

Принципы профилактики Всегда следует иметь в виду, что, общаясь с детьми, постоянно демонстрирующими поведение, направленное на избегание неудачи, следует: 1. Поддерживать любые попытки ученика сменить установку «Я не могу» на «Я могу». 2. Помогать таким детям преодолевать барьеры, изолирующие их от класса, втягивать их в продуктивные отношения с другими учениками.

Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи Активная форма Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным. Пассивная форма Откладывание на потом. Недоведение до конца. Временная нетрудоспособность. Официальные диагнозы. Реакция учителя Чувство профессиональной беспомощности. Действия: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста). Ответная реакция ученика Зависимое поведение. Ученик продолжает ничего не делать.

Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи Природа поведения 1. Отношение по типу «красного карандаша». 2. Необоснованные ожидания родителей и учителей. 3. Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм. 4. Упор на соревнование в классе. Сильные стороны Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников сильных сторон нет. Принципы профилактики 1. Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу». 2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.

Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на избегание неудачи Базовые потребности таких детей не удовлетворяются приемлемым способом они не ощущают свою принадлежность к происходящему в школе, то есть: не чувствуют, что они состоятельны в деятельности учения, не чувствуют себя нужными - не состоятельны в совместной деятельности, не уверены в себе, когда общаются со сверстниками.

Стратегии педагогического воздействия 1. изменение методов объяснения учебного материала, 2. коррекция требований - обучение в один момент времени только чему-то одному, 3. обучение такого рода детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают, 4. формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлением, 5. формирование у учеников веры в успех, 6. концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах, 7. помощь ученикам в «материализации» своих достижений.

Изменение методов объяснений учебного материала 1. Привлекательность. Детям нравятся яркие, цветные и интересные материалы. 2. Понятность. Детям хочется иметь дело с материалами, которые как бы сами подсказывают им, как ими пользоваться. 3. Самоконтроль. Дети осознают, что ошибки - простительное и нормальное явление при обучении новому, если материал позволяет только им одним знать, сколько ошибок они сделали. 4. Возможность повторного использования. Дети обучаются практическим навыкам, пока не достигнут мастерства. И затем тот же материал может быть использован опять, чтобы дети испытали радость от безошибочного и легкого выполнения.

Коррекция требований Обучение в один момент времени только чему-то одному. Учеников, боящихся неудачи, очень легко испугать, подавив, например, количеством нового материала или его сложностью. Учите их маленькими шажками, используя максимально развернутые алгоритмы, позволяющие совершать действия предельно простые, зато безошибочно. Ребенок должен получать обратную связь по поводу каждого своего шага. Любой, даже маленький, успех должен быть заметен, а каждая маленькая ошибка должна с легкостью исправляться, тогда безошибочным будет и конечный результат.

Обучение детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают Плакат с «заклинаниями-девизами» Можно повесить в вашем классе перед глазами учеников плакаты с такими «заклинаниями» (внутренними девизами): «Я смогу это!» «Пробуй - и результат обязательно будет!» «Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!» «Я могу стать таким, каким я хочу быть». Ищите два «плюса» на каждый «минус». Введите правило: когда услышите, что ученик негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает ученикам обращать внимание на те слова, которые они говорят себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный.

Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлением Страх совершить ошибку - вот что «заталкивает» учеников в рамки поведения, избегающего неудач. Они интерпретируют каждую ошибку, не важно, большую или маленькую, как доказательство того, что они вообще ничего не могут делать правильно. Мы должны научить их рассматривать ошибки как необходимую часть процесса обучения. Этого можно добиться такими приемами: Рассказывайте о возможных, типичных ошибках. Показывайте ценность ошибки как попытки выполнить задание. (Отрицательный результат - тоже результат.)

Концентрация внимания учеников на прошлых успехах Каждый ученик имеет в своем опыте переживание успеха, хотя оно может быть зарыто где-то очень глубоко. Найти такие примеры переживания успеха у учеников, страшащихся неудачи, очень важно. Это воспоминание может стать фундаментом для новых достижений. Используйте такие приемы, как: Анализ прошлого успеха. Повторение и закрепление прошлого успеха.

Формирование веры в успех Замечайте любые улучшения. Объявляйте о любом вкладе ученика в общую деятельность Раскрывайте ученикам их сильные стороны. Демонстрируйте веру в учеников. Признавайте трудность ваших заданий.

Спасибо за внимание. Желаю вам удачи! Выполнила: Социальный педагог МБОУ СОШ № 10 «Пересвет» Зибарева Людмила Николаевна

Предварительный просмотр:

Избегание неудачи как цель «плохого» поведения

Можно и не заметить такую цель деструктивного поведения, как избегание неудачи, потому что ученики, строящие свое поведение по этому принципу, не задевают нас и не вносят хаос в деятельность класса. Они, напротив, стараются быть незаметными, не нарушать школьные правила и требования. Проблема в том, что они редко взаимодействуют с учителями и одноклассниками. Обычно они остаются в изоляции в классном коллективе, и во время урока, и на переменах, и в столовой. Часто ученики, боящиеся неудачи, просто не делают ничего из задаваемого учителем, спокойно надеясь, что он этого не заметит.

Общая характеристика поведения

Опознать избегание неудачи, как скрытую цель нарушения поведения, непросто. Вот типичные примеры этих «тихих саботажников».

Миша сидит на задней парте в углу и не решает задачу после объяснения учителя, он просто закрыл учебник и смотрит в окно. Если его спросить: «Что не так? Почему ты не делаешь того, что делают все остальные?», Миша скорее всего, избегая смотреть в глаза, неопределенно пожмет плечами и еще ниже сползет с сиденья, как бы стараясь спрятаться под парту. Учитель математики Олег Петрович недоумевает: Миша никогда не отвечает на вопросы в ходе урока и на одобряющие замечания на перемене. И хотя данные психологического обследования говорят, что у Миши есть способности к математике, результаты его работы в классе не подтверждают этого. Олег Петрович иногда пытается помочь Мише, но в классе, кроме Миши, еще 30 учеников, шумных и беспокойных, и, кроме того, нужно вести урок, а Миша не срывает урока, его можно иногда и не заметить, и кажется, что именно об этом он и мечтает.

Ученики вроде Миши приносят меньше беспокойства, чем те, чья цель - привлечение внимания, власть или месть. Они не нарушают школьных правил и требований. Проблема лишь в том, что они редко вступают в контакт с учителями и одноклассниками. Они обычно остаются в изоляции в классе, равно как и на перемене, в столовой, в спортзале.

Не следует путать особый тип учеников, подобных Мише, с теми учениками, которые временно в качестве защиты выбирают избегание, чтобы разобраться в своей неудаче или перегруппировать силы. Избегание становится проблемой, когда ученик постоянно использует этот способ защиты в течение определенного периода времени, причем это явно не способствует его академической успеваемости и социальному развитию.

Активная форма поведения

В отличие от всех остальных типов «плохого поведения» этот редко встречается в активной форме. Проблема для учителя заключается не в том, что ученик делает, а скорее в том, чего он не делает.

Единственный вид активного поведения такого рода - это припадок в ситуации полного отчаяния. Внешне он напоминает обычный приступ гнева: ученики младших классов кричат, плачут и брыкаются, старшеклассники хлопают крышкой парты или бормочут ругательства. Однако цели двух типов припадков различны. У ребят бывают приступы гнева, которые призваны заставить учителя признать силу и власть ученика. А приступ в ситуации отчаяния - это взрыв, чтобы выпустить пар и спрятаться от очевидной или возможной неудачи. Ученики с такими приступами готовы делать что угодно: кричать, лить потоки слез - лишь бы этот эмоциональный взрыв отвлек их от очевидной для них неудачи.

Пассивная форма поведения

Откладывание на потом. Некоторые ученики используют именно этот способ для избегания неудачи. «Я смог бы, если бы захотел приложить достаточно усилий» - вот их кредо. Большинство людей время от времени используют это оправдание. Ученики, о которых мы говорим, делают это постоянно. Так, получив 3 балла за сочинение, они говорят: «Если бы я не писал его поздно ночью, оценка была бы выше». Или: «Если бы я не одни сутки, а хотя бы дня три, как все, готовился к экзаменам, я бы получил пятерку, а не четверку».

Что кроется за этими фразами? Наверное, что-то типа: «Я на самом деле хороший ученик и могу учиться на "отлично", если захочу работать усерднее». Но вот, несмотря на упорную работу изо дня в день, ученик получает «3» на экзамене, что тогда ему остается, как только решить: «Если это лучшее, чего я могу достичь, я, наверное, не такой способный, как думал о себе».

Когда же подобный опыт у него повторится несколько раз, он может уже побояться рисковать и усердствовать вновь. Лучше уж чувствовать себя и слыть способным, но нерадивым (или не умеющим распределить время), чем усердным, но тупым.

Недоведение до конца. Неспособность закончить начатые проекты и намерения - это другой вариант пассивного поведения, направленного на избегание неудачи. Начинание, которое никогда не будет закончено, не может быть оценено, в том числе не может получить низкую оценку. Не так ли?

Одна моя знакомая рассказывала: «Я всегда смеюсь, вспоминая, как я в молодости решала проблему своего гардероба. Мой платяной шкаф был наполнен наполовину сшитыми платьями и блузками. Я не была слишком способной портнихой, но верила, что женщина со вкусом не должна тратить деньги на одежду из магазинов. Я говорила себе: "На самом деле у меня все в порядке с этим. И когда я закончу эти вещи, все наладится". Если бы я закончила свое шитье, мне пришлось бы слишком явно увидеть свою полную несостоятельность. Но… неоконченные работы позволяли мне сохранять внутреннее убеждение в своей компетентности».

Временная потеря способности выполнить необходимое действие. Некоторые ученики избегают неудачи, всячески развивая в себе и лелея временную нетрудоспособность. Предположим, какой-то ученик, хорошо успевающий по академическим предметам, совершенно не способен к физическим упражнениям. Как только приходит время идти на физкультуру, у него появляются приступы головной или зубной боли, коликов в желудке - всего, что может быть причиной не идти на занятие. И все моментально проходит, когда физкультура заканчивается.

Оправдание официальными медицинскими диагнозами. Любые официальные медицинские диагнозы (хронические болезни, дефекты органов чувств и т.д.) - отличная защита от ощущения себя несостоятельным, особенно если лечение сопровождается лекарственной терапией. Все это прекрасное оправдание для избегания попыток делать что-то.

Лучшие специалисты-диагносты не могут отличить реальный дефект от кажущегося. Это не симуляция, а бессознательная защита, в которую верят сами пациенты. Даже объективная проверка часто не позволяет учителю точно утверждать: ученик не может или ученик не хочет. Более того, такие ученики сами действительно не знают этого. Часто бывает так, что имея небольшой дефект, ученик использует его, раздувая до огромных размеров. Стараясь выглядеть более несостоятельным, чем он есть на самом деле, он может убедить в этом учителя и избежать неудачи.

Некоторые ученики все-таки нуждаются в специальной помощи в обучении. Диагнозы усиливают их уверенность в своей несостоятельности. Поэтому какие бы методики и специально адаптированные для них способы обучения ни подбирались, они должны слышать от вас: «Ты можешь!», «У тебя получается!» Когда они ощущают постоянную поддержку, их самоуважение растет и исчезает потребность в защитном поведении, направленном на избегание неудачи. Вместе с этим часто резко уменьшается несостоятельность вследствие органических нарушений.

Реакция учителя, сталкивающегося с подобным поведением

Когда учитель сталкивается с поведением, цель которого - избегание неудачи, он может точнее идентифицировать его, если научится осознавать

  • свои эмоции;
  • свои непосредственные побуждения, импульсы.

Первый существенный признак - возникающие эмоции. Сталкиваясь лицом к лицу с поведением, направленным на из бегание неудачи, учитель явно осознает свою профессиональную несостоятельность. Она складывается из печали или даже тоски и своей беспомощности, потому что кажется - невозможно помочь такому ученику, и это грустно, и учитель чувствует поражение, ибо его попытки проваливаются.

Поскольку поведение избегающего неудачи ученика не взбудораживает класс и неагрессивно по отношению к нам, мы не испытываем тех личных обид, которыми сопровождаются другие виды нарушений поведения.

Второй существенный признак - импульсивное действие, которое хочется сделать немедленно, столкнувшись с таким поведением. Первый импульс - это желание оправдать и объяснить его каким-то диагнозом, для чего хочется немедленно показать ребенка врачу или психологу. Другой импульс - оставить ученика в покое, уступить, раз уж наши попытки не дают эффекта.

Реакции ученика на вмешательство учителя

Ученики на вмешательство учителя реагируют зависимым поведением. Поскольку они чувствуют, что не могут успевать, как все, они ожидают от нас, учителей, особой помощи, сами же не предпринимают абсолютно ничего. Такие ученики даже не пытаются выполнить наши требования. Вместе с тем они готовы на любые услуги нам, если это не касается учения по предмету.

Природа поведения, направленного на избегание неудачи

Отношения по типу «красного карандаша» . Стиль «красного карандаша» означает, что взрослый в основном занимается тем, что указывает на ошибки и несостоятельность ребенка, не обращая внимания на его удачи и достижения. Такой стиль бесполезен, потому что ученики сами прекрасно знают, что делают ошибки, и знают даже, сколько ошибок они сделали в том или ином случае. Неудивительно, что некоторые ученики решают просто не выполнять работу. Существует заблуждение, что если указать ученику на его ошибки, у него возникнет мотивация не повторить их. На самом деле (и это доказано современной психологией) происходит обратное. Чтобы у учеников появился мотив изменить свое ошибочное поведение, их внимание должно быть направлено на то, что им удается в этой области.

Неоправданно высокие ожидания. Когда родители или учителя необоснованно требовательны к ребенку, ожидают успехов и достижений, можно вскоре ждать поведения, направленного на избегание неудачи. Ученики, осознавшие, что они не могут достичь цели, просто перестают пытаться. Им удобнее слыть ленивыми, «пофигистами» - ведь они не делают попыток, - чем оказаться в разряде «тупых» или «неудачников»,.пытаясь работать и не достигая желаемого. Они видят сверстников, братьев и сестер, которые легко достигают успеха, и, сравнивая себя с ними, они прекращают прикладывать усилия. Мы говорим им, что попытки в будущем могут стать более успешными, но они верят лишь тому, что просто пытаться - недостаточно, нужен результат, непременно результат, как им внушали взрослые. Прекращение попыток для их Я менее болезненно, чем разочарование в результате, с трудом достигнутом.

Перфекционизм (требование от себя совершенства). Такие ученики не могут согласиться с тем, что ошибка - это нормальная часть процесса обучения. Для них это трагедия, избегать которую следует любой ценой. Как жаль, что так много ярких, способных учеников не пытаются, не пробуют себя в чем-то новом, так как верят, что для них подходит лишь отличный результат. Там, где такой высокий результат сразу не гарантирован, им делать нечего.

Упор на соревнование. Упор на соревнование - вот еще одна причина избегающего неудачи поведения. Если вы ставите каждого ученика перед выбором: быть ли ему победителем или проигравшим, то очевидно, что некоторые из них выберут - не играть вообще. Некоторые учителя в ходе обучения своему предмету очень любят устраивать соревнования. Они уверены, что мотивация достижения заставит ребенка усерднее трудиться и поможет ему не проигрывать в жизненных ситуациях в будущем. Такие учителя, однако, не могут понять важное отличие классного соревнования от того, в которое человек вступает, войдя во взрослую жизнь. Когда человек соревнуется на рабочем месте, «делает карьеру», он соревнуется с другими людьми в той области, которую он сам выбрал, которая для него значима и в которой он чувствует себя компетентным. Если я готовлю к изданию учебник, то очевидно, что я рассчитываю с помощью своего таланта на рынке подобных материалов получить высокую оценку и в чем-то быть лучше других авторов. Но я вряд ли стану принимать участие в конкурсе портных.

Ученики, к несчастью, не могут выбирать. Целыми днями на протяжении десяти лет учебы они подвергаются сравнению с другими учениками по способностям в математике, языке, рисовании, в естественных науках. И никто не дает им права сказать: «Я хорошо знаю свои возможности в английском языке и свое отношение к нему, поэтому не хочу даже начинать соревнование по этому предмету». Нет, их заставляют для их же пользы. В итоге - поведение отступающее, «саботирующее» - они «уходят в себя» и прекращают всякие попытки хотя бы чуть-чуть улучшить свой собственный результат.

Сильные стороны поведения

Для учеников-перфекционистов (их меньшинство из данного типа) сильной стороной избегающего неудач поведения является то, что для них быть успешными означает достигнуть только значительных, высоких результатов, пусть в чем-то одном, но быть непревзойденным. «Лучше никак, чем плохо», - считают они. Незначительная коррекция их поведения позволяет исправить заблуждение этих юных честолюбцев.

У другой же, большей части учеников в поведении мы не можем отыскать никаких сильных сторон. Они просто очень не уверены в себе. Их самоуважение катастрофически низкое, и они нуждаются в поддержке от друзей и педагогов. Таким детям нужна немедленная специфическая помощь.

Принципы профилактики

Всегда следует иметь в виду, что, общаясь с детьми, постоянно демонстрирующими поведение, направленное на избегание неудачи, следует:

  • 1. Поддерживать любые попытки ученика сменить установку «Я не могу» на «Я могу».
  • 2. Помогать таким детям преодолевать барьеры, изолирующие их от класса, втягивать их в продуктивные отношения с другими учениками.

Таблица Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи

Активная форма

Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.

Пассивная форма

Откладывание на потом. Недоведение до конца. Временная нетрудоспособность. Официальные диагнозы.

Реакция учителя

Чувство профессиональной беспомощности. Действия: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста).

Ответная реакция ученика

Зависимое поведение. Ученик продолжает ничего не делать.

Природа поведения

1. Отношение по типу «красного карандаша».

2. Необоснованные ожидания родителей и учителей.

3. Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм.

4. Упор на соревнование в классе.

Сильные стороны поведения

Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников сильных сторон нет.

Принципы профилактики

1. Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу».

2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.

Уважаемые коллеги, я для вас подготовила несколько табличек, надеюсь, что они вам помогут.

А теперь вернёмся к принципам профилактики;

Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на избегание неудачи

Итак: неуспешные ученики не ощущают свою принадлежность к происходящему в школе, то есть:

  1. не чувствуют, что они состоятельны в деятельности учения,
  2. не чувствуют себя нужными - не состоятельны в совместной деятельности,
  3. не уверены в себе, когда общаются со сверстниками.

Наш первый шаг - помочь им осознать себя состоятельными в деятельности учения - ведущей деятельности школьников.

Стратегии педагогического воздействия, которые помогают ученикам чувствовать себя состоятельными в учении, могут быть сгруппированы следующим образом:

  • 1. изменение методов объяснения учебного материала,
  • 2. коррекция требований - обучение в один момент времени только чему-то одному,
  • 3. обучение такого рода детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают,
  • 4. формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлением,
  • 5. формирование у учеников веры в успех,
  • 6. концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах,
  • 7. помощь ученикам в «материализации» своих достижений.

Первые три техники уместны и эффективны именно в работе с детьми, избегающими неудачи, последние - универсальны, их можно использовать в работе со всеми, поскольку абсолютно все дети нуждаются в поддержке как мотивирующей к учебе силе.

Стратегия 1. Изменение методов объяснений учебного материала

Использование осязаемого материала. Еще в 1930-е годы Мария Монтессори обратила внимание на тот факт, что неуспевающие дети отличаются от своих успешных сверстников именно тем, что не усваивают абстрактный материал. Однако их можно научить, если тот материал, на котором учат, удовлетворяет следующим требованиям:

  • 1. Привлекательность. Детям нравятся яркие, цветные и интересные материалы.
  • 2. Понятность. Детям хочется иметь дело с материалами, которые как бы сами подсказывают им, как ими пользоваться.
  • 3. Самоконтроль. Дети осознают, что ошибки - простительное и нормальное явление при обучении новому, если материал позволяет только им одним знать, сколько ошибок они сделали.
  • 4. Возможность повторного использования. Дети обучаются практическим навыкам, пока не достигнут мастерства. И затем тот же материал может быть использован опять, чтобы дети испытали радость от безошибочного и легкого выполнения.

Принципы отбора учебного материала М. Монтессори актуальны и сегодня. Особенно если они воплощены в компьютерных программах. Конечно, компьютерные программы не позволяют пощупать материал, но они привлекательны, понятны, позволяют осуществить самоконтроль и повторно использовать навык. Поэтому ученики, которые не хотят даже взять в руки ручку в классе, могут часами сидеть за компьютером и учиться базовым навыкам.

Компьютер, конечно, не может заменить вас, учителя. Но если не усвоены базовые знания и навыки, лучше пусть ученик доверит процесс «выравнивания», «подтягивания» не вам, а компьютеру.

Введение дополнительных методов обучения. Для этого:

  • готовьте специальные программы для обучения отстающих, иные, чем для всего класса,
  • установите причины отставания с помощью специальной диагностики: уровень интеллектуального развития ребенка может быть нормальным или даже высоким, а может быть и нет,
  • разрешайте и поддерживайте работу в парах: успевающий ученик и двоечник; ученическое репетиторство - очень хороший способ воспитания обоих учеников - и «сильного», и «слабого»,
  • побеседуйте с родителями неуспевающего ученика - может быть, им имеет смысл обратиться за помощью к репетиторам или определить ребенка в класс коррекции.

Стратегия 2. Коррекция требований - обучение в один момент времени только чему-то одному

Учеников, боящихся неудачи, очень легко испугать, подавив, например, количеством нового материала или его сложностью. Учите их маленькими шажками, используя максимально развернутые алгоритмы, позволяющие совершать действия предельно простые, зато безошибочно. Ребенок должен получать обратную связь по поводу каждого своего шага. Любой, даже маленький, успех должен быть заметен, а каждая маленькая ошибка должна с легкостью исправляться, тогда безошибочным будет и конечный результат.

В отечественной педагогической психологии есть направление исследований, отвечающих указанным требованиям. Это теория поэтапного формирования умственных действий, созданная П.Я. Гальпериным, Н.Ф. Талызиной и их учениками. Конкретные формирующие методики для детей разного возраста, пожалуй, только сегодня могут быть оценены по достоинству. Среди наиболее известных - методики обучения внимательному письму, классификации и другим элементарным логическим приемам, понятиям меры и числа, запоминанию стихотворений, опознанию зрительных объектов по существенным признакам и др.

Стратегия 3. Обучение детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают

Плакат с «заклинаниями-девизами». Очевидно, что дети, постоянно демонстрирующие поведение, направленное на избегание неудачи, внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно». Помогите ученикам изменить внутреннюю речь. «Ты сможешь, если будешь думать, что сможешь! - говорит мудрый учитель своему ученику. - Повторяй это каждый день, особенно в отношении того, что у тебя плохо получается».

Можно повесить в вашем классе перед глазами учеников плакаты с такими «заклинаниями» (внутренними девизами):

«Я смогу это!»

«Пробуй - и результат обязательно будет!»

«Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!»

«Я могу стать таким, каким я хочу быть».

Ищите два «плюса» на каждый «минус». Введите правило: когда услышите, что ученик негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает ученикам обращать внимание на те слова, которые они говорят себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный. Поначалу ученики чувствуют некоторую неловкость, когда слышат о себе хорошее, но… «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики учителя должны быть предельно конкретными.

Декларация «Я могу». В голове избегающего неуспеха ребенка как будто звучит заезженная пластинка. Как только он получает задачу для решения, она автоматически включается: «Ты не сможешь, ничего не получится», - твердит она. Чтобы «сменить пластинку» попросите ученика тихонько повторить следующие две фразы: «Я могу решить эту задачку с дробями», «Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы».

Просите его повторять это перед сложным заданием или когда вы видите признаки подступающей неуверенности. Положите карточку с текстом заклинания ему на парту вместе с карточкой-заданием.

Стратегия 4. Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлением

Стратегия 6. Концентрация внимания учеников на прошлых успехах

Страх совершить ошибку - вот что «заталкивает» учеников в рамки поведения, избегающего неудач. Они интерпретируют каждую ошибку, не важно, большую или маленькую, как доказательство того, что они вообще ничего не могут делать правильно. Мы должны научить их рассматривать ошибки как необходимую часть процесса обучения. Этого можно добиться такими приемами:

  • Рассказывайте о возможных, типичных ошибках.
  • Показывайте ценность ошибки как попытки выполнить задание. (Отрицательный результат - тоже результат.)
  • Минимизируйте последствия от сделанных ошибок.

Каждый ученик имеет в своем опыте переживание успеха, хотя оно может быть зарыто где-то очень глубоко. Найти такие примеры переживания успеха у учеников, страшащихся неудачи, очень важно. Это воспоминание может стать фундаментом для новых достижений. Используйте такие приемы, как:

  • Анализ прошлого успеха.
  • Повторение и закрепление прошлого успеха.

Стратегия 5. Формирование веры в успех

Помогайте ученикам поверить в успех. Они должны поверить, что способны не только решить задачу по предмету, но также изменить себя, поднять свой интеллектуальный уровень. Для этого используйте такие приемы:

  • Замечайте любые улучшения.
  • Объявляйте о любом вкладе ученика в общую деятельность
  • Раскрывайте ученикам их сильные стороны.
  • Демонстрируйте веру в учеников.
  • Признавайте трудность ваших заданий.

«Если чего-то нельзя увидеть или потрогать, то этого не существует», - думают многие дети. 1С сожалению, к таким неосязаемым вещам относятся их собственное развитие и рост в процессе обучения. Для учеников, которые нуждаются в «осязаемой» обратной связи, используйте следующие идеи:

  • Наклейки или записочки типа «Я могу!».
  • Альбомы достижений.
  • Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем.

Если бы ученики слышали и видели признание своих достижений в той же мере, в какой они получают указания на ошибки, они бы не прибегали постоянно к поведению, построенному на страхе неудачи. Успех в любой сфере - не важно, что эта сфера выглядит для нас незначимой - должен быть замечен. Получая признание своего достижения от других, особенно от учителей и классного руководителя, ученики «со страхами» начинают чувствовать, что могут успешно взаимодействовать с педагогом и вносить свой вклад в классный коллектив. Приемы, помогающие признавать достижения учеников:

  • Аплодисменты.
  • Вручение наград и «медалей».
  • Выставки достижений.
  • Самоодобрение.

Таблица Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учениками, избегающими неудачи

Стратегии

Техники

Изменение методов объяснения

Использование осязаемого материала. Введение дополнительных методов обучения

Коррекция требований

Обучение в один момент времени чему-то одному.

Обучение умению позитивно рассказывать о себе и о своей деятельности

Плакаты с «заклинаниями-девизами». Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус» ученика. Декларация «Я могу».

Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлениям

Рассказы о типичных ошибках. Демонстрация уважительного отношения к ошибкам. Минимизирование последствий от сделанных ошибок.

Формирование веры в успех

Подчеркивание любых улучшений. Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность. Умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом. Демонстрация веры в своих учеников. Признание трудности ваших заданий.

  • разговариваем с сарказмом,
  • настаиваем на своей правоте,
  • читаем морали,
  • ставим учеников в угол,
  • изображаем негодование,
  • передразниваем учеников,
  • командуем, требуем, давим,
  • Наши ошибки на выходку в напряженной ситуации:

    • повышаем голос,
    • произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я»,
    • оставляем последнее слово за собой,
    • используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»,
    • разговариваем с сарказмом,
    • даем оценку характеру ученика,
    • действуем с превосходством, используем физическую силу,
    • втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,
    • настаиваем на своей правоте,
    • читаем морали,
    • ставим учеников в угол,
    • оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»,
    • формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
    • изображаем негодование,
    • придираемся, изводим кого-то придирками,
    • передразниваем учеников,
    • сравниваем одного ученика с другим,
    • командуем, требуем, давим,
    • поощряем ученика, фактически награждая его за «плохое» поведение.

    Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы . Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности , под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Педагогически запущенные часто бросают школу, пополняют группы риска.

    Неуспеваемость – это комплексная проблема , имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социально-педагогический аспекты.

    Исследования установили три группы причин школьных неудач.

    1. Социально-экономические – материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.

    2. Причины биопсихического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера. Задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков.

    3. Педагогические причины . Обучение, работа учителя – решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям – психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства.

    Более конкретные причины неудач в учебе: жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребности детей; единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении; неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами; пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку.

    Средства для устранения дидактических причин неуспеваемости

    Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю. Бабанским для этого была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.

    Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

    Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе группы выравнивания, преимущества которых в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

    Воспитательное воздействие – с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

    МОУ «Мийнальская Средняя Общеобразовательная Школа»

    Исследовательская работа на тему:

    Выполнил: Мельцов Максим,

    ученик пятого класса

    п. Мийнала, 2008г.

    Введение.

    Глава 1. Что такое школьные неудачи и с чем они связаны.

    §1. Понятие школьной неудачи и ее причины.

    §2. Типы школьных неудач.

    §3. Когда возникают школьные неудачи?

    Глава 2. Школьные неудачи в МОУ «Мийнальская СОШ».

    §2. Результаты опроса школьников.

    §3. Результаты опроса преподавателей.

    Заключение.

    Список использованной литературы.

    Введение

    Современные дети проводят в школе большую часть своего времени, в школе испытывают первые радости успеха и первые разочарования от неудач. Школьные трудности так многообразны, так переплетены с другими условиями жизни, что порой и специалисту трудно определить - что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания родителям,- но больше всех страдает ребенок.

    Иногда начинается все, казалось бы, с незначительных вещей, на которые ни учитель, ни родители внимания не обращают. Это может быть и медленный темп работы, и трудности запоминания, и неумение сосредоточиться. Что-то списывают на возраст; что-то - на воспитание; что-то - на нежелание. Так упускается очень важный момент - начало трудностей. Пока их относительно просто обнаружить, они достаточно легко и без последствий поддаются коррекции, одна трудность еще не тянет за собой другую, третью... Именно в этот момент родители и учителя должны быть не только особенно внимательны, но и готовы протянуть ребенку руку помощи, поддержать его.

    К сожалению, большинство детей в школе плохо учится. Для многих из них неуспеваемость предопределена и абсолютна. По статистике, около 40% учащихся средних школ из-за неуспеваемости выбывают до окончания обучения. Детей, которых педагоги согласились «продвигать» из класса в класс больше, чем сообщают официальные данные. Многие специалисты полагают, что школьные неудачи и неуспеваемость – синонимы. Правоту этого мнения мы намерены выяснить в данной работе.

    Существует мнение, что в сельских школах неуспеваемость школьников, а, следовательно, неудачи, выше, а качество знаний в целом ниже. В данной работе мы намерены выяснить, что подразумевают средние и старшие школьники, а также преподаватели нашей школы под школьными неудачами. А также выяснить, часто ли школьники Мийнальской школы сталкиваются с неудачами в школе, как к ним относятся и с чем их связывают. На основании полученных данных мы намерены дать практические рекомендации как избежать школьных неудач. Учитывая все вышесказанное, работа кажется нам актуальной.

    Программа исследования

    Цель исследования – выяснить, что такое школьные неудачи, с чем они связаны, и можно ли их избежать.

    Задачи исследования:

    · Собрать теоретическую информацию по теме;

    · Опросить учащихся 3-5, 10-11 классов и преподавателей Мийнальской школы;

    · Проанализировать полученные результаты и сделать выводы;

    Предмет исследования: школьные неудачи и отношение к ним.

    Объект исследования: учащиеся 3-5, 10-11 классов и преподаватели МОУ «Мийнальская СОШ».

    Методы исследования:

    · Анализ и синтез информации;

    · Беседа.

    Гипотеза исследования:

    Часть 1. Что такое школьные неудачи и с чем они связаны

    §1. Понятие школьной неудачи и ее причины.

    Толковый словарь Ушакова дает следующее определение неудачи: «Неудача – отсутствие удачи, неуспех». Что такое неуспех для школьника? Как показывают социологические исследования , большинство детей и подростков связывают свои удачи или неудачи с успехами в обучении, поскольку школа – это то место, где ребенок проводит большую часть своего времени, а учеба является основной его деятельностью. И именно успех или неуспех в этой деятельности определяет его социальный статус.

    Итак, исследователи считают, что для современного ребенка одной из важнейших неудач является неуспеваемость в школе. Над такими детьми насмехаются одноклассники, их не любят учителя и ругают родители.

    Почему же дети так плохо учатся?

    · Одни отстают, потому что боятся. Боятся сделать ошибку, или боятся выступать с ответами пред классом, не говоря уже о больших аудиториях. Больше всего дети боятся подвести, разочаровать или рассердить окружающих их взрослых, чьи безграничные надежды висят над ними подобно туче; а также боятся показаться глупыми.

    · Другие – потому что испытывают скуку. Детям скучно, потому что школьные предметы преподаются им серо и обыденно. Преподаватели не имеют возможности выйти за рамки ограниченных требований на широкий спектр ума и способностей школьников, найти к каждому индивидуальный подход;

    · Третьи просто сбиты с толку учебными нагрузками. Дети сбиты с толку, потому что в обрушивающихся на них в школе словах мало смысла и практического толка. Высказывания нередко противоречат друг другу, и знания, полученные в школе, вряд ли могут что-то добавить к пониманию окружающей их жизни.

    · Есть еще одна очень важная сторона обучения, где почти все дети терпят неудачу: мало кому удается развить в себе хотя бы крошечную частичку из гигантской способности к обучению, с которой они родились и которую использовали с большим размахом в первые два – три года своей жизни. Проще говоря, современные школьники не умеют учиться, не могут правильно организовать свое время;

    Какие бы результаты ни показывали школьные оценки, совершенно очевидно, что ученики усваивают очень мало из того, чему их учат. Они усваивают, запоминают и используют только то, с чем сталкиваются в повседневной жизни.

    Если ребенок терпит неудачи в возрасте от 7 до 12 лет, к пятнадцатилетнему возрасту уверенность пропадает, ребенок свыкается с неудачами. Приходит уверенность в том, что он не в состоянии решать проблемы. Шансы на достижение успеха с каждым годом становятся меньше.

    Школьные трудности имеют свойство накапливаться. Ребенок, привыкший быть неуспевающим, автоматически переносит свой неуспех с действительно трудного предмета на все остальные.

    Процесс увеличения неудач можно скорректировать, используя прогрессивные методы обучения. Детям можно помочь на любом этапе обучения, главное – не упустить время.

    §2. Типы школьных неудач.

    Обычно рассматривают 3 основных типа школьных неудач:
    1) Знаниевый. Это неуспешность в обучении по школьным программам, то есть хроническая неуспеваемость. При этом типе неудач у школьника отсутствуют прочные знания и учебные навыки.

    2) Личностный. Этот тип неудач связан с негативным отношением ребенка к школе в целом, или к отдельным предметам. Большую роль здесь также играют отношения с учителем. Как правило, если ребенку не нравится учитель (или учителю – ребенок), то по этому предмету школьник успевает хуже, чем по остальным, или не успевает вообще.

    3) Поведенческий. Этот тип неудачи тесно связан с постоянными нарушениями дисциплины в школе. Вспомним, почти все школьные хулиганы плохо учатся.

    Как уже говорилось, школьные неудачи – явление сложное, то есть в чистом виде школьные неудачи встречаются крайне редко. У большинства детей, сталкивающихся со школьными неудачами, довольно часто могут быть все 3 приведенных компонента. Преобладание того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и развития ученика, а с другой – от причин, которые вызвали неудачу.

    §3. Когда возникают школьные неудачи?

    В школе неудачи возникают как в связи с задачами, встающими в процессе обучения, так и в связи с отношениями ученика с учителями и ровесниками.

    1. Трудные задания и требования, предъявляемые к ученикам . В процессе школьного обучения дети и подростки должны постоянно выполнять новые задания, что связано с рядом трудностей. В норме, при получении трудного задания, ученик несколько раз прочитывает его, долго анализирует, становится более внимательным и осторожным. В этом случае решение трудной задачи возможно.

    Но когда задачи слишком трудны для данного ученика, и его усилия не приводят к цели, ребенок испытывает отчаяние, следствием которого будет либо агрессия (по отношению к задаче, учителю, себе самому), либо отказ от деятельности и чувство вины.

    Несмотря на одинаковые требования, задачи, предлагаемые ученикам, не являются для них одинаково трудными – вряд ли можно найти хотя бы двух детей, у которых абсолютно одинаковые трудности. Это зависит от их способностей, уровня развития и т. д.

    Следовательно, при постановке ребенку задач и требований следует обращать внимание на то, чтобы они соответствовали его возможностям. Слишком легкие задания не вызывают интереса, а слишком трудные - ставят в тупик. Часто повторяющийся неуспех вызывает отрицательное отношение к учебным предметам. Как показывают исследования, это часто приводит к понижению уровня умственной деятельности и даже к замедлению развития в данной области. В случае если ученик подвергается еще и многостороннему социальному давлению (со стороны учителя, родителей, товарищей и т. д.), невозможность преодолеть это отставание может стать причиной психического срыва.

    2. Наказания, выговоры и конфликты с учителями . В школе используются различные оценки - позитивные (награды, похвалы и т. п.), когда необходимо закрепить необходимое поведение или отношение, и негативные (наказания, упреки, замечания), если нужно устранить нежелательные формы поведения. Эмоциональные реакции учеников на наказания и выговоры существенно различаются. В основе этих различий лежат многие причины, и одной из них может быть индивидуальный уровень чувствительности.

    Ситуация наказания - это, как правило, трудная ситуация, на которую ребенок отвечает негативными эмоциями (страхом, стыдом, обидой, гневом). Слишком частое и строгое наказание неизбежно приводит к тому, что школьник перестает верить в свои силы и неудачи появляются снова и снова.

    Большинство исследователей придерживаются мнения, что в школьных неудачах виновато само общество и существующая система образования, которая неспособна предоставить каждому ребенку возможность развиваться своим собственным путем. Большинство преподавателей не имеют возможности (а зачастую и желания) найти индивидуальный подход к каждому.

    В ходе нашего исследования мы намерены выяснить, что понимают под школьными неудачами школьники и преподаватели нашей школы, узнать, с чем они связывают эти неудачи, и считают ли, что их можно избежать, или снизить.

    Глава 2. Школьные неудачи в МОУ «Мийнальская СОШ»

    Как уже говорилось в предыдущей главе, проблема школьных неудач является очень актуальной. Большинство исследователей сходится во мнении, что школьные неудачи и школьная неуспеваемость – одно и то же.

    Мы предположили следующее:

    1. Для учащихся 3-5 и 10-11 классов МОУ «Мийнальская СОШ» школьные неудачи и неуспеваемость – одно и то же;

    2. Более половины опрошенных школьников нашего ОУ постоянно сталкиваются с неудачами в школе.

    Для того чтобы подтвердить или опровергнуть эти гипотезы, нам нужно выяснить: что понимают под школьными неудачами учащиеся и преподаватели нашей школы, и как они к ним относятся. С целью выяснить это, нами был проведен опрос учащихся 3-5 и 10-11 классов и преподавателей школы.

    Всего в опросе принимали участие 37 школьников, что составляет 48% от общего количества учащихся.

    Мы сделали именно такой выбор опрошенных школьников (3-5 и 10-11 классы) для того, чтобы сравнить мнение младших и средних школьников по этому вопросу и мнение старшеклассников.

    Школьникам было предложено ответить на следующие вопросы:

    1. Что для тебя неудача?

    2. Часто ли ты сталкиваешься с неудачами в школе?

    3. Как родители относятся к твоим неудачам?

    4. Как ты сам относишься к своим неудачам?

    5. Кто виноват в твоих неудачах?

    6. Как ты думаешь, можно ли избежать неудач? Если да, то как?

    По нашему мнению, такие вопросы помогут подтвердить или опровергнуть наши предположения, а также выяснить, что или кто служит причиной неудач и можно ли их избежать.

    Также нам было интересно сравнить, отличается ли взгляд преподавателей на школьные неудачи от взгляда школьников. В опросе принимали участие 15 преподавателей (78%). Вопросы, предложенные преподавателям, звучали так:

    1. Что, по-вашему, детская неудача?

    2. Как вы относитесь к неудачам своих учеников?

    3. Вы помогаете ученикам избежать неудач? Если да, то как?

    4. Как вы думаете, кто виноват в детских неудачах?

    §2. Результаты опроса школьников.

    На вопрос «Что для тебя неудача?», у школьников 3-5 классов мы получили следующие ответы:

    75% опрошенных школьников считают неудачей неуспеваемость в школе;

    15% - проблемы с родителями и учителями;

    10% опрошенных школьников затрудняются с ответом.

    Таким образом, большая часть опрошенных школьников этого возраста действительно считают, что школьная неудача и неуспеваемость – одно и тоже. У 15% неудачи связаны именно с конфликтами в школе, это то, о чем мы упоминали в §3 Главы 1. 10% школьников, которые затруднились с ответом, возможно, никогда над такими вопросами не задумывались.

    На вопрос «Часто ли сталкиваешься с неудачами в школе?» 50% опрошенных этого возраста ответили, что часто, 25% не испытывают неудач в школе, и 25% опрошенных сталкиваются с неудачами в учебе время от времени. Интересным является то, что 50% опрошенных сказали, что сталкиваются с неудачами в обучении часто, в то время как по школьным данным, в этих классах не успевает только 4,7% школьников. Возможно, такие ответы связаны с тем, что, говоря о трудностях в учебе, школьники не имеют в виду двойки.

    Интересно, что 100% опрошенных в 3-5 классах в своих неудачах в школе винят только себя. Здесь возможно два варианта: во-первых, в этом возрасте для школьников очень важно мнение учителя, они не сомневаются в его словах; во-вторых, возможно при опросе школьники не захотели называть настоящих причин.

    Положительным является тот факт, что 100% опрошенных в 3-5 классах считают, что неудач в учебе можно избежать.

    Мы также опросили старшеклассников, чтобы сравнить их мнение с мнением более младших школьников. И получили следующие результаты:

    50% старшеклассников считают, что школьные неудачи – это проблемы с друзьями и одноклассниками;

    31,25% учеников 10-11 класса вообще не связывают свои неудачи со школой;

    И только 18,75% старшеклассников нашей школы считают, что школьная неудача – это неуспеваемость.

    Как видно, эти результаты сильно отличаются от мнения учеников 3-5 классов. Скорее всего, это связано с тем, что для старшеклассников важнее не учеба, а отношения со сверстниками.

    56,25% старшеклассников сталкиваются с неудачами в школе редко.

    И 43,75% учеников сталкиваются с неудачами в школе время от времени.

    Следует отметить, что никто из опрошенных старшеклассников не сказал, что вообще не сталкивается с неудачами в школе. В то время как такой ответ дали 25% учеников 3-5 классов.

    На вопрос «Кто виноват в твоих неудачах?» 87,5% учеников 10-11 классов ответили, что они сами, поскольку сами несут за себя ответственность. И 12,5% затруднились с ответом. Если ученики 3-5 классов, возможно, не хотят называть истинные причины, то учащиеся 10-11 классов винят себя, поскольку более сознательны и хотят сами за все отвечать.

    87,5% старшеклассников считают, что неудач можно избежать, 12,5% считают, что неудачи неизбежны.

    Таблица 1. Отношение к детским неудачам

    Школьники

    3-5 классов

    Школьники

    10-11 классов

    Родители

    (со слов учеников)

    60% школьников сильно переживают неудачи и пытаются их исправить;

    40% опрошенных учеников неудачи в учебе не заботят;

    · Помогать школьникам ладить друг с другом.

    · Осуществлять поддержку плохо успевающих школьников;

    Поскольку практически все учащиеся и преподаватели нашей школы уверены, что детских неудач можно избежать, проблема школьных неудач кажется нам вполне решаемой.

    Результаты нашего исследования показали, что большинство опрошенных учеников нашей школы связывают школьные неудачи с неуспеваемостью. Поскольку все опрошенные школьники и преподаватели полагают, что школьных неудач можно избежать, проблема низкой школьной успеваемости кажется нам решаемой.

    Мы изучили литературу по теме и на ее основании можем дать следующие рекомендации, как избежать, или хотя бы снизить школьные неудачи:

    1. Наш опрос показал, что целых 50% учеников 3-5 классов сталкиваются с неудачами в школе. Это значит, что самое важное – как можно раньше понять, что ребенок столкнулся с неудачей и помочь ему. Чтобы ребенок рассказал о своей неудаче, с ним нужно наладить добрые отношения.

    2. Психологические исследования показали, что результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен ребенок решить задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. А если неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится...». Следовательно, таких детей нужно подбадривать и поддерживать, подбирать задания, в которых они могут проявить себя.

    3. Многие школьники просто не умеют учиться, то есть не знают, как лучше выполнять то, или иное задание. Значит, перед каждым новым заданием детям нужно четко объяснять, что нужно сделать, чтобы его решить.

    5. Поскольку 90% родителей готовы поддержать своего ребенка и 100% учителей тоже готовы сделать это, школа должна наладить тесный контакт с семьями учеников, чтобы удвоить усилия.

    Мы уже упоминали, что каждый плохо успевающий ученик затрудняется по-своему, и двух абсолютно одинаковых проблем не существует, то самая главная рекомендация состоит в том, что каждому в школе нужен индивидуальный подход, основанный на особенностях именно данного ученика.

    Заключение

    В этой работе мы рассматривали очень актуальную проблему для современных школьников – проблему школьных неудач. Об этой проблеме много говорят и пишут, большинство исследователей сходятся во мнении, что школьные неудачи и неуспеваемость – одно и то же.

    Нам было интересно узнать, что думают по этому поводу учащиеся и учителя нашей школы. Для того, чтобы это выяснить, мы провели опрос, в котором участвовало около половины учеников нашей школы. В ходе опроса мы выяснили, что действительно 75% учеников 3-5 классов считают школьной неудачей неуспеваемость. Нас беспокоит тот факт, что 50% школьников в этих классах сталкиваются со школьными неудачами часто. 50% старшеклассников считают, что школьные неудачи – это проблемы с друзьями и одноклассниками, 31,25% учеников 10-11 класса вообще не связывают свои неудачи со школой. Таким образом, наши гипотезы частично подтвердились.

    Обнадеживает тот факт, что практически все опрошенные школьники и преподаватели считают, что школьных неудач можно избежать. Главная рекомендация в этом случае – найти индивидуальный подход к каждому школьнику, а для этого – наладить доверительные отношения с каждым. И тогда школа без неудачников станет реальностью.

    Список использованной литературы

    1. Изосимова Н. Школа без неудачников. – Прогресс., - М., 1991г.

    3. Холт Дж. Причины детских неудач. – СПб., Кристалл 1996г.

    5. www. truant. *****

    6. www. tspu. *****



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!