Наконец создание здоровой атмосферы в семье. Беседа с родителями "Благоприятная психологическая атмосфера в семье – залог успешной адаптации ребенка в школе"

Такой термин как психологический климат мало кому знаком, но, несмотря на это именно царящая психологическая атмосфера способна оказывать огромное влияние на каждого члена семьи.

Психологический климат – фактор роста

Психологический климат способен воздействовать не только на психологическое, но и на физическое состояние всех членов семьи. Создается, таким образом, некая эмоциональная атмосфера, которая во многом влияет на качество жизни и здоровье. Также она является одним из важнейших факторов при принятии каких-либо жизненно важных решений и личностного роста.

Виды психологического климата семьи

Существует два вида психологического климата в семье - это благоприятный и не благоприятный.

Для создания благоприятной психологической атмосферы в семье, каждый ее член должен любить, уважать и доверять друг другу. А также как можно проводить время вместе, помогать и поддерживать друг друга в сложную минуту. Это не только создаст гармонию внутри семьи, но и снизит остроту конфликтов и стрессового состояния.

У детей, растущих в неблагоприятной психологической атмосфере, чаще всего наблюдается нарушение психического здоровья. На это существует несколько причин: недостаточное с родителями, враждебное отношение родителей к детям и из-за условий проживания в семейном разладе.

Социально-психологический климат в семье

От социально психологического климата также зависят семейные отношения. Например, вступая в брак, создается новая ступень общества. Супруги вступают в новую семейную жизнь, и только от них зависит какую "погоду в доме" они сделают.

С появлением малыша вся любовь, теплота и будут направлены только на него. И уже с этого момента в новорожденном начнут формироваться и закладываться качества, присущие окружающие его семейному кругу.

Есть еще и другое понятие. Морально психологический климат в семье. Под этим термином подразумевается то, как у вас складываются отношения с людьми. Отношение к духовным и материальным ценностям, а также чувства долга и ответственности.

Исходя из этого, можно сделать вывод. Семья - это необходимый компонент социальной структуры общества, который выполняет множество социальных функций, и играет важную роль в развитии общества. Вот почему так важно поддерживать благоприятную обстановку в семье, которая способствует гармонии и идиллии. Это важно не только для психологического здоровья взрослых, но и детей.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

По утверждению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: ее материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям.

Недостатки семейного воспитания могут быть вызваны следующими причинами: неполная семья; конфликтная атмосфера в семье; наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребенка («Мой святой долг - одеть, обуть, накормить, а остальное - дело школы»); при полном внешнем благополучии семьи - авторитарные методы воспитания; излишняя порочная родительская любовь и т. п.

Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни очень существенно, а на это зачастую обращают слишком мало внимания при воспитании. Очень часто родители полагают, что ребенок - их достояние, их собственность, с которой они могут поступать совершенно безотчетно, как с вещью. Только в том случае они склоняются признать за молодым человеком его личную неприкосновенность, когда он в состоянии жить своим трудом. Причем такое отношение в некоторых семьях распространяется на детей, которые являются студентами. Но такое отношение к ребенку совершенно неправильно, и ничего подобного допустить нельзя, родители обязаны содействовать развитию человека. Обязанность эта истекает из их прошедшего, они в свое время пользовались тем же, пользовались поддержкой своих родителей, поэтому отдают только свой нравственный долг своему потомству.

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку возможность самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние.

Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Постоянный глубокий психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Воспитание детей в семье необходимо строить на принципе равенства позиций родителей и детей. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.

Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания! Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в наших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации нашей семьи, нашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Родители должны быть авторитетом для своих детей (2). Главным основанием родительского авторитета является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если они сами всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет. Дело отца или матери должно выступать перед ребенком как серьезное, заслуживающее уважения дело. Заслуги родителей в глазах детей должны быть прежде всего заслугами перед обществом, действительной ценностью, а не только внешностью.

Буева выделяет несколько симптомов «болезни» сегодняшней российской семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И самое страшное, по мнению психологов - отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

1. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

2. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

3. Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

4. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

5. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья - это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Ребенку нужны оба родителя- любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

“От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком”

Родителями не рождаются. Родителями становятся. Это естественный закон жизни. Человеческая история свидетельствует нам о том, что отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения с родителями. “Одно из самых ответственных и священных призваний человека - быть отцом и матерью».

Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.

Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье.

1) Атмосфералюбви.Лишённыйэтогочувствачеловекнеспособен уважать своих близких,сограждан,Родину,делатьлюдямдобро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости,заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние надетскую психику, даётширокийпростордляпроявлениячувствребёнка, формированияиреализацииегонравственныхпотребностей.

АмериканскийпсихологДжеймсДобсонотмечает:«Всемыочень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать котдельнойгруппе людей, занятых своими делами и проживающими водномдоме,нои чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферойсемьи, которая осознаётсвоюиндивидуальностьинеповторимость,свой особый характер, свои традиции».

При этом П. Лесгафт утверждал, что слепаянеразумнаяматеринская любовь«забиваяребёнкахуже,чемрозги»,делаетчеловека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни.Всякуюложь,всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой ибыстротой;и,подметив,впадаетвсмущение,соблазни подозрительность. Если ребёнкунельзясообщитьчего-нибудь,то всегда лучшечестноипрямоотказатьвответеилипровести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор ипотом запутываться в нёмиличемлгатьиобманыватьипотомбыть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно непоймёшь»;такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытствоисамолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имеюправосказатьтебеэто;каждый человек обязанхранить известные секреты, а допытываться очужих секретах неделикатно и нескромно». Этим ненарушаетсяпрямотаи искренность,идаётсяконкретныйурокдолга,дисциплиныи

деликатности…»

3) Разъяснение. Воздействие словом.

В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применятьсяименнок конкретномучеловеку,словодолжнобытьсодержательным,иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобыслововоспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать наэмоциональноевоздействие.Воспитательдолженсвоевременно перейтиотконкретныхфактов,событий,явленийкраскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любятрассуждать, нородителичастопресекаютэтирассуждения,подчёркиваяих незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы,апотомуимрано высказыватьсвоимнения.Ноименновходеэтихрассуждений подростки постигают нравственные понятия.

Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том,чтонеобходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что оночень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манеройнашегоразговора, чтобы избежать «отчитываний» и«скучныхпроповедей».Нито,ни другое не западает в душу ребёнка. В-третьих, надо продумывать, каксвязатьнашубеседусжизнью, какого практического результата мы хотим добиться. И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. Втомизаключаетсямастерствовоспитателя(родителя),чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственныхмыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. «Богатстводуховной жизни начинается там, где благородная мысльиморальноечувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», - писалВ. А. Сухомлинский. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера вслововзрослых.Сребятамистаршегошкольного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух,делитьсяс ними сомнениями,обращаться засоветом.Такаянепринуждённость утверждаетдоверие,чистосердечность,искренность,сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4) Большойошибкойвсемейномвоспитанииявляютсяупреки.Одни упрекают ребенка в том, чтоонужебольшой,ноплохоучится, другие ставят в упрек ивозраст,ифизическуюсилу.Правильно поступают те родители, которые вызывают у детейчувствогордости их взрослостью, подбадривают, вселяютуверенностьввозможность успеха. В чём же вред упреков?Основноезловтом,чтотакие упреки вызывают неверие всебя,аневериерасслабляетволюи парализуетдушу,мешаяприниматьсамостоятельныерешенияв преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия В. А.Сухомлинскийсчитаетнаказание. Наказание имеетвоспитательнуюсилувтомслучае,когдаоно убеждает, заставляет задуматься надсобственнымповедением,над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблятьдостоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание. Воспитательнаясилапорицаниязависитотморальных качеств,тактичностивоспитателя.Надосуметь,неоскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценкуего действиям.Искусствопорицаниясостоитвмудромсочетании строгости идоброты.Оченьважно,чтобыребёноквпорицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Очень важным методомввоспитанииВ.А.Сухомлинскийсчитает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении,учит детей разумно относиться ксвоимжеланиям.Желанийудетейи подростковоченьмного,ноихвсеневозможноиненужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнкавырастаеткапризноесущество,рабприхотейитиран ближних.Воспитаниежеланий–тончайшаяфилиграннаяработа «садовода»-воспитателя,мудрогоирешительного,чуткогои безжалостного». С детства надоучитьчеловекауправлятьсвоими желаниями, правильно относиться к понятиямможно,надо,нельзя. Таким образом потворствородителейдействуеточеньвредно.«… искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Новздоровыхи счастливых семьях оно цветёт всегда».

8) Необходимо воспитыватьчувства.Этозначитисловомиделом вызыватьпереживания,пробуждатьчувства,умышленносоздавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связискаким-либособытием,поступкомчеловекощущает тончайшиепереживаниядругогоиотвечаетнанихсвоими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

9) Регулярный трудвприсутствииребёнка.Постояннонаблюдаяза работой взрослых, ребёнок начинает,имитироватьэтовигре,а затем и сам включается в процесс труда как помощник,и,наконец, как самостоятельный исполнитель.

От тогокак вы воспитаетеребёнка зависит ваша старость.

Наше общество переживает перемены, и это серьезно отражается на многих современных семьях. Для многих сегодня абсолютной истины вовсе не существует, и поэтому люди бывают не способны определить жизненные ценности и приоритеты. Течение жизни ускорилось, в водовороте суетных дел люди забывают об этических и моральных ценностях, об основах и принципах, без которых немыслима благополучная, счастливая жизнь, несущая радость и благословение.

Тем не менее, принципы счастливой жизни, которые были даны Богом, никогда не потеряют своей актуальности. И потому мы приглашаем вас познакомиться с аспектами семейных взаимоотношений с точки зрения Священного Писания, надежного, проверенного временем источника мудрости. Сегодня нашу с вами беседу мы посвятим разговору об атмосфере в семье.

Общество состоит из семей и является таким, каким делают его супруги. Если молодым людям с детства привиты нравственность, самообладание и воздержание, то они окажут позитивное влияние на общество. Влияние плохо организованной семьи также распространяется повсюду.

С раннего детства человеку нужен надежный барьер, который бы ограждал его от зла и ошибок этого мира. Поэтому каждой семье необходимо иметь свои правила, а родители манерой общения друг с другом должны подавать детям живой пример того, какими они желают их видеть. Необходимо постоянно заботиться о чистоте речи и проявлять вежливость. Учите детей и молодежь самоуважению, искренности перед Богом, учите хранить верность принципам, которые будут руководить их жизнью и воплощаться в общении с окружающими.

Взаимоотношения родителей в значительной степени определяют атмосферу семьи. И если между отцом и матерью существуют разногласия, дети заражаются этим духом. Поэтому постарайтесь создать в вашем доме атмосферу трогательной заботы друг о друге. Дом может быть скромным, но он всегда должен быть местом, где произносятся слова поощрения и совершаются добрые дела, где постоянно присутствует вежливость и любовь.

Ведите домашние дела с мудростью и любовью, но не с железным прутом. Дети с готовностью будут повиноваться правилам любви. Хвалите их всякий раз, когда появляется возможность. Делайте их жизнь счастливой, насколько можете. Храните почву сердца мягкой, проявляя любовь и привязанность, подготавливая ее таким образом для семян истины. Помните, что Господь посылает на землю не только тучи и дождь, но и прекрасный мягкий солнечный свет. Не забывайте о том, что дети нуждаются не только в порицании и исправлении, но и в ободрении и похвале, в ласковых, добрых словах.

Нам необходимо приложить все усилия, чтобы дом стал семейным очагом в полном смысле этого слова. Семья должна стать частичкой неба на земле, местом, где мы можем выражать наши чувства, не опасаясь, что они будут подавлены грубостью. Наше счастье зависит от того, насколько мы будем проявлять любовь и сочувствие друг к другу.

Честность перед Богом должна наполнить дом. Родителям и детям необходимо учиться сотрудничать с Ним. Им надлежит привести свои привычки и наклонности в соответствие с Божьими планами.

Семья, члены которой являются учтивыми и воспитанными людьми, оказывает на окружающих благотворное воздействие, помогая им следовать хорошему примеру и оберегая от плохого влияния. Ангелы Божьи будут часто посещать дом, в котором следуют воле Божьей.

Наше время на этой земле коротко. Нам дано пройти только один жизненный путь в этом мире, поэтому постараемся сделать все возможное. Дело, к которому мы призваны, не требует богатства, особого социального положения или выдающихся способностей. Оно требует доброжелательности, духа самоотречения и твердой цели.

Никто из нас, живя в этом мире, не может не оказывать определенного влияния на него. Никто из членов семьи не может замкнуться в себе так, чтобы родные не ощущали его влияния и духа. Само выражение его лица производит влияние к добру или ко злу. Слова, поступки, отношение человека к другим людям говорят сами за себя. Если человек исполняется любовью, то в его жизни будут проявляться вежливость, доброта, нежность к окружающим. Его дела будут совершаться с заботой и радостью, излучая счастье.

Пусть будет больше радостных людей. Мы слишком часто замыкаемся в себе. Слишком часто мы лишаем детей и окружающих доброго воодушевляющего слова, ласковой улыбки.

Главное – чтобы семья была дружной. Тогда наше влияние затронет тех, кто находится рядом с нами, и будет простираться дальше. Мир нуждается не столько в великих умах, сколько в хороших людях, являющихся благословением для своих семей.

“Дети всегда здоровы. Если они больны или кажутся больными, то это потому,
что в них проявляются конфликтные ситуации взрослой среды. За каждым больным
ребенком стоит взрослый, который болен или просто несчастлив.”

Психотерапевтическая аксиома

Чтобы ребенку было легко и приятно учиться, нужно постараться создать ему благоприятную психологическую атмосферу. Но, к сожалению, нередко семейная ситуация не способствует формированию положительного настроя у первоклашки, особенно если дома постоянные скандалы, члены семьи часто выясняют отношения друг с другом в бурной форме. Напрасно родители думают, что ребенок не обращает никакого внимания на их отношения. Все без исключения дети остро воспринимают сложности в отношениях между папами и мамами. Иногда ребенок даже способен винить себя за то, что они постоянно ссорятся. Он считает, что он слишком плохой и поэтому родители не чувствуют себя счастливыми. Ничего удивительного в этом нет. Ведь для ребенка родители - самые близкие и родные люди. Разумеется, он желает, чтобы они относились как к нему, так и друг к другу самым лучшим образом. А если все происходит с точностью до наоборот, у него может развиться стойкий невроз. И тогда справиться с ситуацией окажется очень непросто.

Поэтому родителям для того, чтобы помочь ребенку легко адаптироваться к новой для него школьной жизни, надо, прежде всего, наладить взаимоотношения в семье.

Как показывает практика, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье. Существует много способов наладить отношения в семье, но есть один базовый принцип, без соблюдения которого все попытки наладить общение с ребенком оказываются безуспешными.

Принцип этот - безусловное принятие ребенка .

Что он означает?

Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: "Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить". Или: "Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь... (лениться, драться, грубить), не начнешь... (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться).

Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно , что его любят (или будут любить), "только если... ". Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.

Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания - главные воспитательные средства. (Система “кнута и пряника”). Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую "закономерность": чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится.

Почему же так происходит?

А потому, что воспитание ребенка - это вовсе не дрессура.

Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Делать это можно многими разными способами. Вот самые простые: приветливые взгляды, ласковые прикосновения, прямые слова: "Как хорошо, что ты у нас родился", "Я рада тебя видеть", "Ты мне нравишься", "Я люблю, когда ты дома" и "Мне хорошо, когда мы вместе...". Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее восьми объятий в день! И между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Мать одной пятилетней девочки, обнаружив у дочки симптомы невроза, обратилась к врачу. В разговоре выяснилось, что однажды дочь спросила: "Мама, а какая самая большая неприятность была у вас с папой до моего рождения?". "Почему ты так спрашиваешь?" - удивилась мать. "Да потому, что потом ведь самой большой неприятностью у вас стала я", - ответила девочка.

Попробуем представить, сколько же десятков, если не сотен раз слышала эта девочка, прежде чем прийти к подобному заключению, что она "не такая", "плохая", " всем надоедает", "сущее наказание"... И все пережитое воплотилось в ее невроз.

Психолог демонстрирует перед родителями задание “Загибаем лист”.

Душа ребёнка как этот белый лист. Вы когда-нибудь ругали своих детей злобно, невыдержанно. Вспомните всё негативное, сказанное в адрес ребенка (бестолочь, неумеха, дурень...), при этом сгибаем лист (в хаотичном порядке).

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Мы далеко не всегда следим за своими обращениями к детям. Как-то в "Учительской газете" было опубликовано покаянное письмо матери: она с опозданием поняла, что нанесла душевную рану своему сыну. Мальчик ушел из дома, написав в записке, чтобы его не искали: "Ты сама сказала, что тебе без меня лучше". Вот ведь как буквально понимают нас дети! Они искренни в своих чувствах и наделяют абсолютным смыслом любую фразу, сказанную взрослым. Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: "Меня не любят". Молчаливые, а подчас и произносимые вслух доводы родителей типа: "Я же о тебе забочусь" или "Ради твоей же пользы" дети не слышат. Точнее, они могут услышать слова, но не их значение. У них своя, эмоциональная, бухгалтерия. Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначный: "Меня не любят, не принимают". Иногда это оформляется для ребенка не столько в слова, сколько в ощущение себя плохим, "не таким", несчастливым.

Поверьте, даже если дело дошло до таких крайностей, крайностей для обеих сторон, еще не все потеряно: родители могут вернуть мир в семью. Но для этого надо начинать с себя. Почему с себя? Потому что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта.

А сейчас давайте попробуем понять, какие причины мешают родителям “безусловно” принимать ребенка и показывать ему это.

Пожалуй, главная из них - это настрой на "воспитание"" , о котором речь уже шла выше. Вот типичная реплика одной мамы: "Как же я буду его обнимать, если он еще не выполнил задания? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Иначе я его испорчу".

И мама встает на путь критических замечаний, напоминаний, требований. Кому из нас не известно, что вероятнее всего сын отреагирует возможными отговорками, оттягиваниями, а если приготовление уроков - старая проблема, - то и открытым сопротивлением. Мама из, казалось бы, резонных "педагогических соображений" попадает в заколдованный круг: круг взаимного недовольства, нарастающего напряжения, частых конфликтов. Где же ошибка?

Ошибка была в самом начале: дисциплина не до, а после установления добрых отношений и только на базе их.

Часто родители спрашивают: "Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?". Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом.

В этом контексте важно запомнить следующие правила:

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Можно осуждать поступки ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или "непозволительными" они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его. (От “Ты – высказываний” к “Я – высказываниям”).

Надо упомянуть и о других возможных причинах эмоционального непринятия или даже отталкивания ребенка. Иногда родители о них не подозревают, иногда их осознают, но стараются заглушить свой внутренний голос.

Причин таких много. Например, ребенок появился на свет, так сказать, незапланированным. Родители его не ждали, хотели пожить "в свое удовольствие"; вот и теперь он им не очень нужен. Или они мечтали о мальчике, а родилась девочка. Часто случается, что ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые его жесты или выражения лица вызывают у нее глухую неприязнь.

Скрытая причина может стоять и за усиленным "воспитательным" настроем родителя. Ею может быть, например, стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты или желание доказать супругу и всем домашним свою крайнюю необходимость, незаменимость, "тяжесть бремени", которое приходится нести. Иногда в таких случаях сами родители нуждаются в помощи консультанта. Но все равно, первый шаг можно и нужно сделать самостоятельно: задуматься о возможной причине своего непринятия ребенка.

А следующими шагами будут задания, к которым мы и подошли.

Задание первое. Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше двух-трех дней) постараетесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Задание второе. Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле и первым делом, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь “испортитъ” его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.

Задание третье. Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).

Примечание: Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.

Задание четвертое. Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства.

Мы, взрослые, прекрасно понимаем, что из любой ситуации существует выход. А ребенку порой нелегко найти верное решение стоящей перед ним проблемы, поскольку у него нет житейского опыта и умения противостоять невзгодам. А проблемы могут быть любыми - от нерешенного примера до конфликта с педагогом или одноклассниками. И далеко не всегда ребенок бывает в них виноват. Конечно, трудности неизбежны в жизни каждого человека. Но если помочь верить в собственные силы – это сделает его морально сильнее. А значит, в будущем он самостоятельно сможет решить любые проблемы.

Итак, признаем, что именно на родителях, поскольку они самые близкие и родные ребенку люди, лежит огромная ответственность - научить его правильно поступать в самых разных ситуациях.

Прежде всего, уважаемые родители, попытайтесь развить у своего сына или дочки уверенность в себе. Для этого почаще спрашивайте их мнение по самым разным поводам. Не важно, касается ли это предстоящей покупки или только что просмотренного фильма. Любому человеку важно, чтобы к его мнению прислушивались. Ваш ребенок - не исключение. Он также достоин того, чтобы к нему, обращались за советом, особенно в тех ситуациях, которые в той или иной степени связаны с его жизнью.

Почаще хвалите. Ошибаются те родители, кто думает, будто похвалой можно испортить ребенка. Напротив, похвала является для него своеобразным свидетельством того, что его любят и ценят. Как говорил Ушинский: “Если Вам не за что похвалить ребенка – похвалите хотя бы его тапочки”.

Желательно развивать у ребенка чувство самостоятельности . Позволяйте ему выбирать для себя книги, маршруты прогулок, на которые вы отправляетесь вместе, фильмы, которые вы смотрите в свободное время.

Приучая ребенка к самостоятельности, в мягкой форме требуйте, чтобы он без напоминаний садился за приготовление уроков, собирал вечером свой школьный рюкзак. Со временем он привыкает, что к нему относятся с уважением, не подавляют чрезмерной опекой. Поэтому он начнет сам, без указаний выполнять то, что ему необходимо сделать. К тому же ребенок, к которому взрослые относятся, как к равному, более комфортно чувствует себя среди сверстников.

Очень часто при встрече с трудностями ребенок чувствует себя неуютно именно потому, что уверен - у других подобных проблем нет. Как правило, такие ситуации возникают у детей, которые дома не чувствуют необходимой поддержки. Таким детям родители беспрестанно напоминают об их беспомощности, лени, глупости. Естественно, что, как только у ребенка возникают какие-то трудности (например, связанные с выполнением школьного задания), он чувствует себя хуже других. Ведь маленькие дети доверяют своим родителям. А если папа и мама постоянно говорят ему, что он неумеха и неуч, он всерьез начинает в это верить - и чувствует себя очень несчастным среди веселых одноклассников, настроенных гораздо оптимистичнее.

Дорогие родители, обязательно старайтесь формировать у своего ребенка чувство уверенности в себе. Обсуждайте с ним различные жизненные ситуации, по ходу которых он поймет, что в затруднительные положения попадают все или практически все люди. И поэтому нет ничего удивительного или шокирующего в том, что определенные трудности встречаются и у него.

Можно придумывать различные ситуации, герои которых весьма успешно справляются с теми же проблемами, которые есть у вашего первоклашки. Проявите свою фантазию и талант сочинителя, рассказывая ему различные поучительные истории. Дети очень любят обсуждать с взрослыми те или иные вопросы, тем более их интересует то, что каким-либо образом относится к их жизни, например школьные оценки, взаимоотношения с одноклассниками и педагогами.

При этом родителям следует помнить, что правильный психологический настрой не создается одними лишь пространными беседами с ребенком. Гораздо важнее реальные поступки пап и мам, которые ясно показывают сыну или дочке, как следует себя вести в той или иной ситуации.

Итак, во многом именно от родителей зависит, как их ребенок будет воспринимать окружающую действительность и собственную жизнь. Можно воспитать ребенка сильным, не боящимся трудностей, если вовремя сформировать у него уверенность в себе и в своих силах. Но для этого нужно быть по-настоящему внимательным к собственным детям, относиться к ним с уважением.

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Собрание хотелось бы закончить фильмом “Молитвы детей”. (Интернет-источник. – happy-school.ru)/

Благодарим за внимание!

«Благоприятная атмосфера в семье - залог психического здоровья ребенка»

Основой полноценного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в себе, своих возможностях, в том, что он любимый и хороший.

Но положительное самоощущение не возникает само по себе. Оно появляется в результате доверительных контактов с родными и близкими. Ребенок должен постоянно видеть и чувствовать, что его любят, заботятся о нем. А для этого надо почаще разговаривать с малышом, не скупиться на тактильный контакт: погладить по головке, обнять, приласкать.

Нужно очень внимательно и уважительно относиться к вопросам, просьбам, жалобам ребенка, уметь успокоить и утешить.

Большую психологическую травму получает ребенок, когда родители говорят, что не будут его любить за плохое поведение или некрасивые поступки. Ребенок должен быть уверен, что никакие его поступки не влияют на отношение к нему родителей.

Совершенно недопустимо накапливание у ребенка отрицательных эмоциональных впечатлений, опыт неосознанных обид. Лучше регулярно обсуждать критические ситуации, выясняя, кто был не прав и почему.

Очень важно помнить, что необходимо уважительно относиться к интересам и привязанностям ребенка и по мере возможности предоставлять ему право выбора. Ни в коем случае нельзя выдавать детские тайны, подшучивать над ребенком, если ему плохо, в его присутствии обсуждать его неудачи и промахи.

ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ:

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необходимый закон благодарности.

З. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.

4. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам- у него она своя.

5. Не унижай его.

6. Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребёнка.

7. Помни, что для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

8. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы чужие сделали твоему.

9. Люби своего ребёнка любым: не талантливым, неудачным, умным и т.д. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок- это праздник, который пока с тобой.

Двадцать способов похвалить ребенка

Мне нравится, как ты сделал это!

Это получилось лучше всего!

Здорово придумано!

Ну просто изумительно!

Прекрасно!

Замечательно!

Ну ты меня удивил!

Молодец!

Ух ты, вы только посмотрите!

Это что-то особенное!

Умница!

Правильно!

Я так рада!

Мне это очень понравилось!

Очень неплохо!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!