Дид игры по сенсорике в старшей группе. «Большие и маленькие мячики»


Понятие сенсорного воспитания подразумевает формирование правильного восприятия всего, что окружает малыша, а также понимание свойств явлений и предметов.

Сенсорное воспитание – это способ знакомства и изучения реальности благодаря органам чувств.
Уровень развития сенсорики теснейшим образом связано с уровнем умственных и интеллектуальных способностей. Поэтому такой тип воспитания часто используется в процессе обучения детей с отставанием в развитии.

Что включает сенсорная система ребенка?:

Сенсорика нормально развитого ребенка состоит из 5 аспектов:

1. Осязания;
2. Обоняния;
3. Зрения;
4. Слуха;
5. Вкусовых ощущений.

Сенсорные эталоны:

Существуют так называемые сенсорные эталоны - образцы свойств различных явлений и предметов:

Формы. Включают все геометрические фигуры;
Размер. Включает различные меры;
Цвет. Включает семь основных цветов спектра;
Вкус;
Запах.

Развитие сенсорики подразумевает создание у ребенка представлений о перечисленных характеристиках предметов.
В процессе своего развития малыши учатся пользоваться существующими эталонами.

Какие цели сенсорного воспитания?:

1. Изучение основных понятий сенсорики - форм, размеров и величин, цветов, вкусовых характеристик, запахов и звуков;

2. Формирование гибкости в восприятии внешних объектов и явлений, быстроты их анализа, внимания и логического мышления;

3. Формирование тех свойств характера и способностей, которые крайне необходимы малышу для его самореализации.

Когда начинать развитие сенсорики?:

Важно начинать как можно раньше. Дошкольники очень хорошо воспринимают и обрабатывают информацию обо всем, что их окружает. Сенсорное воспитание малышей раннего возраста оказывает положительное влияние на уровень их интеллекта, а также степень и качество умственного развития.

Малыши отличаются большой любознательностью. Они предпочитают все пощупать, рассмотреть, повертеть, бросить. Важно, чтобы занятия такой направленности проводились в занимательной игровой форме.

Роль сенсорного развития для малыша:

Помогает упорядочить всю полученную информацию о мире;
Позволяет ребенку стать наблюдательным;
Дает возможность малышу совершенствоваться в интеллектуальном и эстетическом направлении;
Развивает воображение и значительно расширяет словарный запас;
Развивает познавательные процессы;
Совершенствует различные виды памяти;
Дает возможность хорошо подготовиться к обучению в школе.

Родители должны знать о том, что развитие органов чувств (сенсорики) – это важный метод качественной подготовки ребенка к успешной жизни.

Особенности развития сенсорики у дошкольников:

В процессе развития сенсорики очень важно учитывать возрастные особенности детей:

1. От 1 до 3 лет важно научить малыша узнавать и различать различные характеристики предметов. Ребенок должен освоить описание предметов по форме, цвету, величине. Важно, чтобы кроха обязательно называл их;

2. В 4 – 5 лет у детей происходит формирование понятий о сенсорных эталонах. Малыши уже уверенно могут характеризовать цвета и формы предметов, сравнивать их по величине, анализировать и группировать разные объекты;

3. В 5 – 6 лет важно много времени уделять формированию фонематического слуха.

Игры, развивающие сенсорику малышей от 1 - 3 лет:

Дети раннего возраста способны отличать цвет, размер, форму, давать самые простые описания (твердый, большой, много, мало) понятиям. Игра в таком возрасте продолжается не дольше 15 минут. Спустя некоторое время проведите еще игру, изменив ее тематику.

Игра «Пирамиды и кубики»

Для изучения цветов подберите предметы одного оттенка, а для изучения формы отделите шарики от кубиков. Для изучения размера сложите пирамиду от меньших деталей к большим и наоборот. Обязательно проговаривайте все, что делаете.

Игра «Подражание»

Улыбнитесь ребенку и прокомментируйте это словами «веселый», «добрый», "радостный". Нахмурьте брови, сопровождайте это действие словами «злой», «недовольный». Предложите крохе повторить показанные гримасы.

Игра «Угадай-ка плоды»

В мешочек сложите несколько плодов, известных ребенку: картофелину, морковь, огурец, яблочко, апельсин. Малыш вытягивает по одному и определяет - овощ это или фрукт, описывает его вкусовые характеристики (яблочко – круглое, красное, сладкое и т.д.).

Игра «Найди заплатку»

Предложите малышу выбрать геометрическую фигуру и расположить ее так, чтобы она подошла по форме.

Игра «Подбери фигуру»

Покажите малышу картинку с изображенным предметом. Используя геометрические фигуры, необходимо выложить такой же рисунок. Или же при помощи фигур составьте свою картинку.

Игра «Найди пару»

Предложите малышу игрушки, издающие разные звуки. Задача ребенка - найти игрушку с одинаковыми звуками или подобрать предмет, издающий такой же звук, как у взрослого.

Игра «Ароматная радость»

Предложите малышу понюхать баночку с каким-либо ароматом. Затем кроха нюхает другие баночки и подбирает точно такой аромат.

Игра «Кошка и собачка»

Предложите малышу вырезанных из бумаги животных - кота и собаку. Ему нужно вместо их лапок прикрепить прищепки.

Игры, развивающие сенсорику малышей 3 - 6 лет:

К четырехлетнему возрасту малыш уже способен отличать оттенки, соотносить предметы и их качество, описывать объекты и явления. К пятилетнему возрасту дети учатся рассуждать, делать выводы, обсуждать увиденное, выражать свое мнение.
В этом возрасте большую роль играют занятия с родителями и другими детьми. В шесть лет задача взрослых дополнять информацию и корректировать уже полученные знания.

Игра «Забавные шары»

В воздушные шары насыпьте такие наполнители, как гречка, горох, фасоль, мука. Каждого вида нужно сделать по 2 образца. Малыш должен ощупывать и угадывать наполнитель, а также находить пару для каждого шарика-мешочка.

Игра «Назови букву или цифру»

На спине ребенка пальцем руки пишите какую-либо букву или цифру. Малыш должен отгадывать, что вы пишете.

Игра «Совпадение»

Предложите малышу мешочек с разными предметами. Он должен с закрытыми глазами нащупывать предметы по одному, описывать его и отгадывать. Затем нужно называть и описывать предметы с такими же характеристиками.

Игры на смекалку

Составьте два одинаковых треугольника из 5 палочек. Составьте 4 одинаковых треугольника из 9 палочек.

Игра «Чей хвостик?»

Предложите малышу "вернуть" хвосты, которые "перепутали" животные. Необходимо найти хвост, ответить, чей он и описать его.

Во время игр такого характера малыш тесно контактирует с родителями, что способствует формированию теплых и доверительных семейных отношений, тренирует дисциплину, развивает внимание, интеллектуальные и умственные способности и воспитывает усидчивость.

31

Счастливый ребенок 26.04.2016

Дорогие читатели, наверно, многие со мной согласятся, что чувственная сфера очень важна в нашей жизни. Как для взрослых, так и для наших детей. И о ее развитии надо заботиться именно с детства. Сегодня на блоге я предлагаю поговорить о сенсорном (чувственном) воспитании детей и предложить сенсорные игры для развития наших детей. Идей будет очень и очень много. И быть может, вы сможете своим детям, внукам предложить вот такие замечательные игры, весело и интересно провести с ними время, найти именно новые идеи для занятий с ними.

Сегодня на блоге у меня гостья. Многодетная мама Анна Игнатеня — чудесный, теплый человек, журналист, сказочница. Она расскажет нам, как в своей семье они весело проводят время за такими играми. Мы с Аней познакомились в интернете. Аня также принимала участие как автор в нашем электронном журнале Ароматы счастья . Ее статья «Мое многодетное счастье» меня очень тронула. Передаю слово Ане.

Сенсорное развитие детей

Добрый день всем читателям блога Ирины. Наверно, многие со мной согласятся, что может быть прекраснее, чем осязание? Когда чувствуешь прикосновения, ощущаешь легкость или тяжесть, грубость и мягкость, пластичность, твердость, обтекание…. Это невероятные ощущения – информация, которую предоставляет нам тело.

Конечно, и красивые картинки, и приятные звуки, нежные ароматы имеют большое значение, но именно тактильные ощущения наиболее сильны и значимы, ведь не зря же, кожа человека – самый большой орган. Именно с тактильного познания начинается знакомство маленького человечка с миром. И его можно назвать ведущим на протяжении всего периода дошкольного детства.

Сенсорные игры для детей. Неожиданные открытия

На тему сенсорного развития детей, а в частности тактильного и мелкомоторного написано очень много. Сегодня мы окружаем детей огромным количеством игрушек и материалов, главной целью которых становиться именно развитие этой сферы, но, как это часто бывает, мы ограничиваем детей в самом доступном и невероятно интересном и полезном – в грязных играх. Нет, конечно, дети копаются в песочницах, иногда даже ковыряют руками кашу, плещутся в ванной и изредка перебирают крупы, рисуют на муке, но все эти игры носят кратковременный, ограниченный характер.

Мифы о «грязных» играх

Мы можем бояться грязных детских игр, потому что окружены мифами. Я сама раньше именно так и думала, потому спокойно делюсь своими переживаниями и неожиданными открытиями.

Дети вымажут весь дом

Обязательно, если их оставить совершенно без контроля на пару часов. Но мы же себе этого никогда не позволяем, даже если отходим ненадолго, то вскоре опять возвращаемся. Для того, чтобы игра не выходила за рамки, их просто нужно расширить – большой стол, пространство на полу, застеленное огромной клеенкой.

Придется много и долго убирать

Да, если детей оставить надолго одних и оставить материалы в свободном доступе. Меня поразило, насколько быстро мы вместе с детьми справляемся с уборкой – 3-5 минут. Причем мальчики с удовольствием участвуют в этом процессе. Клеенка намного облегчает уборку – свернул ее, высыпал все и сполоснул. А то, что попало на пол, легко сметается и смывается. Важное условие – рядом нет ковров и предметов, которые трудно отмыть и вычистить.

Одежда придет в негодность

Не всегда. Основная часть грязи очень легко отстирывается, но, чтобы не было проблем, стоит просто для таких игр иметь специальную одежду. Я искренне считаю, что не в красивой брендовой одежде счастье, а для ребенка в особенности. Если ребенок одет так, что мама не переживает за вещи, то он развивается свободнее и активнее.

Дети так и не научатся себя аккуратно вести

Я, думая так, все равно рискнула и получила неожиданный результат. На самом деле дети, которые не ограничены в грязных играх всегда знают, что есть время чистоты и аккуратности, а есть – грязи и беспорядка. При этом они активно подключаются к уборке после таких игр.

Для таких игр нужно много времени

Я сама была удивлена, но это оказалось не так. Подготовка, как правило, совсем не длительная, более того, она может входить в процесс игры. Уборка – несколько минут. А сама игра, конечно, может затянуться, потому что она интересна и полезна детям, но разве мы не этого хотим? Ну, и совсем не исключено, что дети будут играть рядом, пока мама занята своими делами.

Сенсорные игры для детей дошкольного возраста. Какая польза для наших детей?

Но мифы живучи, пока сам не втянешься, то нужен серьезный стимул. Для меня таковым стала польза от грязных игр. А началось все с того, что я взяла сама в руки глину. Материал настолько поразил меня, принес настоящее удовольствие. Я мяла, лепила, разглаживала, размазывала и наслаждалась.

Именно тогда я поняла, насколько важно дать эти ощущения детям. Ведь если на взрослого так влияет, то что говорить про малышей, у которых тактильные ощущения на первом месте. А ведь есть, о чем задуматься:

  1. Невероятное влияние «грязные» игры оказывают на эмоциональную сферу, на развитие внутренних ощущений, получение удовольствия, успокоения, наслаждения. Такие игры и занятия снимают психологическое напряжение, помогают расслабиться.
  2. Во время игр с «грязными» материалами происходит развитие сенсорных ощущений, когда ребенок учится чувствовать окружающий мир через тактильный контакт, отличать особенности. Он получает уникальный опыт развития.
  3. Нельзя не вспомнить и о развитии мелкой моторики, которая идет рука об руку с тактильным развитием, когда малыш учится пользоваться своими пальчиками, руками.
  4. Во время таких занятий происходит активное познание мира, свойств материалов, их особенностей. Ребенок учится мыслить и делать выводы, сравнивать и отличать.
  5. Безусловно, что активно развивается воображение и творческое мышление, потому что в процессе игры часто рождаются очень интересные и неожиданные объекты. Ребенок придумывает сюжеты, фантазирует.
  6. Идет активное развитие речи, которое плавно вытекает из сенсорно-моторного развития. Кроме того, малыш знакомится все с новыми и новыми понятиями, которые сопровождают такие игры.
  7. Ребенок становится более аккуратен, он учится убирать за собой, следить за тем, чтобы не выйти за допустимые рамки, чувствовать, когда и как можно играть.
  8. И наконец-то ребенок ощущает себя свободным, он творит, фантазирует, балуется, без риска быть наказанным за шалости, он пробует, изучает, открывает, при этом он не ограничен шаблонами и запретами.

Материалов для «грязных игр» может быть великое множество, собственно все, что нам не хотелось бы рассыпать, разливать, размазывать, а потом сметать и вытирать подойдет для этого самого волшебного развлечения.

Волшебное развлечение для наших детей. В какие сенсорные игры мы играем?

Песок

Сейчас в продаже огромное количество разнообразных кинетических, лунных и прочих песков, они тоже великолепный материал для игр, но все же сегодня я хочу вспомнить про самый обычный, ведь он доступен всем и каждому. На улице найти песок совершенно не проблема и играть с ним там очень удобно, впрочем, дети и родители этим с удовольствием пользуются. Хотя игры часто ограничиваются куличиками. Но ведь можно и закопаться в песок, хоть частично, можно разыграть в нем сказку, сделать рвы, наблюдая, как утекает вода, варить супы и печь пирожки из влажного песка, строительство замков и тоннелей, создание миров, лепка фигур.

Можно организовать поиск клада, археологические раскопки. Для всех этих игр чудесно подходит лето, теплое весеннее и осеннее время. А вот в холодное время года стоит принести песочницу домой. Идеально, если песок будет мелкий – речной или морской, он намного интереснее для домашних игр, но подойдет и обычный с мелкими камушками, ведь главное, что можно воспользоваться свойствами материала.

Дома на клеенке или в контейнере можно строить миры, искать клад в песке, лепить из него. А еще можно рисовать песком, для этого совсем не обязательно иметь световой стол, можно просто рисовать на той же клеенке, а можно нарисовать на картоне клеем ПВА и посыпать песочком.

Мука

Детям можно предлагать рисовать на муке, искать картинки под слоем муки, смахивая ее кисточкой, а можно пойти дальше и просто устроить настоящий фейерверк, поднимая в воздух клубы мучной пыли, и разрисовать мукой свое лицо, руки, ноги. От этих игр можно плавно перейти к приготовлению теста.

Тесто

Это может быть как соленое тесто для лепки, так и тесто для выпечки. Дети с огромным удовольствием подключаются к изготовлению печения. Можно раскатывать тесто, рвать его, катать колобков, вырезать формочками, делать колбаски и рулетики, лепить пельмени и вареники, нарезать лапшу и творить пиццу.

Если мы лепим из соленого теста, то этот материал отлично подойдет не только для создания фигурок. Например, можно делать отпечатки различными предметами, использовать тесто как материл для скрепления различных деталей. Например, мы с мальчиками играли в стройку, когда тесто исполняло роль цемента.

Интересно заворачивать в тесто различные фигурки, а потом их освобождать, определять на ощупь, что спряталось в том или ином комочке теста. Создание блюд на детской кухне – отдельная история, ведь тесто прекрасно исполнит роль и котлеток, и макарон, и мороженого, и торта.

Крахмал

Он подобен изначально по своим свойствам на муку, но даже в сухом виде он отличен по тактильным ощущениям. Однако на нем тоже можно рисовать, копаться в нем, искать картинки и предметы. А вот на сухом крахмале намного лучше, чем на муке остаются следы, очень интересно покатать в нем машинки. А потом можно отчищать их кисточкой или старой зубной щеткой. А если добавить в крахмал совсем немного воды он приобретет некоторую плотность, что приблизит его свойства к лунному песку. Можно попробовать из него лепить, делать куличики формочками для песка, даже строить что-то.

Неньютоновская жидкость

Добавляя все больше воды в крахмал, мы получаем неньютоновскую жидкость, которая твердеет от резкого и сильного воздействия и стекает при расслаблении. В такой жидкости очень интересно плюхать руками, а если есть возможность – то и ногами.

Мы, например, разводили несколько килограмм крахмала в детском бассейне на даче и наслаждались ощущениями. Если налить небольшое количество жидкости на поверхность, то можно попробовать рисовать на ней, наблюдая, как смазываются нарисованные линии.

Масштабное рисование

Сейчас очень популярно рисование ладошками и пальчиками, это действительно очень полезное занятия с точки зрения грязных игр, но частенько мы ограничиваем детей рамками одного альбомного листа. Дети любят масштаб, не зря же они стремятся рисовать на обоях.

Можно минимизировать последствия детской активности, предоставив им для рисования большую площадь, например кусок старых обоев, лист ватмана, большой кусок упаковочной бумаги или просто склеенные между собой обычные листы.

Мы любим развернуться на полу и творить – ладошками, кистями, предметами. Можно оставлять следы машинок краской или ставить печати губками, брызгать зубной щеткой, а то и вовсе взять малярные кисти и валики.

Еще одна страсть у детей к разрисовыванию собственного тела. Хорошо воспользоваться специальным аквагримом, но если его не нашлось, то подойдут и акварельные, пальчиковые или гуашевые краски. Пусть дети рисуют в свое удовольствие на себе и друг на друге, а потом сразу отправляются в ванную.

Помню, как мои ребятки играли в тигрят и разрисовали лица перманентным маркером. Отмыть это все оказалось трудновато, с тех пор такие инструменты для рисования у нас только в доступе мамы, а вот детям я с удовольствием предлагаю маркеры для белых досок или фломастеры на водной основе, — и пусть себя разрисовывают, сколько пожелают.

Впрочем, я не запрещаю испытать эти инструменты для рисования и на полу, у нас постелен линолеум, и на зеркалах, на окнах. Смывается все за несколько движений, а вот удовольствия для детей очень много. На окне можно рисовать смывающимися красками, особенно интересно создавать тематические окна, например, зимнее или весеннее окошко. А в зеркале можно обводить свое отражение теми же маркерами. На линолеуме хорошо рисовать мелом. Просто как самостоятельный творческий процесс или способ очертить границы в других играх.

Соль

Если мы вновь заглянем на кухню, то найдем там соль, ее можно не только добавлять в тесто, но и устроить ряд экспериментов: растворять, делать кристаллы, изменять плотность воды. А еще солью можно рисовать, как песком на каком-нибудь темном фоне – клеенке или большом листе картона. Получаются очень контрастные картины, которые меняются под воздействием маленьких пальчиков. Впрочем, можно снова нарисовать картинку ПВА и засыпать солью. Чтобы сделать такой рисунок ярким, капаем жидкой краской на соль, и она окрашивается.

Из соли можно даже строить, если в нее аккуратно вмешать небольшое количество воды, чтобы она стала сырой. Вот тут к месту окажутся формочки для песка. Все построенные башенки можно оставить для высыхания, а потом тоже капать на них краской.

Каша

Ваш ребенок любит размазывать кашу? Ничего удивительного, ведь он получает новые тактильные ощущения. Я как-то позволила детям в полной мере насладиться этим делом, даже специально покрасила вареную манную кашу, а потом расстелила на полу старые обои. Малыши возились с этой цветной массой и были счастливы, зато больше в кашу руками не лазили.

Желе

Необычные новые ощущения возникают при игре с желе, можно сделать его просто из желатина и воды, добавив пищевой краситель. Кстати, с ним лучше не переборщить, даже с рук насыщенный краситель смывается плохо. Так что, если иного не требует идея, то лучше слегка подкрашивать желе или вовсе оставить бесцветным. Вообще если говорить о красителях, то самая трудно смываемая любая краска – это синий цвет, так что им особенно не рекомендуется злоупотреблять. Желе можно резать, рвать, закапывать в него предметы и потом добывать их.

Глина

Просто великолепный грязный материал. Игры с ним вызывают просто неповторимые ощущения – мягкая, податливая, гладкая. Конечно, среди первых игр с глиной на ум приходит лепка. Занятие увлекательное и психотерапевтическое. Но можно не только лепить, но и рисовать на глине, если ее размазать тонким слоем, то можно выцарапывать картинки, узоры.

Интересные игры получатся с косметической глиной, она достаточно жидкая, чтобы ею можно было рисовать. Делать это можно как на бумаге или клеенке, так и на плитке прямо в ванной. Там же очень весело обмазать и себя глиной.

С наступлением весны, лета грязные игры очень удобно перенести на улицу. Самый большой плюс – это отсутствие практически всякой уборки, только детей мыть и сушить после этого нужно. А еще в рамках улицы можно спокойно увеличить грязный масштаб. С песком мы уже разобрались, а что же найти еще такого на улице?

Лужи!

Лужи – это такие магнитные полюса, которые притягивают детей так сильно, что у родителей остается лишь два варианта – запрещать и ругать или расслабиться и позволить. Если на улице еще холодно, то стоит ограничиться измерением глубины луж и пусканием корабликов. А вот если на дворе лето, то можно и поплескаться во всю, строить пороги, копать ручьи, варить супы, переливать и рисовать водой из лужи.

Грязь

А еще с помощью этих самых водных источников создается отменная грязь, которую можно применить для самых настоящих поросячьих развлечений. Рисовать грязью, лепить тортики и вымазаться по уши. Важное условие – тепло и одежда, которую не жалко.

Краски для улицы

Можно раскрашивать плитку на дорожке, писать слова или создавать картины. Приготовить краску можно из муки, воды и пищевого красителя, смешав ингредиенты до консистенции густой сметаны. Конечно, масштаб рисования предполагает и большие инструменты – малярные кисти и валики. Впрочем, если вооружиться ими, то можно рисовать просто водой, этакий акваковрик в масштабе.

Мыльная пена

Уж, как не сочетается понятия «грязь» и «мыло», но именно в категорию грязных игр я отношу масштабные пенные развлечения. Отмывать детей от насыщенного мыльного раствора ничуть не легче, чем от грязи, но оно того стоит. Конечно, во дворе такое развлечение вряд ли организуешь, но если вы имеете в своем летнем распоряжении территорию частного дома, то смело разводите детский шампунь без слез в ведре воды и стелите на землю большое полотно полиэтилена. Поливая его мыльной водой, вы получите прекрасный каток, по которому можно скользить. Детишкам лучше ползком и на надувных кругах, чтобы было безопаснее.

Если развести много жидкости для мыльных пузырей, то можно выдувать змей через носок, надетый на обрезанную бутылку.

Впрочем, менее масштабные игры с пеной можно организовать и дома, например, готовить пирожные из пены для бритья, рисовать ею же на стенах ванной.

Не бойтесь экспериментировать и развлекаться вместе с детьми, ведь это реальная возможность окунуться в детство, снова почувствовать свободу, искреннюю радость от познания этого мира.

И даже уборка, стирка и отмывание детей не будут больше вас пугать, потому что они покажутся мелочью на фоне этого настоящего счастья.

Анна Игнатеня,
многодетная мама,
автор блога Веселые будни

Я благодарю Аню за чудесную статью. Как же весело и интересно они проводят свое время с детьми, сколько вкладывается сил, и с какой именно радостью все. Замечательно!

И для души мы с вами сегодня послушаем Edvin Marton — Love Story

Смотрите также

31 комментарий

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра явление непростое, однако, в ней четко выражаются компоненты –главные элементы, определяющие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Математика – наука постоянно развивающаяся. В деятельности развиваются приемы мыслительных операций и качества ума, но не только. Математика содействует формированию памяти, речи, воображения, чувств; развивает выдержку, терпение, происходит творческое развитие личности. И необходимо запомнить, что математика – единственная из более сложных учебных предметов.
Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности. Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия и познания в играх, общении, рисунках, поделках.

Дошкольник в возрасте от 5 до 7 лет должен уметь:

1. Дошкольник должен решать простейшие головоломки и задачи.
2. Дошкольник должен уметь вычитать и прибавлять к числу.
3. Дошкольник должен уметь определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.
4. Дошкольник должен уметь считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами.
5. Дошкольник должен уметь сравнивать числа: равенства- неравенства, больше - меньше.
6. Дошкольник должен понимать и правильно отвечать на вопросы. Сколько? Который? Какой по счету?
7. Дошкольник должен знать состав чисел первого десятка.

Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Центр спокойных игр способствуют развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения, что, в свою очередь, способствует развитию когнитивной сферы детей.
Овладеть перечисленными навыками дети должны в возрасте 4-7 лет. Как быстро это произойдет, зависит не только от воспитателя и дошколят, но и их родителей, тяги ребят к обучению. Занимаясь с детьми по специальной литературе, воспитатель уже очень скоро заметят первые успехи. Но как правильно обучать ребенка 4 и 6 лет математике, чтобы не допустить ошибок и не привить отвращение к точным наукам.

Материал:

1. Шарики из меха, ниток, колючие, резиновые, пластиковые.
2. Полоски ткани: из шелка, капрона, шерсти, вискозы, штапеля и т. д.
3. Листы с рисунками различных животных и числовым рядом от 1 до 10.
4. Карточки с числовым рядом от 1 до 10.
5. Наборы счетных палочек, веревочки (шнурки).
6. Тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.

Развивающие игры и упражнения:

1.«Найди и покажи твердые и мягкие поверхности».
Учить на ощупь ощущать твердые и мягкие поверхности; развивать внимание. Ребенок ощупывает все поверхности предметов на столе и говорит, какие из них твердые, а какие гладкие.
2.«Найди и покажи гладкие, колючие и шероховатые предметы».
Учить на ощупь находить предметы с разной поверхностью. Ребенок ощупывает предметы и называет, какие из них гладкие, какие колючие, какие шероховатые.
3.«Опиши предмет».
Учить передавать в словесной форме свои тактильные ощущения; развивать внимание, мышление. Ребенок с завязанными глазами ощупывает игрушку на панели и описывает, какая на ощупь, её форму.
4.«Угадай предмет».
Учить передавать в словесной форме свои тактильные ощущения, развивать внимание, мышление. Один ребенок описывает предметы, другой угадывает, что он описал.
5. «Какое число пропущено?»
Поставьте в ряд нарисованные на бумаге карточки с цифрами от 0 до 10, затем предложите ребенку закрыть глаза и в этот момент уберите одну из карточек, сдвинув соседние цифры, чтобы опять получился непрерывный ряд. Открыв глаза, ребенок должен сказать, какой цифры не стало и где она должна находиться.
6.«Сколько имен ты знаешь?»
Воспитатель предлагает детям по очереди называть полное имя, делая при каждом названном имени шаг вперед. Первый называет мужские имена, второй – женские, третий опять мужские, четвертый – женские и т. д. Важно, чтобы дети не
повторялись. Кто дальше всех продвинется, тот и выиграл.
7. «Сравни числа»

Показав ребенку две карточки, предлагаем сопоставить их. Для начала ребенок называет значения чисел, потом отвечает на вопрос, какое из них больше и на сколько единиц. Затем следует заменить одну из карточек и повторить те же вопросы. Такое занятие может продолжаться достаточно долго, пока ребенок не потеряет к нему интерес.
8. «Нарисуй квадрат»
Развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку. Воспитатель загадывает детям загадку:
Четыре есть у нас угла,
Четыре стороны.
Все стороны равны у нас
И все углы равны. (квадрат)
Воспитатель предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»
Дети в тетрадях от предыдущего задания отчитывают вниз четыре клетки, ставят точку и рисуют квадраты простым карандашом до конца строки.
Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая руки.
Дети заштриховывают квадраты разными цветами.
9. «Сосчитай предметы»
Поскольку помимо чисел на карточки нанесены различные изображения, стоит предложить ребенку сосчитать их. Можно также усложнить задачу, подготовив листы с рисунками различных животных и числовым рядом от 1 до 10. Сосчитав количество зверей, дошкольник должен обвести соответствующую ему цифру. Как правило, данное упражнение очень нравится детям и не вызывает у них особых затруднений.
10. «Какой день недели»
Развивает память при запоминании названий и последовательности дней недели. Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой.
Много разных дней недели
Птицы нам про них пропели
В понедельник соловей
Пел, что нет прекрасней дней
А во вторник пела птица-
Желтобокая синица
Ворон каркнул, что всегда
Лучшим днем была среда
Воробей чирикать стал
Что в четверг он в лес летал
Две голубки ворковали
Воскресенье обсуждали
Птички дни недели знают
Нам запомнить помогают

11. «Мастерим геометрические фигуры»
Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Тот кричит ему:
- Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на углы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
- Приятных
Я желаю тебе снов!
Спать ложился ты квадратом,
А проснешься без углов!

Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг) .
Дети делают круги из веревочек.
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел – нет квадрата.
Онемел… Стоит без слов.
Вот так месть. Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры.

К концу старшего дошкольного возраста дети уже имеют некоторый опыт освоения математических деятельностей (вычисления, измерения) и обобщенных представлений о форме, размере, пространственных и временных характеристиках; также у детей начинают складываться обобщенные представления о числе. Старшие дошкольники проявляют интерес к логическим и арифметическим задачам, головоломкам; успешно решают логические задачи на обобщение, классификацию, сериацию.
Дети уже способны понять некоторые более абстрактные термины: число, время. Значительно совершенствуется понимание неизменности количества, величины (принцип, или правило, сохранения величины) : дошкольники выделяют и понимают противоречия в данных ситуациях и пытаются найти им объяснения.
Оказывается, природа щедро наделила при рождении каждого из нас возможностями развиваться. И каждый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности! Итак, первое условие успешного развития творческих способностейраннее начало. Но когда именно следует приступать к этому? И как это делать? Очень многое зависит от родителей, в том числе от их отношения к детям.
Очень хочется думать, что, познакомившись с развивающими играми и попробовав занять в них своих малышей, сами мамы и папы, в зависимости от своих склонностей или профессиональных знаний, дополнят их новыми условиями, придумают дополнительные варианты игр, способствующих развитию образно-художественных способностей, будь они из области математики, рисования, техники или физики, химии, биологии.


Картотека игр по сенсорному развитию детей

Второй младшей группы

Игра по ознакомлению с цветом

Собери пары

Оборудование : несколько пар геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Пару должны составлять фигуры одного цвета.

    Перемешайте фигурки и попросите ребенка разобрать их по парам, исходя из цвета и формы.

Собери по цвету

Оборудование: 5 групп геометрических фигур. В каждую входят фигуры одного цвета, но разной формы.

    Перемешайте элементы групп и попросите ребенка выбрать все фигуры одного цвета.

Кубик потерялся

Оборудование: 4 кубика разного цвета.

    Предложите малышу построить башню или домик. В процессе игры спрячьте один кубик. Обратите внимание ребенка на то, что кубиков стало меньше. Поинтересуйтесь, кубика какого цвета не хватает.

    Усложняя задание, увеличивайте количество кубиков, расширяйте цветовой диапазон; прячьте по два, по три кубика.

Уборка

Игра способствует разбитию мелкой моторики классифицирования предметов по цвету.

Оборудование : корзина или ведерко, предметы разного цвета.

    Предварительно разложите на полу игрушки, карандаши и другие вещи. Объясните ребенку, что сейчас вы будете гулять по комнате и собирать в корзину все предметы желтого (красного, синего и т. д.) цвета.

    Отыскивая предметы, советуйтесь с малышом: «Это желтый карандаш? Мы его возьмем?».

    Поднимите вещь другого цвета и постарайтесь сделать так, чтобы ребенок объяснил вам, что вы ошибаетесь.

Строим башню

Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счета, сравнения

Оборудование: кубики двух цветов.

    Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно рассортировав кубики. В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.

Какая машина такая и дорога

Игра способствует развитию внимания, помогает изучать цветовой диапазон

    Нарисуйте несколько машин разного цвета.

    Попросите малыша раскрасить дорожки под ними. Цвет дорожки должен совпадать с цветом машины.

Подбери нитку

Игра помогает освоить цветовую гамму, развивает навыки сопоставления предметов

    Нарисуйте воздушные шары разного цвета. Попросите малыша пририсовать к ним веревочки подходящего цвета.

Помоги рыбкам

Оборудование: фланелеграф, фигурки маленьких и больших рыбок из бумаги красного или другого цветов.

    Предложить помочь мамам-рыбкам найти своих детишек: «Чьи это детишки запутались в водорослях?» – ребенок выполнял эту работу на фланелеграфе. Показать, как нужно брать детишек-рыбок красного цвета и раскладывать рядом с мамой рыбкой красного цвета. «Детишки-рыбки такого же цвета, как мама-рыбка».

Собери капельки в стакан

Оборудование: кружочки разного цвета, пластмассовый или пластиковый стакан соответствующего цвета кружочкам.

    Раскладываем перед детьми вырезанные цветные кружочки разного цвета. Просим собрать капельки в стакан, но перед этим сами вкладываем в каждый стакан на рисунке по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «сюда положу капельку красного цвета, а сюда – желтого, а сюда – капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан одинаковых капелек». Дети делают умозаключения, сравнивая цвета: «Такая же капелька; такая же рыбка; грибочки одинаковые».

Помоги козляткам спрятаться от волка

Игра развиваем предметы по умение обобщать сюжету и цвету.

Оборудование: набор рамок – домиков из красного, синего, желтого, зеленого цветов. На домиках приклеены окошечки с козлятками.

    Предложить детям закрыть окошечко дверцей тождественного цвета и тем самым спрятать козленочка от волка.

Собери колечки

Оборудование: колечки двух цветов, коробки соответствующих цветов

    Разбросать колечки двух цветов (красные и желтые), дети подбегают, ловят их и раскладывают по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение идёт за счет увеличения количества колец разного цвета.

Какого цвета?

Цель:Формировать умение различать и называть цвета (красный, синий, жёлтый и зелёный, развивать у детей координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость.

Оборудование:Крышки от пластиковых бутылок красного, синего, жёлтого и зелёного цветов; четыре прозрачных пластиковых ведёрка с крышками, на которые наклеены картинки с изображением предметов определённого цвета: красного (помидор, жёлтого (банан, синего (цветы) и зелёного (трава). Также на крышках ведёрок имеются отверстия диаметром 3 см.

    Высыпаем крышки из ведёрок и перемешиваем. Потом предлагаем детям вспомнить цвета: задаём вопросы, например, «Что бывает зелёного цвета? » или «Какого цвета трава? ». Затем предлагаем детям найти крышки зелёного цвета и вставить их в отверстие ведёрка, на крышке которого изображена трава. И так далее. Потом игру усложняем: предлагаем детям рассортировать крышки по ведёркам. По окончании игры внимательно рассматриваем содержимое ведёрок: нет ли в них крышек другого цвета. Если есть, то выясняем какого цвета крышка и помещаем её в нужное ведёрко. Чтобы восприятие цвета у детей не ассоциировалось только с одним предметом, картинки на крышках ведёрок со временем необходимо менять. Это делается так же для активизации интереса детей к игре.

Изготовим бусы

Цель: Продолжать учить детей различать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. Соотносить предметы по цвету. Развивать математические способности детей раннего возраста. Развивать моторику кончиков пальцев рук,

Оборудование : Куклы основных цветов « красная, синяя, жёлтая и зелёная». Бусы « кружочки четырёх основных цветов». Лист с нарисованной верёвочкой. Верёвочка, крышки с отверстием для нанизывания, грибочки, полоски из картона

    Воспитатель показывает кукол и рассказывает, что они очень торопились, куклы хотят сделать себе бусы, но не умеют. Поэтому просят детей помочь им. Для этого каждый ребёнок выбирает себе куклу и на нарисованном шнурке путём выбора нужного кружка из четырёх предложенных цветов выбирает нужные бусы под цвет платья куклы. Дети выполняют задание, педагог обращается индивидуально к каждому ребёнку

Какое платье у твоей куклы? (красное)

Какие ты бусы должен собрать? (красные)

А у твоей куклы, какое платье?

Значит ты должен собрать какие бусы?и т.д

«Воздушные шары»

Цель: способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов.

Оборудование: воздушные шары, нитки соответствующих цвету шаров

    Воспитатель показывает детям картонную полосу, к которой прикреплены разноцветные нитки. Дети должны для нитки определенного цвета подобрать соответствующий шарик.

Игры по ознакомлению с формой и величиной

«Геометрическое лото»

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образу.

    Воспитатель рассматривает с детьми предложенный материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, треугольная).

«Соберем башенку»

Цель: учить детей собирать башенку, ориентируясь на образец и располагая кольца по убывающей величине.

Оборудование: пирамида

    Воспитатель вместе с детьми рассматривают башенку, на стержне которой много колец, затем снимают кольца - сначала поменьше, затем побольше. Воспитатель откладывает самое большое кольцо, затем поменьше. После этого дети сами

«Найди свой домик»

Цель: целенаправленное, осмысленное восприятия формы геометрических фигур.

Оборудование: детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат, треугольник.

    «В этом домике живут все круги, - говорит воспитатель, - в этом - все квадраты, а в этом - все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагается «погулять»: побегать по группе. По сигналу воспитателя (удар в бубен) все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель на каждый раз меняет домики местами.

«Найди пару»

Цель: изучение восприятия формы геометрических фигур.

    На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой - круг и квадрат, на третьей - два треугольника и так далее. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.

Эта игра полезна также и тем, что предполагает живое общение детей, при котором активизируется речь.

«Пирамидки»

Цель: формирование величины предметов, независимо от их положения в пространстве.

Оборудование: одноцветные пирамидки с толстыми кольцами (по числу участников игры, включая воспитателя). Для обозначения центра, к которому сходятся лучи, используется цветок картон кружок.

    Дети садятся за общий стол и каждый получает по пирамидке. Воспитатель, сидя за столом вместе с детьми, предлагает им поиграть с пирамидками. «Вот стоят пирамидки. Стоят они и на вас смотрят. Надоело пирамидкам стоять, захотелось им полежать. Поможем пирамидкам отдохнуть? - спрашивает детей воспитатель и прелагает, следуя его примеру, снять со своих пирамидок колпачки и поставить их ближе к себе. - Какое у пирамидки колечко наверху, большое или маленькое?» Каждый снимает самое маленькое колечко и придвигает его к своему колпачку. Лежащая пирамидка выкладывается вертикально от края стола к центру, где расположен картонный цветной кружок. Когда все колечки от пирамидок будут сняты и расположены на столе в порядке возрастающей величины, воспитатель показывает, как подравнять ряд колечек, чтобы получился ровный, красивый луч. Эти действия позволяют детям ощутить руками постепенное изменение величины колец.

На столе образуется цветной узор в виде лучей, которые отходят от центра - круга и сужаются по краям стола. Полюбовавшись вместе с детьми этим узором, воспитатель говорит: « А где же наши пирамидки?

Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело палочкам голыми стоять. Давайте позовем колечки домой и опять поставим пирамидки, как раньше». Теперь перед детьми стоит новая задача – собрать

пирамидку. «Какое колечко палочка зовет первым?» - спрашивает воспитатель. «Посмотрите внимательно, как лежит пирамидка, и вспомните, какое колечко у пирамидки в самом низу». Ответы детей воспитатель либо одобряет, либо поправляет. Дети

выбирают самые большие кольца и надевают их на палочки. «А теперь какое кольцо позовут палочки? - спрашивает воспитатель и, если нужно, подсказывает. -

Большое колечко, но чуть поменьше первого, иди домой». Дети надевают колечки на палочки.

Так постепенно воспитатель и дети собирают свои колечки по убывающей величине. Получаются пирамидки. Поверх колец надеваются колпачки и пирамидки снова становятся высокими.

Правила игры:

Играть дружно, организованно воспроизводить действия, которые показывает воспитатель.

Советы воспитателю: при проведении игры важно четко и правильно называть величину колечка, которое надевается на палочку. Названия величины могут варьироваться: «большое, но чуть поменьше», «еще чуть поменьше», «еще меньше,

почти самое маленькое». Показывать каждый раз детям названия величины и следить, чтобы они правильно его повторяли

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей 3-4 лет.

  1. Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

  1. Д/И «ВКЛАДЫШИ»

ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник.

  1. Д/И «КАКОГО ЦВЕТА НЕ ХВАТАЕТ?»

ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.

  1. Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

  1. Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»

ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

  1. Д/И «ОДИН – МНОГО»

ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.

РУКОВОДСТВО: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

  1. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МОТОЧКИ»

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все нитки, предлагает малышам смотать каждому по моточку нитки, у каждого свой цвет нитки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

  1. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что внучата сложили все прищепки в оду коробку, предлагает малышам разложить их по цветам коробки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

  1. Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

  1. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

  1. Д/И «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»

ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель по отдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

  1. Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»

ЦЕЛЬ: Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

РУКОВОДСТВО: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

  1. Д/И «НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО»

ЦЕЛЬ: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.

  1. Д/И «ВСТАВЬ ВТУЛОЧКУ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулок. Показывает и обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное.

  1. Д/И «БУСИНКИ»

ЦЕЛЬ: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.

  1. Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»

ЦЕЛЬ: Учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.

  1. Д/И «ЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.

  1. Д/И «СОБЕРИ И РАЗБЕРИ ПИРАМИДКУ»

ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании.

  1. Д/И «НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЬЦА НА ШНУРОК»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами, развивать моторику: кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

  1. Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок

  1. Д/И «НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ»

ЦЕЛЬ: Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.

  1. Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ»

ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.

  1. Д/И «УГАДАЙ НА ВКУС»

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

  1. Д/И «РАСТОПИ ЛЁД»

Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе.

Предложите малышу растопить лёд и прокомментировать, как это происходит (холодный, твердый, жидкий).

  1. Д/И «КТО ЛЕТАЕТ?»

Объясните малышу: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. – Ракета?.. – Голубь?.. – Стол?.. и т.д.»

Дайте малышу время подумать.

Аналогично проводятся игры: «Что идёт?» и т.д.

  1. Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»).

Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.

Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые.

При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги.

Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

  1. Д/И «ГДЕ КРУГ, А ГДЕ КВАДРАТ»

Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные.

Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы.

Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т.д.

  1. Д/И «ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.

Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

  1. Д/И «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»

Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.

Попросите малыша из каждой пары выбрать больший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.

Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки.

Вариант 2: предложите малышу два карандаша – большой и маленький. Попросите провести линию большим карандашом.

Задание можно и усложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким – маленькую.

  1. Д/И «ПРЯТКИ»

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.

Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

  1. Д/И «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

  1. Д/И «СПРЯЧЬ ЛИСТОК»

Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие - зеленые).

Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.

Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т.д.

Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).

Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.

  1. Д/И «НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ»

Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).

Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

  1. Д/И «БУСЫ»

Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить.

Объясните малышу, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.

  1. Д/И «ГОЛОВОЛОМКА»

Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.

  1. Д/И «ЗАКЛЕЙ ДЫРКИ»

Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.

Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

  1. Д/И «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»

Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку, петуха и пр.

Попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку. Спросите: «Чего не хватает?».

Игру можно усложнять, вводя в нее большее количество предметов.

Вариант: «Что прибавилось?».

  1. Д/И «СДЕЛАЙ, КАК БЫЛО»

Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машина, кубик и т.д.).

Предложите ребенку посмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось.

Постепенно задание можно усложнять.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!