Метод активного воображения. Что общего у К.Г


Активное Воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. Несмотря на то, что этот метод применялся многими людьми и его огромная практическая ценность уже хорошо доказана, о нем мало кто знает, за исключением последователей юнгианства. А многие из тех, кто слышал о нем, считают, что разбираются в нем не настолько хорошо, чтобы применять его на практике.

В данном разделе этой книги мы исследуем основные концепции Активного Воображения, рассмотрим некоторые примеры и узнаем метод пофазового подхода, который вы сможете применять, занимаясь Активным Воображением самостоятельно.

В сущности, Активное Воображение -это диалог, который вы ведете с различными частями вашего "я", живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это, собственно, и является отличительной чертой этого метода. Вместо того, чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение. Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.

В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают. Вы с удивлением узнаете, что они выражают точки зрения, прямо противоположные тем, что содержатся в вашем осознающем разуме. Они рассказывают вам о вещах, существование которых вы до сих пор не осознавали, и сообщают вам мысли, до сих пор неведомые вашему осознающему разуму.

Большинство людей в процессе Активного Воображения ведет оживленную беседу, обменивается мнениями с внутренними фигурами, пытается примирить противоположные точки зрения, даже обращается за советом к живущим в бессознательном мудрецам. Но не все беседы ведутся посредством слов.

Вероятно, самым первым зарегистрированным применением Активного Воображения в его современной форме было видение Юнга, в котором не прозвучало ни единого слова, зато имело место активное взаимодействие между его осознающим разумом и образами, появившимися из его бессознательного. Это было одно из тех событий, благодаря которым Юнг понял, что он может входить в свою фантазию, осознанно в ней участвовать и превращать ее в активный обмен между осознающей и бессознательной энергетическими системами.

"Я сидел за своим столом и снова обдумывал все свои опасения. Затем я позволил себе "упасть". Неожиданно возникло такое ощущение, будто земля, в буквальном смысле этого слова, ушла у меня из-под ног и я полетел в черную пропасть. Я не мог избавиться от чувства страха. Но затем, пролетев не такое уж большое расстояние, я приземлился на ноги, почувствовав под ними мягкую, липкую массу. Я ощутил огромное облегчение, хотя и

находился в непроглядной тьме. Через несколько минут мои глаза привыкли к, мраку, который напоминал, скорее, глубокие сумерки. Передо мной находился вход в темную пещеру. Посреди входа стоял гном с высохшей, словно у мумии, кожей. Я протиснулся мимо него в пещеру и побрел по доходившей мне до колен ледяной воде к другому ее концу, где я увидел сверкающий красный кристалл, лежащий на скальном выступе. Я схватил камень, поднял его и обнаружил под ним пустоту. Поначалу я ничего не мог разглядеть, но затем увидел поток воды. Этот поток пронес мимо меня труп молодого светловолосого человека с раной в голове. За ним последовал гигантский черный скарабей, а потом красное солнце поднялось из водных глубин..

Активное Воображение помогает лучше понять, что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего "я". Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают "своим собственным разумом", они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго

Хотя Юнг высоко ценил сны, он считал Активное Воображение еще более прямым путем к бессознательному. Разница заключается в следующем: когда вам что-либо снится, вы действительно, получаете сигналы от бессознательного, но ваш осознающий разум в этом процессе не участвует. Когда вы просыпаетесь, осознающий разум может вспомнить сон и задуматься над его значением, но во время самого сна осознающий разум бессилен. С Активным Воображением все наоборот - в этом случае осознающий разум бодрствует. Он осознанно принимает участие в событиях.

В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни

" Jung. Memories. Dreams and Reflections, p. 179.

к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой "место встречи", "нейтральную полосу", на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на поле воображения, подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг друга; они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую "божественную" функцию, "я", которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.

Любопытно, что, когда человек начинает заниматься Активным Воображением, количество его сновидений резко сокращается. Если вы серьезно относитесь к этому искусству как к особому способу медитации, то вы ассимилируете содержимое бессознательного раньше, чем у него возникнет потребность передать его вам посредством сна. Решение поставленных сновидениями проблем происходит в процессе Активного Воображения.

Ввиду связи между снами и Активным Воображением, Юнг прописал Активное Воображением людям, которых каждую ночь посещало такое количество сновидений, что они

были просто не в состоянии разобраться в них посредством обычной работы со снами. Когда вы начнете регулярно заниматься Активным Воображением, то обнаружите, что количество ваших сновидений резко сократилось, стало меньше повторяющихся сновидений, а сами сновидения стали более "сфокусированными". Когда вы решаете ваши проблемы посредством Активного Воображения, вашим снам нет нужды часто повторяться.

Суть Активного Воображения заключается в вашем осознанном участии в процессе воображения. Этот, вид воображения потому и называется активным, что эго, на самом деле, входит во внутренний мир, гуляет там, беседует, спорит, заводит себе друзей и наживает врагов среди населяющих этот мир личностей. Вы осознанно играете роль в спектакле вашего воображения. Вы заводите разговор с другими исполнителями, обмениваетесь точками зрения, вместе отправляетесь навстречу приключениям и, в конце концов, учитесь сами и учите других.

Это качество отличает Активное Воображение от обычной, пассивной фантазии. Пассивная фантазия - это сны наяву, вы, словно в кинотеатре, просто сидите и наблюдаете за потоком фантазии, проникающим в ваш мозг. Пассивная фантазия - это процесс, в котором вы не принимаете осознанного участия, вы не задумываетесь над тем, что происходит, и по отношению к тому, что происходит, вы не занимаете независимой, этической позиции.

Пассивная фантазия также представляет образы из бессознательного. Но, поскольку мы не можем осознанно войти в нее, она, по большей части, представляет собой пустую трату времени и энергии. Представленные фантазией проблемы разрешению не поддаются. В большинстве случаев, фантазия снова и снова появляется на обочине нашего разума, пока ей это не надоест или пока это не надоест нам. Никакой эволюции не происходит, потому что эго никогда не сталкивается с ситуацией из фантазии и никогда не входит в нее как осознающая, независимая сила.

Хорошим примером этого является феномен беспокойства. Беспокойство - это одна из форм пассивной фантазии. Большинству из нас есть о чем беспокоиться, причем беспокоиться постоянно. В нашем мозгу возникает фантазия, в которой мы видим себя добившимися поставленной цели победителями. Затем наступает черед контр-фантазии, фантазии-беспокойства, в которой мы видим себя потерпевшими унизительное поражение. До тех пор, пока мы пассивно сидим и позволяем фантазии-беспокойству овладевать нами, мы не найдем никакого выхода, но в случае с Активным Воображением появляется возможность проникнуть в беспокойство, активно противостоять ему, вступить с ним в диалог, выяснить, кто или что внутри нас находится в состоянии конфликта, и сделать что-то по этому поводу.

Во всех случаях Активного Воображения вы обратите внимание на то, что имеете дело с историей, которая относится к первому лицу: в ней всегда присутствует "я". "Я" иду в определенное место "Я" вижу образ. "Я" взаимодействую с ним. "Я" должно обязательно там присутствовать, взаимодействовать с другими персонажами, ибо, в противном случае, эго не будет принимать в происходящем никакого участия.

Воображение не может быть активным, если в спектакле не задействованы ваши чувства и эмоции "Я" испытываю определенные чувства: "я" счастлив, заинтересован, печален или зол в результате происходящих событий "Я" должно ощущать воображаемое действие так полно, как

если бы оно было внешним, физическим событием. Да, это событие - символическое, но, тем не менее, оно является реальным событием, в котором задействованы реальные чувства.

Посредством вашего активного участия вы превращаете то, что могло бы остаться бессознательной, пассивной фантазией, в абсолютно осознанный, мощный акт воображения. Если Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части вашего "я", которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри вас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничества между ними.

Основной задачей этого искусства является обеспечение связи между эго и теми частями бессознательного, от которых мы, как правило, отрезаны. Когда вы занимаетесь Активным Воображением, в вашей душе, действительно, происходят перемены. Меняются отношения между эго и бессознательным. Если имеет место невротический дисбаланс между установками эго и ценностями бессознательного, то эту брешь можно заделать, дополняющие друг друга противоположности можно свести воедино. Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего "я", и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним "я"

Основные инструменты юнгианской терапии, названые самим К.Г. Юнгом – это анализ сновидений (методом амплификации, а не свободных ассоциаций) и метод активного воображения. Что мы знаем об этом методе? Не так уж много.

Отголоски этого метода мы находим в арт-терапии, даже в телесно-ориентированный практиках. Однако, этот метод значительно глубже и… опаснее. И даже отдает магией, алхимией и шаманскими практиками мексиканских индейцев.

К тому же этот метод с одной стороны доступен всем для самостоятельной работы, поскольку, суть его в том, что психолог вмешивается наименьшим образом в ход этого процесса, который происходит в уме анализанда, с другой стороны он недоступен из-за своей специфики. Это как медитация. Она доступна, вроде бы всем, но кто ее практикует? А из тех, кто практикует, кто уверен, что делает ее правильно ? Отчетом о «правильности» может быть внутренняя удовлетворенность и убежденность в этом. Как говорится, успех – вот твое доказательство. Субъективное, однако.

Активное воображение — путь к индивидуации, говорят юнгианцы. Почти никто не понимает что значит это слово. Как слово «самоактуализация» у А. Маслоу. Я приведу несколько цитат Марии Луизы Фон Фран, ученицы и духовной дочери К.Г. Юнга, которые прольют свет на практику активного воображения и его роль в развитии и исцелении личности с точки зрения К.Г. Юнга. Ниже есть цитата с определением «индивидуации» самого мэтра.

«Кроме своего защитного качества, активное воображение является даже в большей степени проводником того, что Юнг назвал процессом индивидуации. То есть полной и сознательной самореализации индивидуальной целостности». [М.Л. Фон Франц Психотерапия ]

Что же такое метод активного воображения? Это -путь для установления связи с бессознательным.

Сознательно установить связь с содержанием своего бессознательного можно различными способами арт-терапии. Юнг говорит о рисовании и лепке, реже танце. Связь происходит преимущественно за счет описания внутренних явлений. Однако, что часто остается «за кадром» арт-терапии, так это беседы с внутренними фигурами .

«В отличие от снов, которые представляют собой чистый продукт бессознательного, активное воображение дает выражение психическому фактору, который Юнг назвал трансцендентной функцией. (Это та функция, которая осуществляет синтез сознательной и бессознательной личности)» , — пишет М.Л. Фон Франц в «Психотерапии».

Активное воображение часто путают с пассивным, так называемым внутренним кино. С медитацией, грезами и мечтами.

«Но активное воображение, которое Юнг также с долей скептицизма называл «скрытым психозом», отличается от этих форм фантазирования тем, что человек полностью сознательно входит в событие. [Там же]. И «Фантазии, наполненные исполнением желаний, имеют менее, чем ничего общего с активным воображением.» [Там же]

«Не всегда можно порекомендовать использование активного воображения для анализандов. Оно ограничено уже тем фактом, что довольно много людей просто не могут преодолеть свое сопротивление по отношению к нему. Более, того, в случае латентного психоза или пограничных состояний это очень опасно. Использование активного воображения показано либо когда есть усиливающееся давление бессознательного. То есть, когда сновидений или слишком много, или когда эта часть жизни блокирована и нет потока».

«Элемент быстрого, результативного самоосвобождения от навязчивых аффектов и идей делает активное воображение особенно важным инструментом для самого врача. К.Г. Юнг даже полагал, что аналитику совершенно необходимо освоить данную медитативную технику. Как мы знаем, сильные эмоции очень заразны, и для аналитика трудно, хотя об этом обычно не говорят, избавиться от их пагубного влияния. Это особенно важно, если в тот же самый день должны прийти другие анализанды; в конце концов, их нельзя принимать в таком нарушенном состоянии, распространяя таким образом заразу еще дальше. Однако, всегда можно поместить себя в короткое активное воображение — в таких случаях редко требуется больше 10 минут — и освободиться таким путем» [Там же].

Как же выполняется активное воображение? М.Л. Фон Франц приводит 4 фазы этого процесса с различными уточнениями и предостережениями о возможных ошибках. В целом, процесс выглядит следующим образом:

Фазы активного воображения.

  1. Остановить внутренний диалог. Здесь как раз поможет рисование, песочная терапия и прочее творчество, захватывающее мысли.
  2. Позволить образам из бессознательного проникнуть в область внутреннего восприятия. При этом не следует как концентрироваться на образе, так и «запускать внутренне кино», находясь абстрагированным свидетелем.
  3. Третья фаза состоит в том, чтобы дать внутренним фантазиям форму. То есть, нарисовать, вылепить, станцевать свои восприятия. Первый тип ошибок в этой фазе в том, что результату деятельности придается слишком эстетическая форма, уводящая от сути, второй тип – в том, что работа выполнена совсем небрежно.
  4. Основная фаза, которая упускается в большинстве техник на основе воображения. Это – моральная конфронтация с тем материалом, который был произведен.

Естественно, эти фазы активного воображения легче описать, чем совершить в реальности. Несмотря на то, что если прочитать и освоить материал полностью и помнить обо всех ошибках. Это как с медитацией (повторюсь). Даже те, кто открывает для себя, что интуитивно они входили в состояние медитации, и пребывали в нем, то пытаясь сделать это по описанию в книгах у них ничего не получалось, потому что это – совсем другая, практически невыполнимая история.

«Новый (или, скорее очень давний) подход к активному воображению описан в книгах Карлоса Кастанеды. Это – метод шамана ДонаХуана, который он назвал сновидением. За ним стоят древние традиции мексиканских индейцев-шаманов. Ходят слухи, что многое в этих книгах было придумано Кастанедой, хотя и на основе подлинного материала шаманов. «Сновидение» — несомненно часть этого подлинного материала. Оно- исключительно индейское и никогда не могло бы быть изобретено белым человеком. «Сновидение достигается при помощи внешних явлений природы. Учитель Дон Хуан берет Кастанеду на прогулку в дикие пустынные места. В вечерних сумерках Кастанеда думает, что видит темную фигуру умирающего животного. Испуганный до смерти, он хочет бежать прочь, но затем вглядывается более пристально и видит, что это всего лишь сухая ветка. После всего Дон Хуан говорит: «То, что ты сделал, - это отнюдь не триумф. Ты зря растратил прекрасную силу - силу, вдохнувшую жизнь в сухой хворост. Ветка действительно была зверем, реальным зверем, и этот зверь был жив, когда сила коснулась ветки. И поскольку сила делала его живым, весь фокус состоял в том, чтобы, как в сновидении, сохранять образ зверя как можно дольше» [К. Кастанеда, «Путешествие в Икстлан»].

То, что Дон Хуан называет здесь силой, - это мана, мулунгу и т.д., другими словами, энергетический аспект коллективного бессознательного. Из-за обесценивания своей фантазии вследствие рационального её рассмотрения, Кастанеда растратил силу и упустил шанс «остановить мир» (это выражение Дона Хуана для приведения эго-мышления к остановке). Дон Хуан также называл такое сновидение «контролируемой глупостью », что отсылает нас к замечанию Юнга о том, что активное воображение является «добровольным психозом ».

Такая разновидность активного воображения с использованием внешних природных объектов напоминает об искусстве алхимиков, которые проводили своё активное воображение с металлами, растениями и камнями, но с одним отличием: у алхимиков всегда был сосуд. Сосуд был их imagination vera et non fantastica или их theoria. При этом они не теряли себя, но обладали неким «пониманием» событий в буквальном смысле, нечто вроде религиозной философии. Дон Хуан также обладал таким пониманием, но он не мог передать его Кастанеде и всегда был вынужден занимать лидирующую позицию.

Как мы уже упоминали, ритуалы, сопровождающие активное воображение, чрезвычайно эффективны, но также опасны. В этом случае часто констеллируется большое количество синхронистичных событий, которые легко интерпретировать как магию. Люди, находящиеся под угрозой превращения в психотиков, также часто ошибочно интерпретируют такие события очень опасным образом.» [М.Л. Фон Франц Психотерапия»]

Поэтому, прежде чем самостоятельно осваивать какие либо практики, удостоверьтесь в том, что вы имеете на это основания. Как в этой притче:

Жил-был в одной стране король, и было у того короля множество слуг и еще больше подданных. А еще в его правительстве было много министров.

И вот дошли как-то до короля слухи, что один из его министров пользуется тайными знаками, да еще бормочет какие-то странные заклинания.

Потребовал король от своего министра объяснений, и тот охотно все рассказал. Он поведал, что действия его направленны на овладение духовным миром.

Король был ужасно озадачен и обеспокоен. Как же так? Оказывается, существует целый мир, который ему не подвластен!

Мучась сомнениями, хитрый король выслушал своего министра, который чистосердечно рассказал ему все, что мог. Однако, когда король потребовал от министра научить его пользоваться этими знаками и заклинаниями, тот ответил: «Нет, Ваше Величество, к сожалению, это невозможно. Я не имею права посвящать Вас в эти знания».

Король, испугавшись, что он может утратить свою власть, и не желая, чтобы министры заметили это, отправил гонцов во все концы своей страны на поиски знающих людей,

И нашел-таки человека, которого ему удалось заставить научить его пользоваться знаками и мантрами.

Встретив через некоторое время министра, он с гордостью продемонстрировал ему знаки, сопроводив свои действия произнесением заклинаний, и в заключение спросил его, все ли правильно он сделал.

В ответ министр рассмеялся от всей души. «Нет, не правильно, — ответил он. – Хотя, конечно, это правильные знаки и правильные мантры. Но у Вас, Ваше величество, нет права ими пользоваться».

Тогда король потребовал он него пояснений, что все это значит. В отчет на это министр подозвал слуг и повелел им: «Арестуйте Короля!»

Слуги отказались выполнять такой приказ, и, сколько министр не настаивал, его приказ так и остался невыполненным.

Королю надоело наблюдать это представление, оно показалось ему весьма глупым, и он отдал приказ слугам: «Арестуйте этого министра!»

И слуги тотчас заковали министра в цепи.

Хохоча во все горло, министр сказал королю: «Вот Вы и получили ответ на свой вопрос.»

«Каким образом?», — удивился король.

И министр ответил: «И приказ, и исполнители были одни и те же, а вот право отдавать такой приказ есть не у каждого. Когда приказ отдал я, никто и не подумал его исполнять, а вот когда его отдали Вы, Ваше величество, он был исполнен немедленно.

Как у короля, у Вас есть власть над Вашими подданными, а у меня есть власть над этими знаками. Для того, чтобы знаки и слова начали действовать, нужно получить власть над ними.

И король понял то, что хотел сказать ему министр.

Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий Зеленский Валерий Всеволодович

Активное воображение

Активное воображение

Активное воображение представляет технику, разработанную Юнгом для работы с пациентами с целью развития отношений последних со своим бессознательным материалом, особенно с внутренними фигурами, возникающими в фантазиях и снах. С помощью активного воображения Юнг стремился к тому, чтобы индивид был восприимчивым и одновременно активным во взаимодействии и конфрон-тировании с разнообразными бессознательными архети-пическими элементами внутри своего психического. Работа активного воображения принципиально отличается от процесса сновидения, который, по мнению Юнга, просто протекает. В то же время активное воображение не является и направленной фантазией, в которой индивид управляет мыслями и желаниями своего Эго. В том виде, в каком техника активного воображения развита Юнгом, она направлена на колеблющуюся границу между пассивным рецептивным осознанием внутреннего бессознательного материала и активной избирательной ответной реакцией на этот материал в любой форме.

В свете юнговских идей о природе и функции психического активное воображение представляется естественным следствием того взгляда, что целостность есть результат превращения бессознательного в сознательное и что психическое является целенаправленным явлением. Активное воображение - один из способов непосредственной встречи с бессознательными устремлениями нашей внутренней жизни, поддерживающий одновременно, насколько это возможно, и наше сознательное ощущение самости, и нашу способность к информированному, этическому действию.

Как и многие другие понятия Юнга, активное воображение проще понять через непосредственное переживание, а не путем чтения, поскольку Юнг написал сравнительно мало о концептуальных основах самой техники. Следует начать чтение со статьи «Трансцендентная функция», где Юнг описывает, каким образом сознание и бессознательное работают в паре над корректировкой психической односторонности. В этом контексте Юнг продолжает объяснять, как активное воображение или фантазия могут помочь преодолеть или исцелить типичное расщепление между этими двумя противоположными психическими сферами. Кроме того, рекомендуется познакомиться со второй частью пятой тавистокской лекции Юнга. В ответ на вопрос о технике активного воображения Юнг подробно объясняет цель и результаты ее использования и дает небольшую презентацию материала фантазии пациента. Более детальное рассмотрение темы активного воображения связано с различными интерактивными отчетами, которые Юнг получал от пациентов в процессе своей клинической работы, - отчетами подробными и живыми, насыщенными разнообразными деталями, позволяющими понять, как Юнг использовал свою технику и каких результатов он достигал.

Литература

Юнг К. Г. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. - СПб.,

1998. Юнг К. Г. Исследование процесса индивидуации // Юнг К. Г.

Тэвистокские лекции. - М.; Киев, 1998. С. 211–283. Юнг К. Г. Психология и алхимия.-М.; Киев, 2003. С. 57–238. 70 кг К. Г. Терапевтические принципы психоанализа // Юнг К. Г. Критика психоанализа. - СПб., 2000. С. 119–171. Юнг К. Г. Трансцендентная функция // Юнг К. Г. Синхрония. - М.;

Киев, 2003. С. 13–40.

Из книги Сновидения и фантазии. Анализ и использование автора Джонсон Роберт

Активное воображение: осознанное использование способности к воображению Активное Воображение, подобно бессознательному, всегда присутствовало в человеческой жизни. Как и в случае со многими другими аспектами нашей внутренней жизни, человечество вновь обрело это

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

3. Активное Воображение

Из книги Парадокс перфекциониста автора Бен-Шахар Тал

Как отличить Активное Воображение от пассивной фантазии Активное Воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. Несмотря на то, что этот метод применялся многими людьми и его огромная практическая ценность

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

3.2 Активное Воображение как путешествие в миф Следующий пример Активного Воображения резко отличается от всего того, с чем мы познакомились до сих пор. Зачастую, когда люди начинают постоянно заниматься Активным Воображением, его результат имеет мало общего с их

Из книги Безопасное общение, или Как стать неуязвимым! автора Ковпак Дмитрий

Активное воображение: обращение к архетипам Можно прибегнуть к помощи активного воображения. Осознав, что его проблема состоит в склонности реагировать не думая, мужчина или мальчик может культивировать в себе привычку мысленно призывать Афину. Представив себе эту

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Активное принятие Когда директор компании, которого я консультировал, проявил интерес к семинару о лидерстве, я обратился за помощью к одному из своих друзей, эксперту по лидерству и превосходному оратору. Вместе с ним мы запланировали семинар и затем распределили между

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Активное слушание Еще Плутарх говорил: «Научись слушать и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо». Разные люди в разной степени умеют это делать: про одних говорят, что они «умеют слушать», о других, что они «не умеют». Существенно, что первые -

Из книги Книга Лилит автора Гурвиц Зигмунд

Сны, активное воображение и внутренние голоса Достижению целостности в юнгианском смысле также способствуют сновидения и «активное воображение» с этими сновидениями, помогающие нам вступить в диалог с нашими внутренними голосами и отвергнутыми сторонами. Для меня

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

§38. Пассивное и активное воображение В процессах воображения мы можем различать разную степень активности.Крайним случаем совершенно пассивного воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно, сами собой изменяются и вступают в

Из книги Переговоры. Секретные методики спецслужб автора Грэм Ричард

Активное слушание Станьте активным слушателем, научитесь придавать значение тому, что говорят окружающие. Внимательно слушая, вы почерпнете немало информации и найдете ключ к чужой личности. Будьте внимательны к тому, что говорится, и демонстрируйте это словами: «Да,

Из книги автора

Из книги автора

Активное слушание Активное слушание подразумевает принятие услышанного. Вы осознанно стремитесь вникнуть в сказанное ребенком – не оценивая, не пытаясь ничего изменить. Затем вы сообщаете ему то, что услышали – таким образом, чтобы ребенок заметил вашу

Из книги автора

Активное слушание Активное слушание – это попытка вникнуть в эмоциональное сообщение ребенка и показать ему, что вы стараетесь его понять. В ответ вы не посылаете ему собственное сообщение и ничего не интерпретируете, вы просто озвучиваете свое восприятие того, что

Из книги автора

Активное слушание При помощи активного слушания мы пытаемся понять чувства подростка, суть его слов. На практике это означает на время забыть о собственных догадках, предположениях и теориях и направить все свое внимание на эмоциональное сообщение девушки или юноши,

Х. Дикманн Методы в аналитической психологии

Занимающийся активным воображением человек должен сконцентрироваться на фрагменте внутренней фантазии и попытаться исключить все другие влияния, идущие из внешнего мира и мешающие ему. Фрагмент фантазии может быть взят из сновидения, а может возникнуть спонтанно.

Он может относиться к настроению или к аффекту — практически к любому эмоционально заряженному внутреннему переживанию. Как правило, если удерживать внимание на внутреннем образе, концентрируясь на нем, он постепенно начнет меняться.

Образ может начать двигаться. Аффект или настроение могут превратиться в подвижный образ или картинку.

Далее, наступает решающая ступень в активном воображении, когда выполняющий его человек входит в этот образ или вступает в диалог с появляющимися фигурами. Вначале часто бывает ощущение, что вы сами создали эти ответы или внутреннюю фигуру. Только постепенно, по мере накопления опыта, становится ясно, что приходящие из бессознательного фигуры говорят на своем собственном языке и являются автономными.

Например, одному пациенту снилось путешествие по незнакомой стране: он являлся членом группы, ведомой человеком в иноземных одеждах, объясняющим виды. Поскольку пациент стоял с краю и далеко от ведущего, он не мог понять, что тот говорил. Позже в активном воображении он подошел к тому незнакомцу и поговорил с ним. Он осознал, что объяснения иноземного ландшафта относились к текущей конфликтной ситуации в его жизни и что слова ведущего раскрывали ту сторону проблемы, которую он еще не обдумал. Благодаря этому, он смог взглянуть на ситуацию с другой стороны и лучше с ней справиться.

При выборе для активного воображения методов отличных от медитативной визуализации, таких, как рисование, изготовление моделей и т.п., важно сделать так, чтобы бессознательное могло свободно играть и имело возможность само принимать форму. Рассмотрим, например, автоматическое рисование. Нужно избежать сознательного намерения рисовать что-то конкретное, нужно позволить бессознательному вести вашу руку.

Тот же принцип сохраняется и для других форм, в которых может выразиться бессознательное. 45-летняя женщина, страдающая от относительно тяжелых приступов реактивной депрессии, которой раньше удавалось только спонтанно рисовать каракули, однажды приобрела глину и описала замысел своей первой скульптуры следующим образом:

Депрессия последних дней все еще не прошла, но мне стало лучше. Я чувствую себя как в паутине. Я захотела сделать что-нибудь из глины, и мне потребовалось много усилий, чтобы преодолеть свое сопротивление, хотя я чувствовала, что это мне поможет. Я не знала, как начать. Сперва я подумала о черном мужчине, недавно так сильно занявшем мои фантазии, но он не появлялся. Тогда я полчаса сжимала и вытягивала глину, наблюдая возникающие формы. Я видела головы животных, я ощущала холод глины и постепенно прекратила думать. Затем я увидела, как, в конце концов, появилась фигурка ребенка, как будто из самой земли. У ребенка белели зубки, он хотел прижаться к своей матери, положить головку между ее грудей. Так постепенно возникла фигурка матери и ребенка.

(Dieckmann 1971 с, р. 134).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!