Как взрослым научить детей играть. Примеры самостоятельных игр

Как научить ребёнка играть самостоятельно? Вопрос этот волнует многих родителей. Отчасти потому, что когда малыш занят чем-то своим, мама и папа могут посвятить это время домашним хлопотам, заняться каким-нибудь любимым делом, или просто отдохнуть. А отчасти - родители ведь понимают, что развитие у карапуза умения найти для себя интересное занятие и способности некоторое время обходиться без опеки взрослых – это очередной этап взросления крохи. Ещё одна ступенька на пути становления его, как личности. Перешагнуть через которую никак нельзя. И то, насколько быстро ребёнок освоит новый навык, напрямую зависит от того, сколько усилий приложат для этого его родные.

Зачем учить малыша играть самостоятельно?

Так же, как малютка не умеет есть самостоятельно или, например, одеваться, играть один он тоже не сможет до тех пор, пока ему не покажут, как это делается. Мало того, должно пройти некоторое время, чтобы у крохи накопился определённый игровой опыт.

Играть ребёнка нужно учить так же, как и ходить, принимать пищу или одеваться самостоятельно

Играя один, малыш моделирует жизненные ситуации, ищет пути выхода из затруднительных положений, примеряет на себя разные образы, формирует в своём сознании собственное отношение к добру и злу, правде и неправде и др.

Самостоятельная игра развивает в ребёнке:

  • чувство уверенности в себе и своих силах;
  • устную речь и ;
  • воображение и ;
  • инициативу и терпение;
  • настойчивость и умение преодолевать трудности;
  • навыки в поиске альтернативных решений.

Но всё это возможно только при условии, что родители будут периодически направлять игру в нужное русло, и обеспечат ребёнка правильным (с точки зрения смысловой наполненности) и качественным игровым инвентарём.

Карапуза нужно сначала научить играть в разные игры, а потом уже ожидать от него проявления инициативы и какой-то увлечённости игровым процессом.

Организовать игровое пространство для малыша нужно так, чтобы он во время игры ощущал себя максимально комфортно

Игровое пространство

Для начала, продумайте, где и чем будет играть ребёнок, чтобы вы спокойно могли оставить его на некоторое время одного. Кроха должен чувствовать себя комфортно. И находиться в полной безопасности при этом.

Многочисленные запреты помешают карапузу быть самостоятельным и активным. Поэтому лучше предусмотреть все опасности, которые могут подстеречь малютку во время игры, и устранить их заблаговременно.

Не скользкий пол, лёгкие устойчивые стулья, низкие . Всё ценное, бьющееся и потенциально опасное для малыша не должно находиться в пределах его досягаемости.

Со всей серьёзностью подойдите к вопросу . Ребёнку должно быть удобно их доставать и после игры ставить на место. Расставляйте игрушки так, чтобы ими крохе сразу же хотелось поиграть.

Пупса определите в детскую колясочку, вокруг столика с игрушечной посудой рассадите гостей, из конструктора сложите дом, а пластмассовых зверушек расположите соответственно сюжету какой-то знакомой малютке сказки.

Не ограничивайтесь покупкой игрушек в магазине. Предметы домашнего обихода тоже подойдут для самостоятельных игр вашего ребёнка, так как позволят ему имитировать деятельность взрослых

Какие игрушки лучше предложить?

Игрушек в единовременном распоряжении карапуза должно быть немного. Регулярно производите ревизии в малышовом хозяйстве. Прячьте те, к которым на данный момент интерес у ребёнка угас, и выставляйте те, за которыми он уже успел соскучиться.

Благодаря этой хитрости вы всегда сможете увлечь кроху, выставив перед ним мешок позабытых игрушек. К тому же новые покупать можно будет не так уж и часто.

Игрушки для самостоятельных игр

  1. Игрушечные копии предметов домашнего обихода, чтобы малыш мог подражать занятиям взрослых.
  2. Всё, что поможет крохе познавать мир, исследовать свойства, например, воды, песка и т.п.
  3. Любимые игрушечные друзья (плюшевые мишки-зайцы, куклы), с которыми карапуз спит, ест, ходит на прогулки. Которые воспринимаются ребёнком, как живые, и с которыми ему никогда не бывает грустно и скучно.
  4. Укромные убежища (домики, палатки, шалаши). Они могут быть покупными, а можно и самим их строить из подручных материалов (табуретов, столов, подушек).
  5. Коляски, каталки, машинки на радиоуправлении или на верёвочке.
  6. Спортивные игрушки: мячи, гантели, обручи, скакалки.
  7. Игры, в которые малыш уже умеет играть хорошо, но ещё не потерял к ним интерес.
  8. Множество ненужных, с вашей точки зрения, вещей (коробки, лоскутки, болтики, палочки, мешочки, каштаны, камушки и т.п.).

Некоторые игрушки воспринимаются малышом, как живые, они становятся ему друзьями, с которыми не скучно и не страшно. Во время приучения крохи к самостоятельным играм, можно, для начала, разыгрывать сюжеты с ними

Интерактивные игрушки для самостоятельных игр лучше не приобретать. Они не способствуют развитию воображения у ребёнка, ограничивают полёт фантазии рамками написанной программы.

А кроха должен научиться в каждом предмете окружающей его обстановки находить игрушку. У малышей с хорошей фантазией пустая коробочка превращается в автомобиль, носок – в змею, а папин комнатный тапочек – в бригантину.

Карапуз по достоинству оценит яркие и выразительные игрушки, которые можно использовать для разных игр, не ограничивая способы применения и не привязываясь к конкретному сюжету.

Ребёнку 1-2 года: с чего начать?

Стремление к самостоятельности заложено в ребёнке природой. Вам нужно лишь всячески его развивать. В 1-2 года, когда кроха пытается сам ходить, сам есть, сам одеваться, помогать вам по хозяйству, не препятствуйте ему.

Пусть это не всегда удобно для вас. Одевание на прогулку, например, занимает больше времени, или после еды приходится отмывать полкухни. Потерпите совсем немного.

Навыки придут, а с ними и вера в себя, и стремление справляться с поставленными задачами, и умение в некоторых ситуациях (список которых будет со временем расширяться) обходиться без помощи взрослых.

А ещё, для начала, в вашем арсенале должно появиться несколько безобидных хитростей.

Волшебный мешок

Сложите в яркий красочный «бездонный» мешок всякую всячину. Конечно, при выборе этой самой всячины не забывайте о безопасности ребёнка. Это могут быть мелкие игрушки, коробочки, бутылочки, бусики, ракушки и др. Всё, что в понятии вашего малыша является настоящими сокровищами. И невзначай оставьте карапуза наедине с волшебным мешком. Обязательные условия: не забывайте время от времени содержимое мешка обновлять и не давайте его ребёнку слишком часто.

Интересно, надолго ли содержимое шкафа увлечёт карапуза?

Заветный шкаф

В пределах досягаемости крохи «случайно» забудьте закрыть дверцу шкафа, за которую он недавно так настойчиво пытался заглянуть. Предварительно, опять же, проверьте, что там не лежит чего-нибудь ценного да опасного. И выйдите из комнаты. Интересно, занятый исследовательской деятельностью, насколько долго малыш не будет замечать, что вас-то рядом с ним нет.

Мамина сумка

Какой карапуз не мечтает навести порядок в маминой сумке? Так предоставьте своему крохе такую возможность. Правда, сначала сами проведите в ней ревизию и оставьте лишь то, чего вам не жалко и что полностью безопасно для маленького естествоиспытателя. Сумка вряд ли заменит вас полностью, но на некоторое время малыш ею, определённо, удовлетворится.

Не ожидайте мгновенных результатов. Ребёнок, бесспорно, научится играть самостоятельно. Но на это уйдёт некоторое время. У кого-то больше, у кого-то меньше. Это зависит от темперамента малыша. А также от вашей компетентности в данном вопросе и от вашего же терпения.

Вы должны соблюдать некоторые обязательные условия, приучая кроху проводить время без вас.

Во-первых , карапуз во время любого обучающего процесса должен хорошо себя чувствовать и находиться в хорошем расположении духа.

И, во-вторых , игра в одиночестве для крохи не должна стать испытанием – соблюдайте меру, не нужно настаивать, если малышу подобный ход событий не нравится.

В 3-4 года ребёнок начинает играть в ролевые игры, строить более сложные сюжетные линии

Игры для детей 3-4 лет

С накоплением игрового опыта (а это, примерно, годам к трём-четырём) ребёнок готов перейти к новой форме самостоятельной игрысюжетно-ролевой. Мама-папа при этом могут предлагать новые сюжеты, помогать малышу выстраивать более сложные комбинации.

Во что играют дошколята?

  • С куклами (в дочки-мамы, в семью, в больницу, в магазин, в разные профессии).
  • С машинами (в грузоперевозки, в такси, в автосалон, в парковку).
  • Со зверями (в ферму, в цирк, в зоопарк).
  • Со спортивными игрушками (эстафеты, турниры, тренировки).
  • Обыгрывают сюжеты любимых сказок и мультфильмов.
  • Любят играть в игры со сменой нарядов.

Родители могут быть партнёрами, советчиками или сторонними наблюдателями, но правила игры всегда должен устанавливать сам малыш. Для игр по правилам наступит ещё своё время

В этом возрасте главное условие для родных – не навязывать своё видение. В 3-4 года не нужно ограничивать фантазию малыша. Вы можете быть партнёром или сторонним наблюдателем, советчиком. Но правила при этом должен устанавливать ребёнок.

И помните, чем больше с крохой играют, тем ярче проявляется у него интерес к играм, и тем быстрее он начинает играть самостоятельно.

Видео «Как добиться, чтобы ребёнок играл сам?»

Значимость игры в жизни ребенка переоценить невозможно. Именно через игру малыш получает большую часть информации, важной для дальнейшей жизни.

Но большинство родителей даже понятия не имеют, что игра представляет собой очень сложный вид деятельности, которому тоже необходимо обучать.

Что представляет собой игра ребенка в раннем возрасте

Самые первые проявления игры родители могут заметить у своей крохи уже к двум годам. Но это игрой еще не назовешь. Малыш начинает заменять один предмет на другой (например, кубик может для него превратиться в булочку для игрушечного щенка, а песок заменит кашу в кукольной тарелке). Вся игра сводится к выполнению какого-нибудь одного действия: варит, кормит, укладывает и т.п.

Что требуется от родителей на этом этапе?

Взрослые должны поддерживать интерес малыша к играм других детей

Ребятишки в этом возрасте вместе играть еще не умеют, они просто сидят рядышком, при этом каждый играет своей игрушкой, что абсолютно нормально для этого возраста. Но родители уже в этот период не должны сидеть сложа руки. Задача взрослых - формировать и поддерживать интерес своей крохи к играм других детей. Подведите малыша к играющему ребенку, расскажите о том, что он играет и мешать не стоит, но можно помочь (например, дать свою игрушку на время). Так у малыша будет появляться опыт, который пригодится в более сложных играх.

Не настаивать на соблюдении малышом последовательности действий

Когда ребенок этого возраста играет, то его действия разрознены. О последовательности тоже еще не идет речи. Сначала он может накормить куклу «мороженым», а уж потом будут «котлеты». Да для малыша это и не имеет никакого значения. Взрослые не должны требовать от ребенка последовательности в выполнении действий. Ему эта задача еще не под силу. Что касается родителей, то им следует показывать, как выполняются отдельные действия. Дальше малыш будет справляться сам.

Не волноваться, если ребенок много играет

У некоторых родителей поводом для волнения является то обстоятельство, что малыш слишком много играет и живет в нереальном мире, который придумал сам. Всем понятны страхи этих родителей. Их беспокоит будущее. Но раньше времени не стоит бить тревогу. Присмотритесь внимательнее к игре своего малыша, и поймете, что он логичен и не уходит от действительности. Если сомневаетесь, то можно проверить. Положите два кубика: один большего размера, а другой поменьше. Предложите малышу выбрать, какой кубик будет заменять маму, а какой - ребенка. Он сделает правильный выбор: большой - мама, маленький - ребенок. Как видите, всё полностью соответствует реальности.

Родителям стоит задуматься только в тех случаях, когда:

  • ребенок очень увлечен однообразной игрой;
  • действует алогично и не руководствуется окружающими впечатлениями (вспомните пример с кубиками).

Какие изменения происходят в игре ребенка в возрасте 3-4 лет

Малыш этого возраста переходит на следующую ступень развития игры. Теперь ему становятся интересны взаимоотношения между людьми. На первый план выходит общение. Парикмахер не только стрижет клиента, но и разговаривает с ним, обсуждает прическу; продавец не только продает товар, но и помогает его выбрать (иначе говоря, вступают в отношения).

Появление ролевой игры

Это уже начало ролевой игры. Помощь взрослого тут, безусловно, будет необходима. Теперь малышу уже важно не просто выполнить какое-то действие, а сыграть целую роль. Здесь и нужна помощь взрослого.

Внимательно наблюдайте за игрой и вмешайтесь, если цепочка действий будет нарушена. Ребенок теперь должен четко придерживаться необходимой последовательности: сначала приготовил, а только потом покормил, но не наоборот. Взрослые должны быть внимательны и подсказывать малышу правильный ход событий.

Развивается сюжетная игра

Если есть роль, то должен быть и сюжет. Так появляются сюжетные игры. Безусловно, первыми будут самые простые сюжеты. Это быт: прогулки, кормление, купание, одевание и т.п. По мере взросления усложняется и содержание игры. Теперь дети увлеченно играют в больницу, стройку, детский сад. К этому присоединяются игры с общественно-политическим содержанием: война, космос.

Развитию сюжета должны помогать родители. Это не составит большого труда. Вашей задачей будет наблюдение: как играет, во что играет, как дело обстоит с сюжетами.

Если видите, что игра не совсем полноценна, обязательно помогите ребенку. Обсудите особенности той профессии, в которую играет малыш; посмотрите иллюстрации или фильмы на эту тему. Можно посоветовать соединить несколько сюжетов. Например, в такой обширный сюжет, каким является путешествие, могут входить более мелкие: прогулка по городу, посещение фермы, поездка на поезде и т.д. Не стесняйтесь, играйте вместе со своим чадом - и игра будет приносить удовольствие и пользу не только ему.

Обратите внимание еще на один момент: как в игре у ребенка складываются отношения со сверстниками. Если видите, что не всё гладко, то найдите причину и поиграйте с ним дома. Возможно, потребуется объяснить, как правильно выбрать сюжет и распределить роли; не лишним будет рассказать о правилах поведения и т.д. Это всё очень индивидуально. Взрослому человеку несложно найти ошибку, которая мешает ребенку играть в коллективе.

Какие игры характерны для детей в возрасте 5-6 лет

Следующая ступень в развитии игры - игра с правилами. Это прятки, салочки, выбивной и т.п. Игры такого уровня готовят ребенка к школе. Те требования, которые следует выполнять во время игры, настраивают будущего школьника на учебную деятельность. Подумайте сами: умение правильно оценивать свои действия, выдержка, самоконтроль, умение подчиняться правилам - полный набор требований для успешной учебы.

P.S. Уверенно двигайтесь со своим ребенком вперед, но ни в коем случае не подгоняйте его: для очередного этапа развития природа каждому отвела свое время. Пропустив очередную ступеньку, вы лишаете ребенка части знаний, от которых зависит успех его дальнейшего развития.

Ваш ребёнок растёт не по дням, а по часам. И периодически у мам и пап закрадывается мысль: «Ну вот, ещё чуть-чуть подрастёшь и сможешь играть сам, а у меня появится пара часов для себя». Однако это не совсем так: для того чтобы у малыша получалось на 40-50 минут занять себя самостоятельно, родителям следует приложить немало усилий. Мы расскажем, как научить и увлечь малыша игрой в одиночку.

Польза от самостоятельной игры

Играя самостоятельно, малыш учится находить решения

В. А. Сухомлинский: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Обучать кроху навыкам самостоятельной игры важно не для того, чтобы занять его время и позволить себе расслабиться. Самостоятельная игра – важный показатель правильного развития ребёнка. При этом умение найти себе занятие существенно влияет на личностный рост и характер малыша. В частности, игра с самим собой развивает:

  • инициативность (ведь решение конкретных игровых задач требует от карапуза принятия быстрых решений – неожиданно возникшая на пути машинки пирамида может быть либо передвинута, либо сбита – выбор нужно сделать мгновенно);
  • способность преодолевать преграды (та или иная игровая деятельность имеет определённый сюжет, развитие которого требует от ребёнка найти выход из сложившихся обстоятельств – если пупс замочил штанишки, то его необходимо переодеть);
  • настойчивость (чтобы получить желаемый результат игры, малыш должен пройти определённые стадии, например, чтобы собрать красивый пазл-кораблик, следует правильно подобрать все элементы, пробуя совместить их);
  • умение ориентироваться по обстоятельствам (чтобы одеть куклу для похода в детский сад, нужно подобрать ей уместную одежду, по порядку надеть все детали туалета);
  • терпение (для решения головоломок малышу приходится несколько раз просматривать задание, подбирать ответы).

Почему он не играет сам или не может занять себя игрушками

Нежелание играть самостоятельно может быть вызвано чувством одиночества

Довольно распространённая проблема, когда малыш не хочет играть самостоятельно. Это настораживает родителей, а между тем причины такого поведения малыша кроются именно во взрослых. Дело в том, что в 2-4 года у детей формируется навык ролевой игры, то есть в этом возрасте очень интересны куклы-машинки-зверушки. Заботливые родственники это понимают, и вот тут начинается безмерное снабжение игрушками. Вспомните своё детство: одна-две куклы, пара машинок и деревянная пирамидка. Зато мы могли часами играть с ними, придумывая им имена, разыгрывая целые спектакли с таким незамысловатым набором. Нет, не стоит выбрасывать замечательных развивающих медведей, обучающих счёту, или парковочную зону для гоночных автомобилей, просто ограничьте их количество. Почему? Ребёнок не успевает привязаться к игрушке, прочувствовать её и выпустить на волю свою фантазию. Кроме того, дети нуждаются в примере. То есть если вы им не покажете, как можно играть с машинкой, то у малыша не только не появится представление о самой игрушке, но и толчка для дальнейшего придумывания игрового сюжета не возникнет.

Что касается деток постарше, 5-7 лет, то отказ от самостоятельной игры в этом возрасте может говорить о том, что малыш страдает от одиночества. Если ребёнок испытывает недостаток общения с родителями, то абсолютно логично, что он не захочет уединяться даже с самыми забавными игрушками. Важно дать ребёнку понять, что это ваша с ним общая игра, просто иногда он может и сам ею заниматься. Также в этом возрасте дети очень чувствительны к неудачам. Поэтому если у ребёнка не получается собрать пазл, он не будет корпеть над ним в одиночестве. Подойдите и направьте мысль карапуза – это даст нужный толчок для возобновления интереса.

У малыша обязательно должна быть хоть маленькая, но собственная игровая зона

Методика приучения ребёнка к самостоятельным играм – неиссякаемая тема обсуждения педагогов и психологов. Все эти изыскания можно объединить в несколько действенных советов для взрослых, тогда научить малыша будет легче.


Умение играть самостоятельно – показатель взросления вашего малыша. Однако не стоит бить тревогу, если пока он не слишком стремится играть в одиночку. Терпеливо показывайте ребёнку, как можно интересно обыграть ту или иную игрушку, чтобы у него появился интерес искать новые пути развлечения. И обязательно участвуйте в игровой деятельности своего чада, хвалите его – тогда он вырастет не только самостоятельным человеком, но и станет уверенной в своих силах личностью.

Подрастая, ребенок доставляет родителям все больше хлопот. Двухлетний малыш не всегда может сам себя занять надолго, ему требуется постоянное присутствие мамы. Как же научить ребенка играть одному, чтобы выкроить время для хозяйства? Этот вопрос часто встает перед молодыми мамами, которые не успевают решать ежедневные задачи по дому. Мы постараемся разобраться, какие ошибки совершают родители малышей и научим тому, как занять ребенка.

Иногда маме очень хочется предоставить ребенка самому себе и спокойно заниматься делами

Игра и ее значение

Важным элементом развития ребенка, его психологического и физического созревания, является игра. Ее функция кроется не столько в результате, сколько в самом процессе. Малыш сам придумывает правила, сочиняет сюжет, ищет применение знакомым вещам – строит поезд из стульев, собирает новую модель из конструктора или просто играет в дочки-матери. Все это служит мощным толчком в развитии нервной системы, а также воспитывает элементарные навыки, которые принесут пользу во взрослой жизни.

Играть можно не только с другими детьми или выполнять правила, придуманные мамой. Важно, чтобы ребенок смог попадать в волшебный мир игры самостоятельно, ведь так он учится многому - преодолевать препятствия, развивать мышление, фантазию, искать различные способы решения. Какая игра наиболее комфортна в каждом возрасте? Как приучить малыша быть самодостаточным, не терять интерес к своим действиям на протяжении длительного периода?

Разделение интересов по возрастам

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Для каждого возраста существуют наиболее удачные игры, очень важно уметь правильно их подбирать. То, что понравится ребенку 5 лет, не подойдет 3-летнему. Двухлетний малыш не сможет разбираться в хитроумных правилах настольных игр или перевоплощаться в какого-либо героя мультфильма. Для этого возраста идеальна деятельность, предлагающая использовать, брать в руки различные предметы. Малыш именно сейчас учится управлять своим телом – прыгать, спускаться по ступеням, а также начинает постигать манипуляции по складыванию игрушек в коробки или ящики.


Двухлетний ребенок пока не может осилить сложные сюжетные игры

Занятия для детей 1,5-2 лет

Чаще всего мама 1-2-годовалого малыша находится рядом и время от времени пытается заинтересовать его игрушкой, чтобы он не требовал от нее слишком много внимания. Если же у крохи не все получается, он сразу же дает понять, что ему нужна помощь. В этом возрасте ребенок вполне может находиться в одиночестве, если правильно подобрать для него вид занятия.

Первое, о чем нужно позаботиться – безопасность малыша. Важно создать для него пространство, в котором он может свободно перемещаться и играть. Прежде, чем оставлять ребенка одного, нужно убедиться, что он не будет иметь доступ к розеткам, не сможет открыть окно, достать ножницы или нож. Затем можно разложить вокруг него различные предметы, которые безопасно брать в рот. Пусть они все будут разного размера, цвета, изготовлены из различных материалов. Отлично подойдут шелестящие мягкие книжки, резиновые игрушки, различные сортеры.

Оставлять ребенка одного надолго не стоит – сначала нужно находиться поблизости, чтобы в случае необходимости помочь малышу и успокоить его. Если кроха увлекся, нельзя мешать ему и прерывать игру различными замечаниями. Очень важно поощрять самостоятельные занятия, хвалить малыша и всячески показывать, что мама довольна его действиями.

Ребенок 2-3 года

Дети в возрасте 2-3 лет уже немного по-другому относятся к игре. Они не так активно тянут любой предмет в рот, у таких малышей начинает проявляться интерес к играм с четким сюжетом. Следующий этап, к которому движется малыш – ролевая игра. У ребенка, которому уже исполнилось 2 года, появляется интерес к подражанию (см. также: ). Он старательно копирует действия взрослых, перенося их в свой вымышленный мир.


Ближе к трем годам дети начинают с радостью участвовать в ролевых играх

Девочки будут усаживать куклу за стол, кормить ее с ложечки, укладывать спать, мальчики - с удовольствием катать в машинке солдатиков или человечков. Очень хорошо в этом возрасте пробовать складывать из конструктора различные строения. Задача родителей – помочь сыну или дочери найти способы взаимодействия с предметами, которые могут заменить собой ту или иную взрослую вещь. Затем попытаться придумать несколько вариантов игры, создать нужную атмосферу и «запустить» фантазию ребенка.

Есть смысл постараться уйти на задний план и позволить малышу побыть одному, самостоятельно развлечь себя. Скорее всего, он сможет занимать сам себя в течение двадцати-тридцати минут, затем захочет пообщаться со взрослыми. В этот момент нужно плавно переключить его внимание на другие события – покормить, собраться на прогулку или просто почитать книжку. Важно не позволять малышу почувствовать скуку, а дать ему возможность сохранить благоприятные впечатления от игры, придуманной им самим.

Ребенок 3-6 лет

Этот период в жизни ребенка условно можно назвать дошкольным. Трехлетний малыш начинает осознавать понятие дружбы, он учится общаться, строить отношения с ровесниками. Если понаблюдать со стороны за игрой дошкольников, которым 3-4 года, можно увидеть, как они создают правила и стремятся добиться их выполнения от своих товарищей. На этом этапе на первый план выходит ролевая игра – дети с легкостью распределяют роли и следуют намеченной линии поведения.


В дошкольном возрасте игры становятся сюжетными, в них может участвовать сразу несколько человек

Родители в это время не должны мешать зарождающейся дружбе - следует позволить отпрыску наладить отношения с товарищами. Однако иногда дошкольники не могут найти компромисс, каждый из них хочет стать лидером. Здесь важно уметь мягко, но настойчиво разнять спорщиков и предложить им потратить свою энергию на другие цели, например, устроить мини-соревнования.

Дома с ребенком можно моделировать события, происходящие в магазине, в школе, в поликлинике. В виде игры показать ему, как правильно себя вести в общественных местах - например, спокойно ожидать маму, которая собирается оплатить счет в кассе.

В этот период можно предлагать малышу своеобразный обмен: он может поиграть сам, пока мама готовит обед, а затем они вдвоем отправятся на прогулку. Обычно дети с удовольствием следуют поставленной задаче и значительно облегчают жизнь взрослым.

Несколько причин того, почему малыш не хочет играть сам

Иногда родители жалуются, что чадо ни под каким предлогом не хочет оставаться наедине с собой. Наиболее вероятная причина в том, что малыш не получил от мамы достаточно внимания. Маленьким детям очень важен контакт с мамой – телесный и психологический. Важно выделить на общение с малышом хотя бы 20 минут – побаловаться с ним, обнять его и рассказать что-нибудь интересное. После он сможет довольно длительный период обходиться без мамы.


Если некоторое время уделить исключительно ребенку, то потом он сможет поиграть один

Есть и другие причины того, почему ребенок не желает оставаться сам. Он может не очень хорошо себя чувствовать, быть голодным. Ему может быть некомфортно – холодно, жарко или неудобно находиться в новой одежде.

Нельзя оставлять малыша одного тогда, когда он не в настроении – чем-то расстроен, плачет или просто капризничает. Этим можно только усугубить его состояние и оставить негативное впечатление от самостоятельной игры. В следующий раз малыша будет труднее оставить в одиночестве – он вспомнит этот момент и будет заранее сопротивляться тому, что его хотят «бросить».

Иногда устранение возможных причин недовольства ребенка не помогает, малыш все равно не хочет оставаться без родителей – впадает в панику, кричит, держится за мамину руку. Не стоит настаивать, лучше подождать несколько дней и попробовать снова. Если же малыш, которому уже больше двух, не готов оторваться от мамы даже на 5-10 минут, есть смысл проконсультироваться с детским психологом. Проблема может оказаться гораздо глубже и серьезнее, без участия специалиста с ней справиться будет трудно.

Организация игры

Когда в семье появляется ребенок, родителям стоит сразу продумать не только место для сна, но и место, где он будет играть. Важно, чтобы игровое пространство было удобным и безопасным. Доктор Комаровский советует опуститься на уровень роста крохи и оглянуться вокруг – можно увидеть много интересного. Не стоит полагаться на запреты - малыш может заиграться и забыть, что в розетку лезть нельзя. Лучше сделать так, чтобы он не смог навредить себе. Опасность представляют различные шкафчики и ящики – не только возможностью прищемить палец, но и содержимым. Нужно, чтобы ножницы, ножи, циркули, хрупкие и бьющиеся предметы были недосягаемы для ребенка.

Особо следует остановиться на организации хранения игрушек. Если они будут просто сложены в углу – комната быстро превратится в захламленное неопрятное помещение. Кроме того, ребенок не сможет приучиться складывать машинки и куклы, оставляя после своих действий порядок. Нужно продумать место для каждого вида игрушек – хранить их на открытых стеллажах, в специальных корзинах или коробках.

Психологи советуют не давать ребенку сразу много игрушек. Нужно выделить ему для занятий небольшое количество, остальные убрать. Когда малыш наиграется выделенным количеством, их можно спрятать и предложить ему другие, которых он давно не видел. Тогда кроха будет заинтересован своим занятием и ему долго не наскучит игра.

Что подойдет для самостоятельной игры?

Чтобы ребенок не потерял интерес к игре и не устал, нужно правильно подбирать для него игрушки. Не стоит оставлять его одного со сложной развивающей или настольной игрой, в которой он не сможет разобраться без участия взрослого. Лучше подобрать знакомые предметы или предложить сюжет, участником которого он сможет стать сам. Игрушки, которые наилучшим образом подойдут для самостоятельных занятий:

  • Всевозможные предметы для имитации профессиональной деятельности: набор доктора, парикмахера, инструменты столяра, швейная, стиральная машинка.
  • Мягкие игрушки или куклы, с которыми малыш не расстается – кладет рядом в постель, сажает за стол и берет в поездку.
  • Предметы, не предназначенные для игры – картонные коробки, подушечки, крышки от банок, кусочки ткани. Иногда малыш умело превращает простые вещи во что угодно.
  • Идеальна для самостоятельной игры детская палатка, в которой ребенок сможет уютно устроиться. Вместо покупного домика можно использовать стул, накрытый одеялом.
  • Подойдут игры, которые малыш уже освоил и должен разбираться в них без помощи взрослых – пазлы, сортеры, мозаика, конструктор и т.д.

Предметы быта тоже могут стать отличными игрушками для ребенка

Спортивные игрушки – мячи, обручи, скакалки лучше не использовать. Ребенок может попасть мячом в шкаф или люстру, поскользнуться, упасть. Также не стоит давать ему интерактивные игрушки – они не позволяют развиваться воображению и ограничивают возможные варианты развития событий. Напротив, нужно стремиться развивать инициативность и фантазию малыша, чтобы он смог занимать себя сам.

Подведем итоги

Чтобы ребенок научился играть самостоятельно, родители должны проследить за выполнением нескольких условий. Мы о них рассказали выше, теперь же кратко напомним о самых главных требованиях:

  • Создание безопасных условий для игры, выделение достаточного пространства.
  • Предварительное тесное общение с отпрыском, чтобы он не чувствовал себя брошенным.
  • Адекватное реагирование на просьбы о помощи. Мама не должна уходить надолго и не отвечать на зов малыша.
  • Развитие воображения, тренировка привычки занимать себя.
  • Поощрение за самостоятельность, похвала мамы.
  • Плавное увеличение времени, отведенного на автономные занятия.

Научить ребенка играть самостоятельно не так сложно (рекомендуем прочитать: ). Нужно действовать последовательно, не забывая о выбранной модели поведения с малышом даже в гостях. Кроха постепенно приучится развлекать себя сам. Этот процесс будет мягким и комфортным, если мама с папой станут поддерживать ребенка, регулярно уделять ему хотя бы немного времени и поощрять новые достижения.

В статье « » мы затронули вопрос о том, что некоторые дети не умеют играть. Как же помочь ребенку научиться этому?

Прежде всего нужно заинтересовать ребенка. Для начала можно самим разыграть перед ребенком какую-либо ситуацию, можно разыграть известную ему сказку. Но при этом нужно, чтобы Вы сами были увлечены, чтобы ребенок смог заразиться Вашим эмоциональным состоянием . Если взрослый будет показывать игровое действие равнодушно, ребенок будет повторять просто механически. Такая игра будет мертвой.

Если ребенок надолго застревает на некоторых игровых действиях, например, подолгу и однообразными движениями кормит куклу или помешивает ложкой в кастрюльке, — и действия не сменяются более содержательной игрой, необходимо внести разнообразие . Спросите, что любит кушать его кукла, предложите покормить ее еще чем-нибудь, поговорите с ней от лица ребенка, ответьте за нее. Нужно помочь ребенку обращаться с куклой не как с неодушевленным предметом, а как с существом, наделенным своим внутренним миром.

Одна из причин описанной ситуации — ребенок не умеет планировать . Необходимо научить ребенка строить последовательность перехода одного действия к другому. На первом этапе, разыгрывая сценку перед ребенком кормления куклы, нужно предварительно приготовить для нее еду, а затем уже кормить, объясняя смысл и последовательность своих действий. Полезно словесно обозначать окончание одного действия и начало другого. Например, «Мы с тобой приготовили кушать для куклы, а теперь ее покормим «. Можно поинтересоваться у малыша, что он хочет сделать дальше.

Первое время ребенок играет с игрушками, имеющими общее сходство с реальными вещами. Постепенно в игру можно вводить предметы-заместители . Сделайте вид, что Вы ищете какой-то отсутствующий, но очень необходимый предмет. Включите в поиски малыша, стимулируйте речь ребенка, разговаривайте с куклой и другими игрушками, принимающих участие в игре. Вначале ребенок будет лишь подражать Вам, не особо понимаю смысл замещения. Если он все-таки не понимает смысл замещения, не настаивайте, отложите использование замещения на несколько дней, а потом предложите игру еще раз. Ребенок должен внутренне созреть .

Играя с ребенком, незаметно сокращайте свою активность.Со временем ребенок перестанет нуждаться в Вашем постоянном участии. Но все же Ваше присутствие ему еще будет необходимо, чтобы помочь оценить достигнутое.

Помимо использования замещения ребенка нужно научить выстраивать сюжет , вводить ролевые позиции, например, ребенок воображает себя мамой или папой, а кукла — его дочка или сынок. Кода ребенок кормит куклу, спросите, кто он или кто кукла.Если ребенок понял смысл вопроса, он назовет все своими именами. Если же не поймет, можно помочь ему: «Машенька, ты как мама кормишь свою доченьку? » — это поможет ребенку другими глазами взглянуть на то, что он делает, полнее осознать отношения участников игры.

Из книги «От года до семи лет»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!