Расстройства речи в современном мире встречаются довольно часто, как у взрослых, так и у детей. Для правильного функционирования речи, кроме отсутствия проблем в самом голосовом аппарате, необходима слаженная работа зрительных и слуховых анализаторов, головного мозга и других частей нервной системы.
Расстройство речи – это нарушение речевых навыков, которое может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим самые распространенные заболевания:
Заикание
Заикание, или логоневроз — одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.
Существует несколько видов заикания:
- Тонический вид – частые остановки в речи и растягивание слов.
- Клонический вид – повторение слогов и звуков.
Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.
Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения — как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.
Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.
Одной из характерных особенностей этого заболевания можно назвать пониженную подвижность речевого аппарата – губ, языка, мягкого неба, что усложняет артикуляцию и происходит из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (наличие нервных окончаний в тканях и органах, что обеспечивает связь с центральной нервной системой).
Разновидности нарушения:
- Стертая дизартрия – не слишком явно выраженное заболевание. Человек не имеет проблем со слухом и речевым аппаратом, но имеет трудности в звукопроизношении.
- Выраженная дизартрия – характеризуется непонятной, нечленораздельной речью, нарушениями в интонации, дыхании, голосе.
- Анартрия – форма заболевания, при котором человек не в состоянии внятно говорить.
Это нарушение требует комплексного лечения: логопедическая коррекция, медикаментозное вмешательство, лечебная физкультура.
Дислалия
Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие. Это расстройство, как правило, встречается у людей с нормальным слухом и иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, лечение проводится логопедическим вмешательством.
Это одно из самых распространенных нарушений речевого аппарата, которое обнаруживают у около 25% детей дошкольного возраста. При своевременном диагностировании нарушение довольно успешно поддается коррекции. Дети дошкольного возраста гораздо легче воспринимают коррекцию нежели школьники.
Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.
Олигофазия может быть:
- Временная – острая олигофазия, вызванная эпилептическим припадком;
- Прогрессирующая – межприпадочная олигофазия, которая возникает при развитии эпилептического слабоумия.
Также заболевание может возникать при нарушениях в лобной доле головного мозга и некоторых психических расстройствах.
Афазия
Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.
Причиной заболевания могут стать:
- кровоизлияние в мозг;
- абсцесс;
- черепно-мозговая травма;
- тромбоз сосудов мозга.
Существует несколько категорий этого нарушения:
- – человек не в состоянии произносить слова, но может издавать звуки, понимать чужую речь.
- Сенсорная афазия – человек может говорить, но не может понимать чужую речь.
- Семантическая афазия – речь человека не нарушена и он способен слышать, но не может понять смысловые отношения между словами.
- Амнестическая афазия – заболевание, при котором человек забывает название предмета, но способен описать его функцию и назначение.
- Тотальная афазия — человек не в состоянии говорить, писать, читать и понимать речь другого.
Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.
Акатофазия
Нарушение речи, которое характеризуется заменой необходимых слов на слова, схожие по звучанию, но не подходящие по смыслу.
Шизофазия
Психиатрическое заболевание речи, которому свойственна речевая разорванность, неправильная смысловая структура речи. Человек в состоянии составлять фразы, но его речь не имеет никакого смысла, является бредом. Это расстройство наиболее характерно для больных шизофренией.
Парафазия
Речевое расстройство, при котором человек путает отдельные буквы или слова и заменяет их на неправильные.
Существует два вида нарушения:
- Вербальное – замена слов, которые являются схожими по смыслу.
- Литеральное – вызванные сенсорными или моторными проблемами речи.
Нарушение в развитии у детей при котором отмечаются недостатки в использовании выразительных средств речи. При этом дети способны выразить мысль и понять смысл чужой речи.
К симптомам этого нарушения также относят:
- небольшой словарный запас;
- грамматические ошибки – неправильное употребление склонений и падежей;
- невысокая речевая активность.
Это нарушение может передаваться на генетическом уровне, и больше свойственно мужчинам. Диагностируется при осмотре логопеда, психолога или невролога. Для лечения, в основном, применяют психотерапевтические методы, в отдельных ситуациях назначают медикаментозное лечение.
Логоклония
Заболевание, выражающееся в периодическом повторении слогов или отдельных слов.
Провоцируют это нарушение проблемы с сокращением мышц, которые участвуют в процессе речи. Мышечные спазмы повторяются один за другим из-за отклонений в ритмике сокращений. Это заболевание может сопровождать болезнь Альцгеймера, прогрессивный паралич, энцефалит.
Большинство речевых расстройств поддаются коррекции и лечению при своевременном обнаружении. Будьте внимательны к своему здоровью и обращайтесь к специалистам, если заметили отклонения.
Лечение нарушение речи
Не откроем большую тайну, если скажем, что все люди ведут беседы с собственным Я. Обычно это монолог, который никто не слышит, иногда мужчины и женщины выражают свои мысли вербально, не имея рядом слушателя. Обратив внимание на такую особенность, не стоит паниковать и думать о психических отклонениях. В большинстве случаев, по утверждению компетентных ученых, разговор с самим собой не считается патологией. Это, скорее, естественный способ защититься от одиночества и вербально выплеснуть накопившиеся эмоции. Однако бывают ситуации, когда подобное общение становится явным сигналом о неполадках с психикой. Как понять, если человек разговаривает сам с собой вслух, это диагноз или норма поведения?
Особенности вербальной коммуникации
Многие люди приходят к психологу с жалобой: «Сам с собой разговариваю!». Они ищут помощи у квалифицированных специалистов, считая подобное поведение признаком серьезного нервного расстройства. Чтобы разобраться, почему человек разговаривает сам с собой вслух или мысленно, врач проведет большую опросную работу, пытаясь отличить норму от отклонения. По результатам исследований будут приняты соответствующие диагнозу меры.
Прежде чем делать выводы, необходимо определить, что называют нормальным поведением, а в каких случаях можно говорить о развивающемся психическом расстройстве.
Внутренний монолог
Для замкнутых интровертов разговаривать с самим собой – это нормально. Люди данного психотипа неохотно идут на контакт с окружающими, не позволяют посторонним проникать в их личную жизнь, они живут в собственном гармоничном мире. Они зачастую не нуждаются в собеседнике, предпочитая переживать все ситуации мысленно, обсуждая их причины и последствия в голове.
Внутренние диалоги ведут и общительные индивидуумы. Человек говорит сам с собой с самого детства, как только научился понимать происходящие вокруг него изменения. Психологи утверждают, что подобные разговоры способствуют непрерывному развитию личности, помогают привести в порядок мысли и принимать верные решения. Во время внутреннего общения улучшается функционирование мозга, благодаря чему полученная информация быстрее воспринимается и обрабатывается, наблюдательность и внимательность повышаются в несколько раз. По мнению ученых, люди, проговаривающие проблему про себя, являются более успешными в жизни чем те, кому такие разговоры не свойственны.
Разговор вслух
Разговоры с самим собой – первый признак одиночества. Они заменяют человеку реальное общение, но необходимость в подобных беседах исчезает при появлении интересного собеседника. Нормально ли разговаривать с самим собой вслух?
Специалисты утверждают, что вести подобный монолог полезно – это помогает стимулировать мозговую деятельность, процессы восприятия и усвоения информации стремительно активизируются. Проговаривая любую проблему вслух, человек быстрее поймет, какие действия предпринять для ее решения.
Беседа с мнимым собеседником
Гораздо более серьезные опасения вызывает ситуация, если человек разговаривает сам с собой, воображая собеседника. Он ведет диалог с невидимым окружающим оппонентом, отвечает на вопросы или задает их самостоятельно. Такое странное поведение является признаком психологического расстройства. В состоянии психоза больные индивидуумы могут представлять опасность для себя и близких людей, их действия невозможно предсказать или проконтролировать.
Слуховые галлюцинации – основной симптом расстройства психики
В норме, если мужчина или женщина заявляют: «Я разговариваю сам с собой вслух, заучивая учебный материал, желая оценить свои действия или выразить сомнения». Это означает, что они хотят полноценно усвоить или осознать информацию, проговорив ее. Подобное поведение у специалистов не вызовет никаких претензий.
Другое дело, когда не замечая никого вокруг, человек заговаривается – причины этого явления могут быть в неправильной работе психики. Слуховые галлюцинации являются ложным восприятием действительности, реакцией на внешний раздражитель, которого в реальности не существует. Психически нездоровая особь слышит голоса, отвечает им и ведет беседу с невидимым собеседником. Эти тревожные симптомы подтверждают необходимость показать индивидуума врачу, который сможет поставить правильный диагноз, проанализировав жалобы и общее поведение пациента.
Болезнь, когда человек разговаривает сам с собой, может развиться по следующим причинам:
- продолжительная депрессия;
- сильный стресс;
- нарушение режима сна и отдыха;
- постоянное психическое напряжение;
- неправильный образ жизни;
- высокая тревожность;
- отсутствие радостных событий;
- пессимистический настрой.
Стойкие слуховые и визуальные галлюцинации могут быть симптомами серьезных психических заболеваний – шизофрении или раздвоения личности. Это тяжелые болезни, в результате которых мужчины и женщины теряют связь с реальным миром. Однако, не стоит спешить самостоятельно диагностировать заболевание у себя или знакомых. Только специалист в области психиатрии может разговор с самим собой вслух связать с неутешительным диагнозом.
Разговор с собой – признак психоза
Когда человек разговаривает сам с собой, не ожидая ответа, то это может быть ранним симптомом шизофрении. Конечно, если он что-то бормочет себе под нос всего лишь день или два, то это еще вовсе не обязательно признак патологии. А вот если кто-то смеется без всякой на то причины, или если ведет беседы вслух в течение довольно длительного периода, и все это наряду с другими поведенческими отклонениями – такими как галлюцинации, социальная изоляция, эмоциональные расстройства, странное поведение, — то этот человек, без сомнения, нуждается в срочной консультации психиатра.
Наиболее характерное проявление психоза – наличие галлюцинаций. Галлюцинация – это ложное восприятие действительности в любой из пяти сенсорных модальностей, когда внешнего раздражителя в действительности не существует, но люди, подверженные галлюцинациям, видят, слышат или ощущают несуществующий объект. Галлюцинации могут возникать в сумеречном состоянии между сном и пробуждением, в бреду, белой горячке или при истощении; они так же могут быть вызваны под гипнозом. Наиболее часто галлюцинации бывают именно визуальными.
Стойкие галлюцинации характерны для шизофрении. При одном из видов этого заболевания больные люди считают, что слышат обвиняющий командный голос, на который они реагируют в полной панике, с проявлением полного послушания либо с попыткой самозащиты или даже самоубийства. Несколько отличаются от галлюцинаций иллюзии – если галлюцинации возникают без какого-либо стимула извне, то для иллюзий характерно ложное восприятие фактического стимула.
Шизофрения – это тяжелое психическое заболевание, которое характеризуется разнообразными симптомами. Среди них можно назвать потерю контакта с реальностью, уже называвшееся выше странное поведение, неорганизованные мышление и речь, снижение эмоциональной выразительности и социальную изоляцию. Обычно у одного больного встречаются не все, а только некоторые из симптомов, и у каждого человека комбинация этих симптомов может быть индивидуальной.
Сам термин «шизофрения» происходит от греческих слов «шизо» (что означает «расщепляю») и «френо» («ум, душа»), и его можно перевести как «разделение души». Однако, вопреки довольно распространенному мнению, шизофрения не может быть отнесена к человеку с раздвоением личности или с синдромом множественной личности.
В чем разница между шизофренией и раздвоением личности?
Часто шизофрению и раздвоение личности путают, и некоторые люди считают, что это одно и то же. На самом деле это два совершенно разных заболевания. Шизофрения – это расстройство функционирования мозга; некоторые люди уже рождаются с таким расстройством, ведь его можно унаследовать. Но симптомы заболевания обычно не развиваются в течение многих лет. У мужчин симптомы начинают проявляться в позднем подростковом возрасте или в возрасте двадцати лет; для женщин характерно проявление симптомов между двадцатью и тридцатью годами. Бывает, конечно, что симптомы шизофрении появляются в детском возрасте, но случается такое крайне редко.
Когда человек страдает шизофренией, он испытывает галлюцинации и бред, видит вещи, которых не существует, разговаривает с кем-то, кого видит вполне отчетливо, верит в вещи, которые никоим образом не соответствуют действительности. Например, он может видеть демонов, которые садятся вмести с ним за стол во время обеда; или может вполне искренне верить, что он является божьим сыном. Люди с такими нарушениями также страдают от неупорядоченного мышления, снижения концентрации внимания и от проблем с фокусировкой. Они также теряют способность проявлять инициативу и составлять и осуществлять какие-то планы. Как правило, такие люди не могут быть социально адаптированы.
Зачастую человек, страдающий шизофренией, считает, что голоса, которые он слышит, существуют для того, чтобы контролировать его или причинить вред. Ему, вероятно, становится очень страшно, когда он слышит их. Он может часами сидеть без движения и говорить, говорить… Человек здравомыслящий, наблюдая за больным шизофренией, не уловит ни капли смысла в его речи. Некоторые люди с подобным расстройством выглядят вполне адекватными; но это только до тех пор, пока они не начнут говорить, и чаще всего – говорить сами с собой. Еще шизофрения отмечена неуклюжими, нескоординированными движениями и неспособностью заботиться о себе в достаточной мере.
Основным различием между шизофренией и раздвоением личности является то, что последнее нарушение не является врожденным. Это психическое состояние вызывается определенными событиями, которые происходят в жизни человека, и связаны они, как правило, с некоторыми психологическими травмами, полученными в детстве. Это может быть, например, физическое или сексуальное насилие. У людей с этим заболеванием как бы развиваются дополнительные личности, как способ справиться с травматическим событием. Чтобы было диагностировано раздвоение личности, человек должен иметь по крайней мере одну альтернативную личность, которая значительно контролирует его поведение.
Всего у одного больного может развиться до ста личностей, но в среднем их число составляет десять. Это могут быть «дополнительные» личности того же пола, другого пола либо обоих полов одновременно. Иногда разные личности одного и того же человека даже принимают различные физические характеристики, такие как определенный способ передвижения или разный уровень здоровья и выносливости. Но вот депрессия и попытки членовредительства могут стать общими для всех граней личности одного и того же человека.
Есть несколько признаков, которые одинаковы и для шизофрении, и для раздвоения личности. Пациенты с шизофренией могут иметь галлюцинации; в то время как люди с раздвоением личности не всегда их испытывают, все же примерно у трети пациентов галлюцинации тоже отмечаются. Раздвоение личности может вызвать проблемы с поведением и трудности с концентрацией во время учебы в юном возрасте; это может сбить с толку специалистов, которые иногда путают такое расстройство с шизофренией, так как она развивается и проявляется тоже чаще всего в подростковом возрасте.
Как видите, если человек разговаривает вслух с невидимым собеседником, это может быть признаком весьма серьезного состояния. Поэтому вы должны сделать все возможное, чтобы близкий вам человек как можно скорее получил необходимую помощь – иначе он может нанести себе непоправимый вред!
Если человек разговаривает сам с собой вслух – диагноз психического заболевания на лицо или такое поведение нормально? Все зависит от особенностей этих «бесед», их частотности и присутствия других симптомов.
Как известно, все люди без исключения ведут внутренние диалоги. Это совершенно нормально, ведь таким образом протекают мыслительные процессы. Иногда кусочки внутренних бесед «вырываются» наружу, в чем тоже нет ничего страшного. К примеру, человек что-то долго обдумывал, искал ответы на какие-то вопросы и, наконец, нашел. Радость по данному поводу переполняет его, и он кричит что-то типа «ура», «я молодец» и т.д. Такое периодически случается с каждым.
Некоторые люди сопровождают бормотанием сложную работу, проговаривая вслух определенные вещи, чтобы не «потерять» из вида или не запутаться. Если при этом они отдают себе отчет в том, что говорят сами с собой, то ни о каком психическом заболевании не может идти и речи. Просто безобидная индивидуальная особенность.
Но бывают и другие случаи. К примеру, человек на полном серьезе беседует с кем-то видимым только ему – с каким-то несуществующим собеседником. Он задает вопросы и «слышит» на них ответы, реагируя соответствующим образом. Или просто ведет монолог, обращаясь к кому-то, кого на самом деле рядом нет.
Либо же человек как-бы играет несколько ролей, меняя голос, интонацию, выражение лица. То есть, раздваивается, и устраивает «театр одного актера», не осознавая этого, а искренне считая, что его два или даже три. Этот и предыдущий случай – уже не норма. Скорее всего речь идет о психическом заболевании под названием шизофрения.
Данный термин имеет греческое происхождение и переводится как разделение ума. «Шизо» – расщепляю, «френо» — ум, душа. Недуг представляет собой потерю контакта человека с реальностью, утрату стройности мышления, что, естественно, отражается на поведении. Одним из основных симптомов шизофрении являются галлюцинации. Вот они то, собственно, и становятся причиной бесед с самим собой.
Человеку может казаться, что он кого-то видит или просто слышит голоса. Зачастую последние бывают командными и приказывают больному что-то сделать. В итоге страдающий шизофренией может совершать самые страшные поступки – вплоть до убийства или самоубийства. Чтобы вовремя распознать болезнь и оградить человека от опасности, близким следует быть внимательным к малейшим проявлениям недуга. И регулярные беседы с самим собой – одно из них.
Таким образом, мысли вслух могут быть как вариантом нормы, так и симптомом психической патологии. Если человек разговаривает сам с собой иногда и осознает это, то беспокоиться не стоит. Если же имеют место беседы к кем-то, кого на самом деля рядом нет, стоит обратиться к врачу.
Различные нарушения речевой функции - частый симптом и осложнение инсульта. Их относят к очаговым проявлениям определенных зон головного мозга. Восстановление речи после инсульта обязательно нужно включать в комплексную программу реабилитационных мероприятий для конкретного пациента.
Задачей вернуть человека к активной жизни занимаются разные специалисты: неврологи, нейрохирурги, реабилитологи, терапевты. Хорошо, если в лечебном учреждении имеется логопед. Тогда занятия по развитию речи можно начинать с первых недель болезни при стабилизации общего состояния.
Почему человек теряет способность говорить?
Потеря способности говорить (афазия) на фоне геморрагического или ишемического инсульта связана с поражением речевого центра в коре головного мозга. У правшей он расположен в левом полушарии. Однако существуют разновидности патологии, которые одновременно затрагивают мозжечок, теменную и лобные доли.
Не следует забывать, что человек, перенесший инсульт, не может не только говорить, но и с трудом понимает обращенную к нему речь, теряет возможность читать и писать. Это характерно для расположения очага ишемии в височной области (сенсорная афазия).
При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно. Ему непосильны длинные фразы. Этот вид нарушения речи восстанавливается значительно хуже, чем сенсорный.
Типичные центры речи у человека
Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно.
Другие нарушения речи
В результате инсульта не обязательно пропадает речь. Ишемические повреждения способны вызвать и другие нарушения: человек становится очень многословным. При этом полностью не контролирует свои слова. Заменяет одни на другие, руководствуется не значением, а похожими сочетаниями звуков.
Другой вариант - отсутствие способности запоминать названия предметов, явлений, действий, имена. Пациент обходится в речи без существительных. Его трудно понять.
Для того чтобы узнать, как восстановить речь после инсульта, нужно участие опытных специалистов, настойчивость больного и терпение родственников.
Как развивается потеря и восстановление речи
В первые дни среди симптомов инсульта имеется полная афазия, ее неврологи называют «тотальной». Пациент ничего не говорит, не понимает, не узнает родственников.
Через несколько дней при успешном лечении больной начинает узнавать родных, понимать обращенные вопросы, но сам говорить не может.
Заниматься с эмоционально угнетенным пациентом очень сложно. Представьте ситуацию, когда к человеку возвращается сознание, но он с ужасом понимает, что не в состоянии что-либо сказать и не может общаться с окружающими. В данном случае «быстрее» не означает «лучше». Пациент должен ощущать ненавязчивое внимание окружающих.
Несколько советов для родственников:
- Не обращайтесь с больным как с обреченным на инвалидность неполноценным человеком. Разговаривайте с ним спокойно и внимательно. Старайтесь настроить на выздоровление. Обращайте внимание на мельчайшие положительные сдвиги.
- Не допускайте к нему безразличных людей. Все эмоции должны быть добрыми.
- Включайте тихую музыку, любимую радиостанцию больного.
- Старайтесь заинтересовать пациента в диалоге с вами, подчеркивайте важность его мнения.
- Слуховую нагрузку в месте пребывания больного нужно контролировать. Радио и телевизор не должны работать длительно и громко. Лишний шум раздражает и утомляет.
Способы работы логопеда
Наиболее удачные результаты по восстановлению речи возможны при длительной работе со специалистом.
- Логопед начинает знакомство с пациентом с проверки его реакции на тихий голос, шепот.
- Задания усложняются постепенно.
- Специалист не работает над произношением отдельных слов или звуков, пациенту важно ощущать их в контексте, усвоить общий смысл.
- Темы для упражнений выбираются из значимых для больного проблем.
- Логопед начинает фразу, а пациенту предлагается ее закончить.
- Некоторые очень хорошо реагируют на любимую песню и начинают подпевать. Слова произносятся вначале нечетко, но обстановка радует больного.
- Если состояние позволяет рисовать, то врач показывает картинки по теме и просит их срисовать.
Врач называет словами изображенные предметы, пациент вспоминает их значение и пытается произнести
Начальные сеансы продолжаются по 15 минут. Промежутки между занятиями определяются состоянием пациента. Через полтора-два месяца они продляются до получаса.
В домашних условиях заниматься с больным можно только после периодических осмотров логопеда. Консультация специалиста помогает выбрать задание, удобные упражнения.
Учтите, что разочарование и нетерпение «написаны» на выражении лица родственников. Поэтому некоторые специалисты вообще не рекомендуют заниматься в присутствии близких людей.
Какие упражнения можно выполнять дома
Для самостоятельных домашних занятий рекомендован комплекс упражнений, направленных на улучшение артикуляции, владение мышцами, участвующими в речевой функции. Кстати, они полезны и здоровым людям, вынужденным по специальности много говорить. Число повторений каждого упражнения - до 10.
- Вытянуть губы и образовать «трубочку», удерживать состояние несколько секунд, затем повторить.
- Захватить нижней челюстью верхнюю губу.
- Пытаться достать верхней челюстью до подбородка.
Важно объяснить больному значение и методику упражнений
«Языковые» упражнения:
- скрутить язык в «трубочку»;
- при открытом рте вытянуть шею вперед и максимально высунуть язык;
- упражнение как предыдущее, но добавляется «змеиное» шипение;
- облизывать губы круговыми движениями сначала в одну сторону, затем наоборот;
- такие же круговые движения повторить при закрытом рте по внутренней поверхности неба, зубов и десен;
- закруглить язык назад, в сторону мягкого неба;
- «цокать», соприкасаясь с небом;
- пытаемся достать кончика носа и подбородка.
- посылать воздушные поцелуи громко чмокая;
- широко улыбнуться с показыванием зубов и без них.
Наиболее хороший результат возникает при занятиях в группе. Пациенты поддерживают друг друга. Если в стационаре имеется логопед и процедуры начаты рано, 1/3 часть больных с афазией выписывается с восстановленной речью. При позднем начале развития речи и достаточной тренировке больные восстанавливаются более длительный срок. Возможны остаточные речевые недостатки. Оптимисты справляются с недугом.
Инсульт – серьезное заболевание, опасное многими тяжелыми последствиями, которое, кроме того, может иметь летальный исход. Нарушение речи при инсульте – последствие, которое настигает 2 из 3 пострадавших в результате апоплексического удара.
Речевые расстройства бывают двух типов: дизартрия и афазия. Это не болезнь, а симптомы повреждения мозга. Дизартрия–это состояние, при котором пациент понимает слова и разговор, но не может говорить внятно. Выделяют 4 степени дизартрии:
Афазия – это нарушение способности использовать или понимать слова. Обычно происходит, если инсульт затрагивает правую сторону тела.
Афазия может вызывать трудности:
- в понимании слов;
- в поиске подходящих слов, выражающих мысль;
- в понимании устной речи;
- в чтении или написании слов либо предложений.
Как правило, афазию можно разделить на четыре широкие категории:
Симптоматика заболевания
Инсульт представляет собой закупорку или разрыв кровеносных сосудов. Умение вовремя распознавать признаки инсульта дает возможность быстро действовать и избежать многих проблем, так как этот недуг ставит жизнь человека под угрозу. Важно не терять ни единой минуты, так как увеличивается риск повреждения головного мозга. После инсульта около двух миллионов клеток мозга умирают каждую минуту, если лечение не начато вовремя. Большему риску подвергаются пожилые люди, хотя это опустошительное заболевание может произойти в любом возрасте.
Так как инсульт – это болезнь мозга, часто сам человек не может понять, что с ним происходит. Нужна помощь «со стороны».
Вот несколько важных сигналов и признаков инсульта:
Причина возникновения инсульта
Наиболее распространенным является ишемический инсульт, который возникает в результате закупорки или сужения кровеносного сосуда. Геморрагический инсульт происходит из-за разрыва кровеносного сосуда в мозгу. Этот вид менее распространен, но имеет более серьезные последствия.
Факторы, которые провоцируют развитие инсульта:
Кроме того, причиной инсульта может быть гипертоническая болезнь, атеросклероз или аневризма сосудов головного мозга. Заболевание можно предупредить, уничтожив факторы, предрасполагающие к его развитию. Многие из них под силу изменить самому человеку, избавившись от вредных привычек, ведя здоровый образ жизни и правильно питаясь.
Почему при инсульте люди теряют способность разговаривать?
Мозг контролирует различные функции организма. Если возникает инсульт, и поток крови не может достичь области, которая контролирует определенную функцию организма, этот орган не будет корректно работать. Нарушение речи после инсульта происходит из-за повреждения речевых зон головного мозга: зоны Вернике и Брока.
Когда инсульт затрагивает часть мозга, которая контролирует мышцы, используемые для производства речи, речь может стать невнятной, что вызывает дизартрию. А если происходит повреждение части мозга, которая управляет языком, пострадавший может потерять способность говорить и понимать речь (афазия).
Время для восстановления речевой способности после инсульта зависит от степени и участка повреждения головного мозга, возраста пациента и от того, как быстро оказана первая медицинская помощь. Процесс длительный, так как необходима перестройка неповрежденных участков головного мозга на выполнение разговорных функций. Это занимает больше времени, нежели восстановление двигательных функций. Эффективность мероприятий по реабилитации наблюдается в течение первых 6 месяцев после перенесенного инсульта. В этот период можно добиться высоких результатов.
Инсульт, затрагивающий одну сторону головного мозга, приведет к неврологическим осложнениям на противоположной стороне тела. Парализация правой стороны тела говорит о том, что произошло левостороннее повреждение коры головного мозга. Так как участки головного мозга, отвечающие за речевые функции, находятся в левом полушарии, пациенты с таким нарушением имеют менее благоприятный прогноз. Более благоприятный прогноз имеют пациенты с левосторонним параличом.
В первые часы и дни после инсульта у человека может полностью пропасть речь. Терапию нужно начинать как можно раньше, после прихода пациента в сознание.
Терапия при нарушении речи
Возможно полное восстановление после нарушения речи. Речевая терапия является наиболее распространенным методом лечения недуга. Существуют различные специфические логопедические упражнения и методики.
Широко используется прочая терапия для людей, переживших инсульт, эффективность которой доказана:
Важно продолжать лечение в домашних условиях. Оно включает в себя:
- Игра в словесные игры.
- Написание поздравительных открыток, рецептов, списка покупок.
- Чтение и пение вслух.
В процессе общения с человеком, который перенес инсульт, необходимо быть терпеливым, оказывать поддержку и понимание.
Несколько советов общения с человеком после инсульта:
Народные методы восстановления речевых функций
После проведения лечения в условиях лечебных заведений, показано продолжение терапии в домашних условиях. В этом случае возможно применение средств народной медицины, но только после консультации с лечащим врачом. Среди наиболее распространенных средств народной медицины принято считать продукт нетрадиционной медицины природного происхождения мумие. Этот препарат, который выпускается в виде бальзама или таблеток, способствует регенерации и образованию клеток, формирующих ткани и органы, повышает эластичность сосудов. Предполагается несколько рецептов с применением мумие:
Также эффективно при речевых расстройствах применение ванн с эфирными маслами. Хвойные ванны способствуют расслаблению, нормализации психоэмоционального фона.
Массаж и упражнения для восстановления речи
Для восстановления речевых функций эффективно применяются специальные упражнения, суть которых состоит в тренировке речевых мышц.
Выполняется следующий комплекс тренировок:
Причиной нарушения речи после инсульта может также быть паралич мимических мышц. В этом случае будут эффективны физиотерапевтические процедуры, массаж и лечебная физкультура. Широко применяется иглорефлексотерапия, электромиостимуляция и т.д.
Использование лечебной физкультуры заключается в выполнении комплекса физических упражнений, дыхательной гимнастики, пассивных упражнений для разных групп мышц.
Регулярное проведение логопедического массажа помогает стимулировать все речевые зоны, что также благотворно влияет на процесс восстановления и нормализации речи после инсульта.
Инсульт – очень распространенное заболевание, которое имеет высокие показатели смертности в мире. Но зная причины и симптомы, можно его предотвратить или снизить уровень негативных последствий для человека.