Картотеки дидактических игр 1 младшая. Дидактические игры для детей первой младшей группы

«Давайте познакомимся!»№1

Цель : закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова. Материал : кукла. Ход игры К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться. Воспитатель. Давай познакомимся, меня зовут Анна Александровна, а тебя? Очень приятно! Дети по очереди подходят к кукле и знакомятся. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.

«Кто главный?»№2

Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье. Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок. Ход игры Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

«Найди листочек».№3

Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства. Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя. Ход игры Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три - такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.

«Оцени поступок».№4

Цель : с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность. Материал : сюжетные картинки. Ход игры Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Как зовут членов семьи».№5

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье. Ход игры Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Мое имя».№6

Цель: закреплять умение детей четко называть свое имя. Материал : мяч. Ход игры Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.

«Да или нет».№7

Цель : формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет. Ход игры Воспитатель предлагает поиграть в игру. Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.

«Ласковое слово».№ 8

Цель : учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье. Материал : мяч. Ход игры Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.

«Комплименты».№ 9

Цель : учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие. Ход игры Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

«Вежливые слова».№ 10

Цель : учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность. Материал: котик, сумка. Ход игры Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.

«Помоги зайчику».№ 11

Ц ель : продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность. Материал : игрушечный зайчик. Ход игры Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.

«Лишний предмет».№ 12

Цель : учить детей определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление. Материал : красные треугольники и квадраты разного размера; синие круги разного размера. Ход игры Воспитатель выставляет геометрические фигуры на наборное полотно, а дети

их называют. Затем воспитатель предлагает детям назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

«Что нам осень принесла?». № 13

Цель: закреплять с детьми признаки осени и ее дары; развивать память, мышление, речь. Материал: разноцветные листочки, овощи, фрукты, картина «Осень». Ход игры Воспитатель выставляет перед детьми картину «Осень», просит назвать время года, вспомнить, какие дары принесла осень людям. Для подсказки на столе разложены овощи, фрукты, разноцветные листочки.

«Зимние развлечения». № 14

Цель : закреплять знания детей о зимних развлечениях; развивать речь, внимание; воспитывать любовь к разным временам года. Материал : сюжетные картинки на тему «Зимние развлечения». Ход игры Дети рассматривают сюжетные картинки и рассказывают: в какие игры дети любят играть зимой.

«Весна». № 15

Цель : закреплять с детьми признаки весны; учить подбирать прилагательные к существительным; развивать речь, память, мышление. Материал: мяч. Ход игры Воспитатель бросает детям по очереди мяч. Воспитатель. Весна какая? Весной трава какая? Весной солнышко какое? Ребенок отвечает на вопросы и бросает мяч воспитателю.

«Времена года». № 16

Цель: учить детей называть времени года по их признаками, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание. Материал : большие картины с временами года и маленькие карточки с временами года для всех детей. Ход игры На стульях перед детьми стоят картины с временами года. На коврике лежат карточки. Воспитатель предлагает каждому ребенку взять одну карточку и подойти к картине с соответствующим временем года. Далее необходимо назвать свое время года, объяснить, почему ребенок подошел к той или иной картине.

«Когда это бывает?» № 17

Цель : учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание. Материал: картинки с временами года, загадки о временах года. Ход игры Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года на картинках и выставляют их на мольберт.

Снег на полях, Лед на реках

Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой)

Сошли снега, шумит вода, Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая, Все мертвое оживает, Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет, Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

«Что похоже на солнышко?»№ 18

Цель: закреплять знания детей о солнце, его форме, цвете, развивать зрительную память, логическое мышление. Материал: солнышко, предметные картинки. Ход игры На коврике лежат предметные картинки. Воспитатель предлагает детям взять только одну картинку, которая похожа на солнце (например: яблоко, мяч, вишня, апельсин). Дети по очереди показывают свои карточки и объясняют, почему они взяли именно эту картинку. (Например: «У меня мяч, потому что он круглый как солнышко».)

«Что где растет?». № 19

Цель: расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах, развивать память, речь, внимательность. Материал: вырезанные овощи и фрукты, макет дерева, макет огорода. Ход игры Воспитатель предлагает детям по очереди подойти к столу и взять один овощ или фрукт, назвать его, определить, где он растет и соответственно положить на макет огорода или повесить на макет дерева. Например: ребенок берет яблоко и говорит: «Это яблоко, оно растет в саду на дереве», потом подходит к макету дерева и вешает вырезанный фрукт на него.

«Далеко- близко» №20

Цель : учить ориентироваться в пространстве; находить и называть предметы, находящиеся на разном расстоянии.

Ход игры : предложить детям на рисунке или на местности определить местонахождение того или иного предмета и назвать его.

«Кто что ест?». № 21

Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных. Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них. Ход игры Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.

«Громко - тихо» №22
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа . Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Ход : Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

«Животные и их малыши». №23

Цель: учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание. Материал : серия картинок «Домашние животные с малышами». Ход игры Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами. Один ребенок берет животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детеныша.

«Кто где живет?». № 24

Цель : учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе. Материал : наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; бабушка; дом. Ход игры Дети сидят на стульчиках группами по 4-5 человек. Каждая группа изображает определенных животных или птиц. Воспитатель договаривается с каждой группой детей, голоса кого, животных или птиц они воспроизведут. Затем обходит «домик», стучит и спрашивает: «Кто в этой избушке живет?» Дети отвечают: «Ко-ко-ко!" Воспитатель отгадывает: «Здесь живут куры». Стучит в другой домик. Игра проводится несколько раз, затем она осложняется тем, что угадывает не воспитатель, а сами дети.

« Помири ежиков» № 25

Цель : Развитие умения группировать предметы по величине и цвету.
Материал : Изображение трех ежиков, разных по величине. Три яблока большого размера, три поменьше, три маленьких, красного, желтого и зеленого цветов. (вырезаны из картона)
Ход игры: В начале игры рассказать, что семейка ежиков – папа, мама и сынок - отправились на прогулку. Вдруг увидели большое дерево – яблоню, а под ним много яблок. Стали они между собой спорить, кто какое яблоко будет есть. Предложить ребятам помирить ежиков.
А)раздать яблоки в соответствии с размером ежика

(большое – большому, поменьше ежику - поменьше яблоко, маленькому – маленькое)

Б)раздать яблоки каждому ежику определенного цвета

(большому – только красные яблоки, поменьше ежику – желтые, маленькому - зеленые)

«Подбери по размеру » №26

Цель: Различать у детей умение различать предметы по размеру, соотносить предметы по соответствующему размеру.
Материал: Карточка с изображением цветов большого, среднего и маленького размеров. Набор бабочек, большого, среднего и маленького размеров.
Ход игры : Предложить ребенку выбрать на карточке самый большой цветок и насадить на него большую бабочку, затем цветок поменьше и насадить бабочку поменьше и наконец- выбрать самый маленький цветок и насадить на него самую маленькую бабочку.

«Подбери по цвету » № 27

Цель: Закрепление у детей знания основных цветов, умение соотносить предметы по цвету.
Материал : А) Карточки с изображением трех сарафанов основных цветов (красный, зеленый, синий) Три кармана соответствующего цвета.
Б) Карточки с изображением трех домов основных цветов (красный, зеленый, синий)
Три крыши соответствующего цвета.
Ход игры : Предложить ребенку (пришить) к зеленому сарафану карман зеленого цвета (красного, синего); домам подобрать крышу соответствующего цвета

«Большие и маленькие мячики» №28 .

Дидактическая задача . Учить различать цвет и величину (большой – маленький);развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Игровая задача . Подобрать мячики для кукол.

Игровое правило . Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры . Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:

Прыг да прыг, Все прыг да прыг, Спать наш мячик Не привык.

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

«Построим башню». № 29

Цель: закрепить понятие «устойчивый - неустойчивый». Материал: кубы разных размеров. Ход игры: Если у вас есть кубы разных размеров, проведите с ребенком эту игру. Пусть он убедится на собственном опыте, что, для того чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше - меньше, а еще выше - совсем маленькие. Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения по величине их надо прикладывать один к другому. Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из картонных фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался. Игра будет проходить намного интереснее, если вы дадите ребенку маленькую куклу и покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребенок лучше поймет и смысл последовательного расположения фигур.

«Что катится?» № 30

Цель : познакомить ребенка с формой предметов. Материал : шарики, кубики. Ход игры: Организуйте веселую игру-соревнование - кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурами, которые нужно катить, пусть будут шарик и... кубик . Наверное, вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: «Шарик катится, а кубик - нет». Обратите внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб. На рисунке они будут выглядеть просто, как круг и квадрат. Поучите малыша рисовать их.

«Кто как кричит?» № 31 Цель : Различать животных по звукоподражаниям,учить малыша копировать голоса животных.

Покажите картинки животных и попросите показать, например, котенка. Спросите: «Как котенок мяукает?» Таким же образом обыгрывайте другие картинки. Материал: мышка, утенок, лягушка, корова, кошка. Ход: В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал. - Мяу- мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) - Му-у-у - кто так мычит? (Корова.) - Ква-ква - чей это голос? (Лягушки.)

Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, поиграй со мной».)

«Назови животных на картинке» №32

Цель: учить узнавать животных по их внешнему виду и называть их Показывая малышу разных животных, попросите называть их. В дальнейшем можно усложнить задачу: спросите, где обитает то или иное животное, чем питается, попросите рассказать о его особенностях: хвосте, ушах, хоботе и т.д.

«Назови предмет» № 33

Цель : развивать умение детей узнавать и называть предметы. Обогащение словаря.

Показывая малышу иллюстрации с различными предметами, попросить назвать их. В дальнейшем можно усложнить задачу: спросите, для чего этот предмет нужен.

«Найди пару» №34

Цели: 1. Научить сопоставлять предметы, выделять основные признаки.

2. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

3. Закреплять понятия «разные», «одинаковые», «пара».

Оборудование : альбомный лист с двумя одинаковыми картинками (для прочности-заламинировать), два шнурка, парные картинки. Описание игры:

Вариант 1 Педагог раскладывает на столе все картинки рисунками вверх. Затем берет две из них и показывает играющим. Объясняет: «Это мяч и это мяч. Два мяча-пара». После этого предлагает участникам игры самим, точно также подобрать пары, нанизывая их на шнурочки. Игра заканчивается, когда все пары нанизаны на шнурок.

Вариант 2 Один набор картинок раздается играющим. Другой остается у педагога. Педагог описывает картинку, не показывая её детям. Они должны по описанию угадать и назвать предмет. Пару нанизывают на шнурочки.

Вариант 3 Все картинки раздаются детям. Дети описывают свои картинки, обращая внимание на название предмета, его цвет, форму, части. У кого вторая картинка - нанизывает картинку на шнурочки. Игра заканчивается, когда подобраны все пары.

«Выставка игрушек» №35.

Цель : обогащение словаря, развитие зрительной памяти. Рассмотрите вместе с малышом картинки, представленные ниже. Назовите каждую: «Вот кубик, вот машина…». Затем попросите малыша показать игрушку: «Где кукла? Покажи куклу». Пусть он укажет на нее пальчиком. Попросите малыша принести игрушки, которые он видел на картинках.

Игра «Солнце или дождик?»№ 36

Цель . Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Ход : Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

«Высоко-низко»№37 Цель игры: научить ребят определять расстояние до предмета (высоко – очень высоко – низко – очень низко), использовать в речи соответствующие слова. Вызывать радость от игры в коллективе сверстников. Развивать внимательность и умение сосредотачиваться на определенном предмете. Оборудование: 2–3 наиболее любимые игрушки среднего размера. Ход игры: воспитатель предлагает детям сыграть в игру, в которой они будут определять, на каком расстоянии от них находятся подготовленные игрушки. Руководитель просит ребят встать в ряд, а одного из них – разместить несколько игрушек в комнате таким образом, чтобы расстояния до них были различными. Далее дети говорят, какая игрушка находится высоко (ребенок не может ее самостоятельно достать), а какая – низко (игрушку можно взять, не прилагая особых усилий). Когда дети хорошо усвоят данные понятия, то можно ввести новые: «очень высоко» (невозможно достать даже воспитателю) и «очень низко» (находится на полу). Таким образом, при помощи сравнения ребята легче усваивают материал. А для его закрепления можно провести небольшое соревнование, в котором дети должны при помощи вопросов (как высоко или насколько низко расположена игрушка?) определить местонахождение искомого предмета. Подобным образом можно ввести такие понятия, как «далеко – очень далеко», «близко – очень близко». Такую игру можно проводить не только в комнате, но и на улице. При этом понятия «далеко» и «очень далеко» будут иными, чем в комнате

«Догадайся, что звучит 1» № 38
Цель:
Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.
Ход : Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

«Догадайся, что звучит 2» № 39 Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Ход : Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они

звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

«Назови, что видишь»№40

Цель: учить различать и называть предметы ближайшего окружения, выделять основные признаки (это дом – он высокий, в нём живут люди и др.)

«Кто что делает?»№ 41

Цель: учить называть действия детей, учить подбирать действия к существительным. Оборудование : предметные и сюжетные картинки Ход игры : На столе воспитателя лежат сюжетные картинки с одним действием (изображениями вниз) Воспитатель вызывает ребенка. Тот выбирает картинку, рассказывает о том, что на ней изображено, показывает всем.

«Кому что нужно?» №42 Цель : Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах, учить называть инструменты. Знакомить с профессиями. Ход игры . Взрослый раскладывает перед детьми модели ремесел (кузнец, плотник, крестьянин) и просит детей подобрать к ним необходимые орудия труда. Вариант . Взрослый загадывает загадки об орудиях труда, дети отгадывают и показывают карточку с данным орудием труда, обосновывая свой ответ. Вариант . Ведущий показывает орудие труда, а играющие объясняют кто его изготовил (Пример: ведущий показывает топор, а дети объясняют, что лезвие из металла, его сделал кузнец, а рукоятку из дерева, ее сделал плотник) .

«Назови дерево».№ 43 Цель : учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе. Материал: деревья на уличной площадке. Ход игры Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева. Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе. Игра продолжается, пока дети не устанут.

Дидактические игры

для младшей группы

Представленные дидактические игры на знакомство детей 1 младшей группы с цветом предмета помогут научить им различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении, а также будут решать обучающие задачи.

Перечень игр на знакомство с цветом предмета:

К кукле пришли гости
Цель: воспитывать желание активно участвовать в игре, учить различать цвета, подбирать цвета на глаз, с последующей проверкой.
Оборудование: чайная посуда, 4 куклы в платьях разного цвета.
Ход: дети рассматривают куклу, какая она красивая, называют цвет платья. «К кукле придут гости» (стук в дверь). За дверью машина с куклами. Дети здороваются с куклами и называют цвет их платьев. Затем дети помогают накрыть на стол, для каждой куклы своя чашка, тарелочка, ложечка. Для куклы в зеленом платье – зеленая, в синем платье – синяя. Дети пьют чай с куклами.
Занимательная палитра
Цель: развитие у детей пространственных представлений логического мышления, закрепление знаний детей о цвете.
Оборудование: фишки 6 цветов и одна палитра.
Ход: все дети превращаются в художников. Они договариваются кто какими красками будет рисовать. Затем ребенку предлагается выбрать цвет краски и найти ее место на палитре.
Игрушки
Цель: развивать способность ребенка группировать предметы по единому признаку – цвета, развивать восприятие цвета.
Оборудование: большая карта с 6 цветовыми полями, набор из 30 силуэтных изображений предметов 6 цветов.
Ход: «Посмотрите какие фигурки я вам принесла. Что это за фигурки? У каждой фигурки есть свой домик. Вот эти домики. Все домики разного цвета. Какого цвета этот домик, этот, а этот? Найди для каждой фигуры свой домик, но фигура найдет свой домик тогда, когда спрячется в нем.» Продолжительность игры 15-16 минут.

Найди палочку
Цель: учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных, закрепить умение группировать предметы по цвету.
Оборудование: палочки четырех цветов.
Ход: ребенку предлагают перемешать палочки, взять себе любую палочку и найти еще такую же. Так он выбирает все палочки такого же цвета. То же самое и с палочками другого цвета. Затем детям предлагается разместить палочки в виде домика, елочки, лодки, флажка

Одень мишку
Цель: учить различать и называть цвета.
Оборудование: карточки с силуэтным изображением медвежат в шапочках разных цветов и силуэтные изображения «шортики и кофточка».
Ход: детям предлагается посмотреть кто к ним пришел в гости. Обратить внимание детей, что у каждого медвежонка есть свой костюмчик, цвет которого совпадает с цветом шапочки. Дети подбирают соответствующие костюмчики.

Разноцветные ежики
Цель: развивать умение группировать предметы по признаку цвета.
Оборудование: ежики (силуэты) 4 цветов и бельевые прищепки соответствующих цветов.
Ход: детям предлагается посмотреть на разноцветных ежиков и выяснить чего не хватает у ежика (иголочек). Дети закрепляют прищепки соответствующего цвета на ежика.

Светофор
Цель: продолжать учить детей ориентироваться на цветовой сигнал, действовать в соответствии с ним.
Оборудование: плоскостные светофоры и отдельные кружки из плотного картона, игрушка Буратино.
Ход: дети сидят вокруг стола. На столе светофор и кружки. «Кто к нам в гости пришел?» (Буратино)
Буратино здоровается и говорит: «Я к вам очень спешил, а на улице много машин, а на какой свет светофора идти я не знаю, помогите мне». Воспитатель с детьми по очереди закрывает кружок на светофоре и объясняет на какой свет надо идти или стоять. Игра повторяется.

Соберемся на прогулку
Цель: учить детей выбирать нужный цвет, учить различать оттенки цвета.
Оборудование: карточки-пазлы, в верхней части которых нарисована куртка, а в нижней – шапка и шарф такого же цвета.
Ход: дети вспоминают, что надо одеть на улицу зимой, в какой последовательности надо одеваться. Затем воспитатель показывает куртку и шапку (на карточках), выясняют цвет. Затем детям предлагается собрать комплекты одежды (начинаем с двух комплектов).

Игры – обязательный элемент развития и воспитания ребенка. Дидактические игры помогают установить взаимосвязи между практическими и умственными действиями, что важно для детей любого возраста: в 2–3 года, 3–4 года, 4–6 лет.

Дидактическая игра – вид образовательной деятельности, организованный в формате игры. Занятия реализуют принципы игрового, активного обучения, подчиняются набору определенных правил, имеют строгую структуру и систему контрольно-оценочных средств.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить малыша.

Рассматриваемые игры, как и подвижные, музыкальные, создаются взрослыми (воспитателем, родителем) и предлагаются уже в готовом виде. Сначала дети овладевают игрой при помощи ее разработчиков, узнают правила, нормы действия, и со временем, после овладения необходимым содержанием, начинают играть в них самостоятельно.

Такого рода занятия – одни из ведущих в дошкольных образовательных организациях, поэтому используются воспитателями на всех ступенях развития детей: первая младшая группа (2–3 года), вторая младшая группа (3–4 года), средняя – 4–5 лет, старшая – 5–6 лет, подготовительная – 6–7 лет.

Правильно организованные дидактические игры развивают:

  • умственные и познавательные способности – дети узнают новую информацию, обобщают ее и закрепляют, расширяют свои знания о различных предметах, явлениях окружающей действительности, о растительном и животном мире. Развивается память, все виды внимания, наблюдательность, дети учатся высказывать суждения и умозаключения;
  • речь – происходит пополнение активного словаря и его актуализация в речевой деятельности;
  • социально-нравственные ценности – дети познают взаимоотношения между собой и взрослыми, между объектами живой и неживой природы, дети учатся сопереживать, уступать друг другу, быть справедливыми, внимательными по отношению к другому.

Обычно рассматриваемые игры подразделяют на 3 основные группы:

  1. Игры с предметами (игрушками) – направлены на непосредственное восприятие вещи и действие с ней, следовательно, ребенок знакомится с характеристиками этого предмета, его формой, цветом. При работе с несколькими игрушками, дети могут сравнивать их между собой, находить общее и различное. Этот вид заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность, развивает умение занимать себя и не мешать другим в группе.
  2. Настольно-печатные игры – направлены на знакомство с окружающей действительностью, флорой, фауной, явлениями живой и неживой природы. Такие задания способствуют развитию речевых умений, логики, внимательности, учат моделированию жизненных ситуаций, принимать решения, тренируют навыки самоконтроля.
  3. Словесные игры – развивают мышление и речь дошкольников. В основе этих игр говорение, что позволяет тренировать умение решать различные мыслительные задачи: описывать свойства и характеристики вещей или явлений, выделять их основные признаки, сравнивать разные предметы (явления) между собой, отгадывать их по описанию.

Дидактические игры для детей (2–3 лет или старше) проводит воспитатель или родитель, при этом он организует деятельность через ознакомление с содержанием и правилами игры, ее ходом действия, через наглядный пример того, как нужно играть. Заканчивается игра подведением ее итогов и анализом, который позволяет выявить индивидуальные характеристики детей.

Польза дидактических игр

Рассматриваемые игры развивают:

  • речь – дети слышат речь взрослого и других дошкольников, следовательно, пополняется словарный запас. Кроме того, ребята отвечают на вопросы, описывают что-либо, рассуждают, следовательно, тренируются имеющиеся речевые данные, происходит их совершенствование;
  • мышление – дошкольники расширяют знания о предметах, явлениях, о флоре и фауне, узнают новую информацию, могут сравнивать имеющийся опыт с полученным, тренируют память, логику, математические способности;
  • внимание – дети тренируют навыки слушания и понимания того, что нужно сделать, как правильно играть в игру, следовательно, становятся более внимательными, сосредоточенными, умеют регулировать свои действия;
  • физические качества – происходит развитие двигательной системы, дети становятся подвижными, активными, учатся контролировать свои движения, управлять ими, формируется психика ребенка с точки зрения способности к жизненной активности.

Развитие речи

Дидактические игры, направленные на развитие речевых умений, рекомендуется подбирать с учетом возрастного показателя. Такие занятия пополняют активный запас слов у малышей и учат выделять звуки воспитанников старшей группы.

Дидактические игры для детей 2–3 лет:

  1. «Дерево». Цель – развитие навыка использования в речи предлогов, активизация речевых умений, полученных ранее. Описание – воспитатель читает небольшое стихотворение и визуально показывает, что НА – сверху, а ПОД – снизу. После проигрывания действия, обсуждает вместе с детьми, что еще бывает НА и ПОД. Текст:

  1. «Кукла спит». Цель – развитие навыков говорения, слуха. Дополнительный реквизит – кукла и колыбельная (кроватка). Описание – задача дошкольника уложить куклу спать: покачать ее, пропеть колыбельную, положить в кроватку и накрыть одеялом. Следующий этап игры – педагог объясняет, что пока куколка спит, нужно разговаривать шепотом, чтобы не разбудить ее. При этом нужно вывести дошкольника на разговор, попросить рассказать о чем-либо. Завершающий этап – объявить, что кукла проснулась и теперь можно разговаривать в полный голос.

Занятия для дошкольников 4–5 лет:

  1. «Где что можно делать?». Цель – развитие умения применения в речи глаголов, навыков слушания, социально-нравственных ценностей. Описание – дети отвечают на вопросы педагога: «Что можно делать на детской площадке?» (отдыхать, играть, кататься с горки, бегать, общаться и т.д.), «Что можно делать на природе (в поликлинике, на даче и т.д.)?».
  2. «Какая, какой, какое». Цель – развитие умения применения в речи определений для различных предметов, явлений, активизировать имеющийся запас слов. Описание – воспитатель называет слова, а дошкольники по цепочке называют свойства, характерные для этих слов. Например: кошка – ласковая, полосатая, пушистая; пальто – теплое, осеннее, коричневое.

Игры для старшей группы:

  1. «Гласные звуки». Цель – развитие навыков выделения гласных звуков из состава слова. Описание – педагог называет слово, состоящее из одного, двух или трех слогов (все зависит от индивидуальных возможностей дошкольника), дети определяют на слух гласные звуки и называют их.
  2. «Лишнее слово». Цель – развитие слухового внимания, обогащение запаса слов и уточнение лексического значения. Описание – воспитатель называет цепочку слов, задача воспитанников – найти лишнее слово и объяснить свой выбор. Например: октябрь, январь, лето, июнь, август; джинсы, платье, туфли, свитер, пальто.

Развитие мышления

Дидактические игры, направленные на развитие мышления, будут полезны не только детям в 2–3 года, но и для средней, и для старшей группы. Грамотно организованные занятия способствуют тренировке всех ступеней интеллектуального становления мышления.

А именно:

  • наглядно-действенное – ребенок устанавливает причинно-следственные связи через решение простых практических задач;
  • наглядно-образное – дошкольник устанавливает связи, используя образное представление о предмете, явлении;
  • словесно-логическое – установление различных связей между словами и понятиями на обобщенном (абстрактном) уровне.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить мышление ребенка.

Задания на развитие мышления в младшей группе:

  1. «Кто что любит». Цель – развитие наглядно-действенного мышления, синтез знаний о животных. Описание – педагог раскладывает карточки с представителями фауны и едой для них, детям предлагается накормить каждого представителя.
  2. «Слова наоборот». Цель – развитие наглядно-образного мышления, умения анализировать. Описание – педагог называет слово, а воспитанникам нужно назвать противоположное слово: узкий — толстый, длинный – короткий и т.д.
  3. «Обобщи слова». Цель – развитие словесно-логического мышления, умения объединять слова в группы. Описание – задача детей обобщить слова, приведенные в цепочке педагога. Например: корова, лошадь, баран – домашние животные.

Игры для средней группы:

  1. «Потерявшаяся игрушка». Цель – развитие мышления, умения сосредотачиваться. Описание – перед ребенком ставят несколько игрушек, просят внимательно посмотреть на них и запомнить, затем дошкольник закрывает глаза, одну игрушку убирают и просят посмотреть, какая игрушка спряталась. Эту игру можно усложнить, если игрушки менять местами, при этом дошкольник должен вспомнить, в какой последовательности стояли предметы.
  2. «Найди клад». Цель – развитие логического мышления, пространственной ориентации, умения действовать по схеме. Описание – в комнате прячется какой-либо предмет и рисуется карта его местонахождения, задача детей – отыскать предмет, используя карту. Задание можно усложнить, если проводить его на детской площадке.

Упражнения для старших дошкольников:

  1. «Продолжи слово». Цель – развитие скорости мышления и соображения. Описание – воспитатель называет начальный слог, а ребенок должен придумать слово, начинающееся с этого слога. Можно усложнить задание и предложить придумать несколько слов на один слог.
  2. «Похож – не похож». Цель – развитие логического мышление, умения анализировать, оценивать предметы, явления, аргументировать свой ответ. Описание – педагог заранее расставляет в комнате различные предметы, задача дошкольника – найти похожие предметы, описать, что у них совпадает, доказать свою точку зрения.

Развитие внимания

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на развитие внимания тренируют умения внимательно слушать педагога , следить за обстановкой в группе, что в свою очередь приводит к запоминанию нужной информации.

Упражнения для младших дошкольников:

  1. «Лото». Цель – тренировка зрительного внимания, мышления, развитие речи. Дополнительный материал – парные карточки с картинками, один комплект карточек остается у педагога, второй комплект раздается детям (каждому по карточке). Описание – воспитатель показывает карточку, ребенок, у которого такая же картинка, быстро поднимает свою карточку и описывает ее.
  2. «Угадай, что делать». Цель – тренировка слухового внимания, умения соотносить свои действия с действиями педагога. Дополнительный материал – бубен, цветные флажки для каждого ребенка. Описание – воспитатель берет в руки бубен, дети берут флажки. Если бубен звучит громко, то дошкольники машут флагами, если тихо – держат руки на коленях.

Игры для средней группы:

  1. «Пуговицы». Цель – развитие памяти и внимания, умения находить способы запоминания предметов. Материалы – пуговицы, игровая доска от шахмат. Описание – воспитанники делятся на пары, каждый получает свой набор пуговиц. Первой игрок выставляет три пуговицы на своем игровом поле в любом месте, второй игрок запоминает расположение пуговиц, предметы накрываются, и второй же игрок повторяет расположение пуговиц на поле, затем проверяется правильность выполнения задания. Потом игроки меняются, пуговицы выставляет второй, а запоминает первый. Игру можно усложнить: 1) выставлением не 3-х, а большего числа пуговиц, 2) установления времени на запоминание и воспроизведение рисунка.
  2. «Зашумленные картинки». Цель – развитие непроизвольного внимания. Материал – карточки, на которых изображены линиями различные предметы. Описание – дети рассматривают картинки с несколькими изображениями и должны назвать предметы, которые там нарисованы. Усложнение задачи: воспитанники сначала запоминают предметы, а затем называют их по памяти.
  1. «Найди отличия». Цель – тренировка умения произвольно переключать и распределять внимание. Материал – карточка с картинками, имеющими различия. Описание – задача ребенка – найти все отличия. Можно усложнить упражнение, если подобрать изображения, отличающиеся какими-либо деталями.
  2. «Строители». Цель – тренировка наблюдательных способностей, распределения и концентрации внимания. Материал – карточки с 4 рисунками, карандаш. Описание – на карточке 4 рисунка – 1 полностью дорисованный, а в 3 других отсутствуют какие-либо детали, задача ребенка дорисовать оставшиеся рисунки так, чтобы у него получилось 4 одинаковых изображения.

Развитие физических качеств

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на тренировку физических качеств являются необходимыми для общего развития дошкольника. Двигательная активность может формироваться не только на уроках физкультуры, но и в группе или дома.

При выполнении упражнений, дети учатся координировать свои движения, становятся выносливыми и более здоровыми.

Игры для младших школьников:

  1. «Зеркала». Цель – закрепить способы ходьбы, прыжков, бега и других движений, развитие умения придумывать новые движения. Описание – дети образуют круг, они будут «зеркалами», ведущий стоит в центре круга и демонстрирует движения, остальные повторяют за ним. Кто лучше всех повторит – становится ведущим.
  2. «Озорной мячик». Цель – развить умение бросать спортивный снаряд двумя руками от груди. Описание – дети встают у намеченной линии и выполняют действия под стихотворение, которое произносит педагог:

Мы обнимаем мячик нежно,

Оттолкнем его небрежно.

А теперь догоним дружно:

Пожалеть его нам нужно!

Упражнения для средней группы:

  1. «Кто быстрее». Цель – развитие быстроты реакции, формирование умения слышать и понимать условия деятельности, выполнения всех действий правильно. Описание – разделить детей на группы, положить перед группами обруч, первые из каждой колонны берут обруч, поднимают его над головой и опускают через туловище на пол, переступают через снаряд и уходят в конец колонны. Педагог внимательно наблюдает за всеми группами и награждает флажком того, кто верно выполнил упражнение. Побеждает та группа, которая получила больше всего флагов.
  2. «Мышеловка». Цель – развитие быстроты реакции, умения ориентироваться в новых ситуациях. Описание – из детей формируется 2 группы, 1 группа – мышки, из 2 группы создаются 3 небольших круга – мышеловки, задача детей – поймать всех мышек. Педагог является ведущим игры, озвучивает действия: мышки бегают через мышеловки, но как только воспитатель говорит «Стоп», мышеловки закрываются, пойманные «мышата» становятся в круг.

Задания для старших дошкольников:

  1. «Сова». Цель – развитие координации движения. Описание – группа делится на 2 команды – бабочки и пчелки, 1 ребенок выбирается совой. По команде педагога – «день», команды бегают по поляне, «ночь» – все дети замирают, сова выходит на охоту и забирает тех, кто пошевелился. Игра заканчивается, когда сова поймает по 2–3 бабочки или пчелки.
  2. «Жмурка». Цель – тренировка умения ориентироваться в пространстве. Описание – дети формируют круг, выбираются двое играющих: одному завязывают глаза, а другому дают колокольчик. Задача первого игрока поймать второго с закрытыми глазами.

Картотека дидактических игр для младшей группы детского сада

«Что за предмет?» (игры с игрушками, предметами) – дети достают из мешочка различные предметы и называют их, описывают характеристики.

«Найди одинаковые предметы» (настольная игра) – дети получают карточки с несколькими рисунками, среди которых нужно найти одинаковые.

«Олины помощники» (словесная игра) – воспитатель берет куклу и спрашивает у детей, показывая на руки: «Это что?» (руки), «А что они делают» (берут, рисуют…). И так про каждую часть тела.

Дидактические игры по изучению цветов для детей раннего возраста

Дидактические игры помогают познакомить дошкольников с основными цветами и их оттенками. Сначала малыши изучают красный, синий и желтый цвета, затем к ним добавляются оранжевый, зеленый и черный цвета.

Основные дидактические игры с детьми:

  1. Игры с предметами – детям необходимо соотнести цвета двух предметов. Например: разложить цветные карандаши в баночки с соответствующим цветом; в коробке из-под обуви сделать несколько цветных карманов и складывать в них камушки; посадить бабочку на цветок того же цвета и т.п.
  2. Настольные игры – детям необходимо подобрать нужный цвет к чему-либо. Например: подготовить трафареты с фруктами, деревьями, цветами и другими предметами и попросить детей подобрать соответствующий цвет из кусочков цветной бумаги (яблоко – красное, шарик – желтый, ель – зеленая); подобрать скрепки того же цвета, что и рисунок.
  3. Словесные игры – детям необходимо описать, какие цвета они видят. Например: педагог показывает дошкольникам какой-либо рисунок и просит назвать те цвета, которые использовал художник. Это задание можно усложнить, если использовать не просто детские рисунки, а репродукции картин.

После изучения основных цветов, переходят к изучению оттенков, от светлых до темных тонов. Здесь можно использовать самостоятельно приготовленные палитры и прищепки с цветами, дать задание – подбери прищепку под соответствующий цвет палитры; или собрать гусеницу из различных оттенков, например, начиная с красного, переходящего в оранжевый и желтый.

Картотека дидактических игр для средних групп детского сада

В средней группе картотека игр может составляться по темам:

  1. «Ребенок и здоровье». Для изучения распорядка дня, детям предлагается рассмотреть картинки с изображениями распорядка дня и расположить их по порядку и прокомментировать: утро начинается с зарядки, завтрака и т.д. Такая игра знакомит детей со здоровым образом жизни, развивает речь, внимание и память.
  2. «Полезные продукты». Запомнить фрукты и овощи помогут следующие игры: дети достают из мешочка муляж какого-либо продукта и описывают его («это яблоко, оно круглое, красное и гладкое); педагог называет характеристики фрукта/овоща, а дети отгадывают его; дети пробуют с закрытыми глазами продукты и называют их, говорят какой у фрукта/овоща вкус.
  3. «Опасные предметы». Цель таких игр – познакомить детей с опасными предметами, которыми не следует играть или брать без разрешения взрослых. Например: воспитатель подготавливает карточки с опасными и безопасными предметами и просит воспитанников разложить их в две группы, объясняя свой выбор. Можно усложнить задание, предлагая рассказать детям, к каким травмам могут привести опасные вещи (порез, ушиб и т.д.).

Картотека дидактических игр для старших групп детского сада

Дидактические игры в старших группах:

  1. Игры с предметами: описание свойств предметов, нахождение общего и различного, сравнение предметов, постановка проблемных вопросов. Например, почему овал не катится.
  2. Настольно-печатные игры: математические задания – посчитать птиц, зверей, задания на внимательность, мышление – подобрать предметы для чего-либо (одеть девочку/мальчика, накрыть стол, разложить вещи по шкафам и т.п.), найти пару для чего-либо, задания на развитие социальных отношений – изучение различных профессий, способов поведения в общественных местах.
  3. Словесные игры: называние одним словом группы предметов, явлений, животных, растений, рассказ о профессии родителей, отгадывание загадок, составление рассказов («продолжи предложение»).

Дидактические игры для развития связной речи у дошкольников

Развитие речи – одна из важных задач педагогики: чем лучше развита связная речь, тем успешнее ребенок обучается , так как он умеет формировать и формулировать мысли, умеет использовать речь в качестве инструмента общения и воздействия на других людей.

Дидактические игры, помогающие развивать связную речь:

  1. «Зоопарк». Цель – развитие связной речи, умения описывать картинку, составлять мини-рассказ. Описание – дети получают картинки с животными, их задача внимательно рассмотреть их, а потом по очереди описать изображенное животное по схеме: внешний вид, чем питается.
  2. «Хороший – плохой». Цель – развитие связной речи, логического мышления, умения описывать героев сказки, строить рассуждение. Описание – воспитанники вместе с педагогом описывают характеры героев сказок, находят положительные и отрицательные черты характера, рассуждают, за что они могут похвалить того/иного героя (например, что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы).

Дидактическая игра своими руками

Дидактические игры для малышей:

  1. «Накорми колобка». Цель – развитие мелкой моторики детей. Описание – понадобится два небольших пластиковых контейнера, один из них должен быть круглым. К крышечке приклеить веселую рожицу (колобка), на месте рта сделать отверстие, во вторую баночку сложить фасоль. Задача ребенка – накормить колобка, т.е. переложить фасоль в баночку с рожицей.
  2. «Гвоздики и резинки». Цель – тренировка мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, изучение геометрических фигур. Описание – вырезать из фанеры квадрат нужного размера, раскрасить его, по всему пространству на равном расстоянии закрепить канцелярские гвоздики, задача ребенка – с помощью банковских резинок создавать различные геометрические фигуры, простые предметы (например, ель).

Занятия с детьми средней группы:

  1. «Коробочка ощущений». Цель – развитие моторики, воображения, умения определять предмет по его форме. Описание – взять коробку из-под обуви, в крышке проделать два отверстия и пришить к ним рукава из ткани, в коробку сложить различные предметы и накрыть крышкой. Задача детей – просунуть руки в рукава, найти предмет, отгадать и описать его.
  2. «Музыкальные конфетки». Цель – развитие слухового внимания, памяти, мышления. Описание – в яйца из-под киндер-сюрприза положить различные предметы – бусины, крупу, скрепки, обшить заготовки тканью в виде конфет (у каждого звука должна быть пара). Задача детей – найти пары одинаковых конфет.

Игры для старших дошкольников:

  1. «Мир флоры и фауны». Цель – развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, прививать любовь к живой природе, к бережному отношению к ней. Описание – вырезать представителей флоры и фауны, приклеить на картон. Задача детей – рассмотреть карточку с животным или растением, описать его, выделить основные характеристики и т.п.
  2. «Мозаика». Цель – развитие внимания, логического мышления, цветового восприятия. Описание – подготовить из цветной бумаги различные геометрические фигуры, кроме круга. Задача детей – составить из этих фигур мозаику таким образом, чтобы одинаковые цвета не соприкасались друг с другом.

Дидактические игры позволяют развивать все важные процессы: речь, внимание, мышление, воображение. Такие занятия полезны не только для детей 2–3 лет, но и для средней и старшей группы. Разнообразие игр позволяет выбирать воспитателю именно ту, которая будет направлена на развитие каждого ребенка.

Видео о том, какие дидактические игры необходимы и полезны для детей

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей:

Музыкально-дидактическая игра:

Игры для развития речевого дыхания делаем своими руками:

Кар тот ека

дидакти ческ их и г р.

1 мл ад ша я гру ппа .

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме.

Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Существует три вида дидактических игр:

1. Игры с предметами или игрушками.

Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.

2. Словесные игры.

Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

3. Настольно-печатные.

Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.

Олины помощники.

Цель: Образовывать форму множественного числа глаголов.

К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Оле.

Кукла идет. Воспитатель указывает на её ноги.

Что это? (Это ноги).

Они Олины помощники.

Что они делают? (ходят, бегают, танцуют)

Почтальон принёс открытку.

Цель : Учить образовывать формы глаголов в настоящем времени.

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель :

Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке? Правильно, Мишка.

Что он делает? Да, барабанит. (и т.д.)

Усложнения:

Эта открытка с изображением Мишки, адресована Ане. Аня, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Саше. Кто изображён, что делает?

Таким образом, дети правильно называют персонаж, и его действия. Затем воспитатель перемешивает открытки, показывает по одной, а дети отгадывают, чья это открытка.

Что за предмет?

Цель: учить правильно, называть предмет.

Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, называет его.

Разноцветный сундучок.

Цель: Учить детей называть предметы.

Воспитатель показывает детям сундучок и говорит:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.

Волшебный кубик.

Цель : Учить чётко,произносить звуки, подражать голосам животных.

Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит:

- «Вертись, крутись, на бочок ложись».

Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней стороне кубика (например - самолёт), произнести соответствующий звук (У- у- у).

Помоги мишутке найти свою тарелку.

Цель : Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой - маленький), сопоставлять их (маленькая тарелочка - маленькому мишутке, большая – большому медведю).

Воспитатель с детьми рассматривают игрушки (мишка маленький, мишка большой), затем спрашивает:

Какую тарелочку мы поставим Мишке маленькому? (маленькую) - Какую тарелочку мы поставим мишке большому? (большую)

У кого какая шубка.

Цель: Учить детей видеть характерные особенности животных и птиц.

Воспитатель показывает картинки и предлагает детям назвать, у кого шубка из меха, а у кого из перьев.

Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.
Ход:
Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок " Эхо" тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и.т.д.

Паровоз.

Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука « У».
Ход:
Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.

Лошадка.

Цель : Учить правильно, произносить звук «И».

Ход:
Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

Найди одинаковые предметы .

Цель : Учить сравнивать предметы, находить одинаковые,
активизировать речь детей.


Раз резные кар ти нки и куб ики .

Цель: Развивать умение детей, из отдельных частей(2-4 частей) составлять целый предмет.

Елена Борисова
Картотека дидактических игр для детей первой младшей группы

1. «Найди маму детенышу » Закреплять знания детей о животных и их детеныша . Учить детей узнавать и называть их. Воспитывать интерес к миру животных.

2. «Найди пару» Учить детей находить парные картинки . Развивать логическое мышление, память. Воспитывать усидчивость, заинтересованность.

3. «Что где растет» Закреплять знания детей об овощах и фруктах . Учить группировать картинки по классификации . Развивать связную речь, память, зрительное восприятие картинки .

4. «Оденем куклу на прогулку» . Учить детей последовательности одевания и раздевания куклы. Закреплять знания детей об одежде . Воспитывать аккуратное обращение с одеждой.

5. «Полевые цветы» Учить детей узнавать и называть полевые цветы. Закреплять знания об окружающем мире. Развивать эстетическое восприятие, создавать возможность для обогащения словарного запаса. Воспитывать любовь к природе.

6. «Собери картинку » Учить детей собирать целую картинку и нескольких частей . Развивать логическое мышление, образную память, речь детей , мелкую моторику. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

7. «Лото» Развивать логическое мышление детей , память, сосредоточенность. Закреплять представления детей об окружающем мире и получить новые сведения в процессе игры.

8. «Шнуровка» Развивать мелкую моторику пальчиков и рук, закреплять умение шнуровать в определенной последовательности (по схеме) .

9. «Посади рыбок в аквариум» .

Учить детей подбирать рыбок по контуру, развивать логическое мышление, зрительную память. Закреплять знания об аквариумных рыбках. Воспитывать любовь к природе.

10. «Собери бабочек на лугу» Учить детей подбирать бабочек по контуру, развивать логическое мышление, зрительную память. Закреплять знания о бабочках. Воспитывать любовь к живой природе.

11. «Из какой сказки гости пришли?» Учить детей узнавать и называть сказку и героев сказки. Развивать связную речь, создавать возможность для обогащения словарного запаса, совершенствования образной грамматической сторон речи. Воспитывать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

12. «Времена года» Формировать представления детей о временах года . Учить детей ориентировке в пространстве и времени. Создавать возможность для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры речи. Воспитывать воображение,

Умение воспевать красоту природы.

13. «Собери картинку » (пазлы) Формировать способность детей воссоздавать целую картинку из нескольких частей по образцу. Развивать сообразительность, мышление, зрительную память.

14. «Что мы делаем не скажем, а покажем» Формировать умение детей показывать действия , изображенные на картинке . Развивать произвольное внимание.

15. «Загадки» Развивать умение детей понять иносказание , выделять характерные признаки в загадке. Создавать возможность для обогащения словарного запаса, связной речи. Воспитывать культуру речи.

16. «Волшебная коробочка» Учить детей рациональным приемам осязательного обследования формы предмета. Развивать мышление детей , сенсорное развитие.

17. «Кому что принадлежит» Уточнять представления детей о людях разных профессий, об орудиях труда, необходимым людям той или иной профессии. Расширять представление о человеке, его деятельности и рукотворном мире. Воспитывать уважение к труду людей.

18. «Найди такую же» Упражнять детей в группировке предметов по цвету , форме и размеру. Развивать мышление, умение находить сходства и различия. Формировать развитие связной речи.

19. Лото «Кому что нужно» Развивать кругозор ребенка, сообразительность, наблюдательность. Систематизировать имеющиеся знания детей . Воспитывать усидчивость, терпение.

20. «Собери гусеничку, черепашку, улитку» Формировать умение детей собирать целую картинку из частей . Развивать логическое мышление, память, сообразительность. Закреплять знания о строении тела насекомых, земноводных.

21. «Узнай по описанию» Развивать образное мышление детей , фантазию, внимание. Способствовать совершенствованию звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи.

22. «Помоги героям сказки» Учить детей узнавать и называть героев сказки и сказку, группировать героев по сказкам . Развивать зрительную память, мышление, внимание.

23. «Счастье, радость, грусть» Учить детей определять по картинке эмоциональные чувства, называть их. Развивать наблюдательность. Воспитывать желание дарить людям только положительные эмоции.

24. «Сложи геометрическую фигуру» Создавать возможность для возникновения и развития у детей элементарных математических представлений о геометрических фигурах. Упражнять детей в комбинировании фигур, формировать умение видеть взаимоотношение и взаиморасположение частей целого.

25. «Вредно- полезно» . Упражнять детей в умении группировать предметы по их признакам. Развивать логическое мышление, память. Систематизировать имеющиеся знания детей .

26. «Подводный мир» Сформировать у детей целостную картину мира , познакомить с разнообразием подводного мира. Воспитывать интерес и любовь к природе мирового океана.

27. «Когда это бывает?» Закреплять знания детей о частях суток , о деятельности детей в разное время суток. Расширять представления детей о временных отрезках.

28. «Кто что делает?» Закреплять представления детей о труде сельских жителей, о результате труда. Воспитывать уважение к труду селян.

29. Развивающее лото : «Игрушки»

«Животные и птицы»

«Мир животных пустыни» Закреплять представления детей об окружающих их мире, получать новые сведения в процессе игры. Познакомить с разнообразными условиями жизни на Земле.

30. «В гости к кукле» Формировать знания детей о посуде : чайной, столовой, кухонной. Учить группировать посуду по назначению. Развивать память, мышление. Воспитывать чувство гостеприимства.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр Дидактическая игра «Хорошо или плохо?» Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы;.

Дидактические игры имеют большое значение в процессе образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного.

Картотека дидактических игр, направленных на автоматизацию поставленных звуков у детей дошкольного возраста Чтобы маленькие дети овладели необходимыми умениями и навыками, их надо этому научить. Для обучения детей и созданы дидактические игры.

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!