Что такое гениальность? Определения гениальности.Общее понятие о гениальности.

Вопрос о гениальности был задан давно, испробован множеством путей, обсужден множество раз, множество путей были пройдено и множество ответов было дано. Однако, никто так и не ответил на вопрос о её истоках, о её природе, устройстве, и, конечно же, самом волнующем вопросе: «Почему он, а не я? Ведь я же…»

И, естественно, было написано множество таких же эссе и исследовательских работ. Взять хотя бы, Чезаре Ломброзо, который утверждал, что гениальность - родственница и дитя помешательства. Он делал такой вывод исходя из френологических портретов (сейчас определение личности, характера и пороков человека позволяют определять лишь психологам или колдунам, называя остальных высокомерными выскочками).

Однако, в его работе на эту тему «Гениальность и помешательство» выводы не лежат на плато сомнительных утверждений, граничащих с мистицизмом или предубеждениями вроде «знаков над головой»...

Что такое гениальность?

Так что такое гениальность? Особый путь человека избранный свыше (как утверждают богословы), упорная его работа над собой, генетическая шутка или ошибка? Или просто удачное стечение обстоятельств, после которых ещё вчера обычный человека становится гением?

На мой взгляд, гениальностью в той или иной степени обладает каждый человек. Ведь пусть даже быть развитым разносторонне, то есть быть леонардовским «Витрувианским человеком» или «универсальным человеком» сложно и звучит трудоемко и сложно, но сколько же людей обладают пристрастием к той или иной науке, будь она точной, естественной, гуманитарной или общественной?

А сколько обладают пристрастием к конкретной науке? Кстати, ведь именно фанатики той или иной научной дисциплины обычно и признаются «гениями» в своей области, при этом не обладая ни выдающимся умом и способностями, когда большую долю в успехе сыграла амбициозность и удача.

Из сказанного выше можно предположить, что любой, пусть даже самый обыкновенный человек, добропорядочный гражданин способен быть выдающимся и гениальным в своей области. Но почему же тогда «гений» стало не обыденным словом, а редким, похвалой, которую применяют лишь к немногим, совсем немногим? Хотя, может быть, если бы люди уделяли меньше внимания всему «общественно-правильному», как, например, семье, работе, деньгам, престижу, славе, собственной репутации – может, тогда бы количество гениев (гениев ли, или «упертых»?) было бы значительно больше.

Так или иначе, я считаю гениальность скорее чрезмерной оригинальностью человека, уместившейся в рамки его времени. Да, конечно, каждый оригинален, имеет свою неповторимую внешность, судьбу, мысль, идею…но кто-то оригинален чуть более, чем обычный оригинальный человек, скажем так. Спросите: «Причем тут время?». И я отвечу. Время определяло общество, в котором живет «оригинальный оригинал».

Гениальность — оригинальность или злой рок?

Вернее даже не время, а общественные условия, материальный уровень бытия. Общество определяло то, насколько гений может развить свой потенциал. К примеру, можно представить полеты над землей. Самолет, или любой другой летательный аппарат. Человек, живущий в Античное время или в Новое время, когда умы были одинаково раскрепощены, мог без страха и опасения говорить о своих идеях, мыслях и убеждениях, не боясь быть за это наказанным.

И, кто знает, может, летательные аппараты появились бы намного раньше, чем мы себе это представляли. Если бы изобретатель говорил о «машинах будущего» в XVIII или I веках нашей эры, то его бы сочли гением, светочем разума, всего доброго и красивого, и тому подобное. Но если бы его слова попали на слух людей сурового Средневековья, то печально известная участь заживо сожженного и развеянного по ветру не заставила бы себя долго ждать. И нет, я совсем не критикую Средние века, поскольку каждое время имеет свои особенности. Просто Античность – это гениальность материальности и ораторства, а Средневековье – гениальность души и ума.

Гениальные люди в современном мире

В наше время гения найти несложно. Достаточно найти видео, на котором из подручных средств какой-нибудь человек собирает зажигалку с функцией фонарика и видеокамеры, самопишущую тетрадь с диктофоном, ну, или на, худой конец, открывает новые дали космоса, чтобы заверить человечеству что «через двадцать-тридцать лет мы сможем жить на Марсе». Довольная же публика обязательно забудет и имя, и суть открытия… Но при этом обязательно достанет из самых дальних уголков своей памяти аргументы для отстаивания своих атеистических позиций в споре с .

Иначе говоря, гений сейчас просто тот человек, который хоть как-то сумел позабавить публику, хоть какое-то время. И это не как не связано с «Обмороком современного искусства», как сказал бы Рассел Коннор, или старым-добрым и кратким «Упадком культуры». Просто люди стали более прагматичными.

Да и вправду, зачем обыкновенному человеку знать о выращивании искусственных голосовых связок или об окисе азота как сверхпроводнике? Максимум пользы от этого – смелый бросок дешевой гордости в лицо пьяному окружению, и недурная попытка сказать «никотинамидадениндинуклеотидфосфатгидрин» после влитого в себя алкоголя. Выглядит, конечно, забавно, но все быстро забудут.

Никола Тесла — гениальный человек

Вопрос о том, почему в наше время нет выдающихся гениев, имена которых будет произносить спустя годы, тщетен, и принадлежит философам, коих сейчас тоже довольно много. Может, именно в этом кроется разгадка?

Впрочем, я не считаю, что все потеряно. Ведь гении приходят случайно и стихийно. Умные люди будут существовать всегда, но люди, которых будут называть «гениями» все же исключение из всех правил. Хоть и появлялись они в нужное время и в нужном место, увлеченные своим делом, и готовые пойти ради него до конца. Гений все же еще и фанатик своего дела. Нет большего наслаждения для гения, чем плодотворный результат долгой и кропотливой работы. Не зря говорил Ломброзо о фанатизме и психических отклонениях.

Я считаю, что последние гении умерли в двадцатом веке. Но я не стану называть гениев науки вроде Альберта Эйнштейна, Поля Дирака, Резерфорда и других. По причине, описанной выше. Не думаю, что кому-то интересно слушать про теорию относительности или квантовые уравнения Дирака.

Так вот, гении это были из литературы (Сартр, Жан Жене, Хаксли, Берроуз, Харитонов) или из психологии (легендарные Фрейд и Юнг, Кинси, Кляйн и пр.). В первую очередь их назвали гениями за то, что большинство из них проявили необыкновенную смелость в утверждении своих взглядов. Достаточно экстравагантных и неординарных в их время.

Про «универсальных людей» позднего средневековья и Ренессанса и говорить нечего. Одновременно художники, математики, иногда физики, естествоиспытатели, скульпторы и иногда литераторы (Микеланджело писал стихи и сонеты). Все сферы бытия находили отклик в их умах. И сейчас мы имеем уникальные культурные наследия. Например, работы Да Винчи по анатомии послужили основой для дальнейших медицинских исследований.

Гениальные люди России

Впрочем, своими гениями и Россия не обделена. По крайней мере, гением смело можно назвать советского писателя, режиссёра и драматурга Евгения Харитонова. Хотя бы за то, что он сказал, что гениев нет, и их выдумали обыватели, чтобы отличать от самих себя. Но стоит назвать и гениев, не связанных с искусством и культурой.

Это, конечно же, Менделеев, простите за банальность. Заслуга хотя бы в том, что человек смог упорядочить систему химических элементов, то есть решить вопрос, над которым ломали голову многие мировые химики и физики того времени. Дальше стоит упомянуть Кулибина с его паровым двигателем, братьев Черепановых, Ползунова, Илью Мечникова, академика Вернадского, Павлова, Циолковского и многих других.

Но, что интересно, так это то, что эти гении нередко были не только специалистами в своей сфере, но и нередко в другой. К примеру, Кулибин и Циолковский активно занимались философией, а выражения Циолковского о душе и бессмертии до сих пор цитируются. В определенных кругах, разумеется.

Русского гения тоже присутствует в жизни. Ведь русский гений имеет свое собственное мышление. Вместе с этим долгое время русская гениальность казалась закрытой лишь потому, что мир не очень интересовали размышления о душе других людей, особенно когда у них были свои. Большинство русских гениев все же опаздывали с развитием философской мысли в литературе и искусстве, поэтому брали идеи, преобразовав в свои. Однако, не стоит сомневаться, что русский гений сделал немало прорывов в техническом плане, как уже было сказано выше. Чего стоит одно только строительство ракеты и первый полет в космос!

Гениальность: благо или зло?

И, наконец, древнейший философский вопрос: «Гений – это благо, или зло?»

Вопрос старее, чем «Быть или не быть?». Гений – это личность, всего лишь более оригинальная, на наш взгляд. Зло и добро – не объективные критерии при ее оценке. Ведь личность воспринимает свои поступки субъективно. Можно быть великим политиком и манипулятором душ, как Гитлер, но за зверский антисемитизм и убийства евреев тебя будут ненавидеть. Кстати, что такое личность описано .

Можно быть гениальным художником, скульптором, смело вскрывать тела умерших для правдоподобности картин, но люди буду чаще вспомнить слухи о нетрадиционной ориентации и твоей жизни, как это было с Да Винчи. Можно быть гениальным художником, одним из немногих психически больных творцов, но люди будут думать о твоем отрезанном ухе. Это повествование можно порождать бесконечно.

Ошибка в том, что люди оценивают гения со своих «колоколен», а гений других людей – со своей. Гений может быть сам отвратительной личностью, но люди будут помнить его поступки и по ним же судить. Также гений может быть как злым, так и добрым, в зависимости от его действий. Гений решает сам, какой он. И если гений действовал плодотворно, если его действия и творения принесли пользу обществу, все говорят, что ЕГО гениальность – добро, свет и благо. Если его деяния несут смерть, гибель и разрушения – его проклинают. Последнее постигло Гитлера и Наполеона в их время.

Единственное, что можно сказать о моральной стороне гениальности – по итогам: невозможно до конца оценить поступок, поскольку его смысл относителен. И нельзя точно оценить феномен гениальности по этой же причине. Гений может быть счастлив, наблюдая за хаосом, который он сотворил.

Окружающие его ненавидят, но он рад, потому что в хаосе видит порядок, один ему ведомый. Он может быть равнодушен к своим деяниям, поскольку связан обязательствами, но все вокруг славят его гениальность. Существую же «гениальные злодеи», о которых никто не может вспоминать без пристрастия. Также и нельзя сказать, что несет собой гениальность.

В конце концов хочется лишь сказать, что гений – это человек. Гений – не сверхчеловек Ницше. Чрезмерная оригинальность не определяет его как «хорошего» или «плохого». Никто не получает гениальность из ниоткуда. Но гении могут быть и обычными людьми.

© Зорина Дарья

Редактура

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития: одаренность, талант, гениальность.

Человек, способный к различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим широкий диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения.

Определение. Одаренность - высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности.

Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием ``талант"".

Определение. Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей - гениальность.

Определение. Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.

Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность - исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании «гении рождаются раз в сто лет».

Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач дифференциальной психологии - как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.

Творческий уровень в свою очередь делится на следующие уровни:

    одаренность;

  • гениальность.

Одаренность это качественно своеобразное сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Термин «Одаренность» многозначен. Одаренность может быть общая и специальная. Общую иногда называют умственной. Диапазон специальных одаренностей достаточно велик.

Когда говорят про одаренность, чаще всего имеют в виду детей, поскольку говорить об имеющихся возможностях применительно к деятельности взрослого человека несколько поздновато, пора превращать их в талант.

Талант это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных в их совокупности, позволяющий создавать в деятельности человека оригинальные результаты, отличающиеся принципиальной новизной.

Большинство талантливых людей обладали несколькими высоко развитыми способностями. Лермонтов и Пушкин рисовали, химик Бородин писал музыку и т.д.

Гениальность это высший уровень развития способностей, который позволил личности достичь таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, имеют историческое значение и создают новые направления в науке, искусстве, технике.

Гениям характерна работа в большом количестве направлений, где они и создают свои произведения (Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносов).

Для гения характерно:

1)работа в разных направлениях науки и искусства и создание абсолютно новых открытий и произведений искусства;

2)высокая производительность труда (продуктивность их колоссальна);

3)обширные знания научного и творческого наследия, т.е. гений схватывает, выделяет суть из всего того, что было открыто до них;

4)гений всегда творчески перерабатывает основные идеи, концепции предыдущих поколений и при необходимости очень жестко отбрасывает устаревшие идеи и концепции. Он всегда может доказать свою точку зрения, объяснить почему отбрасывает. Непризнанные гении не могут убедить народ в своей правоте, не признают никаких авторитетов и часто отрицают без знания глубины вопроса.

5)результаты творчества гения должны помогать прогрессу человечества (чтобы откинуть «злого гения»). Но этот признак не обязателен.

Развитие способностей.

Все теории способностей можно свести к трем группам:

1.Наследуемость способностей. Уже в генном аппарате передается тот или иной уровень или область способностей. (Гальтон)

2.Приобретенность способностей. Зависимость возникновения способностей и степень ее развития от способа обучения.

3.Соотношение природного и приобретенного. Способности формируются и развиваются в деятельности.

Любые задатки, прежде чем развиться в способности должны пройти большой путь развития. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов:

1.Происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей.

2.Идет становление задатков небиологического плана.

3.Складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываясь друг на друга.

Рубинштейн С.Л. говорил, что развитие способностей совершается по спирали : реализующиеся возможности, которые представляют способности одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

Развитие способностей находятся в прямой зависимости от конкретных приемов, методик, направленных на формирование соответствующих навыков, умений и передаче знаний. Наиболее эффективным путем развития способностей является развитие личности ребенка, его потребностей, интересов, уровней притязаний и т.д., т.е. воздействие на целостную личность ребенка. Необходимо учитывать сензетивные периоды, благоприятствующие становлению тех или иных способностей. Большинство способностей начинают свое развитие в дошкольном возрасте.

Требования, предъявляемые к деятельности, развивающей способности: а) творческий характер деятельности, б) оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, в) должная мотивация и г)обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Гениальность как качество личности – способность проявлять высочайшую степень одарённости и достигать результатов, составляющих эпоху в жизни общества или в какой-либо сфере жизнедеятельности.

Жил-был в советские времена некий дворник — колоритная личность с роскошной окладистой бородой. И так он был похож с этой бородою на гениального Карла Маркса, что люди на него приходили со всей столицы полюбоваться. Дошло сие безобразие до слуха компетентных органов. Пришли к нему товарищи в штатском и говорят: «Вы очень некстати похожи на одного гения. Может лучше сбрить вам бороду?» — Дворник, степенно оглаживая предмет конфликта, ответствовал: «Ну, положим, бороду я сбрею. А умище, умище-то куда девать?»

Природа гениальности – неразгаданная загадка. Когда речь заходит об этом редчайшем качестве личности, то почти всегда подразумевается либо божественный дар, либо патология психики. Древний грек никогда не сказал бы: «Я гений». Это не скромность, он сказал бы: «Меня посетил гений», «Меня посетила муза». В тексте «Бхагавад гиту» Бог говорит: «Я – вкус воды. Я – любовь в искренней любви возлюбленных. Среди гор Я – Гималаи. Среди рыб Я – акула. Я гений в человеке. Я гений, который приходит к человеку».

Через гениальность Бог разговаривает с миром. Многие гении, создав что-то сверхъестественное, находятся в прострации и, придя в себя, говорят, что я это не писал, я просто передал мысли, которые мне были надиктованы Богом. Гениальный Моцарт недоумённо произносит: «Мысли толпятся в моей голове, входя в нее с величайшей легкостью. Как и откуда они берутся, я не знаю и никак не причастен к этому. Стоит только возникнуть теме, как появляется другая мелодия, и сама связывается с первой в соответствии с требованиями композиции. Композиция приходит ко мне не последовательно, не по частям, разработанным в деталях, какими они станут позднее, а во всей полноте, так что мое воображение позволяет мне услышать ее целиком». Моцарт говорит о непонятном ему феномене, какой-то неизвестной сферы сознания, которая целиком, во всей полноте и ясности внезапно озаряет сознание. Все становится понятным и даже возникает досада, как это раньше не пришло в голову. Композитор свидетельствует, что он лишь проводник музыки Бога, что его телесная оболочка не причастна к Его музыке. Моцарт утверждает, что его роль и заслуга в этом действе состоит лишь в рутинной части творчества – детальной разработки композиции в соответствии с требованиями музыкальной грамоты. О необъяснимом феномене вдохновения писал и Эйнштейн: «Открытие в науке совершается отнюдь не логическим путем, в логическую форму оно облекается лишь впоследствии, в ходе изложения. Открытие, даже самое маленькое - всегда озарение. Результат приходит извне и так неожиданно, как если бы кто-то подсказал его».

Когда в обществе или в какой-то сфере жизнедеятельности назревает необходимость перемен, Бог посылает своего представителя в лице гения. Вкус счастья, испытанный гениями от полёта мысли, достижения вершин человеческого духа, превышает всё вообразимое счастье, которое испытывают люди от материальных благ, семьи, секса. Согласно Ведам, это подарок Бога гению за благочестие в предыдущих жизнях. Гении в прошлых жизнях своими благочестивыми поступками заслужили быть посланниками Бога на Земле.

Философы Шопенгауэр и Ницше считали гениев полубогами, высшими существами. Кант называет гения «любимцем природы», а Гёте – «высшим формосозидающим дарованием». Абсурдно объяснять их появление наследственностью или средой. Ницше писал, что «великие люди, как и великие времена, подобны взрывчатому веществу, в котором накопилась ужасная сила; их появление всегда исторически и физиологически, задолго до них подготовляется, собирается и скопляется. Если напряжение толпы достигает слишком большой силы, то достаточно случайного толчка, чтобы вызвать на свет «гения», великую судьбу».

«Если звезды зажигают – значит это кому-нибудь нужно!» – писал В. Маяковский. Гениальный поэт осознавал: неспроста появляются люди как ответ на запросы и потребности общества, как снайперский выстрел и неотвратимость рока. Чаще всего гении рождаются в феврале (зачатие в мае). Российский ученый Евгений Виноградов обработал демографическую статистику десяти европейских стран и вывел график рождаемости гениев. Результат получился однозначный - по количеству гениев всех времен и народов февраль является безусловным лидером. Средний возраст родителей гениальных детей — мать 27, отец 38 лет.

Основным качеством гения Ницше считал «творческую детскость» или, как говорил, Шиллер – «творческую наивность». Такое ощущение, что гениальность плохо училась в школе и, достигнув разумного возраста, решила перепроверить то, что внушали ей учителя. Всё подвергая сомнению, она решила по-новому всмотреться в абсолютные истины. Так действовал великий Эйнштейн, результат – теория относительности. Бальзак отметил одно из самых удивительных качеств гениальности: «Гений походит на всех, но никто не походит на него».

Если талант пашет на сегодня, то гений творит на века. Великий русский художник А. Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу», полагал, что гений производит для веков. У него некоторые части могут быть неправильны, но целое превосходно. Правила для него нет – он сам себе правило. А. Иванов полагал, что в отличие от гения талант сообразуется с требованием общества, он раб общества. Он пишет для настоящего времени, например, знаменитый историк Карамзин. Талантливость редко выходит за пределы старого знания. Если она и создаёт новое знание, оно не носит эпохальный характер, способный перевернуть представления людей в той или иной сфере жизни. Гениальность, напротив, связана исключительно с революционными переворотами в науке, созданием новых направлений в искусстве и исключительным новаторством. Талантливости редко удаётся «перекопать души» современников своими произведениями.

Исключительная непохожесть, непредсказуемость и незаурядность гениальности стала одной из причин интереса к проявлениям у неё болезненной психической симптоматики. В 1836 году литературный мир был шокирован заявлением Лелю о том, что физиологические показатели, отмеченные при жизни Сократа, являются неоспоримым свидетельством того, что «отец философии» систематически впадал в состояние транса, был подвержен приступам столбняка, искажения восприятия и галлюцинациям. Десятью годами позднее Лелю пришел к выводу, что это относится и к Паскалю, особенно отмечая тот факт, что Паскаля посещали видения религиозного содержания и галлюцинации. Эта ранняя работа Лелю послужила стимулом для дальнейшей разработки теорий гениальности и безумия, а также для появления огромного числа попыток сходного анализа патологических черт выдающихся людей.

На судьбах таких необычайных людей как гении можно доказать разные точки зрения, в том числе и безумие. Ван Гог считал себя одержимым бесом. У Гофмана была мания преследования и галлюцинации. Гоббс боялся оставаться в темной комнате, там ему мерещились привидения. Гончаров был ипохондриком, Врубель и Хармс лечились в психиатрических клиниках, Достоевский страдал эпилепсией и болезненной страстью к азартным играм, у Мандельштама был тяжелый невроз и попытки суицида. К гениальным безумцам относят Моцарта, Шумана, Бетховена и Генделя. У Анны Ахматовой была агарофобия – боязнь открытых пространств, Маяковский панически боялся инфекций, поэтому повсюду носил с собою мыльницу. Истерические припадки Скрябина предваряли приступы творчества. У Берлиоза, наоборот, музыкальные произведения вызывали приступы истерии. По свидетельству очевидцев, у Льва Толстого бывали припадки, возможно эпилептические. Страдал припадками и Алексей Толстой, только уже не эпилептическими, а истерическими. В одном из таких истерических припадков он даже написал стихотворение, а когда очнулся, то не помнил, каким образом он его создал. У Рафаэля было видение (говоря медицинским языком – галлюцинация) образа Мадонны, который он и воплотил в своих произведениях. Галлюцинации переживали Крамской во время работы над картиной «Христос на распутье», Державин во время написания оды «Бог». Мопассан иногда видел у себя в доме своего двойника. У Глинки было нервное расстройство, доходящее до галлюцинаций. Шумана в 46 лет стали преследовать всеведущие говорящие столы, видения звуков, складывающихся в аккорды. Бетховен и Мендельсон из могил диктовали ему свои мелодии. А в 1854 году он попытался утопиться в реке. Шиллер клал на стол гнилые яблоки перед творчеством. Поэт и композитор Гофман был способен творить только в состоянии опьянения. Эдгар По был алкоголиком и умер от запоя. Есенину был знаком не понаслышке алкогольный психоз. Мопассан писал целые страницы под влиянием наркотиков. Он употреблял эфир, морфий, кокаин, гашиш в борьбе с невралгиями. У Моцарта была мания преследования, он был убежден, что итальянцы пытаются отравить его. У Мольера были частые припадки сильной меланхолии. Россини был так расстроен покупкой дворца, что впал в страх нищеты и не мог даже слышать музыки, поэтому был вынужден лечиться у доктора. Во сне или в так называемом сноподобном (сомнабулическом) состоянии творили Гете, Моцарт, Рафаэль, Кольцов. Вальтер Скотт продиктовал свой роман Айвенго в болезненном состоянии, а потом совершенно ничего об этом не помнил, кроме основной идеи романа, которая пришла к нему до болезни. Золя считал, что пережитое им в юности воспаление мозга «изменила самый мозг, даже повела к развитию известных талантов». Гофман говорил своим друзьям, что когда он работает за фортепиано, то лишь воспроизводит то, что кто-то подсказывает ему со стороны. Вкус мышьяка, которым отравилась госпожа Бовари, был прочувствован Флобером настолько реально, что вызвал у него реальную рвоту два раза подряд. Диккенс признавался, что видит и слышит своих героев, а затем все это записывает. Огюст Конт, основатель позитивной философии, много лет лечился от психического расстройства, а когда выздоровел, то выгнал свою жену, которая заботилась о нем во время болезни, и объявил себя апостолом и священнослужителем материалистической религии. Высказанная им мысль, что когда-то будет возможно оплодотворение женщины без участия мужчины, для того времени была действительно безумна.

Петр Ковалев

Встречались ли вы в своей жизни с гениями? Считали ли вы, что какой-нибудь человек из вашего окружения является гениальным? Это довольно громкое слово, которым некоторые люди любят бросаться направо и налево. Именно поэтому сейчас человека, который просто выполнил какую-то среднестатистическую задачу успешно, можно назвать гением. Но действительно ли это так? В данной статье вы узнаете, что такое гениальность на самом деле, чем гениальный человек выделятся на фоне остальных, какие бывают признаки гениальности, чем отличается гениальность от талантливости, а также даже то, какие существуют теории гениальности. Да, психология занимается этим вопросом уже не первый год, поэтому вам не стоит думать, что гением можно назвать каждого встречного человека. Необходимо детально разобраться с тем, что такое гениальность, какие у нее имеются признаки и особенности, и тогда уже вы сможете оперировать подобными терминами более грамотно.

Гениальность в целом

Прежде чем вы узнаете, что такое гениальность, стоит взглянуть на этот феномен в целом. Как уже было сказано выше, слово «гений» появляется повсеместно очень часто, но при этом далеко не всегда людей описывают подобным образом заслуженно. В действительности настоящих гениев в мире имеются единицы, поэтому вероятность того, что вы лично столкнетесь с таким человеком, крайне мала. Гораздо проще поверить в то, что вам удалось столкнуться с талантом. Более того, вы сами можете быть талантливыми в той или иной сфере деятельности. В этой статье отдельное внимание будет уделено разнице между талантом и гением, но обо всем по порядку. Сначала нужно взглянуть на то, что такое гениальность.

Определение гениальности

Гениальность - это высшая степень человеческого интеллектуального, эмоционального и других типов развития. Гениальный человек способен очень на многое, он сочетает в себе глубокие знания в различных сферах, причем постоянно развивается сразу в нескольких направлениях. Более того, это развитие ему дается очень легко, поэтому встреча с настоящим гением определенно вызовет у вас восторг и восхищение. Да, талантливый человек - это тоже впечатляюще, однако теперь вы должны понимать, что талант и гениальность - это разные вещи. Вы можете быть талантливым гением, однако гениальным талантом у вас быть не получится. Почему? Стоит взглянуть на эти два понятия отдельно, сравнить их между собой, чтобы убедиться в том, что между ними имеются существенные различия.

Гениальность и талант

Многие люди путают талант и гениальность. Это распространенная ошибка, потому что на первый взгляд эти слова могут показаться вам взаимозаменяемыми. Но в действительности это совсем не так. Пришло время разобраться в различиях между талантами и гениями. Талантливый человек имеет большой потенциал в каком-либо одном направлении. Ему нужно приложить немало усилий, чтобы добиться выдающихся результатов в этой одной области, но это дается ему значительно проще, чем всем остальным людям, которые не наделены тем же самым талантом, что и он. Что касается гениальности, то первое и основное ее отличие заключается в том, что успех гениального человека не ограничивается одним направлением. Это значит, что гений сможет овладеть различными специальностями на одинаково высоком уровне, причем получится у него это без особых проблем. Можно сказать, что, если человек талантлив во всем, то он гениален. Именно поэтому, как уже было сказано ранее, человек может быть талантливым гением, то есть все потенциальные дороги талантов он может осваивать одновременно. Но при этом человек не может быть гениальным талантом, потому что таланта отличает узкая специализация. Вы, вероятнее всего, не раз слышали высказывание о том, что человек талантлив в чем-то, например, в музыке, математике или рисовании. Это его узкая специальность, по которой он определенно будет обходить других людей, но при этом он не сможет с такой же легкостью освоить другие направления, в отличие от гения, которому все направления даются одинаково легко.

Проблема гениальности заключается в том, что зачастую человеческий мозг не способен воспринимать такие большие количества информации, поэтому ему приходится компенсировать, например, за счет эмоций, психики и так далее. Нередко можно слышать о сумасшедших гениях, и в этом нет ничего удивительного, потому что слабых людей их гений легко сводит с ума.

Признаки гениальности

Как же определить, что перед вами находится гений? Может, существует какой-то отличительный признак внешности? Или кодовая фраза? Талант и гениальность - это две вещи, которые можно легко перепутать, так как человек вряд ли будет просто рассказывать обо всем, чего он добился в жизни. И слушая гениального человека по конкретной теме, вы можете подумать, что он талант, но только если вы более внимательно его изучите, пообщаетесь с ним на множество других тем, вы сможете определить, что он действительно гениален. Однако все же существуют определенные признаки и особенности, на которые вы можете обращать внимание, если хотите узнать, находится ли перед вами самый настоящий гений.

Нестандартное мышление

Первый и ключевой признак любого гения - это нестандартное мышление. Если человек идет вразрез с тем, что считает большинство, то это может быть первым признаком гения. Естественно, чтобы быть гениальным, такому человеку нужно уметь доказать правоту своего мнения. Многие гении в истории человечества сталкивались с волнами критики, так как их образ мышления не вписывался в принятую модель. Однако именно за счет того, что гении никогда не сдаются и всегда идут вперед, человечество может пользоваться всеми революционными изобретениями или пожинать плоды великих открытий.

Яркое воображение

Еще одним важным признаком гениальности является наличие у человека яркого воображения. Изменчивость и гениальность идут рука об руку именно из-за того, что у настоящего гения всегда имеется необъятный внутренний мир, в котором он может переходить от одной сферы деятельности к другой. Но при этом вы можете не сомневаться в том, что все, за что такой человек будет браться, окажется чем-то необычным и удивительным. Причина опять же заключается именно в воображении, которое, в паре с нестандартным мышлением, позволяет гению придумать то, до чего мозг среднестатистического человека не додумался бы никогда в жизни. Однако именно поэтому также связывают гениальность и помешательство. Краски воображения иногда бывают слишком яркими, из-за чего человек, неспособный себя контролировать, может потонуть в собственном внутреннем мире, сойдя с ума. Это печальная участь многих гениев, которые не смогли справиться с нагрузкой их дара и их бремени.

Желание действовать

Одаренность, талант, гениальность - все это так похоже между собой, однако при этом каждое из данных понятий имеет свои аспекты, и каждым из них можно описывать самых различных людей. И задачей данной статьи является выявление признаков и особенностей гениальности, которые позволили бы вам узнать, что вы встретили не одаренного человека, не таланта, а настоящего гения. Вы уже успели прочитать про нестандартное мышление и яркое воображение, однако не стоит также забывать о постоянном желании гениального человека действовать. Частично это связано с тем, что гениальность может привести к сумасшествию. Если человек держит все в себе, закрывается в своем воображении и внутреннем мире, он моментально сходит с ума. Именно поэтому гениальный человек всегда старается действовать, всегда стремится к тому, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Пусть десять, пятьдесят или сто его идей окажутся непригодными, нефункциональными или непопулярными, велика вероятность того, что сто первая идея станет революционной. Также желание действовать у гениальных людей связано с их самооценкой. Талант может быть скромным и даже пытаться принизить свои достижения в той или иной сфере. Гений же знает, на что он способен, поэтому никогда ни перед чем не останавливается.

Интуиция

Если вы прочитали все, что было описано выше касательно гениальности, то уже сами могли прийти к выводу о том, что интуиция является неотъемлемой частью жизни гения. Ему необходимо уметь чувствовать ситуацию и доверять своему нутру, потому что именно оно подсказывает ему самые лучшие решения, которые он только может принять. Гениальность позволяет человеку при возникновении спорной ситуации не обращаться к книгам (или в современных реалиях, скорее, к поисковой системе). Такой человек может просто заглянуть в свой внутренний мир, найти ответ там и довериться своей интуиции, даже если он не уверен в том, что его ответ будет правильным. Возможно, его ответ будет неправильным в общепринятом стандарте, но в итоге из этого выйдет очередная гениальная мысль. Именно так и работает гениальность. Одаренность, как вы можете себе представить, работает совсем не так, поэтому и нельзя сравнивать одаренных людей с гениальными. Это две совершенно разные категории.

Проявление

Ну и последней значимой особенностью гениальности является то, когда именно она проявляется. Дело в том, что талант у человека в том или ном направлении может проявиться в любой момент жизни. Уже в детстве в нем могут рассмотреть склонность и способность к чему-либо, талант может раскрыться только в подростковом возрасте или же вообще ближе к старости. Что касается гениальности, то здесь не может быть никаких сомнений. Настоящий гений начинает раскрываться уже с самого раннего детства и продолжает это делать на протяжении всей своей жизни. Таким образом, понятие гениальности теперь должно быть вам более понятным, чем раньше.

Теории гениальности

Теперь, когда вы понимаете, чем отличается спосособность и гениальность, какая разница между талантом и гением, можно взглянуть на существующие на сегодняшний день теории гениальности. В большинстве случаев их выделяют четыре штуки: патологическую и психоаналитическую теории, а также теории качественного и количественного превосходства. Первая теория рассматривает тесную связь гениальности с безумием, о чем уже немало было сказано выше, вторая же занята изучением не того, какие способности имеются у гениального человека и как они у него появились, а то, в каком русле этот человек их направляет, для чего использует свой гений. Что касается двух последних теорий, то они являются противоположными друг другу. Теория качественного превосходства гениальности рассматривает гениальных людей как особенных, у которых просто не может быть недостатков из-за особенностей их мозга. Ну а теория количественного превосходства гениальности, наоборот, утверждает, что это качество является результатом стечения обстоятельств, которые были использованы человеком для того, чтобы развить в себе способности, которые изначально в каждом человеке закладываются на равном уровне.

Итог

Что ж, теперь вы понимаете, что такое гениальность. Вы знаете, какие имеются признаки и особенности у гениального человека, а также, кроме всего прочего, разобрались с тем, чем отличается гениальность от таланта, а также какие существуют теории гениальности.

На протяжении долгой истории существования человечества на земле время от времени встречались индивиды, выделявшиеся среди остальных своими уникальными способностями.

Они двигали прогресс вперед, делая удивительные открытия в медицине, физике, химии, биологии, математике и других науках. Глядя на известных ученых и испытывая восхищение, обычные люди не раз задавались вопросом: как стать гением?

Слово «гений» произошло от латинского genus, что означает «род». Первоначально так называли духов — покровителей человека, защищающих его от всех невзгод с самого рождения. Позднее появилось современное значение слова гений – высшая способность человека к творческой научной или художественной деятельности. Кант считал, что гениальность есть талант изобретать то, чему нельзя научиться и научить.

Само по себе явление гениальности настолько загадочное, что определить причины его возникновения не удается до сих пор. Научные исследования показали, что как такового «гена гениальности», скорее всего, не существует, а есть определенный набор генетических программ, отвечающих за суперинтеллект. По наследству данная особенность также не передается, поэтому искусственное «выведение» гениев еще долго будет оставаться заветной мечтой человечества.

Как отличить от обычного человека

На земле живет много талантливых людей, не меньше и одаренных, а вот гениев совсем немного. Так по каким критериям можно отличить гения от обычного человека? Многолетние психологические исследования, проведенные британскими учеными, помогли выделить основные признаки гениальности.

Неординарность, нестандартность мышления, способность взглянуть на проблему с другой точки зрения – отличительная особенность гениев. Исследования психологов показали: если дать одну и ту же задачу обычному человеку и «умнику», гений найдет уникальный способ решения, не свойственный простому обывателю. Интеллект и креативность у таких людей обычно значительно выше среднестатистической планки.

Живое воображение позволяет гению буквально погружаться в мир своих идей, продумывать детали и различные варианты необычных концепций, изобретений. Способность к высокой степени концентрации дает возможность не отвлекаться на внешний мир, а быть сосредоточенным на одной-единственной цели днем и ночью. Например, гениальный химик Менделеев настолько увлекся идеей систематизации химических элементов, что просто увидел свою периодическую таблицу во сне.

Адекватная самооценка и высокий уровень энергии – важный признак нестандартного ума. Многие открытия, сделанные «умниками», настолько удивительны, что меняют представления человека о самых обычных вещах. Обществу проще отвергнуть и подавить гения, чем принять и осознать его правоту. Важно, насколько человек способен добиваться цели, на какие жертвы готов пойти ради результата. Так, Чарльз Дарвин, выдвинув идею о происхождении человека, столкнулся с целой волной негодования.

Оригинальность поведения. Многие видели знаменитый фотоснимок Эйнштейна с высунутым языком. Так вот, чудаковатость тоже является признаком гениальности. Ранее психологи даже пытались объяснить гениальность помешательством ума, но, как выяснилось позднее, теория оказалась несостоятельной.

Необычайная чувствительность и ранимость. Возможно, гениев рождается гораздо больше, но только не все они могут реализовать себя. Критика, насмешки очень тяжело переживаются такими людьми, поэтому для них крайне важна поддержка близкого человека. Семьи, создаваемые гениями, крайне необычны – это прежде всего союз умов, а потом уже плоти.

Как из обычного ребенка вырастить «умника»

Многие из нас мечтают о сверхспособностях, и если у взрослого человека практически нет шансов внезапно поумнеть, то ребенок при наличии таланта вполне может стать гением. Как развить в ребенке этот дар? Психологи предлагают обратить внимание на несколько моментов:

  • Любознательность ребенка, готовность к усвоению и осознанному применению новых знаний, умений, навыков.
  • Нестандартность мышления при решении самых обычных житейских проблем.
  • Разносторонность интересов – ребенка могут привлекать знания, к которым сверстники безразличны.
  • Целеустремленность – иногда дети уже в раннем возрасте решают, кем они хотят стать, и идут к своей цели шаг за шагом.
  • Признаки наличия таланта или одаренности обычно выявляются с помощью тестирования.

Становиться ли гением или остаться просто талантливым, зависит не только от природы, но и от желания самого ребенка. На этот последний, но немаловажный фактор могут повлиять родители. По данным многолетних исследований, проведенных британскими учеными, наибольших успехов достигали дети, чьи родители в воспитании использовали следующие приемы:

  • Вовлекали ребенка в разговор, аргументировали свои доводы, не требовали безусловного подчинения.
  • Поощряли игры – как интеллектуальные, так и физические.
  • Много читали и не использовали для обучения телевизионные передачи.
  • Рассказывали о мире, объясняли смысл явлений, устройство окружающих ребенка вещей.
  • Занимались с ребенком музыкой, пением.

Применение витаминов и других полезных пищевых добавок может сыграть немаловажную роль в развитии ребенка. Недавно медики провели исследование среди недоношенных малышей и пришли к удивительному выводу. К пяти годам дети, регулярно получавшие рыбий жир, лецитин, ноотропные препараты, достигли лучших результатов в обучении по сравнению со сверстниками, которым витамины не давали. Автор: Екатерина Волкова



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!