Основные соц.институты, осуществляющие профилактику отклонений в поведении. Профилактика социальных отклонений (превентология)

Попадая в школу, ребенок оказывается в новой для него социальной среде, где нужно учиться взаимодействовать не только со сверстниками, но и с учителями. Из вольной жизни ученик погружается в мир правил, обязанностей и требований.

С момента, когда малыш начинает самостоятельно стоять на ножках и передвигаться по детской площадки, он попадает в мир, где кроме него и любящих родителей появляются еще другие дети, со своими желаниями и взглядами на происходящее. Ребенок должен с ними общаться, взаимодействовать, находить общий язык. Правила такого общения изобретают не сами малолетние дети. Все уже придумано до них в обществе, где им предстоит взрослеть. Мама объясняет, что можно делать, а чего нельзя.

Существуют утвержденные в обществе нормы поведения. Умение принимать их и пользоваться ими является процессом социализации ребенка в обществе. По мере взросления малыш занимает определенные ниши (статусы) в окружающем его мире. Сначала он ребенок своих родителей, потом — друг детей, с которыми гуляет на площадке, воспитанник детского сада и так далее.

Когда человечек достигает определенного возраста, он попадают в учебное учреждение, где количество его социальных статусов увеличивается. Меняется иерархия отношений, в которой школьник должен освоиться и занять свое место. На первый взгляд все процессы закономерны и естественны, они не должны вызывать никаких трудностей. На самом деле, путь ребенка по лестнице взаимодействий внутри общества усеян подводными камнями, которые не всегда удается благополучно обойти. Появляется неуверенность в себе. Трудности в общении вызывают желание ребенка убежать, избавиться от действительности. Ребенок начинает отвергать принятые нормы поведения, появляется склонность к порокам, отступлениям от моральных и нравственных устоев общества, которое его не принимает.

Невозможность найти свое место в коллективе и выработать необходимые навыки поведения приводит к тому, что возникают социальные отклонения. Это — девиантное поведение, которое построено на отрицании социальных норм, противодействии факторам, которые данная личность не приемлет. Получение статуса в школьной среде, признание своей личности ребенок стремиться достичь не путем хорошей учебы и проявлением своих талантов, а действуя методом от противного — агрессия, кражи, насилие.

Не во всех случаях такое поведение связано с негативным развитием личности. Отклонения в социальном развитии могут быть следствием высокого уровня интеллектуального развития школьника или его творческой одаренности. Многие деятели искусства и знаменитые ученые в школе были изгоями, непонятыми сверстниками и учителями.

Девиантное отклонение, замеченное у ребенка не должно быть причиной его изгнания из коллектива и негативного к нему отношения. Это лишь посыл для педагогов — обратить серьезное внимание на данного ученика и выявить причины его нестандартного поведения.

На основании вышеизложенного, девиантному поведению дана следующая классификация: асоциальное и антисоциальное поведение. В первом случае ребенок отрицает нормы общепризнанного поведения, но не преступает закон. Во втором случае действия носят противоправный характер.

В социологии существует понятие аномия, обозначил этот термин французский социолог Дюркгейм. Попадая в школу, школьник сталкивается с необходимостью ставить перед собой цели и добиваться их. Индивиды в обществе действуют на основании поставленных целей и способов их воплощения. Когда между задачей и способом ее выполнения возникает противоречие, нарушается хрупкое равновесие, ребенок чувствует свое бесправие. Это является предпосылкой к возникновению отклоняющегося поведения у школьников.

Реакции на возникающие социальные отклонения детей перечислил социолог из США Р. Мертон. Он выделил пять типов реакции школьника на несоответствие поставленной задачи к способом ее выполнения: комформизм, ритуализм, инновативность, ретризм и бунт.

Ребенок, выбравший моделью поведения комформизм, соглашается с целями, навязываемыми ему обществом, и благоприятно относится к способам их претворения в жизнь.

Инновативность в подходе к деятельности не отрицает принятых в социуме целей, но заставляет школьника искать свои собственные подходы к их достижению. Ребенок не хочет опираться на предлагаемый опыт и общепринятые пути решения поставленных задач.

Если цели остаются непризнанными, они игнорируются, но при этом все внимание уделяется деятельности на их выполнение, речь идет о ритуальном поведении. Так принято делать, поэтому он так делает. Цели при этом эфемерны.

Самые опасное проявление аномии в школьном возрасте получило название ретризм. Ребенок отрицает и цели, и средства. Это приводит к желанию уйти от действительности и часто заканчивается алкоголизмом, наркоманией и сознательным самоуничтожением в себе личности.

Последняя категория аномии – бунт. Цели и задачи заменяются новыми идеалами и средствами достижения результатов. Бунтарь стремится изменить нормы поведения на координально другие. Он организует протесты, сеет революционные настроения, стремится изменить все вокруг.

Девиантное поведение возникает не на пустом месте. Оно складывается из несоответствия норм морали с личностным воспитанием ребенка. Негативный опыт, полученный однажды, часто является причиной отклоняющегося поведения. Инстинкт самосохранения подталкивает школьника к упреждающим мерам противостояния по отношению к агрессивно настроенному обществу. Иногда нежелание взаимодействовать с обществом является причиной психологических нарушений. Агрессивное начало может быть заложено с рождения, но проявляться оно начнет только при благоприятных для этого условиях: совокупности пороков в воспитании со средой жизнедеятельности ребенка.

Профессиональный педагог и психолог могут распознать девиантного школьника по определенным признакам. Ведь прежде чем возникнут социальные отклонения личности, социальная адаптация ученика пройдет несколько этапов. Вначале ребенок чувствует подсознательную нестыковку между своими ощущениями правильности происходящего и принятыми нормами. Потом он их начнет отрицать, что станет заметно в его общении со сверстниками. Затем он станет опробовать свои действия и сравнивать их с нормами. Например, сделает что-то плохое, по мнению социума, и посмотрит на реакцию со стороны взрослых наставников. Пройдет без внимания его выходка или нет? Потом школьник начинает повторять свои асоциальные поступки снова и снова. У него накапливается опыт отрицания правил, появляются единомышленники. Он становится членом группы, где его поддерживают такие же подростки, как и он сам. Мелкое хулиганство перерастает в уголовное преступление, ведь девиантное поведение требует острых ощущений.

Разработано ряд мер, призванных противостоять отклонениям в поведении школьников. Прежде всего, это создание благоприятной атмосферы внутри семьи. Для этого требуется подготовка будущих родителей. Ведь именно в семьях, где изначально попрекаются нормы поведения, где царит насилие в отношениях родителей между собой и к ребенку, процветает пристрастие к пагубным привычкам, растут дети с отклонениями в поведении.

Неправильно влияет на развитие личности и противоположная ситуация в семье. Чрезмерная любовь и опека, прощание негативного отношения к действительности, попустительство со стороны родителей приводит к завышенной самооценке. Ребенок вырастает инфантильным, неспособным к сопереживанию. Спутники таких людей в жизни связаны с неспособностью противостоять трудностям.

Профилактика социальных отклонений направлена на формирование с малых лет правильных нравственных ориентиров. У ребенка должны воспитываться волевые качества и чувство достоинство. С раннего детства воспитание должно строиться на примерах, взятых из книг и кинофильмов. Постоянное насилие на экране способствует развитию агрессии, искажение ориентиров в поведении. Поэтому родители должны отслеживать информацию, получаемую ребенком и корректировать ее в соответствии с социальными принципами, учить самовоспитанию, умению отличать хорошее поведение от плохого.

Недопустимо физическое насилие над ребенком и на его глазах. Это вызовет страх и ненависть, а затем и агрессию. Дети, прошедшие через физические наказания, перестают сопереживать, делаются обозленными, неспособными принимать положительные стороны окружающего мира.

Очень важно взаимодействие школы с семьей. Педагогический коллектив должен создать благоприятную атмосферу в каждом отдельном коллективе и в школе в целом. Помочь сложным детям адаптироваться в новой для них среде. Большую роль играет привлечение детей и подростков к участию в досуговых учреждениях: кружках и секциях. Обучение их на достойных примерах.

Если девиантное поведение уже присутствует подростку нужно помочь преодолеть его негативное воздействие на неокрепшую личность. Для этого в помощь семье и школе создаются специальные центра, где работают психологи. Они занимаются коррекцией негативных проявлений у детей и подростков. Родителям не нужно пренебрегать помощью профессионалов.

Вовремя замещенное и скорректированное социальное отклонения от общепринятых норм у ребенка поможет избежать серьезных последствий. Развитие девиантного образа жизни приведет к отторжению социумом подобной личности.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Под редакцией профессора В. П. Соломина

Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена

Публикуется за счет средств государственного контракта с Комитетом по науке и высшей школе от 15.06.2011 № 21/11 на оказание услуг по повышению квалификации

специалистов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в области профилактики наркозависимости

для государственных нужд Санкт-Петербурга

Авторы : д-р пед. наук, проф.В. П. Соломин ; д-р пед. наук, проф.П. В. Станкевич ; канд. пед. наук, доц.А. А. Алтуфьева ; канд. пед. наук, доц.Т. В. Вилейто ; канд. хим. наукИ. В. Головина ; канд. психол. наук, доц.Т. В. Маликова ; канд. пед. наук, доц.Е. Ю. Молодцова ; канд. ист. наук, доц.М. Г. Муравьева ; д-р мед. наук, проф.Н. Н. Плахов ; канд. пед. наук, доц.Э. М. Ребко ; канд. пед. наук, доц.А. М. Тарасов

П 78 Профилактика социальных отклонений: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. П. Соломина. - СПб.: Изд-во РГПУ им.

А. И. Герцена, 2011. - 99 с.

ISBN 978–5–8064–1707–8

В последнее десятилетие в России употребление несовершеннолетними и молодежью психоактивных веществ (ПАВ) превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью, социальной сфере и правопорядку страны. Такая тенденция, несомненно, представляет опасность, так как ведет к тяжелым, а порой и необратимым медицинским и психологическим нарушениям, социальной дезадаптации молодых людей. В связи с этим целенаправленная, продуманная работа специалистов, связанных с молодежным обществом, по профилактике социальных отклонений способствует воспитанию физически и социально здорового поколения, которому предстоит решать проблемы нашей страны в будущем.

В учебно-методическом пособии освещены основные вопросы аддиктологии и причины формирования зависимостей, особенности личности зависимых людей, раскрыты основы профилактической деятельности, ее социально-правовые аспекты.

Пособие предназначено для слушателей программы повышения квалификации «Профилактика социальных отклонений (Превентология)», специалистов, включенных

в работу по профилактике социальных отклонений в молодежной среде, преподавателей учреждений высшего и среднего профессионального образования.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие в России употребление психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними и молодежью превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью, социальной сфере и правопорядку страны.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании и алкоголизма. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек до 12,9 лет, возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам приближается к этим параметрам.

Подобная направленность увлечений молодежи, несомненно, представляет опасность, так как ведет к тяжелым, а порой и необратимым медицинским и психологическим нарушениям, социальной дезадаптации молодого поколения.

По данным Всемирной организации здравоохранения, число наркоманов в развитых странах составляет 48 млн человек. Признаками эпидемии наркомании в России являются неумолимо растущие показатели употребления наркотиков.

Эпидемиологические данные говорят о продолжающемся росте злоупотребления различными нелегальными наркотиками, например кокаином, а также легальными психоактивными веществами, такими как алкоголь. Вызывает беспокойство эпидемия употребления психоактивных веществ, прежде всего среди молодежи.

Социально опасной наркомания в России стала уже давно, но в последние годы она превратилась в настоящее национальное бедствие. Еще лет 10–15 назад это явление было известно в основном в крупных городах, а также в южных и среднеазиатских республиках бывшего Советского Союза. Но сегодня наркотизация охватывает всю территорию страны без исключения, проникает в самые удаленные и глухие уголки России.

С динамикой наркомании в стране напрямую связано и количество ВИЧ-инфицированных. На сегодняшний день резкое распространение ВИЧ-инфекции наиболее выражено на Северо-Западе России. Северо-Запад занимает одно из первых мест по абсолютному количеству ВИЧ-инфекции и по показателю распространенности. В Российской Федерации средний показатель распространенности составляет 227 человек на 100 тысяч, а по Северо-Западу этот показатель гораздо выше и составляет 625 человек на 100 тысяч.

На современном этапе общественного развития в России, по разным оценкам, принимают наркотики от 3 до 8 млн человек. Если учесть, что в эту проблему невольно вовлечены члены семей наркоманов, то число людей, непосредственно страдающих от наркотиков, увеличится еще как минимум втрое. Наркотики принимают люди из всех слоев населения и всех социальных групп. Постоянно возрастает и число молодых наркоманов, а их средний возраст (15–17 лет) все время снижается. Уже не редкость встретить 9–11-летнего наркомана. Среди людей более зрелого возраста (скажем, 30-летнего) наркоманов меньше. Проблема стоит настолько остро, что слова о деградации молодого поколения РФ уже нельзя считать преувеличенными.

По данным Министерства внутренних дел РФ 70% всех потребителей наркотиков составляют подростки и лица молодого возраста. Социологические исследования, проведенные Государственным научным центром психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ, показывают, что среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек. Употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек. Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек. Наркологическая

у подавляющей части респондентов. 55% всех случаев обнаружения ПАВ приходится на вещества, содержащие каннабиойды (марихуана, анаша, гашиш, канабинол); синтетические наркотики (амфетамин, метамфетамин) обнаружены в менее 5% случаев. При этом согласны с результатами тестирования 79,75% респондентов.

Исследования, проводимые в области профилактики наркозависимости (В. А. Ананьев и др.), указывают, что мнение молодых людей о наркотиках можно разделить на три типа:

употребляющие и сочувствующие;

радикальные противники;

неопределившиеся.

Результаты этих исследований показывают, что в среде молодежи есть здоровый потенциал сил для противодействия распространению наркомании. Основная задача родителей и специалистов, работающих в молодежной среде, - склонить неопределившихся на сторону здорового и трезвого существования, сформировав однозначно равнодушное отношение к легальным и нелегальным наркотикам. Для этого необходимо информировать о состоянии проблемы и родителей, и преподавателей образовательных учреждений, ибо очень часто они знают о наркотиках и наркомании меньше своих детей и студентов. В то же время система помощи употребляющим ПАВ в России ориентирована, прежде всего, на помощь лицам, уже страдающим химической зависимостью, и недостаточно эффективна для оказания помощи начинающим наркоманам.

ОСНОВЫ АДДИКТОЛОГИИ И ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ

1.1. О ПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ, ВИДЫ И ФОРМЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В широком смысле слова под зависимостью подразумевается «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации»1 .

Аддиктивное поведение (от англ.addiction - склонность, па-

губная привычка, пристрастие; от лат. Addictus - тот, кто связан долгами, приговорен к рабству за долги)2 - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций3 .

Зависимое поведение рассматривают как болезнь, как расстройство влечений, поведения, как болезнь воли и т. д. Зависимое поведение включает в себя множество подвидов, различающихся

1 Психоаналитические термины и понятия / Под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Фай-

на. - М., 2000.

2 Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Акаде-

3 Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. - Новосибирск, 1990.

по объекту аддикции. При определенных условиях это могут быть любые объекты или формы активности. Наибольшее распространение приобрели такие виды аддиктивного поведения как:

зависимость от психоактивных веществ (химическая зависимость): алкоголизм, табакокурение, наркомания и т. п.;

нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

гэмбинг - игровая зависимость (азартные и компьютерные

сексуальные аддикции;

– фанатизм.

В отдельный вид аддиктивного поведения в настоящее время выделяют интернет-зависимость.

Выделяют также первичную и вторичную аддикции. Первичная аддикция представляет собой собственно зависимое поведение от чего-либо, в данном случае сама аддикция является основой формирования отклоняющегося поведения. Вторичная аддикция выступает как база других типов поведения и может являться следствием других поведенческих особенностей личности.

Общие признаки сформированного зависимого поведения:

Устойчивое стремление к изменению психофизического состояния.

Цикличность. Вся жизнь зависимого определяется фазами цикла, который повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью. Фазы цикла:

1 - наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению, которая обычно формируется на бессознательном уровне и проявляется в постепенном увеличении тревожности, раздражительности, снижении внимания и т. п.;

2 - усиление желания и напряжения;

3 - ожидание и активный поиск объекта аддикции;

4 - получение аддикции и достижение специфических переживаний;

5 - расслабление;

6 - ремиссия (относительный покой).

Зависимое поведение вызывает личностные изменения, социальную дезадаптацию и приводит к формированию аддиктивной

установки - совокупность когнитивных, эмоциональных, и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни: объект зависимости (в нашем случае - наркотики) становится целью существования, а употребление - образом жизни. Аддиктивную установку характеризует:

сверхценное эмоциональное отношение к объекту аддикции (например, постоянный запас сигарет): преобладание мыслей об объекте над другими, усиление механизма рационализации через который индивид пытается оправдать свою тягу к наркотику;

магическое отношение к объекту аддикции (фантазии о собственном могуществе или всемогуществе наркотика);

снижение критичности к негативным последствиям зависимого поведения, к окружающим зависимым на фоне недоверия ко всем, не употребляющим наркотики.

Анозогнозия - отрицание болезни или ее тяжести, нежела-

ние аддикта признавать свою зависимость, что осложняет возможности оказания ему помощи и в ряде случае делает зависимость непреодолимой.

Мотивация аддиктивного поведения изменяется в зависимости от стадии зависимости, возраста, пола, формы аддикции и индивидуальных особенностей. Различные формы зависимого поведения могут, как сочетаться, так и переходить друг в друга (табакокурение - курение гашиша - употребление алкоголя - употребление наркотиков; курение - пищевые зависимости; наркомания - алкоголизм). Длительность и характер протекания аддиктивного поведения зависит от характеристик объекта (что употребляем), частоты употребления, длительности употребления, индивидуальных особенностей.

Любой тип зависимого поведения действует разрушающе на личность, а потому многие авторы относят его к аутодеструктивному поведению, некоторые же вообще говорят, что зависимость, в первую очередь от психоактивных веществ, есть растянутый во времени суицид.

В данном пособии в большей степени обращено внимание на химическую форму зависимого поведения (наркоманию) и, прежде чем говорить о ее специфических формах проявления, воздействия и вовлечения, необходимо определиться с основной терминологией.

Наркотические средства законно могут применяться только по назначению врача при соответствующих медицинских показаниях и в соответствующих дозах. Остальные варианты использования этих препаратов (то есть их немедицинское употребление) относят к категории злоупотреблений, поскольку подобное поведение является нарушением морально-этических норм страны, гражданином которой является данный субъект.

Наркотики (от греч.narke - оцепенение;narkotikos - приводящий в оцепенение) - это сильнодействующие природные (в основном растительные), а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда - неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке - потерю сознания и смерть. Понятие «наркотик», или «наркотическое средство», определяется тремя взаимосвязанными критериями - медицинским, социальным и юридическим.

Медицинский - если соответствующее вещество (средство, лекарственная форма) оказывает такое специфическое действие на центральную нервную систему (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.), которое является причиной его немедицинского применения.

Социальный - если это немедицинское применение принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость.

Юридический - если, исходя из двух первых предпосылок, соответствующая инстанция (в нашей стране - это Министерство здравоохранения РФ) признала это средство наркотическим и включила в список наркотических средств.

В правовом отношении средство признается наркотическим только при наличии этих трех критериев. Юридический аспект определяет меру общественной опасности, связанной с приемом этих средств.

В нашей стране к наркотикам относятся вещества, которые входят в список, утвержденный Министерством здравоохранения РФ. Список периодически пересматривается. Например, химически обработанный эфедрин, употребляемый наркоманами, введен в

список наркотиков недавно, хотя злоупотребления эфедрином от-

МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ

В современном российском образовании существуют различные типы школ, среди которых и вечерние школы. Их роль в современном обществе очень важна, ведь зачастую именно в вечерней школе учатся подростки, имеющие социальные отклонения.

Ежегодно в БОУ г. Омска «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №29» обучаются от 200 учащихся (кроме учащихся СИЗО), проживающих на всей территории г. Омска и прилегающих к нему поселков. В соответствии с законом «Об образовании» в школу принимаются помимо совершеннолетних, не получивших в свое время образование по ряду причин, и несовершеннолетние, достигшие 15 летнего возраста и только по решению КДН И ЗП.

В силу сохраняющейся тенденции вытеснения из общеобразовательных школ учащихся из семей с низким социальным статусом, требующих дополнительных педагогических усилий, в вечерней школе сосредотачивается контингент не столько совершеннолетних учащихся, не закончивших школу в свое время, сколько учащихся со сложившимися стереотипами поведения, связанными с уклонениями от учебы. Большинство учащихся ранее систематически пропускали занятия, не успевали по большинству предметов. Около 10 - 15% поступающих в школу - это учащиеся, совершившие правонарушения, включая уголовные преступления, вернувшиеся из ВК, употребляющие ПАВ, состоящие на различного вида учетах.

Поэтому проблема профилактики и коррекции социальных отклонений подростков и молодежи является актуальной для педагогического коллектива школы.

Успешность работы педагогического коллектива достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов, являющихся условием для повышения успешности обучения детей.

Анализ мероприятий, направленных на профилактику девиантных форм поведения, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, убедил нас в том, что профилактика, во-первых, должна заключаться в воздействии на основные факторы (социальные, психологические) формирования отклоняющихся форм поведения, во-вторых, проявляться во взаимной заинтересованности и согласованной работе всех педагогов школы
В-третьих, она должна проводиться дифференцированно.

С учетом вышеизложенного, Советом профилактики школы была разработана программа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Первый этап реализации программы связан с диагностической работой. Силами социального педагога, классных руководителей, учителей-предметников, медицинского работника ДКБ №2, инспекторов ОДН, специалистов социально-реабилитационных центров проводится комплексное обследование как подростка, состоящего на учете в органах внутренних дел, так и его семьи. Составляются социально-педагогические карты и индивидуальные программы работы. Социальный педагог дает общую характеристику семьи и стиля семейного воспитания подростка. Медицинский работник отражает общее состояние здоровья и перенесенные заболевания, классный руководитель характеризует подростка с точки зрения его успеваемости, общественно-трудовой активности, положения в классном коллективе, поведения в школе, особенностей интересов и склонностей.

На втором этапе, после анализа, часть подростков может направляться на консультацию к медицинским специалистам, а из части обследуемых создаются коррекционные группы. В них отбираются подростки со сложившимися аморальными установками, деформированными потребностями.

На третьем этапе, после заседания Совета профилактики школы, проводится беседа с родителями о том, что с их ребенком будет проводиться комплекс мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений и по возможности педагоги заручаются их поддержкой .

Коррекционный четвертый этап начинается с «шоковой терапии» - комплекса групповых мероприятий совместно с инспектором ОДН, представителями других отделов УВД, медиком-психологом наркологического диспансера, педагогами, работающими в УКП СИЗО с отобранной группой подростков с просмотром документальных фильмов о воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних преступников, о наркомании, алкоголизме и их последствиях. Мероприятия проводятся по определенному сценарию, который разработан с учетом психологических особенностей данной категории. Учитывая, что эффект от этой терапии, как правило, бывает кратковременным, в течение 2—3 дней подростка следует оставить наедине со своими мыслями. Цель данного этапа коррекционной работы — активизация самосознания подростка, осознание последствий противоправного поведения, актуализация смысла

После «шоковой терапии» необходимо без нравоучений помочь подростку разобраться в ситуации, сложившейся у него. Поэтому на пятом этапе предполагается встречи с медиком-психологом Наркологического диспансера. В зависимости от особенностей ситуации, встреча может быть с родителями или без них. Цель - формирование у подростка адекватной самооценки, уровня притязаний и отношения к себе.

Шестой этап коррекционной работы связан с проведением групповых тренингов. Причем важно, чтобы группы были смешанными. Возможно участие и взрослых, совершеннолетних учащихся, имеющих собственный социальный опыт, авторитетных для учащихся этой группы и учащихся, имеющих позитивные социальные установки. Меньшинство должны составлять учащиеся, состоящие на учете в органах внутренних дел. Кроме решения основных задач, на этом этапе ведущий должен спровоцировать столкновение мнений, цель которого — изменение ценностных ориентиров у «трудных» подростков в сторону социально одобряемых ценностей.

Седьмой этап программы связан с работой с семьей. Здесь необходимо, во-первых, выявить характер внутрисемейных отношений, определить тип неправильного воспитания, а главное, установить причинно-следственную связь между психологическим климатом в семье, особенностями подростка и нарушениями в поведении. Встречи с подростком и его родителями в самом начале работы проходят отдельно. Выступая в качестве посредника, социальный педагог выдает для каждой из сторон только ту информацию, которая могла бы стать основой для примирения сторон. Далее осуществляется совместное обсуждение внутрисемейных проблем с последующим поиском их разрешения или дополнительными консультациями психологов.

На восьмом этапе предполагается выявление интересов и склонностей подростков-правонарушителей с последующим привлечением их к участию во внеучебных мероприятиях, причем уровня не столько школьного, сколько городского, регионального, межрегионального и даже общероссийского, как например, фестивали народного творчества, конкурсы рисунков, фотографий, стихов. Привлекаем и к участию в предметных олимпиадах, конкурсах. Заочная форма работы позволяет ученику, которому оказали доверие, уважение, выразили веру в его возможности, сконцентрировать усилия на поиске ответов, их формулировок, что вызывает живое обсуждение среди сверстников. Практика показывает, что получение дипломов или даже сертификатов участников, очень повышает самооценку учащихся и корректирует их систему ценностей.

Программа по реализации данного проекта рассчитана на учебный год.

С 2006 по 2012 г.. реализация этой программы дала положительный результат: произошло снижение количества учащихся, состоящих на различных видах учета, снижение преступности с 12 преступлений в 2006 году до 4 с 2009 по 2012 годы.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что для успешной работы с подростками девиантного поведения необходимо, чтобы формы и методы воспитательного воздействия дифференцировались в зависимости от конкретных условий жизни ученика. Необходим индивидуальный подход к каждому ученику; необходимо найти с подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами; сила современного учителя в признании и уважении личности подростка, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира; важно владеть методами и приёмами образовательно-коррекционной работы с трудными подростками.

Только в этом случае можно добиться положительных результатов и вернуть ребят в общество.

Список литературы

  1. Галеева Н.Л. Результативность личностно ориентированного образования //Журнал “Завуч” - 2003г. - №2
  2. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 2001г.
  3. Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска // Журнал “Воспитание школьников” - 2002г., №7

В нашей стране сложился комплекс социальных институтов, осуществляющих либо могущих осуществлять профилактику отклонений в поведении детей и подростков. Для каждого из уровней отклоняющегося поведения имеют место быть специфические институты, осуществляющие профилактику дальнейшего развития отклонеий в поведении.

На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы, в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а так же система внешкольных досуговых учреждений микросоциума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а, с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.

На уровне асоциального поведения (поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе) профилактическую функцию выполняют КДН – комиссии по делам несовершеннолетних и социальные педагоги и психологи школы, родители, а так же система приютов для несовершеннолетних. Содержанием деятельности КДН (отделов при администрациях органов исполнительной власти соответствующего уровня) является наложение административных взысканий и материальных штрафов на родителей, не занимающихся воспитанием собственных детей, а так же оказание морально-нравственного давления на подростка, совершившего правонарушение, но не подлежащего уголовной ответственности в силу не достижения возраста уголовной ответственности (14 лет), либо в силу случайности совершенного проступка. Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного уголовного наказания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит мощным тормозом для подростка, заставляя задуматься о своем будущем “на воле”. В последнее время начался процесс трансформации функций КДН, которая постепенно начинает выполнять роль не только контролирующей организации, но и роль подростковой адвокатуры, защищающей права несовершеннолетних граждан. На уровне делинквентного поведения профилактическую функцию выполняет система исполнения наказания (спецшколы, спецучилища, воспитательно-трудовые колонии и т.п.), в функции которых законодательно вменено осуществление процесса перевоспитания подростков, нарушивших закон, т.е. профилактики повторного совершения правонарушений.



К числу стратегических целей социально-педагогической помощи личности с девиантным поведением относятся: формирование конструктивной мотивации, интеграция индивидуального социального опыта, совершенствование саморегуляции, повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности, выработка жизненно важных умений, устранение или минимизация проявлений дезадаптивного поведения, расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности, повышение уровня социально-психологической адаптации.

Более конкретными задачами социально-педагогического воздействия на отклоняющееся поведение личности являются:

устранение дефицита в поведенческих репертуарах;

усиление адаптивного поведения;

ослабление или устранение неадекватного поведения;

устранение изнурительных реакций тревоги;

развитие способности расслабляться;

развитие способности самоутверждаться;

развитие эффективных социальных навыков;

достижение адекватного сексуального функционирования;

развитие способности к саморегулированию.

43. АЛКОГОЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.особенности детского алкоголизма .

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей.

 Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма.

 Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения.

 Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно.

 Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению – только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная.

 Низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей, о чем свидетельствует: высокий уровень распространенности употребления спиртных напитков среди опрошенных несовершеннолетних;

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:

 большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состояниимногие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5 % подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков);

 пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин "пьяная" мотивация);

 пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

 пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;

 пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
«Профилактика социальных отклонений
(Превентология)»
в свете ФГОС ВПО III поколения
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(вариативная часть профессионального цикла)
Направление 050100 «Педагогическое образование»
Квалификация (степень) «Магистр»
Магистерская программа «Профилактика социальных
отклонений (Превентология)»

Цель модуля

Содействие формированию у
магистрантов общекультурных и
профессиональных компетенций в
области профилактики социальных
отклонений

Задачи учебного модуля

Сформировать базовый понятийный аппарат для
осмысления всех курсов модуля;
Ознакомить магистрантов с теоретическими основами
сохранения здоровья;
Дать представление о различных формах социальных
отклонений и единых механизмах формирования
зависимости;
Рассмотреть и систематизировать факторы риска
развития социальных отклонений;
Усвоить систему знаний и умений по профилактике
девиантного поведения (как теоретические, правовые,
так и организационно-методические аспекты);
Сформировать общекультурные и профессиональные
компетенции превентолога.

Структура учебного модуля (вариативной части профессионального цикла) «Профилактика социальных отклонений (Превентология)»

I) Базовые учебные дисциплины:

2.Различные формы социальных отклонений (наркомания,
алкоголизм, курение) и единые механизмы формирования
зависимости

4.Организация и методика проведения профилактической
работы в образовательной среде
5.Формирование профессиональной компетентности
превентолога
6.Социально-педагогический тренинг как метод
профилактики аддиктивного поведения

II) Вариативные дисциплины
(Дисциплины и курсы по выбору)
1.
Тренинг достижения позитивных жизненных целей
2.
Тренинг по формированию мотивации к сохранению здоровья
3.
Тренинг по формированию навыков стрессоустойчивости
4.
Формирование коммуникативной культуры школьников
в деятельности превентолога
5.
Здоровый образ жизни как модель поведения
6.
Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний

Краткая аннотация

Необходимость разработки и внедрения в педагогический
процесс ВУЗов учебного модуля «Профилактика социальных
отклонений (Превентология)» как основы соответствующей
магистерской программы обусловлена наблюдающимся в
последние годы значительным ростом потребления наркотиков во
всем мире, приводящим к различным нарушениям здоровья и
поведения, которые являются причиной многих видов
социального, медицинского и экономического ущерба.
2.
В связи с высокой коморбидностью форм девиантного
поведения все чаще в литературе появляется употребление
термина «Общий девиантный синдром», отражающий единые
механизмы формирования зависимости при наркомании,
алкоголизме и курении. Современная ситуация настоятельно
требует дальнейшего развития системы профилактики
социальных отклонений.
3.
Для реализации и развития этой задачи требуются
компетентные специалисты, имеющие теоретическую, научнометодическую и практическую подготовку в данном вопросе.
4.
Предлагаемый учебный модуль «Профилактика социальных
отклонений (Превентология)» дает комплекс необходимых знаний
для ознакомления с теоретическими основами сохранения
здоровья, различными формами социальных отклонений,
механизмом формирования, факторами риска развития их, а также
организацией и методикой проведения профилактической работы
в образовательной среде.
1.

4.
Основополагающими правовыми и учебнометодическими документами, закладывающими
фундамент этого модуля, являются:
«Конституция РФ»,
«Основы законодательства РФ»
Законодательство РФ о наркотических веществах и
противодействии им
«Концепция национальной безопасности РФ»
Ф.З «Об образовании»
Ф.З. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения»
Методические рекомендации, учебные пособия МЗ и МО по
профилактике
потребления ПАВ несовершеннолетними.
5.
Основными направлениями в деятельности будущих
магистров должны стать:
социально- педагогическое
организационно-методическое
нормативно-правовое
и др.

Дидактические единицы учебного модуля

Девиантное поведение;
аддиктивное поведение;
делинквентное поведение;
социальная педагогика;
профилактика социальных отклонений;
правовые аспекты профилактики;
базовые модели профилактической работы;
отечественный и зарубежный опыт
профилактической работы;
учреждения социального обслуживания
подростков и молодежи;
законодательство в сфере профилактики,
социальной защиты.

Степень новизны учебного модуля

Основой для создания модуля послужили некоторые
программы по соответствующим дисциплинам,
разработанные для специализации в рамках стандарта
второго поколения.
Был разработан впервые (в 2010 году).
Определенной степенью новизны является
соответствие модуля требованиям стандарта третьего
поколения.

10. Количество часов/зачетных единиц на вариативную часть профессионального цикла учебного модуля

Вариативная часть профессионального цикла данного учебного модуля включает в себя 10 учебных
дисциплин:
6 базовые:
1.Теоретические основы и технологии сохранения здоровья
2.Различные формы социальных отклонений (наркомания, алкоголизм, курение) и единые механизмы
формирования зависимости
3.Факторы риска развития социальных отклонений
4.Организация и методика проведения профилактической работы в образовательной среде
5.Формирование профессиональной компетентности превентолога
6.Социально-педагогический тренинг как метод профилактики аддиктивного поведения
- по 3 зачетные единицы на каждую дисциплину, включая по 1 зачетной единице за
экзамен.
6 вариативные:
1. Тренинг достижения позитивных жизненных целей
2 Тренинг по формированию мотивации к сохранению здоровья
3.Тренинг по формированию навыков стрессоустойчивости
4.Формирование коммуникативной культуры школьников в деятельности превентолога
5.Здоровый образ жизни как модель поведения
6.Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний
- по 2 зачетных единицы на каждую из дисциплин, завершающихся зачетом.
Общая трудоёмкость: 30 зачетных единиц / 1080 часов (из расчета 1 зачетная единица = 36 часов, в свою очередь 36
часов – это 18 аудиторных + 18 для самостоятельной подготовки).

11. Результаты, востребованные на рынке труда

Магистры, владеющие знаниями, умениями и
навыками в области основ профилактики социальных
отклонений (превентологии), востребованы на рынке
труда
как в учреждениях социального обслуживания, так и:
в школе;
в профессиональном лицее
в колледже
в вузе
в качестве учителя, социального педагога, преподавателя
и др.

12. Виды профессиональной деятельности выпускника:

Социально-педагогическая;
Медико-социальная;
культурно-просветительская;
организационно-управленческая.

13. Компетенции

Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое
образование» с квалификацией (степенью) «магистр» должен
обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными
:
- способен совершенствовать и развивать свой
общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- готов использовать знание современных проблем науки и
образования при решении образовательных и профессиональных
задач (ОК-2);
- способен к самостоятельному освоению новых методов
исследования, к изменению научного профиля своей
профессиональной деятельности (ОК-3) и др.

14.

б) профессиональными:
- общепрофессиональными:
Способен осуществлять профессиональное и личностное
самообразование, проектировать дальнейший
образовательный маршрут и профессиональную карьеру
(ОПК-2);
- в области педагогической деятельности:
Способен применять современные методики и технологии
организации и реализации образовательного процесса на
различных образовательных ступенях в различных
образовательных учреждениях (ПК-1);
- в области научно-исследовательской деятельности:
Способен анализировать результаты научных исследований и
применять их при решении конкретных образовательных и
исследовательских задач (ПК-5);
- в области методической деятельности:
Готов к разработке и реализации методических моделей,
методик, технологий и приемов обучения, к анализу
результатов прлоцесса их использования в в
образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

15.

- в области культурно-просветительской
деятельности:
Способен изучать и формировать культурные
потребности и повышать культурно-образовательный
уровень различных групп населения (ПК-17);
Готов разрабатывать стратегии просветительской
деятельности (ПК-18).

16. Взаимосвязь и интеграция с другими учебными модулями

Взаимосвязь учебного модуля «Профилактика
социальных отклонений (Превентология)» с другими
учебными модулями определяется общими точками
соприкосновения в рамках многоуровневой системы
подготовки по направлению «Педагогическое
образование», например, профиль «Образование в
области безопасности жизнедеятельности», - с
основными дидактическими единицами в
исследуемой предметной области.
Говоря о данном проекте учебного модуля,
разработанного на нашей кафедре, следует отметить
непосредственную взаимосвязь с учебными
модулями других кафедр, в частности, кафедрой
социальной безопасности: например,«Социальная
безопасность человека» и др.

17. Благодарю за внимание!

Макарова Людмила Павловна,
доктор медицинских наук, профессор
профессор кафедры медико-валеологических дисциплин
Факультет безопасности жизнедеятельности
РГПУ им. А. И. Герцена

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!