Интегрированное занятие
по экологии, ознакомлению с окружающим миром, развитием речи в классе предшольной подготовки
Тема :Волшебница –вода
Задачи :
значение воды в жизни человека, животных, растений;
закрепить представления о свойствах воды: прозрачная, не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, способность растворять различные вещества.
активизация и обогащение словаря - формировать лексико-грамматический строй речи (словообразование, словоизменение, согласование)
развитие связной речи: учить использовать в речи разные виды предложений, развивать речь-доказательство
развивать творческо-поисковую активность, самостоятельность, инициативу, интерес к практической деятельности.
воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу, развивать экологическую культуру.
1.Психогимнастика «Доброе утро»
Доброе утро! Я вам говорю!
Доброе утро! Я всех вас люблю!
И прошу сегодня очень постараться,
Слушать внимательно и отлично заниматься!
Сегодня у нас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить. Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.
Сюр.момент: В гости к детям приходит инопланетянин Лунтик..
К нам прилетел гость с далёкой планеты – Лунтик. Он узнал, что на нашей планете есть вода, а Лунтик и его друзья понятия не имеют, что же такое вода. Сегодня я предлагаю вам вспомнить все, что мы знаем с вами о воде и рассказать, о ней Лунтику.
Только предупреждаю вас, что Лунтик плохо понимает нашу речь, поэтому нам необходимо говорить чётко.
2. Показывает детям глобус.
Вы узнали, что это? Правильно – глобус. Как можно по-другому назвать? (модель нашей планеты)
Вспомните, что обозначено на глобусе зелёным цветом? Коричневым? жёлтым? А голубым?
Какого цвета на глобусе больше всего? Правильно, голубого, потому что вода занимает большую часть всей поверхности земного шара. Но пресной воды, которая нужна для птиц, животных, человека, очень мало. А много соленой воды, которая находится в океане, море.Давайте расскажем Лунтику стихотворение о воде. (дети рассказывают стихотворение «Вы слыхали о воде»)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда
Наша спутница - вода!
А скажите как человек использует воду? (ответы детей)
3.Д\Игра «Кому нужна вода» -разложить вокруг изображения воды фигурки людей, птиц, животных., кому и для чего нужна вода.
Физ. Минутка Игра «Какая бывает вода»(с мячом).
Воспитатель. Дети, встаньте в круг, давайте поиграем. Я буду бросать мяч, а вы будете отвечать и бросать мне мяч. Вода бывает:
Холодная – горячая;
Сильная – слабая;
Сладкая – кислая;
Быстрая – медленная;
Прозрачная – мутная;
Бесцветная – цветная;
Чистая – грязная;
Соленая – пресная;
Живая – мертвая.
А теперь я хочу вам предложить стать учёными и провести небольшой эксперимент, а Лунтик пусть посмотрим, ему будет полезно.
Опыт № 1 .Я приготовила для вас 2 стакана, в одном налита вода, в другом – молоко. Попытайтесь увидеть, что лежит в каждом из стаканов. (дети смотрят и делают вывод)
Почему в стакане с водой мы увидели предмет, а в молоке нет?
Мы ещё раз с вами убедились, что вода обладает свойством – она прозрачная.
Опыт №2: “Вода не имеет формы ”
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).
– Что можно сказать о форме воды?
Опыт №3: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт №4: “У воды нет вкуса”
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса. Но если мы добавим сахар, то вода станет какой?
Опыт №5: “У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
4.А теперь поиграем в игру «Вырастим цветы»
Вы будете семенами. Я сажаю вас в землю.(дети садятся) .Ярко светит солнышко, я беру лейку и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать.(медленно поднимаются). Вот уже появились первые росточки. Они тянутся-тянутся вверх, я ещё раз поливаю семена водой, солнышко согревает своими лучиками. (встали во весь рост).Вот наши цветы подросли и распустили свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом…
Мы выяснили, что пресной воды на Земле… (дети договаривают ответ: мало)
Как вы думаете, как нужно относиться к воде? (бережно, экономно)
Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода - это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды - всего неделю.
Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.
Молодцы, ребята! Мы много сегодня узнали о волшебнице-воде, и рассказали об этом Лунтику, но вода-волшебница покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.
Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.
А теперь мы попрощаемся с Лунтиком, он говорит вам спасибо, он теперь всё знает о воде и он приготовил вам подарки.
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница Вода»
Программные задачи:
Совершенствовать знания детей о роли воды в природе и в жизни человека, о ее свойствах. Систематизировать и углублять представления о воде – как фактора экологического благополучия. Формировать системный способ мышления, развивать воображение. Выполнять элементарные опыты, умение пользоваться схемами. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, бережное отношение к воде, эмоциональный отклик и радость от общения с природой, чувство коллективизма, интерес к познавательной деятельности.
Активизировать словарь: облака, туман, пар, фильтр, роса, жидкость, состояние, газообразное, твердое, свойства.
Предварительная работа: наблюдение в природе за разными состояниями воды, чтение художественной и научно-популярной детской литературы, наблюдение за природными явлениями.
Материал к занятию: разная стеклянная посуда, схемы, стеклышки, чайные ложки, картинки с изображением птиц, животных, зверей, магнитофон с записью, по кусочку сахара, соль, камешки, опилки.
Ход занятия:
Воспитатель: Начинаем наш семинар-практикум. Вы мои ученики. Я ваш научный руководитель. Сегодня вы приготовили загадки, давайте послушаем.
(Дети по очереди достают карточки-капельки с загадками)
1.Лежало одеяло, мягкое, белое.
Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
2.Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
3.Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед)
4.У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет. (Сосулька)
5. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
6.Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
(Дети прикрепляют на магнитной доске карточки с рисунками – ответами на загадки)
Воспитатель: Что объединяет все наши отгадки? О чем мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: О воде! (Дети рассказывают о воде)
1. Вода – самое удивительное вещество в природе занимает 71% поверхности Земли. У воды самая важная роль на планете.
2. Первые живые организмы появились в воде. Без воды невозможно существование живых организмов. Человек наполовину состоит из воды. Человек употребляет в сутки 2,5 литра воды; 1,5 литра впитывает через кожу.
3. Вода нужна в промышленности (фабрикам, заводам), в сельском хозяйстве, в медицине, в производстве продуктов питания.
4. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище. Людям требуется много воды.
5. Вода очень нужна растениям, животным, рыбам – всему живому на Земле!
Воспитатель: Вы молодцы! Все правильно рассказали о воде. А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, а заодно узнать что-нибудь интересное.
Физкультминутка. Игра «Капельки и тучи»
На полу разложены круги (из бумаги) на один меньше, чем детей. Это облака и тучи. Все дети «капельки». Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая капелька должна занять любую «тучу». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. (2 -3 раза)
Воспитатель: Предлагаю детям занять места в лаборатории для проведения опытов.
Давайте попробуем выяснить, в каком состоянии может быть вода.
1.Газообразное состояние.
Предложить детям открыть горшочек с кипятком. Поместить над паром стеклышки, на них образуются капельки воды.
Вывод: вода бывает в газообразном состоянии. Это пар, облака, туман. Туман оседает утром на траве и образуется роса. В воздухе, который мы вдыхаем, тоже есть вода.
На доске вывешивается схема газообразного состояния воды.
2.Жидкое состояние.
Что происходит с водой, если ее переливать в посуду разной формы?
Предлагаю наполнить водой разную посуду (баночки, пузырьки, стаканы). Что заметили?
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится, у самой воды формы нет, так как она жидкая. Вода – жидкость.
На доску вывешивается схема жидкого состояния воды.
3.Твердое состояние
Мы уже знаем, что вода это жидкость. Она не имеет собственной формы. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях. А если мороз? Хотя бы маленький, всего минус один градус? Тогда вода будет твердой.
Вывод: Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед.
На доске вывешивается схема твердого состояния воды.
Вода, пар, лед – одно и то же вещество, только в разном состоянии: газообразном, жидком и твердом.
4. Предлагаю выяснить другие свойства воды. Давайте выясним, какого цвета вода? Перед нами два стакана. В одном вода, а в другом молоко.
Поставьте на картинку стакан с водой. Рассмотрите картинку под стаканом сверху, сбоку. Теперь, то же самое проделаем со стаканом молока. Что вы обнаружили?
Вывод: у воды нет собственного цвета, вода бесцветна, прозрачна (схема)
6. Вода не имеет запаха. Предложить детям понюхать воздух в банке.
Вывод: вода не имеет запаха (схема).
7. Вода не имеет вкуса. Предложить детям сделать глоток воды.
Вывод: вода безвкусна (схема).
8. Вода – это мощный растворитель. Предложить детям растворить в воде сахар, соль, камешки.
Вывод: Вода растворитель (схема).
Воспитатель: Давайте подведем итоги наших экспериментов.
По расположенным на доске схемам дети повторяют свойства воды.
Воспитатель: Всем нужна чистая вода. Как мы можем этому помочь? Как мы можем сберечь воду? (Ответы детей)
- загрязненная вода вредна всем (для здоровья человека особенно)
- грязную воду можно очистить с помощью фильтров
- на заводах и фабриках сроить большие очистные сооружения
- не тратить воду зря, закрывать хорошо кран после пользования
- не бросать мусор в водоемы
Воспитатель подводит итог, основываясь на эмоциях и поступках детей.
Дети читают наизусть стихотворение:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница наша – вода!
Программное содержание:
1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного;
2. Через опыты – эксперименты закрепить, что вода не имеет формы, запаха, находится в разнообразных состояниях;
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: стаканчик с водой, стаканчик с молоком, чайная ложечка, речной песок, сахарный песок, акварельные краски, соль, духи.
Предварительная работа: беседа о дожде, лужах, снеге. Рисование портрета природы. Рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Дети, все сели красиво, спинки прямые, руки на коленях. Послушайте стихотворение и скажите сколько дождей я прочитаю.
«Сколько знаю я дождей
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой – дугой
Дождик с солнцем
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом»
Ребята, сколько я прочитала дождей? (6)
А теперь скажите, если у вас друзья? Кто они? Назовите их? (Ответы детей.)
Верно у вас у всех есть друзья. А знаете ли вы, что у нас есть один общий друг, который помогает нам в любое время года, без которого мы не сможем прожить и дня. Дети, вы догадались, кто это? Правильно – это вода.
Подумайте и скажите, для чего нам нужна вода? Как она нам помогает. (Пьем, моем руки, поливаем растения, купаемся и т.д.) (Обращаю внимание на иллюстрации.)
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане –
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде – вечная слава воде!
Без воды могут погибнуть рыбы, растения, животные, которые живут в воде. Скажите мне, что вы представляете, когда я говорю слово «вода» (дождь, снег, сосулька).
Дождик, дождик, дождик лей,
Нам с тобою веселей.
Не боимся сырости,
Только лучше вырастем.
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Покуда он идет.
Лейся, дождь, веселый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по…
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
(Сосулька.)
Значит вода – это и снег, и дождь. Она всегда разная, она как волшебница имеет разное лицо или как говорят у воды разный «портрет» (показываю рисунки детям с изображением снега и дождя).
Что вы видите? Это портрет воды – ручей, сосулька, дождь. Это все вода.
Сейчас мы проведем несколько опытов и вы увидите, что вода действительно как волшебница, может превращаться. Мы будем проводить ряд опытов.
Первый опыт «Вода прозрачная»
Перед детьми ставлю 2 стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опускаю ложечки.
В каком из стаканов ложечка видна, а в каком нет?
Перед нами молоко и вода. В стакане с водой мы видим ложечку, а в стакане с молоком нет. Значит вода прозрачная, а молоко нет. (Предлагаю детям подумать, что было бы, если бы речная вода не была прозрачной?)
Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами, могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (ответы детей).
Дети, так, вода прозрачная или нет? (прозрачная). А теперь давайте узнаем, есть ли у воды вкус.
Второй опыт «У воды нет вкуса»
Предлагаю детям попробовать воду из своих стаканчиков.
Есть ли у нее вкус?
Очень часто говорят, что вода очень вкусная. (даю им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз, попробуют воду. Я должна доказать, что у воды нет вкуса).
А говорят «вода очень вкусная» потому, что когда человек очень хочет пить, то он с удовольствием пьет воду и выражая удовольствие говорит: «Какая вода вкусная», хотя он на самом деле вкуса воды не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней очень много разных солей.
(Предлагаю детям выпить соленую воду немного, чтобы они почувствовали и поняли вкус соленой морской воды.)
Третий опыт «У воды нет запаха»
Предлагаю детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Для сравнения даю понюхать духи.
И чем же пахнет вода по сравнению с духами. Закончились наши опыты. И что же мы с вами узнали нового о воде (ответы детей).
Занятие на тему: «Волшебница водица».
старшая группа.
Выполнила: воспитатель МБОУ СОШ №27
Лаврентьева Т.А.
Тверь - 2017
Цель: Формировать представление детей о природном явлении - вода.
Задачи:
Образовательные:
1 - способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность).
2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
1. Развивать у детей фонематический слух.
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Учить отгадывать загадки.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Проведение экспериментов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии».
5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6. Наблюдение за водой на прогулке.
Методы: словесные (используемые приёмы: рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово); наглядные (используемые приёмы: рассматривание иллюстраций, схем); практические (элементарный опыт).
Оборудование : материалы для экспериментирования (стаканчики, тарелки одноразовые с водой, сахар, лук, краска-гуашь, зёрна, ложки одноразовые, цветные карандаши, листы бумаги), муз.композиция « Ручеёк».
Ход:
Организационный момент - «Приветствие»
Посмотрите, у нас сегодня гости!
Поздороваемся с нашими гостями.
Здравствуйте.
Ребята, я хочу вас пригласить в лабораторию.
Что делают в лаборатории? (ответы детей)
Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию нам нужно отгадать загадки.
Вы готовы? Тогда …
- ”Угадай ка”…(разгадывание загадок)
Быстро убегает
Прямо из-под ног.
Брызгами играя,
Прохладный…
(ручеёк)
А за поворотом.
Тиха и глубока.
Течёт, качая лодки,
Широкая…
(река)
Меня ждали,
Меня звали,
Показался - убежали.
(дождь)
Ребята, как можно назвать одним словом ручеёк, река и дождик? (вода)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Приглашаю вас в лабораторию.
Ребята, а почему нас не встречает Капелька? Она обещала нам показать опыты. А вот и она, и грустная. Ч то случилось?
Капелька: Я потеряла книгу « Опыты с водой» и думаю, что сегодня не смогу вам показать опыты.
Воспитатель: Не переживай, Капелька, мы поможем тебе. Ребята, как помочь Капельке?
Дети: Сделать книгу опытов.
Воспитатель: Правильно, ребята, но прежде надо сделать эти опыты, а ты Капелька присядь и посмотри как ребята опыты с водой делать будут.
- Опыт 1 «Вода не имеет вкуса »
Ребята, что перед вами на столе?(ответы детей)
Попробуйте воду из чашек, какой у неё вкус? (ответы детей)
А теперь добавим в стаканчик с водой немного сахара.
Что изменилось? (Вода стала сладкая).
Как вы думаете, что мы изменили? (мы изменили вкус воды)
Какой вывод можно сделать?
Вывод: вода не имеет вкуса.
- Опыт 2 «Вода не имеет запаха»
Ребята, понюхайте воду в стаканчике.
Как она пахнет? (ответы детей)
Теперь добавим в воду лук, перемешаем ложечкой и опять понюхаем.
Как вы думаете, что произошло с водой? (вода пахнет луком).
Что вода изменила? (вода изменила запах)
Какой вывод можно сделать о простой воде, если её понюхать?
Вывод: вода не имеет запаха.
- Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная»
Ребята, как вы думаете, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем).
Что изменилось? (вода изменила цвет).
Что изменила краска? (краска изменила цвет воды).
Теперь сравним чистую, прозрачную и окрашенную воду. В оба стакана положим по одному зёрнышку.
В каком стакане мы видим зёрна? (ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
- Молодцы, ребята, вот и образец – схема.
Итог:
Что мы узнали сегодня в нашей лаборатории? (вода не имеет вкуса и запаха, что вода прозрачная)
Воспитатель: Капелька, как думаешь, дети положили начало твоей книге?
Капелька: Да, ребята, вы молодцы! Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.
Физкультминутка «Море».
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно,
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй!
- Представьте себе, что было бы, если на Земле исчезла вся вода? (ответы детей)
Правильно, ребята! Без воды мы не сможем прожить. Погибнут растения, животные и люди. Давайте, друзья, беречь воду!
Воспитатель приглашает троих детей и предлагает прочитать стихи о воде под музыку ручейка.
Воспитатель предлагает детям сделать уборку в лаборатории, а затем зарисовку любого опыта, который им понравился.
1 – й ребёнок
Вы слыхали о воде ?
Говорят она везде!
В луже в море, в океане
И водопроводном кране.
2-й ребёнок
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без воды нам не прожить!
3-й ребёнок
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без воды.
Занятие на тему: «Волшебница водица».
На столе у воспитателя стоит сундучок (мотивация!), дети обращают внимание на него. Воспитатель берет в руки сундучок и задает вопрос:– Кто знает, как называется предмет, который я держу в руках? (Ответы детей).
– Как вы думаете, что может лежать в моем сундучке?
(Предположения детей).
– Хотите посмотреть?
(Воспитатель открывает сундучок и достаёт глобус и карту. Карту вешает на стену).
– Что это? (Дети называют)
– Что общего у этих двух предметов? (Для путешествия, преобладание голубого и синего цвета)
– А кто знает, что обозначается на карте и глобусе оттенками синего цвета? (Вода в море, океане….)
– Да, ребята, вы правы – это вода. Предположите о чём мы сегодня будем вести разговор? Чем будем заниматься? Что узнаем нового? (Мы будем путешествовать по воде; узнаем о путешествии воды на планете и др. варианты ответов).
Показ детям модели земного шара, общего для всех жителей планеты – глобус).
– Ребята, почему на глобусе и на карте вода обозначается бледно-голубым, синим, темно-синим цветом? (Предположения детей)
– Если вас заинтересовала эта особенность изображения водной поверхности земного шара, то можете к следующему занятию с нами поделиться этой новостью, спросить это у родителей.
– А какие ещё цвета вы видите на глобусе и карте? (Жёлтый, зелёный, коричневый)
Знающие дети могут назвать обозначение цветом определённой поверхности: коричневый – горы и т.д.)
– А каким одним словом можно назвать поверхность земного шара, где нет воды? (Суша)
– Учёными доказано, что суша занимает одну четвёртую часть земного шара. Чтобы вам было понятно, приведу пример на яблоке. (На глазах у детей разрезаю яблоко на четыре равные части)
– Кто сможет выйти и показать ту часть, которая условно равна суше? (Вызываю двух детей по очереди, один из которых показывает правильно, а другой ошибается)
– Ребята, а кто же прав? (Выслушиваются размышления детей. Кто-то из ребят пытается сделать вывод – воды больше, чем суши)
– А, по-вашему, мнению, чего на поверхности нашей планеты Земля (Держу в руках глобус) больше воды или суши? (Варианты ответов детей)
– Итак, ребята, мы с вами условно представили планету Земля в виде яблока, разделили на четыре равные части и взяли одну – это суша (показываю). Остались три части – вы сказали, что это – вода. Молодцы! Воды на планете действительно больше, чем суши.
(Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой о воде, по ходу вывешиваются на магнитной доске иллюстрации дождя, града, снега, росы, пара, сосульки, тумана и т.д.):
– Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
– Кто из вас купался в реке или бассейне? (Все
поднимают руки)
– А кто купался в море или в нашем озере Карачи?
(Кто-то дважды поднимает руку)
– Есть ли какое отличие воды в море и озере
Карачи? (По количеству воды, по вкусу – солёная,
несолёная. Дети замечают, что морская вода –
солёная, а с озера Карачи – очень солёная).
– «Загадку» озера Карачи мы рассмотрим на
последующих занятиях, но заинтересовавшимся
ребятам, можно обратиться к родителям.
– Действительно, вы заметили, что в море вода
солёная, а в реке – нет. (Словарная работа –
пресная вода).
– Ребята, я вам привезла воду с Чёрного моря
(показываю на карте) и с озера Карачи (показываю
на карте Новосибирской области). Хотите
попробовать на вкус?
– Дети посмотрите ещё внимательно на глобус –
здесь есть белый цвет. Что он обозначает? (Льды,
снега, которые никогда не тают).
– Выберите из картинок на доске те объекты,
которые на карте и глобусе изображены белым
цветом.
ФИЗМИНУТКА
Подвижная игра «Ходит капелька по кругу» –
воспитатель тучка, дети – капельки – прыгают,
танцуют, разбегаются).
Тучка подсказывает, что капелькам делать.
Скучно стало поодиночке прыгать на земле.
Собрались все вместе и потекли веселыми
ручейками к большой речке. А большая речка попала
в океан большой. Плавали – плавали капельки в
океане и вспомнили о маме-тучке. А тут
солнышко пригрело, капельки стали легкими и
потянулись вверх, испарились они под лучиками
солнца, вернулись к «маме-тучке».
– А сейчас послушайте пословицы и поговорки о
воде.
- Тяжело против воды плыть.
- Капля мала, а по капле – море.
- Под лежащий камень вода не течёт.
- Март с водой, апрель – с травой.
– Как вы понимает их смысл?
– Для чего нужна вода? (Растениям, животным,
человеку)
– Давайте сделаем вывод: что мы узнали о воде?
(Обозначение на карте оттенками синего цвета,
занимает 3/4 части земного шара, солёная и пресная,
жидкая, твёрдая, газообразная)
Под руководством воспитателя дети проводят
эксперименты, обнаруживая свойства воды:
холодная, горячая, тёплая; чистая – грязная;
бесцветная, прозрачная, без вкуса, без запаха.
Опыт подтверждает, мяч в воде плавает,
металлическая ложка тонет.
– Показ схемы с объяснением круговорота воды в
природе.
– А теперь подумайте и скажите: откуда берется
вода в кране? Наблюдали ли вы такую картину:
открытый кран, впустую течёт чистая вода. Вот
послушайте, о чём говорят капли, когда капают из
неплотно закрытого крана:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап- кап-кап…
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря-зря-зря…
А то пройдет немного лет,
И нет водицы нет-нет-нет…
– А кто из вас сможет назвать правила для сохранения воды? (Варианты ответов детей: закрывать плотно кран, не пускать воду сильной струей, набирать воды столько, сколько необходимо, не засорять водоемы содержать в чистоте реки, озера).
Релаксация
– сесть удобно, включается
аудиозапись: шум воды, послушать «голос» воды;
закрыть глаза и пофантазировать. Образы – ручей
журчит, плещется рыба в реке. Капает дождь,
волнуется море, ревет водопад…)
(Дети рассказывают, что они представили,
увидели).
– Что нового узнали о воде? Что понравилось на
занятии? (Ответы Детей)
На доске прикреплены изображения двух туч
(голубая, темно-синяя). Определение настроения
этих туч: голубая – весёлая, тёмно-синяя –
грустная.
– С каким настроением вы заканчиваете занятие?
Подойдите к такой тучке. Я подошла к
жизнерадостной тучке, потому что мне понравилось
наше занятие и то,
как мы с вами вместе поработали (дети выходят
и встают рядом с тучками).
– Спасибо, вам, ребята, за работу.
Звучит музыка. Дети в своих рисунках передают
свое настроение и прикрепляют к тучкам.
Итог занятия
Продолжение на прогулке
На прогулке
– на столе подносы с
губками (на каждого ребенка – облака, сверху
сухие, а внутри слегка влажные). Дети сжимают
губку, вода не выделается. Т.к. мало капелек.
Добавить немного воды и снова сжать губку,
получился «дождь» но не сильный, а если добавить
много воды, то будет сильный дождь (дети
повторяют опыт несколько раз) – Идет закрепление
материала (капельки собираются вместе в туче,
а когда им становится тесно, убегают из тучи на
землю, падают дождем, а зимой – снегом.
Затем дети представляют, что наступила зима, все
лежит (имитируя) снеговика (движения рук). Пришла
весна, пригрело солнышко, побежали ручьи и
снеговик растаял. На смену весне пришло лето.
Летом идет теплый дождик. (Полить детей теплой
водой из лейки).
Затем пустить бумажные кораблики в тазик с водой
(дети работают самостоятельно, любуются и
обыгрывают ситуации…)